Христорождественский кафедральный собор в липецке. Русские церкви Липецкий собор

Адрес: Липецк, Соборная площадь
Годы строительства: 1791-1805 - собор, 1825-1835 - колокольня, 1840-1842 - трапезная
Архитектор: Томмазо Адолини
Стиль: Ампир

Христорождественский кафедральный собор - православный храм, расположен ный на центральной площади города Липецка - Соборной. Архитектор - Томмазо Адолини.
Строительство храма было завершено в 1842 году. Собор построен по указу импе ратрицы Екатерины Алексеевны, благословению Святейшего синода и преосвященно го Иннокентия, епископа Воронежского.
Согласно традиционной точке зрения, строительство каменной соборной церкви Ро ждества Христова началось в 1791 году. Возведение храмовой части Христорожде ственского собора в основном было завершено к 1803 году, но освятить построенный храм удалось не сразу: произошёл пожар, во время которого сгорели все деревянные части собора, сильно пострадал и основной объём здания. К 1805 году соборная церковь была вновь открыта усердием многих благотворителей, а 20 июня 1805 года освящён первый престол нового храма - во имя святого Николая Чудотворца.
Главный соборный престол в честь Рождества Христова освятили 25 мая 1807 года. Именно с этого времени к Христорождественскому храму от Вознесенской церкви, который стоял на нынешней Театральной площади, переходит функция соборного храма Липецка. Третий престол в храмовой части (правый, в южном приделе) был освящён в 1816 году.
В 1822 году было принято решение о возведении соборной колокольни, спроектиро ванной в строгом классическом стиле. Строительство её было начато в 1825 году, а за вершено в 1835 году. В начале XX века на колокольне Христорождественского собора насчитывалось восемь колоколов. Самый крупный, весивший 489 пудов и отлитый в 1859 году, был перелит в 1900 году.

После сооружения колокольни наступил довольно длительный перерыв в строитель стве собора. И только когда разные по высоте и массе объёмы колокольни и храмовой части стабилизировались, была начата постройка трапезной. Каменная трапезная была пристроена в 1840-1842 годах, руководил работами протоиерей Андрей Ивано вич Калугин. Два престола в трапезной церкви были освящены в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии в 1841 году (левый) и Воздвижения Животворяще го Креста Господня в 1842 году (правый). Строительством трапезной и освящением престолов завершилось возведение главного соборного храма Липецка.
В 1922 году из храма были изъяты церковные ценности.
Из отчета Липецкого укома за март 1922 г.: „Кампания по изъятию церковных ценностей проводилась в городе и уезде с половины марта. Изъятие происходило без эксцессов, была одна небольшая вспышка при изъятии ценностей у Собора. Собра лась толпа верующих, главным образом женщин, при появлении 6 конных всадников разбежалась, после чего было приступлено к изъятию ценностей, в остальных церквах города и уезда работа протекала хорошо.“
В 1931 году собор был закрыт. В советское время храм начал приходить в ветхое со стояние. Поэтому при создании главной площади города - Ленина (ныне - Собор ной) встал вопрос о его сносе. Чтобы не потерять памятник архитектуры, в его стенах разместили Липецкий областной краеведческий музей (активным противником сноса был главный архитектор Липецкой области Л. Е. Рудаков).
В декабре 1970 года на 30-метровой высоте колокольни собора были установлены и пущены липецкие куранты. Механизм часов с музыкой изготовили на Петродворцо вом часовом заводе. Циферблат спроектировал липчанин В. И. Неминущий.
В 1991 году храм вернули верующим. Тогда же он стал кафедральным.

Расположенный на историческом Кремлевском холме Христорождественский кафедральный собор — одно из древнейших в городе каменных сооружений, а возможно и самое древнее. Является памятником древнерусской архитектуры начала XV века и объектом культурного наследия.

Сегодня это главный храм Рязанской епархии. К его приходу относятся:

  • Архангельский собор Рязанского кремля,
  • Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Богослужения в Христорождественском соборе Рязани

Службы в храме проходят ежедневно. Однако в период со Дня Святой Троицы до праздника Воздвижения Креста Господня все богослужения совершаются в Успенском соборе (летний храм).

Перед визитом стоит уточнить расписание богослужений на официальном сайте Рязанской епархии .

Архитектура

В результате многочисленных перестроек современный архитектурный облик собора собрал в себе элементы барокко и классицизма. При этом он имеет широко распространенную среди православных храмов форму — так называемый корабль (это когда все части храмы выстроены в одну линию). Такая форма считается старейшей в храмовой архитектуре и символизирует идею, что церковь, словно корабль, спасает верующих от губительных волн мирской жизни и ведет их к Царствию Божию.

Храм имеет три яруса, уменьшающиеся по диаметру снизу вверх. Верхний ярус занимает восьмигранная ротонда с парой окон на каждой грани. Ротонду венчает купол и главка с крестом. Над порталом красуется необычной формы фронтон, по бокам от него — колонны с коринфским ордером. Кладка цоколя белокаменная, что характерно для храмов XV века.

Среди богатого убранство храма стоит отметить удивительный резной иконостас.

При входе в кремль Архангельский собор практически не виден: обзор закрывает колокольня XIX века и величественное здание Успенского собора.

История собора

Точная дата основания храма до сих пор неизвестна, но заложен он был по воле князя Олега еще в XIV веке. Изначально храм освящен как Успенский, в честь самого почитаемого на Руси праздника Успения Божьей Матери. Только в конце XVII века, после возведения и церемонии освящения нового Успенского собора, он стал Христорождественским.

Собор выполнял функцию не только общегородского храма, но и усыпальницы для рязанских князей и их жен. Однако в XVIII веке, после того как в соборе обвалился свод, гробницы были уничтожены.

Хронология реконструкции

За прошедшие века собор многократно реконструировался и перестраивался в разных традициях: большинство архиереев пытались внести свою лепту в его внешний вид, улучшить облик главного храма Рязанской земли. Современная архитектура Христорождественского храма в Рязанском кремле сложилась лишь к началу XIX века, при активном участии известного архитектора Л. И. Стефенгагена, придавшего зданию черты позднего классицизма.

В 1826 году оригинальные каменные пять глав заменили более легким деревянным, с завершением в виде ротонды. У входов поставили колонны, с запада соорудили портик, окна сделали больше. Однако новый облик не сохранился надолго. Уже в 1873 году купол поменяли на новый — восьмигранный в псевдовизантийском стиле, а западный портик расширили. Через какое-то время на первом ярусе добавили окна. В том же году своды собора расписал выдающийся рязанский иконописец Николай Шумов. Позднее им же был восстановлен иконостас. При Шумове Христорождественский собор в Рязани, наконец-то, обрел свой нынешний образ.

Последний капитальный ремонт проводился в начале ХХ века. Тогда в соборе сделали новый пол из метлахской плитки.

Христорождественский храм в Рязани на панорамах Яндекса (вид со стороны апсиды)

XX век — наши дни

В 1930 году советские власти закрыли собор для прихожан, здание стало светским: в его помещениях расположился городской архив. Даже с распадом СССР храм долгое время не отдавали церкви, и он продолжал находиться в ведомстве Рязанского краеведческого музея.

Под управление православной церкви здание перешло только в 2002 году, тогда же его освятил Святейший Патриарх Алексий II. С тех пор, во вновь освященном соборе, возобновились службы, открылась библиотека, начали работать воскресная и певческая школы.

В настоящее время Христорождественский собор имеет статус кафедрального. Вместе с Успенским собором он остается одним из двух основных храмов Рязанской епархии.

Реликвии

Главная святыня храма — мощи святителя Василия Рязанского, первого епископа и покровителя рязанской земли. Рака с его мощами лежит в левом клиросе.

Внутри собора также покоятся мощи рязанских святителей XIX века — Гавриила (Городкова) и Мелетия (Якимова), частицы мощей апостола и евангелиста Матфея, 84 преподобных отцов Киево-Печерских, многочисленных рязанских и других святых.

Вход в Христорождественский храм в Рязани на панорамах Google Maps

Как добраться до Христорождественского храма Рязани

Самостоятельно добраться до храма можно пешком со стороны Соборной площади. Вход на кремлевскую территорию — бесплатный. Подробно об экскурсиях с охватом храмов, платных выставках в кремлевских музеях — на сайте музея-заповедника .

Ближайшая остановка общественного транспорта — «Рязанский Кремль» — находится в 5 минутах ходьбы от храма. До неё ходит единственная маршрутка — № 41 м2. Также в шаговой доступности (~ 15 минут пешком) остановка «Площадь Свободы», через которую проходит на порядок больше транспорта:

  • автобусы № 18, 23, 25, 107, 108, 110, 111Б, 111, 112, 120, 128, 135, 137, 149, 205,
  • маршрутки № 41 м2, 62 м2, 65 м2, 66 м2, 75 м2, 99 м2,
  • троллейбусы № 3, 10.

Чтобы доехать до собора от ж/д вокзала потребуется сначала дойти до Первомайского проспекта, после чего на ближайшей остановке сесть на маршрутное такси № 41 м2. От автовокзала можно доехать на той же маршрутке.

Для вызова такси удобно пользоваться специальными мобильными приложениями, например: Яндекс.Такси, Maxim, Gett.

Карта-схема пешего маршрута от ост. «Площадь Свободы» до Христорождественского собора

Видео о Христорождественском соборе в Рязани

O L

Собор Рождества Христова - кафедральный храм Латвийской православной церкви . Расположен в Риге , на Эспланаде (бульвар Бривибас , 23).

История [ | ]

Строительство храма [ | ]

Ещё в конце XVIII века встал вопрос о необходимости строительства нового православного храма, однако после длительных обсуждений проект так и не был реализован. К дискуссиям на эту тему возвращались в 1836 году, когда в рижской православной церкви Петра и Павла было объявлено об открытии в Риге викарной кафедры Псковской епархии , а также в 1850 году, когда образовалась самостоятельная Рижская епархия и эта же церковь была объявлена кафедральной.

В самом начале 1870-х годов генерал-губернатор Прибалтийского края князь Багратион по совету сподвижников, представителей русского населения губерний Прибалтики , направил официальное ходатайство главе внешнеполитического ведомства Российской империи А. М. Горчакову , в котором была сформулирована мысль о необходимости строительства храма, с которой Горчаков согласился. После этого архиепископ Рижский и Митавский Вениамин (Карелин) обратился к православным, населявшим губернию, с просьбой о пожертвованиях в пользу строительства православного храма. В то же время известно, что 1 сентября 1873 года над губернской столицей произошла сильнейшая за последнее время буря, и в церковь Петра и Павла ударила молния, серьёзно повредив колокольню храма, выбив стёкла в верхних окнах и повредив позолоту - вероятно, это обстоятельство также способствовало скорейшему решению вопроса о строительстве нового храма. Наконец, 17 апреля 1874 года российский император Александр II выделил Рижской епархии 900 000 рублей для создания нового кафедрального собора, который стал бы по-настоящему представительным православным храмом на территории Лифляндской губернии .

Три проекта будущего собора были отправлены на рассмотрение в Москву . Один - проект молодого и многообещающего зодчего Яниса-Фридриха Бауманиса , первого архитектора-латыша с высшим архитектурным образованием. Второй проект принадлежал работавшему в Риге с 1853 года академику Санкт-Петербургской АХ Генриху Шелю , автору многих известных зданий в городе. Но в итоге в 1875 году предпочтение было отдано проекту молодого, но амбициозного выпускника Петербургской Академии художеств Роберта Пфлуга , который предлагал строительство храма в неовизантийском стиле , что отчасти преследовало определённые политические цели (в середине XIX века между русской и остзейской общинами в регионе разыгралась «война памятников» и архитектурных стилей).

Храм было решено сооружать на территории свободного участка - эспланады, застройка которой формально была запрещена. Только в 1902 году с противоположной стороны той же эспланады начнётся строительство Рижской коммерческой школы, которым займётся архитектор Вильгельм Бокслаф .

Конкурс подрядчиков выиграл строительный мастер Виленской губернии академик Н. М. Чагин . Орнаментальный декор и каменные строительные детали были изготовлены в мастерской Августа Фольца . Освящение закладного камня собора состоялось 3 июля 1877 года . Императором Александром II были подарены храму 12 колоколов , самый большой из которых, во имя благоверного князя Александра Невского , весил более 820 пудов . Мастером-литейщиком, отливавшим колокола, был Ксенофонт Верёвкин, работавший в мастерской Н. Д. Финляндского в Москве. Для размещения колоколов, принесённых в дар, понадобилось дополнительное сооружение колокольни над входом в православный собор, что также было профинансировано российским императором.

В оформлении интерьеров Христорождественского собора участвовали известные в России мастера живописи: ректор Петербургской Академии художеств П. Шамшин (его кисти принадлежат иконы «Иоанн Креститель» и «Богоматерь с младенцем»), а также академики К. Вениг и В. В. Верещагин . Верещагин являлся автором икон первого яруса главного иконостаса; ему же принадлежит роспись Царских врат. Помимо того, Верещагин создал следующие иконы для Христорождественского собора: «Рождество Христово», «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Святой Александр Невский». Профессор Васильев написал иконы для второго и третьего ярусов иконостаса; ему ассистировали художники Ф. Журавлёв и А. Корзухин .

Храм в начале ХХ века [ | ]

Вид собора в 1900 году

В начале XX века настоятелем кафедрального собора становится протоиерей В. И. Плисс , который одновременно являлся преподавателем истории, обличения раскола и обличительного богословия в Рижской православной духовной семинарии , исполнял должность библиотекаря семинарии. В период первого десятилетия престиж храма в народе достиг своей кульминационной точки, чему также способствовал предыдущий настоятель храма, протоиерей В. С. Князев , который, будучи профессором церковно-библейской истории, являясь тонким знатоком и ценителем православной иконы и безукоризненно разбираясь в особенностях православной церковной канонической архитектуры, прививал русскому населению Риги тягу к посещению храма Рождества Христова.

После 21 августа 1917 года, когда Рига в первый раз была занята немецкими регулярными формированиями, оккупационная администрация приняла решение превратить православный собор Рождества Христова в гарнизонную кирху. К тому же было принято решение спилить части восьмиконечного православного креста, украшавший купол храма, для того, чтобы лишить крест знаков принадлежности к православию. Очевидцы утверждают, что в тот момент, когда немецкий солдат практически закончил спиливать «лишние» перекладины креста, автоген выскользнул у него из рук и отпилил ему кисть.

Церковь служила гарнизонной кирхой вплоть до середины 1918 года, когда в ходе непрекращающихся революционных перипетий в Риге несколько раз менялась политическая власть. Тогда же Рижское самоуправление запретило богослужение в соборе. Когда архиепископ Иоанн (Поммер) прибыл в Латвию по приглашению Вселатвийского собора православных приходов, то застал храм в катастрофическом состоянии. Иконостасы были разрушены, многие ценные вещи были вывезены из храма за несколько лет гражданской войны. Дабы предотвратить дальнейшее осквернение храма, архиепископ Иоанн поселился в подвале собора. Он же собрал и сохранил всё, что представляло ценность и что не успели вывезти из храма. Для обогрева храма, а также полуподвального помещения, в котором поселился архиепископ, была сооружена печка. В целом богослужебная жизнь возобновлялась с трудом. Вначале на каждое богослужение требовалось специальное разрешение властей. И только с Рождества 1922 года службы стали совершаться ежедневно. Богослужение совершалось на церковнославянском и латышском языках.

Закрытие собора [ | ]

В послевоенной Риге собор оставался действующим до 5 октября 1963 года , когда распоряжением Рижского горисполкома он был вновь закрыт. Храм был превращён в Дом знаний: его внутреннее убранство, включая росписи, полностью уничтожено, в главном зале установлены межэтажные перекрытия и размещён планетарий, в подвале - кафе. Бывший министр культуры Латвийской ССР В. И. Каупуж в интервью 2010 года указал, что Рижский Христорождественский собор после войны находился на попечении городского исполнительного комитета, а переделку храма инициировал заместитель председателя Рижского горисполкома Рейхманис. В рамках городской акции по сбору цветных металлов он приказал спилить медные кресты собора, а затем и перепрофилировать объект в целом.

Кремль, Трубежная набережная

Координаты : 54°38?11? с. ш. 39°44?54? в. д. / 54.63639° с. ш. 39.74833° в. д. / 54.63639; 39.74833 (G) (Я)

Христорожде?ственский собо?р Рязанского Кремля (ранее, Успенский собор) - православный кафедральный собор города Рязани. Наряду с Успенским собором - один из двух главных храмов Рязанской митрополии. Является первым каменным зданием на территории Рязанского Кремля, и одним из самых древних из сохранившийся до наших дней зданий Рязанской области.

Заложен в конце XIV века великим князем Олегом Рязанским на территории своего двора и освящён как Успенский собор. При перенесения архиерейской кафедры из Борисова-Глебова в Кремль в 1522 году собор стал кафедральным. После строительство нового здания Успенского собора, был освящён как Христорождественский.

История

После уничтожения Рязани вместе с каменными храмами, великокняжеский двор был перенесён в Переяславль, а затем в небольшой город Борисов-Глебов неподалёку переехал и архиерейский двор. На тот момент все здания Переяславля были деревянными, поэтому великий князь Олег Рязанский начинает строительство первого каменного кафедрального собора. После обретения статуса кафедрального собора, каждый новый архиерей старался каким-либо образом улучшить его и привнести в архитектуру здания что-то новое. Христорождественский собор неоднократно перестраивался и до наших дней дошел в стиле классицизма, в том виде, который сложился уже в начале XIX столетия, благодаря архитектору Стефенгагену.

Внутри собор имел богатое убранство, великолепный резной иконостас. В 1873-1875 годах его стены и своды были расписаны известным рязанским иконописцем Н. В. Шумовым, по инициативе которого храм также получил своё завершение в виде восьмигранной ротонды с оконцами - «восьмерик на четверике».

В XIV-XV веках в Христорождественском соборе были захоронены пятеро рязанских князей и три княгини, а в начале XIX века - два рязанских архиерея. Собор посещали императоры: Александр I (1819, 1820, 1824); Николай I (1832, 1836); Александр II , будучи Цесаревичем (1837); Николай II (1904, 1914).

Последний капитальный ремонт собора до его закрытия проводился в 1913 году, с тех пор осталась метлахская плитка на полу.

В 1930 году собор был закрыт, в его здании разместился областной архив. В 2002 году здание было возвращено церкви и освящено лично Патриархом Алексием II .

Реликвии

В 2002 году в храм были перенесены мощи святителя Василия Рязанского, первого епископа и покровителя рязанской земли. Над местом его погребения можно приложиться к раке с частицей его мощей. Справа и слева от амвона пребывают в раках честные мощи рязанских святителей XIX века Гавриила (Городкова) и Мелетия (Якимова). Имеются мощевики с частицами мощей многих Рязанских святых и 84 преподобных отцов Киево-Печерских. Кроме того, в соборе есть также: часть Ризы Господней, частицы мощей апостола и евангелиста Матфея, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, преподобного Серафима Саровского, блаженной Матроны Московской и другие многочисленные святыни, доступные для поклонения.

Напишите отзыв о статье "Христорождественский собор (Рязань)"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Христорождественский собор (Рязань)

На другой день после отъезда сына князь Николай Андреич позвал к себе княжну Марью.
– Ну что, довольна теперь? – сказал он ей, – поссорила с сыном! Довольна? Тебе только и нужно было! Довольна?.. Мне это больно, больно. Я стар и слаб, и тебе этого хотелось. Ну радуйся, радуйся… – И после этого княжна Марья в продолжение недели не видала своего отца. Он был болен и не выходил из кабинета.
К удивлению своему, княжна Марья заметила, что за это время болезни старый князь так же не допускал к себе и m lle Bourienne. Один Тихон ходил за ним.
Через неделю князь вышел и начал опять прежнюю жизнь, с особенной деятельностью занимаясь постройками и садами и прекратив все прежние отношения с m lle Bourienne. Вид его и холодный тон с княжной Марьей как будто говорил ей: «Вот видишь, ты выдумала на меня налгала князю Андрею про отношения мои с этой француженкой и поссорила меня с ним; а ты видишь, что мне не нужны ни ты, ни француженка».
Одну половину дня княжна Марья проводила у Николушки, следя за его уроками, сама давала ему уроки русского языка и музыки, и разговаривая с Десалем; другую часть дня она проводила в своей половине с книгами, старухой няней и с божьими людьми, которые иногда с заднего крыльца приходили к ней.
О войне княжна Марья думала так, как думают о войне женщины. Она боялась за брата, который был там, ужасалась, не понимая ее, перед людской жестокостью, заставлявшей их убивать друг друга; но не понимала значения этой войны, казавшейся ей такою же, как и все прежние войны. Она не понимала значения этой войны, несмотря на то, что Десаль, ее постоянный собеседник, страстно интересовавшийся ходом войны, старался ей растолковать свои соображения, и несмотря на то, что приходившие к ней божьи люди все по своему с ужасом говорили о народных слухах про нашествие антихриста, и несмотря на то, что Жюли, теперь княгиня Друбецкая, опять вступившая с ней в переписку, писала ей из Москвы патриотические письма.
«Я вам пишу по русски, мой добрый друг, – писала Жюли, – потому что я имею ненависть ко всем французам, равно и к языку их, который я не могу слышать говорить… Мы в Москве все восторжены через энтузиазм к нашему обожаемому императору.
Бедный муж мой переносит труды и голод в жидовских корчмах; но новости, которые я имею, еще более воодушевляют меня.
Вы слышали, верно, о героическом подвиге Раевского, обнявшего двух сыновей и сказавшего: «Погибну с ними, но не поколеблемся!И действительно, хотя неприятель был вдвое сильнее нас, мы не колебнулись. Мы проводим время, как можем; но на войне, как на войне. Княжна Алина и Sophie сидят со мною целые дни, и мы, несчастные вдовы живых мужей, за корпией делаем прекрасные разговоры; только вас, мой друг, недостает… и т. д.
Преимущественно не понимала княжна Марья всего значения этой войны потому, что старый князь никогда не говорил про нее, не признавал ее и смеялся за обедом над Десалем, говорившим об этой войне. Тон князя был так спокоен и уверен, что княжна Марья, не рассуждая, верила ему.
Весь июль месяц старый князь был чрезвычайно деятелен и даже оживлен. Он заложил еще новый сад и новый корпус, строение для дворовых. Одно, что беспокоило княжну Марью, было то, что он мало спал и, изменив свою привычку спать в кабинете, каждый день менял место своих ночлегов. То он приказывал разбить свою походную кровать в галерее, то он оставался на диване или в вольтеровском кресле в гостиной и дремал не раздеваясь, между тем как не m lle Bourienne, a мальчик Петруша читал ему; то он ночевал в столовой.
Первого августа было получено второе письмо от кня зя Андрея. В первом письме, полученном вскоре после его отъезда, князь Андрей просил с покорностью прощения у своего отца за то, что он позволил себе сказать ему, и просил его возвратить ему свою милость. На это письмо старый князь отвечал ласковым письмом и после этого письма отдалил от себя француженку. Второе письмо князя Андрея, писанное из под Витебска, после того как французы заняли его, состояло из краткого описания всей кампании с планом, нарисованным в письме, и из соображений о дальнейшем ходе кампании. В письме этом князь Андрей представлял отцу неудобства его положения вблизи от театра войны, на самой линии движения войск, и советовал ехать в Москву.

Православие Архитектурный стиль неовизантийский стиль Христорождественский кафедральный собор на Викискладе

Координаты : 56°57?14.09? с. ш. 24°06?55.97? в. д. / 56.953914° с. ш. 24.115547° в. д. (G) (O) (Я) 56.953914 , 24.115547

Хри?сторожде?ственский кафедра?льный собо?р в Риге - кафедральный храм Латвийской православной церкви (РПЦ) недалеко от Памятника Свободы (улица Бривибас, 23).

История храма

Положение дел до строительства

Ещё в конце XVIII века встал вопрос о необходимости строительства нового православного храма, однако после длительных обсуждений проект так и не был реализован. Впоследствии к дискуссиям по актуальному вопросу возвращались не раз. В частности, в 1836 году, когда в рижской православной церкви апостолов Петра и Павла была провозглашена независимость Рижской епархии, а также в 1850 году, когда эта же церковь была объявлена кафедральной. Однако по-настоящему было решено приступить к реализации столь давнего замысла только к началу 70-х годов.

В самом начале 70-х годов генерал-губернатор Прибалтийского края князь Багратион по совету сподвижников, представителей русского населения губерний Прибалтики , направил официальное ходатайство главе внешнеполитического ведомства Российской империи Александру Михайловичу Горчакову , в котором была сформулирована мысль о необходимости строительства храма, с которой Горчаков согласился. После этого одобрения со стороны правительства архиепископ Рижский и Митавский Вениамин (Карелин) обратился к православным, населявшим губернию, с просьбой о пожертвованиях в пользу строительства православного храма. В то же время известно, что 1 сентября 1873 года над губернской столицей произошла сильнейшая за последнее время буря, и в церковь Петра и Павла ударила молнию, серьёзно повредив колокольню храма, выбив стёкла в верхних окнах и повредив позолоту. Во многом и из-за «климатического» фактора процесс финансирования строительства новой православной церкви ускорился. Таким образом, в 1874 году, 17 апреля, российский император Александр II выделяет Рижской православной епархии 900000 рублей для создания нового кафедрального собора, который стал бы по-настоящему представительным, передовым храмом на территории Лифляндской губернии .

Проект-победитель

Несколько проектов будущего собора было отправлено в Москву на конкурсной основе. Всего проектов было три: один - проект молодого и многообещающего зодчего Яниса Фридриха Баумана , фактически первого архитектора-латыша с высшим архитектурным образованием. Второй проект принадлежал остзейцу, работавшему в Риге с 1853 года, академику Санкт-Петербургской АХ Генриху Шелю, будущему автору нового здания для нужд Большой Гильдии в стиле тюдоровской «пламенеющей готики ». Но в итоге в 1875 году победу одержал проект молодого, но амбициозного выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств Роберта Пфлуга, который предполагал строительство храма в неовизантийском стиле , что также явилось «в пику» немецким псевдоготическим сооружениям и также отчасти преследовало определённые политические цели (в середине XIX века между русской и остзейской общинами в регионе разыгралась «война памятников» и архитектурных стилей). Известно также, что храм начали сооружать на территории свободного участка - эспланады, застройка которой формально была запрещена. Только в 1902 году начнётся строительство Рижской коммерческой школы (на участке той же эспланады), которым займётся архитектор Вильгельм Бокслаф, а сама постройка послужит «адекватным симметричным ответом» нововизантийскому варианту.

Создатели храма

Затем произошла необходимая сдача строительства в подряд. Конкурс подрядчиков выиграл строительный мастер Виленской губернии академик Чагин. Орнаментальный декор и каменные строительные детали изготовлены в мастерской Августа Фольца. Освящение закладного камня собора состоялось 3 июля 1876 года . Императором Александром III были подарены храму 12 колоколов , самый большой из которых, во имя благоверного князя Александра Невского , весил более 800 пудов . В процессе «адаптации» колоколов, принесённых в дар, стало понятно, что для всей дюжины не хватит пространства, что побудило российского императора выделить средства на воздвижение колокольни над входом в православный собор, где были размещены колокола. Таким образом, Роберт Пфлуг получил дополнительный заказ и дополнительные финансы на выполнение работ, с которыми ему удалось успешно справиться. Мастером-литейщиком, отливавшим колокола, был Ксенофонт Верёвкин, работавший в мастерской Николая Дмитриевича Финляндского, находившейся в Москве. Что касается художественного оформления интерьеров Христорождественского собора, то им занимались известные в России мастера живописи: П. Шамшин , ректор Петербургской Академии художеств. Точно установлено, что ему принадлежат иконы «Иоанн Креститель» и «Богоматерь с младенцем». Также над внутренним убранством нового кафедрального собора трудились академики К. Вениг и Василий Васильевич Верещагин , известный русский живописец, близкий к направлению художников-передвижников. Верещагин являлся автором иконы первого яруса главного иконостаса, а также ему принадлежит роспись Царских врат. К тому же Верещагин создал следующие иконы для Христорождественского собора: «Рождество Христово», «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Святой Александр Невский». Также в оформлении плафона и приделов участвовали профессор Васильев, который писал иконы для второго и третьего ярусов иконостаса, а ассистировали ему художники Ф. Журавлёв и А. Корзухин .

Завершение строительных работ и освящение

Вид собора в 1900 году

Известные протоиереи

В начале XX века настоятелем кафедрального собора становится протоиерей Владимир Игнатьевич Плисс, который одновременно являлся преподавателем истории, обличения раскола и обличительного богословия в Рижской православной духовной семинарии , исполнял должность библиотекаря семинарии. В период первого десятилетия престиж храма в народе достиг своей кульминационной точки, чему также способствовал предыдущий настоятель храма, протоиерей Василий Сергеевич Князев, который, являясь тонким знатоком и ценителем православной иконы, безукоризненно разбираясь в особенностях православной церковной канонической архитектуры, будучи профессором церковно-библейской истории, прививал русскому населению Риги тягу к посещению Храма Рождества Христова.

Превращение в гарнизонную кирху

После 21 августа 1917 года, когда Рига в первый раз была занята немецкими регулярными формированиями, оккупационная администрация приняла решение превратить православный собор Рождества Христова в гарнизонную кирху. К тому же было принято решение спилить части восьмиконечного православного креста, украшавший купол храма, для того, чтобы лишить крест знаков принадлежности к православию. Очевидцы утверждают, что в тот момент, когда немецкий солдат практически закончил спиливать «лишние» перекладины креста, автоген выскользнул у него из рук и отпилил ему кисть.

Приход храма в запустение; подвижническая деятельность Иоанна Рижского(Поммера)

Церковь служила гарнизонной кирхой вплоть до середины 1918 года, когда в ходе непрекращающихся революционных перипетий в Риге несколько раз менялась политическая власть. Именно в 1918 году (уже после того, как потерпела неудачу акция Бермондта-Авалова) Рижское самоуправление запретило богослужение в соборе. Когда архиепископ Иоанн (Поммер) прибыл в Латвию по приглашению Вселатвийского собора православных приходов, то застал храм в катастрофическом состоянии. Иконостасы были разрушены, многие ценные вещи были вывезены из храма за несколько лет гражданской войны. Дабы предотвратить дальнейшее осквернение храма, архиепископ Иоанн поселился в подвале собора. Он же собрал и сохранил всё, что представляло ценность и что не успели вывезти из храма. Для обогрева храма, а также полуподвального помещения, в котором поселился архиепископ Иоанн Поммер, была сооружена печка. В целом богослужебная жизнь возобновлялась с трудом. Вначале на каждое богослужение требовалось специальное разрешение властей. И только с Рождества 1922 года службы стали совершаться ежедневно. Богослужение совершалось на церковнославянском и латышском языках.

Возрождение собора

Закрытие собора

В послевоенной Риге собор оставался действующим до начала 1960-х годов. 5 октября 1963 года , распоряжением властей, он был вновь закрыт, а его внутреннее убранство, включая росписи, полностью уничтожено. В храме установлены межэтажные перекрытия и размещены светские учреждения, в подвале кафе, в здании Планетарий. Существует множество версий (одна противоречивее и невероятнее другой), почему же в конце концов было решено закрыть этот храм, но все они скорее могут представлять собой поиск поводов к этому неоднозначно оцениваемому жесту со стороны министерства культуры СССР. В частности, можно привести следующую распространённую версию, которая объясняет ликвидацию этого знакового собора: якобы «Решение закрыть Христорождественский храм было принято министром культуры СССР Екатериной Алексеевной Фурцевой , которая вместе с сопровождавшими её местными политическими деятелями наблюдала следующую картину: в предпасхальные дни около 17 часов тень от рижского памятника Ленину падала на витрину находившегося на противоположной стороне улицы магазина Политической книги. А в ленинской руке, указующей путь к светлому будущему был крест центрального купола собора, также дававший тень на то же здание. Эта оптическая нелепица послужила одной из причин передачи здания Храма государству и открытия в нём планетария». (Ю. Е. Ульянов, «Страницы лет», Калуга, 2008).

Возможная причина реорганизации

Любопытна и ещё одна версия, опубликованная в интервью, которое известный латвийский журналист, коллекционер почтовых открыток и краевед Илья Дименштейн брал у Владимира Ильича Каупужа в 2010 году. В начале 1960-х Каупуж занимал пост министра культуры Латвийской ССР - именно его версия может претендовать на максимальную достоверность и правдивость, поскольку излагается лицом наиболее беспристрастным. Владимир Каупуж решительно опровергает устоявшуюся стереотипную версию, связанную со следом Екатерины Фурцевой, называя её ничем не обоснованной легендой. В качестве подкрепления своей точки зрения он приводит убедительный аргумент - Рижский Христорождественский собор после войны находился на попечении городского исполнительного комитета, а не в ведении Министерства культуры (в то время как Домский собор и церковь Святого Петра , располагавшиеся в Старом городе , действительно находились в юрисдикции минкульта). Работы по реконструкции здания храма начались с того, что заместитель председателя Рижского горисполкома по фамилии Рейхманис, по словам Каупужа, в рамках городской акции по сбору цветных металлов проявил повышенный интерес к медным крестам Кафедрального собора Рождества Христова. Именно чиновник горисполкома Рейхманис стал непосредственным инициатором спиливания крестов - уже во второй раз в истории храма; удивительным в этой истории было то, что кресты, сделанные из дерева, оказались только покрыты слоем медной жести. Таким образом, корыстный расчёт зампреда Рижского горисполкома не оправдался. И только после этой варварской акции горисполком принялся размышлять о дальнейшей судьбе здания храма со спиленными крестами, в итоге придя к выводу о необходимости создания культурно-просветительского заведения, впоследствии названного Республиканским Домом знаний.

Деятельность Республиканского Дома знаний

После этого события было решено «переквалифицировать» храм в место интеллектуальных студенческих собраний и посиделок. Таким образом, был составлен проект переделки здания храма в Республиканский Дом знаний, как называлось это учреждение в годы существования Латвийской ССР. Этот Дом был подведомствен обществу «Знание» Латвийской ССР. Официально церемония инаугурации нового интеллектуально-развлекательного молодёжного центра (каковым по существу являлся Республиканский Дом знаний) состоялась в 1964 году. В энциклопедии «Рига» за 1989 год приводится следующая формулировка для обозначения задач Дома знаний: «Задачи Дома Знаний - пропаганда в широких массах трудящихся общественно-политических знаний, достижений технических и естественных наук». Что касается заведений, которые размещались в помещении Дома, то это были удобно обставленный лекторий, несколько выставочных залов, а на втором этаже, под куполом функционировал планетарий, вход в который стоил пять копеек - там можно было изучить расположение созвездий, так как плафон помещения демонстрировал звёздное небо. В выставочных залах часто происходили выставки профессиональных художников, которые работали не только в ЛССР, но и в других республиках Советского Союза. Известно, что мероприятия (проведение кинолектория, выставки латвийских художников, лекции о достижениях в астрономии, тематические вечера, в том числе и вечера-встречи с известными в разных областях людьми, так называемые общественно-политические чтения по вопросам научного коммунизма и политэкономии, тематические выставки фотохудожников, собрания астрономических, экологических, технических и других кружков, равно как и научных секций), которые проходили в стенах Дома Знаний, посещало приблизительно 500000 человек в год.

Медью купола, сделана новая крыша, позолочен крест на центральном куполе; на средства благотворителей создан иконостас .

Новый иконостас

В 2000 году храму был принесён в дар новый иконостас. Дарителями стали предприниматель из России Владимир Малышков (семья которого родом из Латвии, равно как и он сам), а также местный бизнесмен Игорь Малышков. В 2002 году в Латвию, в Ригу, к Христорождественскому Кафедральному собору на Эспланаде были привезены новые колокола, отлитые на заводе ЗИЛ .

Перенос мощей святого Иоанна Рижского

4 октября 2003 года состоялось перенесение в собор обретённых незадолго до того мощей священномученика Иоанна Поммера из Покровского кладбищенского храма (улица Менесс, 3), где он был погребён Справка на сайте епархии