Презентация о павлуше из рассказа бежин луг. Охотник залюбовался мальчиками Герои «Бежина луга» - крестьянские. Змей летит крылатый

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Иван Сергеевич Тургенев (1818 - 1883)

По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, - богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Варвара Петровна Сергей Николаевич Родители Тургенева

И.С. Тургенев в возрасте 12 лет. И.С. Тургенев в возрасте 7 лет

Спасское было в то время настоящим барским имением. Широкие, длинные аллеи из исполинских лип и берез вели с разных сторон к господской усадьбе... За домом тянулся обширный, роскошный сад, густые, темные аллеи которого шли уступами к прудам, окаймлявшим сад и всю усадьбу.

«Записки охотника» - цикл рассказов и очерков о жизни русской деревни и русском крестьянине. Основной темой «Записок» были взаимоотношения помещиков и крестьян. Автор сборника рассказов выносит суровый приговор крепостному праву. Открыв Россию и русского человека, положив начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева.

Очерк - разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу. ОЧЕРК: АВТОР = РАССКАЗЧИК

Кто он – рассказчик?

«Бежин луг» - самый поэтический и волшебный ОЧЕРК «Записок охотника»

Вопросы по прочитанному Почему очерк называется «Бежин луг»? Кого вы можете назвать главными героями произведения? Какова композиция очерка? Определите временные рамки в произведении.

Композиция очерка Прекрасный июльский день (погода установилась надолго): А) «Кроткая заря»; Б) знойный полдень; В) спокойный закат.

Речь автора музыкальна, мелодична, насыщена яркими, запоминающимися эпитетами: «сверкающие обагренные кусты», «красные, золотые потоки молодого, горячего света». Тургенев часто употребляет и такие художественные средства, как сравнение, метафора и другие формы переноса значения слов: верхний край облачка «засверкает змейками», «хлынули играющие лучи», «тонкий язык света лизнет голые сучья лозняка».

Композиция очерка 2. Скитания охотника: А) дорога потеряна («Я остановился в недоуменье»); Б) теперь путь найден («…нужно вправо взять…»); В) «заблудился совершенно» («пошел наудалую»).

Композиция очерка 3. У костра в ночном: А) костер в ночи; Б) пять деревенских мальчиков; В) … Д/з: продолжить составление плана, посчитать, сколько всего «страшилок» рассказывают ребята.

Композиция очерка 3. У костра в ночном: А) костер в ночи; Б) пять деревенских мальчиков; В) рассказ Ильюши о случае на кустарной бумажной фабрике; Г) рассказ Кости о том, как русалка Гаврилу «испортила»; Д) рассказы о псаре Ермиле и оборотне; Е) неожиданная тревога;

Композиция очерка Ж) рассказ Ильюши о покойном барине и бабке Ульяне; З) рассказ Павлуши о «предвидении»; И) рассказы Ильюши и Павлуши о Тришке (антихристе); К) разговоры о стонах в бучиле, о лешем, о водяном; Л) рассказ Кости об утонувшем Васе; М) возвращение Павлуши («Я Васин голос слышал»).

Композиция очерка 4. Наступило утро: А) рассвет; Б) мальчики возвращаются с табуном. Эпилог: смерть Павлуши

В рассказе «Бежин луг» перед нами открывается общая гармония – гармония природы и крестьянских ребятишек, стерегущих табун. Мальчики, которых встретил охотник, не испытывают неловкости от присутствия постороннего человека и продолжают свой разговор, полный тайн, преданий и поверий.

Случай, история, предание, легенда, небылица, поверье, быличка… «Так может быть» «так должно быть» «так было» совершившийся факт Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний.

Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; это еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний. Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного.

Тургенев очень точно, детально передает речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев, их образ мыслей.

Павлуша Ильюша 1. Описание внешности, одежды, манеры держаться (портрет) 1. Описание внешности, одежды, манеры держаться (портрет) 2. Какие истории он рассказывает? 2. Какие истории он рассказывает? 3. Откуда узнал Павлуша то, о чем он рассказал? 3. Откуда знал Илюша то, о чем он рассказывал у костра? 4. Как относится он к своим рассказам? 4. Как относится он к своим рассказам? 5. Как относится он к чужим рассказам (Ильюши, Кости)? 5. Как относится он к чужим рассказам? 6. Как он относится к непонятным, странным происшествиям, которые пугают других мальчиков, к тому, что происходит у костра? 6. Как он относится ко всему, что происходит у костра? 7. Можем ли мы судить о том, как относится к Павлуше автор? Согласны ли мы с ним? 7. Что говорит автор об Илюше? Нравится ли он ему? Какое он вызывает отношение к себе?

Почему рассказ заканчивается эпилогом – гибелью Павлуши? Как это связано со всем рассказом и финалом (прекрасное утро)?

Домашнее задание Напишите рассказ об одном из героев очерка


«Бежин луг» - описание природы или душевных переживаний рассказчика-охотника?»

Учитель: Лапшина Светлана Тимофеевна, 2012.

Слайд 2

Цели

1. Осмыслить связь между пейзажем и человеком
2. Понять духовный мир крестьянских детей
3. Прочувствовать позицию автора
4. Исследовать средства художественной выразительности

Слайд 3

Охотничьими тропами

По Орловской, Тульской, Курской и Калужской губерниям пролегали охотничьи тропы Тургенева. Он был страстным «ружейным охотником».
Бродя с ружьём за плечами, писатель изучал сердце России – её народ.
В его «Записках охотника» - встречи с мужиками, бабами, крестьянскими ребятишками.

Слайд 4

Слайд 5

Места, упоминаемые в рассказе, реально существуют.
Бежин луг находится в 13 км от Спасского-Лутовинова.
Там же Парахинские кусты, деревня Варнавицы, село Шаламово и др.

Слайд 6

Повествование в рассказе «Бежин луг» ведётся от лица автора, который одновременно является персонажем - охотником, сбив­шимся с дороги и заблудившимся в июльскую ночь. Рас­сказчик впитывает в себя детский взгляд на мир, и благо­даря этому с большей непосредственностью им заявляется одна из главных тем рассказа - природа и герой в их гармоничном единстве.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 10

Герои рассказа – крестьянские ребятишки

  • Слайд 11

    ФЕДЯ

    … лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой.

    Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы…

    1. Докажите текстом, что Федя из «богатой семьи»
  • Слайд 12

    ПАВЛУША

    У второго мальчика…

    Волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как гворится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее…

    1. А почему мальчик понравился автору?
  • Слайд 13

    Ильюша

    Лицо третьего было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость, сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились – он словно всё щурился от огня. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши…

    1. Во что был одет мальчик?
  • Слайд 14

    А кто это?

    А кто это?

    Слайд 15

    Что такое пейзаж?

  • Слайд 16

  • Слайд 17

    1. Каким пейзажем завершается рассказ?
    2. Какое настроение он вызывает у охотника-рассказчика?
  • «Образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир» в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» Учитель литературы: Свитнева Е.Н. МОУ ООШ №6 г. Аткарск Цели. 1. Содержательная. Развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, умения сравнивать и обобщать; развивать навыки составления характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста. 2. Деятельностная. Составить и проанализировать портретные характеристики мальчиков. Показать, как автор относится к своим героям. Выяснить, как истории, рассказанные мальчиками, характеризуют детей; развивать у учащихся внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы. «Ночное» Обсудите в группах вопрос: - Как рассказчик относится к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? - Как мы об этом узнаём? Тема урока: « Образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир » ОБРАЗ, -а, мн. -ы, -ов, муж. 1. В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. 2. Вид, облик. Создать что-н. по своему образу и подобию (т. е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (то же, что потерять облик человеческий ). В образе кого-н. (в виде кого-н.). 3. Живое, наглядное представление о ком-чём-н. Светлый образ матери. 4. В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит образами. 5. В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин о. скупца. Артист вошёл в о. (вжился в роль). Бежин луг и река Снежеди Тульская область Составляем план описания внешности человека 1.Возраст мальчика. 2. Внешний вид. 3. Выражение лица 4. Одежда. Узнай своего героя. Найди соответствия. Работа по тексту по группам. Федя из богатой семьи. Стр. 171-172 учебник. Павлуша: одежда состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов, что говорило о его семье, как о бедной. Стр. 172 учебник. Таким же бедным показан мальчик Костя. СТР. 173 учебник. Что общего у этих детей? (Мальчики очень дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать. Они – деревенские дети, многие из них бедны, учиться они не могут, потому что они – дети крепостных крестьян и для них не существует школ). Что использует автор для изображения героев? Вывод: для раскрытия образа героев автор использует портретную характеристику героев Составление кластеров: «Черты характера»

    • Павлуша- смелый, уверенный, умный.
    • Костя-задумчивый, печальный, любопытный.
    • Федя – гордый, любопытный.
    • Илюша – смирный, спокойный, пугливый, заботливый.
    • Ваня – тихий.
    • Россказни – измышления, выдумки. Предание – устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических событиях, о событиях прошлых лет.
    • Поверье – суеверное предание, убеждение).
    • Современные ученые называют их БЫЛИЧКАМИ.
    • Былички – народные произведения суеверного характера, повествующие о встречах со сверхъестественными силами.
    Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? Вывод: значит, вторым элементом раскрытия образа является речь, рассказы мальчиков. Рефлексия Вопросы: Итак, какую задачу мы с вами ставили? Удалось решить поставленную задачу? Что было трудно выполнить, что интересно? Каким способом?
    • Как вы оцениваете результат работы класса? Свою работу?
    • Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп?
    Домашнее задание
    • 1) Сравните рассказ Кости о русалке с балладой М. Ю. Лермонтова «Морская царевна». Что делает рассказ мальчика похожим на балладу?
    • 2) Подготовьте (устно) описание Бежина луга, включив в свой рассказ средства выразительности речи.
    • 3) Сочините свою быличку.
    Спасибо за работу!

    И.з.Суриков «В ночном» Летний вечер. за лесами солнышко уж село; На краю далёком неба Зорька заалела; Но и та потухла.


    Топот В поле раздаётся. То табун коней в ночное По полям несётся. Ухватя коней за гриву, скачут дети в поле. То-то радость и веселье, То-то детям воля!


    По траве высокой кони на просторе бродят; собралися дети в кучку, разговор заводят.


    И на ум приходят детям

    Бабушкины сказки:

    Вот с метлой несётся ведьма

    На ночные пляски;

    Вот над лесом мчится леший

    С головой косматой;

    А по небу, сыпля искры,

    Змей летит крылатый;

    И какие-то все в белом

    Тени в поле ходят…

    Детям боязно – и дети

    Огонёк разводят.



    Тема: «Духовный мир мальчиков в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»» Цель: 1)найти связь между портретами и рассказами мальчиков 2)Показать богатство духовного мира крестьянских детей


    Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. На нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок.


    • Россказни- измышления, выдумки.
    • Предание-переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом, легенда.
    • Поверье- идущее из старины и живущее в народе убеждение, вера в примету.
    • Былички-народные произведения суеверного характера, повествующие о встречах со сверхъестественными силами.

    Слайд 1

    Иван Сергеевич Тургенев
    (1818 - 1883)

    Слайд 2

    По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, - богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.
    Варвара Петровна
    Сергей Николаевич
    Родители Тургенева

    Слайд 3

    И.С. Тургенев в возрасте 12 лет.
    И.С. Тургенев в возрасте 7 лет

    Слайд 4

    Спасское было в то время настоящим барским имением. Широкие, длинные аллеи из исполинских лип и берез вели с разных сторон к господской усадьбе... За домом тянулся обширный, роскошный сад, густые, темные аллеи которого шли уступами к прудам, окаймлявшим сад и всю усадьбу.

    Слайд 5

    Спасское - Лутовиново

    Слайд 6

    Усадьба Тургеневых

    Слайд 7

    «…Маленький Ваня бегал по аллеям прекрасного парка…»

    Слайд 8

    Слайд 9

    «Не в одних стихах разлита поэзия: она везде. Взгляните на эти деревья, на это небо – отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота, там и жизнь…» (И.С.Тургенев)

    Слайд 10

    Охотничьими тропами
    По Орловской, Тульской, Курской и Калужской губерниям пролегали охотничьи тропы Тургенева. Он был страстным «ружейным охотником». Бродя с ружьём за плечами, писатель изучал сердце России – её народ. В его «Записках охотника» - встречи с мужиками, бабами, крестьянскими ребятишками.

    Слайд 11

    Слайд 12

    Уже в студенческие годы появились его первые переводы, небольшие поэмы, стихотворения, а в 1847 г. и первые рассказы из будущих «Записок охотника», принесших славу И. С. Тургеневу.

    Слайд 13

    «Записки охотника» - цикл рассказов и очерков о жизни русской деревни и русском крестьянине. Основной темой «Записок» были взаимоотношения помещиков и крестьян. Автор сборника рассказов выносит суровый приговор крепостному праву. Открыв Россию и русского человека, положив начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева.

    Слайд 14

    В 1852 г. Вышла отдельная книга «Записок охотника», в сборник входит 20 рассказов. Основной темой являются взаимоотношения помещиков и крестьян, поруганное человеческое достоинство русского мужика.

    Слайд 15

    История рассказа «Бежин луг»
    Первая запись о замысле создания рассказа была сделана в августе 1850 г.: "Бежин луг. Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь» В 1851 г. Это произведение было напечатано в журнале «Современник».

    Слайд 16

    Места, упоминаемые в рассказе, реально существуют. Бежин луг находится в 13 км от Спасского-Лутовинова. Там же Парахинские кусты, деревня Варнавицы, село Шаламово и др.

    Слайд 17

    «Бежин луг» -
    самый поэтический и волшебный ОЧЕРК «Записок охотника»

    Слайд 18

    Очерк -
    разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу. ОЧЕРК: АВТОР = РАССКАЗЧИК

    Слайд 19

    Кто он – рассказчик?

    Слайд 20

    Повествование в рассказе «Бежин луг» ведётся от лица автора, который одновременно является персонажем - охотником, сбив­шимся с дороги и заблудившимся в июльскую ночь. Рас­сказчик впитывает в себя детский взгляд на мир, и благо­даря этому с большей непосредственностью им заявляется одна из главных тем рассказа
    - природа и герой в их гармоничном единстве.

    Слайд 21

    Бежин луг
    Обратимся к рассказу «Бежин луг». Он вошел в сборник «Записки охотника» и был опубликован в 1851г. Называться он стал так потому, что в каждом из 25 рассказов появляется охотник-рассказчик. Сам Тургенев страстно любил охоту, поэтому об охоте он пишет с таким увлечением: «…русские люди с незапамятных времен любили охоту. Это подтверждают наши песни, наши сказания, все предания наши. Да и где же охотиться, как не у нас: кажется, есть где и есть по чем. Витязи времен Владимира стреляли белых лебедей и серых уток на заповедных лугах. Вообще охота свойственна русскому человеку…» и все же именно «Записки охотника» очень мало говорят нам о самой охоте: скитаясь с ружьем, Тургенев накапливал наблюдения за окружающей жизнью. По определению Герцина, «ничто в природе не ускользает от его верного, поэтического и пытливого взгляда». Случай, который однажды произошел с Тургеневым, был положен в основу рассказа «Бежин луг». В прекрасный июльский день, когда погода установилась надолго, Тургенев провел весь день на охоте. Но возвращаясь домой он заблудился. Долго блуждал он по ночному лесу, пока не вышел на Бежин луг. Здесь, у костра, он познакомился с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное время пасти лошадей.

    Слайд 22

    Слайд 23

    Слайд 24

    Найдите в тексте Это были просто крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун... Я сказал мальчикам, что заблудился и подсел к ним... Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение… Тёмное чистое небо торжественно и высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием…

    Слайд 25

    Герои рассказа – крестьянские ребятишки
    Рассказчик

    Слайд 26

    ФЕДЯ
    … лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы… Докажите текстом, что Федя из «богатой семьи»

    Слайд 27

    ПАВЛУША
    У второго мальчика… Волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как гворится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее… А почему мальчик понравился автору?

    Слайд 28

    Ильюша
    Лицо третьего было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость, сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились – он словно всё щурился от огня. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши… Во что был одет мальчик?

    Слайд 29

    А кто это?

    Слайд 30

    Домашнее задание
    1.Составить план рассказа 2.Рассказ об одном мальчике 3. посчитать, сколько всего «страшилок» рассказывают ребята. .

    Слайд 31

    Вопросы по прочитанному
    Почему очерк называется «Бежин луг»? Кого вы можете назвать главными героями произведения? Какова композиция очерка? Определите временные рамки в произведении.

    Слайд 32

    Примерный план
    I «Прекрасный июльский день». II Охотник заблудился. III У костра в ночном. IV Рассказы мальчиков: 1.Рассказ Илюши о домовом. 2.Рассказ Кости о Гавриле и русалке. 3.Рассказ Илюши о псаре Ермиле. 4.Рассказ Илюши о покойниках. 5.Рассказ Илюши о «педиведенье», о Тришке-антихристе. 6.Рассказ Кости о водяном. 7.Рассказ Кости о Васе, утонувшем в реке. V Непонятные ночные звуки. VI Прощание с мальчиками. VII Эпилог. Смерть Павлуши.

    Слайд 33

    Композиция очерка
    Прекрасный июльский день (погода установилась надолго): А) «Кроткая заря»; Б) знойный полдень; В) спокойный закат.

    Слайд 34

    Речь автора музыкальна, мелодична, насыщена яркими, запоминающимися эпитетами: «сверкающие обагренные кусты», «красные, золотые потоки молодого, горячего света». Тургенев часто употребляет и такие художественные средства, как сравнение, метафора и другие формы переноса значения слов: верхний край облачка «засверкает змейками», «хлынули играющие лучи», «тонкий язык света лизнет голые сучья лозняка».

    Слайд 35

    Композиция очерка
    2. Скитания охотника: А) дорога потеряна («Я остановился в недоуменье»); Б) теперь путь найден («…нужно вправо взять…»); В) «заблудился совершенно» («пошел наудалую»).

    Слайд 36

    Композиция очерка
    3. У костра в ночном: А) костер в ночи; Б) пять деревенских мальчиков; В) рассказ Ильюши о случае на кустарной бумажной фабрике; Г) рассказ Кости о том, как русалка Гаврилу «испортила»; Д) рассказы о псаре Ермиле и оборотне; Е) неожиданная тревога;

    Слайд 37

    Композиция очерка
    Ж) рассказ Ильюши о покойном барине и бабке Ульяне; З) рассказ Павлуши о «предвидении»; И) рассказы Ильюши и Павлуши о Тришке (антихристе); К) разговоры о стонах в бучиле, о лешем, о водяном; Л) рассказ Кости об утонувшем Васе; М) возвращение Павлуши («Я Васин голос слышал»).

    Слайд 38

    Композиция очерка
    4. Наступило утро: А) рассвет; Б) мальчики возвращаются с табуном. Эпилог: смерть Павлуши

    Слайд 39

    В рассказе «Бежин луг» перед нами открывается общая гармония – гармония природы и крестьянских ребятишек, стерегущих табун. Мальчики, которых встретил охотник, не испытывают неловкости от присутствия постороннего человека и продолжают свой разговор, полный тайн, преданий и поверий.

    Слайд 40

    Случай, история, предание, легенда, небылица, поверье, быличка…
    «Так может быть» «так должно быть» «так было» совершившийся факт Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний.

    Слайд 41

    Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; это еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний.
    Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного.

    Слайд 42

    Беседа с классом
    -Какие истории рассказывали мальчики? -Как сам Тургенев называл их рассказы? Он старательно искал слово, чтоб назвать. В журнальной публикации рассказа он назвал их россказнями, в издании 1852г. – преданиями, а позже – поверьями. Современная фольклористика нашла удачный термин – такие истории теперь называют «былички»

    Слайд 43

    О ком в страшилках рассказывают мальчики? Какова реакция слушателей на рассказы мальчиков? Как характеризуют героев рассказа эти истории?

    Слайд 44

    Какой мир открывают нам 11 быличек-поверий? Рассказы ребят открывают нам мир, который окружает их, таким, каким он жил в их представлении. Ребята искренне верят в поверья, так как ежедневно сталкиваются с неожиданными для них и необъяснимыми явлениями. Они слышат рассказы про домового и лешего, водяного и русалку, оборотней и вставших из гроба мертвецов, небесное предвидение и гадание о смерти, таинственные голоса погибших людей.

    Слайд 45

    Слайд 46

    Водяной

    Слайд 47

    Русалка

    Слайд 48

    Домовой

    Слайд 49

    Тургенев очень точно, детально передает речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев, их образ мыслей.

    Слайд 50

    О чём свидетельствовало такое представление ребят об окружающем мире? Оно свидетельствовало о стремлении невежественного ума осмыслить окружающее, всё, что происходит с человеком. Крестьянские дети в те времена нигде не учились, были неграмотные, и все представления об окружающем мире черпали из поверий и легенд. -Как получилось, что сами Илюша, Павлуша и Костя стали участниками событий, которые подтверждают их верования? Крайняя впечатлительность и живость воображения помогают им принять желаемое за действительное4 а затем они упорно настаивают на том, что кажется им свершившимся фактом. -Что можно сказать о крестьянских ребятах, выступающих в роли рассказчиков? Каждый из рассказчиков умеет увлечь и заинтересовать слушающих.

    Слайд 51

    Их рассказы помогают понять характер и миропонимание рассказчиков. Об одном и том же событии ребята рассказывают по-разному. Историю о солнечном затмении Павлуша рассказывает неторопливо и весело. Единственный раз за всю ночь ребята смеются, слушая этот рассказ, включающий несколько забавных историй. Иное дело – Илюша, он сам врывается в рассказ Павлуши. Мы слышим легенду о Тришке, которая вызывает в нем страх и восхищение перед таинственной силой «удивительного человека». Рассказы ребят поэтичны и таинственны, в них используется народный юмор.