Как избавиться от сценария никогда. Как определить свой сценарий. Понятие жизненного сценария
Что такое сценарий жизни? Какое влияние на план жизни человека оказывают родительские программы? Ключи судьбы – находим свои основные сценарии. Статья «Исправляем сценарий жизни» продолжает посты «Свобода или предопределенность ?», «Как программируют людей? » и тематически пересекается с «Карта жизни – алгоритмы судьбы », «Наши убийцы – «тараканы» в голове ».
Этой статьей я открываю практический курс по изменению своей судьбы. В материалах темы, опубликованных до этого много полезной информации, но отсутствуют пошаговые практики. За годы работы сложилась действенная и эффективная система, с которой я тебя познакомлю.
Сценарий жизни – базовые программы
Психология, психоанализ и психосинтез, а также все прикладные направления с приставкой психо- сходятся в том, что у ребенка складываются исходные представления, определяющие впоследствии ценности и жизненную позицию. Во многом определяющие судьбу. Одни школы называют их базовыми установками, другие – рамками или программами.
Это первые программы, формирующие отношения к событиям. Все последующие, как правило, укладываются в эти рамки и никогда не нарушают их границы.
Получается, что базовые программы строят границы нашего отношения и, соответственно, поведения. Именно эти программы определяют сценарий судьбы. Последний пункт стоит пояснить.
Наше сознательное поведение может идти вразрез с бессознательными программами. Однако в нем будут присутствовать саботирующие элементы, которые мы чаще всего даже не заметим. Это аберрации поведения или состояния, которые, скорее всего, перечеркнут возможность добиться нужного сознанию, но противоречащего бессознательным программам результата. Об этом очень много написано и снято передач, не вижу смысла приводить примеры.
Что формирует базовые программы?
Рамки, в которых мы развиваемся, являются последствиями импринтирования. Прежде всего это реакция на травму рождения и детские физические и душевные травмы. Второе по значимости – прямое и косвенное внушение в момент импринтной уязвимости. Взгляни на диаграмму:
Размер окружности определяет значимость фактора.
Виды базовых программ
Базовые программы, формируемые в первые годы жизни, нацелены на выживание. Психологи выделяют основную группу, связанную с благополучием человека в мире. Это экзистенциальные позиции, формирующие все основные ценности и, соответственно, мировоззрение личности. Программа благополучия себя, окружения и мира в целом. Она может иметь четыре формы, схематически это матрица:
Люди с позицией в зеленом и желтом квадрате претендуют и добиваются. В сером – претендуют, но не добиваются. В красном – даже не претендуют. У всех людей, кроме находящихся в зеленом квадрате, страх и насилие пропитывает психическую организацию и, соответственно, судьбу.
Позиции – это бессознательные убеждения. Соответственно, наши мысли, мечты, ожидания и поведение несут в себе отпечаток этих убеждений. Иногда очевидный, но чаще всего неявный.
Два нижних квадрата – место людей с хронической базальной тревогой. Желтый квадрат – параноидальные страхи, подобные поиску заговоров и интриг в окружении и мире в целом. Людей, находящихся в зеленом квадрате, менее 3% населения земли.
Практика выяснения убеждений
Теория должна способствовать выполнению прикладных задач, иначе она бесплодна. Я рассказываю о базовых программах тоже не просто так. Упражнение, изложенное ниже, обязательное. Если ты его пропустишь, работа с дальнейшим материалом – пустая трата времени.
Упражнение «Твои убеждения о людях»
Пошаговая инструкция:
- Возьми листок и ручку.
- Расслабься. Главное – сними утомление спины и глаз, потянись, наклонись, помассируй веки. Если какие-то мысли не дают покоя, вспомни глупую песенку или считалку. Минут несколько повторяй ее или сосредоточься на своем дыхании.
I блок вопросов
1. Когда ты думаешь о людях, какая первая мысль приходит в твою голову?
Записать надо именно негативную мысль, а не мысль вообще.
2. Вторая?
3. Третья?
4. Четвертая?
6. Шестая?
8. На какой по счету негатив закончился? Почему? Что пришло в голову?
Это надо подробно изложить, даже если ответы будут, вроде «не могу подобрать слова», «я все сказал» и тому подобное.
II блок вопросов
1. Какие мысли из выписанных в первом блоке пришли из детства?
Запиши их, укажи, порождены они собственным печальным опытом или скопированы у сверстников, родителей или родственников. Нужно четко определиться в этом вопросе.
2. Какая, по твоему мнению, самая негативная мысль о людях у твоей мамы?
Пиши то, что приходит в голову. Важно не то, что она думала или думает на самом деле, а твои мысли.
3. Какая, по твоему мнению, самая негативная мысль о людях у твоего папы?
4. А у твоего друга?
5. Подведи общий знаменатель – запиши предложение, собранное из фраз, приходящих в голову.
Следующий шаг нашей программы – узнать, что ты думаешь о себе самом.
Твои убеждения о себе
Пошаговая инструкция:
- Отнесись с полной ответственностью к предстоящему упражнению.
- Найди не менее 20 минут времени для спокойной внутренней работы.
- Убери звук на телефоне или отключи его.
- Возьми листок и ручку.
- Расслабься. Сними утомление спины и глаз – потянись, наклонись, помассируй веки. Если какие-то мысли не дают покоя, вспомни глупую песенку или считалку. Минут несколько повторяй ее или сосредоточься на своем дыхании.
- Честно и непредвзято отвечай на вопросы. Когда человек обманывает других – это театр, когда себя самого – клиника.
- Не конструируй ответ, он придет сам, причем почти мгновенно. Все ответы – это много-много раз использованные нами заготовки.
- Важны не только мысли, но и их порядок. Поэтому записывай сразу и четко нумеруй.
Вопросы:
1. Какая первая негативная мысль о себе приходит тебе на ум?
2. Вторая мысль?
3. Третья?
4. Что думал/думает о тебе папа?
Это могут быть как его мысли, так и твои догадки о них. Не имеет значение степень соответствия, важно, что ты думаешь по этому поводу.
5. Что думала/думает о тебе мама?
6. Что думают о тебе друзья?
7. Что думают о тебе недоброжелатели?
Это могут быть не только враги, но и просто завистники, сварливые соседи и тому подобное.
8. Что думали о тебе одноклассники?
Распиши конкретно как минимум два абзаца.
Когда запишешь, переключись на другую деятельность. Ответы должны отлежаться. Анализировать будем потом.
Родительские послания и сценарии жизни
Пару слов о сценариях
Во все времена находились люди, склонные к анализу действительности. Некоторые из них обладали незаурядным умом и проницательностью. Последние становились признанными мудрецами и философами. Эти люди задолго до психологов и психотерапевтов подметили, что жизнь каждого человека подчиняется некому плану. Она полна закономерностей, выяснив которые, можно успешно предсказать ход дальнейших событий.
В наши дни исследователи дали такое определение. Психологический сценарий – это бессознательный жизненный план, предписывающий, каков будет итог и как мы к нему придем.
Сценарий в психологии – жизненный план человека, созданный им еще в детстве под значительным влиянием родителей или близких людей.
Повторяющиеся события и, соответственно, повторяющиеся результаты указывают на сценарий.
Сценарный анализ Эрика Берна выявил базовые скрипты, передаваемые нам родителями и формируемые до 12 лет. Большинство школ психологии сходятся в том, что подобные скрипты реализуются в жизни каждого человека, осознает он это или нет.
От силы личности, его интеллекта, независимости и критичности суждений зависит степень подчиненности сценарию. Есть люди, чье движение по жизни не отличается от движения робота. Слепая реализация заложенных в детстве программ. Другие люди экспериментируют и выходят за рамки предустановленной роли. Тех, кто вообще стирает старые сценарии и пишет новые самостоятельно, единицы из миллионов. Без знания и применения специальных психотехник это невозможно.
Форма, в которую укладываются скрипты (сценарии) – базовая позиция. Мы их рассмотрели. Сами скрипты представляют собой высказывания, ставшие командами. Они становятся таковыми в моменты импринтной уязвимости, психологической зависимости или от частого повторения в течение нескольких лет. Назови человека сто раз свиньей, он захрюкает.
Родители, специально и неосознанно, навязывают ребенку свои ожидания. Выучиться на того-то, работать там-то, дружить с тем-то, жить так-то. Если подобные директивы настойчиво высказываются в моменты импринтной уязвимости, они становятся командами. Ребенок, соответственно, становится заложником моделей родителей. Моделей, которые чаще всего неадекватны действительности.
Скрипты прошиваются четырьмя путями – повторением директив и указанием на события, подтверждающие логику сценария, воздействием значимой информации извне.
Первый вариант – «Не подражай Васе. Его родители богачи и воры. Мы бедные, зато честные».
Пример второго варианта – «Я же говорила, что он подонок».
Третий вариант – это сказки, в которые ребенок верит.
Четвертый вариант – культурогенное программирование. Это национальные, субкультурные и семейные сценарии:
Программирование сценариев во времени соответствует этой шкале:
До трех лет ядра всех сценариев жизни сформированы. С 3 до 7 лет они обрастают деталями, склеиваются и уравновешиваются. Дальше мы реализуем эти скрипты в течение жизни.
Человек, имеющий слабую психическую конституцию, без помощи со стороны не сможет сломать прошитый скрипт. Сильный человек способен реализовать антисценарий. С одной стороны, это победа, с другой – он вынужденно привязан к обратной стороне сценария. Действуя от противного, мы все равно не свободны.
Человек с сильно выраженным сценарием адекватно действует в редчайших случаях. Его бессознательное опирается на решения, заложенные в сценарном плане. Например, сколько бы бедняга ни прилагал усилий, направленных на финансовый рост, в сценарии это не предусмотрено. Поэтому его мировоззрение исказится таким образом, чтобы отбрасывать верные решения, даже если они лежат на поверхности. Более того, он будет постоянно искать подтверждения нечистоплотности партнеров, мздоимстве чиновников, ненадежности коллег и так далее. Естественно, он их найдет во множестве.
Сейчас мы проведем практическую работу по отлову «тараканов» в голове. Ты обдумаешь приведенные ниже фразы и выпишешь свойственные тебе.
Упражнение «Мои сценарии»
Выпиши то, с чем ты согласен. То, что составляет твои убеждения.
Я никогда не получу то, чего действительно хочу.
Я могу радоваться сегодня, но завтра я должен буду заплатить за это.
Каждый сверчок знай свой шесток. Я свой знаю.
Ничего или чего- то хорошего не будет, пока я не … (сделаю то-то и то-то, например: закончу вуз, начну получать такую-то сумму, встречу женщину/мужчину своей мечты и так далее).
В следующей статье будет подробный разбор твоего сценария в зависимости от ответов, которые ты дал на вопросы упражнений. Помимо диагностики будут приведены методы стирания негативных сценариев, описаны слабые стороны популярных методов. Естественно, познакомлю с альтернативой.
Не теряемся!
С уважением и признательностью, Владимир Даров.
И т.д. Давайте заглянем в эту тему ещё чуть глубже.
Несмотря на то, что жизненные сценарии у всех разные, Эрик Бёрн выделил 6 общих способов проживания этих сценариев. Их называют сценарными паттернами или сценарными процессами, а также просто сценариями. О них мы сегодня и поговорим.
Каждому из 6 сценариев соответствует определенный древнегреческий миф.
Сценарий «Никогда» или сценарий Тантала
В истории о Тантале герой мучился от голода и жажды, но, несмотря на близость воды и пищи, не мог удовлетворить эти потребности. Люди, живущие с таким сценарием, уверены, что у них не получится достичь цели или получить желаемое.
Они нередко рассуждают о том, как труден путь к цели, но при этом не делают ничего конкретного для того, чтобы эту цель достичь, потому что они совершенно уверенны, что у них никогда ничего не получится.
Основная установка людей с таким паттерном – это «Я никогда не смогу получить то, чего мне хочется больше всего».
Сценарий «Пока не» («До тех пор, пока») или сценарий Геракла
Наверняка, все знают миф о Геракле, где герой не мог получить прощение, пока не совершит 12 подвигов. Точно также люди, живущие по этому сценарию, убеждены, что они не смогут получить желаемое, пока не выполнят ряд условий.
От них часто можно услышать размышления о том, какое огромное количество дел им нужно сделать для того, чтобы достичь цели. Вот свежий клиентский пример такого сценарного убеждения от девушки, которая закончила курсы мастера-бровиста и прошла практику: «Я не могу брать деньги за оформление и покраску бровей, пока не отработаю бесплатно с 10 клиентами».
Основная установка людей со сценарием Геракла – это «Я не могу иметь то, что хочу, пока не заплачУ за это».
Сценарий «После» («После того, как») или сценарий Дамокла
Да, это про тот самый дамоклов меч, который висел на волоске над несчастным Дамоклом, и заставлял его постоянно ожидать расплаты.
Наверняка, вы много раз слышали фразы вроде «Вот сейчас смеёшься – потом плакать будешь», «За всё в этом мире надо платить» и другие, основным посылом которых является непременное наступление неприятной расплаты за какие бы то ни было радости жизни.
Основная установка людей со сценарием Дамокла – это «Сегодня я могу радоваться, но завтра меня обязательно ждёт расплата (разочарование) за это»
Сценарий «Всегда» или сценарий Арахны
В этом мифе богиня Афина превратила искусную ткачиху по имени Арахна в паучиху, чтобы та ткала вечно. Люди, у которых проявляется этот сценарный паттерн, уверены, что нечто будет преследовать их всегда. Они уверены в этом настолько, что не допускают даже мысли о том, что однажды это может измениться. Например, «Да, я мне всегда не везёт с мужчинами. Вот такая я. И ничего с этим не поделать».
Основная установка людей с этим сценарием – это «Я должен всегда оставаться в этой же ситуации».
Сценарий «Почти» или сценарий Сизифа
Помните про сизифов труд? Когда Сизиф вынужден был закатывать на гору тяжёлый камень, но, как только камень оказывался почти на верхушке горы, то скатывался вниз, и Сизифу приходилось начинать всё заново.
Этот сценарный процесс имеет две разновидности.
«Почти» тип 1 – это люди, которые прекращают дела, когда они уже почти завершены. Например, почти дочитала книгу и забросила или «почти довязала кофточку, осталось только пуговки пришить», и лежит эта кофточка годами почти довязанная. Очень распространенный сценарий.
Основная установка: «Я почти достиг успеха»
«Почти» тип 2 – это люди, которые доводят дела до конца, но им каждый раз кажется, что этого недостаточно и в срочном порядке они придумывают себе новое дело, более сложное. Если говорить метафорой, то это Сизиф, который поднял камень на гору и увидел, что впереди новая гора, выше прежней.
Всё бы хорошо, но проблема в том, что люди со сценарным паттерном «Почти» 2 типа не умеют радоваться своим достижениям и успехам. Они мастерски их обесценивают, говоря «Разве ж это успех? Разве ж это гора? Вон впереди – гора так гора! Вот на её закачу свой камень и тогда порадуюсь». Но после этой горы они увидят следующую, ещё больших размеров. И так будет продолжаться до тех пор, пока человек не освободится от этого сценария.
Основная установка людей с этим паттерном – это «Я всё ещё не достиг успеха».
Сценарий «С открытым концом» или сценарий Филемона и Бавкиды
Филемон и Бавкида были добродетельными мужем и женой, в награду за это боги подарили им возможность никогда не расставаться, превратив их в два рядом стоящих дерева.
На практике это сценарий людей, которые не знают, что делать после достижения цели. Люди с таким сценарием уверены, что если они будут жить по правилам, ничего не нарушая, соблюдая нормы и рамки, то в конце их обязательно ждёт награда.
Проблема в том, что награды может и не быть. Часто этот сценарий можно наблюдать в семьях, где родители старались правильно воспитать своих детей, дети выросли, уехали, а родители не знают, что им теперь делать дальше (тот самый широко известный синдром пустого гнезда).
Основная установка людей с таким сценарием – это «После достижения определенной цели я не знаю, что делать дальше».
У одного и того же человека может быть несколько сценарных паттернов, которые проявляются в разных сферах жизни. Разумеется, сценарий не является чем-то данным раз и навсегда. От него можно освободиться и начать строить свою жизнь по собственному сценарию. Как всегда, всё зависит только от вас.
Психика человека похожа на компьютер, в который можно загрузить ту или иную программу. И первая такая запись делается в детском возрасте. Родители воздействуют на настоящее и будущее ребенка, формируя подсознательные мотивы поведения. Большая часть психотерапевтической работы отводится на корректировку неблагополучного сценария из детства, выход из него и построение новой жизни. Но обо всем по порядку.
Жизненный сценарий – постепенно реализующийся план жизни, сформированный в детстве. Он отражает установки, ценности, правила, которые внушили родители. Притом чаще это внушение происходит делом, а не словом, хотя сами родители не всегда это понимают.
Жизненный сценарий требует корректировки в том случае, если препятствует развитию личности. Обычно это описывают как «злой рок», «клеймо неудачника», «рождение под несчастливой звездой», «мне попадаются одни негодяи», «меня прокляли», «на мне венец безбрачия», «это родовое проклятие» и т. д. На самом деле нет ни рока, ни судьбы, есть программа родителей, их образец, плотно засевший на бессознательном уровне.
Почему каждый ребенок усваивает сценарий родителей? Дана готовая цель жизни:
- кому-то твердят о ценности образования;
- кому-то о замужестве;
- кому-то о самореализации;
- кому-то показывают, что можно существовать без цели (асоциальные семьи);
- для кого-то целью становится делать все для других людей, для получения их любви и внимания.
Жизненный сценарий отражает опыт родителей, их способ жизни, который ребенок усвоил в совершенстве. Родители учат тому, чему научились сами, по крайней мере, сами они так считают. Потому из успешных семей чаще выходят успешные дети, а вот выходцам из асоциальных семей приходится нелегко. Они в будущем становятся клиентами психотерапевта или пытаются самостоятельно разорвать шаблон жизни родителей, сломать , начать жить по-новому, по-своему.
Типы сценариев
В психологии принято говорить о 4 сценариях жизни:
- Сценарий победителя: «Я – хороший, они – хорошие, жизнь – хороша».
- Сценарий неудачника: «Я – плохой, они – плохие, жизнь – плоха».
- Сценарий озлобленного пессимиста: «Я – хороший, но они плохие, жизнь – плоха».
- Сценарий с комплексом неполноценности: «Я – плохой, а они – хорошие».
Сами названия отлично описывают мироощущение людей, живущих по ним. Первый тип вряд ли попадет к психотерапевту, а вот три остальных входят в группу риска.
Основатель теории Эрик Берн выделил 3 сценария:
- Победитель. Всегда ставит цели, добивается их. Притом достигает конкретных результатов, не больше и не меньше намеченного. Победители борются, конкурируют, за что их нередко недолюбливают.
- Непобедитель. Человек, который тратит много сил на сохранение прежней позиции. Он много трудится, но не ради победы, а для сохранения своего положения. Из непобедителей получаются всеобщие любимцы, а сами они за любой результат благодарны судьбе.
- Неудачники. Доставляют массу неприятностей себе и другим, вовлекают окружающих в свои проблемы, тянут на дно.
Заподозрить, по какому сценарию живет человек, можно при внимательном слушании:
- «Теперь я знаю, как сделать в следующий раз», – говорит победитель.
- «Я бы, конечно, сделал это, но…» или «Если бы только…», – скажет неудачник.
- «Я поступил так, но, по крайней мере, я…» или «Ничего, спасибо и за это», – говорит непобедитель.
Жизненный сценарий отражается в жизненных позициях в работе, любви, дружбе, браке. Жизненная позиция – отношение человека к чему-либо.
Структура сценария
В структуру сценария входят следующие элементы:
- Финал сценария. Да, он закладывается первым и звучит как проклятие или благословение. «Ты умрешь так же, как твой отец-алкоголик!», «Ненавижу тебя, лучше бы тебя не было!» – суровые проклятия, которые, увы, встречаются в реальной жизни и формируют неудачников. Конечно, это не происходит после одного выкрика, но систематическое повторение подобного превращается в установку. А вот фразы «Будь великим!», «Ты станешь самым известным футболистом» и тому подобные воспитывают победителей.
- Предписания: приказы и запреты. «Не будь эгоистичным», «Ты сегодня вел себя хорошо» – предписания победителя. «Никому не говори об этом» – предписание непобедителя. «Не приставай!», «Не умничай!», «Не ной!» – предписания неудачника. Для закрепления также нужны множественные повторения, но в совокупности с физическим наказанием бывает достаточно и одного раза.
- Провокация, опасность которой не всегда осознается родителями. Пример: «Он у нас неряха», «Он у нас такой дурачок».
- Нравоучения о том, как жить: «много работай», «будь хорошей девочкой», «не ходи гулять». Большую трудность вызывает противоречие родительских наставлений, в будущем человек так и живет – бросается из крайности в крайность.
- Образцы поведения. Родители передают практический опыт реализации нравоучений и предписаний.
- Импульс. Это желание поступать наперекор родителям. Возникает при излишке наставлений и предписаний.
- Антисценарий, или внутреннее освобождение. Человек дает себе разрешение быть другим, например, выйти замуж и построить счастливый брак, хотя все женщины в семье оставались одиночками.
База сценария закладывается к 6 годам. В дальнейшем при негативном жизненном сценарии человек, сам того не замечая, препятствует собственному успеху, срывает собственные планы. Он вредит сам себе, движимый неадекватным родительским .
Строение сценария
Фундамент сценария – жизненная позиция. Она вытекает из матери и дитя, которые определяют доверие или недоверие малыша к миру. У ребенка уже на первом году жизни появляются убеждения относительно себя и других:
- «Я хороший, со мной все в порядке» / «Я плохой, у меня не все в порядке».
- «Ты хороший, с тобой все в порядке» / «Ты плохой, с тобой не все в порядке».
Первые убеждения окрашены знаком плюс, вторые – минус. Это ядро сценария. Жизненная позиция зависит от комбинации знаков:
- Я (+) и Ты (+). Это позиция успеха. Такой человек психологически здоров, способен достигать успеха, выходить победителем из любой ситуации.
- Я (+) и Ты (–). Позиция превосходства. Такой человек привык в шутку и всерьез обвинять других людей, издеваться, критиковать. Он постоянно ищет врагов, находит, притом чаще надуманных, а после с удовольствием избавляется от них. Такая позиция характерна для любителей давать советы, всех вразумлять, а также для тиранов и убийц. Встречаются как победители, так и неудачники.
- Я (–) и Ты (+). Позиция депрессивности, саморазрушения, самоуничижения. Такой человек позволяет помыкать собой, пользоваться его слабостями, унижать. Он мучает сам себя, обрекает на одиночество, болезнь, тюрьму. Это сценарий неудачника, ключевые фразы которого: «Если бы только…», «Я должен был бы…».
- Я (–) и Ты (–). Позиция безнадежности, обуславливающая сценарий неудачника. Такие люди озабочены идей смерти, часто сходят с ума, становятся клиентами клинического психолога.
Жизненная позиция у большинства людей устойчивая, но встречаются типы с нестабильной позицией. Они регулярно колеблются между всеми четырьмя типами. Это тревожные и нестабильные типы. Работа с ними, как и другие отношения, представляет собой особую трудность.
Дело в том, что мы видим друг в друге эти позиции и тянемся к таким же, как мы сами. Нестабильный человек тянется то к одному кругу лиц, то к другому, а в результате нигде не чувствует комфорта, да и окружение его не понимает.
Именно с жизненной позицией и нужно бороться, чтобы выйти из сценария. Разрушите фундамент – дом рухнет сам собой. Но изменить позицию, как отметил Берн, можно только двумя способами: работая с психотерапевтом или найдя источник большой и искренней любви. Психоаналитик был уверен, что сильные чувства способны разрушить даже детские установки относительно себя и мира.
Как определить свой сценарий
- Каким лозунгом пользовались ваши родители? Ответ поможет запустить антисценарий.
- Как жили родители? Ответ – ключ к навязанным образцам поведения.
- Каким был главный родительский запрет? Поможет понять, на что вы его заменили или против чего протестуете.
- Что ваших родителей радует, а что огорчает? Ответ помогает увидеть альтернативу запрету.
Результаты могут быть весьма неожиданными. Например, в книге Берна говорится, что запрет «Не думай!» запускает программу пьянства. Алкоголь – уход от реальности, возможность не думать о проблемах.
Как изменить сценарий
Нужно увидеть несовершенство установленной программы – в этом и заключается трудность, ведь сценарий записан на диск бессознательного. Когда проблема найдена, нужно начинать работу по захвату самостоятельности: ставить осознанные жизненные цели, самостоятельно выбирать , способы достижения целей.
Самостоятельно изменить сценарий непросто. Лучше обратиться к психотерапевту, но прямо сейчас можно сделать первый шаг к изменению судьбы:
- Подумайте, есть ли у вас конкретный план жизни, или вы слепо плывете по течению? Нужно, чтобы были четкие задачи на день, неделю, год, всю жизнь, важные и полезные для вас. Если вы ставите цель ради кого-то, значит, снова поддаетесь сценарию. Это должны быть исключительно ваши цели.
- Есть ли у вас сознательный план достижения этих целей.
- Ориентируетесь ли вы на сознательно выбранные образцы поведения.
Нужно подумать, что вы хотите изменить, как вы хотите жить, какие ресурсы для этого нужны, где их взять. Эрик Берн отмечал, что самая важная работа – дать себе разрешение жить по-своему, развиваться, любить, меняться. Запретов, сохранившихся от родителей, в голове и так достаточно.
Послесловие
Предрасположенность к жизненным проблемам, способы реагирования на них уходят корнями в семейное воспитание. Но не только генетика, поведение родителей, условия среды формируют жизнь человека. На нее влияет сама личность, внешние обстоятельства, неподвластные родительскому сценарию.
В конечном счете, каждый человек – сам хозяин своей судьбы. Только его и личные устремления играют решающую роль. Родители могут записывать сценарий, но они не влияют на врожденные особенности психики, . А это играет немалую роль в коррекции судьбы.
13 232 0 Одно из интереснейших понятий в психологии – жизненные сценарии. Когда мы разберем этот термин, то будем немного лучше понимать мотивы чужого поведения. Начнем с того, что человек – единственное существо, которое может совершать осознанный выбор. Причем он может быть как мелким (например, что одеть или поесть сегодня ), так и большой (жениться или не жениться ). Выбор бывает сделать или очень легко, или вообще невозможно. Ведь за каждым решением будут последствия, и не каждый может их спокойно принимать. Страх сковывает наши движения.
А что, если мы скажем: не всегда выбор осознанный. Интересно, не правда ли? Мы же всегда думали, что сами решаем свою судьбу. А так мы, получается, недалеко ушли от животных? Даже неприятно как-то. Нет, человек действительно отличается от братьев наших меньших. Он может осознанно делать выбор даже невзирая на сильнейший страх ответственности. Но это энергозатратный процесс. Намного проще жить по привычному сценарию, который в нас был взращен ближайшим окружением еще в детском возрасте. Вообще, это достаточно серьезная тема, и ее надо рассматривать последовательно. Давайте обо всем по порядку.
Что такое жизненный сценарий по Берну?
Если расписать этот термин дословно, то все будет правильно. человека – это сценарий жизни. То есть те модели поведения, которые заблаговременно прописаны в определенных ситуациях. Привычки, проще говоря. Сценарий – понятие комплексное и развернутое, но формируется еще в детском возрасте с помощью родителей. Но это еще не означает, что его нельзя менять, уже будучи взрослым.
Понятие жизненного сценария было предложено известным психологом Эриком Берном. Одна из его ключевых концепций – социально-психологические игры, которые люди творят друг с другом. Жизненный сценарий – это фактически то, как будет эта игра развертываться в представлении этого человека. У всех нас есть определенный план с четко прописанными деталями: какие люди должны быть в нашей жизни, что должны делать, какие реакции будут с вашей стороны, кого нельзя пускать. И мы вовлекаем других в ту драму, которую пишем сами. Но база жизненного сценария – это события, которые произошли в детстве. Так говорил Эрик Берн.
Как и когда он формируется жизненный сценарий
Мы уже поняли, что жизненный сценарий начинает писаться в детском возрасте. Фактически то, что называют воспитанием, и является процессом привития ребенку определенного жизненного сценария. Обычно того сценария, по которому живут наши родители или лица их замещающие. Поэтому часто дети успешных родителей также добиваются успехов. То же самое касается и бедных семей. Впрочем, не всегда. Известно множество случаев, когда сыновья миллионеров становились чуть ли не бездомными в итоге, а дети из неблагополучных семей – миллионерами.
От чего это зависит? От стиля воспитания или хотя бы его наличия. Ведь часто богатые родители настолько заняты, что не уделяют внимания ребенку. Тогда его жизненный сценарий формируется на основе норм, которые приняты у его окружения. В подростковом возрасте ими могут быть девиантные (то есть, неуправляемые, проще говоря) лица как старше, так и ровесники. Когда воспитание почти отсутствует, речь идет о педагогической запущенности. Стоит помнить, что все имеет свою причину.
А что же случается с жизненным сценарием после того, как закончился подростковый возраст. Он уже сформирован или продолжает формироваться? Конечно, второй вариант правильный. Но не для всех. Есть две категории людей: авторы и жертвы . Первые берут ответственность за свою жизнь на себя, а вторые сваливают ее на внешние обстоятельства. Последние чаще не имеют никаких целей и живут по тому сценарию, который был сформирован еще ранее. Часто если понаблюдать за такими людьми, то они как жили десять лет назад, так и продолжают жить. Даже если есть какой-то опыт, то выводы, сделанные на его основе, вписываются в ту же шаблонную парадигму, которая была воспитана в них.
Например, человек что в 20 лет, что в 40 может после неудачного начинания говорить «Я ни на что не способен, поэтому никогда больше я не буду этого делать». В отличие от жертв авторы могут сильно измениться и за год. У них совсем другие модели поведения, и они готовы их менять в случае необходимости. Они могут понимать, что прежние привычки мешают им достичь желаемого, и потому приучают себя к чему-то новому.
Люди с позицией автора сильно меняются из года в год. Видно, что человек развивается и воспитывает сам себя. И тут идет ключ к ответу на вопрос «А формируется ли жизненный сценарий во взрослом возрасте». Мы ранее разобрали, что он появляется вследствие воспитания. Так вот, взрослый человек с позицией автора воспитывает сам себя и подходит к этому вопросу даже более тщательно, чем многие родители. Следовательно, он может кардинально поменять сценарий. Естественно, он будет его сам формировать.
Если на секунду задуматься, то можно легко определить, «от куда ноги растут»:
Пример # 1
Папа хотел мальчика, а родилась девочка, но амбиции воспитать себе наследника не утихла, и вот эта девушка сначала преуспевает в школьном кружке по карате, потом заканчивает технический ВУЗ и вот уже директор крупной корпорации, но, к сожалению, не один её роман не увенчался успехом. А все потому, что она не могла найти себе равного мужчину, такого же сильного и независимого. Она всегда чувствовала, что она доминирует в отношениях, а хотелось бы наоборот. И вот она уже на пороге у бизнес-центра, где проходит тренинг по развитию женственности.
Пример # 2
Женщина хотела родить ребенка для себя. Родила. Мальчик. Но, углубленная обида на мужчин не позволила ей завести новые отношения. В связи с чем, у мальчика не было образца мужского поведения, образца сценария поведения отца, мужа, партнера. Это непременно отразилось на его отношениях с женщинами.
Кто и что влияют на его формирование
Альфред Адлер считал, что жизненный сценарий формируется в первые пять лет жизни человека. Ну что ж, это пища для размышления своего жизненного пути и повод задуматься о воспитании своих детей смолоду.
Вообще, понятие жизненный сценарий невероятно масштабное, поэтому говорить, что на него влияет только один или два фактора, бессмысленно. Что еще влияет на формирование жизненного сценария?
- Семья . Пожалуй, это первый и самый главный автор нашего жизненного сценария. Именно в семье закладываются определенные установки, потерны, которые мы потом повторяем в своей жизни. Поговорка, что мужчина выбирает себе жену похожую на его маму, а женщина мужа, похожего на отца неспроста. Мы повторяем сценарии наших родителей в своей жизни. И не нужно говорить, что «я никогда не буду таким, как мои родители. Я не буду повторять их поведение», когда ваш отец хотел, чтобы вы стали адвокатом, а вас всегда тянуло в спорт, потом не удивляйтесь, когда вы также будете настаивать на том, чтобы отдать сына на хоккей, когда его будет тянуть к точным наукам.
- Социальное окружение . Чаще всего это друзья, хотя могут быть просто хорошие знакомые. Особенное значение в этом пункте занимают наставники, которых можно причислить в промежуточную позицию между друзьями и учителями. Это люди, которые многое повидали и сформировали качественный жизненный сценарий сами и готовы его передать своему близкому человеку. Довольно интересное наблюдение : все больше молодых девушек вступающих в брак уверены на корню, еще на этапе знакомства с парнем, что у них сложатся неудачные отношения со свекровью. В итоге так оно и получается. И они даже не стараются как-то изменить ситуацию. Ну а что, «у половины страны так…» уверенны они. Это все откуда? Из рассказов других, телевиденье, СМИ, подруги, мама и т.д.
- Учителя, тренеры и коучи . Это люди, для которых формирование жизненных сценариев других является профессиональной деятельностью. Они получают за это деньги. К категории учителей можно отнести школьных и университетских преподавателей (с последними ситуация может быть неоднозначной, потому что есть настоящие преподаватели, а есть лекторы. Последние не формируют жизненный сценарий напрямую, а лишь косвенно, и то не всегда ). Тренеры и коучи берут за результаты своих клиентов приличные деньги. Чаще всего к ним обращаются уже зрелые люди, которые и сами не против меняться. То есть, работа с тренером и коучем характеризуется ответственностью, разделенной пополам. Профессионал воздействует на человека, а другой намеренно поддается. Это отличает работу тренеров и коучей от обычного социального окружения, поскольку наши друзья и ближайшие люди влияют на нас неосознанно, мы не включаемся активно в процесс формирования собственного жизненного сценария. Разве что мы можем выбирать тех людей, которые на нас будут незаметно влиять.
- Живые источники информации. Это люди, которые не ставят себе за цель формировать жизненный сценарий другого человека (даже подсознательно не стремятся к этому), но они могут дать факты, сказать что-то, что вызовет резонанс в душе другого человека совсем случайно. Это могут быть случайные прохожие или те же лекторы в университетах.
- Неживые источники информации – СМИ, книги, видеоуроки, аудиокниги, статьи и все остальное, что переносит определенные факты, но при этом нет взаимодействия с живым человеком. Тут играет роль установка человека. Если он настроен самостоятельно менять свое мировоззрение, жизненный сценарий под воздействием прочитанного или услышанного, то они влияют, если нет – то он может много знать, но в его жизни так ничего и не изменится. Кроме того, здесь далеко не последнюю роль играет способность человека запоминать информацию.
Чтобы еще глубже разобраться в этой теме, давайте разберем несколько видов жизненных сценариев. Детальную классификацию негативных жизненных сценариев предложили Боб и Мери Гулдинг. Анализ жизненных сценариев невозможен и без этой классификации. Давайте рассмотрим виды детальнее:
- Не живи . Очень часто у людей с этим жизненным сценарием появляются мысли о самоубийстве. Родители таких детей невольно запрещали своему ребенку жить, что вообще парадоксально. Понятно, что ему хотели только добра, но маленький человечек так воспринял. И как появляется такая установка? Очень просто. Родители достаточно часто детям говорят что-то типа «лучше бы ты на свет не появлялся» или «я тебя убью за это». И оно понятно, что мы можем такое говорить в порыве злости (все мы люди), но надо понимать, что детям никогда такого говорить нельзя. Жизненные сценарии личности этого типа на самом деле встречаются очень часто. Установка человека, который, несмотря на этот сценарий, еще не покончил с собой (бессознательная, стоит отметить), следующая: «Я могу жить, пока».
- Не будь собой . Еще один популярный родительский запрет. Тут бывает два вида сценариев «не будь человеком своего пола» и «просто не будь собой». Первый случай попадается тогда, когда родители хотели девочку, а родили мальчика (или наоборот). Второй случай попадается намного чаще. Сравнивали ли вас с соседскими детьми. Конечно, да. Сравнение – это естественная потребность человека. Это абсолютно нормально. Но вот если ребенку постоянно говорить о том, что он хуже, чем Петя у тети Маши, то это обязательно негативно отпечатается на его психике. Да, если один раз сказать, ничего не будет, но где единичный случай, там и второй, а далее и до привычки недалеко. А искоренить ее трудно, потому что воспитание ребенка в стиле «не будь самим собой» встраивается в жизненный сценарий родителя. А потом и ребенок станет воспитывать собственных детей таким образом. Не всегда, но вероятность большая.
- Не будь ребенком . Это когда родители желающего постоянно играть и резвиться чада грузят, как настоящего взрослого человека. Рано. Во-первых, психоэмоциональные перегрузки вредны и во взрослом возрасте. Во-вторых, на ребенке это даст негативный след на всю жизнь. Фактически, когда родители говорят сыну или дочери «Не будь ребенком», то они ему запрещают радоваться. И этот сценарий окажется клеймом на всю жизнь. Оно вообще надо?
- Не взрослей . Интересно то, что эта установка нередко внушается теми же родителями и тем же детям. Ведь с одной стороны хорошо иметь взрослого ребенка, но ведь плюсы есть и у обратной стороны. Поэтому родители не могут самостоятельно определиться, какие достоинства для них более важны. Следовательно, ребенку внушается мысль «не взрослей» параллельно с предыдущей, что приводит к психологическому кризису. Любые попытки самостоятельности пресекаются, а родители говорят «что бы ты без меня делал», «у тебя еще молоко на губах не обсохло».
- Не достигни этого . Родители накладывают ребенку запрет достигать чего-то, говоря фразы типа «ну не твое это, брось и займись чем-то другим». Во-первых, мы не можем знать наверняка, какие у нас таланты. Надо отказаться от идеи, что нам даны свыше какие-то особенные способности. Нет, безусловно, генетически обусловленные задатки есть, но мы их не сможем определить, потому что выражаются они в максимальной степени освоения определенного навыка. Что талантливые, что неталантливые, должны постоянно работать, чтобы достичь цели. И этому надо учить детей или себя.
- Нельзя. Просто нельзя. Того нельзя, этого нельзя . Ребенок ничего не пробует и не знает, какая она вообще, эта жизнь. Не учится он и повзрослев. Почему? Потому что страшно.
Есть множество и других видов жизненных сценариев, которые все не уместить в оной статье. Все они имеют негативный характер. При этом есть полярные сценарии, которые делаются путем образования антонимической конструкции. Проще говоря, нужно исключить со смысла частицу «не». Например, «живи», «будь собой» и так далее.
Как определить свой сценарий по жизни
На деле, мы все внутренне чувствуем собственный жизненный сценарий. Ведь подсознательно мы всегда сверяем действия с психологическими установками, в голове всегда нарисована система координат. Поэтому надо скорее не определять, а осознавать. Как это сделать. Есть множество самых различных методик. Но мы возьмем простую.
Для начала надо поставить цель . Многие этого не делают, и потому не анализируют себя. Чтобы определить свой сценарий, необходимо войти в позицию взрослого и чисто логически подумать, как вы поступаете в определенных ситуациях. Можете использовать приведенный выше классификатор (хоть это и не все сценарии). Подумайте, что из описанного выше относится к вам.
Хорошо, поставили цель. Теперь надо определить, почему вы сейчас этого не имеете. Собственно, жизненный сценарий – это то, что нам помогает или мешает достичь желаемого. Просто будет проще отталкиваться от реальных фактов вашей жизни. Работа очень тяжелая и глубокая. Желательно записывать свои мысли на листке бумаги.
А еще лучше вариант – составить ментальную карту. Схему, проще говоря. Подойдите к этому процессу творчески. Но с большой вероятностью у вас будет один из приведенных выше сценариев. Так уж сложилось, что в нашей воспитательной культуре подобные установки внушаются с завидной легкостью. Ведь так проще воспитывать. А поскольку родители идут по пути наименьшего сопротивления, то и дети также учатся этому, сие становится их жизненным сценарием.
- Вспомните ваше самое первое воспоминание из детства. Можно записать его. Главное, чтобы оно было ваше, а не то, что вам рассказывали о вас.
- Кто главный герой этого воспоминания? Из взрослых людей.
- Что вы чувствуете в этом воспоминание? Удовлетворены ли ваши потребности?
Расшифровка воспоминания:
Взрослый человек это тот человек, который оказал наибольшее влияние на формирование вашего ЖС. Тот, чье мнение о вас легло в основу вашего собственного мнения о самом себе.
Ваши чувства, желания и эмоции из воспоминания — это то, чего вы придерживаетесь по жизни, ваша ведущая потребность.
Работа по осознанию жизненного сценария занимает не один день и даже не месяц. И даже не год. Это постоянный процесс. Важно анализировать свое поведение, но в меру. В ином случае можно внушить себе негативные установки, и тогда будет сложнее определить свой сценарий в дальнейшем. Если вы будете анализировать свои действия согласно приближению к цели или отдалению от нее, то картина вашего жизненного сценария вырисуется сама собой.
Стоит отметить, что приведенная выше классификация не является исчерпывающей и окончательной. Сколько людей и судеб человеческих, столько и сценариев. Каждая жизнь требует индивидуального анализа и всех под одну гребенку нельзя подтянуть. Вы вполне можете давать собственные названия, поскольку творчество включает мозг на полную.
Как изменить Жизненный сценарий личности
Итак, мы определили жизненный сценарий и поняли, что он не соответствует тому, что вы желаете. Как же тогда изменить жизненный сценарий? Медленно, шаг за шагом. Для начала выпишите на листик те привычки, которые ассоциируются с жизненным сценарием, взгляды на мир и так далее. После этого начните каждый день совершать маленький шажок. Хотите начать думать, как уверенный в себе человек (установка «будь собой» + сценарий «достигай»), то посвятите этому хотя бы пять минут в день.
Так вы можете расписать и по другим пунктам. И здесь опять же, нет готовой волшебной таблетки. Вам надо придумать те маленькие шаги, которые подходят именно вам, основываясь на выводах, сделанных по предыдущему пункту.
Некоторые хотят изменить свою жизнь быстро, но это невозможно. Родители вселяли в вас эти установки не один год, а вы хотите их изменить за день? Так не бывает. Даже если один-два дня сможете пожить по другому сценарию, все равно вернется все на круги своя. А часть времени будет даже хуже, потому что вообще никаких сил не будет. Поэтому внедряйте полезные привычки постепенно.
Очень хорошо это продемонстрировать на примере человека, который решил начать заниматься спортом (хочет внедрить жизненный сценарий «будь здоровым и красивым»). Он один день активно позанимался на тренажерах, на следующий день мышцы болят, а через день он даже пошевелиться не может. Получилось внедрить новый сценарий? Конечно, нет. Скорее всего, он к тренажеру нескоро подойдет такими темпами.
Второй вариант – ему просто надоест. То есть, мышцы способны выполнять работу, но поскольку этот человек не привык делать 50 отжиманий в день (а некоторые двести сходу хотят), то быстро вернется на круги своя. Постоянно будет все откладывать на завтра.
А если у него в голове был сценарий «ты ничего не можешь», то он очень быстро сдастся. Кстати, очень важная ремарка: не нужно воспринимать определенный сценарий, как шаблон. То есть, если в голове сидит мысль «ты ничего не можешь», то это не касается всех сфер, а только новых для данного лица. Менять жизненный сценарий надо в парадигме того, который у вас сейчас есть.
То есть, в данной ситуации надо самому себе задать вопрос «а что ты можешь», и от этого отталкиваться и постепенно наращивать интенсивность мер по перевоспитанию самого себя.
Помните, что процесс самовоспитания намного сложнее, чем обычное воспитание. Себя переделать тяжелее, и потому не надо себя насиловать. Просто не выдержите. Тише едешь – дальше будешь, как говорится в известной пословице.
Сценарий отношений: какой он
Все описанное выше касалось жизненных сценариев человека, и люди там входили как отдельная часть. А есть еще отдельные сценарии, по которым протекают отношения между людьми. Все это тема не менее сложная, и можно копать очень глубоко. Тем не менее, давайте рассмотрим основные сценарии развития отношений, которые могут иметь негативные последствия для них же.
- Избегание негативной оценки . Суть следующая : человек рассказывает о себе, а потом боится критики. Следовательно, он не прислушивается к другому человеку, а потом страдает, что с ним мало разговаривают и нет эмоциональной реакции. А по сути, для него важна только одна ее разновидность – положительная.
- Докажи свою любовь . Такому человеку всегда мало любви, и другому придется из кожи вон лезть, чтобы ее доказывать. Если он этого не будет делать, человек с таким сценарием не будет чувствовать себя нужным. Исходит из низкой самооценки.
- Я всем должен . Для такого человека характерно неадекватное чувство вины, собственные желания проявляются лишь в одиночестве, не имеет сил, чтобы сопротивляться другим людям. Легко поддается на любые манипуляции, основанные на чувстве вины типа «в Африке дети голодают, а ты тут решил много зарабатывать. Вообще ни стыда, ни совести».
- Неосознанность . Такие люди не понимают своих эмоций, что делает его неконтролируемым. Эмоциональный интеллект таких личностей очень низкий, что делает их непредсказуемыми. Вместе с тем, не может распознавать эмоции других людей и надеется, что все будут экстрасенсами и поймут, что он чувствует, без его участия.
- Ну и наконец, последняя стратегия сходная по типу – эмоциональная закрытость . В этом случае человек осознает собственные чувства, но делает все возможное, чтобы не показывать их окружающим. Сценарии семейных отношений предсказуемы, если хоть один из членов семьи причисляется к одному из этих пяти типов.
И напоследок. Если вы заинтересовались данной темой, то вам стоит просмотреть и/или прослушать следующие материалы, которые мы подобрали специально для читателей нашего сайта. Ведущие психологи подробнейшим образом рассказывают простыми словами про сценарии жизни. Более подробно говорят о том, как формируется ЖС и что делать с тем, чтобы изменить бессознательные жизненные паттерны.
№ 1 Мнение профессионального психолога. Радио-интервью.
№ 2 Женские рассуждения и мнения о перемене жизненного сценария. Женский сценарий жизни.
№ 3 Семейный сценарий или сценарий отношений тоже берет начало из детства. Об этом и многом другом в следующем видео.
Давайте не будем жить бездумно, как серая и безликая масса. Давайте возьмем жизнь в свои руки и уже начнем строить её так, как нам бы хотелось, а не так, как хотелось бы другим, чтобы мы её прожили. Осознав не свой сценарий проживаемой нами жизни, мы можем отказаться от него. Не нужно обманывать себя. Не нужно стараться угодить кому-то, кроме себя самого. Вспомните, когда-то забытые мечты и планы и уже завершите их.
Можете ли вы описать свое представление о жизни одной метафорической фразой? Попробовать вместить в паре крылатых строчек взгляды на окружающий мир, себя и людей в нем? Например: «Моя жизнь – непрерывная борьба за право быть первым». Или: «Я сижу на скамейке в парке, надеясь, что что-то произойдет». Как видим, жизненная метафора – это символическое отражение реальности человека, внутри которой сокрыт целый пласт информации о его характере, привычном стиле жизни и проблемных ситуациях. Через метафору можно решить любую проблемную ситуацию и даже полностью изменить свой жизненный сценарий.
Как изменить жизненный сценарий самостоятельно
Работая с метафорой можно определить позицию человека в мире (активный борец, скиталец или жертва обстоятельств), а также запас его внутренней энергии, в упадке она или на пределе возможностей? Кроме того, метафоры выдают внутренние страхи человека, понимание им смысла своей жизни, наличие или отсутствие осознанности («я творец», «все происходящее – сон»). Не только жизнь человека воплощается в метафоре, но и сама она влияет на восприятие им жизни. А значит, если что-то не устраивает, можно изменить позицию на более гибкую и жизнеутверждающую. Как это сделать? Для начала придется познакомиться со своим собственным девизом по жизни.
Метафора как сценарий жизни. Найдите свою философию!
- «Жизнь – бесконечная борьба»
Такой человек воспринимает жизнь как вызов, а людей как соперников, которых нужно атаковать либо защищаться от них. Идет ожесточенная борьба за выживание, идеалы, цели или собственную свободу. Человек постоянно переживает трудности, не умеет доверять миру, живет в тревоге и по принципу «либо победа, либо поражение»!
Главные вопросы, которые стоит себе задать: какова цель борьбы; вы играете в открытую или партизаните; опытный боец или только стали на эту стезю? И что случится, если вы отложите оружие в сторону и расслабитесь?
- «Жизнь как школьный урок»
Если вы пришли в мир набираться опыта и чему-то обучиться, скорее всего, вы воспринимаете мир как большую школу, у которой есть свои классы (подготовительная группа, середнячки, выпускники), учителя, оценки и экзамены. Ваша жизнь делится на тяжелые уроки, короткие перемены счастья и испытания для перехода на новую ступень.
Подумайте, на каком этапе вы находитесь сейчас? Сдаете экзамены, завалили пересдачу и остались на второй год или корпите над скучной зубрежкой? Какие навыки хотите получить?
- «Жизнь - вечные страдания»
Такие люди воспринимают жизнь как наказание за прошлые грехи, источник боли и сомнительных радостей. Они чувствуют себя ведомыми и не способными написать собственный сценарий, другими словами – трагические жертвы, которые влачат жалкое существование в ожидании смерти-спасительницы.
Если узнали в этой метафоре себя, подумайте, что стало переломной точкой, когда жизнь превратилась в ад? Не пора ли взять поводья в свои руки?
- «Жизнь – большая игра»
Вы азартный игрок или степенный? Умеете наслаждаться процессом игры или слишком захвачены идеей наживы, которая не дает почувствовать вкус жизни? Можно ли в вашей игре отыграть партию назад, кто пишет правила – вы или другие? Наконец, как насчет роли, которую вы себе назначили, можете ли вы ее изменить?
- «Жизнь – долгое путешествие»
Подумайте, есть ли у вашего путешествия конечная цель или вы считаете себя скитальцем без имени? Вам нравится преодолевать путь в одиночку или предпочитаете идти с партнером? А еще посмотрите на дорогу, какая она: прямая, извилистая, полная преград или устлана диковинными подарками?
Быть может, вы стоите на распутье и мучительно выбираете, куда двинуться дальше? А то и вообще свернули с проспекта, чтобы проложить свою собственную тропу?
- «Жизнь как танец»
Если для вас привычно восприятие жизни в сравнении с танцем, скорее всего, вы не ищите никаких сакральных смыслов и не думаете, куда вообще идете. Ваше сердце говорит, что существует только музыка и ритм, которым нужно следовать. Чем красивее танец, чем пластичнее тело, чем больше ноги попадают в такт, тем лучше. Главное, не останавливаться и не поддаваться усталости, остановка для вас – смерть. Но кто выбирает музыку?
- «Жизнь – символ движения»
Вы успеваете за движением жизни или вынуждены гнаться, плетясь в самом хвосте? Знаете ли вы, куда конкретно идете, делаете ли перерывы на отдых или движетесь стремительно, пока есть силы? Вы склонны соблюдать правила движения или нарушаете их? Следуете за толпой или против толпы, а может, давно плывете по течению, не напрягаясь? Если ваш путь лежит только в гору, что вы ожидаете получить на вершине? Наконец, насколько опасен ваш путь?
- «Жизнь как сон наяву»
Вам нравится этот сон, или он напоминает дурной кошмар, от которого бросает в жар? Почему вы решили сбежать от реальности в мир фантазий, что вас подавляло, не устраивало в реальной жизни, с какими трудностями не удалось справиться? И что будет, если решитесь проснуться?
Работа с метафорой: как изменить сценарий жизни?
Если ваша картина мира вас не устраивает, кажется, будто неудачи следуют по пятам, а трудности не дают дышать, есть смысл изменить восприятие жизни, подкорректировав метафору. И мы научим, как это сделать, задавая себе наводящие вопросы.
Для начала найдите свою метафору или выберите подходящее описание из предложенного списка выше. Например: «Моя жизнь напоминает болото, я погряз в рутине и чувствую, что не могу выбраться». Уточните у подсознания, о каких именно вещах идет речь – о банальной скуке, о навалившихся проблемах, за которыми не видно жизни, или о чем-то другом? Спросите себя, какие чувства кипят в вашем теле, когда вы находитесь в этом состоянии, – раздражение, одиночество, страх или депрессия? Само чувство может натолкнуть на понимание корней проблемы. Подумайте, как давно вы попали в это болото, всегда ли жизнь была такой, или что-то послужило пусковым механизмом, обозначив переломный момент? Что это было за событие? Почему вы продолжаете сидеть в болоте, не предпринимая попыток выбраться: вас что-то удерживает, какие выгоды из сложившейся ситуации вы получаете? Можете ли что-то изменить уже сейчас?
Анализируя метафору жизни, легко оценить свою картину мира и место, которое вы сами себе назначили. Подготовьтесь к тому, что поменять привычный жизненный сценарий непросто, подсознание может включить защитные механизмы, пытаясь искать выгоды даже в болоте. Но нужно ли вам это, ведь такой путь уже известен и не принес радости. Ищите в себе блокированную потребность, чего вы очень хотите, но запрещаете себе иметь? Какое нереализованное желание не дает почувствовать радость?
Закончив анализ метафоры, попробуйте изменить свой жизненный сценарий, заменив ее на скорректированную модель жизни, которая позволит получить желаемую цель. Вместо идеи «моя жизнь - скучное болото» внушите себе образ, будто вы отправляетесь в интересное путешествие и перед вами океан возможностей. Повторяйте новый жизненный сценарий как можно чаще, пока не почувствуете, что сжились с ним. Запомните, нет ничего невозможного, если программа подсознания настроена на максимальную самореализацию вас как личности!