Осознание эмоций. Осознанность и эмоциональная устойчивость
Осознание эмоций
Способы управления эмоциями и чувствами
Управление эмоциями и чувствами в первую очередь предполагает их осознание и контроль за формой проявления. В межличностном общении речь идет как о контроле за собственными переживаниями, так и о способности распознавать, верно интерпретировать и воздействовать на переживания партнеров по общению.
Когда мы говорим, что человек осознает то или иное свое состояние, то имеем в виду, что:
1) некоторое состояние зафиксировано у человека настолько отчетливо, что появляется возможность управления и контроля за этим состоянием;
2) человек способен выразить это состояние в знаковой форме.
1) отчетливая фиксация человеком своего состояния, создающая возможность управления и контроля за этим состоянием; 2) способность выразить это состояние в знаковой форме.
При этом степень осознанности эмоций и чувств может быть различной. Человек может знать, что он переживает нечто и что это переживание явно отличается от всех предыдущих (так, впервые влюбленный испытывает состояние, которое он не может определить, но в то же время знает, что оно продолжается и что его невозможно ни с чем сравнить).
Иной уровень, который можно назвать собственно осознанием, проявляется в том, что человек способен знание о своем состоянии выразить в словесных (вербальных) категориях («Я вас любил, любовь, еще, быть может, в моей душе угасла не совсем»). Именно на этом уровне возможен контроль над эмоциями, то есть:
- способность предвидеть их развитие;
- понимание факторов, от которых зависит их сила, продолжительность и их последствия.
Одно из главных наблюдений, сделанных Фрейдом, а позднее подтвержденных многочисленными экспериментальными исследованиям, заключается в том, что эмоциональные процессы осознаются не полностью и не всегда. Не осознаются, прежде всего, те процессы, которые возникли и формировались в раннем детстве. Поэтому многие эмоциональные переживания и ассоциации этого периода никогда не получают своего выражения в знаковых формах, хотя и могут участвовать в регуляции поведения взрослого человека. Не осознаются и ставшие привычными чувства к людям, с которыми имеется наиболее тесная связь. Пока чувства формируются, существует высокая степень осознания: различные черты новых товарищей или соперников замечаются и обдумываются. Но по мере того как взаимоотношения устанавливаются, осознание соответственно уменьшается, пока происходящее не начинает восприниматься как само собой разумеющееся.
Основной показатель зрелой нормальной эмоции – ее произвольный характер. Произвольность при этом понимается как возможность опосредованного управления выражением, переживанием и порождением эмоции.
Разведение переживания и проявления в социализированной и окультуренной эмоции, возможность отсроченной, измененной или подавленной реакции – все это результат формирования произвольности. Эмоция приобретает произвольность не напрямую, а посредством знаково-символических операций, к которым относятся вербализация и владение предметной областью эмоций.
Осознание эмоций происходит благодаря процессам научения. Человек учится выделять в изначально не дифференцированной массе переживаний некоторые специфические переживания, связанные, например, с голодом, беспокойством, гневом, страхом. Этот процесс осуществляется при активном содействии других людей, приобретая тем самым сугубо социальный характер.
Общаясь с ребенком, мать проводит его через такие этапы, как дифференциация своих и чужих чувств, их название, установление связи с предметом, обучение формам выражения. Ребенок учится не только узнавать, например, что эмоция, которую он переживает, называется злость, но и замечать, что с ним происходит, когда он злится, какие у него возникают при этом мысли и образы и т. д.
ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Вопрос о месте социальных факторов в формировании и проявлении эмоций давно и серьезно изучается психологами. Если Ч. Дарвин в своей работе «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) утверждал, что мимика обусловлена врожденными механизмами и зависит от вида животных, то последующие исследования показали, что идея Дарвина верна лишь отчасти. Социальные детерминанты также играют существенную роль в эмоциональном поведении людей.
К числу наиболее известных экспериментов, подтвердивших этот вывод, относятся эксперименты Лэндиса, которые проводились в 20-е годы XX в. (результаты были опубликованы в 1924 г.). Это были довольно жестокие эксперименты. Так, для того чтобы вызвать сильные отрицательные эмоции, за спиной испытуемого неожиданно раздавался выстрел; или испытуемому приказывали отрезать большим ножом голову живой белой крысе, а в случае отказа экспериментатор сам у него на глазах совершал эту операцию; в других случаях испытуемый, опуская руку в ведро, неожиданно находил там трех живых лягушек и одновременно подвергался удару электрического тока и т. д. Таким образом Лэндису удавалось вызывать подлинные эмоции. На протяжении всего эксперимента испытуемых фотографировали, причем основные группы мышц лица обводились углем. Это позволяло впоследствии с помощью фотографий измерять смещения, происходившие при различных эмоциональных состояниях в результате сокращения мышц. Вопреки ожиданиям, оказалось невозможным выявить мимику, типичную для страха, смущения и других эмоций (если считать типичной мимику, характерную для большинства людей). Вместе с тем было установлено, что у каждого испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях: человек закрывал или широко раскрывал глаза, морщил лоб, открывал рот и т. д. Далее Лэндис провел дополнительные опыты с некоторыми испытуемыми, которым предлагалось изобразить некоторые эмоции, испытанные ими в эксперименте (отвращение, страх и т. д.). Оказалось, что мимическая имитация эмоций соответствовала общепринятым формам экспрессии, но совершенно не совпадала с выражением лиц тех же самых испытуемых, когда они переживали подлинные эмоции.
Таким образом, эксперименты Лэндиса указывают на необходимость различать общепринятую, конвенциональную мимику как признанный способ выражения эмоций и спонтанное, непроизвольное проявление эмоций (По: Рейковский, 1979).
Важным моментом в осознании собственных эмоциональных реакций и состояний является принятие или непринятие их в данной культуре. Затрудненный доступ к сознанию имеют те эмоциональные процессы, проявление которых сталкивается с наказанием. Например, запреты в области сексуальной жизни женщин, выражавшиеся в требованиях скромности, сдержанности и даже презрения в отношении любых проявлений сексуальности, были важным моментом воспитания в разные исторические эпохи, особенно на рубеже XIX и XX вв. Не удивительно, что Фрейд так часто наблюдал у своих пациенток признаки отрицательных эмоций, связанных с собственной сексуальной активностью.
Другой пример отрицательно подкрепляемой эмоции – эмоция страха у мужчин. Если «настоящий мужчина» не должен бояться, то проявление страха обрекает его на осуждение и насмешки.
1) отчетливая фиксация человеком своего состояния, создающая возможность управления и контроля за этим состоянием; 2) способность выразить это состояние в знаковой форме.
При этом степень осознанности эмоций и чувств может быть различной. Человек может знать, что он переживает нечто и что это переживание явно отличается от всех предыдущих (так, впервые влюбленный испытывает состояние, которое он не может определить, но в то же время знает, что оно продолжается и что его невозможно ни с чем сравнить).
Иной уровень, который можно назвать собственно осознанием, проявляется в том, что человек способен знание о своем состоянии выразить в словесных (вербальных) категориях («Я вас любил, любовь, еще, быть может, в моей душе угасла не совсем»). Именно на этом уровне возможен контроль над эмоциями, то есть:
- способность предвидеть их развитие;
- понимание факторов, от которых зависит их сила, продолжительность и их последствия.
Одно из главных наблюдений, сделанных Фрейдом, а позднее подтвержденных многочисленными экспериментальными исследованиям, заключается в том, что эмоциональные процессы осознаются не полностью и не всегда. Не осознаются, прежде всего, те процессы, которые возникли и формировались в раннем детстве. Поэтому многие эмоциональные переживания и ассоциации этого периода никогда не получают своего выражения в знаковых формах, хотя и могут участвовать в регуляции поведения взрослого человека. Не осознаются и ставшие привычными чувства к людям, с которыми имеется наиболее тесная связь. Пока чувства формируются, существует высокая степень осознания: различные черты новых товарищей или соперников замечаются и обдумываются. Но по мере того как взаимоотношения устанавливаются, осознание соответственно уменьшается, пока происходящее не начинает восприниматься как само собой разумеющееся.
Основной показатель зрелой нормальной эмоции – ее произвольный характер. Произвольность при этом понимается как возможность опосредованного управления выражением, переживанием и порождением эмоции.
Разведение переживания и проявления в социализированной и окультуренной эмоции, возможность отсроченной, измененной или подавленной реакции – все это результат формирования произвольности. Эмоция приобретает произвольность не напрямую, а посредством знаково-символических операций, к которым относятся вербализация и владение предметной областью эмоций.
Осознание эмоций происходит благодаря процессам научения. Человек учится выделять в изначально не дифференцированной массе переживаний некоторые специфические переживания, связанные, например, с голодом, беспокойством, гневом, страхом. Этот процесс осуществляется при активном содействии других людей, приобретая тем самым сугубо социальный характер.
Общаясь с ребенком, мать проводит его через такие этапы, как дифференциация своих и чужих чувств, их название, установление связи с предметом, обучение формам выражения. Ребенок учится не только узнавать, например, что эмоция, которую он переживает, называется злость, но и замечать, что с ним происходит, когда он злится, какие у него возникают при этом мысли и образы и т. д.
ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Вопрос о месте социальных факторов в формировании и проявлении эмоций давно и серьезно изучается психологами. Если Ч. Дарвин в своей работе «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) утверждал, что мимика обусловлена врожденными механизмами и зависит от вида животных, то последующие исследования показали, что идея Дарвина верна лишь отчасти. Социальные детерминанты также играют существенную роль в эмоциональном поведении людей.
К числу наиболее известных экспериментов, подтвердивших этот вывод, относятся эксперименты Лэндиса, которые проводились в 20-е годы XX в. (результаты были опубликованы в 1924 г.). Это были довольно жестокие эксперименты. Так, для того чтобы вызвать сильные отрицательные эмоции, за спиной испытуемого неожиданно раздавался выстрел; или испытуемому приказывали отрезать большим ножом голову живой белой крысе, а в случае отказа экспериментатор сам у него на глазах совершал эту операцию; в других случаях испытуемый, опуская руку в ведро, неожиданно находил там трех живых лягушек и одновременно подвергался удару электрического тока и т. д. Таким образом Лэндису удавалось вызывать подлинные эмоции. На протяжении всего эксперимента испытуемых фотографировали, причем основные группы мышц лица обводились углем. Это позволяло впоследствии с помощью фотографий измерять смещения, происходившие при различных эмоциональных состояниях в результате сокращения мышц. Вопреки ожиданиям, оказалось невозможным выявить мимику, типичную для страха, смущения и других эмоций (если считать типичной мимику, характерную для большинства людей). Вместе с тем было установлено, что у каждого испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях: человек закрывал или широко раскрывал глаза, морщил лоб, открывал рот и т. д. Далее Лэндис провел дополнительные опыты с некоторыми испытуемыми, которым предлагалось изобразить некоторые эмоции, испытанные ими в эксперименте (отвращение, страх и т. д.). Оказалось, что мимическая имитация эмоций соответствовала общепринятым формам экспрессии, но совершенно не совпадала с выражением лиц тех же самых испытуемых, когда они переживали подлинные эмоции.
Таким образом, эксперименты Лэндиса указывают на необходимость различать общепринятую, конвенциональную мимику как признанный способ выражения эмоций и спонтанное, непроизвольное проявление эмоций (По: Рейковский, 1979).
Важным моментом в осознании собственных эмоциональных реакций и состояний является принятие или непринятие их в данной культуре. Затрудненный доступ к сознанию имеют те эмоциональные процессы, проявление которых сталкивается с наказанием. Например, запреты в области сексуальной жизни женщин, выражавшиеся в требованиях скромности, сдержанности и даже презрения в отношении любых проявлений сексуальности, были важным моментом воспитания в разные исторические эпохи, особенно на рубеже XIX и XX вв. Не удивительно, что Фрейд так часто наблюдал у своих пациенток признаки отрицательных эмоций, связанных с собственной сексуальной активностью.
Другой пример отрицательно подкрепляемой эмоции – эмоция страха у мужчин. Если «настоящий мужчина» не должен бояться, то проявление страха обрекает его на осуждение и насмешки.
Трудно переоценить значение эмоций в человеческой жизни, они придают нашей жизни смысл, объединяют с другими людьми, а также являются основой для понимания самих себя и своего отношения к другим людям. Эмоции, в буквальном смысле, определяют образ нашего бытия, благодаря эмоциям, мы имеем возможность грустить и плакать, когда нам плохо, радоваться и смеяться, когда мы находимся в отличном настроении. Без них мы не были бы такими, какими мы являемся, не были бы людьми, в полном смысле этого слова. Без эмоций мы превратились бы в некое подобие роботов, наделённых разумом, но лишённых души. Однако, не смотря на столь огромное значение, которое мы придаём эмоциям, мы должны помнить, что мы являемся хозяевами своих эмоций, а не их марионетками. Человек, как «венец творения», находится на одну ступень выше всего животного царства. Это обязывает нас с ранних лет учиться осознавать и контролировать свои эмоции, быть выше их и уметь действовать вопреки эмоциональным порывам, когда это необходимо.
Человек, который умеет осознавать и контролировать свои эмоции, способен мыслить ясно и творчески, более эффективно справляться со стрессом и тревогой, общаться с другими людьми на равных, выражать любовь, доверие и сочувствие. Проблемы и неприятности не затуманивают ему голову, но воспринимаются им как вызов. Он готов принять этот вызов и с лёгкостью направляет свои усилия на преодоление встающих перед ним препятствий. С другой стороны, теряя контроль над своими эмоциями, человек перестаёт в полной мере управлять собой и своей жизнью. Он действует вопреки здравому смыслу, вспыльчив, чрезмерно эмоционален, часто находится в плохом настроении и старается изолировать себя от внешнего мира. В результате, жизнь просто проходит мимо. Преимущества контроля над своими эмоциями очевидны, вряд ли кто-то откажется от возможности этому научиться. В этой статье мы покажем вам, как совершить один не очень сложный, но бесконечно важный шаг к контролю над своими эмоциями, речь пойдёт о развитии эмоциональной осознанности.
Что такое эмоциональная осознанность?
Всем нам, в силу своей природы, свойственно испытывать эмоции. Хорошие и плохие, они появляются в нас в ответ на внешние раздражители и оказывают влияние наш способ мышления и действий. Фактически, они руководят нами, особенно, если мы не осознаём их и не противостоим оказываемому ими влиянию. Ну а делаем мы это крайне редко. Мы наблюдаем появление той или иной эмоции, но не придаём этому значение – просто действуем, как действовали всегда. Лишь изредка задаёмся вопросами:
- «Что послужило причиной появления этой эмоции?»
- «Соответствует ли она реальному положению вещей или разрослась на фоне излишней впечатлительности?»
- «Правильно ли я поступлю, если сделаю так, как хочу сделать в данный момент?»
В эти редкие мгновения мы можем обнаружить, что наше поведение продиктовано нам сиюминутными потребностями и разнится с основной жизненной линией, которую мы для себя выбрали. Но, к большому сожалению, этих проблесков сознания бывает недостаточно для того, чтобы направить свою жизнь в нужное русло. Будучи же эмоционально осознанными, мы обладаем полной осведомлённостью о своих чувствах и эмоциях, а также о чувствах других людей и причинах их возникновения. Таким образом, эмоциональная осознанность предполагает способность к определению и выражению возникающих эмоций. Это понимание связей между нашими чувствами и действиями и способность предсказать и предупредить нежелательное поведение.
Преимущества эмоциональной осознанности.
Одно из основных преимуществ эмоциональной осознанности состоит в том, что вы получаете больше контроля над своими собственными эмоциями, следовательно, и над всей своей жизнью. Гнев, депрессия, тревога и беспокойство, излишняя импульсивность, эмоциональная неустойчивость и чувство изоляции лишаются власти над вами. Приходит понимание, что это наши эмоции, а не мысли подталкивают нас и определяют наше поведение. Эмоциональная осознанность даёт нам множество рычагов управления над собой и обстоятельствами, чего не могут обеспечить большинство существующих техник саморазвития. Особо следует отметить такие преимущества эмоциональной осознанности:
- Знание самого себя, своих симпатий и антипатий.
- Понимание и сопереживание другим людям.
- Открытое и эффективное общение.
- Принятие мудрых решений, способствующих достижению долгосрочных целей.
- Мотивация и высокая активность на пути к целям.
- Построение крепких, здоровых и ценных отношений.
- Создание эмоционального равновесия, без резких скачков настроения.
- Способность отдавать отчёт своим действиям и словам.
- Высокий уровень внутренней энергии, которая более не растрачивается попусту.
- Устойчивость к стрессовым ситуациям.
- Высокий уровень личной эффективности.
- Здоровое выражение эмоций.
Список можно продолжать ещё и ещё, поскольку вместе с основными преимуществами вы получаете массу других, прямо или косвенно связанных с ними, преимуществ. Возможно, мы посвятим преимуществам эмоциональной осознанности отдельную статью, их перечисление в этой статье не входило в наши планы. Да и, в процессе повышения уровня эмоциональной осознанности, вы сами сумеете обнаружить в себе позитивные изменения.
Каков ваш уровень эмоциональной осознанности?
Каждый из нас в той или иной степени обладает способностью осознания своих эмоций. Кто-то больше, кто-то меньше, но наверняка этого умения вам недостаёт, если вы целенаправленно не занимались его развитием. Время и жизненный опыт лишь отчасти увеличивает эту способность, и далеко не всегда и не у всех. Поэтому так важно взять инициативу в свои руки. Только, прежде чем вступить на путь развития эмоциональной осознанности, желательно определить, насколько этот навык у вас развит. Для этой цели вам следует присмотреться к себе лучше и задать себе несколько несложных вопросов:
- Можете ли вы оставаться спокойными, испытывая такие сильные эмоции как гнев, печаль, страх, отвращение и радость?
- Чувствуете ли вы присутствие эмоций в своём теле?
- Умеете ли вы прислушиваться к голосу своего разума, не смотря на то, что вы чувствуете?
- Доверяете ли вы сигналам своего тела, вызванным эмоциями?
- Позволяете ли вы себе испытывать негативные эмоции?
- Обращаете ли вы внимание на изменение эмоционального фона?
- Меняются ли ваши эмоции в течение дня?
- Считаете ли вы, что другие люди в целом с пониманием и сопереживанием относятся к вашим эмоциям?
- Комфортно ли вам, когда другие люди знают о том, что вы чувствуете?
- Чувствуете ли вы наличие эмоций у других людей и можете ли поставить себя на место этих людей?
Если на все вопросы вы честно можете ответить «да», ваш уровень эмоциональной осознанности довольно высок, вы вполне можете обойтись без его дальнейшего развития. Если же «да» вы можете ответить не на все вопросы или, «да» справедливо для всех вопросов, но не для всех ситуаций, вам следует над собой поработать. И, наконец, если на большинство вопросов вы отвечаете «нет», что же, вы далеко не одиноки, и вам непременно следует задуматься о развитии своей эмоциональной осознанности.
Следует иметь в виду, что ответы на перечисленные вопросы не могут с точностью предсказать, каков ваш уровень эмоциональной осознанности, поэтому вам будет полезно прочесть о существующих классификациях этих уровней. Так, довольно интересно об уровнях эмоциональной осознанности поведали доктора Ричард Д. Лэйн и Шварц. В своей работе они отразили спектр способностей человека осознавать свои эмоции в шести уровнях. Вкратце эти шесть уровней сознания выглядят так:
- 1. Отсутствие эмоциональной осознанности.
- 2. Осознанность телесных ощущений.
- 3. Осознанность поведения.
- 4. Осознанность текущего эмоционального состояния.
- 5. Дифференцированная эмоциональная осознанность.
- 6. Смешанная эмоциональная осознанность.
Существует и другая версия классификации уровней эмоциональной осознанности, найденная на сайте одной из миссионерских организации Испании. Знание этих уровней поможет вам определиться с тем, на каком уровне находитесь вы, и послужит неплохой отправной точкой для вашего дальнейшего развития.
Развитие эмоциональной осознанности.
Первое что вам следует понять, это то, что развитие эмоциональной осознанности это долгий процесс, требующий немало времени и усилий. Люди годами приручают свои эмоции, и не всегда справляются с этой задачей, особенно, если не знают, в каком направлении двигаться. У вас этот процесс может занять чуть меньше времени, но для этого вам нужно следовать рекомендациям, приведённым далее.
1. Научитесь снимать стресс.
Многие знают, что стресс это естественное состояние нашего организма, находящегося в неблагоприятных условиях. Он может быть столь же вреден, как и полезен. К примеру, людям каменного века и чуть более поздних периодов истории он помогал - активизировать внутренние резервы организма, чтобы справляться с врагами или убегать от них, быстро принимать решения и ловить добычу. Большинству же из нас, в условиях цивилизованного мира, он только вредит, поскольку нам некуда девать избыток энергии. Стресс затмевает наше сознание и мешает нам действовать адекватно, и, уж тем более, при возникновении стресса мы меньше всего способны распознать наличие в себе эмоций. О том, как правильно и быстро снимать стресс вы можете узнать из статей нашего сайта в разделе «Стресс».
2. Получите знания о человеческих эмоциях.
Изучите вопросы о том, какие существуют эмоции, как они создаются в нашем организме и какое влияние на него оказывают. Узнайте, как наше окружение становится причиной для возникновения тех или иных эмоций, какое влияние они оказывают на наше восприятие окружающей действительности, на наши мысли и действия. Чем больше знаний о своём организме вы получите, тем проще вам будет собой управлять, и тем выше будет ваша способность к осознанию своих эмоций. И нет, вам не обязательно получать дополнительное образование, или штудировать гору литературы по психологии и физиологии человека, достаточно будет поверхностных знаний – основных идей, имеющих наибольшее значение.
3. Наблюдайте за собой.
Отслеживайте присутствие эмоций и постарайтесь определить для себя, что вы чувствуете. Каково это, пребывать в гневе? Что вы чувствуете, когда злитесь на кого-то или что-то? Что для вас испытывать печаль? Как действует на вас страх? Как проявляется ваша грусть? Как вы радуетесь и смеётесь? Какими физическими ощущениями сопровождаются ваши эмоции? Насколько вы продуктивны, когда испытываете те или иные эмоции? Сколько по времени может длиться пребывание в вас эмоции? Прислушивайтесь к себе и постарайтесь развить способность к определению эмоций, которые вы испытываете. Узнайте, насколько велик и разнообразен спектр ваших эмоций? Сколько видов эмоций вы обнаруживаете в себе? Вместе с наблюдением эмоций к вам придёт понимание самих себя, а также увеличится уровень вашей эмоциональной осознанности.
4. Научитесь принимать свои эмоции.
Не нужно избегать или подавлять свои эмоции, это может негативно сказаться на всех областях вашей жизни. Так, избегание эмоций лишает вас возможности понять себя. Подавляя негативные эмоции, вы блокируете позитивные эмоции, ну и, помимо всего прочего, эта деятельность требует слишком много энергии и мешает вам развивать отношения с другими людьми. Но, позвольте себе испытывать эмоции любого характера и ситуация изменится в лучшую сторону. Просто примите свои эмоции, пусть эмоции наполнят ваше тело. Не задерживайте своё внимание на них слишком долго, не придавайте им значения, дабы не продлевать их существование. Они сами покинут вас, так же быстро, как и пришли. Их место вскоре займут другие эмоции, потом ещё и ещё.
5. Проследите путь своих эмоций.
Обнаружив в себе какую-либо эмоцию, будь то гнев, страх или радость, постарайтесь выявить причину её появления, не пропуская при этом ни одной мелочи. Что в вашем окружении стало причиной для возникновения этой эмоции? Какие мысли в своей голове вы обнаруживаете, когда испытываете эти эмоции? Какими способами вы обычно выражаете эти эмоции? Проследите за своей мимикой, жестами, голосом, интонацией и словами. Какие сознательные или бессознательные действия вы можете выявить? Что вы обычно делаете, чтобы избавиться или, наоборот, продлить пребывание в вас какой-либо эмоции. Насколько результативны ваши действия по устранению или продлению эмоций? На начальных этапах развития эмоциональной осознанности будет полезным ведение записей, это позволит вам проводить более качественный самоанализ.
Развитие эмоциональной осознанности, это один из важнейших шагов к управлению собой и своей собственной жизнью. С улучшением этого навыка вы научитесь выявлять в себе нежелательное поведение и движущие вами мотивы, вы придёте к пониманию самих себя, получите полное представление о том, что в вашем окружении вызывает вас радость, грусть, страх, гнев и другие эмоции. В дальнейшем, эмоциональная осознанность позволит вам корректировать своё поведение, использовать свои эмоции и их энергию в качестве источника сил для преодоления препятствий, управлять другими людьми, если это необходимо, а также многое - многое другое. Станьте единственными и полноправными хозяевами своей жизни и сделайте её такой, какой хотите видеть, успехов вам и всех благ!
© Олег Акван
metodorf.ru
Вопрос повышения личной эффективности всегда является актуальным. В этот раз давайте исследуем методы увеличения личной эффективности через призму эмоционального интеллекта и умение работать со своими эмоциями .
На самом деле рассуждений на эту тему и определений личной эффективности множество. При таком многообразии определений и подходов все они так или иначе основаны, во-первых, на осознании своих личных жизненных целей, создании осознанного видения своего будущего, и, во-вторых, призывают к осознанному действию в направлении реализации этих самых целей.
Вообще идея осознания и осознанного подхода в любых диалогах о личной эффективности есть и будет центральной, что и логично, и пугающе одновременно.
Возможно ли всегда и везде на 100% осознанно действовать?
Вопрос о стопроцентном осознании каждого действия останется открытым еще долгое время. Убеждена, что идеальный результат не достижим, и нет необходимости его достигать. Осознанный процесс - это процесс, который находится все время под контролем. Исходя из этой идеи, вряд ли кто стремится все время держать на контроле абсолютно все действия и процессы, например - свое дыхание, перемещение ног при ходьбе, или процесс катания на карусели. При этом ключ к личной эффективности именно в повышении осознанности не во всех, но в нужных процессах. И первая задача - это как раз определить области осознанности.
Для повышения своей личной эффективности человеку необходимо, во-первых, определиться с личными целями, затем со способами их достижения и с необходимыми ресурсами (знание, время, деньги и т.д.), и только после этого выбрать и совершить (а если цель глобальная, то совершать на протяженном отрезке времени) необходимые осознанные действия, направленные на достижение цели.
Какие сложности возникают на каждом из этих этапов, как повысить осознанность для эффективного прохождения всех этапов?
Для того чтобы получить ответ, выясним три ключевых вопроса:
- Что мешает осознанным действиям?
- Что помогает осознавать?
- И основной вопрос: что делать для развития осознанности?
Итак, по порядку.
Что может помешать процессу осознания личных целей?
Одно время ко мне на консультации приходил молодой человек, который никак не мог решить задачу, как лучше построить свой бизнес. На протяжении нескольких наших встреч он настойчиво повторял, что то мероприятие, которое он планировал и готовил для пиара своей компании, не принесет нужных результатов, что сотрудники плохо собирают информацию, отвратительно обзванивают и еще хуже верят в результат, что скорей всего они просто не хотят, чтобы мероприятие прошло успешно и бизнес развивался.
На мой вопрос, а в какой результат верит он сам, клиент удивился и тут же рассеянно ответил, что такой вопрос себе даже не задавал. Так же, как и не задавал себе вопрос, почему и для чего вообще он сейчас делает то, что делает. Не было ответа и на вопрос, не как он будет делать бизнес, а какой он будет делать бизнес!
Позже мы выяснили, что сама идея делать именно этот бизнес была вовсе не его, а скорее - некоторое ожидание ближайшего окружения, и что вообще-то сделать бизнес для мужчины - это просто «очень круто», а дальше от страха, что уже пора (время-то идет), бизнес начали выстраивать исходя из тех ресурсов, что уже были. Но сам бизнес не приносил удовольствия, не заражал энергией и где-то подспудно, как говорится, «душа стремилась к другому». И действительно, после долгих, в чем-то трудных размышлений и осознаний, удалось определить направление желаемого развития, ту область деятельности, в которой хотелось достигать успеха. На тот момент необходимые ресурсы для создания уже нового бизнеса были не в зоне ближайшего доступа, и для того, чтобы решиться на новый путь, для начала пришлось проработать страхи и сомнения по поводу возможности получения этих ресурсов. Молодой человек начал долгую и трудную работу по поиску и привлечению ресурсов: он пошел учиться, нашел и привлек партнера, сейчас набирает новую команду, теперь уже понимая, что будет им говорить, что от них требовать и во что верить - потому как четко определил результат и действительно хочет его достичь. Результат, который манит и заражает энергией, свой личный результат - он делает СВОЕ дело.
При всей поэтичности данного примера, ситуация, к сожалению, частая: из-за страха, что ничего не получится или не успеется, или из идеи «просто уже пора, надо бы» люди начинают делать «уже хоть что-нибудь», и на это «что-нибудь» иногда уходят годы и даже десятилетия.
Что помешало в данном примере осознать свою цель и осознанно выбрать ресурсы? Безусловно, некоторые внутренние установки, эмоциональное состояние (страх, неуверенность) и, как следствие, отсутствие своей цели.
Стереотипы, установки, которые влекут сильные и неосознаваемые эмоции, часто начинают руководить нашими действиями, «пряча» и «скрывая» истинные мотивы и желания, т. к. «вытаскивать» их страшно и иногда мучительно. У кого-то может возникнуть вопрос: «А что же мешает, если цель определена, проверена и осознанна?». И все равно что-то мешает - время идет, а движение в направлении цели происходит медленно и сложно.
Тогда имеет смысл анализировать действия - насколько они осознаны?
Например, популярный вопрос руководителей и собственников бизнеса, - как начать делегировать свои обязанности и полномочия? - чаще всего трудно разрешим не на уровне развития компетенции, а на эмоциональном уровне.
Чаще всего на уровне логики руководители принимают решение делегировать часть своих задач, для того чтобы высвободить время и силы для стратегически важных вопросов, для задач собственного развития, которые в конечном итоге будут влиять на развитие бизнеса и дадут большие результаты, нежели оперативное управление, внимательный контроль и т.д.
Но когда дело доходит до постановки задачи, находятся причины не доверять, сомневаться в компетентности сотрудника, по привычке делать все самому, забывая про другие свои важные задачи, цели, планы. На тренингах и консультациях часто можно услышать фразы: «некому поручить», «я ему дольше объяснять буду», «они не понимают специфики», «ну это же мое» и т. д.
На первый взгляд отказ от делегирования - это осознанное действие. При этом то, что влияет на принятие решения об этом - чаще всего неосознанные эмоции.
Когда мы говорим об осознанном действии, мы говорим о действии, которое я выбираю как средство достижения определенной цели. Принятие решения о действии, которое сейчас необходимо совершить, часто очень быстрый процесс, происходящий у нас в мозгу, и не всегда определен логикой. Иногда это импульсивное решение, продиктованное нашим организмом (защитной реакцией; «инстинктом справедливости», который не имеет логических обоснований, а является зачастую величиной субъективной). Подробнее этот механизм можно изучить в трудах нейроэкономики. И чтобы не вносить сложность в наш диалог, просто возьмем лишь вывод: часто на принятие сиюминутных решений о том, как действовать, влияют неосознанные эмоции. Именно они чаще всего и провоцируют неосознанные действия, цели которых если и определены, то не осознаваемы человеком.
Итак, основной помехой для осознания целей и осознанных действий являются возможные неосознанные стереотипы и эмоции.
Что помогает осознавать эмоции?
Мы определили: чтобы действовать осознанно и быть эффективным - важно осознавать эмоции (при постановке целей, при выборе методов достижения и при принятии решений о необходимом действии).
Итак, что помогает осознавать эмоции:
1. Признание наличия эмоций
Первое, что поможет работать над осознанием эмоций - это принятие самой идеи о том, что они есть, и о том, что они влияют на наше поведение.
С природой спорить тяжело, при этом многие пытаются утверждать, что эмоции - дело лишнее, особенно в бизнесе, а потому их лучше оставлять вне. Прежде всего это утверждение свойственно людям потому, что часто эмоции ассоциируются с чем-то неуправляемым, мешающим, сложным и т. д.
Вот задумайтесь, что в первую очередь придет на ум, если вас попросят представить эмоционального человека? Скорей всего, это прилагательные: нервный, истеричный, некомпетентный и т. д. Да, люди, активно проявляющие свои эмоции вовне (по разным причинам, чаще всего это связано с неумением управлять ими), вызывают опасения, а страх стать таким же заставляет людей вообще отказаться от мысли, что эмоции необходимо учитывать в деловой жизни.Для людей деловых, а особенно когда мы заводим речь об личной эффективности, эта идея кажется во многом сомнительной.
Однако эмоции - это неотъемлемая часть нашей жизни. Так уж устроен наш организм, что способен испытывать эмоции. Мало того, способность испытывать эмоции - это важнейшая функция организма, прежде всего отвечающая за сохранность организма. Если организм не способен, например, испытать эмоцию страха, то в опасной ситуации он скорей всего просто погибнет, т. к. для того чтобы спастись, нужен выброс адреналина в кровь, т. е. организму необходимо реагировать. Если дать простое определение, то эмоция - это реакция организма на окружающие события.
При этом, если вспомнить примеры, которые рассматривали, мы выяснили, что чаще всего осознанно действовать мешают именно неосознанные эмоции, а потому отказаться от идеи, что они есть, и никак их не учитывать, значит так и оставить эмоции в неосознанной области, т. е. отказаться от задачи повышения личной эффективности.
2. Идентификация (определение) эмоций
Для того чтобы научиться осознавать свои эмоции, необходимо научиться их определять, т. е. называть свои эмоции словами. Одним из важнейших инструментов осознания, помимо мозга (аппарата нашего мышления), является слово. Все предметы, явления, события в этом мире мы называем какими-либо словами. Когда речь заходит про эмоции, какая классификация прежде всего приходит на ум? В 95% случаев люди отвечают: положительные и отрицательные. Но для определения способа работы с эмоцией (т. е. управления) недостаточно такого бинарного деления. Нужен более широкий словарь. Поэтому для осознания эмоций имеет смысл определить некоторый словарь эмоций.
3. Наработка навыка осознания своих эмоций
Чтобы научиться осознавать свои эмоции, важно выработать привычку анализировать свое эмоциональное состояние и его влияние на действия.
Что делать для развития осознанности?
Навык осознания своих эмоций - не только один из базовых навыков эмоциональной компетентности (в понятие «эмоциональная компетентность» входят четыре навыка: умения осознавать свои эмоции и осознавать эмоции других людей; умения управлять своими эмоциями и управлять эмоциями других людей), но и первичный.
Трудно научиться управлять своими эмоциями, если я их не осознаю, и еще труднее научиться осознанно управлять эмоциями других людей, если я еще не управляю своими эмоциями. Кроме того, осознание своих эмоций - это очень трудный навык, во-первых, потому что сложно подбирать слова, во-вторых, потому что нет привычки это делать.
Когда мы работаем над развитием этого навыка на тренингах и в программах развития управленческих навыков, мы используем и рекомендуем для самостоятельной тренировки несколько приемов:
- Задавать себе вопрос «Что я сейчас чувствую?» или «Какую эмоцию я сейчас испытываю?». Ответ помогает сформировать привычку осознавать (для того, чтобы осознать, необходимо назвать слово, причем четко обозначающее название эмоции, слова «нормально», «хорошо» и т. д. не являются названиями эмоций) и анализировать эмоции;
- Для того чтобы первое время помнить, что необходимо задавать себе этот вопрос, можно завести напоминание в телефоне, чтобы несколько раз в день сигнал напоминал вам о необходимости проанализировать свои эмоции;
- Можно вести дневник наблюдений, например, вечером вспоминать события дня и эмоции, с ними связанные.
Таким образом, ряд несложных, и при этом, что очень важно, ежедневных действий, поможет вам развить навык осознания эмоций. Я уверена: начав осознавать свои эмоции и анализировать их влияние на ваши действия, вы сделаете ряд интересных открытий.
Почему так важно осознавать эмоции, которые нас обуревают, и в чем опасность полного слияния с собственными чувствами? Как пограничное расщепление и ненависть к объекту, вызывающему боль, уничтожает в нашем сознании все его хорошие качества и тем самым разрушает привязанность? В чем отличия западного и восточного подходов в работе с негативными переживаниями и какие ресурсы сознания нужно задействовать, чтобы научиться эмоциональной регуляции? Разбираемся вместе с практикующим врачом-психотерапевтом Максимом Пестовым.
Про феноменологию осознанности написано масса текстов, мы сегодня сделаем акценты на ее терапевтических функциях и попробуем разобраться, почему одной осознанности недостаточно для достижения ментального благополучия.
Вообще в гештальт-терапии осознавание является одним из главных механизмов усложнения психики. Для чего оно вообще нужно? Ответ очень простой – для того, чтобы иметь возможность регулировать свою эмоциональную жизнь. Есть два полюса ее протекания: когда субъект слит со своими чувствами и полностью захвачен ими, вплоть до аффективного сужения сознания и пограничного расщепления, и когда он способен эмоционально реагировать, сохраняя при этом возможность не только быть в процессе, но и наблюдать за ним. Осознавание позволяет не только участвовать в чем-то, но и видеть то, как это устроено. Осознавая, я помещаю себя в центр происходящего, а не остаюсь болтаться на периферии. Если воспользоваться метафорой, ум без осознавания подобен лошади, которая несется вскачь. Осознавание в таком смысле помогает вспомнить, что я нахожусь на лошади. После этого обнаружения мы можем ей управлять вместо того, чтобы зависеть от ее настроения.
Читайте другой материал автора:
Осознавание является отправным пунктом, с которого начинается эмоциональная регуляция. С одной стороны, оно запускает процесс, который разворачивается во времени, и за развитием которого мы можем наблюдать, а с другой - само по себе нуждается в некотором поддерживающем фундаменте.
Часто бывает так, что даже понимая необходимость осознавания, мы спохватываемся о нем далеко не сразу. Например, сокрушаемся, что, обладая нужными навыками, не имели возможности ими воспользоваться. Вот именно для этого к осознаванию необходимо присовокупить такую способность как памятование , у которой очень много коннотаций в западном подходе осмысления психической деятельности. Например, существует термин Mindfullness, который лучше переводить именно таким образом, а не считать его синонимом Awareness. Памятование позволяет в нужный момент включать осознавание. В этом значении оно соответствует концепции о наблюдающем Эго .
К ещё одной способности, необходимой для функционирования осознавания, относится развитие внимания или сосредоточенности. Важно не просто что-то там понимать, но и сохранять осознавание на протяжении достаточного количества времени. С точки зрения здравого смысла, контакт с неприятными переживаниями вызывает естественную интенцию скорейшим образом это прекратить. В восточной традиции этому желанию противопоставляется способность наблюдать эмоциональные реакции как объекты своего ума, сохраняя невовлеченность в эти процессы. В западной традиции возможность психической переработки неприятных переживаний определяется как неспецифическая сила Эго . Соответственно, внимание развивается по линиям ясности и стабильности и тем самым придает осознаванию необходимую направленность и устойчивость.
Итак, мы коротко описали «левую и правую руки» осознавания . Теперь посмотрим, что из этого вытекает. В процессуальном отношении осознавание позволяет вернуть опыту присущую ему целостность. Когда мы говорим про осознанность, то чаще всего имеем в виду обращение своего внимания к телесным компонентам эмоций. Психотерапевты иногда называют это заземлением — когда наблюдение телесных ощущений помогает снизить захваченность эмоциями. Это происходит в том числе и потому, что осознавание приводит к замедлению и тем самым увеличивает точность и снижает интенсивность переживаний. Это первый этап, обнаружение себя в точке, с которой начинается путь.
Следующий этап, который логично вытекает из предыдущего, называется символизацией или процессом придания смыслов. Очень важно иметь возможность поместить свои переживания в какой-то контекст, поскольку эмоционально сложная ситуация является частью остальной жизни. Часто аффект возникает тогда, когда переживание оказывается подвешенным в воздухе и изолированным от фоновых чувств. Например, переживание злости может быть особенно трудно переносимым, если нельзя получить доступ к другим эмоциям, которые также присутствуют в этих отношениях. Такая аффективная реакция называется пограничное расщепление , когда ненависть к «плохому» объекту уничтожает его хорошие качества и тем самым разрушает привязанность.
Читайте также:
Также следует помнить, что эмоции являются контактным феноменом, а это значит, что одного только осознавания недостаточно: важно связать эмоцию с потребностью и с объектом, который мог бы ее удовлетворить. Когда эмоции остаются «индивидуальным» процессом, с которым субъект пытается совладать самостоятельно и не «разворачивает» их в контакт, то мы наблюдаем остановку переживания. Крайним проявлением этого процесса оказывается наступление состояния психической травмы. Соответственно, задачей эмоциональной регуляции является возвращение чувствительности при психической анестезии, а не поддержка избегания контакта с отрицательными эмоциями.
Осознавание контекста позволяет совершить переход к третьему этапу эмоциональной регуляции, который мы условно назовем процессуальным мышлением . Под этим я понимаю способность наблюдать сложную эмоцию в измерениях прошлого (контекст совместной истории) и будущего (потенциал ее развития). Если этого не происходит, то переживание прерванного опыта, в которых кажется, что отношения рушатся, или жизнь разделилась на до и после, сильно способствует развитию аффекта, который затопляет сознание и находит себе выход в отреагировании. А этот способ не приводит к приращению опыта, скорее наоборот, препятствует психической переработке.
Трудно переоценить значение эмоций в человеческой жизни, они придают нашей жизни смысл, объединяют с другими людьми, а также являются основой для понимания самих себя и своего отношения к другим людям. Эмоции, в буквальном смысле, определяют образ нашего бытия, благодаря эмоциям, мы имеем возможность грустить и плакать, когда нам плохо, радоваться и смеяться, когда мы находимся в отличном настроении. Без них мы не были бы такими, какими мы являемся, не были бы людьми, в полном смысле этого слова. Без эмоций мы превратились бы в некое подобие роботов, наделённых разумом, но лишённых души. Однако, не смотря на столь огромное значение, которое мы придаём эмоциям, мы должны помнить, что мы являемся хозяевами своих эмоций, а не их марионетками. Человек, как «венец творения», находится на одну ступень выше всего животного царства. Это обязывает нас с ранних лет учиться осознавать и контролировать свои эмоции, быть выше их и уметь действовать вопреки эмоциональным порывам, когда это необходимо.
Человек, который умеет осознавать и контролировать свои эмоции, способен мыслить ясно и творчески, более эффективно справляться со стрессом и тревогой, общаться с другими людьми на равных, выражать любовь, доверие и сочувствие. Проблемы и неприятности не затуманивают ему голову, но воспринимаются им как вызов. Он готов принять этот вызов и с лёгкостью направляет свои усилия на преодоление встающих перед ним препятствий. С другой стороны, теряя контроль над своими эмоциями, человек перестаёт в полной мере управлять собой и своей жизнью. Он действует вопреки здравому смыслу, вспыльчив, чрезмерно эмоционален, часто находится в плохом настроении и старается изолировать себя от внешнего мира. В результате, жизнь просто проходит мимо. Преимущества контроля над своими эмоциями очевидны, вряд ли кто-то откажется от возможности этому научиться. В этой статье мы покажем вам, как совершить один не очень сложный, но бесконечно важный шаг к контролю над своими эмоциями, речь пойдёт о развитии эмоциональной осознанности.
Что такое эмоциональная осознанность?
Всем нам, в силу своей природы, свойственно испытывать эмоции. Хорошие и плохие, они появляются в нас в ответ на внешние раздражители и оказывают влияние наш способ мышления и действий. Фактически, они руководят нами, особенно, если мы не осознаём их и не противостоим оказываемому ими влиянию. Ну а делаем мы это крайне редко. Мы наблюдаем появление той или иной эмоции, но не придаём этому значение – просто действуем, как действовали всегда. Лишь изредка задаёмся вопросами:
- «Что послужило причиной появления этой эмоции?»
- «Соответствует ли она реальному положению вещей или разрослась на фоне излишней впечатлительности?»
- «Правильно ли я поступлю, если сделаю так, как хочу сделать в данный момент?»
В эти редкие мгновения мы можем обнаружить, что наше поведение продиктовано нам сиюминутными потребностями и разнится с основной жизненной линией, которую мы для себя выбрали. Но, к большому сожалению, этих проблесков сознания бывает недостаточно для того, чтобы направить свою жизнь в нужное русло. Будучи же эмоционально осознанными, мы обладаем полной осведомлённостью о своих чувствах и эмоциях, а также о чувствах других людей и причинах их возникновения. Таким образом, эмоциональная осознанность предполагает способность к определению и выражению возникающих эмоций. Это понимание связей между нашими чувствами и действиями и способность предсказать и предупредить нежелательное поведение.
Преимущества эмоциональной осознанности.
Одно из основных преимуществ эмоциональной осознанности состоит в том, что вы получаете больше контроля над своими собственными эмоциями, следовательно, и над всей своей жизнью. Гнев, депрессия, тревога и беспокойство, излишняя импульсивность, эмоциональная неустойчивость и чувство изоляции лишаются власти над вами. Приходит понимание, что это наши эмоции, а не мысли подталкивают нас и определяют наше поведение. Эмоциональная осознанность даёт нам множество рычагов управления над собой и обстоятельствами, чего не могут обеспечить большинство существующих техник саморазвития. Особо следует отметить такие преимущества эмоциональной осознанности:
- Знание самого себя, своих симпатий и антипатий.
- Понимание и сопереживание другим людям.
- Открытое и эффективное общение.
- Принятие мудрых решений, способствующих достижению долгосрочных целей.
- Мотивация и высокая активность на пути к целям.
- Построение крепких, здоровых и ценных отношений.
- Создание эмоционального равновесия, без резких скачков настроения.
- Способность отдавать отчёт своим действиям и словам.
- Высокий уровень внутренней энергии, которая более не растрачивается попусту.
- Устойчивость к стрессовым ситуациям.
- Высокий уровень личной эффективности.
- Здоровое выражение эмоций.
Список можно продолжать ещё и ещё, поскольку вместе с основными преимуществами вы получаете массу других, прямо или косвенно связанных с ними, преимуществ. Возможно, мы посвятим преимуществам эмоциональной осознанности отдельную статью, их перечисление в этой статье не входило в наши планы. Да и, в процессе повышения уровня эмоциональной осознанности, вы сами сумеете обнаружить в себе позитивные изменения.
Каков ваш уровень эмоциональной осознанности?
Каждый из нас в той или иной степени обладает способностью осознания своих эмоций. Кто-то больше, кто-то меньше, но наверняка этого умения вам недостаёт, если вы целенаправленно не занимались его развитием. Время и жизненный опыт лишь отчасти увеличивает эту способность, и далеко не всегда и не у всех. Поэтому так важно взять инициативу в свои руки. Только, прежде чем вступить на путь развития эмоциональной осознанности, желательно определить, насколько этот навык у вас развит. Для этой цели вам следует присмотреться к себе лучше и задать себе несколько несложных вопросов:
- Можете ли вы оставаться спокойными, испытывая такие сильные эмоции как гнев, печаль, страх, отвращение и радость?
- Чувствуете ли вы присутствие эмоций в своём теле?
- Умеете ли вы прислушиваться к голосу своего разума, не смотря на то, что вы чувствуете?
- Доверяете ли вы сигналам своего тела, вызванным эмоциями?
- Позволяете ли вы себе испытывать негативные эмоции?
- Обращаете ли вы внимание на изменение эмоционального фона?
- Меняются ли ваши эмоции в течение дня?
- Считаете ли вы, что другие люди в целом с пониманием и сопереживанием относятся к вашим эмоциям?
- Комфортно ли вам, когда другие люди знают о том, что вы чувствуете?
- Чувствуете ли вы наличие эмоций у других людей и можете ли поставить себя на место этих людей?
Если на все вопросы вы честно можете ответить «да», ваш уровень эмоциональной осознанности довольно высок, вы вполне можете обойтись без его дальнейшего развития. Если же «да» вы можете ответить не на все вопросы или, «да» справедливо для всех вопросов, но не для всех ситуаций, вам следует над собой поработать. И, наконец, если на большинство вопросов вы отвечаете «нет», что же, вы далеко не одиноки, и вам непременно следует задуматься о развитии своей эмоциональной осознанности.
Следует иметь в виду, что ответы на перечисленные вопросы не могут с точностью предсказать, каков ваш уровень эмоциональной осознанности, поэтому вам будет полезно прочесть о существующих классификациях этих уровней. Так, довольно интересно об уровнях эмоциональной осознанности поведали доктора Ричард Д. Лэйн и Шварц. В своей работе они отразили спектр способностей человека осознавать свои эмоции в шести уровнях. Вкратце эти шесть уровней сознания выглядят так:
- 1. Отсутствие эмоциональной осознанности.
- 2. Осознанность телесных ощущений.
- 3. Осознанность поведения.
- 4. Осознанность текущего эмоционального состояния.
- 5. Дифференцированная эмоциональная осознанность.
- 6. Смешанная эмоциональная осознанность.
Существует и другая версия классификации уровней эмоциональной осознанности, найденная на сайте одной из миссионерских организации Испании. Знание этих уровней поможет вам определиться с тем, на каком уровне находитесь вы, и послужит неплохой отправной точкой для вашего дальнейшего развития.
Развитие эмоциональной осознанности.
Первое что вам следует понять, это то, что развитие эмоциональной осознанности это долгий процесс, требующий немало времени и усилий. Люди годами приручают свои эмоции, и не всегда справляются с этой задачей, особенно, если не знают, в каком направлении двигаться. У вас этот процесс может занять чуть меньше времени, но для этого вам нужно следовать рекомендациям, приведённым далее.
1. Научитесь снимать стресс.
Многие знают, что стресс это естественное состояние нашего организма, находящегося в неблагоприятных условиях. Он может быть столь же вреден, как и полезен. К примеру, людям каменного века и чуть более поздних периодов истории он помогал - активизировать внутренние резервы организма, чтобы справляться с врагами или убегать от них, быстро принимать решения и ловить добычу. Большинству же из нас, в условиях цивилизованного мира, он только вредит, поскольку нам некуда девать избыток энергии. Стресс затмевает наше сознание и мешает нам действовать адекватно, и, уж тем более, при возникновении стресса мы меньше всего способны распознать наличие в себе эмоций. О том, как правильно и быстро снимать стресс вы можете узнать из статей нашего сайта в разделе «Стресс».
2. Получите знания о человеческих эмоциях.
Изучите вопросы о том, какие существуют эмоции, как они создаются в нашем организме и какое влияние на него оказывают. Узнайте, как наше окружение становится причиной для возникновения тех или иных эмоций, какое влияние они оказывают на наше восприятие окружающей действительности, на наши мысли и действия. Чем больше знаний о своём организме вы получите, тем проще вам будет собой управлять, и тем выше будет ваша способность к осознанию своих эмоций. И нет, вам не обязательно получать дополнительное образование, или штудировать гору литературы по психологии и физиологии человека, достаточно будет поверхностных знаний – основных идей, имеющих наибольшее значение.
3. Наблюдайте за собой.
Отслеживайте присутствие эмоций и постарайтесь определить для себя, что вы чувствуете. Каково это, пребывать в гневе? Что вы чувствуете, когда злитесь на кого-то или что-то? Что для вас испытывать печаль? Как действует на вас страх? Как проявляется ваша грусть? Как вы радуетесь и смеётесь? Какими физическими ощущениями сопровождаются ваши эмоции? Насколько вы продуктивны, когда испытываете те или иные эмоции? Сколько по времени может длиться пребывание в вас эмоции? Прислушивайтесь к себе и постарайтесь развить способность к определению эмоций, которые вы испытываете. Узнайте, насколько велик и разнообразен спектр ваших эмоций? Сколько видов эмоций вы обнаруживаете в себе? Вместе с наблюдением эмоций к вам придёт понимание самих себя, а также увеличится уровень вашей эмоциональной осознанности.
4. Научитесь принимать свои эмоции.
Не нужно избегать или подавлять свои эмоции, это может негативно сказаться на всех областях вашей жизни. Так, избегание эмоций лишает вас возможности понять себя. Подавляя негативные эмоции, вы блокируете позитивные эмоции, ну и, помимо всего прочего, эта деятельность требует слишком много энергии и мешает вам развивать отношения с другими людьми. Но, позвольте себе испытывать эмоции любого характера и ситуация изменится в лучшую сторону. Просто примите свои эмоции, пусть эмоции наполнят ваше тело. Не задерживайте своё внимание на них слишком долго, не придавайте им значения, дабы не продлевать их существование. Они сами покинут вас, так же быстро, как и пришли. Их место вскоре займут другие эмоции, потом ещё и ещё.
5. Проследите путь своих эмоций.
Обнаружив в себе какую-либо эмоцию, будь то гнев, страх или радость, постарайтесь выявить причину её появления, не пропуская при этом ни одной мелочи. Что в вашем окружении стало причиной для возникновения этой эмоции? Какие мысли в своей голове вы обнаруживаете, когда испытываете эти эмоции? Какими способами вы обычно выражаете эти эмоции? Проследите за своей мимикой, жестами, голосом, интонацией и словами. Какие сознательные или бессознательные действия вы можете выявить? Что вы обычно делаете, чтобы избавиться или, наоборот, продлить пребывание в вас какой-либо эмоции. Насколько результативны ваши действия по устранению или продлению эмоций? На начальных этапах развития эмоциональной осознанности будет полезным ведение записей, это позволит вам проводить более качественный самоанализ.
Развитие эмоциональной осознанности, это один из важнейших шагов к управлению собой и своей собственной жизнью. С улучшением этого навыка вы научитесь выявлять в себе нежелательное поведение и движущие вами мотивы, вы придёте к пониманию самих себя, получите полное представление о том, что в вашем окружении вызывает вас радость, грусть, страх, гнев и другие эмоции. В дальнейшем, эмоциональная осознанность позволит вам корректировать своё поведение, использовать свои эмоции и их энергию в качестве источника сил для преодоления препятствий, управлять другими людьми, если это необходимо, а также многое - многое другое. Станьте единственными и полноправными хозяевами своей жизни и сделайте её такой, какой хотите видеть, успехов вам и всех благ!
