Абеляр его жизнь и взгляды. Воспитание в странах западной европы в эпоху раннего средневековья. Пьер Абеляр: биография грустной любви

Пьер Абеляр, философия которого неоднократно подвергалась осуждению католической церковью, был средневековым мыслителем-схоластом, поэтом, теологом и музыкантом. Он являлся одним из представителей концептуализма. Рассмотрим далее, чем знаменит этот человек.

Пьер Абеляр: биография

Родился мыслитель близ Нанта, в деревушке Ле-Пале в рыцарской семье в 1079 г. Изначально предполагалось, что он поступит на военную службу. Однако непреодолимая тяга к схоластической диалектике и любознательность побудили Абеляра посвятить себя наукам. Он стал школяром-клириком, отказавшись от права майората. В юношестве Абеляр Пьер был слушателем лекций Иоанна Росцелина, являвшегося основателем номинализма. В 1099 г. он приехал в Париж. Здесь Абеляр хотел учиться у Гийома де Шампо - представителя реализма. Последний привлекал на свои лекции слушателей со всей Европы.

Начало деятельности

Спустя некоторое время после приезда в Париж Абеляр Пьер стал противником и соперником Шампо. В 1102 он начал преподавать в Сен-Женевьеве, Корбеле и Мелюне. Количество его учеников стремительно росло. В результате они с Шампо стали непримиримыми врагами. После возведения последнего в сан шалонского епископа управление церковным училищем в 1113 принял Абеляр. Пьер в это время достиг пика своей славы. Он являлся учителем множества людей, ставших впоследствии знаменитыми. Среди них Целестин II (папа римский), Арнольд Брешианский, Петр Ломбардский.

Собственная школа

Еще в самом начале своей деятельности Абеляр Пьер проявил себя как неутомимый спорщик. Он блестяще владел искусством диалектики и постоянно использовал его в дискуссиях. За это его постоянно изгоняли из числа слушателей и учеников. Неоднократно он предпринимал попытки основать собственную школу. В конечном итоге ему удалось это сделать. Школа была основана на холме св. Женевьевы. Она быстро наполнилась многочисленными учениками. В 1114-1118 гг. Абеляр возглавлял кафедру в школе Нотр-Дам. К нему съезжались студенты со всех уголков Европы.

Личная трагедия

Она произошла в 1119 г. Трагедия связана с любовью, которую питал к одной из своих учениц Пьер Абеляр. История началась красиво. Молодые люди поженились, у них появился ребенок. Однако закончилась история очень печально. Родители Элоизы были категорически против брака. Они предприняли жестокие меры и разорвали замужество дочери. Элоиза была пострижена в монашки. Вскоре сан принял и сам Абеляр. Пьер поселился в монастыре и продолжил чтение лекций. Этим были недовольны многие авторитетные религиозные деятели. В 1121 г. в Суассоне был созван церковный Собор. На него был приглашен и Пьер Абеляр. Кратко говоря, Собор был созван ради того, чтобы мыслитель по приговору сжег свой труд. После этого он был отправлен в другой монастырь, где действовал более суровый устав.

Новый этап

Взгляды Пьера Абеляра разделяли многие его современники. Покровители мыслителя добились его перевода в прежний монастырь. Однако и здесь у Абеляра не получалось сохранять хорошие отношения с монахами и настоятелем. В итоге ему разрешили поселиться близ г. Труа недалеко от монастыря. Вскоре сюда стали съезжаться многочисленные ученики. Вокруг его молельни стояли шалаши, в которых жили его почитатели. В 1136 г. Абеляр снова стал преподавать в Париже. Среди студентов он имел огромный успех. Вместе с этим значительно увеличилось и количество его врагов. В г. Сансе в 1140 г. снова был созван Собор. Церковные деятели осудили все труды Абеляра и обвинили его в ереси.

Последние годы

После Собора 1140-го г. Абеляр решает лично посетить папу римского и просить апелляции. Однако по дороге он заболел и был вынужден остановиться в монастыре Клюни. Стоит сказать, что его поездка мало что могла поменять, поскольку вскоре Иннокентием II было утверждено решение, которое принял Собор. Папа римский осудил мыслителя на "вечное молчание". В Клюни в 1142 г. во время молитвы Абеляр умер. Произнося эпитафию на могиле, единомышленники и друзья называли его "величайшим Платоном на Западе", "французским Сократом". Спустя 20 лет здесь же была похоронена Элоиза. Ее последней волей было соединиться навеки с возлюбленным.

Критика мыслителя

Сущность взглядов Пьера Абеляра изложена в его сочинениях "Диалектика", "Да и нет", "Введение в теологию" и прочих. Стоит отметить, что резкой критике подвергались не столько сами взгляды Абеляра. Его мысли, касавшиеся проблемы Бога, нельзя назвать особенно оригинальными. Может, только в трактовке Св. Троицы проявились его неоплатонические мотивы. Здесь Абеляр рассматривает Бога Сына и Святого Духа только в качестве атрибутов Отца, посредством которых выражалось могущество последнего. Именно эта концепция стала поводом к осуждению. Однако наибольшую критику вызывало другое. Абеляр был христианином, искренне верующим. Тем не менее в нем были сомнения относительно самого учения. Он видел явные противоречия в христианской догматике, бездоказательность многих теорий. Это, по его мнению, не позволяло полностью познать Бога.

Пьер Абеляр и Бернар Клервоский

Основной причиной осуждения концепции мыслителя являлось его сомнение в доказательности христианских догм. В качестве одного из судей Абеляра выступал Бернар Клервоский. Он резче, чем кто-либо, осуждал мыслителя. Клервоский писал, что Абеляр осмеивает веру простых, безрассудно обсуждает вопросы, которые касаются самого высокого. Он считал, что в своих работах автор подвергал поношению отцов за их стремление умолчать о некоторых вопросах. В некоторых записях Клервоский конкретизирует свои претензии Абеляру. Он говорит о том, что мыслитель посредством своих мудрствований пытается изучать то, что благочестивому уму дается через свою веру.

Суть концепции

Абеляра можно считать основоположником рационализированной философии западноевропейского средневековья. Для мыслителя не было другой силы, способной сформировать христианское учение в его истинном проявлении, кроме науки. Основой же он видел в первую очередь философию. Автор утверждал божественное, высшее происхождение логики. В рассуждениях он опирался на начало Евангелия - "вначале было слово". На греческом эта фраза звучит несколько по-другому. "Слово" заменено термином "логос". Абеляр указывает, что Иисус называет "логосом" Бога Отца. От Христа пошло название "христиане". Соответственно, от "логоса" произошла и логика. Абеляр называл ее "величайшей мудростью Отца". Он считал, что логика дана, чтобы просветить людей "истинной мудростью".

Диалектика

Она была, по мнению Абеляра, высшей формой логики. С помощью диалектики он стремился, с одной стороны, выявить все противоречия в христианском учении, а с другой - ликвидировать их, выработав доказательное вероучение. Именно поэтому он указывал на необходимость критического толкования и анализа текстов писания, произведений философов-христиан. Пример такого прочтения он приводил в своем труде "Да и нет". Абеляр вырабатывал ключевые принципы всей последующей западноевропейской науки. Он говорил, что познание возможно только в том случае, если к его предмету применяется критический анализ. Выявив внутреннюю противоречивость, нужно найти ей объяснение. Комплекс принципов познания именуется методологией. Абеляра можно считать одним из ее создателей в западноевропейском средневековье. В этом и состоит его вклад в научное познание.

Нравственные аспекты

Ключевой принцип философских изысканий Абеляр формулирует в труде "Познай себя". В работе он пишет, что человеческий разум, сознание - источник поступков. К моральным принципам, которые считались божественными, автор относится с точки зрения рационализма. К примеру, он рассматривает грех как поступок, который совершается вопреки разумным убеждениям человека. Абеляр рационалистически толковал всю христианскую идею об искуплении. Он считал, что основным предназначением Христа было не снять с человечества греховность, а показать своим высоконравственным поведением пример истинной жизни. Абеляр постоянно акцентирует внимание на том, что нравственность - следствие разума. Мораль является практическим воплощением сознательных убеждений человечества. А они уже заложены Богом. С этой стороны Абеляр первым обозначил этику как науку практическую, назвав ее "целью всех познаний". Всякое знание в итоге должно выразиться в нравственном поведении. Спустя время такое понимание этики стало преобладающим в большинстве западноевропейских школ. В споре номинализма и реализма Абеляр находился в особом положении. Мыслитель не считал универсалии или идеи исключительно простыми наименованиями, отвлеченностями. При этом не соглашался автор и с реалистами. Он выступал против того, что идеи формируют всеобщую действительность. Абеляр доказывал, что одна сущность подходит к отдельному лицу не во всем своем объеме, а исключительно индивидуально.

Искусство

Абеляр был автором шести объемных стихотворений, созданных в жанре плача, а также множества лирических гимнов. Вероятно, ему принадлежит авторство секвенций, в числе которых очень популярная Mittit ad Virginem. Эти жанры являлись "тексто-музыкальными", то есть предполагали чтение нараспев. С большой долей вероятности, Абеляр сочинял и музыку к своим произведениям. Из нотированных гимнов сохранился только O quanta qualia. Последним законченным произведением Абеляра считается "Диалог философа, иудея и христианина". В нем дается анализ трех вариантов рефлексии, в качестве общего основания которых выступает этика. Уже в средневековье литературным достоянием стала его переписка с Элоизой. Образы людей, чья любовь была сильнее пострига и разлуки, привлекли многих поэтов и писателей. Среди них Вийон, Фаррер, Поуп.

Определение 1

Пьер Абеляр ($1079 – 1142$) – выдающийся представитель французской средневековой схоластики, поэт, теолог, адепт средневековой логики.

Свои мировоззренческие и философские представления сформировал на работах Иоанна Росцелиан и Гийома де Шампо.

С $1102$ года преподавал в Мелюне, Корбеле и Сен-Женевьеве, пользуясь внушительным успехом. Апогей его славы пришёлся на $1113$ год, с принятия управления училищем.

Абеляр стал учителем выдающихся людей своей эпохи: папы римского Целестина II, Петра Ломбардского и Арнольда Брешианского.

Пьер Абеляр был мастером диалектики и превосходил всех своих учителей и современников. В его великолепное образование входило изучение трудов таких философов как Платон, Аристотель, Цицерон.

Крупные произведения Абеляра, в которых он представил свои философские, этические и теологические взгляды

  • «Да и нет»
  • «Диалог между философом, иудеем и христианином»
  • «Познай самого себя»

Спор реалистов и номиналистов

В решении проблемы реализма и номинализма Пьер Абеляр располагался на своём специфичном месте. В отличие от главы школы номиналистов, Иоанна Росцелина , который полагал идеи простыми наименованиями, и в отличает от школы реалистов, которую представлял Гийома и з Шампо , что универсалии представляю всеобщую действительность, Абеляр настаивал на том, что одна и та же сущность принадлежит всякому отдельному лицу не во всём её бесконечном объёме, но лишь конечно, индивидуально. Тем самым, он затронул важнейший вопрос о соотношении конечного и бесконечного.

В рамках проблемы универсалий Абеляр предлагал своё представление: реально существуют лишь единичные предметы, а понятия реальны только благодаря голосу, роды и виды не имеют реального существования. Существовать может что-то единое, а что едино, то не может являться общим и наоборот, что обще, то не может стать единым. Следовательно, Три ипостаси Бог,а по сути, три отдельных личности. Бог представляется как слово, а лица – как реальности. Из этих выводов его обвинили в троебожии, теизме.

Что касается религиозных взглядов Пьера Абеляра, то он учил, что имеющиеся у человека силы даны ему Богом, чтобы достигать при помощи них благих целей, в том числе и ум, который служит направлением религиозных идей.

Соотношение веры и разума

Поскольку Абеляр творил в эпоху схоластики, то для него, как для образцового представителя этого периода, была важна проблема соотношения веры и разума.

Замечание 1

Разум преобладал перед слепой верой, следовательно обязанность веры заключалась в расположении под собой рассудочного обоснования. С совершенствования разума совершенствуется и вера. Благодаря исключительно свободному мышлению устанавливается непоколебимость веры.

Он считал, что вера, не опирающаяся на ум и преображающаяся на самодеятельность не достояна свободной личности. Свободное мышление принималось им нормой всякой истины.

Диалектику и Священное Писание Абеляр полагал источником истины. Исходя из этого, полагаясь на богословскую традицию, можно сделать вывод, что многие апостолы и отцы церкви допускали ошибки, не опираясь на Библию,что ставило под сомнение многие догматы религии. Абеляр не испытывал сомнений в фундаментальных основаниях христианской религии, а только призывал и настаивал на осмысленное толкование.

Абеляр считал, что цель диалектики заключается в том, чтобы критично оценивать постулаты авторитетов, вести к самостоятельному философствованию.

В своём трактате «Диалог между философом, иудеем и христианином» Абеляр видится очень веротерпимым и мудрым человеком. Он призывает к читателей к пониманию того, что каждая из религий имеет в себе истину, и никакая не является единственно избранной. Философия ведёт к истине, так как выбирает путь естественных законов, которые свободны от религиозных авторитетов. Познание возможно лишь в принятии законов и следовании им. В этом заключается нравственное познание.

Свои этические взгляды Абеляр раскрыл в трудах «Познай самого себя» и «Диалоге» . Они имеют тесную связь с его теологией.

Замечание 2

Этическая концепция Абеляра заключена в принципе абсолютной моральной ответственности личности за все поступки.

Поступки обуславливаются намерениями человека. Без них поступки сами по себе не имеют оценку хорошего или плохого. Следовательно, плохим поступком будет тот, который был совершен в противоречии с убеждениями человека. Вступая в значительные противоречия с официальными церковными догматами учение и взгляды Абеляра были осуждена на Санском соборе в $1140$ как еретические.

Примером блестящего схоласта был французский богослов и педагог Пьер Абеляр (1079-1142). В 24 года он преподавал в Парижской кафедральной школе. Красноречие Абеляра привлекало сотни слушателей. У него учились логике мышления, искусству спора. Обладатель живого ума, Абеляр пытался соединить веру и разум, учил достигать высокого общественного положения с помощью образования, утверждая, что знание - прежде всего результат самостоятельной работы, подвигал учеников на творчество. "Недостаток нашего времени, что мы думаем, будто нельзя уже изобретать", - говорил Абеляр.

На фоне религиозного и педагогического фанатизма раннего средневековья выделяются мыслители, которых можно считать провозвестниками эпохи Возрождения. К таким фигурам, кроме Абеляра, можно отнести ряд других богословов и педагогов. Каждый из них внес свою лепту в развитие европейской традиции воспитания и обучения. Учение Пьера Абеляра было изложено им в многочисленных сочинениях - "Да и Нет", "Диалектика", "Христианская теология", "Введение в теологию", "Познай самого себя" и др. Бурную и резкую реакцию официальной Церкви вызывали отнюдь не сами теологические взгляды Абеляра, представленные в этих сочинениях. Его собственные воззрения на проблему Бога не отличались какой-то особенной оригинальностью. Может быть, только в трактовке Святой Троицы в большей степени проявились неоплатонические мотивы, когда Абеляр признавал Бога Сына и Духа Святого лишь атрибутами Бога Отца, выражающими его всемогущество. Причем выразителем собственно могущества Бога Отца выступает, в понимании Абеляра, Бог Сын, а Дух Святой представляет собой некую мировую душу.

Эта неоплатоническая концепция и послужила поводом к осуждению взглядов Абеляра и обвинению его в арианстве. Но главное, что не принималось церковными авторитетами в учении французского мыслителя, заключалось в другом.

Дело в том, что Абеляр, будучи искренне верующим христианином, тем не менее сомневался в доказательности христианского вероучения. Он не сомневался в истинности самого христианства, однако видел, что существующая христианская догматика настолько противоречива, настолько недоказательна, что не выдерживает никакой критики и потому не дает возможности для полного познания Бога. Рассказывая об одном из своих учителей, с которым он постоянно спорил, Абеляр говорил: "Если кто-нибудь приходил к нему с целью разрешить какое-нибудь недоумение, то уходил от него с еще большим недоумением".



И сам Абеляр стремился увидеть и показать всем те многочисленные противоречия и неувязки, которые присутствуют в тексте Библии, в сочинениях Отцов Церкви и других христианских теологов.

Высшей формой логического мышления Абеляр называет диалектику. По его мнению, с помощью диалектического мышления возможно, с одной стороны, обнаружить все противоречия христианского учения, а с другой стороны, устранить эти противоречия, выработать непротиворечивое и доказательное вероучение. Поэтому он доказывал необходимость критического прочтения и текстов Священного Писания, и произведений христианских философов. И сам показывал пример критического анализа христианской догматики, ярко выраженный, например, в его работе "Да и Нет".

Тем самым Абеляр вырабатывал основные принципы всей будущей западноевропейской науки - научное познание возможно только тогда, когда предмет познания подвергается критическому анализу, когда выявляется его внутренняя противоречивость и затем с помощью логического мышления находятся объяснения существующим противоречиям. Совокупность принципов научного познания называется методологией. Поэтому можно считать, что Пьер Абеляр является одним из первых в Западной Европе создателем методологии научного познания. И именно в этом заключается главный вклад Абеляра в развитие западноевропейского научного знания.

Буквально воспевая возможности научного познания, Абеляр приходит к выводу, что уже языческие античные философы с помощью науки пришли ко многим христианским истинам еще до возникновения самого христианства. Сам Бог направлял их к истине, и не их вина в том, что они не были крещены. П. Абеляр ("Да и нет") - богослов, основоположник диалектической схоластики. Основал собственную школу преподавания, в которой основной формой обучения были беседы и диспуты. Ученики могли задавать ему любые вопросы, учитель в диспутах -главный ответчик, а ученики учились на его ответах.



Фома Аквинский.

Фома Аквинский - теолог, философ, представитель схоластики, один из идеологов католической церкви. Понимал разум как сущностную потенцию человека, независимую от веры. Почти все атрибуты Бога провозглашал доступными разумению, обосновывал бытие Бога. Вся система познания, по его мнению, должна быть направлена на достижение высшего блага - богопознание.

Томистский подход в воззрениях Блаженного Фомы Аквинского синтезировал разум и веру, философию и теологию, деятельность и созерцание. Он начинал с посылок, основанных на Откровении, и переходил к философскому исследованию человека и природы. Его модель педагогического процесса подчёркивала значение интеллектуальной дисциплины. Жёстко дисциплинированная рациональность даёт человеку возможность стать на путь нравственного совершенствования. Фома Аквинский отдавал в иерархии ценностей существенное место практическим приложениям разума. Но многие томисты в педагогике оставались в рамках сугубо схоластического интеллектуализма. Для Фомы Аквинского важнейшим агентом педагогического процесса являлся учащийся, цель которого в обретении способности к самообразованию. Интеллектуально независимый, он должен сам управлять своими исследованиями и открытиями. Однако и современная римская католическая церковь чаще всего ставит учащегося под жёсткое руководство учителя.

Точка зрения Аквината на взаимоотношения науки и веры значительно расходилась и с идеями Августина, и с популярными тогда воззрениями Пьера Абеляра. Августин утверждал иррациональность веры, считал, что истины веры совершенно недоступны разуму и наука только в самой малой степени раскрывает людям содержание догматов. Пьер Абеляр, наоборот, пропагандировал идею о том, что вера абсолютно невозможна без науки и подвергал критическому научному анализу все постулаты христианского вероучения.

Фома Аквинский занимает между ними как бы среднюю позицию, почему его учение и было, в конце концов, так быстро принято римско-католической Церковью. Развитие научного знания в XIII столетии достигло уже определенного высокого уровня и потому без учета достижений науки официальное учение католицизма просто не могло существовать.

Фома Аквинский дал четкий и ясный для своего времени ответ на вопрос, который волновал христианских теологов на протяжение предыдущего времени - о взаимоотношениях науки и веры. В трудах Фомы Аквинского была окончательно признана важная и относительно самостоятельная роль науки и, в первую очередь, философии - по мнению Аквината философия имеет свою сферу деятельности, ограниченную рамками познания того, что доступно человеческому разуму. Философия, используя свои, рациональные методы познания, способна изучать свойства окружающего мира.

Более того, догматы веры, доказанные с помощью разумных, философских доводов, становятся более доступными человеку и тем самым укрепляют его в вере. И в этом смысле, научно-философское знание является серьезной опорой в обосновании христианского вероучения и опровержении критики веры.

Фома Аквинский считал, что с помощью научно-философских доводов возможно доказать истинность некоторых христианских догматов, например, догмат о бытии Бога. В то же время, другие догматы научно недоказуемы, так как в них показаны сверхъестественные, чудесные качества Бога. И значит, они являются предметом веры, а не науки. Так, по его мнению разум бессилен в обосновании большинства христианских догматов - возникновения мира "из ничего", первородного греха, воплощения Христа, воскресения из мертвых, неизбежности Страшного Суда и дальнейшего вечного пребывания человеческих душ в блаженстве или же в муках. Учение Фомы Аквинского стало высшим этапом в развитии западноевропейской схоластики. После смерти выдающегося философа-теолога, его идеи постепенно признаются в качестве основополагающих сначала среди монахов-доминиканцев, а затем и во всей Римско-католической Церкви. Со временем томизм (от латинского прочтения имени Фома - Тома) становится уже официальным учением римско-католической Церкви, каковым является до сих пор.

Винцент из Бове.

Наставник детей французского короля, автор трактата "О воспитании знатных детей" Винсент де Бове (1190-1264) в воспитании ставил на первое место нравственность. Он призывал к смягчению методов воспитания, предлагая завоевывать внимание детей шуткой и играми.

Винсент де Бове обратил внимание на специфические качества детей, которые необходимо учитывать в воспитательном процессе (незлобивость, искренность, бескорыстие, слабоволие, капризность, необоснованный страх). Он призывал педагога действовать убеждением и принуждением, считая телесное наказание крайней мерой. Бове принадлежит тезис о целесообразности взаимосвязи интеллектуального и нравственного воспитания ("что пользы видеть дорогу, если нет знания, как идти по ней"). Винцент из Бове - монах, энциклопедист. В педагогическом трактате "О воспитании знатных детей" требует осознанного и радостного смиренного подчинения ученика учителю, добровольного принятия наказаний с пониманием их пользы. «Кто не умеет подчиняться, тот не умеет управлять». Винсент из Бове известен потомкам прежде всего как энциклопедист. Его "Великое зерцало", представляющее собой систематизацию знаний того времени по различным вопросам, было самой значительной энциклопедией в Средневековье. Перу Винсента принадлежит и замечательный педагогический трактат "О наставлении детей знатных граждан" (около 1246). Известно, что Винсент был монахом в цистерцианском монастыре неподалеку от королевской резиденции. Там он читал свои лекции, в которых стремился донести до слушателей лучшее из наследия античных и христианских писателей. Нередко слушала его и королевская чета. Именно королева попросила его помочь придворным учителям в воспитании своих детей. Откликаясь на эту просьбу, Винсент и написал упомянутый трактат.

Верный своей традиции, он собирался представить королеве антологию избранных, лучших пассажей из произведений античных, христианских писателей по различным аспектам образования и воспитания. Систематизировав цитаты, подчиняя их своему замыслу, а также сочетая цитаты с собственными заключениями, Винсент из Бове создал в итоге стройную, последовательную схему образования. Значение трактата Винсента из Бове для средневековой системы христианского образования трудно переоценить. Он был очень популярен в Средние века, и не только в высших слоях, но и в городской среде. Источники Винсента очень разнообразны. Интересно, что к суждениям античных и раннехристианских писателей он обращается почти одинаково часто (соответственно 335 и 347 ссылок). Широко использует он и труды средневековых авторов (более 170 ссылок). Трактат состоит из 51 главы. В представленных далее главах рассматривается ряд вопросов: как найти хорошего учителя, что мешает и что содействует обучению, о способе обучения, о преимуществах обучения в юном возрасте, о воспитании и обучении девочек и некоторые другие.
2 семинар. Вопрос 6. Содержание обучения в эпоху Возрождения. Новогуманистические образцы воспитания.

Появление внутри феодального общества зачатков капиталистического способа производства, развитие мануфактуры и торговли, рост городов и зарождение нового, тогда прогрессивного класса - буржуазии - характерные черты эпохи Возрождения.
Буржуазия в борьбе с феодализмом вырабатывает свою идеологию. Как говорил Энгельс, она нуждается в науке и принимает участие в том восстании науки против церкви, которое имело место в то время. В эпоху Возрождения получают большое развитие математика, астрономия, механика, география, естествознание. Это время великих изобретений и открытий в различных областях знаний: изобретение книгопечатания в Европе, открытие Америки, морского пути в Индию.
Деятели эпохи Возрождения - гуманисты - выдвигали на первое место культ человека и настойчиво боролись против церковно-религиозного мировоззрения, закрепощавшего личность.
Прекрасной страницей в истории мировой культуры, педагогической мысли оказалась эпоха позднего Европейского Средневековья (Х1У-ХУ11 вв.) прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения. Лучшие умы Европы этого времени провозглашали человека главной ценностью на земле, стремясь раскрыть в человеке все лучшее. В философско-педагогической мысли в обновленном виде появился идеал духовно и физически развитой личности. Движение гуманизма возникло как следствие перемен в средневековом мировоззрении, оплотом которого являлась католическая церковь. Если церковь учила, что человек должен обращать надежды к БОГУ, то в центре нового мировоззрения оказался человек, который возлагал надежды на себя. Идеи гуманизма появились во многих государствах. Развитие педагогической мысли тесно связано с интенсивным развитием литературы, искусства, научных знаний. Огром­ную роль сыграли географические открытия ХУ-ХVI вв. и изобретенное в середине XV века книгопечатание. Гуманисты, стремясь подражать наро­дам Древней Греции и Рима, называли свое время «Возрождение» - восстановление античных традиций. Гуманистов привлекали свобода, выра­зительность, красота классической литературы. Отвечая на потребности времени, педагоги-гуманисты предлагали формирование общественно полезной личности. В результате педагогическая триада Возрождения: классическое воспитание, граж­данское воспитание базировалосьна трех слагаемых: античности, сред­невековья, идеях - предвестниках нового общества. Речь шла о формировании члена обще­ства, чуждого христианскому аскетизму, развитого телесного и духовно, воспитанного втруде.

Девочки и мальчики учатся вместе. Им преподают чтение, письмо, математику, историю, географию, естествознание. С ними занимаются гимнастикой, бегом, метанием диска, играми. Их обучают ремеслам. До 7 лет дети изучают родной язык, выполняют физические упражнения. С 7 до 10 лет к этому добавляют изучение естественных наук. С 10 лет дети начинают овладевать медициной и др. Обучение оживляли при помощи наглядных средств, широко применялся принцип соревновательности. Кампанелла подчеркивал обязательное участие детей в общественно полезномтруде, где они получат практические навыки и позна­комятся с орудиями труда. Идеи Возрождения из Италии проникают во Францию. Парижский университет стал важным очагом идей гуманизма эпохи Возрождения.

В процессе обучения следует знакомить детей с духовными ценностями, которые, прежде всего, заключены в античном наследии.

Из Италии и Франции педагогическое движение гуманистов перекинулось в остальные страны Европы. Среди представителей этого движе­ния такие крупные деятели как: Эразм Роттердамский, Хуан Луис Вивес, Томас Мор, Рудольф Агрикола, Ульрих фон Гуттен и др.

Эпохи Средневековья - вошел в историю как признанный учитель и наставник, имевший свои взгляды на философию, в корне отличавшиеся от остальных.

Его жизнь была тяжела не только по причине несовпадения мнения с общепринятыми догмами; огромное физическое несчастье принесла Пьеру взаимная, искренняя. Живым языком и понятным словом описал философ свою тяжелую жизнь в произведении автобиографического характера «История моих бедствий».

Начало трудного пути

Ощущая в себе с малых лет непреодолимую тягу к знаниям, Пьер отказался от наследства в пользу родственников, не прельстился многообещающей карьерой военного, отдав себя полностью получению образования.

После обучения Абеляр Пьер обосновался в Париже, где занялся преподавательской деятельностью в области богословия и философии, что впоследствии принесло ему всеобщее признание и славу искусного диалектика. На его лекции, излагаемые понятным изящным языком, сходились люди со всех уголков Европы.

Абеляр был очень грамотным и начитанным человеком, знакомым с трудами Аристотеля, Платона, Цицерона.

Вобрав в себя взгляды своих преподавателей - сторонников различных систем понятий - Пьер выработал собственную систему - концептуализм (нечто усредненное между в корне отличавшуюся от взглядов Шампо - французского философа-мистика. Возражения Абеляра против Шампо были настолько убедительны, что последний даже видоизменял свои понятия, а чуть позже начал завидовать славе Пьера и сделался его заклятым врагом - одним из многих.

Пьер Абеляр: учение

Пьер в своих трудах обосновывал соотношение веры и разума, отдавая предпочтение последнему. По мнению философа, человек не должен верить слепо, лишь потому, что так принято в обществе. Учение Пьера Абеляра заключается в том, что вера должна быть рассудочно обоснованной и совершенствоваться в ней человек - существо разумное - способен, только отшлифовывая имеющиеся знания посредством диалектики. Вера является лишь предположением о вещах, недоступных чувствам человека.

В произведении «Да и нет» Пьер Абеляр, кратко сравнивая библейские цитаты с выдержками из сочинений священников, подвергает анализу взгляды последних и находит противоречивость в приводимых ими высказываниях. А это заставляет усомниться в некоторых церковных догматах и христианском вероучении. Тем не менее Абеляр Пьер не сомневался в основных положениях христианства; он лишь предлагал осознанное их усвоение. Ведь непонимание сочетаемое со слепой верой, сравнимо с поведением осла, который ни капли не понимает в музыке, но усердно пытается извлечь из инструмента красивую мелодию.

Философия Абеляра в сердцах многих людей

Пьер Абеляр, философия которого нашла место в сердцах многих людей, не страдал от чрезмерной скромности и открыто называл себя единственным философом, чего-то стоящим на Земле. Для своего времени он являлся великим человеком: его любили женщины, им восхищались мужчины. Получаемой славой Абеляр упивался в полной мере.

Основными произведениями французского философа являются «Да и нет», «Диалог между философом иудеем и христианином», «Познай самого себя», «Христианская теология».

Пьер и Элоиза

Однако большую славу Пьеру Абеляру принесли не лекции, а романтическая история, обусловившая любовь всей его жизни и ставшая причиной случившегося в дальнейшем несчастья. Избранницей философа неожиданно для него самого стала красавица Элоиза, которая была на 20 лет младше Пьера. Семнадцатилетняя девушка была круглой сиротой и воспитывалась в доме своего дядюшки каноника Фульбера, не чаявшего в ней души.

В своем столь юном возрасте Элоиза была не по годам грамотна и умела говорить на нескольких языках (латинский, греческий, древнееврейский). Пьер, приглашенный Фульбером для обучения Элоизы, влюбился в нее с первого взгляда. Да и его ученица преклонялась перед великим мыслителем и ученым, в своем избраннике и была готова на все ради этого мудрого и обаятельного мужчины.

Пьер Абеляр: биография грустной любви

Гениальный философ в этот романтический период проявил себя также в качестве поэта и композитора и писал для юной особы красивые песни о любви, тут же ставшие популярными.

О связи влюбленных знали все вокруг, но Элоизу, открыто называвшую себя любовницей Пьера, это нисколько не смущало; наоборот, она гордилась доставшейся ей ролью, ведь именно ее, круглую сироту, Абеляр предпочел красивым и знатным женщинам, увивавшимся подле него. Возлюбленный увез Элоизу в Бретань, где она родила сына, которого пара вынуждена была оставить на воспитание чужим людям. Своего ребенка они больше никогда не видели.

Позже Пьер Абеляр и Элоиза тайно поженились; если бы заключенный брак был предан огласке, то Пьер не смог быть духовным сановником и построить карьеру философа. Элоиза, отдав предпочтение духовному развитию мужа и его карьерному росту (вместо обременительного быта с детскими пеленками и вечными кастрюлями), скрывала свое замужество и по возвращении в дом дядюшки говорила, что является любовницей Пьера.

Взбешенный Фульбер не смог смириться с нравственным падением племянницы и однажды ночью вместе с помощниками проник в дом Абеляра, где его, спящего, связали и оскопили. После этого жестокого физического надругательства Пьер удалился в Сен-Денисское аббатство, а Элоиза постриглась в монахини в Аржантейском монастыре. Казалось бы, земная любовь, короткая и физическая, длившаяся два года, закончилась. В действительности она просто переросла в иную стадию - духовную близость, непонятную и недоступную многим людям.

Один против богословов

Прожив некоторое время в затворничестве, Абеляр Пьер возобновил чтение лекций, уступив многочисленным просьбам студентов. Однако в этот период против него ополчились ортодоксальные богословы, обнаружившие в трактате «Введение в богословие» противоречащее церковному учению объяснение догмата о Троице. Это стало поводом для обвинения философа в ереси; его трактат был сожжен, а сам Абеляр заточен в монастырь Св. Медарда. Столь суровый приговор вызвал огромное недовольство французского духовенства, многие сановники которого являлись учениками Абеляра. Поэтому Пьеру впоследствии было дано разрешение на возвращение в Сен-Денисское аббатство. Но и там он проявил свою индивидуальность, высказав собственную точку зрения, чем навлек на себя гнев монахов. Суть их недовольства состояла в открытии правды об истинном основателе аббатства. По мнению Пьера Абеляра, им являлся не Дионисий Ареопагит - ученик апостола Павла, а живший в гораздо более поздний период другой святой. От озлобленных монахов философу пришлось убегать; он нашел пристанище в пустынной местности на Сене близ Ножана, где к нему - утешителю, ведущему к истине, присоединились сотни учеников.

На Пьера Абеляра начались новые гонения, по причине которых он намеревался покинуть Францию. Однако в этот период он был выбран аббатом Сен-Жильдского монастыря, где провел 10 лет. Элоизе же отдал Параклетский монастырь; она поселилась со своими монахинями, а Пьер оказывал ей помощь в управлении делами.

Обвинение в ереси

В 1136 году Пьер возвратился в Париж, где снова начал читать лекции в школе св. Женевьевы. Учение Пьера Абеляра и общепризнанный успех не давали покоя его врагам, в особенности Бернарду Клервоскому. Философ вновь стал подвергаться гонениям. Из сочинений Пьера были выбраны цитаты с высказанными мыслями, в корне противоречившими мнению общественности, что послужило поводом для возобновления обвинения в ереси. На собравшемся Соборе в Сансе Бернард выступил в качестве обвинителя, и хотя аргументы его были достаточно слабы, большую роль сыграла влиятельность, в том числе и на папу; Собор объявил Абеляра еретиком.

Абеляр и Элоиза: вместе на небесах

Гонимому Абеляру предоставил приют Петро Достопочтенный - аббат клюинский, сначала в своем аббатстве, потом в монастыре Св. Маркелла. Там страдалец за свободу мысли завершил свой сложный он умер 1142 года в 63-летнем возрасте.

Его Элоиза скончалась в 1164 году; ей также было 63 года. Супруги были погребены вместе в Параклетском аббатстве. Когда оно было уничтожено, прах Пьера Абеляра и Элоизы был перевезен в Париж на кладбище Пер-Лашез. По сегодняшний день надгробный памятник влюбленных регулярно украшается венками.

Пьер Абеляр (1079- 1142). родился в рыцарской семье близ города Нанта и получил прекрасное по тем временам образование. Сам Абеляр держал школы в городе Мемне, который был ко­ролевской резиденцией. Он преподавал в Париже, организовал школу в аббатстве св. Женевьевы.

Трагическая история его любви закончилась пострижени­ем в монахи и описана им в книге «История моих бедствий », шедевре средневековой литературы. Переходя из одного мона­стыря в другой, осужденный Суассонским собором (1121), он продолжал преподавать и писать книги. Его знаменитые труды: «Диалектика », «Схоласти­ческая теология », «Да и Нет », «Этика или познай самого себя ». Он был постоянно окружен учениками. 20 его учеников стали кардинала­ми, 50 епископами, один из школяров стал па­пой Целестином III.

У Абеляра было много идейных противников , и он решил вызвать их на диспут на Сансском соборе (1140), где и был осуж­ден даже его покровителями. После собора он написал «Аполо­гию » или «Символ веры», в которых отверг выдвинутые про­тив него обвинения. Папская курия, однако, приговорила его к вечному молчанию, его трактаты были сожжены . Незадолго до смерти Абеляр написал свое последнее произведение «Диалог между Философом, Иудеем и Христианином ».

В его лице философия обретала значительную самостоятельность по отно­шению к теологии, утверждалась как «естественное знание» не в смысле естествознания, а в смысле свободы от теологических авторитетов, приобретенное не через озарение, а путем опре­деленных логико-диалектических процедур.

Сфера интересов Абеляра была общей для всех схоласти­ков этой эпохи: вера в единого Бога как источника совершенно­го знания. Можно определять божественный абсолют как фор­му форм, как субстанцию , согласно традиции Аристотеля; мож­но через внутренний опыт, мистически.

Абеляр избрал третий путь : полагая, что любой человек по природе находится на пути к Богу как высшему благу, Абеляр убежден, что природа человека должна рассматриваться в мо­ральном аспекте. Следовательно, если предметом науки явля­ется высшее благо, то такая наука будет называться этикой или моральной философией . Так возникла проблема статуса фило­софии и теологии как отдельных дисциплин. Пришло время дистанцировать философию от теологии . Абеляр успешно на­чал этот процесс, который объективно стал причиной его гоне­ний и преждевременной смерти.

В ночном видении к Абеляру приходят иудей, философ (ан­тичный или, возможно, мусульманский) и христианин; они ведут между собой диалог, апеллируя к нему как к арбитру . Абеляр показываете, как влияет логика аргументов на добыва­ние истины . Иудеи, живущие по закону, предпочтительнее народов, не имеющих нормативных законов, однако они жи­вут, принимая традицию свободно, на основе разума, и в этом их добродетель. Но есть и другой образец свободы с позиции разума, не приемлющего традиций. Это позиция философии, различающая истинное знание и мнение.



Абеляр поднимает роль диалектики . Культивируя диалектику, Абеляр культивирует рацио . Рацио предстает как своего рода критическое осмысление тезисов , утверждений и их принятие не силой авторитета, выдвигающего их, а исключительно на базе внутреннего содержание сознания и его аргументов в их самоподдержке. Диалектический, или критический, разум - разум вопрошающий, находящийся в непрерывном поиске . Распространение и применение разума во всех сферах практики не означало для Абеляра умаления авторитета Писания. Между разумом человеческим и божественным Логосом есть место для критического рацио. Элоиза, разделявшая позицию своего возлюбленного, писала, что без этого рацио Библия - все равно что зеркало перед слепым. Не для профанации, но для лучшего понимания христианских истин оттачивал острие рацио Абеляр. Цель разума стать подобным божественному Логосу. Сознавая свои границы, разум способен понять некоторые христианские истины, кажущиеся абсурдными . Не разум поглощает веру, напротив, вера включает в себя разум.

Абеляр разделяет два понятия - понимать и принимать . Первое достигается при помощи рацио и веры , второе - божественный дар . Он нисходит на тех, чье сердце открыто Благодати и ее тайнам.

По Абеляру, более совершенное выявление высшего блага осуществляется через философствующую веру, т.е. веру при наличии интеллектуаль­ного усилия («познаю то, во что верю »). Разум необходим, поскольку механическое повторение сакральных формул - это не вера, а нетребовательность и некритичность, которые унижают верующего . В работе «Да и Нет» он прибегает даже к такого рода наглядному сравнению: повторять священные тексты, не понимая их, все равно, что уподоблять­ся ослу с лирой, который думает, что может извлечь из нее пре­красные звуки без всякого предварительного умения.

Абеляр был убежден, что веру также надо защищать при помощи диалектики , т. е. рационально , но это был специфи­ческий средневековый рационализм, а его логика при описании лиц Троицы названа последователями теологикой . Абеляр за­дался целью логически постичь тайну единства и троичности Бога .

Бог-Отец на­зван Абеляром могуществом , потому что может творить все, что хочет, Сын несет слово , имеющее глубокий и вечный смысл, способный различать и упорядочивать вещи, а Святой Дух - это благо, способное милосер­дствовать любому, когда правосудие неприменимо. Святой Дух, дар Божий, Благодать не обладает таким могуществом, как Бог-Отец. Здесь Абеляр отходил от главного догмата хрис­тианства , не допускающего никаких ступеней в Троице. Абе­ляр отвечал своим оппонентам, что могущество, мудрость и благо как свойства Бога не отделимы друг от друга. Могуще­ственный, но не мудрый, может пагубно влиять на людей; муд­рый, но не могущественный, не сможет воздействовать на мир вообще. Могучий и мудрый, но не благодатный - это тиран. Только единство этих свойств создает абсолютное совершенство и полноту.

Богопознание, по Абеляру, может совершаться лишь через познание самого себя . Благо и любовь Святого Духа не охватываются философскими категориями, сформулированными Аристотелем, но именно эти свойства Бога человеческая душа постигает непосредственно лицом к лицу с Богом без всяких посредников . Эта идея Абе­ляра делала церковь необязательной , и такие взгляды не мог­ли остаться для него безнаказанными.

Нравственной жизни Абеляр посвящает трактат "Познай самого себя ", где не скрывает своих сократических симпатий. Эта самая философская его работа с очевидностью показывает, что центр действий и намерений человека - его сознание. Нельзя, по его мнению, называть грехом саму волю или самое желание, грех, скорее, рождается из согласия сознания с волей или желанием. Инстинктивный план человеческой жизни должен быть отделен от сознательного и рационального . Склонности, импульсы, естественные желания возникают спонтанно, они суть "данности" для разума. "Негрешно желать женщину, но грешно подыгрывать инстинктам; сексуальное желание не грех, но достойно осуждения согласие, данное вожделению ", - говорит Абеляр.

Акцент на интенциональном моменте как определяющем факторе моральной жизни имеет тройную цель.