Важные слова поминания. Эти простые слова могут избавить вас от всех ваших проблем Нет силы и могущества
Мощи - старославянское слово, мощь - означает могила. Воздавая почитание угодникам Божьим, отшедшим душами своими на небо, святая Церковь чествует и оставшиеся на земле мощи или тела угодников Божиих. В Ветхом Завете не было почитания святых мощей, т.к. мертвое тело считалось нечистым. В Новом Завете по воплощении Спасителя возвышено понятие о Человеке во Христе и понятие о телах, как о жилищах Духа Святого. Сам Господь - Слово Божие - воплотился и принял на Себя человеческое тело.
Христиане призываются к тому, чтобы не только их души, но и тела, освященные Святым крещением, освящаемые Церковными Таинствами, становились истинными храмами Духа Святого. Апостол Павел говорит: «Не знаете ли, что тела ваши суть Храм живущего в вас Духа Святаго». И потому тела христиан, живущих праведной жизнью или ставших святыми принятием мученической смерти, достойны особого почитания, уважения, чествования.
Почитание святых останков выражается в следующем:
- благоговейном собирании и хранении останков угодников Божиих,
- торжественном открытии и перенесении святых мощей,
- построении над ними храмов, часовен,
- установлении празднеств в память их открытия или перенесения,
- постоянном правиле Церкви полагать в основание алтарей мощи святых угодников или полагать святые мощи в святой антиминс (священный плат), на котором изображен Спаситель, снятый с Креста в окружении Пресвятой Богородицы. В центр антиминса вшиваются св. мощи для совершения Божественной Литургии.
Это естественное чествование св. мощей и других останков угодников Божьих находит для себя твердое основание в том, что Сам Бог благоволил почтить и прославить бесчисленными знамениями и чудесами, свидетельствуемыми в продолжении всей истории Церкви. Почитая святые мощи, мы верим в могущественное предстательство и заступничество святых, святые мощи которых находятся перед нашим взором, возбуждают в наших сердцах чувство близости к нам самих угодников Божьих, носивших некогда эти тела.
Читаем «Саровские торжества» о первом прославлении мощей преподобного Серафима Саровского, написанных прот. Василием Бощановским: «Всюду в Монастыре и за Монастырем море голов. Почти все стояли с зажженными свечами. Гуще всего было занято пространство по предположенному пути шествия Святых Мощей Преподобного. Тут с той и другой стороны были расположены разного рода увечные, болящие, недугующие. Передо мною находилась большая группа больных-несчастных; у самих ног лежал какой-то живой комочек, непрестанно издававший жалобный протяжный стон. Около него стояла средних лет женщина (мать лежавшего у ног моих комочка). Горячие молитвенные возгласы: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас», «Помоги», «Исцели», «Уврачуй» — неслось со всех сторон. Сила народной веры достигла край него напряжения. Сотни тысяч верующих людей слились в молитве. Просили Небо, молили Бога, просили Преподобного. Стояла в молитвенном восторге святорусская душа. С первыми звуками церковных песнопений, ублажавших Преподобного, понеслись со всех сторон вести об исцелении одного, другого, третьего. Святые мощи батюшки Серафима, переложенные в драгоценную раку и высоко вознесенные, все ближе и ближе подходили к главному монастырскому храму. Но вот они поравнялись с группой несчастных у ног моих. Все: глаза, руки, сердца - устремлены к святой гробнице; у всех одно желание: Батюшка, Преподобный, отче, Серафиме, помоги!»…
В этот момент маленький клубочек, лежавший у самых ног моих, сильно вздрогнул; застонав, вытянулся и, став на ноги, тихо проговорил: «Мама, я здорова». Я, и все окружавшие меня, потрясенные происшедшим, на минуту замерли - остолбенели. Великое чудо милости Божией совершилось на наших глазах. Придя в себя, мы могли только произнести слова псалмопевца: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев!»
Отец Серафим Саровский говаривал монахам и мирянам: «Когда умру, приходите ко мне на гробик, и я помогу вам». Мощи способны нейтрализовать радиацию, исцелить больных и увечных. Вспоминает больной, готовившийся к операции: «приложился к мощам любимого и высоко чтимого Серафима Саровского и непроизвольно возник вопрос: «Батюшка Серафим, слышишь ли ты, что я к тебе пришел?» И великий русский святой исцелил меня. На мой вопрос он ответил не созерцательной, а действенной любовью. По возвращении домой все справлялись о моем здоровье. Я отвечал: «Операция прошла успешно. Имя великого врача - Серафим Саровский».
Статья из пособия «Диаконическое служение сестры милосердия страждущим. Часть I-я» — 2007 г.
Всевышний Аллах в 41-42 аятах суры аль-Ахзаб говорит:
«О, вы, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно и славьте Его утром и вечером».
Наш любимый Пророк Мухаммад (?) говорит:
«Нет ничего, что спасет человека от наказания в мире вечном, кроме поминания Всевышнего Аллаха».
Сердце человека существует, только поминая Всевышнего Аллаха. Сердце человека держится в стороне от беспечности, когда поминает Всевышнего Аллаха. Спокойствие души становится возможным, только поминая Всевышнего Аллаха. Получить Довольство Аллаха и приближение к Нему возможно только с помощью поминания Всевышнего Аллаха. Те, кто любит всегда помнят о тех, кого любят и не перестают говорить о них. Каждый, кто идет по пути Аллаха, тот идет с помощью поминания Аллаха, а так же каждый, кто достиг чего-то на пути Аллаха, тот достиг, поминая Его.
Посланник Аллаха (?) сказал:
«Азамун-наси дараджатан закируллах»
«Самую великую степень занимает человек, который все время поминает Всевышнего Аллаха».
Когда один человек пришел к Посланнику Аллаха (?) и спросил его: «О, Посланник Аллаха! Научите меня тому, с помощью которого я легко получу Довольство Всевышнего Аллаха и счастье вечного мира, и я буду совершать это!», то Посланник Аллаха (?) ответил ему:
«Не переставай поминать Всевышнего Аллаха».
Посланник Аллаха (?)сказал:
«Тот, кто будет произносить:
?? ??? ? ?? ??? ??? ?????
«Ля хауля ва ля куввата илля биллях»
«Сила и мощь принадлежат только Аллаху», тот избавиться от всех своих проблем».
В хадисе, переданном Абу Хурайрой (р.а.), Посланник Аллаха (?) сказал:
?? ??? ? ?? ??? ??? ????? ???? ?? ???? ? ????? ??? ?????? ????
«Дуа (ля хауля ва ля куввата) является исцелением от 99 видов болезней, самая малая из которых это печаль».
Тот человек, который постоянно совершает данное дуа, будет свободен от душевной печали и боли.
Текст дуа такой же как и в хадисе, который передал Ибн Абиддунъя со слов Абу Хурайры (р.а.).
В хадисе, переданном Муслимом со слов Абу Зара (р.а.), Посланник Аллаха (?) говорит:
??? ?????? ??? ???? ?? ? ??: ????? ???? ? ?????
«Ахаббуль-калями иляллахи азза ва джалля: Субханаллахи ва бихамдихи»
«Самая любимая речь перед Всевышним Аллахом является: Субханаллахи ва бихамдихи».
Данное дуа, которое является самым любимым для Всевышнего Аллаха, содержит в себе слова очищения Всевышнего Аллаха от всех недостатков, пороков и изъянов, а так же оно содержит в себе слова, описывающие Его самыми совершенными качествами. Слова восхваляющие Всевышнего Аллаха это самые великие слова, которые выражают Его возвеличивание. Чтение этих восхвалений повышают духовный уровень человека.
Посланник Аллаха (?) говорит в своих благословенных хадисах:
- «Ни одна милостыня не может быть выше и ценнее поминания Всевышнего Аллаха».
Самым ценным, великим и прибыльным деянием является многократное поминание Всевышнего Аллаха.
- «Награда за то, что люди собираются для поминания Аллаха, является Рай».
У каждого дела есть своя прибыль. Прибылью тех, кто занимается поминанием Всевышнего Аллаха, является Рай. Об этом говорит Посланник Аллаха (?).
- «Ма шайун анджа мин азабилляхи мин зикрилляхи – нет такого деяния как зикруллах – поминание Всевышнего Аллаха, которое бы спасло человека от наказания Ада ».
- «Если один человек раздаст в качестве милостыни все свои денежные средства, а второй будет поминать Всевышнего Аллаха, то второй будет выше пред Аллахом, чем первый».
Я думаю, что предложенные нами данные четыре благословенных хадиса, являются исчерпывающими в плане разъяснения насколько поминание – зикр является прибыльным деянием для верующего человека.
Исцеление в святых местах.
Издавна, люди путешествовали по Святым местам в поисках исцеления и поклонения Святыням.
Поклоняясь мощам святых и праведников, прикладываясь к чудотворным иконам, каясь в грехах, омываясь из святых источников, созерцая и размышляя о жизни насущной многие получали исцеление и прозрение. В жизнь и души людей входила Благодать и домой они возвращались просветленными и исцеленными.
В наше время многие стремятся найти исцеление в Святых местах. Эти места обладают огромной энергетической силой способной повлиять на энергетическое поле человека и очистить его.
"Болезни бывают от вещественных начал, и здесь полезно врачебное искусство; бывают болезни и как наказание за грех, и здесь нужно терпение и покаяние; бывают болезни для терпения и низложения лукавого, как у Иова, и в пример нетерпеливым, как у Лазаря, и святые терпят болезни, являя всем смирение и предел общего всем человеческого естества. Итак, не уповай на врачебное искусство без благодати и не отвергай по упорству своему, но проси у Бога познания причин наказания, а потом избавления от немощи, терпя сечения, прижигания, горькие лекарства и все врачебные наказания".
Свт. Василий Великий
Совершая поездку в монастырь, к источнику духовной и нравственной чистоты, многие как будто заново открывают мир. Каждый монастырь имеет свою не схожую с другими историю.
Есть в городе Задонске Липецкой области Рождественно-Богородицкий мужской монастырь, в котором свои последние пятнадцать лет жил святитель Тихон.
В монастыре хранятся мощи свт. Тихона Задонского. После открытия святых останков Тихона Задонского мощи его стали называть "многоцелебными". Больше всего у гроба исцелилось бесноватых, и Тихона стали именовать "прогонителем лукавых духов".
"что пользы тело здоровое иметь, но душу расслабленную и немощную", писал свт. Тихон Задонский.
Прослышав про этот монастырь, я решила посетить его. Монастырь поразил меня своей мощью. Зайти в него можно только в соответствующим одеянии, придерживаясь всех нор и правил православной жизни. Чудеса в монастыре происходят и в наши дни. Кого-то ломает, кто-то кричит возле мощей святого. Самое главное надо искренне попросить об исцелении и верить в чудо. В лавке можно купить платки и платочки, которые ночь пролежали у мощей. Их прикладывают к больному месту и тоже получают исцеление.
В семи километрах от этого монастыря находится Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь, а рядом с ним целебный источник, выкопанный свт. Тихоном. Вода в этом источнике всегда +4С. Нужно иметь большое мужество, чтобы окунуться в него. Но зимой и летом, в снег и в дождь возле источника народ со всего света. Как говорят, что если трижды с головой окунешься, то вся нечесть выйдет из тебя. Много чудесных исцелений происходит на этом источнике. Я не смогла сразу окунуться три раза, т.к. не хватило дыхания и делала три захода. Страдая астмой и бронхитом, три раза я посещала этот источник и после купания не болела, а чувствовала бодрость и прилив сил. Нужно только как следует после купания промассажировать голову. Привозят на источник даже грудных детей. После того как окунешься обретаешь силу духа и уверенность в свои силы. Ты это смог, преодолел страх и вышел из воды победителем.Это состояние сохраняется много дней. Можно набрать воды из источника и затем дома, как посоветовала матушка смачивать тряпочку этой водой и прикладывать к больному месту.
После посещения этих святых мест, я почувствовала резкое улучшение и посетила еще ряд монастырей в Ленинградской области, которые тоже славятся чудесными целебными источниками.
Тысячи паломников буквально со всего света притекают в Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь, отстоящий на 250 км. От Санкт-Петербурга. Многие удостаиваются видеть чудо мироточения с мощей Александра Свирского, которым 400 лет, а они не подверглись разложению. Было замечено, что чудотворение усиливалось, когда приезжали группы, в которых были не только верующие, но и сомневающиеся. Мой муж впервые здесь перекрестился и приложился к мощам, почувствовав благоухание, исходящее от мощей. Можно здесь взять и песочек с миром и миро в пузырьке. Песочек прикладывают к больным суставам, сыпят между рам для защиты дома. Исцеления происходят у больных с онкологией и при заболевании суставов.Добраться до монастыря можно по муромской дороге. У Лодейного поля указатель на Мурманск, Олонец, затем указатель на Свирское. 20км. отличная дорога через хвойный и смешанный лес,поля. По деревни прямая дорога до монастыря. У ворот стоянка. Справа озеро.
В деревне Тервеничи (по вепсски "здравствуй", затерянной в северных лесах находится женский Покрово-Тервенический монастырь с белокаменной часовней с нежно голубым куполом. Монастырь встречает благоухающей аллей из цветов. Везде чистота и порядок. Сестры приветливы. Мы поистине ощутили незримое присутствие Божьей Матери, ее попечение и покровительство. Кто побывал здесь хотя бы раз не сможет забыть храм с куполом, сливающимся с небом, озеро в дымке и часовню, будто лебедь летящую над землей. Меньше, чем за десять лет обитель выросла и расцвела, благодаря заботливым женским рукам, которые из руин подняли храм. Сейчас в обители 26 сестер. Сестры несут послушание на монастырских полях, в огороде, на скотном дворе, творят в художественной и швейной мастерской.
Главной святыней обители является чудотворная икона Божьей Матери, именуемой Тервеническая. Она тоже мироточит. Много исцелений происходит у иконы и источника, которые зафиксированы в монастырском дневнике.
Монастырь находится в 57 км, от Лодейного поля,поворот у Хмельозера. 5км. грунтовой дороги.
И еще один монастырь в Лодейнопольском районе Введено-Оятский, который славится источником, исцеляющим аллергиков и астматиков. Вода здесь, правда, гораздо теплее, чем в Задонске.
"Господь прославляет эту обитель, потому что она святая. Здесь куда ни пойдешь - всюду мощи" В Преображенском храме находились могилы благочестивых родителей преподобного Александра Свирского - схимонаха Сергия и схимонахини Варвары.
Кто с верой приходит, тот и получает просимое. Скажи так: "Господи, помоги мне в моей болезни, если будет на то воля Твоя. А я, что смогу, то сделаю ради Тебя".
Если просишь, будь готов отдать. Все монастыри нуждаются в нашей помощи!
В священном писании о здоровом образе жизни говорится: "И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков. Усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками. Чрез меру трудного для себя не ищи, и что с выше сил твоих не испытывай".
А недавно я открыла для себя и своих близких еще один источник недалеко от Сергиева Посада возле деревни Взглядево. От платформы 76 км. автобусом до деревень Малинники, Шильцы или Ляпино, далее пешком. На машине с трассы Москва-Архангельск свернуть на третье бетонное кольцо в сторону Торбеевского озера. 5км. по грунтовой дороге.
Вода тоже +4, насыщена радоном. Помогает при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, нервной системы и сердечно-сосудистых заболеваниях. По преданию, здесь однажды остановился для молитвы святой Сергий Радонежский с послушником Романом. Им явилась Дева Мария, по велению которой на холме забили три ключа. Чуть ниже ручейки и струйки сплетаются в единый кристально чистый и серебристый водопад.
Сейчас это место называется "Святые источники Сергия Радонежского.
Мощи святых угодников являются знаком особой благодати, почивающей на праведнике, чьи останки мы почитаем. Подробности об этом явлении в нашей статье!
Мощи святых: что это такое?
«Кости ваши расцветут» (Ис. 66. 14), - говорится в Священном Писании о праведниках.
I.
Что
такое мощи
Словом «мощи» в славянском языке переведено греческое слово «липсана» и латинское «реликвия», что в буквальном переводе на русский язык означает «останки». Следовательно, этим словом обозначаются всякие останки умершего, все, что осталось от человеческого тела после его смерти. В этом же смысле всегда употреблялось слово «мощи» и в церковнославянском языке.
В чине «погребения мирских человек, священников и младенцев» постоянно встречаем выражения: «мощи усопшего лежат в доме», «вземше мощи усопшего, отходим к церкви», «молитва чтется близ мощей», «вложивше мощи во гроб» и так далее. Если же обратим внимание на происхождение слова «мощи» от коренного «мощь» — сила, то станет очевидным, что словом «мощи» на славянском языке обозначаются не тела умерших, а именно только кости их, ибо сила, крепость человеческого тела, по общему убеждению, заключается именно в костях человека, а не в его теле (плоти); мы называем крепким, сильным того, у кого костный состав сильно развит, у кого крепкая, хорошо развитая грудная клетка. В наших русских летописях XV и XVII веков мощами назывались именно кости.
В одной летописи 1472 года так повествуется об открытии гробов московских митрополитов, почивающих в Успенском соборе: «Иону цела суща обретоша, Фотея же цела суща не всего, едины «мощи»» (Собрание русских летописей. Т. VI. С. 195). В 1667 году Новгородскому митрополиту Питириму донесено было об открытии мощей преподобного Нила Столбенского: «Гроб и тело его святое земли предадеся, а мощи святыя его целы все» (Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи археографическою экспедициею Императорской Академии Наук. СПб. Т. IV. С. 156). Очевидно, мощами именовались и в том и в другом случае только одни кости. Вообще «на языке древней церковной литературы нетленные мощи — это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости» (Голубинский Е. Е. Канонизация святых. С. 297-298).
История и древней христианской Церкви, и Церкви Русской также говорит нам, что мощами всегда именовались и среди верующих благоговейно почитались всякие останки святых мучеников, великих подвижников, сохранившиеся хотя бы в виде костей и даже просто праха и пепла.
Святой Игнатий, епископ Антиохийский, был брошен на растерзание диким зверям (при императоре Траяне), пожравшим все его тело и оставившим немного только самых твердых костей, которые как священные останки были с благоговением подобраны верующими.
В 156 году священномученик Поликарп, епископ Смирнский, был убит мечом и сожжен, но кости, уцелевшие от огня, и пепел были для христиан «честнее многоценных камней и дороже золота». Писатель латинской Церкви Пруденций говорит: «Верующие собирают пепел от сожженных святых тел мучеников и обмытые чистым вином кости их и все наперерыв стараются добыть их себе, хранить в своих домах, носить на груди святой прах как священный дар и залог благополучия».
Святой Иоанн Златоуст о мощах антиохийского мученика Вавилы пишет: «Прошло много лет после его погребения, во гробе его остались только кости и прах, которые с великою честью перенесены были в гробницу, в предместье Дафну».
Пресвятой Лукиан так рассказывает о найденных им мощах святого архидиакона Стефана: «Остались от костей его весьма малыя частицы, а все тело его обратилось в прах… С псалмами и песнями понесли сии мощи (останки) блаженного Стефана в святую церковь Сион…» Блаженный Иероним говорит, что весьма почитаемые мощи пророка Самуила существовали в виде праха, а мощи апостолов Петра и Павла — в виде костей (Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 35, прим.).
И история Русской Церкви также свидетельствует о том, что святыми мощами именовались и благоговейно почитались всякие останки святых, сохранившиеся хотя бы даже и в виде одних костей. В 1031 году об открытии мощей преподобного Феодосия Печерского летописец пишет: «Видехом кости его, но состави не распашася»; о мощах Андрея Смоленского в летописи говорится: «Тело его причастно тлению бе, но обаче состави вкупе бяху».
Мощи святой Ольги, по словам новой летописи, состояли из одних костей. Мощи князя Владимира открыты в 1635 году митрополитом Киевским Петром (Могилою) в Десятинной церкви в виде костей. Глава его находится ныне в великой церкви Киево-Печерской лавры, кости рук — в Киевском Софийском соборе, челюсть — в московском Успенском соборе. В нынешнее время при открытии мощей преподобного Серафима Саровского (1903 год), святителя Питирима Тамбовского и священномученика Ермогена, Патриарха Московского (1914 год), также обретены только кости святых, которые и служат предметом благоговейного почитания для верующих.
Из всего предыдущего ясно, таким образом, что издавна в Церкви Христовой почитались в качестве святых мощей всякие останки святых, хотя бы в виде уцелевших костей и даже праха и пепла. Но было бы полной несправедливостью утверждать, что в святых мощах всегда имеются налицо только одни кости, и ничего более. И исторические данные, и свидетельства очевидцев, и, наконец, даже современные освидетельствования мощей гражданской властью убеждают нас в том, что бывают святые мощи и с сохранившейся в большей или меньшей степени и присохшей к костям плотью. Конечно, можно различным образом объяснять происхождение такого нетления плоти. Для одних это может казаться делом естественным, может зависеть, например, от свойств почвы, в которой лежит тело усопшего, или еще от каких-либо внешних влияний атмосферы, другие склонны в этом усматривать чудесное явление, присущее иногда останкам усопших святых. И не рассуждая даже о том, какой из этих взглядов должен быть признан более правильным, мы утверждаем только, что, хотя само по себе нетление тела не может быть доказательством святости умершего человека, тем не менее такое нетление плоти в большей или меньшей степени было обнаруживаемо иногда и при открытии мощей святых угодников Божиих, как в том несомненно удостоверяют нас свидетельства историков и показания очевидцев.
Составитель Жития святого Амвросия Медиоланского Павлин с удивлением рассказывает об открытии мощей мученика Назария: «Голова его, отрубленная нечестивыми, лежала столь целой и неповрежденной, с волосами на черепе и бороде, что казалось, будто бы она только что омыта и сегодня положена во гроб». Историк Созомен о мощах пророка Захарии говорит: «Несмотря на то, что пророк долго лежал под землей, он был найден неповрежденным: волосы были обриты, нос прямой, борода недлинная, глаза немного впалые и закрытые ресницами». В России мощи митрополита Ионы найдены были в 1472 году (чрез 11 лет после его кончины, последовавшей в 1461 году) в виде иссохшего тела, прилипшего к костям: «Мощи его обрели все целы и неразрушимы, прильпе бо плоть костем его и не двигнушася состави его» (Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 79, прим. 2).
Особой известностью пользуются почивающие в г. Владимире мощи князя Глеба Андреевича (сына Андрея Боголюбского), что не опровергнуто и недавним освидетельствованием сих мощей гражданской властью (протокол осмотра не был освещен в печати). В большей или меньшей сохранности оказались и мощи святителя Иоасафа (Горленко) в Белгороде и святителя Феодосия в Чернигове (об освидетельствовании сих мощей гражданской властью ничего не известно). Все мы с благоговением взираем на обтянутую плотию кисть руки святого архидиакона Стефана (в Троицком соборе Сергиевой Лавры) и лобызаем ее. В протоколе об освидетельствовании мощей ярославских князей Феодора, Давида и Константина (тоже не появившемся в печати) представители медицинской науки г. Ярославля, удостоверяя, что в мощах этих сохранились не только кости, но и хрящи, сохранилась в высохшем состоянии большая часть кожи, мышц, сухожилий, отказываются чем-либо объяснить причины такого явления и в заключение прямо заявляют, что «последнее слово о причинах сохранности тел князей Феодора, Давида и Константина принадлежит уму и религиозной совести народа».
II.
Почему
Православная Церковь
установила почитание святых мощей
В творениях святых отцов Христианской Церкви мы находим троякое основание для установления почитания святых мощей тех или других угодников Божиих.
1. Останки святых имеют неотразимое религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о личности святого и возбуждают верующих к подражанию его благочестивым подвигам. Иоанн Златоуст говорит: «Вид гробницы святого, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто сам лежащий во гробе молится вместе, стоит пред нами, и мы видим его, и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой ревности и сходит отсюда, сделавшись иным человеком «.
Если и в обыкновенной, мирской жизни портреты великих людей, их бюсты, статуи, а особенно гробницы и могилы способны производить сильное впечатление на почитателей их памяти и пробуждать в них восторженное преклонение пред их жизненным подвигом, то гробницы мучеников и подвижников веры и благочестия в Церкви Христовой должны естественно производить неотразимое, сильное, могучее впечатление на всех верующих и чтущих их святую память. Следующий исторический факт подтверждает справедливость предыдущего положения.
В Антиохийской Церкви упадок нравов развился до крайних пределов: в лесах, с которыми связаны были языческие предания об Аполлоне и Дафне, устроялись безнравственные оргии, циничные игры; никакие запреты, никакие увещания пастырей Церкви не помогали. Но вот наконец племяннику императора Констанция пришла в голову мысль построить в предместье Дафны базилику (храм), перенести в нее мощи особо чтимого мученика Вавилы, и с тех пор оргии прекратились. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Подлинно, как бы легкий ветерок какой веет отовсюду на присутствующих при гробнице мученика, ветерок не чувственный и укрепляющий тело, но могущий проникать в самую душу, благоустрояющий ее во всех отношениях и свергающий с нее всякое земное бремя». Древние праздники у мощей святых красноречивее всего говорят о том, как высоко ставила Церковь их нравственно-назидательную цель. Все средства употреблялись для того, чтобы использовать чувство близости святого, возбуждаемое его останками, в целях назидания: читались повествования о страданиях мучеников, составлялись и затем читались мученические акты, производившие потрясающее действие на слушателей…
2. Наряду с нравственно-назидательным почитание мощей в Церкви Христовой имеет еще значение литургическое .
С земною Церковью в общении любви находится и Церковь Небесная, и такое общение Церкви земной и Небесной выражается в молитве, венец которой составляет возношение Святейшей Евхаристии: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершена дориносится…» Один из учителей древней Церкви (Ориген) говорит: «В молитвенных собраниях присутствует двоякое общество: одно — состоящее из людей, другое — из небожителей…»
Мощи святых и являются залогом их участия в наших молитвах. Вот почему древняя Христова Церковь преимущественно совершала Евхаристию на могилах мучеников, причем самые гробы их служили престолом для Таинства. Когда гонения ослабевали, христиане спешили воздвигнуть храм над усыпальницей мученика. Так, в Риме построена церковь на месте, где, по преданию, погребено тело апостола Павла (Евсевий. История Церкви. 11, 25, 3).
В Карфагене было две церкви в честь мученика Киприана: одна на месте его убиения, другая — над его могилой. Здесь у останков мученика особенно живо чувствовалось его невидимое присутствие. Поэтому и самый храм в честь мученика назывался его «домом», «жилищем», а сам мученик — его домовладыкой. Иоанн Солунский в своем сочинении о чудесах святого мученика Димитрия Солунского говорит, что у сего мученика два дома: один в Небесном Иерусалиме, другой — в Солуни. К концу VII века обычай совершать Евхаристию только на мощах мучеников сделался уже почти узаконением: Франкский Собор постановил, что престол может быть освящен только в церкви, в которой есть мощи святых, а VII Вселенский Собор (787) определил, что «на будущее время всякий епископ, освятивший церковь без мощей, должен быть извержен» (Правило 7). С этих-то пор введены повсюду в храмах антиминсы, в которые обязательно влагаются частицы святых мощей и без которых невозможно совершение Таинства Евхаристии. Таким образом, в каждом храме обязательно есть мощи святых, и сии мощи, по вере Церкви, служат залогом присутствия святых при богослужении, их участия в наших молитвах, их предстательства пред Богом, подкрепляющего наши молитвы. При положении мощей в антиминс (или под престол, если он освящается архиереем) читается следующая молитва: «Сам Владыко, благих податель сый, молитвами святых, их же благоволил еси положению мощей в сем честнем жертвеннице Твоем быти, сподоби нас неосужденно бескровную Тебе на нем приносити жертву».
3. Третьим основанием для почитания святых мощей служит учение Православной Церкви о мощах как носителях благодатных сил . «Мощи Твои, яко сосуд благодати полный, преизливающийся на всех к ним притекающих», — читаем мы в молитве Преподобному Сергию. И это основание стоит в связи с самыми глубокими догматами православной веры, с догматами Воплощения и Искупления.
Пусть даже людям и удастся устроить земной рай сытости и материального благополучия, но никакими усилиями не спасут они себя от болезней, старости и смерти, а следовательно, останутся на земле страдания, горечь уходящих сил, боль потери дорогих и близких, ужас смерти — такие бедствия человеческой жизни, пред которыми бледнеют все прочие… Где же искать избавления от них, как не у благодати Божией? И эта благодать преподается человечеству чрез посредство тех или других святых людей, которые и при жизни своей творили чудеса, и по смерти сообщили эту чудотворную силу своим останкам.
Прежде всего сам Христос как Бог излил Духа Святого на Свое тело, и оно, само по себе не способное творить чудеса, все было проникнуто животворящими силами Божества. Поэтому многие чудеса Свои Богочеловек совершал чрез посредство Своего тела: простерши руку, коснулся прокаженного (см.: Мф. 8, 3), взявши тещу Петра за руку, поднял ее и исцелил от горячки (см.: Мф. 8, 14-15), прикосновением исцелил глухонемого (см.: Мк. 7, 32-36), брением отверз очи слепорожденному (см.: Ин. 9, 6), поднял за руку умершую дочь Иаира (см.: Мф. 9, 25), прикоснулся ко гробу наинского юноши и воскресил его (см.: Лк. 7, 14-15). Зная чудодейственность тела Христова, народ всегда теснился ко Христу, чтобы прикоснуться хотя бы только к одежде Его (см.: Мк. 3, 10); так чрез прикосновение только к краю одежды Спасителя получила внезапно исцеление жена, страдавшая кровотечением целых 12 лет, издержавшая бесплодно на лечение болезни своей все свое имение. И Сам Христос Спаситель почувствовал при этом исшедшую из тела Его чудодейственную силу (см.: Лк. 8, 43-46).
Итак, несомненно, «само тело Христово, — как говорит святой Кирилл Иерусалимский, — было животворно, ибо было храмом и жилищем Бога Слова…». Потому-то и мы в настоящее время соединяемся с Божеством Христа, вкушая Его Тело и Кровь во оставление грехов и в жизнь вечную в Таинстве Евхаристии.
Но Христос есть глава обновленного человечества. Чрез Его воплощение Божество соединилось со всей человеческой природой, со всем родом человеческим, а потому люди, достойные стать храмом Божиим, делаются до некоторой степени причастниками и Божественной Его славы (см.: 1 Кор. 3, 16). Святой Григорий Богослов говорит: «Ум человека подобен зеркалу. Если он обращен к Богу, то и тело, это зеркало зеркала, подчиняясь уму, носит в себе отблеск его Божественной красоты». Бог, по словам Иоанна Дамаскина, чрез ум вселяется в тела святых. Если святой апостол Павел тело каждого христианина именовал храмом живущего в нем Духа Божия (см.: 1 Кор. 6, 19), действия Которого могут быть в обыкновенных людях более или менее сокровенными, то в святых эти действия могут проявляться с особенно разительною силою… «Как огонь входит во все поры раскаленного железа, — говорит преподобный Макарий Египетский, — так и Дух Святой всецело проникает Своею силою и душу, и тело святого. Но это не воплощение и по существу, и по силе облагодатствования. Во Христе при двух естествах (Божеском и человеческом) единая ипостась Божеская; в святых же сохраняется человеческая ипостась… Христос — плотоносный Бог, а святые — богоносные или духоносные люди» (Преподобный Макарий Египетский).
Вследствие же такого тесного соединения с Богом святые становятся носителями чудотворной силы, действующей чрез посредство их тела. Кто заключил небо при Илье Пророке? Бог, в нем обитавший. Чьей силою Моисей разделил Чермное море, простерши над ним жезл свой? Силою Божиею, ему присущею. Тою же чудодейственною Божескою силою пророк Елисей воскресил умершего мальчика (см.: 4 Цар. 4, 34-35), апостол Петр исцелил хромого от рождения (см.: Деян. 3, 6-8), восставил расслабленного Енея, восемь лет прикованного к одру болезни, и все это именем и силою Иисуса Христа (см.: Деян. 9, 33-34). И эта сила Христова до того присуща была святому апостолу Петру, что даже и тень его, осенявшая болящих, чудодейственно исцеляла их от болезней (см.: Деян. 5, 15).
Но благодатные силы, действующие чрез тела святых при их жизни, продолжают действовать в них и после смерти. На этом именно и основывается почитание святых мощей как носителей благодати. Ради Духа Святого и праведных душ человеческих, когда-то обитавших в телах святых мужей и жен, самый прах и кости их сохраняют свою чудодейственную силу. Умерший, прикоснувшийся к костям пророка Елисея, ожил и встал на ноги (см.: 4 Цар. 13, 21). И это, по словам Кирилла Иерусалимского, для того, чтобы показать, что в тело святых, когда и нет в нем души, вложена бывает некая сила, ради многие годы обитавшей в нем праведной души, которой служило оно. Мертвые святые, говорит пророк Ефрем Сирин, действуют, как живые: врачуют больных, изгоняют демонов, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа. Иоанн Златоуст говорит: «Не говори мне о прахе, не представляй пепла и истлевших от времени костей святых, но открой очи веры и посмотри на присущую им силу Божию».
Из предыдущего ясно, что почитание останков святых в верованиях Церкви не случайность, но связано с коренными истинами православной веры и что основанием для такого почитания мощей служит не их нетление, а присущая им благодатная сила Божия. Точно так же основанием и для канонизации святых служит не нетление их останков, а разительное проявление Духа в святости их жизни и в чудотворениях от их мощей. Вот почему Православною Церковью причтены были к лику святых некоторые подвижники веры и благочестия, мощи которых не открыты и до сих пор и о нетлении которых мы совсем ничего не знаем, но которые известны были своею святою жизнью и по смерти оказывали чудесную помощь с верою обращавшимся к ним.
Таковы, например, Антоний Печерский, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоколамский, Пафнутий Боровский и другие. Или же некоторые из угодников были причисляемы к лику святых еще до открытия их мощей — главным образом потому, что еще до сего открытия совершались многочисленные и поразительные чудотворения при их гробах; таковы преподобный Феодосий Печерский, митрополит Московский Петр, преподобный Нил Столбенский, святитель Ермоген, Патриарх Московский, и другие.
Таким образом, наличность нетления останков умершего не может считаться необходимым признаком его святости, равно как и тление тела не есть признак беззакония. По свидетельству церковной истории, встречались и встречаются нетленные тела некоторых усопших, которые при отсутствии чудотворений не признавались и не признаются, однако, за мощи святых угодников Божиих. В августе 1479 года было обретено тело митрополита Филиппа, которое в продолжение 12 дней лежало открытым, чудотворений не было, и оно снова было предано земле. В 1546 году в Павловском Обнорском монастыре обретены были целыми тела шести неизвестных усопших и снова были преданы земле. В 1596 году при обретении мощей святых Гурия и Варсонофия Казанских найдены были вместе с ними тела двух других монахов в нетленном виде, но тела Гурия и Варсонофия были признаны мощами и остались открытыми, а тела монахов снова были погребены (Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 522-528). В великой Киево-Печерской церкви почти совсем нетленно и открыто почивает Павел, митрополит Тобольский, скончавшийся в 1770 году, все могут видеть, например, кисть его правой руки, вполне сохранившуюся, даже не очень темного цвета и не очень высохшую. И несмотря на нетление, он все же не причислен к лику святых.
Известный историк и исследователь вопроса о канонизации святых профессор Е. Е. Голубинский говорит: «Тех или других между подвижниками Церковь с самого древнего времени стала признавать святыми на том же основании, на котором признавала их в позднейшее время и на котором признает их и до сих пор, именно на основании свидетельства о них Самого Бога, Который тех или других между ними удостоивал дара чудотворений — или еще при жизни, или по смерти» (Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 16). Но, принимая на себя право при наличности чудотворений причислять того или другого подвижника веры и благочестия к лику святых, Церковь всегда относилась к свидетельским показаниям о чудесах с чрезвычайной осторожностью: обследовала беспристрастно и с полным вниманием все показания, и только после неоспоримых данных известный подвижник причислялся к лику святых.
Журнал Московскрй Патриархии, № 1, 1997 г.
Передают со слов ‘Абдуллаха ибн Абу Ауфы: «Однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, подошел мужчина и сказал: “Я не могу выучить наизусть даже малую часть Корана. Научи меня тому, чем я смог бы восполнить это”. Он сказал: “Говори: “Пречист Аллах! Хвала Аллаху! Нет божества, кроме Аллаха! Аллах превелик! Нет силы и мощи ни у кого, кроме Возвышенного и Великого Аллаха” . Мужчина сказал: “Посланник Аллаха, это - для Могущественного и Великого Аллаха, а что же для меня?” Он сказал: “Говори: “О Аллах, прости меня и смилуйся надо мной, одари меня благополучием, верным руководством и уделом” . Затем мужчина собрался уйти, и его руки были зажаты. Пророк же, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Руки этого человека наполнились благом” ». Этот хадис передал Ахмад, Абу Давуд и ан-Насаи. Ибн Хиббан, ад-Даракутни и аль-Хаким назвали его достоверным.
Комментарий:
Одним из рассказчиков этого хадиса был Ибрахим ибн Исма‘ил ас-Саксаки, чьи хадисы принимал аль-Бухари. Тем не менее, Ахмад ибн Ханбал и ан-Насаи считали его слабым. Ибн аль-Каттан же сообщил, что многие считали его слабым, но не приводили против него никакие свидетельства. Ибн ‘Ади сказал, что не знает ни одного рассказанного им хадиса с неприемлемым смыслом. В силу этих обстоятельств ан-Навави назвал этот хадис слабым. Однако он подтверждается другой версией, переданной ат-Табарани и Ибн Хиббаном через Тальху ибн Мусаррифа от Ибн Абу Ауфы. В этой версии нет упомянутого выше Ибрахима, однако одним из ее рассказчиков был аль-Фадль ибн Муваффак. По сообщению Ибн Хаджара, Абу Хатим назвал его слабым. Несмотря на это, данная версия усиливает предыдущую, и шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Субуль ас-Салам» с замечаниями аль-Албани, т. 1, с. 448.
Из очевидного смысла этого хадиса следует, что если человек не в состоянии запомнить слова “аль-Фатихи” и других молитв, произносимых во время намаза, то ему достаточно вместо этого прочесть те слова, которым Пророк, мир ему и благословение Аллаха, научил этого мужчину. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, не велел ему заучивать наизусть “аль-Фатиху”, а приказал выучить эти слова, хотя очевидно, что запомнить наизусть суру ненамного сложнее, чем выучить эти слова.
Обращая внимание на последнее обстоятельство, некоторые комментаторы считали, что пользоваться этим дозволением можно не всегда, а только первое время, например, если человек только обратился в ислам и еще не успел выучить наизусть слова намаза. Если же человек в состоянии выучить наизусть слова намаза впоследствии, то он обязан без промедления сделать это, даже если для этого ему придется приложить много усилий.
Следует отметить, что из хадисов на эту тему не следует, что упомянутые в них слова нужно повторять несколько раз. На основании их очевидного смысла можно судить о том, что достаточно произнести их всего один раз. Тем не менее, некоторые ученые считали, что делать это полагается трижды. Очевидно и то, что поступать так следует в каждом рак‘ате. А лучше всего об этом известно Аллаху. См. «Нейл аль-Аутар», т. 2, с. 517-518.
Хадис 283. В первых двух рак‘атах зухр и `аср намазов он обычно читал суру “аль-Фатиха” и две другие суры, обычно он удлинял первый рак‘ат, а в двух последних рак‘атах читал только суру “аль-Фатиха”.
Передают со слов Абу Катады: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, руководил нами во время намазов. В первых двух рак‘атах полуденных и послеполуденных намазов он обычно читал суру “аль-Фатиха” и две другие суры. Иногда он делал это так, чтобы мы могли услышать, что он читает. Обычно он удлинял первый рак‘ат, а в двух последних рак‘атах читал только суру “аль-Фатиха”». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Комментарий:
Хадис указывает на законность чтения “аль-Фатихи” во всех четырех рак‘атах намаза, а также чтения других коранических сур в первых двух рак‘атах. Из текста хадиса следует, что именно так чаще всего поступал Посланник, мир ему и благословение Аллаха, во время молитв.
Из упоминания о том, что иногда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, позволял молящимся позади него услышать, что он читает, можно прийти к выводу, что чтение Корана про себя не является обязательным даже в тех рак‘атах, в которых принято молиться про себя. Поступивший так не должен совершать земные поклоны для невнимательных, и из текста хадиса ясно следует, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поступал так более чем один раз.
Ан-Насаи передал со слов аль-Бары ибн ‘Азиба: «Мы совершали полуденный намаз позади Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и периодически слышали, как он читает аяты из сур “Лукман” и “аз-Зарийат”». Шейх аль-Албани назвал хадис слабым в книге «Силсилат аль-Ахадис ад-Да‘ифа» (4120). Похожий хадис передал Ибн Хузейма со слов Анаса, но в нем сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прочел суры “Славь имя Господа твоего Всевышнего” и “Дошел ли до тебя рассказ о Покрывающем”.
Тем не менее, гораздо чаще он читал Коран в полуденном и послеполуденном намазах про себя. В пользу такого суждения свидетельствует целый ряд преданий, в частности хадис Абу Ма‘мара о том, как они спросили Хаббаба: «Читал ли Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, Коран в полуденном и послеполуденном намазах?» Он ответил: «Да». Они спросили: «А как вы узнавали об этом?» Он сказал: «По шевелению его бороды». Этот хадис передал аль-Бухари.
Из хадиса Абу Катады также следует, что первый рак‘ат принято удлинять. В версии Абу Давуда сообщается, что Абу Катада сказал: «Мы даже подумали, что он хочет, чтобы люди успели на первый рак‘ат». ‘Абд ар-Раззак передал со слов Ибн Джурейджа, что ‘Ата сказал: «Мне нравится, когда имам удлиняет первый рак‘ат в каждом намазе и поменьше читает во втором, чтобы побольше людей успели на первый рак‘ат».
Очевидный смысл хадиса указывает на то, что продолжительное чтение в первом рак‘ате объясняется величиной суры. Ибн Хиббан считал, что коранические откровения, читаемые в первом и втором рак‘атах, не отличаются по величине, но в первом рак‘ате их следует читать медленно, нараспев. Косвенно это мнение подтверждается следующим хадисом Хафсы: «Я никогда не видела, чтобы Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал добровольные намазы сидя. Но за год до своей смерти он начал совершать их сидя. Он читал суру нараспев так, что она становился длиннее, чем та, которая на самом деле длиннее нее». Этот хадис передал Муслим.
Существует мнение, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал первый рак‘ат дольше, благодаря тому что читал молитву, открывающую намаз, и прибегал к покровительству Аллаха. В подтверждение этой точки зрения можно привести хадис Абу Са‘ида, который следует вслед за этим преданием. Наконец, здесь уместно упомянуть и следующее мнение Аль-Бейхаки: «В первом рак‘ате следует удлинять чтение, если ожидается, что к намазу могут присоединиться опоздавшие. В противном случае чтение в первом и втором рак‘атах должно быть одинаковым по величине».
Из хадиса Абу Катады также следует, что в последних двух рак‘атах не следует читать ничего из Корана, кроме “аль-Фатихи”. То же самое относится к третьему рак‘ату закатного намаза. Тем не менее, известно, что в третьем рак‘ате закатного намаза Абу Бакр читал аят: «Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь…» (3:8). Этот хадис передал Малик в сборнике “аль-Муватта”. Передают, что имам аш-Шафи‘и высказывал два разных мнения относительно желательности чтения дополнительных сур в третьем и четвертом рак‘атах.
Наконец, из обсуждаемого нами предания следует важный вывод о том, что разрешается рассказывать что-либо, опираясь на предположение. Дело в том, что знание о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал аят из какой-либо суры, еще не означает, что он читал эту суру целиком. А лучше всего об этом известно Аллаху. См. «Субуль ас-Салам» с замечаниями аль-Албани, т. 1, с. 450-451.