Причины протекания крыши из шифера. Чем замазать шифер чтобы не текла крыша. Как защитить шифер от дальнейших разрушений
Когда-то шиферная кровля считалась едва ли не самой универсальной: доступная, прочная и неприхотливая. Дешево и сердито, как говорится. Но при всей прочности асбестовых волокон такие листы мало устойчивы к механическим нагрузкам: со временем на них всегда появляется много мелких трещин, через которые легко просачивается влага.
К счастью, шиферная крыша хотя бы не подвержена коррозии, как металлическая, которая покрывается ржавыми пятнами от малейших царапин, и все же ремонт придется все-таки делать время от времени. Так чем заделать трещину в шифере и остановить дальнейшее разрушение других листов? Сейчас мы во всем разберемся подробнее.
- От ударных нагрузок. От неаккуратной ходьбе по кровле.
- От микротрещин из-за падающих веток дерева.
- От мхов, лишайников и другой напасти. Мох и лишайники, которые особенно любят шифер, не просто лишают ее эстетичности, но и медленно разрушают ее!
- От времени. К сожалению, сроки службы шиферной крыши не велики, и уже через 10-12 лет появляются первые трещины и прорехи.
- От постоянно застаивающейся дождевой воды. Любая кровля, и не только шиферная, имеет слабые места вокруг мансардных окон и труб. Сразу обратите внимание на эти элементы – герметизировать их не сложно.
- Угол наклона крыши не подходит для кровли шифером.
- Укладка шифера велась с определенными нарушениями, и материал постоянно испытывает излишнее напряжение. Плохо также, если во время монтажа для крепления листов вы использовали обычные гвозди без резиновых прокладок – без трещин потом не обойтись.
- Неаккуратная перевозка и хранение. Такие дефекты могут быть обнаружены не сразу, зато сразу станут заметны от хождения по ним на крыше.
- Резкие перепады температур. Поверьте, любой асбоцементный материал этого не любит.
- Из-за несоразмерно маленьких отверстий под саморезы или гвозди. Не забывайте, что металлу свойственно сезонное расширение, а потому места для такого крепления нужно оставлять немного больше (но не так, чтобы затекала дождевая вода). Вот почему нужны резиновые прокладки.
И, наконец, новых проблем способен добавить снег. Дело в том, что шиферная крыша не обладает такой гладкостью, как металлическая, и снег на ней задерживается постоянно.
И достаточно немного солнечных лучей, чтобы подтопить всю эту снежную шапку снизу – в итоге подтаявшая вода стекает вниз к карнизу, где встречается с новым слоем снега (карниз всегда холоднее кровли над жилыми помещениями).
Здесь талая вода снова подмерзает и в виде наледи уже разрушает не только шиферные листы, но и водосточную систему. Кроме того, вся эта масса под естественным расширением от низкой температуры забивается под листы и оттуда уже, тая, попадает прямо на стропила или в утеплитель.
Также нередко причина трещин в шифере кроется в его неправильной технологии изготовлении. Причем на нескольких этапах:
- В процессе приготовления раствора было добавлено меньше цемента, чем того требовала заводская рецептура (догадайтесь, почему).
- Грубые нарушения технологии производства шиферных листов (кустарное производство).
- В шифере применялись короткие асбестовые волокна (а это уже решение производителя).
- Некачественная обработка готовых шиферных листов (отсутствие контроля).
- Сокращение периода отверстия материала (а нужно 28 дней).
А теперь давайте поговорим о том, как и чем заделать дыры и трещины на шиферной крыше дома.
Как обнаружить дефекты покрытия?
Согласитесь, что по внешне неоднородной шиферной крыше довольно сложно заметить новые дефекты или трещины, тогда как на гладкой фальцевой кровле или профнастиле это сделать несложно даже с соседской постройки. А потому обратите внимание на такие тревожные признаки, что вашу крышу нужно срочно чинить:
Дело в том, что незамеченные протечки довольно коварны: стропила сразу напитываются влагой, теплоизоляция сыреет и портится, а потолку необходим ремонт. Зайдите на чердак, если у вас есть подобные подозрения: если вы чувствуете запах сырости, значит, проблема есть.
А отдельные пятна плесени говорят о том, что где-нибудь трещина в шифере есть, но пока о себе не дает знать, кроме как небольшими протечками. Проверяйте подкровельное пространство шиферной крыши также после каждого ливня.
Ставим «диагноз» по трещинам листов
Если трещины пошли по выступающим волнам шифера, тогда закладки необходимо накладывать и снизу, и сверху.
Трещины в нижних волнах требуют самых сложных решений. Ведь именно здесь будет постоянно застаиваться вода, и довольно сложно достичь необходимой герметичности.
Но давайте посмотрим сначала на саму трещину – от этого многое зависит:
- Трещина, которая идет по верхней волне шифера (ее легче всего заметить), обычно не дает протеканий ввиду того, что вода под ней не застаивается. Это – самая безобидная трещина, и заделать ее легко – просто согните оцинкованное железо и подсуньте под шифер, а саму трещину накройте специальной кровельной лентой.
- Трещина, которая идет по нижней волне , самая опасная – здесь без протечек не обойтись. Используйте герметик, латку и согнутый лист.
- Трещина, которая пошла поперек листа шифера , самая опасная! И одними протеканиями здесь не обойтись – трещина станет расширяться и перейдет в будущем на последующие волны.
Определились с будущим ремонтом? Действуйте осторожно! Помните, что во многих странах мира это покрытие для крыши и вовсе запрещено из-за вреда для здоровья, а потому при демонтаже старых листов или механической обработке защищайтесь от асбестовых волокон. Вот, как это делают профессиональные бригады:
Как заделать на шифере трещины и отверстия?
Перед тем, как положить любую заплату, начала важно полностью очистить ремонтируемую поверхность от мусора и мха, а затем помыть ее мощной струей воды. А вот чем заделать дыры и дырки в шифере на крыше доступными материалами и новинками строительного рынка:
Способ №1. Цемент и песок
Приготовьте смесь из одной части сухого цемента и двух просеянного песка. Залейте водой и вымешивайте до нужной консистенции. Заделайте. Дайте трещинам хорошо просохнуть и окрасьте их в подходящий цвет.
Способ №2. Бутил-каучуковая лента
Хороша также в качестве заплатки на дырки и трещины специальная бутиловая каучуковая лента. Что хорошо, ее поверхность сделана из нетканного материала, благодаря чему такую заплатку хорошо окрашивать в нужный оттенок.
А работать с ней тоже просто:
- Шаг 1. Обезжирьте ремонтируемый участок шиферного листа бензином.
- Шаг 2. Снимите с ленты защитную полосу и приклейте ее к поврежденному месту.
- Шаг 3. Окрасьте в цвет, чтобы ваша кровля не выглядела «латанной».
Используют для ремонта также готовые бутиловые заплатки:
Для заделки трещин шифера используют также серпянку – ленту, которая придает прочность шпатлеванному стыку листов прочность. Для этого на трещину сначала наносится слой битума, затем на него – серпянка, а затем все снова промазывается битумом.
Или примените более дорогой современный вариант лент, которые предназначены специально для ремонта таких кровель:
Способ №3. Горячий битум
Подготовить битумную мастику на костре не сложно:
- Разжигаем костер, ставим по бокам два кирпича.
- Берем старое ведро, кладем в него кусок битума.
- Ставим ведро на костер и осторожно помешиваем, чтобы ничего не загорелось.
Если вы работаете при минусовых температурах, добавьте в битум 10% отработки, чтобы придать ему эластичности и избежать растрескивания мастики. Особенно, если вы обрабатываете края шиферных листов:
Подходит горячий битум также для заделки небольших трещин:
Но помните, что любые замазки дают только временный эффект. Проблема использования традиционных замазок для шифера состоит в том, что этот кровельный материал мало поддатлив для расширения, тогда как у замазок обычно совсем другой коэффициент.
Вот почему через несколько циклов колебания температур проблемы с протечками снова возвращаются. И иногда намного проще и надежнее просто заменить дефектный лист.
Способ №4. Замазка из асбеста, цемента и ПВА
Сначала берем асбест в готовом виде. Если таковой не получилось раздобыть, просто натрите его на терке из куска шифера. Обязательно во время такой работы защитите дыхательные пути!
Итак, для приготовления смеси вам понадобится перемешать 2 части цемента, 3 асбеста и жидкий раствор из клея ПВА и воды, взятых поровну. Перемешиваем смесь, пока та не загустеет, как сметана.
Если вы перед ремонтом очищали часть шифера, ждите, пока тот не высохнет окончательно. Далее нанесите изготовленную смесь, обработайте раствором ПВА и воды (теперь соотношение 1:3) и нанесите еще 2 слоя смеси.
Способ №5. Готовые шпатлевки
Для ремонта такой кровли хорошо подходят готовые смеси, в которые включены гидроизоляционные материалы. Работать с ними нужно так:
- Шаг 1. Хорошо зачищаем ремонтируемую поверхность.
- Шаг 2. Обезжириваем участок при помощи растворителя или ацетона, хорошо просушиваем.
- Шаг 3. Грунтуем поверхность смесью для ремонта, только разбавленной до жидкого состояния.
- Шаг 4. Наносим смесь при помощи специального пистолета или шпателя.
- Шаг 5. Через 6 часов накрываем стеклотканью и кладем новый слой смеси.
Обратите внимание, что проводить такие ремонтные работы на шиферной кровли нужно в сухую и пасмурную погоду, чтобы нужные компоненты в смесях высохли не торопясь.
Способ №6. Пена и эпоксидная смола
Заделывают трещины и дыры в шифере также жидким пенопластом, но для этого вам придется приобрести целый баллон. Практикуется среди домашних умельцев и так называемый «трехслойный» метод:
- Шаг 1. Зачищаем и обезжириваем участок.
- Шаг 2. Заделываем трещину монтажной пеной.
- Шаг 3. Высушиваем или просто оставляем на сутки.
- Шаг 4. Наносим герметик.
- Шаг 5. Покрываем все это смолой.
Подходит для ремонта шиферной крыши также эпоксидная смола, которая намного меньше разрушается под ультрафиолетовыми лучами, чем пенопласт.
Это дорогостоящий, но надежный метод справиться с небольшими проблемами, правда по наклонной плоскости пользоваться им неудобно. Так, если шиферный лист раскололся по всей длине, скрепите волнистые стыки эпоксидным клеем. Но для начала закрепите их вместе снизу монтажной клейкой лентой, и только потом заполните зазор сверху.
Способ №7. Жестяная заплатка
Этот метод подходит для ремонта больших дырок и трещин в шиферной крыше. Итак, шаг за шагом:
- Шаг 1. Вырезаем заплатку из жести, сворачиваем в трубочку.
- Шаг 2. Заталкиваем в дыру так, чтобы в середине заплатку можно было проделать отверстие.
- Шаг 3. В отверстие вставляем болт с прокладкой и прижимаем.
- Шаг 4. Заливаем строительным герметиком зазоры.
К ремонту шиферной крыши подходить нужно серьезно. Если заплатка будет пропускать хоть немного воды и дальше, стропила со временем придут в полную непригодность.
Способ №8. Олифа с мелом
Это – один из самых проверенных народных методов. Итак, зачищаем трещины, тщательно замазываем, и по высыханию красим масляной краской. Вот и все!
Способ №9. Влагостойкий клей
- Шаг 1. Хорошо промываем листы обычной водой, трем их жесткой щеткой.
- Шаг 2. Ждем, когда шифер высохнет и заклеиваем каждую дырку куском плотной ткани так, чтобы ее края выходили за пределы отверстия примерно на 3-4 см. Для этого пропитываем латку влагостойким клеем.
- Шаг 3. Поверх латки еще раз наносим слой клея (Эмалит).
- Шаг 4. Переворачиваем поврежденный лист и заполняем отверстие бетоном.
- Шаг 5. Как только раствор схватится, клеем другую заплатку.
- Шаг 6. В конце трещины сверлим отверстие и заделываем его эластичным герметиком.
Способ №10. Алюминиевая фольга
Поможет справиться с трещинами также обычная алюминиевая фольга:
- Шаг 1. Удалите с листа прежний крепеж.
- Шаг 2. Закругляем у заплатки углы.
- Шаг 3. Крепим фольгу и прижимаем ее саморезом.
- Шаг 4. Если шифер на вашей крыше цветной, докрасьте в тот же цвет и заплатку.
В крайних случаях легче заменить какой-либо участок шиферной кровли, чем его отремонтировать. Тогда вырежьте из новых листов нужные элементы:
Нередко также в негодность приходит конек шиферной крыши, который не сложно заменить на металлический или деревянный:
Как защитить шифер от дальнейших разрушений?
Хуже ситуация, если кровля начала лопаться в разных местах. Это обычно свидетельствует об ошибках монтажа в свое время, и обычный ремонт шифера на крыше даст только временный эффект.
Необходимо срочно останавливать процесс разрушения:
- Способ №1. Для того, чтобы предотвратить растрескивание, временно положите на трещину пропитанную краской полоску ткани.
- Способ №2. Также, чтобы трещина не пошла дальше, в ней сверлят отверстие и фиксируют саморезом. Причем такое отверстие нужно заделать дополнительно кровельным герметиком, который будет стягивать, как резина, края отверстия.
Но, если в ближайшее десятилетие вы менять всю крышу не собираетесь, тогда подходите к вопросу ремонта более глобально:
Или вот так:
Вот и все! Подбирайте тот метод, материалы для которого у вас уже есть и вы знаете, как с ними работать.
Шифер всегда считался одним из самых популярных покрытий среди всех кровельных материалов. Это легко объясняется – он доступен по цене каждому, прост и понятен в укладке, неприхотлив в уходе, прочен и достаточно долговечен. Поэтому подавляющее большинство частных домов в России, несмотря на разнообразие более современных материалов, все же имеет
Однако, при всех положительных качествах этого материала, несмотря на прочность составляющий его асбестовых волокон в сочетании с цементным заполнение, листы шифера не могут «похвастаться» высокой стойкостью к акцентированным механическим нагрузкам, да и природное воздействие потихоньку «старит» их. Поэтому со временем на кровельном покрытии могут образовываться трещины или даже серьезные пробоины, в результате чего крыша начнет протекать. Полностью менять все кровельное покрытие — это дорогостоящее и трудоемкое мероприятие, поэтому многие владельцы домов прибегают к ремонтным работам.
Ремонт шифера: чем заделать дырки и трещины — именно так часто ставится вопрос собственниками домов, если появились явные признаки протекания кровли. Чтобы выбрать правильный, оптимально подходящий для конкретного случая способ приведения крыши в порядок, необходимо рассмотреть несколько самых популярных технологических приемов. Этому и посвящена настоящая публикация.
Шифер привлекает тем, что у этого материала есть явные преимущества перед другими покрытиями. Например, такая кровля, в отличие от стальных покрытий, не подвержена коррозии, отличается высокой стойкостью к влаге, хорошо переносит перепады температур, практически не давая значимого линейного расширения, почти полностью безразлична к влиянию ультрафиолетовых лучей. Однако, все же периодически приходится прибегать к ее ремонту.
Шифер все же не вечен — он ветшает, покрывается трещинами, по краям могут образовываться сколы
Прежде чем перейти к описанию технологических способов выполнения ремонтных работ, необходимо для ясности определиться с возможными причинами возникновения изъянов. Обладая такой информацией, вполне возможно, что удастся предотвратить подобные повреждения, просто обратив внимание на профилактику и соответствующий уход за шиферным покрытием.
Итак, на шифере могут появиться по следующим причинам:
- Чаще всего – это какие-либо ударные нагрузки, например, падение на поверхность крыши крупного града или веток деревьев больших размеров. Сюда же можно отнести неаккуратное, неправильное перемещение по поверхности крыши.
Чтобы не повредить шифер при кровельных или ремонтных работах, необходимо обезопасить его, уложив сверху настил из досок, которые увеличат опорную площадь и тем самым уменьшат давление на покрытие.
Для проведения кровельных или ремонтных работ на скатах большой крутизны, свыше 20?25°, особенно в области или верхней части шиферной крыши, необходимо иметь специальную передвижную лестницу, которую фиксируют за конек особым креплением.
- Вторая причина – это появление и развитие на поверхности шифера колоний простейших растений, которые закрепляются на нем, и медленного, но неуклонно разрушают структуру материала. Особенно любят шероховатую поверхность кровли лишайники и мхи. Закрепившись в одном месте, они сначала разрастаются в размерах, а затем размножаются спорами и по всей поверхности крыши. Мох прорастает в стыки шиферных листов и тем самым начинает приподнимать их, отчего во время дождя вода способна свободно попадать под покрытие. Если же мох облюбовал место в нижней части волны, то он может задерживать нормальный сток воды, что также приводит к протеканию кровли.
Эти явления обычно возникают на северной стороне крыши, где недостаточное время бывает солнце, или же на кровле, имеющий маленький уклон ската, благодаря чему на ней задерживается влага, способствующая разрастанию подобных растительных колоний. Кроме того, что происходит разрушение покрытия и крыша начинает протекать, все здание в целом смотрится неаккуратно и не эстетично.
Если же на крыше уже расположились мшистые колонии, но есть желание попытаться спасти кровлю, избежав ее замены, то необходимо освободить шифер от этого «огорода». Этот процесс можно провести тремя способами:
— механическим, с помощью железной щетки;
— с применением воды под высоким давлением;
— химическим, с помощью опрыскивания крыши специальными гербицидными составами.
- Причиной ветхости шифера может быть вполне банальная причина — длительный срок эксплуатации. К сожалению, не весь шифер, производимый сегодня, обладает должным качеством, так как нередко при его изготовлении, в угоду сокращению производственных затрат, не соблюдаются полностью не то что ГОСТы, но даже и менее «взыскательные» ТУ. В итоге листы такого шиферного покрытия получаются хрупкие, и, не выдерживая даже незначительных ударов, дают трещины или вообще раскалываются по всей длине. Несоблюдение технологических правил может быть допущено на различных этапах процесса производства шифера, например:
— Раствор для изготовления шифера сделан с нарушением рецептуры — не соблюдены пропорции составляющих ингредиентов.
— Кровельный материал произведен на кустарном оборудовании.
— Недостаточно качественная обработка листов шифера.
— Сокращение срока полного созревания материала - он должен составлять не менее 28?30 дней с момента изготовления.
К сожалению, замечено, что изделия «старой закалки» служат не один десяток лет, а современного шифера зачастую хватает лишь на 12?15 лет. Вывод – при покупке материала следует обращать повышенное внимание на репутацию производителя и предоставляемые им обязательства.
- От застаивания воды вокруг дымоходных и вентиляционных труб, а также мансардных окон, также может произойти растрескивание листов материала, особенно при резком понижении температур. Поэтому такие проблемные места требуют усиленной герметизации и обеспечения свободного схода воды.
- Как уже говорилось выше, небольшой уклон ската крыши и застаивание на ней воды также могут способствовать растрескиванию материала. А застой воды очень часто становится следствием банального скопления грязи или палой листвы, то есть своеобразного запруживания волн.
- Причина повреждения может быть и в том, что монтаж листов шифера велся с нарушением установленной технологии этого процесса, и от этого покрытие может испытывать излишние внутренние напряжения.
- Для закрепления материала к обрешетке использовались обычные гвозди или не применялись резиновые прокладки. В этом случае со временем обязательно появятся трещины.
- Под забивание шиферных гвоздей высверлены слишком маленькие отверстия, что при перепадах температур и расширении материала, также приведет к повреждению листов покрытия. Поэтому, при просверливании отверстий нужно учитывать, что шиферные гвозди должны входить в них свободно. Но, в то же время, отверстия не должны быть слишком большими, иначе будут происходить протечки.
- Снег также добавляет нагрузки на кровлю, и не только своим немалым весом, но и образованием наледи в нижней части ската, около карниза. В весенние дни или в период оттепели снег начинает подтаивать, и вода стекает в нижнюю часть ската, а в вечерние часы температура воздуха понижается, и на краю шифера образуется лед, который и приводит к крошению кровельного материала в этой области.
Если шифер в этом месте будет разрушен, то через образовавшиеся трещины вода будет попадать на обрешетку, утеплитель, стропила и мауэрлат, на несущие стены, что приведет к образованию грибка и постепенному разложению древесины. Поэтому, рачительные хозяева жилья с целью сохранения всех материалов и элементов кровли нередко устраивают в нижней части ската и в водоотводных каналах кабельный подогрев, который в зимний период при необходимости включается, не допуская образования наледи
Теперь, рассмотрев основные причины возникновения повреждений шифера, приняв во внимание, какие существуют возможности их избежать, остановимся на том, как выявлять появившиеся повреждения.
Обнаружение дефектов кровельного покрытия
На шероховатой поверхности шифера, настеленного на стропильную систему, практически невозможно увидеть небольшие сколы или микроскопические трещины, поэтому на некоторые тревожные признаки, говорящие о том, что крыша требует ремонта, следует обращать особое внимание:
- Если существует хотя бы небольшая протечка, даже незаметная для глаза, то вскорости она проявит себя появлением в углах или на стыках потолка и стен пятен плесени, возникновением неприятного запаха сырости.
- Если на кровле изнутри не закреплен термоизоляционный материал, то даже самую незначительную трещину легко обнаружить, поднявшись на чердак после дождя. Протечка проявит себя более темным пятном по сравнению с остальной внутренней поверхностью.
Теперь нужно заострить внимание на том, какие области крыши чаше всего приходится ремонтировать, так как эта информация пригодится во время поиска повреждений кровельного покрытия.
- В первую очередь необходимо следить за краями шифера, выходящими к карнизу. Их рекомендуется обследовать каждой весной. Если на краях образовались трещины, то их будет несложно обнаружить – иногда для этого даже не придется подниматься на лестницу, так как их можно заметить снизу.
- Мох может появиться на кровле, и не имеющей трещин и сколов, но не стоит ждать, пока он разрастется и займет всю поверхность шифера. Именно на запущенной крыше после очистки очень часто обнаруживается весьма печальная картина с множеством повреждений. К тому же удалить несколько островков появившегося мха гораздо проще и дешевле, чем впоследствии очищать всю волнистую поверхность.
- Трещины могут образоваться на гребне волны или в ее самой низкой точке. Сложнее обнаружить последние, так как они незаметны на первый взгляд. Как их можно выявить - было описано выше.
- На гребне волны трещины в основном образуются по линии, где вбиты шиферные гвозди, и их сразу же видно невооруженным глазом. Однако, если эти трещины уже настолько проявились, что заметны визуально, следует срочно приступать к ремонту.
Обследовав крышу по всем пунктам, необходимо принимать решение по тому, как рациональнее будет проводить ремонт.
- Если обнаружены значимые сколы по краю нижних листов, то, возможно, следует заменить один или все листы первого ряда, тем более, что это сделать конструкция кровли позволяет. Однако, необходимо учесть, что гвозди придется удалять со всей осторожностью, чтобы не повредить нижний край следующего ряда, так как именно он нахлестывается сверху на нижний.
Если нет возможности произвести замену листов, то целостности края можно достичь, поставив своеобразную заплатку с внутренней стороны листа, но оставлять покрытие в поврежденном состоянии нельзя, так как в этом случае протечек избежать не удастся.
- Если трещина пошла по гребню волны шифера, то ее ремонт с помощью заплаток необходимо произвести, наложив их с внутренней и наружной стороны. Обычно под такую трещину изнутри подкладывают отрезок листа оцинкованного железа, согнутого по форме волны, а сверху повреждения накладывается специальная кровельная лента.
- В случае если трещина пошла поперек шиферного листа, то без его замены уже никак не обойтись. Придется аккуратно его демонтировать и установить новый.
Способы ремонтных работ по заделке поврежденных участков шифера
Итак, зная все нюансы возникновения дефектов этого кровельного материала и обнаружения повреждений на нем, необходимо перейти к рассмотрению ремонтных работ.
Существует несколько эффективных способов заделки трещин с помощью традиционных и специальных современных материалов. Но в любом случае, все ремонтные работы необходимо производить на поверхности крыши, хорошо очищенной от грязи, мусора, каких бы то ни было наростов, посторонних предметов и т.п.
Какой бы подход ни был избран для ремонтных работ, никогда нельзя забывать об осторожном передвижении по шиферу, если повреждения обнаружились не на краю кровли, а на высоте. Чтобы избежать дополнительных повреждений шифера на двускатной крыше используют лестницу-трап, а на односкатной - настил из досок, которые помогут равномерно распределить вес человека на поверхности.
Первый способ – с использованием обычного бетонного раствора
Ремонт шифера с помощью цемента и песка можно назвать самым простым и доступным способом, если не принимать во внимание, что процесс будет происходить на высоте – это всегда осложняет работу.
Раствор для ремонта шифера изготавливается из цемента и песка в пропорциях 1:2, причем для него используется мелкофракционный мытый песок и цемент марки М-500. Вместо этого раствора вполне можно использовать качественный плиточный клей для внешних фасадных работ (можно встретить и другое название – для сложных оснований), способный выдержать высокую влажность и перепады температур. Клей имеет мелкодисперсную консистенцию и хорошую адгезию с поверхностью шифера, так как он также изготовлен на цементной основе.
Раствор должен иметь консистенцию мягкого теста и хорошо прилегать к поверхности. Для повышения сцепляемости материалов, шифер в области ремонта следует увлажнить. Если повреждение слишком большое, то под него следует сделать подкладку из оцинкованной кровельной стали, согнув отрезок листа по форме волны и подсунув его под трещину или выбоину. Это приспособление даст дополнительную гарантию хорошего прилегания раствора к асбестобетонной поверхности.
Раствор наносится на поверхность с помощью шпателя. На поверхности должен находиться не слишком толстый его слой, который не станет сильно задерживать воду, если трещина находится в низине волны. Поверхность нанесенного раствора должна быть ровной - для этого ее немного увлажняют и разглаживают рукой в резиновой перчатке.
После окончательного просыхания заплатки, ее следует тщательно прогрунтовать, а затем покрасить водостойкой шиферной краской для наружного применения.
Второй способ – с использованием бутил-каучуковой герметизирующей ленты
Бутил-каучуковую водонепроницаемую ленту используют не только для ремонтных работ, но и для герметизации стыков листов между собой, а также при гидроизоляции прилегания кровельного покрытия к вентиляционным и дымовым трубам.
Поверхность ленты изготавливается из нетканого материала, благодаря этому наложенную заплатку можно покрыть краской нужного цвета. Работать с подобным материалом - достаточно просто, и ремонт проводится в такой последовательности:
- Участок шифера, требующий ремонта, необходимо очистить и обезжирить. Это можно выполнить с помощью уайт-спирита, ацетона или других органических растворителей.
- Далее, от рулона отрезается отрезок ленты требуемой длины (чтобы закрывалась вся трещина, плюс по ее краям лента заходила на неповрежденный участок еще на 50 мм).
- Клеевой слой ленты закрыт защитной пленкой. Лента прикладывается к трещине и по ходу ее приклеивания с нее последовательно, очень аккуратно снимается эта защитная подложка. Торопиться не надо – нельзя допустить смятия, сморщивания, слипания ленты.
- Лента тщательно прижимается к поверхности листа, так как она должна максимально плотно, без малейших просветов прилегать к шиферу.
- Чтобы заплатки не выделялись на кровле, крышу можно полностью покрыть краской или же подобрать оттенок к заплатке в тон шифера. Но прокрасить заплатки сверху качественной водонепроницаемой краской необходимо в обязательном порядке.
Следует отметить, что в продаже можно найти не рулоны, а готовые бутил-каучуковые заплатки различного размера.
Кроме этого, для более надежного ремонта широких трещин на шифере, дополнительно к бутиловым заплаткам рекомендуется использовать стекловолоконную , которая выступает в качестве армирующего слоя, придающего большую прочность заделываемому шву.
Если работы проводятся с применением серпянки, то следует для нижнего слоя, наклеиваемого на повреждения, использовать двустороннюю ленту или заплатку, то есть имеющую защитную подложку покрытие с обеих сторон. В этом случае, работы осуществляются в такой последовательности:
- На обезжиренный шифер вначале приклеивается бутиловая лента, так же, как это было показано выше – аккуратно снимается только нижняя подложка. Лента также тщательно разглаживается по ремонтируемому участку.
- Затем с нее снимается верхнее защитное покрытие.
- После этого, сверху ленты закрепляется вырезанный отрезок ленты-серпянки.
- Затем, на серпянку закрепляется лента с односторонним нанесением клеящего состава и нетканой поверхностью с лицевой стороны.
- Последним шагом производится окрашивание.
Третий способ – с использованием битумных мастик
Ремонт с помощью может осуществляться двумя способами – горячим и холодным.
1. Если работы по ремонту осуществляются горячим битумом, то его необходимо сначала подготовить – это делается следующим образом:
- В старое ведро закладывается битум.
- Разжигается костер, который огораживается кирпичами так, чтобы на них можно было поставить ведро с битумом.
- Содержимое ведра периодически помешивается, чтобы оно не пригорело ко дну или же не воспламенилось. Состав должен быть разогрет до 160 градусов.
- Если работы будут производиться при отрицательной температуре на улице, то рекомендовано добавить в битум около 10% масляной отработки от общего объема. Она придаст составу недостающую эластичность, что поможет избежать растрескивания заплатки. Особенно это важно, если ремонтируется край крыши, так как эта область считается самой проблемной. В этом случае лучше всего заплатку дополнительно армировать стекловолоконной сеткой.
- Можно обойтись и без армирования, если на горячий битум наклеить гидроизоляционный материал типа «Технониколь» («еврорубероид»), который обычно используется для покрытия плоских крыш.
Благодаря эластичности материала, он отлично примет форму волн шифера. Если же не удается плотно прижать его к нанесенной мастике, то его придется подогреть с помощью горелки или строительного фена.
Битум наносится на обезжиренный поврежденный участок крыши с помощью кисти или шпателя. Затем на разогретую массу укладывается армирование. После схватывания первого слоя битума, сверху сетки-серпянки наносится еще один битумный слой.
2. При применении готовой гидроизоляционной битумной мастики, ее разогрева не потребуется.
Достаточно будет хорошо перемешать содержимое и нанести на заранее обезжиренную и загрунтованную поверхность шифера.
На первый слой мастики также можно настелить сетку-серпянку, дополнительно скрепляющую два края листа, которые разъединила трещина.
Количество слоев может быть любым, но чем толще он будет, тем дольше период его просыхания. Поэтому самым оптимальным вариантом считается такой: два слоя мастики по 1,5 мм толщиной, между которыми будет проложен армирующий материал.
Четвертый способ – с использованием цементно-асбестового раствора
Ремонт шифера подобным способом производится с использованием смеси, замешанной из цемента с добавлением волокон асбеста и клея ПВА. Асбест россыпью можно изготовить, измельчив кусок асбестового листа, шнура или полосок, которые используются при кладке кирпичных печей. Производя измельчение этого материала, нужно в обязательном порядке обезопасить дыхательные пути респиратором или хотя бы медицинской маской, а глаза защитить очками.
Для изготовления смеси материалы берутся в следующих пропорциях: 3 части асбеста, 2 части цемента, а клей ПВА и вода разводятся 1:1. Все составляющие перемешиваются до достижения смесью консистенции густой сметаны. Состав готовится непосредственно перед его использованием.
Шифер для нанесения этого состава должен быть хорошо очищен и просушен. После его просыхания поврежденную область листа тщательно прогрунтовывают раствором, состоящим из ПВА и воды, взятых в пропорции 1:3. Такая грунтовка наносится в два слоя, с выжиданием просыхания каждого из них.
Затем, с помощью шпателя асбестоцементный состав наносится на обработанный грунтовкой поврежденный участок шифера. Если заделывается трещина в нижней части волны, то слой должен быть максимально тонким, примерно в 1?1,5 мм. В том случае, когда дефект располагается на гребне, толщина слоя не имеет принципиального значения. В последнем случае очень важно заполнить образовавшуюся трещину по всей толщине шифера. Нанесенный материал нужно обязательно хорошо разравнять, так как его поверхность должна быть гладкой.
Пятый способ – использование полиуретановой пены и эпоксидной смолы
Можно сказать, что этот способ был изобретен домашними умельцами, так как ремонт проводится с помощью монтажной пены и эпоксидной смолы. Для выполнения работ с помощью этих материалов потребуется баллон монтажной пены, герметик и двухкомпонентный комплекс эпоксидного клея, последний будет служить гидроизоляцией для пены. Подобный способ называется «трехслойным», и сам ремонт выполняется в несколько этапов:
- Подготовительный этап заключается в очистке и обезжиривании ремонтируемого участка. Если трещина или пролом в шифере достаточно большие, следует очистить и обработать края шифера внутри этой пробоины, используя, например, напильник.
- Следующим шагом имеющийся просвет (пробоина) заполняется монтажной пеной. После этого следует выждать паузу, необходимую для расширения и полимеризации пены, примерно сутки. Здесь же нужно отметить, что если в шифере образовался очень большой изъян, то под него рекомендуется подложить кусок рубероида или оцинкованного металла, но он должен быть хорошо прижат снизу к шиферу, иначе пена, расширяясь, его оттолкнет.
- После того как пена просохнет, ее излишки срезаются по форме волны.
- Сверху застывшей и обрезанной пены, тонким слоем наносится герметик. Необходимо добиться, чтобы он заполнил все поры на поверхности материала. После этого герметик оставляется до полного просыхания. Время застывания и отвердевания герметика, которое необходимо выдержать, прежде чем переходить к дальнейшим операциям, обычно указывается на упаковке материала.
- Третьим, завершающим этапом идет покрытие отремонтированной поверхности эпоксидным составом, который окончательно разгладит поверхность и она сольется в единое целое с шифером. Застывшая эпоксидка прикроет ремонтную заплату надежным защитным слоем.
Этот способ ремонта получается достаточно сложным и дорогостоящим. Но после полного застывания отремонтированного участка, он набирает высокую прочность и гарантированно избавляет от проблемы протечек кровли.
Если требуется произвести ремонт листа шифера, находящегося в середине ската и расколовшегося по всей длине, то можно обойтись и только эпоксидным составом, которым заполняется вся трещина полностью. В этом случае сначала с нижней стороны листа, со стороны чердачного помещения, на трещину наклеивается монтажная водостойкая лента, и только после этого зазор полностью, максимально плотно, заполняется эпоксидным составом.
Шестой способ – мел+олифа
Этот состав для ремонта трещин на шифере тоже можно назвать народным, однако, он совершенно не подойдет для заделки больших пробоин, поэтому, если образовалась такая, то подобную методику можно сразу же отклонить.
Ремонтная смесь в этом случае изготавливается из мела и олифы. Смесь в итоге должна напоминать консистенцию густого меда. Поэтому в олифу добавляется мел, так сказать, «на глаз», небольшими порциями, каждая из которых хорошенько перемешивается. Процесс замешивания осуществляется до тех пор, пока не будет достигнута нужная густота раствора.
Готовой смесью замазывают заранее очищенную трещину, а затем разравнивают. После просыхания смеси трещина густо покрывается влагозащитной краской. На этом работы по ремонту шифера подобным способом можно считать законченными.
Седьмой способ – использование влагостойкого клея на нитро-основе
В этом способе ремонта кровельного материала используется влагостойкий нитроцеллюлозный клей, например, «Эмалит». Заделка дефекта производится следующим образом:
- Внутренняя сторона листа шифера, выходящая в чердачном помещении, хорошо очищается металлической щеткой и промывается водой, затем полностью просушивается.
- Сухой шифер в местах повреждений заклеивается тканью. Для этого можно использовать обычную плотную ткань или стеклоткань. Латка должна иметь размер, превосходящий размер пробоины или же трещины на 40?50 мм с каждой из сторон.
- Ткань пропитывается клеем и накладывается на поврежденное место, хорошо прижимается и разглаживается.
- После сцепления материалов и схватывания клея, сверху латки наносится еще один свой клея.
- После полной готовности внутренней заплатки, с внешней стороны листа отверстие или трещина заполняются бетонным раствором или же плиточным клеем для фасадных работ. Поверхность заполненного отверстия нужно хорошо разровнять.
- Если заделывается трещина, то в ее в начале и конце просверливается по одному отверстию, которые заполняются эластичным герметиком, а затем в них вкручиваются саморезы. Это необходимо сделать для того, чтобы трещина не стала развиваться дальше.
Восьмой способ - с применением специальных гидроизоляционных обмазочных составов
Отлично подходят для ремонта шиферных листов готовые гидроизолирующие обмазочные составы на цементной-полимерной основе, продаваемые в готовом виде в ведрах, иди же в виде сухих смесей, требующих разведения. Инструкцию по их приготовлению всегда можно найти на упаковке.
В любом случае, работать с подобными составами очень легко, так как они имеют мелкозернистый состав, который отлично ложится на ремонтируемый материал благодаря высоким адгезионным качествам. Ремонтные работы проводятся в следующем порядке:
- Очищенную, обезжиренную с помощью одного из растворителей поверхность вокруг повреждения, а также внутренние стенки трещины, хорошо просушивают.
- Затем, гидроизолирующая смесь разбавляется водой, и ею грунтуют поверхность, которая будет подвергаться ремонту. Грунтовка тоже должна хорошо просохнуть.
- Следующим шагом при помощи шпателя или пистолета наносится густая смесь, подготовленная для ремонта.
- Спустя шесть часов трещину нужно накрыть стеклотканью, и сверху этой заплатки наложить еще один слой гидроизолирующего состава и хорошо его разровнять.
Если выбран определенный способ ремонта, разумным будет поинтересоваться прогнозом погоды на ближайшие дни, на которые планируется проведение работ Ремонт кровли следует проводить в сухую, безветренную, но лучше – не солнечную, пасмурную погоду, так как любые смеси должны просыхать при средних температурах. Поэтому оптимальным временем для проведения ремонтных работ будет конец лета или начало осени, когда вполне можно выбрать подходящие по прогнозам дни.
Кроме этого, необходимо помнить, что даже очень хорошие и качественные заплатки дадут только временную защиту от протекания крыши. Проблема состоит в том, что у кровельного материала и различных ремонтных составов — разные коэффициенты линейного расширения и плотности. Поэтому заделанные изъяны смогут выдержать только несколько циклов сильных перепадов температур, а затем протечки появятся снова. Такой ремонт нужен для того, чтобы у владельцев жилья было время для выбора и приобретения нового кровельного покрытия. Если есть возможность перекрыть крышу сразу, то при образовании серьезных повреждений не стоит прибегать к ее ремонту – лучше сразу решать вопрос радикально.
Защита шифера от дальнейших разрушений
Если на крыше, которая эксплуатировалась длительный срок, растрескивания появились от времени, то поставить заплатки или залить повреждения герметиком будет совершенно недостаточно, так как разрушение все равно продолжится. В этом случае, помимо полной замены покрытия на новое, можно назвать еще несколько способов, как можно остановить процесс стремительного старения шиферной кровли.
- В первую очередь поверхность крыши хорошо очищается, промывается и просушивается. Если на шифере нет наростов изо мха, то покрытие можно просто хорошо очистить с помощью веника. В любом случае, какая бы ни проводилась очистка, дыхательные пути мастера во время выполнения этой операции должны быть хорошо защищены – асбестовая пыль чрезвычайно вредна.
- Далее рекомендовано всю поверхность крыши хорошо прогрунтовать и просушить.
- Далее, шиферная крыша полностью покрывается резиновой краской, которая создает на поверхности эластичный гидроизолирующий слой.
- Еще один способ спасти стареющую шиферную кровлю – это покрыть ее полностью «ризолином».
«Ризолин» - это самоклеющийся гибкий материал с фольгированной поверхностью, имеющий в своей основе стеклоткань, пропитанную битумно-полимерными составами с целевыми добавками, которые улучшают эксплуатационные качества этого покрытия.
Этот материал специально предназначен для настила на кровельные поверхности любой сложности, он надежно гидроизолирует крышу. «Ризолин» обладает отличной адгезией с любой поверхностью, а пластичность позволяет ему принимать форму волн шифера.
Клеящая сторона защищена анти-адгезионной подложкой, которая снимается с материала перед его монтажом на кровлю. После снятия защитного слоя листы прижимаются к поверхности шифера и надежно с ним сцепляются.
У этого материала есть еще одно важное преимущество – в связи с тем, что внешний слой представляет собой фольгу, «ризолин» предотвращает перегревание кровли и закрывает ее от прямых ультрафиолетовых лучей. Благодаря этому старый шифер как бы «консервируется», а в доме с крышей, покрытой «ризолином», никогда не бывает жарко.
В завершение хотелось бы напомнить о том, что в 1999 году Европейской комиссией была принята директива о запрете использования асбеста и изготовленных из него изделий с 2005 года в странах Европейского союза. Такое решение было вынесено на основании проведенных исследований и выявлении того, что асбест способен нанести серьезный вред здоровью человека. Поэтому, если пришло время ремонта шиферной крыши, может быть, считать это поводом для полной замены покрытия на один из современных кровельных материалов, а не для заделывания трещин и пробоин?
И в завершение – интересный видеосюжет, в котором мастер делится своим секретом приготовления клея для ремонта шиферной кровли
Видео: самодельный клей для ремонта шифера
Покрытие кровли из асбоцементных листов славится своей долговечностью. Тем не менее даже при такой износостойкости полностью исключить повреждения шифера в процессе эксплуатации нельзя. Как правило, года через десяток–полтора на его поверхности можно обнаружить сколы или трещины.
Ремонт шифера может продлить эксплуатационный срок кровли примерно еще на десяток лет, поэтому вопрос, как отремонтировать покрытие, очень актуален. Когда-то ремонт кровли из шифера проводили с использование обычной масляной краской и полосками из ткани. Эффект такого вмешательства был кратковременным – всего несколько лет. Современные материалы делают способы по устранению повреждений значительно более эффективными.
Как заделать трещины
Когда шифер протекает, значит на покрытии есть трещины. Существует несколько достаточно простых способов, которые реально помогают восстановить его функциональные возможности. Все они доступны для самостоятельного выполнения, только нужно знать, чем заклеить шифер. Обычно это накладывание заплатки на поврежденный участок или . Посмотрим, что нужно делать, когда протекает кровля, какой самый быстрый способ, как залатать крышу из шифера, чем склеить. Это особенно важно при плохих погодных условиях.
Рассмотрим наиболее распространенные технологии восстановления листов с повреждениями. Итак, лопнул, течет, шифер. Чем заделать, заклеить его? Простейший вариант – это асбестовая паста.
Пошаговая инструкция применения асбестовой пасты
Приготовление состава
Смесь представляет собой состав, в который входят асбест и цемент, можно приготовить самостоятельно. В отдельной емкости перемешивают порошковые составляющие (асбеста берут в три раза больше) и добавляют взятые равными по объему воду и дисперсионный поливинилацетатный клей до получения однородной сметанообразной массы. Перемешивать смесь нужно очень тщательно, чтобы не образовались комочки. Работы с асбестовой смесью проводят в респираторе.
Если состав долго не используется, он теряет свои качества. Поэтому желательно замешивать его небольшими порциями.
Способ нанесения
Прежде чем заклеить шифер, подготавливают поврежденный участок:
- убирают мусор;
- промывают место повреждения и обезжиривают, к примеру, бензином;
- в случае обыкновенной трещины, по всей ее длине закрепляют ленту из стекловолокна (серпянку), которая длиннее трещины самое меньшее на 5 см.
- значительные повреждения или отверстия сначала заполняют, к примеру, сырой резиной или законопачивают, для большего эффекта волокнистый материал предварительно обрабатывают гидрофобными составами.
Асбестоцементный состав наносят на поврежденный участок постепенно, последовательными слоями по возможности равномернее. Общая толщина слоя должна достичь, по крайней мере, 2 мм. Когда заплатка высохнет, полученный шов обрабатывают наждачной бумагой.
Желательно, чтобы смесь значительно перекрыла зону повреждений.
Такой ремонт обеспечит защиту подкровельного пространства от проникновения влаги на 8–10 лет.
Использование фольги
Заплатка на крыше может быть из алюминиевой фольги, хоть от обычной шоколадки. На нее наносят универсальный клей и накладывают на поврежденный участок с изнаночной стороны. Чтобы углы заплатки не загибались, их закругляют. Соединение фольги и кровли получается прочным и будет надежно защищать кровлю от доступа воды.
Если трещина проходит по месту крепежа, то сначала ее заделывают фольгой и просверливают отверстие под крепежный элемент в другой части листа.
После проведенных работ демонтированный лист возвращают на место. Нельзя забывать о том, что обязательным требованием являются прокладки из резины под гвозди. Когда работа будет закончена, заплатку маскируют под тон кровельного покрытия. в сухую погоду, желательно использовать валик либо кисть. Лучшего эффекта можно достичь, если обрабатывать отремонтированный участок в два подхода с перерывом на просушивание первого слоя.
Эти способы намного удобнее, если выполнять их на снятом листе.
Ремонт асбоцементной кровли без демонтажа
Есть некоторые способы ремонта крыши из асбоцементного материала, для которых поврежденные листы не демонтируют. Эти работы выполняют непосредственно на кровле, поэтому необходимо обеспечить страховку.
Заделка трещин пастой из силикона
Трещины можно замазать пастой из силикона, которая отличается хорошей адгезией к асбоцементному покрытию. Поврежденный участок аккуратно очищают от пыли и мелких крошек асбеста при помощи щетки из металла. Затем его необходимо обезжирить. Для этого можно воспользоваться, скажем, ацетоном или особым растворителем. В щель трещины равномерным слоем засыпают асбестовую крошку.
Следующим шагом крошку заливают пастой из силикона, дают ей схватиться и закрашивают под цвет крыши. На эти работы уходит немного времени, а результат получается достаточно надежным.
Отремонтированные участки крыши закрашивают, как только схватывается силиконовая паста. Это необходимо из-за пористой структуры асбоцементных листов, в силу чего отремонтированная поверхность по краям быстро загрязняется.
Использование монтажной пены
Поврежденное место очищают и обезжиривают. Далее трещину задувают пеной, но не до конца. Ремонтируемый участок просушивают и обрезают по бокам излишки пены, после чего накладывают слой герметика. Работы завершают, покрыв восстановленную поверхность .
Чтобы сохранить смолу жидкой, в разогретом состоянии в нее добавляют немного солярки. Получается своеобразный праймер. Нужную густоту смеси можно обеспечить, добавив обычный чистый песок.
Мастика для устранения повреждений
Листы, имеющие стыки, обрабатывают мастикой с армирующим наполнителем волнистой структуры.
В отдельной таре плавят небольшие кусочки битума. При этом образуются пена и примеси, которые в процессе удаляют. Плавление при 200–220°С продолжают до полного обезвоживания битума. Затем в небольшие порции расплавленного битума добавляют наполнитель, который предварительно разогревается до 110°С.
Мастика в горячем состоянии наносится на стыки шпателем или другим подходящим инструментом. В процессе нанесения материал приглаживают. Таким образом убирают излишки влаги и прочно утрамбовывают мастику.
Еще одним вариантом заделки трещин является использование . Он имеет исключительные адгезионные характеристики по отношению к любому основанию. После проклейки трещины образуется высококачественная накладка, исключающая попадание воды, устойчивое к любым атмосферным воздействиям, ультрафиолету, перепадам температур.
Чтобы повысить сцепляемость ремонтных материалов, трещины или сколы желательно праймировать клеем ПВА.
Устранение значительных повреждений
Возможно, что при инспекции кровли будет обнаружен лист, расколотый по длине, склеить его можно будет при помощи эпоксидной смолы. Сначала части листа скрепляют изнутри клеящей лентой, и только после этого щель заливают эпоксидной смолой.
Любой хозяин мечтает о теплом и уютном частном доме. И как много неприятностей может принести человеку крыша, которая дает течь, начиная с появления на стенах влаги и заплесневения и заканчивая обрушением кровли.
Малейшие ошибки при монтаже кровли могут привести в будущей протечке крыши.
Заметив, что протекает крыша дома, хороший хозяин должен обязательно найти причину и устранить эту неприятность в самый короткий срок.
Протечка крыши: причины и способ обнаружения
- Одной из главных причин является то, что кровля в доме просто износилась после 10-12 лет эксплуатации в результате воздействия на нее ветра и атмосферных осадков.
- Если крыша в доме относительно новая, то ее протечка может быть обусловлена неправильным монтажом кровельных материалов.
- Сами кровельные материалы могут быть некачественными.
- Крыша может быть повреждена в результате очистки ее от наледи и снега.
Как же обнаружить место протекания? Осмотр надо начинать с чердачного помещения дома. Сперва следует проверить, в каком состоянии находятся стропила. Но если вы обнаружили, что на древесине имеются влажные или потемневшие места, а также плесень, это не значит, что место протекания находится здесь же. Ведь вода может попасть под кровлю в одном месте, а растекшись по гидроизоляционной пленке, проникнуть внутрь уже в другом. Именно поэтому надо особо тщательно изучить состояние крыши снаружи. Кстати, на чердаке заодно рекомендуется проверить и целостность электропроводки во избежание поражения электрическим током. Только после этого следует приступить к наружному осмотру.
Должна быть исследована тщательным образом на предмет повреждений. На крыше нужно осмотреть в первую очередь ее конек, затем исследовать состояние кровли вокруг окон мансард. Не нужно забывать о местах крепления металлических фартуков там, где они соединяются с дымоходом. Такие крепления должны быть особенно герметичными, ведь чаще всего вода проникает внутрь в местах стыка кровли и трубы. Следует обратить внимание на состояние гидроизоляции. Потом проверить, нет ли следов механических повреждений: трещин, вмятин, пузырей. Тщательно исследуются ендовы (там могут скопиться листья и мусор). Растительный мусор может попасть и в водосточную трубу, засорив ее. И, конечно же, стоит осмотреть карниз, который также может быть поврежден ветром.
После того как хозяин обнаружил причины , ему следует позаботиться о ее ремонте, а технология в частном доме зависит от того, из каких кровельных материалов она изготовлена. Покрытие может быть шиферным, черепичным, битумным или металлическим.
Как отремонтировать шиферную кровлю?
Несложен. Чаще всего он заключается в герметизации сколов или трещин шиферных листов. Повреждения возникают в результате воздействия природных факторов, а также из-за того, что зимой шифер чистят лопатами, а делать это следует мягкими щетками. Повреждения можно залепить обычным цементным раствором (соотношение цемента и песка 1:2).
Более современным способом герметизации является использование клейких лент, имеющих бутил-каучуковую основу. Вначале следует подготовить поврежденный участок к ремонту. Для этого трещины и сколы нужно протереть ситцевой или льняной тряпочкой, смоченной в бензине или растворителе. После с ленты снимают защитный слой бумаги и заклеивают кусками ленты повреждения. В завершение нужно закрасить заплатки масляной краской. Ею же покрывают и гвозди, которыми соединены листы шифера. Таким образом их можно уберечь от ржавчины.
Следует помнить, что — очень хрупкий материал, поэтому во время ремонта надо особенно осторожно передвигаться по крыше дома, воспользовавшись лесенкой-трапом, которая способна равномерно распределить вес тела человека на покрытии. Вот и все сложности устранения протечки крыши из шифера.
Как отремонтировать кровлю из натуральной черепицы?
Со временем под воздействием осадков поверхность черепичных плиток может потрескаться. Протечка кровли может возникнуть из-за того, что скрепляющий пластины цемент раскрошился. Такие повреждения устранить несложно. Надо изготовить раствор, в состав которого входят известь и немного пакли (1 часть) и песок (2 части). Данным раствором замазывают трещинки на пластинах черепицы. Раскрошившийся старый цемент аккуратно убирают из стыков и заменяют его известковым раствором.
Часто протекает крыша из черепицы, если слой гидроизоляции, находящийся между рейками, к которым прикрепляются пластины, и стропилами, разрывается. Что нужно делать в этом случае? Вначале на участке, требующем ремонта, надо аккуратно поддеть мастерком и удалить плитки. Под пластины, лежащие над ними, следует забить деревянные клинья. Затем отсоединить рейки от стропил, вынув гвозди. Далее под рейки нужно подложить картонный кусок и ножовкой вырезать часть реек над участком, который поврежден. После этого следует вырезать гидроизоляционный участок с разрывом и сверху наложить заплатку, приклеив ее края к слою гидроизоляции мастикой или кровельным клеем. Затем нужно вырезать новые кусочки реек, смазать их антисептиком и прибить антикоррозийными гвоздями к стропилам вместе со старыми рейками. Последний штрих ремонта — укладка черепичной плитки поверх реек.
Ремонт кровли из металлочерепицы в частном доме
Кровельный пирог для крыши из металлочерепицы: схема устройства.
Кровля из металлочерепицы часто протекает из-за того, что в крепежных саморезах разрушается резиновая шайба. В этом случае следует заменить весь крепеж на более качественный, промаркированный как FM, SFS. Иначе каждые 2 года он будет разбалтываться. Если зимой крышу очищали от снега металлической лопатой, на поверхности покрытия могут образоваться вмятины, царапины и даже пробоины. Царапины покрывают антикоррозийной краской. Пробоины запаивают стальными заплатками. Неплотно прилегающие друг к другу листы герметизируют клейкими лентами или силиконовым герметиком.
Если лист металлочерепицы сильно поврежден, придется его заменить. Для этого следует аккуратно демонтировать поврежденный лист, проверить состояние реек и теплоизоляции снизу и при полной их исправности наложить сверху соответствующий по размерам и цвету новый лист.
Ремонт металлической листовой кровли
Хотя считается самой долговечной, время не щадит и ее. Крыша в частном доме начинает протекать из-за коррозии металла, образовавшихся царапин и разгерметизации фальцев, которые скрепляют листы крыши. Установив место и причину протечки, приступают к ее устранению. Самые мелкие вмятины и царапины зачищают от ржавчины и загрязнений наждачной бумагой или щеткой из металла и заполняют замазкой из сурика. Свищи (небольшие пробоины) заливают битумной мастикой. На более крупные пробоины накладывают стальные заплаты. Их вырезают на 10-15 см больше, чем сами пробоины, и, зачистив края отверстий горячей мастикой из битума, при помощи паяльника припаивают заплатку к краям. Когда припой охладится и застынет, его излишки удаляют напильником. Затем заплатку покрывают масляной краской.
Можно делать заплаты из плотной мешковины. Подготовленные куски-заплаты выдерживают в течение 15 мин. в масляной краске из железного сурика на олифе. Затем, вынув и отжав их от излишков краски, накладывают на поврежденные места. Следует тщательно разгладить всю поверхность заплат, особенно края. Спустя 6-7 дней заплаты хорошо просохнут и можно будет покрыть кровлю атмосферостойкой краской.
Как делать ремонт мягкой битумной черепицы?
Кровля из мягкой черепицы обычно со временем трескается. Трещины ликвидировать совсем несложно. Для этого следует приподнять треснувшую плитку и смазать кровельным клеем ее внутреннюю сторону. После этого нужно сильно прижать плитку к ее основанию и покрыть слоем клея лицевую поверхность плитки.
Если на битуме имеются более серьезные повреждения, его заменяют. Для этого нужно удалить поврежденную плитку из-под верхнего ряда битума, вытащив гвозди. Затем верхний внутренний край новой плитки покрывают клеем, вставляют ее на место старой, засунув немного под верхний ряд плиток, и закрепляют на кровле при помощи гвоздей. В конце нужно смазать клеем края плиток, находящихся сверху и снизу новой, замененной плитки.
Когда лучше ремонтировать крышу?
Изучив способы ремонта различных видов кровли, хозяин дома может задаться вопросом: а когда же оптимальнее производить этот самый ремонт? Конечно, крыша в частном доме может протечь в любое время года и тогда нужно будет принимать экстренные меры для устранения протечки. Чтобы этого не произошло, хозяину не стоит совсем забывать о кровле и периодически осматривать ее состояние. А лучше всего ремонтные работы рекомендуют делать или ранней осенью, или ранней весной, когда не слишком жарко.
Здравствуйте. У нас крыша дома выложена шифером. Но, где-то протекает или промерзает, потому, что осенью и зимой мокреет потолок. Видимых повреждений нет. Может утеплить ее нужно? Полностью переложить крышу тоже нет возможности – начался сезон дождей. Что можно сделать с этой проблемой? (10 октября 2013, Антон)
Ответ
Здравствуйте! На вопрос ответить однозначно трудно, потому что не заем какая у вас конструкция и какой кровельный пирог на вашей крыше. Но, в общем можем рассказать как отремонтировать и утеплить крышу из шифера.
В первую очередь, — это, конечно, же внешний осмотр всех шиферных пластин на предмет поиска видимых механических повреждений и протеков. Если таковые были обнаружены, или есть подозрения, что именно в этих стыках и просачивается вода, то проблему моно решить следующим способом. Не нужно перекрывать крышу в этом месте или менять шифер, трещины можно замазать. Из мела и олифы приготовьте замазку. Промажьте этой замазкой проблемные места и замажьте замазку битумной мастикой. Когда мастика высохнет ее можно покрыть любой масляной краской. Так можно заделать мелкие трещинки. Если повреждения более весомые, то могут помочь тканевые заплатки. Места повреждений обработайте олифой. Возьмите ткань плотную (например, брезент) и вырежьте по размер повреждения заплатку (чуть больше разумеется). Приклеивается заплатка на густую краску и сверху также покрывается слоем краски, тщательно промазывая края заплатки (больше чем заплатка сантиметра на 3).
Также повреждения в шифере можно заделать обычным цементно-песчаным раствором из соотношения 1:1. Раствор накладывается на повреждение, равномерно распределяется, высыхает, шлифуется и грунтуется.
Если все же заплатки и замазки не спасут положение, попробуйте аккуратно извлечь сломанный лист шифера и аккуратно заменяется на другой.
Теперь об утеплении крыши изнутри. Это тоже очень просто. Утеплителем обшиваете внутреннюю сторону крыши. Желательно чтобы утеплитель был толщиной не менее 10 см. Дальше на утеплитель обязательно нужно закрепи пароизоляционную пленку. Если у вас крыша мансардного типа, то утеплять нужно и кролю и стены и потолок. На стены укладывают утеплитель толщиной в 20 см, на крышу – толщиной в 30 см, а на потолок – 40 см. Разумнее всего утеплять потолок не на балки перекрытия, а между ними, а сверху утеплитель зашить либо фанерой, либо плитами ОСБ.