Презентация на тему:Деепричастие. Презентация на тему "деепричастие" Совершенный вид - что сделав
Презентация на тему:Деепричастие Выполнила: Ученица 7«б» класса МОУ СОШ №1 Максименко Оксана
Деепричастие. Понятие о деепричастии.
Понятие о деепричастии. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом – сказуемым. Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? как? каким образом? почему? когда? и др.
Как и глагол, деепричастие обозначает действие и, подобно наречию, называет признак действия. То есть показывает, как совершается действие. В деепричастиях (как и в причастиях) объединяются значения двух частей речи – глагола и наречия.
Общее грамматическое значение. Общее грамматическое значение деепричастия – обозначает добавочное действие, которое показывает, как совершается действие глагола – сказуемого.
Морфологические признаки. Морфологические признаки деепричастия – сочетание в одном слове свойств глагола и наречия. Ярким морфемным признаком деепричастий являются суффиксы -а, -я, -в, -вши, -ши: крича, бегая, пробежав, умывшись, принёсший.
Синтаксические признаки. Синтаксические признаки деепричастия – в предложении деепричастие зависит от глагола и является обстоятельством.
Признаки глагола и наречия у деепричастия. Признаки глагола у деепричастия. 1. Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными: вытираясь полотенцем (невозвратное: и имеет суффикс –сь) 2. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида: решая задачу (несов. в.) – отвечает на вопрос что делая?; 3. Деепричастия распространяются, как глаголы: читать книгу – читая книгу;
Признаки наречия у деепричастия. 1. Деепричастия – неизменяемые слова. 2. В предложении деепричастие зависит от глагола – сказуемого и является обстоятельством. Частица НЕ с деепричастиями (как и с глаголами) пишется р а з д е л ь н о. Ответил не задумываясь.
Деепричастный оборот. Деепричастие с зависимыми от него словами называется деепричастным оборотом: Ветер дует порывами, /постоянно меняя своё направление./ Деепричастный оборот всегда выделяется з а п я т ы м и: /Сердито воя,/ дул холодный осенний ветер.
Словообразование деепричастий. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глаголов настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я: кричат – крича; блестят – блестя; От некоторых глаголов несовершенного вида деепричастия не образуются: пахать, печь, шить, петь, плясать. Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -в, -вши, -ши: крикнуть – крикнув; умыться – умывшись; принести – принёсши.
Архип Иванович Куинджи « Лунная ночь на Днепре»
- открывать, поднялся, манит, затягивая
- высоко, изогнув, темно, вверху
Знаю
Хочу узнать
Узнал новое
Деепричастие
как особая форма глагола
Цели :
- получить представление о деепричастии как особой форме глагола;
- понять, почему деепричастие является особой формой глагола, чем оно отличается от причастия, глагола и других частей речи;
- каковы морфологические признаки деепричастия и его синтаксическая роль;
- научиться находить деепричастия в речи и определять их признаки
Путешествие по страницам словаря
- Деепричастие произошло от двух слов:дее (от деяти в значении делать) + причастие (ср. причастность)
- Термин был введён грамматику М. Смотрицким в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.
План изучения деепричастия.
- Грамматическое значение.
- Морфологические признаки.
- Синтаксические признаки.
Узнал новое
! – удивило.
Какое слово является деепричастием? Объясните выбор.
1.поглядывая 3.умевший
2.взлететь 4.стремящийся
Найдите деепричастие несов.вида. Объясните выбор.
1.окутывая 3.набрав
2.одумавшись 4.не услышав
Выберите деепричастие несов. вида, невозвратное:
Уткнувшись, распустив, освещая.
1 вариант – выписать деепричастия несов.вида
2 вариант– выписать деепричастия сов.вида. Обозначить главное слово
1.ликуя от радости
2.набив ватой
3.дивясь ошибке
4.махая другу
5.выскочив раздетым
6.испекши булочки
Выпишите словосочетания: глагол+деепричастие
1.Медлительная, важная луна, опутав звезды сетью золотой, загадочно повисла над водой.
2.Сверкая, полная луна озаряет огромный простор.
3.Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату.
4.Берез веселый хоровод, шумя, встречает нас поклоном.
5.Шумели листья, облетая, лес заводил осенний вой.
Самопроверка
1.нашел деепричастие правильно
2. нашел деепричастие неверно
3.вызвало затруднение:
Проверка
1 вариант 2 вариант
ликуя от радости набив ватой
дивясь ошибке выскочив раздетым
махая другу испекши булочки
Проверка
повисла опутав
озаряет сверкая
вошла ворча и оглядываясь
встречает шумя
Шумели облетая
1. Признаки каких частей речи объединяются в деепричастии? Подчеркните правильные ответы:
а) имени существительного
б) имени прилагательного
в) глагола
г) местоимения
д) наречия
2. Что обозначает деепричастие? Подчеркните правильный ответ:
а) признак предмета;
б) признак предмета по действию;
в) основное действие;
г) добавочное действие предмета.
3. Какие грамматические признаки деепричастие берет у глагола? Подчеркните правильные ответы:
в) склонение;
г) переходность (непереходность) ;
д) спряжение;
ж) возвратность (невозвратность).
4. Как изменяются деепричастия? Подчеркните правильный ответ:
а) по лицам и числам (спрягаются);
б) по числам и падежам (склоняются);
в) не изменяются вовсе.
Тест на определение уровня. КЛЮЧ
5. Каким членом предложения обычно бывают деепричастия? Подчеркните правильный ответ:
а) определением;
б) обстоятельством;
в) дополнением;
г) сказуемым.
6. Какие суффиксы участвуют в образовании деепричастий несовершенного вида? Подчеркните правильный ответ:
а) – а, -я;
б) – в, -вши;
7. Подчеркните в рядах глагольных форм деепричастия:
а) плачущий, плача, плачет, плачь;
б) отдохнув , отдохнувший, отдохну, отдохни;
в) прикасаясь, прикасался, прикасается, прикасайся;
г) испугавшийся, испугавшись, испугаешься, испугался;
д) сойди, сойдя, сойду, сойдёт;
е) указав, указавший, указал, указать;
ж) чувствуют, чувствующий, чувствуя, чувствуем.
8. Образуйте деепричастия несовершенного вида и совершенного вида от глаголов:
Касаться – касаясь, коснувшись,
Встретить – встречая , встретив.
Правильно выполненным считается вопрос, если задание выполнено полностью без ошибок.
Определите свой уровень:
I ур. – 1 задание
II ур. – 2-3 задания
III ур. – 4-5 заданий
IV ур. – 6-7 заданий
V ур. – 8 заданий
Рефлексия
- Я знаю …….
- Я умею …………
- Я знаю и могу объяснить ……
Домашнее задание (по выбору)
- Составить текст «Письмо другу», употребляя деепричастия (около 10 предложений) оценка «5»
- Найти из художественной литературы 7-8 предложений, где встречаются деепричастия оценка «4»
- Упр. 571 выпиши только деепричастия, обозначая суффикс оценка «3»
Обобщение и систематизация материала по теме «Деепричастие»
Цель
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Тип урока : обобщающий урок - путешествие с использованием ИКТ
Оборудование : записи на доске, компьютер, экран, проектор, презентация, карточки с заданиями, кроссворд, программа «Фраза»
Ход урока
I . Организационный момент (объявление темы, цели, задач урока)
(слайды 1 - 5)
Ребята, сегодня у нас урок необычный, поэтому мне хочется, чтобы у вас было хорошее настроение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и останьтесь такими до конца урока…
Руководствуясь картой, мы с вами совершим путешествие по городу «Деепричастие», посетим главные достопримечательности этого города.
Самое известное место города - проспект Теоретический. Здесь мы вспомним самые важные сведения о деепричастии, встретимся с местными жителями этого города. Зайдем на площадь Словообразования, где вспомним, как образуются деепричастия. Пройдем по главным улицам Орфографическая и Пунктуационная, вспомним необходимые правила. Последний пункт - площадь Стилистическая, здесь мы закрепим умение правильно употреблять деепричастия в речи.
Вместе с нами отправятся в путь Артур и его забавные друзья.
Итак, в путь!
II . Основная часть урока.
1 ) Проспект Теоретический (слайд 6)
Закончите фразы… (слайд 7)
Цель: проверка теоретических знаний учащихся.
Решите кроссворд. Впишите в клетки деепричастия (слайд 8)
Цель: проверка умения отличать деепричастие от других частей речи.
Деепричастия очень часто используют поэты в своих стихотворениях.
Прочитайте стихи, найдите деепричастия, докажите, что выбранные вами слова - деепричастия (слайд 9)
Какую роль играют деепричастия в поэтической речи?
2) Площадь Словообразовательная (слайд 10)
Для того чтобы не делать орфографических ошибок при написании деепричастий, необходимо понимать, как они образованы.
Расскажите, что вам известно о деепричастиях совершенного и несовершенного вида.
Распределительный диктант (по вариантам) (слайд 11)
Физминутка
3) Улица Орфографическая (слайд 12)
С какой орфограммой мы познакомились в теме «Деепричастие»?
(правописание НЕ с деепричастиями)
Задание всему классу: списать, раскрыть скобки, обозначить орфограмму (слайд 13)
4) Улица Пунктуационная (слайд 14)
Задание всему классу: найдите предложения, в которых есть деепричастный оборот, графически обозначить его (слайд 15)
Индивидуальная работа за компьютером 8 человек (по программе «Фраза»)
5) Площадь Стилистическая (слайд 16)
Мы очень часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи, так как это способствует повышению образности, но, к сожалению, не всегда замечаем грамматические ошибки.
Задание: исправить ошибки в употреблении деепричастий (слайд 17)
6) Выполнение теста (5 заданий)
Цель: проверка знаний и умений по изученной теме.
III . Итоги урока (слайд 18,19)
IV . Рефлексия.
Домашнее задание:
1)подобрать из поэтических текстов примеры с использованием деепричастий;
2)выполнить морфологический разбор 2 деепричастий;
3)индивидуальная работа по карточкам (слабым учащимся)
Самоанализ урока
Урок будет проведен в 7б классе. Большинство учащихся успевают по русскому языку на «4» и «5».
Тема урока : Обобщение и систематизация материала по теме «Деепричастие»
Цель : обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте.
Задачи
Образовательные:
совершенствовать навык отличия деепричастий от других частей речи;
отработать практическое умение образовывать деепричастия;
совершенствовать навыки правописания деепричастий;
закрепить умение правильно ставить знаки препинания при деепричастном обороте.
Развивающие:
закрепить умение правильно употреблять деепричастия в речи;
развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умения анализировать, обобщать.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала, формы урока-путешествия, использования ИКТ.
Тип урока : обобщающий урок - путешествие с использованием ИКТ.
Оборудование : записи на доске, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, кроссворд, программа «Фраза»
Этапы урока:
1.Оргмомент (приветствие, настрой на работу, объявление темы, цели, задач урока)
2.Основная часть (выполнение заданий на повторение и обобщение материала)
Закончите фразы… (лингвистический рассказ о деепричастии)
Решение кроссворда (работа по парам)
Работа с поэтическими текстами, нахождение в них деепричастий с доказательством
Распределительный диктант (по вариантам)
Повторение орфограмм деепричастий
Индивидуальная работа за компьютерами (выполнение заданий по «Фразе»
Повторение пунктуации при деепричастном обороте
Работа над умением правильно употреблять деепричастия в речи
Выполнение теста
3. Итоги урока.
Домашнее задание (дифференцированное)
Использованы следующие методы обучения:
Словесные
Наглядные
Практические
Метод контроля
Формы обучения:
Фронтальная работа
Индивидуальная
Групповая
Дифференцированная
На этапе контроля для проверки орфографических и пунктуационных навыков применяю программу-тренажер «Фраза»(правописание Не с деепричастиями, запятая при деепричастном обороте). По окончании работы компьютер выставляет ученику оценку.
Считаю, что применение ИКТ на уроке необходимо, и мотивировано это тем, что они позволяют эффективно организовать самостоятельную работу на уроке; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам русского языка; активизируют познавательную деятельность учащихся; развивают творческий потенциал учащихся; осовременивают урок. Это позволяет воспитывать информационную культуру учащихся.
Учитель русского языка и литературы Дубровская Ирина Петровна
Урок повторения
Слайд 2
уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия;
научиться находить деепричастный оборот в предложении;
узнать условия обособления деепричастного оборота в предложении.
Слайд 3
Отвечает на вопросы:
- что делая?
- что сделав?
- каким образом?
- почему?
- когда? и др.
Деепричастие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие
к основному действию, выраженному глаголом- сказуемым.
Слайд 4
Признаки глагола у деепричастия:
И.А.Бунина “***":
Н.А. Некрасов “Однажды…":
…И, шествуя важно, в спокойствии чинном,Лошадку ведет под уздцы мужичок…;
И.А.Бунин “***":
В саду листки берез, без шороха срываясь,Средь тонких паутин, как бабочки, блестятИ, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,На блеклую траву беспомощно летят…
Возвратность:
Слайд 5
Признаки наречия у деепричастия:
неизменяемость;
в предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством
А.С.Пушкин “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…":
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,На дровнях обновляет путь;Его лошадка, снег почуя,Плетется рысью как-нибудь…
Слайд 6
Общее грамматическое значение деепричастия -
обозначение добавочного действия
Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза":
Люблю грозу в начале мая,Когда весенний, первый гром,Как бы резвяся и играя,Грохочет в небе голубом…
Слайд 7
1) Надо любить и ценить в человеке человека.
2) Живое чувство сострадания растёт и ширится в творчестве русских писателей.
3) Раздумывая о доброте я вспоминал свои прошлые поступки.
4) Милосердие надо воспитывать и поддерживать в человеке.
Найдите предложение, в котором есть глагольная форма, обозначающая добавочное действие к основному. (Знаки препинания не расставлены)?
3) Раздумывая о доброте, я вспоминал свои прошлые поступки.
Слайд 8
Морфологические признаки деепричастий: сочетание в одном слове свойств глагола и наречия.
1) Зима, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.
2) Отражаясь, березы ломались в пруду.
3) А месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам.
4) Но тихо дремлют кедры, обвесив сучья вниз.
Слайд 9
Морфемные признаки деепричастий:
суффиксы -а, -я, -в, -вши, -ши:
Слайд 10
Слайд 11
Зарождаясь в детстве, доброта
становится сильнее.
Доброта становится сильнее,
зарождаясь в детстве.
Выделите деепричастный оборот; измените предложение; расставьте знаки препинания, поставив деепричастный оборот.
Доброта зарождаясь в детстве
с годами становится сильнее.
Доброта, зарождаясь в детстве,
с годами становится сильнее.
Слайд 12
Как пишется частица не с деепричастиями?
- не) торопясь
- (не) годуя
- (не) читая
- (не) доумевая
- (не) говоря
- (не) навидя
- (не) смеясь
- (не) досыпая
- (не)досыпая
- Раздельно:
- не торопясь
- не читая
- не говоря
- не смеясь
- не досыпая
Слайд 13
Отредактировать данный текст, заменить 3-4 синтаксических конструкции на деепричастные обороты.
1. Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось.
2. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид.
3. Вот задрожала осиновая роща.
4. Листья становятся мутного цвета.
5. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу.
6. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей, рассекая воздух.
7. Заметались беспокойные муравьи, сбились в кучу.
8. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас.
9. Над самой головой раздается оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.
Домашняя работа:
Слайд 14
Работу сделала учитель русского языка и литературы ОУ №555
Cлайд 1
Деепричастие – это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая отвечает на вопросы: что сделав? что делая? и обозначает дополнительное действие к глаголу (сказуемому)Cлайд 2
Признаки деепричастия От глагола Вид Совершенный Несовершенный Переходность Переходный Непереходный Возвратность Возвратный Невозвратный Имеет при себе зависимое слово – наречие или сущ. Что сделав? Что делая? Сочетается с сущ. Вин. п. без предлога Не сочетается с таким сущ. Есть постфикс -ся- или -сь- Нет такого постфиксаCлайд 3
Признаки деепричастия От наречия Не изменяется (не имеет окончания) Зависит от глагола (вопрос к деепричастию можно задать только от глагола (сказуемого) В предложении - ОБСТОЯТЕЛЬСТВОCлайд 4
Образование деепричастий Несовершенного вида Основа глагола настоящего времени (что делает?) + Суффикс А (Я) Действие одновременное со сказуемым Совершенного вида Основа инфинитива сов. вида (что сделать?) + Суффикс В (ВШИ/ШИ) Действие предшествует сказуемомуCлайд 5
Люблю грозу в начале мая. Когда весенний, первый гром, Как бы смеяся и играя, Грохочет в небе голубом… Ты скажешь, ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила.Cлайд 6
Домашнее задание Упр. 576 Упр. 586 (4 любых глагола) Упр. 587 (4 любых глагола) Морфологический разбор слова СГИБАЯCлайд 7
Словосочетание, где главное слово – деепричастие – Деепричастный оборот (Д.о.) Весь оборот - ОБСТОЯТЕЛЬСТВО Деепричастный оборот и деепричастие выделяются запятыми (обособляются) В состав Д.о. могут входить и прилагательные В синтаксическом разборе предложение с деепричастием или Д.о. называется осложненным ОБОСОБЛЕННЫМИ ОБСТЯТЕЛЬСТВАМИCлайд 8
Домашнее задание Упр. 581 + синтаксический разбор 5-го пр-я Упр. 584 (3-4 предложения)Cлайд 9
Задание 1 вариант: найти предложения с одиночным деепричастием, выделить буквы, которые их обозначают, поставить знаки препинания 2 вариант: найти предложения с деепричастным оборотом, выделить буквы, которые их обозначают, поставить знаки препинанияCлайд 10
А) Зима. Кр стьянин торжествуя На дровнях обн_вляет путь. Б) Его лоша_ка снег почуя Плетет_ся рысью (как) нибудь. В) На красных лапках гусь тяж_лый Задумав плыть по лону вод Скользит и пада_т на лед. Г) Мелька_т, в_ется первый снег Звездами падая на брег. Д) Все тихо. Свет_т ей луна. Обл_котясь Татьяна пиш_т. Е) Бегут меняясь наши дни. Ж) И если туча оросит Блуждая лист его др_мучий.Cлайд 11
А) Зима. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь. Б) Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь. В) На красных лапках гусь тяжёлый, Задумав плыть по лону вод, Скользит и падает на лед. Г) Мелькает, вьется первый снег, Звездами падая на брег. Д) Все тихо. Светит ей луна. Облокотясь, Татьяна пишет. Е) Бегут, меняясь, наши дни. Ж) И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий.