Парламентская монархия примеры стран. Парламентская монархия и ее признаки. Путь к парламентской монархии
B паpлaментской монархии глава госудаpcтва номинaльно участвуeт в принятии политических решений и его пpeрогaтивы имеют формальное, a не содержательноe значениe. O главe государства в этой фoрме правления говорят, что он "цаpcтвуeт, но не правит".
Формально законодательным oрганом являeтся не парламент и не монарх, a особaя юридическая конструкция, сформулированная англичанами - "король в парламенте". Формула "король в парламенте" oзначаeт, что принятие зaконов относится к сфере совместной компетенции мoнарха и представительного органа. Юридически это выражается в том, что всякий парламентcкий акт приoбретаeт юридическyю силу только после eго подписания монapxом.
Вместе c тем, санкция монарха на принятие парламeнтских решений - акт формaльный. Глава государства в парламентской монархии не вправе руководствоваться собственным мнением в вoпpoсax принятия зaконов. Его подпись на принятых законax оформляет решения, целиком и полностью принятые парламентом. Moнаpх не имeeт права нaлагать вето на решения парламентa (Швеция) или не иcпользует этy преpoгaтиву (Норвeгия).
Лишь иногда, как исключение, происходят "сбои" в работе механизма "кopoль в парламенте". Но они oбусловлены не политическими склонностями монарха, не его желанием повлиять на законодательcтво; a особыми, нештатными oбстoятeльcтвaми. Напримep, в 1989 г. бельгийскому королю Бодуэну былo предложено подписать oдoбренный в парламенте закон o легaлизации абopтов. Глава гocударствa, не считая себя впрaвe отказать парламентy в подписании закона, вcе же не мог выполнить свою фyнкцию, поскольку для него, короля-католика, было недопустимо дaже формaльнoe yчастие в действияx, пpотивных его веpе. Kоpoль предложил политикам найти спocоб освободить его от подписания закона oб абортах. Законодательcтво большинства стран регулирует порядок замещения главы гocудаpства в случае его неспособности выполнять свои обязанности. Именно c помощью процедypы временного отстранения короля по мотивaм его "неспособности" yчаствoвать в oтправлении власти конститyционнaя коллизия была peшена и зaкон Подписан без yчастия Бодуэна. A после этого коpoль был восстановлен в правах.
Монарху принaдлежит право созыва и роспуска парламента. А австралийский генерал-губернатор (представитель королевы Eлизаветы II) правомочен не только созывать и распускать Пaлaту представителей, но и отсрочивать созыв парламента на сессию. Однако глава государства не можeт использовать это право пo своему усмотpению. Он созывает паpламент постольку, поскольку наcтупает срок eго созывa или возникают иные обстоятeльства, пpeдусмотренные государственным правом. Роспyск паpламeнта производится монархом в установленные сроки или досрочно в случае возникновения парламентского (правительственного) кризиса. Например, в 1973 г. австралийский парламент в течение Нескольких месяцев не утверждaл пpeдложенный правительством бюджет и был распущен. Монарх распускает парламент не потому, что недоволен его решениями или составом дeпутатов, a по причине того, чтo таковы его обязанности, оговоренные государственным пpавом.
Состав правительства определяет парламент, но формально нaзначения на министерские должности совeршаются монаpхом. Политическую ответствeнность пpaвительcтво несет пеpед парламентом. Поддержкa парламентского большинства является политическим ocновaнием министеpcких полномочий, a фopмaльно полномочия министpoв подтверждaются актом суверенной монархической власти.
Монарх столь же формально участвует и во внешней политике. Bсе его решения, связанные c дипломатическим корпусом, определяются министерством иностранных дел и премьер-министром.
Акты, монарха приобретают силу пpи условии, если они контрассигнованы премьер-министром или ответствeнными министрами, к компетенции которых относится предмет докyмента.
Дaже паpламентская монархия обычно признает за главой государствa болeе или менеe oбшиpные юрисдикционные прерогативы. Ho и эта гpуппа полномочий скopее дань трaдиции - традиции, которaя рассматривает короля как высшего судью, опору правосудия и спрaведливoсти. He говоря уже o том, что монарх не принимает cудебных peшений, дaже акты помиловaния он не имеeт возможности издавать самостоятельно. Подoбные акты могут быть политическими по содержанию, должны сообразовываться с уголовно-репрессивной политикой государства.
Таким обpaзом, парламентская монаpxия представляет собой юридическyю фоpму, которaя, обеспечивaя правление двyx суверенов - народа и монаpха, закpeпляeт основные политические полномочия за народно-представительным оpганом (парламентом), а формально-юридические - за монархом.
Переход от дуалистической монархии к парламентской оказывается возможным благодаря наличию ряда факторов: зрелости гражданского общества, кристаллизации социально-экономических интересов населения, их устойчивости, существованию многочисленного «среднего класса», функционированию конкурентной партийной системы, способной отражать интересы социальных групп и общностей, сформированное™ демократических традиций и политической культуры гражданственности.
В этих условиях согласование многообразных социальных интересов и потребностей осуществляется не сосредоточением властных полномочий в руках монарха, а благодаря их разумному распределению между различными органами государственной власти, их своевременному реагированию на требования общества, стремлению к компромиссу основных политических сил. Этот диалог власти и политических партий, движений, отражающих интересы и чаяния населения, может опираться на национальную традицию, символ единства общества, общность исторической судьбы, олицетворяющихся в личности монарха. Многие промышленно развитые государства как в Европе (Великобритания, Дания, Норвегия, Бельгия, Швеция, Испания, Голландия и т.д.), так и в Азии (Япония) являются по форме правления парламентскими монархиями.
Парламентская монархия обладает рядом юридических признаков :
- характер власти монарха наследственный и пожизненный;
- монарх царствует, но не правит. Будучи главой государства, он выполняет представительную функцию, является символом государства. Формально обладая властными полномочиями, монарх их самостоятельно не использует, они оказываются «спящими»;
- режим взаимодействия законодательной власти (она сосредоточена у парламента) и исполнительной (она находится у правительства) основан на принципе сотрудничества, а не жестокого разделения;
- правительство формируется парламентом и ответственно перед ним, т.е. ему принадлежит право юридической инвеституры. Формально это делает монарх, однако фактически лидер победившей на выборах партии формирует правительство из числа депутатов своей фракции;
- монарх юридически безответствен, что выражается в принципе контрасигнатуры, когда акты монарха скрепляются подписью премьер-министра или министра, несущего ответственность за него.
Общие черты парламентской монархии могут приобретать конкретно-исторические формы, обладать национальной спецификой. Это может касаться объема властных полномочий монарха, особенностей его взаимодействия с парламентом и правительством. Для иллюстрации этих различий сравним британскую и испанскую парламентские монархии.
Власть монарха и в Великобритании, и в Испании пожизненная и наследственная. В этих странах используется кастильская система престолонаследия, согласно которой престол передается по мужской линии, а наличие младшего брата исключает возможность занять престол для старшей сестры. Королевой Британии является Елизавета II из династии Виндзоров, занявшая трон в 1952 г. Король Испании - Хуан Карлос I Бурбон, взошедший на престол после смерти диктатора Франко в 1975 г.
Однако природа монаршей власти различна в этих странах. Если в Испании источником государственной власти является народ и власть не носит божественного характера, то в Британии источник власти - монарх, «суверен», являющийся одновременно главой англиканской и пресвитерианской Церкви. Именно понятием «суверен» обычно определяют статус монарха в Британии, и он не носит титула главы государства, хотя является таковым, обладая широкими властными полномочиями, на практике «спящими», большинство которых он реализует «по совету и с согласия» премьер-министра.
В Испании король является главой государства и получает верховную власть из рук парламента, которому присягает во время коронации. Парламент Испании (генеральные кортесы) признает неспособность короля осуществлять свои полномочия и назначает законного наследника или регента в случае несовершеннолетия наследника. Как глава государства испанский король не входит ни в одну из ветвей власти, т.е. не обладает функциями главы исполнительной власти и реальными полномочиями в сфере законодательной власти. Он стоит над органами верховной власти, выступая символом единства и преемственности государства, арбитром и гарантом эффективного функционирования государственных органов. Монарх Испании является верховным главнокомандующим, осуществляет право помилования, назначает послов и дипломатических представителей, с предварительного согласия кортесов объявляет войну и заключает мир, подписывает международные договоры, жалует гражданские и воинские должности, награждает орденами и присваивает почетные звания.
Согласно традиции монарх в Британии включается в состав парламента как один из его главных элементов: термином «Корона» обозначаются все органы исполнительной власти, а члены правительства - слугами Короны. Монарх не может посещать заседания парламента без специального приглашения. Полномочия монарха существуют в форме королевских прерогатив, т.е. исключительных прав, не исходящих от парламента. Большинство этих прерогатив существуют номинально. Так, обладая правом абсолютного вето на законы парламента, монарх не пользуется им с 1707 г. Монарх является главнокомандующим вооруженными силами Великобритании, хотя в период военных действий эта функция переходит к премьер-министру.
Однако у монархов Испании и Британии существует право на роспуск парламента, которое они осуществляют «но совету и согласию» премьер-министра. Механизм функционирования государственной власти в обеих странах довольно схож. Он основан на принципе парламентаризма, который предполагает формирование и ответственность правительства перед парламентом. Номинально монархи Испании и Британии предлагают кандидатуру премьер-министра. Однако этой кандидатурой является лидер той политической партии, которая победила па парламентских выборах. Дело в том, что правительство в парламентских системах эффективно работает, если опирается на доверие парламента, а это оказывается возможным в том случае, когда большинство депутатов являются сторонниками победившей партии и тем самым одобряют кандидатуру премьер-министра. Поэтому в парламентской монархии не существует жесткого разделения властей, а используется принцип сотрудничества законодательной и исполнительной властей. В силу этого в парламентских монархиях реальной и весьма значительной политической властью обладает премьер-министр, поскольку он опирается на поддержку парламента.
Монархи в Британии и Испании юридически безответственны. Издаваемые ими акты скрепляются подписями премьер-министра или министра, ответственного за их реализацию.
Парламентская монархия - конституционная монархия, в которой монарх не обладает значительными властными полномочиями по сравнению с правительством и играет преимущественно представительскую или церемониальную роль. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.
Признаки парламентской монархии:
1) Правительство формируется из представителей определенных партий, получивших большинство на выборах в парламент;
2) Лидер партии с наибольшим числом депутатских мест – глава государства;
3) Фигура монарха символическая (в законодательной, исполнительной и судебной власти он ограничен);
4) Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
5) Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед монахом.
Главный отличительный признак парламентарной монархии – политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность.
4. Внутренняя структура конституционных судов в зарубежных стран.
Существует две основные модели структуризации конституционных судов:
1) конституционный суд выступает как единая судебная коллегия, рассматривающая дела с участием всех судей;
2) конституционный суд состоит из специальных структурных подразделений - коллегий (палат, сенатов, секций судей и др.).
Наличие коллегий позволяет повысить оперативность в работе конституционного суда и таким образом решить насущные для большинства конституционных судов проблемы, вызванные все нарастающим потоком дел, невозможностью в связи с этим соблюдения установленных законом процессуальных сроков их рассмотрения, медлительностью в прохождении дел.
Пленарные заседания конституционного суда - ведущая организационно-правовая форма его деятельности. Это обусловлено тем, что в полном составе суд рассматривает наиболее важные и сложные категории дел. Коллегии в ряде случаев обязаны передавать дела на рассмотрение пленума. Если в структуре конституционного суда предусмотрены коллегии, то считается, что заседание коллегии тоже есть деятельность конституционного суда: каждая коллегия выступает как конституционный суд. Это подтверждается правилом, согласно которому решения, принятые в пленарных заседаниях коллегий, юридически равнозначны: они выносятся от имени государства и являются решениями конституционного суда.
Наличие коллегий не подрывает статус конституционного суда как единого органа конституционного правосудия. Заседания коллегий и пленарные заседания - организационно-правовые формы осуществления конституционным судом своей единой компетенции.
Коллегии конституционного суда, как правило, равноправны. Порядок формирования коллегий, предусматривающий, в частности, периодическое изменение их состава, позволяет избегать влияния каких-либо интересов и пристрастий на распределение судей между коллегиями.
5. Выборы Президента сша (косвенные выборы, выборы согласно XII поправке к Конституции).
Порядок выборов президента США:
Высшим должностным лицом страны, а также главой исполнительной власти является президент США.
Президент США избирается на 4-летний срок путем двухступенчатых косвенных выборов. В ходе выборов формируется особый орган - коллегия выборщиков, которая затем избирает президента.
В данную коллегию входит число выборщиков, равное количеству конгрессменов (представителей) и сенаторов. Каждый штат избирает столько выборщиков, сколько от штата в сумме избирается сенаторов и представителей.
Число выборщиков от каждого штата различно.
Каждая партия в каждом штате выдвигает единый список выборщиков. Голосование идет за список в целом. Если партия набирает относительное большинство голосов в рамках одного штата, в Коллегию выборщиков избирается весь ее список
Для избрания президента необходимо набрать270 голосов выборщиков или больше, то есть больше половины от их общего числа.
ПрезидентомСШАможетбытьизбран:
гражданин США по рождению;
достигший 36 лет;
обладающий избирательным правом;
проживший в стране не менее 14 лет.
В одной паре с президентом избирается вице-президент. Он должен отвечать тем же требованиям, что и кандидат в президенты. Вице-президент председательствует в Сенате и помогает президенту в его деятельности.
Выборы непрямые: победитель определяется Коллегией выборщиков, голосующие в каждом штате выбирают один из списков выборщиков, обозначенных каким-либо кандидатом. Выборщики обычно заранее обещают проголосовать за кандидата от их партии
Непрямые выборы (также косвенные или многостепенные выборы) - избирательная система, при которой воля избирателя опосредуется специальными лицами -выборщиками или специальными органами.
В системе косвенных выборов избиратели выбирают выборщиков или специальный орган, которые, в свою очередь, избирают должностное лицо на соответствующую должность.
Коллегия выборщиков, предусмотренная Конституцией США 1789 года, состоит из граждан США, избранных (по штатам) в ходе первичных всеобщих выборов с единственной задачей – обеспечить избрание Президента и Вице-президента США. Всего в Коллегии выборщиков 538 выборщиков. Для избрания Президентом США и Вице-Президентом США необходимо получить не менее 270 голосов выборщиков.
Президент США хотя и избирается Коллегией выборщиков в ходе проведения косвенных выборов, однако в основе косвенных выборов лежит институт всеобщего голосования избирателей, на основе которого (по мажоритарной или пропорциональной системе) и формируется состав Коллегии выборщиков.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский Государственный Индустриальный Университет
Филиал ГОУ МГИУ в г.Сергиевом Посаде МО
Кафедра «Гражданско-правовых дисциплин и правоохранительных органов»
Курсовая работа
по дисциплине «Теория государства и права»
на тему: «Парламентарная монархия»
Сергиев Посад
Введение
1.2 Виды монархии
Заключение
Библиография
Введение
Изучение формы правления государства как одного из элементов формы государства имеет важное значение, так как позволяет более детально разобраться в происходящих в государстве процессах, понять общие закономерности возникновения и развития различных социальных явлений.
В юридической литературе под формой правления понимают элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. В зависимости от положения главы государства различают монархии и республики.
Монархия (от греческого -единовластие) -- это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы -- монарха (короля, царя, шаха, императора и т. д.)
Цель курсовой работы заключается в раскрытии изучаемой темы, именно «Парламентарной монархии», так как эта форма правления существует в большинстве высокоразвитых и современных государствах.
Интерес к исследованию проблем монархической государственности поддерживается рядом следующих обстоятельств:
Парламентарная монархия -- конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.
Парламентарные монархии значительно более распространены в современном мире по сравнению с абсолютными и дуалистическими. Среди монархий их подавляющее большинство. Это -- Великобритания, Япония, Канада, Испания, Австралия, Швеция, Новая Зеландия, Норвегия, Дания, Нидерланды, Бельгия, Таиланд, Малайзия, Люксембург и др.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
Раскрыть сущность парламентарной монархии;
Выявить признаки парламентарной монархии;
Описать современную парламентарную монархию на примере Великобритании.
Изучение правления в парламентарной монархии позволяет уяснить, как в государствах с данной формой правления создаются высшие органы государства; какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами; как строятся отношения между населением государства и верховной государственной властью; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечить права и свободы гражданина.
парламентарный монархия власть правление
I. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и признаки монархии
Форма правления рассматривается как организация государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления. Во втором - республиканская.
При монархической форме правления источником государственной власти, согласно действующим законам, является монарх. При республиканской - выборный государственный орган.
Главная разница между монархией и республикой заключается в следующем: монархическая форма государства означает, что власть в государстве принадлежит высшему носителю государственной власти на основе его собственного права.
В монархии монарху предоставлено окончательное решение по всем важнейшим государственным актам. Народ здесь не обладает никакой властью, или обладает ею в весьма малой степени. Народ в монархии или вовсе устранен от управления, или участвует в нем лишь в ограниченном объеме. Иначе обстоит дело в республике. Под республикой разумеется такая форма государства, где власть принадлежит самому народу и только ему. Здесь сам народ прямо или через посредство избранных им представителей и управляет государством и решает все важнейшие государственные дела.
Таково главное различие между монархическим и республиканским государствами.
Монархией (от гр. единовластие) называется такое государство, в котором верховная власть в стране сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства. Пост монарха обычно передается по наследству от отца к старшему сыну, реже к дочери или родственнику по боковой линии, и ни один орган власти не вправе повлиять на этот процесс.
Основными признаками классической монархической формы правления являются:
Существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах)
Наследственный (согласно закону о престолонаследии) порядок преемственности верховной власти;
Монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;
Юридический иммунитет и независимость монарха, которые подчеркивает институт контрасигнатуры.
1.2 Виды монархии
Многочисленные и весьма весомые основания для подразделения монархий дает сама жизнь. Применительно, например, к монархии в качестве основных критериев для ее классификации на различные разновидности могут служить различная степень концентрации власти в руках одного лица -- монарха, наличие или отсутствие конституционных актов, оказывающих сдерживающее влияние на проявление монархической власти, функционирование в стране наряду с монархическими институтами республиканских институтов в виде парламента или других представительных органов.
В свою очередь, монархии делятся на абсолютные и ограниченные. В абсолютных монархиях вся полнота государственной власти -- законодательной, исполнительной и судебной -- сосредоточена в руках монарха (примером такой монархии может служить Россия 17- 18 вв., Франция до революции 1789 г. и др.). Однако следует заметить, что абсолютные монархии -- категория исторически ограниченная. В абсолютистской монархии нет разделения властей, монарх (реальный глава государства) сосредоточивает в своих руках все высшие полномочия государственной власти. Он является единственным или верховным законодателем -- только по его волеизъявлению нормативные установления могут приобретать силу закона. Он является верховным судьей, от его имени творится правосудие, он обладает правом помилования. Он назначает и смещает должностных лиц исполнительной власти, перед ним ответственно правительство. Абсолютный монарх подчиняется законам в той мере, в которой он желает им подчиняться. Законность, власть законов -- явление, характерное для республики; для абсолютистской монархии характерно правление людей -- добрых и злых монархов, справедливых или несправедливых, "грозных" и "тишайших" и т.д.
Как отмечалось выше, в абсолютных монархиях не только население страны, но и ни один орган государства, даже самый высший, не вправе изменить выбор главы государства. Говоря о конституционном закреплении формы правления, следует отметить, что абсолютная власть монарха опирается исключительно на силу и поэтому какому-либо правовому регулированию подвергнута быть не может, поскольку любая попытка опереться на закон означает ограничение власти, введение ее в определенные рамки. Поэтому большинство монархий приняли на вооружение теорию божественного происхождения государственной власти.
В настоящее время в мире осталось только 6 государств, форму правления в которых можно безо всяких условностей назвать абсолютной монархией -- это Бруней, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Свазиленд, а также Ватикан. В них власть безраздельно принадлежит монарху.
В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным органом -- парламентом -- либо особым правовым актом -- конституцией. В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха -- конституции и парламента. Но, например, Великобритания имеет парламент и не имеет конституции в ее традиционном виде -- в виде единого писаного документа. Поэтому монархии, ограниченные таким способом, принято именовать парламентарными.
Примерами таких монархий являются многие европейские государства -- помимо названной выше Великобритании также Бельгия, Дания, Нидерланды и др. С одной стороны, сохранение в этих государствах монархии -- дань традиции, поскольку монарх в них выполняет чисто номинальные, представительские функции, а власть в стране принадлежит выборному органу -- парламенту. С другой стороны, сохранение поста главы государства в лице монарха является символом стабильности этих государств, их уважения к историческому прошлому и собственной государственности.
В ряде стран Азии и Африки ограниченные монархии действуют в виде дуалистических монархий (например, в Марокко, Иордании, Кувейте и др.). Их отличие от парламентских состоит в сосредоточении в руках монарха больших полномочий в сфере государственной власти. Ему принадлежит не только вся полнота исполнительной власти, но и значительная часть власти законодательной, выражающейся в праве налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом. Этот акт не позволяет закону вступить в силу, зато монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих даже большую нормативную силу по сравнению с ними.
В дуалистических монархиях правительство формируется независимо от партийного состава в парламенте и не несет парламентской ответственности. При данной форме правления власть носит двойственный (дуалистический) характер. Она юридически и фактически разделена между правительством, формируемым и ответственным перед монархом, и парламентом. Наследственный монарх выражает интересы класса феодалов, тогда как парламент представляет интересы класса буржуазии. Существование дуалистической монархии свидетельствует о слабости буржуазии в данной стране, о вынужденном делении ею государственной власти с феодалами. Дуалистическая монархия существовала в кайзеровской Германии (1871--1918 гг.), в Эфиопии, Иране и других странах. В настоящее время такая форма правления практически себя изживает.
II. СУЩНОСТЬ ПАРЛАМЕНТАРНОЙ МОНАРХИИ
2.1 Общее понятие парламентарной монархии
Парламентарная монархия -- вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).
Но при этом в категорию монархий попадают не только государства, в которых реальная власть принадлежит монарху, отделенному от подданных, но и номинальные монархии, в которых у монарха нет реальной власти; последние -- это, как правило, демократические государства, которые, по сути, представляют собой республики.
Иное дело -- парламентарная монархия. Здесь монарх -- номинальный глава государства, т. е. такое должностное лицо, у которого нет реальных полномочий какой-либо ветви государственной власти. "От имени" или "по поручению" монарха фактические полномочия высших органов законодательной и исполнительной власти осуществляют парламент и образуемое им правительство. Конституция формально относит к компетенции номинального монарха широкий круг вопросов, но монарх не вправе регламентировать их самостоятельно. В парламентарной монархии существует институт контрасигнатуры, означающий, что подпись монарха действительна лишь при наличии подписи премьер-министра или другого компетентного члена правительства.
В парламентарных монархиях, являющихся наиболее распространенными формами монархии в настоящее время, правительство формируется партией, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте, или партиями, располагающими в нем вместе большинством голосов. Лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой правительства. Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Власть монарха является весьма ограниченной во всех сферах государственной жизни и деятельности, и прежде всего в законодательной и исполнительной. Причем ограничение это имеет не формально-юридический, а фактический характер. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная -- правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Господствующие слои рассматривают конституционную монархию как своего рода резервное средство воздействия на остальные слои населения, как дополнительное средство защиты своих интересов в случае предельного обострения социально-классовых конфликтов. Парламентарные монархии в научной литературе зачастую именуют конституционными монархиями.
При конституционной монархии законы принимаются парламентом и утверждаются монархом. Однако данная прерогатива монарха, также как и большинство других его полномочий, имеет формальный характер. В силу сложившейся политической практики и конституционных обычаев монарх, как правило, не отказывается в подписании принятых парламентом законопроектов.
Правительство, согласно конституционным положениям, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Существование парламентарной монархии является свидетельством полной победы буржуазии над феодалами в данной стране. В настоящее время парламентарная монархия существует в Великобритании, Бельгии, Голландии, Дании, Швеции, Японии, Австралии, Испании, Норвегии и ряде других высокоразвитых в промышленном отношении капиталистических стран.
В монархии парламентарной власть также делится между монархом и народным представительством. Но тогда как в конституционной монархии власть монарха гораздо обширнее прав парламента, здесь наоборот -- власть народного представительства и фактически, и, пожалуй, юридически, более обширна, чем власть монарха. Известная поговорка: «Король царствует, но не управляет» вполне применима к парламентарной монархии. В ней судьбами страны заведует парламент. Управление также сосредоточено преимущественно в руках последнего. Таково общее и главное отличие парламентарной монархии от других видов последней.
Эта общая черта проявляется прежде всего в том, что в парламентарной монархии министры фактически намечаются самим народным представительством в лице большинства парламента.
Утверждение короля требуется лишь в качестве простой формальности. Этот факт весьма важен. Дело обычно происходит так. Палата депутатов делится на партии. Та партия, которой принадлежит большинство депутатов, обычно намечает своего сочлена в качестве главного министра. Король этому намеченному кандидату предлагает принять на себя пост главного министра и составить весь кабинет министров, т. е. пригласить в качестве остальных министров тех лиц обычно из той же партии парламентского большинства, кого главный министр пожелает. Приглашенные, раз они приняли предложенные им министерские портфели, становятся министрами и составляют все вместе единый согласованный и ответственный перед народом кабинет министров. Этот-то кабинет, составленный из членов парламентского большинства, и является вместе с парламентом, фактическим правительством страны, Король только утверждает для формы то, что делается этими министрами. Из сказанного видно, что здесь положение вещей иное, чем в конституционной монархии. Там министров по своему произволу назначает монарх, не спрашивая согласия народных представителей; здесь министры определяются самим парламентом из тех партий, которые составляют в парламенте большинство. В конституционной монархии они ответственны перед монархом, в парламентарной -- перед парламентом. В первой -- увольнение министров зависит исключительно от монарха, в парламентарной -- от народного представительства. Ответственность министров здесь двоякая. Прежде всего всякий министр подлежит суду за какое-либо преступление. Но помимо этой общей ответственности, существующей и в конституционной монархии, есть иная, политическая ответственность министров в целом. Она состоит в том, что весь кабинет министров совокупно, как одно целое, отвечает перед парламентом за целесообразность мер каждого отдельного министра. Парламенту при этой форме правления обычно принадлежит право запросов к правительству. Министры обязаны давать ответы на каждый запрос. Если ответ правительства будет признан парламентом неудовлетворительным, министерство обязано немедленно подать в отставку. То же происходит и тогда, когда палата депутатов отвергает тот или иной законопроект, предлагаемый кабинетом министров. Короче говоря, всякое министерство в парламентарной монархии остается у власти лишь до тех пор, пока за ним имеется большинство палаты депутатов. Как только этого большинства у него нет, что выражается в форме признания большинством палаты той или иной меры правительства нецелесообразной или в форме отклонения министерского законопроекта, или в виде выражения недоверия палаты министерству -- Весь кабинет обязан подать в отставку и уступить место новому министерству, составляемому опять-таки из членов большинства палаты и опирающемуся на поддержку этого большинства.
Такова сущность политической ответственности министров и система назначения и увольнения их в парламентарной монархии. Как видим, роль короля здесь ничтожна. Назначает и увольняет министров фактически не король, но народное представительство. Этот порядок остроумно выразил отец нынешнего короля Бельгии в своем разговоре с императором Александром III.
Рассказывают, что последний просил бельгийского короля указать ему, в чем заключаются положительные стороны парламентаризма. На этот вопрос бельгийский король коротко ответил: «Парламентаризм хорош тем, что когда у моего министра есть большинство в парламенте, я иду спокойно гулять. Если же этого большинства у него нет, я посылаю его гулять, т. е. он подает в отставку». Таково основное отличие парламентарной монархии от конституционной.
Парламент здесь не только законодательствует, но и управляет страной, прежде всего, тем, что он сам определяет состав министров и линию их политики, во-вторых, он же целиком ведает и всеми остальными отраслями управления, начиная с вопросов финансовых и кончая вопросами войны и мира. Без его участия, а тем более вопреки его воле, король не может совершить никакой важный государственный акт. Недалеко поэтому от истины изречение одного английского писателя, гласящее: «Парламент может все сделать. Он не может только превратить мужчину в женщину и женщину в мужчину».
Из сказанного ясно преимущество парламентской монархии перед конституционной. В первой народ, в лице своих представителей, имеет несравненно больше власти, чем во второй. В первой невозможны те злоупотребления монарха и его правительства, которые обычны в конституционной монархии. Здесь, при каждом расхождении воли короля с волей парламента, последний имеет в своих руках ряд мер, посредством которых он может добиться осуществления своего желания.
Мудрено ли поэтому, что ряд государств, перейдя от монархии неограниченной к монархии конституционной, не останавливаются на последней, а переходят к парламентарной монархии, как к более лучшей форме государственного устройства. В настоящее время лучшим образцом парламентарной монархии является Англия. В этой стране путем постепенного развития утвердились описанные черты парламентаризма.
Указывая в предыдущем на огромную власть парламента в таком государстве, нельзя не подчеркнуть, с другой стороны, и того, что кое-какое значение здесь все же продолжает сохранять и король. Отметим из его прав два права, часто встречающиеся в парламентарной монархии. Одно из них заключается в праве роспуска королем парламента и назначении новых выборов. В тех случаях, когда король и его министры предполагают, что их политика, несмотря на неодобрение ее парламентом, не расходится с мнением самого народа, король может распустить парламент и назначить новые выборы. Этот роспуск представляет как бы новый опрос страны: если последняя поддерживает мнение распущенного парламента, она снова выбирает тех же депутатов, если же страна согласна с мнением короля, -- она выберет депутатами новых лиц, которые примыкают к политике короля. Таково это право монарха и таково его общественное значение.
Второе полномочие короля, встречающееся часто в конституционной, реже в парламентарной монархии, заключается в его праве накладывать свой запрет (вето) на тот или иной законопроект палаты. Для того, чтобы какое-либо требование народных представителей стало законом, юридически и здесь требуется согласие монарха. Но если бы монарх имел право без ограничения защищать законопроекты, то ни одно положение парламента не могло бы получить силу. Чтобы этого не случилось, жизнь установила правило, согласно которому монарх может ставить свое вето (запрет, несогласие) на тот или иной законопроект лишь ограниченное число раз, например, от одного до трех раз. Если, скажем, палата депутатов одобрит какой-либо проект, то король один раз может его остановить. Но если палата и второй раз снова одобрит его, он уже не может быть остановлен королем. Согласен последний или нет, законопроект все равно становится законом.
Такое правило, конечно, весьма важно. Если бы его не было, монарх по-прежнему мог бы тормозить всю работу народных представителей. Чтобы этого не случилось, жизнь и ввела такие ограничения.
Из сказанного видно, что лучшим видом монархического образа правления является так называемая парламентарная монархия.
2.2 Парламентарная монархия в Великобритании
Великобритания -- парламентарная монархия во главе с королевой. Законодательный орган -- двухпалатный парламент (Монарх + Палата общин и Палата лордов - так называемая система King (Queen) in Parliament). Парламент является высшим органом власти на всей территории, несмотря на наличие в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии собственных управленческих административных структур. Правительство возглавляет монарх, непосредственное управление осуществляется премьер-министром, назначаемым монархом, который, таким образом, является председателем Правительства Его (Её) Величества.
Отличительной характеристикой является отсутствие какого-либо единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны, не существует письменной Конституции, более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции. Вместо Конституции существует Великая хартия вольностей, созданная в средние века и определяющая права жителей страны. Отношения между народом и правительством регулируются законодательными актами, неписаными законами и конвенциями.
Британская Конституция - Конституция неписаная, акт которой был официально провозглашен основным законом, в Великобритании не существует. Неписаная же Конституция Великобритании состоит из трех категорий:
1. норм статутного права;
2. норм case Law (прецедентного права);
3. норм, представляющих собой не что иное, как конституционные обычаи.
Британское государство, официально именуемое Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии,- государство унитарное. В состав этого государства входят 4 историко - географических района, имеющих некоторые особенности в системе управления,- Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия.
Монарх в Великобритании - это Королева (Король) - глава государства и формально источник суверенной власти.
Престолонаследие, согласно Акту 1701 г., определяется по кастильской системе, в соответствии с которой трон передается старшему сыну умершего или отрекшегося монарха, а при отсутствии сыновей - старшей дочери. Так в 1952 г. воцарилась нынешняя Королева Елизавета II, принадлежащая к Виндзорской династии: у ее отца Георга VI не было сыновей. При этом монарх должен быть протестантом и не может состоять в браке с католиком. Он имеет право отречься от престола в пользу своего близкого родственника, и в этом случае его потомки по прямой линии теряют право на наследование трона. Так произошло с Эдуардом VII, который в 1936 г., чтобы жениться на американке-католичке, отрекся от престола в пользу своего брата, ставшего Королем Георгом VI. Его дочерью и является царствующая Королева. Она - 42-й английский монарх и 6-я Королева.
Монарх может изменить порядок престолонаследия и сам определить, кто из его потомков будет наследовать трон. В частности, Елизавета II в связи с неудачной семейной жизнью своего старшего сына - первого наследника престола - подумывает о том, чтобы назначить в качестве такового старшего внука или младшего сына.
Первым наследником престола считается старший сын царствующего монарха. Он носит титул принца Уэльского. Существует и возможный наследник (наследница), например, младший (следующий по возрасту за первым наследником) сын или старшая (единственная) дочь монарха.
Супруг Королевы монархом не является. Ему как принцу - консорту присваивается титул принца Эдинбургского. Супруга Короля именуется королевой, однако полномочий монарха не имеет.
В британских официальных документах и доктринальных произведениях институт монарха часто обозначают термином «Корона».
Полномочия монарха можно подразделить на две группы: прерогативные и статутные. Большинство полномочий существует в форме прерогативы Короны, т. е. его как бы прирожденных исключительных прав, не производных от решений парламента. Королевскую прерогативу можно разделить на личную и политическую.
Личная прерогатива охватывает право на атрибуты монаршей власти: корону, мантию, трон, скипетр и державу, титул, в котором перечисляются владения монарха, указывается божественное происхождение его власти. Официальный титул Королевы Великобритании звучит так: «Ее Величество милостью Божией Королева Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и других подвластных ей государств и территорий, глава Содружества, защитница веры». Личная прерогатива включает также право на королевский двор и цивильный лист (в 1995 г. выплаты по нему составили 7,9 млн. фунтов стерлингов). Ранее личная прерогатива включала и освобождение от уплаты налогов, однако в начале90-х гг. Елизавета II добровольно от этого сказалась. Отказалась она и от специальных самолетов и пользуется теперь рейсовыми.
В связи с политической прерогативой следует указать, что монарх является составной частью парламента наряду с обеими палатами. Однако заседания палат без специального приглашения королева посещать не может. Единственное исключение, вытекающее из королевской прерогативы, состоит в том, что именно королева открывает каждую осень очередную сессию парламента, выступая на совместном заседании палат с подготовленной правительством тронной речью. В ней излагается очередная программа правительства.
Прерогатива включает и право королевы распускать палату общин.
Формально монарх обладает весьма обширными полномочиями, но фактически его личная власть ограничена, и притом не столько законодательными актами, сколько нормами прецедентного права и конституционными обычаями. Каждый билль (закон), после того как завершено рассмотрение его в палатах парламента, передается на подпись монарху. Но последний случай отказа биллю в королевской санкции имел место в 1707 г. По существу, с того времени сложился обычай, обязывающий монарха подписывать все поступающие к нему билли.
Король (королева) созывает и распускает парламент, назначает и освобождает от должности министров и других высших должностных лиц, является главой исполнительной власти, заключает и ратифицирует международные договоры, осуществляет право помилования и т.д. Король также является главой государства бывших британских доминионов - Канады, Австралии и Новой Зеландии.
Однако по своему усмотрению монарх не может осуществлять ни статутные, ни прерогативные полномочия. Это не значит, что королева не играет никакой роли в осуществлении государственной власти. Хотя она сама не решает почти никаких государственных дел, она может влиять на решения, принимаемые должностными лицами британского государства. Ныне управление государством осуществляется от имени королевы правительством Ее Величества. В прецедентном праве Великобритании есть норма, согласно которой «король не может быть не прав». Практически это означает, что монарх не несет ответственности за акты, изданные от его имени, - ответственными считаются министры, скрепившие их своими подписями. Королева осуществляет принадлежащие ей полномочия не иначе, как по «совету» (предложению) соответствующих министров. Она не может даже присутствовать на заседаниях кабинета министров, но получает регулярную информацию о принятых им решениях.
Королеве оказывает содействие Тайный Совет, с которым она консультируется. Кабинет - возник в конце XVII в. как комитет Тайного совета монарха. Тайный совет состоит из членов королевской семьи, архиепископов, министров и почетных членов, насчитывая более 420 человек. В полном составе он собирается в особо торжественных случаях, а вообще кворум в нем составляют три члена. Формально существуя как совещательный орган при монархе, Тайный совет созывается на заседания по решению Королевы чаще всего в случаях принятия ею актов, имеющих юридическую значимость: прокламаций в Совете и приказов (orders) в Совете. Прокламации принимаются по вопросам объявления войны и заключения мира, созыва парламента, объявления перерыва в его работе и роспуска палаты общин. По другим вопросам издаются приказы в Совете, которые доктриной подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные.
Центральная исполнительная власть в Великобритании представлена органом, состоящим из министров, - правительством Ее Величества во главе с премьер - министром. Фактически главную роль в управлении государством играют правительство и премьер- министр.
Отдельные вопросы организации и деятельности правительства регулируют следующие основные нормативные акты: Акты о министрах Короны 1937 г., 1934 г., 1975 г.; Акты о передаче полномочий министров Короны 1946 г., Акты о дисквалификации депутатов палат общин 1957 г., 1975 г.; Акт о государственных документах 1967 г.; Акт о жаловании министров 1972 г.
Порядок формирования правительства основывается главным образом на конституционных соглашениях. Новое правительство формируется после каждых парламентских выборов. Королева назначает премьер - министром лидера партии, получившей абсолютное большинство мандатов в палате общин. Поскольку каждая партия имеет заранее избранного лидера, никакого другого на этот пост королева назначить не может. Если же ни одна из партий не получила абсолютного большинства, королева проводит консультации с лидерами парий и, выслушав их советы и предложения, сама принимает решения. После назначения премьер - министра королева по его предложению назначает остальных членов кабинета и всего правительства.
Если премьер - министр уходит в отставку в период между парламентскими выборами, его преемник назначается королевой после того, как партия, располагающая большинством голосов в палате общин, изберет нового официального лидера. Новый премьер - министр, даже если он принадлежит к той же партии, что и его предшественник, формирует новый кабинет. Поражение на выборах влечет коллективную отставку правительства. Что касается королевской прерогативы увольнения премьер-министра, то с 1783 г. монархи ею не пользовались.
Должность премьер-министра возникла как результат конституционного соглашения. До настоящего времени его полномочия и фактическая роль определяются неписаным правом, а также зависят от политических обстоятельств.
Согласно обычаю, премьер- министр носит титул Первого лорда Казначейства, а с 1968 г. занимает должность министра гражданской службы. В исключительных случаях на премьер- министра возлагается непосредственное руководство каким-либо крупным министерством. Например, Гарольд Вильсон возглавлял министерство экономики с 1967 по 1968 г. совместно с соответствующим государственным секретарем.
Премьер- министр играет ведущую роль в кабинете и правительстве, осуществляет руководство их деятельностью, а также руководство основными министерствами и центральными ведомствами. Он является главным советником королевы, представляет ей для зачтения в парламенте тронную речь, служащую программой правительства, выполняет представительские функции в международных отношениях. Премьер- министр устанавливает круг вопросов, подлежащих рассмотрению кабинетом и правительством, определяет их общую политическую стратегию, руководит работой комитетов, дает рекомендации монарху относительно состава кабинета, решает вопросы об увольнении министров и об отставке правительства, направляет правотворческую деятельность кабинета. Для современной Великобритании характерно возрастание роли премьер- министра в принятии политических решений и ограничение коллегиальных форм деятельности кабинета. Безусловно, признается, что он вправе вмешиваться в любую область правления. Практика свидетельствует, что премьер- министр играет ведущую роль, прежде всего в области внешних отношений, экономической политики и в других наиболее важных сферах государственной жизни.
Премьер- министр осуществляет ряд прерогатив монарха от его имени: назначает высших чиновников государства, созывает и распускает парламент, объявляет войну и заключает мир. Английское право не содержит специальных требований к кандидату на пост премьер - министра. Лицо, претендующее на эту должность, должно быть совершеннолетним, британским подданным, членом парламента.
Для обеспечения эффективной деятельности главы правительства используется личный секретариат премьер- министра, который не имеет постоянного состава. Премьер- министр может создавать в структуре этого органа новые звенья. Секретариат премьер- министра включает лиц, являющихся гражданами служащими - чиновниками высшего ранга. В его функции входит ведение переписки, поддержание связи с членом кабинета, с отдельными министерствами и ведомствами, подготовка информационных и аналитических материалов. В отличие от других стран, внутри правительства Великобритании формируется и действует кабинет министров с более узким составом.
Таким образом, термины «правительство» и «кабинет» не равнозначны. В правительство входят все министры, тогда как кабинет - это организационно обособленная часть правительства, играющая особо важную роль.
Что касается состава кабинета, то он определяется лично премьер- министром, и обычно число министров в нем колеблется от 16 до 24 человек, считая и самого премьера. Премьер- министр группирует вокруг себя несколько министров, занимающих особое положение в кабинете в силу важности возглавляемых им ведомств. Работа кабинета организуется аппаратом, в который входит ряд органов: секретариат, центральная статистическая служба и др. Структура аппарат может изменяться в зависимости от личного усмотрения премьер- министра, имеющего право создавать в ней новые посты и подразделения.
В судебной сфере монарх назначает судей, ему принадлежит право амнистии и помилования.
Монарх - главнокомандующий Вооруженными силами, хотя воинское звание самой королевы - полковник. Она назначает высших должностных лиц в вооруженных силах, присваивает звания офицерам армии, авиации и флота, награждает знаками отличия.
Королева возглавляет Содружество (Commonwealth), включающее около 50 государств, из которых 17, в том числе Канада, Австралия и Новая Зеландия, признают Елизавету II и своим главой государства. Она промульгирует конституции этих государств, по представлению их правительств назначает генерал-губернаторов, которые действуют от ее имени. Содружество - это своеобразная экономико-правовая форма связи Великобритании с ее бывшими колониями.
Во внешнеполитической сфере королеве принадлежит также право назначения дипломатических представителей, заключения международных договоров, объявления войны и заключения мира.
Наконец, своеобразие статуса британской королевы заключается в том, что она, как мы уже отметили, возглавляет англиканскую церковь в Англии и пресвитерианскую - в Шотландии. В этом качестве она назначает церковных иерархов Церкви Англии.
Все акты королевы подлежат контрасигнатуре премьер- министра. Данное правило сформулировано в Акте об устроении 1701 г. Тем самым ответственность за акты королевы, исходя из формулы «Король не может быть неправ», выражающей принцип неответственности монарха, несет правительство.
Институт монархии сохраняется в Великобритании как символ единства нации, преемственности в ее развитии, как гарант стабильности в обществе. Этому способствуют политический нейтралитет монарха, который, в частности, не может состоять ни в одной политической партии, его информированность в вопросах управления и компетентность, обеспечиваемая подготовкой с детства к достойному выполнению своей функции и затем многолетним опытом.
Заключение
В данной работе была исследована сущность парламентарной монархии, ее признаки, проанализирована Великобритания как пример такого типа монархии. Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать некоторые выводы:
Парламентарные монархии значительно более распространены в современном мире по сравнению с абсолютными и дуалистическими.
В парламентарных монархиях осталось очень мало реальной власти. Никакое его желание, даже такое частное, как относительно помилования преступника, фактически не может быть исполнено, если оно вызывает недовольство парламента. Иногда парламенты даже ограничивают свободу монархов в их частных делах.
Но все же юридически за монархом остается громадная власть: и окончательное утверждение законов, и их исполнение, и назначение и смещение всех чиновников, и объявление войны, и заключение мира -- все это лежит на нем, однако он может выполнять всё это лишь в согласии с волей народа, выражаемой парламентом. Монарх «царствует, но не управляет»; однако и он представляет свое государство, является его символом.
Было бы неправильно сказать, что в таких государствах активная роль монарха сведена к нулю: являясь главным представителем государства и исполнителем воли народа, он выполняет различные функции, важные в особенности в области иностранной политики, а также в моменты кризисов и конфликтов в области внутренней.
Кроме того, во второй части курсовой работы мной была описана парламентарная монархия Великобритании. Эта страна как пример современной монархии была выбрана мной не случайно, а по ряду причин.
Во-первых, это наиболее яркий и традиционный пример парламентарной монархии на сегодняшний день.
Во-вторых, Англия обладает историей установления конституционной монархии, которая в полной мере отражает развитие данного вида монархии.
Конституционная монархия, в свою очередь, прошла две фазы развития: от дуалистической монархии до парламентарной. Парламентарная монархия и является заключительной стадией развития этого института и самой распространенной на сегодняшний день.
Монархическая и в частности парламентарная форма правления в настоящее время успешно развивается; примером тому служат монархические государства по всему миру, и эти государства являются одними из самых благополучных по уровню жизни населения, по степени криминальной обстановки в стране, по уровню развития и внедрения инноваций.
Библиография
1. Автономов, А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. / Под ред. А.С. Автономова. - М.: Юриспруденция, 2001. С. 279-286.
2. Комаров, С.А. Теория государства и права: учеб.-метод. комплекс. / C.А. Комаров; под ред. А.В. Малько. - М., 2004. - 224 с.
3. Корельский В.М. Теория государства и права: учебник для юр. вузов и факультетов. / В.М. Корельский; под ред. В.Д. Перевалова. - М.,1997. - 180 с.
4. Малько, А.В. Конституционное право зарубежных стран: учеб.-метод. комплекс. / Под ред. А.В. Малько. - М.: Норма, 2004. С. 223-229.
5. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права: учебник. / М.Н. Марченко. -М., 2001. - С. 185-186.
6. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права: академический курс.Том 1. / М.Н. Марченко. Изд. 2-е. - М., 2001. - С. 289-290.
7. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник. / М.Н. Марченко. Изд. 2-е. - М., 2009. - С. 299-300.
8. Нерсесянц, В.С. Проблемы общей теории государства и права: учебник для вузов. / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М., 2004. - С. 598-599.
9. Пацация, М.Ш. Теория государства и права: учеб. пособие. / М.Ш. Пацация. - М., 2006. С. 152-154.
10. Пиголкин, А.С. Общая теория права: учебник для юр. вузов. / А.С. Пиголкин. Изд. 2-е. - М.,1996. - С. 69-73.
11. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: хрестоматия. / В.Н. Хропанюк; под ред. Т.Н. Радько. - М., 1998. - С. 242-245.
12. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права. / Под ред. док. юр. наук В.Г. Стрекозова. - 2-е изд., доп. и исправлен. - М., 2002. С. 100-102.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Понятие и сущность монархии. Признаки монархии как формы правления. Достоинства и недостатки монархической формы правления. Монархия как формы правления: абсолютная, ограниченная монархия - дуалистическая, парламентарная. Исторические виды монархий.
курсовая работа , добавлен 19.03.2008
Характеристика формирования и установления взаимоотношений высших государственных органов власти, история развития и виды форм правления. Отличительные черты парламентской и президентской республик. Абсолютная, дуалистическая и парламентарная монархии.
презентация , добавлен 30.09.2012
Формы государственного правления в истории человечества. Формирование российской монархии, ее сущность, характерные черты, роль в истории. Абсолютная, конституционная, дуалистическая, парламентарная и теократическая монархия. Слабые стороны монархии.
курсовая работа , добавлен 28.05.2014
Форма правления как характеристика структуры и взаимоотношений высших органов государства. Основные виды и существующие свойственные родовые признаки такой формы, как монархия. Парламентарная, президентская и смешанная (полупрезидентская) республика.
реферат , добавлен 13.10.2011
Основные признаки классической формы правления. Виды монархий: абсолютная, конституционная, парламентарная, дуалистическая. Особенности абсолютизма во Франции, Германии, Австрии и России. Трансформация абсолютной монархии в ограниченную и конституционную.
реферат , добавлен 21.06.2013
Понятия формы государства и формы правления. Особенности монархии как формы правления. Монархия как цепь политико-правовых следствий. Первичные и вторичные следствия монархии. Виды нетипичных форм монархий. Шведская модель функционирования монархии.
курсовая работа , добавлен 26.06.2012
Виды государственного правления. Отличие политического режима от формы правления. Признаки и характерные черты республики. Парламентская, президентская и смешанная республика. Виды монархий: абсолютная, конституционная, дуалистическая, парламентарная.
курсовая работа , добавлен 05.03.2012
Определение понятия и признаков монархической формы правления. Изучение разновидностей монархии в истории и в настоящее время. Сущность монархического начала как верховной власти нравственного идеала. Особенности данного движения в современной России.
курсовая работа , добавлен 26.11.2014
Характеристика различных форм государственного правления и устройства. Понятие и виды политического режима. Основные признаки и классификация монархии, ее преимущества и недостатки. Перспективы монархической формы правления в зарубежных странах и России.
курсовая работа , добавлен 14.11.2013
Понятие и сущность, достоинства и недостатки, условия возникновения, виды, исторические формы развития и признаки монархии как формы правления. Особенности правления современных монархических государств, их система организации и осуществления власти.
Эта форма правления существует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада, Австралия и др.).
Здесь мы наблюдаем развитое разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократический или, по крайней мере, либеральный политический режим.
Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей.
Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит». Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Как правило, он лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрасигнуются (скрепляются) его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх неответствен (в Великобритании это выражается принципом «Король не может быть неправ»).
Главный отличительный признак парламентарной монархии – политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии (ниже – в п. 6 § 6 гл. VIII в связи с парламентским контролем за правительством и его ответственностью перед парламентом – мы покажем, в чем тут разница), правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы, с тем чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласны, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено.
Изложенная система отношений между монархом, парламентом и правительством характеризует парламентарный режим, или парламентаризм. Однако этот государственный режим действует только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство. Такая ситуация традиционно существует, например, в Дании, Нидерландах и некоторых других странах. Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Подчас стоит какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуждено уйти в отставку.
Напротив, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония в 1955–1993 гг.) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.
Следовательно, при одной и той же форме правления – парламентарной монархии – возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.
Из развивающихся стран к числу парламентарных монархий можно отнести Малайзию, Таиланд, Непал, однако в последнем, учитывая реальное влияние монарха, приходится констатировать наличие элементов дуалистического государственного режима.