Раздел V. Профессиональные союзы

Правовой статус (правовое положение) профсоюзов определяется Конституцией Украины (1996 года), которой гражданам Украины гарантируются права на объединение в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других интересов (ст. 36).

Работники, исходя из содержания ст. 36 Конституции Украины, имеют право на объединение в профессиональные союзы с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов.

Профессиональные союзы — это наиболее массовые общественные организации, действующие в соответствии с их уставами и представляют интересы работников в сфере производства, труда, быта, культуры и т.д. Профсоюзные органы вправе осуществлять надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, правил по охране труда и осуществлять другие полномочия в сфере труда, жилищно-бытового обслуживания работников и т.д. Широкие полномочия профсоюзных органов, предусмотренные Конституцией Украины, находят конкретную реализацию в таких основных правовых нормах: Кодексе законов о труде Украины (гл. XVI); Законе Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 15 сентября 1999 года, с существенными изменениями от 13 декабря 2001 года и уставах (положениях) конкретных профсоюзных организаций, которые принимаются на съездах, конференциях, учредительных или общем собрании членов профсоюза. Согласно указанных норм права, профессиональные союзы, а точнее их профсоюзные органы, осуществляющие свою деятельность в сфере труда в двух основных направлениях. Первый — это защита интересов работников, а второй — профсоюзные органы вправе выступать от имени профсоюза как работодатель, то есть использовать наемный труд. В отношении первого направления деятельности профессиональных союзов как защитника интересов работников в сфере труда, то их полномочия имеют широкую сферу применения. Это, в частности, при возникновении трудовых правоотношений, срок испытания при приеме на работу, в отдельных случаях, может устанавливаться, кроме согласования сторон трудового договора, по согласованию с соответствующим комитетом профсоюза до шести месяцев, тогда как при общем срока испытания для служащих он не может превышать трех месяцев.

Однако наиболее полно осуществляется профсоюзными органами защиту интересов работников в процессе трудовой деятельности, то есть когда трудовой договор заключен. Практически это касается как заключение, так и контроля за выполнением коллективного договора. Вместе с владельцем выборный профсоюзный орган предприятия решает вопрос введения, пересмотра или изменения норм труда, принимает участие в решении вопросов оплаты труда работников, в установлении формы и системы оплаты труда, внедрение размеров надбавок, доплат, премий и других поощрительных выплат. Вместе с профсоюзными органами владелец решает вопросы рабочего времени, времени отдыха, согласовывает графики сменности и предоставления отпусков. Профсоюзный орган дает разрешение на проведение сверхурочных работ, работ в выходные дни и т.п. Реальная защита профсоюзным органом интересов работников происходит и при прекращении трудовых правоотношений. Так, при увольнении работника по инициативе собственника, по основаниям, как выявление несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации или состояния здоровья, совершение прогула, систематического невыполнения работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором и в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, владелец может реализовать свое право, то есть уволить работника лишь получив предварительное согласие профсоюзного органа первичной организации, членом которой является работник (ст.43 Кзот Украины).

Наряду с указанным, профсоюзные органы, как и любое другое юридическое лицо, вправе выступать и как работодатель, то есть использовать наемный труд. Это касается прежде всего выборных профсоюзных постоянно действующих органов, которые для осуществления своих полномочий используют наемный труд разных категорий работников — служащих, инженерно-технических работников, обслуживающий персонал и другие, заключая с ними трудовой договор. Особенность профсоюзных органов как работодателей заключается в гармоничном сочетании использования наемного труда с целью защиты интересов работников в процессе реализации права на труд, при существовании трудовых правоотношений, при их изменении или прекращении. Иначе говоря, все профсоюзные органы: Федерация профсоюзов Украины, областные советы профсоюзов, городские советы профсоюзов (г. Киев и м. Севастополь), отраслевые профсоюзные органы, районные комитеты профсоюзов и первичные профсоюзные органы на предприятиях, в организациях, учреждениях, используя наемный труд как работодатели имеют целью защиту интересов работников в процессе их трудовой деятельности.


?МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Курсовая работа
по теории государства и права

тема Государство и профессиональные союзы

Новокузнецк 2011 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
3

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ
5
1.1.Понятие профессиональных союзов как институт общества. Сущность профессиональных союзов
5

9


13
2.1. Гражданское общество и профессиональные союзы как совокупность медиаторных групп
13
2.2. Роль профессионального союза в современной России: проблема взаимосвязей
17
2.3. Проблемы деятельности профессиональных союзов
22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
26

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы моей курсовой работы определяется следующими положениями.
Профессиональные союзы есть крупный самостоятельный институт общества, от функционирования которого зависит формирование рыночных отношений, становление социального государства, развитие экономической демократии. Без профессиональных союзов наемный труд оказывается во власти частного предпринимательства, администраций и государства, на объективную, социально ориентированную политику которых, в случае отсутствия соответствующих «противовесов» рассчитывать трудно.
Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профессиональные союзы – с другой. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил.
В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.
Профессиональные союзы, представляя на рынке труда интересы работников, преследуют цель увеличения спроса на труд и повышения заработной платы.
Цель данной курсовой работы – исследовать роль государства и профессиональных союзов в современных условиях.
Указанная цель достигается путем решения следующих задач:
– изучить роль профессиональных союзов;
– изучение влияния профессиональных союзов на рынки труда, в том числе и на российский рынок труда;
– изучить роль государства и его влияние на профессиональные союзы;
– сделать выводы по проделанной работе.
– обобщение выводов по проделанной работе.
Информационная база курсовой работы – законодательные акты, учебники по экономической теории, публикации в материалах периодической печати, а также статистические данные.

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ.
1.1. Понятия профессиональных союзов как институт общества. Сущность профессиональных союзов.
Профессиональные союзы есть крупный самостоятельный институт общества. Рассмотрение профессиональных союзов как социального института предполагает выявление предпосылок и условий, которые делают процесс институционализации возможным и необходимым, определение общественных потребностей, для удовлетворения которых институт создается, и тех функций, которые он осуществляет.
Немаловажным является оценка статуса – фактического и юридического – самого института, его позиций в структуре общества и статуса групп, в наибольшей степени определяющих функционирование и развитие института. Предусматривается и анализ ролей, выполняемых участниками в соответствии с их статусом, причин, порождающих дисфункции данного института. И наконец, имеет значение рассмотрение социальных механизмов, через которые институт осуществляет свои функции.
Рынок труда является важным элементом рыночной экономики наряду с рынком товаров и рынком капитала. При этом рынок труда, будучи объектом государственного регулирования, приобретает характер экономико-правовой категории. Он представляет собой особую совокупность экономических и правовых отношений, связанных с обеспечением эффективной трудовой занятости граждан, удовлетворением спроса и предложений на рабочую силу. Субъектами этих отношений выступают: безработные граждане, работодатели и государство, имеющие на рынке свои общие и особые интересы.
Профессиональные союзы (Trade unions) – это добровольные профессиональные объединения трудящихся, созданные с целью защиты экономических интересов работников (прежде всего, улучшения условий труда и повышения заработной платы).
Профессиональные союзы, имея транзитный, маргинальный статус, выполняют функции посредника между работодателем (собственником, предпринимателем) и наемным работником как непосредственным производителем товаров и услуг. Они как бы аккумулирует претензии двух сторон и стараются разрешить их в пользу работника.
В составе системного института, каковым являются профессиональные союзы, действуют пединституты или частные институты, имеющие социально-технологическую природу и организующие конкретные социальные практики. Это институт коллективных договоров и соглашений, институт социального партнерств, институт представительства и членства. Данные институты нормативно и организационно регулируют процессы взаимодействия субъектов – наемного работника, предпринимателя, государства – внося сюда элементы упорядоченности и контроля. Через институты коллективных договоров, партнерства и представительства профессиональные союзы осуществляют ныне основной объем практической работы.
Поскольку функции профессиональных союзов определяются их сущностью и стоящими перед ними задачами, то в свою очередь совокупность функций выражает собой социально-политическую природу (сущность) профессиональных союзов.
Сущность профессиональных союзов может быть только одна, поэтому единой должна быть и сущность функций. При многообразии функций, форм и методов деятельности профессиональных союзов их сущность, их социальное значение остаются неизменными: как школы защиты своих интересов, школы управления. Отсюда – неразрывное единство защитной функции (общепризнанной) с другими функциями (социально-экономической, участие в управлении, культурно-воспитательной).
В мировой практике профсоюзная организация предполагает независимое добровольное объединение работников с целью представления и защиты их социальных, трудовых и иных прав и интересов во взаимоотношениях с работодателем. Дело в том, что в сфере отношений «работник-работодатель», несмотря на существующие защитные нормы и законы, присутствует определенный дисбаланс, причем, как правило, не в пользу работника. (Например, если между работником и его начальником произошел конфликт по вине работника (по причине нарушения трудовой дисциплины, к примеру), то виновная сторона – работник – может понести наказание вплоть до увольнения. Если же виновен начальник (вследствие неэффективного менеджмента, отсутствия компетентности), то понести наказание может опять работник!) Налицо существенная асимметрия реальных прав.
Первая и главная, основополагающая идея профессионального союза – правозащитная и представительская функция. С одной стороны, профессиональные союзы – это законный представитель интересов трудового коллектива в отношениях с работодателем. Представительство прав и интересов означает выступление от имени коллектива (а не только отдельных работников) во взаимоотношениях с работодателем в форме коллективных переговоров, заключении коллективного договора, разрешении коллективных трудовых споров. С другой стороны, профессиональный союз выступает как субъект практической правозащитной деятельности, защищая профессиональные и иные права работников, доверивших ему такое право (членов профессиональных союзов).
Именно возврат в этим функциям является перспективным с точки зрения дальнейшего существования профессиональных союзов и вполне логичным в русле современных процессов. Эту мысль необходимо осознать не только работникам и профсоюзным лидерам, но и работодателю для выстраивания конструктивных взаимоотношений, принятых в общемировой практике. Профессиональный союз и руководство «вынуждены» строить отношения, и другого здесь не дано.

1.2. Функции профессиональных союзов
К основным функциям профессиональных союзов, как правило, относят следующие:
1. Организационная, или функция организации социальных практик. Эта функция профессиональных союзов состоит в том, что они организационно обеспечивают некоторое число долговременных и повторяющихся социальных практик. Это практики:
– разрешения индустриального трудового конфликта;
– осуществления социального партнерства;
– ведения колдоговорного процесса;
– проведения массовых акций;
– осуществления деятельности внутрисоюзных органов и организаций;
– обеспечения членства;
– осуществления международных контактов и связей и др.
2. Функция регуляции социально-трудовых отношений. Эта функция осуществляется профессиональными союзами на паритетных началах с основными социальными партнерами: государством и предпринимателями. Профессиональные союзы не управляют напрямую процессами в сфере социально-трудовых отношении, но участвуют в их регулировании на уровне своей компетенции и в интересах различных групп наемного труда.
Свое влияние профессиональные союзы оказывают в большей или меньшей степени, на следующие аспекты социально-трудовых отношений:
– оплата труда;
– условия, организация и нормирование труда;
– охрана труда и его безопасность (включая экологическую);
– занятость и безработица;
– приватизация;
– налоги и бюджеты в части, касающейся общественного труда.
Работа совместно с законодательными и исполнительными органами власти (не исключающую лоббирование), с работодателями по регулированию социально-трудовых отношений – это то поле, где профессиональные союзы на практике могут демонстрировать свою социальную полезность, так как включаются в создание нормативно-правовой системы, обязательной для всех социальных деятелей.
3. Защитная функция. Защитную функцию профессиональные союзы осуществляют, действуя преимущественно в пространстве законотворческой и законоприменительной деятельности через создание нормативно-правовых основ взаимоотношений между субъектами социально-трудовых отношений (национальный уровень) или переговорного процесса и колдоговорной практики (уровень предприятия).
4. Представительская функция. Представительская функция заключается в том, что профессиональным союзам законодательно предоставлено право выступать от имени и по поручению различных профессиональных групп работников, трудовых коллективов, работников, занятых в одной или нескольких отраслях, работников, проживающих на одной территории, выражать и отстаивать их интересы.
5. Контрольная функция. Контрольная функция профессиональных союзов рассматривается как одна из форм осуществления гражданского общественного контроля за действиями властей и работодателей в сфере социально-трудовых отношений, а также за деятельностью самих профсоюзных органов и организаций. Отсутствие надлежащего контроля в период экономического реформирования, когда профессиональные союзы по различным причинам оказались урезаны в правах контроля за многими процессами, породило в значительной мере многочисленные нарушения трудовых норм, от которых страдает все общество.
Контроль со стороны профессиональных союзов особенно необходим в обществе с неустоявшимся социальным порядком и несложившимися до конца ценностными структурами. Профессиональные союзы могут осуществлять более эффективный контроль в области социальной политики государства, в частности контроль за изменением налогового законодательства и формированием бюджетов, за ценами, устанавливаемыми естественными монополистами, за тарифами на жилищно-коммунальные услуги, за формированием государственного заказа, за оказанием финансовой помощи субъектам федерации и субъектам хозяйствования и в других вопросах.
Профессиональные союзы, объединяя людей труда и разделяя базовые трудовые ценности, выполняют важную функцию трудовой социализации, которая в самом общем виде означает освоение человеком роли работника. Особое значение имеет первичная социализация, то есть вхождение молодого человека в трудовую среду, освоение им норм внутриколлективной жизни и трудовой морали, начальную профессиональную подготовку, отношение к работе.
В своей деятельности профессиональный союз имеет возможность оперировать определенными ресурсами. Во-первых, это правовая база. Современное законодательство дает профессиональным союзам значительный ряд прав и гарантий, обеспечивающих исполнение уставных задач и обязательств перед членами профессионального союза. К этой ситуации необходимо относиться как к данности и строить отношения исходя из этих условий. К сожалению, об этих правах не всегда имеют представление не только работники, но даже представители работодателя и профлидеры.
Другим важнейшим ресурсным источником является членская база. Не зря давним лозунгом профессиональных союзов является «Наша сила – в единстве!». Массовость является, зачастую, решающим фактором в переговорах с государственной властью и работодателями, и не в последнюю очередь – с использованием акций прямого действия.
Третий из важнейших ресурсов профессиональных союзов – идеологический. Сама идея о достойном статусе человека труда, уважении его человеческого достоинства и прав со стороны государства и работодателей – от руководителя до непосредственного начальника, может являться стимулом профсоюзного членства. И именно такой подход, реализующий солидарность работника с его коллегами, взаимное уважение и самоуважение, должен быть идеалом в выстраивании отношений в коллективе, с руководством и государством.

ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СОВРЕМЕННОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
2.1. Гражданское общество и профессиональные союзы как совокупность медиаторных групп.
Под гражданским обществом понимается, даже на уровне обыденного сознания, нечто, противостоящее государству. Противостояние не означает, что гражданское общество и государство – антиподы, в идеале они – настоящие партнеры, взаимообуславливающие друг друга. Государство существует только и потому, что есть и функционирует гражданское общество, «поручая» государству от своего имени исполнять ряд общественно-значимых функций. В самом названии «гражданское общество» мы обнаруживаем определенность через «гражданина», а под этим имеется в виду «человеческий индивид, обладающий необходимыми правами для свободного использования своих сил и способностей и несущий полную ответственность перед законом, обществом и другими гражданами за свои действия».
Понимание гражданского общества как «системы внегосударственных общественных отношений и институтов, дающей возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающей разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества» дает нам возможность обнаружить место и оценить роль профессиональных союзов в формировании «общества граждан» в современной России.
Характеристика гражданского общества может быть осуществлена двумя способами:
а) описание общего фона, на котором складываются черты гражданского общества, анализ представленности тенденций гражданского общества в актуальной социальной ситуации;
б) оценка групп, формат которых соответствует медиаторным, посредническим функциям. Наш выбор в характеристике медиаторных групп – это профессиональные союзы.
Профессиональный союз в российских законах определяется как «добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов». Более точное определение – это добровольное, независимое от нанимателя и государства объединение наемных работников для защиты их экономических интересов, прежде всего в их отношениях с нанимателем.
Деятельность ассоциаций этого типа в современном мире активно представлена. Так, в современной Швеции членами профессионального союза является около 90% рабочей силы, в Бельгии и Дании – до 65%, в Великобритании – 50%, США – 20%. В Советском Союзе численность членов профессионального союза была почти поголовной среди занятого населения, так в 1960 г. профессиональные союзы на Урале объединяли 93,2% рабочих и служащих.
Само возникновение профессиональных союзов (в большинстве стран это произошло в начале XX в.) было связано с институциализацией индустриального конфликта, а, стало быть, способствовало скорее интегративным, нежели дезинтегративным социальным тенденциям. Можно сказать, что это было своеобразное средство устранения дисбаланса во взаимоотношениях групп разных уровней.
Профессиональные союзы в большинстве стран появились не до, а после формирования гражданского общества. Роль профессиональных союзов в трансформации гражданского общества, наделении рабочих и всего населения гражданскими, политическими, социальными и иными правами отличается от роли организаций нанимателей (российский их аналог – Союз промышленников и предпринимателей): «Профсоюзы… в своей деятельности, в том числе и в отношениях с государством, отстаивают интересы, (защищают) права больших групп граждан, а в ряде случаев и населения в целом, тогда как ассоциации нанимателей преимущественно защищают интересы небольшого круга граждан – основных владельцев и руководителей, входящих в ассоциации кампаний».
Как видно, большинство альтернативных профсоюзных объединений возникает в начале 1990-х гг. – на волне демократии и нововведений. Их существование, точнее – их деятельность, до сих пор оказывают влияние на ситуацию с трудовыми правами, а также на деятельность традиционных профессиональных союзов. Это подтверждается, в частности, историей с профессиональным союзом «Май» и организованными им акциями летом 1999 г. Однако сравнение по такому важному критерию, как количество членов профессиональных союзов не дает оснований для корректных сопоставлений деятельности двух организаций. Так, в январе 2001 г. Свердловской области в 8 тыс. первичных организаций старых профессиональных союзов состояло 1,2 млн. чел., а в Уралпрофцентре – лишь 8 тыс. чел.
На практике традиционные профессиональные союзы занимают самую низкую статусную позицию в социальном партнерстве. Профессиональные союзы на региональном уровне серьезно зависят от властей. Противостоять их позиции профессиональным союзам трудно, несмотря на кажущиеся могучие ресурсы. В большинстве случаев региональные профсоюзные структуры действуют в унисон правительству, их инициативы также укладываются в предложенный властями фарватер. Власти обладают мощным административным ресурсом и предпочитают договариваться с работодателями, а профессиональные союзы в договорном процессе – во втором эшелоне. Следует указать, что есть ряд обязательных форм установления взаимоотношений с властями и работодателями, которые профессиональными союзами инициированы.
Реальное влияние на социально-экономическое положение наемных работников оказывают результаты распределения финансово-экономической деятельности фирмы. Однако роль профессиональных союзов в этом процессе ничтожно мала.

2.2. Роль профессиональных союзов в современной России: проблема взаимосвязей.
Профессиональный союз как участник трудовых правоотношений играет важную роль в разрешении конфликтных ситуаций, вызванных пробелами и трудностям правоприменения трудового законодательства.
С уверенностью можно утверждать, что в целом Россия завершила переход к рыночной модели хозяйствования, однако нам еще предстоит довольно большая работа по отладке отдельных элементов этой системы. Это существенный, но не единственный аспект, определяющий состояние нынешнего российского законодательства о труде. Второй такой аспект является менее очевидным, но не менее значимым. Как известно, общественное сознание, как правило, обладает качеством инерционности.
С точки зрения организационно-правовых форм хозяйства мы молниеносно, по историческим меркам, ушли от прежней хозяйственной системы, но сказать, что в ментальности нашего общества укоренилась система взглядов, идей, наконец, стандартов поведения, которые в своей совокупности характеризуют то, что многими исследователями, прежде всего В. Зомбартом и М. Вебером, более столетия назад было определено как «дух капитализма», мы пока не можем.
Весьма устойчивым в российской правовой науке является ошибочное мнение, будто субъект права является единственно продуктом воли государства: государству достаточно назвать нечто субъектом права, как это нечто в самом деле становится субъектом права. На самом деле точно так же, как государство при любых условиях не может произвести на свет живое существо, оно не способно одним своим волеизъявлением создать субъекта права. Даже создание государственных юридических лиц предполагает производство необходимых действий по формированию материальных условий их существования: формулирование целей, наделение имуществом, определение организационной структуры и т.п. Признание же государством того или иного лица субъектом права представляет собой формальное условие его правосубъектности.
С другой стороны, далеко не все действующие субъекты права получают признание со стороны государства. Более того, правовому государству нет дела до деятельности некоторых субъектов до той поры, пока эта деятельность осуществляется в рамках закона. Эта категория лиц, легитимируемая в качестве субъектов права не государством, а иным правовым авторитетом, и определяется Е.Н. Трубецким в качестве нелегальных субъектов права. В качестве таковых он как раз и называет профессиональные союзы, кассы взаимопомощи и пр.
Применительно к различного рода общественным образованиям, в частности профессиональным союзам, в российском законодательстве наметился соответствующий подход. Так, например, декларируя независимость профессионального союза от государства, Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (ред. от 09.05.2005, далее - Закон N 10-ФЗ) в ст. 8 устанавливает правило, в силу которого любое звено профессионального союза и профессиональный союз, а также объединения профессиональных союзов могут регистрироваться в качестве юридического лица, но точно так же вправе вовсе не регистрироваться в этом качестве.
Развивая эту идею, можно было бы предположить о возможности существования трех типов правосубъектности профессионального союза.
1. В первом случае профессиональный союз получает признание (легитимируется) исключительно его членами. Иными словами, члены профессионального союза относятся к нему как к субъекту права, и он в самом деле, насколько получает признание со стороны своих членов, является для них субъектом права. Для внешних же субъектов, включая работодателя и государство, этот профессиональный союз в качестве субъекта права не существует. Ясно, что правосубъектность этого вида дает минимальные правовые возможности для данного субъекта права.
2. Во втором случае профессиональный союз легитимируется еще и внешним субъектом – работодателем. Вступая в коллективные переговоры и осуществляя легальные средства давления (включая забастовку, в том числе забастовку солидарности, или угрозу ее применения), профессиональный союз заключает с работодателем коллективный договор и тем самым получает признание со стороны работодателя. Иными словами, профессиональный союз постольку и настолько является субъектом права, поскольку и насколько он выступает субъектом прав и обязанностей, вытекающих из коллективного договора с работодателем. В данном случае спектр правовых возможностей профессионального союза более широк, нежели в первом случае, однако он все же является довольно ограниченным. В частности, не имея имущества, профессиональный союз не может выступать субъектом ответственности. Он не способен быть работодателем, принимать участие в отношениях имущественного характера.
3. Третий уровень правосубъектности обеспечивает наибольшие правовые возможности профессионального союза как субъекта права. Будучи легитимированным со стороны государства (то есть, действуя в качестве зарегистрированного государством юридического лица), профессиональный союз имеет возможность участвовать во всех видах правоотношений, включая трудовые (в качестве работодателя), имущественные, отношения ответственности, по защите своих прав и законных интересов в государственных судах и пр.
В большинстве экономически развитых стран эти права были конституированы на протяжении конца XIX - первой половины XX в. С другой стороны, дабы обеспечить независимость профессионального союза от государства, необходимо предоставить ему возможность выбора – регистрироваться в качестве легального юридического лица либо воздержаться от этого. С учетом сказанного обязательная государственная регистрация общественных объединений, в том числе профессиональных союзов в качестве юридического лица, справедливо рассматривается международным трудовым правом как практика, не присущая правовому государству.
Обращаясь к России, мы можем констатировать, что российское законодательство конституирует нормы, определяющие основы деятельности профессиональных союзов в условиях правового государства: конституционные права на объединение и на забастовку получили развитие и конкретизацию в обширном специальном законодательстве. Независимость профессиональных союзов от государства обеспечивается свободой государственной регистрации профессионального союза в качестве юридического лица. Вместе с тем приходится с сожалением признать, что действующее российское законодательство содержит много того, что весьма трудно соотнести с идеологией и практикой правового государства.
Действующий в настоящее время ТК РФ устанавливает, что увольнение по инициативе работодателя по указанным в законе причинам руководителей профсоюзных органов, не освобожденных от основной работы (то есть являющихся работниками у данного работодателя), допускается только с согласия соответствующего выборного профсоюзного органа (ст. 374 ТК РФ). Аналогичное правило действует и после окончания срока полномочий профсоюзных деятелей в течение 2 лет (ст. 376 ТК РФ). Более чем очевидно, что данное правило противоречит Конституции РФ, поскольку нарушает конституционное право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ).
Итак, ограничение государства и соответствующий рост свободы личности может реально осуществляться только в условиях реально существующего и действующего гражданского общества, которое и призвано принимать на себя функции, от которых освобождает себя правовое государство. До тех пор пока в России не сформируется гражданское общество, элементом которого, в частности, являются в сфере экономических отношений автономные, активные и авторитетные профессиональные союзы, нельзя ожидать, чтобы российское государство стало полностью соответствовать канонам правового государства. Поэтому никого не должна удивлять активность публичной власти, в том числе и в формулировании средствами законодательства таких гарантий прав и свобод, которые на первый взгляд выходят за границы ее компетенции.
Конечно, такая практика государства, весьма напоминающая ту, которая осуществлялась в России на протяжении XIX - начала XX вв. и именовалась «попечительской», должна иметь свои границы, определяясь соображениями строгой необходимости. Именно с учетом этого следует осуществлять пересмотр и дальнейшее совершенствование действующего Трудового кодекса РФ и законодательства о труде в целом.
В современных условиях российское государство вынужденно, в силу объективной необходимости, в ряде случаев выходить за пределы, ограничивающие деятельность не только правового, но и социального правового государства. Однако это вовсе не означает, что подобное положение вещей должно сохраняться впредь и на неопределенное время. Государство, в том числе и в сфере законодательства о труде, должно последовательно и осознанно проводить меры, направленные на избавление от рецидивов государственного патронажа и формирование начал гражданского общества. В частности, государственная опека профессиональных союзов должна иметь пределы и, как представляется, менять формы своего выражения - в противном случае мы никогда не сможем приблизиться к тому «духу капитализма», о котором говорили сто лет назад В. Зомбарт и М. Вебер.

2.3. Проблемы деятельности профессиональных союзов.
Трансформации профессиональных союзов мешает огромное количество мифов и заблуждений, которые по отношению к ним существуют у власти, бизнеса и населения. Более того, профессиональные союзы существуют в нынешнем виде только благодаря этим мифам, по привычке и традиции. Считается, например, что профессиональные союзы в России могут трансформироваться сами по себе, изнутри, в соответствии с требованиями современности. Такой сценарий крайне сомнителен. Если профессиональные союзы в России и трансформировались, то исключительно в результате целенаправленного государственного проекта. Так было и в момент их образования во времена Российской империи, и в период построения «государства развитого социализма» - СССР. И сколько бы власть ни пыталась убедить профсоюзных руководителей, что им надо меняться, создавать современные профессиональные союзы – все напрасно. Они просто не понимают, о чем речь, потому что сформировались в условиях СССР, всю жизнь занимались распределением и были государственными чиновниками. Более того, они испытывают тоску по тому «золотому времени». И заинтересованы только в одном – в сохранении своего нынешнего положения и суще
и т.д.................

Отношения найма

Наемный труд

Подавляющая часть населения страны, чтобы обеспечить себя необходимыми средствами существования, вынуждена предлагать свои услуги по труду за определенное денежное вознаграждение, называемое заработной платой. Эта часть населения продает особый товар - рабочую силу. Для торговли ею существует особый рынок - рынок труда. Последний напрямую связан с юридической свободой людей труда и их экономическим принуждением: «свободный» человек, не имеющий ни средств производства, ни средств существования, вынужден вступать в отношения найма. Но методы насилия (использование законодательства, полиции и даже армии против работников) не сразу исчезли, а широко применялись для того, чтобы заставить наемных работников смириться с невыгодными для них условиями купли-продажи рабочей силы, которые способствуют росту прибыли работодателей. Это, естественно, вызывало сопротивление, которое усиливалось по мере увеличения численности наемных работников и обогащения арсенала их борьбы за свои права. Новым в отношениях между трудом и капиталом стало образование профсоюзов, представляющих интересы наемных работников в переговорах с предпринимателями.

Профессиональные союзы представляют собой объединения работников одной профессии, отрасли или предприятия, созданные для защиты их интересов при согласовании с работодателями условий и оплаты труда. Профсоюзы превратили наемных работников в организованную силу на рынке труда, что и вынудило работодателей считаться с их интересами. В целом это способствовало тому, что противостояние двух сторон перестало принимать крайние формы.

В большинстве стран мира используются два основных способа купли-продажи рабочей силы: индивидуальные трудовые контракты и коллективные договора (соглашения). В коллективном договоре фиксируется согласование позиций сторон по самому широкому кругу вопросов. На национальном уровне подписываются генеральные соглашения. Они представляют собой документы, определяющие общие условия купли-продажи рабочей силы. Генеральное соглашение подписывают по итогам переговоров правительство, объединения работодателей и профсоюзы.

Рынок труда охватывает способы, общественные механизмы и организации, позволяющие продавцам (наемным работникам) найти нужную им работу, а покупателям (работодателям) - нанять работников, которые им требуются для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности.

Обращаясь к анализу рынка труда, необходимо помнить, что на нем выступают не бездушные товары, а люди, которые образуют органическое единство с рабочей силой, являющейся объектом купли-продажи. Поэтому следует принимать во внимание психологические, социальные, национальные, культурные, духовные и прочие аспекты поведения человека на рынке труда.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • сущность и основные характеристики рынка труда;
  • основные принципы функционирования организации;

уметь

  • прогнозировать и планировать потребность в персонале в соответствии со стратегическими планами организации и определять эффективные пути ее определения;
  • анализировать состояние и тенденции развития рынка труда с точки зрения обеспечения потребности организации в персонале;

владеть

Методами планирования численности и профессионального состава работников в соответствии со стратегическими планами организации.

Наемный труд и его основные характеристики

Любая экономическая деятельность человека или семьи, результатом которой является доход в денежной форме, рассматривается как доходное занятие (рис. 3.1).

Рис. 3.1.

Если рассматривать труд не как категорию, присущую всем атомическим системам, а как категорию рыночной экономики, то интегральное место в системе экономических отношений занимает прежде всего наемный труд.

Статус наемного ставит работника под опеку и защиту закона и самой организации (табл. 3.1). Именно организация нанимает и увольняет работников, обеспечивает рост их карьеры. Статус наемного работника не позволяет использовать его в качестве рабочей силы сверх меры, его не могут уволить без достаточных на то оснований. Наемный работник заключает контракт и наделяется определенными правами и обязанностями.

Таблица 3.1. Кто считается наемным работником

Аспект рассмотрения

Наемный работник

Самостоятельная

занятость

Налогообложение

Уплачивает налоги согласно Налоговому и Трудовому кодексам РФ

По Налоговому кодексу РФ для самостоятельной занятости

Может ли работать более чем в одной фирме

Обычно только в одной фирме

Число компаний, для которых может трудиться свободный работник, обычно не ограничивается

Инструменты, оборудование и средства транспорта

Предоставляются

работодателем

Обычно свои

Ежедневный контроль

Работа, как правило, задана в установленных границах и нормах

Обычно сам организует работу в собственных рамках

Может ли отказаться работать

Очень серьезные последствия при отказе выполнять работу

Обычно может отказаться от выполнения работы без особых последствий

За свой труд наемный работник получает заработную плату (жалованье), зависящую от различных тарифов, условий оплаты (нормирования) труда, контрактов и т.п., выполнение (нарушение) которых может вызывать конфликтные отношения с работодателями.

В условиях централизованной плановой экономики безраздельно господствовал государственный наем рабочей силы, носивший тотальный характер, все работники (за очень малым исключением) зависели от государства как главного работодателя.

Начиная с 1992 г. впервые выпускники вузов и других учебных заведений оказались на свободном рынке рабочей силы.

В дореформенные времена работник не был полностью экономически свободен распоряжаться своей рабочей силой; существовала масса различных мер бюрократического контроля и принуждения к труду на всех уровнях экономической иерархии. Труд рассматривался как обязанность, а не право. Отсюда появилась возможность не всегда обоснованного расширения сферы наемного труда.

Добровольная незанятость рассматривалась как административно или даже уголовно наказуемое деяние. По существу, не существовало главного условия существования самого наемного труда – рынка труда, предполагающего ничем не ограниченное передвижение рабочей силы и перелив ее из одной сферы хозяйства в другую, не говоря о том, что цена рабочей силы должна была бы в основном определяться рынком труда, а не централизованной, единой для всей страны тарифной системой и массой посторонних внерыночных факторов.

Наемный труд можно рассматривать в качестве трудовой услуги, которую работник оказывает своему нанимателю и опосредованно – обществу в целом. Такая "услуга" приносит работнику деньги, она же является основой для обретения им некоего статуса и самоидентификации. По этой причине люди изо всех сил держатся за нее, измеряя ею свои успехи, связывая с ней все свои ожидания как в отношении себя, так и в отношении своей страны; не мысля без нее своего будущего.

Трудовые услуги приобретают на рынке труда. Их можно предоставить, самих же работников купить нельзя, но при этом, покупая на рынке труда не способности человека к труду, а личность как таковую, предприниматель берет на себя и обязанность относиться к человеку как к личности. Это проявляется не только в обеспечении человека достойным заработком и соответствующим уровнем жизни, достойным уровня его профессиональной квалификации (что само собой разумеется), но и в расчете работодателя на то, что более благоприятные условия, которые он предоставляет работнику, должны выразиться в дополнительной трудовой отдаче работника. Процесс приобретения проходит несколько этапов: сначала устанавливается контакт между покупателем и продавцом трудовых услуг; затем проходит обмен информацией о цене и качестве; далее – по достижению договоренности – вступает в силу определенный трудовой договор о гарантиях занятости, в котором отражаются вопросы оплаты труда, стабильности предполагаемой работы, срок, на который она рассчитана, и др., т.е. на рынке труд распределяется по фирмам, отраслям, профессиям и регионам в соответствии с принятыми соглашениями, детерминируемым соотношением "трудовые усилия – компенсация", но при этом работник и работодатель действуют как равные партнеры (рис. 3.2).

Однако трудовые услуги неотделимы от самих работников, поэтому условия, при которых происходит приобретение услуг, всегда существенным образом сказываются на сделке и цене приобретения. Такими условиями могут быть: состояние рыночной конъюнктуры, существующие представления о "справедливости", условия труда, ограничения со стороны спроса и др. Эти условия, при которых совершаются сделки, могут увеличивать или сокращать размеры трудовых усилий, увеличивать и сокращать доходность от сделок и, соответственно, порождать более или менее выгодные, эквивалентные или неэквивалентные обмены между трудом и результатом. В результате формируются секторы прибыльного и неприбыльного приложения труда, которые имеют формальные, ресурсные и временные ограничения для переливов рабочей силы.

В настоящее время отношения между работником и работодателем не сводятся к простому контракту по продаже рабочей силы за денежное вознаграждение.

Наемный труд сокращается в принудительном порядке, потому что стремительный технический прогресс освобождает больше рабочей силы, чем ее требуется. До недавнего времени экономисты и политики надеялись, что уволенные найдут себе применение в сфере обслуживания. Между тем там тоже начался процесс автоматизации. Многие зарубежные экономисты и политики связывают свои надежды с новыми рабочими местами, подключенными к компьютерным информационным

Рис. 3.2. Партнерские отношения в системе "работник – работодатель"

сетям. Однако их явно недостаточно, чтобы трудоустроить миллионы рабочих и служащих, которых вытесняют (замещают) новые технологии. Развитие новых технологий, прежде всего информационных, приводит не только к прямой ликвидации рабочих мест. Расчищая путь глобализации, происходят пересортировка и перераспределение сохраняющихся .

Сегодня на смену традиционным производственным организациям, которые гарантировали занятость и хорошую оплату своим работникам в течение длительного периода, приходят аморфность и расплывчатость предприятий. Крупные предприятия все чаще передают выполнение части своих функций подрядчикам, перемещают производства в регионы с дешевыми факторами производства, прибегают к заключению временных контрактов с персоналом, используют работников в тече-

Рис. 3.3.

ние части рабочего дня, практикуют лизинг персонала и другие формы найма работников. Применительно к наемному труду это ведет к тому, что хорошо оплачиваемые, обеспечивающие занятость работы теперь не гарантированы большинству работников. В будущем более значимую роль будут играть кратковременные работы, требующие от человека гибкости, прагматизма и разносторонности. Следствием таких изменений на рынке труда становится изменение системы образования, соответствие которой требованиям быстро меняющегося мира является важнейшей проблемой современности.

Таким образом, в современных условиях процесс формирования наемного труда рыночного типа носит двоякий характер. С точки зрения отдельных людей это прежде всего проблема, которая разрешается появлением новых работников или же переходом части прежних наемных работников в разряд пауперов или маргиналов с последующей утратой своего социальнопрофессионального и материального статуса. В обоих случаях меняется состав социума, трансформация которого в новое состояние имеет свой специфический механизм и подчиняется общеэкономическим законам. Таким механизмом, в частности, является развитый рынок труда, посредством которого постепенно формируется армия наемного труда (рис. 3.3).

Например, разрабатывая бизнес-план, предприниматель изучает рынок товаров, которые собирается выпускать, ищет источники сырья, определяет необходимые оборотные средства и производственные площади и даже определяет потребность в рабочей силе. Но рынок труда работников соответствующих профессий остается вне его внимания. Не производится оценка содержания и характера труда и их соответствия образовательному и профессиональному уровню работников. Затем предприниматель сталкивается с необъяснимым явлением: оборудование импортное, сырье тоже, а продукция – отечественная.

  • См.: Размышления о будущем труда // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 2. С. 40.

Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

ГВУЗ «Приазовский государственный технический университет»

Кафедра экономической теории

Лекция № 8

По курсу основы экономичсекой теории

«ТРУДОВыЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА»

Составитель: к.э.н. ДЬЯКОВА М.С.

Мариуполь, 2014

Тема 8. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

1. Трудовые коллективы и профсоюзы.

2. Стоимость рабочей силы и рабочего места

3. Заработная плата её формы и функции

4. Влияние государства и профсоюзов на уровень заработной платы и рынок труда

Трудовые коллективы и профсоюзы.

Прежде всего отметим, что соединение рабочей силы со средствами производства происходит в обществе на уровне отдельных предприятий, когда индивидуальная рабочая сила включается в состав трудового коллектива.

При этом организационно-экономическая сущность данного соединения сводится к непосредственному использованию работником определенных средств и предметов труда вне зависимости от их принадлежности (собственности). Главное в этом процессе соединении – рационально организовать рабочее место, труд; добиться наивысших результатов при минимуме затрат рабочей силы и средств производства (СП).

Социально-экономическая сторона данного соединения указывает на его характер и способ. Т.е. если средства производства принадлежат трудовому коллективу или отдельному индивиду, то соединение носит непосредственный характер, оно основано на собственном труде. Если же они (СП) принадлежат капиталисту (индивидуальному, ассоциированному), то соединение осуществляется непосредственно, т.е. посредством купли-продажи рабочей силы и основывается на труде наемных рабочих. Однако совместная деятельность работников в современных условиях осуществляется с образованием трудовых коллективов.

Трудовой коллектив – это социально-экономическая форма организации трудящихся. Согласно закону Украины «О предприятии» в него входят все граждане, которые своим трудом принимают участие в его деятельности на основе трудового договора (контракта, соглашения) или других форм, регулирующие трудовые отношения работников и предприятия.

В политэкономическом понимании трудовой коллектив – это субъект экономических отношений, прежде всего отношений собственности, а также совокупный рабочий, который обеспечивает рациональное использование наличных ресурсов с целью создания и присвоения дохода.

Однако, если трудовой коллектив относится к предприятию, принадлежащему частному капиталу, то он является лишь субъектом организационно-экономических отношений (специализации, кооперации и т.д.).



В зависимости от формы собственности на средства производства формируются функции трудового коллектива.

Основной функцией трудового коллектива является производственно-трудовая (т.е. связанная с основной задачей – производить товары и услуги с целью удовлетворения потребности в них).

Следующей функцией трудового коллектива является производственно-финансовая , которая связана с мерами по повышению эффективности производства (интенсификация, ресурсосбережение) с целью получения большего дохода и прибыли.

Далее, социально-воспитательная функция . Она направлена на подготовку высококвалифицированного, инициативного работника; формирование стабильного, дисциплинированного трудового коллектива, создания благоприятных условий для высокопроизводительного труда; осуществления принципа социальной справедливости в распределении доходов, социальных благ.

Противоречия, которые возникают между государством и трудовым коллективом, а также последним и капиталистом возникают на почве распределения созданного им дохода, а также условий труда. Так, в бывшем Союзе из доходов трудовых коллективов в госбюджет отчислялось (забиралось) более 70%, т.е. превалировали так называемые «общенародные интересы», а коллективные были второстепенными.

С целью отстаивания своих интересов работники предприятия объединяются в профсоюзы.

Первоначально профсоюзы вырастали из рабочих клубов, временных забастовочных комитетов. Сформировавшиеся профсоюзы начали отстаивать: повышение заработной платы; сокращение рабочего дня; увеличение длительности отпусков; улучшение условий труда; предоставление дополнительной страховой помощи.



Первые профсоюзы возникли в середине XVIII в. в Англии, а в конце XVIII – во Франции и США.

При этом в Англии профсоюзы были запрещены парламентским актом 1799 г., во Франции – решением национального собрания 1791 г.

Однако под давлением рабочего движения эти законы были отменены (в Англии – 1825 г., во Франции – 1864 г., в Германии – 1869 г.). Позже и в других странах.

Конечно, объединенные в профсоюзы, рабочие добивались своих требований если и не полностью, то хотя бы частично (в повышении заработной платы, улучшении условий труда, сокращении рабочего дня).

Наибольших успехов профсоюзы добились в послеоктябрьский период (1917 г.) и после II мировой войны.

В этот период и были заложены основы трудового права, ставшего для профсоюзов ориентиром в борьбе за улучшение трудового законодательства.

В дальнейшем постепенно закрепилась система заключения коллективных договоров между профсоюзами и работодателями, предпринимателями.

А предметом переговоров при заключении договоров были:

Размер почасовой ставки заработной платы;

Длительность рабочего дня;

Условия определения пенсий и страхования в случае болезни, травм;

Процедура обжалования случаев увольнения работников.

Заключение подобных договоров (соглашений) – большое социально-экономической завоевание трудящихся и профсоюзов, положительно повлиявшее на общее развитие человека.

Однако и предприниматели отстаивали своё право на увольнение работников, которое в современных условиях включается в коллективные договора, но предполагающее определенную компенсацию по увольнению (за I-ые 36 недель после увольнения 100% заработной платы как это имеет место в автомобильной промышленности).

В то же время профсоюзы не только борются за права рабочих, но и уделяют всё больше внимания повышению и укреплению дисциплины труда работников на предприятии, повышению их опыта, квалификации, инициативы.

Более того, в коллективные договора стали включаться пункты о дополнительной материальной заинтересованности в высокоэффективной, инициативной работе работников. Расширяется практика выкупа части капитала, приобретения акций работниками. Предполагалось, что к 2000 г. сособственниками предприятий станут четверть всех работающих американцев. И этому во многом способствуют профсоюзы.

Все это не могло не сказаться на снижение активности рабочего движения в 80-е годы (в 3 раза уменьшается количество забастовок по сравнению с 70-ми гг.).

Такая тактика национальных профсоюзов совпадает с основными направлениями деятельности международной организации труда (МОТ), действующей при ООН.

Членом этой организации были и профсоюзы бывшего Союза с 1934 г. За годы своего существования МОТ принял 172 конвенции, нормативных акта, которые должны были регулировать социально-трудовые соглашения (Союз ратифицировал 43 из них).

В совей деятельности МОТ добивается социального партнерства между трудящимися и предпринимателями.

Что же касается профсоюзов в бывшем СССР, то их лидеры срослись с представителями партийно-государственной системы управления и защищали интересы, прежде всего, элиты.

Поэтому такое неприглядное существование рабочих было в ряде отраслей (угольной, химической, металлургической и т.п.). От 20 до 26% работали в условиях, унижающих достоинство человека, да и продолжают работать, скажем, в той же угольной промышленности.

Итогом такого отношения профсоюзов к своим функциям стало то, что забастовочные движения начали отворачиваться от официальных профсоюзов, создавая свои, независимые забастовочные комитеты. Особенно этот процесс был распространен в середине 1989 г., когда волна забастовочного движения охватила 40 областей бывшего Союза.

В то же время, в условиях реформирования экономики страйки и стачки не лучшее средство отстаивания своих прав, хотя и необходимы. Всё связано с теми потерями, которые они наносят народному хозяйству в целом (в 1989 г. только в Украине через стачки шахтеров и металлургов недодано было продукции на 187,3 млн. крб.).

В этой связи для снижения конфронтации между собственником средств производства и рабочими важную роль играет заключение коллективных трудовых договоров. В развитых странах эта система налаживания трудовых отношений получила официальный статус еще в начале ХХ ст. Остаточно признал эту систему и МОТ в 1949, 1951 гг. в своей конвенции о признании принципов права на организацию и заключения коллективных договоров.

У нас впервые эта система применялась успешно в период НЭПа. Затем после его сворачивания приобрела чисто формальный характер (в виде ритуала). И лишь в последние годы она начала возрождаться.

Так, в законе Украины «О предприятиях» сказано, что коллективный договор должен заключаться на всех производствах, где используется наемный труд между собственником и трудовым коллективом или уполномоченным им органом.

Коллективным договором регулируются производственные, трудовые и экономические отношения трудового коллектива с администрацией предприятия, вопросы охраны труда, социального развития, участия работников в использовании прибыли предприятия, если такое предусмотрено уставом предприятия.

Что же касается профсоюзов, то советам отраслевых профсоюзов федераций, независимым и другим профсоюзам предоставлено право заключать трудовые соглашения с правительством республики или другим органом власти. Так, в 1991-1993 г.г. такое соглашение было заключено между Правительством Украины и Советом федерации независимых профсоюзов республики.

Кроме того, республиканские объединения профсоюзов имеют право законодательной инициативы. Относительно же рабочей силы, которая является основным объектом в деятельности профсоюзов, то о ней речь пойдет в следующем вопросе.