Баба яга в наше время. Кто такая баба-яга на самом деле. Костяная нога была змеиным хвостом
Где жила Баба Яга?
Рассматривал как-то спутниковую карту Увинского района Удмуртии и в лесу, между деревнями Старая Тукля и Каркалай, обнаружил некую проплешину в виде сгорбленного человека с тонкой белой ногой. Сейчас на Гугле этот снимок уже обновили и он не так контрастен, старый снимок похоже был сделан весной с остатками снега. Чем-то он мне запомнился, несколько раз я к нему возвращался. И в какой-то момент в голове начали собираться разные фрагменты воспоминаний и фактов, которые в результате сложились вот в такую картину.
Проведем небольшой анализ. Основной образ Бабы Яги Костяной Ноги сформирован так: немолодая женщина, колдунья, живущая в избушке на курьих ножках, может и человека съесть, летает в ступе с метлой. Она не русская, хоть и является персонажем русской мифологии. Об этом говорит характерная фраза – «Фу-фу-фу русским духом пахнет». Проживает на сопредельной с русскими территории. До нее можно дойти пешком, хотя это и за тридевять земель и сносишь по дороге не одну пару железных сапог. Рядом с ней проживают Змей Горыныч и Кощей Бессмертный. Ключевым моментом по географическому положению места проживания Бабы Яги является Змей Горыныч. Змей Горыныч уж точно проживает в горах. Для русского народа ближайшие горные массивы – это Кавказ и Урал. Кавказские горы явно не подходят, потому что в мифологии местных народов эти персонажи не прослеживаются, да и не ходили русские на Кавказ в стародавние времена. Поэтому селим Змея Горыныча на Урале. Значит и Баба Яга должна быть где-то рядом. Раз бабка все таки была знакома людям, значит проживала где-то рядом с дорогами. Не так много было дорог в старые времена, и самая известная это сибирский тракт. Может он и не так давно известен под этим названием, но люди всегда ходят известными, проторенными тропами, дорогами. И сибирский тракт, скорее всего, имеет очень древнюю историю. Известны караваны за солью из Великого Новгорода в район Соликамска. И это еще одна привязка к необходимой нам местности. И такой район есть – это Удмуртия. Севернее Удмуртии уже заметно холоднее, выжить одинокой женщине там трудно. Южнее заканчиваются дремучие леса, где она проживала. Также к одному из характерных признаков местности можно отнести избушку на курьих ножках, которая по большому счету стоит на столбах, а значит на болоте. Именно для Удмуртии характерно наличие большого количества болот, рек и лесов (в частности сосновые боры про которые речь пойдет далее). Не зря Удмуртию называют родниковым краем.
Также Удмуртия издавна и сейчас известна высоким уровнем шаманства, ворожбы и колдовства. Любая пожилая удмуртка владеет в какой-то степени навыками приворота, сглаза, порчи и т. д. Широко известно «Мултанское дело» прошедшее в конце 19 века (всего 130 лет назад) с человеческим жертвоприношением и, возможно, каннибализмом. То есть, на территории проживания удмуртов такие вещи могли происходить в более ранние периоды постоянно. Это соответствовало методам выживания и верованиям народов, населявших эти земли.
Теперь разберемся с Кощеем Бессмертным. Удмурты тесно проживают рядом с татарским населением, и естественно при ассимиляции происходит смешивание обычаев и верований соседей. Так, часть удмуртов называют себя бесермянами (прислушайтесь – басурманин), и у них прослеживаются исламские обычаи. Поэтому Кощей не Бессмертный, а Бесермянский или же Басурманский, и проживал он, скорее всего, на территории современной Татарии. Да и в сказках у Кощея было большое войско, которое в давние времена имели далеко не все народы, и обычно эта армия обладает характерными признаками татарского войска (кони, кривые сабли …). И вот таким образом у нас расселились сказочные персонажи:
– Кощей Бессмертный на территории Татарии;
– Баба Яга на территории Удмуртии;
– Змей Горыныч в Пермском крае.
Теперь попробуем рассмотреть само название Баба Яга Костяная Нога. С Бабой все понятно – это один из вариантов бабушки и на удмуртском и на русском языках, а также довольно созвучно со словом бабасыр (удм. – злой дух). Кстати у венгров (родственников удмуртов) также есть слово бабака что означает ведьма. Яг на удмуртском языке означает – бор. И это еще точнее описывает местность где проживала Баба Яга – болото, окруженное сосновым бором. Такие места очень характерны, например, для Увинского района Удмуртии. Примерно по этим местам проходил сибирский тракт. В современном представлении он шел через Селты, Сюмси, что тоже совсем рядом – 20…30 км. Но и вдоль дорог Увинского района (например через д. Поршур-Тукля) росли огромные березы в несколько обхватов, имеющие не одну сотню лет и явно посаженные людьми. Я помню как мы вдвоем, маленькими, залезали в середину дерева, прямо от земли начиналось огромное дупло. Эти огромные березы росли вдоль дороги примерно через 70 метров (вот написал как помню, задумался и залез в интернет – оказывается старинная мера шага считается 71 см, отсюда 100 шагов). Кто же ходил по этим дорогам? На берегу реки Ува в районе д. Старая Тукля в 70-е годы прошлого века производил раскопки наш университет УдГУ, было найдено большое количество стоянок, а небольшие курганы стоят там до сих пор. Недалеко находится очень старое Корабельное озеро. Какие корабли в такой глухомани? А вот сосны там это что-то, видел пару могучих деревьев, сразу в красную книгу. И так возвращаемся. В удмуртском языке есть слово коскась, что значит сведенный судорогой. И тогда, скорее всего, это хромая бабушка с искривленной ногой. И получилась у нас Баба Яга Коскась Нога. А стоянка у нее была за рекой Ува, как раз в районе той проплешины. Места там за рекой уж очень занятные, подтверждаю как очевидец, там реально неуютно себя чувствуешь. Ощущение, что на тебя смотрят, оглядываешься и ежишься…)) Оставила она там что-то (или кого-то)).
А проплешина та оказалась старым карьером. После войны там добывали песок для ближайшего кирпичного завода. И карьер этот был раньше лысой горой)), потому что много песка добыли, иначе не стали бы туда дорогу столбить. Похоже это была узкоколейка, какие-то остатки на дороге имеются. Такой рельеф в том лесу часто встречается.
Вот где то там и жила Баба Яга Костяная Нога.
А вот и еще – деревня Каркалай, которая находится рядом с этим загадочным местом. Название можно разбить на 2 удмуртских слова. Корка, что значит дом. Лыэсь (лыо), что значит костистый)). Это тоже хорошая привязка, нет таких названий больше.
Про внешность. Посмотрите на наших милых Бурановских бабушек, и любой мультик, фильм или картинки с Бабками Ежками. Никаких намеков, все и так видно…)))
И была не была еще одну идейку закрутим. Мы же все учились, физику знаем, по собственному опыту летаем только сверху вниз. Ну не может никто летать по небу без двигателя или крыльев. И бабка тоже не может. Поломал голову и тут вспомнил сказку про трех медведей (в сказке ложь, да в ней намек). Ну не живут медведи в домах, не оставляют себе маленьких девочек, не носят их в корзинах. Не летала бабка, а носил ее, болезную, некто огромный и волосатый и это не медведь (а сами понимайте кто)). Подобрала она детеныша где-то и выкормила, вырастила. Он ее и носил в корзине. А если кто-то ездил в открытом кузове грузовика по лесным дорогам, то прекрасно знает, как ветками по лицу попадает. Вот она своей клюшкой и отмахивалась, отодвигала. Существо это людей сторонится, поэтому доходили только до опушки. И это так и выглядит издалека – бабка очень высоко перемещается по лесу еще и палкой периодически машет)). За стволами не видно кто внизу, на уровне вершинок только бабка, а на открытое место они вдвоем не выходят.
Кстати в Кировской области (совсем недалеко) до сих пор снежного человека встречают.
P. S. Вот готовый материал для туристического бизнес-проекта увинцев и не только. Реальнее чем остальные места с Бабой Ягой по моему мнению. Места там сказочные, дорога есть. Рядом санаторий-курорт «Ува». Со всей России люди ездят лечиться, отдыхать. Пользуйтесь.
Текст большой поэтому он разбит на страницы.
Б АБА ЯГА - первоначально - положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь. По мере насаждения на Руси христианства Бабе Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, все в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения.
Баба-Яга - старуха-чародейка, наделенная магической силой, ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего - отрицательный персонаж.
Баба-Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живет в лесу, в избушке на курьих ножках, окруженной забором из человеческих костей с черепами.
Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя ее пестом и заметая след помелом (метлой).
Выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет), похитительница детей, Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости.
Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридевятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога), служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мертвых, благодаря совершению определенных ритуалов.
Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-Яге. В частности, В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-Яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мертвых. Эта еда «отверзает уста умершего». И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать.
М. Забылин пишет: «Под этим именем почитали Славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем в железной ступе, имеющей железный посох. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек, которых ей приписывали, и услаждается при этом пролитием крови. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных, и особенно - те мифы, которые имеют олицетворенные явления и силы естества, или символы житейских потребностей. Таким образом баба-яга из злой адской богини превратилась в злую старуху колдунью, подчас людоедку, которая живет всегда где-нибудь в лесу, уединенно, в избушке на курьих ножках. <...> Вообще, о бабе-яге остались следы только в народных сказках, и ее миф сливается с мифом ведьм».
В наше время сложно представить себе праздник без сказочных персонажей. С одной стороны, выступают богатыри или, например, в случае Нового года, Дед Мороз, а с другой-Баба-Яга. Она, как всегда, хочет навредить или замыслить что-то плохое и является противником всего хорошего. В народных сказаниях и в головах современных людей. Она всегда является злом, с которым борется добро. А так ли это на самом деле? Злая ли настоящая Баба-Яга или это только всеобщее заблуждение, поселившееся у всех в голове. Данный персонаж интерпретируется в разных ипостасях. Иногда она красивая девушка, помогающая людям, где-то старуха с одной ногой и длинным носом. Чтобы выяснить, кем является настоящая Баба-Яга , надо проанализировать фольклоры стран, религиозную составляющую древних народов, а также истории писателей.
Настоящая легенда Баба-Яга в различных мифологиях.
На Славянской земле появилось много различных мифов и поверий. Один из таких мифов миф про Бабу-Ягу. Мифология славян говорит нам, что Баба-Яга, она же и Ягишна и Яга-Ягишна, один из самых древних персонажей славянского фольклора. Изначально у славян она была богиней, а точнее, богиней смерти. Выглядела она более фантастически, чем сегодня, считалось, что это была женщина со змеиным хвостом, стерегущая вход в мир смерти и провожающая мертвых в их путешествии к подземному миру. Здесь можно рассмотреть параллель с другим мифологическим персонажем — Ехидной из мифов Греции. Более того, согласно легендам, после того как Геракл и Ехидна разделили ложе появились первые скифы, от которых, в свою очередь, произошли славяне. Современная Баба-Яга, несмотря на свою человеческую форму, имеет много схожих черт с настоящей Бабой-Ягой. Можно предположить, что одноногость Бабы-Яги имеет прямую отсылку к древней Бабе-Яге, со змеиным хвостом. Все эти факты, более того, связывают данного персонажа с животноподобному образу, а именно олицетворяют со змеей. Данное пресмыкающееся на протяжении длительного времени считалось приспешником нечистых сил. В древних манускриптах змея является охранником преисподние. Позже появились змееподобные люди. Исходя из всего вышенаписанного, можно предполагать, что настоящая Баба-Яга
является отсылкой к богине смерти у древних славян, которую они чтили и уважали. В связи с тем, что Баба-Яга имела такую мощь, знание и силы многие герои ходили к ней за советом или за помощью.
Кроме всего вышеизложенного, существовало и другое поверье о настоящей Бабе-Яге. Считалось, что она может жить в любой деревни, притворяясь одной из селянок. В данном случае это представление сравнивает ее с обычной ведьмой. Скорее всего, эта мысль пошла из инквизиторских времен Европы. Но конкретно у славян, Баба-Яга являлась все же более сильным персонажем, чем обычная ведьма. Обычно она живет в глухом, темном месте леса, куда очень тяжело пробраться. Считалось, что место, на котором стоит ее избушка на курьих ножках, является некой границей между двумя измерениями. Мифы также гласят, что настоящая еда, которую есть Баба-Яга, это человеческое мясо, дающее ей силу. Жить на границе миров может только существо наполовину мертвое, вследствие данного факта настоящая Баба-Яга имеет почти безграничную силу.
В славянских сказках и мифах Баба-Яга выступает в разных амплуа. Иногда это существо, которое замечательно владеет техником боя на мечах и может неровне бороться с любым богатырем. Чаще всего это старуха, которая похищает детей и есть их, в связи, с чем на нее идет охота. Также Баба-Яга может выступать в роли советника героя. Пригласив героя в гости, она напоит его накормит и если надо даст совет как победить зло. Настоящая старая Баба-Яга в основном передвигается с помощью ступы. Чтобы никто не шел следом, к ступе прикреплены метла, которое заметают за ней все следы. Баба-Яга обладает бескрайними знаниями, знает будущее, а также темную магию. В ее распоряжении настоящая сила тьмы. Баба-Яга также повелевает змеями, черными котами, лягушками, воронами. Все эти животные глаза и уши ведьмы. Более того, в каждого из них она может перевоплотиться и наблюдать за людьми. В поверьях сказано, что Баба-Яга может повелевать силами природы.
По обыкновению ее сравнивают с чем-то нехорошим. Вокруг нее обитает сама смерть. Она похищает и есть людей, в особенности детей. Иногда ее сравнивают с настоящим крылатым змеем. Баба-Яга живет в избушке на курьих ножках. Считается, что данная избушка — это некий портал в другой мир.
Версии происхождения образа Бабы-Яги.
Несмотря на всю свою отрицательность, Баба-Яга считалась, чем-то наподобие матери Вселенной. Например, как и у греческой матери всех созданий Ехидны у Бабы-Яги есть сыновья и дочери. В управлении у нее находятся три всадника (черный всадник, белый всадник и красный всадник), которые обходят ее владения и ловят всех путников. Как уже писалось выше Баба-Яга персонаж мифов многих стран. Кроме Ехидны, у греков есть еще один похожий персонаж. Это Геката-богиня ночи. Герои Греции боялись ее, но, тем не менее иногда спрашивали совета и искали помощи, как, например, было с Ясоном. В индийской мифологии присутствует персонаж Кали, у германцев – Хель, которая ведает подземным миром. Скорее всего, именно от скандинавских народов, у славян пошла легенда о Бабе-Яге.
Еще одна версия появления на свет Бабы-Яги, идет также от древних славянских народов. В их времена похороны покойника были целым обрядом. Издавна мёртвых хранили в маленьких домиках, расположенных над землей, на пнях. Именно эти пни и домики стали прототипом Избушки на курьих ножках. Корни у пней очень походили на куриные ноги. В связи с тем, что раньше думали, что покойники летают, данные домики стояли дверью от поселения. Мертвых людей укладывали в домах ногами к выходу и если кто заглядывал туда, то выдел только ноги мертвеца. Отсюда и костяная нога. Древние люди с почтением относились к умершим и пытались не тревожить их попусту, но бывали случаи, когда к ним обращались с советом. Другие источники говорят нам о том, что настоящая Баба-Яга – это жрица культа смерти, которая проводила обряды, приносила в жертву животных и наложниц, для того чтобы душа нашла путь в ином мире. В любом случае настоящая правда в том, что Баба-Яга крепко прижилась в современном фольклоре и легендах мира.
Имя: Баба-Яга (Baba-Yaga)
Страна: Россия
Создатель: славянская мифология
Деятельность: ведьма
Семейное положение: не замужем
Баба-Яга: история персонажа
Страшная ведьма Баба-Яга коротает не один век в избушке, стоящей в темном лесу. Персонаж, корни которого идут из славянской мифологии, со временем впитал множество символов, превратившись в противоречивую натуру. С одной стороны, Яга поджидает детей, чтобы изжарить их в печи, с другой – к старухе за помощью обращаются добрые молодцы и заплутавшие путники. Лесная жительница не отказывает им в мудром совете и волшебных подарках, которые облегчают задачу героев сказок.
История создания
В славянской мифологии Яга приходилась дочерью Вию, властелину Срединного царства Нави, и имела «пропуск» в верхнее царство. Девушка вечно оставалась молодой и не уступала по красоте своим сестрам Ладе и Деване. Считалась сильным воином, но в разборки богов не вступала принципиально, считая войны низменным занятием для божественных существ.

Отец не мог выдать Ягу замуж, потому что богиня Лунного пантеона поставила условие – она согласится на брак только с тем, кто ее одолеет. Победил в поединке строптивую девку на выданье мудрый бог-оборотень, покровитель искусства Велес. Между мифологическими персонажами вспыхнула любовь, и они стали супругами.
Яга заняла пост повелительницы Верхнего подземного царства – границы между миром живых и миром мертвых. По легенде, бессмертную красавицу-богиню настигло проклятие ирийских богов, и превратилась Яга в древнюю старуху. Вернуть былую красоту не помогали даже души людей, которыми она питалась.
Эта страшная старуха, коротающая век в избушке на опушке леса, и поселилась позже в сказках.

Однако версии происхождения персонажа на этом не заканчиваются. Возможно, образ Бабы-Яги получился из божества смерти – женщина с хвостом змеи охраняла подступы к подземному миру, встречая души умерших и провожая их в последний путь.
Поддерживает эту теорию и жилище Бабы-Яги. Избушка на курьих ножках является символом «проходной» в потусторонний мир. Исследователи рассматривают два варианта происхождения жилища именно такой конструкции. Возможно, «курьи» - это изменившееся слово «курные». В древности наши предки строили для умерших дома смерти, которые возвышались на окуренных дымом столбах. Возводили такие постройки и на древних пнях, чьи корни и правда похожи на куриные ноги.

Чаще всего избушка обнесена частоколом, «украшенным» светящимися в ночи черепами. Вот яркий символ границы между миром живых и мертвых. Двери домиков смерти смотрели в лес, а если заглянуть внутрь, то можно было увидеть ноги покойников. Вероятно, поэтому к имени Бабы-Яги добавилось словосочетание «костяная нога». Еще один вариант – древние славяне ягими называли людей, страдающих от заболеваний ног.
Имя и некоторые качества персонажа говорят о том, что обитательница леса была знахаркой, живущей вдали от людей, как и все ведуньи. Слово «яга» происходит от «язя» или «яза» – болезнь, немощь. А постоянное желание старухи поджарить гостей избушки в печке напоминает о языческом обряде лечения младенцев. Ритуалом «припекания» не брезговали родители маленьких детей: знахарка заворачивала малыша в тесто, помещала на хлебную лопату и три раз засовывала в топившуюся печь. Затем тесто скармливали собакам.

Только вот в сказках Баба-Яга всегда собирается съесть запеченного гостя. Исследователи полагают, что обряд лечения сменил полюс с положительного на отрицательный во время установления христианства на Руси, когда новой религии нужно было очернить язычество.
И, наконец, теория №3 – Баба-Яга олицетворяла богиню-мать всего живого, мудрую жрицу, лесную бабу, которой принадлежало право проводить обряд «инициации» подросших мальчиков. Смысл ритуала заключался в том, чтобы посвятить юношу в полноправного члена общества, а для этого ребенок должен «умереть» и возродиться взрослым мужчиной. Процедура неприятная – мало того, что проходила в дремучем лесу, так еще и сопровождалась истязаниями.
Образ
Постепенно знахарка или божество превратилась в злую, косматую, с длинным крючковатым носом ведьму, которая похищает детей или же ждет не дождется гостя, чтоб устроить себе пир из человечины. Правда, ни в одной сказке так и не съела ни одного персонажа.

Наоборот, чаще Яга выступает в роли наставника и помощника в переходе из царства живых в потусторонний мир – далекую волшебную страну, именуемую тридевятым царством, тридесятым государством, расположенную за огненной рекой Смородиной (река в славянской мифологии символизирует границу между миром живых и мертвых). Гость (обычно Иван-дурак) получает от радушной хозяйки избушки на курьих ножках волшебные предметы, которые выручат в сложных ситуациях. Например, клубок, сапоги-скороходы, коня или меч.

Высокая горбатая старуха с седыми нечесаными волосами одета в лохмотья – так она представлена в мультфильмах и кино. Однако в сказках одежда вообще не описывается. Художники лубочных картинок изображают престарелую женщину в лаптях, платье и жилетке, иногда лесная жительница предстает в красной юбке и сапогах.
Лютая по натуре, Яга легко предсказывает будущее, мудра и в некотором смысле справедлива.
Атрибуты, друзья и враги
Баба-Яга колесит по белу свету в ступе. Добавить скорости средству передвижения помогает железный пест или палица, а замести следы – приделанное сзади помело. Позднее в сказках автотранспорт наделили летательными способностями, где помело обрело дополнительные функции. Оно наделяет ступу маневренностью, дарит возможность повернуть в разные стороны, совершить пике или вертикально взлететь.

Неотъемлемой частью экстерьера жилища старухи стали черепа (сначала лошадиные, затем человеческие), играющие роль светильников, а иногда и оружия. Внутри избушки хранятся несметные сокровища и целый ворох волшебных вещиц.
Яга водит дружбу с различными обитателями леса – кикиморами, лешими. Часто пособничает Кащею Бессмертному (предстает его теткой, матерью или дальней родственницей) или же, наоборот, враждует с ним, всячески пакостит. На службе у лесной старухи состоят черный кот, совы и вороны, змеи и лягушки.
Баба-Яга на экране
Персонаж занял прочное место в литературе, мультфильмах и сказочных кинопостановках. Баба-Яга начала мелькать на экранах в советское время – кинозвездой старуху сделал великий режиссер-сказочник . Первым образ этого отрицательного персонажа примерил в 1939 году в сказке «Василиса Прекрасная». Зловещая Баба-Яга получилась настолько удачной, что сразу верится в ее реальное существование.

Примечательно, что Георгий Францевич самостоятельно придумал и создал костюм: нацепил грязное старое тряпье, а на седую взлохмаченную голову надел тоже не первой свежести платок, повязав его особым способом – чтобы концы торчали вперед. После славного дебюта Милляр еще несколько раз снимался в этой роли у Роу.
Список мужчин, которые сыграли киношную Ягу, пополнил , вжившись в роль в музыкальной постановке «В тринадцатом часу ночи».

Телевизионный путь Бабы-Яги оказался не так прост. В россыпи кинолент отражена противоречивость натуры жительницы леса. Добрую старушку в лице актрисы юное поколение 60-х годов увидело в сказке «Веселое волшебство». Еще ласковее образ Яги создала в фильме «Там на неведомых дорожках…». Упитанная бабушка с добрейшей душой украсила картину «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» – образ создала Мария Барабанова.

Нетривиальная старуха получилась у в фильме «Лада из страны берендеев». А коварством наделила персонаж , появившись в «Новогодних приключениях Маши и Вити».
В свои работы героиню славянских преданий с удовольствием брали и режиссеры, далекие от жанра сказок. Баба-Яга вошла в фильмы с фантастическим уклоном «Лиловый шар» (роль отошла Валентине Ховенко) и «Остров ржавого генерала» (образ блестяще воплотил ).

После распада Советского Союза хозяйка избушки на курьих ножках и не подумала покидать кинематограф. Правда, сначала сделала 15-летний перерыв в «карьере», а в 2004 году вновь порадовала зрителей, появившись на экранах молодой и красивой Ягой, влюбленной в Кащея Бессмертного. На роль Яги в молодости в ленте «Легенда о Кащее, или В поисках тридесятого царства» пригласили .

В очередной раз вспомнили о персонаже в 2009 году – неподражаемая представила Бабу-Ягу в «Книге мастеров». А спустя три года на экраны вышла «Реальная сказка», где Яга снова стала доброй в исполнении Людмилы Поляковой.
На сегодняшний день заключительной попыткой поместить в кино сказочную старуху стал фильм « » (2017 год). В волшебной режиссерской фантазии с элементами комедии в роли могущественной знахарки выступила .
Лесная колдунья с легкой руки создателей кино и мультипликаторов оказалась еще и великолепной певицей. Первую песню Бабы-Яги (видео) на экранах исполнила Валентина Кособуцкая в фильме «Новогодние приключения Маши и Вити».
- Село Кукобой в Ярославской области в 2004 году, несмотря на критику со стороны Русской православной церкви, провозгласили родиной лесной старухи. Для привлечения туристов здесь собрали музей Бабы-Яги, в котором проходят программы с веселыми приключениями в компании любимых сказочных героев. Во владениях Яги начинается «аномальная зона» – у тех, кто переступает границу музейной территории, перестают ловить связь телефоны. Гостеприимная хозяйка поит посетителей чаем с пирогами, особенно вкусно накормит в свой день рождения – 26 июня.

- Сказочная постановка «Последний богатырь» стала третьим русским фильмом студии «Disney». Открыла этот необычный список лента «Книга мастеров», затем сняли «Счастье – это…»
- «Последний богатырь» быстро возглавил рейтинг лидеров проката. За две недели показа картины в кинотеатрах удалось собрать больше 1 млрд. рублей.
- Авторы сказок не всегда строят избушку Бабы-Яги в настоящем лесу. Так, в «Книге мастеров» дом колдуньи соорудили прямо на территории Белорусского музея народной архитектуры и быта.
- Создатели российской организации по борьбе за права потребителей «Хрюши против» придумывая название, оттолкнулись от знаменитого мультфильма 1979 года выпуска, где звучит фраза: «А Баба-Яга против!»
- Роль Бабы-Яги Георгий Милляр в сказке «Морозко» (1965) исполнил восьмой раз. Кроме того, в этой же картине актер перевоплотился в разбойника и подарил свой голос петуху.
Цитаты
«Фу-фу, русским духом пахнет!»
«Полетел, полетел! Вот что значит экология правильная, а я отсюдова переезжать собралась. За такой участок, поди, и две дачи дать могут».
«Ох и плохо мне! Ох и худо! Не горячка у меня, не простуда! Губит бедную старушку не хвороба, губит, душит сиротинку злая злоба! Ох, я и спать не могу! Я и жрать не могу! Ох, обидел гость незваный Бабушку-Ягу!»
«Ой, не шуми! Я перед гостями выспаться должна, чтоб свежей быть и красивше».
«Я незлопамятная - отомщу и забуду. Вот только месть надо пооригинальнее придумать, а то совсем распоясались».
«Негодяи не любят умирать быстро и тихо, им размах нужен и максимум шума».
«Бабу-Ягу со стороны брать не будем. Воспитаем в своём коллективе». (х/ф «Карнавальная ночь»)
«Там ступа с Бабою-Ягой идет-бредет сама собой». (А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила»)
