Кризис в отечественной психологии середины 20 века. Основные причины открытого кризиса в психологии. Его проявления в отечественной и зарубежной психологии. Основные характеристики ВПФ

Строго говоря, начало кризиса можно датировать началом развития психологии как экспериментальной науки. границы: третья четверть 70-х гг. 19 в. - первое десятилетие 20в. Чем успешнее шло в психологии внедрение эксперимента, чем обширнее была область изучаемых ею явлений, тем более очевидным становилось, что не сознание является предметом психологической науки, и не интроспекция - ее основным методом. Таким образом, кризис центрировался вокруг проблемы сознания и явился итогом развития психологии как науки о сознании.

В начале 10-х гг. 20 в. психология вступила во второй период кризиса - собственно период "открытого кризиса", который продолжался до середины 30-х гг. 20 в. и был связан с возникновением новых теоретических направлений психологии, пришедших на смену ассоцианистической вундтовской психологии и заявивших о себе как о новых общепсихологических теориях.. Это такие направления психологической мысли, как бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, французская социологическая школа, понимающая (описательная) психология. Каждое из этих направлений выступило против основных положений традиционной психологии, основы которой были заложены еще в 17 в. Декартом и Локком и которая сохранила свои наиболее существенные черты на протяжении 18-19 вв.

Таким образом, неизбежно наступил следующий, третий период кризиса. Он характеризуется упадком направлений периода открытого кризиса, смешением одних направлений с другими, размыванием четких границ между ними, появлением новых психологических концепций, таких как, например, экзистенциальная, или "гуманистическая", психология (К. Роджерс, А. Маслоу Г. Олпорт), когнитивная психология (У. Найсер, Н. Линдсей, Д. Норман) и др. Этот период начинается с середины 30-х гг. нашего века и продолжается по настоящее время. Его характерным признаком является отсутствие общей психологической теории и сомнение в возможности когда-либо ее создать.

Ситуация, когда теория начала существенно отставать в своем объяснении данных психологических исследований, а порой оказывалась и просто неадекватной им, привела к ситуации кризиса в психологии. По оценке Л.С. Выготского, это был кризис методологических основ психологии и он являлся "выражением того факта, что психология как наука в своем практическом продвижении вперед в свете требований, предъявляемых ей практикой, переросла возможности, допускавшиеся теми методологическими основаниями, на которых начинала строиться психология в конце 18 - начале 19 века".

Кризис в психологии совпал с периодом обострения экономических и социально-политических противоречий в буржуазном обществе, обусловленным его переходом к империализму. Рост производства сопровождался качественными изменениями в экономике, политике и идеологии, развитием процесса концентрации капитала и господства монополий и финансовой олигархии, агрессивной внешней политикой, направленной на перераспределение колоний и рынков сбыта путем империалистических войн, среди которых Первая мировая война 1914-1918 гг. явилась первым из величайших социальных потрясений 20 в.

Вот в таких условиях общественной ситуации и положения в науке и философии психология в начале 10-х гг. XX в. вступила в период открытого кризиса. Его источником явились запросы практики, необходимость ответить на которые привела как к осознанию недостаточности прежних теоретических взглядов, развиваемых эмпирической интроспективной ассоцианистической психологией, так и к появлению новых направлений в исследованиях исследований и новых концепций. Как и в естествознании, открытый кризис в психологии явился свидетельством развития этой науки.

Преобразование представлений о природе, о закономерностях в развитии психики и сознания на основе и в результате мощного развития собственно психологического эксперимента, применение психологических знаний к различным областям науки и практики - медицинской, педагогической, области производства, транспорта, торговли, военного дела и др., развитие объективных исследований в детской психологии и зоопсихологии способствовали возникновению ряда новых направлений, которые ставили своей задачей изменение представлений о теоретических основах психологической науки.

Таким образом, можно говорить о трех группах факторов и условий, в контексте которых возник и развивался кризис в психологии: общественно и культурно исторические, положение в науке и философии и ситуация в самой психологической науке.

В этот период появилось множество новых направлений. Бихевиоризм возник в США и явился реакцией на структурализм В. Вундта и Э.Титченера и на американский функционализм. Основоположник Дж. Уотсон. Он критиковал психологию за субъективизм и практическую бесполезность. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем и с целью служить практике. В качестве научных предпосылок Дж. Уотсон называл исследования по психологии животных, особенно Э.Торндайка, а также школу объективной психологии. Гештальтпсихология - одно из наиболее влиятельных и интересных направлений периода открытого кризиса, явилось реакцией против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии. Гештальтпсихология явилась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в немецко - язычной (немецкой и австрийской) психологии, а также философии конца 19 - начала 19 в. Глубинная психология - выдвинула идею о независимости психики от сознания и пыталась обосновать реальное существование этой независимой от сознания психики и исследовать ее. Центральное психологическое течение глубинной психологии - психоанализ З. Фрейда. Классическая глубинная психология включает также концепции индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К. Юнга. В психологической науке вопрос о социальной природе человеческого сознания был специально поставлен французской социологической школой. Основателем школы был Э.Дюркгейм, который, изучая бытовое право у отсталых народов, создал концепцию первобытного мышления. Его идеи развил Л. Леви-Брюль. К этой школе примыкал некоторое время Ж. Пиаже. К ней принадлежали М. Гальбвакс, Ш. Блондель. Описательная психология. В период открытого кризиса о новом подходе к изучению духовного мира человека заявил немецкий философ В. Дильтей, основатель «философии жизни». Он выступил с критикой академических философских школ с притязаниями на новое мировоззрение, основанное на самой жизни, этой единственной реальности, постигаемой посредством творческих инстинктов и гениальной интуиции.

Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие направления, культурно-историческая теория, теория деятельности.

I. Причины кризиса

II. Основные течения

1) Структурализм

2) Вюрцбургская школа

3) Функционализм

4) Бихевиоризм

5) Гештальт-психология

6) Теория "поля" Курта Левина

7) Психоанализ (глубинная психология)

8) Гуманистическая психология

III. Последствия раскола

I. Причины кризиса.

Чем успешнее шла в психологии эмпирическая ра­бота, резко расширявшая поле изучаемых психоло­гией явлений, тем очевиднее становилась несостоятельность ее версий о сознании как замкнутом мире субъекта, зримом ему одному благодаря натрениро­ванной интроспекции под контролем инструкции экс­периментатора. Крупные успехи новой биологии ра­дикально меняли воззрения на все жизненные фун­кции организма, в том числе психические.

Восприятие и память, навыки и мышление, уста­новка и чувства трактовались теперь как своего рода "инструменты", позволяющие организму эффектив­но "орудовать" в жизненных ситуациях. Рушилось представление о сознании как особом замкнутом ми­ре, изолированном острове духа. Вместе с тем новая биология направляла на изучение психики с точки зрения ее развития. Тем самым радикально расши­рялась зона познания объектов, недоступных для ин­троспективного анализа (поведение животных, детей, психически больных). Крах исходных представлений о предмете и методах психологии становился все бо­лее очевидным.

Глубокие преобразования испытывал категориаль­ный аппарат психологии. Напомним об его основ­ных блоках: психический образ, психическое действие, психическое отношение, мотив, личность. На заре научной психологии, как мы помним, исход­ным элементом психики считались показания орга­нов чувств - ощущения. Теперь же взгляд на сознание как устройство из атомов - ощущений - потерял научный кредит.

Было доказано, что психические образы – это целостности, которые лишь искусственным путем можно расщепить на элементы. Эти целостности были обозначены немецким термином "гештальт" (форма, структура) и под этим названием вошли в научный глоссарий психологии. Направление же, придавшее гештальту значение главной "единицы" сознания, утвердилось под именем гештальт-психологии.

Что касается психического действия, то и его категориальный статус изменился. В прежний период оно относилось к разряду внутренних, духовных актов субъекта. Однако успехи в применении объективного метода к изучению отношений между организмом и средой доказали, что область психики включает также внешнее телесное действие. Появилась мощная научная школа, возведшая его в предмет психологии. Соответственно направление, избравшее этот путь, исходя из английского слова "бихейвиор" (поведение), выступило под стягом бихевиоризма.

Еще одна сфера, открывшаяся психологии, придала сознанию взамен первичного вторичное значение. Определяющей для психической жизни была признана сфера бессознательных влечений (мотивов), которые движут поведением и определяют своеобразие сложной динамики и структуры личности. Появилась приобретшая всесветную славу школа, лидером которой был признан З.Фрейд, а направление в целом (со множеством ответвлений) названо психоанализом.

Французские исследователи сосредоточились на анализе психических отношений между людьми. В работах ряда немецких психологов центральной выступила тема включенности личности в систему ценностей культуры. Особую новаторскую роль в истории мировой психологической мысли сыграло учение о поведении в его особом, возникшем на почве русской культуры варианте.

II. Основные течения

Вследствие кризиса появились такие течения:

1 Структурализм.

Рассмотрим, прежде всего, так называемую структурную школу - прямую наследницу направления, лидером которого являлся В. Вундт. Ее представители называли себя структуралистами, так как считали главной задачей психологии экспериментальное исследование структуры сознания. Понятие структуры предполагает элементы и их связь, поэтому усилия школы были направлены на поиск исходных ингредиентов психики (отождествленной с сознанием) и способов их структурирования. Это была вундтовская идея, отразившая влияние механистического естествознания.

С крахом программы Вундта наступил и закат его школы. Опустел питомник, где некогда осваивали экспериментальные методы Кеттелл и Бехтерев, Анри и Спирмен, Крепелин и Мюнстерберг. Многие из учеников, утратив веру в идеи Вундта, разочаровались и в его таланте.

2. Вюрцбургская школа

В начале XX века в различных университетах ми­ра действовали десятки лабораторий эксперименталь­ной психологии. Только в Соединенных Штатах их было свыше сорока. Их тематика была различна: ана­лиз ощущений, психофизика, психометрия, ассоци­ативный эксперимент. Работа велась с большим рве­нием, но существенно новые факты и идеи не рож­дались.

В.Джемс обращал внимание на то, что результаты огромного количества опытов не соответствуют вло­женным усилиям. Но вот на этом однообразном фоне сверкнуло несколько публикаций в журнале "Архив об­щей психологии", которые, как оказалось впоследст­вии, повлияли на прогресс науки не в меньшей степени, чем фолианты Вундта и Титченера. Публикации эти исходили от группы молодых экспериментаторов, стажировавшихся у профессора Освальда Кюльпе (1862-1915) в Вюрцбурге (Бавария). Профессор, уроженец Лат­вии (входившей в состав России), был мягкий, добро­желательный, общительный человек с широкими гу­манитарными интересами. После обучения у Вундта он стал его ассистентом.

Известность Кюльпе принес "Очерк психологии" (1883), где излагались идеи, близкие к вундтовским. Но вскоре и он, возглавив лабораторию в Вюрцбур­ге, выступил против своего учителя. Проведенные в этой лаборатории несколькими молодыми людьми опыты оказались для первого десятилетия XX века самым значительным событием в экспериментальном исследовании человеческой психики.

В наборе экспериментальных схем вюрцбургской лаборатории поначалу как будто ничего примечатель­ного не было. Определялись пороги чувствительно­сти, измерялось время реакции, проводился ставший после Гальтона и Эббингауза широко распространен­ным ассоциативный эксперимент.

Карл Бюлер (1879-1963) работал в Вюрцбурге в 1907-1909 гг. Он внес в экспериментальную практи­ку школы новую ориентацию, которая дала повод для наиболее острой критики со стороны Вундта. Мето­дика заключалась в том, что перед испытуемым ста­вилась сложная проблема и он должен был, не ис­пользуя хроноскопа, возможно более тщательно опи­сать, что происходит в его сознании в процессе решения. В исторической литературе высказывается мнение, что "Бюлер, более чем кто-либо другой, сде­лал очевидным, что в опыте существуют данные, ко­торые не являются сенсорными".

Уже после отъезда Кюльпе из Вюрцбурга (сперва в Бонн, а затем в Мюнхен) процесс мышления изучал Отто Зельц (1881-1944?). Ему принадлежит заслуга экс­периментального анализа зависимости этого процесса от структуры решаемой задачи. Зельц ввел понятие об "антиципаторной схеме", которое обогатило прежние данные о роли установки и задачи. Главные работы Зельца- "О законе упорядоченного движения мыс­ли" (1913), "К психологии продуктивного мышления и ошибки" (1922), "Закон продуктивной и репродуктив­ной духовной деятельности" (1924). Зельц погиб в на­цистском концентрационном лагере.

Традиции экспериментального изучения мышле­ния, созданные вюрцбургской школой, были разви­ты другими исследователями, к ней не принадлежав­шими.

3. Функционализм

У истоков это направления, ставшего в начале XX века одним из господствующих в американской психологии, стоял австрийский психолог Франц Брентано.

Ф. Брентано (1838-1917) начал свою деятельность в качестве католического священника, оставив ее из-за несогласия с догматом непогрешимости папы и перейдя в Венский университет, где стал профессором философии. Первый труд Брентано был посвящен психологии Аристотеля, а также ее интерпретации средневековыми католическими теологами, разработавшими понятие об интенции как особой направленности мысли. В незавершенной работе "Психология с эмпирической точки зрения" (1874) Брентано предложил новую программу разработки психологии как самостоятельной науки, противопоставив ее господствовавшей в то время программе Вундта.

Главной для новой психологии он считал проблему сознания. Чем отличается сознание от всех других явлений бытия? Только ответив на этот вопрос, можно определить область психологии. В то время под влиянием Вундта господствовало мнение, что сознание состоит из ощущений, восприятий, представлений как особых, сменяющих друг друга процессов. С помощью эксперимента их можно выделить, подвергнуть анализу, найти те элементы или нити, из которых сплетается эта особая "ткань" внутреннего субъекта. Такое воззрение, утверждал Брентано, совершенно ложно, ибо оно игнорирует активность сознания, его постоянную направленность на объект. Для обозначения этого непременного признака сознания Брентано предложил термин "интенция". Она изначально присуща каждому психическому явлению и именно благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических.

Интенция - не просто активность. В ней совместно с актом сознания всегда сосуществует какой-либо объект. Психология использует, в частности, слово "представление", понимая под ним восстановление в памяти отпечатков виденного или слышанного. Согласно же Брентано следует говорить не о представлении, а о представливании, то есть о специальной духовной деятельности, благодаря которой осознается прежний образ. Это же относится и к другим психическим феноменам.

К. Штумпф (1848-1936) был профессором кафедры философии в Праге, Галле и Мюнхене. С 1894 г. он работал в Берлинском университете, где организовал психологическую лабораторию. Под влиянием Брентано он считал предметом психологии исследование психологических функций, или актов (воспринимания, понимания, хотения), отличая их от феноменов (сенсорных или представляемых в виде форм, ценностей, понятий и им подобных содержаний сознания). Изучение феноменов Штумпф относил к особой предметной области – феноменологии, связывая её с философией, а не с психологией.

  • III. Анализ результатов психологического анализа 1 и 2 периодов деятельности привел к следующему пониманию обобщенной структуры состояния психологической готовности.
  • III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  • IV.1. Общие начала частной правозащиты и судебного порядка
  • Основные положения культурно –исторической теории:

    В своих работах сам Л.С. не использует термин «культурно-историческая теория» для названия свей концепции можно встретить скорее иное определение, а именно – «инструментальная».

    Исторической концепция Л.С. называлась потому, что невозможно понять «ставшие», имеющиеся сейчас в наличии психические процессы и сознание, а следует рассмотреть историю их развития и становления , но при этом именно развитие, то есть качественные изменения, появление новообразований, а не простую эволюцию. Л.С. пытался рассматривать психическое развитие по всех видах генезов . Однако в центре его внимания находились онтогенетические исследования становления и развития ВПФ у ребенка.

    Культурной данная концепция называется потому, что Л.С. считал, что сознание ребенка, специфические особенности его ВПФ формируются у ребенка в результате общения со взрослыми, в котором происходит усвоение ребенком систем культурных знаков. Эти знаки опосредуют его «низшие» (непроизвольные) ПФ и тем самым ведут к созданию совершенно новых образований в сознании ребенка.

    Основные характеристики ВПФ:

    § Могут без остатка сводиться к элементарным функциям

    § Имеют знаковую опосредованность

    § Имеют социальное происхождение

    § Формируются прижизненно

    § Осознанны и произвольны

    Исторически возникновение ВПФ как новых форм человеческого мышления и поведения связано с развитием трудовой деятельности. ВПФ – продукт не биологической эволюции. Они имеют социальную историю. Положение о родстве труда и высших интеллктуальных функциях привело к выводу о том о «психологических орудиях» , в качестве которых выступает язык . Психологические орудия отличаются от орудий труда: если последние направлены на овладение процессами природы, то психологические орудия выступает как средство воздействия на самого себя и в силу этого делают психические процессы произвольными и непроизвольными. Основным процессов развития ВПФ является интериоризация. ВПФ происходят из вне, они «строятся первоначально как внешние формы поведения и опираются на внешний знак». Переход от интерпсихической функции к интрапсихической происходит в сотрудничестве ребенка с другими детьми и со взрослыми. Область доступного ребенку в сотрудничестве получила название зоны ближайшего развития , область выполняемого самостоятельно – область актуального развития.

    Подобно тому, как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает и своей собственной психикой с помощью орудий особого рода - психологических. Психологические орудия - это знаки , посредством которых строится сознание. Выготский усматривает в нем особого социокультурного посредника между индивидом и миром.

    В начале 10-х гг XX в. психология вступила в период открытого кризиса, который продержался до середины 30-х гг. Статья Выготского «Исторический смысл психологического кризиса» – первая попытка исследования и научного объяснения кризиса психологии с марксистских позиций.

    Критерии наличия кризиса : крах единства психологи, наличие большого кол-ва школ и направлений, враждебных друг другу (разная терминология, предмет, методы и т.д.). Т.О. внешним выражением этого кризиса было появление новых школ и направлений. Наука разделилась на направления, сторонники которых оперировали разными фактами и идеями, не принимая в расчет друг друга. Каждая система (фрейдизм, бихевиоризм, гештальтизм, персонализм) претендовала на открытие новой эры в психологической науке.

    Сущность кризиса : кризис методологический (Выготский). Ставились вопросы о методах, основных понятиях, интерпретациях этих понятий, т.е. методологическая проблема.

    Психология сформировалась в самостоятельную науку в конце 19 века, но на базе философии 18-го века (Декарт, Локк). И на этом противоречии возникает психология в виде интроспективной психологии, психологии сознания.

    Психология сознания (основные принципы) :

    интроспективная трактовка сознания;

    принцип сенсуализма (познание начинается с ощущения; элемент сознания – ощущение);

    принцип атомизма (сознание расчленяется на элементы);

    принцип натурализма (психика рассматривается в связи с телесностью -- позиция Декарта; психика как побочный продукт работы НС);

    интеллектуализм трактовки сознания;

    можно добавить принцип ассоцианизма.

    Психология провозглашала себя эмпирической наукой, опирающейся на факт (экспериментальное исследование). Эксперимент ведет к открытию новых фактов, которые вступают в противоречие с основными принципами интроспективной психологии. Например, открытие целостного характера восприятия отвергает принцип атомизма (гештальтисты), безобразный характер мышления подрывается тем, что в основе ткани сознания лежит ощущение (подрывы принципа сенсуализма) – Вюрцбургская школа; открытие бессознательного (подрыв, что предметом является сознание). Каждое новое открытие опровергает старый принцип. Каждое из направлений отталкиваясь от собственного открытия предлагает свой объяснительный принцип .

    Логика развития объяснительных идей : сначала появляется частный факт, факту дается определенная интерпретация, возникает частный объяснительный принцип, который потом раздувается на более широкую область явлений, до сферы психологии в целом, а потом и на более широкие явления вплоть до мировоззренческого принципа. Но как общий психологический принцип ни одна школа не удовлетворяет задаче дать объяснение большинству психологических фактов, накопленных в области психологии. (Выготский)

    Выготский наблюдает поразительное сходство между эволюцией разных психологических концепции (фрейдизм, рефлексология, гештальтизм, персонализм): от частного открытия в специальной дисциплине к последующему распространению своих идей на всю психологию и на человеческое знание в целом. Этим показывается назревшая потребность в общей науке.

    О кризисе в психологи свидетельствует тот факт, что психология осознала необходимость общей науки (методологии), но не готова произвести ее на свет. Отдельные дисциплины пытаются заместить общую психологию – это детская психология, патопсихология, зоопсихология и др.

    Цель кризиса : «Согласовать разнородные данные, привести в систему разрозненные законы, осмыслить и проверить результаты, прочистить методы и основные понятия, заложить фундаментальные принципы – тем самым построить общую науку ».

    Для В. создание «общей науки» являлось важнейшим заданием. Создавать ее нужно исходя из марксистской интерпретации теоретического знания, из принципов отражения и историзма . В абстракции всегда содержится кусок реальной действительности.

    Общая наука зарождается на стадии зрелости. Психология подошла к тому, что ее дальнейшее движение без общей науки невозможно. Общая наука нужна, прежде всего, потому, что психология не может справиться с возрастающими практическими задачами; для этого нужна собственная логико-методологическая инфраструктура.

    Общая наука – это наука, получающая материал из частных научных дисциплин и производящая обобщение этого материала, что невозможно внутри каждой отдельной дисциплины. С помощью фундаментальных понятий (категория) и объяснительных принципов общая наука выполняет роль методологии по отношению к конкретному эмпирическому исследованию.

    В. считает, что понятия должны непрерывно критиковаться в практике, т.к. всякое открытие в науке есть всегда и акт критики понятия.

    Такое взаимодействие понятия и факта образует предмет общей науки . Ее можно назвать методологией в смысле учения о способах, путях, приемах конкретно-научного познания.

    Общая наука перенимает это оперирование понятиями, а именно общими понятиями. Таким образом, она определяет предмет и метод любых форм научно-психологического исследования.

    Методология конкретной науки складывается под влиянием философии, предмета этой науки, исторической развертки ее категориальных структур.

    Краеугольный камень рассуждений Выготского – идея о нераздельности двух способе исследования науки: логического и исторического.

    Научная методология на исторической основе возможна потому, что закономерность присуща самому процессу познания. Закономерность в смене и развитии идей связано с:

    ? с общей социально-культурной подпочвой эпохи;

    ? с общими условиями и законами научного познания;

    ? с объективными требованиям объективной действительности, которую изучает наука.

    Выход из кризиса (Выготский): создание общей психологии – обобщение и систематизация накопленных фактов, формулировка общего объяснительного принципа и факта, выстраивание иерархии частных дисциплин и как они соотносятся.

    Причины кризиса (по Выготскому):

    Неотрефлексированность методологических основ и философской базы . За этим стоит общая установка психологии, которая определяла себя как эмпирическую науку, основывающуюся на опыте. Психология стремилась отмежеваться от философии. Психолог вступает в принципиальный самообман, что лабораторная работа поможет решить его вопросы. Т.е. с одной стороны психологи отказываются от философии, но с др. стороны – опираются на философскую парадигму (Декарто-Локковскую парадигму).

    Излишний академизм психологии . Отношение к прикладной психологии как к чему-то низшему и выходящему за пределы науки (презрение к практике).

    Кризис психологии (10-30-е гг. XX в.)

    В 1910-1930-е гг. в психологии сформировалось большое количество конкурирующих несовместимых и даже несопоставимых парадигм, которые реализовали потенциально логически возможные версии понимания предмета и метода психологии. В качестве примера следует сопоставить бихевиоризм, суть которого состоит либо в отрицании существования психологических структур и процессов, либо в признании их недоступности для научного исследования, и глубинную психологию, постулирующую существование таких структур и процессов и утверждающую их доступность для изучения.

    Вот только неполный список собственно психологических парадигм, сформировавшихся во время открытого кризиса (бихевиоризм; когнитивный бихевиоризм Э. Толмена; психоанализ: учения Фрейда, Юнга, Адлера; гештальтпсихология; динамическая психология К. Левина; описательная психология В. Дильтея и Э. Шпрангера; генетическая психология Ж. Пиаже; культурно-историческая теория Л.С. Выготского; различные версии теории деятельности: М.Я. Басова, С.Л. Рубинштейна; реактология в версиях К.Н. Корнилова и В.М. Бехтерева; психология установки Д.Н. Узнадзе).

    Попытки выйти из кризиса, реализуя новые программы исследований, приводили лишь к увеличению числа конкурирующих парадигм. Возможность гибридизации даже самых полярных парадигм (когнитивный бихевиоризм Э. Толмена совместил бихевиористские представления о роли стимулов в поведении и отрицаемую бихевиористами концепцию внутренней психологической структуры -- когнитивной, или познавательной, карты окружающей среды) или ориентацией конкурирующих парадигм на различные аспекты предмета изучения -- теория деятельности Л.С. Рубинштейна ориентирована на исследование деятельности как процесса, в то время как теория деятельности А.Н. Леонтьева -- на изучение структуры деятельности, открывающей доступ к структуре сознания (Леонтьев А.Н., 1975; Рубинштейн С.Л., 1997).

    Состояние психологии в 1910-1930-е гг. представляло лишь стадию открытого кризиса, который продолжается до настоящего времени и характеризуется разнообразием и конкуренцией парадигм. Только все множество конкурирующих парадигм в целом соответствует наиболее полному представлению о предмете и методе в психологии, продуктивный выход из кризиса состоит не в доминировании какой-либо одной парадигмы, не в слиянии трудно совместимых логически парадигм. По оценке Л.С. Выготского, это был кризис методологических основ психологии «...и является выражением того факта, что психология как наука в своем практическом продвижении вперед в свете требований, предъявляемых ей практикой, переросла возможности, допускавшиеся теми методологическими основаниями, на которых начинала строиться психология в конце XVIII--начале XIX века».

    Преобразование представлений о природе и развитии психики и сознания на основе и в результате мощного развития собственно психологического эксперимента -- медицинской, педагогической, области производства, транспорта, торговли, военного дела и др., развитие объективных исследований в детской психологии и зоопсихологии способствовали возникновению ряда новых направлений. Каждое из них открывало противоречия в теоретических основах старой психологии, казавшихся до этого бесспорными. Эти выступления были свидетельством недостаточности имеющейся психологической теории, которая покоилась на ложно основанном субъективно-идеалистическом представлении о психике. Собственно в этом и состояла причина кризиса психологии. Требовалось решительное изменение исходных принципов и представлений. Основным содержанием периода открытого кризиса и было возникновение новых психологических направлений, оказавших (и продолжающих оказывать) большое влияние на современную психологию. Это бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая (описательная) психология. Каждое из этих направлений выступило против основных положений традиционной психологии, основы которой были заложены еще в XVII в.

    Декартом и Локком и которая сохранила свои наиболее существенные черты на протяжении XVIII --XIX вв. Характерно, что каждое из новых направлений выступало по преимуществу против какого-либо одного из ее аспектов. Так, Фрейд разрушил представление, в соответствии с которым психика отождествлялась с сознанием, а психология объявлялась наукой о содержаниях или функциях сознания. Бихевиоризм сформировался на основе острой критики субъективности предмета классической психологии и метода интроспекции с требованием объективного подхода, но уже не к явлениям сознания, непосредственно не доступным объективному наблюдению, а к поведению.

    Общую характеристику разных направлений периода кризиса дал Л.С. Выготский. Прослеживая судьбу каждого из них, он показал, что «...в начале каждого направления стоит какое-нибудь фактическое открытие... Мы имеем дело с новым фактическим материалом, который приносится в психологию каждым новым направлением». Затем на базе этих фактов, каждая группа которых дает материал лишь для отдельной главы психологии, как писал Л.С. Выготский, каждое направление строило общепсихологическую теорию и в ряде случаев (гештальтпсихология, психоанализ) даже претендовало на значение универсальной концепции и мировоззрения. Однако -- и это стало историческим фактом -- выполнение роли общепсихологической теории оказывалось не по силам каждому из этих направлений, и поэтому неизбежно наступал следующий этап, когда они были вынуждены -- за счет чистоты своей концепции -- ассимилировать идеи других направлений. После 1925 г. начинается спад бихевиоризма. После переезда основоположников в США (середина 30-х гг.) гештальтпсихология перестает существовать как самостоятельное направление. Психоанализ претерпел преобразования в ряде неофрейдистских теорий.

    Общий итог этому периоду подвел Л.С. Выготский. «Беря все направления,-- писал он,-- в их исторических границах, во всем том, что они были призваны сделать и что они могли завершить, оставаясь сами собой, я хотел указать на их внутреннюю ограниченность и невозможность выйти за пределы кризиса, преодоление которого все эти направления ставят своей задачей. Очевидно, круг этого кризиса очерчен таким образом, что он вытекает из самой природы того методологического основания, на котором развивается психология на Западе; поэтому внутри себя он не имеет разрешения. Даже те попытки, которые исходят из идеи разрешения кризиса и преодоления тех тупиков, к которым он привел, на самом деле не преодолевают тех трудностей, к которым привели психологию механицизм и витализм. И если бы им представилась возможность в течение 10 лет вести разумное исследование, то через 10 лет оно снова привело бы в тупик уже на более высоком фактическом основании, под другим названием, тупик, который будет переживаться неизмеримо трагичнее и острее, поскольку он будет иметь место на более высокой ступени науки, где все столкновения и противоречия оказываются более острыми и неразрешимыми».

    Изменить понимание сознания, объяснить условия порождения и функционирования сознания -- вот в чем состояла задача. Ее решение требовало новых методологических ориентиров. Именно по этому пути пошло разрешение кризисных проблем в отечественной психологии.

    Временные границы данного этапа развития психологии - 10-30-е годы 20 века. Сущность открытого кризиса в психологии - несогласованность в ответах на базовые методологические вопросы о предмете и методе психологии. За пятьдесят первых лет существования психологии как самостоятельной науки постепенно утратила силу Вундтовская трактовка предмета и метода психологии. Функционалистский подход подточил структурализм. Этот этап развития психологии был назван эпохой латентного (скрытого) кризиса. Когда сменилось поколение, и с ключевых постов ушли ученики Вундта, создалась ситуация равноправного существования школ, давших кардинально расходящиеся версии ответа на вопрос о предмете и методе Наличие особого предмета и метода позволяет выделять отдельную науку В начале 20 века возник та ситуация, когда параллельно существовало десяток наук психологии Учебники той поры назывались «современные психологии».

    Главные психологические школы периода открытого кризиса

    Бихевиоризм. Возник в США. Родоначальник - Джон Уотсон. В 1913 году вышла его программная статья «Психология с точки зрения бихевиориста». Предметом бихевиоризма он назвал изучение поведения объективным методом - экспериментом без допуска интроспекции, целью - служение практике; задачей - прогнозирование поведения и управление поведением «Дайте мне дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и мой собственный, специальный мир, в котором я буду их растить, и я гарантирую, что выбрав наугад ребенка, могу сделать его специалистом любого профиля - врачом, адвокатом, художником, торговцем, даже нищим или вором-карманником - вне зависимости от его склонностей и способностей, рода занятий и расовой принадлежности его предков». Контролируй воздействия (стимулы), и ты добьешься нужного поведения (реакции). Американское общество было взбудоражено призывом Уотсона создать идеальное общество на базе научно обоснованного управления поведением людей. Бихевиористы пытались найти законы, напрямую связывающие внешнюю ситуацию (стимулы) и поведение (реакции) безотносительно «внутренних» переменных (психики). Саму психику бихевиористы постепенно все больше подменяли моторными и телесными реакциями эмоции сводили к физиологическим сдвигам, мышление - к микродвижениям гортани, возникающим при внутренний речи и т. д. Главный интерес бихевиористов сконцентрировался на теории научения. Был открыт закон научения, выражавший идею плавного уменьшения ошибок от пробе к пробе с выходом на стабильный уровень ошибок Экспериментальные исследования бихевиористов преимущественно велись на животных. Сами бихевиорпсты считали, что это делается ради соблюдения требования строгой объективности - лабораторные опыты над животными позволяли наиболее скурпулезно отслеживать действие всех факторов. Критики бихевиоризма высказывали мнение, что только у животных (существ, имеющих примитивную психику) может обнаружиться прямая связь между стимулами и реакциями

    Гештальтпсихология. Возникла в Германии Основатели: Макс Вертгеймер. Курт Кофка, Вольфганг Кёлер. Датой официального рождения считается 1912 год - момент опубликования первой статьи, где анализ феномена (иллюзии мнимого движения) позволил доказать, что сложное психическое явление не является объединением элементов. В их эксперименте элементы неподвижны, а итоговый образ двигается. Значит, образ не создается из элементов, он первичен Методологической платформой гештальтистов стало отрицание структуралистской идеи, что отражение элементов первично, а появление структуры, связывающие элементы в единое целое вторично. Начальным этапом отражения является появление структуры, целого, образа (по-немецки - «гештальта») - именно законы образования и трансформации гештальтов должны стать предметом психологии, методом психологии должен быть эксперимент с элементами интроспекции. Критикуя бихевиоризм, гештальтисты указывали, что научение те исследуют в искусственных условиях, мешающих динамике трансформации гештальтов. В опытах Кёлера, опровергающих схему научения бихевиористов, обезьяна, доставая банан, совершает ряд одинаково ошибочных проб; после чего сразу, без постепенного снижения числа ошибок, совершает правильные действия, сооружая из ящиков, разбросанных в клетке пирамиду. Здесь отсутствует плавная кривая научения, защищаемая бихевиористами, так как скачкообразно переформировалось психическое поле, образовав новый гештальт. Основные достижения гештальтистов были получены при изучения восприятия (феномены, связанные с предметностью, целостностью, обобщенностью; константностью образов восприятия).

    Психоанализ. Создатель - Зигмунд Фрейд. (1900г «Психология сновидений», 1901г «Патопсихология обыденной жизни»). Предмет изучения - личности с точки зрения мотивации поведения, преимущественно обусловленного подсознательными процессами Метод - психоанализ.