Материал из энциклопедия нашего транспорта. По статической схеме. Аварии и катастрофы
Паллас Петр Симон (22 сентября 1741 – 8 сентября 1811) . 70 лет Знаменитый немецкий и русский ученый-энциклопедист, естествоиспытатель, географ и путешественник, академик Петербургской Императорской Академии наук. Родился в Берлине 22 сентября 1741 года в семье немецкого врача Симона Палласа, профессора анатомии и главного хирурга Берлинской медико-хирургической коллегии (сейчас – клиника Шарите). Уже в 13 лет он знал в совершенстве английский, французский, латинский и греческий языки и начал посещать лекции в Берлинской медико-хирургической коллегии, где изучал анатомию, физиологию, акушерство, хирургию и наряду с ними ботанику и зоологию. 2 декабря 1766 года Петербургская Императорская Академия наук избрала Палласа своим действительным членом и профессором натуральной истории. Сначала Паллас отказался, но в апреле 1767 года согласился, и 23 апреля 1767 года избрание его членом академии было подтверждено. В этом же 1767 году он был рекомендован императрице Екатерине II как блестящий ученый и приглашен в Санкт-Петербург для выполнения комплексного исследования природы и перспектив хозяйства России. 30 июля 1767 года в возрасте 26 лет – уже имея докторскую степень, профессорское звание и признание в Европе, – Паллас вместе с семьей (молодой женой и малолетней дочерью) прибыл в Россию для работы в качестве адъюнкта Петербургской Академии наук и коллегии асессора. |
В составе академических экспедиций (название свое они получили, поскольку организованы были Академией наук) обследовал Западную и Восточную Сибирь, Заволжье и ряд других районов. Много путешествовал по Крыму, написал шесть трудов, посвященных географическому расположению и природным богатствам края, его геологической характеристике, древностям, этнографии, экономике. Среди них: «Краткое физическое и топографическое описание Таврической области», «Перечень дикорастущих растений Крыма» и другие.
По материалам экспедиций им было составлено «Описание растений Российского государства с их изображениями» , в котором имеется множество сведений о лекарственных растениях.
Вернувшись в 1794 в Санкт-Петербург, Паллас представил Екатерине II «Краткое физическое и топографическое описание Таврической области» (1795) и попросил разрешения поселиться в Крыму, желая завершить свои научные труды. Императрица Екатерина II пожаловала ему две деревни с участками земли в Айтодорской и Судакской долинах, дом в Симферополе и 10 тыс. руб. на устройство в Крыму училищ садоводства и виноделия, а также сохранила за ним академическое жалованье. В августе 1795 Паллас переселился в Крым, исследовал его природу, занимался разведением садов и виноградников в Судакской и Козской долинах, закончил и опубликовал двухтомное издание своего путешествия по Югу России в 1793-1794.
Намереваясь принять в наследство завещанный ему старшим братом отчий дом, Паллас в январе 1810 года обратился в Академию наук с просьбой о бессрочном отпуске в Берлин, где он также мог бы лучше следить за изготовлением рисунков для своей книги «Флора России» . В марте отпуск с сохранением жалования был разрешён, и в июне Паллас прибыл в Берлин. Здесь он в почете и уважении прожил лишь один год и, так и не увидев свой главный труд изданным, скончался за две недели до семидесятилетия, 8 сентября 1811 года.
«Нет отрасли естественных наук, в которой Паллас не проложил бы новый путь, не оставил бы гениального образца для последователей… По своей многосторонности Паллас напоминает энциклопедических ученых древности и средних веков, по точности – это учёный современный, а не XVIII века» (Академик А.Н. Северцов).
А вот в личной жизни
Паллас не был счастлив...
Несмотря на «необыкновенную скромность и отсутствие приверженности к блеску» (по словам современников), он был женат трижды.
В 1767 году в 26 лет он вступил в фактический брак с женой немецкого генерала, которая имела дочь, ушла от мужа и сопровождала Палласа в его экспедиции по Европейской России и Уралу. Спустя 16 лет супруги обвенчались; их совместной дочери Альбертине на тот момент было 9 лет. Но, к сожалению, через три дня после венчания супруга Палласа скончалась.
Второй женой Палласа стала Мария Елизавета Глан, которая родила ему троих детей, умерших в младенчестве. Ее дальнейшая судьба неизвестна.
Третий брак с Каролиной Польман (Катариной Ивановной Польман), которая была намного моложе Палласа, не имела от него детей, сопровождала его вместе с дочерью от первого брака Альбертиной в южных путешествиях 1793-1794 годов и поселилась с ним в Крыму, был также неудачным: молодая жена принесла Палласу много горя и не пожелала вернуться с ним в Берлин в 1810 году. Вместе с Палласом в Германию уехали его дочь Альбертина, овдовевшая к тому времени, и ее сын Володя.
:: Исследователи Оренбуржья
Паллас Петр Симон (1741?1811)
Петр Симон Паллас - натуралист и путешественник-энциклопедист, прославивший свое имя крупными вкладами в географию, зоологию, ботанику, палеонтологию, минералогию, геологию, этнографию, историю и языкознание. Родился П. С. Паллас в Берлине в 1741 г. Учился в Германии, Голландии, Великобритании.
В 1767 г. Паллас приехал в Россию по вызову Академии наук, 26 лет от роду, и отдал новой Родине более 40 лет своей научной жизни.
В 1768?1774 гг. Паллас возглавил первый оренбургский отряд академической экспедиции Петербургской Академии наук в центральные области России, районы Нижнего Поволжья, Прикаспийской низменности, Среднего и Южного Урала, Южной Сибири. Все это время Паллас неустанно работал, ведя подробнейшие дневники, собирая обильные коллекции по геологии, биологии и этнографии, составившие основу музеев Петербургской Академии наук и Берлинского университета. Результаты этой экспедиции Паллас опубликовал в труде «Путешествие по разным провинциям Российского государства» (ч. 1?8, 1773?1788). Этот труд представлял собой первое всестороннее и капитальное описание огромной страны, почти неизвестной в то время в научном отношении. Немудрено, что сочинение сделало имя Палласа широко известным и принесло путешественнику заслуженную славу. В короткое время этот труд Палласа был переведен на русский, английский и на французский языки с примечаниями видных ученых. Описание путешествия содержит обширные разнообразные сведения из области естествознания, этнографии, сельского хозяйства, технологии и пр., в том числе и сведения по Оренбургскому краю.
Паллас изучил особенности ландшафтов края и пришел к важным физико-географическим выводам. Установил границу между черноземными степями и солонцовыми полупустынями, выяснил морское происхождение Прикаспийской низменности, развил гипотезу о путях формирования бассейнов Аральского, Каспийского и Черного морей. Впервые дал научное описание многих видов растений и животного края. Обобщил важные сведения о полезных ископаемых Оренбуржья. Автор фундаментального труда «Флора России».
Как правило, мосты состоят из пролётных строений и опор. Пролётные строения служат для восприятия нагрузок и передачи их опорам; на них может располагаться проезжая часть, пешеходный переход, трубопровод. Опоры переносят нагрузки с пролётных строений на основание моста.
Пролётные строения состоят из несущих конструкций: балок , ферм , диафрагм (поперечных балок) и собственно плиты проезжей части. Статическая схема пролётных строений может быть арочной, балочной, рамной, вантовой или комбинированной; она определяет тип моста по конструкции. Обычно пролётные строения прямолинейны, однако в случае необходимости (например, при постройке эстакад и дорожных развязок) им придают сложную форму: спиралеобразную , кольцевую , и т. д.
Пролётные строения поддерживаются опорами, каждая из которых состоит из фундамента и опорной части. Формы опор могут быть весьма разнообразными. Промежуточные опоры называются быками , береговые - устоями. Устои служат для соединения моста с подходными насыпями.
Материалами для мостов служат металл (сталь и алюминиевые сплавы), железобетон , бетон , природный камень , дерево , верёвки.
Схема моста - формула, в которой последовательно представлены размеры расчётных пролётов - расстояния между центрами опорных частей пролётных строений. Если несколько последовательных опорных частей имеют одинаковый размер, указывается их количество, помноженное на размер каждого. Например (вымышленный «мост»), схема моста 5+3x10+4 м значит, что у первого пролётного строения моста расчётный пролёт - 5 метров, три следующих - по 10 метров каждый и пятый - 4 метра .
Классификация
По пропускаемой нагрузкеПо пропускаемой нагрузке мосты делятся на
Выделяют также трубопроводные мосты, акведуки (используются для транспортировки воды) и виадуки (мосты через овраги или ущелья; соединяют точки, равные по высоте). По статической схемеПо статической схеме мосты делятся на балочные, распорные и комбинированные.
По уровню проезда
Разводные мостыОсобый тип мостов - разводные мосты. В разведённом состоянии мост не мешает проходу судов. Своими разводными мостами знаменит Санкт-Петербург , где все мосты через Неву , кроме Большого Обуховского моста , являются разводными. Особые конструкции разводных мостов:
ИсторияПриродным прототипом моста являлось дерево, упавшее с одного берега на другой. В сущности, такими же являлись и возникшие в глубокой древности примитивные мосты, представлявшие собой перекинутое через ручей бревно (брёвна) . Позже в качестве материала начали использовать камень . Первые подобные мосты стали строить в эпоху рабовладельческого общества . Первоначально из камня делали только опоры моста, но потом и вся его конструкция стала каменной.
|
Мост - искусственное сооружение, возведённое через реку, озеро, овраг, пролив или любое другое физическое препятствие. Мост, возведённый через дорогу , называют путепроводом , мост через овраг или ущелье - виадуком .
Мост является одним из древнейших инженерных изобретений человечества.
Как правило, мосты состоят из пролётных строений и опор . Пролётные строения служат для восприятия нагрузок и передачи их опорам; на них может располагаться проезжая часть, пешеходный переход , трубопровод. Опоры переносят нагрузки с пролётных строений на основание моста.
Пролётные строения состоят из несущих конструкций: балок, ферм, диафрагм (поперечных балок) и собственно плиты проезжей части. Статическая схема пролётных строений может быть арочной, балочной, рамной, вантовой или комбинированной; она определяет тип моста по конструкции. Обычно пролётные строения прямолинейны, однако в случае необходимости (например, при постройке эстакад и дорожных развязок) им придают сложную форму: спиралеобразную, кольцевую и т. д.
Пролётные строения поддерживаются опорами, каждая из которых состоит из фундамента и опорной части. Формы опор могут быть весьма разнообразными. Промежуточные опоры называются быками , береговые - устоями . Устои служат для соединения моста с подходными насыпями.
Материалами для мостов служат металл (сталь и алюминиевые сплавы), железобетон, бетон, природный камень, дерево, верёвки.
Схема моста
Схема моста - это формула, в которой последовательно представлены размеры расчётных пролётов - расстояния между центрами опорных частей пролётных строений. Если несколько последовательных опорных частей имеют одинаковый размер, указывается их количество, умноженное на размер каждой. Например, схема моста 5 + 3x10 + 4 м обозначает, что у первого пролётного строения моста расчётный пролёт - 5 м, три следующих - по 10 м каждый и пятый - 4 м.
Классификация
По пропускаемой нагрузке
По пропускаемой нагрузке мосты делятся на:
- Железнодорожные.
- Автомобильные.
- Пешеходные.
- Совмещённые (для автомобилей и железнодорожного транспорта , автомобилей и метрополитена).
- Водные путепроводы (мосты для кораблей с низкой ватерлинией в Ирландии и Германии).
Выделяют также трубопроводные мосты и акведуки (используются для транспортировки воды).
По длине
По длине мосты делятся на:
- Малые (до 25 м).
- Средние (от 25 до 100 м).
- Большие (от 100 м или с длиной пролёта больше 60 м).
По статической схеме
По статической схеме мосты делятся на балочные, распорные и комбинированные.
Балочные мосты - самый простой вид мостов. Предназначены для перекрытия небольших пролётов. Пролётные строения - балки , перекрывающие расстояние между опорами. Основная отличительная особенность балочной системы состоит в том, что с пролётных строений на опоры передаются только вертикальные нагрузки, а горизонтальные отсутствуют. Балочные мосты разделяют на следующие типы:
- Разрезная система - состоит из ряда балок, причём одна балка перекрывает один пролёт. Система статически определима и может применяться при любых типах грунтов. Недостатки: большое количество деформационных швов и обязательное наличие двух опорных частей на каждой промежуточной опоре.
- Неразрезная система - одна балка пролётного строения перекрывает несколько пролётов или сразу все. Таким образом, пролётное строение неразрезной системы рассчитывается как многоопорная статически неопределимая балка с использованием метода сил, метода перемещений или других методов расчёта статически неопределимых систем, применяемых в строительной механике. Неразрезная система хороша меньшим, чем в разрезной, количеством деформационных швов и меньшей строительной высотой. Недостаток такой системы - чувствительность к деформации основания.
- Консольная система - состоит из двух типов балок. Одни балки опираются на две опоры и имеют консольные свесы. Другие балки называются подвесными, поскольку опираются на соседние балки. Соединение балок осуществляется при помощи шарниров. Достоинством консольной системы является её статическая определимость, а следовательно, лёгкость расчёта и нечувствительность к грунтам. К недостаткам системы можно отнести большое количество и сложность устройства деформационных швов шарнирного типа, а также нарушение комфортности проезда в зоне шарниров. В настоящее время мосты такой системы строятся редко.
- Температурно-неразрезная система - состоит из двухопорных балок, объединённых в цепь с помощью верхней соединительной плиты. Под действием вертикальных нагрузок такая система работает как разрезная, а под действием горизонтальных - как неразрезная. Её достоинством является меньшее количество деформационных швов, а недостатком - обязательное наличие двух опорных частей на каждой промежуточной опоре.
Во всех вышеперечисленных схемах мостов пролётные строения могут изготавливаться как в виде сплошных балок различного сечения, так и в виде решётчатых конструкций, то есть ферм.
Ферменные - как правило, железнодорожные мосты с пролётом свыше 50 м. Преимущества фермы - лёгкая конструкция, позволяющая перекрывать достаточно большие пролёты (обычно от 40 до 150 м). Фермы изготавливают из стандартного стального проката. Существует единственная в мире эксплуатируемая железобетонная мостовая ферма, находится в городе Белово Кемеровской области на подъездных железнодорожных путях предприятия.
Распорные системы отличаются от балочных тем, что нагрузки, передаваемые с пролётных строений на опоры, имеют не только вертикальную, но и горизонтальную составляющую, называемую в строительной механике распором. Выделяют несколько разновидностей распорных систем, довольно сильно отличающихся друг от друга:
- Висячие мосты - мосты, в которых основная несущая конструкция выполнена из гибких элементов (канатов, цепей и т. д.), работающих на растяжение, а проезжая часть подвешена. Этот вид представляют все крупнейшие по длине и высоте пролёта мосты мира.
- Вантовые мосты - разновидность висячих мостов: роль основной несущей конструкции выполняет вантовая ферма, выполненная из прямолинейных стальных канатов. Ванты прикреплены к пилонам - высоким стойкам, монтируемым непосредственно на опорах. Пилоны в основном располагаются вертикально, но не исключено и наклонное их расположение. К вантам крепится балка жёсткости, на которой располагается мостовое полотно. Ванты располагаются под углом наклона к горизонтали не менее 30°, так как в противном случае в них возникают большие усилия и жёсткость сильно уменьшается. Балку жёсткости обычно выполняют коробчатого сечения, поскольку это улучшает её работу на кручение от временных нагрузок и от действия ветра. Наиболее часто вантовая система применяется при перекрытии глубоких рек и в городских условиях.
- Арочные мосты - основными несущими конструкциями являются арки или своды. Арка - криволинейный брус, у которого поперечный размер меньше высоты. Свод - криволинейный брус, у которого ширина сечения значительно больше высоты. Арочные мосты могут быть с ездой поверху, понизу и посередине. Опоры арочных мостов всегда массивные, поскольку должны быть рассчитаны и на восприятие распора. При больших пролётах арки всегда экономичнее балочных конструкций, но только в отношении пролётных строений. Из-за большого развития опор в поперечном сечении мост арочной системы дешевле балочного только при высоте опор до 2 м. Арочные мосты характерны для горных условий, поскольку позволяют перекрыть больший пролёт, чем балки, а в условиях горного рельефа сооружение дополнительных опор не оправдано. Также специфическая область применения арочных мостов обусловлена тем, что они требуют большого подмостового пространства, особенно с ездой поверху, что приводит к удорожанию и усложнению строительства насыпей подходов, которые могут достигать высоты 20 м; возрастает вероятность оползней на таких насыпях в начальный период их эксплуатации. Часто арочные мосты строят в городских условиях из соображений красоты.
Комбинированная схема - наиболее часто встречается балка с арочной подпругой; как правило, это городские мосты через большие реки.
Понтонные мосты - мосты, собранные на плавучих опорах - понтонах . Они не имеют жёсткой связи с берегом и цельного жёсткого каркаса. Такие мосты, как правило, состоят из отдельных секций, скреплённых между собой подвижным соединением. Наплавные мосты - это те же понтонные, но без опор. Плавучими являются сами пролёты моста. Используются понтонные и наплавные мосты при необходимости устройства временных переправ, однако есть примеры функционирования подобных мостов и на постоянной основе. Возможность буксировки отдельных секций по воде и по суше облегчает и ускоряет процесс сборки такого моста, а также демонтаж и перенос в другое место. Недостатком понтонных мостов является невозможность использования их в зимний период, когда вода скована льдом, или во время ледохода, а также во время сильного волнения. Подобные переправы затрудняют судоходство и не могут нести серьёзную нагрузку.
По уровню проезда
- С ездой поверху (подавляющее большинство балочных; встречаются также фермы и реже арки).
- С ездой посередине (чаще всего арочные, в которых пяты арок находятся значительно ниже, а замок - выше уровня проезжей части).
- С ездой понизу (чаще всего сквозные фермы или арочные; все виды висячих; встречаются также балочные, где подвижная нагрузка передвигается между основными несущими элементами).
