История возникновения паркета. История паркета в россии

Так сложилось исторически, что что люди все больше и больше уделяли большое внимание своему дому, его интерьеру в общем и полам в частности. Еще в древности в различных странах (Египет, Китай, Индия и т. д) люди создавали красивые и надежные полы. В средние века паркет уже стал не редким в новых домах, замках дворцах. Художественное оформление в изготавливаемом паркете наблюдалось в Европе уже в 19-м веке. Следует также отметить, что художественное оформление паркета связано с общим развитием стиля искусства и архитектуры.

Устройство деревянных полов производилось на Руси уже в древние времена. Конечно же изначально это был еще не паркет. Те деревянные полы представляли из себя расколотые по всей длине бревна, укладываемые на специальные балки. Привычный всем советским людям способ паркетной укладки "елочкой" появился в 16-м веке, тогда паркетины укладывали данным рисунком на основание из досок. С тех времен и ведет свою историю паркет как таковой. История уже не помнит имя изобретателя паркета, который придумал столь оригинальный способ устройства деревянного пола.

В семнадцатом веке популярным способом укладки паркета стал метод, который можно назвать "укладка дубовым кирпичом". При этом способе изготавливаются в форме кирпичей паркетные плашки, которые затем укладываются на известковую основу с последующей заделкой зазоров специальным составом (смола смешанная с известью). При данной технологии мог также присутствовать бордюр из дуба вдоль стены. Подобные технологии использовались на Руси уже в 17 веке (храм Василия Блаженного, Донской монастырь в Москве, Дмитровский собор во Владимире).

Благодаря известным архитекторам (Росси, Ринальди, Растрелли) паркет переходит в разряд произведений искусства из разряда обычного деревянного пола. В начале 19-го века паркетный пол был непосредственно связан с русской резьбой. В 17-м веке в московских мастерских (Оружейная палаты) практиковалась резьба поо дереву и металлу. В последствии Петр Первый эти мастерские закрыл, а всех мастеров-резчиков отправил в Петербург на строящиеся корабельные верфи. В последствии эти кадры стояли у истоков создания в петербургских дворцах паркетов.

Для укладки паркетов во дворцах в 1749г. было привезено из Астраханской губернии 64 креста и 26 косяков дубового леса, которые хранились в помещениях Смольного двора (запасного) вместе грушевым деревом, кизиловым карачагом, чинаром, самшитом, ясенем и буковой кряжей. Весь перечисленный запас древесины отправили в 1750 году непосредственно в царское село и данная древесина послужила материалом наборного паркета. В последствии значительно стал расти ассортимент пород древесины применяемых при создании паркетов и вместе с популярными породами стали больше применять дорогие и экзотические привозные породы древесины, в том числе чефраз, жикитаба, якаранда.

Применение различных по расцветке и рисунку сортов дерева дало возможность создавать самые разнообразные и иногда весьма оригинальные рисунки и узоры паркета. В зависимости от используемых пород дерева и материалов паркету присваивали различные наименования: дубовый, цветной (наборный из привозной древесины), штучный (набранный из пород местного происхождения), полуцветной и другие.

Паркеты,изготавливаемые в виде отдельных щитов называли щитовой паркет. Щит представлял основание из сбитых между собой досок, на которое наклеивали паркетные планки с различными рисунками из разных пород цветной древесины. Полученные щиты потом укладывали на обрешетку из сухого прочного бруса. Паркетные щиты создавали самой разнообразной формы. Это могли быть ромбы, круги, сегменты, квадраты и др в зависимости от самого рисунка паркета.

В 17-19 веках все паркетные работы выполняли ручным способом с отсутствием общепринятых технологий. Только с 70-х годов 19-го века на фабриках было организовано широком производство паркетных щитов и именно поэтому широкое применение паркета датируется началом 80-х годов 19-го века. Однако начало фабричного производства паркета не говорит напрямую о высоком его качестве.

В 19-м веке паркет стал самым распространенным типом покрытия, использовавшимся в жилых помещениях и в это время резко вырос объем его промышленного производства. В конце 19-го века широкое распространение получили новые покрытия, такие как линолеум, в следствии своей низкой стоимости и простоты укладки. Сначала новые покрытия применяли в основном в подсобных помещениях, но затем стали укладывать также и в жилых.

В начале 20-го века многие фабрики осваивают массовое промышленное производство простой паркетной клепки с использованием различных пород дерева. При массовом домостроении широкое распространение получил паркетный пол с простыми способами укладки. Паркет в художественном исполнении стал достаточно редким и укладывался в основном в представительских зданиях.

История паркетов очень длинная. Она берет начало с древних времен, когда люди стали выкладывать пол простыми деревянными бревнами. Из редких сортов дерева стали изготовлять изящные паркетные плитки.

Зарождением паркета мир обязан готической Европе, где в тот период (в конце 13 - начале 14 столетий) в домах вельможной знати полы стали выстилаться оригинально подобранными дощечками из различных пород деревьев, которые формировали невообразимо красивые на то время напольные покрытия в форме рисунков и орнаментов.

Само слово "паркет" имеет французское происхождение. Однако в средние века во Франции им обозначали небольшой парк, немного спустя - предназначенную для аудиенций часть зала, покрытую ковром. Ковры постепенно исчезли, а название закрепилось за настилами из деревянных планок и распространилось за пределами Франции. В европейских замках паркетные полы стали частью интерьера, так же искусно выполненной, как настенные гобелены, лепные потолки, изящная резная мебель.


Начиная с XVI в. полы в России стали настилать из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который носил название "в елочку", а сам пол назывался "косящатым". Клепки, как правило, укладывали на грубо распиленное основание из мягкой древесины, большей частью сосны. Исконное и широко распространенное народное искусство резьбы по дереву, а также навыки в художественной обработке и укладке пола в древнерусском зодчестве создали все предпосылки для быстрого развития художественного паркета в России.
Европейский паркет XVII века можно сравнить с искусством ковра или мозаики: прихотливый орнамент вручную выкладывался из деревянных плиток различных оттенков либо инкрустировался в цельную деревянную основу. Такой паркет получил название "художественный".

В России паркетные полы были нововведением Петра I, который привез целый цех краснодеревщиков с Запада, в частности, из Германии. До того времени пол в русских соборах, богатых домах и общественных зданиях выстилали деревянными досками или укладывали дубовыми кирпичами. Их клали на известковую основу, а между деталями кладки заливали известь, смешанную со смолой. В Храме Василия Блаженного на Красной площади в Москве времен Ивана Грозного был именно такой дубовый пол.

/Википедия/

К завершению 18 столетия художественный паркет стал особо ценным и высокохудожественным. Толчок к развитию паркетного ремесла вообще и художественного паркета в частности на Руси был дан в период возведения Санкт-Петербургских дворцов. В ту пору появились новые методы укладки, которые стремительно совершенствовались и развивались. Те времена стали периодом Золотого века художественного паркета в России. На тот срок русские паркетчики начали осваивать новые сорта древесины для паркета, перейдя с груши, самшита, ясеня, бука, дуба и чинары на привозные, экзотические виды деревьев. Из русских деревьев для паркета годилась древесина берёзы, сосны и дуба. Произведенные из них паркетные полы отличались стойкостью к износу и истиранию поверхности. Примером может послужить паркет Муранова, Архангельского и Останкина, полы в Кускове (в музее-усадьбе) и в Останкинском дворце-музее. В целом мастера-паркетоукладчики использовали в работе свыше 50 пород древесины
.

Петр Великий, закрыв Оружейную палату в г. Москва (в 1711 году, мастерские при ней, которые занимались художественной резьбой по дереву) перевел всех умельцев на работы в С.-Петербург - для изготовления полов в строящиеся дворцовые комплексы. Умельцы научились настилать на полы «ковры из дерева», гармонировавшие по своей композиционной наполненности с потолочной росписью. Техника укладки паркета состояла преимущественно в изготовлении и наборе щитов, выкладываемых на решетку из прочных и хорошо высушенных брусьев. Этот исторический метод и стал впоследствии популярной современной технологией производства и настилания паркета.

Массовое производство паркетных щитов стало применяться только со времени изобретения в 70-х годах XIX века специальной машины. Русский паркет, насчитывающий несколько сот лет своего существования и имевший самые разнообразные формы, прошел длительный путь своего развития. В истории русского декоративного искусства он занимает значительное место. Особенно необходимо знакомство с паркетом при изучении интерьера
.
Особенно интересным явлением в первой половине XVIII века была организация нашим великим русским ученым М. В. Ломоносовым мозаичного производства, где изготовлялись смальты из особого состава, изобретенного самим Ломоносовым, который в своих мозаичных работах достиг большого технического и художественного мастерства.

Изготовление паркета на протяжении всего XIX столетия проводилось исключительно вручную. В ту пору отличились охтенские мастера по укладке паркета. Именно их в XIX столетии приглашали на работы в дома великосветской знати того времени и в петербургские дворцы (тогда велись активные работы по отделке дворцов). К примеру, в 1823-м году архитектор Росси поручил настилку паркета в Михайловском дворце Степану Тарасову, выходцу из Охты и его товарищам. В дальнейшие годы XIX столетия архитектор Стасов пригласил для работ в Зимнем и Екатерининском дворцах охтенских умельцев - Степана Тарасова, Федора Андреева, Дмитрия Никитина, Сафрона Тимофеева, Ивана Изотова и других мастеров.

Паркетные промышленные предприятия начали возникать в начале XX столетия. Тогда, в первые годы, стали запускать свои цеха специализированные фабрики, которые перешли на массовый выпуск паркета из самых разнообразных пород древесины. Паркеты XIX и начала XX столетия стали примером русской классики. С того времени начались эксперименты в паркетном деле - в его производстве, в укладке (в стилях, форме, древесине, методах работы). Осуществлялся постепенный переход и на другие виды деревянных напольных покрытий.

Постепенно количество фабрик увеличивалось, и расширялась их география. В 1914 году паркет в России изготавливали уже на 85 предприятиях. Именно это время и следует считать началом применения паркета в жилищном строительстве, художественный же паркет практически полностью исчезает примерно до середины столетия. Мастера художественного паркета работают над реставрацией памятников искусства, а работы по созданию нового паркета возрождаются только в связи со строительством московских "сталинских" высоток. Сейчас, в самом начале ХХI века, несмотря на развитие науки и техники, можно сомневаться - все ли технологические тайны старых мастеров-паркетчиков удалось восстановить. Можно сказать, что благодаря буквально нескольким мастерам-реставраторам искусство художественного паркета в нашей стране сохранилось до наших дней. Правда, технология со временем изменяется, детали орнамента и рисунка сегодня вырезаются уже не вручную, а на станках и даже с применением лазера и компьютера, появилось много машин, облегчающих труд. Ее использование способствует увеличению точности вырезания деталей, но есть и контраргументы: многие считают, что лазер повреждает древесину. Фабричный паркет изготовляется из не дорогостоящих пород древесины, таких как ель, сосна, дуб, и укладывается "в елочку", "палубным" настилом или "вьетнамкой" ("плетенкой"). По краю, чтобы сгладить неровности, обычно делается бордюр, а сверху паркет покрывается лаком или натирается мастикой.

Всеми нами любимый паркетный пол имеет очень длинную историю. Но все же конкретной даты его зарождения нет. Только представьте, еще в 11 веке люди обустраивали свои дома деревянными полами. Уже тогда было очевидно, что лучшим материалом для пола является дерево, из него делали не только стены и потолки, но и качественное напольное покрытие. Конечно, пол из грубой, однообразной доски еще не имел такой эстетики и красоты, как это наблюдается сегодня, но, тем не менее, жилищу придавался больший комфорт практичность на многие годы. Чаще всего доски для пола изготавливались из таких пород деревьев, как пихта, сосна или ель.

В европейских странах 11 столетия к подходили более ответственно и с эстетическим вкусом. Так, впервые начали расщеплять длинные деревянные доски на небольшие, геометрически ровные планки, которые потом и служили так называемым паркетным покрытием. Также использовались многие другие породы дерева. Благодаря технологии разделения монолитной доски стало возможным выполнять разные орнаменты на паркете, оформляя его в художественном, эстетическом стиле. Европа всегда славилась мастерами по деревообработке, а в сфере благоустройства жилья, мастера могли проявить все свои таланты и творческие способности. Так, со временем появился термин «художественный паркет», это было действительно большим достижением, ведь красивый, паркетный пол свидетельствовал о высоком достатке человека, и соответственно спрос на паркетный пол начал стремительно расти.

Мода на декоративный пол

Благодаря художественному паркету средневековые замки европейской знати из скучных, серых сооружений превращались в роскошные особняки с уникальным убранством. Так, постепенно элементы из дерева начали вытеснять мрачный камень, холодный мрамор и непрактичный металл. Все чаще в обустройстве напольного покрытия выбор делался в пользу расщепленных дощечек - паркета. Даже сегодня во многих европейских музеях можно увидеть первые образцы старинного художественного паркета. Тот факт, что он сохранился до наших дней, говорит о том, что качество паркета было на самом высоком уровне.

Принято считать, что страной-основательницей моды на паркетный пол является Франция. Согласно этимологии слова «паркет», появилось оно именно во Франции. В России напольные покрытия подобного типа стали применять только в 16-м веке. В отличие от европейских стран, российская знать с помощью «дубовых кирпичей» создавала пол с еще большим изяществом и оригинальностью. Ведь, как известно, в ту эпоху на Руси была очень популярна резьба по дереву, и мастера вкладывали всю душу именно в орнамент паркетного пола. Результат всегда был просто потрясающим. Помимо дуба, для изготовления паркетной доски часто использовалась и сосна.

На Руси в то время существовала метрическая система, определяющая длину объектов в аршинах. Так, самым оптимальным вариантом паркетной доски считалась доска длиной в 2 аршина, что по нашим меркам составляет почти полтора метра. Что касается способов укладки художественного паркета, то их существовало два:

Все мы знаем, что для качественной, ровной укладки паркета требуется хорошее основание. В 17 веке таким основанием служила известь с добавлением смолы. Таким образом, удавалось еще и устранить швы между паркетными досками. Известно, что в средневековье очень ценились позолоченные предметы в интерьере, поэтому к украшениям художественного пола выдвигалось требование гармоничного сочетания с окружающей позолотой дворцов российской знати. С этой задачей резчики по дереву успешно справлялись.

Искусство паркета развивалось постоянно, и мы четко это видим даже в 21 веке, когда, казалось бы, пик развития уже достигнут. Мы видим, что с паркетной доски удается выполнять истинные шедевры. Вряд ли сегодня найдется такой человек, который бы не смог подобрать паркетный пол по своему вкусу и предпочтениям. Сейчас в мире прогрессирует тенденция натуральности и экологичности, и как раз натуральная окраска паркета считается самой популярной и востребованной. Большое разнообразие материалов позволяет без проблем создавать оригинальные рисунки на паркете. Паркетный пол можно считать не только достоянием роскошной жизни, но и признаком рациональности и практичности. Современные технологии позволяют сохранять первозданный вид паркетной доски даже по прошествии десятилетий.

Мастера по укладке паркетного пола постоянно совершенствуют свои умения и навыки, чтобы в итоге максимально соответствовать требованиям потребителей. Отсюда можно сделать вывод, что паркетный пол всегда был, есть и будет ценным дополнением интерьера дома. Его преимущества неоспоримы, а применение всегда оправданно. С этим трудно не согласиться.

Издревле на Руси полам
уделялось большое внимание.

Как показывает история паркета , на Руси полы были деревянные, мозаичные и из гладких керамических поливных плиток, но самым распространённым в России был деревянный пол из досок, который называли «дубовые кирпичи», а также щитовой художественный паркет . Всем известно, что у деревянного пола есть ряд преимуществ: сохранение тепла, упругость, легкость обработки и дешевизна. Пол из расколотых по длине бревен был известен ещё с древних времен. Доски настилались непосредственно по глинобитному полу, или же при помощи деревянных гвоздей прикреплялись к балкам.

В XVI веке полы в России начали настилать из дубовых клепок. А делали это таким образом: укладывали их рисунком «в елочку», при этом сам пол или мост называли «косящатым ».

XVII век был расцветом укладки паркета по способу, который назывался «дубовый кирпич ». А делали его так: паркетины в форме кирпичей укладывались на известковой основе, при этом швы между ними заливались известью, которую предварительно смешивали со смолой. Иногда вдоль стен тянулся дубовый бордюр.

В начале XVIII века паркет был связан с русской резьбой, которая всегда была самым любимым видом народного искусства.

В 1749 году из Астраханской губернии для дворцовых паркетов было выслано 26 косяков и 64 креста дубового леса, хранили их в запасном Смольном дворе рядом с косяками карагача, грушевого дерева, чинары, кизилевого дерева, ясеня, самшита и буковых кряжей. Через год этот запас отправили в Царское село, где он и стал материалом для первых наборных паркетов. Позже ассортимент древесины для паркетов существенно увеличился, и уже к концу XVIII века для производства паркетов стали использовать свыше 50 различных пород дерева.

В основном для паркетов употреблялась древесина твердых пород, поскольку мягкие породы, такие как липа, которую использовали при резьбе, были совершенно непригодны для паркета. Из местных пород особенно широко применялась древесина дуба, сосны, березы, так как древесина этих пород обладает большой устойчивостью.

В первой половине XVIII века случилось очень важное для нашей страны и истории паркета, в частности, событие. Великий русский ученый М. В. Ломоносов открыл собственное мозаичное производство, где стали изготовлять смальты из особого состава, изобретенного самим Ломоносовым.

Как показывает история паркета, главное в паркете вовсе времена - это природная окраска древесины. Очень важно правильно расколоть дерево, подобрать и уложить его под определенным углом соседних клепок.

История паркета очень длинная. Она берет начало с древних времен, когда люди стали выкладывать пол простыми деревянными бревнами. Древесина легко поддавалась обработке. Конечно, среди пород древесины были редкие по своим качествам, следовательно, дорогостоящие и элитарные сорта. Если сосна или дуб годились для простого настила из бревен или "кирпичей", то породы типа клена, ясеня, яблони, ольхи (не говоря уже о ценных сортах красного, черного дерева) требовали более изысканной обработки. Из редких сортов дерева стали изготовлять изящные паркетные плитки.

Само слово "паркет" имеет благородное французское происхождение. Однако в средние века во Франции им обозначали небольшой парк, немного спустя - предназначенную для аудиенций часть зала, покрытую ковром. Ковры постепенно исчезли, а название закрепилось за настилами из деревянных планок и распространилось за пределами Франции. В европейских барочных замках, выполненных в стиле рококо, паркетные полы стали частью интерьера, так же искусно выполненной, как настенные гобелены, лепные потолки, изящная резная мебель. Начиная с XVI в. полы в России стали настилать из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который носил название "в елочку", а сам пол назывался "косящатым". Клепки, как правило, укладывали на грубораспиленное основание из мягкой древесины, большей частью сосны. Исконное и широко распространенное народное искусство резьбы по дереву, а также навыки в художественной обработке и укладке пола в древнерусском зодчестве создали все предпосылки для быстрого развития художественного паркета в России.

Европейский паркет XVII века можно сравнить с искусством ковра или мозаики: прихотливый орнамент вручную выкладывался из деревянных плиток различных оттенков либо инкрустировался в цельную деревянную основу. Такой паркет получил название "художественный". В России паркетные полы были нововведением Петра I, который привез целый цех краснодеревщиков с Запада, в частности, из Германии. До того времени пол в русских соборах, богатых домах и общественных зданиях выстилали деревянными досками или укладывали дубовыми кирпичами. Их клали на известковую основу, а между деталями кладки заливали известь, смешанную со смолой. В Храме Василия Блаженного на Красной площади в Москве времен Ивана Грозного был именно такой дубовый пол. Вскоре исконно русское искусство резьбы по дереву нашло применение в изготовлении модных на Западе паркетных плиток, и полы в русских постройках, начиная со времен Петра, приобрели иной, художественный, вид. Лучшие русские резчики по дереву и металлу в ту пору работали в Оружейной палате московского Кремля. В 1711 г. Петр I издал указ о закрытии мастерских Оружейной палаты, а резчиков направил на строительные работы по возведению северной столицы. Новшество, примененное в укладке полов петербургских зданий, вскоре было подхвачено московскими градостроителями. Во дворце московской усадьбы Останкино, Китайском дворце г. Ломоносова сохранились памятники паркетного искусства XVIII века.

Архивные документы свидетельствуют, что из "столярных подмастерьев адмиралтейства Гаврила Семенов, Владимир Беклемишев и десять столяров из корабельных и галерных плотников, знающих столярные работы, да их охтинских столяров всего в количестве 38 человек были взяты в команду архитектора Чевакинского для устройства штучных полов для Зимнего дворца" (ЦГИА С. Петербурга, фонд 470, опись 209/643, дело № 38. 1761г.)

Для дворцовых паркетных в 1749г. было прислано из Астраханской губернии 26 косяков и 64 креста дубового леса, которые хранили в запасном Смольном дворе вместе с косяками грушевого дерева, кизилового карагача, чинары, самшита, ясеня и буковых кряжей - об этом мы узнаем из истории Царского села, выпущенной в свет в 1827г. Весь перечисленный запас древесины в 1750 г. был отправлен в Царское село и послужил материалом для первых наборных паркетов. В дальнейшем ассортимент деревьев, употребляемых для паркета увеличился, и наряду с местными породами стали все более широко применять редкие и дорогостоящие сорта привозных "заморских" деревьев, среди которых были якаранда, жикитоба, чефраз.

В XIX веке знаменитые образцы художественного паркета выкладываются в Государственном Русском музее и Зимнем дворце. И в этом же столетии искусство художественного паркета переживает свой закат. К последней четверти века существует изрядное количество фабрик, специализирующихся на массовом производстве паркета. Так, в Петербурге было целых три фабрики, изготовлявшие паркет. В Москве - восемь. Постепенно количество фабрик увеличивалось, и расширялась их география. В 1914 году паркет в России изготавливали уже на 85 предприятиях. Именно это время и следует считать началом применения паркета в жилищном строительстве.

В XX веке фабричный паркет находит широкое применение в строительстве жилых домов, художественный же практически полностью исчезает примерно до середины столетия. Мастера художественного паркета работают над реставрацией памятников искусства, а работы по созданию нового паркета возрождаются только в связи со строительством московских "сталинских" высоток.

Сейчас, в самом начале ХХI века, несмотря на развитие науки и техники, можно сомневаться - все ли технологические тайны старых мастеров-паркетчиков удалось восстановить. Можно сказать, что благодаря буквально нескольким мастерам-рестовраторам искусство художественного паркета в нашей стране сохранилось до наших дней. Правда технология со временем изменяется, детали орнамента и рисунка сегодня вырезаются уже не вручную, а на станках и даже с применением лазера и компьютера, появилось много машин, облегчающих труд. Ее использование способствует увеличению точности вырезания деталей, но есть и контраргументы: многие считают, что лазер повреждает древесину. Фабричный паркет изготовляется из недорогостоящих пород древесины, таких как ель, сосна, дуб, и укладывается "в елочку", "палубным" настилом или "вьетнамкой" ("плетенкой"). По краю, чтобы сгладить неровности, обычно делается бордюр, а сверху паркет покрывается лаком или натирается мастикой.

По способу изготовления паркет можно классифицировать следующим образом:

Эксплуатация паркета требует затрат на поддержание его внешнего вида, особенно если это художественный паркет. Оптимальный уровень влажности в помещении не должен превышать или быть ниже 50-70%, температуры +18+22 С.

В качестве материала паркетчиками используются почти все известные сорта деревьев: береза, орех, сосна, лиственница, клен, дуб, бук, граб, ясень, вяз, вишня, груша, яблоня, ольха, можжевельник, карагач, кизил; бразильские породы - якандр (разновидность палисандра), жикитба (шелковица), цебра, чефраз; африканские - дуссия, ироко, сапели, акаджо, венге; ценные и дорогостоящие - черное эбеновое дерево, палисандр, амарант, желтое и красное сандаловое дерево, табачное дерево, лимонное, или померанцевое, карагач атласное, или сатиновое дерево, пальмогут, оливковое, железное, фернебуковое, тисс, чинара, белый и красный кипарис, туя, литьтерн, красный магон, самшит, сахандр и др..

Некоторые фирмы, предлагающие услуги по настилу художественного паркета, рекламируют товар из африканских или других заморских пород и утверждают, что "по прочности и твердости они превосходят дуб, а уникальная цветовая гамма и микроструктура древесины делают этот паркет привлекательным для самых искушенных эстетов". К тому же, некоторые из этих пород (такие как дуссие), у себя на родине считаются священными. Изделия из них используют в качестве оберегов. По поверьям, эти деревья еще умеют лечить.

Эфирные масла, содержащиеся в древесине, создают в помещении чудодейственную ауру. По такому паркету советуют чаще ходить босиком. Есть примеры, когда при помощи подобной терапии люди избавлялись от недугов. Разработка и изготовление художественного паркета на российском рынке производства паркета - достижение 1990-х годов. В эти годы появился ряд крупных фирм, предлагающих разработку нового паркетного полотна или создание копии существующего исторического образца художественного паркета. Но существует и другая точка зрения: художественный паркет принадлежит дворцам навсегда ушедшей от нас эпохи, он - неотъемлемая часть интерьера, разработанного знаменитыми архитекторами. В последнее время на отечественном рынке сильно расширился выбор импортного паркетного материала. Однако в России есть заводы, которые производят паркет из отечественного сырья (в Краснодарском крае, в Адыгее, в Кировской и Калужской обл.). У них есть своя история, свои традиции, свой опыт. Импортный или отечественный, бытовой или художественный, паркет сегодня - это модно, красиво, комфортно и экологически чисто(!).

Паркет - один из самых дорогих материалов для напольных покрытий , технология его укладки гораздо сложнее, чем, например, линолеума или ковролина, он требует более тщательного ухода при эксплуатации. Именно эти особенности являются сдерживающими факторами для многих россиян, которые из всех возможных видов покрытия отдали бы предпочтение паркету. Производством различных видов паркета занимается в России более 100 предприятий из числа крупных и средних. Общий объем производства всех видов паркета по крупным и средним предприятиям в 2000 г. составил по данным Госкомстата РФ около 2 млн. кв. м (что на 14,5% меньше предыдущего года).

Итак, штучный паркет представляет собой деревянные планки ("клепки") с габаритными размерами: длина от 200 до 450 мм, ширина от 40 до 70 мм, толщина от 14 до 22 мм (наиболее распространенные - 15 и 22 мм). Штучный паркет изготавливается из массива ценных пород древесины; на боковых и торцевых гранях, как правило, имеются шипы и пазы для лучшей связки паркетных планок между собой при их сборке. Долговечность штучного паркета определяется толщиной "рабочего" слоя (расстояние от лицевой поверхности паркетной планки до шипов). Например, у паркета толщиной 15 мм "рабочий" слой составляет 8 мм, и соответственно, срок его эксплуатации составляет около 50 лет. К преимуществам штучного паркета, кроме его массивности (однородности строения) и долговечности, относится также широкий выбор вариантов его укладки: простых ("ёлочки", "разбежки", "квадраты" и т.д.) и художественных ("звезды", "бордюры", "ромбы", "плетенки" и т.д.).

На последок J пословица русского народа о далеком-близком: Ворона прямо летает, да за море не попадает; касатка крюками летает, да за море попадает.