Эклектика примеры. Стиль эклектика. Интерьер в стиле эклектика. Проекты в стиле эклектика

Большой кремлевский дворец, К.А.Тон

Источник публикации - журнал об архитектуре и дизайне worlds-interior.ru

«Пусть совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и колоссальное, египетское, и проникнутое стройным размером греческое… Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную, однообразную стену…»

Н. В. Гоголь, «Об архитектуре нынешнего времени», 1831

Эклектика возникает на рубеже между двумя преобладающими стилями, когда один уходит в прошлое, а другой еще только зарождается. Так, в 19 веке на смену барокко и классицизму, пришла эклектика, господствовавшая до появления модерна. И, в такое своеобразное стилевое межсезонье, проявляется свобода архитектуры, сочетающая в себе все то лучшее и актуальное, что было предложено в истории архитектуры.

Развивается российский капитализм, развивается общество, развивается архитектура. Гражданская архитектура выходит на первый план, а храмовое строительство несколько уступает свои позиции.

В эклектике форма и стиль здания прежде всего привязаны к его функциям. Эклектика – это гибкий стиль, он сочетает в себе решения разных стилевых школ, применяя их в зависимости от назначения здания – будь то общественные здания, частные дома, фабрики или храмы. Важную роль в облике зданий играют средства заказчика – богатый заказчик – богатый декор, заказчик победнее - краснокирпичная архитектура.

Москва преображается просто на глазах, город развивается столь динамично, что удивляет обывателей и приезжих масштабами своего строительства. Увеличиваются размеры, этажность зданий. Реконструируется старинный исторический центр Москвы, рядами, словно грибы после дождя, выстраиваются административные здания, несущие новейшую, необычайно актуальную функцию – банки, пассажи, конторские здания, здание московской биржи.

История московской эклектики

В архитектуре России различают два этапа развития эклектики «николаевский», относимый к 1830-1860 годах и более поздний «александровский» 1870-1890 – их разделяла, прежде всего, важнейшая реформа той эпохи - отмена крепостного права в России.

«Николаевская» эклектика представляла собой отголоски предшествующих ей стилей – барокко и рококо, а «александровская» предопределяла живой, изящный с природно-растительными нотками стиль модерн.

С течением времени в эклектики Москвы стали различаться три направления-ветви:

  • Русско-византийская: ярчайшим примером служат фасады Большого Кремлевского Дворца, построенного по проекту архитектора Константина Андреевича Тона, объединившего элементы древнерусской и византийской архитектуры;
  • Русского деревенского декора, использовавшего приемы русских орнаментов, вышивок и прикладного искусства. Например, здание Московского политехнического музея на Новой площади по проекту архитекторов Ипполита Монигетти и Николая Шохина;
  • Перекликающийся с архитектурой Москвы 17 века, но при этом достаточно сухой стиль; ярким представителем которого служит Исторический музей на Красной площади, архитекторы Владимир Шервуд и Анатолий Семенов.

Эклектика современной Москвы

Прогуляемся по современной Москве, полюбуемся какие здания в стиле эклектика сохранились и до наших дней. На ряду с Большим Кремлевским дворцом, Московским политехническим музеем и Историческим музеем и по сей день радуют наш глаз следующие здания.

Москвоский политехнический музей на Новой площади по проекту архитекторов Ипполита Монигетти и Николая Шохина

Оригинал Храма Христа Спасителя , построенного по проекту архитектора Константина Тона. Храм был заложен в 1839 году, строительство его продолжалось 44 года. Во времена Сталина здание храма было разрушено, а в 1997 году отстроено вновь неподалеку от первоначального места.

Храм Христа Спасителя, архитектор К.А.Тон

Здание Торгово-промышленной палаты России – когда-то в 19 веке было зданием московской биржи. Располагается в районе Китай-город, оно построено архитектором Александром Каминским в 1873-1875 в стиле поздней эклектики на месте постройки архитектора Михаила Быковского. Первое здание биржи было возведено Михаилом Дормидонтовичем Быковским еще в 1836-1839 годах, оказалось неудобным с точки зрения работы биржевых маклеров - они никак не хотели заходить в торговый зал, а вели свою деятельность на открытой террасе. Вследствие чего для улучшений условий работы биржи был выкуплен смежный участок, а здание расширено и перестроено.

Здание Торгово-промышленной палаты России – когда-то в 19 веке было зданием московской биржи. Изначально возведено М.Д.Быковским, перестроено А.С.Каминским

А.Каминский был одним из самых плодовитых архитекторов девятнадцатого века и в течение всей жизни являлся семейным архитектором Третьякова. Каминский - автор первого здания Третьяковской галереи и Третьяковского проезда, а также множества административных и частных домов в Москве. Каминскому принадлежит работа над домом С.М.Третьякова на Гоголевском бульваре, Доходным домом Третьяковых на Кузнецком мосту и многие другие, всего несколько десятков работ.

Доходным домом Третьяковых на Кузнецком мосту, архитектор А.Каминский

Дом Третьякова на Гоголевском бульваре, архитектор А.Каминский

Роман Иванович Клейн, один из самых востребованных архитекторов конца девятнадцатого века – начала двадцатого, подарил Москве здания Музея изобразительных искусств имени Пушкина (ранее Музей изящных искусств, Клейн работал над ним двадцать лет), ЦУМа (ранее Мюр и Мерилиз) и Бородинский мост , возведенный как память к 100-летней годовщине победы в отечественной войне 1812 года.

Музей изобразительных искусств имени Пушкина, ранее Музей изящных искусств

Музей изобразительных искусств имени Пушкина, ранее Музей изящных искусств, архитектор Р.И.Клейн

ЦУМ, ранее Мюр и Мерилиз, архитектор Р.И.Клейн

Бородинский мост, архитектор Р.И.Клейн

Здание Центрального банка на Неглинной улице, выстроенное по проекту архитекторов Константина Михайловича Быковского и Богдана Михайловича Нилуса в 1894 году. Отличается большим количеством лепнины, колонн и очень высокими потолками.

Здание Центрального банка на Неглинной улице, выстроенное по проекту архитекторов К.М. Быковского и Богдана Михайловича Нилуса в 1894 году

Старое здание Московской городской думы , построенное архитектором Д.Н.Чичаговым в 1890-1892 годах, теремного типа в псевдорусском стиле, определившее облик площади Революции в центре Москвы. С 1936 года в нем располагался музей им.Ленина, а сейчас хранилище Государственного Исторического Музея.

Старое здание Московской городской думы, построенное архитектором Д.Н.Чичаговым. С 1936 года в нем располагался музей им.Ленина, а сейчас хранилище Государственного Исторического Музея

Здание нынешней штаб-квартиры нефтяной компании «Роснефть» на Софийской набережной Москвы-реки, а первоначально «Дом бесплатных квартир для многодетных вдов и бедных курсисток на Софийской набережной», построено в 1894 г по проекту академика архитектуры Фомы Осиповича Богдановича. Дом был построен и содержался на деньги братьев Бахрушиных, входивших в пятерку богатейших людей страны конца 19 века. К началу 20 века в доме проживало более 2000 человек.

Штаб-квартира нефтяной компании «Роснефть» на Софийской набережной Москвы-реки, первоначально «Дом бесплатных квартир для многодетных вдов и бедных курсисток на Софийской набережной», архитектор Ф.О.Богданович

Подмосковная усадьба Марфино расположилась на высоком берегу реки Уча. Свой псевдоготический облик получила благодаря стараниям архитектора М.Быковского и её последней владелице графине С.В.Паниной. Сегодня в усадьбе расположился Марфинский центральный военный клинический санаторий.

Петропавловская церковь в Марфино, М.Быковский

Усадьба Марфино, архитектор М.Быковский

Не только Москва, но и Санкт-Петербург, а также многие другие города России украшены архитектурой 19 века в стиле эклектика. Но это уже тема отдельной истории.

Эклектика - соединение разнородных художественных элементов. Использовала формы различных стилей - готики, ренессанса, барокко, рококо и др. Оказала влияние на модерн. Тяготела к созданию больших городских ансамблей (Красная и Лубянская площади, застройка Китай-города). Большое внимание уделялось градостроительной роли крупных зданий и выразительности их силуэта. Характерная особенность - монументальные, нередко перегруженные декором здания, органично "вошедшие" в структуру города. постройки: Государственный банк на Неглинной улице (К.М. Быковский 1893-95); Международный торговый банк на Кузнецком мосту (С.С. Эйбушитц, 1898); Сандуновские бани (Б.В. Фрейденберг, 1894-95)

2. Ведущие мастера эклектики в России. Работы, проекты.

1. переходный этап от классицизма к эклектике 1830-е – нач 1860-х

Е.Д.Тюрин (1832-1870). Постройки: Университетская (Татьянинская) церковь в Москве, Елоховский собор в Москве.

А.Монферран - проект Исаакиевского собора в Питере

2. начальный эт ап развития эклектики (усиленное подражательство, точная передача исторического прообраза)

К.А.Тон - Храм Христа Спасителя в Москве (1837-1883). Большой Кремлевский дворец в ансамбле Соборной площади (1839-1849).

А.П.Брюллов -Лютеранская церковь св.Петра(1832-1838).

М.Д.Быковский -ансамбль подмосковной усадьбы Марфино (1837-39).

В СПб А.И.Штакеншнейдер - Мариинский (1839-1844), Ново-Михайловский (1857-1861), Николаевский дворцы (1853-1861)

3. второй этап развития эклектики (сочетание различных стилистических направлений с использованием новым материалов в ней - чугуна, железа, ж/б)

Продолжалось строительство Исаакиевского собора в Петербурге (О.Монферран).

4. третий этап позднего эклектизма конца XIX века (достоверный историзм архитектурного языка и форм).

Ведущий мастер – Н.Л.Бенуа (ученик К.А.Тона) - перестроенный Мариинский театр, вокзал в Стрельне, Красном селе.

Р.И.Клейн - музей ИИ им. А.С.Пушкина, Универсальный магазин «Мюр и Мюрилиз” (ЦУМ)

К.М.Быковского – здания Государственного банка (1893-1906) и Зоологического музея (1896-1897)

А.Парланд - храм Воскресения Христова (Спас на Крови)

3. Неорусский стиль как национальное выражение в эклектике и модерне.

п
оследняя треть 19 века. Развиваясь в духе эклектизма, он стал характеризоваться пристрастием к обильной и дробной декорации, воспроизводившей мотивы московского и ярославского зодчества 16 и 17 веков. Организация пространства - на основе использования принципа свободной планировки. к строительству в неорусском стиле обратились архитекторы, представители модерна: Ф.О. Шехтель (Ярославский вокзал в Москве, 1902-04), И.Е. Бондаренко (старообрядческие церкви). Представители позднего неорусского стиля воспроизводят формы древнерусских построек (собор Марфо-Мариинской обители, 1908-12, Щусев) либо "накладывают" русскую традиционную орнаментику на рационально спланированные объёмы (здание Ссудной кассы в Настасьинском переулке, 1914-16, В.А. Покровский).

Эклектика в переводе с греческого означает «избранный». В архитектуре же это стало ведущим направлением европейского и русского искусства в 19 веке. Зарубежная этимология дает свое собственное название этому явлению – романтизм (во второй четверти 19 века), боз-ар (вторая половина 19 века) и историзм – в теперешней жизни. Отличается комбинацией разных «исторических» стилей, в частности неоренессанс, необарокко, неоготика, и другие. История возникновения берет свое начало с того периода, когда авангардисты в поисках нового, необычного, постоянно сталкивались с проблемой того, что всё уже создали и придумали до них. Все пришли к общему выводу о том, что при совмещении уже ранее существовавших вещей и добавления чего-то своего, можно получить интересный результат. Нынешний арт-дизайн комбинирует западное и восточное, старое и новое – арт-деко, хай-тек и этно, это говорит о том, что интерьеры нашего тысячелетия по своему стилистическому наполнению несут в себе чрезвычайно много компонентов. Именно это и называется Эклектика (по-другому - историзм) Форма, а также стиль здания в эклектике очень зависит от его предназначения. Эклектика «разностильна» в том плане, что строения одного и того же периода формируются на основе различных стилевых школах, всё зависит от функции зданий (собор, фабрика, жилой дом, общественный комплекс) и от финансовых возможностей заказчика (это может быть либо шикарный декор многоэтажных построек, либо же архитектурное решение будет достаточно «скромным» и демократичным). Это довольно сильно отличает эклектику от ампира, где принципиально важным было соблюдение единого стиля. Если говорить в целом, то сама по себе эклектика не значит обособленный стиль в искусстве, так как ее идейная основа как раз таки заключается в синтезе многих стилевых разновидностей. Довольно часто в кругу мастеров архитектурного творчества название эклектика является негативной оценкой, как направление, которое не соблюдает четких рамок. С другой стороны, следует учесть, что порой сочетание некоторых стилей, качественно воплощенных в реальность, могут сотворить неповторимые и уникальные произведения архитектуры. Эклектика характеризуется тесным переплетением технических аспектов с художественными при постройке сооружения, а также своей монументальностью и большим количеством декоративных элементов. На сегодняшний день элементы из эклектики пользуются популярностью в интерьерных оформлениях. Эклектика в интерьере подразумевает совмещение нескольких похожих стилей, например – барокко, классицизм, ампир. Это направление будет идеально подходить для тех, кто привозит множество сувениров и интерьерных объектов из различных стран. Тогда эклектика словно соединяет всё это воедино и создает единую стилевую волну в оформлении. А еще данное интерьерное решение прекрасно справится с «проблемой поколений» и позволит создать уютный уголок для каждого члена семьи, вне зависимости от вкусовых предпочтений. Важно сказать о том, что всё-таки эклектика, несмотря на то, что заимствует абсолютно разные элементы, умело их сочетает и не создает ощущение противоречивости. Этот же принцип усматривается и в гармоничности сочетания материалов, цветов и фактур. Для эклектики вполне привычно использование изобильного количества текстиля, легких изогнутых форм, этнические мотивы. Наиболее выдающимися архитекторами и дизайнерами историзма являются Жан Луи Шарль Гарнье (французский архитектор), а также Джон Нэш (британский мастер архитектурной деятельности), из отечественных – Василь Григорович Кричевский и Константин Андреевич Тон.

Писать об эклектике и просто, и очень сложно. Эклектика пришла на смену классицизму в 1830-1840-х гг. и господствовала в России более полувека, до 1890-х годов. Эклектика многолика, она обычно «рядится» под различные стили, и сегодня бывает затруднительно отделить эклектику от настоящей архитектуры.
Вклад эклектики в русскую архитектуру весьма неоднозначный, и порой даже отрицательный. Но время было очень плодовитое, рост промышленности, появление новых типов общественных зданий, строительство многоэтажных жилых домов. И в строительном отношении в тот период были построены очень добротные сооружения, многие из которых дожили до наших дней, несмотря на отрицательное к ним отношение.

Совсем недавно я провел небольшое исследование, посвященное стилю «ампир », который завершил развитие классицизма в России. В качестве иллюстрации приведу еще один яркий пример московского здания эпохи классицизма -

Усадьба Луниных на Никитском бульваре. Арх. Д.Жилярди, 1818-1823 гг.
Главный трехэтажный дом, справа - флигель, слева одноэтажный корпус.
Главный дом имеет лоджию с колоннадой коринфского ордера


И работая над темой ампира , я много раз задавал себе вопрос - а как же получилось, что такая великолепная архитектура вдруг чуть ли не в одночасье ушла в прошлое, уступив место эклектике. История смены архитектурного стиля на всей территории Российской империи как-то не укладывается в обычные рамки. Ну - не по всей России, конечно, но обе столицы «поменяли ориентацию» очень быстро.

1830-е годы взрываются бунтом против засилья античных норм.
При более внимательном рассмотрении оказалось, что буря начиналась не в кругах архитекторов и людей искусства. И дело даже не в изменении вкусов заказчиков, и даже не в том, что изменился класс заказчика - на смену обедневшему дворянству пришел богатый промышленник. И даже не в том, что правящая верхушка России получила знаменитую формулу всей жизни, выраженную фразой - «православие, самодержавие, народность». Бурлить начали писатели, то есть та категория людей, которые у нас всегда были «поэт больше чем поэт». Выразители наших чувств и наших взглядов, та прослойка русского общества, которая позднее была названа интеллигенцией.
«Народность есть альфа и омега эстетики нашего времени», - писал Белинский. Та же тема народа и народности, вопросы самобытности культуры и пути ее развития. Проблема народности - центральная в общественной жизни и эстетике 1830-1850-х годов.

В 1830 - 1840-х годах получилась такая ситуация, что любая защита классицизма, и в том числе ампира - воспринималась негативно. А вот критика классицизма стала модной темой, своего рода программной. Очень показательно, на мой взгляд, выступление Гоголя с критикой классицизма в 1831 году. Затем Герцен, Чаадаев, потом подвел итоги А.К.Толстой в хрестоматийных стихах:

«И четырьмя или осьми колоннам
Вменялось в долг шеренгою торчать
Под неизбежным греческим фронтоном».

Но ярче всего агитировал за эклектику именно Гоголь. Переписывать цитаты из «поистине неоднозначных» записок об архитектуре нашего дорого Николая Васильевича я не стану. Кому очень хочется убедиться в их странности, тот пусть сам найдет и прочитает.

Ну - а уж позднее М.Д.Быковский более-менее внятно аргументировал невозможность существования вечных архитектурных канонов. Он был первым из архитекторов, кто не только обозначил принципы нового подхода к эстетическим вопросам, но и на практике применил «готический стиль», о котором так мечтал Гоголь. И пошло - поехало. Если очень долго копаться в теоретических воззрениях Быковского, то можно сделать вывод о трех основных концепциях эклектики -
антиакадемизм,
восхищение готикой,
национальный колорит.
И возможно все, кроме подражания ордерной схеме......
Но по каждому пункту есть еще десятки уточнений.

В реальной жизни Россия вскоре, в 1830-40-е годы, получила «ложную готику» и «русско-византийский стиль». Можно сказать, что «готика» выражала новую ориентацию в духовной, культурной и общественной сфере, и время её было недолгим - с 1830 по 1850 гг.

- 1 направление эклектики: « Ложная готика »

Усадьба Марфино. Арх. М.Д.Быковский, 1837-39 гг.


Лютеранская церковь на Невском проспекте в Петербурге.
Арх. А.Брюллов, 1832-38 гг.


- 2 направление эклектики: «Русско-византийский » стиль

А вот официозная ветвь «русского стиля», связанная в первую очередь с именем К.Тона, была более долговечной и более плодовитой, и растянулась на многие десятилетия. Именно сооружения «тоновского» стиля загромоздили русские города огромными и нелепыми соборами и общественными зданиями. Именно это направление мы привыкли называть эклектикой. Выражая официальную идею «народности», строительство в «русско-византийском» стиле было главенствующим в России.


Храм Христа Спасителя в Москве. Арх. К.Тон, 1832-1883 гг.

Обычные для предшествующих эпох приемы композиции здания здесь пополнились деталями, заимствованными из византийской, романской и древнерусской архитектуры.
Автор проекта механически соединил формы, взятые из построек небольшого размера. Килевидные кокошники, аркатурный пояс, луковичные главы - все эти формы не только заимствованы из древнерусской архитектуры, но еще были и увеличены в несколько раз. А профилировка деталей, навеянная классическими образцами и чуждая древнерусскому зодчеству, наделила здание сухостью и немасштабностью.

В 1838 г. К.Тон издал альбом проектов церквей в «русско-византийском» духе, высочайше одобренный. Своего рода типовые проекты, почти обязательные для применения по всей России - альбом «тоновской эклектики». И во многих городах я встречал эти уменьшенные копии московского Храма Христа. Особенно смешно их было созерцать в те годы, когда в Москве только обсуждали возможность повторного строительства храма. Невольно напрашивался вопрос, ребята - а что Вы с таким рвением собираетесь «восстанавливать»? Вот такую убийственную эклектику?!


Боголюбский собор в Мичуринске (Козлове), 1848-1873 гг. По «типовому» проекту К.Тона


Ленинградский (Петербургский) вокзал в Москве. Арх. К.Тон, 1849 г.


Успенская церковь на набережной лейтенанта Шмидта (Николаевской) в Петербурге.
Арх. Г.Косяков, 1896-1898 гг.


Церковь Воскресения «на крови» на Екатерининском канале (Грибоедова) в Петербурге.
Арх. А.Парланд, 1887-1907 гг.


В одно из моих первых посещений Ленинграда, я был неожиданно поражен именно этим сооружением. Оно внезапно открылось с Невского проспекта, вдали, и было действительно весточкой из времени древнерусского искусства, неожиданно возникшей в дождливом и туманном городе, среди дворцов, украшенных колоннадами и портиками. И мы пошли по набережной, но по мере приближения все очарование исчезало на глазах. Древнерусские силуэты дробились на куски, и неимоверное количество деталей отделки разбивало здание. Вблизи «русский стиль» выражал ту самую «официальную идею народности», которая никак не вязалась с понятиями древнерусской архитектуры. Основные формы, заимствованные у храма Василия Блаженного и храмов XVII века, но с подчеркнуто осевой композицией, привели к обратному эффекту - храм Воскресения «на крови» остался в плену своих имперских амбиций.
С тех пор церковь Воскресения «на крови» для меня является как бы синонимом понятия эклектика.

В 1860 - 1870-е гг. появляется еще одно направление, известное под именем «кирпичного стиля», в котором идея о стилеобразующем значении рационального строительного материала приобретает главное значение.


Здание городской думы (музей Ленина). Арх. Д.Чичагов, 1890-1892 гг.


Русская провинция тоже получила огромную порцию эклектики. Во время одной из поездок в Калугу, мне довелось побывать в Шамордино, в тогда всеми забытом углу Калужской глубинки. И я увидел огромный, чудовищный по своим размерам, тяжелый и до предела немасштабный собор. Что-то нелепое, где все смешано в одну кучу. Осматривал я его поздней осенью. Может быть, и дождливая осенняя погода добавила отрицательные эмоции.
Посмотрев на это сооружение - становится понятным, почему слово «эклектика» имеет у нас резко отрицательный оттенок.


Казанский собор в Шамордино, Калужской обл. Арх. В.Шервуд, 1889-1902 гг.
(да, тот самый Шервуд, который запроектировал Исторический музей в Москве,
«задавивший» исторические сооружения Кремля)


Особняк Цветкова на Пречистенской набережной. Арх. В.М.Васнецов, 1897 г.


Доходный дом в Крапивенском пер. Арх. Родионов, 1898 г.


Две последние фотографии показывают хорошо известные примеры зданий в «кирпичном стиле», которые скорее говорят о его потенциальных возможностях.
Но можно привести сотни примеров, которые говорят совсем о противоположном. Просто не хочется забивать страницы своего сайта фотографиями примитивных сооружений «кирпичного стиля», которым несть числа.
Вот две случайные фотографии для подтверждения.


Здание общественного городского собрания в Бийске, 1884-1915 гг.
Характерное для периода эклектики здание с кирпичным декором


Здание на Троицком проспекте в Петербурге


Но кроме этого в 1860-1870-х гг. появляется и демократический вариант «русского» стиля. Подобно передвижничеству в живописи, он задает свою линию в архитектуре. В 1870-е гг. меняется география распространения «русского» стиля. В Петербурге в основном официальный «русско-византийский стиль», а в Москве - его демократический вариант.

Таким термином в истории архитектуры обозначен псевдорусский стиль, который возник в рамках общего подъема интереса к национальной архитектуре, царившей в XIX веке, и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Творчество И.П.Ропета (Петрова) наиболее последовательно определилось в области деревянной архитектуры, и оказало огромное влияние на строительную практику России конца XIX и начала XX в. Губернские и уездные города, дачные поселки, пригороды и окраины двух столиц на протяжении полувека застраивались сооружениями, являвшими собой бесконечные вариации проектов загородных домов Ропета. А чаще всего - своеобразный симбиоз «ропетовщины» и местных традиций народного зодчества.
Да, можно сказать, что в этом направлении присутствует истинная народность. Всем были близки и понятны заимствованные у народа и вновь вернувшиеся к нему мотивы.

Демократические варианты «русского стиля» это - положительный итог эклектики. Да и в разговорной речи мы чаще всего называем это течение не эклектикой, а какими-то другими, более ласковыми именами.


Проект жилого дома. Листы из альбома «Мотивы русской архитектуры»


В одном исследование встретилось название «Терема Ропета» -
вот это наименование как-то больше подходит!


Еще один красивый проект - Ферма


Баня в усадьбе Абрамцево. Арх. И.Петров (Ропет), 1873 г.


Надо, впрочем - отметить самое главное, а именно то, что все вышеперечисленные деления на отдельные «направления» весьма условны. Так как эклектика - это не стиль, а смешение различных стилей в самых замысловатых комбинациях.

Это, разумеется, беглый обзор эклектики и отдельных её направлений в XIX веке. При внимательном рассмотрении список получается значительно длиннее.
И вот, под занавес XIX века, в 1890-е годы, вновь - как и 1830 годы - встал вопрос об архитектурном стиле.
Многостилье эклектики теперь уже расценивалось как свидетельство отсутствие стиля!
После всех вариантов и разновидностей эклектики, в России начинает зарождаться совершенно новый - стиль модерн.

Подведем итоги .
Эклектика господствовала а России с 1830 по 1890-е годы. Я не люблю эклектику и обычно стараюсь не обращать внимание на сооружения этого времени. Но в строительном отношении именно в тот период были построены очень качественные сооружения. Количество построек тоже огромное. И большинство из них продолжают функционировать. Так что - нравится мне или не нравится - но сооружения периода эклектики занимают большое место в наших городах и поселках, селах и монастырях. К тому же именно во время господства эклектики началось массовое строительство многоэтажных жилых зданий. Впрочем, у нас мало кто обращал внимание на архитектуру доходных домов второй половины XIX века. Они просто уверенно стоят уже более 150 лет, крепкие и достаточно комфортные даже по сегодняшним меркам. Пожалуй - только в последние три десятилетия в них увидели эстетическую ценность.

И - будем объективны в оценке эклектики. В историческом плане ее заслуги все-таки огромные. Более полувека русские архитекторы искали национальный стиль. С 1830-х и почти до конца XIX века шли поиски национального своеобразия, поиски сложные и противоречивые.
Стиль модерн возник не на пустом месте, он вырос из эклектики - и смог сказать новое слово в развитии русской архитектуры.

Литература:
- История русской архитектуры. - М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
- Е.И.Кириченко. Русская архитектура 1830-1910-х годов. - М.: Искусство, 1982.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XIX века Опубликовано 23.08.2017 18:57 Просмотров: 2401

В период правления императора Наполеона I и в течение трёх первых десятилетий XIX в. в архитектуре Франции и других странах Европы получил развитие стиль ампир .

Затем ампир сменился эклектическими течениями в архитектуре, они доминировали в Европе и России фактически до конца XIX в.

Ампир в архитектуре XIX века

Ампир – завершающий этап эпохи классицизма . Причём этот стиль являлся официальным имперским стилем (от фр. empire – «империя»), насаждавшимся для особой торжественности и парадности мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров.

У Наполеона были свои придворные архитекторы (Шарль Персье, Пьер Фонтен), которые и являлись создателями этого стиля.

Шарль Персье (1764-1838)

Робер Лефевр. Портрет Шарля Персье (1807)
Шарль Персье был французским архитектором, художником и декоратором, педагогом. Среди его учеников – Огюст Монферран, создатель Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Став придворным архитектором императора и одним из законодателей вкуса в период империи Наполеона I, он совместно с Фонтеном создал ряд торжественно-монументальных сооружений, например, арку на площади Каррузель в Париже (1806-1808), которая формами напоминала древнюю арку Константина в Риме.

Арка на площади Каррузель. Архитекторы Ш. Персье и Ф.Л. Фонтен
Триумфальная арка на площади Каррузель в Париже – монумент в стиле ампир, возведённый на площади Каррузель перед дворцом Тюильри по приказу Наполеона для увековечивания его побед в 1806-1808 гг. От арки на северо-запад была проложена 9-километровая историческая ось, которую составляют площадь Согласия, Елисейские поля с масштабной Триумфальной аркой и Большая арка Дефанс.
Сюжеты скульптурного убранства для арки отбирал лично Виван-Денон, основатель и первый директор Луврского музея, который сопровождал Наполеона в Египетском походе 1798 г. Рельефы Клодиона изображают Пресбургский мир, триумфальный въезд Наполеона в Мюнхен и в Вену, Аустерлицкое сражение, конгресс в Тильзите и падение Ульма.

Архитекторами Персье и Фонтеном создано одно из крыльев Лувра (Павильон Маршан)

Персье принимал участие в восстановлении Компьенского дворца, создании интерьеров Мальмезона, замка Сен-Клу и дворца Фонтенбло, занимался проектированием мебели, убранства интерьера, оформлением торжеств и празднеств.

Мальмезон – усадьба в 20 км от Парижа, известная как частная резиденция Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне

Бильярдная в стиле ампир в Мальмезоне

Дворец Фонтенбло

Один из интерьеров замка Фонтенбло

Пьер Франсуа Леонар Фонтен (1762-1853)

Французский архитектор, дизайнер и декоратор мебели и внутреннего убранства. Вместе с Шарлем Персье – один из основоположников стиля ампир. Один из первых начал применять металлические (чугунные) конструкции в строительстве.
С 1801 г. состоял в должности правительственного архитектора.
Известен как архитектор Лувра и Тюильри, Триумфальной арки на площади Каррузель в Париже. Реставрировал Версаль, госпиталь в Понтуа.
Вместе с Шарлем Персье издал в 1807 и 1810 гг. описания придворных церемоний и празднеств наполеоновского времени.
Дворец французских королей Тюильри в центре Парижа был построен в XVIII в., а во дни Парижской коммуны был сожжён и больше не восстанавливался. С приходом к власти Бонапарта он стал его официальной резиденцией, тогда и было начато сооружение северного крыла. Персье и Фонтен переоформили обветшавшие интерьеры в стиле Первой империи (ампир). Апартаменты императрицы Марии Луизы были выполнены в модном стиле неогрек (проект разработал П. П. Прюдон). У главного входа во дворец была воздвигнута триумфальная арка (на площади Каррузель).

Галерея в Тюильри
Дворец всё более воспринимался как символ монархического режима. Наполеон III также предпочёл остаться в Тюильри. При нём было достроено северное крыло Лувра вдоль улицы Риволи. К концу 1860-х годов Лувр и Тюильри составляли единый дворцовый комплекс.
В это же время (в эпоху Александра I) ампир был господствующим стилем и в России.

Эклектика в западноевропейской архитектуре XIX века

Это направление в архитектуре Европы и России в 1830-1890-е гг. было доминирующим. Популярно оно было и в мире.
Эклектика – использование элементов различных архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, псевдорусский стиль, неовизантийский стиль, индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль). Эклектике присущи все черты европейской архитектуры XV-XVIII вв., но в ней есть принципиально другие свойства.
Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Например, русский стиль Константина Тона стал официальным стилем храмостроительства, но почти не применялся в частных постройках. Постройки одного периода в эклектике базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика. В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, который диктовал единый стиль для построек любого типа.

Примером эклектики в архитектуре можно назвать церковь Святого Августина в Париже (Сент-Огюстен) . Строилась она 11 лет (1860-1871).
В архитектуре церкви просматриваются черты романского и византийского влияния. Главный фасад церкви украшен тремя арочными проходами в нижней части с символами евангелистов над ними и гигантской розой в верхней части. Между ней и аркадой создана галерея скульптур 12 апостолов. Купол церкви расписан известным художником А. В. Бугро.

Церковь Святой Марии (Брюссель)
Её также называют Королевской церковью Святой Марии и Собором Девы Марии.
Церковь спроектирована в эклектическом стиле, сочетая влияния византийской и древнеримской архитектур. Проект принадлежит архитектору Луи ван Оверстратену. Строительство церкви продолжалось 40 лет (1845-1885).

В этом же стиле построен Исторический музей Берна (Швейцария) . Он создан в 1894 г. по проекту нёвшательского скульптора Андре Ламберта.
Как мы уже отметили, стиль эклектика использовал элементы различных архитектурных стилей. Вот примеры использования некоторых форм эклектики.
Необарокко – одна из форм архитектурной эклектики XIX в., воспроизводившая архитектурные формы барокко. Это направление существовало недолго и отразилось в архитектуре менее определенно, обычно сочетаясь с элементами неорококо и неоренессанса. Это объясняется тем, что стиль барокко в искусстве Италии сложился в конце XVI-начале XVII вв., а в других странах (в Германии XVIII в., например) стиль барокко позаимствовал элементы поздней готики , маньеризма и соединялся с элементами рококо . Поэтому в XIX в. необарокко приобрело эклектичный характер.
Наибольшее распространение необарокко получило после 1880 г. и за пределами Европы: в США, по всей Латинской Америке и на Дальнем Востоке, Японии, Китае.

Опера Гарнье в Париже (1862). Эклектика (форма необарокко)
Неовизантийский стиль – одно из направлений эклектики в архитектуре. Для неовизантийского стиля была характерна ориентация на византийское искусство VI-VIII вв. н. э. Особенно ярко проявился в церковном зодчестве. Образцом для строительства храмов служил Софийский собор в Константинополе.
У храмов неовизантийского стиля купола обычно имеют приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных оконной аркадой. Центральный купол больше всех остальных. Часто барабаны малых куполов выступают из здания храма лишь наполовину.
Внутренний объём храма традиционно не разделяется пилонами или крестовыми сводами, образуя единый церковный зал, создающий ощущение просторности и способный в некоторых храмах вмещать несколько тысяч человек.

Церковь Святого Петра в Галликанту. Иерусалим (Израиль)

Хотя две эти последние церкви находятся за пределами Европы, мы решили показать их, чтобы вы увидели, насколько масштабным было эклектическое направление в архитектуре XIX в.
Неоренессанс – одна из наиболее распространённых форм архитектурной эклектики XIX в., воспроизводившая архитектурныерешения Возрождения . Отличительные черты: стремление к симметрии, рациональное членение фасадов, предпочтение прямоугольных планов с внутренними двориками, использование архитектурных элементов рустика (облицовки внешних стен здания) и пилястры (вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну).
В стиле неоренессанс были построены, например, здания Штеттинского и Силезского вокзалов в Берлине, Центральный вокзал Амстердама и др.

Центральный вокзал в Амстердаме