Анализ стихотворения Маяковский В. В. «Ночь. Анализ стихотворения Маяковского “Ночь”
Бунтарство, многогранность и неординарность - всё это наиболее точно характеризует творчество величайшего поэта-футуриста 20 века Владимира Маяковского. Его произведения нашли массу положительных откликов от читателей и находят по сей день. Многомудрый Литрекон тоже черпает вдохновение в строках футуриста и любит трактовать их, к чему и вас призывает, господа.
Одним из известных футуристических произведений Маяковского считается стихотворение «Ночь», написанное в 1912 году. По сути, это был ответ на манифест итальянских футуристов. Маяковский был отчасти не согласен с их мировоззренческими позициями, так как «телеграфный стиль» в лирике считал слишком экстравагантным. Поэт выступал за нововведения в поэзии, но видел их в иной форме и подаче, нежели итальянцы. Хотя…Владимир был ярым поклонником творчества Ф. Т. Маринетти и даже приходил на его выступления в России. У знаменитого первооткрывателя футуризма он и позаимствовал «лесенку», но не просто «сбайтил», а довел уже известный метод до совершенства. Алмаз сделал не ювелир, но бриллиант – творение рук человеческих. Словом, для Маяковского данный манифест и его автор были очень важными важностями.
Этот творческий период поэта ещё не был подвержен влиянию революции 1917, поэтому в стихотворениях просматривались пессимистические ноты. Так и в произведении «Ночь» город предстал перед читателем именно в этих красках: темный, грубый и лживый.
Жанр, направление и размер
Как уже было сказано ранее, для Маяковского характерным направлением творчества является футуризм. Так и в стихотворении «Ночь» видны черты этого стиля: презрение к консерватизму, урбанистичность темы и эпатаж. Футуристическая неординарность превосходно просматривается в этом произведении. Образ ночи в ранней лирике Маяковского - это, прежде всего, жуткое одиночество, время для страстей и человеческих пороков.
Стихотворный размер «Ночи» — четырехстопный амфибрахий. Несмотря на то, что Маяковский раскрепостил русскую поэзию своими экспериментами, для этого произведения поэт выбрал классическую перекрёстную рифмовку, то есть созвучие четных и нечетных строк.
Образы и символы
После прочтения стихотворения перед читателем предстаёт жестокая и коварная ночь, которая растворилась под гнётом разврата и развлечений города. Только лирический герой видит за этой завесой темноты истинный упадок общества. Главный герой одинок в своих мыслях, так как кроме него никто не может освободиться от ложных иллюзий счастливой жизни. Наш герой - это некий образ судьи, осуждающего падение толпы.
Один из главных образов произведения - игорный дом. Именно он символизирует разврат, праздность и порочность городских жителей, потерявших себя в пучине развлечений. Возможно, он скрывал за этим образом не казино, а сравнение с игрой и притворством ночного города. Ведь для людей ночь становится временем именно для масок и перевоплощений.
Темы, проблемы и настроение
- На протяжении всего стихотворения читателей не покидает пессимистичное настроение автора, который, мягко говоря, огорчён состоянием толпы, потерявшей душу и собственное «Я».
- Поэт раскрывает тему жестокого и злого города, который, словно демон, меняет разврат, многочисленные пороки, богатство и власть на душу человека. Даже ночь меняет свой таинственный и прекрасный образ под губительным давлением этого общества.
- Проблема вырождения. Люди мельчают, тонут в перепотреблении и прячутся в ночь, чтобы скрыть свое ничтожество. Они доплясывают последний акт, и это напряжение уже чувствуется в атмосфере текста.
- Автор раскрывает проблему одиночества поэта среди массы, которая словно «пестрошерстая быстрая кошка» не желает ничего, кроме веселья. Общество пришло в упадок, оно фальшиво и тщеславно, поэтому ни творец, ни лирический герой не могут найти единомышленников.
- Также автор поднимает тему пира во время чумы. Люди обезумели, общество в агонии и предчувствии грозы. Тогда в России правящая элита и буржуазия были одурманены своим высоким положением, в то время как народ, да и страна в целом, не могли похвастать тем же. Поэтому и кажется этот игорный дом сборищем лицемеров, которые не замечают ничего вокруг, кроме тупой потребности растрясти капитал на приятные мелочи.
Основная идея
Главная мысль — это бунт Маяковского против заурядного и пошлого общества, которое за этой непреодолимой тягой к ложным идеалам не видит живого человека. Свои мысли о душераздирающем одиночестве автор воплотил в лирическом герое, отвергнутом жестоким окружением. Герой хочет убежать и скрыться от этой серой массы, но всё бессмысленно: она затопила все улицы.
Средства художественной выразительности
Несмотря на сложный футуристический язык стихотворения, в нём все же можно выделить средства художественной выразительности. Например, автор использует:
- яркие эпитеты (черным ладоням, зовущие лапы),
- метафоры (Толпа — пестрошерстая быстрая кошка),
- сравнения (как желтые раны, огни).
Включая в тексты своих произведений замысловатые метафоры, свойственные футуристам, он всё же пытался сохранить классическую смысловую составляющую стихотворения: противостояние поэта и толпы, пророка и паствы, индивидуальности и серой массы.
Чего-то не хватает? Напишите в комментариях, будем рады помочь.
Ночь – время тайн и страхов. В какой-то степени это отголосок верований древних людей, которые, провожая солнце за горизонт, не были уверены в том, что оно появится из-за горизонта вновь. Не случайно Федор Тютчев , поэт XIX века, ночь с бездной, полной страхов, а день – с «золототканым покровом». Для поэтов-модернистов ХХ века ночь была очень притягательна. Например, в раннем творчестве Владимира Маяковского есть свое стихотворение «Ночь» (1912), об анализе которого и пойдет речь далее.
Что такое ночь для романтика? Время свиданий, время любви. Но для Маяковского ночь – это, скорее, время человеческих страстей и не только любовных. Начинается стихотворение «Ночь», как многие другие его стихи, вполне эпатажно. Первое четверостишие содержит почти одни эпитеты. Только к чему они относятся, остается загадкой. Например, «багровый и белый отброшен и скомкан» . О чем это? Можно предположить, что это день - контрастное с ночью время суток. Белый день и багровый закат вполне сочетаются друг с другом, а «отброшен и скомкан» день, разумеется, ночью, ведь небо темнеет неравномерно, что и вызывает подобную ассоциацию.
Однако следующая строка до сих пор рождает споры:
В зеленый бросали горстями дукаты …
Кто-то представляет небо, начинающее темнеть и как бы зеленеть, а дукаты должны напоминать о звездах, появлявшихся горстями. Но есть и те, кто проводит параллель с зеленым сукном игрового стола, куда богатые люди щедро бросали золотые монеты в надежде обогатиться не обременительным для себя способом. Этот образ игрового дома , казино дополняют и «горящие желтые карты» , которые раздали «черным ладоням сбежавшихся окон» .
Так возникает атмосфера чего-то запретного, доступного не каждому. Ведь большинство официальных зданий уже закрыто, на них наброшены «синие тоги» - одежда священников, по крайней мере, именно в таком цветовом исполнении. Увеселительные заведения раскрывали свои двери для страждущих, а они, как можно догадаться, имели возможность отоспаться позже, когда другие уже оправлялись на службу. В свое время это была аристократия, которая еще со времен «Евгения Онегина» «полночь в утро обратя», могла позволить себе веселиться всю ночь, чтобы днем отдыхать.
Однако в начале ХХ века такую богемную жизнь вели и другие сословия: буржуа, промышленники, биржевые маклеры. Не случайно для всех этих героев автор выбирает интересный образ – «толпа – пестрошерстая быстрая кошка» . Толпа, вливающаяся в двери очередного ресторана или казино, напоминает герою гибкую, изворотливую кошку, которая всегда падает на лапы.
Такой образ даже симпатичен: неологизм «пестрошерстая» создает в воображении читателя яркую картину. Хотя речь и идет о толпе, она не воспринимается враждебно, ведь «каждый хотел протащить хоть немножко громаду из смеха отлитого кома» . Позже в стихотворении «Нате!» появится другой образ толпы - агрессивный, страшный, отвратительный: «стоглавая вошь» , ощетинившая ножки. Толпа-вошь пугает, а толпа-кошка вызывает желание погладить. Толпа-вошь – огромное чудовище, а толпа-кошка как будто распадается на множество мягких и пушистых зверьков. Возможно, поэтому герой представил себе их «зовущие лапы» и «в глаза им улыбку притиснул» . Но зрительный и телесный контакт прерван «ударами в жесть» хохочущих арапов.
Мозаика ночного города у Маяковского весьма причудлива. Казалось бы, откуда взяться арапам в ночном городе? Но ведь еще героиня пьесы А. Грибоедова «Горе от ума» старуха Хлёстова хвасталась своей арапкой-девкой. А это начало XIX века. В ХХ веке увидеть чернокожего человека на улице крупного города было делом обычным. Поэтому многие владельцы ресторанов или казино использовали их в качестве швейцаров у входа в свое заведение. Те привлекали публику не только своим необычным для европейца видом, но и соответствующим антуражем: красный костюм с золотыми позументами, шапочка с яркими перьями попугая, национальные инструменты.
Эта футуристическая картина ночного города позволяет в очередной раз посочувствовать герою ранней лирики Маяковского: он одинок и ощущает себя чужим на этом празднике жизни.
Самосадкина Екатерина
- «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского
- «Прозаседавшиеся», анализ стихотворения Маяковского
В 1917 году в творчестве В. В. Маяковского еще не доминировали революционные идеи, и в своих произведениях он провозглашал полный отказ от привычных поэтических образов. Ночь всегда вызывала у поэтов неоднозначные чувства. Для некоторых она была притягательна и хранила множество тайн. Другие считали, что это пора сомнений и страхов, рассеивающихся с наступлением утра. В стихотворении Маяковского "Ночь", анализ которого представлен ниже, это время суток олицетворяет человеческие пороки, притворство. В нем описывается город, в котором все люди жаждут власти и богатства.
Направление произведения
В анализе "Ночи" Маяковского нужно обязательно отметить, что произведение относится к популярному тогда направлению футуризму. Его поклонники противопоставляли свое творчество приверженцам классицизма. Они возвели в абсолют образность слова, иногда даже пренебрегая его смысловой составляющей.
Маяковскому импонировала экспрессия футуристов, но их стиль он считал неподходящим для написания лирических стихотворений. Хотя яркость и некую эпатажность образов в описываемом стихотворении можно наблюдать.
Образ игорного дома
Делая анализ "Ночи" Маяковского, нужно раскрыть один из важных образов стихотворения - игорный дом. Это символ праздности, разврата городских жителей, любителей легких денег. Для таких людей ночь - это не загадочное время суток, когда можно задуматься о смысле бытия.
Для них это время, когда можно попытаться стать богаче, когда можно притворяться и быть тем, кем хочется. Как же читатель может понять, что речь идет об игорном доме? Строка "в зеленый бросали горстями дукаты" подразумевает сукно, а дукаты - это монеты или фишки, которые игроки получали, сделав нужную ставку.
Многие непонятные на первый взгляд эпитеты подчеркивают названный образ. Например, под "синими тогами" поэт мог иметь в виду то, что все административные здания и другие учреждения, работающие днем, закрывались в ночное время, уступая места увеселительным заведениям.
Возможно, что под игорным домом поэт имел в виду не казино, а сравнение ночи с притворством, некой игрой. Люди, отправляясь развлекаться, надевали маски и праздно проводили время, не пытаясь увидеть и понять красоту ночного времени суток.
Образ толпы
Также в анализе "Ночи" Маяковского следует отметить, что не менее важным образом является толпа. Ее поэт сравнивает с "пестрошерстой быстрой кошкой". Ночью развлекались богатые слои населения, дельцы и другие представители буржуазии.
Понятие пестрошерстости создает впечатление праздных людей, готовых веселиться всю ночь. Таким личностям ничего не нужно, кроме денег, они тщеславны, они фальшивы. Люди стремятся взять себе побольше с этого притворного праздника счастья.
Главная тема стихотворения
В анализе "Ночи" Маяковского главная тема - это одиночество поэта среди разгульной толпы. Лирический герой отмечает, что на городских улицах уже главенствует не таинственная и прекрасная ночь, а наступает время разврата и притворства. Но не нужно забывать, что такой она стала лишь из-за людей.
Герой понимает все это, но не находит среди пестрой толпы единомышленников. Общество пришло в упадок, и никто этого не замечает. И поэтому герой чувствует себя беспомощным, и даже фонари для него не способны рассеять ночной сумрак.
Но он не оставляет попыток достучаться до толпы, надеясь увидеть, что хоть кто-то осознает упадок общества. Увы, людям неинтересны его размышления, они не хотят усложнять себе жизнь. Они продолжают безудержно веселиться, не замечая героя.
Другие характеристики произведения
В анализе стиха Маяковского "Ночь" нужно отметить, что большую роль здесь играют художественные средства выразительности. Поэт использует яркие эпитеты, метафоры и необычные сравнения, которые не всегда понятны читателям. Но это соответствует футуристическому направлению.
Стихотворение написано дактилем, трехсложной стопой, в которой ударным является первый слог. Способ рифмования - перекрестный. Это основные характеристики звуко-ритмической структуры произведения.
В стихотворении поэт описывает ночной город, его причудливый пейзаж. В отличие от приверженцев классицизма, для него ночь не была источником вдохновения и восхищения. Владимир Владимирович видел, как многие степенные и уважаемые люди с наступлением тьмы становятся другими - теми, кому нужны только деньги и развлечения.
Кстати, интересно и то, что образ арапа - это не просто дополнение к облику ночного города. В то время казино часто нанимали темнокожих людей как швейцаров, чтобы привлечь больше публики.
В кратком анализе "Ночи" Маяковского нельзя не упомянуть и о том, что в стихотворении еще нет смелых экспериментов с рифмами и образами, присущих поэту, но строки отличаются динамичностью. А экспрессия и непонятные метафоры добавляют произведению особенной выразительностью, свойственной футуристам. В то же время поэт старался, чтобы смысловая составляющая не терялась.
Некоторые стихотворения Маяковского иногда трудно интерпретировать из-за «грузных» метафор, многозначных образов. Команда «Литерагуру» поможет вам «справиться» с одним из его произведений.
В 1912 году Маяковский создал стихотворение «Ночь» и «Утро». В это время поэт занимается активной деятельностью: вместе с членами гильдии «Гилея» он участвует в выставках, организует чтения. Его первые стихотворения появились в альманахе «Пощечина общественному вкусу» где публиковались произведения футуристов.
Маяковский в ранних шедеврах выражает свой взгляд на предназначение искусства, выступает за отступление от классики.
Жанр, направление, размер
Стихотворение Маяковского написано в 1912 году, в это время поэт ещё не был поглощен проблемой революции, поэтому в произведении звучит тема одиночества, городской суеты, непонимания. Автор открыто выступает против норм русского языка, против классических эпитетов, метафор. Всё это позволяет определить направление стихотворения – футуризм. Необычные образы, игра слов, лингвистические эксперименты демонстрируют стремление поэта выразить протест прежним законам стихосложения. Однако произведение относится к ранней лирике, поэтому здесь есть деление на строфы, присутствует рифма.
Стихотворение написано дактилем, состоит из трёх катренов, рифма перекрестная.
Образы и символы
Каждый абзац наполнен образами, раскрывающими определенную тему. В первом четверостишии лирический герой говорит о наступлении ночи: «а чёрным ладоням сбежавшимся окон,/ раздали горящие жёлтые карты». Но в отличие от своих предшественников, Маяковский в ночи видит не что-то загадочное, мистическое, а только лишь воплощение похоти, разврата. В первых двух строках создаётся образ игорного домика: «зелёный» символизирует игральную доску. Маяковский затрагивает тему общества, поднимает вечные вопросы (жизнь – это игра).
Во второй строфе изображена обезличенная толпа. Герой не видит людей, перед ним лишь бездушные «бульвары и площади». Они все живут по одним правилам, поэтому любое отклонение в этом обществе будет выглядеть странным. Лирический герой чувствует себя одиноким в такой среде. Выражение «они обручали браслетами ноги» символизирует несвободу его действий, замкнутость.
Третья строфа также посвящена толпе. Лирический герой называет общество «пестрошерстой быстрой кошкой». По его мнению, у обывателей нет потребностей в духовном развитии, они лишь жаждут развлечений. Эту толпу можно сравнить с людьми, приходящими на выступления самого Маяковского. «Дверями влекомы», они идут ради забавы, а не ради постижения прекрасного.
Последняя строфа начинается с местоимения «я». Лирический герой обращает все внимание к себе: «зовущие лапы» толпы заставляют его «протиснуть» неискреннюю улыбку. Он одинок в этом мире лжи, притворства. Образ толпы сравнивается с беспощадным, диким зверем. Герой не может найти ничего общего с окружающим миром, вокруг него царит непонимание («хохотали арапы»).
Темы и настроение
Стихотворение проникнуто отчаянием, чувством безысходности, тоской. Герой осознает, что нельзя исправить этих «зверей», которые его окружают, что он всегда будет чужим среди обывателей. Он с презрением наблюдает за их пошлой, разгульной жизнью.
В произведении поэт рассуждает над темами, которые не раз отражались в творчестве Маяковского.
- Поэт затрагивает тему общества. Его лирический герой видит испорченную толпу, которая стремится не к развитию, а только к развлечению. Ночь утратила свой романтический облик, у Маяковского она символизирует похоть и разврат.
- Также Маяковский рассуждает над темой одиночества. Лирический герой чувствует себя лишним в этом обществе обывателей и никогда не сможет найти себе в нём место. Ему некуда уйти – всюду будут одни и те же «маски».
- Тема природы неотъемлемая часть творчества Маяковского. Во многих шедеврах футуриста присутствуют образы окружающей среды. В данном произведении он неоднократно обращается к природе: «пестрошерстая быстрая кошка», «крыло попугая», «зовущие лапы». Лирический герой сопоставляет зверей с толпой, показывая её дикость. Также название самого произведения обозначает природное явление. В этом мире все неразрывно связано друг с другом, человек неотделим от окружающей среды.
Основная идея
Этими абсурдными строками Маяковский стремился не только продемонстрировать мастерство футуриста, но и показать обществу его истинное лицо. Люди слишком сильно зависят от развлечений, они утратили духовные ценности. Личность всегда будет чувствовать себя одиноко в таком окружении.
Средства художественной выразительности
Использование определенных тропов способствовало созданию футуристического стихотворения.
- Так, важную роль во всем произведении играет такая стилистическая фигура, как метафора. Маяковский избегает прямых и понятных выражений, заставляя читателя самого додумывать. Вместо слова «закат» автор использует лишь «багровый», вместо «игральная доска» — «зелёный».
- Также Маяковский использует разновидность метафоры – метонимию. Он называет общество «бульваром и площадью». По его мнению, эти понятия можно заменять друг другом на основании сходства. Такой приём оживляет город, делает его отдельным лирическим героем.
- Важное значение в тексте играет сравнение. Поэт называет толпу «пестрошерстой быстрой кошкой», указывая на непостоянность общества, вечную суету.
- Эпитеты («багровый», «белый», «чёрный», «жёлтый», «синие») создают настоящее полотно. Они оживляют стихотворение, придают ему динамичности.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Ранние стихи Владимира Маяковского причислялись им самим к популярному в те года течению футуризма. Футуристы противопоставляли свое творчество классическим поэтам, отбрасывали шаблоны и пытались продемонстрировать важность созерцательной составляющей и силу создаваемого ими словесного образа.
Сам Маяковский считал их, так называемый, “телеграфный стиль” чересчур “экстравагантным” и, в силу понятных причин, - неприемлемым в поэтической лирике. Однако, ему импонировала экспрессия футуристов, и это превосходно проглядывается в его стихотворении “Ночь”.
В первых же строках автор рисует силуэтный образ ночного города. В раннем творчестве Владимира Маяковского тематика города и городской жизни отождествляется с жутким одиночеством. Правда, город здесь сравнивается с неким игральным заведением - происходит противопоставление багрового заката и зеленого сукна игрального стола. Он намекает, что в данный момент происходит некая игра, притворство, возможно даже плутовство, именно это подразумевают слова “толпа - пестрошерстая быстрая кошка”.
Очевидно, что поэт демонстрирует толпу, пришедшую на его выступление. Сам Маяковский относиться к чтению стихов перед аудиторией с некоторым скепсисом, поскольку глупо рассчитывать, что тебя поймут и хоть кто-нибудь сумеет разгадать смятение души, “распинающегося публично”.
Толпа собралась потехи ради - развлечься, скоротать несколько часов, в то время, как поэт пытается повествовать о вещах, тревожащих душу. И вот, Маяковский чувствует себя посторонним. Он решительно не вписывается в это скопление любопытных, и даже когда его одергивают, чтобы завязать беседу или полюбопытствовать о чем-либо, ему удается лишь протиснуть улыбку, после чего он все так же остается наедине с самим собой.
В этом произведении еще нет особенно ярких словесных экспериментов, еще нет бойкой ритмики и завлекающей рифмы, но зато здесь уже прослеживается жуткая динамичность, которая подхватывает с первых слов и не отпускает до тех пор, пока читатель не окунется в стихотворение сполна.
