Иоанн павел ii. Иоанн Павел II
Без преувеличения можно сказать, что атмосфера ожидания с этого дня охватила весь мир. Человек из коммунистической страны стал Понтификом, а его слова, – их, к тому же, нельзя подвергнуть цензуре! – услышали жители всех континентов.
Слова потрясли мир. Призыв «не бойтесь!» прозвучал как вызов, в них был сокрыт потенциал более сильный, нежели военные парады на Красной площади. Трансляцию из собора Св. Петра наблюдал миллиард зрителей! Уже тогда у каждого свидетеля инаугурации – кем бы и откуда бы родом он ни был и во что бы он ни верил – не осталось сомнений, что мир больше не будет тем же самым.
С высоты минувших лет отчетливее видно значение папского призыва. Именно «не бойтесь» стало знаменитым сегодня «фирменным знаком» понтификата Иоанна Павла II. И это потому, что со временем мир всё больше убеждался в том, что такой необычный и «нетипичный Папа» столько достиг, настолько поразил мир. Очевидно, что сам он не боялся…
В документе, опубликованном через пять месяцев после избрания на Престол Св. Петра, Иоанн Павел II указывает миру главные идеи, которым он намеревается служить в качестве Понтифика. Энциклика представляет собой оценку духовного состояния современного мира, увиденную глазами «молодого» . И он ставит печальный диагноз. Папа говорит о XX веке как о столетии, в котором «люди приготовили людям множество заблуждений и страданий». Он дает понять, что этот процесс не был решительно заторможен и выражает надежду, что создание ООН послужит на благо определению и установлению объективных и нерушимых прав человека.
Эта тема – одна из основ первой Энциклики – стала яркой характеристикой всего понтификата Святейшего Отца, которого часто называют «Папой прав человека». В ней содержится также множество других важных моментов, получивших развитие в последующие годы понтификата: призыв к тому, чтобы «не больше иметь», а «больше быть»; обеспокоенность господствующей в мире общественной несправедливостью; указание на разрыв между прогрессом цивилизации и развитие нравственности и этики.
«Redemptor hominis» – это квинтэссенция христианского гуманизма. Как признавался сам Папа, эту «тему он привез с собой в Рим». Это красочное и прекрасное изложение. Ничего удивительного: автор сравнительно недавно (и с большим сожалением) оставил литературную деятельность, хотя, как показали дальнейшие события, и не навсегда. Папа пишет: «Глубокое изумление ценностью и достоинством человека называется Евангелием, т. е. Благой Вестью. Оно также называется христианством».
Скрепя сердце власти согласились «впустить» Папу-поляка на Родину. Это было, словно сон. Поляки почувствовали, что они — уже не лишенные права голоса свидетели истории, но и ее участники. Паломничество вызвало энтузиазм у миллионов поляков и очень растрогало самого Папу, который прекрасно понимал, что земляки видят в нем предвестника свободы. Во время визита Иоанн Павел II напоминает о богатом христианском наследии Польши и о том, что без христианства нет Польши и ее культуры.
В Гнезно Папа-славянин напомнил о праве исторического вклада в Европу стран восточной части континента; на территории бывшего концлагеря Освенцим он размышлял о зле XX века и тоталитаризме.
Паломничество Папы в 1979 г. стало не только напоминанием коммунистическим властям о политической свободе народа. Это также, а может быть, прежде всего, – великий призыв к совести всех и каждого, не говорить «нет» Христу и сохранять верность богатству христианства.
Этого события общество ожидало с понятным интересом. Папа с Востока, сын страны, в которой рамки официальной культуры десятилетиями определялись партийными функционерами, прибывает в штаб-квартиру всемирной организации, ответственной за сохранение и развитие культурного богатства человечества. Чем поделится с миром тот, кто своим творчеством особым образом связан с миром культуры? Что скажет бывший актер, поэт и драматург, выдающийся мыслитель и друг деятелей культуры?
Папское выступление — это «глубокая и широкая признательность» всем культурным традициям человечества; это выражение восхищения «творческим богатством человеческого духа, неустанному труду, цель которого – сохранение и укрепление самобытности человека». Выражая уверенность в связи религии – особенно христианства – с культурой, о чем красноречиво свидетельствует пример Европы, он с почтением вспоминает о наследии «иных источников религиозного, гуманистического и этического вдохновения». Последующим годам понтификата будет присуще открытое и полное признание всех культур.
Папамобиль свободно следует мимо секторов, заполненных паломниками со всего мира. Папа успел вернуть родителям ребенка, которого за мгновение перед этим он обнимал. Громкий, сухой треск. Звук повторяется. С площади взлетают голуби. Секретарь Папы о. Станислав Дзивиш совершенно оцепенел. Он не сразу понимает, что произошло. Смотрит на Понтифика: «Он пошатнулся, однако не видно ни крови, ни ран. Я спросил его: «Куда?» — «В живот,» — ответил он. Еще я спросил: «Очень больно?» — «Да…»»
Покушение. Непредвиденное событие. Не документ, не начинание, не встреча и не паломничество – и все-таки одно из важнейших событий Понтификата, окруженное загадочными обстоятельствами. Начиная с того, что Иоанн Павел II выжил. Пуля на несколько миллиметров миновала органы, повреждение которых несовместимо с жизнью. Она проделала, по словам Андре Фроссара, – «совершенно неправдоподобный путь в организме».
Чудо? Для Папы покушение стало новым доказательством покровительства Божией Матери, Которой он посвятил свое служение, а слова «Totus Tuus» – «Всецело Твой» он не случайно начертал на своем гербе. Он не боялся смерти: «…в час, когда я упал на Площади Св. Петра, я твердо знал, что выживу». Изумленному Фроссару он признался: «…одна рука стреляла, другая – направляла пулю». Покушение произошло 13 мая, в годовщину первого явления Девы Марии в Фатиме в 1917 г.
Еще будучи в больнице он попросил доставить описание Третьей фатимской тайны. В документах он прочтет о страдающем человеке в белом одеянии… Благодаря покушению, он стал еще ближе миллионам больных, страждущих, гонимых. С этого момента встречи с ними приобретают особую выразительность. С тех пор он стал одним из них.
Папа прибывает в Португалию в первую годовщину покушения. Как он сказал в проповеди, 13-е мая «таинственным образом связано с датой первого явления в Фатиме» в 1917 г. «Эти даты встретились друг с другом так, что я должен признать, что я призван сюда чудесным образом». Папа благодарит Марию за спасение жизни.
То же самое он совершает во время вечернего бдения перед базиликой Фатимской Богоматери, признавшись, что когда он пришел в себя после покушения, он мысленно перенесся в санктуарий в Фатиме, чтобы поблагодарить Божию Матерь за исцеление.
Во всём, что с ним произошло, он видел Ее особое заступничество. Божественное Провидение не знает, что такое простое стечение обстоятельств, продолжил Святейший Отец, и поэтому он принял покушение как призыв перечесть послание, данное 65 лет назад трем пастушкам.
Видя печальное духовное состояние мира, он настаивает на том, что «Евангельский призыв к покаянию и обращению, о котором напоминала Матерь, по-прежнему остается актуальным».
С болью он подчеркнул, что «слишком много людей и обществ, множество христиан пошло против послания Пресвятой Девы в Фатиме. Грех завоевал право на существование, а отрицание Бога распространилось в мировоззрении и планах человека!» Поэтому, благодаря за свое исцеление, Иоанн Павел II, следуя по стопам Папы Пия XII, посвятил Марии судьбы мира.
То, что казалось невозможным, – совершилось. Пятьдесят тысяч молодых мусульман, собравшихся на стадионе, слушают Папу, который прибыл в Марокко по приглашению короля Хассана II.
Ни один Понтифик не решался на подобный шаг, на, по словам Луиджи Аккатоли, «Евангельский азарт». Но действительно ли Папа поступал рискованно? Просто он таким образом реализовал учение II Ватиканского Собора, который с уважением говорит о других религиях. 20 лет после окончания Собора его активный участник, теперь — Понтифик, активно воплощает идеи в жизнь.
«Мы, христиане и мусульмане, совершенно неверно понимали друг друга и порой в прошлом поступали друг против друга. Разве в мире, жаждущем единства и мира, и в то же время переживающем тысячи конфликтов, верующие не должны поддерживать дружбу и единство между людьми и народами, которые на земле составляют единое сообщество?»
Встреча в Касабланке выразительно показала миру, что Иоанн Павел II – бескорыстный и, может быть, единственный повсеместно признаваемый «голос совести» мира. События последних лет со всей очевидностью показали, что его забота о примирении христиан и мусульман и развитии диалога носила пророческий характер.
Впервые в истории Папа переступил порог синагоги. Сам по себе этот факт мог стать историческим. Однако это было лишь начало. Иоанн Павел II четыре раза назвал евреев братьями. Он произносит фразу, которая, наряду со знаменитым «не бойтесь!», станет наиболее цитируемым высказыванием Папы Войтылы: «Вы – наши возлюбленные братья и, можно сказать, наши старшие братья». Понтифик и Верховный раввин Рима сидят рядом друг с другом, беседуют, читают псалмы…
Визитом в синагогу Иоанн Павел II внес в болезненные, полные взаимной неприязни и обвинений, отношения новый, братский тон.
Святейший Отец неоднократно бывал на территории гитлеровского концлагеря в Освенциме – он находится на территории Краковской архиепархии. Посещая это место в качестве Преемника Св. Петра, он напомнил: «Народ, принявший от Бога-Яхве заповедь «не убивай», особым образом испытал на себе самом тяжесть убийства»…
Посещение римской синагоги оказалось не артистичным жестом, но увертюрой к великому делу примирения католиков и евреев, кульминацией которой станет важный для обеих сторон визит Понтифика в Иерусалим.
На приглашение Иоанна Павла II в Ассизи откликнулись 47 делегаций от различных христианских конфессий, а также представители 13 религий. Не секрет, что не все в Ватикане были захвачены идеей Папы, которая, как казалось, ставила под удар авторитет Церкви и ее статус в мире.
Мир был удивлен смирением Папы, стоящего плечом к плечу с евреями, индусами, мусульманами и облаченными в экзотические костюмы представителями других религий, молящегося в их присутствии о мире и вместе с ними размышляющего об общей ответственности за судьбы человечества.
Призыв Папы имел огромный резонанс. 11 сентября 2001 г. мир убедился в огромном потенциале ненависти, направляемой во имя религии! Поэтому в январе 2002 г. город св. Франциска вновь стал свидетелем встречи Понтифика с представителями различных религий.
Незабываемый знак освобождения Европы от коммунизма. Всё происходящее выглядело как прекрасный сон, однако это было явью. В польский санктуарий прибыли сотни тысяч молодых людей из стран, где до недавнего времени господствовали атеизм и антицерковная политика. Молодежь спешила на встречу с Папой, приблизившему наступление свободы, благодаря которому встреча на Ясной Горе стала возможной.
И еще «чудеса»: среди миллиона участников VI Всемирного дня молодежи было 100 тысяч юношей и девушек из СССР, который через четыре месяца уйдет в историю. От границы до Ченстоховы курсирует специальный, бесплатный поезд; власти СССР согласились, чтобы те, у кого нет заграничного паспорта, могли пересечь кордон по письмам, выданным в приходах. Прибывали паломники из России, Украины, стран Балтии. Ченстохова принимала венгров, румын, болгар и граждан других государств «победившего социализма».
Папа воспользовался небывалой встречей, чтобы напомнить молодежи о том, что корни европейского единства находятся и на Западе, и на Востоке: «Церковь в Европе может наконец свободно дышать двумя легкими».
Толстая богословская книга – всемирный бестселлер? Да! Катехизис Католической Церкви к настоящему времени опубликован на 50 языках; его тираж давно превысил 10 миллионов экземпляров; только за первый год, после издания, было продано 3 миллиона. Издательства – и не только религиозные! – боролись друг с другом за получение прав на издание. Катехизисом заинтересовались не только католики, но и весь христианский мир – с большим вниманием его приняли Православные Церкви.
Так исполнилось горячее желание самого Папы, который назвал Катехизис «одним из наиболее значимых событий в новейшей истории Церкви» и «зрелым и истинным плодом» II Ватиканского Собора.
Этот труд около 10 лет редактировала созванная Понтификом комиссия, свои предложения высказывали епископы всего мира. Таким образом получилась квинтэссенция католического вероучения, изложенная простым, понятным языком.
Для Иоанна Павла II Юбилей 2000-летия христианства должен был стать подготовкой «новой весны христианской жизни». Этот краткий документ предлагает перечень вызовов, с которыми сталкивается Церковь в наше время. Для Иоанна Павла II важнейшим из них представлялось воплощение духа II Ватиканского Собора. Поэтому он предлагает Церкви совершить испытание совести и поразмыслить: в какой мере «великий дар Духа, предложенный Церкви», был воспринят верующими.
Значение Апостольского послания основано на чтении в перспективе Евангелия «знамений времени», привнесенных XX в. Папа также пишет о конкретных исторических событиях, рассматривает их через призму Евангелия, стараясь открыть их значение в перспективе миссии Христа.
Папа излагает в нем новаторские идеи, вдохновившие не только католиков, как то: очищение памяти и покаяние за преступления чад Церкви, экуменизм мучеников, который свидетельствует красноречивей, чем разделения.
Самый многочисленный форум за всю историю человечества. Считается, что в Мессе, которую Иоанн Павел II совершил в столице Филиппин, участвовало от 5 до 7 миллионов человек! Толпа была настолько плотной, что Папа не смог добраться до алтаря на машине – ситуацию спас вертолет. Это был первый Всемирный день молодежи, проводившийся на азиатском континенте – самом густонаселенном, и при этом католики здесь представляют абсолютное меньшинство.
Беспрецедентным стало участие в Мессе с Папой делегации католической молодежи из коммунистического Китая. Хотя она представляла т. н. «Патриотическую Церковь», не состоящую в общении со Святым Престолом, сам этот факт сочли знамением «оттепели» и перемен в отношениях с Пекином.
Умирающий Иоанн XXIII шептал слова молитвы Христа: «Ut unum sint» – «Да будут все едино». Говорят, что это обстоятельство оказало огромное влияние на Иоанна Павла II и поэтому Энциклика, посвященная единству христиан, носит столь красноречивое название. Этот документ убедительно свидетельствует об огромном, фундаментальном значении, которое Иоанн Павел II приписывает экуменическому движению. Это – не внутреннее дело Церкви, как некоторым хотелось бы верить, и не предмет отвлеченных герменевтических дискуссий.
Папа называет диалог испытанием совести, подчеркивая, что единство христиан возможно, его условие – смиренное признание того, что мы согрешили против единства и должны покаяться в этом. Кроме того, – и именно поэтому Энциклику считают важной вехой в истории христианства – Иоанн Павел II просто и смиренно обращается к христианам иных конфессий с предложением совместно обсудить вопрос о природе первоверховной власти Понтифика. Его призыв не получил до сих пор подобного по смелости ответа, однако зерно было брошено…
Это великий призыв к «истинной цивилизации свободы» и поощрение мира сделать так, чтобы «эпоха принуждения уступила место эпохе переговоров». Обращаясь к представителям около 200 государств, Папа призвал народы мира уважать права человека и осудить насилие и проявление национализма и нетерпимости. Он акцентировал внимание на нравственном измерении универсальной проблемы свободы и подчеркнул, что переломные события, произошедшие в Центральной и Восточной Европе в 1989 г., проистекали из глубокой уверенности в неоценимой важности и достоинстве человека.
«Каждая культура стремится осмыслить тайну мира и жизни отдельно взятого человека. Сердце каждой культуры – это приближение к величайшей из всех тайн – к тайне Бога», — отметил он.
Напоминая о событиях на Балканах и в Центральной Африке Папа сокрушался тому, что мир еще не научился жить в условиях культурной и расовой дифференциации. Напоминая о существовании универсальной природы человека и естественного нравственного закона, Иоанн Павел II призвал мир к обсуждению будущего. Перед лицом явного кризиса ООН Понтифик пожелал этой организации стать нравственным центром и подлинной «семьей народов», способной разрешать конкретные проблемы.
«Дар и Тайна»
Ноябрь 1996 г.
В этой книге в очень простой манере описывается призвания Кароля Войтылы, а также излагаются основы жизни священника, как их видит человек, избранный на Престол Св. Петра. Для Иоанна Павла II жизнь священника – это принимаемый с неизменной благодарностью дар и тайна, которую никогда нельзя до конца разгадать.
На страницах книги появляются великие имена: кардинал Сапега, Ян Тырановский, Иоанн Мария Вианней, брат Альберт Хмелёвский. Те, кому Кароль Войтыла был обязан выбором священнической дороги. Здесь и впечатления, вызванные в молодом священнике встречей с Западом, и рефлексия о надежде, которую в молодом епископе Кракова пробудил Собор.
Но наиболее ценно – видение Церкви и миссии священника в современном мире. «Дар и Тайна» – это книга, которая на фоне нередко обсуждаемого сегодня авторитета пастыря возвращает его высокое достоинство в глазах всего мира. Это – сочинение самого известного в мире католического священника, пользующегося всеобщим уважением у людей всех рас, культур, статусов и мировоззрений.
Папа в городе, символизирующем трагедию XX века: здесь началась I Мировая война, здесь «свирепствовала II Мировая война и здесь же на склоне столетия местные жители среди уничтожения и смерти испытали на себе тяжесть долгих лет вражды и страха». Из города, в котором сталкивались различные культуры, религии и народы, Иоанн Павел II обратился с призывом: нет – войне!
В словах Понтифика слышно сожаление о том, что религиозные декларации жителей Боснии и Герцеговины не защитили их от жестокой войны. Иоанн Павел II среди руин, в атмосфере ненависти и под угрозой покушения, говорил о том, что вражда и ненависть «могут в религиозных ценностях найти средства не только для отрезвления и умеренности, но и для осмысления, имея в виду созидательное сотрудничество».
Угроза нависла и над самим Иоанном Павлом II, однако, несмотря на предложения миротворческих сил ООН, он преодолевает на автомобиле значительное расстояние, отделяющее аэропорт от кафедрального собора.
Визит Папы в Сараево прибрел символическое значение также в том смысле, что его духовное послание можно отнести и к другим конфликтам, омрачившим драматический век. Слыша призыв Иоанна Павла II, обращенный к жителям Боснии и Герцеговины: «Имеете Ходатая перед Отцом. Имя Его: Иисус Христос справедливый!», трудно было не вспомнить о Руанде, Ближнем Востоке.
Это событие попало в анналы истории еще задолго до того, как оно произошло. Новость о том, что человек, который очевидным образом был причастен к падению коммунизма в Восточной Европе, отправляется в «логово коммунистического динозавра» – электризовала мир. Многие спрашивали себя, потребует ли Папа в полный голос справедливости для народа, свободы – для политических заключенных, прав – для Католической Церкви.
Святейший Отец не колебался: он передал Фиделю Кастро список из 302 имен политзаключенных,
неоднократно без обиняков в присутствии команданте напоминал о правах народа на развитие, желая ему свободы и примирения.
Кульминацией визита стала месса на площади Революции в Гаване, где под взглядом смотрящего с огромного портрета Че Гевары, друга революционной молодости Фиделя, собралось около миллиона кубинцев. Изменилось ли что-нибудь? Власти освободили нескольких узников, позволили праздновать Рождество, согласились разрешить въезд на остров новым миссионерам, в целом отношение к Церкви стало более либеральным.
Впервые в истории Церкви Преемник Св. Петра прибыл в страну, большинство населения которой исповедует православие. Это произошло после нескольких неудачных попыток организовать встречу с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, непреклонная позиция которого охлаждала отношения православного мира с Католической Церковью.
Тем не менее, священноначалие Румынской Православной Церкви выразило согласие на приезд Папы. Еще горячей желал совершить эту поездку сам Иоанн Павел II, для которого единство христиан и исполнение воли Христа «да будут все едино» с самого начала Понтификата стало одним из приоритетов.
Атмосфера, в которой проходил визит Папы, превзошла ожидания всех оптимистов. Гостеприимно принимали Понтифика и православные иерархи. «Это незабываемый визит. Я переступил здесь порог надежды», — заявил Папа в конце своего обращения к Патриарху Феоктисту. Участники встречи отблагодарили Иоанна Павла II овацией.
Для жаждущих единства христиан различных обрядов этот визит стал предвестником надежды. Он показал, что, несмотря на трудности в экуменическом диалоге, который ведут ученые мужи, «простые» верующие, – хотя история и человеческие ошибки разделили их Церкви, – по сути близки друг к другу. Триста тысяч участников Мессы единогласно скандировали слово «unitate» (единство), – а среди них были и католики различных обрядов, и православные – вот красноречивое доказательство того, что несмотря на формальное разделение, многие христиане горячо жаждут единства.
Эту поездку характеризовали несколько важных обстоятельств: паломничество к истокам христианства, к местам, где жил и умер его Основатель; встреча с евреями и их трагической историей, омраченной Холокостом; кровоточащая рана палестинско-израильского конфликта.
Папа посетил Вифлеем, находящийся на территории Палестинской автономии, и базилику Гроба Господня, где поцеловал каменную плиту, на которой 2000 лет назад покоилось тело Христа. В сослужении 12 кардиналов он совершил Мессу в Сионской горнице, там, где, согласно древней традиции, Спаситель вкушал Тайную Вечерю с апостолами.
На межрелигиозной встрече в Иерусалиме, святом городе для иудеев, христиан и мусульман, выражая надежду на улучшение отношений между религиями, Папа заверил всех в своей молитве о мире на Ближнем Востоке. Мир, подчеркнул он, будет плодом совместных усилий всех народов, живущих на Святой Земле.
Во время визита в Институт памяти Йад-Вашем Святейший Отец почтил память 6 миллионов евреев, погибших в годы II Мировой войны и покаялся за грехи чад Церкви, совершенные против иудеев, осудив антисемитизм и расовую рознь. Премьер-министр Израиля отметил, что Папа, в молодости ставший свидетелем трагедии оккупации, после избрания на Престол Св. Петра сделал для примирения евреев и христиан более, чем кто-либо до него.
Не секрет, что идея Папы о публичном покаянии в грехах, совершенных католиками в прошлом, вызвала мало радости в Римской Курии. Для Иоанна Павла II, в свою очередь, было очевидно, что «радость любого Юбилея заключается, прежде всего, в отпущении грехов, в радости обращения». Опасения, что это событие может подорвать образ Церкви, оказались преувеличенными. Мир с признательностью и удивлением принял мужественное испытание совести, совершенное Папой.
Волнующим стал сам ход литургии в базилике Св. Петра. Главы важнейших ведомств Святого Престола произносили слова молитвы, в которой перечисляли грехи чад Церкви и просили за них прощения: грехи против истины, против единства Церкви, против евреев, против любви, мира, прав народов, достоинства культур и религий, женщины и человеческого рода.
В проповеди Папа просил всех о прощении грехов чад Церкви, заверяя, что Церковь, со своей стороны, прощает обиды, причиненные ей другими. Мир обошли необычные фотографии: Иоанн Павел II подходит ко Кресту, целует ноги Распятого и поднимает взгляд к небу.
«Эта фотография стоит доброй сотни книг по истории и должна занять достойное место в анналах рядом со снимком Берлинской стены, рухнувшей в 1989 г., и портретом Бориса Ельцина, стоящего на танке в центре Москвы в 1991 г.» Так газета «Авенире» отреагировала на опубликованную накануне в «Оссерваторе Романо» фотографию, изображающую Святейшего Отца в окружении епископов и Апостольских администраторов, приехавших в рамках «ad limina» в Рим из бывших советских республик.
Чуть более двух десятилетий назад на просторах огромной советской империи официально мог нести служение единственный священник Святой Вселенской Церкви. В «Папских ежегодниках» год за годом перечислялись епископские кафедры, существовавшие до 1917 г., овдовевшие в лихую годину репрессий. За последнее десятилетие на многие из них вновь поставлены епископы.
На Мессе со Святейшим Отцом вместе с российскими архиереями участвовали главы католических структур восьми республик бывшего СССР: Грузии, Армении, Азербайджана, Казахстана, Туркмении, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, а также Монголии.
Во время проповеди Папа призвал собравшихся «укреплять единство Церкви».
После Мессы все были приглашены в библиотеку, где от имени архиереев и прелатов Святейшего Отца гостей приветствовал архиепископ Тадеуш Кондрусевич. Затем каждый из российских епископов был приглашен на личную аудиенцию, которая длилась около 15 минут. Содержание этих бесед не принято разглашать.
Когда же всем представилась еще одна возможность побыть вместе с Папой, российские епископы пригласили его в Россию, что подобным образом – национальной делегацией – было сделано впервые.
Торжественное совершение «Акта посвящения мира Божественному Милосердию» вызвало в мире резонанс. Повсеместно было признано, что вынесенный современному миру выдающимся свидетелем веры не вселяющий оптимизма диагноз заслуживает внимания.
Отмечалось, что в проповеди, произнесенной в санктуарии в Лагевниках, Иоанн Павел II высказал ключевое послание своего понтификата. Мир, пронизанный «тайной нечестия», требует милосердия, «дабы сияние истины положило конец всякой несправедливости в мире».
Папа подчеркнул, что наряду с новыми перспективами развития на пороге нового тысячелетия очевидны также «новые, доселе невиданные угрозы». Указывал он и на вмешательство в тайну жизни человека (посредством генетических манипуляций), самовольное определение начала либо конца жизни, отрицание в современном мире нравственных основ семьи.
Папа не стремился устрашить, а просто приводил в пример ту святую (Фаустину Ковальскую), которая учила всех нас взывать: «Иисус, уповаю на Тебя». В этом – источник надежды для современного мира.
В 24-ю годовщину избрания на Престол Св. Петра Святейший Отец во время общей аудиенции сообщил о подписании нового Апостольского Послания «Rosarium Virginis Mariae». Кроме того, период с октября 2002-го по октябрь 2003 года Папа объявил Годом Розария и установил еще одну часть богородичной молитвы – «светлые тайны».
«Христос, Искупитель человека – центр нашей веры. Мария не затмевает Его, не затмевает и Его дела спасения. Взятая на небо телом и душой, Пресвятая Дева первой вкусила плоды Страстей и Воскресения Своего Сына, и Она надежно ведет нас ко Христу, окончательной цели нашего странствия и всего нашего бытия, — отметил он. — Приглашая верующих непрестанно созерцать Лик Христа, я хотел, чтобы Наставницей в этом для всех стала Мария, Его Матерь».
Дабы синтез Евангелия, вспоминаемый в Розарии, был более совершенным, Понтифик предложил добавить еще пять тайн к тем, которые мы уже созерцаем. Они основаны на событиях земного служения Спасителя: Его Крещении в Иордане, чуде в Кане Галилейской, проповеди Царства Божия и покаяния, Фаворском Преображении и Тайной Вечери, уже вводящей в тематику Его Страстей.
Вновь Папа Войтыла возвращается к поэзии, которую он, как казалось, окончательно оставил после своего избрания на Престол Св. Петра. Новость была сенсационной, ведь еще несколько лет назад окружение Понтифика утверждало, что сочинение стихов – это перевернутая страница в жизни Святейшего Отца. Однако… «И тут он остался верен себе», — так прокомментировал этот факт кардинал Франтишек Махарский на презентации поэмы в доме краковских архиепископов. Появление на свет этого сочинения было окутано необычайной таинственностью. Были утечки в прессе, время публикации всё время откладывалось, и наконец сочинение увидело свет, изданное головокружительным тиражом: 300 тысяч экземпляров! И тираж был раскуплен практически мгновенно.
Медитации Папы представляют собой размышление над Библией, историей творения, о месте человека в мире; немало в них личных переживаний. Выдающийся характер этой инициативы подчеркивают несколько обстоятельств. Предстоятель КатолическойЦеркви и, одновременно, выдающийся гуманист и философ, счел возможным обратиться к языку поэзии, отметив тем самым, что не проповедь и не Энциклика послужат в данном случае лучшим средством передачи его мысли. К тому же большая часть «Триптиха» вдохновлена фресками Микеланджело в Сикстинской капелле – знаменитым «Страшным судом».
Папа Иоанн Павел II отошел ко Господу 2 апреля 2005 года, на 85-м году жизни.
Жизнь Кароля Войтылы, которого мир знает под именем Иоанн Павел 2, была наполнена и трагическими, и радостными событиями. Он стал первым со славянскими корнями. С его именем связана огромная эпоха. На своем посту Папа Иоанн Павел 2 проявлял себя как неустанный борец с политическим и социальным угнетением людей. Многие его публичные выступления, поддерживающие права и свободы человека, превратили его в символ борьбы с авторитаризмом.
Детство
Кароль Юзеф Войтыла, будущий великий Иоанн Павел 2, родился в небольшом городке под Краковом в семье военного. Его отец, поручик польской армии, в совершенстве владел немецким и систематически обучал языку сына. Мать будущего понтифика - учительница, она, согласно некоторым источникам, была украинкой. Именно тем, что предки Иоанна Павла 2 были славянской крови, видимо, и объясняется то, что Папа Римский понимал и уважал все, что связано с русским языком и культурой. Когда мальчику исполнилось восемь лет, он потерял мать, а в двенадцатилетнем возрасте умер и его старший брат. В детстве мальчик увлекался театром. Он мечтал вырасти и стать артистом, а в 14 лет даже написал пьесу под название «Король-Дух».
Юность
В Иоанн Павел II, биографии которого может позавидовать любой христианин, окончил классический колледж и принял таинство миромазания. Как свидетельствуют историки, Кароль учился достаточно успешно. Завершив свое среднее образование накануне Второй мировой, он продолжил обучение в Краковском Ягеллонском университете на факультете полонистики.
За четыре года он успел пройти филологию, литературу, церковнославянскую письменность и даже азы русского языка. Будучи студентом, Кароль Войтыла записался в театральный кружок. В годы оккупации профессуру этого одного из самых известных в Европе университетов отправили в концлагеря, а занятия официально прекратились. Но будущий понтифик продолжал учебу, посещая занятия подпольно. А чтобы его не угнали в Германию, и он мог содержать отца, которому оккупанты урезали пенсию, юноша пошел работать в каменоломню под Краковом, а затем перешел на химзавод.
Образование
В 1942 году Кароль записался на общеобразовательные курсы духовной семинарии, которые подпольно функционировали в Кракове. В 1944-м архиепископ Стефан Сапега из соображений безопасности перевел Войтылу и нескольких других «нелегальных» семинаристов в епархиальное управление, где они работали в архиепископском дворце вплоть до конца войны. Тринадцать языков, на которых бегло говорил Иоанн Павел II, жизнеописания святых, сто философских и богословских и философских работ, а также четырнадцать энциклик и пять книг, написанные им, сделали его одним из самых просвещенных понтификов.
Служение церкви
Первого ноября 1946-го года Войтылу рукоположили в священники.Буквально через пару дней он направился в Рим, чтобы продолжить свое богословское образование. В 1948-м он защитил докторскую работу на тему произведений реформата ордена кармелитов, испанского мистика шестнадцатого века св. Иоанна Креста. После этого Кароль возвратился на родину, гле был назначен помощником настоятеля в приходе села Негович на юге Польши.
В 1953-м в будущий понтифик защитил еще одну диссертацию на тему о возможностях обоснования христианской этики на основе этической системы Шелера. С октября того же года он начинает преподавать нравственное богословие, однако вскоре польское коммунистическое правительство закрыло факультет. Тогда Войтыле предложили возглавить кафедру этики в Католическом Университете в Любляне.
В 1958-м папа Пий XII назначил его вспомогательным епископом в архиепископстве Кракова. В сентябре того же года состоялось его рукоположение. Обряд совершил львовский архиепископ Базяк. А после смерти последнего в 1962-м Войтыла был избран капитульным викарием.
С 1962-го по 1964-й биография Иоанна Павла 2 тесно взаимосвязана со Вторым Ватиканским Собором. Он принимал участие во всех сессиях, созываемых тогдашним понтификом В 1967-м будущий Папа Римский был возведен в кардиналы-священники. После смерти Павла VI в 1978-м Кароль Войтыла голосовал в конклаве, в результате чего был избран папа Иоанн Павла I. Однако последний всего через тридцать три дня скончался. В октябре 1978-го состоялся новый конклав. Участники раскололись на два лагеря. Одни защищали архиепископа Генуи Джузеппе Сири, славящегося своими консервативными взглядами, а другие - Джованни Бенелли, который был известен как либерал. Не придя к общему согласию, в конечном итоге конклав выбрал компромиссного кандидата, которым стал Кароль Войтыла. При восшествии на папский престол он принял имя предшественника.
Черты характера
Папа Иоанн Павел 2, биография которого всегда была связана с церковью, стал папой в пятидесятивосьмилетнем возрасте. Как и свой предшественник, он стремился к упрощению должности понтифика, в частности, лишил ее некоторых королевских атрибутов. Например, он стал говорить о себе как о Папе, используя местоимение «я», отказался от коронации, вместо которой провел просто интронизацию. Он никогда не носил тиару и считал себя рабом Божьим.
Восемь раз Иоанн Павел 2 навещал свою родину. Он сыграл огромную роль в том, что смена власти в Польше в конце 1980-х прошла без единого выстрела. После его разговора с генералом Ярузельским последний мирно передал руководство страной Валенсе, уже успевшему получить папское благословение для проведения демократических реформ.
Покушение
Тринадцатого мая 1981 года жизнь Иоанна Павла II чуть не оборвалась. Именно в этот день на площади св. Петра в Ватикане на него было совершено покушение. Исполнителем стал член турецких ультраправых экстремистов Мехмет Агджа. Террорист тяжело ранил понтифика в живот. Его арестовали сразу, на месте преступления. Спустя два года папа приехал к Агдже в тюрьму, где тот отбывал пожизненный срок. Жертва и преступник долго о чем-то говорили, однако рассказать о теме их беседы Иоанн Павел 2 не захотел, хотя и сказал, что простил его.
Пророчества
Впоследствии он пришел к убеждению, что от него пулю отвела рука Божией Матери. И причиной тому стали знаменитые Фатимские предсказания Девы Марии, которые узнал Иоанн. Павла 2 пророчество Богоматери, в частности, последнее, настолько заинтересовало, что он посвятил его изучению многие годы. На самом деле предсказаний было три: первое из них относилось к двум мировым войнам, второе в аллегорической форме касалось революции в России.
Что касается третьего пророчества Девы Марии, то на протяжении долгого времени оно являлось предметом гипотез и невероятных домыслов, что неудивительно: Ватикан долгое время держал его в глубочайшем секрете. Высшим католическим духовенством было даже сказано, что оно останется навсегда тайной. И только папа Римский Иоанн Павел 2 решился открыть народу загадку последнего Ему всегда была присуща смелость поступков. Тринадцатого мая, в день своего восьмидесятитрехлетия, он заявил, что не видит смысла в необходимости сохранения тайны предсказаний Девы Марии. Ватиканский Госсекретарь в общих чертах рассказал, что записала монахиня Лусия, которой в детстве и явилась Богородица. В сообщении говорилось, что Дева Мария предсказала тот мученический путь, по которому пройдут папы Римские в двадцатом веке, даже покушение на Иоанна Павла II, совершенное турецким террористом Али Агджой.
Годы понтификата
В 1982 году он встречается с Ясиром Арафатом. Спустя год Иоанн Павел II посетил в Риме лютеранскую церковь. Он стал первым папой, решившимся на такой шаг. В декабре 1989-го понтифик впервые в истории Ватикана принимает советского лидера. Им был Михаил Горбачев.
Напряженная работа, многочисленные поездки по миру подрывают здоровье главы Ватикана. В июле 1992-го понтифик объявил о предстоящей ему госпитализации. У Иоанна Павла Второго была диагностирована опухоль в кишечнике, которую нужно было удалить. Операция прошла благополучно, и вскоре понтифик вернулся к своей обычной жизни.
Спустя год он добился того, что между Ватиканом и Израилем были установлены дипломатические отношения. В апреле 1994-го понтифик, поскользнувшись, упал. Выяснилось, что у него сломана шейка бедра. Независимые эксперты утверждают, что именно тогда у Иоанна Павла 2 началась болезнь Паркинсона.
Но даже этот серьезный недуг не останавливает понтифика в его миротворческой деятельности. В 1995-м он просит прощение за то зло, которое католики в прошлом причинили верующим других конфессий. Спустя полтора года к понтифику приезжает кубинский вождь Кастро. В 1997-м папа приезжает в Сараево, где в своей речи говорит о трагедии гражданской войны в этой стране как о вызове для Европы. Во время этого визита на пути его кортежа не раз были минные заграждения.
В том же году понтифик приезжает в Болонью на рок-концерт, где предстает в качестве слушателя. Спустя несколько месяцев Иоанн Павел 2, биография которого насыщена миротворческой деятельностью, предпринимает пастырский визит на территорию коммунистической Кубы. В Гаване на встрече с Кастро он осуждает экономические санкции против этой страны и передает вождю список трехсот политзаключенных. Кульминацией этого исторического визита становится месса, которую понтифик проводит на площади Революции в кубинской столице, где собирается больше миллиона человек. После отъезда папы власти освободили больше половины узников.
В двухтысячном году понтифик приезжает в Израиль, где в Иерусалиме у Стены плача долго молится. В 2002-м в Дамаске Иоанн Павел II посещает мечеть. Он становится первым папой, который решился на такой шаг.
Миротворческая деятельность
Осуждая любые войны и активно критикуя их, в 1982-м году, во время кризиса, связанного с понтифик посещает Великобританию и Аргентину, призывая эти страны к заключению мира. В 1991 году папа выступает с осуждением конфликта в Персидском заливе. Когда в 2003-м в Ираке началась война, Иоанн Павел 2 отправил кардинала из Ватикана с миротворческой миссией в Багдад. Кроме того, он благословил еще одного легата на беседу с тогдашним Президентом США Бушем. Во время встречи его посланник передал главе американского государства резкое и достаточно отрицательное отношение понтифика к вторжению в Ирак.
Апостольские визиты
Иоанн Павел 2 посетил около ста тридцати стран во время своих зарубежных поездок. Больше всего он приезжал в Польшу - восемь раз. В США и Франции понтифик был с шестью визитами. В Испании и Мексике он был по пять раз. Все его поездки имели одну цель: они были направлены на содействие укрепления по всему миру позиций католицизма, а также на установление связей с другими религиями, и в первую очередь с исламом и иудаизмом. Везде понтифик выступал против насилия, выступая в защиту прав людей и отрицая диктаторские режимы.
В целом за время своего нахождения во главе Ватикана папа проехал более миллиона километров. Его несбывшейся мечтой так и осталась поездка в нашу страну. В годы правления коммунизма его визит в СССР был невозможен. После же падения железного занавеса посещение хоть и стало политически возможно, но тогда против приезда понтифика выступила Русская православная церковь.
Кончина
Иоанн Павел 2 скончался на восемьдесят пятом году жизни. Тысячи людей провели ночь с субботы на воскресенье второго апреля 2005 года перед Ватиканом, пронося в памяти дела, слова и образ этого удивительного человека. На были зажжены свечи и царило молчание, несмотря на огромное количество скорбящих.
Похороны
Прощание с Иоанном Павлом II стало одной из самых массовых церемоний за новейшую историю человечества. На траурной литургии присутствовало триста тысяч человек, четыре миллиона паломников проводили папу в вечную жизнь. Более миллиарда верующих всех конфессий молились за упокой души усопшего, а число зрителей, следивших за церемонией по телевизору, сосчитать невозможно. В память о своем земляке в Польше была выпущена памятная монета «Иоанн Павел 2».
Кароль Юзеф Войтыла родился в в городе Вадовице, в южной Польше, 18 мая 1920 года. Он был младшим из трех детей Кароля Войтылы и Эмилии Качоровской. В 1978 году 264-й папа Иоанн Павел II стал первым римским папой неитальянского происхождения на Святом престоле, избранным за последние 455 лет, одним из самых молодых понтификов в истории и первым папой славянского происхождения.
2. 1932 год: Кароль Войтыла в возрасте двенадцати лет (слева во втором ряду) с одноклассниками приходской школы в Вадовице, перед переездом в Краков.
3. Фотография сделана в 1930-ых годах. Карль Войтыла со свечой после получения Первого Причастия в Кракове.
4. Июль, 1939 года: Девятнадцатилетний Кароль Войтыла, второй справа. Если верить биографам, за два месяца до начала второй мировой войны в Европе, Войтыла посещал военный учебный лагерь в Западной Украине, которая тогда входила в состав восточных регионов Польши.
5. Молодой священник Кароль Войтыла. Фотография сделана в Польше в 1948 году.
6. 26 июня 1967 года. Кароль Войтыла получает кардинальскую шапку. Тремя годами раньше он стал архиепископом Кракова.
7. 16 октября 1978 года: Папа Иоанн Павел II, бывший польский кардинал Кароль Войтыла, в день избрания его главой католической церкви в Ватикане. В 1958 году Кароль Войтыла стал епископом Кракова, в 1963 был назначен архиепископом, а потом стал папой Римским под именем Иоанна Павла II.
8. 22 октября 1978 года. Папа Римский Иоанн Павел II целует священника во время посвящения в сан перед базиликой Святого Петра в Ватикане. Кардинал Кароль Войтыла из Польши стал первым Папой не-итальянцем со времен Адрианна VI, который был родом из Голландии и взошел на папский престол в 1542 году. Новый Римский папа выбрал себе имя «Иоанн Павел» в честь своего предшественника, который умер, пробыв Папой Римским всего 33 дня.
9. 7 июня 1979 года. Папа Римский Иоанн Павел II посещает бывший лагерь нацистов Аушвиц-Биркенау в Освенциме во время своей первой поездки в Польшу.
10. 21 июня 1980 года: Американский президент Джимми Картер и Папа Римский Иоанн Павел II во время встречи в библиотеке понтифика в Ватикане.
11. 13 мая 1981 года. Рука с пистолетом, нацеленным на понтифика на площади Святого Петра во время встречи Папы Римского с верующими. Тогда в понтифика попали несколько пуль, ранивших его в живот и повредивших кишечник.
12. 13 мая 1981 года. Папа Римский и его телохранители после покушения, совершенного Мехметом Али Агджой на площади святого Петра в Риме.
13. 19 мая 1981 года. Папа Римский Иоанн Павел II в больнице Policlinico Gemelli в Риме после покушения, состоявшегося 13 мая.
14. 28 мая 1982 года. Папа Римский Иоанн Павел II и королева Великобритании Елизавета II в Букингемском дворце.
15. 30 мая 1982 года: Папа Римский Иоанн Павел II обращается к польским репатриантам в Crystal Palace, Лондон. Это был первый визит Папы Римского в Великобританию.
16. 27 декабря 1963 года. Папа Римский Иоанн Павел II и Мехмет Али Агджа, турок, совершивший на него покушение, в тюрьме Ребиббия в Риме. Они проговорили наедине 20 минут. После этого Папа Римский сказал: ««То, о чём мы говорили, останется нашим секретом. Я говорил с ним, как с братом, которого я простил и который имеет моё полное доверие».
17. Апрель 1985 года. Аудиенция Принца и Принцессы Уэльских у Папы Римского Иоанна Павла II в Ватикане. Принцесса Диана, согласно протоколу, в черной вуали.
18. 2 февраля 1986 года. Папа Римский Иоанн Павел II и Далай Лама. У Папы Римского в руках книга Далай Ламы, которую он подарил папе в ходе его десятидневного визита в Индию.
19. 30 ноября 1986 года. Папа Римский Иоанн Павел II и кенгуренок в Парке Виктория в Аделаиде во время поездки в Австралию.
20. 8 июня 1991 года. Польский президент Лех Валенса целует руку Папы Римского Иоанна Павла II в Королевском Замке в Варшаве, держа в руках первый экземпляр польской конституции.
21. 12 августа 1993 года. Президент США Билл Клинтон указывает на толпы народа, приветствующие Папу Римского Иоанна Павла II во время его визита в Денвер, Колорадо.
22. 15 января 1995 года. Вертолет Папы Римского Иоанна Павла II пролетает над толпой в Парке Лунета Парк в Маниле, где более двух миллионов человек собрались на богослужение на открытом воздухе во время Десятого Всемирного конгресса Молодежи.
24. 18 июня 1998 года. Президент Южной Африки Нельсон Мандела разговаривает с Папой Римским Иоанном Павлом II во время встречи в Ватикане.
25. 25 января 1998 года. Папа Римский Иоанн Павел II приветствует кубинского лидера Фиделя Кастро во время мессы, проходящей на площади Революции в Гаване.
29. 9 апреля 2004 года. Папа Римский Иоанн Павел II получает Святое причастие от кардинала Йозефа Алоиса Ратцингера, впоследствии Папы Римского Бенедикта XVI, в Ватикане.
30. 4 июня 2003 года. Президент США Джордж Буш встречается с Папой Римским Иоанном Павлом II в Ватикане.
31. 23 февраля 2003 года. Папа Римский Иоанн Павел II приветствует паломников из своей библиотеки во время телевизионного обращения к собравшимся на площади Ватикана дл традиционной общей аудиенции. Понтифик, поправляющийся после госпитализации тремя неделями раньше в связи с проблемами с дыханием, обратился к верующим по видео из-за того, что Ватикан запретил ему по традиции появляться в окне библиотеки.
32. 4 апреля 2005 года. Тело Папы Римского Иоанна Павла II, умершего двумя днями раньше, выставлено в базилике Святого Петра в Ватикане для прощания.
33. 6 апреля 2005 года. Пришедшие попрощаться с покойным Папой Римским Иоанном Павлом II проходят мимо его гроба, выставленного в базилике Святого Петра.
(Кароль Войтыла)
– одна из ярчайших фигур XX столетия не только узко-церковного, но и всемирного масштаба. Он занимал Престол Святого Петра с 1978 по 2005 год (почти 27 лет), и по длительности своего понтификата уступил лишь самому Апостолу Петру и еще Папе Пию IX, чей понтификат продолжался 32 года.
Папа Иоанн Павел II стал первым Папой-неитальянцем за 455 лет минувших с 1523 г., когда понтификом избрали голландца Адриана IV, он же был первым за всю историю Папой-поляком и, вероятно, вторым Папой славянского происхождения (после Сикста V, чей отец Сречко Перич был родом из Черногории).
Кароль Юзеф Войтыла родился 18 мая 1920 г. в городке Вадовице близ Кракова в семье поручика польской армии. В юности увлекался театром и мечтал стать профессиональным актером. Окончил классический лицей в 1938 г. и поступил на факультет полонистики Ягеллонского университета в Кракове. В годы немецкой оккупации продолжал посещать занятия перешедшего в подполье университета, работая при этом в каменоломне, потом на химическом заводе. В 1942 г. поступил в подпольную духовную семинарию. В 1946 г. рукоположен в священники. При этом продолжал свое образование, защитив в итоге две докторские диссертации: по произведениям испанского мистика XVI века св. Иоанна Креста и по нравственному богословию с опорой на философские изыскания Макса Шелера. Был полиглотом и умел бегло говорить на 11-ти языках. В 1956 г. возглавил кафедру этики в Люблинском Католическом Университете.
В 1958 г. был хиротонисан в архиерейский сан, став викарным епископом в Кракове. В 1962 – 1964 гг. принял участие в четырех сессиях II Ватиканского Собора, будучи одним из самых молодых его «отцов». Принял непосредственное и весьма значительное участие в подготовке одного из важнейших соборных документов – Пастырской Конституции о Церкви в современном мире Gaudium et spes
, а также Декларации о религиозной свободе Dignitatis humanae
.
В январе 1964 г. возведен в сан архиепископа-митрополита Краковского. В июне 1967 г. Папа Павел VI возвел его в кардинальское достоинство.
После скоропостижной смерти Иоанна Павла I был избран на Конклаве Епископом Рима 16 октября 1978 г. в возрасте 58 лет. Принял имя Иоанна Павла II, подчеркивая тем самым верность курсу своего предшественника и II Ватиканского Собора, проходившего при Папах Иоанне XXIII и Павле VI. Всячески стремился сформировать стиль «Папства нового типа», очистив служение Римского Епископа от всего, что указывало на его связь с положением царствующих особ: в частности, стал использовать в обращениях местоимение «я» вместо «мы»; отказался от церемонии коронации, заменив ее интронизацией ; окончательно отказался от использования Папской тиары, а главным лейтмотивом своего служения сделал тот, который был обозначен в титуле, принятом Папой Григорием Великим еще в VI веке: Servus servorum Dei , т.е. «Раб рабов Божьих».
2 июня 1979 г. он впервые приехал в родную Польшу в качестве предстоятеля Римско-Католической Церкви. Для поляков этот визит стал толчком к борьбе за гражданские права и против насильственно навязываемого атеизма, вылившись в создание движения «Солидарность».
Важнейшим был визит Иоанна Павла II в Польшу в 1983 г., уже после введения военного положения. И тогда, и в свой следующий визит в 1987 г., Папа Войтыла вел себя очень корректно, сосредоточившись на своей религиозной миссии и встретившись с лидером распущенной «Солидарности» Лехом Валенсой лишь в частном порядке. Позднее Папа сыграл огромную роль в том, что смена общественно-политического строя в Польше прошла мирным путем: после беседы с понтификом президент Польши Войцех Ярузельский согласился добровольно передать власть Леху Валенсе, а последнего Папа благословил на проведение демократических реформ.
13 мая 1981 г. Иоанн Павел II пережил покушение на свою жизнь от рук турецкого террориста Али Агджи. Сам понтифик был убежден, что его жизнь спасла тогда Матерь Божия, за что он позднее воздал Ей благодарение в Богородичном святилище в Фатиме. В 1983 г. Иоанн Павел II посетил приговоренного к пожизненному заключению Агджу в тюрьме, простил его и примирился с ним.
1 декабря 1989 г. Римский Епископ впервые принял в Ватикане советского лидера – Михаила Горбачева. Эта встреча стала переломной в процессе возрождения Католической Церкви на территории СССР: в марте 1990 г. между Ватиканом и Москвой были установлены отношения, имеющие статус дипломатических, а 13 апреля 1991 г. появился Папский декрет, восстанавливающий структуры Католической Церкви (сначала – в форме Апостольских администратур) в России, Белоруссии и Казахстане. 11 февраля 2002 г. Апостольские администратуры в Российской Федерации были преобразованы в полноценные епархии.
В августе 1991 г. по личному распоряжению Михаила Горбачева был поднят «железный занавес», и более ста тысяч юношей и девушек из СССР без виз, по внутренним паспортам СССР, смогли отправиться на встречу с Папой в это время совершавшего свой очередной визит в Польшу, приуроченный к проведению в Ченстохове Всемирного дня молодежи.
Первое чудо Иоанна Павла II было признано . Специальная медицинская комиссия изучила случай французской монахини, которая молила папу о заступничестве после его смерти и исцелилась от болезни Паркинсона без явных медицинских причин.
Вторым чудом было официально признано необъяснимое исцеление в мае 2011 года смертельно больной женщины из Коста-Рики. Она получила серьезное повреждение головного мозга, однако после молитв Иоанну Павлу II смогла выздороветь.
В нескольких городах мира Иоанну Павлу II. Самая высокая в мире статуя понтифику высотой 14 метров появилась в польском городе Ченстохова в апреле 2013 года. До этого крупнейшим памятником ему считалась 12-метровая статуя в Чили.
Памятник папе Римскому Иоанну Павлу II работы российского скульптора Зураба Церетели был открыт у собора Парижской Богоматери в Париже (Франция).
В октябре 2011 года ему был установлен памятник во дворике Российской государственной библиотеки иностранной литературы им. Рудомино в Москве.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников