Презентация урока "самостоятельные и служебные части речи". Презентация по русскому языку на тему "части речи в русском языке" Презентация на тему части речи русский язык
Морфология
Слайдов: 32 Слов: 830 Звуков: 0 Эффектов: 17Морфология. Части речи. Имена существительные. Морфологические признаки прилагательных. Прилагательные имеют степень сравнения. Прилагательные сочетаются со словом «очень». Прилагательные могут иметь приставку «не». Прилагательные могут иметь краткую форму. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Н-НН в прилагательных. Степени сравнения имён прилагательных. Высокий, выше, самый высокий. Широкий- шире. Длинный-длиннее. Далёкий- дальше. Умнейший, высочайший. Самый умный, самый высокий. Наиболее (наименее) высокий. Числительные. Местоимения. Разряды местоимений. Личные местоимения: я, ты, он, мы, вы, они. - Морфология.ppt
Морфология как наука
Слайдов: 28 Слов: 1260 Звуков: 0 Эффектов: 0Морфология как наука. Познакомиться с основными понятиями морфологии. Теоретическая грамматика. Грамматика как наука. Ключевые слова темы. Структура курса. Построение словосочетания и предложения. Основные термины. Критерии оценки. Место грамматики в системе языка. Состав грамматики. Что изучает грамматика. Объект и предмет морфологии. Объект и предмет синтаксиса. Соотношение морфологии и синтаксиса. Слово категории состояния. Грамматический строй русского языка. Основное правило. Большинство русских слов. Основные понятия морфологии. Морфологическая категория. Части речи. Вопросы для самопроверки. - Морфология как наука.ppt
Морфология русского языка
Слайдов: 23 Слов: 1136 Звуков: 0 Эффектов: 14В море морфологии. Регата. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Пролив существительных. Мужской род. Глупости. Ложь. Словосочетания. Имена существительные собственные. Лида отдыхала у бабушки. Россия. Остров прилагательных. Найдите в предложении ошибку. Под голубыми небесами. Унылая пора. Как весел звучный лес. Залив глаголов. Светит солнышко. Глаголы будущего времени. Раздел лингвистики. - Морфология русского языка.ppt
Морфология и орфография
Слайдов: 19 Слов: 835 Звуков: 0 Эффектов: 0Морфология и орфография. Тестовые задания. Добрый человек. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется Ь. Речевая ошибка. Листок контроля. Глупость одной минуты. Обобщение повторения. Безударная проверяемая гласная корня. Буква. Буква И. Дефис. Знаки препинания. Прочитайте текст. Напишите номер предложения. Чернец. - Морфология и орфография.ppt
Морфологические нормы
Слайдов: 42 Слов: 903 Звуков: 0 Эффектов: 2Морфологические нормы. Правила употребления форм слов. Морфология имен числительных. Склонение количественный числительных. Целые числа. Прилагательное во множественном числе. У порядковых числительных склоняется последнее слово. Склонение числительных. Основа. Собирательные числительные. Морфология глаголов. Безличные глаголы. Повелительное наклонение. Не от всех слов можно правильно образовать повелительное наклонение. Формы повелительного наклонения. Победить. Морфология местоимений. Местоимения. Морфология прилагательных. Наибольшие трудности. Сравнительная форма. Превосходная форма. - Морфологические нормы.ppt
Морфологический анализ слова
Слайдов: 10 Слов: 1260 Звуков: 0 Эффектов: 20Морфологический анализ слова. Аналитический отчет ФИПИ. Прилагательные. Части речи. Успокой плачущих. Прочитайте текст и выполните задания. Насмешка судьбы. Прилагательное в превосходной степени. Причастие, употреблённое в роли существительного. Наречие. - Морфологический анализ слова.ppt
Части речи 2 класс
Слайдов: 23 Слов: 402 Звуков: 0 Эффектов: 252Части речи 3 класс
Слайдов: 13 Слов: 193 Звуков: 0 Эффектов: 20Части речи. Имя существительное Имя прилагательное Глагол Местоимение Проверь себя Литература. Имя существительное. 1.Часть речи 2.Предмет 3.Кто? Имя прилагательное. 1.Часть речи 2.Признак предмета 3.Какой? Какое?Какие? 4.Изменяется по родам, числам, падежам 5.Второстепенным. Глагол. 1.Часть речи 2.Действие предмета 3.Что делать? Что сделать? 4.Главным. Местоимение. Будь внимателен при выборе ответа. Я разбила слова на группы. Глагол: бегу, писать, вошёл, прочитаю. Существительное: дом, бег, небо, ученик. - Части речи 3 класс.ppt
Части речи 4 класс
Слайдов: 10 Слов: 242 Звуков: 1 Эффектов: 61Тема: «Части речи». Чистописание. Мм молоко морозить морковный. Словарная работа. Задание3 Тест. Физминутка. Самостоятельная работа. Задание Прочитать. Озаглавить. Списать. Найти и подписать части речи. На берегу лесной речки растет плакучая ива. Видит ива, как ходят в реке стаи рыб и раскрываются кувшинки. К иве слетаются пчелы за первым медом. Весной иву называют вербой. Ребята прибегают к вербе, срезают ветки. Ставят дома в бутылку с водой. Имя существительное. Имя прилагательное. Непостоянные признаки -род -число -падеж. Глагол. Местоимение. Постоянные признаки -лицо -число -род (в 3лице единственного числа). - Части речи 4 класс.ppt
«Части речи» 6 класс
Слайдов: 22 Слов: 1607 Звуков: 0 Эффектов: 82Существительное в стране частей речи. Имя существительное. Часть речи, обозначающая предмет. Имя Прилагательное – часть речи, обозначающая признак. Числительное. Местоимение – часть речи, указывающая на лицо, предмет или признак. Глагол – часть речи, обозначающая действие. Наречие – часть речи, обозначающая признак действия. Предлог – служебная неизменяемая часть речи, соединяющая слова. Союз – служебная неизменяемая часть речи. Частицы – служебные слова. Связка – это оторвавшееся от парадигмы местоимения или глагола. Прилагательное. Существительное поплыло по реке и вышло на берег. - «Части речи» 6 класс.pptx
Части речи в предложении
Слайдов: 17 Слов: 573 Звуков: 0 Эффектов: 26Части речи. Предлог. Мы познакомимся только с тремя частями речи. Имя существительное. Географические названия. Род имен существительных. Проверь себя. Имя прилагательное. Что обозначает имя прилагательное. Глагол. Глаголы изменяются по числам. Что такое глагол. Тёплый день. - Части речи в предложении.ppt
Классификация частей речи
Слайдов: 11 Слов: 202 Звуков: 0 Эффектов: 46Разделы науки о языке. Лексика. Фразеология. Стилистика Фонетика. Графика. Орфоэпия. Морфемика. Словообразование. Орфография. Морфология. Грамматика Синтаксис. Пунктуация. Части речи. Междометие. Самостоятельн. Служебные части речи. Принципы деления слов на части речи. Синтаксическая роль в предложении. Лексическое значение. Морфологические признаки. Имеют морфологические признаки … … Различия самостоятельных и служебных частей речи. Самостоятельные части речи. Неизменяемые. Склоняемые. Спрягаемые. Имя сущ-е, имя прил-е, имя числ-е, местоим-е, (причастие). Глагол. Наречие (дееприч-е). - Классификация частей речи.ppt
Характеристика частей речи
Слайдов: 24 Слов: 459 Звуков: 0 Эффектов: 41Глаголы изменяются по числам. Имена существительные изменяются по числам. Какой частью речи является слово. Слова, которые отвечают на вопросы кто? или что?. Слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов. Слова, которые чаще всего обозначают признак действия. Часть речи, которая не называет предмет, а только на него указывает. Изменение окончаний имён существительных. Слова, противоположные по смыслу. Соотнеси название падежей и падежные вопросы. Имена прилагательные. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. Красный шар. Глаголы. - Характеристика частей речи.ppt
Частеречная принадлежность
Слайдов: 17 Слов: 857 Звуков: 0 Эффектов: 0Частеречная система русского языка. Общее представление. Определить понятия части речи. Ключевые слова. Ключевые слова темы. Вопросы для повторения изученного материала. Части речи. Общее (категориальное) значение. Система частей речи русского языка. Самостоятельные части речи. Наречия. Алгоритм различения служебных частей речи. Вопросы для самопроверки. Практикум. - Частеречная принадлежность.ppt
Междометие
Слайдов: 19 Слов: 956 Звуков: 19 Эффектов: 123Междометие. Знакомство с междометием. Группы. Что такое междометие. Слова, выражающие чувства и побуждения. Междометие – необычное явление. Производные и непроизводные междометия. Междометие и другие части речи. Звукоподражательные местоимения. Группы междометий по значению. Эмоциональные междометия. Повелительные междометия. Этикетные междометия. Распредели междометия по рубрикам таблицы. Тест по теме «Междометие». Междометие – это часть речи. - Междометие.ppt
Тест по частям речи
Слайдов: 23 Слов: 600 Звуков: 0 Эффектов: 0Тест по теме «Части речи». Служебные части речи. Имя существительное. Продолжи предложение. Вместо каких частей речи могут употребляться местоимения. Личные местоимения в предложении. Отметь строку. Как изменяется имя прилагательное. Как определить падеж прилагательных. Имена прилагательные употребляются в форме женского рода. Прилагательные употребляются в форме множественного числа. Отметь имя прилагательное с окончанием –ом. Отметь строки, в которых неверно написаны окончания. Какая часть речи в предложениях чаще всего является сказуемым. Какое словосочетание не соответствует схеме. - Тест по частям речи.ppt
Задания по частям речи
Слайдов: 15 Слов: 298 Звуков: 0 Эффектов: 03 Класс. Части речи. Минутка чистописания. Овощи содержат много полезных веществ. Запомни табличку! Наша речь состоит из слов. Все слова делятся на группы (части). Существительное. Имя прилагательное. Глагол. Ты справился с заданием! - Задания по частям речи.ppt
Морфология и части речи
Слайдов: 22 Слов: 1500 Звуков: 0 Эффектов: 57Части речи. Об универсальном и языково специфичном. Содержание: Части речи в русском языке. Критерии выделения: семантика. Критерии выделения: «вопрос». Критерии выделения: морфология. Критерии выделения: выводы. Во всех языках существуют концептуальные классы (предметы, действия, состояния, свойства). Некоторые следствия. Языки без морфологии. Адыгейский (Аркадьев et al 2009). Проблема прилагательного (Плунгян 2009). Стативы. «Именные» прилагательные. Проблема прилагательного. Топонимы – часть речи? Итоги. Или перемещение лексемы в нетипичную позицию маркируется служебным словом (не аффиксом). - Морфология и части речи.ppt
Части речи
Слайдов: 6 Слов: 120 Звуков: 0 Эффектов: 10Значимые части речи. Служебные части речи. Междометия. Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное… Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы; междометия. Значимые части речи: девочка, холодно, голубой, дружить, играя, я. Междометия: Ужас! Ох! Служебные части речи: к, за, и, когда, разве, бы. Знаменательные части речи. Ах! Как красив Санкт-Петербург по вечерам. - Часть речи.ppt
Части речи урок
Слайдов: 10 Слов: 369 Звуков: 0 Эффектов: 33Тема урока: «Общее понятие о самостоятельных частях речи» (5 класс). Подготовка к изучению нового материала. При помощи чего люди общаются с людьми? Какая бывает речь? Из чего состоит наша речь? Одинаковое ли значение имеют слова? Части речи, изучаемые на уроке. Распределите слова в три колонки: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Распределение по частям речи. Зимний пейзаж… Какие предметы изображены на картине? К какой части речи относятся названные слова? Игра «Вспомни по опорным словам». Солнце Дед Мороз Снеговик Морковка. Тест. 1. Назовите самостоятельные части речи. а). - Части речи урок.ppt
Части речи в русском языке
Слайдов: 37 Слов: 1031 Звуков: 0 Эффектов: 224Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 20 г. Томска. Содержание: Части речи. Имя существительное. Отвечает на вопросы. (Одушевлённые). (Неодушевлённые). Собственными. Имена существительные бывают. собака Шарик. Нарицательными. Воздушный шарик. Род имён существительных. Единственное. Изменяется по числам. Множественное. Шарик. Шарики. Изменяется по падежам. Изменение имён существительных по падежам называется склонением. Именительный: кто? что? Родительный: кого? чего? Дательный: кому? чему? Винительный: кого? что? Творительный: кем? чем? - Части речи в русском языке.ppt
Самостоятельные части речи
Слайдов: 9 Слов: 294 Звуков: 0 Эффектов: 4Самостоятельные части речи. Основной вопрос нашего проекта: Может ли самостоятельное быть без служебного? Дидактические цели проекта: Методические задачи: Мы будем изучать следующие самостоятельные части речи: Глагол Прилагательное Причастие. Представление результатов исследования: Распределение по группа: Продолжительность проекта: Проект рассчитан на две недели. - Самостоятельные части речи.ppt
Самостоятельные и служебные части речи
Слайдов: 13 Слов: 568 Звуков: 0 Эффектов: 0Служебные части речи. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи. Цели. Актуализация знаний. Самостоятельная работа. Утро тихо, солнечно. Девочка говорила тихо. Днем стало тихо, солнечно. Проверка. Взаимопроверка. Каково? Лингвистическая разминка. Обозначить части речи в предложениях. Все существующие части речи. Имена существительные – ночь, известия, лужах, ногой, ледок. Имена прилагательные – тонкий. Имена числительные – третью. Местоимения – мне, меня. Глаголы – хрустит. Причастия – встревожившего. Деепричастия – ломаясь. Наречия – уже, чуть-чуть. -
1. Обобщение знаний по частям речи. 1. Обобщение знаний по частям речи. 2. Развитие умения отличать части речи от состава слова. 2. Развитие умения отличать части речи от состава слова. 3. Тренировка навыков нахождения различных частей речи в тексте. 3. Тренировка навыков нахождения различных частей речи в тексте. 4. Воспитание доброты,чувства дружбы, коллективизма. 4. Воспитание доброты,чувства дружбы, коллективизма. Цели:
Отгадать тему урока по первым буквам отгадок 1. Живёт спокойно - не спешит, На всякий случай носит щит, На всякий случай носит щит, Под ним, не зная страха, Под ним, не зная страха, Гуляет Гуляет Ч ерепаха А лфавит 2. Буквы-значки как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условном месте стоит, Каждый в условном месте стоит, И называется И называется
3. То погаснет, то зажжётся Ночью в роще огонёк. Ночью в роще огонёк. Угадай, как он зовётся? Угадай, как он зовётся? Золотистый Золотистый С ветлячок 4.Я антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука. Без меня вам ночью мука. Я для отдыха, для сна, Я для отдыха, для сна, Называюсь Называюсь Т ишина
5. Буду мастером таким, Как наш дядя Евдоким: Как наш дядя Евдоким: Делать стулья и столы, Делать стулья и столы, Красить двери и полы. Красить двери и полы. А пока сестре Танюшке А пока сестре Танюшке Сам я делаю Сам я делаю 6. Лесники её котят Взять домой не захотят. Взять домой не захотят. Ей не скажешь: Кошка, брысь, Ей не скажешь: Кошка, брысь, Потому что это Потому что это и грушки Р ысь
Обобщение по теме. - Какие части речи вы знаете? - Какие части речи вы знаете? 1. Распределить данные слова по группам. Дать определение: 1. Распределить данные слова по группам. Дать определение: - имя существительное - имя существительное - имя прилагательное - глагол - имя прилагательное - глагол 2. Образовать разные части речи. Записать, выделить корни. 3. Приведите свои примеры однокоренных слов разных частей речи.
Творческая работа на компьютерах. Тест. 1. Существительное, прилагательное, глагол это………………… 1. Существительное, прилагательное, глагол это………………… 1) часть речи 2) часть слова 1) часть речи 2) часть слова 2. Существительное отвечает на вопросы: 2. Существительное отвечает на вопросы: 1) какой? какая? какие? какое? 2) что делает? что сделать? 3) кто? что? 1) какой? какая? какие? какое? 2) что делает? что сделать? 3) кто? что? 3. Найти имя прилагательное: 3. Найти имя прилагательное: 1) синий 2) синеть 3) синева 1) синий 2) синеть 3) синева
4. В словосочетании «золотые руки» главным словом является: 1) золотые 2) руки 4. В словосочетании «золотые руки» главным словом является: 1) золотые 2) руки 5. В предложении найти глагол: «Я слушаю трель соловья». 1) я 2) слушаю 3) трель 4) соловья 5. В предложении найти глагол: «Я слушаю трель соловья». 1) я 2) слушаю 3) трель 4) соловья
6. В предложении «Около дерева огромный муравейник» все имена существительные одушевлённые: 1) да 2) нет 6. В предложении «Около дерева огромный муравейник» все имена существительные одушевлённые: 1) да 2) нет 7. Часть речи, которая обозначает действие предмета это: 1) существительное 2) прилагательное 3) глагол 7. Часть речи, которая обозначает действие предмета это: 1) существительное 2) прилагательное 3) глагол
8. Имя прилагательное чаще всего употребляется: 1) с именем существительным 2) с глаголом 8. Имя прилагательное чаще всего употребляется: 1) с именем существительным 2) с глаголом 9. Имена прилагательные обозначают: 1) действие предмета 2) признак предмета 9. Имена прилагательные обозначают: 1) действие предмета 2) признак предмета 10. Выбрать собственное имя существительное: 1) кот 2) пес 3) Мурзик 10. Выбрать собственное имя существительное: 1) кот 2) пес 3) Мурзик
11. В каком слове допущена ошибка: 1) корова 2) буренка 11. В каком слове допущена ошибка: 1) корова 2) буренка Результаты: 90% - отлично 70-80% - хорошо 50-60% - удовлетворительно неудовлетворительно Результаты: 90% - отлично 70-80% - хорошо 50-60% - удовлетворительно неудовлетворительно Итог урока. Итог урока.
Л и п у ш к и н а Елена Васильевна Образование- высшее (ЛГПИ им. А.И. Герцена). Квалификация- учитель высшей категории. Специальность - учитель начальных классов. Стаж работы - 28 лет. Образование- высшее (ЛГПИ им. А.И. Герцена). Квалификация- учитель высшей категории. Специальность - учитель начальных классов. Стаж работы - 28 лет. На начало
Разделы: Начальная школа
Класс: 3
Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, учить определять части речи
- Систематизировать знания учащихся о частях речи, общее, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
- Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
- Воспитывать интерес к изучению родного языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
- Презентация Power Point “Части речи”
- Компьютер, проектор.
- Раздаточные листы для обучающихся
- Цветные карандаши.
- Учебник русского языка (Т.Г.Рамзаева) 3 класс, IIчасть
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверить готовность к уроку (Слайд 2)
Ну, ответь скорей, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ли вместе?
Что ж, пора нам начинать
Тему новую узнать!
Закройте глаза и повторяйте за мной “Я все умею, у меня все получится”
II. Чистописание. Словарная работа.
1) На минутке красивого письма предлагаю вам написать следующее сочетание букв.
2) Отгадать ребусы. (Слайд 3).
Записать слова (заяц, капуста, кабачок, собака).
Какие это слова?
На какие две группы их можно разделить?
3) Работа над предложением. Подчеркнуть грамматическую основу.
4) Прочитайте стихотворение (Слайд 4).
Что такое язык?
О каком языке идет речь?
5) Обратимся к толковом словарю Ожегова (Слайд 5)
Записать слово язык в словарик и запомнить его написание.
III. Постановка темы и цели урока.
Наша речь состоит из слов. Все слова делятся на группы (части). (Слайд 6)
Что здесь “лишнее”?
Что объединяет остальные слова?
Сегодня на уроке мы с вами будем учиться определять части речи слов.
IV. Работа по теме урока.
С какими частями речи мы уже знакомы? Давайте вспомним их (Слайд 7)
Перед вами карточки-подсказки с оставшимися частями речи, которые нам не знакомы. Давайте с ними познакомимся.
В нашем языке очень много слов и много частей речи. А как узнать, какой частью речи является слово? (учебник с.4, правило)
V. Физкультминутка.
Детям показываются картинки с животными из словаря, дети изображают действие.
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
VI. Закрепление изученного материала.
1) Упражнение в определении частей речи. (Слайд 8, 9)
– Положите перед собой индивидуальные листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы. Подчеркни цветным карандашом:
- красным – слова, обозначающие предмет;
- зеленым – слова, обозначающие действия;
- синим – слова, обозначающие признак;
- желтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.
Свет | у | лисица | |||
бежать | за | учить | |||
рыжий | На | ||||
медведь | |||||
жарит | вкусные | синее | |||
пишет | |||||
От | нежный | красивый | |||
до | домик | ||||
огород | смотрит |
Что вы делали, чтобы определить какой частью речи является слово? (правило в учебнике с 4)
2) Работа с учебником. Упражнение 368 с.4 Проверка (слайд 10)
VII. Домашнее задание.
VIII. Итог урока.
Чему учились на уроке?
Какие части речи вы знаете?
Чем они отличаются друг от друга?
Существительное - школа,
Просыпается - глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришел.
Встали мы - местоимение ,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни - у нас частицы .
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У тёплой печи
Повторяем …
Части речи

Тема: Части речи


МОРФОЛОГИЯ!!
Самостоятельные
части речи
- Существительное
- Глагол
- Прилагательное
- Местоимение
- Числительное
- Наречие
Служебные
части речи
- Предлог
- Союз
- Частица

Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
(Имя существительное)

Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про...
(Глагол)

Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
С папой Существительным
Живёт на редкость дружно:
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Она с ним не расстанется
Никогда уже:
Стоит с ним в одном роде,
Числе и падеже.
(Имя прилагательное)

Быстро предметы оно сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
Цифры частенько его заменяют,
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается?
(Имя числительное)

Признаки действий оно означает,
Всем любопытным оно отвечает
КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
Очень не любит оно изменяться,
Род не имеет, не хочет склоняться.
Как его имя, скорее ответьте!
(Наречие)

(Местоимение)
Применяем все мы это
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это,
И количество предметов
Заменяет часто это.
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись.


Имя существительное – это часть речи, которая
обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? ,что?
Например: (что?) вещь , (кто?) ученик
Имя прилагательное – это часть речи, которая
обозначает признак предмета и отвечает на вопросы
какой?, какая?, какое?, какие?
Например: солнце (какое?) красное , мальчик (какой?) умный
Глагол – это часть речи, которая
обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? , что сделать? и другие
Например: ребята (что делали?) писали

Имя числительное – это часть речи, которая
обозначает количество предмета и порядок предмета при счете отвечает на вопросы сколько? какой?
Например:пять яблок,пятый ученик
Наречие – это часть речи, которая
обозначает признак действия и отвечает на вопросы
как? когда? куда? где?
Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.
Например:моя ручка,этот дом

Распределите слова по трём корзинкам: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Яблоко,растет,спелый,дерево, красивый,груша,поспела,красный,помидор,огромный,висит,стоит,вкусный,белый,корзина,маленький,банан,сладкий,собирает,ананас,земля,радует,урожай.
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол

Распределите слова по трём корзинкам: числительное,наречие,местоимение
Хорошо,он,пять,одиннадцатый,я,сто,быстро,громко,
мой,наш,высоко,низко,тридцать,твой,близко,сорок,
ваш,мы,легко,семь,они.
Наречие
Имя числительное
Местоимение

Задание: Прочитайте текст, подумайте какие из выделенных слов относятся к самостоятельным частям речи.
Жили-были кот , дрозд да петушок – золотой гребешок. Жили они в лесу, в большой избушке . Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют .

«Знание – сила!»
Что изучает фонетика?
Какие звуки всегда твёрдые?
Сколько падежей в русском языке? (6)
Какие две буквы звука не обозначают?
Что такое основа?
Когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука?
Звуки речи
Что обозначает имя существительное?
Какие бывают части слова?
1.В начале слова
Название какой птицы состоит из сорока «а»?
Корень, окончание, основа, приставка, суффикс.
Часть слова без окончания.
Имя существительное обозначает предмет.
2.После гласных
3.После ь,ъ

Защита постеров
1.Имя существительное
2.Глагол
3.Имя прилагательное


Игра “Хлопаем в ладоши”
Д руг
Умный
Война
Белый
Толстый
Красивый
День
Высокий
Далекий
Смеяться

Ну, что,
ребята!
Проверим
наши
знания!

Тест
1. Что обозначает имя существительное?
2. Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
3. Что обозначает глагол?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
4. Из данных слов выберите имена существительные:
5. Из данных слов выберите имена прилагательные:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
6. Из данных слов выберите глаголы:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:
а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера
8. Из данных слов выберите служебные части речи:
а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

Выставление оценок за тест:
нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»
Взаимопроверка по ключу:
1 – а 5 – а
2 – б 6 – б
3 – в 7 – а
4 – в 8 - б

Домашнее задание
Выписать существительные,прилагательные,глаголы.
Встретимся на следующем уроке! Пока!!!
Слайд 2
Имя существительное Имя прилагательное Глагол Проверь себя
Слайд 3
Имя существительное
Слова, которые обозначают предметы, явления природы или события и отвечают на вопросы кто?или что?
Слайд 4
Имена собственные и нарицательные
Существительные, называющие предметы, явления, являются нарицательными. Названия городов, названия улиц, рек, озер, имена, фамилии – имена собственные. кот Барсик
Слайд 5
Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные Кто? Что?
Слайд 6
Род имен существительных
Женского рода (она моя) Мужского рода (он мой) Среднего рода (оно мое)
Слайд 7
Число имен существительных
Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе Для обозначения нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе мяч ракетки
Слайд 8
Падеж имен существительных
Слайд 9
Склонение имен существительных
трактор -2скл. машина- 1 скл. Солнце- 2скл. Мышь-3 скл
Слайд 10
Три склонения имен существительных
Проверь себя
Слайд 11
Имя прилагательное
Слова, которые обозначают признак предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Какой? синий Какая? зеленая Какие? голубые Какое? белое
Слайд 12
Имена прилагательные в предложениях употребляются при именах существительных. Прилагательное ставится в том же числе, роде и падеже, что и существительное, к которому оно относится. Мн.ч. Им.п. На траве сидели красивые бабочки.
Слайд 13
Слова, которые обозначают действие предметов, называются глаголами.Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делают?что делал?
что делает? летит что делал? писал
Слайд 14
Инфинитив
Начальная форма глагола Что делать? Что сделать? Инфинитив имеет суффиксы –ть, -ти, -чь Учить – ум точить. ^ ^
Слайд 15
Возвратными
называются глаголы, имеющие суффиксы –ся, -сь Что делают? катаются
Слайд 16
Виды глагола
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? что делает? что будет делать? Говорить, говорит, будет говорить. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? что сделает? что сделал? Сказать, скажет, сказал Что делает? катается (несов.вид) Что сделал? cпрятался(сов. вид)
Слайд 17
Время глагола
У глагола основными являются три времени, которые показывают, когда происходит действие: в прошлом, настоящем или будущем (решали, решают, будут решать) Что делают? играют (наст. вр.) Что делал? бежал (прош, вр.) Что сделаем? полетим (будущее вр.)
Слайд 18
Прошедшее время
Образуется от инфинитива с помощью суффикса –л Ед. ч. Мн. ч. М.р. Ж.р. Ср.р. Рисовали (мн. ч.) Рисовал (м. р.) Рисовала (ж. р.) Рисовало (ср. р.) ^
Слайд 19
Настоящее время
Образуется от глаголов несовершенного вида, изменяются по лицам и числам. Рисую – рисуешь- рисуем- рисуете
Слайд 20
Будущее время
Формы будущего простого времени имеют глаголы совершенного вида. Прочита-ю, прочита-ешь, прочита-ете, прочита-ют. Формы будущего сложноговремени имеют глаголы несовершенного вида. Буду читать, будешь читать, будем читать, будут читать. Глаголы будущего времени изменяются по лицам и числам.
Слайд 21
Спряжение глагола
1 спряжение -ешь -ет -ем -ете -ут (-ют) 2 спряжение -ишь -ит -им -ите -ат(ят)
Слайд 22
Чтобы определить спряжение выясни ? ? ? 2 спр. -ишь -ит -им -ите -ат(ят) 1 спр. -ешь -ет -ем -ете -ут (-ют) Поставь глагол в н. ф. 1 спр. Не на –ить + брить, стелить 2 спр. -ить + исключения
