Презентация по биологии на тему память. Презентация по биологии на тему «Память. Диагностика и развитие памяти» скачать бесплатно. Лабораторная работа «Выявление объёма кратковременной памяти»
ПАМЯТЬ Подготовила: учитель математики
МКОУ «Троицкая СОШ»
Игуменова И.С.
Память - это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.
Проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов. Это может быть зрительное представление объектов наблюдения, собеседника, участка местности, здания, а также движения, процесса общения и т. д. В состав наглядно-образной памяти входят слуховые представления. Они проявляются в том, что человек как бы слышит голос интересующего лица, звук и шум мотора нужной ему автомашины, гул соответствующего участка города. Наглядно-образная память имеет большое значение в рабочей, учебной и творческой деятельности человека
Наглядно-образная память
Выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот вид памяти тесно связан с речью. Например, объект наблюдения можно не только запечатлеть в наглядном образе, но и запомнить его характерологическую сущность. Такое запоминание возможно лишь в словесной форме.
Словесно-логическая память
Зависит от сочетаний кинестетических ощущений, от возбуждения и торможения соответствующих проводящих путей и нервных клеток. Возникнув, двигательный образ оказывает влияние на группу мышц, работа которых связана с этим образом.
Двигательная память
Это память на эмоциональные состояния, имеющие место в прошлом. Так, в памяти могут всплыть приятные воспоминания о хорошо выполненном действии, и от этого оно отчетливо, в деталях, прочно запечатляется в нервной системе человека. И наоборот, неприятные воспоминания постепенно вытесняют подробности неуверенно выполненного действия. Яркие эмоциональные переживания быстро запоминаются и легко воспроизводятся. В этом одна из причин того, что интересный материал лучше удерживается в памяти, чем неинтересный, так как интерес всегда имеет более или менее выраженную эмоциональную окрашенность.
Эмоциональная память
Кратковременная память - сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательного усилия для запоминания.
Различают также долговременную и кратковременную (оперативную) память.
Долговременная память служит для запоминания информации надолго. Все, что удерживается на протяжении более нескольких минут, находится в системе долговременной памяти. Весь приобретенный жизненный опыт составляет ее часть. Важнейшим процессом здесь выступает запоминание.
Известные в психологии приемы запоминания делятся на логические (смысловые) и механические.
Логическое запоминание направлено на смысл запоминаемой информации. При этом предлагается усиленная работа мышления. Механическое запоминание связано с формой воспринимаемой информации: слова, звуки, образы. Смысловое содержание воспринимаемого материала в процессе запоминания хотя полностью и не теряет своего значения, но как бы отходит на второй план. Это заучивание текста стихотворения, движений, номеров телефонов. В практической деятельности нередко трудно провести грань между логическим и механическим запоминанием. Это хорошо видно на самом распространенном приеме запоминания - повторении.
Повторение - самый распространенный метод запоминания. Здесь нужно знать следующие правила:
1) большой по объему материал нужно делить на части соответственно его смысловому значению и заучивать по частям, после чего повторять в целом;
2) число повторений должно быть больше того, что оказалось достаточным для первого полного воспроизведения заучиваемого материала;
3) повторение информации должно начинаться не позднее, чем через час после запоминания (наблюдения и специальные исследования показывают, что через час в памяти человека остается не менее 50% запомненного, а через день эта цифра доходит до 30-35%).
Тренировка памяти
Эффективность запоминания вычисляется по формуле: Число правильно воспроизведенных слов делим на 20 и умножаем на 100, получаем % эффективного запоминания.
1. Украинец 2. Экономка3. Каша 4. Татуировка 5. Нейрон 6. Любовь 7. Ножницы 8. Совесть9. Словарь10. Глина 11. Масло
12. Бумага 13.Сладости 14. Логика 15. Социализм 16. Глагол 17. Прорыв 18. Дезертир 19. Свеча 20. Вишня
Ниже приведены 20 названий (каждое под соответствующим порядковым номером), которые следует запомнить. Для запоминания дается 40 секунд. Вы должны написать все 20 слов с их номерами так, как вы их запомнили. Ответ считается правильным, если одновременно с названием указывается и его порядковый номер.
, Школьная психологическая служба , Социальная педагогика , Конкурс «Презентация к уроку»
Класс: 9
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с познавательным процессом “память”, дать его общую характеристику;
- Раскрыть физиологический механизм этого процесса, определить и дать характеристику основным видам памяти человека;
- Познакомить с основными процессами памяти и условиями успешного запоминания и воспроизведения материала.
- Провести самодиагностику памяти
- Развивать у ребят общее представление о познавательной деятельности человека, ее связи с высшей нервной деятельностью, воспитывать интерес к изучаемым дисциплинам.
Оборудование:
- таблица «Головной мозг»;
- индивидуальные карточки для активизации деятельности и производства самостоятельных выводов;
- презентация «Память, виды памяти» для актуализации и облегчения восприятия материала;
- опорныйконспект урока;
- карточки-таблицы для проверки домашнего задания на доске
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ .
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «ВОСПРИЯТИЕ И ВНИМАНИЕ – ВАЖНЫЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ОРГАНИЗМА»
На доске прикреплены карточки «ВОСПРИЯТИЕ» и «ВНИМАНИЕ», а также характеристики «ПЕРЕКЮЧЕНИЕ», «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ», КОНЦЕНТРАЦИЯ», «ОБЪЕМ», «АКТИВНОСТЬ», «ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ», «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ», «ЦЕЛОСТНОСТЬ». (см. приложение «Таблицы », «Таблицы 1 »)
Учащиеся, выходя к доске, распределяют характеристики по процессам, комментируя и отвечая на возникающие вопросы. Таким образом мы концентрируемся на сути этих явлений.
Завершаем опрос проблемным вопросом «А для чего мы тренируем внимание? Пытаемся сконцентрироваться? Конечно, чтобы понять и ЗАПОМНИТЬ! Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Память. Виды памяти» (слайд 1) Начинаем работать с опорным конспектом, записывая тему урока
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- Работаем над определением памяти. Что это такое? (мозговой штурм). После формулирования, записываем его в конспект.
- Попытаемся объяснить, как же идет механизм запоминания (предлагается мозговой штурм, в результате которого возникает схема) (слайд 2). Все моменты дублируем на доске карточками, привлекая детей к самостоятельной работе.
- Используя схему строения головного мозга (слайд 3), вспоминаем, какие отделы отвечают за запоминание, прорабатываем еще раз материал, после чего ребята самостоятельно записывают в конспект и заштриховывают на рисунке соответствующие части головного мозга.
- Самостоятельная работа учащихся с карточками, с помощью которых разные группы учащихся должны распределить виды памяти в зависимости от действия силы воли, по длительности хранения информации, по степени участия мышления, по характеру преобладающей деятельности (см. приложение «Карточки «Виды памяти»)
- Проверяем работу ребят, используя слайды презентации 4, 5.
- Минутка отдыха «Поиграем». Ребятам предлагаются различные музыкальные фрагменты и звуки (см. приложение «Звуки для урока »), прослушав которые надо определить, кому принадлежат звуки и вспомнить слова песен.
- Теперь предлагается подумать, как же происходит сам процесс памяти (слайд 6)
- Лабораторная работа «Определение объема кратковременной памяти». Используя инструктивную карточку конспекта и слайда 7, выполняем работу, определяем объем своей кратковременной памяти, делаем вывод, записывая его. (слайды 8, 9, 10).
- А теперь несколько советов, что же делать, чтобы улучшить свою память, облегчить и ускорить процессы запоминания? (слайды 11, 12, 13, 14)
- Сразу же проверим, помогают ли данные рекомендации. Каждый ученик получает набор слов, которые он должен связать общей мыслью. (см. приложение «Увязывание образов»). Заслушиваем получившиеся рассказики.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
- Что мы узнали на уроке
- Что такое память?
- Какие виды памяти уже вам известны?
- Как можно улучшить память, ускорить запоминание?
Карапетян София, Шершенкова Елизавета
Гипотеза: Человеческий мозг - универсальное запоминающее устройство
Цель проекта: «Выяснить, возможно ли существование абсолютно универсального мозга?»
Задачи проекта:
Узнать как работает наша память
Узнать какие существуют механизмы запоминания
Узнать может ли среднестатистический человек с одинаковой легкостью усваивать информацию из разных предметных областей
Узнать способы легкого эффективного запоминания
В процессе работы над проектом мы ознакомились с работой нобелевского Эрика Кандель и его коллег, которые сумели показать, что для формирования самой настоящей памяти - как кратковременной, так и долговременной - достаточно всего трех нейронов, определенным образом соединенных между собой. Оказалось, что процесс запоминания организован довольно просто и сводится к ряду автоматических реакций на уровне отдельных нейронов. Весь процесс можно полностью воспроизвести на простейшей системе из трех изолированных нервных клеток.
Была собрана модель «запоминающего устройства» или «памяти» моллюска, на основании которой можно было наглядно объяснить процессы запоминания, и «на пальцах» разъяснить смысл рекомендаций по улучшению запоминания, и тренировки памяти.
Скачать:
Подписи к слайдам:
Нобелевский лауреат
Эрик
Кандель
и его коллеги сумели показать, что для формирования самой настоящей памяти - как кратковременной, так и долговременной - достаточно всего трех нейронов, определенным образом соединенных между собой.
Абсолютно универсальных мозгов не бывает.
Любой мозг специализирован, "заточен" под решение определенного - пусть и очень широкого - круга задач.
Он принципиально не способен решать задачи, лежащие за пределами этого круга.
Вывод
Тайны памяти
Научный руководитель
:
Чепарнова
Анастасия
Бароновна
Выполнили:
Шершенкова
Елизавета
Карапетян София
Ход работы
Ознакомление с современными научными данными по вопросам формирования памяти
Построение простейшей модели запоминающего устройства
На примере устройства нервной системы морского зайца, наглядно объяснить процессы формирования памяти
Выяснить, зависят ли наши способности к запоминанию от наследственной предрасположенности
Иногда необходимо, наоборот, как можно скорее выбросить из головы определенную информацию, которую когда-то запоминали. Решение этой проблемы на самом деле очень простое. Вам достаточно будет записать всю эту информацию на листе бумаги, и в этот момент ваш мозг на подсознательном уровне остановится, так как таким действием вы как бы перенесли эту информацию в более надежное место, и теперь мозгу нет необходимости постоянно о ней думать. После этого, если не стараться специально вспоминать об этой информации, она быстро забудется
а) Попробуйте ассоциировать информацию, которую вам нужно запомнить с какой-либо эмоцией. Ведь нам запоминаются надолго только те моменты, с которыми были связаны сильные эмоции.
б) Постарайтесь выделить из всего объема информации только все самое полезное, особенно если речь идет о значительных объемах информации. Не очень важные детали можно опустить.
в) Подбирайте подходящие вам ассоциации или выстраивайте логические цепочки, чтобы было легче вам запомнить определенную информацию. Это могут быть ассоциации абсолютно не соответствующие этой информации, но такие, чтобы именно вам было ее легче запомнить. Из любого вида информации можно, подбирая ассоциации, вырисовать яркую картину в голове. И чем ярче будет эта картина, тем легче будет запомнить вам определенный текст и понять его.
Задачи проекта
Узнать как работает наша память
Узнать какие существуют механизмы запоминания
Узнать может ли среднестатистический человек с одинаковой легкостью усваивать информацию из разных предметных областей
Узнать способы легкого эффективного запоминания
Моделирующий нейрон
Сенсорный нейрон
Моторный нейрон
Сифон
Цель проекта
Выяснить, возможно ли существование абсолютно универсального мозга?
Гипотеза
Человеческий мозг-
универсальное запоминающее устройство
Память изучалась на примере формирования условного рефлекса у гигантского моллюска - морского зайца
Aplysia
.
Память - это проторенные дороги в нейронных сетях.
Презентация рассказывает о памяти, удивительной способности нашего мозга. Это благодаря ей мы помним такое огромное количество сведений. Однако не всегда в нужный момент можно восстановить в голове нужную информацию. Почему так происходит, можно понять, если ближе познакомиться с этим сложным процессом. Скачать презентацию о памяти можно как для классных часов, так и для уроков анатомии, психологии.
Известны ли вам, что запоминать человек начинает еще задолго до своего появления на свет. Находясь в утробе, эмбрион с 20 недели хорошо слышит, все, что происходит рядом с ним, и запоминает некоторые звуки, ощущения. В процессе жизни наша память развивается, совершенствуется. Ученые выделяют несколько ее видов. Зная их, школьникам будет намного легче организовать свою учебную деятельность, достичь высоких результатов.
Презентация дает подробный рассказ о том, что собой представляет память человека. Школьникам интересно будет узнать, почему у одних она феноменальная, а у других желает быть намного лучше. Скачать работу ученицы 10 класса можно для классных часов, для уроков анатомии, биологии или окружающего мира в 4 классе.
Итак, отправляемся вместе со школьницей исследовать устройство человеческой памяти. Неверно утверждать, что в нашем мозгу есть какой-то определенный центр, который хранит всю полученную информацию. Все намного сложнее. Оказывается, различные участки мозга отвечают в разной степени за сохранность поступивших к ним сведений. Вот почему у одних людей больше развита зрительная память, а у других двигательная или эпизодическая. Хотите знать больше? Придется скачать презентацию и изучить все 24 слайда электронной разработки.
Презентация рассказывает об удивительном свойстве воды. Это бесцветное вещество способно сохранять полученную информацию. Это говорит о том, что существует память воды. Хотите в этом убедиться? Необходимо скачать исследовательскую работу ученицы 10 класса и вместе с ней пройти тот сложный путь, который она досконально изучила.
Огромное количество трудов посвящено бесцветной жидкости, которая дает жизнь всему живому. Кроме привычных ее свойств, ученые открывают и необычные ее качества. Сюда относится память воды. Изучив это свойство, человек использует жидкость для воздействия на свой организм, для лечения, для проведения различных ритуалов. Это не просто некая физическая субстанция, это достаточно сложный организм, который не до конца изучен.
Презентация дает полезные сведения школьникам о том, как развитие памяти и внимания влияет на успешность обучения в школе. Показать разработку можно на классном часу, на психологических занятиях и при проведении тренингов. С материалом можно ознакомить родителей школьников, которые тоже смогут помочь своему ребенку стать более удачным.
Прежде чем заняться развитием памяти и внимания, ученикам предлагается познакомиться с удивительными фактами из жизни некоторых феноменальных личностей, способных помнить практически все, что было в их жизни. К числу таких особ относятся Александр Македонский, Сократ, Юлий Цезарь, Леонард Эйлер. В работе приведены способы, которые помогут улучшить память. Это зрительные диктанты, проговаривание ситуации, создание ассоциаций. Есть в пособии и советы, что следует делать регулярно, чтобы улучшать процесс запоминания.
Презентация будут достаточно интересной для тех, кто решил заняться тренировкой памяти. В работе собран ряд упражнений, которые позволят начать этот увлекательный процесс, который поможет в дальнейшем стать человеку более успешным. Чем раньше ученик поймет, что только от него самого зависит качество памяти, тем скорее он приступит к самосовершенствованию. Электронный ресурс можно скачать для классных часов в начальной или средней школе.
Не стоит жаловаться на то, что объем информации в школе настолько обширный, что запомнить все практически невозможно. Оказывается можно, и некоторые в этом успешно убедились. Ставьте для себя реальную цель: «Я сегодня тренирую свою память для того, чтобы завтра мне было легко учиться». И поверьте: все обязательно получится.
Презентация знакомит школьников с различными видами памяти человека, которые помогают нам сначала запомнить материал, а затем воспроизводить его при необходимости в нужной последовательности, осознанно. Невозможно жить, потеряв это свойство своего организма, поэтому так важно не только много знать о нем, но и сохранить его ясным до глубокой старости.
Существует множество классификаций видов человеческой памяти. Ученица в своей работе выбрала наиболее доступную версию для понимания ее ровесниками, поэтому познакомимся с ней более подробно. Итак, виды человеческой памяти:
- по объекту запоминания: образная, двигательная, эмоциональная, словесно-логическая;
- по степени волевой регуляции: произвольная и непроизвольная;
- по длительности хранения полученной информации: кратковременная, оперативная, долговременная;
- по участию мышления: смысловая, механическая.
Каждый из представленных видов подробно расписан в работе.
В презентации предлагаются игры для развития зрительной памяти учеников 1 класса. Игровые задания можно использовать как для работы в обычном классе, так и для тренировки зрительной памяти детей, имеющих диагноз ЗПР. Проводить игры можно как на индивидуальных занятиях, так и на классных часах.
Перечень упражнений, предлагаемых в работе:
- Дама сдавала в багаж
- Пексессо или парочки
- Сказочный паровоз
- Головоноги
В работе описывается каждое упражнение, приводятся правила, имеется наглядность.
Презентация на тему "Память" по биологии в формате powerpoint. В презентации для школьников содержится информация о том, как устроена память человека и что делать, чтобы она не подводила.
Фрагменты из презентации
Память - способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее при необходимости спустя какое-то время
Виды памяти
- Двигательная
- Образная
- Эмоциональная
- Слуховая
По степени волевой регуляции
- Непроизвольная
- Произвольная
По продолжительности сохранения материала
- Иконическая (мгновенная)
- Кратковременная
- Долговременная
- Оперативная
- Генетическая
Как устроена память
- Природная память
- Культурная память
Законы памяти
- Лучше запоминаются неоконченные действия, чем завершённые
- Действия запоминаются лучше, чем мысли
- Эффект края. Лучше запоминается начало и конец
- Реминисценция
- Человек может не сознавать, что ошибается
- Редкие и странные явления запоминаются лучше
- Положительные эмоции способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют
- заучивание материала не продуктивно, повторения должны быть распределены во времени
Объём запоминаемой информации зависит от способа её получения
- Речевой 15%
- Зрительный 25%
- Оба одновременно 65%
Чтобы память не подводила
- Старайся не переутомляться
- Больше бывай на свежем воздухе. Подойдёт любая погода
- Для этого заведи собаку, она всегда напомнит тебе о прогулке
- Старайся избегать употребления в пищу продуктов, богатых холестерином
- Меньше ешь солёного
- Старайся не получать травм головы. Для этого не участвуй в драках!