Как называется смешение стилей в архитектуре. Архитектурная эклектика

По теме Эклектика должна быть отдельная статья, а не страница разрешения неоднозначностей. После создания основной статьи страницу разрешения неоднозначностей, если в ней будет необходимость, переименуйте в Эклектика (значения). В Викисловаре… … Википедия

Архитектура Санкт Петербурга, в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт Петербург стал первым… … Википедия

Брюссель. Архитектура Бельгии (нидерл. … Википедия

Замок и дворец в Буде (Будапешт) как сочетание исторических эпох и стилей … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Архитектура (значения) … Википедия

Костел Св. Прокопа и Пражская телебашня. 2006 Архитектура Чехии … Википедия

Альбертинаплац, Вена. Архитектура Австрии Содержание 1 Периодизация … Википедия

Церковь Иоанна Предтечи древнейшее сооружение Коломны … Википедия

Архитектура в России - др. рус. каменная А. появляется в связи с принятием христианства и строительством храмов. Первыми архитекторами и учителями рус. мастеров были византийцы, и тем самым рус. А. изначально была включена в европ. культурную традицию. Разнообразие… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

- … Википедия

Книги

  • Комплект таблиц. Мировая художественная культура. Всемирная архитектура. 20 таблиц , . Учебный альбом из 20 листов. Арт. 5-8672-020. Мир ранних цивилизаций. 7 чудес света Древнего мира. Античный мир. Архитектура Азии, Америки и Востока. Архитектура Византии иДревней Руси.…
  • , Швидковский Дмитрий Олегович. Книга посвящена всему тысячелетнему развитию русской архитектуры со времен Св. Равноапостольного Великого князя Владимира до нашей эпохи. В издании читатель найдет отдельные очерки,…
  • Исторический путь русской архитектуры и его связи с мировым зодчеством , Швидковский Д.. Книга посвящена всему тысячелетнему развитию русской архитектуры со времен Св. Равноапостольного Великого князя Владимира до нашей эпохи. В издании читатель найдет отдельные очерки,…

XIX век в архитектуре – период изысканного разнообразия, постепенной трансформации устоявшихся и появления новых стилей. Но совмещение нескольких стилистических особенностей – это не то дело, с которым может справиться каждый. Поэтому искусствоведам не оставалось ничего другого, как признать новую тенденцию полноправным направлением в архитектуре и дать ей название. Так и появилась эклектика.

Эклектика – термин звучный и красивый. Он передаёт саму суть данного направления, ведь архитекторы, обращавшиеся к ней, должны были умело сочетать в одном здании элементы нескольких стилей. Необарокко, ампир, неоренессанс, псевдорусский стиль – творческий подход к оформлению строений впервые стал официально неограниченным.

Сталкивались ли те, кто решил работать в стиле эклектика, с какими-либо подводными камнями? Не вызывали ли они неодобрение у людей в Европе, привыкших к чётко установленным канонам и определённым рамкам? Безусловно, было и такое. Общество ещё не было готово к архитектурному разнообразию в концепции одного здания. Сейчас, когда XXI век не возбраняет микс из абсолютно не похожих друг на друга направлений, нам сложно представить, каково было критикам середины XIX века. А между тем, новые здания казались инородными, неправильными, а сознание отказывалось принимать их за произведения искусства. Существует скептическое мнение, что появление эклектики как стиля связано с упадком в архитектуре, но можем ли мы согласиться с этим, глядя на шедевры того времени?

В 1830-1890 годах люди в Европе желали украсить улицы, сделать их максимально парадными и красиво обустроить новые жилые кварталы. Поэтому всё чаще стали обращаться к имитации классических строительных материалов. Появилось также тяготение к излишней роскоши, но лепные украшения и другие способы её воплощения зачастую смотрелись гротескно и не воспринимались всерьёз. Однако произведения великих мастеров того времени вошли в историю, ибо они восхищают своей гармоничностью.



Жемчужиной эклектики можно по праву назвать здание Парижской оперы Гарнье. Жан Луи Шарль Гарнье был не только французским архитектором периода эклектики, но и историком искусства. Поэтому неудивительно, что знания о творчестве минувших веков позволили ему, не придерживаясь заданных и нерушимых канонов, грамотно подойти к проектированию здания. Парижская опера – это эталон эклектической архитектуры в стиле «боз-ар», являющемся одним из ответвлений эклектики, которое воспевает и продолжает традиции барокко и итальянского ренессанса.

Гарнье считается идеологом данного стиля, среди характерных особенностей которого можно отметить насыщенный декор, использование барельефов и картушей, строгую симметрию. Распространялся же «боз-ар», что дословно переводится как «изящные искусства», благодаря парижской Школе изящных искусств. Там ученикам приходилось осваивать самые разные исторические стили, чтобы они могли угодить любому заказчику.

Кажется логичным, что если взять частички разных хороших вещей и совместить их, то они определённо друг другу не навредят. Представители болонской школы исходили из подобных умозаключений, используя в эклектике те стороны творчества разных мастеров Возрождения, которые казались им наиболее блистательными.

В России период эклектики принято разделять на «николаевский» и «александровский» этапы. Менялась не одна лишь политика. У архитектуры появлялись новые функции, поэтому и требования к ней становились иными. Если ампир предполагал, что постройки всех типов должны следовать единым правилам, то эклектика подразумевала уникальный подход к каждому отдельному случаю.



Архитекторы учитывали средства заказчика и предназначение самой постройки. Церковь ли проектирует мастер или же муниципальное здание? Частный ли это дом? А, может быть, речь идёт о настоящем доме-дворце, как в случае с великолепным архитектурным ансамблем Белосельских-Белозерских, построенном Андреем Ивановичем Штакеншнейдером в Санкт-Петербурге?

Одним из известнейших архитекторов первого этапа стал Константин Андреевич Тон . Среди его работ - храм Христа Спасителя в Москве, построенный в русско-византийском стиле, доходный дом на Малой Морской улице в Санкт-Петербурге, собор Рождества Пресвятой Богородицы в Красноярске (к сожалению, он был взорван в 1936 году). Русско-византийский стиль, изобретённый Константином Тоном, не прижился в русской архитектуре.

После окончания правления императора Николая I, который благоволил ему, перестали конструироваться постройки в духе Тона, но архитектор, как бы то ни было, внёс ощутимый вклад в развитие храмового зодчества.

Константин Михайлович Быковский – блестящий представитель второго этапа. Среди его творений можно назвать придел церкви Николая Чудотворца в Дербенёвском. Ее непростая история ведётся с далёкого 1635 года: церковь множество раз перестраивалась и видоизменялась, была закрыта советскими властями и вновь открыта после распада СССР. Работы по восстановлению храма ведутся и сейчас.

Одним из известных произведений Быковского является храм иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине. Интересно, что давным-давно на месте храма была некая церковь, которую уничтожили в Смутное время, а затем восстановили и снова снесли. Быковский блестяще справился с «реанимацией» «места церковного» со столь длинной и запутанной историей. Храм выглядит аккуратно и в наши дни является украшением и изюминкой северного административного округа Москвы.

Мастером поздней эклектики считается Александр Никанорович Померанцев . Именно благодаря ему в Ростове-на-Дону появился первый многоэтажный доходный дом, принадлежавший купцу Генч-Оглуеву. В нём четыре этажа, последний из которых особенный – мансардный. В здании присутствуют элементы и готики, и барокко, и классицизма. В том же городе по проекту Померанцева было построено здание городской думы.

Итак, что же такое эклектика: хаос или гармония? Восхитительные примеры зданий этого стиля убеждают в том, что правильным ответом стоит считать второй.

Эклектика – это стиль дизайна интерьера, который сочетает в себе античность, средневековье, классицизм и современность. Это стиль, объединяющий в себе несколько направлений. Он воссоединяет то, что, казалось бы, не может гармонировать между собой. Но отбирая у прочих стилей дизайна интерьера только лучшее, эклектика сегодня стала стилем, где господствует постмодернизм с элементами дизайна, характерным для других направлений.

Стиль эклектика в интерьере

Эклектика стремиться использовать максимум возможностей для оформления помещения. В ней переплетаются всевозможные материалы: стекло, железо, дерево и прочие, которые обычно не сочетаются между собой.

Эклектика выбирает в качестве основной стиля лишь один, а затем она пытается привязать к нему оборвавшуюся нить гармонии и единства. Это новый цикл возращения к старому, где новое и античное переплетаются воедино.

Эклектика не привязана к жизненным традициям, она призвана лишь производить внешний эффект с помощью своей необычности. Элементы дизайна в стиле эклектики по красоте часто превосходят оригинальные элементы, сотворенные в период расцвета стилей, используемых в эклектике.

Эклектика чрезмерно увлечена формами, что неизбежно привело к искаженному пониманию сущности форм и конструкций. Обычно людей, выбирающих этот стиль, интересует лишь внешняя оболочка предмета, но не его конструкция. Именно это позволило сочетать в себе разнообразные декоративные элементы, которые ранее не допускалось использовать вместе для украшения.

Ранее стили интерьера уделяли больше внимания характеру построения, соотношениям и пропорциям основных форм, что для эклектики не характерно. Главная особенность эклектического стилевого направления – это беспринципные «прикладывание» старых форм к новым по материалам или по функции.

Пример: короткая ванна в виде канапе, она обладает формами, характерным для классицизма.

История развития стиля

В начале 20 века авангардисты пытались создать нечто новое. Но они постоянно «натыкались» на то, что в былые времена уже когда-то находило свое отражение в исторических культурах разных стран. Сложилась ситуация, когда новый стиль мог быть создан только при заимствовании некоторых характерных черт у уже существующих направлений на данный момент.

Эта идея была новой и интересной. Она и стала родительницей современной эклектики, которая сочетает восточное и западное, хай-тек и арт-деко. По своему составу эклектическое направление в дизайне интерьера очень многокомпонентно. Именно многокомпонентность в интерьере принято считать стилем эклектика.

Отличительной чертой эклектического направления стала свобода с отсутствием штампов для всех элементов. При строении и обустройстве зданий мастера основываются на разнообразных стилевых направлениях в зависимости от предназначения объекта: храма, общественное здание, частный дом или фабрика.

Эклектика также зависит от средств, которые выделяются на оформление интерьера. Она может использовать как богатый декор, так и экономную «краснокирпичную» архитектуру.

Слово «эклектика» имеет греческое происхождение и обозначает «избранный». В интерьере этот стиль доминировал в 1830–1890 годы. Эклектика - это объединение разнородных идей и исторических стилей: ампира и классики, барокко и модерна, неовизантийского стиля, псевдорусского, готического, индо-сарацинского и многих других. Своего расцвета эклектика достигла в Америке, а развитие получила благодаря Парижской школе изящных искусств.

Стилистические предпочтения отличались в зависимости от региона. Например, в Калифорнии огромной популярностью пользовались испанские мотивы, а «колониальный» стиль главенствовал в Новой Англии. В «колониальном» стиле обставлялись и коттеджи и особняки, и обстановка могла включать в себя как шедевры Чиппендейла, так и заводскую грубую кленовую мебель. Мебельные фабрики выпускали целые гарнитуры, выполненные в стиле различных эпох.

Распространение эклектики связано во многом с морскими перевозками колонистов, которые в местах своего нового поселения старались воссоздать облик покинутой родины.

В наши дни эклектика также пользуется заслуженной популярностью.

Полы

Благодаря приветствию любого стилевого решения в эклектизме пол может быть выполнен из любого материала. Единственное требование, которое к нему предъявляется – это соответствие его качества для помещения конкретного назначения.

В ванной полы целесообразно устраивать из влагоустойчивых материалов – керамической плитки, керамогранита и натурального камня. А в гостиной пол может быть выполнен из дерева, камня, керамогранита, он может быть покрыт ламинатом, линолеумом или ковролином.

Потолок

Потолок в эклектизме отличается своей нейтральностью. Он может быть как многоуровневым, так и одноуровневым. Но эклектика предпочитает выполнение потолка в стиле, отличном от элементов декора, но на нем обязательно должны быть вставки, которые подчеркивают общую тематику.

Стены

Стены образуют общую атмосферу. При их оформлении фантазия не знает границ. Но чаще стены в стиле эклектика выполняются в неброских тонах, чтобы создать фон для элементов декора и мебели.

В качестве отделочного материала можно использовать все: обои, плитку, мозаику, штукатурку. Важно лишь, чтобы покрытие соответствовало функциональному назначению комнаты.

В зависимости от того, какая тема была выбрана для оформления интерьера, стены украшают гобеленами, фресками и лепниной.

Мебель

Для эклектического направления можно использовать мебель, изготовленную из разнообразных материалов. Но сочетаться она будет с общей темой только тогда, когда ее элементы имеют что-то общее, будь то цвет, форма или фактура материалов.

Предметы декора

Квартира в стиле эклектика идеально подходит для путешественников, которые постоянно привозят сувениры, относящиеся к разным временам и культурам. Поэтому элементы декора могут быть любыми, если они подчеркивают общую тему. Украшением могут стать шторы, настенные панно или ковры.

Ценители искусства всегда критиковали эклектическое направление. Они считают, что ему не место среди прочих стилей дизайна, так как это лишь заимствование у них лучших аспектов. Некоторые люди называют эклектикой полное отсутствие стиля. Но это неправильно, так как большинство квартир, не имеющих единого стилевого решения, к эклектизму никак не относятся.

Интерьер в стиле эклектика обязательно должен иметь одну общую тему, вокруг которой выстраивается остальная цепочка декораций. При этом главной сложностью является сложить неподобные предметы в гармоничную композицию;

Эклектика – это смешение стилей, но не всех, а только двух или максимум трех. Стилистические направления объединяются в единое целое с помощью текстуры, цвета, архитектурного решения.

Эклектика приветствует смешения в отделке. Так, гармонично смотрится серебряная статуя на сером фоне стены. Чтобы подчеркнуть контрастность, рядом стену украшает старинный гобелен. Важно создать контролируемый контраст с помощью элементов, отличающихся друг от друга.


В эклектической школе можно объединять предметы интерьера, разрыв которых во времени составляет от двух эпох и более. При этом создается гармоничный контраст.

В эклектике приветствуются орнаменты и узоры, выполненные на тканях со схожими текстурами. Орнаменты могут сочетаться между собой.

Идеи для стиля

Общий смысл эклектики – это свобода и фантазия, когда вещи компонуются между собой невзирая на их стилевую принадлежность. Стили в таком оформлении должны не противоречить друг другу, а гармонично объединяться, должна присутствовать идея, связывающая их между собой. Как правило, в таком интерьере используется много текстиля, декора, особенно этнических мотивов. Господствуют плавные изогнутые формы. Часто для декорирования используются винтажные изделия и вещи ручной работы. Такой интерьер можно сделать уникальным и очень декоративным с помощью ряда идей:

  • Следует выбирать детали и декор не слегка непохожие, а резко контрастирующие по настроению и стилю. Например, современное зеркало в лаконичной черной раме будет эффектно выглядеть вместе с деревянным классическим столиком на изогнутых ножках, окрашенном в белый цвет.
  • Чтобы комната не приобрела сходство с мебельным складом следует ограничить количество используемых стилей до трех и определиться с тем, какую атмосферу требуется задать в помещении.
  • Объединить стили можно с помощью цвета. В основной тон окрашивают большие поверхности: стены, пол. Поддерживающий цвет необходим для мебели и ковров. И два контрастных цвета – для акцентов.
  • Связывать разные стили можно с помощью деталей. Например, барочный стол и современное кресло могут быть объединены с помощью оформления салфетками и декоративными подушками.
  • Можно украсить стены совершенно разноплановыми произведениями живописи и фотографии, но необходимо помнить о хитрости. Работ на стене должно быть много, чтобы глаз воспринимал их как единое целое и не различал деталей. Также в качестве объединяющего элемента можно использовать одинаковое оформление работ, или единый сюжет.
  • Не стоит бояться изобилия. Эклектичный стиль хорош обилием декора. Можно смело добавлять в обстановку сувениры из поездок, произведения искусства, самодельные вещи.
  • Используйте юмор и эффект неожиданности. Это могут быть смешные обои в классической гостиной или статуя зебры посреди комнаты.
  • Создавая эклектичное оформление, отдавайте предпочтение спокойному однотонному фону. Лучше окрасить стены в нейтральный цвет, а шторы, покрывала и ковры выбирать ярких расцветок, особенно выигрышно будет смотреться восточный колорит. Очень интересно будут смотреться голубой потолок в сочетании со светлыми стенами. Также стены можно украсить ручной росписью.
  • Оформление окон необходимо продумать особенно тщательно. Прекрасно подойдет массивная драпировка с бахромой и кистями.

Где применять стиль

Эклектику часто используют при оформлении современных квартир и загородных домов, так как этот стиль не только оригинален и объединяет современные элементы и вещи из прошлого, но и подразумевает комфорт и удобство. Эклектику можно встретить в интерьерах бутиков и салонов, офисов, гостиниц и других помещений, рассчитанных на посещение большого количества публики.

Этот стиль оптимален, когда есть необходимость в создании интерьера для людей с разными вкусами. Он отображает многообразие современной жизни, наполненной различными идеями и тенденциями.

Итог

Эклектика – это стиль дизайна интерьера, достойный отдельного внимания, как и прочие стилистические направления. Несмотря на смешение в нем различных времен и культур, стиль обладает принципами, без соблюдения которых теряется общая тема, и создается то, что можно назвать полным отсутствием стиля: между отсутствием стиля и эклектикой существует тонкая грань.

Большой кремлевский дворец, К.А.Тон

Источник публикации - журнал об архитектуре и дизайне worlds-interior.ru

«Пусть совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и колоссальное, египетское, и проникнутое стройным размером греческое… Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную, однообразную стену…»

Н. В. Гоголь, «Об архитектуре нынешнего времени», 1831

Эклектика возникает на рубеже между двумя преобладающими стилями, когда один уходит в прошлое, а другой еще только зарождается. Так, в 19 веке на смену барокко и классицизму, пришла эклектика, господствовавшая до появления модерна. И, в такое своеобразное стилевое межсезонье, проявляется свобода архитектуры, сочетающая в себе все то лучшее и актуальное, что было предложено в истории архитектуры.

Развивается российский капитализм, развивается общество, развивается архитектура. Гражданская архитектура выходит на первый план, а храмовое строительство несколько уступает свои позиции.

В эклектике форма и стиль здания прежде всего привязаны к его функциям. Эклектика – это гибкий стиль, он сочетает в себе решения разных стилевых школ, применяя их в зависимости от назначения здания – будь то общественные здания, частные дома, фабрики или храмы. Важную роль в облике зданий играют средства заказчика – богатый заказчик – богатый декор, заказчик победнее - краснокирпичная архитектура.

Москва преображается просто на глазах, город развивается столь динамично, что удивляет обывателей и приезжих масштабами своего строительства. Увеличиваются размеры, этажность зданий. Реконструируется старинный исторический центр Москвы, рядами, словно грибы после дождя, выстраиваются административные здания, несущие новейшую, необычайно актуальную функцию – банки, пассажи, конторские здания, здание московской биржи.

История московской эклектики

В архитектуре России различают два этапа развития эклектики «николаевский», относимый к 1830-1860 годах и более поздний «александровский» 1870-1890 – их разделяла, прежде всего, важнейшая реформа той эпохи - отмена крепостного права в России.

«Николаевская» эклектика представляла собой отголоски предшествующих ей стилей – барокко и рококо, а «александровская» предопределяла живой, изящный с природно-растительными нотками стиль модерн.

С течением времени в эклектики Москвы стали различаться три направления-ветви:

  • Русско-византийская: ярчайшим примером служат фасады Большого Кремлевского Дворца, построенного по проекту архитектора Константина Андреевича Тона, объединившего элементы древнерусской и византийской архитектуры;
  • Русского деревенского декора, использовавшего приемы русских орнаментов, вышивок и прикладного искусства. Например, здание Московского политехнического музея на Новой площади по проекту архитекторов Ипполита Монигетти и Николая Шохина;
  • Перекликающийся с архитектурой Москвы 17 века, но при этом достаточно сухой стиль; ярким представителем которого служит Исторический музей на Красной площади, архитекторы Владимир Шервуд и Анатолий Семенов.

Эклектика современной Москвы

Прогуляемся по современной Москве, полюбуемся какие здания в стиле эклектика сохранились и до наших дней. На ряду с Большим Кремлевским дворцом, Московским политехническим музеем и Историческим музеем и по сей день радуют наш глаз следующие здания.

Москвоский политехнический музей на Новой площади по проекту архитекторов Ипполита Монигетти и Николая Шохина

Оригинал Храма Христа Спасителя , построенного по проекту архитектора Константина Тона. Храм был заложен в 1839 году, строительство его продолжалось 44 года. Во времена Сталина здание храма было разрушено, а в 1997 году отстроено вновь неподалеку от первоначального места.

Храм Христа Спасителя, архитектор К.А.Тон

Здание Торгово-промышленной палаты России – когда-то в 19 веке было зданием московской биржи. Располагается в районе Китай-город, оно построено архитектором Александром Каминским в 1873-1875 в стиле поздней эклектики на месте постройки архитектора Михаила Быковского. Первое здание биржи было возведено Михаилом Дормидонтовичем Быковским еще в 1836-1839 годах, оказалось неудобным с точки зрения работы биржевых маклеров - они никак не хотели заходить в торговый зал, а вели свою деятельность на открытой террасе. Вследствие чего для улучшений условий работы биржи был выкуплен смежный участок, а здание расширено и перестроено.

Здание Торгово-промышленной палаты России – когда-то в 19 веке было зданием московской биржи. Изначально возведено М.Д.Быковским, перестроено А.С.Каминским

А.Каминский был одним из самых плодовитых архитекторов девятнадцатого века и в течение всей жизни являлся семейным архитектором Третьякова. Каминский - автор первого здания Третьяковской галереи и Третьяковского проезда, а также множества административных и частных домов в Москве. Каминскому принадлежит работа над домом С.М.Третьякова на Гоголевском бульваре, Доходным домом Третьяковых на Кузнецком мосту и многие другие, всего несколько десятков работ.

Доходным домом Третьяковых на Кузнецком мосту, архитектор А.Каминский

Дом Третьякова на Гоголевском бульваре, архитектор А.Каминский

Роман Иванович Клейн, один из самых востребованных архитекторов конца девятнадцатого века – начала двадцатого, подарил Москве здания Музея изобразительных искусств имени Пушкина (ранее Музей изящных искусств, Клейн работал над ним двадцать лет), ЦУМа (ранее Мюр и Мерилиз) и Бородинский мост , возведенный как память к 100-летней годовщине победы в отечественной войне 1812 года.

Музей изобразительных искусств имени Пушкина, ранее Музей изящных искусств

Музей изобразительных искусств имени Пушкина, ранее Музей изящных искусств, архитектор Р.И.Клейн

ЦУМ, ранее Мюр и Мерилиз, архитектор Р.И.Клейн

Бородинский мост, архитектор Р.И.Клейн

Здание Центрального банка на Неглинной улице, выстроенное по проекту архитекторов Константина Михайловича Быковского и Богдана Михайловича Нилуса в 1894 году. Отличается большим количеством лепнины, колонн и очень высокими потолками.

Здание Центрального банка на Неглинной улице, выстроенное по проекту архитекторов К.М. Быковского и Богдана Михайловича Нилуса в 1894 году

Старое здание Московской городской думы , построенное архитектором Д.Н.Чичаговым в 1890-1892 годах, теремного типа в псевдорусском стиле, определившее облик площади Революции в центре Москвы. С 1936 года в нем располагался музей им.Ленина, а сейчас хранилище Государственного Исторического Музея.

Старое здание Московской городской думы, построенное архитектором Д.Н.Чичаговым. С 1936 года в нем располагался музей им.Ленина, а сейчас хранилище Государственного Исторического Музея

Здание нынешней штаб-квартиры нефтяной компании «Роснефть» на Софийской набережной Москвы-реки, а первоначально «Дом бесплатных квартир для многодетных вдов и бедных курсисток на Софийской набережной», построено в 1894 г по проекту академика архитектуры Фомы Осиповича Богдановича. Дом был построен и содержался на деньги братьев Бахрушиных, входивших в пятерку богатейших людей страны конца 19 века. К началу 20 века в доме проживало более 2000 человек.

Штаб-квартира нефтяной компании «Роснефть» на Софийской набережной Москвы-реки, первоначально «Дом бесплатных квартир для многодетных вдов и бедных курсисток на Софийской набережной», архитектор Ф.О.Богданович

Подмосковная усадьба Марфино расположилась на высоком берегу реки Уча. Свой псевдоготический облик получила благодаря стараниям архитектора М.Быковского и её последней владелице графине С.В.Паниной. Сегодня в усадьбе расположился Марфинский центральный военный клинический санаторий.

Петропавловская церковь в Марфино, М.Быковский

Усадьба Марфино, архитектор М.Быковский

Не только Москва, но и Санкт-Петербург, а также многие другие города России украшены архитектурой 19 века в стиле эклектика. Но это уже тема отдельной истории.

Экле?ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, в Европе и России в 1830-е-1890-е гг.

Времена так называемых "НЕО" или "ПСЕВДО"... Использование элементов «исторических» архитектурных стилей (нео ренессанс, нео(псевдо) барокко, нео рококо, нео(псевдо) готика, нео(псевдо) русский стиль, нео(псевдо) византийский стиль, индо-сарацинский стиль, нео мавританский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике. В зарубежном искусствоведении употребляется термин - романтизм (для второй четверти XIX века) и боз-ар (для второй половины XIX века). Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV—XVIII веков, а с другой — в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность.

Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем строительства храмов, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

В России Эклектика получила естественное разделение на «николаевский» и «александровский» этапы. Это связано не только с различием в политических режимах, но и с социальной эволюцией общества России и Европы в целом. Причиной стало возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры. Зарождение и расцвет эклектики в России совпали с важными общественными реформами, в частности – с отменой крепостного права. В этот период теряет свое первостепенное значения храмовое строительство, уступая место гражданской архитектуре. Древний исторический центр Москвы подвергается реконструкции, город снова меняется. Городская застройка также трансформируется, здания увеличиваются в размерах и этажности, появляется все больше банков, конторских зданий, пассажей – примет нового капиталистического времени.

В Москве выделились три основных направления эклектики :

Русско-византийскую ветвь эклектики можно проследить в фасадах Большого Кремлевского Дворца , где архитектор К. Тон объединил элементы древнерусской и византийской архитектуры.


На примере фасада Московского политехнического музея (архитекторы И. Монигетти и Н. Шохин) прослеживается влияние второго направления, в котором использовались характерные приемы русского деревенского декора, орнаменты вышивок и прикладного искусства.


И третий стиль перекликался с московской архитектурной традицией середины 17 века , но в противовес ее «нарядности» этот стиль был вычурно-сухим (Исторический музей, архитекторы В. Шервуд и А. Семенов).

Именно эклектика в 19 веке сформировала облик нынешней исторической части Москвы. В этом стиле застраивалась территория Китай-города, Красная и Лубянская площади. Эклектика удовлетворяла тенденциям того времени к постройке зданий большого масштаба, с выразительными эффектными фасадами, куполами, остроконечными гребнями. В период с 1870 по 1890 годы в Москве было построено множество величественных, необычных по силуэту зданий, таких как Государственный банк на Неглинной улице...


Международный торговый банк на Кузнецком мосту...


В начале 1800-х годов на углу с Рождественкой стоял дом купца В. Деллавоса, затем перешедший Ф. Шмиту, а после него П. Маскле. В 1820-х годах в доме размещались модные магазины Фало и Ришара, магазин стальных вещей Андрюса, пенковых трубок Якобсона, токарная мастерская Копривы. В 1830-х — 1860-х годах участок принадлежал владельцам магазина столовой посуды Гарднера, отцу и сыну Комаровым. Позднее здесь разместились магазины: музыкальный Эрлангера, «Гаванский магазин» колониальных товаров К. Мальмерга, «Депо папирос и табака». В 1875 году владение перешло крупному московскому предпринимателю И. Г. Фирсанову, а затем его дочери В. И. Фирсановой-Ганецкой. В середине 1890-х годов угловой с Рождественкой участок приобрёл основанный Л. С. Поляковым Московский международный торговый банк, являвшийся одним из самых крупных банков России.

И после того, как эта земля была куплена Банком старые строения были снесены, а на их месте архитектор С. С. Эйбушитц построил здесь современное здание. Архитектурным прототипом дома послужило здание банка Святого Духа в Риме — первого в истории архитектуры сооружения, построенного специально для банковских нужд. Монументальное банковское здание облицовано радомским песчаником и украшено орнаментом из цинка, первый этаж выделен крупной рустовкой и тёмной окраской. В настоящее время в доме размещается головной офис Банка Москвы

Ещё одно здание в стиле Эклектика - Сандуновские бани.. .


Название происходит от фамилии русского актёра екатерининских времён Силы Николаевича Сандунова (1756—1820), в 1800-е годы выкупившего участок земли по реке Неглинной и устроившего там бани. Воду бани брали по особой водопроводной нитке из реки Москвы, от Бабьегородской плотины, и из 700-футовой артезианской скважины. Электрическое освещение питалось от собственной электростанции (в 1896 году её ток позаимствовали для освещения коронации Николая II). Помимо гостиницы и ресторанов, в Сандунах был даже «Зоологический магазин Ф. А. Ахиллеса».

При отделке интерьеров в стиле эклектики было принято сочетать не больше двух-трех исторических стиля, используя схожие по фактуре и цвету материалы.


(фото из интернета)


(фото из интернета)
В 1873-1875 годах было построено новое здание Московской Биржи . Стиль здания можно охарактеризовать как позднюю эклектику.


Основными биржевыми товарами были хлопок-сырец, хлопчатобумажная пряжа, миткаль; позже список дополнили нефть, каменный уголь и минеральное сырье. Из финансовых активов на бирже первоначально обращались только государственные облигации. Начиная с 1870-х гг., в котировальные списки стали включать акции и облигации частных предприятий, но даже в 1913г. государственные бумаги оставались основой фондового рынка. Оборот биржи может быть оценен только косвенно, так как биржевые сделки не регистрировались.
При этом Московская биржа долго работала по уставу Петербургской; только в 1870г. Московская биржа получила собственный, отличный от петербургского, устав. Управлял делами биржи биржевой комитет, избираемый на 3 года. Выборщиками, то есть членами биржи, могли быть московские купцы и общества, обладавшие минимальным имущественным цензом и оплатившие взносы на содержание биржи. Их количество не превышало пятисот.
Биржевые маклеры выбирались купцами 1-ой и 2-ой гильдий из своей среды, преимущественно из «невинно падших», то есть обанкротившийся не по своей вине, и утверждались правительством. В числе прочего от маклера требовалось русское подданство, свидетельство о зачислении в гильдию или об управлении делами купца 1-ой гильдии. Возрастной ценз был равен 30 годам.

А теперь подробней рассмотрим отдельные направления Эклектического искусства.

Нео(псевдо)готика

Неого?тика («новая готика») — наиболее распространённое направление в архитектуре эпохи эклектики, или историзма, возрождавшее формы и (в ряде случаев) конструктивные особенности средневековой готики. Возникло в Англии в 40-е годы XVIII века.

В России больше была принята приставке "ПСЕВДО" вместо "нео". Русская псевдоготика конца XVIII — начала XIX вв. — это в значительной степени романтические фантазии на темы западного средневековья, которые отражают идеализированное представление заказчиков о средних веках как эпохе торжества христианства и рыцарских турниров. Именно в этом стиле построен Царицынский Дворец, о котором я рассказывала в статье - Готика, Псевдоготика и Романский стили.


В отличие от европейских коллег, русские стилизаторы, особенно в ранний период, редко перенимали каркасную систему готической архитектуры, ограничиваясь выборочным украшением фасада готическим декором вроде стрельчатых арок в сочетании с заимствованиями из репертуара нарышкинского барокко.

О храмах в псевдоготическом стиле я также рассказывала ранее. В первую очередь сюда относится Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской


Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла


И Англика?нской церкви Свято?го Андре?я в Москве?...


Нео(псевдо)мавританский стиль.

Маврита?нский стиль — ретроспективное направление в эклектической архитектуре II-й половины XIX века и I-й половины XX века, заключавшееся в переосмыслении и имитации архитектурных приёмов испанского, португальского, мавританского и исламского средневекового зодчества. Для культовых и светских построек мавританского стиля характерно обилие стрельчатых, подковообразных и фестончатых арок, куполов, фризов, карнизов и настенной резьбы. Колонны облицовывались изразцовыми и керамическими плитками. Применялись мозаика, цветные витражи и украшения из цветного мрамора, как правило, использовался орнамент.

Возникновение на излёте эпохи романтизма моды на мавританскую экзотику связано с поиском архитектурного направления, которое могло бы составить конкуренцию приевшимся формам классицизма и неоготики. Одним из первых памятников увлечения исламским зодчеством стал Воронцовский дворец в Алупке, спроектированный британским архитектором Блором под влиянием «индо-сарацинского» павильона в Брайтоне. Впоследствии этот стиль стал нормой для русской усадебной архитектуры, причём не только на южных курортах (Кореиз, Симеиз, Ликани), но и в центральной части России.

Яркий пример стиля — дом Арсения Морозова на Воздвиженке .



Особня?к Арсе?ния Моро?зова (ныне Дом приёмов Правительства РФ; с 1959 года до конца 1990-х — Дом дружбы с народами зарубежных стран) — особняк в центре Москвы, на улице Воздвиженка (дом № 16), построенный в 1895—1899 годах архитектором Виктором Мазыриным по заказу миллионера Арсения Морозова. Здание, сочетает в себе элементы модерна и эклектики, представляет собой уникальный для московской архитектуры образец яркой и экзотической стилизации в неомавританском духе.

До постройки современного здания на этом месте стоял огромный конный цирк Карла Маркуса Гинне. В том же году его приобрела Варвара Алексеевна Морозова, владение которой располагалось по соседству (современный № 14), и вскоре переписала участок на своего сына — Арсения. Арсений Абрамович Морозов (1873—1908) принадлежал к богатому купеческому роду Морозовых и приходился двоюродным племянником Савве Морозову. В начале 1890-х годов Арсений Морозов совместно с Виктором Мазыриным, своим другом, совершал путешествие по Испании и Португалии. На миллионера, равно как и на архитектора, неизгладимое впечатление произвёл португальский дворец Пена в Синтре, построенный в середине XIX века и сочетающий элементы испано-мавританской средневековой архитектуры и национального стиля мануэлино. По возвращении в Москву Арсений Морозов загорелся идеей построить себе дом-замок, повторяющий в общих чертах стиль дворца Пена.

Неомавританский стиль наиболее ярко проявился в оформлении портала парадного входа и двух башен по бокам от него.



Подковообразный проём, акцентированный причудливыми витыми колоннами, лепнина в виде ракушек на башнях (декоративное решение, напоминающее стены «дома с ракушками» в Саламанке), ажурные карниз и аттик создают неповторимый колорит. В остальных частях особняка иногда проглядывают элементы различных стилей: так, некоторые оконные проёмы фланкированы классицистическими колоннами. Общая композиция особняка с подчёркнутым отсутствием симметрии частей здания восходит к характерным приёмам архитектуры модерна.

В моду так же вошли и мавританские интерьеры. Один из ярких примеров такого интерьера видела я в 2004 году в Юсуповском Дворце на Мойке в Санкт-Петербурге.

Мавританская гостиная


(фото из архива 2004 года)
Источники стиля в интерьерах - стиль Мудехар. Искусство Мудехар (стиль испанского зодчества 11—16 вв., в котором композиционные приёмы готики (а позднее ренессанса) сочетались с чертами мавританского искусства). Родиной мавританского стиля принято считать Европу конца ХIХ века. Мавританией называли тогда северную область Африки. В ее честь стилевое направление и получило название. Но, не стоит полагать, что мавританский стиль – это стиль искусства жителей самой Мавритании или народов её населявших. Мавританский стиль это изобретение европейцев, созданное под влиянием культуры Северной Африки и многое перенявший у арабов, мавров и других народов, проживавших и кочующих в этих краях в то время. Мавританский стиль можно смело отнести к нео-стилям, потому, что он вобрал в себя черты различных культур. В нем можно увидеть многое от изобразительного искусства Сирии, Индии, Египта. Современные европейцы считают мавританский стиль детищем, созданным под влиянием мусульманских культур, а также Ислама.

Псевдо(нео)русский стиль

Древнерусский стиль или русский стиль (включает и русско-византийский стиль) — условное общее наименование нескольких различных по своим идейным истокам эклектических направлений в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.

Появившееся в начале XIX века наименование «русско-византийский стиль» , которое чаще сокращалось современниками до «византийского стиля», обозначало такие различные образцы национально ориентированной архитектуры, как «тоновская архитектура» (по К. А. Тону), не имеющая ничего общего с византийскими прототипами, и, например, сооружения, подражающие образцам кавказской и балканской архитектуры. Появившийся во второй половине XIX века термин «русский стиль» объединял ещё более разнородные явления — от небольших придворных загородных сооружений 1830-х годов в «пейзанском стиле», идеализирующем быт крестьянства, до массовых деревянных парковых построек и русских выставочных павильонов 1870-х годов, а также крупных общественных зданий 1880-х год.

Одним из первых течений, возникших в рамках псевдорусского стиля, является зародившийся в 1830-е годы «русско-византийский стиль» в архитектуре церквей. Для другого направления псевдорусского стиля, возникшего под влиянием романтизма и славянофильства, характерны постройки, использующие произвольно истолкованные мотивы древнерусской архитектуры.

Одним из примеров особняка в "Русском стиле" является - Дом Пороховщикова на Арбате.


Здание, построенное на древнем фундаменте из дерева, удачно синтезировало приёмы национальной архитектурной традиции. Сложенный из толстых брёвен, украшенный резными наличниками, карнизами и подзорами, особняк сочетает крупные объёмы и не лишённый живописности облик.



Особняк был выстроен А. А. Пороховщиковым в том же владении (ул. Арбат, 25), что и принадлежавший ему же доходный дом, но в отличие от последнего выходил фасадом не на Арбат, а в Староконюшенный переулок. Архитекторами постройки стали Д. Люшин и А. Л. Гун (по другим данным — архитектор А. С. Каминский).

В 1880-х годах в особняке размещается «Общество воспитательниц и учительниц с бесплатной школой коллективных уроков по естествознанию и математике, иностранным языкам, пению», здесь читали лекции физиолог И. М. Сеченов, зоолог М. А. Мензбир, энтомолог К. Э. Линдеман. 5 марта 1880 здесь на средства меценатов открыта женская Воскресная школа, библиотека и педагогический музей.

В 1995 году дом был передан в долгосрочную аренду (сроком на 49 лет) актёру А. Ш. Пороховщикову, правнуку А. А. Пороховщикова, и внуку его тёзки А. А. Пороховщикова, известного российского, а позже советского конструктора. Актёр собирался создать здесь музей Пороховщиковых. Половина участка, примыкающего к зданию, была использована для строительства современного клубного жилого дома на 6 квартир, примыкающего к дому Пороховщикова сзади. В 2004 году была закончена реставрация самого исторического здания.

Ансамбль Красной площади в Москве

Ярким примером эклектических направлений, как я уже говорила выше, является ансамбль Красной площади в Москве. Оформлена целиком и полностью в стилях эклектики. Кра?сная пло?щадь — главная площадь Москвы, расположенная в центре радиально-кольцевой планировки города между Московским Кремлём (к западу) и Китай-городом (на восток). От площади к берегу Москвы-реки ведёт покатый Васильевский спуск. Современная Красная площадь — сплошной камень, но этот вид она приобрела только в 19 веке, а до того была преимущественно деревянной. Булыжником площадь была полностью замощена в 1804 году.

Исторический музей - построен так же в "псевдорусском" стиле, характерном для периода эклектики, оно является типичным примером русской архитектуры к ХIХ в.


Музей имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича основан указом императора Александра II 21 февраля 1872 года, по ходатайству организаторов Политехнической выставки 1872 года. Экспонаты отдела последней, посвящённого Крымской войне, составили первоначальную коллекцию музея. Также в ведение музея была передана историческая Чертковская библиотека.

Московская городская дума в апреле 1874 года выделила для постройки музея землю на Красной площади Москвы, на которой ранее находилось здание земского приказа (XVII век). Согласно конкурсному заданию, здание музея должно было быть выдержано в формах русской архитектуры XVI века, чтобы его облик органично соответствовал сложившемуся к тому времени архитектурному ансамблю Красной площади. Здание возведено на Красной площади, на её правой, противоположной собору Василия Блаженного, стороне, на месте разобранного здания Главной аптеки. Мотивы древнерусского "узорочья" в обработке фасадов и всего объёма здания - формы перекрытий, наличников окон, проёмов дверей, фризов, лопаток - заимствованы из сооружений XVII в.

Сама Дума помещалась в здании Центрального Музея В.И.Ленина - которое тоже относится к эклектике.


Верхние Торговые ряды - ныне ГУМ - спроектировал архитектор А.Н. Померанцев.


Фасады всех этих зданий с башенками, высокими кровлями, частым ритмом небольших окон в фигурных обрамлениях XVII века по канонам современной архитектуры (тех времён) не соответствовали внутренней функциональной архитектурно-пространственной организации. Наступал новый век - век машин и технологий - стекло и металл всё больше завоёвывали сердца и умы архитекторов. Становилось всё более очевидным несоответствие псевдорусского стиля техническим возможностям и новому назначению архитектуры.

И вот конце XIX века начал сформироваться новый архитектурный стиль, в России называемый «модерн». Стали проводиться Съезды русских зодчих и архитекторов. Первый Съезд состоялся в 1892 году, Второй Съезд - в 1895 году. Здесь звучали выступления о большом интересе к техническим аспектам зодчества, металлическим конструкциям и их эстетической роли в формировании архитектуры. Считалось, что отныне техника и конструкция должны служить источником художественных форм, а цель и значение зданий - источником художественного представления. Это было утверждением - рационализма.

Таким образом и были созданы реальные предпосылки для нового, решительного поворота архитектуры. О стиле "модерн" поговорим в следующей статье.