Признаки и элементы социальных институтов. Социальный институт: признаки. Примеры социальных институтов

чаще всего включает определенный набор составных элементов, выступающих в более или менее оформленном виде в зависимости от типа института. Ядро института - различные формы регулируемой совместной деятельности индивидов.

Выделяют следующие структурные элементы социального института:

Цель и круг вопросов, которые институт охватывает своей деятельностью;

Круг конкретных функций, обеспечивающих достижение этой цели;

Нормативно-обусловленные, типичные для данного института социальные роли и статусы, представленные в структуре института;

Учреждения и средства, необходимые для достижения цели и реализации функций (материальные, символические и идеальные).

Санкции в отношении лиц, выполняющих институциональные функции, и в отношении лиц, являющихся объектом этих действий.

Некоторые исследователи полагают, что среди элементовсоциального института стоит особо выделять лишь: а) социальный статус, в котором фиксируются устойчивые признаки объектов регуляции, определяемые объективным положением индивида в системе общественных отношений; б) социальную роль как динамическую форму социального статуса; в) нормы, с помощью которых формализована взаимообусловленность людей в рамках социального института: нормы определяют стандарт поведения, а также оценку деятельности и санкции за отклоняющееся поведение, являются условиями выбора ролевого поведения.

Необходимым условием деятельности института является выполнение индивидами своих социальных ролей, основанное на осуществлении ожидаемых действий и соблюдении образцов (норм) поведения. Нормы упорядочивают, регулируют, формализуют деятельность и взаимодействие индивидов в рамках института. Каждый институт характеризуется определенным набором норм, которые объективируются чаще всего в знаковых формах (регламентирующих документах).

Социальный институт выступает как форма господства и подчинения членов данной общности определенным нормам и стандартам. Исследователи выделяют две формы существования институтов - простую и сложную. В простых формах социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института, обусловливая социальные роли индивидов, выполнение которых позволяет реализовать социальные функции института и удовлетворить соответствующие общественные потребности (напр., семья). В сложных формах социальных институтов властные функции все более локализуются и управленческие отношения выделяются в отдельную подсистему, которая упорядочивает, организует институциональные отношения.

По характеру организации , институты делятся на формальные и неформальные. Деятельность первых основана на строгих, нормативно и, возможно, юридически закрепленных предписаниях, правилах, инструкциях (государство, армия, суд и т.д.). В неформальных институтах такая регламентация социальных ролей, функций, средств и методов деятельности и санкций за ненормативное поведение отсутствует. Она заменяется регулированием неформальным через традиции, обычаи, социальные нормы и т.п. От этого неформальный институт не перестает быть институтом и выполнять соответствующие регулятивные функции.


Под функциями социальных институтов обычно понимают различные аспекты их деятельности, а точнее, последствия этой деятельности.

Основной, общей функцией любого социального института является удовлетворение социальных потребностей, ради которых он был создан и существует. Для осуществления этой функции каждому институту приходится выполнять ряд функций, обеспечивающих совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей.

При рассмотрении функций, выполняемых социальными институтами, не следует забывать, что один институт, как правило, выполняет одновременно несколько функций; различные институты могут выполнять общие функции; у института на разных ступенях развития общества могут отпадать одни и возникать новые функции, или значение одной и той же функции может со временем или возрастать, или уменьшаться; один и тот же институт в разных общественно-экономических формациях может выполнять разные функции.

Научный анализ социальных институтов включает попытки обнаружения самых общих и универсальных наборов ценностно-нормативных образцов поведения, которые во всех обществах фокусируются вокруг главных функций и направлены на реализацию основополагающих социальных потребностей. В связи с этим выделяют следующие

виды институтов по их функционально-целевому назначению, по содержанию, методам и предмету регуляции:

1) экономические институты складываются на материальном базисе общества и занимаются производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда и пр. (собственность, формы и способы обмена, деньги, тип производства);

2) политические институты связаны с установлением, исполнением и поддержанием власти, обеспечивают воспроизводство и сохранение идеологических ценностей, стабилизируют существующую в обществе социально-стратификационную систему (государство, правительство, полиция, политические партии, идеология, профсоюзы и пр. общественные организации, преследующие политические цели);

3) религиозные - организующие отношение человека к трансцендентным силам и священным предметам (церковь);

4) социокультурные и воспитательные институты (семья, образование, наука), созданы для создания, укрепления и развития культуры, для защиты определенных ценностей и норм, организации процесса их усвоения и воспроизводства, для социализации молодежи, для передачи ей культурных ценностей общества как целого, включения нового поколения в определенную субкультуру;

5) ситуационно-конвенциональные и церемониально-символические - институты, устанавливающие способы взаимного поведения членов общности, регулирующие повседневные межчеловеческие отношения, облегчающие взаимопонимание, а также ритуализированные нормы (способы приветствия, поздравления, празднование именин, организация брачных торжеств и пр.);

6) нормативно-ориентирующие - институты, осуществляющие морально-этическую ориентацию и регуляцию поведения, придающие человеческому поведению этическую, нравственную основу (мораль, кодекс);

7) нормативно-санкционирующие - институты, осуществляющие регуляцию поведения на основе юридических и административных норм, обязательность которых обеспечена силой государства и системой санкций (институт права).

Следует отметить, что по мере развития общества, оформления и актуализации новых общественных потребностей появляются новые институты, происходит их обоснование и признание.

Согласно теории Дж. Хоманса, в социологии существует четыре типа объяснения и обоснования социальных институтов. Первый - психологический тип, исходящий из того, что любой социальный институт есть психологическое по генезису образование, устойчивый продукт обмена деятельностью. Второй тип - исторический, рассматривающий институты как конечный продукт исторического развития определенной сферы деятельности. Третий тип - структурный, доказывающий, что «каждый институт существует как следствие своих отношений с другими институтами в социальной системе». Четвертый - функциональный, опирающийся на положение о том, что институты существуют, поскольку выполняют определенные функции в обществе, способствуя его интеграции и достижению гомеостазиса .

Рассматривая возможную логику обоснования институционального подхода к какому-либо социальному феномену, Д.П. Гавра считает функциональный тип объяснения первым этапом этого пути. Функциональный признак входит в число важнейших признаков социального института, и именно социальные институты образуют главный элемент структурного механизма, посредством которого общество регулирует социальный гомеостазис и в случае необходимости осуществляет социальные изменения. Поэтому «если будет доказано, что функции какого-либо изучаемого феномена являются общественно значимыми, что их структура и номенклатура близки к структуре и нокенклатуре функций, которые выполняют в обществе социальные институты, это будет важным шагом в обосновании его институциональной природы» .

Следующий критерий обоснования институциональной трактовки того или иного явления – структурный. Институциональный подход к анализу социальных явлений основывается на представлении о том, что социальный институт является продуктом развития всей социальной системы, но вместе с тем специфика основных механизмов его функционирования зависит от внутренних закономерностей развития соответствующего вида деятельности. Поэтому важно осуществить анализ способов включения данного явления в различные сферы социальной жизни, взаимодействия с другими социальными институтами, доказательство того, что он является неотъемлемым элементом какой-либо одной сферы общества (экономической, политической, культурной и т. п.), либо их комбинации, и обеспечивает ее (их) функционирование.

Третий этап, следующий за функциональным и структурным обоснованием, по Гавра, наиболее важен. На этом этапе определяется сущность изучаемого института, формулируется соответствующая дефиниция, на базе анализа основных институциональных признаков определяется правомерность его институционального представления. Затем выделяется его специфика, тип и место в системе институтов общества, анализируются условия возникновения институционализации.

На четвертом, заключительном этапе выявляется структура института, даются характеристики основных его элементов, обозначаются закономерности его функционирования.

К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся:

1. Создание возможностей (через организацию совместной деятельности людей) для удовлетворения социальных потребностей.

2. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений - через систему правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым.

Институты включают в себя ценности и нормы, которым следует большинство. Все институционализированные способы поведения охраняются и поддерживаются довольно жесткими санкциями. В социальном институте есть своя система ценностей и нормативной регуляции, которая определяет, для чего он существует, что там считается достойным и недостойным, как действовать в этой конкретной системе отношений.

3. Регулятивная функция - через выработанный социальным институтом шаблон поведения, норм и контроля, регулирующий взаимоотношения между членами общества (таким образом, социальный институт выступает элементом системы социального контроля).

Институты - это взаимосвязанные системы упорядоченных социальных связей, которые делают поведение каждого отдельного члена общества достаточно предсказуемым по своим ориентациям и формам проявления. Существующие институциональные правила могут существенно препятствовать развитию тех или иных отклонений и возвращать конкретное поведение в обычное (привычное, должное, общепринятое) русло.

4. Интегративная функция, выражающаяся в процессах сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящих под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

5. Транслирующая функция - через передачу социального опыта приходящим в социальный институт новым людям за счет как расширения социальных границ института, так и смены поколений; для этого в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

6. Коммуникативная функция - через распространение произведенной в институте информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача ее при взаимодействии с другими институтами.

6. Обеспечение непрерывности и устойчивости общественной жизни, в том числе и при изменениях в составе членов общества, - через поддержание и продолжение безличных общественных функций (производство, распределение, защита и пр.).

Таким образом, как писал Т. Парсонс, институциональная система общества - своего рода каркас, хребет общественной жизни, поскольку она обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию.

При анализе социальных институтов полезно учитывать разделение функций на явные и срытые (латентные). Данное различие было предложено Р. Мертоном для объяснения определенных общественных явлений, когда необходимо учитывать не только ожидаемые и наблюдаемые следствия, но неопределенные, побочные, вторичные. Явными считаются функции, последствия реализации которых носят намеренный характер и признаются людьми. Латентные (скрытые) функции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда (если даже осознаются и признаются, то считаются побочным продуктом), а порой и вовсе остаются неосознанными до конца.

Необходимо заметить, что термин «функция» трактуется обычно в позитивном смысле, то есть подразумеваются благоприятные последствия деятельности социального института. Деятельность института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества.

Важнейшей характеристикой деятельности социальных институтов выступает их постоянное взаимодействие с социальной средой, в качестве которой выступает общество. Нарушение данного процесса порождает дисфункцию социальных институтов. Как уже отмечалось ранее, главной функцией социального института является удовлетворение той или иной общественной потребности. Но с течением времени протекающие в обществе процессы изменяют потребности, как отдельных индивидов, так и целых социальных общностей, что в свою очередь меняет характер отношений социальных институтов с социальной средой. Некоторые потребности становятся менее значительными, а некоторые вообще исчезают, в результате этого институты, осуществлявшие данные потребности, перестают отвечать требованиям времени и их дальнейшее существование становится бессмысленным, а порой даже тормозящим общественную жизнь. В силу инерции социальных связей такие институты могут продолжать функционировать еще некоторый период времени как дань традиции, но чаще всего они довольно быстро прекращают свою деятельность.

Деятельность социального института, которая мешает реализации социальных потребностей общества, направлена не на сохранение, а на разрушение социальной системы, расценивается как дисфункциональная.

В период интенсивных социальных перемен в обществе часто возникают ситуации, когда изменившиеся общественные потребности не могут найти адекватного отражения в структуре и функциях уже существующих социальных институтов, что может привести к дисфункции. Дисфункция может найти свое выражение как во внешней, формальной («материальной») структуре (недостатке материальных средств, подготовленных кадров и т.д.), так и во внутренней, содержательной деятельности (неясности целей деятельности института, неопределенности функций, падении социального престижа и авторитета института и т.д.).

Социальный институт представляет собой социальное изобретение человека. Безопасность человека, его образование, здоровье, хозяйственная деятельность, отдых и т.д. – все эти явления составляют будничный и каждодневный смысл нашей жизнедеятельности. Данные явления перешли в социальный институт, институализировались, т.е. приобрели гарантированный, стабильный и организованный характер. Институциональное противостоит хаотичному, случайному и нестабильному.
Социальный институт – долговременная социальная практика, которая поддерживается и санкционируется с помощью социальных норм, а также существует посредством реализации своих функций за счет которых удовлетворяет потребности и интересы общества и его социальных элементов.
Волков Ю.Г. отметил, что социологи рассматривают институты как устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основ­ные жизненные и социальные потребности. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набо­ра проблем. Институт семьи главное внимание уделяет воспроиз­ведению, социализации и материальному обеспечению детей; эко­номические институты - производству и реализации товаров и услуг; политические институты - защите граждан друг от друга и от внешних врагов; религиозные институты - усилению соци­альной солидарности и согласия; институты образования - пере­даче культурного наследия из поколения в поколение. Разумеет­ся, эта классификация слишком упрощена. Один институт может быть многофункциональным, в то время как несколько институ­тов могут участвовать в выполнении одной и той же функции.
По типичному определению социологов, институт включает в себя как понятие культурных моделей (образцов), так и понятие социальной структуры.

Таким образом, институты являются, во-первых, более или менее стандартными решениями (культурными моделями), служа­щими для людей ориентиром при решении проблем общественной жизни и, во-вторых, относительно устойчивыми системами отношений, которые характеризуют людей при фактической реа­лизации ими этих решений. В этом смысле совокупность культурных моделей (свод правил, ценностей и символов) устанавливает поведение, ожидаемое от нас как от конкретного лица (напри­мер, студента), по отношению к другим лицам (преподавателю, декану, ассистенту). Этот набор культурных моделей определяет место индивида в системе отношений. В таком случае понятие социального института означает, что мы объединены в рамках систем отношений (групп), в которых мы взаимодействуем друг с другом (играем роль) на основе взаимопонимания (культурных моделей), определяющего поведение, ожидаемое от нас как от данного типа людей (статуса).
Признаки социального института:
1) четкое распределение функций, прав и обязанностей участников институционального взаимодействия, каждый должен надлежащим образом выполнять свою функцию, поэтому поведение личности в рамках социального института обладает высокой степенью предсказуемостью;
2) разделение труда и профессионализация выполнения функций;
3) особый тип регламентации действий индивидов, входящих в социальный институт;
4) определенный механизм регуляции поведения индивидов за счет социальных норм и социального контроля;
5) наличие учреждений, в рамках которых организуется деятельность социального института. Институт здравоохранения – больницы, поликлиники и т.д.
6) каждый институт должен обладать своими средствами и ресурсами, необходимыми для осуществления своей деятельности.
Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя определенную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование социального института становится бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Его деятельность постепенно прекращается. С возникновением новых общественных потребностей, которые принимают стабильный и постоянный характер, возникают новые социальные институты. Процесс становления институтов называется институциализацией.
Волков Ю.Г. отметил, что институционализация - процесс, когда некая общественная по­требность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются осо­бые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.
Известный социолог Г. Ленски определил ряд ключевых со­циальных потребностей, которые порождают процессы институционализации: потребность в коммуникации (язык, образо­вание, связь, транспорт); потребность в производстве про­дуктов и услуг; потребность в распределении благ (и привилегий); потребность в безопасности граждан, за­щите их жизни и благополучия; потребность в поддержа­нии системы неравенства (размещении общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критери­ев); потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право, пенитенциарная сис­тема).
Этапы институциализации:
1) возникновение общественных потребностей, реализация которых требует совместных организованных действий;
2) возникновение постоянно повторяющихся социальных действий и норм, которые его регулируют;
3) принятие этих норм;
4) установление санкций для поддержания норм и правил, создание системы статусов и ролей для индивидов, входящих в социальный институт.
Институциональный кризис - обратный процесс, характе­ризующий падение авторитета данного института, например семьи, снижение доверия к нему. Причиной кризиса служит неспособность данного института эффективно исполнять свои главные функции, например образования - учить детей, медицины - лечить людей, семьи - укреплять узы брака, воспитывать детей. Институциональные нормы при этом существуют, они провозглашены, но обществом не соблюдаются. Следствие такого кризиса - перераспределе­ние функций. Например, в середине 80-х годов в России наметился кризис средней школы, которая перестала справ­ляться с подготовкой выпускников к вузу, причем сразу же появились репетиторы - институт посредников. Кризисы происходят постоянно, они представляют естественное со­стояние института. Кризис политических институтов прояв­ляется в снижении к ним доверия со стороны населения. Известно, что в трансформирующихся обществах растет массовое недоверие граждан к политическим партиям, как к гражданским институтам вообще. Более 2/3 опрошенных в декабре 1998 г. россиян не доверяли практически ни одному институту. Кризис обнажает неполадки, возникшие в механизме функционирования института, и помогает избавиться от них, а в результате лучше приспособиться к изменяющейся ре­альности. Без кризисов не может быть и развития института.
Деятельность социальных институтов является функциональной, если способствует сохранению стабильности и полностью удовлетворяет потребности общества и его социальных элементов. Деятельность социальных институтов является дисфункциональной если не удовлетворяет потребности общества и приносит ему вред.
Виды социальных институтов по степени их формализованности:
1) неформализованные – деятельность осуществляется на основе неформальных отношений, норм. Например, институт дружбы – регламентация поведения не оформлена в законах, административных уложениях и т.д., хотя имеются определенные санкции и контроль.
2) формальные – деятельность осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов и положений. Их функционирование достаточно часто регулирует и контролирует государство, т.к. они определяют прочность общества.
Виды социальных институтов по функциям, которые они выполняют:
1) экономические- наиболее устойчивые, подлежащие строгой регламентации, осуществляющие производство и распределение благ и услуг, разделение труда, регулирование денежного обращения. (Институты промышленности, с/х, финансов, торговли и т.д.)
2) политические – реализация и контроль, распределение власти, деятельность политических партий, распределение власти, деятельность партий. Обеспечивает воспроизводство идеологических ценностей (государство, армия, партии).
3) социокультурные и воспитательные – воспроизводство, распределение культурных, духовных ценностей, социализация молодого поколения, передача им научных знаний и профессиональных навыков (образование, наука, искусство).
4) институт семьи – воспроизводство и воспитание новых поколений, обеспечение воспроизводства социальной структуры общества.
5) нормативно-санкционирующие – осуществляют регуляцию социального поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и нормативных актах (милиция, суд).
Общество представляет собой целостную систему взаимосвязанных институтов. Взаимозависимость социальных институтов выражается в том, что одна и та же личность включена в разные социальные институты. В институт семьи – является отцом, матерью, сыном, сестрой и т.д. В политический институт – избиратель, в экономический – работник предприятия. Вместе с тем, каждый социальный институт обладает автономией. Она выражается в относительной самостоятельности, т.к. каждый из них решает специализированные задачи. Внешняя автономия выражается в наличии отдельных профессий и учреждений, которые не присущи другим социальным институтам. Внутренняя автономия – нормы, регулирующие деятельность социального института обладают существенным своеобразием и спецификой. Например, нормы, которые регулируют взаимоотношения на работе, значительно отличаются от норм в семье.
Изменения социальных институтов:
1) изменения возникают в результате появления новых потребностей у общества и его социальных элементах;
2) изменения не могут затронуть только часть социального института, т.к. дезорганизация одной из структур социального института ведет к изменению всего социального института. Эффект «домино».
3) изменения социального института таит в себе риск его разлада.
4) для планомерного изменения социального института необходимо заинтересовать в этом людей, чтобы они признали необходимость данных изменений.
5) изменения должны носить легитимный характер.
6) в изменениях, которые не носят легитимный характер действие может исполнять власть, которая способна навязать новые нормы и правила поведения, произвести перераспределение прав, обязанностей и привилегий.

  • 7.Интегральная социология п.Сорокина.
  • 8.Развитие социологической мысли в современной России.
  • 9.Концепция социального реализма(э.Дюркгейм)
  • 10.Понимающая социология (м.Вебер)
  • 11.Структорно-функциональный анализ(Парсонс,Мертон)
  • 12.Конфликтологическое направление в социологии (Дарендорф)
  • 13.Символический интеракционизм (Мид, Хоманс)
  • 14.Наблюдение,виды наблюдений, анализ документов, научный эксперимент в прикладной социологии.
  • 15.Интервью,фокус-группа,анкетный опрос, виды анкетных опросов.
  • 16.Выборка, типы и методы формирования выборки.
  • 17.Признаки социального действия. Структура социального действия: актор, мотив, цель действия, результат.
  • 18.Социальные взаимодействия. Виды социальных взаимодействий по Веберу.
  • 19.Кооперация,конкуренция, конфликт.
  • 20.Понятие и функции социального контроля. Основные элементы социального контроля.
  • 21.Формальный и неформальный контроль. Понятие агентов социального контроля. Конформность.
  • 22.Понятие и социальные признаки девиации. Теории девиации. Формы девиации.
  • 23.Массовое сознание. Массовые действия, формы массового поведения(бунт, истерия, слухи, паника); особенности поведения в толпе.
  • 24.Понятие и признаки общества. Общества как система. Подсистемы общества, их функции и взаимосвязь.
  • 25.Основные типы обществ: традиционное, индустриальное, постиндустриальное. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества.
  • 28.Понятие семьи, ее основные характеристики. Функции семьи. Классификация семьи по: составу, распределению власти, месту проживания.
  • 30.Международное разделение труда, транснациональные корпорации.
  • 31.Понятие глобализация. Факторы процесса глобализации, электронные средства коммуникации, развитие технологий, формирование глобальных идеологий.
  • 32.Социальные последствия глобализации. Глобальные проблемы современности: «Север-Юг», «Война-Мир», экологические, демографические.
  • 33.Место России в современном мире. Роль России в процессах глобализации.
  • 34.Социальная группа и ее разновидности(первичные, вторичные, внутренние, внешние, референтные).
  • 35.Понятие и признаки малой группы. Диада и триада. Структура малой социальной группы и отношения лидерства. Коллектив.
  • 36.Понятие социальной общности. Демографические, территориальные, этнические общности.
  • 37.Понятие и виды социальных норм. Понятие и виды санкций. Типы санкций.
  • 38.Социальная стратификация, социальное неравенство и социальная дифференциация.
  • 39.Исторические типы стратификации. Рабство, кастовая система, сословная система, классовая система.
  • 40.Критерии стратификации в современном обществе: доход и собственность, власть, престиж, образование.
  • 41.Система стратификации современного западного общества: высший, средний и низшие классы.
  • 42. Система стратификации современного российского общества. Особенности формирования высшего, среднего и низшего классов. Базовый социальный слой.
  • 43.Понятие социальный статус, виды статусов (предписанный, достигаемый, смешанный). Статусный набор личности. Статусная несовместимость.
  • 44. Понятие мобильности. Виды мобильности: индивидуальная, групповая, межпоколенная, внутрипоколенная, вертикальная, горизонтальная. Каналы мобильности: доход, образование, брак, армия, церковь.
  • 45.Прогресс, регресс, эволюция, революция, реформа: понятие, сущность.
  • 46.Определение культуры. Компоненты культуры: нормы, ценности, символы, язык. Определения и признаки народной, элитарной и массовой культуры.
  • 47.Субкультура и контркультура. Функции культуры: познавательная, коммуникативная, идентификационная, адаптационная, регулирующая.
  • 48.Человек, индивид, личность, индивидуальность. Нормативная личность, модальная личность, идеальная личность.
  • 49. Теории личности з.Фрейда, Дж. Мида.
  • 51.Потребность, мотив, интерес. Социальная роль, ролевое поведение, ролевой конфликт.
  • 52.Общественное мнение и гражданское общество. Структурные элементы общественного мнения и факторы, влияющие на его формирование. Роли общественного мнения в формировании гражданского общества.
  • 26.Социальный институт. Элементы социального института(ценности, роли, нормы)

    Социальный институт представляет собой социальное изобретение человека. Безопасность человека, его образование, здоровье, хозяйственная деятельность, отдых и т.д. – все эти явления составляют будничный и каждодневный смысл нашей жизнедеятельности. Данные явления перешли в социальный институт, институализировались, т.е. приобрели гарантированный, стабильный и организованный характер. Институциональное противостоит хаотичному, случайному и нестабильному.

    Социальный институт – долговременная социальная практика, которая поддерживается и санкционируется с помощью социальных норм, а также существует посредством реализации своих функций за счет которых удовлетворяет потребности и интересы общества и его социальных элементов.

    Волков Ю.Г. отметил, что социологи рассматривают институты как устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем. Институт семьи главное внимание уделяет воспроизведению, социализации и материальному обеспечению детей; экономические институты - производству и реализации товаров и услуг; политические институты - защите граждан друг от друга и от внешних врагов; религиозные институты - усилению социальной солидарности и согласия; институты образования - пере­даче культурного наследия из поколения в поколение. Разумеется, эта классификация слишком упрощена. Один институт может быть многофункциональным, в то время как несколько институтов могут участвовать в выполнении одной и той же функции.

    По типичному определению социологов, институт включает в себя как понятие культурных моделей (образцов), так и понятие социальной структуры.

    Таким образом, институты являются, во-первых, более или менее стандартными решениями (культурными моделями), служащими для людей ориентиром при решении проблем общественной жизни и, во-вторых, относительно устойчивыми системами отношений, которые характеризуют людей при фактической реализации ими этих решений. В этом смысле совокупность культурных моделей (свод правил, ценностей и символов) устанавливает поведение, ожидаемое от нас как от конкретного лица (например, студента), по отношению к другим лицам (преподавателю, декану, ассистенту). Этот набор культурных моделей определяет место индивида в системе отношений. В таком случае понятие социального института означает, что мы объединены в рамках систем отношений (групп), в которых мы взаимодействуем друг с другом (играем роль) на основе взаимопонимания (культурных моделей), определяющего поведение, ожидаемое от нас как от данного типа людей (статуса).

    Признаки социального института:

    1) четкое распределение функций, прав и обязанностей участников институционального взаимодействия, каждый должен надлежащим образом выполнять свою функцию, поэтому поведение личности в рамках социального института обладает высокой степенью предсказуемостью;

    2) разделение труда и профессионализация выполнения функций;

    3) особый тип регламентации действий индивидов, входящих в социальный институт;

    4) определенный механизм регуляции поведения индивидов за счет социальных норм и социального контроля;

    5) наличие учреждений, в рамках которых организуется деятельность социального института. Институт здравоохранения – больницы, поликлиники и т.д.

    6) каждый институт должен обладать своими средствами и ресурсами, необходимыми для осуществления своей деятельности.

    Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя определенную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование социального института становится бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Его деятельность постепенно прекращается. С возникновением новых общественных потребностей, которые принимают стабильный и постоянный характер, возникают новые социальные институты. Процесс становления институтов называется институциализацией.

    Волков Ю.Г. отметил, что институционализация - процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

    Известный социолог Г. Ленски определил ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы институционализации: потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт); потребность в производстве продуктов и услуг; потребность в распределении благ (и привилегий); потребность в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия; потребность в поддержании системы неравенства (размещении общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев); потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право, пенитенциарная система).

    Этапы институциализации:

    1) возникновение общественных потребностей, реализация которых требует совместных организованных действий;

    2) возникновение постоянно повторяющихся социальных действий и норм, которые его регулируют;

    3) принятие этих норм;

    4) установление санкций для поддержания норм и правил, создание системы статусов и ролей для индивидов, входящих в социальный институт.

    Институциональный кризис - обратный процесс, характеризующий падение авторитета данного института, например семьи, снижение доверия к нему. Причиной кризиса служит неспособность данного института эффективно исполнять свои главные функции, например образования - учить детей, медицины - лечить людей, семьи - укреплять узы брака, воспитывать детей. Институциональные нормы при этом существуют, они провозглашены, но обществом не соблюдаются. Следствие такого кризиса - перераспределение функций. Например, в середине 80-х годов в России наметился кризис средней школы, которая перестала справляться с подготовкой выпускников к вузу, причем сразу же появились репетиторы - институт посредников. Кризисы происходят постоянно, они представляют естественное состояние института. Кризис политических институтов проявляется в снижении к ним доверия со стороны населения. Известно, что в трансформирующихся обществах растет массовое недоверие граждан к политическим партиям, как к гражданским институтам вообще. Более 2/3 опрошенных в декабре 1998 г. россиян не доверяли практически ни одному институту. Кризис обнажает неполадки, возникшие в механизме функционирования института, и помогает избавиться от них, а в результате лучше приспособиться к изменяющейся реальности. Без кризисов не может быть и развития института.

    Деятельность социальных институтов является функциональной, если способствует сохранению стабильности и полностью удовлетворяет потребности общества и его социальных элементов. Деятельность социальных институтов является дисфункциональной если не удовлетворяет потребности общества и приносит ему вред.

    Виды социальных институтов по степени их формализованности:

    1) неформализованные – деятельность осуществляется на основе неформальных отношений, норм. Например, институт дружбы – регламентация поведения не оформлена в законах, административных уложениях и т.д., хотя имеются определенные санкции и контроль.

    2) формальные – деятельность осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов и положений. Их функционирование достаточно часто регулирует и контролирует государство, т.к. они определяют прочность общества.

    Виды социальных институтов по функциям, которые они выполняют:

    1) экономические- наиболее устойчивые, подлежащие строгой регламентации, осуществляющие производство и распределение благ и услуг, разделение труда, регулирование денежного обращения. (Институты промышленности, с/х, финансов, торговли и т.д.)

    2) политические – реализация и контроль, распределение власти, деятельность политических партий, распределение власти, деятельность партий. Обеспечивает воспроизводство идеологических ценностей (государство, армия, партии).

    3) социокультурные и воспитательные – воспроизводство, распределение культурных, духовных ценностей, социализация молодого поколения, передача им научных знаний и профессиональных навыков (образование, наука, искусство).

    4) институт семьи – воспроизводство и воспитание новых поколений, обеспечение воспроизводства социальной структуры общества.

    5) нормативно-санкционирующие – осуществляют регуляцию социального поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и нормативных актах (милиция, суд).

    Общество представляет собой целостную систему взаимосвязанных институтов. Взаимозависимость социальных институтов выражается в том, что одна и та же личность включена в разные социальные институты. В институт семьи – является отцом, матерью, сыном, сестрой и т.д. В политический институт – избиратель, в экономический – работник предприятия. Вместе с тем, каждый социальный институт обладает автономией. Она выражается в относительной самостоятельности, т.к. каждый из них решает специализированные задачи. Внешняя автономия выражается в наличии отдельных профессий и учреждений, которые не присущи другим социальным институтам. Внутренняя автономия – нормы, регулирующие деятельность социального института обладают существенным своеобразием и спецификой. Например, нормы, которые регулируют взаимоотношения на работе, значительно отличаются от норм в семье.

    Изменения социальных институтов:

    1) изменения возникают в результате появления новых потребностей у общества и его социальных элементах;

    2) изменения не могут затронуть только часть социального института, т.к. дезорганизация одной из структур социального института ведет к изменению всего социального института. Эффект «домино».

    3) изменения социального института таит в себе риск его разлада.

    4) для планомерного изменения социального института необходимо заинтересовать в этом людей, чтобы они признали необходимость данных изменений.

    5) изменения должны носить легитимный характер.

    6) в изменениях, которые не носят легитимный характер действие может исполнять власть, которая способна навязать новые нормы и правила поведения, произвести перераспределение прав, обязанностей и привилегий

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      контрольная работа , добавлен 01.06.2015

      Место и значение социальной стратификации и социальной мобильности в характеристике общества на макроуровне. Понятие и описание основных социальных институтов, процесс и этапы их формирования. Функции и дисфункции современных социальных институтов.

      реферат , добавлен 20.09.2010

      Социальные институты как постоянно повторяющиеся отношения людей. Основные функции социальных институтов: воспроизводство членов общества, социализация, производство, распределение, управление и контроль. Простая форма существования социальных институтов.

      презентация , добавлен 07.12.2011

      Определение понятия, изучение общих функций и описание видов социальных институтов как исторических форм организации жизнедеятельности людей. История развития социальных потребностей общества. Семья, государство, религия и наука как социальные институты.

      реферат , добавлен 26.06.2013

      Социальные институты как форма социальных связей, и вместе с тем – инструмент их формирования. Понятие институционализации, функции социальных институтов. Проблемы власти и государства. Семья как социальный институт. Проблемы образования и религии.

      контрольная работа , добавлен 10.11.2009

      Основные теории о социальных институтах. Теория социальных институтов в исследованиях Р. Мертона: функции и дисфункции. Проблема формальных и неформальных функций социальных институтов в концепции Д. Норта. Роль институциональных факторов в экономике.

      курсовая работа , добавлен 05.12.2016

      Понятие и масштаб социальных потребностей. Мотивы социального действия и социальные институты как отражение социальных потребностей. Институциализированные социальные нормы. Знание структуры общества, роли и места в ней социальных групп и институтов.

      контрольная работа , добавлен 17.01.2009

      Понятие социальных институтов, их возникновение, классификация по сферам жизнедеятельности общества. Методология институционализации - упорядоченного процесса с определённой структурой отношений, иерархией власти, дисциплиной, правилами поведения.

      А) статусы, роли и социальные нормы

      B) высшие учебные заведения

      C) здания, сооружения и коммуникации

      D) дипломы, сертификаты и лицензии

      Латентной функцией современной российской школы как социального института является

      А) передача знаний, умений и навыков

      B) социализация подрастающего поколения

      C) закрепление существующей системы социального неравенства

      D) развитие личности ребенка

      Социально-экономической группой является

      А) духовенство

      B) дворянство

      C) казачество

      D) пролетариат

      28. Социальная роль – это…

      А) ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека

      B) активная позиция, связанная с целью улучшения жизни общества

      C) спонтанное, непредсказуемое поведение человека

      D) роль, подразумевающая почет и уважение со стороны всего общества

      В развитых капиталистических странах к средним слоям принадлежит

      А) 20-25 % населения

      B) 30-35 % населения

      C) 60-70 % населения

      D) более 80 % населения

      30. В светском государстве смена человеком своего вероисповедания является примером

      А) горизонтальной мобильности

      B) нисходящей вертикальной мобильности

      C) восходящей вертикальной мобильности

      Изучая социальную мобильность, Питирим Сорокин пришел к выводу, что

      А) существует постоянная тенденция к усилению социальной мобильности

      B) существует постоянная тенденция к ослаблению социальной мобильности

      C) не существует постоянной тенденции ни к усилению, ни к ослаблению социальной мобильности

      Двумя главными типами социальности Ф. Теннис считал

      A) «общину» и «общество»

      B) «племя» и «род»

      C) «нацию» и «племя»

      D) «семью» и «клан»

      Тремя основными компонентами социального неравенства в теории М. Вебера являются

      A) доход, условия труда, досуг

      B) богатство, власть, престиж

      С) власть, образование, досуг

      D) престиж, образование, власть

      34. Социальный класс – это…

      A) социально-правовая группа

      B) социально-экономическая группа

      С) наследственная группа

      D) группа по интересам

      35. В постиндустриальном обществе основная масса экономически активного населения занята в…

      А) управлении государством

      B) промышленном производстве

      C) сфере услуг

      D) сельском хозяйстве

      Иерархически упорядоченное социальное неравенство называется

      А) социальной интеграцией

      B) социальной дезинтеграцией

      C) социальной стратификацией

      D) социальной дифференциацией



      М. Вебер выделял следующие виды социального действия

      А) целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное

      B) традиционное, инновационное, рациональное, иррациональное

      C) целенаправленное, случайное, традиционное

      D) конструктивное, деструктивное, нейтральное

      38. Социальное действие, в понимании М. Вебера, - это действие, имеющее субъективный смысл и ориентированное на …

      А) поведение другого человека или группы лиц

      B) общественное благо

      C) поддержку других лиц в экстремальной ситуации

      D) совместный труд

      39. Принятие вызова на дуэль, согласно М. Веберу, является примером

      А) ценностно-рационального действия

      B) целерационального действия

      C) традиционного действия

      D) аффективного действия

      Теория, согласно которой в ходе социального взаимодействия происходит восприятие себя глазами другого и интерпретация его намерений, была разработана

      А) Э. Гофманом

      B) Дж. Мидом

      C) Дж. Хомансом

      D) М. Вебером

      Примером делинквентного поведения в нашей стране может служить

      А) несоблюдение норм этикета

      B) супружеская измена

      C) попрошайничество

      D) мелкая кража

      Согласно теории Э. Дюргейма под аномией понимается

      А) процесс изменения социальных норм

      B) состояние, характеризуемое ослаблением или распадом социальных норм

      C) конструирование социальных норм

      D) резкое усиление действия социальных норм

      43. В основе теории аномии Р. Мертона лежит отношение человека к…

      А) другим людям

      B) целям и средствами достижения целей

      C) правоохранительным органам

      D) законам

      В современном российском обществе стигмой не является

      А) отметка о судимости

      B) свидетельство о разводе

      C) диагноз СПИД

      D) инвалидность

      Примером неформальных негативных санкций является

      B) лишение свободы

      D) конфискация имущества