Певцы. Характеристика героя рядчик, певцы, тургенев
В рассказе «Певцы» автор рассказывает о том, какое впечатление производит на русского человека пение, и вместе с тем дает образ талантливого певца из народной среды. В корчме происходит состязание в пении между рядчиком из Жиздры и Яшкой Турком.
Первый затягивает развеселую песню, обильную всякими завитушками и прищелкиваниями; общий восторг служит ему наградой. Выступает на сцену второй; он начинает заунывную песню «Не одна в поле дороженька пролегала». Сначала он поет робко, но постепенно вдохновляется, овладевает собой и грустная русская песня его звучит широко, от нее «веет чем-то родным и необразимо широким, словно знакомая степь расстилается перед слушателями, уходя в бесконечную даль … »
Эта песня действует самым потрясающим образом на слушателей: одни стоят, как оцепенелые, другие рыдают; на них подействовала та задушевность, то глубокое чувство, которыми была проникнута песня талантливого Якова. В кабаке устраивается своего рода турнир между певцами. Вот рядчик запевает веселую, плясовую песню.
Он начинает отделывать такие завитушки, так защелкал и забарабанил языком, так неистово заиграл горлом, что когда он пустил последний, замирающий голос, общий слитный крик слушателей ответил ему неистовым взрывом. Но вот на сцену выступает Яков. Он прислонился к стене; глаза его едва мерцали сквозь опущенные ресницы.
Он глубоко вздохнул и запел … понемногу разгорячась и расширяясь, полилась его заунывная песня: «Не одна-то в поле дороженька пролегала … » «Пел он, и всем присутствующим сладко становилось, — говорит Тургенев, — и сладко, и жутко … Песня его росла, разливалась. Яковом, видимо, овладело упоение … он отдавался весь своему счастью. Закипала на сердце кровь и поднимались к глазам слезы. Глухие, сдержанные рыдания, — продолжает Тургенев, — поразили меня … я оглянулся — жена целовальника плакала, припав грудью к окну … » Яков кончил. Слушатели стояли все, как оцепененные. Рядчик тихо встал и пошел к Якову.- «Ты … твои … ты выиграл», — произнес он с трудом и бросился вон из комнаты. Да. Не удаль и не веселая песня трогает русского человека, хоть и для нее в нем много места. Русскому человеку нужна задушевность».
В «Певцах» Тургенев изображает потрясающее действие музыки, песни на самых разнородных по характерам своим русских людей. В неприглядной обстановке кабака происходит состязание двух певцов, и чистое веяние искусства все очищает и просветляет вокруг. Состязаются рядчик из Жиздры и Яшка Турок, и слушатели с замирающим сердечным участием следят за исходом благородной борьбы. Победителем оказывается Яков.
Вот как рисует Тургенев его пение: «понемногу разгорячась и расширяясь, полилась заунывная песня. Слушатели всем сердцем отозвались на вдохновенное пение: автор чувствовал, что у него «закипали на сердце и поднимались к глазам слезы»; он видел, что «жена целовальника плакала, припав грудью к окну»; целовальник Николай Иваныч потупился; легкомысленный и несообразный Оболдуй, посторонний и случайный свидетель состязания, и сам суровый «Дикий Барин» был растроган.
Рядчик – один из героев рассказа И. С. Тургенева “Певцы”, городской мещанин из Жиздры, соперник Яшки. С виду ему лет тридцать. Он невысокого роста с “живыми” карими глазками и жидкой бородкой. Лицо у него рябое, волосы курчавые. В кабаке Николая Иваныча он оказался не случайно. Рядчик соревновался в пении с Яшкой-турком, лучшим певцом в округе. По натуре рядчик был беспечным и шустрым малым. Когда пришло время петь, он выступал первым, очень волновался. Однако его волнение было вызвано не самой песней, а тем, что он переживал, понравится ли он присутствующим.
Песня у него была веселая, с бесконечными украшениями и переходами. Он так старался, что даже угрюмый Дикий Барин улыбнулся. Остальным он тоже понравился, они его живо поддерживали. Голос у рядчика был приятный и сладкий, этакий высокий фальцет. А уж как он из кожи вон лез, чтобы всем понравится. Когда он закончил пение, Обалдуй с уверенностью вскрикнул, что Яшке до рядчика далеко. Да и сам рядчик был уверен в своей победе. Однако, когда все услышали глубокий, полный страсти и скорби голос Яшки, эта уверенность быстро улетучилась. Яшка, в отличие от рядчика, не пытался всем угодить. Он просто пел всей душой, отдаваясь всецело своему счастью. Под конец соревнования рядчик сам признал свое поражение.
Другие работы по этой теме:
- План пересказа 1. Описание хозяина кабака и его заведения. 2. Описание посетителей кабака. Спор на лучшее исполнение песни. 3. Пение рядчика из Жиздры. 4. Победа...
- Певцы Прелюбопытные крестьянские типы привлекли внимание автора в маленьком селе Колотовка. Здесь находится кабак “Притынный”, который славится на всю округу и собирает больше всего народу,...
- Николай Петрович Николай Петрович – один из главных персонажей романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Он – отец Аркадия Кирсанова и брат Павла Петровича....
- Гагин Гагин – один из основных персонажей повести И. С. Тургенева “Ася”, старший брат Анны (Аси) и друг главного героя. Впервые Гагин встречается на...
- Аркадий Кирсанов Аркадий Кирсанов – молодой дворянин, сын Николая Петровича Кирсанова и друг Базарова. Окончив университет, он вернулся в отчий дом в Марьине вместе с...
Презентация к уроку "Песня как художественный прием раскрытия характеров героев по рассказу И.С. Тургенева "Певцы" включает в себя историю создания рассказа, биографические сведения о музыкальности автора,его отношение к народной песне.Дан словарь диалектных, устаревших слов, авторская характерстика героев.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Презентация к уроку по литературе в 8 классе Песня как художественный прием характеристики героев в рассказе И.С. Тургенева «Певцы»
Рассказ «Певцы» из сборника «Записки охотника»
Словарь осьмуха -восьмая доля рядчик -кто рядит, подряжает, зовут так второстепенных подрядчиков, не берущих на себя работы, а только поставку рабочих грош -2-х копеечная медная монета биться об заклад- поспорить на что-то лубочные картинки: 1) луб-войлочная ткань растений; 2) кусок коры; 3) лубок-липовая доска, на которой гравирована картинка; 4) о литературе: примитивная, рассчитанная на невзыскательный вкус нанковый -хлопчато-бумажная ткань из толстой пряжи, чаще желтого цвета кафтан -русская мужская долгополая одежда свита -верхняя длинная одежда у украинцев ярмо -деревянный хомут картуз -фуражка дворовый человек -принадлежащий к дворне дворня -помещичья прислуга
Характеристика героя 1.Портрет 2. Внешность, одежда 3. Род занятий 4.Отношение к другим 5. Отношение окружающих к герою 6. Жилище, интерьер 7. Прозвище. 8. Через восприятие песни
Авторская характеристика действующих лиц Николай Иванович -хозяин кабака, толстый, с хитро-добрыми глазами, благополучный, его уважают Обалдуй -надоедал всем несносно, навязчивый, ни петь ни плясать, не сказал ни одного путного слова, «лопошил, врал что ни попало»,окружающие переносили как неизбежное зло Моргач -ему ни до кого нет дела, хитрый, расчетливый, предприимчивый, его не любят,но уважают Дикий-Барин -пользовался огромным влиянием во всей округе, ему повиновались, он не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение Жена его -бойкая, востроносая и быстроглазая мещанка, деньги у нее под ключом, оценивает посетителей по выгоде Яков-Турок -черпальщик на бумажной фабрике, по душе-художник во всех смыслах этого слова, знают его многие и ценят Рядчик -судьба его осталась автору неизвестной, показался изворотливым и бойким городским мещанином Мужичок в изношенной свите, с огромной дырой на плече, случайный посетитель
Пение Якова закрылся рукой, первый звук его голоса был слаб и неровен, странно подействовал на всех нас, трепещущий, звенящий звук, как струна, полилась заунывная песня, всем нам сладко становилось и жутко, редко слыхивал подобный голос, в нем была неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь, русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем, песня росла, разливалась, Яковом овладевало упоение, он уже не робел, пел, позабыв соперника, от его голоса веяло чем-то родным
Впервые опубликовано: Совр, 1850, № 11, отд. I, с. 97 - 114 (ценз. разр. 31 окт.), под № XVIII, вместе с рассказом «Свидание», с общей подписью: Ив. Тургенев. В письме из Петербурга к П. Виардо от 26 октября (7 ноября) 1850 г. Тургенев сообщал о прибавлении к «Запискам охотника» нового рассказа, в котором он «в немного прикрашенном виде» изобразил состязание двух народных певцов, очевидцем которого он сам был «два месяца назад». - «...Там было много оригинальных личностей, - писал Тургенев, - которые я пытался зарисовать ? la Teniers ...» (подлинник по-французски). Одною из этих «оригинальных личностей», послужившей прототипом Якова-Турка, был Яков Пасынков, работавший на бумажной фабрике брата писателя - Н. С. Тургенева (см.: Шумский И. О прототипе Якова-Турка в «Певцах» И. С. Тургенева. - Русская литература, 1959, № 3, с. 198 - 200). В воспоминаниях бывшего крепостного Тургенева, сельского учителя А. И. Замятина, свидетельствуется, что «Яшка-турчонок, сын пленной турчанки» - реально существовавшее лицо (см.: Орл сб, 1955, с. 291). Из истории создания рассказа «Певцы»
В передаче Д. Олсуфьева сохранилось следующее свидетельство Тургенева о его работе над «Певцами»: в 70-х годах в Париже, в доме Е. С. Рахмановой, «Тургенев доказывал, что вдохновение не исключает долгой, кропотливой, черной работы исправления написанного. „Как, неужели рассказ „Певцы“ (из „Записок охотника“) вы написали не сразу, по вдохновению?“ - воскликнула одна из дам. Как сейчас во всей точности помню ответ Тургенева: „Певцы“? Как мозаику составлял» (Олсуфьев Дм. Тургенев. Воспоминания и заметки. - На чужой стороне, Прага, 1925, №11, с. 56).
В редакции «Современника» «Певцы» получили высокую оценку. 16 (28) ноября 1850 г, Некрасов сообщал Анненкову: «Приехал Тургенев (уже давно), написал два рассказа, которые найдете в XI № „ Современ “. Один из них, „Певцы“, - чудо! И вообще это отличная поправка бедному „Современнику“, который в нынешнем году не может-таки похвалиться беллетристикой» (Некрасов, т. Х, с. 158). Сам Тургенев в письме к П. Виардо (см. выше, с. 488) писал, что работа его удалась лучше, чем он ожидал
Тема художественной одаренности и духовного богатства простого русского человека была по-своему близка и литераторам-славянофилам. И. С. Аксаков причислял « Певцов» к лучшим произведениям Тургенева. Показательны, однако, для разграничения взглядов Тургенева и славянофилов дружные выступления последних против изображенной вслед за состязанием певцов сцены пьяного разгула в кабаке
Для Тургенева, не разделявшего свойственной славянофилам идеализации русской народной жизни в период крепостничества, сцена разгула была необходимой частью его замысла, художественным выражением трагической судьбы талантливого русского человека; славянофилы же усматривали в ней только вредную дань этнографическому натурализму. О своем расхождении со славянофилами Тургенев прямо писал К. С. Аксакову 16 (28) октября 1852 г. и 16 (28) января 1853 г.: «Я вижу трагическую судьбу племени, великую общественную драму там, где Вы находите успокоение и прибежище эпоса...»; «...по моему мнению, трагическая сторона народной жизни - не одного нашего народа - каждого - ускользает от Вас, между тем как самые наши песни громко говорят о ней!». «Певцы» явились художественной разработкой этих тезисов. Один из основных мотивов «Записок охотника» - изображение сдавленных, скрытых и не находящих выхода могучих сил русского народа - находит в «Певцах» наиболее яркое выражение. В образах «певцов» и их слушателей Тургенев реалистически раскрыл трагедию духовно одаренных людей из народа в условиях крепостнического строя.
Обладая выдающимися идейно-художественными достоинствами, рассказ Тургенева приобрел огромную популярность и оказал существенное влияние на последующую русскую литературу. Будучи первым в русской литературе художественным изображением исполнения народных песен и искусства народных певцов, он начал собою целую галерею подобных изображений в произведениях Левитова, Мамина-Сибиряка, Эртеля, Короленко, М. Горького. «Певцы» чаще, чем какой бы то ни было другой рассказ «Записок охотника», подвергались инсценировкам (первые опыты относятся к 1867 г.). В юбилейном 1918 г. в постановке «Певцов» на сцене Александрийского театра принял участие Ф. И. Шаляпин (см.: Данилов С. С. и Альтшуллер А. Я. «Записки охотника» на сцене. - Орл сб, 1955, с. 296 - 303).
Стр. 208. Небольшое сельцо Колотовка... - Село с таким названием находилось в двух верстах от с. Тургенева (Рында, с. 74). ...помещице, за лихой и бойкий нрав прозванной в околотке Стрыганихой... - Прозвище «Стрыганиха», в основе которого лежат понятия «строгать» и «стричь» (отдавать в солдаты), в сочетании с экспрессивным суффиксом создавало образ ярой крепостницы и напоминало о свирепой «Салтычихе», памятной в то время еще многим читателям. Вся характеристика «Стрыганихи» не была пропущена в «Современник» цензурой. Стр. 209. ...в красном товаре... - Красный товар - аршинный, продаваемый в линейных мерах, а не поштучно. Стр. 211. ...рядчик с Жиздры. - Рядчик - мелкий подрядчик, берущий на себя не исполнение работ, а только поставку рабочих. 491 ...осьмуху пива поставили... - Осьмуха - восьмая доля ведра. Стр. 218. ...происходил он от однодворцев... - См. примеч. на с. 461. Стр. 219. Распашу я, молода-молоденька... - Широко распространенная русская народная лирическая песня с плясовым напевом, известная более с зачином: «Я посею, млада- младень -ка...». Опубликована впервые М. Д. Чулковым в 1770 г. Другой вариант, записанный в г. Орле, см.: Киреевский, вып. II, ч. 2, с. 82. Мелодия этой песни положена П. И. Чайковским в основу финала его Первой симфонии. Действительно, в наших краях знают толк в пении, и недаром село Сергиевское ~ славится ~ согласным напевом. - Село Сергиевское (ныне г. Плавск) находилось в пределах б. Тульской губ., на пути из Тулы в Орел. В черновом автографе после приведенных слов зачеркнуто: «Я бы [не одному] каждому музыканту посоветовал [поеха] съездить послушать хор Сергиевских мужиков; я ему отвечаю, что он бы не раскаялся в своей поездке и, может быть, вынес бы оттуда не одну мысль и не одно замечание». Стр. 221. Полехами называются обитатели южного Полесья... - В первоначальной редакции этой сноски Тургенев обещал «когда-нибудь» подробнее поговорить о полесских селах (см. раздел «Варианты» в изд.: Т, ПСС и П, Сочинения, т. IV, с. 432). Частичной реализацией этого намерения была, очевидно, его «Поездка в Полесье» (наст. изд., Сочинения, т. 5). Стр. 222. «.Не одна во поле дороженька пролегала»... - В первоначальных рукописях и в «Современнике» герой рассказа выступал с другой песней: «При долинушке стояла, Калинушку ломала...» Полный текст ее, записанный в Малоархангельском уезде Орловской губ., см.: Киреевский, вып. II, ч. 2, с. 119 - 120.
Но вскоре В. А. Инсарский заметил Тургеневу, что эта веселая, почти плясовая песня, каким бы певцом она ни была исполнена, не могла возбудить в слушателях грустных и томительных чувств и тронуть их до слез, как это представлено в рассказе, и рекомендовал заменить ее более содержательной и глубокой «Дороженькой», которую тут же и спел (Инсарский В. А. Половодье. СПб., 1875, с. 139 - 140. См. также: Записки В. А. Инсарского. СПб., 1898. Ч. 2, с. 309. Свидетельство Инсарского появилось в печати еще при жизни Тургенева и не вызвало возражений с его стороны). В цензурной рукописи Тургенев заменил песню «Дороженькой», вполне соответствующей его замыслу и гораздо лучше, чем прежняя, контрастирующей с песней рядчика. В мемуарах Л. А. Жемчужникова сохранился рассказ о том, как Тургенев устроил у себя в петербургской квартире состязание певцов - художника К. А. Горбунова, исполнявшего русские песни, в том числе «Дороженьку», и автора мемуаров, исполнявшего песни украинские (см.: Жемчужников Л. От кадетского корпуса к Академии художеств. 1828 - 1852. М., 1926, с. 101 - 102). Такое состязание могло быть устроено Тургеневым специально для проверки указаний
Звучит романс на стихи И.С. Тургенева «Утро туманное»
Наряду с другими высокими нравственней качествами русского человека Тургенев показал его глубокую эстетическую восприимчивость. В рассказе «Певцы» он изобразил отношение русского народа к искусству в той форме, которая ему наиболее доступна, т.е. в форме песни. Он описывает состязание певцов в деревенском кабачке, перед публикой, состоящей, большей частью, из трактирных завсегдатаев. Личности обоих соперников резко отличаются друг от друга, и эта разница отражается в приемах пения, в тоне и характере песен и в произведенном впечатлении.
Один из них, мещанин-рядчик, бойкий и самодовольный малый, выступает на состязании с веселой плясовой песней, полной силы и удали. Другой, Яков Турок, фабричный рабочий, человек с натурой глубокой, восторженной и страстной, «художник в душе» по определению самого автора, выбрал грустную, заунывную песню, и сразу приковал к себе всеобщее внимание. Глубокая искренность чувства и сила лирического подъема обеспечили ему победу над соперником. Яков сам увлекается своим пением, забывает о слушателях, о цели состязания, вкладывает всю свою душу в звуки пения. Русская народная песня вообще отличается грустным, минорным складом: очевидно, этот склад соответствует настроению, преобладающему в национальном характере и воспитанному, быть может, всей совокупностью условий русской народной жизни.
Этот глубоко национальный характер пения, вместе с неподдельной искренностью вложенного чувства, решили спор в пользу Якова. От его пения на каждого из слушателей веяло чем-то родным и близким, бесконечно широким и бесконечно дорогим; оно пробуждало в них лучшие чувства, проникало до глубины души. Между тем как пение рядчика только «потешило» слушателей, по выражению Обалдуя, пение Якова глубоко растрогало всех: даже у Дикого Барина выступили слезы, не говоря уже о жене целовальника и «сером мужике», которые плакали навзрыд. Окончание песни рядчика вызвало у всех шумное выражение восторга и одобрения, после же пения Якова в первую минуту никто не мог произнести ни слова, и слушатели стояли словно очарованные: так глубоко взволновала всех его песня.
Чистое, возвышающее душу веяние искусства ворвалось в смрадный и темный деревенский кабак и заставило присутствующих хоть на миг отрешиться от житейской пошлости, мелочности и грязи. Среди этих присутствующих были люди, различные по характеру, по занятиям и образу жизни; но все они оказываются в одинаковой мере доступными просветляющему воздействию искусства, и в момент такого воздействия объединяются в одном чувстве чистого, неэгоистического наслаждения. Тургенев потому именно и остановился более подробно на характеристике каждого из слушателей (подробнее, чем на характеристике самих певцов), чтобы показать чуткую отзывчивость к искусству, свойственную простому русскому человеку, в какое бы положение ни поставила его судьба.
И. С. Тургенев - выдающийся классик, внесший огромный вклад в развитие культуры конца XIX века. Многие из его произведений входят в обязательную программу по изучению литературы общеобразовательных школ. Его цикл рассказов «Записки охотника» посвящен в основном теме обнищания и оскудения русской деревни и тяжелого положения и бесправия крестьян на селе. Одним из таких рассказов является произведение автора «Певцы». В нем писатель много времени уделяет описанию деревни Котловки, где и происходят все основные события. Главные герои - черпальщик Яков Турка и рядчик из Жиздры. Здесь приведено краткое содержание Тургенева «Певцы».
Знакомство с целовальником Николаем Ивановичем
Место действия произведения - небольшое село Котловка, лежащее на скате холма, который рассечен глубоким оврагом. Неподалеку от начала этой большой впадины стоит избушка, крытая соломой. Это местный кабак «Притынный», который держит целовальник Николай Иваныч. Это грузный седеющий мужчина с полным лицом и маленькими глазками. Живет он в этой местности более 20 лет. Он знает обо всем, что здесь происходит, но никогда никому не рассказывает. Что интересно, хозяин кабака не отличается ни приветливостью, ни разговорчивостью. Однако же он имеет недюжинный талант привлекать в свое заведение гостей. Николай Иванович женат и имеет детей. У соседей он пользуется уважением. Краткое содержание Тургенева «Певцы» начинается с эпизода знакомства с человеком, который руководит заведением, где проходит необычное состязание в пении.
Знакомство с посетителями кабачка
Однажды в кабачке целовальника произошло событие, поглазеть на которое собрались все местные выпивохи. Лучший певец в Котловке Яшка Турок решил посоревноваться в пении с рядчиком из Жиздры. Гости кабака нетерпеливо ожидали состязания. Здесь были и Евграф Иванов, которого в народе называли Оболдуй. Без него не обходится ни одна попойка. И Дикий Барин - широкоплечий татарин с черными волосами и свирепым Никто не знал, чем он занимался, и откуда у него деньги. Однако он пользовался большим уважением в местном обществе. Этот странный человек с недобрыми глазами был большим поклонником пения. Сюда же пришел и Моргач - маленький толстый человечек с лукавыми глазами. Вместить полное описание собравшейся публики не позволит краткое содержание «Певцы». Тургенев в этом произведении рисует образы людей совершенно разных, но объединенных одной общей страстью - любовью к музыке и пению.
Состязание в пении
Состязавшиеся - Яшка Турок и рядчик - были также здесь. Первый из них был стройным молодым человеком 23-х лет от роду. Его большие серые глаза и русые кудри были симпатичны собравшимся зрителям. Яшка был черпальщиком на местной фабрике. Его противник, рядчик из Жиздры - низкорослый плотный мужчина лет тридцати с рябым лицом и жиденькой бородкой. Он запел первым. Голос у него был приятный, сладкий, с небольшой хрипотцой. Рядчик пел веселую плясовую песню с переливами и переходами, чем вызвал улыбку у слушателей. Его пение им очень понравилось. Рядчик был уверен в своей победе. После него стал петь Яшка. Краткое содержание Тургенева «Певцы» вызывает у читателей чувство любопытства к результатам певческого состязания.
Победа Якова
Прежде чем запеть, Яшка закрылся ото всех рукой. А когда открылся, лицо его было бледно. Первый звук, вырвавшийся из его груди, был слабый и глухой. Но второй был уже громче и звонче. Песня была печальная, заунывная. Голос его был как будто немного надтреснутый, болезненный. В нем было все: и молодость, и грусть, и страсть, и сила, и скорбь, словом, все то, что так знакомо и дорого русской душе. Яшка пел с волнением, весь отдавшись песне и позабыв о зрителях. Когда он закончил, то увидел на глазах многих слушателей слезы. А кто-то, например жена целовальника, даже рыдал, отвернувшись от всех. Было ясно, что Яшка победил. Рядчик сам признал поражение. В этот день долго в кабачке праздновали победу певца Яшки. Этим эпизодом закончил свой рассказ Тургенев. «Певцы» - это произведение, в котором с убогостью жизни соседствует чудо творчества и желание видеть в этом мире красоту. Радует то, что люди, казалось бы, уставшие от обыденности и бедности, способны разглядеть в человеке настоящий талант. Это певческий дар заставляет сердца окружающих трепетать и плакать.
Здесь приведено лишь краткое содержание Тургенева «Певцы». Я советую прочесть произведение в полном объеме.
