Конспект занятия по развитию речи. Тема: "Насекомые". Конспект нод по формированию целостной картины мира (познание) с преследованием интегративного компонента развития и коррекции. тема: «насекомые
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
- Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых
- Уточнение и расширение словаря по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы)
- Формирование обобщающего понятия насекомые
- Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление родительного падежа, существительных во множественном числе), составление предложений со значением противопоставления и со сложным союзом «потому что»
- Совершенствование навыка звуко-слогового анализа слов
Коррекционно-развивающие:
- Развитие связной речи
- Развитие фонематических представлений
- Развитие зрительного внимания
- Развитие тонкой и общей моторики
- Развитие сенсорных процессов
Коррекционно-воспитательные:
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
- Воспитание бережного отношения к природе
Лексический материал:
стрекоза, кузнечик, бабочка, муха, гусеница, комар, пчела, оса, шмель, жук, муравей, богомол, паук, таракан, улитка, клоп, саранча, клещ, червяк.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
Сегодня наше занятие, ребята, начнется необычно- со сказки…Далеко-далеко, там за теплыми морями, где никогда не бывает зимы, в одном сказочном царстве жила маленькая фея. Жители этого маленького царства были цветы. Цветы очень любили свою хозяйку, дарили ей свой цветочный нектар, из которого она творила необыкновенные, добрые чудеса. Близился день рождения маленькой феи и цветы решили устроить бал в честь этого события. Но вот беда цветы не могли танцевать, потому что крепко вросли своими корешками в землю. Цветы рассказали хозяйке о своей беде. Маленькая фея решила помочь своим любимым цветам. Ночью она приготовила волшебную росу из сладкой цветочной пыльцы и с первыми лучами солнца обрызгала все цветы в своем городе. О, чудо! Из цветов выпорхнули бабочки, так похожие на яркие, небывалой красоты цветы, что отличить их было невозможно. Дети сравнивают бабочек с цветами(красивые, легкие, грациозные). Увидев это чудо, остальные жители цветочного городка поспешили на праздник- день рожденья маленькой феи. Постарайтесь узнать с помощью музыки, кто пришел на праздник. Дети отгадывают, что на праздник прилетели шмели, прискакали кузнечики и т.д. Как мы сможем назвать всех гостей феи одним словом? (насекомые) Давайте с ними познакомимся поближе.
У летающих насекомых есть крылья, лапы, жало. У бабочек, стрекоз, жуков и пчел- по четыре крыла, у мух и комаров- по два. Комары, мухи, пчелы и некоторые другие насекомые издают во время полета писк, гудение или жужжание. Их тон зависит от частоты взмаха крыльев: чем чаще взмахи, тем тоньше звук. Так комары издают тонкий писк и взмахивают крыльями до тысячи раз в секунду; шмели гудят басом, а крыльями машут двести сорок раз в секунду; бабочки летают беззвучно, делая всего лишь пять- девять взмахов.
Стрекозы, бабочки, пчелы питаются нектаром, который они вытягивают хоботком из цветов. Дикие пчелы образуют ульи в дупле дерева и откладывают там мед.
Комары- кровососущие насекомые, летают в основном с наступлением темноты. Мухи ползают по всем грязным местам и на своих лапах переносят множество бактерий. Нельзя допускать, чтобы они садились на продукты питания.
Есть и не летающие насекомые: кузнечики прыгают в травке; муравьи образуют муравейники.
Гусеницы- вредители леса, живут на деревьях.
Насекомые приносят большую пользу: от муравьев люди получают муравьиную кислоту и используют ее для приготовления лекарств; от пчел- мед, который содержит множество полезных веществ, его любят взрослые и дети.
Летающие насекомые перелетая с цветка на цветок, на своих задних лапках переносят цветочную пыльцу и тем самым способствуют размножению растений.
И наконец, насекомые являются кормом для птиц, а такие птицы как соловьи и ласточки не могли бы существовать, так как они питаются только летающими насекомыми, причем каждая из них за лето ловит до миллиона всяких мошек.
Речевая подвижная игра «Стрекоза» (импровизация движений)
Стреко-стреко-стрекоза,
Изумрудные глаза,
Крылья быстро разверни,
Круг наш быстро облети!
Лексико-грамматические игры и упражнения
«Назови насекомых»
Активизация словаря по теме «Насекомые»
«Хлопушка»
Хлопни в ладоши, если услышишь, что я назову насекомое.
«Подбери слово»
Подбор глаголов к слову насекомые: летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, трудятся, переносят.
«Кто как передвигается»
Составление сложных предложений со значением противопоставления.
Муравей ползает, а бабочка…
Гусеница ползает, а кузнечик…
Бабочка летает, а улитка…
Жук ползает, а стрекоза…
Оса летает, а червяк…
Улитка ползает, а стрекоза…
Паук ползает, а пчела…
Кузнечик прыгает, а комар…
Таракан ползает, а стрекоза…
Бабочка порхает, а муха…
«4-й лишний»
Употребление сложных союзов «потому что»
Шмель, пчела, оса, лиса.
Муравей, муха, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Комар, кузнечик, бабочка, белка.
«Насекомые- великаны»
Употребление слов с увеличительными оттенками.
Это не паук, а паучище.
Это не жук, а жучище.
Это не муравей, а муравьище.
Это не комар, а комарище.
Это не червяк, а червячище.
Это не шмель, а шмелище.
Это не клоп, а клопище.
Это не таракан, а трарканище.
«Кого я видел
»
Употребление родительного падежа существительных множественного числа. Ребенок берет игрушечное насекомое с полянки и произносит…
Это жук. Я видел много жуков.
Это паук. Я видел много пауков.
«Раздели слово на слоги»
Слушай внимательно и не зевай сколько слогов мне называй.
«Собери картинку
»
Складывание пазлов.
«Отгадай, кого я хочу назвать»
Развитие слухового внимания, слоговой структуры слова.
Мель-мель-мель, назову я..
Са-са-са, называю я..
Мар-мар-мар, называю я комар.
Ла-ла-ла,называю я..
Ребята так кто же пришел на бал к фее имениннице? Правильно насекомые. Все гости дарили имениннице подарки (распределить картинки по звонкости-глухости и твердости-мягкости на планшете)
III. Итог занятия.
Обзорное занятие по теме «Насекомые» старшая группа обновлено: Май 14, 2014 автором: Оксана Шилова
Возрастная группа: подготовительная к школе
Цель : Овладение элементарными представлениями о живой природе.
Программное содержание
Образовательные задачи: учить узнавать насекомых по описанию систематизировать знания детей о насекомых.
Развивающие : развивать логику, мышление, внимание.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Предварительная работа: чтение произведений о насекомых, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, загадывание загадок, собирание разрезных картинок на тему, проведение бесед «Кто такие насекомые?», «Вред или пользу приносят насекомые?»
Словарная работа: шестиногие, водомерка, насечка.
Материалы и оборудование: загадки про насекомых, презентация — «Насекомые», фитболы по количеству детей, посылка с письмом и играми «Что лишнее?», «Сложи картинку», «Отгадай насекомое».
Ход деятельности:
Воспитатель. Ребята, сегодня утром почтальон принес посылку к нам в детский сад. Она адресована вам. Давайте посмотрим, что в ней? (Открывает и достает диск.) Интересно, кто нам его прислал и что на нем? А вот и письмо. Оно из леса от нашего знакомого дедушки — Ау. Я вам его прочитаю, хотите?
«Здравствуйте, дорогие ребята! Как и обещал, отправляю вам фильм о лесных жителях. Чтобы узнать о ком он, надо отгадать загадки, которые я вам посылаю. А еще я дарю вам игры, очень надеюсь, что они вам понравятся». Вот загадки дедушки Ау.
В ярком платье модница - погулять охотница,
От цветка к цветку летает, утомится - отдыхает.
Кто его убьет, тот свою кровь прольет.
Сок из цветов она берет
И в сотах копит сладкий мед
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик)
Точка, точка, два крючочка —
Это лапки у жука.
Справа — точка, слева- точка.
В черных крапинках бока.
(Божья коровка)
Ребята, как можно назвать одним словом бабочку, кузнечика, комара, божью коровку и пчелу? (Насекомые)
Насекомые самая многочисленная группа животных. Слово «насекомые» происходит от слова «насечка», «насекать». Если внимательно рассмотреть брюшко бабочки или жука, то можно увидеть на нем поперечные полоски, словно брюшко насечено. Как вы думаете, почему насекомых называют «шестиногими»? (Потому что у них шесть ног.) Значит фильм, который нам прислал дедушка Ау, о насекомых. Давайте его посмотрим.
Первый слайд -«Пчела»
Маленькая собачка
Не лает, не бает,
А больно кусает.
(Пчела)
Второй слайд - «Муравьи» Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Возле пня дом строит.
Вот так дом - в тысячу окон!
(Муравьи и муравейник)
Третий слайд - «Комар»
Не зверь, не птица,
Нос, как спица.
Там, где садится,
Может кровь пролиться.
(Комар)
Четвертый слайд - «Бабочка»
Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает.
(Бабочка)
Пятый слайд - «Кузнечик»
Имя взял у кузнеца,
Цвет - у огурца.
(Кузнечик)
Шестой слайд - «Жук»
Черен, да не ворон,
Рогат, а не бык,
Летает, а не птица.
(Жук)
Седьмой слайд - «Муха»
Кто над нами вверх ногами
Ходит — не страшится,
Упасть не боится,
Целый день летает,
Всем надоедает?
(Муха)
Восьмой слайд - «Божья коровка»
Какая коровка, скажите, пока
Еще никому не дала молока?
(Божья коровка)
Девятый слайд — «Стрекоза»
Целый день она стрекочет
И молчать она не хочет:
Все расскажет, все обсудит,
Всех рассердит, всех разбудит.
(Стрекоза)
Физминутка с использованием фитболов
Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть. Все взяли фитболы, я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать, если «да» — будете прыгать, если «нет»- будете просто сидеть. Готовы? Кузнечики - это насекомые? (Да)
Все насекомые питаются растениями? (Нет)
Все бабочки сначала бывают гусеницами (Да)
Бывают ночные бабочки? (Да)
У насекомых шесть ног? (Да)
Насекомых можно увидеть на улице зимой? (Нет)
Есть такой такое насекомое — жук олень? (Да)
Паук - это насекомое? (Нет)
Насекомые нужны на земле? (Да)
Положите фитболы и присядьте. Я загляну в посылку и вытащу следующую игру, которую нам прислал дедушка - Ау она называется «Что лишнее?». Я буду говорить слова, а вы должны выбрать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.
Комар, муха, оса, пчела, волк. (Лишнее волк, потому что это животное, а все остальные — насекомые.)
Стрекоза, муха, аист, кузнечик, муравей. (Лишнее аист это птица)
Сверчок, оса, муравей, кукла, жук. (Лишнее кукла это игрушка)
Бабочка, пчела, щука, жук, комар. (Лишнее щука это рыба)
Следующая игра, которую прислал нам дедушка Ау, называется
«Сложи картинку» Ребята, я раздам вам каждому по конверту, в нем лежат разрезные картинки, чтобы узнать, что изображено на картинках, надо их сложить. Давайте заглянем в нашу посылку и посмотрим, какую еще игру прислал нам дедушка Ау. А следующая игра называется «Отгадай какое это насекомое?» Вы подойдете и выберете на столе одну карточку. Затем вы должны описать детям насекомое, которое изображено на вашей картинке. А дети должны отгадать.
1 ребенок. У этого насекомого длинное брюшко и большие глаза, оно очень прожорливое. «Стрекоза»
2 ребенок. Эти насекомые живут большими семьями. Они поднимают груз, который во много раз тяжелей их самих, дом у них похож на кучу. «Муравьи»
3 ребенок. У этого насекомого большие красивые крылья. Оно питается нектаром. «Бабочка»
4 ребенок. Это насекомое зеленого цвета, у него длинные задние ноги. Оно далеко прыгает. «Кузнечик»
5 ребенок. Это насекомое может ужалить, у него полосатое брюшко. Дом, в котором оно живет, называется - улей «Пчела»
6 ребенок. Это насекомое пищит и пьет кровь. «Комар»
7 ребенок. У этого насекомого длинные лапки, оно может бегать по воде и не тонет «Водомерка»
8 ребенок. Это насекомое строит свой дом из бумаги, оно жалит у него полосатое брюшко. «Оса»
Молодцы ребята! Вам понравились игры и фильм, который прислал дедушка Ау? (Да) Как вы считаете, что надо сделать? (Написать письмо дедушке Ау и поблагодарить его.) Мы это с вами обязательно сделаем.
Тема
: Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы.
Программное содержание:
· учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему;
· продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;
· закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;
· закреплять употребление существительных в родительном падеже;
· активизировать словарь по теме «Насекомые»;
· развивать память, внимание, словесно-логическое мышление;
· воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых.
Материал к занятию:
конверт с письмом от насекомых, план – схема (взята из Интернета, автор – MaksFro95), картинки с изображением насекомых или игрушки – насекомые, картина с изображением ромашки с набором насекомых (Демонстрационный материал «Ромашка» из серии «Поиграй и сосчитай», издательство «Страна фантазий», автор – Светлана Вохринцева).
Предварительная работа:
рассматривание картинок, игрушек, детских журналов, энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», «Лесные хоромы» М. Михайлов, «Как Муравьишка домой спешил» В. Бианки «Счастливый жучок» Г. Скребицкий, просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка декоративных пластин с изображением насекомых.
Ход занятия
Дети входят в группу. Воспитатель предлагает поиграть в игру.
Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.
- Жук, пчела, муравей, кошка;
- слон, бабочка, шмель, гусеница;
- божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;
- ёлка, таракан, муха, кузнечик;
- паук, бабочка, комар, кровать.
Отвечает ребёнок, которому воспитатель кидает шарик или мячик.
После игры раздаётся стук в дверь. Помощник воспитателя в костюме почтальона Печкина приносит письмо от насекомых. Воспитатель читает письмо и рассказывает детям:
- Случилось несчастье. Оказывается, Зима не хочет выпускать насекомых на волю. Вот и просят насекомые вашей помощи. А чтобы им помочь, надо рассказать Зиме про насекомых, ведь она их никогда не видела. А как вы думаете, почему? (Зимой насекомых не бывает) .
- Если Зиме понравятся ваши рассказы, то она обязательно отпустит насекомых. Поэтому нам нужно постараться. Но сначала давайте разомнем наши пальчики:
Проводится пальчиковая игра «Пчела»
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
(делают маховые движения кистями рук)
А за нею шмель-шмелек -
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
(загибаем пальцы, начиная с большого).
Как фонарики глаза.
(делаем кружки из пальцев, подносим к глазам),
Пожужжали, полетали (машем ладошками),
От усталости упали (роняем ладони на стол) .
А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки – подсказки. Давайте посмотрим их (рассматривают картинки и определяют, что и как нужно рассказывать).
1. Рассказ по цепочке, воспитатель задаёт вопрос по каждому пункту схемы и просит детей ответить полным ответом.
Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.
После этого воспитатель предлагает детям выбрать любую картинку с изображением насекомого и составить по ней рассказ, следуя пунктам схемы. (Рассказывают 3 - 4 человека)
.
Физминутка
Я большая стрекоза,
Очень круглые глаза
Я верчусь, как вертолёт
Вправо, влево, взад, вперёд.
Я летала и летала
Устали не знала.
На ромашке посидела и опять полетела.
(Дети выполняют движения по тексту)
Летала стрекоза, крылышками махала, и от этого вдруг подул лёгкий ветерок. (Дети дуют, губы трубочкой).
А тут и насекомые появились, обрадовались, что вы их освободили и давай веселиться. Увидели на лугу ромашку и удивились. Какая была ромашка? (большая, белая, красивая, нарядная). Веселились насекомые, летали, порхали, да так устали, что решили отдохнуть на ромашке. Расселись они, всем места хватило, ромашка-то большая.
- Какие насекомые уселись на ромашку?
- Давайте расскажем, кто где находится?
И поиграем в игру «Закончи предложение».
· Муравей сидит около…(цветка)
· Божья коровка ползёт по… (листу)
· Шмель спрятался под…(листом)
· Гусеница сидит на… (цветке)
· Бабочка порхает над…(цветком)
· Жук сидит под…(цветком)
· Стрекоза летает около…(цветка)
- Отдыхали насекомые на ромашке, надоело им сидеть и решили они поиграть в прятки. То один спрячется, то другой. Давайте мы тоже поиграем и попробуем угадать, кто же спрятался?
Игра «Кого не стало?»
(на развитие внимания, памяти)
Итог
: Звучит запись голоса «Зимы». Она благодарит детей за интересные рассказы о насекомых и прощается с детьми до следующего года.
Список литературы:
1. Кузнецова Е.К., Тихонова И.А., Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. (Серия «Программа развития»).
2. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004. – 48 с. (Путешествие в мир природы и развитие речи)
Конспект НОД "Насекомые" Старший возраст
воспитатель: Бровкина М.А.
Цель : Обобщить и закрепить знания детей по теме «Насекомые».
Задачи :
1. Закрепить названия насекомых, внешние признаки, их строение;
2. Учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план – схему;
3. Закреплять употребление существительных в родительном падеже;
4. Активизировать словарь по теме: «Насекомые» (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усики);
5. Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых, доброжелательное отношение к природе, улучшить общую моторику и координацию движений.
6. Развивать память, внимание, словесно – логическое мышление.
Материал к занятию: Сюжетные картинки с изображением насекомых, план – схема для составления описательного рассказа о насекомых, цветы для весенней полянки, листы с графическими диктантами.
Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок с насекомыми, детских журналов. Энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», В. Бианки «Приключения Муравьишки», просмотр мультфильмов. Аппликация бабочки и божьей коровки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Основная часть:
Ребята, сегодня я хочу вам предложить необычное путешествие на полянку и в лес, вы согласны? Вот мы с вами и пришли на полянку. Посмотрите, какая красивая полянка.
Когда в душистом сосняке
Присядь, весною на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг –
Там многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней большой сосны.
На толстый сук уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела,
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную, увидишь жизнь!
О ком это стихотворение?
Ответы детей: О насекомых.
Правильно о насекомых. Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле. Каких насекомых вы знаете?
Я сейчас вам загадаю загадки, а кто отгадает и найдёт насекомое о котором говорится в загадке. То положит его на цветы на нашей полянке. Пусть она оживёт.
Загадки:
1. Летит. Пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар)
2. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда хожу,
А жужжу. Когда кружусь. (Жук)
3. На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов, в нём миллион. (Муравей).
4. Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка)
5. Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится, медком. (Пчела)
6. С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зелёная спинка. (Кузнечик)
7. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
8. Одежды не шью,
А ткать всегда тку. (Паук)
9. Красный, маленький комочек,
На спине немного точек,
Не кричит и не поёт,
А по листику ползёт. (Божья коровка)
10. Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
Ребята, какая у нас с вами получилась красивая полянка! Чем отличаются насекомые от животных? (Ответы детей)
Давайте мы с вами попробуем составить рассказ о насекомых по опорному плану – схеме:
Задаю детям вопросы по каждому пункту схемы и прошу детей ответить полным ответом.
Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.
Затем предлагаю 2-3 детям выбрать картинку с любым насекомым и составить рассказ, следуя пунктам схемы.
Физминутка:
Я большая стрекоза.
Очень круглые глаза
Я верчусь, как вертолёт
Вправо, влево, взад, вперёд.
Я летала и летала
Устали не знала.
На ромашке посидела и опять полетела
Игра «Четвёртый лишний».
Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор:
Жук, пчела, муравей, кошка;
Слон, бабочка, шмель, гусеница;
Божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;
- Ёлка, таракан, муха, кузнечик;
Паук, светлячок, саранча, кровать.
Игра назови ласково:
Комар – комарик, таракан – тараканчик, пчела- пчёлка, стрекоза – стрекозка, жук – жучок, муха – мушка.
Дети садятся за столы и работают с графическими диктантами.
Ребята, скажите о ком, мы с вами сегодня говорили? (ответы детей).
Правильно. Когда приходите в лес и на полянку, луг, не спешите бегать, кричать, а лучше понаблюдайте за жизнью насекомых. А сейчас я вам предлагаю вернуться с нашей полянки обратно в группу и нарисовать насекомых, о которых мы сегодня говорили.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Насекомые»
Старшая группа
Воспитатель: Бровкина М.А.
Цель : Обобщить и закрепить знания детей по теме «Насекомые».
Задачи :
- Закрепить названия насекомых, внешние признаки, их строение;
- Учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план – схему;
- Закреплять употребление существительных в родительном падеже;
- Активизировать словарь по теме: «Насекомые» (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усики);
- Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых, доброжелательное отношение к природе, улучшить общую моторику и координацию движений.
- Развивать память, внимание, словесно – логическое мышление.
Материал к занятию: Сюжетные картинки с изображением насекомых, план – схема для составления описательного рассказа о насекомых, цветы для весенней полянки, листы с графическими диктантами.
Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок с насекомыми, детских журналов. Энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», В. Бианки «Приключения Муравьишки», просмотр мультфильмов. Аппликация бабочки и божьей коровки.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Основная часть:
Ребята, сегодня я хочу вам предложить необычное путешествие на полянку и в лес, вы согласны? Вот мы с вами и пришли на полянку. Посмотрите, какая красивая полянка.
Когда в душистом сосняке
Присядь, весною на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг –
Там многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней большой сосны.
На толстый сук уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела,
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную, увидишь жизнь!
О ком это стихотворение?
Ответы детей: О насекомых.
Правильно о насекомых. Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле. Каких насекомых вы знаете?
Я сейчас вам загадаю загадки, а кто отгадает и найдёт насекомое о котором говорится в загадке. То положит его на цветы на нашей полянке. Пусть она оживёт.
Загадки:
- Летит. Пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар)
- Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда хожу,
А жужжу. Когда кружусь. (Жук)
- На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов, в нём миллион. (Муравей).
- Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка)
- Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится, медком. (Пчела)
- С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зелёная спинка. (Кузнечик)
- Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
- Одежды не шью,
А ткать всегда тку. (Паук)
- Красный, маленький комочек,
На спине немного точек,
Не кричит и не поёт,
А по листику ползёт. (Божья коровка)
- Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
Ребята, какая у нас с вами получилась красивая полянка! Чем отличаются насекомые от животных? (Ответы детей)
Давайте мы с вами попробуем составить рассказ о насекомых по опорному плану – схеме:
Задаю детям вопросы по каждому пункту схемы и прошу детей ответить полным ответом.
Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.
Затем предлагаю 2-3 детям выбрать картинку с любым насекомым и составить рассказ, следуя пунктам схемы.
Физминутка:
Я большая стрекоза.
Очень круглые глаза
Я верчусь, как вертолёт
Вправо, влево, взад, вперёд.
Я летала и летала
Устали не знала.
На ромашке посидела и опять полетела
Игра «Четвёртый лишний».
Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор:
Жук, пчела, муравей, кошка;
Слон, бабочка, шмель, гусеница;
Божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;
- Ёлка, таракан, муха, кузнечик;
Паук, светлячок, саранча, кровать.
Игра назови ласково:
Комар – комарик, таракан – тараканчик, пчела- пчёлка, стрекоза – стрекозка, жук – жучок, муха – мушка.
Игра «Найди дорожку к другу»:
Дети садятся за столы и работают с графическими диктантами.
Ребята, скажите о ком, мы с вами сегодня говорили? (ответы детей).
Правильно. Когда приходите в лес и на полянку, луг, не спешите бегать, кричать, а лучше понаблюдайте за жизнью насекомых. А сейчас я вам предлагаю вернуться с нашей полянки обратно в группу и нарисовать насекомых, о которых мы сегодня говорили.