Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми. Подготовка к ГИА:9 класс (русский язык)
1. я уверен, что для полного овладения русским языком нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и общение с лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком. 2. должно быть у каждого человека случается своё счастливое время открытий. 3. случилось и у меня такое лето открытий, обильное грозами и радугами. 4. прошло это лето в тени сосновых лесов, журавлиных криках, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и в песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза. 5. в это лето я узнал заново много слов, которые до той поры были хотя и известными мне, но далёкими и не пережитыми. 6. раньше они вызывали только один обычный скудный образ. 7. а вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов. 8. какие же это слова? 9. их так много. 10. неизвестно даже с каких начать. 11. между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя. 12. иногда писатель не видит за словами того, о чём он пишет. 13. а если писатель не видит,то и читатель ничего не увидит за ними. 14. надо видеть. 15. и тогда писатель пишет так, что самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну. 16. вызывают у читателя те мысли, чувства, состояние какие писатель хотел ему передать. помогите, 1. определить стиль и тип речи текста; 2. записать № предложения, в котором содержится основная мысль текста; 3. из предложения№4 выписать слово с чередуюей гласной в корне; 4. заменить словосочетание с пересвистом птиц (управление) на словосочетание со связью согласования; 5. выписать грамматическую основу из предложения №8. 6. среди предложений 1-4 найти предложения с вводнымсловом.
Уважаемые одиннадцатиклассники!
Данный текст может быть полезен для подготовки к сочинению на ЕГЭ.
2.Обратите внимание на выделенные в тексте фрагменты.
3.Выберите необходимые, на Ваш взгляд, клише.
1.К тексту прилагается одна проблема.
2.Учтите, что название текста не всегда соответствует тому названию, которое, возможно, существовало у автора. Поэтому в сочинении на ЕГЭ, если Вы не знаете точного названия, избегайте того названия, которое предлагается в разных источниках.
высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль о том, что «…»
стремится (хочет) донести до читателя мысль о том, что «…»
заставляет читателя обратить внимание на…
призывает читателя…
считает, что…
убеждает нас в том, что
утверждает, что…
утверждает, что только
выступает за то,
показывает нам людей, которые…
приводит (подводит) читателя к мысли о том, что...
приходит к такому выводу: …
восхищается (кем? чем?)
поражается (чему?)
словно приглашает вместе с ним полюбоваться (чем?)
с интересом наблюдает за (чем?)
с болью в сердце (с горькой иронией, с горечью) пишет (говорит) о том, что....
не может мириться с тем, …
выражает тревогу…
обращает внимание на то, что…
«…» - в этих словах, по-моему, отражена основная проблема текста.
«…» – это высказывание точно отражает мысль автора.
В тексте доказывается мысль о том, что «…»
Автор даёт оценку (чему?)
Автор выявляет сущность (чего?)
Автор излагает свой подход (к чему?)
Автор исходит из того, что
Автор разграничивает понятия (чего)
Автор обращает внимание на то, что
Автор убедительно доказывает, (что?)
Определяя сущность и место (чего? в чём?), автор считает, что
Подчёркивая актуальность (чего?), автор обращает внимание (на что?)
По мнению автора, важное значение имеет (что?)
ТЕКСТ
ПРОБЛЕМА взаимосвязи родного языка и родной природы в жизни человека
«…не потерять чувство… языка» (По К.Г.Паустовскому)
1)Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.
2)Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. 3) Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России – лето, обильное грозами и радугами.
4)Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечеряющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.
5)В это лето я узнал наново – на ощупь, на вкус, на запах – много слов, бывших до той поры хотя и известными, но далекими и непережитыми . 6)Раньше они вызывали только один обычный скучный образ. 7)А вот теперь оказалось, что в каждом слове заложена бездна живых образов.
8)Какие же это слова? 9)Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. 10)Легче всего, пожалуй, с «дождевых ».
11)Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами – полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).
12)Но одно дело – знать умозрительно, а другое дело – испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия , свои признаки, отличные от признаков других дождей.
13)Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. 14)Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь , а не произносишь его машинально, по одной привычке.
15)Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя. 16)Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. 17)Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. 18)В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста. (По К.Г.Паустовскому)
Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968) – русский писатель.
Писал разнообразные по тематике произведения, в том числе о людях искусства: о художниках – «Исаак Левитан», «Орест Кипренский», о поэте и художнике – «Тарас Шевченко». Особое место в его творчестве занимает Мещерский край. Об этом крае он писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашёл в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряжённого труда. Средней России – и только ей – я обязан большинством написанных мною вещей».
Повесть «Золотая роза» посвящена сущности писательского труда.
Произведения:
Растрёпанный воробей
Кот-ворюга
Корзина с еловыми шишками.
Скрипучие половицы
Тёплый хлеб
Колотый сахар
Телеграмма
Золотая роза
Мещёрская сторона
Алмазный язык
Язык и природа
Желаем терпения в подготовке к сочинению! Будьте уверены: упорство, старание и усиленная тренировка дадут достойные результаты.
__________________________________________________________________________________
Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1 ».
Подробные инструкции как воспользоваться сборником или если Вы хотите воспользоваться сборником полуготовых сочинений, напишите по адресу
Вариант 4 .
(1)Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.
(2) Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. (З)Случилось и у меня такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России-лето, обильное грозами и радугами.
Прошло это лето в тени сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.
В это лето я узнал наново - на ощупь, на вкус, на запах - много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далёкими и непережитыми. (6) Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. (7)А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.
(8) Какие же это слова? (9)Их так много, что неизвестно даже, с каких начинать. (Ю)Легче всего, пожалуй, с «дождевых». (11)Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, грибные, спорые, дожди, идущие полосами, - полосовые, косые, сильные скатные дожди и, наконец, ливни(проливни).
Но одно дело знать умозрительно, а другое дело - испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена свояпоэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.
Тогда
все эти слова, определяющие дожди,
оживают, крепнут, наполняются
выразительной силой. (14) Тогда за каждым
таким словом
видишь и чувствуешь то, о чём говоришь,
а не произносишь
его
машинально, по одной привычке. (15)
Между
прочим, существует своего рода закон
воздействия писательского слова на
читателя(1б)Если
писатель, работая, не видит за словами
того, о чём он пишет,
то и читатель ничего не увидит за ними.
Но
если писатель хорошо видит то, о чём
пишет, то самые простые
и порой даже стёртые слова приобретают
новизну, действуют
на читателя с разительной силой и
вызывают у него те мысли,
чувства
и состояния, какие писатель хотел ему
передать. (18) В этом, очевидно, и заключена
тайна так называемого подтекста.
(К. Паустовский)
Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ навопрос: «Почему К.Г. Паустовского можно назвать тонким знатоком русской природы?»
К.Г. Паустовский знал, как надо общаться с пажитями и лесами.
К.Г. Паустовский умел любоваться стаями журавлей и зарослями таволги.
К.Г. Паустовский познал летние дожди на ощупь, на вкус и на запах.
К.Г. Паустовский умел подметить, какими были летом сосновые леса и ночное небо, облака и туман, дожди и ливни.
В каком предложении наиболее полно выражена мысль рассказчика о том, что лето, проведённое им в лесистой и луговой стороне средней России, было для него счастливым в творческом плане.
Прошло это лето в гуле сосновых лесов и в журавлиных криках.
Он узнал много новых, неизвестных слов.
А 3. Как характеризует К.Г. Паустовского информация, заключённая в предложениях 5-12?
К.Г. Паустовский - человек хозяйственный, практичный.
К.Г. Паустовский - метеоролог.
К. Г. Паустовский - тонкий знаток русского языка.
К.Г. Паустовский - писатель-романтик.
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово овладения (предложение 1).
Взять 2) подчинить себе 3) охватить, наполнить 4) усвоить, изучить
А 5. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «При каком условии, по мнению К.Г. Паустовского, писатель может оказать воздействие на читателя посредством слова?» Создавая художественное произведение,
писатель должен использовать простые слова.
писатель должен познавать на ощупь, на вкус, на запах много слов.
писатель должен познать тайну подтекста.
писатель должен за каждым словом видеть, чувствовать, переживать то, о чём пишет.
А 6. Укажите, какое средство выразительности используется в предложении: «Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время».
Эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) сравнение
А 6. Определите стиль и тип(-ы) речи, представленные в тексте.
публицистический стиль; повествование с элементами описания
художественный стиль; повествование с элементами описания
публицистический стиль; повествование с элементами рассуждения
художественный стиль; повествование с элементами рассуждения
В1. Замените устаревшее слово пажить из предложения 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 8-10 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне:
В3. Из предложений 5-7 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом:«Не пишется слитно с полными причастиями, не имеющими зависимых слов».
В4.Из предложений 5-10 выпишите слово, в котором правописание -Н- определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква -Н-».
В 5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Какие же это слова? Их так много, (1) что неизвестно даже, (2) с каких начинать. Легче всего, (3) пожалуй, (4) с «дождевых».
В6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями предложения с разными видами связи - с сочинением и подчинением.
Но одно дело знать умозрительно (1) а другое дело - испытать эти дожди на себе и понять, (2) что в каждом из них заключена своя поэзия, (3) свои признаки, (4) отличительные от признаков других дождей.
В 7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Между прочим (1) существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя. Если писатель (2) работая (3) не видит за словами того (4) о чём он пишет (5)то и читатель ничего не увидит за ними.
В 8. Замените словосочетание писательского слова (предложение 15), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В 9. Выпишите грамматическую основу предложения 18.
В 10. Среди предложений 4-9 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
В 11. Среди предложений 13-18 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
В 12. Укажите количество грамматических основ в седьмом (7) предложении.
В 13. Среди предложений 1-7 найдите простое осложнённое с уточняющим обстоятельством образа действия. Напишите номер этого предложения. Часть 3. Помогите Татьяне доказать свою точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Зачем нужны запятые в предложениях с однородными членами?»
Невосклицательное, повествовательное, утвердительное синтаксически членимое, союзное, сложноподчиненное предложение с контаминированной связью (последовательное подчинение и неоднородное соподчинение). Состоит из 4 предикативных единиц (ПЕ). 1 часть главная, остальные придаточные.
Связь между 1 ПЕ Я уверен и 2 ПЕ для полного овладения русским языком нужно
не только постоянное общение с простыми людьми, но общение с пожитиями и лесами,водами,старыми ивами,пересвистом птиц и с каждым цветком - нерасчлененная, присловная, зависит от слова уверен (в предложении сказуемое) и отвечает на вопрос (Уверен в чем?) - изъяснительное придаточное, средство связи подчинительный изъяснительный союз "что".
Связь между 2 ПЕ и 3 ПЕ не потерять чувство этого языка расчлененная, придаточное цели, средство связи союз "чтобы".
Связь между 2 ПЕ и 4 ПЕ что кивает головой из-под куста лещины нерасчлененная, присловная, придаточная часть зависит от слова "цветком (которое в предложении является дополнением) и отвечает на вопрос (цветком каким?), присубстантивно-определительное отношение, средство связи: союзное слово "что" - подлежащее.
1-я часть главная, предложение двусоставное, полное, нераспространенное, неосложненное. Подлежащее -я (выр.местоимением), сказуемое (простое глагольное),
2-я часть придаточная. Пр. односоставное безличное причастное, сказуемое "нужно" - простое глагольное, неполное, распространенное (для овладения - приглагольное прямое дополнение с предлогом "для", полного - согласованное определение, выраженное прилагательным, языком - приименное дополнение, русским - согласованное определение, выр. прилагательным, не только - обстоятельство меры, степени и количества. Пр. осложненное однородными приглагольными
прямыми дополнениями "общение, общение" , приименными дополнениями "пажитями", "лесами", водами", "ивами" (какими? старыми - согласованное опеределение, выр. прилаг), пересвистом (кого? птиц - приименное дополнение), цветком (каким? - каждым - согласованное определение, выр. определительным местоимением).
3-я часть придаточная. Пр. Односоставное, безличное (отрицательная конструкция), сказуемое "не потерять" простое глагольное, пр. неполное, неосложненное, распространенное (чувство - приглагольное безпредложное прямое дополнение, языка, приименное дополнение, этого - согласованное определение).
4-я часть придаточная. ПР. двусоставное, полное, неосложненное, распространенное (что - союз, в пр. - подлежащее, сказуемое -простое глагольное "кивает", головой - приглагольное беспредложное прямое дополнение, из-под куста - (синкретичность: обстоятельство места и приглагольное прямое дополнение с предлогом), лещины, приименное дополнение.