Определение акмеологии как науки. Предмет акмеологии. Акмеология Развитие своеобразия взрослого человека акмеология
А.А. Деркач, Е.В. Селезнева
АКМЕОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
Москва - 200 7
Рецензенты –
Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах: Учебное пособие.
Учебное пособие написано в соответствии с программой «Акмеология». В нем рассмотрены основные акмеологические понятия, методологические подходы и принципы акмеологии, методы акмеологического исследования и практики, акмеологические стратегии оптимизации развития личности и социума и др.
Структура изложения материала в виде вопросов и ответов, доступность изложения позволяет быстро и легко подготовиться к экзамену или зачету.
Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов.
© А.А. Деркач, Е.В. Селезнева, 2007 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Своеобразным социальным заказом для развития акмеологии стала острая социально-политическая и экономическая ситуация в российском обществе, возникшая в начале 90-х годов XX века.
Глубокие и многоплановые преобразования во всех сферах общества начали предъявлять высокие требования к человеку, его деятельности и личности. Возникла острая потребность в высококлассных профессионалах, способных принимать самостоятельные решения и эффективно действовать в условиях высокой неопределенности и риска. Прогрессивное развитие человека, его творческого потенциала, его способности самостоятельно решать личные и общественно значимые проблемы было признано важным фактором прогрессивного развития страны.
Однако исследования прогрессивного развития зрелой личности не занимали центрального места в психологии и смежных с ней науках, осуществлялись бессистемно, стихийно и эскизно.
Одновременно в рамках философии, психологии, педагогики, культурологии и других гуманитарных наук была сконцентрирована «критическая масса» знаний о факторах, которые содействуют или препятствуют прогрессивному развитию человека.
Логическим результатом этого процесса в начале 90-х годов XX века стало возникновение акмеологии как самостоятельной гуманистически направленной, фундаментальной, интегративной теоретической и прикладной науки и оформления акмеологии как профессии.
Первым оформился такой вид деятельности профессиональных акмеологов, как научные исследования. Они были направлены на поиск новых акмеологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование акмеологических явлений, изучение акмеологических закономерностей), исследование феномена акме как:
ступени взрослости человека, для которой характерны, если судить о ней обобщенно, его физическая, личностная и субъектная зрелость;
состояния подъема, вершины проявления индивидного, личностного, субъектного, индивидуального и профессионального развития, которых человеку удается достичь в своем развитии на разных возрастных ступенях.
Специфика акмеологических исследований сразу проявилась в разработке и эффективном внедрении в практику алгоритмов, методов и технологий, которые обеспечивают формирование у человека способности к саморазвитию, самоактуализации, самосовершенствованию и самореализации и способствуют достижению высшей ступени развития человека в различных сферах его жизнедеятельности. Акмеологи начали разрабатывать и внедрять в практику стратегии, тактики и техники оптимального формирования и последующего эффективного функционирования профессионалов высокого класса, а также реализующихся по своему деятельностному профилю больших и малых объединений людей.
Развитие акмеологии как профессии отразилось в становлении помимо научных исследований таких видов деятельности профессиональных акмеологов, как акмеологическая практика и обучение акмеологическим знаниям и акмеологическое просвещение.
Акмеологическая практика связана с применением акмеологических знаний для решения практических задач (акмеологическая диагностика и консультирование, коррекционная, развивающая и профилактическая работа), а обучение акмеологическим знаниям и акмеологическое просвещение направлено на подготовку специалистов и руководство акмеологическим самообразованием общественности.
Внедрение результатов акмеологических исследований в практику дает значительный социальный эффект. Система акмеологических знаний активно используется в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров управления, а также специалистов, работающих в сферах образования, здравоохранения, обороны, правопорядка, предпринимательства и др. В ряде регионов Российской Федерации успешно работают акмеологические службы.
Сферами, или областями деятельности профессиональных акмеологов являются управление, медицина, образование, социальные отношения, военное дело, политика, спорт, экономика, инженерное дело, журналистика, связи с общественностью, юриспруденция и др.
Развитие акмеологии как профессии отразилось в организации подготовки специалистов. В Российской Федерации работают 10 кафедр, готовящих квалифицированные кадры акмеологов – исследователей и практиков. Активно осуществляется подготовка специалистов-акмеологов высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру. В Российской Федерации активно действуют диссертационные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальности 19.00.13.
Предлагаемое читателям учебное пособие построено в форме вопросов, соответствующих экзаменационным вопросам по программе «Акмеология», и ответов, позволяющих студенту, магистранту или аспиранту быстро и легко подготовиться к экзамену или зачету.
При подготовке учебного пособия мы исходили из того, что к изучению акмеологии как учебной дисциплины студенты приступают после изучения философии, истории и философии науки, а также комплекса психологических дисциплин (в первую очередь, общей, социальной и возрастной психологии, а также психологии развития).
Глава 1. Теоретико-методологические основы акмеологии
Что означает слово «акмеология»?
Слово «акмеология» восходит к древнегреческому «akme», которое происходит, в свою очередь, от слова «axis» («острие») и значит: «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора». «En akmy einal» (быть в акме) переводится как: «быть в полном цвете, на высшей степени развития» 1 . В жизнеописаниях прославившихся древнегреческих мудрецов и философов, указывались часто не даты начала и конца их жизни, а то время, когда они явили себя миру именно в качестве мудрецов и философов, то есть время, на которое приходился высший пик их деятельности – время их «расцвета», акме. Так, Диоген Лаэртский, представляя Гераклита, говорит, что «расцвет его приходился на 69-ю олимпиаду» 2 .
Вторая часть термина «акмеология» восходит к древнегреческому «logos», означающему «смысл», «разум», «познание», «изучение», «исследование».
Таким образом, в буквальном смысле акмеология – это знание о вершинах, наука, изучающая высшую степень развития человека.
Каково содержание и основные характеристики феномена акме?
Акме в широком понимании – это вся ступень взрослости человека, для которой характерны, если судить о ней обобщенно, его физическая, личностная и субъектная зрелость.
В более узком значении понятие «акме» используется, когда имеется в виду достигнутый человеком по ходу его жизни наиболее высокий уровень в состоянии его здоровья, когда его поведение как личности оказывается отмеченным наиболее ярким для него поступком, имеющим положительное общественное значение, и когда деятельность его как субъекта находит свое выражение в максимально возможном для него и получающем материальное или духовное воплощение конкретном результате его творчества. В этом значении акме предстает как кульминация, то есть как «момент наивысшей продуктивности творчества и наибольшей значимости созданных человеком ценностей» 1 .
Наконец, термин «акме» употребляется в значении пиков, или оптимумов, которых человеку удается достичь в своем развитии на разных возрастных ступенях. Некоторые исследователи эти пики или оптимумы в развитии, всегда имеющие и очень определенные содержательные характеристики и конкретные формы воплощения, предваряющие достижение человеком на ступени взрослости большого акме, или «макроакме», называют малыми акме, или «микроакме» 2 .
Следует учитывать, что акме в развитии человека как индивида, как личности и как субъекта деятельности могут достигаться в разное время, хотя подъем в развитии одной сферы психики чаще всего становится катализатором для достижения акме в других сферах.
Акме можно рассматривать и как результат, определенный уровень развития, и как процесс. В частности, как процесс акме описывают с позиций интенциально-динамической модели процессов психического развития 3 . В рамках этой модели акме является не вершинной точкой в жизнедеятельности человека, а точками непрерывной кривой (и даже экспоненциальной) развития. В этой модели главными сущностными признаками акме выступают прогрессивная направленность (конструктивная интенция), интенсивность (лавинообразный динамизм) развития, принципиальная его незавершенность (открытость к следующему витку развития). Акме рассматривается не как верхняя точка развития (то есть момент перехода от развития к регрессу), а как процесс максимально интенсивного роста и качественного скачка развития. Таким образом, достижение каждой следующей точки максимального развития не обязательно должно приводить к деградации и сменяться распадом – напротив, процесс развития может и должен приводить к еще более интенсивному развитию 1 .
Как процесс акме рассматривается и в рамках синергетической акмеологии 2 .
С позиций социальной синергетики человек – это открытая самоорганизующаяся структура, которая может существовать лишь при условии постоянного обмена со средой. В ходе этого обмена человек поддерживает свою упорядоченность за счет усиления беспорядка во внешней среде. Самоорганизация выступает как чередование двух исключающих друг друга процессов – иерархизации (последовательного объединения элементарных самоорганизующихся структур в самоорганизующиеся структуры более высокого порядка) и деиерархизации (последовательного распада сложных самоорганизующихся структур на более простые). Для любой конкретной системы, взаимодействующей с конкретной средой, существует предельное состояние, достигнув которого система уже не может вернуться ни в одно из прежних состояний (в синергетике подобное состояние называют «аттрактор»). Когда иерархизация системы достигает некоторого предельного состояния («простой аттрактор»), этот процесс останавливается и начинается распад системы (процесс деиерархизации), который также заканчивается, достигнув некоторого предельного состояния («странный аттрактор»).
Синергетическкая акмеология соотносит акме как вершину в процессе развития человека с простым аттрактором. При этом со странным аттрактором она соотносит «катаболе» (от греческого «скатывание вниз») как упадок в развитии. Таким образом, с позиций синергетической акмеологии социальная самоорганизация представляет собой чередование акме и катаболе.
С позиций синергетики балансирование системы между простыми и странными аттракторами связано со стремлением к преодолению противоположности между порядком и хаосом и достижению их диалектического синтеза, то есть со стремлением к глобальномуаттрактору (сверхстранному, или суператтрактору) 1 . В соответствии с этим тенденция в чередовании состояний акме и катаболе состоит в движении через локальные акме, завершающиеся катаболе, кглобальному акме, которое уже не знает катаболе.
Некоторые исследователи, представляя акме как достраивание жизни до некоторого идеала, выделяют следующие модели акме, или стратегии достраивания:
постоянные инновации и эксперименты при осознании принципиальной незавершенности жизни;
возвращение к тому, что было, от начала до конца проникнутое ностальгией по утерянной вершине;
экзистенциальное усилие по возвращению в некоторое состояние, которое было ниспослано человеку как фундаментальное событие и которое дано сразу, как целое 2 .
Однако в этой классификации к акме можно отнести только первую стратегию, так как, несомненно, и инновации и эксперименты, и осознание принципиальной незавершенности жизни тем или иным образом характеризуют акме-ориентированную личность. Однако если сводить данную стратегию к потребности во внешнем успехе, то есть в качестве акме рассматривать только внешние достижения, тогда следует говорить только о псевдо-акме.
Что касается третьей стратегии, то здесь акме рассматривается как единичная точка в жизненной судьбе выдающейся личности (озарение, просветление и т.п.). Энергетика акме-озарения позволяет личности осуществлять дальнейшее служение своей вершине (при этом модель жизни выдающейся личности выступает для остальных как идеал жизнеустроения), но, в то же время, несмотря на все усилия, вторичное достижение акме-озарения невозможно 1 .
Конструктивной представляется модель, в рамках которой выделяют, как было показано выше, локальные и глобальное (абсолютное) акме, а кроме того, утилитарные и духовные акме. Утилитарные акме определяются вершиной совершенства в экономической или политической областях, а духовные акме – вершиной совершенства в моральной (нравственной), художественной и мировоззренческой областях. При этом подчеркивается, что только гармоническая реализация всех компонентов акме (как утилитарных, так и духовных) ведет к абсолютному акме 2 .
Состояние акме можно соотнести с том, что в литературе называют «интенсивностью бытия» 3 . Благодаря достижению акме как кульминации способа самореализации субъекта жизненного пути личностные возможности человека не просто совершенствуются, но умножаются (становятся неисчерпаемыми) 4 . В то же время акмеологичность выступает как признак вершинности в реализации, совершенствовании и умножении творческого потенциала человека как субъекта самоосуществления.
АКМЕОЛОГИЯ - знание теоретико-практического типа, современная комплексная наука, взаимодействующая с гуманитарными, естественными, социальными, техническими науками, изучает специфические закономерности психического развития человека на этапе зрелости:
· поступательный и прогрессивно восходящий характер развития,
· направленность на высшие уровни оптимумы развития,
· обратное влияние личности на деятельность,
· возрастание целостности и интегрированности личности на этапе зрелости,
· роль феномена «акме» как многомерного психического состояния человека в поступательном развитии,
· становление способности зрелой личности действовать в меняющихся и неопределенных условиях,
· становление способности к максимальному использованию личностью своих ресурсов для оптимального соотнесения с социумом, усиление роли саморазвития у взрослого человека.
А. выявляет особенности специализации становления психических функций в ходе профессионализации человека и особенности двухфазности психического развития.
А. рассматривает личностную и профессиональную зрелость как высшие ступени социализации и профессионализации человека.
Основатель А. – Борис Герасимович Ананьев. Сформировал основную идею данной науки – изучение «вершин» жизни высших достижений личности . Развивая проблему человекознания, он поставил комплексную задачу изучения закономерностей, механизмов и феноменов, характеризующих процесс развития взрослого человека. Его учениками – А.А. Бодалевым, А.А. Деркачом, Н.В. Кузьминой и др. – была основана акмеология как новая комплексная область знания о человеке и его совершенствовании.
Нынешнее состояние акмеологии отразилось и на сущностных характеристиках ее базисных основ и категорий. Проведенные теоретические и эмпирические исследования позволили определить и описать цель, предмет, объект и задачи акмеологии на ее настоящем этапе развития как науки.
Целью акмеологии является совершенствование человека, помощь в достижении им вершин в физическом, духовно-нравственном и профессиональном развитии, гуманизация данного развития.
Объектом акмеологии является прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся главным образом в профессиональной деятельности и достигающая вершины в своем развитии.
Предметом в широком понимании являются процессы, закономерности и механизмы совершенствования человека как индивида, индивидуальности, субъекта труда и личности в жизнедеятельности, профессии, общении, приводящие к оптимальным путям самореализации, достижению вершин в развитии. На данном этапе - это прежде всего закономерности, механизмы, условия и факторы, содействующие прогрессивному развитию зрелой личности и ее высоким личностно-профессиональным достижениям. В более узком понимании предметом акмеологии является поиск закономерностей саморазвития и самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах, самообразования, самокоррекции и самоорганизации.
Предмет акмеологии весьма обширен, имеет разные уровни конкретности, соответственно разные исследовательские сферы и практики.В наше время предмет акмеологии, очерченный в свое время Б. Г. Ананьевым, стал более широким, и эта тенденция продолжается. Предпринимаются попытки расширить и объектное поле акмеологии. Это естественно, ведь проведенные акмеологические исследования и акмеологическая практика наглядно доказали, что современная акмеология не может сводиться только к онтопсихологическому аспекту. Поэтому данные определения предмета и объекта науки отражают определенную ступень ее становления в данном временном периоде. В содержательном отношении они более узкие, если исходить из сущности акмеологии как науки о прогрессивном развитии зрелой личности. По мере накопления акмеологического знания, расширения объектного поля, обобщения полученных эмпирических фактов, развития теоретико-методологических основ акмеологии научное содержание объекта и предмета акмеологии будет уточняться и, безусловно, приближаться к тому, что было изначально заложено в акмеологических идеях. Развитие же самой предметной сферы акмеологии будет осуществляться с учетом усиления влияния ее аспектов: онтологического, гносеологического, социологического, культурологического, аксиологического, этического, религиозного, бытового и других. На это будут направлены теоретические исследования акмеологов.
Своеобразие предмета и объекта акмеологии нашло свое отражение в главных задачах , актуальных именно на нынешнем этапе ее развития как науки. Отметим их:
1. Первая группа задач связана с научным освещением феноменологии АКМЕ, дальнейшей разработкой теоретико-методологических основ акмеологии, описанием ее статуса, места в системе наук, определением и описанием количественно-качественных характеристик АКМЕ. Последнее позволит процесс его достижения сделать более целенаправленным.
2. Вторая группа задач направлена на изучение общих и частных закономерностей достижения АКМЕ, определение того общего, что присуще всем достигшим выдающихся результатов как индивидам, личностям и субъектам деятельности. В то же время выделение общего должно обязательно сопровождаться анализом особенного, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности, и единичного, присущего отдельному индивиду.
3. Третья группа задач направлена на выявление условий и факторов (в широком понимании), способствующих или препятствующих движению к АКМЕ и достижению вершин в развитии. Здесь особое внимание следует уделять поиску и систематизации субъективных факторов, анализу роли семейного воспитания, образования, личностных и профессиональных стандартов и эталонов, отношению к профессионалам и профессионализму и пр.
4. Четвертая группа задач связана с разработкой собственно акмеологических методов исследования и развития личности. Любая наука по-настоящему приобретает самостоятельный статус, когда у нее имеется свой собственный исследовательский и методический аппарат. Акмеология не является исключением. В начале ее становления акмеологические задачи решались с помощью общенаучных и психологических методов, но скоро наступило время, когда актуализировалась задача разработки собственных методов. Работа в этом направлении продолжается, и уже есть обнадеживающие результаты.
5. Пятая группа задач ориентирована на разработку акмеологических моделей профессионализма и профессионала для разных классов профессиональной деятельности. Разумеется, потребовалось теоретическое обоснование самой категории «акмеологическая модель». Создание акмеологических моделей позволит описать целостные и структурированные стандарты профессионализма, являющиеся важным ориентиром для личностно-профессионального развития, оптимизировать этот процесс.
6. Шестая группа задач направлена на создание собственно акмеологических технологий прогрессивного развития личности и в первую очередь профессионализма.
7. Седьмая группа ориентирована на конкретные прикладные акмеологические исследования, что, в свою очередь, закрепит естественные тенденции к дифференциации науки, становлению ее научных направлений.
- Роль гипотезы в экспериментальном исследовании.
Гипотеза - это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.
В методологии науки различают теоретические гипотезы и гипотезы как эмпирические предположения, которые подлежат экспериментальной проверке. Первые входят в структуры теорий в качестве основных частей. Теоретические гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов и являются инструментом совершенствованиятеоретического знания. О таких гипотезах и ведет речь Файерабенд. Научная гипотеза должна удовлетворять принципам фальсифицируемости (быть опровергаемой в эксперименте) и верифицируемости (быть подтверждаемой в эксперименте). Вторые – предположения, выдвигаемые для решения проблемы методом экспериментального исследования. Такие предположения называются экспериментальными гипотезами, которые не обязательно должны основываться на теории.
Выделяют 3 типа гипотез по их происхождению:
· Гипотеза, которая опирается на модели реальности, необходима для проверки конкретной теории;
· научно-экспериментальные гипотезы, которые выдвигаются для подтверждения или опровержения разных законов;
· эмпирические гипотезы, которые формулируются для определенного случая.
Основная особенность любых экспериментальных гипотез в том, что они операционализируемы, т.е. сформулированы в терминах конкретной экспериментальной процедуры.
По содержанию гипотезы можно разделить на гипотезы о наличии: А) явления; Б) связи между явлениями; В) причинной связи между явлениями. Проверка гипотез типа А – попытка установить истину: «А был ли мальчик?». Гипотезы типа Б – о связях между явлениями, например, гипотеза о зависимости между интеллектом детей и их родителями. Собственно экспериментальными обычно считают гипотезы типа В – о причинно-следственных связях. В экспериментальную гипотезу включаются независимая переменная, зависимая переменная, отношение между ними и уровни дополнительных переменных.
Готтсданкер выделяет следующие варианты экспериментальных гипотез:
Контргипотеза - экспериментальная гипотеза, альтернативная к основному предположению; возникает автоматически;
Третья конкурирующая экспериментальная гипотеза - экспериментальная гипотеза об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую; проверяется только в лабораторном эксперименте;
Точная экспериментальная гипотеза - предположение об отношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте.
Экспериментальная гипотеза о максимальной (или минимальной) величине - предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая принимает максимальное (или минимальное) значение.
Экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношениях - точное предположение о характере постепенного (количественного) изменения зависимой переменной с постепенным (количественным) изменением независимой.
Экспериментальная гипотеза с одним отношением - предположение об отношении между одной независимой и одной зависимой переменными.
Комбинированная экспериментальная гипотеза - предположение об отношении между определенным сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) независимых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной - с другой.
Исследователи различают научные и статистические гипотезы. Научные гипотезы формулируются как предполагаемое решение проблемы. Статистическая гипотеза - утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики. Любая научная гипотеза требует перевода на язык статистики. Экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а статистическая – для организации сравнения параметров. Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности: факты, закономерности, законы.
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Г. И. ХОЗЯИНОВ, Н. В. КУЗЬМИНА, Л. Е. ВАРФОЛОМЕЕВА
АКМЕОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 022300 - Физическая культура и спорт 2-е издание, стереотипное
Издательский центр «Академия" 2007
УДК 796/799(075.8) ББК 75я73 Х706
Рецензенты:
доктор педагогических наук, академик РАО, президент Международной академии наук педагогического образования В. А, Сластенищ доктор психологических наук, академик Международной академии акмеологических наукЛ, А. Степнова
" НБ БГУ Н-Библиотека
Хозяинов Г. И,
Х706 Акмеология физической культуры и спорта: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Г. И. Хозяинов, Н. В. Кузьмина, Л.Е. Варфоломеева. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия»-, 2007. - 208 с.
ISBN5-7695-3669-1
В настоящем учебном пособии рассматриваются общие вопросы акмео- логии - новой учебной дисциплины, включенной в учебные планы высших учебных заведений. Показаны пути достижения профессионализма и творческой самореализации, методы самосовершенствования, способы достижения педагогического мастерства для специалистов по физической культуре и спорту.
Пособие адресовано студентам высших педагогических учебных заведений, а также может быть полезно аспирантам, преподавателям вузов, учащимся ФПК для специалистов по физической культуре и спорту.
Ц К 796/799(075.8) ЯИЧНАЯ Г ББК75я73
оУ-
Ъяи&вственностъю
макету
ОригиналИздательского центра «Академия» t и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается
© Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е, 2005
© Образовательно-издательский центр * Академия», 2005 ISBN3-7695*3669-1 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2005
Введение
Учебное пособие разработано в соответствии с примерной программой дисциплины «Акмеология физической культуры и;порта», одобренной учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта, утвержден- ?гой Министерством образования Российской Федерации, и рекомендуется для студентов, обучающихся по специальности 022300 «Физическая культура и спорт».
Учебное пособие включает три раздела. В первом разделе «Общие основы акмеологии» дается характеристика акмеологии как науки и учебной дисциплины; рассматриваются слагаемые профессионализма и творческой самореализации, методы самосовершенствования, педагогический опыт как результат самореализации творческого потенциала педагога; рассказывается о вершинах творчества некоторых выдающихся людей - предвестников фун- хаментальной акмеологии.
Во втором разделе «Акмеологическая направленность подготовки специалистов по физической культуре и спорту» рассматриваются следующие вопросы: современные образовательные технологии, содержание образования как средства развития личности, акмеологическая направленность составляющих процесса обучения в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту, а также их профессионально-педа- |Гогическая деятельность; организация и осуществление педагогического общения в процессе физкультурно-спортивной деятельности.
Третий раздел «Педагогическое мастерство - высший уровень профессионализма педагога» рассказывает об основах и сущности педагогического мастерства, о методиках определения уровней профессионализма педагога и эффективности технологий обучения, о педагогическом диагностировании.
«Акмеология» - новая учебная дисциплина, включенная в учебные планы высших учебных заведений. Отсюда понятны сложности, которые возникают в связи с разработкой программы, учебника и учебных пособий. В них должны быть отражены основы акмеологии как науки. Представляется, что содержание этого курса должно отражать как общие, так и специфические стороны профессиональной деятельности.
В профессиональной подготовке будущих специалистов по физической культуре и спорту акмеология предоставляет возможности
самопознания и определения направлений самосовершенствования студентов;
интеграции учебных дисциплин, как психология, педагогика, социология, технология обучения;
усиления психолого-педагогической направленности профессиональной деятельности;
профессионального становления с ориентацией на созидательную деятельность.
Раздел I общие основы акмеологии
Глава 1
АКМЕОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Слово «акмеология» происходит от греческих слов «акме» («вершина, острие, зрелость, расцвет, лучшая пора») и «логос» («слово, понятие, учение»); «...логия» в окончании сложных слов обозначает «учение, науки».
Дополнительно можно дать такое разъяснение. Греки словом «акме» называли период зрелости в человеческой жизни, когда он достигает всего, на что способен, когда развернулись, расцвели и на вершине всех способностей находятся его силы.
В I92Sг. Н. А. Рыбников ввел в научный оборот понятие «акмео- логия», обозначив им раздел возрастной психологии - психологию зрелости или взрослости. Данное понятие в том же значении использовал позд нее Б. Г, Ананьев, указав место акмеологии в системе наук о человеке как индивиде, изучающих фазы его жизни, его возрастные особенности. Он расположил эти науки в такой последовательности: эмбриология человека, морфология и физиология ребенка, педиатрия, педагогика, акмеология, геронтология (наука о старении).
Проведя большую серию исследований, объектом которых были студенты Ленинградского университета, Б. Г. Ананьев заложил основы экспериментальной акмеологии как раздела возрастной психологии. Он обосновал необходимость создания науки, которая объединила бы поиски ученых разных направлений, сосредоточив их внимание на индивидуальных, личностных и субъектнодеятельностных характеристиках физически и психически зрелого взрослого человека.
Эти замыслы нашли отражение во многих работах его учеников и последователей.
В настоящее время назрела необходимость рассмотреть предмет акмеологии на современном уровне с учетом результатов новейших исследований. Интегрирующую роль в этом направлении сыграли работы А. А. Бодалева, А.А.Деркача, Е. А. Климова, Н. В. Кузьминой, А.А.Реана, К.А.Абульхановой-Славской и др.
Можно вполне определенно утверждать, что в настоящее время предмет акмеологии значительно расширился и она уже не рассматривается только как раздел возрастной психологии.
Акмеология как наука
Классификация основных направлений акмеологии
В настоящее время существуют различные определения акмеологии как науки. Приводим их в той формулировке, которая дается в словаре-хрестомагии по акмеологии (см. список рекомендуемой литературы):
наука о закономерностях, условиях, факторах и стимулах, со- ^ действующих или препятствующих самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе самодвижения к вершинам профессионализма и продуктивности созидательной деятельности, воплощаемой в социально значимых продуктах культуры, искусства, литературы, науки, техники, образования, а также в самом человеке[Н. В. Кузьмина );
наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (А.А.Деркан, А. А. Бодалев)]
интегративная наука. Отличается от психологии тем, что исследует закономерности созидания целостным человеком тех или иных результатов. Она формулирует критерии оценки уровня продуктивности его деятельности, исследует условия жизни и развития: биографию, происхождение, окружение, его взаимодействие и взаимоотношения с другими людьми (Н, В. Кузьмина-Гаршина, Л. Ф. Лунева)",
наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (Л. Л. Бодалев);
интегративная наука, изучающая закономерности, пути, средства, условия достижения вершин творческого потенциала человека и способы его самореализации в созидательной деятельности на этапе зрелости (Г. И.Хозяинов)",
как междисциплинарная область знаний о функционирующих объектах изучает их качественные преобразования в процессе самодвижения к вершинам зрелости, полноте самовыражения (В. Н. Тарасова)",
это наука о саморазвитии субъектов педагогического процесса в условиях развития образовательных систем (В. Н. Максимова );
новая область научных знаний в системе наук о человеке. Предметом ее исследований являются закономерности, факторы и условия самореализации творческого потенциала человека на пути к высшим достижениям жизни и деятельности, профессиональной и непрофессиональной (Н. В. Кузьмина-Гаршина, Л. Ф. Лунева)",
~ наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы осуществления потенциала человека как вида, индивида, личности, субъекта деятельности (в том числе совокупного, группового), индивидуальности при достижении им наиболее высокого уровня, вершины своего развития на различных его этапах (Ю,А .Гагин).
Разнообразие определений акмеологии как науки свидетельствует о том, что, во-первых, это хотя и молодая, но интенсивно разрабатываемая наука (она была зарегистрирована 15 июля 1991 г.); во-вторых, она имеет несколько направлений, что позволяет осуществить их классификацию.
Акмеология как наука делится на классическую, фундаментальную и прикладную (отраслевую).
Классическая акмеология, у истоков которой стоят Б. Г. Ананьев, Н. А. Рыбников, А. В. Петровский, является одним из разделов возрастной психологии наряду с педологией и геронтологией. Предметом классической акмеологии является психика зрелого человека.
фундаментальная акмеология рассматривает человека как целостную систему. Ее предметом являются закономерности, условия, факторы, стимулы самореализации творческого потенциала зрелых людей на пути к вершинам продуктивности и профессионализма в созидательной деятельности, требующей общего и профессиональногообразования, которое обеспечивает ее субъектам совершенствование, коррекцию и реорганизацию деятельности в новых условиях на протяжении жизни. Фундаментальная акмеология является своеобразным продолжением психологии, но в то же время кардинально от нее отличается. Если центральным понятием психологии является «отражение», то в акмеологии это «созидание» как ведущая деятельность зрелого человека, в психологии не исследованная.
Прикладная (отраслевая ) акмеология возникла в результате поиска путей ее применения в преподаваемой области специальных знаний.
Акмеология имеет разносторонние связи с другими науками, искусством, культурой, что способствует ее развитию, уточнению, углублению, а также лучшей организации акмеологических исследований в целях повышения качества созидательной деятельности в любой сфере.
Прикладная акмеология, в свою очередь, делится на акмеоло- гию образования, педагогическую, школьную, коррекционную, профессиональную, этнологическую, креационную акмеологию, акмеософию, акмеомонику, акмеизм, акмелингвистику.
Предмет фундаментальной акмеологии
Фундаментальная акмеология - это наука о качестве деятельности преподавателей, обучающих основам профессионализма в любом виде созидательной деятельности.
Объектами акмеологииявляются не просто зрелые люди, но прежде всего специалисты разного уровня продуктивности и профессионализма в таких сферах созидательной деятельности, как наука, техника, искусство, образование (общее и профессиональное). Их подготовку осуществляют образовательные учреждения всех уровней (начального, среднего и высшего). Акмео- логический возраст - это возраст достижения вершин зрелости, профессионализма и продуктивности созидательной деятельности.
Созидательная деятельность зрелых людей, в том числе образовательная, может быть коллективной, групповой и индивидуальной. В соответствии с предметом акмеологии, на основании предварительно сформулированных критериев качества деятельности различных организаций (медицинских, педагогических, производственных), их можно ранжировать по уровням продуктивности и затем исследовать факторы, содействующие или препятствующие достижению высшего уровня. Зрелый человек и сообщества зрелых людей - специалистов и профессионалов созидательной сферы деятельности - интересуют исследователей именно в связи с выявлением этих факторов.
Например, преподаватель высшей школы знакомит студентов с содержанием программы обучения. В то же время он должен помочь студентам самосовершенствоваться, т. е. развивать свои творческие задатки и приобретать начальный опыт творческой деятельности.
Предметом акмеологииявляется исследование законо- мерных связей и зависимостей между уровнями продуктивности и профессионализма созидательной деятельности отдельных специ-.11истов и сообществ и факторами, содействующими или препят-iгиующими самореализации творческого потенциала на пути к вершинам созидательной деятельности.
Модели продуктивной деятельности зрелых людей в решении прои шолственных задач разной степени сложности как средство понижения качества подготовки будущих специалистов, создание этих моделей являются составной частью и предмета психологии.
Таким образом, понятие взрослости или зрелости человека является общим для психологии и акмеологии. Однако начало
акмеологической зрелости мы связываем с развитием у человека способности становиться субъектом деятельности для принятия самостоятельных решений, обеспечивающих ему путь к созидательной деятельности и созданию акмецелевых программ самореализации творческого потенциала. Такими самостоятельными решениями являются:
выбор профессии на основе самоосознания творческого потенциала (включающего и физические возможности);
выбор учебного заведения, в котором можно приобрести данную профессию;
выбор индивидуальной системы деятельности, связанной с осознанием перспектив и возможностей самореализации творческого потенциала в созидательной деятельности.
Границы акмеологической зрелости определяются в связи с выбором профессии, сменой деятельности, способностью к продуктивности в любом другом виде созидательной деятельности, любимом увлечении. Объект акмеологии - это зрелый человек как созидатель. В этом заключается одно из отличий акмеологии от психологии.
Как уже говорилось, главное понятие в акмеологии - «созидание», которое строится на основе «отражения», но находится с ним в новых отношениях принятия решений: что и как из фондов психологии можно использовать для самосозидания, подготовки созидателей, совершенствования, коррекции и реорганизации их деятельности.
Деятельность - предмет психологических исследований. Основателем теоретических и экспериментальных исследований деятельности является А- Н. Леонтьев. Однако категории «созидательная деятельность» в психологии нет: в качестве основных видов деятельности здесь рассматриваются игра, учение, труд (по С. Л. Рубинштейну), или познание, общение, труд (по Б.Г.Ананьеву).
Созидательной является деятельность, завершающаяся созданием продукта, имеющего социально значимую ценность. Она осуществляется зрелыми людьми, имеющими общее и профессиональное образование.
Поскольку предметом акмеологии являются закономерности самодвижения к вершинам созидательной деятельности, завершающейся созданием «продукта», удовлетворяющего критериям качества, то мы рассматриваем процесс деятельности как реше- Еие репродуктивных и творческих задач. Нас интересует прежде iceго продуктивная (или результативная) деятельность, в отли- [ие от малопродуктивной или непродуктивной.
Каждая профессия предъявляет субъекту деятельности (профессионалу) свои требования. Каждое учебное заведение знакомит с ними будущих специалистов. Профессионализм определятся как совокупность устойчивых свойств личности, деятельности, индивидуальности специалиста, удовлетворяющих требованиям профессии. Его отражение имеет место не только в способах анализа профессиональной ситуации, в формулировании и решении профессиональных задач, но и в способах анализа результатов решения, а также в самодиагностике причин, приводящих или не приводящих к искомым результатам.
Способность к саморазвитию исамокоррекции деятельности - следствие накопления фонда адекватных представлений об искомых результатах и ценностных отношениях к ее объекту, процессу и результатам, а также овладения способностями к воплощению замыслов в действия и продукты созидания.
Профессионализм как устойчивое свойство личности и деятельности специалиста, в отличие от мастерства, формируется в процессе профессионального образования. Мастерством же овладевают в процессе индивидуального опыта, наблюдения, подражания, поиска своего пути. Это свойство может сохраняться на достаточно высоком уровне только в условиях непрерывного его поддержания средствами самоорганизации, самообразования и самоконтроля. Обучение основам теории профессиональной деятельности с помощью схем и моделей, позволяющих быть более экономным в выборе средств деятельности, - задача преподавателей профессионального образования. Профессионализм проявляетсяв том, как специалист анализирует производственную ситуацию, на какие признаки данной ситуации ориентируется; как быстро он формулирует профессиональные задачи, как антиципирует возможные результаты того или иного способа решения текущих задач; как принимает решения и реализует их на практике, как сравнивает реальные результаты с искомыми; как реорганизует собственную деятельность и аргументирует ее преобразование.
Итак, акмеология делает предметом своих исследований зрелого человека прежде всего как субъекта созидательной деятельности, способного воплощать искомый результат в продукте этой деятельности.
В период зрелости процессы воспитания, образования, обучения постепенно сменяются процессами самовоспитания, самообразования, самосовершенствования, направленными на развитие творческого потенциала.
Процессы саморегуляции происходят в духовной, физической, профессиональной сфере на разных этапах жизни: при получении профессионального образования в учебном заведении; в период самостоятельной профессиональной деятельности (от начала до достижения вершин профессионализма); в период реорганизации деятельности, связанной с переходом на другие виды деятельности (если это необходимо) до момента выхода из творческой деятельности. Эти процессы тоже входят в предмет акмеологии.
Проблемы акмеологии как науки рассматриваются в статье А. А. Бодалева «О предмете акмеологии» // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14,-№5.
К основным проблемам акмеологии и поставленным в соответствии с ними задачам он относит следующие.
Определение тех характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном и школьном возрасте, чтобы
Затем, в период зрелости, он смог наиболее полно проявить себя. Это имеет значение, так как характеристики человека как индивида, личности и субъекта деятельности на стадии зрелости имеют причинно-следственные взаимосвязи с особенностями его развития на предыдущих стадиях. В то же время особенности его развития в разные периоды определенным образом обусловлены общими и частными обстоятельствами его жизни.
Отсюда основной задачей является разработка такой стратегии организации жизни человека, которая позволила бы ему достичь творческих вершин.
Научное изучение феномена «акме», когда происходит выявление сходства и различий у разных людей. Сходство может быть выявлено при рассмотрении микро-, мезо-, макросоциумов, в которых оказывается человек на протяжении жизни. Они влияют на его физическое развитие, на время достижения личностной зрелости, на формирование творческого отношения к деятельности и индивидуальности личности. Все это связано с врожденными особенностями человека и его активным участием в самосовершенствовании.
Но даже при сходстве внешних условий жизни индивидуальные, личностные и субъектно-деятельностные изменения происходят в различном темпе и у разных людей на каждом этапе отличаются количественными и качественными показателями.
Таким образом, основные задачи связаны с выявлением сходства и различий в достижении «акме» разными людьми, а также факторов, определяющих качественно-количественные характеристики «акме».
Научный анализ той совокупности характеристик, которые связаны с овладением профессией, с достижением уровня профессионального мастерства. Постижение сущности профессионализма и понимание путей, ведущих к его вершинам, имеет теоретическое и практическое значение. Здесь важно разработать систему критериев, инструментарий, которые позволяли бы определять уровень профессионализма.
Изучение деятельности суперпрофессионалов, их личностных особенностей позволит определить то, что их объединяет. Модель суперпрофессионализма в той или иной сфере может служить ори-
ентацией для достижения «акме» другими людьми данной профессии.
Таким образом, обобщенной задачей является всестороннее изучение профессионализма, выявление его уровня, определение путей и средств достижения «акме» в профессиональной деятельности.
Выявление зависимости между особенностями профессионализма зрелого человека и другими его проявлениями (вне сферы профессиональной деятельности).
В жизни отдельные виды деятельности отличаются своими объектами. В связи с этим задача заключается в исследовании профессионализма людей, связанных с различными сферами деятельности.
Проведение комплексного исследования, направленного на разработку стратегии и тактики организации и практического осуществления процесса перехода начинающего специалиста на более высокие уровни профессионализма - вплоть до «акме». Для этого необходима интеграция результатов конкретных экономических, социологических, педагогических, психофизиологических и психологических исследований.
Отсюда основной задачей является создание системы данных вышеперечисленных исследований.
Исследование эффективности деятельности в определенных коллективах (педагогический коллектив, бригада, спортивная команда, кафедра института, труппа театра и т.д.).
Основной задачей становится выявление общего и специфического в деятельности творчески работающих коллективов, разработка методического инструментария для оценки эффективности их деятельности и определения уровня профессионализма.
Создание методологии, разработка общих и частных теорий, без которых не может быть осуществлена интеграция результатов различных исследований зрелого человека, достигшего вершин в созидательной деятельности.
Сверхзадачей является превращение акмеологии в фундаментальную науку.
Творческий потенциал и основные элементы его проявления
Творческий потенциал, т. е. скрытые возможности решения творческих задач, сначала развивается, накапливается, а затем реализуется в созидательной деятельности.
В процессе создания творческого потенциала зрелый человек развивает свои способности и личностные качества, нарабатывая собственные интегративные схемы в виде: синтеза знаний из различныхисточников; системы и подсистемы знаний в форме, удобней для применения на практике, при решении практических и
теоретических задач; способов осуществления внутренней обратной связи (цель - деятельность - результат, их согласование и рассогласование).
Самореализация творческого потенциала осуществляется посредством субъективных интегративных схем, систем, моделей. Субъективные интегративные системы и схемы формируются в результате систематического образования под руководством педагогов, а также собственных интеллектуальных, физических, волевых усилий человека в процессе его развития. Интегративные модели являются результатом поиска; они получают обоснование и становятся достоянием других после их публикации. Модели как результат исследования не исчерпывают интегративную систему или схему, а дополняют и расширяют ее, что бывает довольно часто. Но иногда они не вписываются в образованные ранее схемы или системы и выходят за их рамки.
Как средства самореализации творческого потенциала интегративные схемы, системы и модели также являются предметом акмеологии.
В качестве основных можно выделить следующие элементы проявления творческого потенциала специалиста:
индивидуальные свойства (пол, возраст, состояние здоровья, состав семьи);
уровень продуктивности деятельности в решении исследуемых творческих задач (высший, высокий, достаточный, средний, ниже среднего);
интегративные схемы информационного самообеспечения, ролевого взаимодействия, анализа обратной связи в решении творческих задач;
психологические предпосылки продуктивного решения творческих задач (система отношений, установки, ценности, направленность, мотивация);
способности, компетентность;
когнитивные, эмоциональные и волевые свойства субъекта решения творческих задач;
умения (гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские);
влияние окружения (профессионального, непрофессионального, семейного);
социальное влияние (оценка, поощрение, социальная роль);
психологическая готовность к перестройке деятельности в поисках новых способов решения творческих задач (самооценка, догматизм, интуиция);
способы учета системы ограничений и предписаний в решении творческих задач, диктуемых профессией и производством;
способы учета системы предписаний и ограничений в решении задач, диктуемых нравственными принципами.
Уже сам перечень основных элементов творческого проявления личности свидетельствует о сложности и многоплановости акмеологических исследований, о необходимости их комплексности и междисциплинарности.
О феномене «акме»
Формирование человека как гражданина, как личности, как профессионала происходит при проявлении его природной и социальной сущности.
У каждого человека достижение тех или иных вершин происходит в разные периоды жизни. Одновременное достижение высших уровней («пиков») всех проявлений развития человека является скорее исключением, чем правилом. Чаще всего этих вершин человек достигает на стадии зрелости.
Высокий уровень сформированности одного блока характеристик человека может стать условием для развития другого (или других) блока.
Например, высокий уровень сформированности мотивационно-целевого блока является своего рода катализатором для развития способностей. Или фактор физического развития может стать побудителем к активной творческой деятельности со значимыми результатами. Сформированность отдельных характеристик, их взаимосвязи влияют на временные рамки достижения вершин в различных сферах проявления человека.
Состояние зрелости не проявляется у человека неожиданно и сразу. На него и на то, какое оно, «работает» вся предшествующая жизнь человека.
Не только от природной предрасположенности, но и от уже прожитой жизни в большей мере зависит, с каким запасом физической прочности подойдет человек к ступени зрелости; какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности; какие способности, а также какой запас знаний, умений и навыков будут характеризовать его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым.
Для акмеологических исследований важно отследить результаты воздействия макро-, мезо-, микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, микрогрупп, семьи и др.), условий природного характера, благоприятных и неблагоприятных обстоятельств.
Известны такие факты, когда даже при благоприятных обстоятельствах творческому человеку не удалось добиться максимального результата. И наоборот, известны случаи, когда в неблагоприятных условиях человек добивался выдающихся результатов, что было обусловлено причинно-следственными взаимосвязями сфор
мированной стратегии жизни и результата его созидательной деятельности.
Акмеология как учебная дисциплина
«Основы акмеологии» - новая учебная дисциплина, содержание которой должно отражать как общие, так и специфические черты определенной профессиональной деятельности.
Созидательная деятельность субъектов педагогической деятельности опирается на их предварительную общекультурную, общеобразовательную, профессиональную подготовку. Большое значение при этом имеют сформированность личностных качеств и накопленный индивидуальный педагогический опыт. Их подготовка связана с умением обучать применению знаний на практике в процессе решения разнообразных задач.
Созидатели обладают врожденными или приобретенными творческими энергопотенциалами (темперамент, задатки, одаренность). Это обусловливает саморазвитие человека средствами его акме- энергоинформационного взаимодействия с внешним миром в процессе воплощения его замыслов в продукты созидания.
Подготовка будущих специалистов в профессиональных учебных заведениях может быть продуктивной, если они будут вооружены теорией самодвижения к вершинам профессионализма. Но для этого, во-первых, такая теория должна быть создана; во-вторых, должна быть усвоена преподавателями; в-третьих, должна использоваться ими применительно к самим себе. На развитие творческого потенциала будущих созидателей, на достижение ими вершин прежде всего профессионализма и направлена акмеология как учебная дисциплина.
Границы собранных человечеством знаний расширяются до невероятности. Появляются новые, молодые науки, помогающие понять смысл всего, что нас окружает, и улучшить качество жизни. Об одной из таких мы поговорим в нашей статье. Наука акмеология - отрасль знаний о достижении человеком вершин в разных сферах жизни. Чем еще занимаются исследователи-акмеологи и какую практическую пользу могут принести их разработки, мы попытаемся представить в интересном свете в нашей статье.
Акмеология - это что за наука?
Слово "акмеология" пришло из греческого языка и имеет в значении два слагаемых: akme — вершина, logos (эта частичка нам прекрасно известна) — учение. Сегодня термином "акмеология" называется наука о вершинных достижениях человека.
Новая наука считается составляющей Особое направление изучения акмеологии в том, что она исследует не просто достижения, коих добиваются люди в зрелом возрасте, но и факторы, способствующие этому. "Отец" акмеологии, которым принято считать Рыбникова Н. А., предлагал еще в 1929 году связывать термин именно с наукой о развитии зрелых людей.
Большое практическое значение результатов акмеологических умозаключений в том, что они в прямом смысле представляют информацию о том, какие условия привели человека к вершинам интеллектуальной, физической и духовной деятельности. Во многом это приближает к пониманию смысла жизни.
Аспекты изучения науки
Акмеология - это изучение многопланового развития человека. Она старается максимально осветить все аспекты, касающиеся развития человека во взрослый период его жизни. Эта наука охватывает такие моменты, как:
- Закономерности, выявляемые в реализации творческого потенциала взрослого человека при созидательной деятельности.
- Особенности обучения взрослого человека и процесса становления его как профессионала.
- Самоорганизация, самообразование зрелой личности, а также самоконтроль при этих процессах.
- Факторы различного порядка (объективные, субъективные), сопровождающие достижение вершин деятельности, как сопутствующие, так и препятствующие успеху.
- Особенности совершенствования взрослого человека, реакции на появление новых обстоятельств (требования профессии, изменения в научном, техническом, культурном прогрессе), самореорганизации, самокоррекции. Здесь же рассматриваются изменения внутренних, личных (пересмотр достоинств и недостатков своей деятельности, осознание своих возможностей и способностей).
Таким образом, современная акмеология - это уникальная отрасль призванная всесторонне исследовать успех человека и составляющие, приводящие к нему.
Начальный этап и развитие отрасли
Начало акмеологии как науке было положено в 1928 году Рыбниковым Н. А., предложившим сам термин как название науки о развитии человека на взрослом этапе жизни. Но тогда путь молодой науки только начинался.
Более-менее заметной отдельной отраслью знаний акмеология стала в середине 20 века. Тогда известный русский ученый Ананьев Б. Г. определил место нового направления, занимаемое им среди всех Ближе всего акмеология стояла и стоит к психологии.
Высшую степень признания наука о развитии в зрелом возрасте обрела лишь в 90-е годы прошлого века. Внесли свой вклад в такую науку, как акмеология, Деркач А. А. и Бодалев А. А. Под их руководством была открыта первая кафедра акмеологии (полное название - кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности) в Российской академии при Президенте РФ. В 1992 году в Санкт-Петербурге открылась и была официально зарегистрирована Академия акмеологических наук. Инициировали событие российские ученые-психологи Кузьмина Н. В., Деркач А. А., Зимичев А. М.
Сегодня акмеология очень близка по целям и предмету изучения к педагогике и психологии.
На начальных этапах новая наука была обращена к изучению факторов, позволяющих взрослым людям получать высокие достижения в любом виде деятельности (управление, медицина, юриспруденция, сюда же входит акмеология спорта). Постепенно исследователи пришли к выводу, что основа вершинных достижений человека во взрослом возрасте закладывается в детстве. В начале жизни активно развиваются новые навыки, накапливается опыт, формируется отношение к тому или иному виду деятельности и устойчивая мотивационная готовность. Все эти качества, если можно так выразиться, в зрелом возрасте выстраивают успех личности во всех сферах.
Институт акмеологии в Санкт-Петербурге
Акмеология не была признана самостоятельной наукой по всему миру. Так, зарубежные ученые отнесли ее к психологии. Российские же придали большое значение новому знанию, признав его на государственном уровне.
В 1995 году был открыт Институт психологии и акмеологии в Санкт-Петербурге (первоначальное название учреждения - Санкт-Петербургская акмеологическая академия). Это было первое заведение, ориентированное на глубокое изучение молодой отрасли знаний.
За время, что акмеология накапливала результаты своих исследований, выделился ряд направлений. О них скажем далее в нашей статье.
Направления акмеологии
Отдельно в границах рассматриваемого учения стоит профессиональная акмеология. В свою очередь, она имеет свои поднаправления:
Педагогическая акмеология;
Школьная;
Социальная;
Военная;
Медицинская.
Другие направления науки о развитии в зрелом возрасте - это синергетическая, креативная, этнологическая, коррекционная акмеология, а также акмеология управления и образования.
Зрелая личность с акмеологической точки зрения
Центром, вокруг которого сосредотачивает свое внимание акмеология, является зрелая личность с ее сформированными и только лишь образовывающимися характеристиками.
Наука дает признаки зрелой личности. Это и развитое чувство ответственности, стремление конструктивно решать сложные жизненные задачи, потребность заботиться о других, находиться в психологической близости с людьми, активно участвовать в общественной жизни, применяя свои навыки и способности, - все, что ведет к максимальной самореализации.
Показателем того, что индивид - зрелая личность, является признание в социальной группе его качеств и значимости. В зависимости от оценки индивида в обществе формируется его отношение к собственному успеху и неудачам на пути к нему. То есть появляется признание на личностном уровне. В случае если признание не достигнуто, человек испытывает психологический дискомфорт.
Если признание человек не получает ни в социальной среде, ни на личностном уровне, это грозит ему психологическим кризисом личности.
Кроме высказывания своего взгляда на зрелость человека, акмеология уверяет, что для общества крайне важно, чтобы у каждого индивида период акме был как можно дольше. К слову, акме - это наиболее продуктивный период в жизни человека.
Условия для формирования зрелой личности
Достижение вершин в разных сферах деятельности возможно при некоторых условиях. Акмеология это также изучает. И вот какие закономерности, необходимые условия, она выделила:
Правильная организация времени;
Формирование активной позиции при выборе жизненного пути;
Приведение в соответствие личностных свойств человека и условий этнопсихологической среды, влияние последней на ;
Благоприятные условия для преодоления противоречий между окружающей средой и личностью;
Продуктивное решение проблем и задач взрослого человека;
Осознание своих возможностей, самосовершенствование и отношение к себе как к творцу своей жизни.
Выводы
Таким образом, в ходе нашей беседы мы выяснили, что такое акмеология и каково ее реальное значение в развитии человека. Также мы узнали, что в России эту молодую науку признали как самостоятельную отрасль знаний, и в 90-е годы был открыт Институт психологии и акмеологии в Санкт-Петербурге. Наука о развитии в зрелом возрасте способна помочь человеку осознать, что ему действительно необходимо для успеха. Пусть же и ваш акме начнется или продолжится на долгие десятилетия!
Акмеология - междисциплинарная область знаний в системе наук о человеке. Это наука о закономерностях развития личности и профессионализма под влиянием самоопределения, жизненного опыта, социального окружения и образования.
Акмеология - наука новая, находящаяся в стадии активного становления. Символично, что появление этого термина относится к периоду бурного интеллектуального и социального поиска 1920-х гг., когда возникли такие отрасли научно-практического знания, как эврилогия (П. Энгельмейер), эргонология (В. Н. Мясищев), рефлексология (В. М. Бехтерев) и в том числе акмеология (Н. А. Рыбников). Если социокультурным предшественником возникновения акмеологии было такое течение в русской поэзии начала XX в., как акмеизм (Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, А. А. Ахматова и другие), то ее естественнонаучной предпосылкой стали исследования Ф. Гальтона и В. Освальда о возрастных закономерностях творческой деятельности и И. Нэрна, изучавшего зависимость ее продуктивности от различных психобиологических факторов.
Акмеология - современная комплексная наука фундаментально-прикладного характера. В своем становлении она прошла длительный путь от образования объективных предпосылок возникновения до создания социальных структур. Акмеологическое познание прошло несколько этапов самоутверждения в научном сообществе - от определения дисциплины в 1928 г. до организации акмеологического вуза в 1996 г. Рассмотрим вехи истории акмеологии.
1. Латентный этап - создание исторических, культурологических, социальных, философских, научных, практических, педагогических предпосылок выделения в научном познании такой сферы человековедения, как акмеология.
Осознание человеком своего места в мире формирует его мировоззрение. С самого начала культурного развития человечества складывались, утверждает Б. Г. Ананьев, представления о развитии человека, высказывалась идея о том, что в развитии индивида есть некоторая вершинность, высшая степень совершенства . Акмеоло- гичность пронизывает всю историю человека, которая демонстрирует множество образцов в самых разнообразных видах деятельности.
Научные предпосылки акмеологии были разработаны в 144 г. до н. э. Апполодором, представителем Александрийской школы, которая рассматривала максимальное совершенство как вершину в развитии деятельности. При этом под «акме» имелось в виду такое состояние индивидуума, при котором достигается высший результат его деятельности («звездный час»), а не процесс движения к этому состоянию. Апполодор, развивая учение об акме, обозначил высшую точку развития как кульминацию деятельности и ввел латинское определение агерц (акме) как floruit (расцвет).
С середины XX в. в мировой практике усилились тенденции к интеграции научного знания. Это привело к появлению таких наук, как кибернетика, эргономика, системотехника, информатика. Их становление позволило человечеству сделать существенный рывок в решении огромного количества проблем.
Однако в области исследования системных качеств человека не существовало специального понятийного аппарата достаточно высокого уровня, который позволил бы объединить достижения наук и создать базис для разработки теории достижения человеком наивысших результатов в своем развитии, в достижении вершин профессионального мастерства, социальных вершин и экономического благосостояния. Системный онтологический кризис психологической науки, о котором сегодня так много говорят ученые, поставил вопрос о создании новой методологической парадигмы, что и призвана сделать акмеология.
2. Номинационный этап характеризуется тем, что социальная потребность в такого рода знании была осознана и обозначена путем введения профессором Н. А. Рыбниковым в 1928 г. специального термина «акмеология». Рыбников поставил задачу разработать раздел, посвященный психологии взрослых людей, и назвал этот раздел акмеологией. Акмеологию он определяет как науку о развитии зрелого человека, в отличие от педологии (1920-1936 гг.) - науки о детях. В 1928 г. Н. А. Рыбников сетовал, что существует генетический метод, который используется лишь в детской психологии, а в области психологии взрослого не применяется. Он утверждал, что на основе генетического метода можно разрабатывать возрастную психологию взрослого человека.
Ананьев поставил акмеологию вслед за педагогикой, как бы говоря тем самым, что это наука о закономерностях развития зрелых людей под влиянием образования или средствами образования. Акмеологию он размещает в системе наук между педагогикой и геронтологией.
Интерес к проблемам психологии зрелого человека у Б. Г. Ананьева появился тоже в 1928 г., в бытность студентом Севсроосе- тинского педагогического института.
В 1955 г. в журнале «Вопросы психологии» № 5 Б. Г. Ананьев выступил с идеей научной разработки психологии взрослых. В свою очередь, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн остановились на пороге психологии взрослого человека.
В 1968 г. Б. Г. Ананьев нашел ей место в системе наук, изучающих возраст и фазы жизни человека как индивида, расположив их в такой последовательности: эмбриология человека, морфология и физиология ребенка, педиатрия, педагогика, акмеология, геронтология (наука о старении).
Акме им определялось как период активного развития и овладения полным комплексом социальных и профессиональных функций взрослого человека. Взрослый человек - это не стационарное состояние, так как есть периоды подъема и спада.
Акмеология рассматривается Е. И. Степановой как педагогическая психология взрослого человека. Б. Г. Ананьев, Е. И. Степанова и Н. Н. Обозов рассматривали действительность не только как закономерности отражения человеком объективной реальности, но и в рамках совершенствования созидательной деятельности.
Другое направление в развитии акмеологии представляют работы Н. В. Кузьминой, изучающей влияние способностей взрослого человека на меру продуктивной деятельности при достижении результата.
3. Инкубационный этап. Его начало датируется возникновением концептуальной идеи Н. В. Кузьминой о необходимости констелляции исследований акмеологической проблематики в качестве новой области человекознания. Предпосылкой к этому явились систематизация и обобщение, анализ и дифференциация человекознания второй трети XX в. в трудах Б. Г. Ананьева. Замысел создания экспериментальной акмеологии психофизической эволюции взрослого человека был сформулирован и опубликован Б. Г. Ананьевым еще в 1957 г. Реализация замысла началась с создания психологического факультета при Ленинградском государственном университете в 1966 г. Под руководством Б. Г. Ананьева исследование зрелых людей проводилось одновременно по двум программам.
Завершился этот этап, по мнению А. А. Деркача и Н. В. Кузьминой, выдвижением программы развертывания акмеологии в качестве особой дисциплины .
- 4. Институциональный этап связан с созданием ряда социальных структур: акмеологических кафедр, лабораторий в вузах и, наконец, Международной академии акмеологических паук. В рамках этих научно-учебных структур ведутся исследования, разрабатываются акмеологические технологии и осуществляется профессиональное обучение. Ананьев предвидел, что акмеологии суждено создать научный аппарат, который позволит адекватно отражать проблемы эффективного развития и становления человека во всей совокупности его качеств.
- 1926-1989 гг. - развитие акмеологического подхода в трудах Н. А. Рыбникова, Б. Г. Ананьева, II. В. Кузьминой, А. А. Бодалева и другие: от исследования взрослости как возрастного периода до изучения формирования профессионального мастерства, познания творческого потенциала личности и путей достижения индивидуальных, профессиональных и социальных вершин развития.
- 1989 г. - основана Всесоюзная акмеологическая ассоциация.
- 1991 г. - Госкомитет по науке и технике утвердил акмеологию как новую область знаний в системе наук о человеке, как науку, изучающую феноменологию, закономерности, механизмы и способы развития человека на ступени его зрелости и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Новой научной специальности присвоены шифр и название: 19.00.13 - «Акмеоло- гия, психология развития».
- 1992 г. - открыта Академия акмеологических наук как сообщество ученых, осуществляющих акмеологические исследования и проводящих научно-практические конференции по актуальным проблемам акмеологии.
- 25 декабря 1992 г. была создана кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Основатель кафедры и ее бессменный руководитель - Анатолий Алексеевич Деркач, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, академик Международной академии акмеологических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации.
- 1993 г. - в Санкт-Петербурге начала работу Первая научная сессия Академии акмеологических наук. Тема сессии - «Акмео- логия, психология, педагогика: вчера, сегодня, завтра». Проведение сессий стало традиционным: каждый год представляются творческие разработки и проходят оживленные дискуссии по актуальным проблемам и задачам акмеологии.
- 1995 г. - под интеллектуальным патронатом Академии акмеологических наук создается высшее учебное заведение - Санкт- Петербургская акмеологическая академия. Создателями данной академии являются Н. В. Кузьмина, А. М. Зимичев.
С 1996 г. кафедра А. А. Деркача издает журнал «Акмеология», в котором отражено современное состояние исследований в области психологии развития и акмеологии. Длительное время это было внутрикафедральное, внутриакадемическое издание. С мая 2002 г. журнал приобрел статус всероссийского издания.
С 2002 г. в Костроме начинает издаваться журнал ВАК «Акмеология» (главный редактор - профессор Н. П. Фетискин).
В 2007 г. открыта специализация «Акмеология и педагогическая психология» на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета психологии ЯрГУ имени И. Г. Демидова (заведующий кафедрой - профессор М. М. Кашапов).
Таким образом, акмеология представляет собой науку фундаментальную, актуальную, перспективную. Актуальность акмеологии характеризуется ее возникновением в системе образования в целях лучшего решения практических задач подготовки и повышения квалификации специалистов разных профилей. После регистрации в ней сложилось несколько направлений.
