Парковые дороги и площадки в ландшафтном дизайне. Технология устройства парковых площадок и дорожек Стандартные размеры дорожек в парке
Дороги, дорожки, тропы, площадки - одни из важнейших планировочных элементов объекта ландшафтной архитектуры. Анализ проектных решений и натурные обследования садово-парковых территорий показывают, что дорожная сеть и площадки занимают 10-20 % от всей площади объекта, а относительная протяженность дорог составляет 300 - 400 м на 1 га.
Технология устройства дорожек и площадок .
При устройстве садово-парковых дорожек и площадок с различными типами покрытий соблюдается ряд общестроительных норм и правил.
Сначала вся дорожно-тропиночная сеть с площадками выносится в натуру в соответствии с проектом и разбивочным чертежом планировки с применением геодезических инструментов и приборов.
Выносятся трассы основных дорог по их осям с привязкой к основным базисным линиям. Затем проверяются продольные уклоны в соответствии с проектом вертикальной планировки, и закрепляются в натуре точки пересечений дорожек, поворотов и радиусов закруглений, а также переломов рельефа. В дальнейшем проводится комплекс земляных работ по вырезке "корыта" и планировке полотна дорожки в соответствии с требуемыми уклонами.
После подготовки дорожного полотна и корыта для площадок вновь необходимо проверить продольные уклоны поверхности.
Затем отбиваются границы сооружений, размечаются в натуре колышками и натягиваемым шпагатом.
Важным моментом является создание поперечного профиля дорог. Поперечный профиль небольших дорожек создается вручную с помощью специально вырезанного шаблона из толстой фанеры с заданным профилем.
Все микрорельефные изменения на поверхности полотна выравниваются, строительный мусор выбирается или может быть частично использован при устройстве основания.
Поверхность полотна уплотняется моторными катками. Грунтовая поверхность полотна дороги или площадки считается готовой и хорошо укатанной, если тонкие круглые предметы - гвозди, проволока и др. - вытаскиваются из грунта без нарушения его целостности.
Покрытиям дорожек и площадок в садах и парках, на объектах ландшафтной архитектуры городских центров, жилой и промышленной застройки придается очень большое значение в связи с общим композиционным решением объекта.
Покрытия должны быть разнообразны по своему рисунку, окраске, материалам. Поверхность дорожек и площадок воспринимается посетителем с различных точек - с видовой площадки, с плоских крыш зданий или с террас. Разнообразие типов покрытий на небольшом объекте может создать иллюзию масштабности и как бы увеличить его площадь. Величина, габариты аллей, дорог, троп, площадок, рисунок их покрытий, форма и пропорции их элементов, сам материал, из которого сделаны покрытия, должны соответствовать общему композиционному решению объекта и закономерностям построения пейзажа.
Дорожно-тропиночная сеть, площадки, аллеи обычно подразделяются на классывзависимости от их функций и классифицируются по типам покрытий. Выделяются 6 классов дорог, дорожек, аллей:
1класс - главные дороги и аллеи, по которым распределяются основные потоки посетителей объекта; они обычно предусматриваются как основные маршруты движения по объекту и воспринимают большие нагрузки от посетителей. Конструкция этого типа дорог должна быть очень прочной, выполненной из мало изнашиваемых материалов.
2 класс - второстепенные дороги, дорожки, аллеи, предназначены для соединения различных узлов объекта и более равномерного распределения посетителей, подведения их к главным маршрутам движения, площадкам отдыха и спорта, видовым точкам объекта и другим элементам планировки.
Интенсивность движения по второстепенным дорожкам, их пропускная способность ниже, чем на главных. Однако покрытия таких дорожек должны быть декоративными, так как они по своим функциям выполняют важную планировочную роль.
3 класс - дополнительные дороги, дорожки, тропы, служат для соединения второстепенных планировочных элементов объекта, играют роль переходов, подходов к сооружениям, к цветникам, являются «ответвлениями» от главных и второстепенных маршрутов движения. Интенсивность движения на дополнительных дорожках снижается в сравнении с дорожками первых двух классов. Конструкции и покрытия таких дорожек делаются упрощенными.
4 класс - велосипедные прогулочные дороги и тропы;
5 класс - дороги для конной езды ;
6 класс - хозяйственные дороги и проезды;
Каждому классу дорог соответствуют свои габариты - протяженность и ширина. Ширина садово-парковой дороги играет существенную роль, поскольку связана с посещаемостью объекта и интенсивностью движения посетителей.
Важное значение имеет величина пропускной способности садово-парковых аллей и дорог, особенно I и II классов, в связи с интенсивностью движения посетителей. Поэтому важно рассчитать габариты дорог и площадок.
Площадки в садах и парках имеют определённое назначение, используются посетителями в различных целях и подразделяются на следующие категории:
Площадки тихого отдыха, группового, одиночного, для тихих игр посетителей разных возрастов, в том числе для созерцания пейзажей;
Площадки активного отдыха, семейного или коллективного, группового, площадки для игр, для пикников, зрелищ, проведения массовых мероприятий;
Детские площадки различного возрастного состава: первичные, для дошкольников, для младших школьников, для старшего школьного возраста и молодежи;
Спортивные площадки: футбольные поля, для игры в гольф, для волейбола и баскетбола, тенниса, городков, специальные площадки для игры в шахматы и шашки;
Хозяйственные площадки, предназначаемые для установки передвижных служебных помещений, бытовок, раздевалок, хранения оборудования и инвентаря; площадки для контейнеров с мусором; площадки для складирования компоста, удобрений; площадки для прикопа посадочного материала; площадки, занятые теплицами и т. п.
Все площадки имеют различные типы конструкций и покрытий в зависимости от нагрузок на поверхности, посещаемости, интенсивности движения, частоты проводимых мероприятий.
Типы покрытий для дорожек и площадок
Покрытия из бетонных плиток. Покрытие дорожек и площадок из бетонных плит - одно из наиболее распространенных в садово-парковом строительстве.
Бетонные плиты изготавливаются индустриальным способом в заводских условиях и поэтому являются наиболее дешевым материалом для покрытий дорожек и площадок. Бетонные плитки изготавливаются методами:
Прессования;
Вибропрессования;
Вибропроката;
Вибрирования.
Возможно изготовление плит ручным способом в специальных формах, однако это приводит к удорожанию на 60 % стоимости.
Форма бетонных плиток и их размеры чрезвычайно разнообразны. Их делают по форме квадратными, круглыми, шестигранными, трапециевидными, треугольными, неправильными многогранниками.
Помимо разнообразия форм и размеров плитки изготавливаются разных цветов и оттенков, что достигается введением в бетон красителей или добавок в виде цветных цементов или цветного песка,
Поверхность плиток может быть обработана специальными матрицами, с помощью которых наносится декоративный орнамент. Фактура плиток становится чрезвычайно разнообразной.
Большим разнообразием отличаются плитки с обнаженным заполнителем, в качестве которого применяются галька, гравий различных фракций. Такие плитки изготавливаются на заводах и широко используются в садово-парковом строительстве.
Дорожки и площадки с покрытием из специальных смесей
При устройстве дорожек и площадок с насыпными (набивными) конструкциями большое значение придается устройству опорных бровок по границам и контурам.
Бровку устраивают вдоль границ дорожки путем подсыпки валика из растительной земли, Высота валика должна составлять не менее 15 см. Валик земли плотно утрамбовывается, и по его поверхности расстилается лента дерна с наклоном в сторону дорожки или площадки.
Вместо опорной бровки из земли устраивается бордюр, или садовый поребрик, из камня, бетона. На главных дорожках и площадках производится стационарная установка бордюра бортового камня.
После установки бордюра и подготовки полотна по поверхности рассыпается слой щебня. Слой щебня выравнивается в соответствии с поперечным и продольным профилем дорожки.
Песчано-гравийные и грунтоцементные смеси укладываются по заранее подготовленному и спрофилированному грунтовому основанию.
Освещение территории.
Освещение предназначено для обеспечения безопасного движения пешеходов в вечернее время по дорожкам и аллеям, создавая тем самым комфортные условия для вечерних прогулок.
При освещении парковых территорий следует различать осветительные установки, выполняющие утилитарные и декоративные функции.
Установки утилитарного значения обеспечивают освещение путей передвижения пешеходов.
Установки декоративного значения предназначены для высвечивания сооружений, скульптур, фонтанов, водоёмов, деревьев, кустарников, цветников.
Освещению следует отводить одну из важных ролей в создании ландшафтно-архитектурного облика вечернего парка. При этом все элементы освещения должны быть эстетически привлекательными в дневное время.
При освещении парковых территорий используют разнообразные источники света. Светильники с натриевыми лампами создают освещение золотисто-оранжевого оттенка предмета и создают «тёплые» тона. Светильники с ртутными лампами освещают предметы голубовато-зелёным цветом и создают «холодные» тона.
Для освещения цветников важным является подбор спектрального состава источников света с учётом цветовой гаммы растений. Для освещения деревьев и кустарников используются лампы накаливания в 300, 400, 500 Вт, ртутные лампы в 250 Вт, расположенные на высоте в 1-1,5 м.
Ступени лестниц, участки газонов, цветники, группировки деревьев и кустарников рекомендуется освещать низко расположенными светильниками. Такие светильники могут иметь форму грибов, шаров, цилиндров различной высоты и конфигурации. В дневное время такие светильники играют роль малых архитектурных форм.
Освещение садово-паркового объекта разрабатывается по специальному проекту и создается с помощью системы подведенных к светильникам электрических кабелей, проложенных в траншее.
Выбор источника света основан на экономичности установки и правильной цветопередаче. Опоры для парковых светильников бывают металлическими или железобетонными. Их устанавливают на газонах в одном ряду с деревьями. Осветительную сеть прокладывает, подключает к источнику питания и сдает на включение заказчику специальная строительно-монтажная организация.
Назначение аллей, дорог в парках, садах, скверах - обеспечивать удобные пешеходные связи входов со всеми функциональными зонами, сооружениями, устройствами и отдельными участками, раскрывать при движении эстетические достоинства зеленых насаждений, природного ландшафта.
Прямолинейные аллеи придают участку торжественность, извилистые дорожки уместны при организации прогулочных маршрутов с видовыми точками, аллеи, проложенные по кратчайшему пути, связывают объекты. Дорожки нередко прокладывают по существующим тропам.
В общем балансе территории парка под дороги и аллеи отводится 8-15 %, площадки - 5-10 %, за городом - соответственно 2-4 % и 1-2 %. Их относительная протяженность принимается в городе 300-400 м/га, за городом 50-100 м/га. В спортивных парках эти нормативы возрастают.
Основные пешеходные аллеи и дороги соединяют главные входы с наиболее посещаемыми объектами, связывают функциональные зоны между собой. Проектируемая ширина 5-50 м с продольным уклоном до 40 % и обеспечением пропуска до 600 чел/ч. Предусматривается проезд внутрипаркового транспорта.
Второстепенные пешеходные аллеи и дороги служат внутризонным связям, соединяют второстепенные входы с объектами притяжения, распределяют посетителей по территории. Проектируемая ширина 3-12 м с продольным уклоном до 60 % и пешеходным движением с интенсивностью до 300 чел/ч. Возможен проезд транспорта.
Дополнительные пешеходные дороги и тропы ведут к отдельным парковым устройствам. Проектируют их шириной 0,75-3 м с продольным уклоном до 80 % и пешеходным движением с малой интенсивностью.
Велосипедные дорожки для прогулок проектируются шириной 1,5- 2,5 м с продольным уклоном не более 50 %, поперечным 15-25 %.
Дороги для прогулок верхом, в экипажах и санях проектируются шириной 2,5-6,5 м, продольным уклоном до 60 % и улучшенным грунтовым покрытием.
Автостоянки проектируют из расчета 2-3 машиноместа на 100 единовременных посетителей парка на первую очередь и 5-7 на расчетный срок. У лесопарков, соответственно, 2-4 и 7-10 машиномест. Автостоянки расчленяют зелеными насаждениями на сектора.
Планировка парковых аллей и дорог: а, б - основные пешеходные аллеи; в - набережная аллея; г - пересечение аллеи с велодорожкой; д - конная дорога и тропа; 1 - основная полоса движения главной дороги; 2 - дополнительная полоса движения; 3 - второстепенная дорога; 4 - дополнительная дорога или тропа; 5 - велосипедная дорожка; 6 - дорога для конной езды; 7 - цветник; 8 - газон; 9 - насаждения |
Примеры примыкания дорожек. 1 - зона вытаптывания |
Внутрипарковый пассажирский транспорт (экипажи с электродвигателями, подвесные канатные и монорельсовые дороги, фуникулеры, лифты-подъемники, движущиеся тротуары, узкоколейные железные дороги) создается в парках площадью свыше 300 га, а при сложном рельефе - более 100 га. Он одновременно может использоваться для осмотра достопримечательностей и служить в качестве аттракциона. Для канатных дорог наибольший продольный уклон 80 %, скорость движения до 14 км/ч, провоз в одном направлении до 1200 чел/ч. Скорость движения на монорельсовых дорогах 10-40 км/ч, а пропускная способность 20-25 тыс. чел/ч.
Ширина парковых аллей зависит от количества посетителей и принимается кратной 0,75 м - ширине одной полосы движения. ЦНИИП градостроительства рекомендует принимать пропускную способность пешеходной полосы шириной 1 м не выше 400 чел/ч, что обеспечивает комфортность и непрерывность движения посетителей. Для проведения наиболее массовых мероприятий ширину главной аллеи увеличивают за счет боковых газонных полос, допускающих разовые нагрузки. При формировании главной аллеи из трех пешеходных полос ширину средней полосы следует принимать с коэффициентом 0,8 от суммы крайних.
В крупных парках главную аллею проектируют в виде эспланады шириной 25-50 м, имеющей прямолинейное или криволинейное очертание с большим радиусом поворотов. При прохождении участков со сложным рельефом эспланада расчленяется на аллеи. Эспланада, проложенная вдоль водоема, должна следовать береговой линии и иметь асимметричный профиль. Озеленение проводится так, чтобы средняя полоса была освещена, на крайних чередовались освещенные и затененные участки, а прогулочная дорожка затенялась и защищалась от ветра.
В лечебно-оздоровительных парках прокладываются терренкуры - специальные пешеходные дороги для лечения дозированной ходьбой. По трудности такие дороги подразделяются на легкие участки длиной 500-600 м без подъема; средние - длиной 1500- 2000 м с подъемом 50-100 %, трудные - длиной 3000-3500 м с подъемом 100- 150 % и круче. Подъемы чередуют с горизонтальными участками, площадки для отдыха со скамейками размещают на коротких маршрутах через 30-50 м, на длинных - через 100- 200 м.
Радиусы закруглений при пересечениях и примыканиях дорог и аллей принимают не менее половины ширины основной дороги, а для проездов не менее 7 м. При устройстве перекрестков углы сглаживают по линии естественного движения пешеходов для предотвращения вытаптывания. В случаях соединения в одном узле нескольких дорожек, места их примыкания расширяют.
Должно быть прочным, устойчивым к атмосферным воздействиям и нагрузкам, обеспечивать отвод поверхностных, ливневых, талых вод и быть удобным в эксплуатации. Покрытие предназначается для пешеходов, поэтому оно должно быть ровным, но не скользким. Важная роль в создании гармоничных ландшафтных композиций отводится декоративным характеристикам покрытий, которые выбирают исходя из назначения участка, особенностей ландшафта и архитектурно-планировочного решения территории. Существующая классификация покрытий основана на характере применения и материале. Тип покрытий должен соответствовать назначению, санитарно-гигиеническим, эстетическим и экономическим требованиям.
Покрытия бывают сплошные, панельные и плиточные. Сплошные покрытия подразделяются на, грунтовые, из щебня или гравия и асфальтовые. Грунтовые покрытия самые несовершенные. В практике строительства садово-парковых аллей и дорог используют улучшенные грунтовые покрытия - цементно-грунтовые, известково-грунтовые и песчано-гравийные. Щебеночные более прочные. Щебенку покрывают слоем мелкой просеянной крошки (кирпичной, гранитной, туфа) и укатывают ее катками. Получаемые цветные яркие покрытия хорошо сочетаются с зеленью, но в ветреную жаркую погоду пылят, в сырую - размокают и уносятся потоками воды, особенно на склонах, зарастают травой.
В прибрежных городах для покрытия дорожек используют речную или морскую гальку. Под покрытие целесообразно уложить 1-2 слоя полиэтиленовой пленки, толя, рубероида, что избавит от сорняков. Галька - прекрасный фон для декоративных растений: ковровых, стелющихся, хвойных и лиственных кустарников, плющей. Асфальтовые покрытия долговечнее, но нагретые солнцем они размягчаются, излучают даже вечером тепло, имеют невысокие художественно-декоративные качества. После каждого вскрытия поверхности остаются следы.
Покрытия: 1 - монолитные бетонные покрытия; 2 - покрытия из естественного камня; 3 - кирпичные покрытия (а, б - вперевязку; в - плетенка; г - сетка; е - елочка); 4 - покрытие из дерева; 5 - покрытия из бетонных плит (а - без разрыва; б - с разрывом); 6 - укладка плит на углах и поворотах |
Панельное бетонное покрытие бывает сборным и монолитным, может иметь различную форму с криволинейными или прямолинейными очертаниями и разные размеры. Для крупных плит (например, 1,5x1,5; 1,0x2,0 м) требуются механизмы для укладки на заранее подготовленную основу. За счет вводимых в бетон заполнителей достигается разнообразие фактуры, рисунка, цвета покрытия, повышаются его декоративные качества. Монолитные бетонные покрытия изготовляются на месте по уплотненному щебню. Они могут иметь рисунок за счет искусственных швов, которые необходимы и для погашения температурных изменений. Применяются вставки из гальки, щебня, гравия или ковровых растений.
Покрытия из естественного камня прочны и красивы, они сохраняют декоративность в течение десятилетий, их широко используют для создания интересных композиций при благоустройстве вокруг памятников, фонтанов и т. д. Для этих целей применяют плиты из твердых пород (гранит, гнейс, базальт) или из мягких, осадочных (песчаных, туф, известняк-ракушечник). В южных районах из осколков полированных мраморных плит делают наборные мозаичные плиты правильной геометрической формы.
Камень используют, учитывая его архитектурную выразительность и цвет. Разнообразные по величине и форме каменные плиты создают живописный рисунок на фоне зеленого ковра. Из каменных шашек кубической формы размером 3-7 см создают мозаичные покрытия. Шашки укладывают на песчаное основание толщиной 6-8 см. Образовавшиеся швы заполняют песком. Такие покрытия с успехом используются на дорожках со значительным уклоном. Мелкая каменная шашка применяется и при устройстве покрытий из бетонных плит для заполнения неровностей по периметру мощения, на поворотах и в швах, у водоприемных колодцев, лестниц. В дорожках из естественного камня неправильной формы швы заливаются раствором, заполняются галькой, гравием или растительной землей.
Покрытия из кирпича-клинкера. Кирпичи укладываются клеткой, елочкой, плашмя или на ребро на песчаное основание толщиной 5-10 см, которому придается небольшой уклон для стока воды с поверхности замощения. Кирпичи при укладке утрамбовывают, а швы между ними заполняют песком.
Покрытие из дерева живописно, но недолговечно, быстро загрязняется и не поддается очистке. Его можно рекомендовать для малопосещаемых участков зеленых насаждений или для декоративных целей. Деревянные покрытия распространены в городах, расположенных в лесных районах, где для этих, целей используют отходы деловой древесины. Применяют кругляк твердых пород, не поддающихся гниению (чаще хвойных), нарезанный на равные по высоте 12-16 см цилиндры диаметром 10-50 см, из которых и набирают мозаичное покрытие. Геометрический узор можно получить, используя квадратные, прямоугольные, шестиугольные шашки. Швы заполняют растительным грунтом и песком.
Бетонные, штучные плитки заводского изготовления прочны и гигиеничны, являются наиболее эффективным покрытием при благоустройстве территорий зеленых насаждений. Они разнообразны по форме (квадратные, прямоугольные, шестигранные, круглые и т. д.), цвету и фактуре. Прочность достигается за счет высоких марок цемента, хорошей смеси бетона и уплотнения. Плитку укладывают на песчаную подушку (для супесчаных грунтов 14-16 см, на водонепроницаемых грунтах до 25 см), а при слабых грунтах - на щебеночное или гравийное основание с уклоном для стока воды.
Наиболее употребляемые размеры плиток для пешеходных дорожек, см: 20x20; 25x25; 30x30; 40x40; 50x50; 75x75; 20x40; 40x60; 25x50; 50x75; шестигранные плиты с размером сторон от 20 до 50 см, круглые плиты диаметром до 50 см. Толщина плиток - в пределах 4-8 см, а для проезжей части 15-20 см. Широко применяются бетонные плитки с шероховатой, рифленой поверхностью, с обнаженным заполнением (галькой, гравием различных фракций) и из песчаного или силикатного мелкозернистых бетонов. Плитки укладывают вплотную (со швами 6-10 мм) или с промежутками не менее 5 см, которые можно заливать бетонным раствором, засыпать гравием, галькой, песком или заполнять растительной землей.
Монотонность и однообразие мощения нарушают устройством зеленых островков, вкраплением плит, отличающихся по цвету или фактуре, а также из других материалов. Большему разнообразию рисунка способствует и применение прямоугольных плит с соотношением сторон 1:2, интересны комбинации из разноразмерных плит, кладка без сплошных долевых и крестообразных швов. Начинают мощение от сооружения с параллельными или перпендикулярными фасаду швами. На поворотах стыках дорожек используют трапециевидные, конические, треугольные плиты или пользуются приемом «пилообразного» мощения по краю.
Из плиток быстро и легко составляют прямолинейные или криволинейные дорожки любого рисунка, требуемых габаритов в один или несколько рядов. При необходимости изменить направления их можно легко перенести на новое место.
В местах с интенсивным движением пешеходов поверхность лунок деревьев покрывают галькой, которая способствует проникновению в почву воздуха и воды.
Сборные бетонно-газонные покрытия улучшают гигиенические и декоративные свойства покрытия. На них не задерживается вода, они не пылят, не перегреваются на солнце. Травяной покров в промежутках между плитами и в пустых ячейках снижает температуру воздуха и повышает его влажность. Включением газона в покрытие достигается объединение дорожки с окружающим ландшафтом, создается гармоничная естественная композиция.
В покрытии «пасс-пье» плиты кладут на газоне с разрывами, соответствующими шагу человека. Круглые плиты, уложенные в два ряда шахматно, называют «слоновой» тропой.
Получили распространение керамические плитки (20x20 см) толщиной 1,5 см, из которых создают прочные декоративные покрытия. За рубежом применяют покрытия из цветного асфальта, пластмасс, резиновых плиток.
Находят широкое применение декоративные покрытия, включающие несколько материалов: бетонные плиты в сочетании с гравием, галькой, булыжником, брусчаткой, плитами из естественного камня, деревом, кирпичом; монолитный бетон с гравийным покрытием, кирпичом, естественным камнем, плитами. В этих случаях конструкция дорожки должна быть по возможности однородна для облегчения выполнения.
Для отвода поверхностных вод с дорожек организуется система водоотвода. При открытой системе вода отводится лотками. Закрытая система устраивается при высоком уровне благоустройства территории или в том случае, если открытый водоотвод не может защитить покрытие от размыва. Чем совершеннее материалы покрытия, тем легче сток воды.
Для покрытий из бетона, асфальта, плиток поперечный уклон принимается 0,015-0,02, для покрытий из мелкого щебня - 0,03-0,06. Дорожки устраивают с выпуклым двускатным или односкатным профилем. Продольный уклон принимается от 0,5 до 5-6 %. В центральных районах дорожки устраивают на одном уровне с окружающей территорией и созданием по их границам открытых лотков.
Бортовые камни укладывают на одном уровне с пешеходной частью или с приподнятой над примыкающими к ней участками на 10-12 см. Покрытия из плит и естественного камня без бортовых камней усиливают связь с озелененной территорией. В южных районах дорожки делают несколько выше окружающей территории и без лотков. Вода отводится на газоны.
Для парковых дорог с интенсивным движением нижнее основание (10-15 см) делают из щебня, гравия, кирпичного боя. На песчаных грунтах для этих целей применяют крупнозернистый песок. На влажных местах устраивают дренаж до 10 см (мелкий гравий, шлак, песок). Выравнивающий слой для этого типа дорожек делают из песка, стабилизированного цементом 10 %. Швы также заполняют песком и заливают цементным раствором. На дорожках, прогулочных тропинках с незначительной нагрузкой плиты укладывают на песчаный слой. Толщина плит при этом больше, чем для покрытий с прочным основанием. Швы заделывают песком. На влажных почвах под песчаный слой насыпают 5-10 см мелкого гравия, шлака или щебня.
Садовые дорожки являются путеводными нитями, соединяющими в единый ансамбль все функциональные зоны участка и иные элементы ландшафтного дизайна. Без садовых дорожек невозможно достичь художественной завершенности облика сада. Выбор конфигурации дорожек, прокладываемых по территории участка, проводится на этапе ландшафтного проектирования. В зависимости от назначения дорожек выбираются материалы для их устройства, а также технологии укладки. В соответствии с принятой в садово-парковом дизайне классификацией дорожки могут быть декоративными и утилитарными, главными и второстепенными, жесткими и мягкими, прямыми и зигзагообразными, широкими и узенькими. Проектирование дорожно-транспортной сети участка осуществляется с учетом его рельефа, который может быть ровным, «блюдцеобразным» или многоступенчатым (при наличии значительных перепадов высоты).
В зависимости от функционального назначения садовой дорожки выбирается тип основания. Так для садовых тропинок, используемых в течение летнего сезона, достаточно сделать песчаное основание. Для пешеходных дорожек, эксплуатирующихся круглогодично, основание должно быть уже гравийно-песчаным. Въездные дороги и площадки, предназначенные для стоянки автотранспорта, строят на прочном бетонном основании, усиленном с помощью армирования.
Деление дорожек на группы по типу мощения
Дорожное полотно является еще одним обязательным конструктивным элементом любой дорожки. По типу покрытия все садовые дорожки можно разделить на две группы:
- жесткие (монолитный бетон, клинкерный кирпич, тротуарная плитка, натуральный камень);
- мягкие (галька, гравий, гранитный отсев (крошка), щебень).
В ландшафтном дизайне используются также комбинированные дорожки, которые состоят из участков, имеющих жесткое или мягкое покрытие.
Комбинированные дорожки выполняются из насыпных материалов и твердых покрытий, представленных здесь в виде отдельных каменных плит квадратной формы
Для укладки специального дорожного полотна применяются сложные технологии. Сюда можно отнести зеленые дорожки, устраиваемые на георешетке или заливаемые декоративным бетоном. Наибольшей популярностью в загородном строительстве пользуются жесткие дорожки, позволяющие претворить в жизнь самые разнообразные стилевые решения по оформлению садового участка. К тому же они и более практичные, так как долговечны, надежны, просты в уборке. Мягкие дорожки придется дольше очищать от мусора и чаще ремонтировать, разравнивая насыпной материал.
В отдельную группу принято выделять деревянные покрытия, выполняемые в виде настилов, помостов, дощатых тротуаров, дорожек из спилов дерева.
Спилы дерева в оформлении садовых дорожек используют в сочетании с объектами, построенными из оцилиндрованного бревна или бруса
Укрепление краев садовых дорожек
Бордюры, используемые для укрепления краев садовых дорожек, позволяют:
- повысить устойчивость покрытия;
- защитить края покрытия от возможного оползания и разрушения;
- воспрепятствовать зарастанию дорожки растительностью;
- защитить газоны и цветники, прилегающие к дорожкам, от вытаптывания.
Установка бордюров обязательна для садовых дорожек с мягким типом покрытия. Жесткие дорожки обрамляются бордюрами по желанию владельца загородного участка.
Эстетическое значение мощения садовых дорожек
Главная садовая дорожка, утопающая в зелени деревьев и уходящая вдаль, позволяет подняться на террасу по каскаду лестниц
Сочетание материалов – залог завершенности композиции
Садовые дорожки, сочетающиеся по форме и цвету используемых материалов с отделкой дома, ограждения, беседок, клумб и цветников, позволяют придать композиционную завершенность саду. При проектировании дорожек необходимо придерживаться требований выбранного стиля. Например, в строгом предполагается, что все садовые дорожки будут обязательно прямыми. Главная дорожка при этом служит своеобразной осью симметрии, разделяющей сад на две одинаковые по оформлению половинки. Площадки, устраиваемые в местах пересечения дорожек, также должны иметь строгую форму правильных геометрических фигур (круга, квадрата).
Сад в регулярном стиле оформлен ровными и прямыми дорожками, проведенными как-будто по линейке умелой рукой дизайнера-художника
Наоборот, не приемлет строгих и прямых линий. В таком саду будут уместны извилистые тропинки, ведущие в самые укромные уголки участка. При этом каждый изгиб извилистой садовой дорожки должен открывать красивый вид на растущие деревья и цветы, искусно созданные водоемы с ручьями и водопадами, притягательные места отдыха, очаровательные скульптуры и другие декоративные элементы.
Получить неожиданный результат позволяет комбинирование стилей. При этом смешении главную дорожку выполняют в виде прямой линии, а второстепенным тропинкам, отходящим от нее, придают свободную форму. Подчеркнуть красоту голландского стиля помогут дорожки, украшенные цветочным бордюром.
Современный сад трудно представить без организующих пространство элементов – дорожек и подъездных путей. А разнообразные материалы позволяют их использовать не только в утилитарных целях, но и как яркий декоративный элемент
Современный сад трудно представить без организующих пространство элементов - дорожек и подъездных путей. А разнообразные материалы позволяют их использовать не только в утилитарных целях, но и как яркий декоративный элемент.
В принципе, процесс создания садовых дорожек - дело несложное и многие владельцы садов с азартом приступают к этой работе самостоятельно или легко нанимают первого встречного «специалиста». Но на самом деле это очень тщательная работа, требующая и знаний, и опыта, и даже специальных инструментов - как минимум трамбовки и болгарки. Дорожки должны служить саду не один год, они как артерии связывают функциональные участки сада, открывают обзор на самые яркие декоративные элементы, позволяют безопасно и удобно передвигаться по участку в любую погоду.
Современный дизайн сада предполагает не только устройство дорожек, но и открытых площадок. Это могут быть традиционные патио, примыкающие к дому, отдельные площадки для отдыха, размещения переносной садовой мебели, скамеек, игровые и детские площадки, для постоянного или кратковременного размещения автотранспорта. В зависимости от назначения и дизайнерской мысли они имеют свои особенности строительства и мощения. Однако, как и в случае дорожек, строительство площадок требует соблюдения общих строительных правил, а их эксплуатация должна соответствовать технике безопасности.
Что нужно знать о дорожках и площадках в саду
Оптимальная ширина для садовой дорожки - не менее 0,8 м, а для подъездной дороги - 3 м. Дорога, которая объединяет подъездную дорожку и пешеходную, должна иметь ширину не менее 4,5 м. Размеры площадок зависят от их назначения.
Дорожки и подъездные пути должны быть несколько выше уровня почвы и иметь небольшой уклон, чтобы был естественный сток дождевой и талой воды. При этом уклон в длину составляет 2-5%, тогда как в ширину он может быть всего 1-2%.
При выборе материала для покрытия площадок, дорожек и подъездных путей следует учитывать его прочность, морозостойкость и долговечность. Какой вы будете использовать материал для покрытия дорожек и площадок, также зависит от стиля сада, декоративного оформления жилого дома и малых архитектурных форм, размещенных на участке. Сегодня на рынке представлено большое количество самых разнообразных материалов, к тому же многие фирмы предлагают и выполнение индивидуального заказа, например, тротуарной плитки необычного цвета да еще с вмонтированными светильниками.
Очень важно при сооружении дорожек и подъездных путей использовать систему линейного водоотвода. Это позволит избежать образования луж и, как следствие быстрого разрушения дорожек. Системы линейного водоотвода могут состоять из различных по размеру и прочностным характеристикам стоков, решеток и специальных элементов, часто очень декоративных.
Для качественного устройства дорожек и продления срока их службы сегодня используют такие материалы, как геотекстиль, пластиковые геосетки, которые укладывают под слоем щебня, чтобы не позволять ему сдвигаться. Геосетки важно использовать и при устройстве дорожек на склонах. А вот для устройства подъездных дорог лучше использовать газонные пластиковые решетки. У них верхние края снабжены зубчиками, благодаря чему колеса автомобиля имеют лучшее сцепление с покрытием и не проскальзывают. Соединяются в нужный размер решетки с помощью самозащелкивающихся крючков.
Строительство дорожек и площадок
Работы по прокладке дорожек делятся на три этапа. Первый - проектирование. Как именно будут пролегать по участку дорожки, зависит от выбора стиля вашего сада. Так, для сада в регулярном стиле дорожки должны быть прямыми, пересекаться под прямым углом. Для пейзажного стиля характерны дорожки с плавными изгибами. При планировании дорожек важно учитывать и то, каким путем привыкли домочадцы добираться до того или иного садового объекта.
Второй этап - подготовка ложа для дорожек. Разметив дорожки, сначала снимают плодородный грунт и переносят его на отдельную площадку для дальнейшего использования в саду. Затем вынимают остальной грунт на глубину, необходимую для того, чтобы уместились основание и завершающий слой. При этом следует учитывать, что покрытие дорожек должно возвышаться над грунтом на 2-3 см. Дно земляного корыта тщательно утрамбовывают. Кстати, не пытайтесь трамбовать гумусный слой - это бесполезная трата времени и сил.
Основание дорожки состоит из несущего слоя и подсыпки. На хорошо утрамбованное дно укладывают 10-15-сантиметровый слой щебня или гравия (для подъездной дороги этот слой должен быть 20-30 см). Гравий тщательно утрамбовывается, затем подсыпается 3-5-сантиметровый слой песка и тщательно выравнивается.
Третий этап - выбор отделочного материала. Он также зависит от стилевого направления сада, дизайна жилого дома и других строений на участке. Отделочный материал должен быть качественным, прочным, морозостойким и безопасным для передвижения в дождливую погоду и зимой. Низкокачественный и неморозостойкий материал очень быстро приводит к разрушению дорожек и площадок.
Теперь остается только выбрать путь укладки отделочного материала. Это может быть как укладка на сухую смесь по гравийно-песчаному основанию, так и заливка основания бетоном и в дальнейшем декорирование отделочными материалами. Некачественный цемент и нарушения в подготовке раствора, а также строительство дорожек в период ночных заморозков, приводит к быстрому разрушению дорожек и площадок.
До укладки отделочного материала устанавливаются бордюры, которые с помощью бетона. Для грунтовых дорожек используют простые пластиковые бордюры. Укладка отделочных материалов производится по соответствующим им технологиям.
При строительстве площадок часто используется устройство как заглубленных контейнеров для растений, так и приподнятых клумб. Вопрос этот решается еще на стадии проектирования, чтобы затем не портить подготовленное основание для мощения. Наиболее важно тщательно рассчитать строительство площадок с комбинированным мощением, т. е. когда используются при декорировании два или три вида материалов.
Грунтовые дорожки
В саду природного стиля вполне естественно будут смотреться грунтовые дорожки и тропинки (по ширине тропинки могут быть до 60 см). Они дешевы и легки в исполнении. Однако такие дорожки менее прочны и более трудоемки в уходе, особенно если их поверхность декорируется щепой, песком или кирпичной крошкой.
Если на участке долго стоят лужи, то перед прокладкой грунтовых дорожек следует провести дренаж местности. Из ложа будущих дорожек убирают плодородный слой, утрамбовывают основание и насыпают 10-сантиметровый слой гравия. Его тщательно утрамбовывают и только после этого насыпают 15-сантиметровый слой почвы, который также тщательно утрамбовывают.
Для более прочного земляного покрытия берут смесь глины (30%) и песка (70%). Ось дороги должна находиться на уровне окружающей почвы, а ее поперечное сечение должно иметь форму дуги. Такая выпуклость позволит естественно стекать дождевым и талым водам.
После того как покрытие сформировано, грунтовые дорожки можно декорировать тонким слоем крупного песка, кирпичной или каменной крошки и еще раз утрамбовать. Такие дорожки также можно выстилать декоративной щепой или дробленой корой. Это, кстати, не только красиво, но и предохраняет дорожки от зарастания сорняками, а ходить по ним очень приятно, особенно босяком.
Грунтовые площадки чаще всего используются в садах природного стиля под кострища, детские игровые комплексы, для спортивных занятий. Для детских площадок можно использовать покрытие грунта песком или декоративной щепой.
Настилы из дерева
Дорожки из дерева (декоративные настилы из досок, круглых спилов и т. д.) очень хорошо сочетаются с английскими миксбордерами и типичными для средней полосы растениями. Они теплы на ощупь и естественны в саду. Однако в дождливую погоду дерево становится скользким. К тому же, быстро загнивает. Против гниения дерево пропитывают специальными средствами.
Под такие настилы важно правильно подготовить хорошо дренированную отсыпку. Для этого используют 10-15-сантиметровый слой гравия и 5-сантиметровый слой крупного песка. При установке бордюров следует учитывать, что дерево разбухает, поэтому нужно оставлять щели. Мощение спилами предполагает также отсыпку промежутков каменной крошкой или мелким гравием.
Для бордюров, ограждающих деревянные дорожки, используют как бетон, специальный бордюрный камень, так и стильные ограждения из ошкуренных и обработанных от гниения чурбаков, напиленных из толстых веток или тонких деревьев, ивовое плетение.
Площадки для отдыха, выстеленные деревом, важно сделать безопасными в дождливую погоду. Часто их делают приподнятыми над уровнем почвы. Тогда используются сваи, а в самом покрытии делают щели для естественного стока воды. Дерево обрабатывается средствами защиты, его можно покрасить текстурными красками и покрыть палубным влагостойким лаком.
Мощение дорожек и площадок камнем
Каменные элементы дорожек чаще всего укладывают на подсыпку или бетон. Выбор укладки во многом зависит от величины элементов. Например, плиты из гранита или базальта лучше укладывать на бетон, а тонкие плитки из песчаника - на гравийно-песчаную подушку.
Оригинальные дорожки и площадки получаются из тесаного камня, который имеет форму, близкую к шестиграннику или прямоугольному параллелепипеду (например, в виде брусчатки). В одной партии могут быть плиты различного оттенка, поэтому укладка потребует художественного вкуса. Гранитные плиты, как правило, имеют сероватые, красные или желтые оттенки, базальтовые - черные. При покупке обращайте внимание на размер плит, который обозначается через дробь. Например, размер плит 12/16 означает, что стороны плит имеют длину 12 и 16 см.
Более правильной формы нарезают каменные плиты. Они бывают из гранита, известняка или песчаника. Толщина таких плит - от 6 до 15 см, размер стороны колеблется от 10 до 100 см.
Особый колорит саду придает покрытие из гальки. Только сразу нужно определиться, что галькой лучше покрывать подъездную дорогу или узкие тропинки, ведь ходить по ней не очень-то привычно. Для дорожного покрытия у нас используют гальку с плоской и ровной поверхностью, при необходимости проводят дополнительное обтесывание. Кроме того, гальку часто используют при оформлении площадок, как дополнительный материал.
Мощение клинкером
Стильный сад, предполагающий большую историю, можно создать за считанные годы. В таком саду элементом старины могут послужить изысканные дорожки из клинкера. Согласитесь, что легко можно представить на вымощенной клинкерным кирпичом подъездной дороге какой-нибудь раритетный автомобиль или даже конный фаэтон.
Для сада используют специальный клинкерный дорожный кирпич или брусчатку с противоскользящими насечками. Материал этот очень долговечный, ведь глина обживается при температуре до 1300° С до полного спекания. Структура клинкерного кирпича плотная, без включений и пустот, что обеспечивает материалу высокие эксплуатационные качества.
Укладывают клинкер на слой песка или очень мелкую каменную крошку. Клинкерные элементы для дорожек имеют размеры 200x100x45 мм, 200x100x52 мм, 240x59x52 мм либо 60x59x52 мм. Для подъездных дорог клинкер лучше укладывать торчком, создавая слой толщиной 10 или 5,9 см. Между клинкерами оставляют зазоры в 3 мм, которые заполняют крупным песком или мелкой каменной крошкой. С помощью клинкерной брусчатки из неоднородно прокрашенного материала можно создать красивые площадки, выкладывая самые разные узоры.
При выборе клинкера следует обращать внимание на прочность, морозостойкость, устойчивость к жирам, растворителям и бензину.
Мощение дорожек и площадок бетонной плиткой
Кроме унылого серого бетонного покрытия сегодня на рынке представлено множество декоративных изделий на основе это материала. Начиная от бетонной плитки разнообразных цветов, с поверхностью часто имитирующей натуральный камень.
Лицевая сторона такой плитки может быть покрыта натуральной крошкой, а благодаря специальной обработке она немного неровная и шершавая, что увеличивает ее безопасность во время дождя и зимой. Как правило, такая плитка имеет толщину 4-10 см, ширину 9-20 см и длину 10-28 см. Для дорожек достаточно толщины в 6 см. Бетонная плитка может иметь не только прямоугольную или квадратную форму, но и фигурную.
Более популярны тротуарные плиты. Они имеют квадратную или прямоугольную форму со сторонами длиной 20-50 см и 35-100 см и толщиной 4-8 см. Чаще всего они имеют однотонную окраску, но встречаются и плиты серые в массе с вкраплениями цветной крошки.
Сторонники природного стиля предпочитают мостить дорожки ажурными плитками. Они также могут быть разного цвета, размера и формы. Эта бетонная конструкция передает нагрузки непосредственно на более глубокие слои грунта, разгружая тем самым поверхность почвы, которая заполняет свободные промежутки и засевается травой. Таким образом, получаются ажурный ковер из бетона и газонной травы. Увы, по таким дорожкам трудно ходить босиком или на высоких каблуках. Зато подобное покрытие великолепно подходит для подъездных дорог.
Все чаще в оформлении дорожек используется штампованный бетон. Его поверхность может имитировать каменную брусчатку, плиты песчаника, речной камень, кирпичи и даже доски. Для повышения прочности, такой бетон укреплен полипропиленовыми волокнами. Однако следует помнить, что такое покрытие дорожек отличается глянцевой, слишком скользкой поверхностью и невысокой морозостойкостью.
Еще больше полезной информации из мира недвижимости на нашем
В качестве покрытий тротуаров и садово-парковых дорожек в городах чаще всего используют асфальтовый бетон. Асфальтобетонные покрытия на тротуарах и пешеходных дорожках устраивают на различных основаниях: из кирпичного и известнякового щебня; металлургического шлака; грунта, обработанного цементом; из обычного цементобетона и тощего бетона.
В табл. 80 приведены различные типы оснований для тротуаров с покрытиями из песчаного (толщиной 3-5 см) и литого (толщиной 2,5-3 см) асфальтобетона и их толщина.
Толщину песчаного подстилающего слоя для тротуаров с асфальтобетонным покрытием принимают в зависимости от группы подстилающих грунтов в соответствии с табл. 81.
Технологический процесс устройства тротуаров и пешеходных дорожек включает следующие операции: планировку и укатку земляного полотна; завозку песка для устройства подстилающего слоя; распределение и уплотнение песка; завозку материалов для устройства основания; распределение материалов основания; уплотнение основания; завозку и укладку асфальтобетонной смеси в верхнем слое покрытия.
Планировку земляного полотна на тротуарах производят обычно автогрейдерами челночными проходами. Укатывают земляное полотно моторными катками с гладкими вальцами массой 6 т.
В процессе планировки и укатки проверяют ровность земляного полотна с помощью деревянных реек, а необходимые уклоны - с помощью геодезических инструментов.
Песок и другие материалы завозят на готовое земляное, полотно автомобилями-самосвалами. Песок и другие сыпучие материалы распределяют обычно также автогрейдерами, а в стесненных условиях иногда и вручную. Уплотняют песчаный подстилающий слой и основания из щебня, шлака и других сыпучих материалов легкими моторными катками с гладкими вальцами.
Цементно-бетонные основания на тротуарах и дорожках устраивают с применением малой техники. Разравнивают бетонную смесь специальным оборудованием, смонтированным на стреле трактора «Беларусь». Уплотняют бетонное основание специальными виброрейками или площадочными вибраторами. Уход за бетоном осуществляют по общим правилам ведения бетонных работ.
Укладку асфальтобетонного покрытия производят на широких тротуарах при помощи асфальтоукладчика ДС-1 (Д-150Б) или укладчика облегченного типа Д-464, а уплотнение выполняют катками массой 1,5-6 т. На узких тротуарах и дорожках, а также в стесненных условиях асфальтобетонное покрытие (преимущественно из литых смесей) устраивают с раскладкой смеси вручную и укаткой ее ручными катками.
Для покрытий тротуаров и пешеходных дорожек применяют 9 также цветной пластбетон, который приготавливают в смесительных установках на асфальтобетонных заводах. Он состоит из щебня, песка, минерального порошка, пигмента и вяжущего. Требования к качеству песка, щебня и минерального порошка такие же, как и для асфальтобетонных смесей. Пигменты применяют железоокисные, обладающие достаточной свето-, атмосферо- и термостойкостью. В качестве вяжущего используют кумароно-инденовые смолы с температурой размягчения 80-90° С. В табл. 82 приведен примерный состав цветного пластбетона.
Покрытие из цветного пластбетона устраивают толщиной 3 см на различных основаниях при помощи асфальтоукладчика ДС-1. Длина полосы укладки при устройстве покрытия из холодного пластбетона не ограничивается. Уплотнение смеси производят двумя моторными катками массой до 6 т каждый. При наличии продольных полос сопряжений укатку начинают по линии сопряжения таким образом, чтобы также укатывалась свежеуложенная полоса на ширину 15-20 см. Для уплотнения слоя из пластбетона число проходов катка по одному следу должно быть 20-25. Ровность покрытия проверяют трехмой рейкой, просвет под которой не должен превышать 3 мм. В Москве тротуары из цветного пластбетона синего цвета построены у хореографического училища на 2-й Фрунзенской улице, красного - у памятника Карлу Марксу, в скверах на площади Свердлова и др.
Для устройства покрытий тротуаров и пешеходных дорожек может быть использован монолитный цементобетон, который незаменим при устройстве криволинейных площадок и дорожек свободного очертания, получивших широкое распространение за рубежом в садово-парковой архитектуре последних лет. Такие покрытия устраивают из бетона не ниже М300. Бетонную смесь приготовляют на цементно-бетонных заводах. В качестве вяжущего используют гидрофобный портландцемент не ниже М400 с добавкой гранулированного доменного шлака до 7%. При использовании негидрофобного цемента для улучшения основных свойств бетона в смесь вводят поверхностно-активные добавки: пластифицирующие - концентраты сульфитно-дрожжевой бражки и ее производные, гидрофобизирующие - различные технические мыла: абиетаты (винсоловые мыла), мылонафт и др.
Песок используют природный (горный, речной) в чистом виде или с добавками. В качестве добавок применяют искусственные пески, каменную мелочь и высевки. Модуль крупности песка должен быть не ниже 2. Щебень для бетонных покрытий применяют только чистый, полученный дроблением прочных морозостойких пород. Предел прочности при сжатии в водонасыщенном состоянии изверженных пород должен быть не ниже 1000 кгс/см2 (100 МПа), осадочных горных пород - 800 кгс/см2 (80 МПа). Потеря в массе при истирании в полочном барабане изверженных пород составляет 25%, осадочных - 30%. Щебень применяют двух фракций: 3-10 и 10-20 мм. Примерный состав бетонной смеси: цемент М400 - 430 кг, щебень - 1380; песок - 500 кг; вода - 160 л. Смесь доставляют на объект автосамосвалами ЗИЛ-555, МАЭ-503 или автобетоносмесителями.
Для строительства покрытий тротуаров и пешеходных дорожек все большее распространение находит цветной бетон. Его получают в результате применения в качестве вяжущего специального цветного цемента или введения красящих пигментов в сухую бетонную смесь в процессе приготовления бетонной смеси. Белые и цветные цементы должны быть гидрофобными и соответствовать ГОСТ 10178-62. Марка цементов должна быть не ниже 400 по показателям на сжатие при испытании в трамбованных растворах, прочность на растяжение - не ниже 55 кгс/см2 (5,5 МПа). Начало схватывания - не ранее чем через 2 ч.
Пигменты, выпускаемые отечественной промышленностью, бывают двух видов: минеральные, в том числе синтетические и. природные, получаемые тонким измельчением красковых руд, и органические. Пигменты представляют собой тонкодисперсные порошки, нерастворимые в воде, масле и других растворителях, способные придавать окраску материалам при смешении с ними. Красящая способность пигментов тем выше, чем выше их дисперсность.
Для изготовления цветных бетонов пригодны пигменты, которые обладают удельной массой, близкой к удельной массе цемента для обеспечения высокой гомогенности смеси; большой красящей способностью; стойкостью к действию щелочей; солнечного света и атмосферным влияниям; отсутствием растворимых в воде вредных примесей, которые при затворении цемента водой отрицательно влияют на сроки схватывания, процесс твердения и прочность цементного камня; отсутствием легкорастворимых солей, способных образовать выцветы; чистым, ярким цветом и невысокой стоимостью.
При устройстве покрытий тротуаров и пешеходных дорожек цветной бетон можно укладывать на всю толщину или в верхний слой покрытия толщиной 4-6 см. Устройство двухслойного покрытия с цветным бетоном в верхнем слое производят двумя способами: 1) устройство нижнего (из обычного бетона) и верхнего (декоративного) слоев покрытия ведут без разрыва во времени, что позволяет производить уплотнение двух слоев одновременно; 2) устройство нижнего и верхнего слоев производят раздельно и делят на два этапа - укладка бетона в нижний слой, уплотнение и уход за ним; укладка цветного бетона в верхний слой не раньше чем через 7 дней после устройства нижнего слоя.
Для обеспечения хорошего сцепления слоев поверхность бетона нижнего слоя обрабатывают 30%-ным раствором соляной кислоты с немедленной промывкой водой, а затем наносят слой толщиной 3-5 мм активированного цементно-песчаного раствора состава 1:1, после чего укладывают верхний слой бетона. Уход за цветным бетоном, как и за обычным, осуществляют путем укрытия полиэтиленовой пленкой, пергамином, крафт-бумагой и т. п. с последующей засыпкой песком, который периодически увлажняют.
Температурные швы устраивают по такому же типу и способу, как и для обычных цементно-бетонных покрытий. При укладке бетона в два слоя швы, устроенные в нижнем слое, обязательно должны быть и в верхнем.
К готовому бетонному покрытию при сдаче его в эксплуатацию предъявляют ряд требований. Покрытие должно быть выполнено в соответствии с проектом и действующими нормативно-техническими документами. При приемке следует проверять толщину основания по актам на скрытые работы, марку уложенного бетона по данным лабораторных испытаний, ровность поверхности покрытия двухмой рейкой не менее чем через 20 м. Допускаемые отклонения от проекта по толщине - не более ±5 мм, по ровности - просвет под двухмой рейкой должен быть не более 3 мм, на покрытии должны отсутствовать раковины, трещины; по ширине покрытия - не более 5 см; по поперечному уклону - не более 5 %; по разнице уровня швов - не более 3 мм; по прочности бетона в 28-дневном возрасте при испытании на изгиб - не более 5%, при сжатии - не более 10%.
Покрытия тротуаров и пешеходных дорожек устраивают также из мелкой каменной шашки (мозаики), клинкерных кирпичей, асфальтобетонных, силикатных, керамических, цементно-бетонных и каменных плит. Из каменной шашки устраивают покрытия самых разнообразных рисунков - поперечными и диагональными рядами, по дугам круга и др. Клинкерные кирпичи укладывают поперечными и диагональными рядами, а также в продольную и поперечную елку. Каменные плиты изготовляют главным образом квадратной формы с размером сторон до 75 см или прямоугольной формы с размером большей стороны до 1 м при соотношении сторон 1:1,5. Такие плиты укладывают без перевязки или с перевязкой швов. Асфальтобетонные плиты выполняют размером 20X20X3; 25X25X4; 30X30X4 см.
Одними из перспективных видов сборных покрытий тротуаров и пешеходных дорожек являются покрытия из бетонных мелкоразмерных плит. Изготовление плит индустриальным методом позволяет сделать этот вид покрытий более дешевым и массовым. В свою очередь массовость производства будет способствовать дальнейшему удешевлению и прогрессу в развитии сборных покрытий. При таком методе изготовления бетонные плиты более прочны и гигиеничны и могут заменить естественный камень. Лицевую поверхность плит, кроме ее окраски, можно обрабатывать различными специальными матрицами. Бетонные плиты чрезвычайно разнообразны по форме: квадратные, прямоугольные, шестиугольные, круглые, и трапецеидальные, треугольные и всевозможной неправильной формы. Плиты сборных покрытий тротуаров и пешеходных дорожек укладывают на различные основания, толщина которых (в см) приведена ниже.
В качестве подстилающего слоя используют песок, толщина слоя которого принимается до 25 см. Плиты в зависимости от принятой ширины тротуара, садовой или парковой дорожки укладывают с перевязкой или без перевязки швов, а также по диагонали.
Укладку плит следует производить способом «на себя». Для соблюдения уклона и ровности покрытия при укладке плит рекомендуется работы начинать с устройства верстового ряда, укладываемого вдоль бортового камня или кромки газона или поперек тротуара, укладку производить в одну или в обе стороны от верстового ряда и вести навстречу уклону.
Для устройства покрытий из плит размером 50X50 см применяют вакуум-захват круглой формы d=400 мм, массой 7 кг, которым можно поднять груз до 100 кг. Для обеспечения полного прилегания плит к основанию окончательная посадка плит до проектной отметки производится специальным вибратором массой 44 кг.
Ширина шва между плитами должна быть не менее 5 мм. Контроль за шириной швов осуществляют при помощи шаблонов. Превышение краев смежных плит не должно быть более 2 мм. Швы между плитами заполняют различными материалами согласно проекту. Ровность покрытия проверяют трехмой рейкой не менее чем через 20 м; просвет под рейкой не должен превышать 3 мм.
Для механизации работ по укладке мелкоразмерных тротуарных плит можно рекомендовать сменное вакуум-захватное приспособление, смонтированное на автопогрузчике или экскаваторе Э-153. Траверса представляет собой раму, на которой крепятся вакуумные захваты в количестве 1-4. Расстояние между центрами вакуумных захватов на траверсе должно меняться в зависимости от размера применяемых плит. При помощи такого приспособления за смену можно уложить до 400 плит.
Укладку тротуарных плит с размером стороны более 75 см производят автомобильными кранами по технологии, применяемой при строительстве покрытий проезжей части улиц из сборных железобетонных плит.
В НИИмосстрое разработана машина для укладки тротуарных плит. Укладчик производит формирование основания заданного профиля, его уплотнение и одновременно укладку плит. Таким образом обеспечивается совмещение трех операций, что значительно повышает производительность труда. На рис. 114 представлена схема машины для укладки тротуарных плит. Оборудование машины состоит из наклонной направляющей 6 с калибрующими ребрами 15 и опорной плитой 5 и из виброплиты 3, соединенной с направляющей тягами 4. В верхней части направляющей располагается приемное устройство 9, служащее для размещения контейнера 10 с пакетом плит 11. Подача плит из приемного устройства на направляющую осуществляется устройством, состоящим из толкачей 12 с гидроцилиндром 13, управление которым осуществляется автоматически с помощью рычага с роликом 8 и гидрораспределителя 7. На виброплите 3 устанавливают вибраторы 1 рабочего органа укладчика. Привод вибраторов осуществляется от гидродвигателя через клиноременную передачу 2. На базовую машину оборудование устанавливается при помощи шарнирного сцепного устройства 16, обеспечивающего приспосабливаемость опорной плиты к поверхности укладываемого основания за счет продольного и поперечного шарниров сцепного устройства. В транспортное положение направляющая устанавливается с помощью гидроцилиндра 14 и стяжек, соединяющих направляющую с выглаживающей плитой.
Транспортировка виброплиты осуществляется в прицепе к укладчику с помощью тележки. При этом рабочий орган укладчика через стенки подвешен к направляющей, которая в свою очередь опирается на виброплиту. Это снижает консольную нагрузку на ведущие колеса трактора. Контейнер представляет собой сварную конструкцию, состоящую из балки с ребрами и боковых щитков. К ребрам прикреплены башмаки, обеспечивающие наклонное положение плит в контейнере. В центре балки приварены проушины для крюка грузоподъемного механизма, производящего подачу контейнера с плитами в приемное устройство.
Оборудование работает следующим образом. Перемещаясь, укладчик своим рабочим органом формирует основание из требуемого материала, например цементно-песчаной смеси. Одновременно на отформированное укладчиком основание с направляющей непрерывным потоком поступают плиты, которые двигаются под действием силы тяжести и массы вышележащих плит. Виброплита производит осадку плит. На направляющую плиты подают из приемного устройства толкателями, управляемыми автоматическим устройством. На это устройство воздействуют плиты, находящиеся на направляющей.
Оборудование обеспечивает укладку тротуарных плит размером 25X25-50X50 см, для чего калибрующие ребра имеют возможность перемещаться по направляющей с их фиксацией в заданном положении. Привод рабочих органов оборудования осуществляется из кабины машиниста базовой машины. Предложенные машины и приспособления позволяют уменьшить затраты труда при устройстве покрытий тротуаров. Однако для дальнейшего повышения производительности труда при устройстве сборных покрытий следует проводить работы по созданию легких быстроходных машин.