Биография Аристотеля: кратко о древнегреческом философе. Философия Аристотеля – кратко
Аристотель (Aristotle)
Биографические сведения. Аристотель (384–322 гг. до н.э.) – величайший древнегреческий философ. Родился во Фракии в г. Стагире (на берегу Эгейского моря). Отец – придворный врач македонского царя Аминта II.
В 15 лет Аристотель остался сиротой – на попечении своего дяди (брага отца), который тоже был врачом. Уже в молодости Аристотель активно интересовался естественными науками.
В 367 г. до н.э. Аристотель отправился в Афины, где поступил в Академию Платона, и пробыл там 20 лет, до самой смерти Платона.
После смерти учителя Аристотель покинул Афины, провел несколько лет в странствиях. В 343 г. до н.э. по приглашению маке- дон-ского царя Филиппа он приехал в столицу Македонии Пеллу и три или четыре года учил наследника Филиппа – Александра (Македонского).
После воцарения Александра в 335 г. до н.э. 50-летний Аристотель возвратился в Афины и открыл свою философскую школу Ликей – (Лицей) . Учеников и последователей Аристотеля часто называли "перипатетиками" (прогуливающимися), так как в Ликее философией было принято заниматься во время прогулок по роше.
После смерти Александра Македонского в Афинах победила аитимакедонская партия и Аристотеля обвинили в богохульстве, в 323 г. он вынужден был покинуть Афины.
Умер Аристотель на о. Евбея в 322 г. до н.э.
Аристотеля заслуженно называют энциклопедистом Древней Греции. Его работы охватывают почти все известные тогда области знания; Аристотель является основоположником ряда наук: логики, психологии, биологии, политологии, экономики, истории философии и др.
Аристотель первым предложил и систему классификации наук (схема 25).
Основные труды. Покидая Афины, все свои работы Аристотель оставил ученику Теофрасту, от которого они перешли к ученику последнего – Нелею. Более ста лет труды Аристотеля пролежали в подземном хранилище. В I в. н.э. они попали в Рим, где были систематизированы и изданы Андроником Родосским.
Сохранилось большое количество работ Аристотеля (хотя далеко не все) в самых разных областях знаний, но многие из них
Схема 25.
известны только в многократных переводах с одного языка на другой (с древнегреческого – на сирийский, с сирийского – на арабский, с арабского – на еврейский, с еврейского – на латынь, с латыни – на современные европейские языки).
Работы по философии были объединены в книгу, которая получила название "Метафизика " (букв. – "после физики"), так как в данном собрании сочинений она шла после книги под названием "Физика" .
Относительно некоторых других работ существуют сомнения в авторстве Аристотеля – возможно, они принадлежат его ученикам. Часть произведений Аристотеля написана совместно с его учениками, которые подбирали и систематизировали материалы для этих работ, например по истории греческих полисов (городов- государств), истории животного и растительного мира.
К числу основных трудов Аристотеля относятся:
Философия: " Метафизика".
Физика: "Физика", "О небе", "О возникновении и уничтожении". "Метеорология".
Биология: "История животных", "О частях животных", "О движениях животных", "О происхождении животных".
Психология: "О душе".
Этика: "Никомахова этика", "Эвдемова этика", "Большая этика".
Политика: "Политика", "Афинская полития".
Экономика: "Экономика".
Искусствоведение: "Поэтика".
Ораторское искусство: "Риторика".
Философские воззрения. История философии. Аристотеля можно считать первым историком философии. Анализируя любую проблему, он всегда начинает с изложения всех известных ему мнений предшествующих философов по данному вопросу. В значительной степени именно благодаря Аристотелю мы обладаем важными сведениями о древнегреческой философии раннего периода.
Отношение к Платону. Аристотель всегда высоко ценил своего учителя Платона, но в то же время это не мешало ему критиковать последнего: "Платон мне друг, но истина дороже", – говорил Аристотель.
Особенно критикует Аристотель учение Платона за неясность и запутанность вопроса об отношениях между идеями и конкретными вещами чувственного мира.
Логика. Аристотель – основоположник европейской (классической) логики. Он выделил и сформулировал три закона правильного мышления : закон тождества, закон исключенного третьего и закон недопущения противоречия. Ему же принадлежит определение истины и лжи (ставших общепринятыми в европейской культуре), разработка силлогистики (учения о правильных и неправильных видах умозаключения – силлогизмах).
Работы Аристотеля по логике были объединены в книгу под названием "Органон" (Орудие) – она считалась необходимым орудием познания во всех философских направлениях.
Сам Аристотель считал логику не самостоятельной наукой, а обязательным введением ко всем наукам (пропедевтикой).
Метафизика (первая философия). Учение о бытии. Аристотель является дуалистом : он признает существование двух самостоятельных первоначал мат ерии и формы . Все вещи, существующие в мире, состоят из материи и формы.
Но от них необходимо отличать первоматерию и первоформу. Первоматерия – это бесформенное неопределенное вещество, непознаваемое для человека, но являющееся основой для материи во всех вещах. Сама по себе первоматерия пассивна, безжизненна, не способна ничего породить; она является вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя есть лишь чистая возможность (потенция) возникновения вещей, она же – источник случайности, множественности, возникновения и уничтожения вещей. Любая возникшая вещь обретает существование (становится действительностью) только в результате соединения материи и формы, привнесения формы в материю.
Аристотелевское понятие "формы" близко к платоновскому понятию "идеи". Форма – это некая идеальная сущность вещи – видовая или родовая, но нс индивидуальная. Только при внесении формы в кусок меди мы получаем определенный предмет – кувшин, вазу, блюдо и т.п. Форма – это общая сущность для множества предметов одного типа; различные кувшины (разной конфигурации, из разного материала и т.п.) обладают единой сущностью кувшина.
Материя и форма в конкретных вещах диалектически связаны: то, что выступает в качестве формы в одном отношении, в другом выступает как материя. Так, глина есть оформленная материя – это земля, в которую привнесена форма (сущность) глины. Но по отношению к кирпичу, сделанному из глины, глина выступает в качестве материи, в которую привнесена форма кирпича. В свою очередь, кирпич выступает в роли материи для дома, построенного из кирпичей.
Форма любой существующей вещи является по отношению к этой вещи:
- ее сущностью;
- источником движения;
- причиной;
- целью.
Первоформа , соответственно, выступает у Аристотеля в качестве высшей сущности всего бытия, перводвигателя, первопричины и высшей цели. Но первоформа – это еще и некий Мировой ум, мыслящий сам себя.
Гносеология. Любовь к знанию – прирожденное свойство как людей, так и животных. Так как формы бытия и мышления аналогичны, то человек в состоянии познать мир.
Процесс познания, по Аристотелю, состоит из четырех стадий (табл. 23).
Таблица 23
Стадии познания
Стадии познания |
Предмет познания |
1. Чувственное восприятие отдельных вещей и их свойств |
Конкретные единичные вещи |
2. Опыт – несколько воспоминаний об одном и том же предмете |
Множество конкретных единичных вещей |
3. Искусство (техне) знание сущности множества вещей |
То общее, что имеется у множества вещей, их причины и цели, т.е. формы |
4. Философии {науки) – высшей из которых является первая философия, т.е. метафизика |
Высшие формы, первопричины и высшие цели всего сущего |
Знать, по Аристотелю, – значит, прежде всего, знать общее (формы, универсалии), а также причины сущего. Но это постигается только разумом, а не чувствами.
Физика (вторая философия). Природа в целом понимается как единый живой организм, где "одно возникает ради другого".
Космология. Космос является сферичным и конечным, но вне его нет ничего, кроме перводвигателя; космос существует вечно. В центре мира находится шарообразная Земля, вокруг нее вращаются Луна, Солнце, планеты и звезды. Мир делится на две части – подлунный и надлунный (границей является орбита Луны). Подлунный мир состоит из четырех элементов (стихий), способных превращаться друг в друга, надлунный мир из пятого – Эфира, который является неизменным, не трансформирующимся в другие элементы. Подлунный мир – место постоянных изменений, возникновения и уничтожения вещей, а надлунный – мир вечных сущностей.
Различаются несколько видов движения, т.е. перемещения в пространстве: прямолинейное и круговое, равномерное и неравномерное, прерывистое и непрерывное. Для надлунного мира характерно непрерывное, равномерное и круговое движение – наиболее близкое к вечности и неизменности. Надлунный мир состоит из ряда сфер, к которым прикреплены соответственно все небесные тела; движутся не сами Солнце, Луна и т.д., а эти сферы. Крайнюю сферу – сферу звезд – двигает перводвигатель, от нее движение передается более низким сферам – вплоть до Земли, где из-за несовершенства элементов подлунного мира правильное круговое движение распадается на множество неправильных (схема 26).
Схема 26.
Аристотелевская космология стала доминирующей в науке и в качестве таковой просуществовала вплоть до эпохи Возрождения.
Биология. Аристотелю принадлежит ряд конкретных открытий в биологии. Он первым провозгласил, что живые организмы и растения также достойны изучения, как и звезды, описав более 500 видов животных и предложив классификацию для них. Аристотель также допускал самопроизвольное зарождение низших видов живого из неживого.
Психология. Душа, по Аристотелю, связана, с одной стороны, с материей, а с другой – с Богом. Все живое и только оно обладает душой. Различаются три вида душ: растительная, осуществляющая функции питания, роста и умирания; животная осуществляющая функции ощущения, удовольствия и неудовольствия, а также функцию движения; разумная осуществляющая интеллектуальные функции рассуждения и размышления. Растения обладают только растительной душой, животные – растительной и животной, человек – всеми тремя. Бог обладает только разумной душой. Растительная и животная души неотделимы от тела – как у растений и животных, так и у человека. Но вероятно, что разумная душа может существовать и отделившись от тела.
Аристотель отвергал учение о переселении душ.
Практическая философия Этика. Этика имеет дело с "правильной нормой" человеческого поведения. Эта норма не может быть выведена теоретически, она обусловлена особенностями социальной жизни. Высшее благо человеческой жизни счастье, оно достижимо только при добродетельной жизни. Наивысшее возможное для человека счастье достигается при занятиях философией.
Политика. Государство является естественным образованием (подобным живому организму), человек – это политическое животное. Высшая цель государства (полиса), как и отдельного человека, состоит в "счастливой и прекрасной жизни". Отсюда главной задачей государства является воспитание добродетельных граждан. Известно, что Аристотель изучил и описал более 150 форм правления, бытовавших в то время. Лучшей формой правления Аристотель считал "политик", где нет резкой поляризации бедных и богатых; к худшим он относил тиранию и крайнюю демократию.
Физический труд – удел рабов, рабство существует "от природы", и рабами должны быть в основном варвары (не греки).
Дело свободного человека интеллектуальная, политическая и эстетическая деятельность.
Экономика. Аристотель первым систематически исследовал такие явления хозяйственной жизни, как товарное хозяйство, сравнивая его с натуральным, социальное разделение труда и обмен, и выделил две функции денег (как средства обмена и как формы стоимости).
Творческая философия. Эстетика. Под искусством Аристотель понимал как особый вид творческой человеческой деятельности, так и продукты этой деятельности. По словам Аристотеля, "искусство частью завершает то, что природа не в состоянии сделать, частью подражает ей", имея в виду подражание формам бытия. Но при этом художник свободен в выборе предметов, способов и средств подражания.
Судьба учения. Аристотель, как и Платон, оказал величайшее воздействие на всю последующую философию. Правда, в различные эпохи отношение к разным частям его наследия было неоднозначным.
Так, начиная с эпохи эллинизма и до наших дней логика Аристотеля во всех философских направлениях признавалась как необходимое орудие рационального познания. Аристотелевская логика считалась единственно возможной вплоть до появления в XX в. неклассической (неаристотелевской) логики.
Космология Аристотеля, на базе которой Птолемей (II в. н.э.) разработал свою геоцентрическую модель космоса (аристотелевско-птолемеевскую) доминировала в христианском и мусульманском мире вплоть до революционного переворота в астрономии, совершенного Коперником в XVI в.
Физика Аристотеля просуществовала до конца эпохи Возрождения, когда на смену ей пришла наука, основанная на экспериментальном методе.
Метафизика Аристотеля в эпоху эллинизма была одним из многих философских учений и далеко не самым популярным. В эпоху раннего Средневековья она была почти неизвестна в Европе, но в IX–XII вв. активно развивалась в мусульманской и еврейской философии, а с XIII в. (в виде томизма) стала доминирующей в Европе. В эпоху Возрождения ее начал опять "теснить" платонизм. В философии Нового времени метафизика оказалась практически полностью отброшенной: последний крупный философ, который еще говорил о "материи и формах", был Фрэнсис Бэкон, считающийся родоначальником философии Нового времени. В современной философии (XIX–XX вв.) она используется только в неотомизме (схема 27).
Схема 27.
Выводы
Подводя некоторые итоги развития греческой философии раннего и классического периодов, можно отметить формирование трех направлений в философии, сыгравших значительную роль во всей истории философии (схема 28).
Схема 28.
Однако во многих случаях принадлежность к монизму, дуализму или плюрализму была не строгой, что хорошо видно из следующей схемы (схема 29). Тем не менее, в силу традиции многие философы безоговорочно причисляются к определенному направлению. (Подробнее об этом см. на с. 17–19.)
Схема 29.
- Название "Ликей" возникло потому, что школа располагалась в роще, посвященной Аполлону Ликейскому (Волчьему).
- О двух смыслах слова "метафизика" см. на с. 20.
- Написаны по время пребывания в платоновской Академии.
- Авторство Аристотеля относительно этой работы сомнительно.
- Речь здесь идет не об изобразительном искусстве, а об особой ступени познания.
Гносеология .Аристотель считал, что познание есть развивающийся процесс. Он выделял следующие ступени познания
- Ощущения
- Представления
- Искусство, наука
Научное познание Аристотель считал вершиной всякого познания. Суть научного познания - познание общего. Чувственное познание дает знание о единичном, о конкретной вещи. Общее познается разумом. А научное познание есть движение мысли от единичного к общему. Такой подход называется гипотетико-индуктивным в теории познания. Следовательно, основным методом научного познания является индукция .
Чувственное познание является первой ступенью познания. Научное познание опирается на чувственное познание, но должно постигать не материальные вещи, а идеи.
Аристотель был создателем формальной логики.
Аристотелю принадлежит первое исследование в европейской науке по структуре логического познания. Он определил в логическом познании 2 ступени:
- создание понятий
- формирование суждений и умозаключений
Аристотель считал, что логика - это главное орудие познания. Он вывел первые законы и принципы формальной логики.
Аристотель так определил основные принципы формальной логики. Во-первых, доказательство можно считать истинным, когда оно проходит определенное число шагов. Оно должно опираться на определенные аксиомы, из которых следует исходить при построении доказательства.
Самой важной работой Аристотеля по формальной логике является " Доктрина силлогизма ". Аристотель формулирует в этом произведении
- Законы мышления
- Определение истины/лжи
- Определение силлогизма ( умозаключения )
- Три фигуры силлогизма
- Сущность доказательств
- Сущность индукции и аналогии как методов познания
Аристотель вывел следующие законы мышления:
- Закон противоречия : если два суждения противоположны, то только одно из них истинно
- Закон исключающего третьего: невозможно, чтобы были истинны суждение и его отрицание
- Закон тождества: невозможно ничего мыслить, если не мыслить чего-то одного
- Закон запрещения: не может одно и то же сразу быть и не быть
- Закон отрицания: невозможно чего-нибудь одновременно утверждать и отрицать
Аристотель разработал концепцию о философских категориях. Категории в философии Аристотеля - это общие логические определения бытия. Категории необходимы в процессе научного познания. За счет наличия категория возможен переход от частного к общему. Источником категорий являются чувственно воспринимаемые вещи материального мира. Однако затем эти категории переходят в умозрительное бытие, и человек начинает мыслить понятиями и категориями. Это и есть основа научного познания. Ни одна наука сегодня не обходится без совокупности понятий и категорий, которыми оперирует в процессе своих исследований. Следовательно, Аристотель сделал большой вклад в культуру научного европейского мышления.
- сущность
- качество
- количество
- отношение
- место
- время
- положение
- обладание
- действие
- страдание
В "Метафизике" рассматриваются также категории
- материи и формы,
- причины и следствия,
- возможности и действительности
- и некоторые др.
Давая определение каждой категории, Аристотель вводит совокупность сопутствующих понятий, которые сильно обогатили и структурировали философский язык.
Спустя много веков немецкий философ Г.Гегель, представитель немецкой классической философии, продолжит труд Аристотеля по систематизации и структуризации философского языка. Однако основной "набор" философских категорий, понятий, терминов был создан Аристотелем и с тех пор подвергся несильным изменениям.
Этика . Центральное место в этике Аристотеля занимает учение о добродетелях. Этика Аристотеля теологична. Аристотель считал, что в человеке заложено стремление к высшему благу как конечной цели. Счастье человека - это и есть стремление к высшему благу.
Душа и тело соотносятся как форма и материя. Душа придает смысл жизни человеческому существованию. Душа есть целеполагающая причина тела, его энтелехия.
Высшее благо, к которому стремится человек не существует отдельно от материи, как не может существовать идеальное отдельно от материи. Таким образом, Аристотель считал, что высшее благо - это не абстрактная категория, подобная идеи красоты или блага в философии Платона. Но это высшее благо воплощается в человеческих действиях и поступках. Высшее благо для Аристотеля состоит в чувстве глубокого удовлетворения, которое человек получает в осознании факта выполненного долга, осуществления своего назначения.
Назначение человека Аристотель видел в самосовершенствовании, подавлении чувственных влечений в своем развитии. Исходя из учения о душе, чувственное влечение связано с низшей частью души, а задача человека - это культивирование разумной части души. Для того чтобы вести правильный образ жизни и следовать своему назначению человек должен преодолеть стремления чувственной части души. Человек должен ориентироваться на приоритет разума над чувствами.
При этом Аристотель указывает, что у человека должны быть положительные нравственные представления, исходя из которых, он совершает свои поступки.
Аристотель выделял
- мыслительные добродетели - мудрость, рассудительность, скромность
- этические добродетели - умеренность, щедрость, праведность
Мыслительным добродетелям возможно обучать, этические добродетели должны вырабатываться за счет привычек.
Мудрость как добродетель хороша тем, что позволяет человеку поставить правильную цель, рассудительность позволяет найти средства к достижению цели, она предполагает изобретательность, находчивость. Аристотель говорит о середине в поступках и делах человека. Здесь мы видим принцип "меры", характерный для философии античности.
Высшее благо, по мнению Аристотеля, достигается путем совершения правильных поступков. Следовательно, Аристотель видит назначение человека в разумной осмысленной деятельности.
Этическим идеалом Аристотеля, является мудрец, который ведет созерцательный образ жизни. Это жизнь, посвященная философии и деятельности разума.
Теория государства . Политическое учение Аристотеля классово детерминировано. Аристотель последовательно защищает рабовладельческий строй. По мнению Аристотеля, одни люди изначально родились, чтобы быть рабами, другие - господами. Аристотель считал, что человек по своей природе существо социальное. Жизнь в обществе для человека - это естественное состояние.
Общество в государстве Аристотеля состоит из трех классов. Для благополучного существования государства особую важность имеет средний класс . Аристотель был не только сторонником рабства, но также и частной собственности в отличие от Платона. Аристотель не отвергал семью, как Платон. Он считал, что семья необходима для существования государства.
Аристотель ввел представление о " классах " богатых и бедных, о формах государственного устройства. Аристотель выделял 6 основных форм развития государства, при этом три из них считал неприемлемыми.
Основные задачи, которые выделял Аристотель:
- Предотвращение накопления чрезмерного богатства
- Предотвращение чрезмерного роста политической власти
- Удержание рабов в повиновении
Самая лучшая форма государства - полития, это власть среднего класса. В идеальном государстве Аристотеля беднота и рабы считаются бесправными. Государство должно обеспечивать максимально возможную счастливую жизнь для рабовладельцев. Рабовладельцы должны участвовать в делах государства. При этом государство должно требовать от граждан определенных добродетелей:
- Умственные
- Этические
- Трудовые
Общество в государстве Аристотеля дифференцировано, и это нормальный порядок вещей. Аристотель считал, что некоторые люди рождены, чтобы быть рабами, это есть особенность их души.
Аристотелю принадлежат некоторые идеи в отношении экономики - он выделил понятия стоимости, определил функции денег, выделил двойную природу стоимости. Однако, эти и многие другие идеи в отношении общественного устройства и экономики скорее намечены, чем подробно разработаны в его трудах. Однако много веков спустя к этим идеям обратятся мыслители эпохи капитализма и доведут их до логического конца.
В целом философия Аристотеля явилась общим энциклопедическим обобщением основных идей древнегреческой философии конца классического периода. После смерти философа Ликей, созданный Аристотелем, продолжал функционировать и принимать учеников, многие из которых стали последователями и систематизаторами идей своего великого учителя. Учеников Ликея называли перипатетиками, от слова "прогуливающиеся", так как они вели философские беседы, прогуливаясь, в садах и парках Ликея.
Платоновская академия и Ликей Аристотеля существовали еще несколько столетий вплоть до 529г., когда по приказу римского императора Юстиниана были закрыты.
Философия Аристотеля характеризует зрелый этап античной философии, фактически знаменует собой вершину развития философии в Древней Греции. В учении Аристотеля сочетается идеализм и материализм. Для Аристотеля важна не сама идея, а ее текуче-сущностное становление, т.е. потенциальный переход материи из возможности в действительность. Аристотель уделяет особое внимание движению. Таким образом, главной категорией в философии Аристотеля становится не идея, как у Платона, но становление. Высшей идеальной категорией его философии является ум перво-двигатель - причинно целевая энергия космоса. Этот ум охватывает все, он мыслит все вещи, а значит и сам себя. Он сам является причинной своего существования. Это приближает учение Аристотеля к идеализму.
Его философская концепция содержит еще много противоречий и неточностей, что было неизбежен ввиду ограниченности развития науки в эпоху Античности. Однако, его учение - это наиболее систематизированное доказательное и всеобъемлющее учение в Античной философии.
После Аристотеля философия и другие науки медленно, но верно приходят в упадок, что предзнаменовало не только конец античной философии, но и конец эпохи. Многие вопросы (вопросы движения, причинности, государства и др), разработанные в философии Аристотеля и которые представляли собой вершину философского знания того времени, на многие века были забыты. Но в дальнейшем множество мыслителей и ученых разных времен возвращались к философской системе Аристотеля, как неисчерпаемого источника идей и знаний.
Глоссарий
- Аристотель - (384 - 322 гг. до н.э.) один из наиболее известных древнегреческих мыслителей, философ и ученый, энциклопедист, основатель перипатетической школы. Ученик и критик Платона.
- Ликей -(греч. Lykeion ) древнегреческая философская школа на окраине Афин, где был расположен храм Аполлона Ликейского. Ликей основан в 335 до н. э. Аристотелем, который преподавал в нем до 323.
- Метафизика -(от греч. metaphysic - то, что после физики) - наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. В истории философии под М. чаще всего понимается подлинная философия. Термин "М." впервые введен Андроником Родосским, систематизатором работ Аристотеля, объединившим под этим названием все его труды, выходящие за рамки естественно-научных сочинений антич. мыслителя.
- Перепатетики - ученики Ликей, древнегреческой философской школы, которые имели обыкновение вести беседы, прогуливаясь по садам Ликея.
- Формальная логика-наука, занимающаяся анализом структуры высказываний и доказательств, обращающая основное внимание на форму в отличие от содержания.
Система познания окружающего мира, разработанная Аристотелем, явилась вершиной всего древнего мышления по обширности и степени логического обоснования. Его исследования, ставшие основой для появления и развития таких современных наук, как логика, эстетика, этика, актуальны и сегодня.
Родиной Аристотеля считается греческая колония Стагир, расположенная вблизи с Афонской горой. Именно поэтому в будущем философа нередко называли Стагирит. Он появился на свет в 384 г. до н.э. в благородной семье лекаря, где искусство врачевания передавалось от отца к сыну на протяжении нескольких поколений. По дошедшим до нас сведениям мать звали Фестида. Его отец, состоявший на должности придворного врача при царском дворе Аминты III, был первым учителем Аристотеля в вопросах медицины и философии.
Интересно, что еще ребенком, будущий мыслитель знакомится с Филиппом, через некоторое время ставшим отцом Александра Македонского. Этот факт оказал существенное влияние на его последующее назначение воспитателем Александра.
369 год до н.э. ознаменовался тяжелыми испытаниями для Аристотеля. В этот период умирают его родители, и опекунство над ним поручается Проксену. Богатое наследство, оставленное отцом, позволяет юному философу продолжать образование. Для этого наставник не жалел средств, Аристотелю покупались редкие книги, научные трактаты, которые в то время были очень дорогими.
Под его же руководством мыслитель изучает растительный и животный мир, что стало предпосылкой для будущего создания им таких серьезных работ, как «О возникновении животных» и « О передвижении животных».
Известно, что в 17 лет Аристотель покидает родину и отправляется в азиатский город Атарней, но уже через год, привлеченный славой Платона, переезжает в Афины. Там он увлекается его философскими воззрениями, посещает лекции и углубленно изучает труды и сочинения.
Однако уже через несколько лет Аристотель вырабатывает свое собственное мировоззрение, отличное от точки зрения наставника. Многие исследователи полагают, что между ними на этой почве наметился раздор, и даже высказывают предположения о неблагодарности ученика к своему учителю. Но факты говорят об ином, литературная полемика Аристотеля против Платона выдержана в почтительном и уважительном тоне.
В частности критике подверглась теория об идеях, это отразилось в трудах Аристотеля «О благе» и «О философии». Платон полагал, что между идеями и вещами не существуют какой-либо зависимости, при помощи идей можно понять суть вещей, и они являются их образом. Аристотель напротив, считал, что идеи и вещи не должны отделяться друг от друга, идеи лишь копии осязаемых вещей и их содержание тождественно.
В своих трудах «Политика» и «Афинская полития» он пишет об утопичности конструкции идеального государства Платона. По его мнению, общность жен, детей и быта в конечном итоге приведет к уничтожению государства. Сам он являлся активным сторонником частной собственности, индивидуализма, моногамных отношений и поддерживал идеи рабства.
Хотя у философов имелись значительные расхождения во взглядах, в своих сочинениях Аристотель отзывается с исключительным уважением об учителе, преклоняясь перед его научным авторитетом.
После смерти Платона в 347 году до н.э. он немедленно перебирается в Атарней, где ему покровительствовал местный правитель Гермий. После его свержения в результате переворота Аристотель берет в жены царскую приемную дочь Пифиаду и переезжает с ней в Митилины. В браке у них рождается дочь, названная в честь матери Пифиадой.
Через четыре года он приглашается царем Филиппом ко двору для воспитания сына Александра, которому на тот момент исполняется 13 лет. Его влияние на молодого наследника было чрезвычайно высоко, философ вдохнул в него дух благородства, грандиозных политических свершений, подвигов, а также привил любовь к наукам и искусству, которым в дальнейшем Александр Македонский покровительствовал до конца своих дней.
Интересен тот факт, что царь Филипп в знак благодарности практически заново отстроил разрушенную Стагиру и неоднократно помогал ученому в исследованиях. В честь этого события жители города каждый год праздновали праздник, получивший название «Аристотелии». Александр также с большим интересом относился к научной деятельности философа. Так, например, он выделил для него значительную денежную сумму из царской казны, а также предоставил в полное распоряжение около трех тысяч человек для поисков необходимых животных и растений. Результатом этой масштабной исследовательской работы стал научный трактат «Об истории животных».
С приходом Александра к власти их отношения постепенно ухудшались, в частности из-за его завоевательной политики в отношении других стран. Полный разрыв наступил после того, как по царскому указу был казнен племянник философа Каллисфен, ставший жертвой ложного обвинения в покушении на правителя.
В 335 году до н.э. Аристотель вновь поселяется в Афинах и учреждает собственную философскую школу Ликей, называемую также «перипатетической», что в переводе означает «прогуливаться», «прохаживаться». Такое название она получила благодаря обыкновению философа читать лекции во время прогулки со своими студентами. Первую половину дня мыслитель неизменно посвящал научным занятиям вместе с избранными учениками, после обеда он читал «экзотерические лекции», которые мог слушать любой желающий.
Всю совокупность знаний, известных человечеству, Аристотель подразделял на три категории: теоретическую (физика и метафизика), целью которой является знание ради знания, практическую (этика и политика) и поэтическую (творчество). В этой связи большую известность получило его учение о четырех причинах (первоначалах) в трактате «Метафизика». По его мнению, это неуничтожимая материя, форма, созданная Богом, производящая причина, характеризующая момент появления вещи и конечная цель. При этом высшей целью является благо, а абсолютное начало всего Бог.
Некоторые исследователи полагают, что многие из дошедших до нас сочинений Аристотеля, на самом деле первоначально являлись отдельными лекциями, собранными воедино учениками и издателями уже после его смерти.
Традиционно их принято делить на четыре тематические группы. К первой относятся трактаты по логике, объединенные в своде Органон. Самые известные из них «Об истолковании», «Топика», «Первая аналитика» и «Вторая аналитика». Аристотель считается основоположником логики, большинство введенных им определений и категорий активно используются современной наукой.
Вторая группа – это физические трактаты: «О небе», «Физика», труды о животных. Третья - знаменитая «Метафизика», состоящая из многочисленных лекций, большинство из которых составлено в афинский период. И заключительная группа работ, посвященная этике и политике.
Период работы в Афинах является одним из самых плодотворных в научной деятельности Аристотеля, однако афиняне, выступающие за независимость от Македонии, во влиятельном мыслителе, видели угрозу своим идеям. В результате сильного политического давления Аристотель в возрасте 62 – х лет вынужден был уехать из Афин. При этом он нередко говорил, подразумевая казнь Сократа, что оставил город, чтобы избавить жителей от еще одного преступления против философии.
Он основался в Халкиде на острове Эвбея, где продолжал исследования вместе с последовавшими за ним учениками. Существует легенда, согласно, которой Аристотель, стремясь все свободное время посвящать науке, даже спать ложился с изготовленным из бронзы шаром, чтобы просыпаться при звуке его падения и продолжать работать.
Всего через несколько месяцев после переезда в 322 г. до н.э. философ заболел и умер. Перед смертью он поручил руководство школой Ф.Эрезийскому, ему же завещал и уникальную библиотеку.
СПЖ. – 1998. – № 4.
В. Н. САФОНОВ кандидат философских наук
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) - ученик Платона - свои политические взгляды изложил в книге «Политика». С одними суждениями своего учителя он полностью согласен, другие суждения Платона развивает, а третьи - подвергает критике. Надо сказать, что в античные времена понятия «государство» еще не существовало, т. е. рассуждения древнегреческих мыслителей о государстве применимы прежде всего по отношению ко всему обществу, так как общество и государство для Платона и Аристотеля было одно и то же. Аристотель считал, что государство есть форма общения между людьми. Поэтому:
Необходимость государства вытекает из природы людей, которые стремятся к созданию государства;
Без интеллекта и нравственности, которыми природа наделила людей в отличие от животных, это общение невозможно; причем и тем и другим люди могут пользоваться как во благо, так и во зло;
Человек есть по своей природе существо политическое (дословный перевод: «есть животное государственное»//Аристотель. Политика//Соч. В 4 т. М., 1983, т. 4, с. 378);
Вслед за Платоном государство у Аристотеля стоит над гражданином: как ценность экипажа всего судна выше ценности отдельно взятого моряка из этого экипажа;
Государство существует для блага и прекрасной деятельности входящих в него селений и родов.
Аристотель высказывает идею о разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную. И это было задолго до Монтескье, который считается автором теории разделения властей. Более того, Аристотель очерчивает круг полномочий законодательной власти, которые сегодня являются сферой компетенции любого современного парламента. Интересно, что Аристотель был уверен в обреченности тех государств, которые сориентированы на милитаризм (там же, с. 619). Аристотель вслед за Платоном различает одни государства от других по формам правления, так как суть каждого государства заключается в управлении, которое этим государством осуществляется: «...верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления, а последний и есть государственное устройство» (там же, с. 455).
Для Аристотеля аксиоматичен факт участия граждан в государственных делах. Стагирит называет и конкретные обязанности, которые должен выполнять каждый гражданин: «Мы же считаем гражданами тех, кто участвует в суде и народном собрании» (там же, см. 445). Помимо участия граждан в государственных делах Аристотель выделяет такие качества гражданина, как способность подчиняться и властвовать, считая их главными добродетелями, причем делит граждан на склонных к первому или ко второму.
Выборы должностных лиц и принятие у них отчета Аристотель считал ответственным делом и не каждый гражданин мог участвовать в таких делах. Но бывает так, что и рядовых граждан необходимо привлекать наряду со специалистами. Привлекать или не привлекать рядовых граждан зависит от конкретных условий. А установить эти конкретные условия, - задача законодателя. А именно: в народном собрании, в совете и в суде участвуют граждане, имеющие небольшой имущественный ценз; казначеями же, стратегами и вообще высшими должностными лицами являются люди, обладающие крупным имущественным цензом. Должностными же лицами следует считать тех, «которым предоставлено право для определенного круга дел иметь законосовещательную, решающую и распределительную власть, особенности эту последнюю» (там же, с.519).
Политика, по Аристотелю, имеющая целью высшее благо, является самой главной из всех наук и искусств. А что касается соотношения этики и политики, Аристотель писал: «...этика входит в политику как ее часть и начало...» (Аристотель. Большая этика //Соч. В 4 т. М., 1983, т. 4, с. 296). Лишь много веков спустя Макиавелли развел и даже противопоставил эти два понятия.
Аристотель вносит коррективы в положение Платона о единстве, необходимом для государства: «Дело о том, что следует требовать относительного, а, не абсолютного единства... государства. Если это единство зайдет слишком далеко, то и само государство будет уничтожено; если даже этого и не случится, все-таки государство на пути к своему уничтожению станет государством худшим, все равно как если бы кто симфонию заменил унисоном, или ритм одним тактом» (Аристотель. Политика, с. 412). Мы знаем, к каким последствиям ведет чрезмерное единство, перерастающее в монополию: общество без плюрализма рано или поздно идет в тупик.Но на смену абсолютному единству во всем не может прийти другая крайность: безбрежный плюрализм всего и вся. Значит, должно быть оптимальное соотношение единства и плюрализма, которое должно исходить из диалектики общего и особенного. Можно согласиться с Платоном и в том, что относительно наиболее важных и общих моментов государственной жизни должно быть единство, и можно согласиться с Аристотелем, который настаивал на некоторой доле плюрализма. Например, все должны уважать право собственности. Политическая же власть должна создавать механизм защиты любой формы собственности и выработать такие правила политической борьбы, которые были бы признаны всеми политическими силами. Очевидно, такое единство будет только на пользу государству.
Аристотель согласен с Платоном в том, что разделение, общества на бедных и богатых отрицательным образом влияет на существование данного государства. Он делает следующий логический шаг, развивая мысль своего учителя: если поляризация общества ведет его к расколу, то, очевидно, здоровое общество должно иметь значительную прослойку средних граждан, которые не относятся ни к бедным, ни к богатым. Именно эта концепция среднего класса, который по Аристотелю является основой стабильности в любом государстве, сегодня широко распространена во всех странах. Средние граждане лишены тех недостатков, которые есть у бедняков и богачей. Из богачей получаются наглецы и крупные мерзавцы, а из бедных – злодеи и мелкие мерзавцы.
Аристотель даже указывает численные пропорции среднего класса для благополучных государств: «...те государства имеют хороший строй, где средние представлены в большем количестве, где они - в лучшем случае - сильнее обеих крайностей или, по крайней мере, каждой из них в отдельности. Соединившись с той или другой крайностью, они обеспечивают равновесие и препятствуют перевесу противников» (там же, с. 508)..
Среднего класса должно быть более 50%, его же уменьшение дестабилизирует общественную жизнь, и чем больше он уменьшается, тем больше дестабилизируется общественная жизнь. Около двух третей социальной структуры современных западных государств составляют богатые вместе со средними гражданами. Социологи их социальную структуру так и называют «общество двух третей». Средний класс - это буфер, изоляция между бедными и богатыми. И чем толще изоляция между плюсом и минусом, тем меньше вероятность короткого замыкания, и наоборот. А короткое замыкание в общественной жизни - это бунт, восстание, революция, когда бедняки начинают бить богачей. Поэтому-то и стабильны западные общества: народ в основной массе доволен своим положением и никакие радикалы на него повлиять не могут. Что касается нашей страны, то а так называемый застойный период 60-70% советских людей входило в средний класс, сегодня же он уменьшился по крайней мере вдвое и продолжает быстро таять.
У Платона нет развернутых рассуждений о рабстве, а у Аристотеля есть. Рабство он рассматривает с двух точек зрения, оправдывая рабство и критикуя его «...одни люди по природе свободны, другие - рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо», «...власть господина над рабом противоестественна; лишь по закону один - раб, другой - свободный, по природе же никакого различия нет. Поэтому и власть господина над рабом, как основанная на насилии, несправедлива» (там же, с. 384). Не обязательно, на наш взгляд, трактовать рабство в прямом и узком смысле как принадлежность одного человека в качестве собственности другому человеку, а лучше - как любую форму зависимости одних людей от других, при которой первые лишаются хотя бы части своих прав и свобод. Но и критика рабства Аристотелем в его прямом и узком смысле для того времени была прогрессивной, так как в обыденной жизни рабов даже за людей не считали, а смотрели на них как на говорящие орудия.
Не согласен Аристотель с полным равноправием женщин во всех делах, что предлагал Платон: «Ведь мужчина по своей природе более... призван к руководительству, чем женщина» (там же, с. 398). Или еще: «...мужчина по отношению к женщине: первый по своей природе выше, вторая - ниже, и вот первый властвует, вторая находится в подчинении» (там же, с. 383). Поэтому у Аристотеля: нет речи об общественном и политическом равенстве мужчин и женщин.
В отличие от своего учителя Аристотель выделяет не три, а пять сословий: земледельцы, ремесленники, торговцы, поденщики и военные. Нет у Аристотеля и особого сословия правителей, так как на этот счет у него были совершенно другие представления. Если Платон рисовал идеальную модель государства, которая мало в чем совпадала с реальностью тогдашней Древней Греции, то Аристотель больше исходил из конкретной жизни, и поэтому понимал, что власть мудрецов в государстве - это редчайшее исключение. И к сожалению был прав: вся история человечества подтверждает эту мысль. Поэтому лучшим государственным устройством Аристотель считал такое, при котором власть будет принадлежать большинству народа: «...предпочтительнее, чтобы верховная власть находилась в руках большинства, нежели меньшинства, хотя бы состоящего из наилучших» (там же с. 463).
Как и Платон, Аристотель всячески подчеркивает мысль о, том, что закон выше всех правителей: «Здесь мы уже имеем дело с законом, ибо порядок и есть закон. Поэтому предпочтительнее, чтобы властвовал закон, а не кто-либо из среды граждан... Кто требует..., чтобы властвовал............ человек привносит в это и животное начало, ибо страсть есть нечто животное и гнев совращает с истинного пути правителей, хотя бы они были и наилучшими людьми; напротив, закон - это свободный от безотчетных позывов разум» (там же, с. 431).
Законы - это политическое управление, оформленное в текстах, поэтому по текстам законов (какие бы древние они ни были) можно судить, какая политика осуществлялась в те времена и, стало быть, какая форма правления применялась, «так как законы должны быть согласованы с тем или иным видом государственного устройства» (там же, с. 467).
Аристотель связывает (как и Платон) право как атрибут государства со справедливостью. А саму справедливость Аристотель выводит из равенства и неравенства, что ясно показывает связь между этикой и политикой: справедливость есть равенство, но только для равных; а неравенство также справедливо, но только для неравных. Интересно, что из восьми видов суда, рассматриваемых Аристотелем, три первых - это политические суды: для принятия отчетов от должностных лиц, для нанесших, ущерб государству и по государственным преступлениям. Особенно любопытным...является первый вид - для принятия отчетов от должностных лиц, так как в современной практике политической жизни он отсутствует. Думается, такой суд сильно бы помог в борьбе, скажем с коррупцией. Как видим, XX век кое в чем может поучиться у античности.
Аристотель критикует общую, форму собственности указывая на ee недостатки: «Те, которые чем-то владеют и пользуются сообща, ссорятся друг с другом гораздо больше тех, которые имеют частную собственность» (там же. с. 411). Но Аристотель не хвалит и частную собственность, отмечая, что и при ней возникают разногласия: «...процессы по взысканию долгов, судебные дела по обвинению в лжесвидетельстве, лесть перед богатыми» (там же), поэтому он предлагает: «лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею - общим» (там же, с. 410). Представляется, что эта аристотелевская мысль имеет методологическое значение для разрешения спора о том, какая форма собственности лучше: частная или общая (общественная). Обе формы собственности существуют уже тысячелетия и вряд ли правильно говорить о том, что какая-то из них окончательно победит другую. Кроме этих двух крайних форм собственности существует еще до десятка других форм, которые являются переходными и связующими между этими двумя крайними формами собственности.
Если в политике мы наблюдаем несколько форм правления (правит один человек, правит группа лиц, в управлении принимают участие все граждане), то почему в отношении людей к собственности не может быть такая же картина (владеет один, владеет небольшая группа людей или большая, владеют все). На вопрос, какая форма собственности лучше, надо отвечать, исходя, прежде всего из конкретных исторических условий, в которых находится данное общество. Говоря же о размерах собственности, Аристотель верен своему принципу: если лучший класс в обществе - средний, то и лучший размер собственности - тоже средний: «Поэтому величайшим благополучием для государства является то, чтобы его граждане обладали собственностью средней, но достаточной» (Платон. Политик//Соч. В 3 т. М., 1972, т. 3. ч. 2 с. 508).
Но в любом случае остаются люди, собственность которых выше средней или ниже средней, как быть с ними? Необходимо «устроить так, чтобы люди, от природы достойные, не желали иметь больше, а недостойные не имели такой возможности: это произойдет в том случае, если этих последних поставят в низшее положение, но не станут обижать» (Аристотель. Политика, с. 422). Вслед за Платоном Аристотель считал, что и государство тоже должно иметь собственность, хотя, по Платону, государству должно принадлежать все и в этом мы также видим различие между взглядами на собственность ученика и учителя.
Аристотель также делит все формы правления на правильные и неправильные. Как и Платон, он выделяет правление одного, нескольких и большинства. Анализ форм правления, который делает Аристотель, отличается от подходов Платона четырьмя моментами:
· симпатии Аристотеля, в отличие от Платона, не на стороне монархии, а на стороне правления большинства;
· Аристотель более подробно анализирует все формы правления, особенно демократию и олигархию;
· если Платон считает исходными формами правления монархию и демократию, то Аристотель - олигархию и демократию;
· лучшая форма правления, по мнению Аристотеля, есть смешение нескольких форм, и он подробно рассматривает несколько вариантов комбинаций форм правления.
Надо сказать, что Аристотель вместе со своими учениками собрал и рассмотрел 158 конкретных видов государственного устройства тогдашнего античного мира. Начнем с аргументов Аристотеля в пользу правления многих: «Толпа о многих вещах судит лучше, нежели один, человек, кто бы он ни был. Сверх того масса менее подвержена порче, чем немногие» (там же, с. 478). Второй момент у Аристотеля связан с подробным изложением демократии. Бросается в глаза, что современные западные государственные устройства, основанные на принципах демократии, как будто бы списаны с характеристик демократии у Аристотеля: «Основным началом демократического строя является свобода... Второе начало - жить так, как каждому хочется» (там же, с. 570-571). Второе - жить, как каждому захочется - Аристотель совершенно недвусмысленно осуждает: «Вот и живет в такого рода демократиях каждый по своему желанию... Но это плохо: ведь следует считать жизнь, согласующуюся с государственным строем, не рабством, но спасением» (тaм же, с. 551).
Аристотель насчитывает пять видов демократии. Первый вид он считает наилучшим, отличительные признаки его следующие: закон, который следит, чтобы граждане были во всем равны, прежде всего, в управлении государством; никаких имущественных цензов; все решает большинство; на должности выбирают по способностям; все участвуют в государственном управлении. Аристотель считает, что этот вид демократии приемлем для богатых и для бедных, для знатных и для незнатных: «Государство, имеющее такого рода устройство, разумеется, будет иметь хорошее правление, так как должности всегда будут занимать наилучшие граждане, согласно воле народа, не питающего зависти к порядочным людям. Порядочные и знатные останутся довольны таким порядком, потому что они не будут находиться под управлением других, которые хуже их, а управлять они будут справедливо, так как контроль над их деятельностью будет принадлежать другим» (там же, с. 575).
Второй вид демократии это тот, при котором занятие должностей обусловлено небольшим имущественным цензом. Третий вид демократии - тот, при котором любой гражданин по происхождению может занять должность, но выше всех закон. Четвертый же вид от третьего отличается только тем, что гражданином надо быть лишь по положению и уже имеешь право занимать должности, т. е. требования четвертого вида к гражданам несколько мягче, чем в третьем виде демократии, но и в том и в другом виде опять-таки выше всех закон. Принципиально отличается от предыдущих пятый вид демократии: при нем выше всех не закон, а постановления народного собрания, на которых тон задают демагоги, закон отсутствует или не действует, народ правит деспотическими методами и часто теряет чувство меры, считал Аристотель, поэтому пятый вид - наихудший. Демагог в переводе на русский означает вождь народа и в отличие от нашего времени, когда это слово является сугубо отрицательным, имело в Древней Греции положительный смысл.
Нынешнее положение в России очень подходит под этот пятый вид: с Конституцией (Основным законом) обращаются, по выражению одного из депутатов, как с уличной девкой, т. е. роль закона очень низко упала и продолжает падать дальше. От себя добавим, что от подобной демократии до анархии всего лишь один шаг. Вспомним, что Сократа осудила при подобной демократии и приговорили к смертной казни судом присяжных, где этих присяжных было 501 человек (Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М., 1993, с. 30). У Аристотеля, как у Платона, неоднократно встречается мысль, что как отдельный человек, так и большинство людей подвержены сиюминутным страстям и лишь закон лишен этого недостатка, поэтому закон должен быть превыше всего. Выше было указано, что такой элемент демократии, как свобода жить как хочется, Аристотелем осуждается, так как это и не демократия уже, а анархия, (как мы выяснили, рассматривая взгляды Платона на формы правления), но вот власть большинства по закону Стагирит приветствует, а Платон такую демократию все-таки критикует.
К монархии Аристотель относится весьма скептически, так как «среди подобных и равных полновластное господство одного над всеми не является ни полезным, ни справедливым независимо от того, есть ли законы или их нет, и этот один сам олицетворяет закон» (Аристотель. Политика, с. 483). Аристотель рассматривает три вида монархии и три вида тирании. Разница между ними у него такая же, как у Платона: монарх заботится об общем благе, а тиран - только о собственном. Первый вид, когда монарх ограничен в своих - властных полномочиях и его роль во многом номинальна. Такая монархия может быть и при демократии, и при аристократии, и при олигархии и собственно монархией не является. Например, современная английская королева.
Второй вид, когда монарх обладает всеобъемлющей властью и всем правит по собственной воле, ограниченной лишь законом. Аристотель выражает обоснованное сомнение, что государством - если оно не карликовое - может управлять один человек, поэтому монарху нужны верные помощники, которые неизбежно за выполняемую работу потребуют почета и вознаграждения, что обязательно выделит их из общей массы граждан и сделает лучшими, т. е. это уже не монархия, а аристократия. Пример второго вида монархии - это правление Николая II в России.
Третий вид монархии, когда монарх сам себе высший закон. Аристотель допускает такую форму монархии, если есть какой-нибудь род, превосходящий добродетелью все другие роды вместе взятые, то один из представителей этого рода может быть полновластным владыкой над всеми остальными, которым остается повиноваться и признавать его власть без каких-либо ограничений. Пример третьего вида - это Петр I. Из каждого вида монархии может соответственно получиться вид тирании, но третий вид - самый наихудший.
Аристотель рассматривает четыре вида олигархии. От первого вида до четвертого общество все больше дифференцируется по имущественному цензу. Если в первом и втором виде олигархии в управлении государством участвует значительное число граждан, то в третьем и четвертом их число резко сокращается. Другое изменение, которое Аристотель прослеживает от первого вида до четвертого - это падение роли закона: если в первом и втором виде закон играет значительную роль, то в третьем виде его роль резко падает, а в четвертом - закон исчезает, и правят только самые богатые люди, руководствуясь только своими прихотями.
Проводя различие между демократией и олигархией. Аристотель пишет «То, чем различаются демократия и ""олигархия, есть бедность и богатство; вот почему там, где власть основана - безразлично, у меньшинства или большинства, на богатстве, мы имеем дело с олигархией, а где правят неимущие, там перед нами демократия» (там же, с. 459). Аристотель явно олигархии предпочитает демократию и обосновывает это так: «...демократический строй представляет большую безопасность и реже влечет за собой внутренние распри, нежели строй олигархический. В олигархии таятся зародыши двоякого рода неурядиц: раздоры друг с другом и с народом; в демократиях же - только с олигархией; сам против себя народ - и это следует подчеркнуть - бунтовать не станет.
К недостаткам "олигархии, которые отметил Платон, Аристотель добавляет следующий: богачи создают такие условия в государстве, при которых бедняки не имеют равных с ними прав; по мнению первых, это и есть справедливость, так как защищает их богатства от покушений вторых и не позволяет им разбогатеть. И самое интересное, что Аристотель приводит клятву, которую давали в некоторых олигархиях богачи, оказавшиеся у власти: «И буду я враждебно настроен к простому народу, и замышлять против него самое что ни на есть худое» (там же, с. 550-551).
Следующий момент, который отличает подходы Аристотеля к формам правления от подходов Платона, заключается в том, что исходными формами правления, из которых происходят все другие, Аристотель считал демократию и олигархию. Платон же таковыми считал монархию и демократию. Интересно, что оба мыслителя рассматривают демократию как исходную форму правления.
Аристотель называет «аристократией... тот вид государственного устройства, когда управляют мужи, безусловно, наилучшие с точки зрения добродетели...» (там же, с. 501). Аристократия имеет три вида: когда учитывается лишь добродетель; когда учитывается добродетель лучших граждан и мнение народа, как в Спарте; когда учитывается добродетель, мнение народа и богатство, как в Карфагене. Стало быть, критерием для демократии является свобода, для олигархии - богатство, для аристократии - добродетель.
Выше мы уже отмечали, что у Платона нет названия для хорошей демократии, а Аристотель придумал такое название - полития, т. е. «когда ради обшей пользы правит большинство» (там же, с. 45). Поэтому классификация форм правления в интерпретации Аристотеля после изменений, которые он внес в схему своего учителя, приобретает следующий вид:
по закону по произволу
монархия правит 1 человек тирания
аристократия правит группа лиц олигархия
полития правит большинство демократия
(т. е. демократия) (т.е. анархия)
В скобках мы указываем, как эти формы правления называются сейчас, в конце XX в., и видим, что данная схема форм правления приобрела вполне современный вид и может использоваться в качестве рабочего инструмента для анализа политической жизни современных государств. При этом необходимо учитывать, что полития у Аристотеля имеет еще и второй смысл: государственное устройство вообще, Полития, считал Аристотель, - это комбинация двух других форм правления: демократии и олигархии, причём демократическая составляющая в политии сильнее, чем олигархическая. Что надо понимать, очевидно, так: Аристотель был сторонником народовластия в соответствии с законом, но при этом считал, что большинство народа должно обладать собственностью среднего размера! В свое время Аристотель затруднялся привести пример государства, в котором бы формой правления была полития, но сейчас, пожалуй, такие примеры можно наблюдать. Современные государства Швеция, Финляндия, Бельгия, Голландия. Австрия, Испания, Канада и еще некоторые подтверждают мысль Аристотеля, «что политией следует называть такой государственный строй, при котором имеется смещение двух начал - состоятельных и неимущих...» (там же, с. 503). Разумеется формы правления в перечисленных странах гораздо сложнее, чем мы пытаемся представить их в рамках, очерченных Аристотелем для политии, но основной принцип, с нашей точки зрения, в этих государствах выдерживается: общенациональный консенсус и забота о всех членах общества при наличии и богатых, и очень богатых граждан.
И, наконец, последний момент, который отличает анализ форм правления Аристотеля от анализа форм правления, сделанного Платоном: мы имеем в виду тот факт, что Аристотель значительно больше уделил внимания смешанным формам правления,................................................... чем его учитель, так как считал, что именно смешанные формы правления являются наилучшими. Мы, собственно, уже перешли к этому четвёртому моменту, указывая на политию Аристотеля как комбинацию демократии и олигархии: «Итак, правильнее суждение тех, кто смешивает несколько видов, потому что тот государственный строй, который состоит в соединении многих видов, действительно является лучшим» (там же, с. 418). Рассмотрение смешанных форм правления Аристотель начинает с критики платоновского тезиса о том, что наилучшая форма правления - это смесь демократии и тирании. Аристотель согласен с Платоном, что тирания это наихудшая из всех возможных форм правления и что тирания соединяет в себе недостатки, присущие как демократии, так и олигархии: «От олигархии - то, что конечной целью является богатство... также полное недоверие к народной массе... притеснение черни, удаление ее из города и расселение ее по разным местам... От демократии - борьба со знатными, стремление и тайно и явно губить их, отправлять их в изгнание, как противников, стоящих на пути к их власти» (там же, с. 553). Именно этим и объясняется совет, который дает опытный тиран Периандр молодому тирану Фрасибулу, «обрывать поднимающиеся над другими колосья, т. е. всегда стараться устранять выдающихся людей» (там же). Тирания, как правило, считает Аристотель, возникает из демократии и олигархии: в первом случае все общая распущенность неизбежно ведет к тиранической власти, a во втором случае ненависть неимущих к богатым делает власть тирана в глазах обездоленных низов более привлекательной, чем" власть богачей
Кроме политии, которая есть смешение демократии и олигархии, Аристотель приводит еще два вида смешения: демократия плюс аристократия, олигархия плюс монархия плюс демократия. Смешение аристократии и демократии возможно, если «нельзя будет наживаться, занимая "должности. В самом деле, неимущие не пожелают быть у власти, так как с ней не сопряжены какие-либо выгоды. Они предпочтут заниматься своими частными делами; состоятельные же люди могут занимать должности, потому что они не нуждаются в присвоении общественных сумм» (там же, с. 547-548). Главная трудность заключается в том, чтобы государственная должность не служила средством обогащения, а воспрепятствовать этому очень трудно, так как во "все времена" власть легко превращалось в богатство и трудно представить, что люди обеспеченные и даже богатые удержатся от того, чтобы не стать еще богаче. Примером же смешения трех форм правления в одну - монархии, олигархии и демократии - по мнению Аристотеля, может служить государственный строй Лакедемонского (т. е. Спартанского) государства, где власть двух царей - это монархия, власть геронтов (т. е. совет старейшин) - это олигархия, а власть пяти эфоров, выбранных народом - это демократия. Если же взять современные государства, то наиболее наглядно смешение этих трех форм мы наблюдаем в США: президент - это избранный на четыре года монарх (так как полномочия его огромны), конгресс - это лучшие люди государства (по Аристотелю лучшие всегда из богатых и знатных), т. е. олигархия и, наконец, выборы (в которых участвуют рядовые граждане) президента США, конгрессменов, сенаторов на федеральном уровне и многих других должностных лиц на местном уровне - это демократия.
Не согласен Аристотель и с порядком смены форм правления, который предлагает его учитель: монархия, аристократия, тимократия, олигархия, демократия, тирания и опять монархия. Он предлагает другую последовательность смен форм правления: монархия, полития, олигархия, тирания и демократия. Здесь отсутствует аристократия, так как Аристотель считал ее разновидностью олигархии на том основании, "что люди богатые, как правило, более образованны и более благородного происхождения. Более того, Аристотель этот порядок смен форм правления не считал единственным и вообще полагал, что никакой закономерности в сменах форм правления нет и приводил много примеров в качестве доказательства, что смена форм правления происходит совершенно произвольно (см. там же, с. 566-568). Но Стагирит соглашается с Платоном насчет причин изменений в формах правления: природа в известное время производит на свет людей; негодных и не поддающихся никакой культуре, которых воспитание не может сделать дельными людьми.
1. Человек есть существо политическое и объединяется в государство из стремления устроить свою жизнь прекрасно.
2. Стабильность государства и его благополучие зиждется на многочисленном среднем классе. Эта идея получила сегодня в мире всеобщее признание.
3. Единообразие губительно для государства, для нормального существования и развития любого государства необходимо многообразие (т. е. плюрализм).
4. Лучшая форма собственности не частная или общая, а их сочетание: владение собственностью должно быть частным, а ее использование - общим. А лучший размер собственности - средний.
5. Лучшая форма правления есть смешение нескольких и Аристотель предлагает три варианта Смешения, среди которых самый любимый им - полития, т. е. комбинация демократии и олигархии.
6. Исходными формами правления являются демократия и олигархия, что логично вытекает из концепции среднего класса, где большинство граждан имеют средний размер собственности.
7. Модель государственного устройства Аристотеля при некоторых сходных чертах отличается от модели Платона: современные западные общества соответствуют взглядам Аристотеля, а современные восточные - взглядам Платона.
8. Влияние Платона и Аристотеля на дальнейшее развитие политической науки огромно. Современная политология считает понятия, введенные ими, исходными. Их эволюция привела к современному пониманию такой сферы человеческой деятельности, как политика.
Аристотель родился в городе Стагире, который находился в греческой колонии Фракии. Из-за названия родного города впоследствии Аристотеля часто называли Стагирским. Он происходил из династии врачевателей. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III. Мать Фестида имела благородное происхождение.
Так как в семье лекарское искусство передавалось из поколения в поколение, Никомах собирался сделать врача и из сына. Поэтому с детских лет обучал мальчика основам медицины, а также философии, которая у греков считалась обязательной наукой для любого лекаря. Но планам отца не суждено было исполниться. Аристотель очень рано осиротел и вынужден был покинуть Стагиру.
Сначала 15-летний юноша отправился в Малую Азию к своему опекуну Проксену, а в 367 году до нашей эры обосновался в Афинах, где стал учеником . Аристотель изучал не только политику и философские течения, но и мир животных и растений. В общей сложности он пробыл в Академии Платона около 20 лет. Только в 345 году до н.э. Аристотель уезжает на остров Лесбос в город Митилену из-за казни его друга Гермия, также бывшего ученика Платона, который затеял войну против персов.
Через 2 года Аристотель отправляется в Македонию, куда его пригласил царь Филипп, чтобы воспитывать наследника - 13-летнего . Обучение будущего знаменитого полководца длилось почти 8 лет. По возвращению в Афины Аристотель основал свою собственную философскую школу «Ликей», которая также известна под названием перипатетической школы.
Философское учение
Аристотель разделил все известные ему науки на теоретические, практические и творческие. К первым он относил физику, математику и метафизику. Эти науки, по мнению Аристотеля, изучаются ради собственно знаний. Ко вторым – политику и этику, так как благодаря этим наукам строится жизнь государства. И к последним он относил все виды искусства, поэзию и риторику.
Центральным стержнем учения Аристотеля являются 4 главных первоначала: материя («то, из чего»), форма («то, что»), производящая причина («то, откуда») и цель («то, ради чего»). В зависимости от этих первоначал он определял действия и субъектов как благо или злодеяние.
Также мыслитель является основоположником иерархической системы категорий. Он выделял 10 категорий: сущность, количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие и страдание. Кроме того, по его мнению, все сущее распределяется на неорганические образования, мир растений и живых существ, мир различных видов животных и человека.
Также именно с идей Аристотеля начали складываться основные концепции пространства и времени как самостоятельных сущностей и как системы отношений, образовываемые материальными объектами при взаимодействии.
На протяжении нескольких последующих веков оставались актуальными типы государственных устройств, которые описал Аристотель. Он выделял 3 положительных и 3 отрицательных варианта правления. К правильным, преследующим цель общего блага, он относил монархию, аристократию и политию. К неправильным, преследующим частные цели правителя, относил тиранию, олигархию и демократию.
Но и кроме этого, Аристотель успел изучить и поразмышлять обо всех доступных в его время науках. Он оставил труды по логике, физике, астрономии, биологии, философии, этике, диалектике, политике, поэзии, и риторике. Собрание всех трудов великого философа называется «Аристотелев корпус».
Личная жизнь
В 347 году до нашей эры в возрасте 37 лет Аристотель женился на Пифиаде, приёмной дочери своего близкого друга Гермия, тирана Ассоса в Троаде. У Аристотеля и Пифиады была только одна дочь Пифиада.
Смерть
После смерти Александра Македонского в Афинах возрастают бунты против македонского господства, а самого Аристотеля, как бывшего учителя Александра, обвиняют в безбожии. Философ в очередной раз покидает Афины, так как предполагал возможность повторения судьбы Сократа – отравление ядом. Он даже произнес известную фразу «хочу избавить афинян от нового преступления против философии».
Мыслитель переезжает в город Халкис на острове Эвбей. Чтобы показать Аристотелю свою поддержку, за ним следует огромное число его учеников. Но философ не прожил на чужбине слишком долго. Буквально через пару месяцев после переселения он умирает на 62 году жизни от тяжелой болезни желудка, которая достаточно долго мучала его.
Книги
- Категории
- Физика
- О небе
- О частях животных
- О душе
- Метафизика
- Никомахова этика
- Политика
- Афинская полития
- Риторика
- Поэтика
Цитаты
- Благодарность быстро стареет.
- Платон - друг, но истина дороже.
- Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.
- Ясность - главное достоинство речи.
- Человек - это то, что он постоянно делает.
- Начало есть более чем половина всего.
- Преступление нуждается лишь в предлоге.
- Мудрость - это самая точная из наук.
- У кого есть друзья, у того нет друга.
- Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым.