«общая цель команды. Работа в команде: ключевые факторы успеха
Работа в команде имеет массу преимуществ. Особенно заметными такие качества становятся на контрасте с появлением лидеров, которые проявляя высокий уровень индивидуальных качеств, блестяще справляются со своими задачами, но при этом демонстрируют полное непонимание командных взаимодействий.
Вы узнаете:
- Что такое слаженная команда
- Преимущества и недостатки работы в команде
- Как происходит организация и управление командой
- Какие роли играют участники команды
Что такое команда
Для того чтобы добиться определенной эффективности коллективных взаимодействий, необходимо создать команду. Не каждый коллектив может стать командой единомышленников. Что подразумевается под термином «команда»? Это коллектив специалистов, которые дополняют друг друга своими навыками, знаниями и квалификацией, объединенных одним стремлением к решению коллективных задач, и при этом несущих личную ответственность за результат.
При работе в команде личные устремления уходят на второй план. Все участники команды, имея высокий уровень личной квалификации, должны обладать навыками взаимодействия с партнерами.
Все командные игроки ощущают зависимость от других членов коллектива, понимая, что результаты личной работы зависят от четкого выполнения своих функций другими участниками процесса. В связи с этим одним из важных командных свойств можно назвать равные права каждого и непрерывный процесс обмена информацией. Можно также выделить такую особенность как взаимная подотчетность участников команды. Взятые обязательства обуславливают доверие внутри коллектива и служат фундаментом успешного решения поставленных задач.
Основные принципы работы в команде
1. Коллективное принятие решений. В ситуациях, когда один участник командного процесса высказывает точку зрения, отличающуюся от коллективной, необходимо находить компромиссные решения в ходе переговорного процесса. Если же достичь взаимного согласия не удается, то принятие решений осуществляется в ходе голосования. Другими словами, команда в своей деятельности руководствуется мнением большинства. При этом никто из членов команды не может отстраниться от коллективных решений, если оказалось, что они столь эффективны.
2. Для формирования командных решений не имеют значение занимаемые должности, поэтому здесь не приветствуется стремление протолкнуть собственный взгляд на проблемные вопросы с использованием уровня своего положения в структуре организации. Все участники имеют одинаковые права, а, следовательно, их взгляды и обязанности имеют равное значение. Для командной работы имеют значение такие моменты как взаимоуважение и толерантность, но в тоже время никто из участников процесса не должен бояться допускать ошибки.
3. Совместную работу над решением командных задач следует понимать как уникальный шанс для повышения личной квалификации, а также для повышения уровня навыков и приобретения бесценного опыта. Такая деятельность дает возможность каждому члену коллектива для самореализации и проявления своих лучших качеств.
4. В конфликтных ситуациях следует обратиться к правилам нормального общения между людьми, независимо от ситуации. Излишняя эмоциональность вредит командной работе. Нельзя руководствоваться личными антипатиями или предпочтениями в отношении членов команды.
5. Члены команды должны выработать в себе умение конструктивного восприятия критических замечаний, а также способность к признанию и анализу совершенных ошибок. Но, с другой стороны, следует порекомендовать членам команды при обнаружении чужих ошибок профессионально и продуманно преподносить полученную информацию. Такой вариант будет больше способствовать продуктивной работе, чем простая критика.
6. Для многих людей особые сложности возникают с вопросом сдерживания собственных амбиций. Чрезмерную амбициозность и «звездную болезнь» нужно своевременно усмирять для достижения высоких командных результатов. Нужно донести до каждого члена команды мысль, что в случае командного успеха удовлетворение будет куда большим.
Права и обязанности участников команды
Обязанности :
- Все члены коллектива должны направлять свои усилия и навыки для того, чтобы реализовать цели, которые стоят перед командой. Вопреки своим эгоистичным побуждениям необходимо делиться всеми новыми идеями и решениями, способными принести пользу участникам на их постоянном месте работы.
- Все участники могут свободно выражать свои мысли и соображения по текущим вопросам руководству по месту основной деятельности независимо от данных обязательств.
- Никто из членов команды не должен ставить под сомнение ценность деятельности в коллективе, даже несмотря на общую позицию по отношению к его предложению. Также каждый член группы обязан быть единомышленником своей команды и руководствоваться мнением большинства, пусть оно и противоречит его убеждениям. Исключительным случаем может считаться ситуация, в которой один из членов не желает отвечать за последствия принятого решения. В данной ситуации такая позиция отображается письменно в протоколе.
- Все члены команды должны быть снисходительными к своим коллегам. Приветствуется строгая конфиденциальность в отношении информации о дискуссиях и принятых решениях, а также ограничение на использования ее в личных целях.
- В команде все считаются равноправными участниками и поэтому должны быть объективными в суждениях и высказываниях по поводу идей своих партнеров.
- Снисходительность и уважение друг к другу считаются залогом успешной и плодотворной работы в группе.
- Никто не должен скрывать информацию, которая может быть полезной участникам группы для дальнейшей реализации поставленных задач.
- На взаимное сотрудничество не должны влиять личные симпатии или антипатии к отдельным членам группы
- Для благоприятной атмосферы в коллективе и плодотворного сотрудничества все члены команды должны установить между собой цивилизованные деловые отношения.
Права :
- Быть свободным в своих высказываниях и суждениях, требовать подтверждения фактов и детального рассмотрения вопроса.
- Требовать конфиденциальности и обязательств не придавать огласке мысли и высказывания, которые были озвучены во время групповой работы.
- Получать достоверную и объективную информацию от всех участников команды.
- Требовать защиты от разглашения своих мыслей и высказываний, которые могут причинить вред личности и профессиональной деятельности, а также негативно влиять на работу команды.
- Требовать во время сотрудничества соблюдения установленных правил поведения и корректного отношения.
Сценарии игр, которые помогут «прокачать» навыки командной работы
За час игры вы узнаете о человеке больше, чем если бы провели с ним год в разговорах. Эту истину подметил еще древнегреческий философ Платон, и сейчас она так же актуальна.
В ходе игры вы выясните, в чем сильны сейлзы, а какие навыки им стоит «прокачать». Редакция журнала «Коммерческий директор» рассказала, какие деловые игры следует проводить в компании.
Какие преимущества и недостатки имеет работа в команде
Работая вместе, можно решить вопросы, неподвластные одному члену команды.
Командная деятельность – гарантия решений, в которых максимально соблюдены интересы каждого из участников.
Взаимодействие профессионалов из разных отделов делает невозможным одностороннее воздействие вышестоящей руководящей инстанции на деятельность команды.
Групповая работа позволят минимизировать риски неправильно принятого решения и упущения важных фактов. Это можно выразить народной пословицей: «Одна голова хорошо, а две - лучше».
То, что может не заметить один партнер, обязательно заметит другой, поэтому командная работа это, прежде всего, предотвращение «производственной слепоты» и возможность решить на своем участке незамеченные проблемы.
Командная работа способна привлечь руководство различных уровней к взаимодействию.
Специалист с опытом командной деятельности, будет иметь минимум проблем со своими коллегами и другими отделами предприятия.
Командная работа способствует формированию деловых качеств, важных для взаимодействия в коллективе. Она помогает избавиться от эгоистичных взглядов, учит прислушиваться к мнению других и корректно вести дискуссию. Приобретенные качества оказывают большое влияние на общий успех компании.
Коллега, который сумел вести себя как командный игрок, получает значительное повышение, значимое не только для него, но и для всей организации.
У компании появляется возможность внедрить нестандартные идеи, возникновение которых в обычной ситуации маловероятно. На привычном рабочем месте сотрудник лишен возможности выйти за пределы своего мышления и узкой спецификации.
Командная деятельность – это возможность как для одного работника, так и для всего коллектива по максимуму реализовать свои творческие способности.
Крупным организациям коллективная работа позволяет выделить специалистов способных к нестандартному и рациональному подходу к задачам с помощью идей, не имеющих отношения к их прямым функциям.
Для малых и средних предприятий работа специалистов в группе – это возможность всестороннего использования их знаний, опыта и возможностей. Также общий потенциал группы позволяет заменить специалистов и сэкономить на вакансиях, содержание которых не может себе позволить данная фирма.
– Работа в команде требует времени для притирки и налаживания отношений между участниками, на что необходимо время. В процессе совместной работы также вырабатывается определенная форма сотрудничества.
– Иногда в командной деятельности можно наблюдать неповоротливость, которая обусловлена, прежде всего, количеством сотрудников и совместительством функций некоторых участников. Отсутствие пунктуальности и организованности негативно отражается на деятельности команды.
– Дискуссии, возникающие в работе и перерастающие в спор, из-за неумения отдельными сотрудниками обсуждать определенные вопросы, забирают время и ведут к командным разногласиям.
– Разные взгляды и мнения участников команды на одну и ту же проблему ведут к продолжительным спорам и отсрочке решения вопроса.
– Всеобщее поощрение сотрудника за проделанную работу по общим итогам стимулирует других коллег к проявлению трудолюбия и соперничества. Анонимность показателей сказывается на низкой работоспособности и возможности спрятаться за результатами более успешных коллег.
– При возложении на сотрудника каких-либо обязанностей в команде нужно учитывать его общую занятость и востребованность в другой деятельности. Непосильная нагрузка может негативно сказываться на общей работе команды. Объем заданий должен соответствовать возможностям и обязанностям, возложенным на каждого члена группы.
– Высказывание: «Верблюд - это лошадь, которую изобразила команда» не всегда говорит о неэффективности работы в коллективе и трате времени, поскольку постоянно требовать правильного решения от группы будет неправомерным.
Как происходит организация работы в команде
Этап 1. Адаптация включает обмен информацией и обсуждение существующих задач. Первое время участники команды общаются с настороженностью, происходит формирование ячеек из двух-трех человек. В ходе такой «притирки» образуется формирование правил поведения, приемлемых для всех. В течение этого периода нельзя ожидать высоких результатов командной работы.
Этап 2. Формируются объединения, включающие несколько человек в зависимости от интересов и взаимных симпатий. Параллельно идет процесс по определению несоответствий личностных мотивов и задач команды. Некоторые участники процесса могут делать попытки противодействия общим требованиям. Так определяется допустимый уровень проявления настроений и эмоций. Примером может служить эмоциональное швыряние документов и анализ ответной реакции.
Этап 3. Кооперация – это этап, когда участниками коллектива осознается собственное стремление осуществлять деятельность, направленную на решение общих задач. Здесь впервые возникают моменты открытости и конструктивности в диалогах, а также употребление по отношению к коллективу местоимения мы.
Этап 4. Нормирование деятельности подразумевает выработку правил и норм командной деятельности. В результате возникающей взаимной доверительности повышается уровень межличностных отношений.
Этап 5. Функционирование является этапом, когда становится возможным коллективное принятие эффективных решений направленных на достижение поставленных целей. В этот момент каждый участник команды получает и осознает личную роль в общем процессе. В коллективе проявляются и разрешаются конфликтные ситуации исключительно открытым способом. На этом этапе проявляется настоящее лицо команды с едиными для всех участников задачами. Этот процесс сопровождается привлекательным психологическим микроклиматом и формированием объективной организационной системы. Данный этап может рассматриваться как завершение создания работоспособной команды.
Что влияет на эффективность работы в команде
Оптимальный объем. Итог командной работы находится в определенной зависимости от количества участников (эффективность слишком малой либо чрезмерно расширенной команды минимальна).
Качественный состав. На итоговый результат оказывает внимание однородность коллектива (на практике лучшие результаты демонстрируют команды, составленные из участников различных полов и возрастов, но совпадающих по социальным критериям).
Конформизм. Мнения и деятельность участников коллектива подвергаются изменениям под реальным либо воображаемым воздействием команды. Общественное мнение является ценным эталоном для каждого участника, поэтому наблюдается полное приятие коллективных принципов.
Деиндивидуализация . Процесс снижения уровня самосознания, а также переживательное отношение к оцениванию даже в условиях, когда не фокусируется внимание на конкретном участнике коллектива.
Феномен смещения уровня риска. Команда способна принимать решения с более высокой степенью риска, чем каждый участник отдельно от группы.
«Огруппление» мышления. Участники коллектива концентрируются на решениях, которые гарантированно устроят команду, при этом могут отбрасываться вполне эффективные варианты.
Общественная леность . Учитывая принцип разделения ответственности на всех в одинаковой степени, допускается возможность выполнения своих функций с наименьшими усилиями.
Какие роли играют участники, работая в команде
1) «Рабочая пчелка». К этой категории относятся ответственные и трудолюбивые люди. Они дисциплинированны, обладают хорошим самоконтролем, что очень важно в межличностных отношениях. Достижение общих целей они ставят превыше собственных, всегда готовы работать в команде. В коллективе проявляют себя как бесконфликтные, терпимые к недостаткам и доверчивые сотрудники. Именно эта категория сотрудников определяет стратегию работы команды на основе поставленных целей и задач и выстраивает логическую последовательность для их достижения. Но даже при высокой трудоспособности «рабочих пчелок» показатели результатов проделанной работы будут не выше средних. Причиной этому является отсутствие гибкости и ценных идей в принятии решений. Такой недостаток наблюдается даже у интеллектуальных «рабочих пчелок», поскольку они консервативны и предпочитают больше действовать по схеме, любые изменения приводят их в тупик.
2) «Руководитель». Качества «руководителя» предполагают уверенность в себе, эмоциональную устойчивость и стабильность. Такие люди всегда спокойно относятся к возникшим проблемам, поскольку у них всегда есть стратегическое видение их решения. «Руководитель» способен организовать команду и скоординировать ее усилия для выполнения поставленных целей. Он всегда готов выслушать мнения всех сторон, оценить перспективность каждого предложения и сформировать на их основании общее мнение команды. Отсутствие творческого мышления восполняется у него решительностью и сильным характером.
Для «руководителя» основная мотивация в работе – это достижение цели. Люди с лидерскими качествами «руководителя» не обладают высоким интеллектом, обычно он находится в пределах 116 – 130 IQ. Более высокие показатели говорят об излишней рефлексии, что несовместимо с проявлением волевых и сильных качеств в характере. Лидер всегда способен адекватно оценить ситуацию, увидеть все сильные и слабые стороны подчиненных, он прекрасный коммуникатор и оратор. «Руководитель» умеет слушать людей, но в тоже время может попасть под негативное влияние и не проявить должную гибкость в решении вопроса. К психологическим недостаткам можно отнести отсутствие качеств мотиватора и способность быстро действовать в критических ситуациях.
3) «Мотиватор». Эти люди отличаются высоким энергетическим потенциалом, они практически ходят вприпрыжку. Энергетической подпиткой для такого человека является преодоление препятствий, это составляет цель в его жизни. Для достижения цели он обладает всеми качествами – напором, динамичностью и смелостью. Но в то же время такие люди достаточно беспокойны, раздражительны, склонны к постоянному недовольству и нетерпимы к другим, что иногда приводит к конфликтным ситуациям с коллегами и начальством. «Мотиватор» обладает лидерскими качествами для целевой аудитории, ему с легкостью можно доверить реализацию отдельного проекта.
4) «Генератор идей». Обладая богатым воображением и творческим потенциалом, он способен решать любые, поставленные перед ним задачи. На решение проблемы он смотрит в целом, а не на ее отдельные детали. Способен легко придумать и организовать новый проект, но по пути будет разрабатывать новые. Постоянно нуждается в поддержке руководства, поскольку он подвержен эмоциональной нестабильности из-за критики и нападок коллег. Зачастую это происходит от нежелания учитывать потребности коллектива, способствовать эффективному взаимодействию и достижению общих целей.
5) «Снабженец». Это энтузиаст, направленный на общение и исследование ресурсов. Его коммуникабельность позволяет легко управлять контактами и подталкивать деловую беседу в выгодном для себя русле. После общения за пределами команды «снабженец» поставляет новые идеи и информационные материалы, которые полезны для общей деятельности.
Недостатком участников команды такого типа: низкая эффективность одиночных действий, так как для «снабженца» важным мотивирующим фактором служат высокие оценки окружающих. Он склонен также расходовать рабочее время на посторонние дела и совершенно не годится для кропотливой, монотонной деятельности, из-за чего нередки конфликты с «рабочими пчелками». В тоже время такой типаж служит фактором, который придает ощущение реальности и защищает от застоев в рабочих процессах.
6) «Критик». Такой участник коллектива постоянно анализирует ситуацию. Для него большее значение имеет эффективная организация процесса, а не его участники – люди. «Критики» отлично прогнозируют развитие событий и отличаются рассудительностью. Примечательно, что критика со стороны таких людей не выглядит обидной для других участников коллектива, так как ее основой служит принцип «ничего личного». Важнейшая задача для «критиков» – это анализ выдвинутых идей. Их проницательность позволяет точно определить слабые и сильные моменты, а также обоснованно выразить свое мнение.
7) «Аналитик». Имеет способности позволяющие учесть различные факторы, и может аргументировано подвести коллектив к принятию эффективного решения. Недостаток «аналитиков» в отсутствии внимательного отношения к людям, а, следовательно, и в мотивации их для совершения определенных действий. Кроме того, чрезмерный интерес к деталям часто приводит к потере стратегического понимания. Нежелательно составление команды из группы «аналитиков». Более эффективным видится их взаимодействие с «мотиваторами» и «генераторами идей».
8) «Вдохновитель». Есть такие устоявшие выражения как командный игрок, душа компании и так далее. Все они являются характеристиками «вдохновителей». Это отзывчивые и уравновешенные люди, которые умеют слушать других, предотвращать возникновение конфликтных ситуаций и способствуют нормальному состоянию морально-психологического климата внутри коллектива. Вдохновитель может не только примирить конфликтующие стороны, но и придать коллективу дополнительную энергию для преодоления кризисных ситуаций.
Взаимодействовать с такими людьми легко для всех участников команды. Из недостатков присущих такому типажу можно отметить низкий уровень решительности, подверженность влиянию других. Кроме того, и сама цель команды может для «вдохновителя» иметь меньшее значение, чем люди. «Вдохновители» не очень хорошие руководители, но эффективные мотиваторы.
9) «Контролер». Эта роль присуща дисциплинированным участникам коллектива, которые чувствуют высокий уровень ответственности за результат. Таких людей можно назвать доводчиками проектов. Они обладают качествами, позволяющими доводить дела до логического завершения. Их отличает выносливость в условиях напряженной деятельности. Но, если «контролеров» посещают перфекционистские идеи о том, что можно достичь более высокого результата, то завершение работ может отложиться на неопределенный срок. Такие люди хорошо взаимодействуют с «мотиваторами», «снабженцами», «рабочими пчелками», но не находят понимания у «аналитиков».
10) «Специалист». Эта роль принадлежит членам команды, отличающимся узкопрофессиональными или редкими знаниями. Являясь экспертами, они очень важны для решения определенных задач. Такие люди больше увлечены профессиональными особенностями и мелкими деталями, чем общим делом, а в коллективе могут прослыть занудами.
Распределение ролей по методике «кельтское колесо»
Александр Морозов, коммерческий директор, Center
Для формирования команды предлагаю использовать методику «кельтского колеса», которая нередко применяется для диагностики коллектива. Она основана на условной типизации в зависимости от соотнесения сотрудника с одной из сторон света, каждой из которых соответствует определенный набор качеств. Так, «люди севера» способны управлять и вести за собой, «люди юга» сплачивают коллектив, отвечают за настроение в нем, «люди востока» генерируют идеи и выстраивают стратегию, «люди запада» претворяют план в жизнь.
Предполагается, что в эффективной команде должно поддерживаться равновесие всех четырех сторон. Конечно, трудно найти человека, строго соответствующего какому-то одному типу, - можно тяготеть и к двум-трем типам одновременно. Однако качества, присущие одному типу, могут доминировать, а свойства другого будут менее заметными.
Как правило, если сотрудник совмещает несколько ролей, на «кельтском колесе» они будут располагаться последовательно. Вполне посильны для одного человека функции лидера и драйвера команды. Если же сотруднику передать обязанности, свойственные противоположным ролям (например, финансист и разработчик продукта), стресс для него неизбежен. Самое эффективное соотношение функций, связанных с ролями, следующими друг за другом по кругу, - 33: 33: 33 (например, 33% - продавец, 33% - разработчик продукта, 33% - лидер).
Таким образом, оптимальный состав для креативной команды - два-три человека с различными функциями по «кельтскому колесу». Однако на практике чаще получаются команды более чем из десяти участников.
Оцените вероятность ошибок при формировании команды. Типичный просчет при наборе сотрудников в проект – это перекос в сторону какой-то одной роли. В моей практике был случай, когда в команду собрались 11 человек: восемь продакт-менеджеров, один руководитель, два продавца. Драйвера и финансиста в группе не было. Лидер координировал всех продакт-менеджеров, которые работали всего час в неделю, а сам трудился в круглосуточном режиме. При этом все хотели одинаковых преференций.
Управление командой согласно ее форме
Командный менеджмент выделяет следующие организационно-культурные составляющие командной деятельности:
1) Внешний контекст, который включает такие элементы, как:
– организационная составляющая;
– квалификация вышестоящих уровней основной компании в вопросах руководства командой;
– сложность и структура внешнего окружения;
– присутствие контролирующих структур и их качество;
– уровень неопределенности командных действий;
– периодичность и уровень стрессовых воздействий.
Описывая культуру определенной организации, следует учесть и такие факторы:
– уровень официальности в процессе осуществления деятельности;
– уровень подчиненности и инициативности подчиненных;
– определение основных принципов осуществления деятельности либо придание важности исключительно результатам;
– установленная важность соблюдения требований по распорядку рабочего дня, форме одежды и другим моментам;
– фундаментальность и протяженность по времени планирования деятельности.
2) Внутренний контекст описывается с учетом таких индикаторов:
– общепринятые командные нормы;
– варианты распределения власти;
– общая сплоченность участников;
– отличительные способы организации и осуществления руководящего взаимодействия (таких процессов как координация, налаживание внутренних связей, действия по разрешению конфликтных ситуаций, принятия решений, налаживание внешних связей);
– распределение ролей.
Нужно отметить, что работа по созданию команды – это процесс формирования ее культурного контекста, то есть, ее субкультуры.
На прохождение командных процессов влияют также характерные черты личного взаимодействия руководителя с участниками коллектива. Можно выделить некоторые характеристики, которые относятся к типу лидера. В понятие тип лидера можно отнести отличительные особенности, определяющие взаимоотношения лидера и подчиненных.
- Коллективные споры: как искоренить конфликты между сотрудниками
Согласно наиболее современным концепциям лидерства принято выделять важность такой черты, как развитие подчиненными личных способностей к самоуправлению. Руководитель, которому присущи такие черты, может быть определен понятием «сверхлидер».
Типы руководителей:
2. Транзактор. Такой лидер, используя информационные системы и принципы коммуникаций, формирует особые взаимоотношения с подчиненными, способствующие эффективности работы и поддержанию собственного статуса;
3. Герой-визионер – лидер, влияющий на подчиненных силой личного убеждения;
4. Пассионарные личности – руководители, отличающиеся способностью вести команду за собой, предлагая ее участникам высокие цели.
Соотношение основных параметров команды (тип коллективных взаимодействий, организационно-культурная составляющая и тип лидера группы) дают возможность определить следующие формы команд:
1) «Комбинат». Формат такой команды предусматривает беспрекословное подчинение лидеру всех членов группы или рабочего коллектива. Это обусловлено общим страхом остаться без рабочего места или возможности исключения из группы, поскольку руководители такой команды обычно обладают внутри коллектива большим влиянием.
- Мотивация менеджеров по продажам: советы профессионалов
В команде работает четкая система иерархии, которая определяет ее стабильность и прочность. Действие каждого члена команды здесь предопределены его положением во внутренней иерархии. Руководитель обладает всеми полномочиями власти и самостоятельно принимает решения, которые могут быть достаточно жесткими. Он определяет правила и границы группового взаимодействия. Последнее слово в решении любых вопросов всегда остается за руководителем группы.
2) «Клика». Работа в такой команде основана на абсолютном доверии руководителю. Высокая квота доверия членов группы руководителю предоставляется за его компетентность и приверженность организации еще на стадии ее развития. Такому человеку члены команды не только доверяют, они готовы быть последователями и идти за ним как за руководителем с четким видением будущего.
В команде отсутствует жесткая иерархия, что сказывается на нестабильности системы и размытых границах самого руководства. Присутствие в группе «героя-визионера» может способствовать укреплению авторитета и харизмы руководителя. Создание такого дополнительного внутреннего руководящего звена помогает рационально распределять ресурсы команды, оказывать помощь ее участникам, но при полном и окончательном согласии самого лидера. Каждый член группы старается, прежде всего, реализовать собственные интересы, не руководствуясь при этом общими целями и задачами. Поэтому внутри такой команды существует большая конкуренция.
В кризисные ситуации команда может легко рассыпаться на мелкие группы. Эти моменты могут негативно влиять на деятельность группы и на достижение поставленных целей. Преимущество управленческой деятельности такого вида способствует развитию индивидуальной креативности, готовности всех членов группы к принятию инновационных решений, к постановке новых задач и созданию новых проектов. Вся информация, полученная командой, считается общим знанием и сохраняется внутри группы.
3) «Кружок». Внутри команды идет строгое распределение имеющихся полномочий с учетом всех формальностей и стандартов. Вся деятельность основана по установленным правилам, которые практически не меняются. Статусность является главным источником влияния. Критерии, определяющие принадлежность команды к данной категории, это предопределенность, параллельность и синхронность в действиях. Здесь все выполняют задачи согласно предписанию и движутся в одном направлении.
- Структура отдела продаж: инструкция для руководителя
Задача руководителя вовлечь каждого участника группы в процесс пока он не будет идентифицировать себя как часть команды. Каждый член группы чувствует защищенность и поэтому готов проявлять интерес к углублению знаний и автоматической отработке навыков. Все участники команды исполнительны и ответственны, что позволяет практически исключить вмешательство руководства в работу группы. Повседневная деятельность осуществляется без какого-либо контроля.
4) «Команда». Работа команды основана на открытом и доверительном обсуждении всех проблем, присутствует постоянный обмен информацией. Решение поставленных задач и целей происходит по мере необходимости. Концентрация команды на достижении определенных результатов, для этого подбираются соответствующие сотрудники и ресурсы, что позволяет в максимально короткие сроки добиться поставленной цели. Все этапы решения задачи и сроки ее выполнения контролируются лидером группы. Руководство и лидерство здесь основано на содействии взаимодействиям между всеми членами команды.
Правила работы в команде
Правило 1. Рабочие встречи и их пунктуальное посещение являются важным приоритетом. При отсутствии срочных дел и задач посещение совещания обязательно для всех и без опозданий.
Правило 2. Обязательства должны быть выполнены. Обязательно нужно решить задачу, если вы взяли ее на себя. Если вы знаете, что не сможете сделать определенную работу, то не стоит соглашаться на ее выполнение. Если возникают сложности с выполнением взятых обязательств, необходимо как можно раньше оповестить об этом участников команды.
Правило 3. Важно быть восприимчивым к новым идеям. Прежде чем высказывать скептические соображения о том, что кто-то уже пытался, но не вышло, следует провести конструктивное обсуждение вопроса с позиции как это может быть реализовано.
Правило 4. Не надо показывать пальцем или назначать виновных. Любой успех – это результат командных действий, а неудачи это шанс получить новый опыт, навыки и возможность исправить ситуацию.
Правило 5. Необходимо сохранять конфиденциальность. Когда случаются ситуации, что что-то не получается – это внутренний вопрос команды. Нельзя обсуждать команду и ее участников с посторонними, а уж тем более выносить на обсуждение других спорные ситуации внутри коллектива.
Информация об авторе и компании
Александр Морозов , коммерческий директор, Center. Занимается предпринимательской деятельностью более 12 лет. В портфеле - более 25 реализованных проектов, из них 14 - в сфере ИТ, остальные - в смежных областях. Более чем в 80 проектах привлек внешнее финансирование на этапе запуска. Специализируется на бизнес-моделировании и промышленном прототипировании. Center - проектная лаборатория, под управлением которой находятся бизнес-акселератор PRE-inc, консалтинговая компания «Центр», экспериментальная дизайн-лаборатория «Клуб «Бизнес как творчество» и несколько стартапов. Официальный сайт -www.center-game.com
Любой руководитель стремится к созданию слаженного и хорошо работающего коллектива. Для этого необходимо уметь правильно расставлять акценты, сглаживать конфликты, грамотно планировать мероприятия. Считается, что командная работа на проекте может принести больше прибыли, чем деятельность в одиночку. Между тем именно первая на практике вызывает множество опасений и негативную реакцию. Это связано главным образом с неумением правильно организовывать такую деятельность. Рассмотрим далее принципы командной работы.
Общие сведения
Что такое командная работа? Стоит сказать, что не всякая группа специалистов может стать дружным и высокопрофессиональным коллективом. Командой называют небольшое количество сотрудников, обладающих взаимодополняющими умениями, связанных общим замыслом, стремящихся к единым целям и несущих равную ответственность за их реализацию. В таком коллективе индивидуальные интересы отодвигаются на второй план. Каждый участник группы должен обладать высоким профессиональным уровнем, способностью принимать решения и взаимодействовать с остальными ее членами. Командная работа предполагает зависимость специалистов друг от друга. В этой связи в рамках группы осуществляется постоянный обмен сведениями.
Специфика организации
Слаженная командная работа является итогом грамотной управленческой деятельности. Коллектив должен пройти несколько стадий:
- Адаптация. На этом этапе осуществляется взаимное информирование и оценка поставленных задач. Участники группы общаются друг с другом осторожно, образуются тройки или пары. В процессе адаптации люди в некотором роде проверяют друг друга, определяют взаимоприемлемые модели поведения. Эффективность командной работы на этой стадии очень низкая.
- Группировка. На данной стадии люди сходятся по интересам и симпатиям. При этом обнаруживаются несовпадения индивидуальной мотивации и цели командной работы. Участники группы могут противодействовать требованиям. Этим определяется степень дозволенной эмоциональной реакции. К примеру, секретарь кидает бумаги и оценивает реакцию остальных на это действие.
- Кооперация. На этой стадии участники группы осознают желание работать над поставленной задачей. Начинается конструктивное и открытое общение, впервые появляется местоимение "мы".
- Нормирование работы. На этом этапе создаются схемы взаимодействия в коллективе. На этой стадии появляется доверие, а переходит на более высокий уровень.
- Функционирование. На этой стадии принимаются конструктивные решения по поводу поставленной задачи. У каждого участника появляется своя роль. Коллектив открыто проявляет и устраняет конфликты. На этом этапе начинается истинная командная работа. В рамках группы формируется благоприятный климат. Все участники понимают ценность плановых показателей, предпринимают действия, ориентированные на их достижение. Командная работа на этом этапе считается наиболее успешной.
Феномены
Психологами описаны некоторые эффекты, возникающие при работе в команде. Среди них стоит отметить:
- Феномен объема. Результат командной работы будет зависеть от количества участников группы.
- Феномен качественного состава. Задачи командной работы будут реализованы наиболее успешно, если члены группы будут разного возраста и пола, но с практически одинаковыми социальными характеристиками.
- Конформизм. Изменение убеждений или поведения участников обуславливается воображаемым или реальным давлением группы. Значение общественного мнения достаточно высоко для каждого члена. Соответственно, все участники уважают нормы, выработанные совместно.
- Деиндивидуализация. Она предполагает потерю самосознания и возникновение боязни оценки в условиях анонимности, не концентрирующих внимание на конкретной личности.
- Эффект сдвига риска. В группе принимаются наименее или наиболее рискованные решения в сравнении с теми, которые вырабатывались бы участниками по отдельности.
- "Округление" мышления. Участники группы занимаются поиском решения, которое устраивало бы всех. При этом отбрасываются довольно реалистичные варианты.
- Общественная леность. При разделении ответственности в равной степени на всех участников, они начинают ухудшать показатели своей деятельности все вместе.
Признаки
Командная работа предполагает непрерывную дискуссию между участниками. Она направлена на улучшение сотрудничества. Все специалисты чувствуют себя частью рабочего сообщества. Они ощущают свою компетентность, выполняют определенные действия самостоятельно и отвечают за последствия. Каждый участник свободно предлагает появившиеся у него идеи и критикует остальных. Членам группы известно о заданиях других, они имеют определенное представление о способностях и талантах каждого. Это означает наличие взаимного уважения и интереса всех участников. При этом все члены группы стремятся к открытому диалогу. Информация быстро, постоянно и целенаправленно переходит от одного участника к другому.
Распространенные ошибки
Навыки командной работы вырабатываются в течение определенного времени. Нельзя сразу из группы специалистов создать успешный и дружный коллектив. Особая роль в этом принадлежит руководителю. Именно от него в большей степени зависит эффективность команды. Между тем на практике руководители допускают серьезные ошибки при организации коллективной деятельности. Они существенно снижают эффективность работы. Среди наиболее распространенных можно выделить следующие:
- Несоответствие руководителя, коллектива и типа задачи, поставленной перед людьми.
- Неудачный выбор специалистов для создания группы.
- Отсутствие четко обозначенной цели либо критериев ее реализации.
- Неблагоприятный социально-психологический климат.
Выводы
Всех указанных ошибок вполне можно избежать. Практически каждый человек мотивирован на работу тремя составляющими: оплатой, интересом и социальной значимостью. Первым двум компонентам уделяется на практике достаточно большое внимание. При этом о социальной значимости человека достаточно часто забывают. Между тем участники группы должны быть уверены, что реализуют важный проект, который принесет предприятию прибыль.
Лидер коллектива
Ему принадлежит особая роль. Кроме непосредственного руководства, планирования и контроля, лидеру необходимо уметь мотивировать и организовывать коллектив, развивать в нем основы самоуправления. Вследствие действия человеческого фактора на практике реализовать эти задачи бывает достаточно сложно. Ключевым критерием выбора лидера выступает его представление об организации деятельности коллектива. В качестве основного инструмента воздействия будет выступать позитивная и негативная обратная связь. Эффективная командная работа будет во многом зависеть от личных Он будет представлять коллектив во взаимодействии с окружающими, устранять внешние препятствия.
Уменьшение количества конфликтов
Как выше было сказано, на начальных этапах работа в команде сопровождается определенной напряженностью. Нередко возникают конфликты. Руководителю предприятия необходимо учитывать их вероятность и с определенной долей лояльности относиться к участникам группы в этот период. Снизить напряженность можно, используя разные тренинги, работу над творческими заданиями, в процессе которых группа будет чувствовать себя одним организмом. Кроме этого, немаловажно уделить внимание разработке четких правил поведения. При этом они должны формулироваться и приниматься непосредственно самими участниками группы. Также необходимо утвердить ответственность за их нарушения.
Нюансы
Обычно коллектив чувствует себя командой тогда, когда достигнет первого успеха. Это в обязательном порядке следует учесть руководителю предприятия. Первая задача для команды должна быть непростой, но при этом вполне реализуемой за относительно небольшой период. В некоторых случаях бывает так, что группа чрезмерно погружается в свою деятельность и теряет связь с реальным миром. Это может иметь негативные последствия. Чтобы предотвратить такое явление, руководителю следует организовать поступление внешней информации к участникам и отток сведений от них. Это способствует поддержанию тонуса команды. Узнать и применить все тонкости процесса невозможно. Любая командная работа предполагает наличие слабых мест. У успешных коллективов их компенсируют сильные стороны участников.
Большинство руководителей российских организаций понимают, что необходимым условием выживания и роста организации является проведение изменений. Управление изменениями в организации как процесс представляет собой последовательность действий по подготовке и осуществлению преобразований в таких областях, как организационная культура, организационная структура, функции и процессы управления, направленные на повышение деятельности организации.
Организационные изменения как объект управления имеют специфические черты:
- Носят комплексный характер, охватывают различные сферы деятельности организации.
- Связаны с решением слабоструктурированных задач.
- Требуют учета интереса различных групп и лиц.
- Предусматривают альтернативный выбор на различных стадиях осуществления изменений и др.
В настоящее время разработаны различные теории и модели процесса управления изменениями, но, в конечном счете, все они основываются на трехэтапной модели К. Левина:
- Размораживание организации и вывод ее из текущего состояния.
- Осуществление желательного типа преобразований.
- Замораживание организации в новом желательном состоянии.
Одна из главных проблем, с которыми сталкиваются менеджеры организации – как побудить организацию меняться. Существуют множество методов, способных повысить эффективность организационных преобразований, качество принимаемых решений и адаптивность к изменениям. Один из них – построение команд. Специфические черты организационных изменений предопределяют ключевую роль команд в процессе их подготовки и проведения.
Виды деятельности по построению команд представляют собой самую важную самостоятельную группу интервенций в рамках организационного развития компании, целью которых является совершенствование и рост эффективности различных команд в организации.
Команду можно определить как группу людей, имеющих высокую квалификацию в определенной области и максимально преданных общей цели деятельности своей организации, для достижения которой они действуют сообща, взаимно согласовывая свою работу.
Основная задача команды на первом этапе процесса изменений – размораживание – состоит в осознании необходимости изменений. Должен быть создан климат открытости и доверия, и тогда группа оказывается открытой к изменениям.
На самом этапе преобразований – осуществляется диагностика текущего состояния и разрабатывается план действий по переходу к желаемому состоянию. На стадии замораживания после того, когда реализован план и проведена оценка результатов, команда начинает процесс стабилизации для более эффективной деятельности.
Для того, чтобы сформировать такую команду существует целый процесс формирования команды – задание, требующее высокой управленческой компетенции. При его осуществлении требуется не только наличие правильно подобранных, высококвалифицированных специалистов, но и людей, желающих работать вместе, сообща, как команда.
На рисунке 1 представлены факторы, которые влияют на эффективность работы команды.
Рисунок 1. Факторы, влияющие на эффективность работы команды.
С помощью этих факторов можно контролировать эффективность работы команд, повышая результативность и добиваясь успехов в проведении изменений. Ниже более подробно рассмотрен каждый из факторов.
Количество членов команды.
Количество членов команды должно определяться типом и объемом работы, которую необходимо выполнить, огромное влияние может оказывать внешняя среда.
Существуют общие моменты, которые следует учитывать при определении размера команды:
- чем больше группа, тем сильнее невидимое давление, которое приводит к конформистскому поведению членов команды;
- структура команды оказывает влияние на поведение ее членов – чем мощнее структура, тем ниже ее толерантность по отношению к сотрудникам, придерживающимся особых взглядов, тем острее неприятие каких-либо отклонений от нормы;
- многочисленный состав может лишить любого человека осознаваемой роли и умолять личность.
Как правило, в литературе приводится следующая классификация команд по количественному составу:
- маленькие команды (менее 4 человек);
- средние команды (от 5 до 9 человек);
- большие команды (свыше 10 человек).
Для всех этапов процесса изменений самые нежелательные маленькие команды, т.к. они наиболее уязвимы, уменьшение их численности хотя бы на одного человека приводит к нарастанию неустойчивости. Есть опасность, что в маленьких командах любые принятые решения будут жить до тех пор, пока рядом с исполнителем неотступно находится лидер.
Командные роли.
Эффективность команды в значительной степени определяется личными качествами ее членов и взаимоотношениями между ними. Каждый должен быть готов направить все свои способности и знания на решение командной задачи.
Подбирая людей в команду, осуществляется выбор, исходя из имеющихся у них навыков, знаний и опыта. Но для достижения командной эффективности важны не только навыки, знания и опыт, но в равной степени личные качества и личностные характеристики членов команды.
Когда люди работают в составе одной группы или команды, каждый из них выполняет роли двух типов: функциональную, базирующуюся на профессиональных навыках и практическом опыте, и командную, в основе которой лежат личностные особенности.
Командную роль можно рассматривать как характеристику качества применения индивидуальных навыков и опыта, составляющих содержание выполняемой функциональной роли.
Один из известных специалистов в области командообразования Р. Мередит Белбин выделяет девять командных ролей (см. табл.1). Исследования показали, что каждый член команды играет не одну, а часто две, даже три или четыре командные роли. Необходимо отметить, что их можно считать в равной степени важными для эффективности командной работы, при условии, что они используются в команде в надлежащие периоды времени и наилучшим образом. С учетом характерных черт командных ролей и особенностей стадий процесса управления изменениями можно предложить следующие рекомендации по структуре команд (0 – отсутствие данной командной роли на этапе процесса изменений, + – командная роль присутствует, ++ – преобладание данной роли над другими).
Таблица 1. Командные роли на разных этапах процесса управления изменениями.
Тип роли | Характерные черты | Стадии процесса изменений | ||
Размора- живание |
Преобра- зования |
Замора- живание |
||
Рабочая пчелка | Недостаток гибкости, невосприимчивость к непроверенным идеям | 0 | + | ++ |
Руководитель | Способность без предубеждения выслушивать, рассматривать и оценивать достоинства всех предложений. | + | + | + |
Мотиватор | Наличие большой импульсивности, готовность бороться с бездейственностью, самоуспокоенностью. | ++ | ++ | + |
Генератор идей | Наличие изобретательности и интеллекта, но недооценивает практические детали | ++ | + | + |
Снабженец | Всегда теряет интерес к работе, когда проходит ее первоначальная привлекательность | ++ | + | + |
Аналитик | Рассудительность и хорошие аналитические способности, но отсутствует вдохновение и способность мотивировать других | 0 | + | + |
Вдохновитель | Способен создавать и поддерживать командный дух, но может быть нерешительным в решающие моменты. | ++ | + | + |
Контролер | Стремление добиваться совершенства во всем, наличие беспокойства по поводу мелочей. | 0 | ++ | + |
Идеальное сочетание ролей должно определяется стоящими целями и задачами перед командной.
Цели команды.
Успех выполнения задач, стоящих перед командой, во многом зависит от ясности целей, путей и критериев оценки их достижения. Члены команды должны иметь ясное представление о связях между целями, методами работы и задачами.
В таблице 2 представлены неотъемлемые характеристики целей согласно техники SMART (аббревиатура пяти английским словам), которые ставятся перед командной.
Таблица 2. Требования к формулированию целей для членов команды.
Инструментом для постановки целей, контроля и оценки выполнения может служить методика «Управление по согласованию целей». Это позволит:
- направить деятельность команды на цели и результаты их работы;
- идентифицировать сотрудников с поставленными целями;
- действовать членам команды самостоятельно и самим судить о результатах своей работы;
- избежать конфликтов целей и двойственности решений за счет их структурированности, как по горизонтали, так и по вертикали.
Помимо вышеописанных общепринятых характеристик цели должны быть:
- Доступны. Каждый член команды должен знать о целях, поставленных его коллеге.
- Заложенная мотивация в постановке целей должна зависеть не только от индивидуальных показателей члена команды, но и от показателей команды в целом. Это отступления от классической схемы «Управление по целям» дает возможность более эффективно использовать командную работу. Но при этом следует иметь в виду, что зависимость должны находиться только в рамках компетенции членов команды.
Командообразование на этапах процесса изменений – залог успеха организационных преобразований компании. Все перемены в организации должны образовывать постоянный процесс, а не разовые мероприятия. Такое понимание на уровне жизненной философии должно найти отражение во всей системе управления – от ее идеологической основы до процедур принятия решений. Только в этом случае изменения станут менее болезненны, получат поддержку от сотрудников и обеспечат позитивный результат.
Чтобы потенциал команды был реализован в процессе организационных преобразований необходимо детально проработать вопросы методического, организационного и информационного обеспечения процессов формирования команд.
В настоящее время особую значимость приобретает умение менеджера создавать и обеспечивать функционирование эластичных, самонастраивающихся структур, которые обычно именуются командой. Речь идет не просто о группе профессионалов.
Команда - это тщательно сформированный, хорошо управляемый,
самоорганизующийся коллектив/ быстро и эффективно реагирующий на любые изменения рыночной ситуации, решающий все задачи как единое целое. Она создается для решения конкретных задач или выполнения отдельных функций, проектов и объединяет людей с разнообразными знаниями и навыками, дает им возможность учиться друг у друга, обеспечивает взаимную поддержку. Команда обычно независима от основного коллектива, а иногда полностью автономна.
Создание команды обычно начинается с образования временных групп работников для выполнения конкретных заданий, имеющих поисковый характер, для создания новых служб. Такой коллектив включает специалистов из разных подразделений, не теряющих, однако, связи со своим прежним подразделением. Все члены рабочей группы принимают в ее создании живое участие, помогают подбирать работников, консультируют, разрабатывают концепцию деятельности, т.е. создают отдельное подразделение. На этой основе формируется ядро команды, выявляется ее лидер, вырабатывается стратегия деятельности. Созданная команда способна оперативно и эффективно реагировать на любые изменения и неожиданно возникающие проблемы.
Команды сплачиваются ясными вдохновляющими целями, эффективной структурой, особо высокой компетентностью работников, климатом сотрудничества, стремлением к хорошей работе, внешней поддержкой, всеобщим признанием и опекой руководства.
Обычно команды защищают свои границы и себя от давления и угроз, привлекают внимание важных людей к своей работе, следят за политической ситуацией в организации и создают альянсы с другими командами. Люди будут эффективно работать в составе команды, если могут исполнять предпочитаемые ими роли. Зна
ние менеджерами этих ролей позволяет формировать команду из достойных людей.
Создание команды - сложное и кропотливое дело, при ее формировании должны быть учтены следующие требования:
Каждый участник команды обязан во всей полноте осознавать цель, поставленную перед коллективом;
Команда функционирует как единый организм, причем ответственность за неудачи также коллективная, а не индивидуальная;
Любой участник команды должен постоянно совершенствовать свое мастерство, повышать квалификацию, стремиться к энциклопедической широте познаний в своей области, поддерживать на должном уровне трудовые навыки, в любое время быть готовым оказать помощь нуждающемуся;
Все члены команды имеют равные права в ее работе, планируют свою личную трудовую деятельность и деятельность всего коллектива;
Обязанности каждого участника команды уточняются оперативно, в процессе выполнения плановых заданий; функции членов команды, как правило, меняются;
Подбор участников команды осуществляется, в первую очередь, с учетом их психологической совместимости;
Управление командой осуществляется коллективно, за руководителем закрепляются функции представителя интересов команды во внешней среде.
Преимущества работы в команде:
Команда обеспечивает приоритет общих интересов, не допускает односторонних решений.
Благодаря совместной работе специалистов собранных в команде, предотвращается одностороннее влияние инстанции, принимающей решения.
Команда помогает максимально снизить риск в принятия неверного решения.
Совместная работа над выполнением общего задания уменьшает опасность упустить какие-то второстепенные вопросы.
Команда противодействует производственной «близорукости».
Работа в команде развивает в ее членах готовность к сотрудничеству.
Команда воспитывает терпимость, готовность подчиняться общим интересам, учит прислушиваться к мнению других, корректно дискутировать, избавляться от ярко выраженного индивидуализма.
Работа в команде способствует более полному про-явленик> интеллекта.
Недостатки при работе в команде:
Работа в команде требует больших затрат времени по сравнению с индивидуальной работой; необходимо также время на «раскачку», «притирки» членов команды друг к другу.
Анонимность отдельных членов команды может отрицательно влиять на результаты работы.
В команде отсутствует стимул к личному тщеславию, т.к.
Достигнутые отдельным членом команды результаты ему в заслугу не ставятся.
Предложения, выработанные командой, часто могут быть результатом компромиссного решения.
Некоторые особенности формирования команды и работы в ней представлены в приложении 9.
Вопросы для повторения и обсуждения
1. Какие признаки являются определяющими для характеристики управленческого труда?
2. Что является предметом и непосредственным продуктом управленческого труда?
3. Чем определяется высокая работоспособность и стрессоустойчивость руководителя?
4. Назовите основные источники стресса на работе; чем вреден стресс, что в нем есть положительного?
5. Какие роли играет руководитель в организации?
6. Чем характеризуются основные типы власти руководителя, как «работает» механизм влияния на подчиненных?
7. Какие методы помогают сотрудничеству с подчиненными?
8. Как определяют стили руководства? Охарактеризуйте их.
9. Раскройте содержание понятия «индивидуальный стиль руководства», назовите факторы, влияющие на его формирование.
10. Как происходит делегирование полномочий, каких ошибок при этом следует избегать руководителю?
11., Охарактеризуйте понятие «управленческая команда»: каковы организационные особенности ее формирования и функционирования?
В последнее время очень популярным стало все, что связано с командой: командные роли, составление команд для любых целей и задач, тренинги командообразования и т.д. С чем же это связано?
Современный мир стремительно развивается и усложняется. Задачи, которые ставятся перед людьми, год от года становятся все труднее. Для их решения требуются специальные знания и умения . Причем, основная сложность заключается в том, что для выполнения задания надо обладать самыми разнообразными качествами личности, знаниями и умениями.
Команда – это небольшая группа людей, занятых выполнением определенной задачи. При этом, участники группы имеют личную заинтересованность в успехе всей группы.
Как правило, один человек не может выполнить все необходимые функции самостоятельно. Это связано с тем фактом, что требования могут быть противоположны сами себе. Если исполнитель в ходе решения возникшей проблемы будет переключаться между такими противоречивыми подзадачами, он неминуемо будет совершать ошибки. Это предсказуемо приведет к ухудшению качества работы, а зачастую и вообще к провалу.
В связи с этим, очень актуальной стала проблема создания эффективных команд, которые могли бы решать самые разнообразные по качеству и сложности задачи. Команды строятся на основе определенных моделей командных ролей, к выбору которых в каждой конкретной ситуации надо подходить с особым вниманием.
Что такое работа в команде?
В настоящее время интерес к психологии малых групп очень велик. В различные области социальной практики поступает множество самых разнообразных запросов со стороны динамично меняющегося мира. Для решения возникающих задач требуются коллективные усилия людей. Спецификой современного труда становится работа в составе небольщих объединений.
В связи с этим, очень популярным стал термин «команда», который был заимствован из спортивного лексикона. Это было во многом связано практикой эффективного менеджмента.
Сейчас данный термин используется для обозначения малых групп с выраженной целевой направленностью, интенсивным взаимодействием членов и высокой продуктивностью. Умение работать в команде в совокупности с умением проявлять инициативу и отстаивать свое мнение считается признаком высокого профессионализма.
В чем отличие работы в команде и простого взаимодействия людей?
Просто взаимодействие в данном контексте – это всеобъемлющее сотрудничество людей, положительное отношение, распространяющееся на самые различные области. Работа в команде предполагает акцент на какой-либо конкретной задаче , которую необходимо выполнить. Вся деятельность команды так или иначе направлена именно на нее. Таким образом, команда - это сильно сосредоточенная единица работы.
Такие группы стали возникать очень давно в истории развития человечества. Одним из примеров может служить группа охотников, загоняющих дикого зверя. В случае командного взаимодействия происходит комбинирование вклада отдельных участников в единое целое.
Команда - это не просто сумма отдельных частей. Работающие вместе люди могут произвести работу, которая может количественно превосходить или качественно отличаться от работы, которую могут выполнить отдельно трудящиеся индивидуумы. Командой называют группу людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Она должна обладать определенной структурой.
Команда выступает в качестве особой формы организации людей, основанной на продуманном позиционировании участников , имеющих общее видение ситуации и стратегических целей команды, которые должны быть четко определены. Участники должны разделять поставленные задачи и нести за их выполнение ответственность. Часто решение поставленных задач связано непосредственно со служебными обязанностями. В их распоряжении могут быть отработанные процедуры взаимодействия и координации работы.
Участники команды должны быть открытыми и честными друг с другом, готовы к противостоянию , связанным с тем, что члены группы обладают различным мировосприятием. Границы команды должны быть явно установлены.
Команда должна обладать определенной автономией в управлении процессами, происходящими внутри ее. Необходим способ взаимодействия с внешними объектами, в том числе и с руководством. Выполнение этих условий позволит создать внутри команды «здоровую» атмосферу взаимодействия, группа будет постоянно развиваться.
Примеры удачной и слаженной командной работы :
Что такое командная работа?
Командная работа (Teamwork) – это совместная целенаправленная работа специалистов, решающих общую задачу на основе интеграции знаний в различных профессиональных областях по правилам, выработанным сообща.
Её эффективность во многом зависит от того, насколько каждый член группы четко осознает свои задачи и цели группы в целом, вносит свой вклад в их достижение, поддерживает усилия своих коллег.
Команда должна состоять не менее, чем из трех человек – это нижняя граница размера команды. Верхняя граница может доходить до 12 человек и даже более. Команды, состоящие из малого количества участников (трех – четырех) работают быстрее, чем большие команды. Однако, команды состоящие из пяти – девяти человек могут быть более эффективными. Это связано с тем, что они более функциональны и обладают большими ресурсами: творческими, интеллектуальными и тд.
Стоит отметить, что чем больше команда, тем больше требуется затрат на сыгровку ее частников для эффективного.
Наиболее важными для успешного командообразования считается определение способов распределения командных ролей и непосредственно связанная с этим оценка личностных особенностей членов команды для выстраивания эффективных композиций.
При профессиональной работе в команде люди объединяют свои компетенции, умения, что позволяет справить с задачей, выполнить которую не под силу отдельному человеку. Компетенция – базовое качество человека . Оно имеет причинное отношение к эффективному исполнению обязанностей, возложенных на члена команды.
Компетенция является устойчивой частью человеческой личности и может предопределять поведение человека во множестве самых разнообразных ситуаций. Различие способностей, особенностей выполнения рабочих заданий приводят к тому, что в команде можно заметить достаточно четкую ролевую дифференциацию.
Для того, чтобы команда была успешной, она должна обладать сбалансированным ролевым составом. Если команде не хватает исполнителя какой-нибудь определенной роли, команда будет работать менее эффективно. Соответственно, эту функцию на себя должен взять кто-то другой.