Причины развала ссср и создание снг. Распад ссср: причины и последствия. образование снг

Распад СССР и создание СНГ


содружество государство распад республика

Введение

1.1 Распад СССР

Заключение

Введение

Целостность исторического процесса не должна подвергаться сомнению, что обусловливает новые подходы к изучению, прежде всего, недавнего советского политико-правового опыта.

Советская история требует объективного осмысления. В основу должен быть положен исторический факт, всесторонне изученный, получивший научную интерпретацию. В этом контексте требует своего осмысления одна из наиболее обсуждаемых острых проблем, аккумулирующих многоаспектность советской истории, - проблема распада СССР. Насколько закономерен этот процесс, каковы его причины и оправданы ли последствия - эти и ряд других вопросов возникают на фоне этой сложной темы.

Распад СССР, самой крупной по площади государства, занимавшего 1/6 часть обитаемой суши, безусловно, является крупнейшей геополитической катастрофой XX века, представлявшего собой системную дезинтеграцию в экономической, общественной, политической и социальной структурах Советского Союза.

В настоящее время историки не обладают единым мнением как на то, что явилось основной причиной распада СССР, так и на то, возможно ли было предотвратить процесс распада.

Однако факторов, ведущих к развалу, было достаточно, в том числе и авторитарный характер советского общества, диспропорции экстенсивной экономики, ряд крупнейших техногенных катастроф, межнациональные конфликты в том числе и беспорядки 1972 года в Каунасе, массовые демонстрации 1978 году в Грузии, события 1980 года в Минске, декабрьские события 1986 года в Казахстане и др.: всё это в результате конкатенации привели к дезинтеграции советской системы.

Теоретические и практические основы исследования норм права разработаны такими учеными как: Коршунов М.М., Кочеткова М.В., Абдуллоев И.Р., Федотов А.А., Кислицын С.А., Цурганов Ю.С., Кожевина М.А., Космач В.А., Григонис Э.П., Тимофеева А.А. и другими.

Целью работы является уточнение сущности распада СССР и образования СНГ.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

изучить особенности распада СССР;

дать характеристику причин и последствий распада СССР;

рассмотреть особенности образования СНГ.

Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности распада СССР и образования СНГ.

Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

1. Характеристика распада СССР

1.1 Распад СССР

декабря 1991 г. во время встречи в Белоруссии в Беловежской Пуще, проведенной в тайне от советского президента, лидеры трех славянских республик Б.Н. Ельцин (Россия), Л.М. Кравчук (Украина), С.С. Шушкевич (Белоруссия) заявили о прекращении дейсвия союзного договора 1922 г. и создании СНГ - Содружества Независимых Государств. В сепаратном межгосударственном соглашении говорилось: "Мы, руководители Республики Беларусь, РСФСР, Украины, отмечая, что переговоры о подготовке нового Союзного договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образование независимых государств стал реальным фактом… заявляем об образовании Содружества Независимых Государств, о чем сторонами 8 декабря 1991 г. подписано соглашение". В заявлении трех руководителей говорилось, что "Содружество Независимых Государств в составе республики Беларусь, РСФСР, Украины является открытым для присоединения всех государств-членов Союза ССР, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения".

декабря на встрече в Алма-Ате, на которую советский президент не был приглашен, одиннадцать бывших советских республик, а теперь независимых государств, объявили о создании Содружества по преимуществу с координационными функциями и без каких-либо законодательных, исполнительных и судебных полномочий.

Оценивая впоследствии эти события, бывший президент СССР говорил, что считает, что в вопросе о судьбе СССР одни выступали за сохранение союзного государства с учетом его глубокого реформирования, превращения в Союз Суверенных Государств, другие - против. В Беловежской Пуще за спиной президента СССР и Парламента страны все мнения были перечеркнуты, и СССР был уничтожен.

С точки зрения экономической и политической целесообразности трудно понять, зачем бывшим советским республикам нужно было "сжигать дотла" все государственные и экономические связи, но не следует забывать, что кроме ярко проявившихся процессов национального самоопределения в советских республиках был факт борьбы за власть. И этот факт сыграл не последнюю роль в решении Б.Н. Ельцина, Л.М. Кравчука и С.С. Шушкевича, принятом в Беловежской Пуще о прекращении действия Союзного договора 1922 г. Крушение СССР подвело черту под советским периодом современной отечественной истории.

Распад Советского Союза привел к наиболее впечатляющей со времен Второй мировой войны геополитической ситуации. Фактически это была настоящая геополитическая катастрофа, последствия которой и сегодня отражаются на экономике, политике и социальной сфере всех бывших республик Советского Союза.

1.2 Причины и последствия распада СССР

Как происходил распад СССР? Причины и последствия этого события до сих пор интересуют историков и политологов. Интересно оно тем, что до сих пор не все понятно о ситуации, которая сложилась в начале 1990-х годов. Сейчас многие жители СНГ хотели бы вернуть те времена и снова объединиться в одно из самых могущественных государств мира. Так почему же тогда люди перестали верить в счастливое будущее вместе? Это один из самых важных вопросов, который сегодня интересует многих.

Событие, которое произошло в конце декабря 1991 года, повлекло за собой создание 15 самостоятельных государств. Причины развала СССР заключаются в экономическом кризисе страны и в недоверии простого советского народа к власти, какую бы партию она ни представляла. Исходя из этого, распад СССР, причины и последствия данного события связывают с тем, что Верховный Совет Советского Союза после самоотвода президента государства Горбачева М.С. принял решение прекратить существование страны, которая победила в двух войнах.

В настоящее время историки выделяют лишь несколько причин развала СССР. Среди основных версий можно выделить следующие:

слишком жесткий политический строй в стране, который запрещал многие вольности народу в сфере религии, цензуры, коммерции и т.д.;

не совсем удачные попытки правительства Горбачева перестроить политическую систему Советского Союза за счет реформ, которые привели к экономическому и политическому кризису;

отсутствие власти у регионов, потому что практически все важные решения принимала Москва (даже касаемо тех вопросов, которые входили целиком и полностью в компетенцию регионов);

война в Афганистане, холодная война против США, постоянная финансовая поддержка других социалистических государств, несмотря на то, что некоторые сферы жизни требовали существенных реконструкций.

Распад СССР, причины и последствия привлекли к тому, что экономический кризис того времени перенесся и на новые 15 государств. Так что, может быть, и не стоило спешить с распадом. Ведь данная декларация существенно не изменила ситуацию у народа. Может, через несколько лет и Советский Союз мог бы выровняться и спокойно продолжить свое развитие?

Возможно, причины и последствия распада СССР также связаны с тем, что некоторые государства испугались новой формы власти, когда в парламент прошло много либералов и националистов, и сами вышли из состава союза. Среди этих стран были следующие: Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Армения и Молдавия. Скорее всего, именно они подали отличный пример остальным республикам, и те еще больше стали желать отсоединения. А если бы эти шесть государств немного подождали? Может быть, тогда получилось бы сохранить целостность границ и политического строя Советского Союза.

Распад СССР, причины и последствия данного события сопровождались различными политическими съездами и референдумами, которые, к сожалению, не принесли желаемого результата. Поэтому в конце 1991 года уже практически никто не верил в будущее самой большой страны во всем мире.

Наиболее известными последствиями развала Советского Союза считают такие:

моментальное преобразование Российской Федерации, где Ельцин сразу же провел несколько экономических и политических реформ;

произошло множество межнациональных войн (в основном эти события происходили на Кавказских территориях);

разделение Черноморского флота, распад Вооруженных сил государства и деление территорий, которое происходило между еще недавно дружескими нациями.

Каждый должен сам решить для себя, правильно ли поступили мы в 1991 году, или нужно было немного подождать и позволить стране оправиться от многочисленных проблем и продолжить свое счастливое существование.

2. Содружество Независимых государств (СНГ)

2.1 Создание Содружества Независимых Государств (СНГ)

Содружество Независимых Государств (СНГ) - это международная региональная организация, призванием которой является регулирование сотруднических отношений между странами, ранее входившим в СССР. СНГ действует на добровольной основе. Содружество не есть надгосударственной структурой.

СНГ было создано 8 декабря 1991года под Брестом (Беларусь) в Вискулях, Беловежская пуща. Основано содружество впоследствии принятия "Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" главами БССР, Украины и РСФСР.

В этом документе указывалось, что СССР перестал существовать как субъект геополитической реальности и международного права. Но сторонами было договорено о организации Содружества Независимых Государств, основываясь на тесных связях между народами, на стремлении к правовому демократическому государству, желании развивать отношения на основе уважения суверенитета.

декабря 1991 г. Верховные Советы Украины и Белоруссии ратифицировали это соглашение. Верховный Совет России ратифицировал его 12 декабря. Но для ратификации соглашения нужно было созывать Съезд народных депутатов РСФСР, высший орган власти. Весной 1992 года Съездом народных депутатов РСФСР не было принято постановление на голосование вопроса о ратификации беловежского соглашения. До своего роспуска он не ратифицировал этот документ. В декабре 1991 года в Ашхабаде была проведена встреча пяти стран: Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и Туркменистана. В итоге, было создано заявление о согласии войти в содружество.

декабря 1991 года главами одиннадцати бывших республик была подписана Алма-Атинская декларация о принципах и целях СНГ. В ней шлось об остановлении существования Союза ССР и образовании СНГ. Также говорилось об общем командовании военно-стратегическими силами, о создании и усовершенствовании общего экономического пространства, о едином контроле над ядерным оружием.

В первые годы деятельности организации в основном решались вопросы организационного характера. В декабре 1991 г. в Минске прошла первая встреча представителей стран содружества. На ней было подписано "Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств", говорилось в котором о создании Совета глав государств, высшего органа СНГ. Также подписали "Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках", согласно которому страны имели право на сои вооруженные силы.

Период организационных вопросов был завершен, когда 22 января 1993 года в городе Минск подписали главный документ объединения - "Устав Содружества Независимых Государств".

Государства-учредители СНГ - это страны, которые приняли Соглашение об основании СНГ, а также Протокол к нему до момента утверждения устава. Государства-члены СНГ - это страны, которые приняли Устав на протяжении года уже после его принятия.

В состав СНГ входят следующие страны:

Таджикистан

Молдавия

Киргизия

Казахстан

Азербайджан

Белоруссия

Туркмения - заявила о том, что принимает участие в организации как ассоциированный член

Узбекистан

Украина - не ратифицировала Устав. Это значит, что де-юре она не есть страной-участником СНГ, относясь к учредителям и участникам организации.

Что касается Грузии, то в 1993 году она ратифицировала к Соглашению о создании СНГ. Но в 2009 году официально страна покинула содружество. Монголия принимает участие в СНГ, как наблюдатель. Афганистан высказал о своих намерениях вступить в СНГ.

Наивысший орган СНГ - это Совет глав государств СНГ, который принимает решения по всем вопросам касательно деятельности организации. В Совете представлены все страны-участники содружества. Совет глав государств СНГ дважды в год собирается на заседания.

Совет глав правительств СНГ - это орган, который проводит координацию сотрудничества представителей исполнительной власти стран-участников содружества в таких областях совместных интересов, как, например, социальная или экономическая. Совет в год собирается два раза.

Все постановления Советов принимаются посредством консенсуса. Главы обоих Советов возглавляют по очереди в порядке алфавита названий стран содружества.

К другим органам СНГ относятся:

Совет министров иностранных дел СНГ

Совет министров обороны СНГ

Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ

Совет министров внутренних дел государств-участников СНГ

Финансово-банковский совет

Статистический комитет СНГ

Совет объединенных вооруженных сил СНГ

Экономический совет СНГ

Совет командующих пограничными войсками СНГ

Межгосударственный банк

Антитеррористический Центр государств-участников СНГ

Межпарламентская ассамблея СНГ

Комиссия по правам человека

Экономический суд.

2.2 Цели Содружества Независимых Государств (СНГ)

Основа организации СНГ - это суверенное равенство участников. Именно поэтому страны-участники - самостоятельные субъекты международного права. СНГ не имеет наднациональных полномочий и не есть страной или государством.

К основным целям СНГ относятся:

1. Сотрудничество в таких сферах, как экономическая, политическая, культурная, гуманитарная и экологическая.

2. Гарантия свобод и прав человека.

3. Взаимопомощь в правовом аспекте.

4. Общее экономическое пространство, интеграция и межгосударственная кооперация.

5. Мир и безопасность, достижение полного разоружения.

6. Мирное решение конфликтов.

Совместная деятельность стран-участников СНГ:

1. Координация вопросов внешнеполитической деятельности.

2. Развитие связи и транспорта.

3. Гарантия прав и свобод граждан.

4. Сотрудничество в развитии таможенной политики и общего экономического пространства.

5. Вопросы относительно окружающей среды и охраны здоровья.

6. Сотрудничество в оборонной, социальной и миграционной политике.

7. Сотрудничество по вопросам борьбы с организованной преступностью.

Заключение

Говоря о Советском Союзе, необходимо указать, что это был достаточно сложный период в истории государства. Именно поэтому причины его раскола столь разнообразны.

Но всё-таки, почему произошёл распад СССР и образование СНГ? Этому способствовали многие нижеперечисленные события:

Социальный и экономический кризис, вследствие чего возник разрыв экономических связей между республиками, появились национальные конфликты, что способствовало уничтожению советской системы.

Так, в 1988 году Прибалтика, Литва, Эстония и Латвия берут курс на выход из Советского Союза. В этом же году начинается армяно-азербайджанский конфликт. А в 1990 г. все республики объявляют суверенитет.

Распад КПСС, что послужило причиной создания многопартийности в 90-91 годах, в свою очередь действующие партии предложили распустить Союз.

Распад СССР и образование СНГ произошло также по причине того, что союзный центр, не имея сил удерживать власть демократическим путём, использует военную силу (в Тбилиси, Баку, Риге, Вильнюсе и Москве, а также в Душанбе, Фергане и др.). Всем этим событиям также способствовала угроза создания иного Союзного договора, разработка которого происходила в Ново-Огарево силами представителей республик.

Обсуждение договора закончилось голосованием, в результате которого большая часть присутствующих высказалась за сохранение Советского Союза. По новому проекту предвиделся распад Советского Союза и создание ССГ, то есть равноправных суверенных республик. Подписание договора намечалось на 20 августа 1991 года, но многие республики отказались это делать и сообщили о сотворении независимых государств.

Множество лиц, которые на тот момент занимали высокие должностные посты в Советском Союзе, советовали Л. Горбачёву установить чрезвычайное положение в стране, но тот отказался. Большая часть государственного руководства сделала попытку захвата власти, она не допускала того, чтобы произошел распад СССР и образование СНГ. Однако попытка переворота не удалась, поскольку народные массы защищали свои политические свободы.

Этот факт способствовал ускорению раскола Союза, Горбачёв потерял авторитет, а Ельцин приобрёл популярность. Вскоре восемь республик заявили о своей независимости.

Уже восьмого декабря Союзный договор прекратил своё существование, при этом Украина, Белоруссия и Россия в ходе переговоров достигли согласия относительно создания СНГ, впоследствии они приглашали иные государства вступить в данное Содружество.

Распад СССР и образование СНГ открыло новые возможности для бывших республик. Было подписано множество договоров между независимыми государствами (о коллективной безопасности, об урегулировании интеграции в различных областях, о сотрудничестве и партнёрстве, о создании единого финансового пространства). Таким образом, за весь период существования СНГ было подписано больше девятисот нормативно-правовых актов касаемо обороны, безопасности, открытости границ и прочее.

Если рассматривать последствия распада СССР, следует отметить следующее:

1. Мир стал одной экономической, политической и информационной системой.

2. Появилось большое количество новых государств, а также республик, которые раннее вели между собою жесточайшие войны.

3. США и страны НАТО начинают сотрудничество с бывшими республиками.

Таким образом, падение Советского Союза имело ряд причин, оно было неизбежным. Впоследствии вместо республик появились независимые государства со своей экономикой, политикой, культурой и уровнем жизни. Хотя и есть негативные последствия образования Содружества Независимых Государств, в целом изъявление воли народных масс было услышано и достигнуто.

Список использованной литературы

1. Значение изучения распада СССР в современном российском обществе. / Коршунов М.М., Кочеткова М.В. // Гуманитарные научные исследования, 2014. - №6 (34). - С. 10.

2. Из истории распада СССР. / Абдуллоев И.Р. // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова Серия: Гуманитарные науки, 2013. - №3 (36). - С. 103-115.

3. Из истории распада СССР. / Федотов А.А. // На пути к гражданскому обществу, 2014. - №2 (14). - С. 84-86.

4. Историография распада СССР. / Коршунов М.М., Кочеткова М.В. // Гуманитарные научные исследования, 2014. - №6 (34). - С. 7.

5. История отечественного государства и права. Земцов Б.Н. Учебно-методический комплекс. - М.: ЕАОИ, 2009 - 336 с.

6. История отечественного государства и права. Кудинов О.А. - М.: МЭСИ, 2010. - 273 с.

7. История отечественного государства и права в вопросах и ответах. Батычко В.Т. - 2010. - 73 c.

8. История. Фортунатов В.В. - СПб.: 2012. - 464 с.

9. История России. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: 2009. - 752 с.

10. История России (конспект лекций). Якушев А.В. - М.: 2011. - 368 с.

11. История России с древнейших времен до наших дней. Под ред. Сахарова А.Н. - М.: 2012. - 768 с.

12. История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. - М.: 2010.; Т. 1 - 544 с., Т.2 - 720с.

13. К вопросу о геополитическом значении и уроках распада СССР. / Кислицын С.А. // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС, 2013. - №2. - С. 17-25.

14. К двадцатилетию распада СССР. / Цурганов Ю.С. // Посев, 2011. - №12. - С. 26-28.

15. Краткий курс по истории государства и права России. Баталина В.В. - М.: 2009. - 176 с.

16. Отечественная история. Фортунатов В.В. - СПб.: 2010. - 352 с.

17. Отечественная история. Илларионова Е.В., Фомина А.С., Гуськов С.А. - М.: ЕАОИ, 2008. - 369 с.

18. Причины распада СССР как проблема современной историко-правовой науки. / Кожевина М.А. // Вестник Барнаульского юридического института МВД России, 2013. - №1 (24). - С. 24-25.

19. Распад СССР: причины и геополитические последствия. / Космач В.А. // Актуальные вопросы образования и науки, 2012. - №5-6 (33-34). - С. 084-094.

20. Распад СССР и образование новых государств на постсоветском пространстве. / Григонис Э.П. // Мир юридической науки, 2012. - №10. - С. 15-24.

21. Распад СССР в контексте новейшей истории. / Тимофеева А.А. // История государства и права, 2013. - №8. - С. 45-48.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Содружество Независимых Государств (СНГ ) - региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

Создание организации

СНГ было основано главами БССР, РСФСР и УССР путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Белоруссия) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение).

В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.

Уже 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12 декабря - Верховным Советом России. Российский парламент ратифицировал документ подавляющим большинством голосов: «за» - 188 голосов, «против» - 6 голосов, «воздержались» - 7. 13 декабря в городе Ашхабад состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей. Впоследствии Президент Казахстана Н. Назарбаев предложил собраться в Алма-Ате для обсуждения вопросов и принятия совместных решений.

В организованной специально для этих целей встрече приняли участие главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия). Результатом стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием». Также сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства. Констатировался факт о прекращении существовании СССР с образованием СНГ.

Алма-Атинская встреча стала важной вехой в государственном строительстве на постсоветском пространстве, так как она завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства (ССГ). Последними государствами, ратифицировавшими Алма-Атинскую декларацию, стали Азербайджан (24 сентября 1993 года) и Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшиеся ассоциированными членами организации. В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия.

Первые годы существования организации в большей степени были посвящены организационным вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 года в Минске, было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса. Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил.

Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества Независимых Государств», основополагающий документ организации. 15 марта 1996 Государственная Дума РФ приняла Постановление № 157-II ГД «О юридической силе для Российской Федерации - России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР»; пункт 3-й гласил: «Подтвердить, что Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, подписанное Президентом РСФСР Б. Н. Ельциным и государственным секретарём РСФСР Г. Э. Бурбулисом и не утверждённое Съездом народных депутатов РСФСР - высшим органом государственной власти РСФСР - не имело и не имеет юридической силы в части, относящейся к прекращению существования Союза ССР».

Крупнейшие города СНГ - Москва, Санкт-Петербург, Ташкент, Киев, Баку, Минск, Алма-Ата.

Государства-члены организации

Согласно действующему Уставу Содружества Независимых Государств государствами-учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Государствами-членами Содружества является те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств.

Для вступления в организацию потенциальный член должен разделять цели и принципы СНГ, приняв на себя обязательства содержащиеся в Уставе, а также получить согласие всех государств-членов. Кроме того, Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов (это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации, на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве) и наблюдателей (это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов Содружества по решению Совета глав государств).

Действующим Уставом регламентируется порядок выхода государства-члена из Содружества. Для этого государство-член за 12 месяцев до выхода должно известить в письменном виде депозитария Устава. При этом государство обязано полностью выполнить обязательства, возникшие в период участия в Уставе.

Государство

Дата ратификации
Устава СНГ

не подписано

не подписано

не подписано

не подписано

не подписан

не подписан

не подписано

  • Туркмения: на казанском саммите СНГ, состоявшемся 26 августа 2005 года, Туркменистан заявил о том, что будет участвовать в организации в качестве «ассоциированного члена» .
  • Украина: Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому де-юре она не является государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества.
  • Грузия: 3 декабря 1993 года Грузия ратифицировала Протокол к Соглашению о создании СНГ, 19 апреля 1994 года - устав СНГ. 12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о желании выхода государства из состава СНГ, 14 августа 2008 года грузинским парламентом было принято единогласное (117 голосами) решение о выходе Грузии из организации. Согласно Уставу СНГ (статья 9 раздела I) государство-член вправе выйти из Содружества. О таком намерении оно извещает письменно депозитария настоящего Устава за 12 месяцев до выхода. При этом обязательства, возникшие в период участия в настоящем Уставе, связывают соответствующие государства до их полного выполнения 9 октября 2008 года министр иностранных дел России РФ Сергей Лавров сообщил, что Совет глав МИД стран СНГ принял формальное решение о прекращении членства Грузии в Содружестве с августа 2009 года 18 августа 2009 года Грузия официально покинула СНГ.
  • Монголия участвует в некоторых структурах СНГ в качестве наблюдателя
  • Афганистан в 2008 году заявил о своём желании вступить в СНГ, является наблюдателем в Межпарламентской ассамблее.

В разные годы заявляли о своём намерении войти в СНГ власти ряда непризнанных государств, автономных регионов, а также государств-членов ООН. Практического продолжения такие декларации до сих пор не имели. Заявления самопровозглашённых государственных образований, по всей вероятности, следует рассматривать как элемент борьбы этих государственных образований за получение самостоятельности, поскольку о реальной возможности осуществления такого шага говорить не приходится. Согласно Уставу СНГ, для принятия нового члена этой организации с самостоятельным статусом требуется согласие уже существующих участников, что фактически означало бы поощрение сепаратизма на территории государств-партнёров и могло привести к непредсказуемым последствиям. Такие декларации делали:

  • декабрь 1991 и август 1992 (парламент), январь 1996, май 2006, сентябрь 2008 - президент Республики Абхазия,
  • август 1993 - парламент НКР
  • декабрь 1991, май 1992, январь 1993 (парламент), январь 1994 и май 2006 - президент Приднестровской Молдавской Республики
  • декабрь 1996 (президент), июль 1998 - парламент и президент Чеченской республики Ичкерия
  • 26 декабря 1991 - Татарстан («Декларация о вхождении Республики Татарстан в СНГ»)
  • декабрь 1991 и май 1992 (парламент), март 1994 - президент Республики Крым (Крым как часть Украины уже является наблюдателем в СНГ)
  • февраль 1995 - президент Республики Сербская Краина в Хорватии
  • 11 апреля 1999 - президент Союзной Республики Югославия.

Цели организации

СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

Основными целями организации являются:

  • сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
  • всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;
  • обеспечение прав и свобод человека;
  • сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;
  • взаимная правовая помощь;
  • мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.

К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:

  • обеспечение прав и основных свобод человека;
  • координация внешнеполитической деятельности;
  • сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;
  • сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;
  • охрана здоровья и окружающей среды;
  • вопросы социальной и миграционной политики;
  • борьба с организованной преступностью;
  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Органы СНГ

Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства-члены и который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Совет глав правительств СНГ координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных областях общих интересов. Собирается четыре раза в год. Все решения как в Совете глав государств, так и в Совете глав правительств, принимаются на основе консенсуса. Главы двух этих органов СНГ председательствуют поочерёдно в порядке русского алфавита названий государств-членов Содружества.

  • Кучма, Леонид Данилович
  • Путин, Владимир Владимирович
  • Медведев, Дмитрий Анатольевич (2010)

Постоянно действующий орган СНГ - Исполком СНГ в Минске (Белоруссия).

  • Владимир Путин.
  • Сергей Лавров

Исполнительные секретари СНГ

Должность исполнительного секретаря введена в 1993 году:

Другие органы СНГ

  • Совет министров иностранных дел СНГ
  • Совет министров обороны СНГ
  • Совет министров внутренних дел государств-участников СНГ
  • Совет объединенных вооруженных сил СНГ
  • Совет командующих пограничными войсками СНГ
  • Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ
  • Межгосударственный экономический совет СНГ
  • Экономический суд
  • Статистический комитет СНГ
  • Финансово-банковский совет СНГ
  • Антитеррористический Центр государств-участников СНГ
  • Комиссия по правам человека и др.
  • Координационно-консультативный комитет СНГ
  • Исполнительный комитет СНГ
  • Межгосударственный экономический комитет СНГ
  • Экономический совет СНГ
  • Межгосударственный банк

Альтернативные интеграционные формы

СНГ как международная организация имеет слишком небольшое количество «точек соприкосновения» между его членами. Это заставляет лидеров стран Содружества искать альтернативные интеграционные варианты. На пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами:

  • Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан,Узбекистан.
    • - Задача ОДКБ - координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Благодаря этой организации, созданной 7 октября 2002, Россия сохраняет своё военное присутствие в Центральной Азии.
  • Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан
    • - Приоритетные направления деятельности - наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов. ЕврАзЭС начинался в 1992 с Таможенного союза, образованного для снижения таможенных барьеров. В 2000 Таможенный союз перерос в сообщество пяти стран СНГ, в котором Молдавия и Украина имеют статус наблюдателей.
  • Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС) - Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Россия (с 2004). 6 октября 2005 на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС - то есть фактически решено упразднить ЦАС.
  • Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, КНР
  • Единое экономическое пространство (ЕЭП) - Белоруссия, Казахстан, Россия, Украина
    • - Договорённость о перспективе создания Единого экономического пространства, в котором не будет таможенных барьеров, а тарифы и налоги будут единые, достигнута 23 февраля 2003, но создание отложено до 2005. (Об отношении нового руководства Украины к участию в этом объединении государств см. Внешняя политика Украины).
  • Союзное государство России и Белоруссии.

Во всех этих организациях Россия фактически выступает в роли лидирующей силы (только в ШОС она делит эту роль с Китаем).

Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия являются членами ГУАМ - организации, созданной в октябре 1997 года и названной по первым буквам названий её участников.

2 декабря 2005 было объявлено о создании Содружества демократического выбора (СДВ), в которое вошли Украина, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Македония, Словения и Грузия. Инициаторами создания Сообщества стали Виктор Ющенко и Михаил Саакашвили. В декларации о создании сообщества отмечается: «участники будут поддерживать развитие демократических процессов и создание демократических институтов, обмениваться опытом в укреплении демократии и уважении прав человека, а также координировать усилия по поддержке новых и возникающих демократических обществ».

СНГ - военные организации

На сентябрьском (2004 года) саммите СНГ в Астане (Казахстан) принято решение реформировать структуры СНГ - в частности, создать Совет безопасности СНГ по борьбе с терроризмом.

В настоящее время в рамках СНГ существуют две параллельные коллективные военные структуры.

Одна из них - Совет министров обороны СНГ, созданный в 1992 году для выработки единой военной политики. При нём существуют постоянный секретариат и Штаб по координации военного сотрудничества СНГ (ШКВС).

Вторая - Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В рамках ОДКБ созданы коллективные силы быстрого развёртывания в составе нескольких батальонов мобильных войск, вертолётной эскадрильи, армейской авиации.

В 2002-2004 годах сотрудничество в военной области развивалось в основном в рамках ОДКБ. В ОДКБ регулярно проводятся совместные учения.

Одна из оборонных структур - это Объединённая система ПВО СНГ. В 2005 году в рамках СНГ утверждены ассигнования на ПВО в размере 2,3 млрд руб. против 800 млн руб. в 2004 году.

Главнокомандующий Объединенными Вооруженными Силами СНГ

  • Шапошников, Евгений Иванович (1992-1993)

Начальник Генерального штаба Объединенных Вооруженных Сил СНГ - первый заместитель Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами СНГ

  • Самсонов, Виктор Николаевич (1992-1993)

Начальники Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ

  1. Самсонов, Виктор Николаевич (1993-1997)
  2. Прудников, Виктор Алексеевич (1997-2001)
  3. Яковлев, Владимир Николаевич (2001-2006)

Секретари Совета министров обороны государств-участников СНГ

  1. Ивашов, Леонид Григорьевич (1992-1996)
  2. Волков, Василий Петрович (1996-1999)
  3. Синайский, Александр Сергеевич (с 1999)

Россия и СНГ

В июле 2004 на заседании Совета безопасности РФ, посвящённом политике России в СНГ, Владимир Путин, находившийся в то время в должности президента, признал: «Мы подошли к определённому рубежу в развитии СНГ. Либо мы добьёмся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждёт „размывание“ этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное падение интереса к работе в Содружестве среди его государств-участников».

В марте 2005, после того как российское руководство потерпело целый ряд ощутимых политических провалов в отношениях с бывшими республиками СССР (Грузия, Украина, Молдавия), и в самый разгар кризиса власти в Киргизии, Владимир Путин высказался уже более категорично: «Все разочарования - от избытка ожиданий… Если кто-то ожидал от СНГ каких-то особых достижений в экономике, политике или в военной сфере, естественно, этого не было, так как и быть не могло. Цели программировались одни, а на деле процесс после распада СССР проходил по-другому…». Как выразился Путин, СНГ создавалось для «цивилизованного развода» постсоветских стран, а всё остальное - «политическая шелуха и болтовня». Реальными же интеграционными инструментами, по его мнению, сейчас являются такие объединения, как ЕврАзЭс и создаваемое Единое экономическое пространство (ЕЭП). Что же касается СНГ, то оно, по словам Путина, играет роль «весьма полезного клуба для выявления взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного и экономического характера».

В связи с нарастанием центробежных процессов в СНГ, в последние годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости его реформирования. При этом отсутствует единство мнений о возможных направлениях этого процесса. В июле 2006 года на неформальном саммите глав государств Содружества президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил свой вариант - он считает, что СНГ следует сосредоточиться на следующих областях сотрудничества:

  • согласованная миграционная политика;
  • развитие единых транспортных коммуникаций;
  • взаимодействие в научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах;
  • сотрудничество при борьбе с трансграничной преступностью.

Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ был связан ещё и с торговыми войнами между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной - с другой, но особенно - с резким обострением отношений между Россией и Грузией. Последние события, по мнению некоторых наблюдателей, поставили СНГ на грань выживания, поскольку российские санкции против страны, которая входит в СНГ, оказались беспрецедентными.

Кроме того, как отмечают многие обозреватели, к концу 2005 года политику России в отношении государств СНГ (и вообще постсоветских государств) стала «формировать» российская газовая монополия «Газпром». Цены на поставляемый природный газ превратились в действенный инструмент поощрения и наказания государств СНГ в зависимости от их политики в отношении России:

  • В июле 2005 года было объявлено о постепенном увеличении цен на газ для прибалтийских государств до общеевропейского уровня - 120-125 $. В 2005 году цена 1 тыс. м? газа составляла 92-94 $ для Латвии, 85 $ - для Литвы, 90 $ - для Эстонии.
  • В сентябре 2005 года было объявлено об увеличении цены на газ для Грузии в 2006 с 62,5 до 110 $. На 2007 год «Газпром» предлагает газ Грузии уже по 235 $.
  • В ноябре 2005 года было объявлено об увеличении цен для Армении до 110 $ (контракт на 2005 год предусматривал поставку 1,7 млрд м? по 54 $). Руководство Армении - стратегического союзника в России в Закавказье - высказало опасение, что республика не сможет позволить себе покупать газ по такой цене. Россия предложила предоставить Армении беспроцентный кредит для компенсации возросших цен на газ. В качестве альтернативного выхода было предложено передать в собственность России один из энергоблоков Разданской ТЭС и всю газотранспортную систему республики. Несмотря на предупреждения армянской стороны, что подобные шаги могут иметь негативные последствия для армяно-российских отношений, удалось лишь добиться отсрочки повышения цен до 1 апреля 2006.
  • В ноябре 2005 года было объявлено об увеличении цен для Молдавии в 2006 году до 160 $. В 2005 году «Газпром» поставлял Молдавии газ по 80 $ за 1 тыс. м?. На 2007 согласовано увеличение цены российского газа уже до 170 $.
  • В декабре 2005 года «Газпром» и Азербайджан договорились о переходе на оплату поставок и транзита газа по рыночным ценам. В 2006 году Азербайджан получал газ «Газпрома» уже по 110 $ за тысячу кубометров (в 2005 году - по 60 $). В 2007 году «Газпром» хочет поставлять газ уже по 235 $.
  • В декабре 2005 года разгорелся конфликт в отношении цен на газ на 2006 для Украины. Россия потребовала с 1 января 2006 повысить цену с 50 $ за 1 тыс. м? до 160 $, а затем, поскольку переговоры не привели ни к каким результатам, - до 230 $. Соглашение о поставках газа в 2006 году (по цене 95 $) было подписано лишь 4 января 2006 (см. статью Внешнеэкономическая политика Украины).
  • Белоруссия в этом отношении, можно считать, занимает привилегированное положение. В марте 2005 года было объявлено о повышении тарифов на газ для Белоруссии, однако уже 4 апреля Владимир Путин пообещал сохранить отпускные цены на прежнем уровне, а 19 декабря была достигнута окончательная договоренность о поставке в Белоруссию в 2006 году 21 млрд м? газа по 46,68 $ за 1 тыс. м? (то есть цена осталась неизменной с прошлых лет). Сразу же после президентских выборов в Белоруссии вновь объявил о намерении повысить цену на газ. После длительного выяснения отношений цена на 2007-2011 годы была установлена на уровне 100 $/тыс. м?.

После того как Россия перешла на рыночные цены на газ, поставляемый партнёрам по СНГ, Содружество лишилось одного из объединяющих факторов - низких цен на газ и нефть. Одновременно на протяжении всего 2006 года российское руководство предпринимало усилия по формированию на базе СНГ некоего союза государств, связанных системой нефте- и газопроводов и признающих лидирующую и ключевую роль России как монопольного поставщика энергоресурсов в Европу со всего постсоветского пространства. Сопредельные государства в этой структуре должны играть роль либо поставщиков своего газа в российские трубопроводы (Туркмения, Казахстан, Узбекистан), либо транзитных стран (Украина, Белоруссия). Залогом энергетического союза должна была стать продажа энергетических и энерготранспортных активов или обмен ими. Так с Туркменией была достигнута договорённость об экспорте её газа через «Газпром». В Узбекистане российские компании осваивают местные месторождения энергоресурсов. В Армении «Газпром» получил в собственность магистральный газопровод из Ирана. С Молдавией достигнута договорённость о том, что «Молдовгаз», 50 % которого принадлежит «Газпрому», проведёт дополнительную эмиссию акций, которую Молдавия оплатит, внеся в компанию газораспределительные сети, а «Газпром» - денежные средства.

Межпарламентская ассамблея СНГ

В состав МПА входят члены парламентов стран-членов СНГ - России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Армении (с 1995), Азербайджана, Молдовы, Грузии (с 1997), Украины (с 1999).

Представлены партии: Единая Россия, Справедливая Россия, Коммунистическая партия Российской Федерации, Либерально-демократическая партия России, Родина, Народный блок Литвина, Партия регионов, Коммунистическая партия Украины, Батькивщина, Нур-Отан, Единый Азербайджан, Народная партия Армении, Партия коммунистов Республики Молдова, Партия регионов, Наша Украина, ЛДПУ, НДП, Адалет.

Председатель Ассамблеи - Сергей Миронов, председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ. Место пребывания - Санкт-Петербург.

Критика

  • В новейшей истории стран - участниц СНГ не раз происходили конфликты и даже открытые военные столкновения, как внутригосударственные, так и межгосударственные (см. Горячие точки на постсоветском пространстве). До сих пор далека от разрешения проблема ксенофобии и нетерпимости на национальной почве, а также проблема нелегальной иммиграции. Распространены экономические конфликты, например между Белоруссией и Россией, Украиной и Россией по поводу сырьевых тарифов. Россию, как наиболее крупную и имеющий наивысший военный и экономический потенциал участницу СНГ, неоднократно обвиняли в нарушении фундаментальной договоренности по СНГ - неведении разведдеятельности внутри СНГ.
  • С точки зрения геополитики СНГ формально не имеет целью какой-либо возврат к прошлому, когда все современные суверенные государства входили в состав сначала Российской Империи, а позже СССР, однако на деле официальная власть России, как в собственных речах, так и через СМИ очень часто озвучивает критику властей других стран-участниц. Наиболее часто им приписывается неуважение к общему с Россией прошлому, действия под диктовку развитых стран Запада (прежде всего США), реваншистские настроения (представление событий Второй Мировой войны в противоречащем официальной советской, российской и общепризнанной мировой историографии свете).
26 декабря 1991 года СССР прекратил свое существование.

Причины распада СССР.

Социально-экономические:

Тотальная государственная форма собственности, следствием чего стали отсутствие конкуренции, материальной заинтересованности коллективов в постоянном развитии производства; техническое отставание во всех сферах промышленности, кроме космической отрасли и военно-промышленного комплекса (ВПК);

Развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики. «Холодная война», афганская война и гонка вооружений приводили к тому, что ВПК попросту разорял бюджет;

Принудительный коллективизм в сельском хозяйстве, неэффективная модель колхозно-совхозного хозяйствования;

Неспособность советской экономики обеспечить в стране приемлемый уровень жизни, который соответствовал бы уровню развитых стран Запада. Постепенно политическое значение обретали такие явления, как постоянный дефицит товаров первой необходимости и перебои с продовольствием, нелепые запреты и ограничения (например, на размер садового участка и т.п.), низкое качество производимых товаров народного потребления: постепенно термин «советское» стал синонимом слова «некачественное». В конце концов у людей пропало доверие к существующей экономической системе, зато крепло желание изменить ее по образцу западных экономик, основанных на частной собственности и рыночных отношениях;

Непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря и третьего мира: на эту помощь из бюджета также уходили огромные деньги, которых и так не хватало.

К середине 80-х годов экономика СССР была настолько слабой и неэффективной, что неожиданное снижение мировых цен на нефть обернулось для нее катастрофой.

Гегемония компартии во всех сферах жизни, отрицание любой другой идеологии, кроме коммунистической, преследование инакомыслия;

Отсутствие реальных свобод (свободы выбора, слова, собраний и т.п);

Навязывание поведенческих моделей, имевших идеологический подтекст;

Невозможность свободного творчества, независимого от идеологических установок;

Закрытость советского общества, запрет на общение с заграницей, существование «железного занавеса», который разделил планету на две части: СССР и остальной мир и создавал ощущение изолированности, несвободы;

Скрытые национальные противоречия, которые долгое время подавлялись и ретушировались властями.

Предпосылки развала СССР.

Политика гласности, объявленная властями, вскрыла все недостатки советской системы. Люди впервые явственно осознали, в какой стране живут и куда ведет их идеология «светлого будущего». Это знание изменило людей. Демократизация, объявленная сверху, была энергично подхвачена снизу и постепенно обрела черты стихии, которая смела не только устоявшиеся идейно-политические основы страны, но и саму страну.

В ходе перестройки в СССР появились новые политические силы демократической ориентации. Началось их противостояние с коммунистическим режимом. Это была борьба коммунистов с либералами, традиционного с новым. Противостояние вело к обострению политической ситуации.

Пи этом экономическое положение в стране год от года только ухудшалось. Причина – непоследовательность и неуверенность в проведении экономических реформ. В результате старые хозяйственные связи разрушались, а новые не сформировались в достаточной степени. В конце концов в экономике наступил глобальный кризис, следствием которого стал беспрецедентный дефицит товаров первой необходимости. Это довело до кипения политические страсти в стране.

Благодаря гласности и политическим реформам неизбежно вскрылись все общественные противоречия, которые тлели в советском обществе многие десятилетия, подавляемые властями. Вспыхнули первые межнациональные конфликты, стал нарастать сепаратизм. А ухудшающееся экономическое положение их только подогревало, ускоряя центробежные силы.

В обществе росло разочарование перестройкой, которая не оправдала ожиданий населения: жизнь становилась все хуже. Достигли апогея антикоммунистические настроения. Идея «совершенствования социализма» была отброшена – в обществе прочно утвердилась идея перехода к рыночным отношениям и капитализму.

Усиливаются центробежные силы на периферии. В республиках к власти приходят сепаратистски настроенные силы. Начинается «парад суверенитетов».

Хронология распада.

В 1990 году Литва первой из союзных республик объявила о своей независимости. На ее территории было прекращено действие Конституции СССР. В Вильнюс были введены советские войска. Но остановить процесс распада уже было невозможно. Вслед за Литвой о своем суверенитете объявила Грузия.

Центральные власти прилагали большие усилия для сохранения СССР.
В марте 1991 года в стране прошел референдум, на котором большинство поддержали сохранение Советского Союза как единого государства. Был подготовлен проект нового Союзного договора, который предполагалось подписать в августе большинством союзных республик.

Но все изменилось в августе 1991 года , когда группа коммунистов-заговорщиков осуществила попытку государственного переворота. Благодаря решительным действиям властей РСФСР во главе с президентом России Ельциным путч был подавлен. Но после этого начался стремительный распад СССР. Союзные республики одна за другой стали заявлять о выходе из состава Советского Союза.

24 августа 1991 года о своей независимости объявила Украина. В оставшиеся дни августа суверенитет провозгласили Белоруссия, Молдавия, Киргизия, Узбекистан, в сентябре-октябре – Таджикистан, Армения, Азербайджан, Туркменистан, в декабре – Казахстан.

8 декабря 1991 года в Беловежской пуще (Белоруссия) главы России, Украины и Белоруссии объявили о создании Содружества Независимых Государств как альтернативы СССР. Это было фактическим концом Советского Союза.

Советского Союза не стало.

Содружество Независимых Государств (СНГ)

СНГ не является ни государством, ни надгосударственным образованием. Это международная региональная организация, страны-члены которой являются полностью независимыми и не делегируют СНГ часть своих полномочий по образцу Евросоюза.

Создан 8 декабря 1991 года Россией, Белоруссией и Украиной с целью не допустить хаоса во взаимосвязанных экономиках стран, входивших в СССР, регулировать отношения сотрудничества между ними.

В соглашении о создании СНГ страны-учредители констатировали, что СССР прекращает своё существование, и заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.

21 декабря 1991 года к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан.

В 1993 году членом СНГ стала Грузия. Но в 2009 году она вышла из Содружества.

СНГ — Содружество Независимых Государств — аббревиатура названия нового объединения бывших союзных республик СССР, ставших независимыми государствами после распада в 1991 году Советского Союза

Образование Содружества Независимых Государств (СНГ) произошло 8 декабря 1991 года в результате подписания в Вискулях (Бресткая область, Белоруссия) главами России, Украины и Белоруссии соответствующего соглашения

Список стран-членов СНГ (2016 год)

  • Азербайджан
  • Армения
  • Белоруссия
  • Казахстан
  • Киргизия
  • Молдавия
  • Россия
  • Таджикистан
  • Узбекистан

    Членами СНГ являются те государства, которые в течение 1 года (с 22 января 1993 по 22 января 1994 года) приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, принятого 22 января 1993 года Советом глав государств. Украиной и Туркменией Устав не подписан

    Кроме того, в Уставе СНГ существует понятие государства-учредителя СНГ. Государством-учредителем СНГ считается то государство, праламент которого ратифицировал Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Туркмения эти документы ратифицировала. Украина ратифицировала только Соглашение. Таким образом, Украина и Туркмения являются учредителями СНГ, но не его членами

    Протокол от 21 декабря 1991 года не ратифицирован так же парламентами России и Украины и 5 марта 2003 года комитет Госдумы Федерального собрания РФ по делам СНГ пришёл к заключению, что Российская Федерация де-юре не является государством - учредителем СНГ и государством - членом

История создания СНГ

  • 1991, 8 декабря — главами Украины, России и Белоруссии Кравчуком, Ельциным и Шушкевичем подписано соглашение о и создании СНГ (Беловешское Соглашение)
  • 1991, 10 декабря — Соглашение ратифицировано парламентами Белоруссии и Украины

Ратификация — это придание юридической силы документу (например, договору) утверждением его соответствующим органом каждой из сторон. То есть ратификация — это согласие государства выполнять условия договора

  • 1991, 12 декабря — Соглашение ратифицировано Верховным Советом РФ
  • 1991, 13 декабря — встреча в Ашхабаде (Туркмения) глав Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. которые выразили согласие на вхождение их стран в СНГ
  • 1991, 21 декабря — в Алма-Ате руководители Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины приняли Декларацию о целях и принципах СНГ и подписали Протокол к соглашению о создании СНГ

    Протокол
    к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, подписанному 8 декабря 1991 года в г. Минске Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР), Украиной
    Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств.
    Соглашение о создании Содружества Независимых Государств вступает в силу для каждой из Высоких Договаривающихся Сторон с момента его ратификации.
    На основе Соглашения о создании Содружества Независимых Государств и с учетом оговорок, сделанных при его ратификации, будут выработаны документы, регламентирующие сотрудничество в рамках Содружества.
    Настоящий Протокол является составной частью Соглашения о создании Содружества Независимых Государств.
    Совершено в г. Алма-Ате 21 декабря 1991 года в одном экземпляре на азербайджанском, армянском, белорусском, казахском, кыргызском, молдавском, русском, таджикском, туркменском, узбекском и украинском языках. Все тексты имеют одинаковую силу. Подлинный экземпляр хранится в архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит Высоким Договаривающимся Сторонам заверенную копию настоящего Протокола

  • 1991, 30 декабря — в Минске на ещё одной встрече глав государств СНГ учрежден высший орган СНГ — Совет глав государств
  • 1992, 9 октября — создан телеканал СНГ «Мир»
  • 1993, 22 января — в Минске принят Устав СНГ
  • 1993, 15 марта — Казахстан первым из пост-советских республик ратифицировал Устав СНГ
  • 1993, 9 декабря — Устав СНГ ратифицировала Грузия
  • 1994, 26 апреля — Молдавия последней из пост-советских республик ратифицировала Устав СНГ
  • 1999, 2 апреля — создан Исполнительный комитет СНГ
  • 2000, 21 июня — создан Антитеррористический центр СНГ
  • 2008, 14 августа — Парламент Грузии принял решение о выходе страны из СНГ
  • 2009, 18 августа — Грузия официально перестала быть членом СНГ

Цели СНГ

  • Сотрудничество в экономике
  • Сотрудничество в сфере экологии
  • Сотрудничество в сфере обеспечения прав и свобод граждан СНГ
  • Сотрудничество в военной области

Сохранилось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, сообща решаются вопросы обороны и охраны внешних границ

  • Сотрудничество в развитии систем транспорта, связи, энергетики
  • Сотрудничество в борьбе с преступностью
  • Сотрудничество в миграционной политике

Руководящие органы СНГ

  • Совет глав государств СНГ
  • Совет глав правительств СНГ
  • Исполнительный комитет СНГ
  • Совет министров иностранных дел СНГ
  • Совет министров обороны СНГ
  • Совет министров внутренних дел стран СНГ
  • Совет объединенных вооруженных сил стран СНГ
  • Совет командующих пограничными войсками стран СНГ
  • Совет руководителей органов безопасности стран СНГ
  • Межгосударственный экономический совет СНГ
  • Межпарламентская ассамблея СНГ

    28 октября 2016 года в Минске состоялось заседание Совета глав правительств стран-участниц Содружества Независимых Государств (СНГ). Лидер Белоруссии Лукашенко: «…критическая масса накопившихся вопросов вызывает у нас в Белоруссии тревожные настроения по поводу перспектив …СНГ…Усилилась обоснованная критика в наших странах в связи с неудовлетворенностью как темпами, так и практическими результатами развития интеграции. Слышны тревожные сигналы от бизнеса… стоит критически посмотреть и на правовую базу СНГ. За 25 лет мы подписали немыслимый объем решений, договоров и соглашений. Все ли они сегодня актуальны и нужны? Мне очень хочется, чтобы в период председательства России в 2017 году мы смогли получить четкие ответы: во имя чего все эти годы велась интеграция и какая цель в конечном итоге преследуется?»

Провал августовского путча (19-21 августа 1991 г.) резко изменил ситуа­цию в стране. Перемены произошли, прежде всего, в сфере межнациональных отношений. Ускорился распад Союза ССР. Союзные республики объявили се­бя независимыми государствами. В сентябре 1991 г. У Внеочередной съезд на­родных депутатов СССР принял решение о прекращении своих полномочий как высшего органа власти в стране. Президент СССР М. С. Горбачев пред­принимал попытки выработать и заключить новый Союзный договор. Однако становилось все очевиднее, что сохранить какое-либо единое государственное образование на территории СССР невозможно.

8 декабря 1991 г. лидеры трех республик - Беларуси, России, Украины -республик, подписавших в 1922 г. договор об образовании СССР, заявили о пре­кращении его существования. Стороны отметили, что "переговоры о подготовке нового Союзного договора зашли в тупик, объективный процесс выхода респуб­лик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактом" и заявили об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ).

Несколько позднее к Содружеству присоединились и другие бывшие со­юзные республики, за исключением стран Балтии и Грузии. 21 декабря в Алма-Ате была принята Декларация государств - участников СНГ. Участники Алма-Атинской встречи констатировали территориальную целостность входящих в Содружество государств, нерушимость существующих границ, сохранили объ­единенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, гарантировали также выполнение международных обя­зательств бывшего Союза ССР.

25 декабря стало последним днем работы Президента Союза ССР М.С. Гор­бачева. СССР прекратил свое существование.

Становление СНГ проходило непросто. Между бывшими советскими рес­публиками возникали трения, различной остроты конфликты. Наиболее опасные разногласия возникли между Россией и Украиной по вопросу о судьбе Черно­морского флота (Россия относила флот к стратегическим силам, которые нахо­дятся под объединенным командованием стран СНГ; Украина считала, что поч­ти весь флот должен принадлежать ей), Крыма (завоеванного во второй полови­не XVIII в. Россией и переданного в 1954 г. Н. С. Хрущевым Украине), эконо­мических взаимоотношений. Несмотря на существующие ныне и возможные в будущем сложности в отношениях между странами СНГ, его образование имело положительное значение. Оно прервало процесс хаотического распада Союза и способствовало координации действий между республиками бывшего СССР.

Новые независимые государства получили международную поддержку и признание. Утверждению международного авторитета России способствовали визиты ее Президента Б. Н. Ельцина в Италию, США, Англию, Канаду, Фран­цию в конце 1991- начале 1992 г., новые инициативы российского руководства в области ограничения и сокращения вооружений. Россия сняла с боевого дежурства около 600 стратегических ракет, ликвидировала 130 шахтных пуско­вых установок межконтинентальных ракет, приняла решение о прекращении производства отдельных видов тяжелых бомбардировщиков, вдвое сократила количество атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, находя­щихся на боевом патрулировании, заявила о сокращении на 700 тыс. человек Вооруженных Сил бывшего СССР.

На встрече российского и американского президентов - Б.Н. Ельцина и Дж. Буша была принята кэмп-дэвидская декларация. В ней была изложена но­вая формула взаимоотношений между двумя странами: "Россия и Соединенные Штаты не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством, основанным на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и эко­номической свободе".

Мировое сообщество оказало странам СНГ существенную помощь по­ставками продовольствия, предоставлением кредитов. Однако отсутствие бла­гоприятных экономических и правовых условий сдерживает инвестиции в эко­номику государств Содружества.

Освобождение от центральных союзных властей позволило независимой Рос­сии быстрее и энергичнее встать на путь широких экономических преобразований.

Тяжелое экономическое положение, доставшееся в наследие от прошлого, заставило российское правительство начать экономическую реформу с либера­лизации цен, установления высокого уровня налогообложения, урезания соци­альных программ. Все это преследовало цель стабилизировать финансовое по­ложение, уменьшить дефицит государственного бюджета, открыть стране доро­гу в международные экономические и финансовые организации. В то же время задерживается процесс приватизации предприятий, существуют серьезные бю­рократические препятствия открытию и функционированию частных фирм.

Вынужденные жесткие экономические меры вызвали снижение жизнен­ного уровня населения, способствовали появлению недовольства, усилению социальной напряженности в обществе. В январе - феврале 1992 г. в Москве, других городах прошли митинги, участники которых требовали возврата к ста­рому, к коммунистической системе, планово-распределительной экономике, к прежней советской империи, выступали против реформ, экономической, поли­тической и духовной свободы. Разногласия возникли и в самом российском ру­ководстве. Ряд государственных деятелей, в частности вице-президент А.В. Руцкой, подвергли критике политику реформ кабинета Б. Н. Ельцина. Однако, как свидетельствуют многочисленные социологические опросы, большинство населения России в целом поддерживает действия российского правительства.

Дальнейшее развитие ситуации, очевидно, будет определяться способно­стью руководства России к эффективным преобразованиям в области станов­ления рыночной экономики, к мирному разрешению сложных межнациональ­ных проблем, а также способностью населения адаптироваться к новым усло­виям жизни, авторитетом, влиянием тех слоев населения, которые составляют социальную базу реформ. 65. Провозглашение независимости Республики Беларусь.

Попытка руководства Советского Союза провести радикальные эконо­мические преобразования привела к либерализации общественно-политической жизни, реформированию взаимоотношений между республика­ми и центром. На местах, в том числе в Беларуси, разрасталось движение за национальную независимость. В 1990 г. начался процесс провозглашения су­веренных республик, 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Деклара­цию о государственном суверенитете Белорусской ССР. Соответственно ей на территории республики провозглашалось верховенство Конституции Белорус­ской ССР и ее законов. Этим шагом было положено начало движению к реаль­ному государственному суверенитету, который утверждался во имя высшей цели - свободного развития и благополучия, в достойной жизни каждого граж­данина республики. Граждане Беларуси всех национальностей составляют бе­лорусский народ, который является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в республике. Белорусская нация имеет неотъемлемое право на самоопределение.

Конец 1990 - начало 1991 г. отмечены попытками поиска новых форм на­ционально-государственных связей республик СССР. В марте 1991 г. состоялся референдум о судьбе Союза ССР, в ходе которого за сохранение СССР выска­залось большинство населения. Однако надежда на постепенное реформирова­ние СССР была перечеркнута путчем в августе 1991 г. После провала путча Верховный Совет БССР 25 августа 1991 г. принял решение о придании статуса конституционного закона Декларации о государственном суверенитете Белару­си, а также постановление об обеспечении политической и экономической са­мостоятельности республики. В собственность Беларуси были переданы пред­приятия, организации и учреждения общесоюзного подчинения, размещенные на ее территории. Министерство внутренних дел и Комитет государственной безопасности БССР из союзно-республиканских учреждений были преобразова­ны в республиканские. Было принято решение о приостановке деятельности КПБ, департизации органов государственной власти и управления, предприятий, организаций и учреждений. Партийная собственность была опечатана.

19 сентября 1991 г. Верховный Совет утвердил новое название страны -Республика Беларусь, было принято также решение о введении новой государст­венной символики - герба "Погоня" и бело-красно-белого флага. 8 декабря 1991 г. в резиденции Вискули в Беловежской пуще руководители Беларуси, России и Украины подписали соглашение об образовании Содружества Независимых Го­сударств (СНГ). Официальным центром содружества был определен Минск.

10 декабря 1991 г. Верховный Совет Беларуси ратифицировал соглаше­ние об образовании СНГ и принял решение о денонсации Союзного договора 1922 г. 21 декабря 1991 г. руководители Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизстана, Молдовы, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана на встрече в Алма-Ате поддержали создание СНГ. СССР прекратил свое существование.

Беларусь вступила в новый этап своего развития. В конце 1991-1992 г. бы­ли созданы Главное управление пограничных войск при Совете Министров Рес­публики Беларусь, Государственный таможенный комитет, Министерство оборо­ны республики и т.д. Одним из первых шагов стало присоединение Беларуси к Договору о нераспространении ядерного оружия, заключение с Россией Договора о статусе стратегических ядерных сил на ее территории. Предусматривался вывод из Беларуси до конца 1997 г. стратегических ракет и ядерных боеголовок.

С развитием демократии в обществе сложились условия для формирова­ния многопартийной системы. Одной из первых возникла Объединенная демо­кратическая партия Беларуси (1990 г.), которая в 1995 г. соединилась с Граж­данской партией и создала Объединенную гражданскую партию. В 1991 г. воз­никли Белорусская крестьянская партия, Белорусская социал-демократическая громада, Партия коммунистов Беларуси. В 1992 г. - Партия народного согла­сия. Объединенная аграрно-демократическая партия, Славянский собор "Белая Русь", Партия зеленых Беларуси и т.д. Со времени III съезда Белорусского на­родного фронта в 1993 г. фактически была создана партия БНФ, который заро­дился в 1988 г. как широкое общественно-политическое движение. В октябре 1990 г. состоялся I съезд Федерации профсоюзов Беларуси, а в 1991 г. образо­вались Свободные профсоюзы Беларуси. В настоящее время в Беларуси дейст­вует 36 политических партий и движений. Они представляют широкий поли­тический спектр от партий коммунистической и социалистической ориентации до партий, которые выступают за проведение радикальных реформ капитали­стического направления. В национально-культурной области дифференциация политических сил прослеживается по отношению к сохранению и укреплению белорусской государственности. Большинство политических партий Беларуси имеют незначительное количество членов, неопределенную социальную базу. Наиболее крупные из них БНФ, ПКБ, Объединенная гражданская партия.

Начав проводить независимую внешнюю политику, Республика Беларусь подтвердила свою приверженность принципам Устава ООН, Всеобщей декла­рации прав человека, суверенного равенства государств, неприменения и отка­за от угрозы силы, нерушимости границ и т.д. В настоящее время Беларусь как независимое государство признали 123 страны мира, дипломатические отно­шения установлены с 121 страной. В Минске открыты 27 посольств, 6 кон­сульств и 7 представительств международных организаций. Беларусь заклю­чила договоры с суверенными республиками СНГ, приняла декларации о принципах добрососедских отношений с республиками Прибалтики. Респуб­лика стала участником совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), подписала Заключительный акт ОБСЕ в Хельсинки, стала первой из стран - членов СНГ, которые вошли в состав Совета Европы, Международный валютный фонд, Мировой банк реконструкции и развития. Приоритетами внешнеэкономической деятельности Беларуси являются в настоящее время по­лучение международной помощи по преодолению последствий аварии на Чер­нобыльской АЭС, кризисных явлений в экономике, привлечение иностранных инвестиций и т.д. Среди стран-партнеров Беларусь ориентируется, в первую очередь, на Россию и страны СНГ.

Важным событием стали подготовка и принятие 15 марта 1994 г. новой Кон­ституции. Соответственно Конституции, Республика Беларусь - унитарное демо­кратическое социально-правовое государство, которое основано на принципе раз­деления властей: законодательной, исполнительной и судебной. Руководителем го­сударства и исполнительной власти является Президент Республики Беларусь. Президент формирует высший исполнительный орган и несет ответственность за его работу. Деятельность президента регламентируется Конституцией и законами.