Что такое Феномен? Значение и толкование слова fenomen, определение термина. Значение слова «феномен

ФЕНОМЕН (греч. fainomenon, от fainesthai – являться, быть видимым, также – казаться) – явление, предмет, данный в чувственном созерцании. В античной философии термин встречается у разных авторов для обозначения предмета опытного знания. В школах, признававших критерием истины чувства, феномен рассматривался как истинный предмет познания. Девизом эмпирического знания стала фраза «следовать феноменам», а фраза «спасать феномены» – популярным описанием нестыковки между теорией и эмпирическим наблюдением (напр., в астрономии). Для Платона и платоников феноменальный (видимый) мир становления является лишь отражением ноуменального (мыслимого) мира идей, или бытия, что влечет за собой отрицательную трактовку ценности феномена. Вместе с тем феномен являет именно идею, отсюда – смысл не только «кажимости», но и положительной «явленности», открытости бытия...

Ноумен и феномен

НОУМЕН И ФЕНОМЕН - понятия, обозначающие: в первом случае - скрытую сущность предмета или явления, постигаемую разве что в процессе его глубокого изучения, осмысления, умозрительного созерцания; во втором случае - результат воздействия предмета на органы чувств, внешнее проявление какой-то вещи, ошибочно принимаемое за ее сущность. Феноменом также называют необычное, редкое явление, исключительный факт.

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 250.

Феномен (Подопригора)

ФЕНОМЕН [позднелат. phaenomenon, от греч. … букв. - являющееся] - явление, в отличие от его основы или сущности как ноумена; предмет, как он воспринимается в чувственном познании. Аристотель применял иногда термин «феномен» в смысле «видимого», «иллюзорного», а также и к тому, что существует согласно общему мнению или авторитету ученых. Согласно Канту, феномен - все, что может быть предметом возможного опыта, что дано во времени или пространстве и в чем обнаруживаются отношения, определяемые категориями.

Феномен (Конт-Спонвиль)

ФЕНОМЕН (PHENOMENE). То же, что явление, т. е. то, что является перед нами. От видимости, в частности в трактовке Канта и его последователей, отличается своим реальным «весом». Явление - не иллюзия, а воспринимаемая реальность (в отличие от ноумена, постигаемого разумом), реальность для нас (в противоположность вещи в себе) и единственно познаваемая реальность. Современная философия, в частности феноменология, отказалась от противопоставления феномена ноумену, или вещи в себе. Феномен, пишет Сартр, больше не указывает свысока «на истинное бытие абсолюта.

Феномен (Фролов)

ФЕНОМЕН (греч. phainomenon - являющееся) - понятие, означающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств. Феномен принципиально отличается от ноумена, который остается за пределами опыта и является предметом интеллектуального созерцания. Кант пытался при помощи понятия феномен резко отделить сущность от явления, считая первую непознаваемой (Агностицизм). С точки зрения диалектического материализма нет непреодолимой грани между сущностью и явлением; сущность познается через явления.

Что такое Феномен? Значение слова «Феномен» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Значение «Феномен» в словарях

Феномен

Толковый словарь Ожегова

Феномен 30 Октября 1938 Г. – Психологическая энциклопедия

Феномен 30 октября 1938 г. - феномен социальной психологии. В этот день по радио США была передана инсценировка ""Борьбы миров"" Г. Уэллса. Она была воспринята как реальный репортаж с места событий и вызвала массовую панику, которая охватила более миллиона жителей.

Феномен 30 Октября 1938 Г. – Психологический словарь

Категория. Феномен социальной психологии. Специфика. В этот день по радио США была передана инсценировка "Борьбы миров" Г.Уэллса. Она была воспринята как реальный репортаж с места событий и вызвала массовую панику, которая охватила более миллиона жителей.

Феномен S&p – Экономический словарь

Тенденция акций, добавляемых к индексу корпорации Standard & Poors (Standard & Poors Index), временно повышаться в цене, пока индексированные фонды (index funds), ориентированные на индекс Standard & Poors , скорректируют свои портфели капиталовложений в ходе активных покупок ценных бумаг.

Феномен Ауберта – Психологическая энциклопедия

Эффект более легкого обнаружения светлых объектов на темном фоне, чем темных на светлом при одинаковых величинах яркостного контраста. Обусловлен влиянием иррадиации на видимую величину объектов.

Феномен Ауберта – Психологический словарь

Феномен зрительного восприятия. Специфика. Эффект более легкого обнаружения светлых объектов на темном фоне, чем темных на светлом при одинаковых величинах яркостного контраста. Обусловлен влиянием иррадиации на видимую величину объектов.

Феномен Ауберта – Психологический словарь

Эффект более легкого обнаружения светлых объектов на темном фоне, нежели темных на светлом - при одинаковых величинах контраста яркостного.

Феномен Ауберта – Психологический словарь

При предъявлении наблюдателю стимула в виде отдельной вертикальной прямой линии, линия будет восприниматься как смещающаяся, когда наблюдатель будет наклонять голову.

Феномен Ауберта - Ферстера – Психологический словарь

Словообразование. Происходит от греч. phainomenon - являющееся. Категория. Феномен зрительного восприятия. Категория. Зависимость остроты периферического зрения от абсолютной удаленности объектов наблюдения. Специфика. При их одинаковых угловых размерах маленькие и близкие объекты распознаются лучше, чем большие и удаленные. Однако данный эффект сменяется обратным при опознании формы.

Феномен Ауберта - Ферстера – Психологический словарь

Зависимость остроты периферического зрения от абсолютной удаленности объектов наблюдения. При одинаковых угловых размерах маленькие и близкие объекты распознаются лучше, чем большие и удаленные. Но при опознании формы этот эффект сменяется обратным.

Феномен Ауберта - Ферстера – Психологическая энциклопедия

Словообразование. Происходит от греч. phainomenon - являющееся. Категория. Феномен зрительного восприятия. Категория. Зависимость остроты периферического зрения от абсолютной удаленности объектов наблюдения. Специфика. При их одинаковых угловых размерах маленькие и близкие объекты распознаются лучше, чем большие и удаленные. Однако данный эффект сменяется обратным при опознании формы.

Феномен Ауберта – Ферстера – Психологическая энциклопедия

Феномен Ауберта – Ферстера – Психологический словарь

Феномен Ауберта - Ферстера - зависимость остроты периферического зрения от абсолютной удаленности объектов наблюдения. При их одинаковых угловых размерах маленькие и близкие объекты распознаются лучше, чем большие и удаленные. Однако данный эффект сменяется обратным при опознании - формы.

Феномен Ауберта - Фляйшля – Психологический словарь

Словообразование. Происходит от греч. phainomenon - являющееся. Категория. Феномен зрительного восприятия. Категория. Эффект переоценки скорости движущегося объекта в 1,5-2 раза при фиксированном взоре, лишенном возможности осуществлять следящие движения, ориентированные на скорость и траекторию движущегося объекта.

Феномен Ауберта - Фляйшля – Психологический словарь

Эффект переоценки скорости движущегося объекта в 1.5 - 2 раза при фиксированном взоре, лишенном возможности выполнять следящие движения, ориентированные на скорость и траекторию движущегося объекта.

Феномен Ауберта - Фляйшля – Психологическая энциклопедия

Словообразование. Происходит от греч. phainomenon - являющееся. Категория. Феномен зрительного восприятия. Категория. Эффект переоценки скорости движущегося объекта в 1,5-2 раза при фиксированном взоре, лишенном возможности осуществлять следящие движения , ориентированные на скорость и траекторию движущегося объекта.

Феномен Ауберта – Фляйшля – Психологическая энциклопедия

Феномен Ауберта – Фляйшля – Психологический словарь

Феномен Ауберта - Фляйшля - эффект переоценки скорости движущегося объекта в 1,5 - 2 раза при фиксированном взоре, лишенном возможности осуществлять следящие движения - , ориентированные на скорость и траекторию движущегося объекта.

Феномен Ауберта–форстрера – Психологическая энциклопедия

Если два объекта различных физических размеров поместить на различных расстояниях от наблюдателя таким образом, чтобы оба образовывали одинаковый угол зрения , тот объект, который находится физически ближе, проецируется на большую областью сетчатки, чем тот, который физически более отдален.

Феномен Бецольда - Брюкке – Психологический словарь

Словообразование. Происходит от греч. phainomenon - являющееся. Категория. Феномен зрительного восприятия. Специфика. Эффект изменения воспринимаемого цветового тона при увеличении интенсивности, свойственный для всех цветовых тонов, за исключением трех спектральных (476 нм, 507 нм, 575 нм) и одного смешанного - пурпурно-малинового. При понижении интенсивности, как обнаружил У.Эбней, происходит аналогичное изменение цветовых тонов.

Феномен Бецольда - Брюкке – Психологический словарь

Эффект изменения воспринимаемого цветового тона при увеличении интенсивности, свойственный для всех цветовых тонов, за исключением трех спектральных (476 нм, 507 нм, 575 нм) и одного смешанного - пурпурно-малинового. Как обнаружил У. Эбней, аналогичное изменение цветовых тонов происходит и при понижении интенсивности.

Феномен Бецольда - Брюкке – Психологическая энциклопедия

Феномен Бецольда – Брюкке – Психологическая энциклопедия

Феномен Бецольда – Брюкке – Психологический словарь

Феномен Бецольда - Брюкке - эффект изменения воспринимаемого цветового тона при увеличении интенсивности, свойственный для всех цветовых тонов, за исключением трех спектральных (476 нм, 507 нм, 575 нм) и одного смешанного - пурпурно - малинового. При понижении интенсивности, как обнаружил У. Эбней, происходит аналогичное изменение цветовых тонов.

Феномен Бецольда-брюкке – Психологический словарь

См.Бецольда-Брюкке феномен.

Феномен Боткина – Психологический словарь

См. Боткина феномен.

Феномен Боткина – Психологическая энциклопедия

Феномен Брока - Зульцера – Психологический словарь

Словообразование. Происходит от греч. phainomenon - являющееся. Категория. Эффект нарушения закона Блоха. Специфика. При увеличении продолжительности светового стимула за пределы некоторой критической точки ощущение яркости, проходя максимум, начинает падать: несколько коротких световых вспышек заметнее по сравнению с равными по интенсивности и по суммарному времени, но более продолжительными вспышками. Продолжительность действия светового стимула, при которой видимая яркость максимальна, зависит от интенсивности стимула и от его цветности: медленнее достигается критическая точка при синем цвете, быстрее - при красном.

Феномен Брока - Зульцера – Психологический словарь

Эффект нарушения закона Блоха, характерный тем, что при выходе продолжительности светового стимула за пределы некоего критического значения ощущение яркости, пройдя максимум, начинает падать: несколько коротких световых вспышек заметнее по сравнению с равными по интенсивности и суммарному времени, но более продолжительными вспышками. Продолжительность действия светового стимула, при коей видимая яркость максимальна, зависит от интенсивности стимула и от его цветности: медленнее достигается критическая точка при синем цвете, быстрее - при красном.

Феномен Брока - Зульцера – Психологическая энциклопедия

Словообразование. Происходит от греч. phainomenon - являющееся. Категория. Эффект нарушения закона Блоха . Специфика. При увеличении продолжительности светового стимула за пределы некоторой критической точки ощущение яркости, проходя максимум, начинает падать: несколько коротких световых вспышек заметнее по сравнению с равными по интенсивности и по суммарному времени, но более продолжительными вспышками. Продолжительность действия светового стимула, при которой видимая яркость максимальна, зависит от интенсивности стимула и от его цветности: медленнее достигается критическая точка при синем цвете , быстрее - при красном.

Феномен Брока - Зульцера – Психологическая энциклопедия

Феномен Брока - Зульцера – Психологический словарь

Феномен Брока - Зульцера - эффект нарушения закона Блоха - . Характеризуется тем, что при увеличении продолжительности светового стимула за пределы некоторой критической точки ощущение яркости, проходя максимум, начинает падать: несколько коротких световых вспышек заметнее по сравнению с равными по интенсивности и по суммарному времени, но более продолжительными вспышками. Продолжительность действия светового стимула, при которой видимая яркость максимальна, зависит от интенсивности стимула и от его цветности: медленнее достигается критическая точка при синем цвете, быстрее - при красном.

Феномен Варягов – Философский словарь

Выдвижение в обществе в элитарный слой иностранцев, этнических меньшинств. Возникает, в результате противоречия между осознанием обществом, правящей элитой необходимости определенного, важного для общества вида деятельности и отсутствием для этого квалифицированных кадров. Культурологически это возможно в связи о тем, что традиция складывается в результате соединения исконного о чужеродным. Это касалось не только технических и военных областей, но и организаций государства, что в условиях раскола, одностороннего развития государственного сознания было особенно важно. Постепенно эти люди вытеснялись почвенными силами. Однако расколотом обществе правящая элита продолжала отождествляться массовым сознанием с ранее находившимися на этих местах представителями этнических групп. Например, Петр 1 рассматривался как немчин, как сын еврейки из племени Данова, царская власть отождествлялась с немецкой властью, советская правящая элита рассматривается в определенных социальных группах как еврейская. Все подобные комфортные мифы являются результатом отождествления правящей элиты с мировым злом, с особым его истолкованием на основе древних племенных представлений.

(cocktail party phenomenon) При нек-рых обстоятельствах мы можем настолько сильно сконцентрироваться на выполнении задачи, что уже не в состоянии уделять внимание происходящим вокруг событиям. Вместе с тем бывают случаи, когда одновременно по нескольких каналам поступает интересующая нас информ., требующая переключения внимания. Простой пример: шумная, многолюдная вечеринка, на к-рой одновременно и громко разговаривает множество людей. Чтобы понять, о чем говорит собеседник, обычно приходится концентрировать внимание на разговоре. Вместе с тем, внезапно услышав несколько оброненных слов из чужого разговора, мы переключаем внимание на него. В качестве объяснения Ф. в. к. Трейсман выдвигает следующее предположение: вместо того чтобы полностью фильтровать др. разговоры или быстро переключать внимание с одного на другой, мы ослабляем (attenuate) или переводим их на низкий уровень внимания. В таком случае большая часть информ. из этих "ослабленных" разговоров (или каналов) не подвергается дальнейшей обработке, часть ее все же просачивается, особенно имеющая низкий порог различения (напр., наше имя). Т. о., феномен "вечеринки с коктейлем" демонстрирует один из способов, каким мы справляемся с задачами, требующими распределенного и избирательного внимания. См. также Устойчивость внимания, Слуховое восприятие, Основные сведения, Избирательное внимание Б. Р. Данн

Феномен Вечеринки С Коктейлем – Психологическая энциклопедия

(cocktail party phenomenon) При нек-рых обстоятельствах мы можем настолько сильно сконцентрироваться на выполнении задачи, что уже не в состоянии уделять внимание происходящим вокруг событиям. Вместе с тем бывают случаи, когда одновременно по нескольких каналам поступает интересующая нас информ., требующая переключения внимания. Простой пример: шумная, многолюдная вечеринка, на к-рой одновременно и громко разговаривает множество людей. Чтобы понять, о чем говорит собеседник, обычно приходится концентрировать внимание на разговоре. Вместе с тем, внезапно услышав несколько оброненных слов из чужого разговора, мы переключаем внимание на него. В качестве объяснения Ф. в. к. Трейсман выдвигает следующее предположение: вместо того чтобы полностью фильтровать др. разговоры или быстро переключать внимание с одного на другой, мы ослабляем (attenuate) или переводим их на низкий уровень внимания. В таком случае большая часть информ. из этих "ослабленных" разговоров (или каналов) не подвергается дальнейшей обработке, часть ее все же просачивается, особенно имеющая низкий порог

Феномен Дополнительной Апперцептивной – Психологический словарь

проекции (от греч. phainomenon - являющееся и лат. ad - к + perceptio - воспринимаю) - в исследованиях с использованием ТАТ было обнаружено, что в некоторых случаях механизм проекции не работает - не происходит приписывание неоднозначному стимульному материалу тех особенностей, которые присущи самому субъекту восприятия. В частности, если испытуемый переживает состояние испуга, то люди на фотографиях воспринимаются им не как столь же испуганные, а, наоборот, как враждебные; при тревоге же люди на фотографии оцениваются как жестокие и строгие. Автор Г. Мюррей - . Литература. Murray H.A. The effect of the fear upon the estimates of the maliciousness of other personalities // J. Soc. Psychol., 1933, v. 4, p. 310 - 329.

Феномен Запоздалой Реактивности – Психологический словарь

[Шевалев Е.А., 1935]. Описан при "отставленных" реактивных состояниях, как бы отодвинутых на некоторый период от психогении. Такого рода запаздывающие реактивные состояния связываются либо с наличием моментов, тормозящих психическую переработку впечатлений, либо с замедлением самой переработки. При этом реактивные проявления по своему содержанию могут быть как непосредственно связанными с психической травмой ("понятными"), так и измененными в силу процесса их внутренней переработки. Период между воздействием психогении и появлением запоздалой реакции характеризуется как интрапсихическая стадия реакции. Прогноз запаздывающих реакций менее благоприятен, чем своевременных, так как они отличаются большей продолжительностью фиксации отрицательных, психогенно-травматических впечатлений и их длительной внутренней переработкой. психогении и появлением запоздалой реакции характеризуется как интрапсихическая стадия реакции. Прогноз запаздывающих реакций менее благоприятен, чем своевременных, так как они отличаются большей продолжительностью фиксации отрицательных, психогенно-травматических впечатлений и их длительной внутренней переработкой.

Філософський термін "феномен" стався від грецького " phi-alpha-iota-nu-? mu-epsilon-nu-omicron-nu- ", що означає" є "," рідкісний факт "," незвичайне явище ". Якщо озирнутися навколо, то можна побачити безліч предметів, відчути запахи, теплоту або холод, побачити красу і захопитися нею, почути музику і прийти у захват від її мелодійних звуків. Всі ці предмети і явища в філософії прийнято називати цим терміном. Одним словом всі вони - феномени. Це філософські поняття, які позначають ті явища, які можна осягнути в чуттєвому досвіді. Всі вони можуть стати об"єктом споглядання і наукового спостереження.

Види феноменів

Виходячи з вищесказаного, ці предмети і явища можна розділити на фізичні і психічні. Відповідно до теорії австрійського філософа Франца Брентано, до перших належать звуки, запахи, природний ландшафт, опади, поля, ліси, гори і долини, дерева і чагарники і інші предмети оточуючого нас світу. Всі вони дані нам у досвіді, тобто у нас є можливість їх бачити, чути, відчувати і відчувати. А ось психічні феномени - це вся наша психічна діяльність, тобто всі ті уявлення, які за допомогою відчуттів або уяви виникають у нас у свідомості. До них відносяться акти слухання, уявлення, бачення, відчуття, фантазування, а також такі як спогад, сумнів, сужденіе- душевні переживання: радість, смуток, страх, надія, відчай, мужність, боягузтво, любов, гнів, ненависть, здивування, бажання, хвилювання, захоплення і т. д.

Культурний феномен

Слово "культура" має безліч значень. Вона є об"єктом пізнання різних наук: філософії, соціології, естетики, культурології, етнографії, політології, психології, педагогіки, історії, мистецтвознавства і т. Д. В широкому розумінні культура - це вся людська діяльність, яка може мати самі різні прояви. Вона включає в себе всі способи і форми самопізнання і самовираження, які накопичені соціумом, та й окремою особистістю. У вузькому ж розумінні культурою є ряд кодів (норм поведінки, правил, стереотипів, звичаїв і ритуалів і т. Д.), Прийнятих в даному суспільстві, і які керують людською поведінкою. Одним словом, культура - це матеріальні та На нашій планеті перші з них мають особливий сенс тільки для людини, оскільки вони освячені звичаями, мистецтвом, релігією, одним словом - культурою. Що ж стосується духовних цінностей, то тут не все так однозначно. Ми вже не раз ставали свідками того, що і брати наші менші здатні виявляти такі почуття, як відданість, любов, прихильність, радість, смуток, образа, подяку і т. Д. І т. П.

Культура і соціум

У соціокультурному контексті поняття "феномен" отримує статус категорії. Це явище, яке досліджується в культурі. Сьогодні це все частіше стає об"єктом різних наукових робіт: дисертацій, доповідей, дипломних і курсових. Проте їх авторам вкрай важко дати точне визначення даного явища. Кожен його трактує по-своєму. Об"єднання таких двох понять, як "соціум" і "культура", повсюдно. Культура бере участь або присутній практично у всіх без винятку сферах людської життєдіяльності. В нашу лексику постійно входять такі вирази, як "соціокультурний простір", "культурна політика", "культура особистості" і т. Д. Багато з цих понять стали для нас настільки звичними, що ми навіть не помічаємо, як часто вживаємо їх. Так як же розуміти феномен культури? Це в першу чергу особливий спосіб людської життєдіяльності, де об"єктивне і суб"єктивне виступають як єдине ціле. За допомогою культури відбувається організація і регуляція життєдіяльності людини, що веде до збільшення рівня його активності як члена суспільства.

Соціокультурне в роботах Петіріма Сорокіна та Ф.Тенбрука

П. А. Сорокін також досліджував це явище. Згідно з ним, соціокультурний феномен - це все те, що отримують люди від свого оточення завдяки зв"язку з культурою, яка, в свою чергу, є носієм "надорганическое" цінностей. Під останніми він розумів все те, що виробляє наприклад, це можуть бути мови, релігія, філософія, мистецтво, етика, право, манери, звички і т. д. і т. п. Одним словом, згідно Сорокіну, «соціокультурної» є базовою категорією соціального світу, яка має на увазі нерозривність особистості, культури та суспільства. А німецький філософ Ф. Тенбрук називав цей зв"язок «безшовним з"єднанням» трьох складових: індивіда, соціуму і системи моральних і матеріальних цінностей, тобто культури.

Що можна вважати соціально-культурним феноменом?

Давайте спочатку перерахуємо ті явища, які потрапляють під визначення соціальний феномен. Це цілий набір понять, які зачіпають особистість, яка живе в суспільстві собі подібних. Звичайно, це не повний список, але ось деякі з них:


А це перелік соціокультурних феноменів. Він більш обширний. Ці феномени - це об"єднані в одне ціле культурні та соціальні явища. Ось вони:

  • освіта;
  • наука;
  • політика;
  • туризм;
  • духовность;
  • телесность;
  • виховання;
  • сім"я;
  • мода;
  • бренд;
  • релігія;
  • міф, легенда;
  • доверіе;
  • щастя;
  • горе;
  • правова действітельность;
  • матерінство;
  • толерантность;
  • кіч і т. д.

Цей список можна продовжити до нескінченності.

Соціокультурний феномен розвитку

У нашому світі ніщо не постійно і не стоїть на місці. Всі явища або удосконалюються, або руйнуються, рухаючись до своєї остаточної загибелі. Вдосконалення - соціокультурний феномен розвитку. Це процес, спрямований на позитивну зміну як матеріальних, так і духовних об"єктів з однією єдиною метою - стати краще. З курсу філософії відомо, що здатність змінюватися є універсальним властивістю як матерії, так і свідомості. У цьому полягає загальний для всіх (природи, пізнання і суспільства) принцип існування.

Особистість як психологічний феномен

Істота, що володіє тобто жива людина, є особистістю. У нього дуже складна структура, яка є цілісним системним утворенням, сукупністю дій, відносин, значущих, з точки зору суспільства, психічних властивостей індивіда, які були сформовані в результаті онтогенезу. Вони визначають його дії і вчинки як поведінка суб"єкта спілкування і діяльності, що володіє свідомістю. Особистість здатна до саморегуляції, а також до динамічного функціонування в суспільстві. При цьому її властивості, відносини і дії гармонійно взаємодіють між собою. Напевно всі знайомі з такою оцінкою особистості, як "стрижень". Цією властивістю наділені ті індивіди, які володіють сильним характером. Однак у психології "стрижневе" освіта особистості пояснюється інакше - це його самооцінка. Вона будується на підставі відносини індивіда до самого себе. На це також впливає те, як людина оцінює інших людей. У традиційному розумінні особистістю є індивід, який виступає як суб"єкт суспільних (соціальних) відносин і духовної діяльності. У цю структуру також входять фізичні та фізіологічні особливості організму людини, а також його психологічні характеристики. Таким чином, крім соціальних і соціокультурних феноменів існує психологічний феномен. Це ті явища, які стосуються окремої особистості і її внутрішнього світу: це почуття, емоції, переживання і т. Д. Так, психологічним феноменом може бути любов, ненависть, агресія, симпатія, маніпуляція і т. Д.

Висновок

Незалежно від того, до якої категорії вони належать, феномени - це все те, що може стати об"єктом спостереження з метою пізнання.

Философский термин “феномен” произошел от греческого “ fainomenon”, что означает “являющееся”, “редкий факт”, “необычное явление”. Если оглянуться вокруг, то можно увидеть множество предметов, почувствовать запахи, теплоту или холод, увидеть красоту и восхититься ею, услышать музыку и прийти в восторг от ее мелодичных звуков. Все эти предметы и явления в философии принято называть этим термином. Одним словом все они - феномены. Это философские понятия, которые обозначают те явления, которые можно постичь в чувственном опыте. Все они могут стать объектом созерцания и научного наблюдения.

Виды феноменов

Исходя из вышесказанного, эти предметы и явления можно разделить на физические и психические. Согласно теории австрийского философа Франца Брентано, к первым относятся звуки, запахи, природный ландшафт, осадки, поля, леса, горы и долины, деревья и кустарники и остальные предметы окружающего нас мира. Все они даны нам в опыте, то есть у нас есть возможность их видеть, слышать, осязать и ощущать. А вот психические феномены - это вся наша психическая деятельность, то есть все те представления, которые посредством ощущений или воображения возникают у нас в сознании. К ним относятся акты слышания, представления, видения, ощущения, фантазирования, а также такие как воспоминание, сомнение, суждение; душевные переживания: радость, грусть, страх, надежда, отчаяние, мужество, трусость, любовь, гнев, ненависть, удивление, желание, волнение, восхищение и т. д.

Культурный феномен

Слово "культура" имеет великое множество значений. Она является объектом познания различных наук: философии, социологии, эстетики, культорологии, этнографии, политологии, психологии, педагогики, истории, искусствоведения и т. д. В широком понимании культура - это вся человеческая деятельность, которая может иметь самые разные проявления. Она включает в себя все способы и формы самопознания и самовыражения, которые накоплены социумом, да и отдельной личностью. В узком же понимании культурой является ряд кодов (норм поведения, правил, стереотипов, обычаев и ритуалов и т. д.), принятых в данном обществе, и которые управляют человеческим поведением. Одним словом, культура - это материальные и На нашей планете первые из них имеют особый смысл только для человека, поскольку они освящены обычаями, искусством, религией, одним словом - культурой. Что же касается духовных ценностей, то здесь не все так однозначно. Мы уже не раз становились свидетелями того, что и братья наши меньшие способны проявлять такие чувства, как преданность, любовь, привязанность, радость, грусть, обида, благодарность и т. д. и т. п.

Культура и социум

В социокультурном контексте понятие “феномен” получает статус категории. Это явление, которое исследуется в культуре. Сегодня это все чаще становится объектом различных научных работ: диссертаций, докладов, дипломных и курсовых. Однако их авторам крайне трудно дать точное определение данного явления. Каждый его трактует по-своему. Объединение таких двух понятий, как “социум” и “культура”, повсеместно. Культура участвует или присутствует практически во всех без исключения сферах человеческой жизнедеятельности. В нашу лексику постоянно входят такие выражения, как “социокультурное пространство”, “культурная политика”, “культура личности” и т. д. Многие из этих понятий стали для нас настолько привычными, что мы даже не замечаем, как часто употребляем их. Так как же понимать феномен культуры? Это в первую очередь особый способ человеческой жизнедеятельности, где объективное и субъективное выступают как единое целое. Посредством культуры происходит организация и регуляция жизнедеятельности человека, что ведет к увеличению уровня его активности как члена общества.

Социокультурное в работах Петирима Сорокина и Ф.Тенбрука

П. также исследовал это явление. Согласно ему, социокультурный феномен - это все то, что получают люди от своего окружения благодаря связи с культурой, которая, в свою очередь, является носителем “надорганических” ценностей. Под последними он понимал все то, что производит например, это могут быть языки, религия, философия, искусство, этика, право, манеры, привычки и т. д. и т. п. Одним словом, согласно Сорокину, «социокультурность» является базовой категорией социального мира, которая подразумевает неразрывность личности, культуры и общества. А немецкий философ Ф. Тенбрук называл эту связь «бесшовным соединением» трех составляющих: индивида, социума и системы моральных и материальных ценностей, то есть культуры.

Что можно считать социально-культурным феноменом?

Давайте сначала перечислим те явления, которые попадают под определение Это целый набор понятий, которые затрагивают личность, живущую в обществе себе подобных. Конечно, это не полный список, но вот некоторые из них:


А это перечень социокультурных феноменов. Он более обширен. Эти феномены - это объединенные в одно целое культурные и социальные явления. Вот они:

  • образование;
  • наука;
  • политика;
  • туризм;
  • духовность;
  • телесность;
  • воспитание;
  • семья;
  • мода;
  • бренд;
  • религия;
  • миф, легенда;
  • доверие;
  • счастье;
  • горе;
  • правовая действительность;
  • материнство;
  • толерантность;
  • кич и т. д.

Этот список можно продолжить до бесконечности.

Социокультурный феномен развития

В нашем мире ничто не постоянно и не стоит на месте. Все явления либо совершенствуются, либо разрушаются, двигаясь к своей окончательной гибели. Совершенствование - социокультурный феномен развития. Это процесс, направленный на положительное изменение как материальных, так и духовных объектов с одной единственной целью - стать лучше. Из курса философии известно, что способность изменяться является универсальным свойством как материи, так и сознания. В этом заключается общий для всех (природы, познания и общества) принцип существования.

Личность как психологический феномен

Существо, обладающее то есть живой человек, является личностью. У него очень сложная структура, которая является целостным системным образованием, совокупностью действий, отношений, значимых, с точки зрения общества, психических свойств индивида, которые были сформированы в результате онтогенеза. Они определяют его действия и поступки как поведение субъекта общения и деятельности, обладающего сознанием. Личность способна к саморегуляции, а также к динамичному функционированию в обществе. При этом ее свойства, отношения и действия гармонично взаимодействуют между собой. Наверняка все знакомы с такой оценкой личности, как “стержень”. Этим свойством наделены те индивиды, которые обладают сильным характером. Однако в психологии "стержневое" образование личности объясняется иначе - это его самооценка. Она строится на основании отношения индивида к самому себе. На это также влияет то, как человек оценивает других людей. В традиционном понимании личностью является индивид, который выступает как субъект общественных (социальных) отношений и духовной деятельности. В эту структуру также входят физические и физиологические особенности организма человека, а также его психологические характеристики. Таким образом, кроме социальных и социокультурных феноменов существует психологический феномен. Это те явления, которые касаются отдельной личности и ее внутреннего мира: это чувства, эмоции, переживания и т. д. Так, психологическим феноменом может быть любовь, ненависть, агрессия, симпатия, манипуляция и т. д.

Заключение

Независимо от того, к какой категории они относятся, феномены - это все то, что может стать объектом наблюдения с целью познания.

Понятие, соотносительное с понятием сущности и противопоставляемое ему. Это противопоставление предполагает такой способ рассмотрения реальности, когда человек от наивного реализма ("вижу вещи") переходит к осознанию того, что явления вещей нетождественны самим вещам. В философии XX в. понятие Ф. наиболее широко употребляется в направлениях гносеологического дуализма, где различается трансцендентное и имманентное. Трансцендентное понимается двояко: либо как то, что лежит по ту сторону нашего познания вообще (Бог, свобода, бессмертие), либо как то, что лежит по ту сторону нашего Я. В первом случае это границаопыта вообще, во втором - граница субъективного опыта. Имманентное - это содержание сознания, феноменальная данность. Брентано и Дильтей различали физические (внешние) и психические (внутренние) феномены. Физические Ф. - это не. вещи, действительно наличествующие, а знаки чего-то действительного, что своим влиянием производит представление. Психические Ф. суть Ф. в строгом смысле слова, т.к. они даны в переживании имманентно, в ментальной (интенциональной) данности, в качестве непосредственной очевидности. У Гуссерля восприятию вещи, по существу, с самого начала свойственна "неадекватность", вещь дается в восприятии "односторонне", в горизонте неопределенного. В ходе познания она становится все более определенной, но все же "самой сущности корреляции вещи и восприятия вещи... присуще оставаться несовершенным". Гуссерль считает, что Брентано допускал смешение понятия психического Ф. с "чистым феноменом" в феноменологическом смысле. Последний у Гуссерля не эмпиричен, но он не является и априорным в кантовском смысле. Ф., исследуемые феноменологией - те же, что и Ф. других наук, но даются они в совершенно иной установке, чем в других науках. Трансцендентальная редукция преобразовывает естественную установку, основанную на "трансцендентных" фактах, в феноменологическую, рассматривающую то же содержание как имманентный сознанию, непосредственный и абсолютно данный "чистый" Ф. В этой интенциональной данности Гуссерль различает две стороны Ф. (см.: ноэзис и ноэма), пребывающие в сущностной корреляции как неразрывные моменты первичного единства. Последователи Гуссерля, однако, усмотрели односторонность в идеалистической тенденции основывать Ф. на трансцендентальной субъективности. А. Пфендер, в частности, указал на онтологическую обусловленность феномена. Шелер рассматривал Ф. в феноменологическом смысле как априорно данные "чистые факты", раскрывающиеся в феноменологической установке как "чистые сущности", или "чтойности", выявляющиеся далее в синтезе созерцаемого содержания как "первофеномены" и рациональное содержание значений ("идеи"). Н. Гартман же утверждал онтологический примат бытия перед познанием, объекта перед субъектом. Ф. у него и тут и там является видимой границей и переходом в другой, так что, с одной стороны, оказывается возможным субъективныйподход к бытию, а с другой стороны, он одновременно "трансцендирует" самого себя, являет свое содержание как трансфеноменальное. У Хайдеггера Ф. как "себя в себе самом показывающее" уже не есть произведение сознания, а бытие, указывающее на себя в некотором горизонте времени, который одновременно "овозможивает" самодостаточность "бытия в мире". Поэтому вместо анализа сознания с помощью трансцендентальной редукции Хайдеггер предлагает экзистенциально-аналитическую экспликацию конкретного существования в виде "присутствия" (Dasein) во временности. Хайдеггер тщательно различает эмпирический и трансцендентальный подход к Ф., чтобы отделить понятие феномена от "видимостей" (кажущегося сущим, но чего на самом деле нет), "чисто привативных модификаций" и "явлений" (т.е. того, что как знак указывает на другой знак). Ф. здесь - это бытие сущего и одновременно нечто скрытое, изменчивое, нетематизированное. Для Витгенштейна Ф. - это также нечто первичное и ни к чему не сводимое. Объяснение Ф. не прибавляет ему реальной данности. Поэтому неверно, полагает Витгенштейн, искать объяснения там, где следует видеть факты как "первофеномены". А.Г.Вашестов

Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь

(греч. phainomenon - явление). В теории познания: то, в каком виде является вещь в сознании познающего субъекта. Есть разные трактовки. 1) Это образы чувственного происхождения, которые не говорят о сущности вещей ничего достоверного, но все имеют в себе некое...

Философский словарь

(греч. - являющееся) - понятие, означающееявлениепредмета в сознании. Понятие Ф. соотносительно с понятием сущности и противопоставляется ему. Ф. предполагает двойственное отношение к предмету: то, каким образом предмет является в сознание, и то, в чем усматривается сущность...

Философский словарь

Понятие, обозначающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств. Фигура умолчания - смерть. У многих народов и обществ не принято акцентировать внимание на этом явлении: в культурах существуют приемы иносказаний и другие защитные механизмы, помогающие простому...

Философский словарь

(от греч.–являющееся): 1) явление, постигаемое в чувственном опыте в отличие от умопостигаемой сущности; 2) в философии И.Канта – явление, доступное чувственности и рассудку, противопоставляется ноуменам – «вещам в себе», недостижимым для человеческого опыта; 3) в феноменологии...

Философский словарь

(Греч.) Фактически, "появление", нечто до этого невиданное, и загадочное, когда причина его неизвестна. Оставляя в стороне различные виды феноменов, такие как космические, электрические, химические и т.д., и говоря исключительно о феноменах спиритизма, не забудем, что...