Оратор и его аудитория. Приемы установления контакта. Контакт с аудиторией

Вопрос 2

Высшим проявлением мастерства публичного выступления, важнейшим условием эффективности ораторской речи является установление контакта со слушателями.

Контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории.

Контакт оратора со слушателями возникает при соблюдении двух условий:

1) наличия интеллектуального сопереживания – совместной мыслительной деятельности оратора и аудитории;

2) возникновения эмоционального сопереживания – оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства.

Таким образом, контакт между оратором и аудиторией возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью и испытывают сходные переживания.

О наличии или отсутствии контакта между говорящим и слушающим можно судить по двум показателям:

1) по поведению аудитории :

Реакция слушателей на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, взгляд, кивки головой и т.п.), установление «рабочей» тишины в зале;

Жесты слушателей (например, характерные для выражения несогласия с мыслью оратора движения рук, аплодисменты и др.);

Мимика (например, выражение на лицах сомнения, несогласия или, напротив, одобрения, интереса и др.);

Звуковые проявления (шепот, смех);

Возгласы одобрения, несогласия, сомнения со стороны отдельных слушателей («Неверно!», «А почему именно так?», «Точно!» и др.);

Другие проявления поведения слушателей (уход из зала, «частые разговоры», сонливость, беспокойство и др.);

2) по поведению оратора : уверенное произнесение речи, естественное поведение, работа с аудиторией (использование приемов привлечения внимания, установление зрительного контакта и др.).

Аудитория сразу же реагирует, если перед ней появляется слабый оратор. Слушатели начинают менять положение, смотреть на часы, поворачиваться, зевать, ищут, чем бы еще заняться и, конечно, отказываются слушать выступающего.

Не установив контакта со слушателями, нельзя их ни заинтересовать чем-либо, ни изменить их взгляды.

Как во время выступления установить прочный контакт с людьми, завоевать их умы и сердца? Что способствует установлению контакта между оратором и аудиторией?

Главное – говорить со слушателями, а не при них. На установление контакта, прежде всего, влияют:

2) манера ее изложения ;

3) поведение оратора .

Чтобы слушатели восприняли сказанное, оратор должен установить с аудиторией 3 разновидности контакта:

1) личностный, психологический контакт - легкая улыбка вызывает доброжелательность со стороны слушателей, а уважительное отношение – ответные чувства;



2) эмоциональный контакт - вначале несколько слов посвятить произошедшему накануне событию, рассказать забавную историю и т.п. К своей теме можно подходить лишь после того, как у слушателей появится рабочее настроение;

3) познавательный контакт - важнейшее условие его возникновения – интерес к теме выступления.

На установление контакта оратора со слушателями влияют также следующие факторы:

1. Актуальность обсуждаемого вопроса , новизна в освещении проблемы, содержание выступления.

2. Единство слова и дела . Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем. Если оратор известен как человек, у которого слово не расходится с делом, как человек, не бросающий слов на ветер, то аудитория будет испытывать доверие к нему. Несоблюдение этого требования остро и болезненно воспринимается слушателями, подрывает их доверие к словам говорящего.

3. Учет особенностей аудитории :

Однородна аудитория или неоднородна (учитываются возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы и т.п.). Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче выступать.

Количественный состав слушателей.

Проявление чувства общности (выражается в эмоциональном настрое слушателей). Влияние слушателей друг на друга особенно ярко проявляется при одобрении или неодобрении речи выступающего.

4. Знание психологии слушателей (оценка оратора аудиторией по следующим критериям: внешний вид, поведение оратора во время речи, поза лектора, направленность его взгляда и т.д.).

В помещении, где выступает оратор, складывается определенная атмосфера. Поэтому он должен говорить и вести себя уверенно. Очень многое зависит от того, как оратор в начале своего выступления сумеете установить контакт со слушателями, убедите их в том, что его выступление будет не только интересно для них, но и полезно.

Психологи утверждают - большинство слушателей в течение первых минут выступления уделяют оратору все свое внимание. Они внимательно присматриваются к нему, как он идет, как начинает говорить, как ведет себя за трибуной. Если, идя к месту выступления, вы проявляете поспешность, нервозность, боязнь, неуверенность, то все это влияет на слушателей, на их внимание и заинтересованность.

Чтобы оказать наилучшее впечатление на слушателей, надо уверенно выйти, встать за трибуну, разложить свои записи (если они имеются), приветливо и спокойно посмотреть на слушателей, медленно обвести взглядом аудиторию. Перед началом речи выдержать небольшую психологическую паузу - 5 - 7 секунд, пока все рассядутся. Данная пауза позволяет собрать взгляды слушателей, служит как бы приглашением к разговору. За это время слушатели могут занять удобное положение, успокоиться, а оратор сможет сосредоточиться. Наступившая пауза заострит их внимание аудитории.

Чтобы завоевать аудиторию, надо не только установить с ней зрительный контакт, но и постоянно поддерживать его. Большое значение имеет уверенный, прямой, открытый взгляд.

Очень важно переводить взгляд из одного конца аудитории в другой, с одного слушателя на другого, не оставляя без внимания кого-либо из присутствующих. Важно следить за реакцией слушателей, уметь сокращать свое выступление, импровизировать, приводить примеры из жизни.

Если он только два-три раза украдкой посмотрит на присутствующих;

Если говорящий смотрит поверх головы сидящего в последнем ряду;

Если оратор даже непродолжительное время смотрит в окно.

Во всех этих случаях аудитория думает, что выступающий избегает слушателей, неискренен.

Первая фраза всегда должна содержать приветствие. После начальной паузы и приветствия обычно в зале есть еще некоторое напряжение. Поэтому первые слова лектора должны быть простыми, доступными, понятными и интересными, должны «зацепить» внимание. Произносить их надо, глядя на слушателей.

Чтобы установить контакт, надо вначале поговорить о том, что волнует людей, заговорить о своих чувствах относительно обсуждаемой проблемы, вопроса, а затем перейти к теме своего выступления. Выражение эмоций всегда вызывает внимание, но важно чувствовать меру.

Установить контакт помогают специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?). Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть «барьер», способствуют объединению говорящего со слушателями.

Важно, чтобы у выступающего были желание общаться со слушателями и уверенность в том, что это получится.

Атмосфера в зале во время выступления также зависит от некоторых факторов, одни из которых мешают выступлению, другие же оказывают благоприятное воздействие.

Неблагоприятные факторы :

Плохое освещение, внешние факторы (шум, посторонние звуки и т.п.);

Непропорциональное размещение слушателей в зале (присутствующие сидят врозь в полупустом помещении или, наоборот, в очень тесном помещении собрано много людей);

Неуютный зал (без вкуса оформленный, холодный, плохая акустика, неудобные сидения);

Неудачное расположение выступающего (слушатели его плохо видят и слышат).

Благоприятные факторы :

Слушатели равномерно расположены в зале;

Выступление проводится в удобном помещении с хорошей акустикой, освещенностью, удобными креслами для сидения;

Все хорошо слышат докладчика, видят его жесты, мимику.

Таким образом, установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей.

Но успех публичного выступления зависит и от многих других его составляющих. Прежде всего надо изучить будущую аудиторию , поскольку от того, перед кем вам придется выступать, зависит, какую стратегию и тактику вы выберете, метод изложения материала, особенности содержания и т.п. Изучая аудиторию, прежде всего надо заранее узнать еесостав (образовательный уровень будущей аудитории, направление ее образования - гуманитарное, техническое…, познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору), настроиться на слушателей, поставить себя на их место.

Для всестороннего изучения будущей аудитории рекомендуется ответить на следующие вопросы:

1. Какая перед вами аудитория?

2. Какой возрастной, профессиональный, социальный состав аудитории?

3. Какую позицию она занимает?

4. Как установить с аудиторией психологический контакт?

5. Что она думает о вас, как относится к вам?

6. Что у вас общего с аудиторией?

7. Каков общий уровень знаний слушателей?

8. Какие проблемы и трудности волнуют данную аудиторию?

9. Что ждут слушатели от вашего выступления?

10. Какую из проблем, волнующих слушателей, вы можете помочь решить?

11. Что я должен проанализировать детально?

12. О чем достаточно рассказать в общих чертах?

13. Какие специальные термины и высказывания слушатели могут не понять?

14. Какие данные необходимо подтвердить примерами, сравнениями?

15. Как сказать именно то, что вы хотели бы изложить?

16. В какое время суток предстоит выступать (утром, днем, вечером)?

От состава будущей аудитории зависит то, как вы будете устанавливать контакт, какие приемы привлечения внимания использовать, как и каким методом излагать материал, какие примеры приводить, в каком объеме и размере, с какой стороны вы будете излагать материал и т.п.

Например, вы - профессионал в области электронно-вычислительной техники. Вам предстоит выступать перед смешанной аудиторией студентов, пенсионеров и домохозяек. Раньше, выступая перед специалистами, вы приводили аналитические выкладки, научные обобщения, примеры использования ЭВМ в области, в которой они работают и которую хорошо знают.

В популярной лекции выступление должно быть иным. Доклад следует подготовить фактически снова и подобрать примеры, доступные и убедительные для данной категории слушателей. Например, о внедрении электронно-вычислительных машин в управлении городским транспортом, в медицинском обслуживании, бытовых приборах, облегчающих домашний труд и т. п.

Надо знать не только уровень знаний, интересов аудитории, но и степень однородности слушателей . Всегда легче выступать перед однородной аудиторией. Чем однороднее она, тем единодушнее реакция на выступление. Обращаясь к молодежи, нельзя поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов. Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нельзя допускать повторов, демонстрировать свое превосходство, уклоняться от существа проблемы.

В неоднородной аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какую-то часть вашего выступления каждой группе. Следует подумать заранее, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.

Необходимо также выяснить численность аудитории . Большим количеством слушателей управлять сложнее. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить.

Следует узнать, в какой обстановке будет проходить выступление - в зале, в кабинете, есть ли там кафедра, стол, микрофон и т.д.

Важно заранее оказаться в том месте, где предстоит выступать, оценить наполненность аудитории, расположение собравшихся и мысленно выбрать то место, где его будут все видеть и он будет видеть всех, где ему удобно будет пользоваться вспомогательным материалом, если он есть. Важно заранее четко представлять размещение слушателей в аудитории – чтобы соответствующим образом настроиться, выбрать определенную стратегию и тактику.

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат на тему:

«Контакт оратора с аудиторией»

Выполнила: Субботина Д.

Гр.7191

Проверила: Сафонова Н.Н.

Сургут 2009

Оратор и аудитория.

Публичное выступление - это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.

1) Рационально - логический. Ораторы этого типа склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы «сидит у них внутри», и ораторы во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как сделать свою речь более яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать аудиторию. «Логиками» чаще всего бывают сангвиники.

1) Эмоционально - интуитивный. Представители этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом.

2) Философский. Ораторы - «философы» более или менее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой- нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Их общая черта - стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще всего данную группу составляют люди флегматического темперамента.

Лирический, или художественно - образный. Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность - черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его - характер утонченный, меланхолический.

Подготовка и проведение публичного выступления.

В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5 этапов:

1. Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления;

2. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности;

3. Словесное выражение", литературная обработка речи;

4. Заучивание, запоминание текста;

5. Произнесение.

Как видно из вышенаписанного, 4 из 5 этапов в деятельности оратора отводятся на подготовку речи. Греки говорили, что речи Демосфена пропитаны маслом ночной лампады, при свете которой он их готовил. Да и он сам об этом говорил: «Я, граждане афинские, признаю и не стану отрицать, что продумал и разучил свою речь, насколько это было возможно».

Для современного оратора трудолюбие Демосфена не просто поучительно.

Оно говорит о том, что ораторскоекрасноречие в лучшем значении этого слова не посещает ленивых.

Докоммуникативный этап.

Определение темы и цели выступления.

Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели.

Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание. При разработке повестки для совещаний необходимо особое внимание обращать на формулировку тем докладов и сообщений. Темы должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем. Поэтому целесообразно «расшифровывать» пункт повестки дня «Разное», «О разном» - человек будет иметь возможность заранее подготовить и продумать свое выступление. Некоторые речи не имеют названий: приветственная, митинговая и другие.

Приступая к разработке текста, необходимо определить цель выступления.

Говорящий должен ясно представлять, какой реакции он добивается. Основные цели публичного монолога - сообщение и воздействие. Немаловажным фактом в процессе подготовки речи является постановка сверхзадачи и задач, которые помогут воплотить её.Оратор может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения.

Оценка аудитории и обстановки.

Важно оценить состав будущей аудитории, заранее настроиться на своих слушателей, учитывая такие факторы: образовательный уровень, направление образования (гуманитарное, техническое...), познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору.

Всегда легче говорить, обращаясь к однородному (гомогенному) составу

(дилетанты, специалисты, коллеги, студенты, люди одинаковых политических взглядов и т. д.). Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление.

Обращаясь к молодежи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов.

Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нельзя допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами, уклоняться от существа проблемы.

В неоднородной (гетерогенной) аудитории произносить речь труднее.

Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой - то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.

Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно - белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить.

Знание своих слушателей, «прицельная» подготовка речи приобретают особое значение при обсуждении какого - то трудного вопроса в узком кругу специалистов, деловых людей.

Следует узнать, в какой обстановке будет проходить выступление - в зале, в кабинете, есть ли там кафедра, стол, микрофон...

Кафедра помогает сконцентрировать внимание на ораторе, за ней надо располагаться свободно, непринужденно, установив и стараясь сохранять постоянно расстояние в 20 - 30 сантиметров между ртом и микрофоном.

Надо выяснить также после каких других речей планируется ваше выступление. Ведь каждая последующая речь должна быть интереснее по содержанию и форме, чем предыдущая.. Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему.

Подбор материала. Составление текста.

Следующая ступень докоммуникативного этапа - «кодирование» - составление текста - начинается с подбора материала. Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. Источники материала подразделяются на группы:

Знания, практика;

Личные контакты, беседы, интервью;

Воображение - мысленное создание новых картин, образов, проектов на основе прошлого опыта с элементами творчества.

2. Опосредованные:

А) официальные документы:

Б) научная и научно - популярная литература;

В) художественная литература;

Г) статьи газет и журналов;

Д) передачи радио и телевидения;

Е) справочная литература: энциклопедии, словари;

Ж) результаты социологических опросов.

Следует помнить, что «живой» опыт всегда хорошо воспринимается слушателями, он убедителен и ему верят.

Материал публичного выступления может быть теоретическим и фактическим. Насыщенность речи тем или другим типом материала зависит от жанра. Так, в отчетном докладе требуется приводить множество фактов, чтобы доказать положения и убедить слушателей. Материал выступления должен быть достоверным. Предварительно проверяют точность информации, цифр, дат, цитат, имен.

Систематизируя материал, оратор создает план, продумывает композицию, логику изложения, составляет и редактирует текст.

Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написанную речь можно проверять, исправлять; она легче запоминается и дольше удерживается в памяти. Писать следует на отдельных листах, на одной стороне. Опытный оратор может ограничиться составлением тезисов, конспекта или развернутого плана выступления.

Репетиция представляет собой произнесение текста мысленно либо вслух, лучше перед зеркалом. Надо найти такую позу, в которой вы чувствуете себя легко и удобно, и постараться ее запомнить; изучить лицо - расправить нахмуренные брови, мимические морщины, набегающие на лоб; продумать жесты, приемы установления контакта. Практика показывает, что на каждую минуту выступления приходится 20 - 25 минут подготовки. Если выступление тщательно разработано, то в момент встречи со слушателями говорящий будет держаться уверенно. Как утверждают опытныные ораторы, невидимый ни для кого труд – основа уверенности лектора. Размер его волнения обратно пропорционален затраченному груду.

Коммуникативный.

Выступление состоит из трех частей: вступления, доказательства и заключения.

Вступление должно включать в себя краткое содержание той идеи, правильность, которой будет доказана во второй части речи. Существуют различные виды вступления. И его выбор зависит от сверхзадачи и аудитории, в которой оратор выступает.

Важнейшим качеством эффективности публичного выступления является ее логичность и доказательность. Настоящий оратор не может рассчитывать только на здравый смысл и импровизацию. Необходимо овладеть логическими законами доказательности, аргументированности. Эти законы прежде всего распространяются на словесное определение понятий, логические выводы, доказательства своей точки зрения в процессе ведения полемики.

Чем доказательнее речь оратора, тем эффективнее восприятие слушателей, тем более создается уверенность в надежности и достоверности услышанной информации. Общепризнанно, кто логично мыслит, тот и логически ясно говорит. Поэтому первейшая задача оратора еще в процессе подготовки к публичному выступлению - продумать до мельчайших подробностей логику своего выступления, аргументацию своих выводов и обобщений.

Логическая схема доказательства чаще всего слагается из 3 элементов:

1. Тезис - это исходное положение, истинность которого стремится доказать оратор. И наоборот, если истинность тезиса сомнительна для оратора, то вряд ли тезис будет убедителен для других. Формулируя тезис, следует помнить, что он должен быть ясным и четким, не содержать в себе противоречия. Расп- лывчатость тезиса или его подмена являются наиболее типичными ошибками в речи недостаточно опытного оратора.

2. Аргумент - это логический довод, истинность которого проверена и доказана практикой. Аргумент является необходимой частью всякого доказательства. Наиболее сильным аргументом в процессе доказательства являются факты, истинность которых не подвергается сомнению.

3. Доказательсто по способу рассуждения может быть прямым или косвенным. При опоре на прямой способ доказательства аргументы непосредственно обосновывают истинность тезиса. При косвенном способе доказательность истины обосновывается путем доказательства ложности противоречащего положения.

Логическая аргументация по тому или иному вопросу в процессе публичного выступления может быть развернута в 3 вариантах: индуктивно

(от частных факторов к общим заключениям), дедуктивно (от общих положений к частным заключениям) и в сочетании, т.е. индуктивно и дедуктивно одновременно.

При индуктивном характере доказательства оратор опирается на отдельные факты, отдельные, чаще всего заранее отобранные примеры, выдвинутые им гипотезы, идеи. При индуктивном доказательстве следует еще на этапе подготовки к выступлению продумать и отобрать:

Наиболее существенные факты, отдельные, чаще всего заранее отобранные примеры;

Такое количество фактов и примеров, чтобы их анализ и обобщение давали убедительный вывод, заключение;

Факты и примеры должны быть близки и понятны аудитории, уровню образования и подготовки слушателей.

Индуктивных выводов в процессе публичного выступления может быть множество. Это может быть статистически выверенный или социологами установленный факт, интересная статья в газете, уместная шутка, фрагмент из книги, кино и т.п.; важно, чтобы серия частных фактов, примеров иллюстрировала вашу мысль и подводила слушателей к нужным вам обобщениям и выводам.

При дедуктивном характере доказательства развертывание аргументации идет от общего к частным выводам. Дедуктивное доказательство требует, чтобы исходное теоритическое положение, закон, принцип были либо общепризнаны, либо настолько убедительны, чтобы не вызывали сомнений у слушателей. А для этого необходимо, чтобы:

Слушатели были предварительно знакомы с исходным теоретическим знанием, на основе которого строится дедуктивное доказательство, либо оно не должно у них вызывать каких-либо сомнений;

Переход рассуждений от общего положения к частному должен сопровождаться не любыми примерами, а наиболее убедительными и яркими, запоминающимися.

При смешанном индуктивно-дедуктивном доказательстве следует учитывать все выше сформулированные рекомендации одновременно.

В процессе логически правильных, доказательных рассуждений, с неизбежностью достигается определенность, ясность, непротиворечивость и обоснованность заключений и выводов.

Для того чтобы речь оратора была правильна и доказательна, ему необходимо знать и систематически опираться на основные логические законы.

Закон достаточного основания. Суть этого закона заключа- ется в том, что всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями (аргументами, утверждениями), истинность которых проверена практикой.

Вообще оратору всегда и во всем следует придерживаться правила: практика - наивысший критерий истины!

Закон тождества. Суть закона тождества заключается в том, что каждая мысль в процессе отдельно взятого рассуждения сохраняет одно и то же определенное содержание, сколько бы раз она не повторя лась.Закон тождества следует особенно учитывать в условиях спора, дискуссии, при использовании недостаточно четко определенных понятий.

Закон исключения третьего. Этот закон формируется так: две противоречащие мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными: одна из них истинна, а другая ложна, и третьего не дано. Суть этого закона будет понятна, если сказать, что нельзя быть одновременно согласным с двумя противоположными ут- верждениями.

В процессе логического обоснования, доказательного суж- дения большую роль играет подбор фактов, примеров. Важ- но, чтобы факты, примеры были достаточно типичны, убедительны, раскрывали явления системно и всесторонне.

В заключении оратор подводит итог, кратко повторяет ключевые мысли своей речи, еще раз излагает главную идею выступления, а также может призвать слушателей к конкретным действиям по ее реализации.

Произнесение речи.

Существует три способа произнесения речи:

Чтение текста;

Воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов (с опорой на текст);

Свободная импровизация (экспромт).

Читают такие речи, от текста которых нельзя отступить: дипломатические, торжественные, доклады и содоклады официального содержания.

Остальные виды, как правило, произносят с опорой на письменную основу.Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения, найти нужную цифру и т. п. Такое выступление создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями. У говорящего, однако, не всегда есть возможность предварительно подготовить текст.

Иногда на совещаниях, заседаниях, собраниях, встречах приходится выступать экспромтом. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизация возможна только на базе больших знаний, владения риторическими навыками.

Почти всегда при публичном выступлении оратору необходимо отстаивать свою точку зрения перед оппонентами. При это надо не оправдываться, а обвинять; не объяснять, а декларировать; слышать оппонента так, как наиболее выгодно. При опровержении чужой идеи нужно говорить кратко, не забывать об интонационной гамме. Разгромленного оппонента необходимо дожимать на протяжении всей дискуссии. Свою идею нужно повторять как можно чаще для того, чтобы она отложилась в подсознании слушателей.

Ответы на вопросы, ведение полемики.

После выступления говорящий часто отвечает на вопросы слушателей, полемизирует с ними. Такая форма общения требует от оратора быстрой реакции, владения юмором. Ответ выступающего предназначается не только спрашивающему но и всем присутствующим.

Методика ораторского искусства рекомендует не торопиться с ответом, а сначала убедиться, что вопрос правильно понят; отвечать лаконично, ясно и по существу, не давать необоснованных или сомнительных ответов; иметь под рукой справочный материал для тех, кто хочет получить более подробное обоснование ваших предположений.

Приёмы установления контакта с аудиторией.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции.

Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему.

Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи.

Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей.

Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу - 5 – 7 секунд. Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии.

Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико - аналитических и эмоцианально – образных языковых средств.

Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче «голой» информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение.

Список используемой литературы:

1. Дружинина Г. А., Чайка Г. Л. Пути формирования профессиональных качеств лектора. Лекционная пропаганда: вопросы теории, организации и методики. - К., 1989.

3. Иванова С. Ф. Специфика публичной речи. - М., 1978.

4. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - М., 1995.

5. Ножин Е. А. Основы советского ораторского искусства. - М., 1981.

6. Сопер П. Основы искусства речи. - М., 1992.

7. Андреев В И. Деловая риторика, Народное образование, М.:1995.

Психологический контакт - это общность психического состояния выступающего и аудитории, вызванная их взаимопониманием в процессе выступления. Оно сопровождается взаимной заинтересованностью сторон общения, их доверием друг к другу. В условиях контакта наиболее полно проявляются личностные свойства и черты оратора. Можно определить следующие внутренние механизмы контакта.

1. Эмоциональное и интеллектуальное сопереживание.

В основе эмоционального сопереживания лежит психическое явление «заражения». В социальной психологии оно рассматривается как способ интеграции групповой деятельности. Оно выступает одновременно и как фон, и как «пусковой» механизм контакта слушающего и говорящего.

Важно помнить, что эмоциональное сопереживание аудитории вызывается, в первую очередь, самой личностью говорящего. Его заинтересованность, убежденность, эмоциональный подъем обязательно порождают ответную эмоциональную реакцию слушателей, их непроизвольный интерес к тому, что его волнует.

2. Мыслительное содействие.

Оно определяется степенью включенности обеих сторон в единую активную деятельность. Оратор, излагая свою точку зрения, как бы публично мыслит. И аудитория, следя за развитием мысли, совершает ту же мыслительную работу. В результате такого процесса возникает контакт. Особенно сильное сопереживание возникает, когда выступающий на глазах у слушателей как бы ищет нужную формулировку и, в конце концов, четко выражает еще недостаточно осознанные мысли аудитории. Аудитория в этом случае ярче всего проявляет согласие или несогласие, одобрение или сомнение.

Важно помнить, что необходимо постоянно удерживать зрительный контакт с аудиторией. Опытный оратор всегда следит за вниманием слушателей, переводя взгляд из передних рядов на задние. Если вы пользуетесь карточками или записями, то делайте это очень аккуратно: быстрым коротким взглядом посмотрите в текст (вниз) и снова поднимите глаза, переводя все внимание на аудиторию.

Кроме того, для контакта с аудиторией необходимо учитывать культурные, национальные, религиозные и прочие ее особенности. С большой осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную темы.

3. Воздействие учтивостью и единомыслием.

Чтобы убедить аудиторию в чем-либо, нужно предстать человеком определенного «склада» (в зависимости от обстановки, тематики, цели выступления и уровня аудитории). Полезно предстать перед нею с внутренней мыслью: «Я такой же, как и вы», или «Я испытал и прошел то же, что и вы», или «Я хорошо знаю и понимаю вашу ситуацию». Тогда аудитория вам поверит.

Необходимо всегда быть вежливым и учтивым, даже в споре или в отказе просьбы. Сопровождая свои высказывания словами: «Будьте любезны» или «Простите, но...», вы создаете совершенно другой словесный образ. Этот образ подкрепляется еще и интонацией, паузой, улыбкой. Здесь не должна звучать ирония, за исключением тех ситуаций, когда вы иронизируете перед слушателями намеренно. Любезность воспринимается как проявление чувства сопереживания, как желание понять и поддержать собеседников, как добросердечие.

Важно помнить, что словесное общение сопряжено с той энергией, которая исходит от нас. Любой собеседник чувствует это на подсознательном, интуитивном уровне и либо отвергает такое общение, либо входит в контакт. Необходимо себя воспитать в любви к человеческому общению. Нельзя быть учтивым без снисходительности. Важно не замечать мелкие слабости собеседников.

Балтийская Государственная Академия

Рыбопромыслового Флота

Кафедра общественных наук.

Реферат по предмету Культура речи.

Тема реферата:

Оратор и аудитория. Приёмы установления контактов.

Реферат написал:Стрельников Александр Алексеевич

Реферат проверила:Чуксина

Калининград 2001
Оглавление:

1. Оратор и аудитория

Типы ораторов...............................................................................................................3

Подготовка и проведение публичного выступления(докоммуникативный, коммуникативный, посткоммуникативный этапы)..................................................3

Культура произнесения речи перед аудиторией......................................................11

2. Приёмы установления контакта с аудиторией

Лексико - синтаксические приёмы............................................................................13

Позы, жесты, мимика..................................................................................................15

1. Оратор и аудитория.

Публичное выступление - это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.

Типы ораторов

С. Ф. Иванова в работе «Специфика публичной речи» (М. , 1978) выявила индивидуальные речевые типы:

1) Рационально - логический. Ораторы этого типа склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы «сидит у них внутри», и ораторы во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как сделать свою речь более яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать аудиторию. «Логиками» чаще всего бывают сангвиники.

2) Эмоционально - интуитивный. Представители этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом.

3) Философский. Ораторы - «философы» более или менее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Их общая черта - стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще всего данную группу составляют люди флегматического темперамента.

Лирический, или художественно - образный. Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность - черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его - характер утонченный, меланхолический.

Подготовка и проведение публичного выступления.

В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5этапов:

1. Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления;

2. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности;

3. Словесное выражение", литературная обработка речи;

4. Заучивание, запоминание текста;

5. Произнесение.

Как видно из вышенаписанного, 4 из 5 этапов в деятельности оратора отводятся на подготовку речи. Греки говорили, что речи Демосфена пропитаны маслом ночной лампады, при свете которой он их готовил. Да и он сам об этом говорил: "Я, граждане афинские, признаю и не стану отрицать, что продумал и разучил свою речь, насколько это было возможно".

Для современного оратора трудолюбие Демосфена не просто поучительно. Оно говорит о том, что ораторскоекрасноречие в лучшем значении этого слова не посещает ленивых.

Сегодня в ораторской деятельности выделяют 3 основных этапа: докоммникативный, коммуникативный и посткоммуникативный. Каждый из этапов содержит перечень конкретных действий, которые можно представить в виде таблицы:

Докоммуникативный этап.

Определение темы и цели выступления.

Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели.

Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание. При разработке повестки для совещаний необходимо особое внимание обращать на формулировку тем докладов и сообщений. Темы должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем. Поэтому целесообразно "расшифровывать" пункт повестки дня "Разное", "О разном" - человек будет иметь возможность заранее подготовить и продумать свое выступление. Некоторые речи не имеют названий: приветственная, митинговая и другие.

Приступая к разработке текста, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, какой реакции он добивается. Основные цели публичного монолога - сообщение и воздействие. Немаловажным фактом в процессе подготовки речи является постановка сверхзадачи и задач, которые помогут воплотить её .Оратор может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения.

Оценка аудитории и обстановки.

Важно оценить состав будущей аудитории, заранее настроиться на своих слушателей, учитывая такие факторы: образовательный уровень, направление образования (гуманитарное, техническое...), познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору.

Всегда легче говорить, обращаясь к однородному (гомогенному) составу (дилетанты, специалисты, коллеги, студенты, люди одинаковых политических взглядов и т. д.). Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление.

Обращаясь к молодежи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов.

Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нельзя допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами, уклоняться от существа проблемы.

В неоднородной (гетерогенной) аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой - то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.

Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно - белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить.

Знание своих слушателей, "прицельная" подготовка речи приобретают особое значение при обсуждении какого - то трудного вопроса в узком кругу специалистов, деловых людей.

Следует узнать, в какой обстановке будет проходить выступление - в зале, в кабинете, есть ли там кафедра, стол, микрофон...

Кафедра помогает сконцентрировать внимание на ораторе, за ней надо располагаться свободно, непринужденно, установив и стараясь сохранять постоянно расстояние в 20 - 30 сантиметров между ртом и микрофоном.

Важное значение имеет и размещение слушателей в аудитории. Проксемика - наука о временной и пространственной организации общения - описывает следующие способы:

Способ Схематическое изображение Комментарии
Аудиторное размещение Отделяет оратора от аудитории. Обратная связь затруднена. Большое число участников
"Конференция" Официально. По субординации. Может вызвать конфронтацию, противостояние мнений
"Подкова" Способствует взаимодействию. Доступный визуальный контакт. Хорошие возможности контроля
V - образное расположение Позволяет создать обстановку сотрудничества между общающимися при ведущей роли оратора
"Круглый стол" Объединяет людей, демократизирует обстановку обсуждения проблем.
"Кабаре" Для работы маленькими группами. Возможны трудности фокусирования внимания

Надо выяснить также после каких других речей планируется ваше выступление. Ведь каждая последующая речь должна быть интереснее по содержанию и форме, чем предыдущая. . Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему.

Каждый день, общаясь с людьми, мы не просто выдаем информацию, но и создаем контакт . Мы приветствуем друг друга, обращаемся по имени, говорим комплименты, прощаемся. Каждый это делает по-своему, уникально. По таким мелочам мы даже можем узнавать своих друзей и близких как по визитной карточке. Именно эти особенности делают общение живым. В публичном выступлении тоже должна быть жизнь! Необходимо все эти «дополняющие» речь детали, включать и в разговор с аудиторией. Пусть они станут Вашей особенностью, тем, почему вас будут узнавать.

Необходимо также помнить, что хотя Вам кристально ясна тема выступления и мысль, которую Вы хотите донести, слушающие люди, могут быть не столь осведомлены о предмете или понимать его по-своему. Если Вы хотите избежать непонимания со стороны слушателей и донести выступление до каждого слушателя, оно должно подаваться так, чтобы его удобно было воспринимать.

Для этого нужно выполнять несколько простых правил:

1. Давайте обзор темы в начале выступления.

2. В ходе изложения подводите итоги после каждого раздела выступления

3. В конце выступления напомните слушателям главную мысль каждого раздела вашей темы.

Особым способом взаимодействия с аудиторией, создания атмосферы доверия является «присоединение» к аудитории . Предложите слушателям «вместе поразмышлять» над поставленным Вами вопросом, проведите их по линии вашей логики и в результате они лучше воспримут Вашу позицию, проникнутся Вашей идеей. К тому же можно представлять свою позицию методом «от противного» , презентуя оппозиционную точку зрения и в ходе изложения опровергая ее. Важным умением хорошего оратора является диалог с аудиторией . Он обеспечивается риторическими вопросами и постановкой вопросительных предложений.

При подготовке выступления необходимо позаботиться также и о выразительности речи. Она достигается употреблением особых риторических фигур и тропов. Во многих пособиях по риторике приводятся целые перечни таких выражений. Однако, употребляя их, не стоит забывать о том, что выступление, построенное на одних только украшениях речи, останется пустым, и это будет заметно слушателям, особенно по прошествии какого-то времени после Вашего выступления. Сейчас витиеватые выражения уже не пользуются популярностью, а больше ценится простота и доступность слова в сочетании со значительным смыслом речи.

Важнейшим качеством оратора является чувство юмора. Без юмора выступление часто становится скучным и, особенно если оно занимает много времени, вызывает снижение внимания слушателей, а, значит, будет проведено впустую.

Есть несколько характеристик подходящего для выступления юмора:

· Юмор должен соответствовать аудитории

· Он не должен быть низкопробным.

· Юмор должен быть свежим. Старая шутка «сыграет с вами плохую шутку».

Шутка в адрес аудитории , даже если Вам она кажется доброй и необидной, вызовет противостояние слушателей, и дальнейшее убеждение станет невозможным. Помните, что юмор - как хирургический скальпель: не делайте опасных движений. Хотя и требуется виртуальное мастерство для включения юмора в свое выступление, заготавливать шутки заранее не рекомендуется. Они лишь испортят созданную Вами атмосферу, создав ощущение «сделанности» и неискренности. Проверить свое чувство юмора и мастерство шутки можно на знакомых до выступления. Еще один способ проверки шутки на качество предложил Л. Браун. Он советует представить свою шутку напечатанной слово в слово в газете, да еще и подписанной Вашим именем на следующее утро после выступления. Ну как, прошла шутка проверку?

Шутки шутками, но также как ваше выступление не может быть построено только на украшениях, оно не должно быть создано исключительно из шуток. Всегда помните, для чего Вы выступаете и что хотите рассказать людям, которые пришли послушать Вас.

Давайте перечислим наиболее важные моменты:

· Добавьте жизнь в Ваше выступление , обращайтесь с аудиторией как с приятным собеседником: поприветствуйте, сделайте комплимент, обращайтесь к ней и не забудьте попрощаться. Делайте это именно Вашим, уникальным способом.

· Излагайте слушателям структуру Вашего выступления , резюмируйте важные разделы и подводите итоги.

· «Присоединяйтесь» к аудитории и выстраивайте диалог с ней.

· Уделите внимание выразительности речи , не забывая о смысле выступления.

· Научитесь использовать юмор для оживления вашей речи.

Выполняя эти простые советы, Вы сделаете выступление убедительным и запоминающимся, а слушателям доставите большое удовольствие.