Диета при песочных часах желудка. Желудок в форме песочных часов. Фразеологизмы в медицине
АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОЗЫБКОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методический проект
«Интегрированный урок-исследование по русскому языку и культуре речи
«Медицинские фразеологизмы и крылатые выражения»»
Специальность: 060501 «Сестринское дело», 060101 «Лечебное дело».
Курс: II
Дисциплина: ОГСЭ.05. «Русский язык и культура речи».
Раздел III : Лексика и фразеология.
Форма проведения: урок – интегрированное исследование.
преподаватель русского языка и литературы Пинчукова Е.В.
Новозыбков 2013
Методический проект награжден дипломом второй степени в межрегиональном конкурсе «Лучший преподаватель среднего медицинского образовательного учреждения 2014 года» (Брянск, Новозыбков, Калуга, Липецк, Елец).
Тема: «Медицинские фразеологизмы и крылатые выражения»
Тип занятия: интегрированный урок-исследование;
Вид занятия: урок – объяснение нового материала;
Время проведения: 2 часа (90 минут);
Место проведения: кабинет русского языка и литературы.
Мотивационное обоснование : актуальность занятия заключается в формировании компетенций, необходимых при изучении специальных дисциплин, в профессиональной деятельности медицинского работника и для полноты владения языковым и культурным богатством.
Цели занятия:
Цель образовательная:
Познакомиться с медицинскими фразеологизмами и крылатыми выражениями о медицине;
Рассмотреть область их применения в науке, литературе, живописи.
Цель развивающая:
Прививать и развивать навыки исследовательской деятельности учащихся;
Развивать умение анализировать и систематизировать изучаемый материал, применять его в речевой практике для выразительности и красоты речи;
Развивать аналитические способности учащихся при работе с таблицей;
Развивать умения и навыки владения языковым и культурным богатством.
Цель воспитательная:
Прививать гордость за выбранную профессию медицинского работника.
Прививать любовь и интерес к общечеловеческим ценностям.
Оснащение занятия:
Большая медицинская энциклопедия;
Учебник «Пропедевтика внутренних болезней» под ред. В.Т. Ивашкина, В.К. Султанова «Пропедевтика внутренних болезней»;
Словари «Латинские крылатые слова» под. ред. В.Т. Бабичевой, Я.М. Боровского;
Выставка альбомов по живописи из серии «Великие музеи мира»;
Компьютерные презентации;
Интеграционные связи : фразеология, стилистика, латинский язык, литература, живопись, основы патологии.
Оргмомент.
Слово преподавателя : Здравствуйте, ребята. Дежурный, доложите о готовности группы к занятию (рапорт дежурного).
Сегодня мы проведем интегрированный урок-исследование «Медицинские фразеологизмы и крылатые выражения».
Цель нашего интегрированного урока-исследования – на основе полученных на I курсе общих сведений по фразеологии доказать гипотезу : « Медицинские фразеологизмы, несмотря на образную природу, отражают точные клинические признаки заболеваний и синдромов, а крылатые выражения о медицине, берущие начало в античности, обогатили разные виды науки и искусства последующих веков».
Рембрант Харменс ван Рейн
(1606 – 1669)
«Ученый в кабинете»
Какие же задачи мы должны решить для доказательства данной гипотезы?
Задачи I этапа исследования:
Задачи II этапа исследования:
1
Используя слайды презентации, исследовать клинические признаки заболеваний и синдромов, на основе которых сложились данные медицинские фразеологизмы (под контролем врача, преподавателя профессионального модуля ПМ-02 «Участие в лечебно-диагностическом процессе» Зубковой М.В.).
1
Познакомиться с историей возникновения крылатых выражений о медицине при помощи «Словаря латинских крылатых слов» под.ред. Бабичева Н.Т., Боровского Я.М. и др.
2
Изучить отдельные статьи БМЭ и учебника В.Т. Ивашкина, В.К. Султанова «Пропедевтика внутренних болезней» для проверки правильности предположений.
2
Рассмотреть область их применения в науке, литературе, живописи, используя серию «Великие музеи мира» и др.
3
Внести в таблицу «Медицинские фразеологизмы» результаты наблюдений для структуризации полученных знаний и подтверждения гипотезы .
Актуальность интегрированного урока-исследования
заключается
в формировании компетенций, необходимых при изучении специальных дисциплин, в профессиональной деятельности медицинского работника и для полноты владения языковым и культурным богатством.
Теодор Ромбоутс
(1597- 1637)
«Зубодер»
В чем же необычность нашего занятия? Это соединение интеграции (русского языка с медициной, латинским языком, литературой, живописью) и исследования.
Проиллюстрируем виды работы двух этапов интегрированного исследования.
Демонстрация к I
Посмотрите на экран.
Гиппократ
(ок. 460 г. до н.э. – 377-356 до н.э.) Лицо Гиппократа
Назовите медицинский фразеологизм («Лицо Гиппократа»). Как вы думаете, на основе каких клинических признаков возник данный фразеологизм? (Запавшие глаза, заостренный нос, мертвенно-бледная, с синюшным оттенком и покрытая каплями холодного пота кожа лица).
Обратимся к эксперту за помощью для подтверждения правильности наших предположений и установления названий заболеваний и синдромов, при которых проявляется данный симптом?
Слово эксперта.
Демонстрация ко II этапу интегрированного исследования:
На примере афоризма древнеримского поэта Овидия –
Amor non est medicabilis herbis – Любовь травами не лечится, нет лекарства от любви (Овидий, «Героиды», V , 149)
Публий Овидий Назон
(43г.до н.э.–17–18г.н.э.)
Покажем различные области его применения. Этот афоризм использован великим русским поэтом А.С. Пушкиным:
Вот здесь лежит больной студент,
Его судьба неумолима.
Несите прочь медикамент –
Болезнь любви неизлечима!
(А.С. Пушкин, юношеское стихотворение)
А вот другая область его применения – живопись.
Ян Стен
(1626-1679)
«Любовный недуг»
На картине голландского живописца 17 века Ян Стена «Любовный недуг» изображена молодая женщина, в изнеможении сидящая у стола, опершись одной рукой на подушку, а другую подав доктору, считающему пульс. В руке у «недужной» листок бумаги, на котором написан уже знакомый нам афоризм Овидия: «Там лекарство не поможет, где замешана любовь» .
Но самая важная, на мой взгляд, сфера применения крылатых выражений и медицине – ваша речевая практика. Пусть слова великого римского сатирика Ювенала, которые я прочту на латинском и русском языках, послужат вам напутствуем как к сегодняшнему уроку, так и ко всей жизни медицинских работников:
Ювенал
(ок.60 – ок.127 г.до н.э.)
Orandum est ut sit mens sana in corpore sano.
Fortem posce animum, morte terrore carentem,
Qui spatium vitae extremum inter munera ponat
Naturae, qui ferre queat quos cumque labors,
Nesciat irasci, cupiat nihil et potiores
Herculis aerumnas credat saevosque labores
Et Venere et cenis et pluma Sardanapalli.
(Ювенал, «Сатиры», Х)
Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состояньи терпеть затрудненья какие угодно, -
Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапалла.
Первый этап исследования (работа с медицинскими фразеологизмами).
Преподаватель: Посмотрите на экран. Рассмотрим и проанализируем клинические признаки заболеваний и синдромов, на основе которых сложились данные медицинские фразеологизмы
Учащиеся под контролем эксперта
называют медицинские фразеологизмы, их клинические признаки;
изучают отдельные статьи БМЭ и учебника В.Т. Ивашкина, В.К. Султанова «Пропедевтика внутренних болезней» для проверки правильности предположений;
вносят в таблицу «Медицинские фразеологизмы» результаты наблюдений для структуризации полученных знаний (работа проводится с каждым медицинским фразеологизмом отдельно)
Лицо Корвизара Львиное лицо
Бычье сердце Воротник Стокса
Голова Медузы Грудь сапожника
Гусиная печень Желудок «песочные часы»
Мускатная печень Бейби-блюз
Печеночные ладони Сосудистые звездочки
Тигровое сердце Заячья губа
Колено священника Мраморная бледность
Медицинские фразеологизмы
Клинические признаки
Заболевания, синдромы
Лицо Гиппократа
Запавшие глаза, заостренный нос, мертвенно-бледная, покрытая каплями холодного пота кожа лица
Тяжелые заболевания органов брюшной полости (перитонит, перфорация язвы желудка и двенадцатиперстной кишки и др.)
Лицо Корвизара
«Сердечное лицо», обрюзгшее лицо с сонным взглядом, акроцианозом на фоне бледно-желтой кожи, багровыми, несколько выпяченными губами и постоянно полуоткрытым ртом
Сердечная декомпенсация (хроническая сердечная недостаточность)
Львиное лицо
Бугорчато-узловатое утолщение кожи под глазами и над бровями
Проказа (лепра)
Бычье сердце
Увеличение сердца до 600-800 граммов
Гипертрофия сердца при пороке
Тигровое сердце
Сердце, на разрезе которого под эндокардом, в особенности на сосочковых и гребенчатых мышцах, различимы тонкие желто-белые полоски, напоминающие тигровую шкуру
Жировая дистрофия миокарда
Мускатная печень
Печень уплотнена и на разрезе напоминает мускатный орех
Венозная гиперемия
Кофейной гущи рвота
Наличие крови в рвотных массах
Язва желудка
Воротник Стокса
Отек шеи, а иногда и лица, рук, верхней части груди и области лопаток, сопровождающийся набуханием кожных вен
Сдавление верхней полой вены при опухоли средостения
Голова медузы
Извитые расширенные подкожные венозные сосуды передней брюшной стенки
Портальная гипертензия
Грудь сапожника
Воронкообразная грудная клетка; западение грудины и ребер, сопровождающееся различными функциональными нарушениями дыхательной и сосудистой систем
Врожденный порок развития
Гусиная печень
Увеличенная в размерах печень однородно-желтого цвета
Резкая степень жировой дистрофии
Лицо восковой куклы
Лицо слегка одутловатое, бледное, с желтоватым отеком и слегка просвечивающей кожей
Анемия Аддисона-Бирмера
Мраморная бледность
Резкая бледность кожных покровов новорожденных
Гемолитическая болезнь новорожденных
Сосудистые звездочки
Слегка возвышающиеся над поверхностью кожи ангиомы, от которых лучеобразно разветвляются мелкие сосудистые веточки
Цирроз печени
Печеночные ладони
Разлитая ярко-красная диффузная окраска ладоней
Цирроз печени
Желудок «песочные часы»
Двуполостной желудок в виде «песочных часов»
Язва желудка
Заячья губа
Верхняя губа разделена расщелиной, разрывом, который доходит почти до носа, приоткрывает передние зубы и делает ротик малыша похожим на заячий
Патология формирования человеческого эмбриона
Итоги первого этапа исследования: медицинские фразеологизмы, несмотря на образную природу, отражают точные клинические признаки заболеваний и синдромов (итоги подводятся учащимися и их правильность подтверждается экспертом. Следовательно, первое положение гипотезы подтверждено).
Второй этап исследования (работа с крылатыми выражениями).
Знакомство с результатами самостоятельных исследований творческих групп учащихся (сообщения-презентации об истории возникновения крылатых выражений о медицине и области их применения):
Ars longa , vita brevis est - Искусство долговечно, жизнь коротка
Bene dignoscitur , bene curator - To , что хорошо распознается, хорошо лечится;
Contraria contrariis curantur - Противоположное лечится противоположным;
Omnium profecto artium medicina nobilissima - Из всех искусств, безусловно, медицина - самое благородное искусство
Исследование истории возникновения крылатых выражений о медицине и области их применения (работа со «Словарем латинских крылатых выражений» и серией «Великие музеи мира»).
Исследуются крылатые выражения, содержащие советы медикам:
Alliis inserviendo consumor –
Светя другим , сгораю ;
(Надпись под свечой как символ самопожертвования,
приводившаяся в многочисленных изданиях популярных в Европе
с XVI века собраний символов и эмблем. Такая книга на русском языке впервые напечатана по распоряжению Петра I в 1705 году в Амстердаме, а в 1719 году издана в Петербурге. Из этих книг черпались гербы и девизы. В XIX века эта книга в России не была забыта – у Аксакова в «Детстве Багрова-внука» герой учился по ней чтению, ее читал у Тургенева в «Дворянском гнезде» мальчиком Лаврецкий).
Medice , cura te ipsum – Врач, исцелися сам
Евангелие от Луки, 4, 17 (В клинике при входе был вделан в стену крест с надписью per crucem ad lucem – через крест к свету. Несколько далее стояла на другой стене надпись: Medice , cura te ipsum (врачу, исцелися сам). Н.И. Пирогов, из «Записок старого врача»).
Medicus curat , natura sanat – Врач лечит, природа излечивает афоризм древнегреческого врача и естествоиспытателя Гиппократа
Praesente medico nihil nocet – в присутствии врача ничто не вредно.
Медицинский афоризм. (Пошел! В Стрельну! И выпьем там на «ты». Ты замечательный извозчик! Ну-с, господа, благословимся еще по одной! - Praesente medico nihil nocet ! И.А. Бунин, [Заметки], СС, т.9, с.355).
Внушай больному надежду на хорошее;
Medica mente , поп medicamentis –
Лечи умом, а не лекарствами!
Medice, cura aegrotum, sed non morbum -
Врач, лечи больного, а не болезнь –
Медицинские афоризмы
Учащиеся отвечают на вопросы преподавателя: «Какие крылатые выражения о медицине вспоминаются вам, когда вы смотрите на эти картины?», «Какие крылатые выражения о медицине вы бы вложили в уста героев картин?» и др.
Рембрант Харменс ван Рейн
(1606-1669)
«Урок анатомии доктора Тюльпа»
Микеланджело Меризи да Караваджо
(1571-1610)
«Зубодер»
и другие картины мастеров мировой живописи.
Рассмотрим различные стилистические сферы употребления крылатых выражений о медицине и медицинских фразеологизмов. Сравните фразеологизмы: В час по чайной ложке (разг.) - маска Паркинсона (книж.) и крылатые выражения: Одно лечишь, другое калечишь (разг.) и Врачу, исцелися сам! (книжн.); синонимичность и антонимичность фразеологизмов и крылатых выражений о медицине – напр., Medica mente , поп medicamentis – Лечи умом, а не лекарствами!
Medice , cura aegrotum , sed non morbum - Врач, лечи больного, а не болезнь (син.)
Итоги второго этапа исследования: крылатые выражения о медицине, берущие начало в античности, обогатили разные виды науки и искусства последующих веков (итоги подводятся учащимися и преподавателем. Следовательно, второе положение гипотезы тоже подтверждено).
Слово учителя:
- Итак, цель нашего интегрированного исследования достигнута.
Домашнее задание:
Написать эссе-исследование «Какой медицинский фразеологизм кажется мне самым образным и самым точным?»
Выучить наизусть 5 любимых крылатых выражений о медицине.
«Свойства фразеологизмов» - (Опытный человек). Свойства и источники фразеологизмов. Какими свойствами обладают фразеологизмы? Что такое фразеологический оборот? Итоги урока. Выборочное письмо. Источники фразеологизмов. Вставить пропущенные компоненты фразеологизмов. Объясните значение фразеологизмов. Фразеология. Свойства фразеологизмов.
«Медицинские услуги» - Система «Учет экономических показателей в ЛПУ “МИК-МЕДИЦИНА”». Наглядное представление наблюдений состояния пациента. Парус-медицина. Формирование плана лечения и проверка истории болезни пациента по МЭС. Учет запасов лекарств и срока годности (больничная аптека). Экг. В систему встроена поддержка Медико-Экономических Стандартов (МЭС) по нозологиям.
«Медицинская психология» - Исследование возрастной клинической психологии. Исследование типов личности пациентов, определяющих реакцию пациента на болезнь. Изречения великих людей: Изучение изменения отдельных психических функций при соматических ипсихических заболеваниях. Психосоматические заболевания: Задачи медицинской психологии:
«Животные во фразеологизмах» - Естественно, что и многие фразеологизмы английского языка связаны с животными. Данная работа является попыткой произвести сравнительный анализ английских и русских пословиц, в которых употребляются названия животных. Пословицы и поговорки являются одним из видов фразеологизмов. Книжные фразеологические обороты.
«Фразеологизмы» - Бить шпагой по воде. Фразеологические сращения (имеют немотивированное значение). Исконно русские фразеологизмы. Быть занятым как пчела. Фразеологизмы, заимствованные из других языков (античная мифология и так далее). Разговорная фразеология. Фразеологизмы имеют закрепленный порядок слов. Плавать в изобилии.
«Медицинская сестра» - Сегодня существует острая нехватка медицинских сестер. Медицинская сестра – нужная профессия. Факты. 12 мая отмечается Всемирный день медицинской сестры. Образование. Срок обучения. Работа медицинской сестры связана с высокой ответственностью и стрессом. Место учебы. Общепрофессиональные умения и навыки.
Наиболее характерным клиническим признаком этих заболеваний являются боли в подложечной области. Обращает внимание связь болевого синдрома с приемом пищи. При этом в зависимости от локализации патологического процесса боли могут быть ранними (в пределах до 1,5 часов после приема пищи) и поздними (от 1,5 до 3 часов). При язве антрального отдела желудка и луковицы двенадцатиперстной кишки боль может возникать ночью, заставляя пациента просыпаться и принимать пищу или лекарства (которые либо подавляют секрецию соляной кислоты в желудке, либо нейтрализуют ее). По характеру боли могут быть различные - тупые ноющие, режущие, колющие, схваткообразные. По интенсивности боли чаще всего слабые или средней силы. При язвенной болезни отмечается сезонное появление болей весной и осенью. Могут отмечаться урчание в животе, нарушения стула (чаще запоры, реже поносы). Реже пациенты предъявляют жалобы на отрыжку, тяжесть в желудке, переполнение желудка после приема пищи, тошноту, приносящую облегчение рвоту, снижение аппетита, массы тела.
Комментариев:
- Причины патологических форм желудка
- Симптомы изменения формы желудка
- Деформации желудка при рентгенологическом обследовании
- Желудок в форме каскада
- Лечение при деформациях желудка
Каскадный желудок: что это такое? Наряду с другими конфигурациями желудка (например, форма «песочных часов», желудок в виде рога, улитки, чулка и др.) он является его деформационной формой.
Каскадный желудок отмечают у 5 обследуемых пациентов из 100. Иногда желудок здорового человека меняет свою форму вследствие ежедневно потребляемой пищи, количества съедаемых продуктов и положения тела.
Причины патологических форм желудка
В целом причины желудочных деформаций бывают двух видов: врожденные и приобретенные. Вторые объясняются перегибами, рубцовыми видоизменениями, являются результатом перенесенного заболевания. В роли последнего выступают и язвенная патология, и перидуоденит, и перигастрит.
Вернуться к оглавлению
Симптомы изменения формы желудка
Клиническая картина связана с основным заболеванием. Но при этом пациент жаловаться может на возникающее после трапезы ощущение тяжести и переполненности в подложечной области, плохой аппетит, реже — на тошноту и рвоту, когда поест. В некоторых ситуациях фиксируют уменьшение веса.
Как проводится диагностирование желудочных деформаций?
Для выявления диагноза и поиска природы конфигурации желудка с перегибом (и любой деформации) показаны фиброгастроскопия, определение уровня кислотности в желудочном соке, а также изучение посредством рентгена строения органа.
Вернуться к оглавлению
Деформации желудка при рентгенологическом обследовании
Рентгенологическое обследование желудка производят после проведения клинико-лабораторных и биохимических анализов, анализа секреторной функциональности желудка. Процедуру осуществляют последовательно и без нарушений, чтобы не прибегать к вынужденным вторичным назначениям. Предшествует обследованию рентгеноскопия полости брюшины и грудной клетки, анализ состояния газового пузыря, рельефности слизистой в антральном отделе и теле желудка, тонуса, расположения и смещения, эвакуаторно-моторной работы луковицы и прочих участков двенадцатиперстной кишки.
Важное значение для обследования желудка вкупе с двенадцатиперстной кишкой приобретают обзорные и прицельные снимки, которые позволяют подробно проанализировать рельеф слизистой и выявить малую неровность контура от тени вещества-контраста.
Газовый пузырь — скопление газа, которое при положении стоя исследуемого располагается в кардиальном желудочном отделе. По форме газовый пузырь бывает разным, на это влияет тонус — охватывающая способность поверхностей желудка (сокращение мышечных клеток). В процессе 2-3 глотков изучают нижнюю часть пищевода, при этом контраст переходит в область под газовый пузырь («бариевый клин»).
Желудок нормотоничный. Для него характерно сравнительно небыстрое перемещение «бариевого клина» в сторону каудальной желудочной части. Пузырь газовый обладает правильным шарообразным строением. Если гипотоничный желудок, отмечаются быстрое перемещение бариевой взвеси по направлению антрального отдела и расположение ее там по образу широкой чаши.
Тесную связь с положением желудка имеет конфигурация. Выделяют две типичные формы желудка: крючком и рогом. Последний вариант чаще свойственен тучным людям. И обусловлено ее появление тем, что антральный отдел расположен сравнительно высоко. При повороте исследуемого в любое косое положение его желудок и тут будет напоминать подобие крючка. Настоящая рогообразная конфигурация желудка отмечается при выраженных функциональных либо органических нарушениях.
Смещение желудка. Бывает пассивным и активным. Первое обнаруживается при принятии другого положения тела и посредством пальпации. Второе наблюдают при дыхании, на втянутом и опущенном прессе брюшины. Смещение желудка зачастую вызывают патологические явления (сращения и спайки, новообразования ретроперитонеальные, увеличенная селезенка, печень, желчный пузырь, почки и др.). Также степень желудочной сместимости, изменение положения органа в некоторых ситуациях выступают фактором, приводящим к изменениям в соседствующих органах.
Выделяют такую патологию, как гастроптоз. При ней желудок располагается низко: антрум обнаруживается при переходе в малый таз и даже ниже. Гастроптоз вызывается и анатомическими факторами, и патологическими.
Желудочные деформации (вид желудка наподобие песочных часов и улиточная форма органа) проявляются, как правило, как итог рубцовых процессов.
Строение наподобие «песочных часов» отмечается, когда присутствует глубинная рубцовая перетяжка по телу желудка, направленная из участка большой кривизны. Перетяжка разграничивает орган на 2 резервуара (две полости), совмещенных узеньким переходом.
Улиткообразная форма определяет уменьшение длины малой кривизны, а большая кривизна выглядит несколько длиннее обычного.
Каскадный орган образуется перегибом при поперечном расположении последнего. Рассматриваемый орган получается разделенным на две части в различных плоскостях. Верхняя часть более широкая, ориентирована дорсовентрально, нижняя — более узкая.
Изучение перистальтики — значительное звено рентгенологического обследования. Особенности перистальтических сокращений определяются рядом критериев (химизмом содержимого, тонусом, гормональными и нервно-психическими влияниями и др.). Важную роль приобретает анализ перистальтики для выявления степени эластичности желудочных стенок. Известен факт, что при злокачественных новообразованиях даже на достаточно ограниченных областях происходит «затухание» перистальтических волн на данных участках.
Опорожнение органа от жидкой бариевой взвеси длится на протяжении 1-2 часов. Наблюдение за опорожнением содержимого желудка позволяет одновременно изучать работу привратника.
Вернуться к оглавлению
Желудок в форме каскада
Вспомните, что значит в целом термин «каскад». В переводе с итальянского и французского это обозначает «падение, водопад, низвергающийся уступообразно». Именно такую «водопадную» конфигурацию и может принять желудок. Однако в медицине не существует диагноза каскадного желудка. Термин введен в разговорную лексику рентгенологами и эндоскопистами.
Проведение рентгенограммы позволяет выявить «каскадность» желудка, который выглядит внешне изогнутым с выделением у него двух колен: суженное нижнее в виде трубки и верхнее, расширенное наподобие чаши. Орган становится похож при этом на двухуровневую конфигурацию.
«Каскадность» желудка может отмечаться при кишечном пневматозе, у пациентов с аэрофагией, при прогрессирующем параличе, нервных потрясениях. Патологическая форма бывает вызвана и заболеваниями ЖКТ: гастритом, колитом, холециститом. Не исключено обнаружение в качестве причины желудочного перегиба язвы или рака.
Для выявления первоисточника, вызвавшего появление желудочной «каскадности», проводят подробное диагностирование существующих заболеваний. Пациенту назначают фиброгастроскопию, определение кислотности сока, рентгеноскопическое исследование. Перегиб пытаются расправить. При невозможности данной процедуры выискивают причины, тормозящие расправление. Без расправленной желудочной формы рентгенологический метод исследований не является завершенным.
Каскадный желудок – это не болезнь. Так называют изменение формы органа врачи при проведении эндоскопии или рентгенограммы. В течение жизни желудок может менять форму в зависимости от того, что ест человек, какие его порции пищи, в каком положении он трапезничает.
Общие сведения
Каскадный желудок встречается у 5% пациентов. Когда человек голоден, его желудок имеет форму плоского мешочка, у которого задняя и передняя стенки прикасаются друг к другу. Когда он наполняется, его форма становится более выпуклой и продолговатой. Изменения, что возникают в органе, чаще всего являются врожденной особенностью или спровоцированы работой системы пищеварения. При проведении рентгенограммы можно наблюдать, как орган преобразовывается от роговидной формы до крючковидной при наполнении его контрастом. Формы желудка:
- чулок;
- крючок.
Рентгенограмма показывает каскадный желудок так: орган имеет перегиб вокруг оси, отчего формируется 2 колена: нижнее (трубка) и верхнее (чаша). Таким образом, он похож по форме на каскад. Передняя проекция показывает орган укороченным, если смотреть со стороны, видно, что свод расположен намного ниже обычного, практически на уровне привратника.
Чтоб определить причину изменения формы органа, проводится фиброгастроскопия, рентгенограмма, анализ кислотности желудочного сока.
Причины
Причины деформации можно классифицировать на:
- приобретенные;
- врожденные.
Причинами приобретенных перегибов могут быть рубцевания, что возникают оттого, что пациент перенес серьезное заболевание органов пищеварения, особенно воспалительного характера. К таким болезням относятся перигастрит, язвенная болезнь, перидуоденит.
Симптомы
Симптомы каскадного желудка связаны напрямую с заболеванием, на фоне которого он преобразовался. Чаще всего симптомами перегиба являются:
- ощущение переполненного желудка после трапезы;
- тяжесть после приема пищи;
- отсутствие аппетита;
- тошнота;
- рвотные позывы;
- иногда снижается индекс массы тела.
Деформации на рентгенограмме
Рентгенологическое исследование органа проводится после того, как получены результаты общих анализов крови и мочи, биохимии, кислотности желудочного сока. Перед рентгенограммой проводится исследование газового пузыря, рельефность слизистой оболочки органа, тонуса желудка и работы двенадцатиперстной кишки.
Газовый пузырь – различающиеся по форме скопления газов в кардинальном отделе органа. При рентгене контраст затекает под него и есть возможность осмотреть низ органа. Процедура должна быть выполнена последовательно и строго по методике, чтоб получить максимально хорошие результаты, и не требовалась повторная диагностика. Делается обзорный снимок и прицельный. Это дает возможность осмотреть рельефность слизистых оболочек, их неровности, которые хорошо показывает тень от контрастного вещества.
Нормотоничный желудок характеризуется тем, что контраст медленно попадает в каудальную часть желудка. Пузырь из газа имеет форму шара. При гипотоничном желуде, наоборот, контрастное вещество быстро стекает в антральный отдел и приобретает чашевидную форму. Роговидная форма желудка чаще всего встречается у людей, которые страдают большим весом, так как у них антральный отдел находится выше, чем у людей обычного телосложения. Если пациент повернется в любую сторону, орган приобретает крюковидную форму. Рогообразным желудок может становиться из-за сильного органического или функционального нарушения.
Деформация желудка также может заключаться в его смещении. Виды:
- пассивное;
- активное.
Пассивное смещение желудка можно заметить, используя обычную пальпацию при смене положения тела. Активный сдвиг видно при дыхании диафрагмой, когда брюшная полость втягивается и вытягивается. На втягивании мышцы пресса необходимо максимально втянуть в себя. Такие смещения чаще всего спровоцированы разными патологиями, например, спаечным процессом, увеличенной печенью и т. д. Деформации и смещения желудка могут повлиять на органы, которые находятся рядом.
Форма «песочные часы» вызвана рубцеванием. Это рубцевая перетяжка, которая будто делит орган на 2 части, между которыми остается небольшой просвет. Желудок в форме улитки получается, когда малая кривизна становится меньше, а большая удлиняется. Каскадный формируется из-за поперечного перегиба органа.
Желудок в форме каскада
На рентгенограмме видно, что в органе сформировался загиб, из-за которого в нем образовывается 2 уровня. Такая патология может появиться на фоне аэрофагии, сильного стресса или в случае, когда прогрессирует паралич. Также его вызывают заболевания желудочно-кишечного тракта, в том числе опухоли злокачественного характера. Такой перегиб нужно расправлять, а если это не получается сделать, врачи ищут причину, которая препятствует успешному проведению процедуры.
Выпрямление и лечение
Сегодня известно несколько методик, помогающих расправить орган каскадной формы. В первую очередь, для лечения пациенту рекомендуют делать специальное упражнение – наклоняться вправо и влево. Если патологический процесс сопровождается диспепсическими симптомами, рекомендуют забыть о тугих ремнях, чрезмерных физических нагрузках, при которых нужно поднимать тяжелые предметы и перенапрягать брюшные мышцы.
Если пациент мучится с такими симптомами, как изжога, частые отрыжки и неприятные ощущения в брюшной полости, ему назначаются фармацевтические средства, которые обволакивают стенки органа, угнетают агрессивность ферментативного сока и защищают слизистые оболочки, например, «Маалокс», «Церукал», «Фосфалюгель» и т. д. При необходимости для лечения симптомов назначают обезболивающие препараты и спазмолитики. Активно применяется физиотерапия.