Человек, который родился дважды. Два рождения личности», их критерии (по А.Н.Леонтьеву) Человек который развивается сам рождается дважды
Пассажирский поезд «Москва - Владивосток» подходил к остановке. Хрипловатый голос репродуктора успел только донести, что состав принимается на второй путь, и тут же потонул в грохоте буферов.
Варенец!., Горячая картошка!.. Яички! - У вагонов толпились торговки.
Матвеева убрала остатки завтрака, отнесла стаканы проводнику и вытерла столик. По крыше простучали гулкие шаги, и мимо вагона, покачиваясь, проплыл конец шланга, оставив на стекле грязные узоры. Донеслись удары молоточков по буксам колёс. Вот они приблизились, застучали под вагоном и смолкли. «Неужели отцепят?» - насторожилась Матвеева. Прислушалась.
Года три назад она отважилась расстаться с родным Ленинградом и поехала на юг. В пути сгорела букса, их вагон отцепили в Харькове. Она пошла посмотреть город и отстала от поезда. Теперь всякий стук под вагоном вызывал страх.
Но нет. Молоточки стукнули ещё раз и двинулись дальше по составу. Она подошла к окну. На первом пути уже стоял какой-то поезд.
Два раза ударили в колокол. В вагон с шумом и смехом вбегали девушки. Парни толпились у подножки, не было видно только Колосова.
Останется!.. - Матвеева выбежала в тамбур. Высокий проводник с безразличным лицом и длинными, вислыми усами посторонился.
Ой!.. Ой!.. Отправление., Юры нет, останется!.. Вот горе.
Проводник пошевелил усами и вытер о тряпку руки.
Не волнуйтесь, гражданочка, это не нашему. Мы выбились из графика, теперь, считай, будем стоять на каждом полустанке. - Он спрятал улыбку и встал на ступеньку. - О парне вы напрасно. Слава богу, не маленький. Да такого и хотел бы оставить… - Он махнул рукой и поднялся в вагон.
Матвеева так и не успокоилась. Через открытый тамбур другого состава она спустилась на платформу. Шла посадка. Пассажиры, сгибаясь под тяжестью багажа, бежали по перрону, толкали встречных, хватались за поручни вагонов и, ругаясь с проводниками, лезли на подножки.
Рядом с вагоном-рестораном играла гармошка и толпилась молодежь. Кто-то плясал, виднелись растрёпанные волосы и мелькающие платочки. Колосова здесь не было. Она забежала в буфет, заглянула в зал ожидания, посмотрела в дверь почты… Нет.
Этот большой ребёнок, как она называла Колосова, постоянно тревожил и заставлял волноваться. Вспомнилось.
…Ещё в Москве, на Ярославском вокзале, она одиноко стояла у открытого окна вагона и смотрела на провожающих эшелон Дальстроя. На платформе обнимались, танцевали, плакали, смеялись и пели песни. Потом бежали за вагонами, прыгали на ходу, целовались с подножек, что-то кричали, махали кепками, платками.
Её охватило чувство горечи. Одна… Совсем одна. Она закрыла глаза. Жила себе тихо, спокойно, и вдруг - на тебе. Сразу на Колыму.
Останется!.. Честное комсомольское… - ахнула рядом совсем молоденькая девушка с длинными белокурыми косами и схватила её за руку.
Поезд набирал скорость. За ним гнался черноволосый парень в клетчатой ковбойке, со свёртком в руке. Вот он поравнялся с вагоном, ещё рывок, но тут он сбил с ног старика. Парень помог ему подняться и снова пустился бежать. Но состав уже оторвался от платформы.
Остался, дурень. Допрыгался, - засмеялась блондинка и прошла в купе.
Веселёнькая спутница, - подумала Матвеева и заняла своё место напротив девушки.
На верхней полке, выставив длинные ноги в стоптанных туфлях, лежал молодой парень в больших выпуклых очках. Он ел бутерброд и читал книгу. Четвёртая полка была пуста.
Нас никак трое? - удивилась Матвеева.
А тот, что остался, был наш. Вон его вещи, - показала девушка на небольшой чемодан и рюкзак. - Большой, а смешной какой-то.
Как остался? - свесился с полки парень и, сняв очки, стал рассматривать своих спутниц. - Значит, Юрка отстал? Вот тебе раз. И кто бы мог подумать? - пробормотал он с завидным спокойствием.
Они познакомились. Блондинка оказалась топографом и назвала себя Валькой Новиковой. Высокий парень - геологом. Он представился: Анатолий Дмитриевич Белоглазов. Но через несколько минут Новикова называла его Толькой.
А скоро совсем неожиданно появился в купе и черноволосый со свёртком в руке.
Юрка? А сказали, остался, - без особого удивления отметил Белоглазов и снова раскрыл книгу.
Остался? Чего это ради? В крайнем случае бросил бы к чертям Твою воду, - улыбнулся вошедший и поставил на стол две бутылки фруктовой воды. - Еле догнал. А тут ещё какой-то гражданин подвернулся. Пришлось целый перегон сидеть на буферах.
Через два часа все они подружились. Белоглазов оказался рассеянным и хорошим парнем. Непоседа Юрка успел познакомиться с ребятами из других вагонов. На остановках он бегал смотреть вокзалы. Вот и теперь куда-то умчался, а на первом пути состав.
Матвеева оглянулась. Расталкивая встречных, спешила Валя.
Вы Юрку? Да он в вагоне этого поезда. Каких-то парней уговаривает пересесть к нам и ехать на Колыму.
С первого пути отходил состав. На подножке мелькнула голова Колосова. Он с кем-то попрощался и спрыгнул.
Вон он, Юрка! Бежим!
Большие серые глаза Вали вспыхнули, на щеках зарумянились милые Ямочки. Колосов уже заметил девушек и пошёл навстречу.
Бессовестный. Опять заставил Нину Ивановну волноваться.
А чего я сделал такого?
Юра, не нужно отходить далеко от вагона… - начала было Матвеева, но Валя тут же её перебила:
Вот он всегда так. Что-нибудь натворит, а потом разводит руками.
Ну Нина Ивановна - понятно. А ты-то чего кричишь?
А я тоже волнуюсь.
Да хватит вам. Боюсь и дохнуть, - пробормотал он и послушно пошёл в вагон.
Наконец дали отправление. Все разбрелись по своим купе. Мимо плыли рубленые домики с тесовыми крышами. Серые грядки огородов, коза. А впереди снова леса, луга, поляны…
Нина любила стоять у окна и без устали смотреть, смотреть. Порой её охватывало сожаление: дожить почти до тридцати лет и не представлять, как велика страна. А то вдруг возникало ощущение тоски, словно навсегда она расстаётся со смолистыми лесами, полями, перелесками, железнодорожными домиками.
В купе Валя подсмеивалась над Юрием.
Юрка! Ты ведь совсем не такой. Ну зачем тебе это надо?
Какой это ещё не такой? Чего пристаёшь?
Во-первых, врёшь на каждом шагу,
Кто это врёт?
Хвалишься, что куришь пять лет, а курить не умеешь. Твердишь всем, что провожала невеста. Опять врёшь! Всем же совершенно Ясно, что это твоя сестра: вылитый ты.
Колосов только краснел.
Ты, наверное, за всю жизнь не додумался девушке сказать ласковое слово?
Автор отмечает: «...Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания...». Поясните авторскую мысль. Опираясь на знание курса, собственный жизненный опыт и социальную практику, приведите два проявления возникновения новых потребностей и мотивов личности.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
«...каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?
По существу, существует два основных критерия. Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.
Второй необходимый критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже "стихийную нравственность": человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности...
Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т. п. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, т. е. мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, - не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.
Рассмотрим этапы формирования личности. Остановимся на самых главных и очень крупных этапах. По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность "рождается" дважды.
Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иными словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.
Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.
Между прочим, её обязательность зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответственность за совершаемые действия. Эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового человека, достигшего совершеннолетия».
(Ю.Б. Гиппенрейтер)
Автор высказывает свою точку зрения на то, какого человека можно считать личностью, выделяет критерии личности. Укажите два критерия с опорой на текст и охарактеризуйте каждый из них. Сформулируйте свой критерий личности человека, кого, на Ваш взгляд, можно назвать личностью.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- «человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого», если его поведение социально значимо;
2) Сформулирован свой критерий личности, допустим:
Могут быть приведены и иные критерии личности.
Укажите с опорой на авторский текст два отличия поведения человека, соответствующего первому и второму критериям. Приведите, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и социальную практику, любой один пример проявления «стихийной нравственности» в поведении людей.
Пояснение.
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы.
1) Приведены отличия в поведении людей, допустим:
- «от первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов»;
- «просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов»;
- «втором признаке имеется в виду опосредствованное поведение», сознательное опосредствование действий людей.
2) Приведен пример проявления "стихийной нравственности", допустим:
Оказать помощь пожилому человеку при переходе улицы;
Остановить машину и помочь на дороге человеку, просящему помощь;
Помочь соседу по даче в ремонтных работах или работе по саду и прочее.
Могут быть приведены иные адекватные примеры.
Автор, ссылаясь на психолога А.Н. Леонтьева, указывает основные этапы формирования личности. Приведите указанные в тексте этапы, и, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и практику, проиллюстрируйте каждый из этапов характерным для него конкретным «приобретением» для личностного становления.
Пояснение.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
Приведены указанные в тексте этапы формирования личности (два ее рождения) и иллюстрирующие их "приобретения", допустим:
1) первый этап (первое рождение) - дошкольный возраст, который знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. «Приобретения»:
Ребенок-дошкольник осознает, что не все свои потребности он может удовлетворить, если они противоречат интересам близких, например, не может добиться покупки игрушки, если у родителей нет необходимой суммы денег, пойти гулять на улицу к друзьям, если бабушка больна и не может проводить его во двор, и т.д.
Ребенок-дошкольник уже осваивает необходимость согласования своих интересов с близкими, друзьями
2) второй этап (второе рождение) - начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. «Приобретения»:
Подросток осознает свои способности, определяет какую профессию он хотел бы получить в будущем, в соответствии с этим делает ответственный и осознанный выбор профиля образования;
Подросток начинает осваивать новые социальные роли (труженика, собственника), принимать решения по обслуживанию своей собственности, например, мопеда, скутера;
Подросток, к примеру, приняв решение идти в профильный класс, в свободное время будет заниматься математикой, а прежние его привязанности, например дворовый футбол, прогулки с друзьями отйдут на второй план и т.д.
Могут быть приведены иные два адекватные "приобретения", характерные для каждого этапа.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы.
1) Пояснение, например:
Автор подчеркивает, что человек может обрести мотивы и потребности только через обретение нравственного опыта, эмоционального сопереживания, прочувствования и проживания каждой жизненной ситуации. Однако накопления знаний, представления о действии недостаточно. Знать недостаточный, важно эмоционально сопереживать, сочувствовать.
2) Приведены два проявления, допустим:
Только пережив личную жизненную драму, потерю близких, конфликты с друзьями, человек способен по-настоящему понять и сопереживать беде другого;
Человек может иметь умозрительные представления о добре и зле, но важно самому оказаться в ситуации выбора, когда самому человеку предстоит принять решение: идти ли на компромисс с совестью или не идти, совершать постыдный проступок или нет; именно этот момент и будет определяющим для формирования нравственного опыта личности.
Может быть приведено иное объяснение, указаны иные причины.
В первом рождении непосредственные побуждения начинают подчиняться социальным нормам, во втором - человек (подросток) начинает сам осознавать и подчинять себе свои мотивы. Уже не только мотивы управляют им, а и он может управлять своими мотивами.
Личность «рождается дважды: первый раз - когда у ребенка проявляется в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий, … второй раз - когда возникает его сознательная личность» (Леонтьев, с.211) .
Подробнее.
Первое рождение: подчинение социальным нормам
Личность в ребенке появляется тогда, когда ребенок уже не равен своим природным влечениями, уже может не быть их рабом, быть выше их. Нормальные дети, пройдя кризис трех лет , уже могут подчинять свои непосредственные побуждения социальным нормам: тому, что надо. Они уже могут подождать - в отличие от младенца, который "подождать" - не понимает. Ребенок становится внутри социальным. Не только внешне послушным, но и внутренне социальным: он сам понимает, что хорошо, а что плохо. Если он совершит плохой поступок, ему уже внутренне плохо, ему самому плохо. См. Эффект горькой конфеты
Первое рождение личности невозможно в одиночку, оно происходит только при наличии социума, хотя бы минимального. Тут обязательно есть хотя бы двое людей: жрец и его прихожанин, учитель и его ученик, взрослый и ребенок. В этом смысле говорят, что первое рождение личности происходит внутри социального индивида. О самостоятельности и взрослости тут речь не идет.
Ребенок социален, но не вполне: он может подчинять свою биологическую природу, но только когда за ним следят взрослые. Он становится послушен, он все понимает, но и только. Сам за собой он еще не следит.
Дети ходят в школу, иногда даже с удовольствием, если там интересно, но до подросткового возраста дети не говорят: "Мне нужно учиться". Если в кино интереснее, чем в школе, они (при отсутствии контроля взрослых) выбирают кино.
Второе рождение личности: осознанная самостоятельность
Второе рождение происходит тогда, когда человек (подросток) начинает сам осознавать и подчинять себе свои мотивы. Уже не только мотивы управляют им, а и он может управлять своими мотивами. Второе рождение обычно совпадает с подростковым кризисом, когда возникает овладение собственным поведением через осознание, опосредствование.
Можно сказать, что эти два «рождения личности» представляют собой критические точки прогрессирующей эмансипации личности от симбиотических связей. «Первое рождение личности» – это операциональная эмансипация личности, когда ребенок ощущает себя как некую автономную единицу; «второе рождение» – это смысловая эмансипация, осознание себя как смысловой единицы, когда мировоззрение подростка становится индивидуальным, перестает совпадать со смысловым полем, в котором он сформировался (Леонтьев Д.А., 2002).
Подросток сам начинает следить за собой. Сам себя организует на уроки. Сам следит за своей речью или осанкой. Позже - сам выбирает себе правильных друзей, сам осуществляет выбор профессии, сам решает создавать или не создавать семью, и с кем.
Социальная среда - необходимое условие развития личности. «Необходимая» для первого рождения личности и «недостаточная», для второго, которое совершается уже без общественных опор, вне социального индивида. Человек решает проблему самостоятельно. Самостоятельный выбор профессии – это не всегда самый удачный шаг, но это шаг личности. Создание семьи - тоже правильный выбор должен быть самостоятельным.
Далее - взросление
Взросление - это рост осознанной самостоятельности.
Насколько подросток становится все более ответственным и все более самостоятельным, настолько он взрослеет. Когда подросток сам начинает обеспечивать себя - он становится молодым человеком. Когда содержит уже не только себя, но и свою семью, воспитывает детей и поддерживает родителей - он стал
Понятие «человек», как и любое другое понятие в нашем языке - это конвенция, заключенная людьми. Поэтому правильно вопрос ставить иначе - не «с какого момента человек является человеком», как будто бы он сам по себе может являться человеком, в отрыве от нас, а «с какого момента мы должны признавать человека человеком».
Подобного рода определения никогда не создаются просто так, они конструируются под задачу. Если наша задача определить, что есть человек, в медицинских целях, где человек - тот, кого надо лечить как человека, то мы получим несколько иное определение, нежели если у нас юридический вопрос и человек - тот, за лишение жизни которого полагается наказание. И проложенные двумя разными определениями границы могут пересекаться таким образом, что не всякий, кто человек в медицинском смысле, окажется человеком в юридическом и наоборот.
Так вот, я думаю, многие со мной согласятся, что мы, когда ведем речь об убийстве, которое должно преследоваться по закону, говорим не о всякой жизни в биологическом смысле - ведь не судим мы за убийство тараканов илр микробов. Жизнь, лишение которой мы воспринимаем убийством - это жизнь чувствующего и мыслящего существа, способного страдать, испытывать боль и страх, осознавать, что с ним происходит. Мы не знаем, в какой именно миг эмбрион приобретает эту способность, но в 6 месяцев она уже определенно есть, он способен реагировать на внешние раздражители. А до 3 месяцев этой способности определенно нет. Соответсвенно, между 3 и 6 месяцами беременности пролегает серая зона, где у нас нет уверенности, имеет ли мы дело уже с мыслящим существом или еще нет. До этого момента перед нами не более, чем кусок плоти. Такой же, как тело с необратимо мертвым мозгом, подключенное к аппарату жизнеобеспечения. Формально это еще жизнь, в смысле протекания химических процессов, но в этом смысле и орган, готовый к пересадке, жив, однако человека, который прервет эту «жизнь» по неосторожности, например, случайно вытряхнув орган из контейнера, мы вряд ли будем судить за убийство, а лишь за нанесенный вред. Так же и человек с мертвым мозгом - конечно, мы никому не позволим ходить по больницам и отключать таких людей от аппаратов просто потому, что захотелось, но у нас есть процедура принятия такого решения и решающий голос тут принадлежит родственникам человека, некогда жившего в этом теле. По их воле мы можем приостановить его биологическую жизнь, потому что его жизнь мыслящего индивида давно прекратилась. И мы не будем предьявлять его родственникам обвинение в убийстве.
Тот же принцип применяем и к эмбриону. Пока мы уверены, что он не начал свою жизнь мыслящего индивида, мать вправе принять решение о том, что не хочет продолжать его биологическое существование. Только она, потому что именно на ее плечах лежит задача по обеспечению его жизни, она тот аппарат, к которому эмбрион подключен и мы не вправе, из соображений гуманизма, принуждать ее быть таким аппаратом.
После трех месяцев наше отношение к проблеме закономерно меняется - если раньше на одной чаше весов были права матери, как мыслящего индивида, а с другой не было ничего, то теперь весы постепенно уравниваются. Мы запрещаем аборт иначе, как по медицинским показателям, потому что право этого ребенка на жизнь уже перевешивает лишение матери права выбора, хотя врачи все еще обязаны спасать в случае выбора мать, а не ребенка - актуальная жизнь ценнее потенциальной.
Представление о строении и развитии личности в деятельностном подходе. «Личность рождается дважды» (Леонтьев): закономерности развития личности в онтогенезе.
Леонтьев выделил критерии изучения личности:
Объем (количество мотивов) – количество связей человека с миром, богатство внутреннего мира.
Устойчивость (иерархия мотивов)
Изменения иерархии. Личность всегда меняется.
Личность характеризуется :
Надситуативной активностью – стремлением действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний. Эксперимент В.И.Асина (достать конфету, рядом палка). Маленькие дети легко справлялись. Старший ребенок не использовал палку, отвечал, что «так каждый сможет!». Данный эффект назван «интеллектуальной инициативой». У ребенка возникал мотив не просто решить задачу, а решить её своим оригинальным способом (сверхзадача).
Направленностью – устойчивой системой доминирующих мотивов, задающей главные тенденции поведения человека.
Единицы анализа функционирования личности представленыустойчивыми смыслами значимых объектов и явлений, отражающих отношения человека к ним, а также личностными ценностями, которые вместе с потребностями являются источником этих смыслов. То есть смысл для человека приобретают те объекты, которые имеют отношение к реализации его потребностей и ценностей.
Основные положения теории деятельности
Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта («размыкание» круга сознания)
Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения)
Деятельность – это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности)
Действия человека предметны; они реализуют социальные – производственные и культурные – цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности)
Психология – наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Предметом психологии является психически управляемая деятельность. Более узкая точка зрения состоит в выделении в качестве предмета психологии ориентировочной деятельности, т. е. системы психического управления деятельность.
А.Н. Леонтьев о личности:
Личность производится деятельностью. Личность – это дериват деятельности (т.е. производное от деятельности). Для понимания личности следует смотреть на неё через призму системы деятельностей, в которую включен человек.
Так как любая деятельность детерминирована своим мотивом, основная тенденция ядра личности совпадает с иерархической структурой соподчиненных мотивов её деятельности. Для описания личности важно выяснить, что в наблюдаемом поведении человека является операцией, что действием с осознаваемой целью, а что – мотивом и является ли этот мотив сознательным или нет.
Как только человек включается в социально организованную предметную деятельность, личность начинает изменять и развивать саму себя. Внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим сам себя изменяет. Вступая в деятельность, личность выполняет функцию регуляции этой деятельности. При этом личность не остается неизменной и сама развивается в процессе деятельности.
личность ? индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается ;
личность есть системное и поэтому сверхчувственное качество , хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида;
с этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое измерение:
а) иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека;
б) это исследование его места, позиции в системе общественных связей, общений, которые открываются ему;
в) это исследование того, что, ради чего и как использует человек доставшееся ему от рождения и приобретенное им;
антропологические свойства индивида выступают не как определяющие личность или входящие в ее структуру, а как генетически заданные условия формирования личности и, вместе с тем, как то, что определяет не ее психологические черты, а лишь формы и способы их проявления;
личностью не рождаются, личностью становятся ;
личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.
личность есть специальное человеческое образование;
реальным базисом личности человека является совокупность его общественных отношений к миру, тех отношений, которые реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей.
Личность определяется природой порождающих её социальных отношений, в которые человек вступает в процессе деятельности.
становление личности – это становление связной системы личностных смыслов:
личность формируется и развивается на протяжении всей жизни, пока человек включен в динамику социальной деятельности.
существуют три основных параметра личности:
1) широта связей человека с миром;
2) степень их иерархизованности и
3) их общая структура;
личность рождается дважды :
Леонтьев предполагает считать в качестве отправной точки формирования личности конкретный момент в развитии психики ребенка. Это момент в который мы можем эмпирически зафиксировать, что два мотива – социальный и биологический - стали обнаруживать иерархическую зависимость, т.е. социальный мотив подчинил себе биологический. (Эксперимент с конфетой, «феномен горькой конфеты»). Старший дошкольник начинает плакать, когда предлагают в «награду» вторую конфету. Изменился личностный смысл действия. Личностный смысл – отношение мотива к цели действия. Социальное требование стало реально действующим мотивом личности.
а) первое рождение личности относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений между мотивами, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам;
б) второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Второе рождение личности предполагает наличие самосознания. Подросток учится решать задачу на личностный смысл, т.е. он может провести рефлексию того, что для него на самом деле важно и приобрести свободу выбора действий в соответствии со своими мотивами, а затем и свободу осознанно перестраивать иерархию значимых мотивов.
" |
Встретят в красивом сексуальном наряде, реальные проститутки Севастополь, доставят головокружительное удовольствие. Стоит только посмотреть на проституток из Севастополя и уже невозможно спокойно дышать Ласковые реальные проститутки Севастополь, сладкие и ухоженные, они такие модельные и привлекательные, что у тебя будет сегодня классный секс. Прелестницы ждут тебя.