Русальная неделя (зеленые святки): традиции и обряды наших предков

Совсем скоро православный мир будет отмечать великий праздник – . В 2017 году он выпадает на 4 июня. Об этом празднике знают многие и многие широко его празднуют. А вот то, что вся неделя перед Троицей также является праздничной, известно немногим. Именуется эта неделя Зеленые святки.

Зеленые святки в 2017 году: когда начнутся и что это за праздник. Зленые святки – это старинный народный праздник. В 2017 году Зеленые святки начинаются 28 мая и продлятся по 3 июня , вплоть до самой Троицы.

Зеленые святки в 2017 году: что это за праздник. В народе Зеленые святки считают рубежом, разделяющим весну и лето. На Руси по традиции всю неделю, что длятся Зеленые святки, устраивали народные гуляния, проводили различные ритуалы, гадали. Называют это время также Русальным.

Есть у Зеленых святок и еще одно название – Семицкая неделя. Такое название пошло от праздника Семика, который отмечается в четверг во время Зеленых святок. То есть в 2017 году этот праздник выпадает на 1 июня.

В этот день нужно изготовить чучела, которые называют Семиком и Семчихой. С этими чучелами молодые парни и девушки обходят дома, желая всем удачи, счастья и процветания.

День Святой Троицы - великий христианский праздник, но его традиции корнями уходят в язычество. И, как это нередко бывает, в народном сознании сплелись древняя магия и православные обряды. Так родились мощные ритуалы, гадания, заговоры. В 2017 году Троица приходится на 4 июня .

Семейное древо. Обряд на Родительскую субботу

Канун праздника - Родительская суббота: единственный день в году, когда церковь молится о душах людей, умерших некрещеными.

В Родительскую субботу посадите семейное древо: саженец на дачном участке или комнатное многолетнее растение, например фикус. На дно ямки или горшка положите вещицу, связанную с вашим родом: недорогое украшение, принадлежавшее маме или бабушке, осколок блюдца из семейного сервиза, старую пуговицу. Если ничего подобного не найдется, принесите горсть земли с места, где вы или кто-то из старшего поколения ваших родственников провел детство, юность. Внимание: ни в коем случае не кладите под дерево землю с могилки - с кладбища ничего нельзя приносить в дом или в сад!

В первый раз надо полить семейное древо заговоренной водой. Возьмите родниковую или наберите из-под крана сразу после полуночи, положите на сосуд с водой обе ладони и начинайте называть имена всех предков, которых вспомните. Назвав имя, всякий раз произнесите: «Мир тебе и вечное спасение». Обряд заговаривания воды повторяйте ежемесячно в полнолуние: души ваших ушедших получат облегчение, а вы - поддержку рода.

Зеленые святки

Задолго до принятия христианства в начале июня на Руси проходили празднества, связанные с почитанием земли-матушки. Они назывались «зелеными», или «изумрудными» днями, отсюда и народное название Троицына дня - Зеленые святки.

По поверьям, на Зеленые святки землю не следует беспокоить - сажать или пересаживать растения, копать и рыхлить, убирать сорняки. Пусть земля-именинница отдохнет, тогда будет благосклонна к человеку.

На Троицу ранним утром, на заре, произносят заговор на удачу и успех в делах: «Встану я, помолясь, выйду, перекрестясь, взойду на гору высокую, погляжу окрест на все четыре стороны. Как на восточной стороне на лугу зеленом пасется конь вороной, норовом дикий да буйный. Никто его не седлал, никто на нем не езжал, стремян-поводьев тот конь не знал. Я того коня укрощу, и будет он подо мной ходить послушно, возить, куда я хочу. Воля моя крепкая, слово мое верное. Аминь».

Приворот на Троицу

А чтобы приворожить любимого, в Троицын день женщина собирает траву, плетет из нее небольшой венок и, ложась спать, кладет под подушку с наговором: «Как эти травы в венок свивались-переплетались, так пусть раб Божий (имя) вокруг меня, рабы Божией (имя), вьется-увивается, как венок будет вянуть и сохнуть, так пусть сохнет-горюет он по мне, Божьей рабе (имя), едой не заедает, питьем не запивает, гульбой не загуляет; при пире он или при беседе, в поле он или в доме - не сходила бы я с его ума-разума. Будьте слова мои крепки и лепки, крепче камня и булата, острого ножа и борзометкого копья. А ключ моим словам и утверждение, и крепость крепкая, и сила сильная в небесной высоте, а замок в морской глубине. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Березовая магия на Троицу

Главным символом Троицы считается береза - всевозможные обряды связаны именно с ней. Ее листьями засыпали полы в избах, пучками березовых веточек украшали ворота, пороги, окна и иконы. Нередко к березовым добавляли ветки яблони, рябины, клена, ивы. Но ни в коем случае не брали ветки хвойных деревьев (они символизируют смерть) и осины (это дерево-вампир). Считалось, что береза, впитавшая энергию пробудившейся земли, защитит от злых сил, подарит здоровье, достаток, сбережет и приумножит новый урожай.

На праздник Троицы можно совершить ритуал на исполнение заветного желания. Нужно подойти к молодой березке, обнять ее, затем подтянуть к себе ветку и попросить березу о помощи, произнести вслух свое желание, сплетая косичку из самых тонких веточек дерева.

Через несколько дней стоит навестить «свою» березку: если косичка в целости - мечта непременно исполнится, если расплелась - увы. Кстати, если, гуляя в лесу или парке, увидите такие заплетенные ветки - не трогайте! Может быть, кто-то загадал желание, а возможно, оставил на березе беду. Кто расплетет такую косичку - перебьет другому удачу или возьмет себе чужие невзгоды.

Троицу следует проводить весело, радостно: кто в этот день печалится или работой занят - Небеса гневит.

Непременно следует испечь или купить каравай. Это традиционный свадебный хлеб, обязательно круглый - в форме солнца, высшего славянского божества. Его покровительство стремилась получить молодая семья - потому и подавали на свадьбе «солнечный» хлеб, круглый и румяный.

В старину пекли каравай особо приглашенные люди - чаще всего женщины, непременно замужние и имеющие деток, то есть счастливые в семейной жизни. Получалось, что их семьи благословил Бог, и через них благословение передается молодой семье. Замешивая тесто, женщины пели специальные обрядовые песни, произносили молитвы и наговоры, призывающие Господа спуститься с небес и помочь испечь каравай. Так что лучше всего, чтобы ваш каравай для праздника Святой Троицы пекла женщина (или купила для вас в булочной), счастливая в замужестве. Вместо каравая вполне можно подать круглый дрожжевой пирог.

Девушкам на выданье и одиноким дамам следует взять несколько кусочков каравая, завернуть в чистую тряпицу, прочитать над свертком молитву «Отче наш» и от всей души попросить Господа (или Высшие силы) о скорой встрече с суженым. Сверток положить за икону или в такое место, где его никто не увидит и не тронет. Хранить до свадьбы, чтобы растолочь и добавить крошки в свадебную выпечку - тогда семья будет крепкой.

27 мая на в старинном русском городе Городце, расположенном на левом берегу Волги, состоялся XIII Всероссийский фестиваль фольклорно-этнографических коллективов «Зелёные святки». Здесь собрались лучшие самобытные коллективы различного возраста, представляющие музыкальный, песенно-танцевальный, обрядовый, игровой фольклор с сохранением локальных исполнительских традиций.

Уже ставший традиционным, фольклорный фестиваль проводится один раз в год за неделю до православного праздника Святой Троицы. Мало кто знает, что эта неделя является переходным периодом от весны к лету и носит название - «Зелёные святки». Один из самых красивых, светлых и радостных праздников летнего обрядового цикла посвящён проводам весны, чествованию русалок, берёз, а также – поминовению усопших. Символ праздника - берёза, олицетворяющая силу добра и выполняющая роль оберега от несчастий. Во время святок люди просили у природы благословения на ведение хозяйства, здоровье для скота, хороший урожай и многое другое.

Об этих и других праздничных традициях широко поведал фестиваль, объединивший 14 фольклорно-этнографических коллективов из: Республик –Марий Эл и Чувашия, Нижнего Новгорода и 10 районов области. Начался фольклорный праздник с общего шествия участников от улицы Кирова до Александровской набережной, где началась самая красочная часть праздника – исполнение народных песен, старинные игры и дружные хороводы. Самым главным моментом праздника стал обряд завивания берёзки. Девушки повязывали на ветви разноцветные ленты и пели песни, в которых подробно и последовательно изображался ход самого обряда и прославлялась берёзка.

Участников и гостей фестиваля поздравили официальные гости: Владимир Викторович Беспалов, глава администрации Городецкого муниципального района, Артём Александрович Кавинов, депутат Государственной Думы РФ, Наталья Николаевна Храмова, заведующая отделом народного творчества ГБУК НО «Центр народного творчества».

Фестиваль прошёл в дружеской и по-домашнему уютной атмосфере. Для коллективов участие в подобных мероприятиях – хорошая возможность показать своё творчество за пределами родного города, обменяться опытом и, наконец, просто познакомиться с новыми друзьями. Для зрителей – экскурсия в далёкое прошлое. «Зелёные святки» объединили всех, кто неравнодушен к русской культуре и её традициям и обычаям.

Яркие выступления на сцене, неповторимые костюмы, старинные народные игры и хороводы наполнили вдохновением и зарядили всех без исключения тёплой энергией на предстоящее лето.

От Тонкинского района на фестивале принимал участие народный фольклорный коллектив “Истоки”, руководитель Попова К.В.

4 июня в районном поселке (наукограде) Кольцово Новосибирского района прошел XI областной праздник на Троицу «Зеленые святки».

Областной центр русского фольклора и этнографии при взаимодействии с Администрацией наукограда Кольцово и КДЦ «Импульс» организовали и провели поистине широкомасштабный праздник, при участии 19 коллективов области и города.

Праздник открыло костюмированное, песенное шествие по улицам поселка, оглашающее Троицкое торжество. В общем хороводе участвовали почетные гости, представители Кольцовской администрации. После официального открытия состоялся концерт фольклорных коллективов, по завершении которого парк отдыха заполнился хороводными кругами. Хороводные переплетения прерывались кадрильными танцами и веселыми играми. Молодецкие забавы и игры украсили праздник и непрестанно вовлекали юношей, детей в круговорот старинных затей. На протяжении трех часов проходил турнир по «Городкам». Дети, юноши и мужчины не отрывались от командного соревнования до конца игры.

Девушки вили венки и «кумились», украшалась березка. К этому времени на кострищах готовилась яишница, без которой праздник был бы неполным. Именно общая обрядовая трапеза всегда вызывает незабываемые впечатления от троицкого веселья и является отличительной чертой празднования «Зеленых святок». Традиционно праздник украшала выставка народных ремесел и декоративно-прикладного творчества. Устраивались мастер-классы по бересте, Пермогорской росписи, кукле «хороводнице», фетровой птице.

Необходимо отметить участие сельских коллективов, что говорит об интересе к творческому поиску себя в рамках народного календаря и славянских обрядовых традиций.

Наблюдается проникновение жанров русского обрядового фольклора в репертуар районных коллективов. Данная творческая направленность связана с тесным сотрудничеством руководителей фольклорных студий, ансамблей с ОЦРФиЭ. Постоянное участие в мероприятиях центра, консультации специалистов оказывают положительное влияние не только на знание традиционного репертуара, но и на изучение собственных местных этнографических традиций проведения календарных праздников. Приятно было видеть городскую молодежь, с неподдельным азартом играющую в народные игры, участвующую в красивейших весенних орнаментальных хороводах и, конечно, в молодежных обрядах этого замечательного праздника.

Когда праздник удается, не чувствуется течение времени. И только диск солнца, плавно скрывающийся за горизонтом - знак того, что все вынуждены отправляться домой и с нетерпением ждать следующих «Зеленых святок».

Комментировать В цитатник или сообщество

Эта дата не является праздничной, окончание чародейной недели и завершение работы с детьми. Их или отпустили, или не отпустили. С завтрашнего дня, а завтра Ярилин день, и девочки, и мальчики стали окончательно и бесповоротно взрослыми и сами готовятся к первому взрослому Купала в своей жизни. На Ярилин день союзы-обещания-клятвы или рушатся окончательно, или подтверждаются. Если у сторон нет претензий друг к другу - это хорошо, но и кровная месть - это тоже результат разрушения, отмены, невыполнения обещания.

Сегодня работы закрываются и обрываются нити, бросаются в воду, в огонь, по ветру или закапываются: больше нет дитяти несмышленого да подростка упрямого, а есть взрослые дети, живущие своей жизнью и своим умом.


В этот день вы заканчиваете работу, которая велась на этой неделе.

Воскресенье, 05 Июня 2016 г. 08:27 ()

ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ (иначе - РУСАЛИИ) в традиционном русском месяцеслове (календаре) - волшебное время, посвящённое проводам весны (Богини Лели), чествованию водяных духов (русалок) и берёз, а также - поминовению усопших (в том числе - заложных (то есть умерших до срока) покойников).

Семик - это четверг русальной недели.

В древности начало Зелёных Святок, предположительно, было связано с Ярилиным Днём (4 кресеня \ июня), а окончанием Русалий - праздник летнего Солнцеворота - Купало.

Наши предки связывали русалок с водой и чествовали их, устраивая празднества и моления русалкам, считая их духами дождя, растительности и плодородия. Изначально русалки изображались не с рыбьими хвостами, а в виде крылатых девушек — «сиринов». Русалии были зимними и летними. Зимние плотно переплетались с новогодней заклинательной магией, а летние («русальная неделя») — с молениями о дожде. Девушки-русалки ассоциировались с березками. Тонкие, нежные, светлые, они становились символом окончания зимы и начала лета.

Во время Зелёных Святок было принято приносить домой ветки берёзы (ветви этого дерева, особенно использованные в обрядах, считались у славян мощным оберегом) и цветы, украшать всё зеленью.

Берёзка была символом жизни, неисчерпаемой силы. Из ее листьев плели венки. Их потом клали в горшки и засыпали землей, чтобы высадить туда капустную рассаду. Считалось, что «троицкие растения» имеют волшебную силу.

В дома приносили первые цветы и берёзовые ветки. Когда ветки и цветы засыхали, их не выбрасывали. Принято было хранить их весь год в укромном месте. А когда начиналась жатва, сухие растения подмешивали к свежему сену.

Русальская обрядность состоит из двух основных частей: чествование берёз и русалок и поминовение усопших.

Чествование берёз и русалок.

Завивание венков.

В начале Святок (в Семик) девушки «завивают венки» обрядовой берёзке. Прежде всего, вокруг дерева очерчивается обережный круг (очень часто его заменяет девичий хоровод, поющий обрядовые песни). Затем на берёзе сгибают и завязывают в виде кольца вершинку либо ветви (не ломая их!). Эти кольца называются венками.

«Вью, вью я венок,

Завивайся, берёзонька.

Вью, вью я венок,

Завивайся, кудрявая».

Сквозь кольца девушки кумятся. Через несколько дней венки обязательно развиваются.

Согласно народным поверьям, русалки весной выходят из рек и качаются на кольцах из берёзовых ветвей. Люди же стараются задобрить водяных духов, принося им требы.

«На гряной неделе русалки сидели,

Рано, рано.

Сидели русалки на кривой берёзе,

Рано, рано.

На кривой берёзке, на прямой дорожке,

Рано, рано.

Просили русалки и хлеба и соли,

Рано, рано.

И хлеба, и соли, и горькой цибули,

Рано, рано».

Кормление дерева.

Совершается кормление дерева - под ним оставляют различную еду (основное обрядовое блюдо - яичница), приготовленную в ссыпку - то есть из продуктов, собранных со всех участниц обряда. Часто девушки сами едят под деревом (что может пониматься как совместная с деревом трапеза).

«Ты радуйся, белая берёза:

К цебе идуць

Дзевки красные,

Цебе несуць

Яешни смашные,

Горелку горькую,

Скрыпку звонкую»

Ряжение.

Берёзу украшают лентами и платками, иногда - полностью обряжают в женскую одежду. В то же время участницы обряда надевают венки из берёзовых ветвей и другой зелени и рядятся сами. Чаще всего изображали представителей других половозрастных групп: - в замужних женщин или мужчин, иногда - животных, чертей и русалок. Ряжение - сложный обряд, имеющий множество смыслов: берёзовые венки служат для уподобления девушек берёзе, переодевание в одежду противоположного пола и ношение личин (масок) некоторых животных - для обеспечения плодородия, ряженые, изображающие различных духов, являются, по сути дела, их представителями. Кроме того, ряжение (согласно народным представлениям) служит способом защиты от возможного вреда со стороны обитателей Иного Мира.

«- Мы покумимся, кумушка,

Вью, вью я венок,

Поцелуемся, голубушка.

Вью, вью я венок»

Русские называют берёзку после завивания венков «кумой», а в одной из белорусских обрядовых песен прямо говорится: «покумилася, поголубилася с белой берёзонькой». В более поздние времена, в результате переосмысления первоначального обычая, союз заключался с русалками. Пытаясь ублажить русалок и обеспечить себе плодородный сезон, богатый дождями, люди проводили обряды кумления, как бы призывая русалок стать их родственницами.

Раскумление.

Через несколько дней происходило так называемое раскумление: ветки деревьев развязывали, украшения снимали и праздник подходил к своей завершающей фазе — проводам русалок. По народным поверьям, русалки весной выходили из рек ненадолго, а пребывание их на суше сверх положенного срока было вредно: они начинали шалить, топтать посевы и причинять неудобства людям. Обряд раскумления — деликатный способ напомнить водяным духам, что им пора вернуться домой.

Срубание берёзы.

После того как с березки снимали все символы праздника, ее срубали (иногда выкапывали с корнем) и несли в селение. Там обычно ее вносили во все дома «на счастье», а после обходили с ней вокруг селения и бросали деревце в реку. Брошенная в воду береза должна была передать воде свою целебную силу. Считалось, что потопление обрядовой березки в реке обеспечивает достаточное количество влаги на все лето.

Проводы русалок

После раскумления совершаются обряды «проводов» и даже «похорон» русалки.

В качестве символической русалки наряжали девушку или куклу. Совершали обряд проводов, который оканчивался у ржаного или житного поля. Делалось это для улучшения роста урожая, в надежде, что водяные духи помогут вырастить достойный урожай.

Предположительно, то же самое значение имеет и проводящийся на Зелёных Святках.обряд «похорон кукушки». Дело в том, что кукушка в народной Традиции связана с русалками, а в белорусском языке слово «зозуля» обозначает одновременно и кукушку и русалку. Этот ритуал выглядит следующим образом: девушки изготавливают из травы или тряпок чучело, наряжают его в женскую одежду, торжественно «крестят», а вскоре (максимум через день) две выбранные девушки в тайном месте хоронят «кукушку».

В некоторых местностях до проводов русалок проводился обряд вождения «русалки» в жито. В Гомельской области он совершался так: выбирали самую смешливую девушку, распускали ей волосы, снимали одежду, прикрывая чем-нибудь только плечи, плели огромный венок и обвивали им «русалку». Затем её торжественно вели в жито с песнями и барабанным боем, во время шествия зажигали факелы.

Дойдя до места, силой затаскивали «русалку» в жито, разрывали на ней оставшуюся одежду и убегали. Девушка же бежала за односельчанами, пытаясь их остановить… Цель этого обряда - имитировать переселение русалок в посевы, нужное для того, чтобы водяные духи помогли вырасти урожаю.

Поминовение усопших.

Во время Зелёных Святок принято поминать мёртвых. Поминовение Предков совершалось с большим размахом

Особое место на Зелёных Святках занимает поминовение заложных покойников. В народной Традиции так называют людей, умерших до срока: убитых, самоубийц, погибших от несчастного случая, а также - ушедших из жизни в молодом возрасте, проклятых родителями и общавшихся с нечистой силой (колдунов и ведьм). «Заложные» считаются склонными вредить людям, в том числе - насылать разного рода стихийные бедствия (заморозки, засуху и т.д.). Во время русалий (а также - при засухе) было принято лить воду на могилы утопленников и опойцев - считалось, что это помогает предотвратить (или же - прекратить) бедствие. «Заложных» поминают отдельно от умерших своей смертью, в срок, «чистых» покойников. Обряд этот может проводиться в любое время, но специальным днём для поминовения этого разряда умерших является Семик.

Прочие обряды.

1) Хождение в жито.

Этот обряд совершался в начале либо в конце Святок: девушки и женщины отправлялись в поля, смотреть посевы. После обхода они разводили костёр и устраивали пирушку около него. После еды ложки (и яичную скорлупу) подбрасывали вверх со словами: «Пусть рожь такая высокая уродится, как высоко ложка поднимется»; а затем кувыркались по земле с криками: «Рожь к овину, а трава к лесу!».

2) Проводы или похороны Костромы.

В русских обрядах «проводов весны» («проводов Костромы») — молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода.

При ритуальных похоронах Костромы её воплощает соломенное чучело женщины или мужчины.Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом (ср. похороны Кострубоньки, Купалы, Германа, Ярилы и т. п.), но Кострома воскресает.Ритуал призван был обеспечить плодородие.

3) Обережные обряды.

В ночь на Троицу девицы и женщины опахивали деревню, создавая таким образом обережный круг для защиты от нечисти. В этот же день на западе Руси творили «венчание скота»: пастух приносил в дом два венка, один из которых вешал на рога корове, а второй - надевал на хозяйку, совершая при этом магические действия.

4) Обряды на любовь и брак

Тема любви и брака была одной из доминирующих в процессе празднования Русалий. В это время девушки гадали о замужестве, для приближения сватовства совершали различные магические действия (например - проводили борозду от своего дома к дому юноши).