Как не волноваться перед выступлением? Полезные советы. Как не бояться говорить: секреты публичного выступления от мастеров ораторского искусства

Нам нечего бояться, кроме страха!

(Рузвельт)

Что может быть страшнее смерти? – Публичный позор!

Многие люди говорят: «Я скорее умру, чем выйду на сцену!». При этом в кругу друзей такой человек может быть прекрасным рассказчиком. Но мысль о том, что надо сказать что-то, когда на тебе сконцентрировано внимание десятков или сотен незнакомых людей… «Нет, ни за что! Лучше убейте меня!».

Знакомый консультант однажды рассказал мне о своем первом выступлении. Его пригласили сделать доклад на отраслевой конференции. Роста он небольшого, а трибуна там была высокая. Когда он поднялся на сцену и встал за трибуну, те, кто сидел в зале, смогли увидеть только верхнюю часть его головы. Выглядело это так, будто докладчик прячется за трибуной.

Он начал выступление, а в зале послышался хохот. И тогда мой знакомый упал в обморок…

Многие бы сломались и восприняли этот случай как катастрофу. Однако мой знакомый был и остается очень целеустремленным человеком. Он не сдался! Он прекрасно понимал, какую роль играют публичные выступления и способность выступать на публике для его карьеры, пиара и для его бизнеса. Он прошел обучение публичным выступлениям, много практиковался и сегодня он один из самых успешных спикеров в мире!

Иногда можно встретить человека, который говорит: «Я обожаю публичность! Мои ощущения, когда я выступаю – близки к экстазу!» Или «Я ловлю от этого кайф! И чем больше людей меня слушает, тем круче!»

Да, такие от природы талантливые люди конечно есть. И мы восхищаемся этой способностью, даже если и не разделяем их убеждения. Взять, к примеру, всем нам известного «сына мамы – русской и папы – юриста».

Блестящим оратором был Наполеон. Он сказал: «Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает!»

Американский консультант, президент Гильдии Спикеров Голливуда Клаус Хилгерс объяснял, что именно останавливает большинство людей от того, чтобы выступать: «Прежде всего, когда человек выходит перед аудиторией, чтобы произнести какую-то речь, он испытывает разные реакции тела. У одних возникает нервозность, дрожь в коленках, накатывает волна жара. Другие начинают краснеть или потеть. У кого-то начинает сильно биться сердце, непроизвольно содрогаются мышцы лица. Проблема в том, что человек не знает, как от этого избавиться.»

Некоторые люди, которые давно и часто выступают, даже известные артисты, пропускают рюмку другую перед выходом на сцену. В одном из своих интервью певица Татьяна Буланова призналась, что долго использовала такой метод, подсказанный ей в юности мамой. Кто-то впадает в крайности, и обращается к использованию гипноза или методов НЛП.

Клаус Хилгерс утверждал: «Какое ощущение вам бы ни подбрасывало тело, когда вы выходите выступать, есть определенное упражнение, которое вы можете выполнить, и через несколько секунд, это ощущение уходит, пропадает насовсем.»

Рамон Таранго, консультант по управлению однажды рассказал историю о своем выступлении перед сотрудниками одной большой стоматологической клиники. В зале 150 человек, причем 120 из них «загнали на этот семинар палкой».

Корпоративный семинар или тренинг почти всегда уже сам по себе является некоторым вызовом для выступающего. А тут практически весь зал демонстрировал полное равнодушие. Я знаю прекрасных профессиональных тренеров, которые в подобной ситуации прекращают тренинг и возвращают заказчику деньги. Рамон поступил по-другому. Он научился справляться с подобными «мелочами».

Он взял в руки два фломастера (синий и красный) и начал писать что-то на доске, перекладывая их из одной руки в другую. Как бы невзначай, стержни пачкали его ладони. Затем он несколько раз провел руками по лицу, вытирая пот. Потом скрестил руки на груди, сильно перепачкав свою белую рубашку. Зал оживился, сначала слышались приглушенные смешки, потом раздался безудержных хохот.

И тогда Рамон невинно спросил: «Что здесь смешного?» Кто-то достал зеркало, и показал консультанту его лицо. И тут он сказал: «Я знал, что это будет войной – выступать перед вами, ребята! Это моя боевая раскраска. И теперь я готов биться с вами!» После этого он получил полное внимание зала и завершил выступление под гром аплодисментов.

Кто-то скажет, что умение красиво и ярко выступать – это исключительно дар божий, которым обладают лишь избранные. Многим людям такая позиция стоила потери блестящей карьеры, денег, и даже Любви. В современном мире главное умение – это умение продать свои идеи. По сути любая продажа – это умение донести свою идею до разума слушателя: покупателя, начальника, подчиненного, супруга. И публичные выступления – это также одна из форм продажи, т.е. донесения своей идеи до группы людей. Эту просто необходимая в наше время способность, которую нужно в себе развивать!

Мне в свое время очень повезло, я прошла настоящую школу публичных выступлений у самого Клауса Хилгерса. В одной из следующих статей я поделюсь интересными и полезными приемами для выступления перед публикой.

В современном мире любой образованный человек должен уметь выступать перед публикой. Это поможет в работе, учебе, карьере, в и поиска себя. Прочитать лекцию, сделать доклад, высказать свое мнение на публике, поучаствовать в сценическом номере, не должно быть проблемой. Но, к сожалению, является. Почему же многие люди боятся публичных выступлений?
Это связано со страхом публичного позора. Кажется, что на вас будут смотреть все, они будут вас оценивать, делать выводы о вашем интеллектуальном уровне. А если что-то не получится, то все будут это обсуждать.
Многие общительные в семейном кругу люди не умеют выступать на публике. Они знают об этом и стараются компенсировать свою публичную неуверенность дома. И, наоборот, неразговорчивые люди могут оказаться прекрасными ораторами.

Как все-таки научиться успешно выступать перед публикой?

1. Подготовка к выступлению

Чем лучше вы знаете свой текст, тем проще вам выступить. Напишите речь, выучите ее и отрепетируйте перед зеркалом. Увлеченность и заинтересованность предметом речи всегда производит прекрасное впечатление на публику.

2. Уверенность

Постоянно работайте над собой, . Чем больше вы будете знать, тем увереннее сможете держаться перед публикой.

3. Тренировки перед выступлением

Попробуйте прочесть ваш доклад одному близкому человеку. Только не лежа на диване, а старайтесь воспроизвести будущую обстановку. Читайте стоя за трибуной, а слушатель пусть сидит и внимательно за вами наблюдает.

4. Самовнушение

Говорите себе, что у вас все получится. Мысленно представьте себе в мельчайших деталях будущее мероприятие: как вы одеты, кто вас слушает, что происходит в зале? Все детали очень важны. Постарайтесь мысленно представить свою речь.

5. Спокойствие

Старайтесь , периодически , следите за правильностью дыхания. Перед выступлением и глубоко дышите. Не думайте, что вы выступаете на публике. Думайте только о своем докладе. Можете найти в аудитории одного человека. И читайте как будто ему одному.

Успешно выступать перед публикой – это целое искусство, которое требует постоянных тренировок. Не бойтесь сделать что-то не так, не думайте о неудаче. Если в голове присутствуют только мысли о провале, то представьте себе самое худшее. Переживите позор в своих мыслях. Поверьте, что ничего страшного не произошло, можно жить дальше.
Чем меньше вы зацикливаетесь на своем выступлении перед публикой, тем успешнее оно пройдет!

Тем не менее, можно достаточно быстро научиться выступать перед людьми, соблюдая несложные правила.

Выступая перед аудиторией, человек обычно беспокоится о том, как его воспримут, удастся ли ему донести до слушателей свои мысли, каким будет конечный результат его общения с аудиторией. Все эти страхи вызывают сильный стресс, который уже сам по себе негативно влияет на выступление. Другими словами, чем больше человек беспокоится о том, что провалит выступление, тем больше становится вероятность такого результата.

Способы снять стресс

Научиться комфортно чувствовать себя в присутствии большой аудитории помогает только опыт. Тем не менее, существуют способы минимизировать влияние напряжения на выступление.

1. Искусственная агрессия. Легко сказать «не бойтесь аудитории», но на практике такие советы ничего не дают. Клин вышибают клином - перед выходом к аудитории вызовите у себя состояние готовности к бою, уверенный и немного злой настрой. Для этого можете петь про себя ту или иную мобилизующую песню. Например, отлично подойдет песня Владимира Высоцкого «Охота на волков». Вы можете сами подобрать подходящий репертуар, настраивающий вас на боевой лад. Результат - вы выйдете к аудитории полностью мобилизованным, что поможет вам хорошо выступить.

Самооценка может пострадать от разнообразных факторов. В такие периоды сложно поддерживать справляться с любыми стрессами. Как вернуть покой? Смотрим видео!

2. Бросок в будущее. Проанализируйте, чего вы на самом деле боитесь, выступая перед людьми? Того, что плохо выглядите, что над вами будут смеяться? Боитесь провала? Выявите свои страхи, после чего внутренне смиритесь с тем, что все то страшное, о чем вы думали, уже произошло. Вы провалили ваше выступление - ужасно выглядели, были косноязычны, над вами открыто смеялись и т.д. и т.п. Все уже свершилось, вы приняли это, пережили, поэтому вам совершенно нечего бояться. Смиритесь с поражением, не ждите ничего хорошего. В результате вам будет намного проще выступать.

3. Репетиция. Потренируйтесь в выступлении наедине с собой. Можно выступать перед зеркалом, оценивая себя со стороны. Но если вы не в восторге от своего отражения, тренируйтесь где-нибудь на природе, где никого нет. Это позволит вам говорить в полный голос, никого не боясь. Такие тренировки дают очень хороший результат.

4. Игра воображения. Когда вы ложитесь спать, проиграйте мысленно предстоящее выступление. Представляйте его во всех деталях, оттачивайте важные моменты. В своих представлениях вы должны выглядеть уверенным в себе человеком, с блеском выступающим перед аудиторией.

Определяющие успеха

1. Одним из важнейших моментов является умение завоевать симпатии аудитории. Ни в коем случае ни в чем не оправдывайтесь. Не извиняйтесь, что вы выступаете в первый раз и т.д., это настраивает публику против вас. Не начинайте со слов «Позвольте мне…», «Разрешите мне…» и им подобных, это неправильно. Начинайте свою речь уверенно, с короткого приветствия и сразу переходите к делу.

2. Очень важно чувствовать себя хозяином ситуации, «держать зал». Если в ходе вашего выступления вы видите, что интерес аудитории пропадает, люди начинают разговаривать, шуметь, прервитесь на минуту. Просто молчите и смотрите на зал, это заставит его утихнуть. После этого продолжите выступление. Другой вариант - начните говорить о чем-то совершенно другом, желательно интересном. Снова вернув внимание аудитории, скажите что-нибудь вроде: «Ну как, все вернулись? Спасибо, тогда продолжим», после чего снова продолжайте свое выступление.

Выступление перед аудиторией - настоящее искусство, оно обретается лишь с годами практики. Но даже дебют может пройти вполне успешно. Необходимо лишь верить в себя, подобрать наиболее подходящие варианты внутренней мобилизации. А главное, не относиться ко всему происходящему слишком серьезно.

Я стою на сцене, смотрю поверх голов сотен людей, не сводящих с меня глаз - они ждут, когда я начну говорить, скажу хоть что-нибудь, - и внутренний голос напоминает мне: «Ты неподходящий для этого человек».

Своим выступлением я открывал конференцию TEDx, и значит, я должен был задать тон всему мероприятию. Это огромная ответственность и вдобавок одно из самых важных выступлений в моей жизни. В любых других обстоятельствах я бы ответил своему внутреннему голосу: «Да, ты прав. Я не должен быть здесь. Я интроверт. Я редактор. Я не могу даже в разговоре с собственной женой закончить предложение, не подумав о том, что можно было бы сказать иначе».

Но, к счастью, я подготовился заранее. Подготовил не только речь, но и знал, как справиться с такими деструктивными порывами. Я знал, что нужно сказать, я верил в то, что собирался говорить, у меня был план на случай, если идеальные обстоятельства, в которых я готовился, не будут таковыми в реальности.

Сегодня я могу стоять на сцене перед тысячами людей и уверенно говорить о том, что я думаю. Если мне повезёт, несколько уловок и пара шуток окажутся не совсем провальными. Но так было не всегда.

1. Не рассказывайте о том, в чём вы не разбираетесь

Звучит как бесполезный, очевидный совет. Это не так. Если вы будете в совершенстве следовать ему, остальные пункты из этой статьи будут вам не особо нужны - вы и так сделаете всё хорошо.

Однажды, после нескольких речей, когда вы зарекомендуете себя как хорошего спикера, вам будут открываться возможности выступать где-то в далёких местах с приятными слуху названиями. Есть одна загвоздка - содержание. Возможно, вы зарекомендовали себя в качестве эксперта по брачным играм канареек, а тут получаете email с приглашением посетить конференцию и рассказать о мировых тенденциях в продажах скрепок для бумаг.

Вы должны поблагодарить за приглашение и вежливо отказаться.

Причина проста: вы не знаете, что сказать об этом. Даже если вы попытаетесь собрать информацию за короткое время, хорошей презентации всё равно не получится - вас не интересует сама тема. На самом деле вы не хотите говорить об этом и приглашающая сторона не заинтересована в том, чтобы вы выступили с хорошим рассказом. Просто им хочется, чтобы вы присутствовали на мероприятии, потому что они увидели ваше видео и подумали, что вы известная личность.

Поэтому такому простому совету трудно следовать. Вы новичок, вы хотите выделиться, кажется, что это отличная возможность для вас.

Если вы когда-нибудь покупали вещь с надеждой, что она будет работать так, а на деле она работает не так (вспомните о рекламном ролике, который подтолкнул вас к необдуманной покупке), то вы понимаете то разочарование, которое ожидает обе стороны с самого начала.

2. Укажите в сценарии переходы и ничего больше

Если вы похожи на меня, внутри у вас есть строгий редактор, который сидит у вас на плече с красным маркером в руках и парой очков на носу, готовый небрежно бросить: «Двойка! И останься после уроков», - на каждое предложение, что вы произнесли. Неважно, что вы сказали: чувство, что можно было сказать лучше, никогда вас не покидает.

При люди вроде нас обычно пишут сценарий или план. Когда пишешь сценарий, есть все шансы найти правильную формулировку.

Как писал древний китайский стратег и воин Сунь Цзы: «Ни один план не выдерживает первой встречи с противником». В этом и есть главная проблема детального плана. В нашем случае, конечно, никакого врага нет, но есть мир, полный неопределённости. Стоит только ступить на сцену, всё становится по-настоящему и нет второго дубля. Чем более детальный у вас сценарий, тем больше вероятность всё испортить. Когда вы новичок в мире публичных выступлений, стоять на сцене и пытаться вспомнить, что же там дальше - последняя вещь, которая вам нужна.

Так что же нужно делать вместо этого? Просто импровизировать? Не совсем.

В то время как детальный сценарий принесёт вам больше проблем, чем помощи, вам понадобится план другого сорта. Нужно отталкиваться от отправных точек в вашей истории (вы знаете, есть вещи, о которых не получится забыть, даже если сильно постараться) и записать моменты переходов от одной мысли к другой.

Хорошо работают личные истории, потому что:

  1. Аудитория их любит, они помогают наладить общение.
  2. Вам не нужно их записывать, потому что вы и так их помните.

Мы рассказываем друг другу истории так же долго, сколько являемся людьми. Так мы передавали информацию задолго до изобретения бумаги. Мы генетически запрограммированы помнить их (поэтому их легче преподносить), и, что ещё более важно, аудитория генетически запрограммирована их слушать (и становиться счастливее, слушая истории).

Так как одну и ту же историю можно свободно рассказывать каждый раз по-разному, вам не нужно записывать всё в точности до последнего слова. Хватит основных пунктов, обо всём остальном позаботятся ваши человеческие наклонности. Записанные основные пункты помогут связать истории между собой.

3. Практикуйтесь немного больше, чем вам нужно

Мой друг Крис Гиллибо (Chris Guillebeau), основатель и ведущий церемонии The World Domination Summit, в течение года каждый уикенд занимается тем, что произносит по меньшей мере 10 докладов во время переговоров. Иногда он рассказывает историю. В другой раз напоминает аудитории о 15 важных вещах, которые обсуждались до перерыва на ланч.

Как участник WDS и начинающий спикер, я однажды спросил у него: «Как ты вспоминаешь всё, что нужно сказать, причём в полном объёме, каждый раз, когда выходишь на сцену?» Я надеялся на секретный лайфхак, но его ответ - и это чистая правда - был самым обыкновенным: «Я много практикуюсь».

Теперь и я этим занимаюсь. И это работает. Всякий раз, когда мне предстоит произнести речь, я репетирую по меньшей мере 2–3 раза. Это требует времени, это зачастую скучно, приходится заниматься днями или неделями, и вам совсем не хочется практиковаться снова. Но вы делаете это не для себя. Вы делаете это для своей аудитории. Если вы хотите запомниться ей, придётся погрузиться в непривлекательную, скучную, однообразную работу.

4. Разбивайте свой доклад на части

Крис Гиллибо посоветовал не только много практиковаться. Также он упомянул, что работает над отдельными частями. Он пытается разбить свою презентацию на кусочки, а потом собирает их вместе.

Сейчас я делаю так же, и это уменьшает время на подготовку. Работая над частями, я могу разрабатывать и принимать решение о разных отрывках презентации параллельно. Если я спотыкаюсь на каком-то куске текста в середине (или, ещё хуже, в самом начале), мне не приходится ждать идеального рабочего состояния ничего не делая - я могу работать над другими частями, пока не утрясу вопрос с проблемной.

Быстрее заканчивайте свой доклад, больше времени практикуйтесь, до тех пор, пока это не войдёт в привычку. Ничто не влияет на уверенность больше, чем успех, и ничто не способствует успеху так, как постоянная практика.

Некоторые люди упражняются ровно столько, сколько нужно. Когда я говорю «практикуйтесь больше», я имею в виду, что репетировать надо больше, чем нужно.

5. Сбросьте скорость. Медленно спускайтесь

Общая проблема у всех интровертов вроде меня: если мы начали говорить, мы начинаем гнаться за мыслями, от которых пытались избавиться. Моя голова - это генератор идей, который постоянно движется вперёд. Мой рот, наоборот, говорит медленно, стараясь не совершить ошибку.

Но в один прекрасный момент вас прорывает, и вы выпускаете все накопившиеся мысли наружу. Пытаться поспеть за своим мозгом - то же, как если бы муравей пытался удерживать быка, мчащегося по склону горы. Но пытаться ускорить свою речь, чтобы произнести всё, что родилось в вашей голове, приводит к строго противоположному эффекту: вы начинаете заикаться, теряетесь, повторяетесь. Поэтому нервничаете ещё больше и отходите от запланированной речи.

Если ваша идея важна, то она заслуживает всего времени, которое необходимо, чтобы её выразить. Более полезный подход - думать медленнее. Не совсем медленно, конечно, скорее, с большей осторожностью.

Такая проблема появляется из-за небрежности: вы не связываете мысли друг с другом, а вместо этого начинаете скакать с одной на другую. Несколько скачков с дороги - и вы уже с трудом вспоминаете, где находитесь.

Зафиксироваться на одной мысли просто. Когда вы замечаете, что ваши мысли унесли вас далеко вперёд, просто вернитесь назад и повторите нужную идею.

6. Не теряйтесь!

Когда я готовился к выступлению на TEDx, я позвал своего друга Майка Паччионе (Mike Pacchione), специалиста по публичным выступлениям, чтобы тот указал мне на недостатки. Он поймал меня на том, что я часто отходил от темы.

Это происходит, когда идея, о которой ты говоришь, исчезает в никуда, и ты решаешь последовать за ней. Проблема в том, что блуждание в мыслях редко заканчивается на одной идее. Как только потеряешься один раз, продолжаешь все глубже проваливаться в кроличью нору.

Проблема не в том, что вы не можете рассказывать интересно, когда блуждаете, а в том, что стоит только начать блуждать, как вы совсем теряетесь. Как турист теряется в лесу? Он сходит на один шаг с тропы, чтобы посмотреть на растения. А потом: «О, грибы», - и ещё несколько шагов в сторону. «Хей, вон то дерево впереди выглядит здорово», - и только когда он решает вернуться обратно, осознаёт, что понятия не имеет, как это сделать.

Соблазн повитать в мыслях может быть высок, но потом очень сложно вернуться на правильный путь.

Есть два практических способа решения этой проблемы. Первый - следовать совету № 3 и много практиковаться. Чем больше ты практикуешься, тем больше собственных историй ты запоминаешь и знаешь, куда они могут привести. Другое решение заключается в том, что единственное, что может помочь, когда стоите на сцене и чувствуете, что уходите от темы, - это выбросить лишние мысли из головы.

Ваш мозг не хочет следовать за отвлечёнными мыслями, он хочет обдумать их. Лучший способ остаться на верном пути - напомнить себе, что вы можете их обдумать… но не прямо сейчас. Выбросите их из головы. Возможно, их можно будет использовать во время произнесения этого же доклада в будущем. Но, ради всего святого, не пытайтесь использовать их сейчас.

7. Придумайте успокаивающий ритуал

Моё сердце было готово пробить грудную клетку. Я чувствовал, что все мышцы напряжены, а поле зрения начинает сужаться. Дыхание стало учащаться. «Что происходит?» - спрашивал я себя. Я был на грани панической атаки. Мне нужно было сделать шаг на сцену, чтобы произнести самую важную речь в своей жизни, но единственное, о чём я мог думать, так это о том, что я собираюсь послать всё куда подальше. Это дало выход стрессовой реакции, и всё покатилось по наклонной.

К счастью, я был проинструктирован, что делать, если такое случится. Ванесса Ван Эдвардс (Vanessa Van Edwards), одна из величайших спикеров, которых я имел удовольствие знать, помогла мне подготовиться. Она поделилась, что сама тоже нервничает перед большими презентациями. Если бы она сама мне это не сказала, я бы никогда и не подумал.

Секрет, который она использует? Успокаивающая техника. У каждого хорошего оратора такая есть, и каждый хороший оратор знает, что придерживаться её необходимо, чтобы показать себя с лучшей стороны.

Что делает Ванесса: она находит тихое место, где за несколько минут до запланированного выхода на сцену выпрямляет спину, глубоко дышит и представляет успех.

Это может прозвучать немного глупо, но это на самом деле работает. Я и сам пользуюсь этим способом.

Перед важным событием для тела абсолютно нормально начать выделять много гормона стресса - кортизола. Мы становимся особо чувствительны к стрессовым ситуациям. Просто тысячи лет назад чувствовать стресс и не реагировать на него могло бы стоить вам жизни.

Сегодня такое случается нечасто - я не могу вспомнить сообщения о «смерти из-за нерешительности», - но наша биология не поспевает за нами. Ужасная ирония в том, что чем больше вы позволяете стрессу охватить себя, тем больше вероятность совершить ошибку и плохо выступить.

Поэтому, перед тем как выйти на сцену, проверьте себя и свой уровень стресса. Волнение - это нормально. А нервозность - плохо. Всегда приберегите для себя несколько минут перед выходом, чтобы успокоиться.

8. Когда ошибаетесь, продолжайте говорить

Я был большим фанатом телевизионного шоу «Отчёт Кольбера». Я редко пропускал даже эпизод. Это были одни из самых популярных «новостей» в прямом эфире на телевидении. Если вы смотрели это шоу, вы могли заметить, что Стивен путал слова практически в каждом эпизоде. Он мог построить фразу так, что она теряла смысл, мог пропустить слово или неправильно его произнести.

Но вы могли и не заметить этого, потому что внешне Кольберт никак не реагировал. Когда он допускал ошибку, он не запинался и не пытался исправить. Он просто продолжал говорить, потому что знал то, что должны запомнить все выступающие публично интроверты:

контекст важнее деталей.

Он мог допустить ошибку и даже не обратить на это никакого внимания. И этого никто не замечал, потому что никто не вслушивался в каждое произнесённое слово. Все слушали контекст.

Куда хуже, чем небольшая ошибка, - привлечение к ней внимания. Если вы запнулись, используйте своё чувство юмора, чтобы сгладить ситуацию. Отшутитесь и двигайтесь дальше.

9. Помните, что аудитория хочет, чтобы всё прошло успешно

Скорее всего, самый простой совет, который дают все подряд, помог мне научиться использовать все предыдущие советы в действии:

Всегда помните, что аудитория не желает вам провала.

Когда вы волнуетесь из-за предстоящего большого события, эта простая истина может легко забыться. Ваша аудитория не собирается прогонять вас со сцены. Она хочет узнать то, чему вы хотите их научить. Собравшиеся тратят своё время и, возможно, деньги, чтобы послушать вас. Люди не отдают своё время и деньги за плохой опыт. А как раз наоборот.

Когда вы нервничаете перед выступлением, легко подумать: «Что, если кому-то не понравится то, что я скажу?» Эта мысль начинает распространяться, и вскоре вы начнёте спрашивать себя: «Что, если все меня ненавидят?»

Такой образ мышления приводит к плохим выступлениям. Не думайте так. Не позволяйте себе сворачивать на эту дорогу, потому что в действительности аудитория на вашей стороне. Она хочет, чтобы у вас всё получилось. И, если вы будете следовать этим девяти советам, у вас будут все преимущества, чтобы быть на высоте.

Как часто случается с вами, что перед тем как выйти перед аудиторией, у вас все холодеет внутри, ладони мгновенно становятся потными, а выйдя перед всеми, вы не можете выдавить из себя ни единого слова? Вы стоите и думаете: «говори что-нибудь, хоть что-нибудь», но не можете произнести ни звука, как бы вы ни старались. Ноги становятся «ватными» и лицо начинает «гореть» как будто температура воздуха резко повышается до запредельных отметок. В итоге вы благополучно краснеете и, вымолвив что-то невнятное возвращаетесь на свое место, дав себе зарок никогда больше не выступать перед публикой.

Если описанное выше происходит с вами хотя бы иногда – то эта статья предназначена для вас. Прочитав ее, вы узнаете как улучшить свои навыки публичных выступлений, как научиться связанно излагать свои мысли, как контролировать аудиторию.

Для начала разберемся с понятиями. Что такое публичное выступление? Логично будет сказать что это – выступление перед публикой. Публикой, или аудиторией считается группа людей от 4 человек и больше. Условно, я разделяю аудитории на несколько категорий:

  • маленькая – до 10 человек;
  • малая – от 10 до 30 человек;
  • средняя – от 30 до 60-70 человек;
  • крупная – от 70 до 150 человек;
  • очень крупная – от 150 человек и более.

Рассматривать выступление на крупных площадках и стадионах мы рассматривать не будем.

Итак, как же повысить навык публичных выступлений?

Для начала немного теории. Публичное выступление – это 90% зрительного контакта, и лишь 10% - аудиального. Фактически, это означает следующее: «не столь важно ЧТО вы говорите, важно КАК вы это говорите». Главное в публичном выступлении – это подача, энергия, экспрессия и контакт с аудиторией.

Без растекания мыслью по древу, дам простые конкретные рекомендации.

Первое - составьте план выступления. Поверьте, у любого опытного оратора всегда есть план выступления. Ни один опытный оратор не начнет выступление если не знает темы выступления и того о чем он будет говорить (хотя бы примерно). Что такое план? Не стоит заготавливать черновики с полным и подробнейшим содержанием своей речи, и уж тем более, не стоит пользоваться такими записями при выступлении. Это только отвлечет вас от речи и отнимет время на то, чтобы разобраться в своих записях. К тому же, если вы потеряете нить повествования – вам придется копошиться в записях, а это вызывает исключительно негативные эмоции среди слушателей. Вместо записей используйте лишь план выступления. Дома в спокойной и тихой обстановке продумайте структуру своего выступления, примерно представьте себе о чем вы будете говорить и запишите пункты своего выступления. Например, если вы готовите отчет о достижениях компании за год, то это может выглядеть следующим образом.