Гуманитарные науки в истории общества. Классификация социально-гуманитарных наук

Под наукой принято понимать систематически организованные знания, основанные на фактах, добытых с помощью эмпирических методов исследования, основанных на измерении реальных явлений. В вопросе о том, какие дисциплины относятся к социальным наукам, единого мнения не существует. Существуют различные классификации этих социальных наук.

В зависимости от связи с практикой науки делятся:

1) на фундаментальные (выясняют объективные законы окружающего мира);

2) прикладные (решают проблемы применения этих законов для решения практических задач в производственной и социальных областях).

Если придерживаться этой классификации, границы этих групп наук условны и подвижны.

В основе общепринятой классификации лежит предмет исследования (те связи и зависимости, которые непосредственно изучает каждая наука). В соответствии с этим выделяют следующие группы социальных наук.

Философия является самой древней и фундаментальной наукой, устанавливающей наиболее общие закономерности развития природы и общества. Философия выполняет познавательную функцию в общество- знании. Этика - теория морали, ее сущности и воздействия на развитие общества и жизнь людей. Мораль и нравственность играют большую роль в мотивации поведения человека, его представлениях о благородстве, честности, смелости. Эстетика - учение о развитии искусства и художественного творчества, способе воплощения идеалов человечества в живописи, музыке, архитектуре и других областях культуры

Итак, мы выяснили, что в вопросе о том, какие дисциплины относятся к социальным наукам, единого мнения не существует. Тем не менее, к социальным наукам принято относить социологию, психологию, социальную психологию, экономику, политологию и антропологию. У этих наук много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз.

К ним примыкает группа родственных наук, которые относят к гуманитарным. Это философия, язык, искусствознание, литературоведение.

Социальные науки оперируют количественными (математико-статистическими) методами, а гуманитарные - качественными (описательно-оценочными).

Инструкция

Таких наук и направлений, объединяющих сразу несколько дисциплин, довольно много:
- на первый взгляд довольно необычная дисциплина гуманитарная (объединяет геофилософию, когнитивную географию, культурную ландшафтологию, статиализацию и другие);
- искусствоведение;
- культурная география;
- науковедение (в том числе наукометрия, научная этика, психология науки, фактология и прочие);
- ;
- психолингвистика;
- психология;
- религоведение;
- риторика;
- философия;
- филология (лингвистика, семиотика и многие другие дисциплины);
- культурология;
- обществоведение и .

В данном списке приведены лишь самые крупные гуманитарные науки и их группы, но данный перечень является далеко не самым полным, так как все возможные дисциплины довольно трудно в силу их большого числа.

Интересно и то, что корпус гуманитарных дисциплин оформился достаточно поздно – только в начале 19 века, когда егохарактеризовали словами «наука о духе». Впервые данный термин использовал Шиль в переводе труда «Система логики» Дж. Ст. Милля. Не малую роль в формировании этих дисциплин также сыграла работа В. Дильтея «Введение в науки о духе» (1883 год), в которых автор обосновал принцип гуманитарной методологии и рассмотрел ряд принципиально важных вопросов. Именно немец Дильтей ввел и еще один термин – «объективация жизни», который помог рассмотреть проблему толкования исторически имеющихся форм научного знания.

Знаменитый русский ученый М.М. Бахтин, в свою очередь, полагал, что основной задачей настоящего гуманитарного исследования является проблема понимания и речи, и текста как объективной культурной реальности. Именно через текстовое, а не через формульное обозначение и можно понять предмет изучения, так как знание является воплощением текста, его намерений, оснований, причин, целей и замысла. Таким образом, в рассматриваемом типе дисциплин первичность остается за речью и текстом, а также его смысл и так называемой герменевтическое исследование.

Последнее понятие появилось благодаря такой науке, как герменевтика, которая представляет собой то самое искусство толкования, правильной интерпретации и понимания. В 20 века она развилась в одно из направлений философии, основываясь на литературном тексте. Человек видит окружающую реальность исключительно через призму окружающего его культурного слоя или через совокупность определенного количества основных текстов.

Естественные науки передают человечеству совокупность имеющихся знаний о природных процессах и явлениях. Само понятие «естествознание» очень активно развивалось в 17-19 веках, когда ученых, специализирующихся на нем, называли естествоиспытателями. Главное отличие этой группы от гуманитарных или социальных наук заключается в сфере изучения, так как последние основываются на человеческом обществе, а не на природных процессах.

Инструкция

Базовыми науками, относимыми к понятию «естественных», являются , астрономия, и геология, которые с течением времени могли изменяться и объединяться, взаимодействуя друг с другом. Именно таким образом возникли такие дисциплины, как геофизика, почвоведение, автрофизика, климатология, физическая химия и физика.

Физика и ее классическая теория была сформирована при жизни Исаака Ньютона, а затем получила развитие благодаря трудам Фарадея, Ома и Максвелла. В 20 веке произошла революция данной науки, показавшая несовершенство традиционной теории. Не последнюю роль в этом сыграл и Альберт Эйнштейн, предшествующий настоящему физическому «буму» во время Второй мировой войны. В 40-х годах прошлого века мощным стимулом развития этой науки стало создание атомной бомбы.

Химия стала продолжением более ранней алхимии и началась со знаменитого труда Роберта Бойля «Химик-скептик», изданного в 1661 году. В дальнейшем в рамках этой науки стало активно развиваться так называемое критическое мышление, развившееся во времена Каллена и Блэка. Ну и нельзя обойти своим вниманием атомных масс и выдающееся изобретение Дмитрия Менделеева в 1869 году (периодический закон мироздания).

Науки, которые есть в мире, обычно классифицируются и группируются по определённым свойствам и целям. Это даёт возможность объединять и высказывания о них. В рамках данной статьи мы предлагаем рассмотреть, что собой представляет система гуманитарных наук с позиции образовательного процесса. Как к ним относятся у нас и за рубежом?

Что собой являют гуманитарные науки

Упомянутые науки специализируются на человеке и его жизнедеятельности в обществе. Возникли они как логическое продолжение схоластики. Первой оформилась философия, которая занимается человеческими деяниями. Слово, мысли и их толкование являются средством и источником познания для данной области знаний.

Естественно-гуманитарные науки зарождались как элементарное наблюдение за процессами без участия в них человека. Но со временем их число пополнялось. На данный момент к ним можно отнести:

  • философию;
  • социологию;
  • политологию;,
  • психологию;
  • педагогику;
  • литературоведение;
  • языкознание;
  • историю и целый ряд других научных дисциплин.

Говорить о том, что предоставляет каждая из них, дело трудоёмкое. Хотя в качестве примера одну всё же рассмотреть можно. Вот история - наука гуманитарная. А относится к таковым она, поскольку в её основе лежит слово (в виде летописей, хроник) и мысли (как что реализовать, что рассказать потомкам, про что останется свидетельствовать материальная культура).

Гуманитарная наука с точки зрения россиян

У нас данный термин обычно употребляется как синоним социальным наукам. Хотя возможен вариант применения его и к дисциплинам, которые занимаются изучением культуры. Очень часто гуманитарные противопоставляются точным наукам.

Особенностью последних является широкое использование математического и метрологического аппарата. Тогда как в гуманитарных науках (не забываем это) опора делается на слово (естественные языки).

Английский вариант толкования

А у англичан гуманитарная наука трактуется довольно широко. Речь идет о группе академических дисциплин, которые объединяются на основании изучения аспектов человеческого бытия. В нее включены и качественно иные подходы, не предусматривающие наличия единой парадигмы, которая сможет определить представленное направление как науку.

Так, здесь есть дисциплины, которые не предусмотрены у нас, или же они подаются в сокращенном виде. Также тут присутствует и некоторое смешение с тем, что и куда включать, а конечный вариант может разниться, в зависимости от страны, которая взяла за основу английскую систему.

  1. Классика (под нею подразумевают классическую античность). У нас как отдельная дисциплина отсутствует.
  2. Философия.
  3. Языки. Занимаются изучениями литературных особенностей (главное отличие от лингвистики).
  4. Литература.
  5. Теология (богословие).
  6. Музыка, танцы, живопись, искусствоведение, изобразительное искусство.
  7. Археология.
  8. История.
  9. Краеведение.
  10. Этнография.
  11. Культурология.

Французский вариант толкования

В целом, он имеет много общего с рассмотренными ранее вариантами. Единственная существенная разница относится к толкованию. Так, французы гуманитарные и социальные науки вкупе с формальными и дисциплинами о природе рассматривают вместе. В целом, их обозначение может трактоваться так, что они занимаются людьми в социуме (а также всеми последствиями и связанными с этим аспектами).

Важность гуманитарных наук в современном обществе

Мы много говорили о торетическом подходе. Но что такое гуманитарная наука на практике? Что она собой представляет при использовании? Какие проблемы гуманитарных наук существуют? Давайте рассмотрим это на примере политологии.

В целом, завоевать сторонников политик может с помощью личной харизмы, ума и уместных действий. И если два первых качества необходимо иметь лично, то придумывать публичные шаги можно поручить и другим людям.

Данная гуманитарная наука даёт представление о том, какие действия как на что-либо влияют. Например: если идет война, то валовой внутренний продукт падает и, кроме темы прямого действия (победы), можно ещё обыграть и дополнения (выиграем - получим деньги, ждёт экономический рост, другая страна будет прислушиваться к нам). Поэтому составляется план движений или выступлений (о чем надо говорить, что волнует людей). А для этого необходимо наблюдать за настроениями, витающими в обществе.

То есть названная гуманитарная наука тесно связана с другими. Да и, по правде говоря, чтобы хорошо понять любую дисциплину, как правило, необходимо иметь ряд познаний и в других схожих предметах. Причем эта подобность может смело перешагивать границы группы. Политология, например, в немалой степени опирается на данные, которые предоставляет статистика (а ведь она является математической дисциплиной!).

В общем, гуманитарные науки нацелены на обеспечение прямой и обратной связи, чтобы получить максимальную эффективность действий.

Заключение

Как видите, система гуманитарных наук ставит перед собой довольно значительные цели, которые при успешном достижении оказывают благотворное влияние на функционирование общества. Но важным является и то, чтобы люди, которые их изучают, стали настоящими специалистами в своей области.

Так, экономистов считают гуманитариями, хотя для качественной работы им необходимо хорошо знать математику и уметь пользоваться различными моделями (которые часто строятся на системах уравнений). Но при понимании своего дела и соответствующих умениях их наличие может очень позитивно сказаться на всех хозяйственных процессах в рамках как отдельных предприятий, так и всей страны. Главное - был бы ум, а уж применение ему найдётся!

Для человека гуманитарного склада характерно владение языком слов и букв, наличие хороших лингвистических способностей, философского взгляда на вещи, общительный и открытый характер, приятная и дружественная натура.

Именно такие люди наиболее хорошо себя чувствуют в социальной среде, и гуманитарные профессии подойдут им больше всего. В настоящее время почти половина всех выпускников школ, связывают свою дальнейшую учебу с гуманитарными вузами.

Гуманитарные науки, в отличие от технических и естественных, относятся к общественным наукам.

К ним в первую очередь относятся психология, история, филология, политология, юриспруденция, журналистика, лингвистика и другие.

На протяжении долгого времени предметом исследования многих ученых был социум и люди в нем. Мы узнаем собственные историю, биологическую природу, происхождение, языки и обычаи. При этом особое место отводится психологии.

В современном мире без понимания психологических закономерностей нельзя заниматься многими видами деятельности в сфере науки, производства, медицины, торговли, искусства, преподавания. Психологическое образование сегодня пользуются огромным спросом (См. Минусы профессии психолога). Это одна из ведущих гуманитарных дисциплин.

К другой гуманитарной науке относится философия. Специалисты этой сферы деятельности имеют дело с идеями, но не с конкретными образами и эмоциями.

Они связывают свою деятельность с различными областями философского, культурологического политологического и религиоведческого знаний. Некоторые, предпочитающие глубже понять человеческую натуру, осваивают технику психологического анализа.

Список гуманитарных профессий можно продолжить дальше. К ним относится профессии историка.

Историки копаются в прошлом для того, чтобы мы могли полнее и красочнее представить себе события прошлого. Общая тенденция свидетельствует о возросшей популярности на эту специальность. Они обладают качественными знаниями отечественной истории, иностранных языков, основами международных отношений, политологией, документоведением, архивным делом, исторической информатикой, международными отношениями, юриспруденцией.

Выпускники исторических вузов становятся учеными и преподавателями в высших школах, работают в государственных структурах, бизнес-сфере, СМИ, PR-службе (См. Профессии, связанные с историей).

К числу престижных гуманитарных профессий относится . Данная профессия сулит деньги и власть, привлекая все большее количество молодежи. Реальная политическая деятельность включает разнообразный комплекс действий, организацию партий, участие в избирательных кампаниях и выступление в парламенте, принятие правительственных решений, митинги и дипломатические переговоры и др.

У наиболее творческих людей популярностью пользуется профессия журналиста . Данная профессия и связанный с ней труд сегодня чрезвычайно востребован. Многочисленные информационные агентства, редакции журналов и газет, радио и телевидение, издательства, интернет-издания остро нуждаются в квалифицированных кадрах.

Семинар № 1


Вопрос № 1. Содержание и развитие гуманитарных знаний. Процесс и причины расширения гуманитарных знаний.

Гуманитарные знания – это мир непосредственной человеческой жизни, как прошлой, так и настоящей, а в некоторых отношениях и будущей. Гуманитарные знания - это возможность ориентироваться в мире, в смысле происходящего, это возможность понимать, что с нами происходит и для чего нам нужны те или иные реформы, для чего нам нужны те или иные новации .

Гуманитарное знание изменяет сознание человека, так как формирует его отношение к миру, позволяет по-новому взглянуть на него. Проблема самоопределения - важнейшая гуманитарная проблема для человека , потому что способ самоопределения организовывает всю жизнь, и самоопределение - условие для того, чтобы человек состоялся.

Особенностью гуманитарного знания является то, что оно не существует независимо от человека, так как человек сам вырабатывает его, переосмысляя то, что существует во внешнем мире, в культуре (т.е. во всем человеческом опыте). Например, идеи или культурные ценности он пропускает через свое "я" - свое индивидуальное, и затем они становятся уже его собственными, его индивидуальными понятиями. Индивидуальность здесь служит как бы критерием. Гуманитарное знание говорит о том, что создано человеком на протяжении его истории, а не о том, что возникло естественным образом.

Объектом гуманитарных наук является индивид , точнее, его духовный, внутренний мир и связанные с ним мир человеческих взаимоотношений и мир духовной культуры общества.

К гуманитарным наукам относятся психология (психология личности, психология эмоций, социальная психология), гражданская история (здесь гуманитарное знание сочетается с обществоведческим), социология, литературоведение, лингвистика и др. Они изучают духовный мир человека через текст. Человек всегда выражает себя (говорит), то есть создает текст (хотя бы и потенциальный). Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные науки (анатомия и физиология человека и др.

Гуманитарное знание так же, как и естественно-научное знание, стремится к достижению истины, то есть к тому, чтобы не просто накапливались сведения об общественных явлениях, не просто суммировались различные идеи и взгляды на природу человека и общества, чтобы эти идеи не были ошибочными, не были заблуждениями. Для человечества всегда важно было понять самого себя, понять человека, его поступки и мысли, характер его жизни и тех изменений, которые в ней происходят. Поэтому, проблема истины в гуманитарном знании имеет принципиальное значение. Достижение истины в гуманитарных науках осуществляется во многом специфическими, сложными путями. Соотношение истины и заблуждений происходит в непростых для человека условиях выбора его жизненной позиции. Но поиски истины сосредоточены прежде всего в гуманитарном знании. И потому на формирование мировоззрения огромное влияние оказывает уровень гуманитарной образованности человека. Все гуманитарные знания пронизаны мировоззренческими идеями. Знание об обществе – история, правоведение, социальная психология, социология и т.д. – представляет собой не просто совокупность добытых сведений о развитии общества, народов, а одновременно их осмысление с тех или иных позиций. То же самое полностью относится к наукам о человеке, например, психологии, педагогике. В обществе перед человеком всегда существует проблема выбора, и тогда гуманитарная образованность, уровень этой образованности создают предпосылки для того, чтобы этот выбор был сделан в наиболее цивилизованной форме, поскольку гуманитарная образованность позволяет человеку не начинать с чистого листа, а использовать осознанный общечеловеческий опыт.

Вопрос № 2. Наука как форма познания, её особенности и значение.

Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Классификации наук:

по предмету и методу познания : естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;

по удаленности от практики : фундаментальные и прикладные.

Функции науки:

· культурно-мировоззренческая,

· познавательно-объяснительная,

· прогностическая,

· социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).

Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Основными особенностями научного познания являются следующие:

1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных, законов самого познания и др.

2. Наука осуществляет изучение не только объектовиспользуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем. Наука занимается, помимо прочего предвидением будущего;

3. Науке свойственна объективность, так как главная цель научного познания – объективная истина.

4. Существенным признаком познания является его системность. Знания преобразуются в научные, когда описание и обобщение фактов доводится до их включения в теорию;

5. Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов;

6. Проверяемость знания посредством опыта,практики.

7. Использование научного оборудования.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический .

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих объектов. На этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами, осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах путем проведения наблюдений, измерений, экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Здесь отсутствует практическое взаимодействия с объектами. Теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

Вопрос № 3. Гуманитарные науки: понятие, виды, специфика, значение.

Гуманита?рные нау?ки - дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.

До настоящего времени не решена проблема классификации социально-гуманитарных наук. Одни авторы не производят разделения наук на социальные и гуманитарные, другие – производят. Различие состоит в предмете изучения. Для социальных наук – это общество в целом или его сферы (политическая, юридическая, экономическая и др.). Для гуманитарных наук предмет изучения – человек и духовные продукты его деятельности. В связи с этим к социальным наукам можно отнести социальную философию, историю, социологию, экономику, юриспруденцию, политологию. В состав гуманитарных наук можно включить культурологию, религиоведение, искусствоведение, психологию, лингвистику, педагогику, философскую антропологию . Сходство между социальными и гуманитарными науками очень большое,поэтому можно вести речь о социально-гуманитарных науках како единой науке.

Социально-гуманитарные науки имеют свою специфику.

1)необходимость учета в них феноменасвободы .Науки о природе изучают естественные процессы. Эти процессы просто происходят. Социально-гуманитарные науки изучают человеческую деятельность в экономической, юридической, политической, художественной сферах. Человеческая деятельность не происходит, а совершается. Процессы природы не обладают свободой. Человеческая же деятельность свободна (не абсолютно, конечно, а относительно). Поэтому она менее предсказуема, чем природные процессы. В связи с этим в социально-гуманитарных науках меньше определенности и больше непредсказуемояти.

2)высокая степень уникальности изучаемых объектов . Уникальность – это неповторимая совокупность свойств, присущих данному объекту. Уникальным является каждый объект. 3)ограниченность применения эксперимента . Во многих случаях эксперимент просто невозможно провести, например в изучении истории страны, где события уже совершились. Нельзя провести эксперименты в социологии при изучении межнациональных отношений, в демографии при изучении, скажем, миграции населения. Мы не можем с экспериментальной целью переселять народы и другие социальные группы, изменять им зарплату, жилищные условия, состав семьи и т. п.

Значение гуманитарных наук очень велико. Они не только расширяют кругозор, но и накапливает опытом навыками, умениями. Изучая соц. –гуман. науки человек приобщается к обществу, узнаёт его, формирует своё отношение к окружающим. Углубляясь в изучение хотя бы одной из гуманитарных наук, человек раскрывает себя, свой потенциал. Гуманитарное образование помогает человеку найти самого себя, отстоять свое право на самореализацию, самоопределение, создает его культурное поле, то есть берет на себя груз проблем мировоззренческого, общекультурного, духовного и интеллектуального развития личности.

Вопрос № 4. Общая характеристика социального мировоззрения. Роль научного изучения общества, его функционирования и развития.

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.

Мировоззрение это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

В классификации мировоззрений рассматриваются три основных типа мировоззрения с точки зрения его социально-исторических особенностей:

Мифологический тип мировоззрения сформировался во времена первобытных людей. Тогда люди не осознавали себя как личности, не выделяли из окружающего мира и во всем видели волю богов. Язычество – главный элемент мифологического типа мировоззрения.

Религиозный тип мировоззрения так же, как и мифологический, основан на вере в сверхъестественные силы. Огромное количество моральных норм (заповедей) и примеров правильного поведения держит общество в определённых рамках и объединяет людей одной веры. Минусы: непонимание людей другой веры, отсюда – разделение по религиозному принципу, религиозные конфликты и войны.

Философский тип мировоззрения имеет социальный и интеллектуальный характер. Здесь важен разум (интеллект, мудрость) и общество (социум). Основной элемент – стремление к познанию.