Беседа для средней группы «Комнатные растения. Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Цветы для нашей клумбы
вера леончикова
Интеграционные области : Коммуникация. Познание. Художественная литература. Художественное творчество. Исследовательская деятельность. Здоровье.
Цель. Расширить у детей представления о цветах , воспитывать в детях чувство прекрасного.
Пробудить интерес к окружающему миру ; воспитывать бережное отношение к растениям, окружающему миру
Развивать интерес детей к художественной литературе
Способствовать развитию речи и логическому мышлению
пополнять активный словарь детей, совершенствовать грамматический строй речи, развивать артикуляционный аппарат
Совершенствовать и развивать игровые умения детей
Активизировать внимание память и воображение
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «фотокопия» , развивать фантазию, воображение
Воспитатель. Давайте друг к другу повернемся
И немного улыбнемся!
Поприветствуем гостей.
И на занятие сядем скорей !
Я хочу начать занятие с загадок !
Под сугробом он растет,
Снеговую воду пьет (подснежник) .
На каком цветке гадают
Лепесточки обрывают? (ромашка)
В белой шапке стоит дед,
Если дунешь – шапки нет! (одуванчик)
На зеленом шнурочке
Белые звоночки. (ландыши)
В красный шелк одеваю степи
И даю название конфете. (маки)
Как назвать их одним словом? (цветы )
Правильно. Это цветы . И мы сегодня будем говорить о цветах . Цветы – какие они ? (удивительные, прекрасные, пахучие и т. д.)
Ребята, а вы любите цветы ? А за что вы любите цветы ?
Наверное, у каждого из вас есть свой любимый цветок ? Назовите его? Расскажите, за что вы его любите? Опишите его.
А зачем нужны цветы ? (они украшают нашу жизнь, дают питание пчелам и бабочкам; из цветов делают лекарство – ландыш, календула, ромашка – лекарственные цветы . Если болит горло, то надо полоскать его отваром ромашки или календулы).
Я слышу какие-то звуки ! Прислушайтесь… (входит Фея цветов , звучит музыкальная композиция «Вальс цветов » , муз. Делиба).
Фея : Здравствуйте, ребята! Я - Фея цветов . Как только наступает весна, я прихожу на землю и украшаю ее цветами .
В. Здравствуй, хозяйка прекрасного царства. Ну-ка свои покажи нам богатства.
Фея. Богатства мои – это наши цветы . Не правда ль, они не земной красоты! В моем царстве растут разные цветы , но на вашей полянке все перепутались они!
В. Не переживай, ребята все сейчас сделают правильно! Садись и смотри! Да, действительно не порядок, здесь и роза, и подснежник, и фиалка. Давайте порадуем Фею : в лесу расположим лесные цветы , на лугу – луговые, в саду – садовые.
В. Отправляемся на цветочную поляну , тут птицы поют, красивые цветы цветут , здесь мы будем петь и играть.
Хороводная игра «Венок» (Из группы детей выбирают четверых, им надевают шапочки ромашки, гвоздики, колокольчика, одуванчика. Одна девочка – цветочница . Остальные дети образуют круг .)
Дети (поют) Мы плетём, плетём венок,
Заплетаем полевой,
Ай-люли, ай-люли,
Заплетаем полевой. (подбегает ромашка)
Цветочница . Белая рубашка, желтенький глазок. Как зовут?
Ромашка. Ромашка, полевой цветок .
Цветочница . (к детям) Вам нужна ромашка?
Дети. Да, пусть скорей бежит сюда!
(подбегает гвоздичка)
Цветочница . Цветик-невеличка , алый, огневой. Как зовут?
Гвоздичка. Гвоздичка, цветик полевой .
Цветочница . Вам нужна гвоздика?
Дети. Мы плетем, плетем венок (подбегает колокольчик)
Цветочница . Не в глуши ль еловой видела тебя? Кто же ты?
Колокольчик. Лиловый колокольчик я! (бежит в круг, кружится в др. ст.)
Дети. Мы плетем, плетем венок (подбегает одуванчик)
Цветочница . Желтый сарафанчик, прямо как желток? Кто ты?
Одуванчик. Одуванчик, полевой цветок .
Цветочница . Одуванчик нужен?
Дети. Да! Пусть скорей бежит сюда! (цветочница с одуванчиком входят в круг)
Дети. Мы сплели, сплели венок
Из цветочков полевых .
Ай- люли, ай- люли,
Из цветочков полевых .
А кому в венке ходить,
А кому его носить!
Цветочница . Будет Илона в нем ходить.
Будет Илонушка водить.
Ай- люли, ай- люли,
Будет Илонушка водить! (Цветочница надевает венок на Илону, она становится цветочницей и т . д.)
В. Дорогая фея, вот мы поиграли, а теперь мы хотим рассказать стихотворения о цветах .
(Дети читают стихотворения)
1. О чем колокольчик
Звенит на лугу?
Ответить на это я вам не могу.
Но думаю так :
Зазвонит он с утра
И слышат цветы-
Просыпаться пора!
2. Замечательный цветок
Словно яркий огонёк!
Пышный, важный, словно пан,
Нежный, бархатный (тюльпан) .
3. Родился ландыш
В майский день.
И лес его хранит.
Мне, кажется, его затронь
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит лес
И поле, и цветы .
Давай послушаем, а
Вдруг услышишь я и ты!
4. Нарядные платьица,
Желтые брошки.
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Такие веселые
Эти ромашки-
Вот-вот заиграют
Как дети в пятнашки.
5. Уронило солнышко,
Лучик золотой.
Вырос одуванчик-
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет .
Он большого солнца
Маленький привет.
6. Их видимо-невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал,
Веселых, голубых.
Как будто оторвали
От неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали
И сделали цветок .
7. Стройные как кипарисы
Гладиолусы в саду.
Как прекрасны, посмотрите!
Лучше их я не найду!
В. А теперь поиграем в рифмы.
Молодцы-бархатцы
Букашка-ромашка
Дудка-незабудка
Заноза-мимоза
Стакан-тюльпан
Мандарин-георгин
Мотылек-василек
Паста-астра
Северный полюс-гладиолус
Скакалка-фиалка
Поза-роза
Малыш-ландыш
Сарафанчик-одуванчик
Прутик-лютик
Валежник-подснежник
Фокус- крокус
Лимон-пион
Костяника-гвоздика
Карманчик-одуванчик
Заборчик-колокольчик
В. Отдохнем немного. Физминутка «Бабочка»
Спал цветок ,
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся (двигают ладонями, сложенными «цветком » , вправо-влево,
Взвился вверх и улетел (поднимают «цветок » над головой).
Это бабочка сидела (упражнение «бабочка» ,
И куда же наша бабочка полетела? На картину она села, подсказала нам, что мы будем делать дальше?
В. (Рассматривание картины М. Сарьяна «Цветы » ). Эту картину написал армянский художник М. Сарьян. Она называется «Цветы »
В. Расскажите, какие цветы ? (Разноцветные , яркие, пышные, красивые) .
В. Какими красками написана картина? (Сочными, яркими, теплыми) .
В. Какие цветы вы узнали и что можете о них сказать? (Я узнал красные маки. Я вижу лиловые колокольчики. Мне понравились на картине белоснежные ромашки. А мне нравятся золотистые одуванчики).
В. Вы очень хорошо рассказали о цветах из этого прекрасного летнего букета. Посмотрите, какой он яркий. Кажется, что цветы живые и пахнут медом. А какие картины художников вы еще знаете? Покажите! (На стене репродукции картин художников на тему «Цветы » )
В. А сейчас я предлагаю вам цветочную загадку . Проходите за столы и картинку оживи.
Игра-задание «Оживи и назови» . (Звучит музыка Чайковского. Дети проходят за столы, берут кисти и гуашью закрашивают белый лист бумаги, на котором восковым мелком нарисованы цветы )
В. Узнали цветочки , пусть подсыхают, а мы с вами немного разомнемся. (Проговаривание стихотворения с движениями)
Я иду по зеленому лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго,
Они шепчут : не рви нас, не надо!
Наши гибкие стебли не мни!
Мы для глаз и для сердца-отрада,
Украшенье родимой земли.
(читают дети)
Если я сорву цветок ,
Если ты сорвешь цветок ,
Если все, и я, и ты
Если мы сорвем цветы-
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
В. Многие цветы занесены в Красную книгу, их нельзя рвать, очень редкие растения (ландыши, подснежники, тюльпаны)
Ф. Правильно, ребята, цветы рвать плохо , они приносят не только радость, но и пользу людям, животным, насекомым.
(Фея благодарит детей)
В. Фея! Нас ты удиви и ребяток награди! (В руках у феи корзинка с цветами , в которых спрятан сюрприз)
Ф. А эта корзинка-моим друзьям. Эту корзинку дарю я вам. Растите добрыми детьми. И на лугах зря не рвите цветы .
В. Спасибо добрая фея . Ребята очень любят цветы ! Они знают, что не надо рвать цветы , лучше любоваться и восхищаться их красотой.
В. Наше занятие подошло к концу . Давайте подведём итог. Что вам больше всего понравилось на занятии ? Цветы - одно из самых прекрасных созданий природы. Мы улыбаемся глядя на роскошные пионы и розы, элегантные тюльпаны, прекрасные и скромные ромашки, буйные заросли сирени, белоснежный благоухающий ландыш. Как много цветов ! Сколько радости приносит нам их разнообразная красота . Цветы-это кусочек природы , окружающего нас мира, цветы-это радость , цветы - это повод задуматься о прекрасном и, конечно, инструмент общения между людьми.













Программное содержание.
- Учить распознавать садовые цветы от полевых, лесных цветов.
- Углублять знания и представления детей о цветах, их внешнем виде.
- Продолжать учить детей работать малых подгруппах.
- Продолжать учить детей внимательно дослушивать задание до конца, отвечать на вопрос, давая полный ответ.
- Продолжать обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
- Развивать внимание, память, логическое мышление.
Орг. Момент 1-Собрались все дети в круг, ты мой друг и я твой друг. Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. (в кругу)
Посмотрите дети, сегодня к нам в гости пришла Мария Ивановна! Поприветствуем ее. И теперь все внимание на меня.
Наше правило: Каждый день всегда везде, на занятиях в игре – смело, четко говорим и тихонечко сидим (вместе с детьми)
Беседа по теме 2 (К Мольберту подойти) . Я с утра пришла на работу, а тут лежит конверт, без вас я не стала его открывать. Давайте откроем его. Что же там находится? (читать письмо) Сможем помочь? Давайте посмотрим и назовем название цветов.
В.: Для чего нужны цветы?
Д.: Для красоты, любоваться.
В: Сможем ли мы узнать где они растут?
В.: Где растут садовые цветы?
Д.: В саду, на клумбах.
В.: Назовите садовые цветы.
Д.: Роза, тюльпан, мак, гвоздика и т.д.
В.: Где растут полевые, лесные цветы?
Д.: В поле, в лесу.
В.: Назовите полевые, лесные цветы.
Д.: Колокольчик, ромашка, василёк и т.д.
В.: Какой формы бывают клумбы?
Д.: Клумбы бывают квадратными, круглыми, овальными и т.д
В:Как появляются цветы? (семечко или отросток сажают, ухаживают, поливают)
В.: Кто ухаживает за цветами в саду?
Д.: Садовник.
В: Чем садовые цветы отличаются от полевых?
Д: Садовые цветы выращивает человек, а полевые растут сами по себе.
В.: Ребята, но некоторые цветы занесены в Красную книгу. Как вы думаете что это за книга?
Д.: Книга, в которую занесены редкие растения, которых очень мало на земле.
В.: А у нас в квартире растут садовые или полевые цветы?
Д.: В квартире растут комнатные цветы.
В.: Почему они так называются?
Д.: Эти цветы растут в помещении.
В.: Как мы ухаживаем за цветами?
Д.: Поливаем, рыхлим землю, стираем пыль с листочков, обрываем засохшие листья. В.: Какую пользу приносят цветы?
Д.: Цветы могут быть кормом для животных, их можно поставить в вазу, из цветов получают лекарства.
В: Назовите свои любимые цветы. Какие молодцы!!!
3. Физкультминутка.
Наши алые цветы, распускают лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают
Головой качают.
4. Молодцы! Приглашаю вас поиграть в игру, которая называется «Собери картинку» Вам нужно сесть за свои столы, собрать разрезную картинку и назвать цветок. (ответы детей)
А теперь назовите эти цветы ласково (пионы, гвоздики, маки, ромашечка, розочка)
Какие же вы молодцы, все умеете. А вот еще одно задание.
5. На мой взгляд самое трудное, но вы у меня все умеете и все правильно расскажете (презентация цветов) .
Итог: Смогли мы гномику Васе помочь найти ответ, почему эти цветы называются садовыми? где они растут?
Для чего они нужны? (чтобы радовать глаз)
Если ребенок затрудняется ответить. Вопрос: Кто может помочь? Мамы нет, папы тоже, кому можем обратиться? Воспитателю. Задайте мне тогда вопрос (В. Б. помогите пожалуйста, мы не знаем)
Конверт с Письмом
Здравствуйте ребята!!! Меня зовут Гномик Вася. Я увидел эти цветы и хотел бы узнать, где они растут. Помогите мне пожалуйста, узнать, где растут такие цветы.
Конспект беседы в средней группе «Первоцветы»
Задачи: Учить детей различать и правильно называть первые весенниецветы, выделять характерные особенности, уточнить знания о значении их в природе. Воспитывать бережное отношение к первоцветам, природе, помочь увидеть красоту.
Ход беседы
Воспитатель: Ребята, вы знаете дети, какое сейчас время года?
Ответы: Весна.
Воспитатель: Назовите весенние приметы, что меняется в природе с приходом весны? Почему, это происходит?
Ответы: Солнышко греет, снег тает, звенит капель, птицы весело щебечут и на пригорках появляются первые цветы.
Воспитатель: Когда появляются первые цветы в лесу?
Ответы: Как только растает снег, и появятся первые проталины.
Воспитатель: Как называют первые цветы?
Ответы: подснежники.
Воспитатель: А раз они первые цветы, то их еще называют первоцветами.
Почему подснежник так называется?
Ответы: Потому что он растет из-под снега. Этот маленький цветочек может выдержать даже сильный мороз.
Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю стихотворение о подснежнике, а вы внимательно его послушайте.
У занесённых снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек
Полузамёрзший, чуть живой.
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
Про весну говорят - Весна - красна, а как ещё можно сказать про весну? Давайте вместе подумаем и скажем весна, она, какая?
Ответы: Тёплая, красивая, добрая.
Воспитатель: Ребята, а что нужно цветам для роста?
Ответы: Свет, тепло и вода, солнышко.
Воспитатель: Мы ведь тоже любим играть на солнышке, правда?
Игра "Солнышко и дождик"
Воспитатель: Сейчас я покажу вам картинки, где нарисованы цветы с очень интересным названием.
Мать - мачеха - это не только красивый цветок, это ещё полезное растение. Мать-мачеху можно заваривать, как чай и пить, когда болит горлышко, и когда кашляем. Еще мы его называем - одуванчик. Ярко-желтые, мелкие цветочки одуванчика собраны в круглую корзинку, расположенную на самом верху длинного стебля - цветоноса. На этом стебле нет листиков. Растут одуванчики в огородах и садах, вблизи домов, по обочинам дорог, на лугах и полянах.
Ветреница - это растение названо за совпадение времени своего цветения со временем сильных весенних ветров. К тому же тонкий, нежный стебелек ее качается от любого ветерка.
Ветер по земле гуляет
Ветреница засыпает.
Тонкий, нежный стебелек
Клонит легкий ветерок.
Чисто-желтые цветы,
Далеко видны в дали.
Подснежник - растет под снегом. Это цветок появляется ранней весной. У подснежника светло-зеленый стебелек с бутонами. Цветы белоснежно-голубоватого цвета. Подснежники первыми выходят из-под снега. Расцветают они, когда на деревьях еще нет листьев.
Крокус - цветет после подснежника, среди полурастаявшего снега. Цветки крокуса появляются почти из-под снега. Стебель крокуса сильно укорочен. Листья у крокусов узкие, зеленые. Цветки у крокусов направлены вверх, с лепестками. Распустившиеся цветки напоминают тюльпан. Цветы желтые, белые, бледно -голубые, сиреневые.
Гусиный лук. Когда-то гусиного лука по лугам и лесным полянам было много. И старые люди рассказывают, что на эти луга и поляны по весне всегда опускались стаи диких гусей, чтобы передохнуть здесь после трудной дороги и пощипать всходы лука, который они очень любили. Вот откуда и сложилось полное имя этого ранневесеннего цветка - гусиный лук. И верно, стоит появиться первымцветкам гусиного лука, как тут же высоко-высоко в небе появляются стаи перелётных гусей, летящих весной с юга на север, на свою родину.
Медуница - появляется ранней весной. На стебельке этого растения одни цветы темно-розовые, другие - сиреневые, третьи - ярко-синие. Название «медуница» происходит от слова «мед», потому что цветки этого растения наполнены сладким душистым нектаром. Медуница любит яркий солнечный свет. По окраске цветка пчелы сразу определяют, есть в нем мед или нет. В нераспустившихся бутонах розового цвета меда совсем немного. Когда мед накопится, цветок становится сиреневым, а когда увядает - синим. Из высушенных листьев и стебельков пьют чай при болях в горле, кашле.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем.
Физминутка.
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
(Потягивания - руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы,
С ними потянись и ты.
(Потягивания - руки вверх).
Воспитатель: Дети, а можно ли рвать первоцветы?
Ответы: Нельзя.
Воспитатель: Правильно. Читает детям стихотворение
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если ВСЕ: и Я, и ТЫ-
Если МЫ сорвем цветы
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты.
Многие первоцветы занесены в Красную книгу. А, значит, они охраняются. Ребята, назовите, какие вы знаете первые первоцветы?
Ответы: ландыши, одуванчики, подснежники, ветреница, гусиный лук и т. д.
Воспитатель : Хочу вам рассказать о правилах, которые мы должны соблюдать вместе с вами:
Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе. -Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком. -Посади первоцветы в саду и ухаживай за ними.
Расскажи друзьям и близким об охране первоцвета.
Воспитатель
подводит итог занятия:
- Ребята, понравилось вам занятие? Что особенно было вам интересно?
С какими первыми цветами Весны мы с вами сегодня познакомились?
Чем похожи все цветы?
Что у них общего?
А чем они различаются?
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Венгеровский детский сад №4
Проект в средней группе
«Цветы бывают разные»
Руководитель проекта: воспитатель, С.А. Бондаренко
Венгерово 2015г.
Актуальность:
Красота цветов неоспорима, они прекрасны в любое время года.
Цветы являются одним из вечных символов добра - это чудо, которое создается руками человека и ярким палящим солнцем, дающим возможность растениям произрасти в земле.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Очень важно воспитывать у наших детей ответственное отношение к природе, необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей, через мультфильмы, дидактические игры, физминутки, стихи, слушанье музыки, рассматривание картин цветов и т.д.
Тема проекта выбрана не случайно, ведь цветы окружают нас круглый год, принося радость всем. Их аромат прекрасен, а видов цветов великое множество.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал и для чего, далеко не все.
Вид проекта : познавательно – исследовательский, творческий, коллективный.
По характеру содержания : ребенок и природа
Участники проекта: дети 4 -5 лет (средняя группа, воспитатель, родители)
По продолжительности : краткосрочный (2 недели).
Цель проекта: знакомство детей с разнообразием цветов, их строением, условиями, необходимыми для их роста, и влиянием на эмоциональное состояние человека.
Задачи данного проекта:
Расширение и уточнение представлений детей о цветущих растениях и их разнообразии;
Закреплять понятия: комнатные, садовые, луговые, лекарственные растения.
Формировать бережное отношение к растениям, развивать желание ухаживать за ними.
Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
Развивать творческие способности детей, закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
Вовлечь родителей в проектную деятельность.
Основные формы реализации проекта:
Игровая деятельность: дидактические, экологические, настольные и др. игры.
Детское экспериментирование (опыты, наблюдения, исследования).
Художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (аппликация, изготовление книги о цветах).
Трудовая деятельность (работа в уголке природы – уход за растениями).
Беседы, заучивание стихотворений о цветах.
Методы, используемые в реализации проекта:
Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.
Методический инструментарий.
Материально – техническое (компьютер, фотоаппарат, посуда для экспериментов, рассадники).
Исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельное, коллективное).
Наглядный материал:
а) цветы живые, на иллюстрациях;
б) настольно-печатные игры;
в) дидактические игры по экологии;
Предполагаемый результат проекта:
Дети знают названия разнообразных цветущих растений, их особенности.
Умеют ориентироваться в видах растений (комнатные, луговые, садовые, лекарственные).
Понимают необходимость бережного и заботливого отношения к цветам.
Видят красоту окружающего мира.
Родители приняли активное участие в реализации проекта.
Продукт проектной деятельности: коллаж «Ваза с цветами»
Реализация проекта:
Познавательное развитие :
Ознакомление с природой:
- «Все цветы разные». - Наблюдения – за цветами в вазе, комнатными растениями в группе. (см. Приложение №1)
- «Как продлить жизнь срезанным цветам?». (см.Приложение №2)
Коммуникация:
Беседы – «Мой любимый цветок», «Какие комнатные растения живут у вас дома?», «Что мне больше всего запомнилось и понравилось».
Развитие речи:
- «Что мы знаем о цветах?».
Заучивание стихотворений о цветах (индивидуальное) (см. Приложение №3)
Чтение художественной литературы;
Сказки, стихи – «Дюймовочка», «Как поссорились растения»; А.Толстой «Колокольчики», У.Благинина «Ромашка», Е.Трутнева «Цветы» и др.
Словотворчество (стихи, загадки).
Художественно – эстетическое развитие :
Рисование:
- «Мой любимый цветок» (по выбору детей). (см.Приложение №4)
Лепка:
- «Волшебные цветы».
Аппликация: (коллективная)
Коллаж «Ваза с цветами» (см. Приложение №7)
Социально – коммуникативное развитие :
Игровая деятельность:
Дидактические игры – «Найди растение»;
«Собери цветок из лепестков»; (см. Приложение №5)
«Отгадай, что за цветок»;
«Какого цветка не стало»;
«Найди такой же»;
«Узнай по описанию»;
Словесные игры – «Я садовником родился»;
«Опиши цветок»;
Подвижные игры – «Солнышко и дождик»;
«Живая клумба цветов»; (см. Приложение №6)
Настольные игры – мозаика «Выложи цветы»;
Труд:
Полив комнатных растений.
Безопасность:
Формирование основ экологической культуры.
Продолжение знакомства с правилами поведения на природе.
Приложение №1
Наблюдение «Все цветы разные»
Программное содержание:
Уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски,
формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок; показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветков, их форме, махровости; что красоту цветов дополняет листва; обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут.
Материал: букет из живых цветов, картинки с изображением цветов.
Воспитатель, рассматривая с детьми золотые шары, ноготки, бархатцы, георгины, гладиолусы, побуждает искать сравнения, задумываться над названиями, правильно и разнообразно отражать в речи свои ощущения. Например: «Золотые шары очень высокие цветы. Намного выше ребенка и
даже выше взрослого человека. Их цветок похож на круглый шарик, поэтому
их так и назвали. Эти цветы желтые и похожи на лимон, на желтое яблоко
или желтую грушу».
Во время наблюдения воспитатель побуждает детей к разнообразным действиям: предлагает показать руками, какой высоты ноготки, поднять руки вверх и сравнить эту высоту с высотой золотых шаров, погладить пальцем бархатцы и ощутить их мягкость, изобразить с помощью двух ладоней цветок золотого шара, положить на ладонь лист бархатцев и рассмотреть его резную форму.
Включает в обследование разнообразные органы чувств: предлагает понюхать цветы, прижаться щекой к бархатцам, погладить листья золотых шаров, закрыть глаза и ощутить аромат клумбы и т. п. (все описанные
действия возможны, если у детей нет предрасположенности к аллергии).
Приложение №2
Исследовательская деятельность:
Для данного исследования были взяты цветы – бархатцы. Первый цветок мы посадили в ёмкость с землёй и стали за ним ухаживать (поливать). Второй тоже посадили, но поливать его не стали. Третий цветок мы срезали с клумбы, и поставили в ёмкость с водой. Четвёртый – срезанный цветок, мы поставили в пустую ёмкость. Во время исследования возникли следующие вопросы: - «Цветы не поливаешь, что произойдет?»; - «Можно ли срывать цветы и выбрасывать?»; - «Как продлить жизнь срезанным цветам?». - «Какой цветок проживёт дольше?»;
По истечении двух недель, дети, посмотрев на то, что произошло с цветами, пришли к следующим выводам:
Если цветы не поливать, то они погибнут. Всё живое любит воду.
Цветы, растущие на клумбе, долго радуют нас своей красотой. А сорванный и выкинутый цветок, быстро погибает.
Если мы сорвали цветок, то его обязательно нужно поставить в воду, он будет дольше радовать нас своей красотой.
Цветок, который мы посадили в землю и ухаживали за ним, прожил дольше всех. Срезанный и поставленный в воду цветок, порадовал нас своей красотой всего неделю. Остальные цветы погибли (засохли).
Приложение № 3
Дети рассказали свои стихотворения о цветах, сопровождая показом картинок, которые были изготовлены совместно с родителями.
Приложение №4
Рисование:
- «Цветочек для мамы» (по выбору детей).
Приложение №5
Дидактическая игра «Собери цветок из лепестков»
Цель: закрепление сформированных знаний о строении цветка, геометрических фигур «круг», «овал», основные цвета.
Ребёнок, назвавший часть цветка правильно, подходит и наклеивает лепесток. Дети любуются получившимся цветочком. Дают ему название: «Цветик восьмицветик».
Приложение №6
Подвижная игра – «Живая клумба цветов»
Воспитатель говорит:
«Дети, давайте играть! Вы будете цветами на клумбе, а я стану вами любоваться. В середину встанут ребята, которые будут „золотыми шарами”, они поднимут руки вверх – ведь эти цветы очень высокие. Вокруг них встанут дети - ноготки”. А последний круг образуют дети -„бархатцы”. Они присядут на корточки – ведь бархатцы – самые низкие цветы». После построения детей воспитатель ходит вокруг «клумбы» и приговаривает: «Ах, какая красивая желто-оранжевая клумба! В середине высокий букет желтых золотых шаров, вокруг
огненные ноготки! А самые крайние – темно-оранжевые бархатцы! Прекрасная клумба! Но вот подул сильный ветер, и все цветы зашевелились! Ожили! Пошли!» При этих словах дети -«золотые шары» вращаются вокруг себя и помахивают руками – качаются на ветру.
«Ноготки» идут хороводом в одну сторону, «бархатцы» движутся хороводом в другую сторону.
Приложение № 7
Аппликация: (коллективная) - Коллаж «Ваза с цветами»
Кировского областного государственного образовательного бюджетного учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом села Спас-Талица Оричевского района».
Цель: Воспитывать бережное отношение к природе, закреплять знания детей о том, что цветок – живой организм.
Задачи:
Расширить представления детей о характерных признаках весны;
Развивать представление об окружающем мире, расширить и уточнить знания детей о цветах (особенности строения, что надо для выращивания);
Упражнять в употреблении существительных во множественном числе;
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы,
Развивать диалогическую речь;
Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
Упражнять в звукопроизношении, развивать лексический словарь детей;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Подготовительная работа: чтение рассказов, стихов о весне, рассматривание иллюстраций с изображением цветов, насекомых, наблюдение за весенними изменениями в природе, игры малой подвижности, дидактические игры, разучивание физкультминуток, отгадывание загадок.
Методы и приемы:
Практические: дидактическая игра «Один-много», игра «Найди пару»; задание «Сравни цветы»; трудовое задание «Посеем семена цветов в ящички».
Словесные: стихотворения о цветах; аудиозапись «Пчелы», ситуативный разговор о культуре и безопасности поведения в природе; отрывки из музыкальных произведений на тему «Цветы».
Наглядные: просмотр видеосюжета «Пчелы вылетают из улья», рассматривание книги с иллюстрациями цветов в лесу, на лугу, на поляне; просмотр презентации «Цветы»; рассматривание картинок «Садовые цветы».
Материалы и оборудование: компьютер, презентация «Цветы», видеосюжет «Пчелы вылетают из улья», проектор, экран, магнитофон с аудиокассетами, аудиозаписи «Пчелы», отрывки музыкальных произведений на тему Цветы»; игрушка пчела; мольберт; книга с иллюстрациями цветов в лесу, на лугу, на поляне; шапочки цветов по количеству детей; картинка солнышка; большие пакеты семян и изображением садовых цветов; столы, стулья (по количеству детей); ящички с землей, лейки с водой, фартуки, заваренный час с цветками мелисы.
Литература:
-«От рождения до школы» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - Москва: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010. - 263 с.
Рыжова Н. А. Наш дом - природа / Н. А. Рыжова. - Москва: Карапуз, 2005. - 192 с.
А. Богдарин «Знакомые цветы».
Т.А.Шорыгина «Цветы. Какие они».
Организационный момент: дети стоят в кругу, держась за руки.
Воспитатель: Ребята, здравствуйте! Я рада видеть вас! Посмотрите, как светло вокруг, это весеннее солнышко заглянуло к нам в окно и улыбается нам. Улыбнитесь солнышку.
Солнышко
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
Воспитатель: Вот и пришла к нам долгожданная весна. Что принесла нам весна?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Весна принесла много солнечного света и тепла. Растаял снег и лед. Земля пробуждается от зимы: на деревьях набухают почки и появляются молодые листочки, возвращаются перелетные птицы, появляется первая травка, распускаются первоцветы. Отгадайте, какой весенний цветок распустился самый первый.
На тонкой ножке,
Висит колокольчик,
Он первый цветет,
Весну зовет.
(Подснежник)
(1 Слайд)
Воспитатель: Правильно, это подснежник. Появляется подснежники на проталинках, это очень нежные и красивые цветы.
Воспитатель:
Какой цветок распустился на лесной полянке?
На зелёной ножке,
Фонарики, горошки,
Ароматны и милы,
Поскорей их назови!
(Ландыш)
(2 слайд)
(ответы детей)
Воспитатель:
Правильно. Подснежник и ландыш растут в лесу.
Когда солнышко прогреет землю, на пригорках появляются другие цветы, яркие, очень красивые.
Появились на пригорке желтенькие точки,
Это солнцу улыбнулись первые цветочки.
(Мать – и - мачеха)
(3 слайд)
Воспитатель: Правильно, они словно маленькие солнечные капельки рассыпались по пригорку. Вслед за мать - и - мачехой распускаются цветы, тоже похожие на маленькие солнышки, что это за цветы?
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.
(Одуванчик)
(4 слайд)
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла волшебную книгу, с её помощью можно заглянуть в любой уголок леса. Полянки и полюбоваться первыми весенними цветами.
(рассматривают картины в книге, ситуативный разговор о бережном обращения с цветами)
Дидактическая игра «Один - много»
Воспитатель называет единственное число существительное, а дети – множественное число.
Воспитатель называет существительное во множественном числе, дети придумывают с ним предложение «Я увидел много…».
Воспитатель: Весной все просыпаются от зимнего сна. Прислушайтесь, кто это проснулся?
(Звуки природы « Пчела»).
(Появляется игрушка пчелы.)
Пчела: Ах, как долго я спала. Вот и весна, солнышко, распустились цветы. Пора приниматься за работу, собирать пыльцу. Но мои подружки так крепко уснули, что даже солнышко их не разбудило. Помогите, ребята, мне разбудить моих подружек. Чтобы они проснулись, нужно дружно спеть мою песенку.
(Дети длительно произносят звук «Ж».)
На экране появляется видеосюжет «Пчелы вылетают из улья».
Пчела: Спасибо вам ребята за помощь. Вы очень хорошие и дружные ребята. Мне очень понравилось, как вы поете мою песенку, можно мы с подружками к вам ещё прилетим, чтобы спеть нашу песенку? Ребята, только не забывайте, что нас нельзя трогать руками, мы можем рассердиться и сильно ужалить. А сейчас нам пора лететь, собирать нектар.
Воспитатель: Пчелки улетели, но обещали к нам вернуться, приготовим к их возвращению подарок? Что больше всего любят пчелы?
Дети:
Пчелы любят цветы, они собирают с них нектар и делают мед.
Воспитатель: Отцветут первоцветы и распустятся другие цветы. Предлагаю пойти на цветочную полянку.
(дети надевают шапочки цветов: ромашки, василька, колокольчика, иван-чая, мышиного горошка, клевера).
Проводится физкультминутка «Цветы»
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку,
Да притопни ножкой,
Да головкой покачай –
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка,
А теперь водой умойся,
Отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все
День встречать во всей красе».
Воспитатель : Вот какие цветы на нашей полянке. Расскажите солнышку о себе.
(дети называют свой цветок, цвет лепестков, где растет, если ребенок затрудняется, помогает воспитатель).
Воспитатель: Очень красиво на полянке, цветов много и все они разные. Предлагаю найти свои парочки.
Звучит музыка.
Проводится игра «Найди пару»
Воспитатель: Ребята, мы совсем забыли о подарке для пчелок, предлагаю пойти скорей домой.
(дети смотрят на фото участка на улице)
Воспитатель: Как грустно на нашем участке, предлагаю на участке сделать клумбу и посадить на ней цветы. Это и будет подарок для пчелок. Цветы бывают полевые, луговые, а бывают садовые. У меня есть два пакета таких цветов, это настурция и астры.
(дети рассматривают семена и картинки цветов, сравнивают их)
Воспитатель: Чем они похожи? (стебель, листья, лепестки).
Воспитатель: Чем отличаются? (формой лепестков, цветом и т.д.).
Воспитатель: Ребята, но если мы их сегодня посадим на участке, они могут замерзнуть, сеять на улице цветы пока рано. Предлагаю посадить семена цветов в ящички, они в тепле начнут быстро расти, а когда и на улице будет тепло, мы вскопаем клумбу и высадим на неё цветы.
(дети подходят к столам с ящичками с землей, сеют семена цветов в разные ящики с табличками, присыпают землей).
Воспитатель: Что необходимо цветам для роста?
Дети: Цветам нужен свет, тепло и вода.
Воспитатель: Правильно, польем наши будущие цветы и поставим ящики на подоконник, где тепло и много солнечного света. Не будем забывать, что их надо часто поливать.
Раздается стук в дверь. Входит диетсестра.
Диетсестра: Здравствуйте, ребята, я узнала, что вы готовите подарок для пчел, посеяли семена цветов.
Дети: Мы посеяли в ящички семена цветов настурции и астры, будем за ними ухаживать. Когда на улице будет тепло, высадим цветы на клумбу.
Диетсестра : Молодцы. У вас получится замечательный подарок не только для пчел, шмелей, бабочек, но и для всех, кто придет на ваш участок. Можно и я тоже приду на ваш участок полюбоваться цветами? У меня есть клумба, на ней я выращиваю лекарственные цветы, все лето за ними ухаживаю. На клумбу часто прилетают пчелы, собирают нектар и поют свою веселую песенку. Приглашаю вас летом на свою клумбу. А сегодня я хочу угостить вас чаем из цветов мелисы. Он очень вкусный, ароматный и полезный.
(Дети пьют чай).
