Афоризмы фазиля искандера. Афоризмы фазиля искандера Настоящая ответственность бывает только личной примеры
Ответственность - это явление, с которым сталкивается каждый человек в течение жизни. Она бывает разной: юридическая, нравственная, уголовная, моральная, личная... Нам с самого детства твердят, что нужно уметь отвечать, причем в первую очередь за себя. Нельзя считать, что ты в силах помочь всем и каждому, воображать из себя героя, при этом не считая необходимым, например, выполнить просьбу матери и помыть за собой посуду. Все начинается с личной ответственности.
Каждому человеку просто необходимо отвечать за свои действия, на этом зиждется цивилизованное общество. Когда мы находимся в социуме, от нас, наших решений и действий могут зависеть люди, а у некоторых людей сама работа ответственная - им почти каждый день приходится отвечать за других. Учителя, врачи, спасатели - от них зависят судьбы и жизни людей. По моему мнению, человека можно назвать Человеком лишь когда он готов отвечать за свои поступки - когда у него есть понимание ответственности. Без него люди могут спокойно совершать бесчестные, бессовестные поступки - отлынивать от своих обязанностей, нарушать чужие права - они не считают нужным отвечать за свои действия.
Сейчас распространено волонтерское движение, оно заключается в том, что люди всячески работают на благо общества. Это в каком-то смысле хороший пример, особенно для детей. Многие мои знакомые принимают в нем участие. Добровольцы помогают в организации различных мероприятий: субботников, праздников и даже концертов. Жертвуя собой, своим свободным временем, они несут добро в этот мир, помогают всем от мала до велика. Их бескорыстные поступки, я думаю, можно отнести к настоящей ответственности, ведь они не «переводят стрелки», они сами отвечают за себя и успевают помочь другим. Человек должен понимать, что от него зависит многое, он способен менять этот мир, нужно только не бояться отвечать за последствия.
Люди без понимания личной ответственности, находясь в обществе, в основном ориентируются на «социальную реальность», то есть смотрят на поведение других, чтобы оценить ситуацию и понять, как им следует себя вести. Это явление взаимной отчужденности часто приводит к тому, что никто не готов прийти на помощь пострадавшим.
Известно нашумевшее убийство в Нью-Йорке, после которого был введен термин «синдром Дженовезе», он рассматривался в книге «Классические случаи в психологии» Джеффа Роллса. Кэтрин Сьюзан Дженовезе была зарезана во дворе жилого дома. За кровопролитием наблюдало большое количество свидетелей, никто из них своевременно не обратился в полицию с достаточно четким описанием ситуации.
Люди в неопределенных ситуациях смотрят на других, чтобы понять, как им следует поступать. В случае с Дженовезе свидетели думали, что кто-то уже наверняка вызвал полицию, а значит, им не стоит вмешиваться. Это и есть размывание ответственности - «синдром Дженовезе», он же эффект свидетеля, эффект постороннего. Чем больше очевидцев происшествия, тем меньше вероятность того, что кто-то из них попытается помочь пострадавшим. Каждый из множества наблюдающих ситуацию уверен, что взять на себя ответственность должен кто-то другой. Наоборот, единственный свидетель понимает, что кроме него помочь некому, поэтому действует гораздо решительнее.
Общество не может существовать, если его составляющие не готовы отвечать сами за себя. В привычной нам холодной и безразличной к чужим бедам разобщенности нет ничего хорошего, с самого начала живые существа сбивались в группы, чтобы было легче выжить, вместе давали отпор миру, желающему их уничтожить. А теперь мы пытаемся закрыться в своей уютной реальности, и, не желая выглядывать из своей конуры, игнорируем крики о помощи.
Все эти жестокие поступки детей и подростков, находящихся в группе, это - не вина кровавых компьютерных игр, это - деперсонализация, неготовность и нежелание отвечать за свои деяния. Отсюда и нетерпимость ко всем «ненормальным», отсюда сексизм и расизм, всему виной - разобщенность людей. Поскольку мы не готовы действовать поодиночке, мы сбиваемся группами, но ответственности ничуть не прибавляется, такому сборищу все равно нужна команда к какому-либо действию. Кто-то придумывал богов, которые могли жестоко покарать за все-все злодеяния, чтобы запугать народ, чтобы кто-то мог направить людей на «путь истинный». Но со временем это дало лишь ещё одну возможность «перекинуть» ответственность: зачем думать, если кто-то авторитетный уже сказал, что нужно делать и каким образом.
Я думаю, никакие внешние катализаторы, вроде религий, Большого Брата, что всегда следит за всем, что ты делаешь, не помогут. Человек должен уметь думать, уметь осознавать, к чему приведут те или иные действия, понимать, что ему нужно отвечать за себя. Это не просто чья-то необоснованная прихоть, это - воля человека, без нее теряется сама личность. Необходимо вкладывать в людей понимание, что без личной ответственности общество разрушится, как шаткий карточный домик.
Библиографическая ссылка
Ульянова В.А. НАСТОЯЩАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БЫВАЕТ ТОЛЬКО ЛИЧНОЙ // Литературное творчество школьников. – 2018. – № 3. – С. 21-22;URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1097 (дата обращения: 26.12.2019).
Писатели уходят, но остаются их слова, книги, биографии. Минувшей ночью в Москве в возрасте 87 лет умер знаменитый советский и российский произаик и поэт Фазиль Искандер, но остались его слова и книги. В этом посте собрана подборка высказываний писателя на разные темы:
Если не можешь распилить цепи - плюй на них, может быть, проржавеют.
Залюбовавшись миражом, прозевал оазис.
Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, которые не нуждаются в воспитании.
Цепенеешь перед хамством? Молодец, значит, еще веришь в человека!
Кролик, переработанный удавом, превращается в удава. Значит, удавы - это кролики на высшей стадии своего развития. Иначе говоря, мы - это бывшие они, а они - это будущие мы.
Там, где много говорят о победах, или забыли истину, или прячутся от нее.
Пока мы играем со злом, это еще не совершенное зло, подсказывает нам наше глупое сознание, но на самом деле это уже совершенное зло, потому что, играя со злом, мы потеряли святую брезгливость, которой одарила нас природа. Вот почему предателям всегда платят вперед и всегда платят так позорно мало!
Бессмысленная работа превращает человека в бюрократа.
Бывают времена, когда люди принимают коллективную вонь за единство духа.
Вдохновение - это состояние одержимости истиной.
Вся Россия - пьющий Гамлет.
Вожди - такие же люди, как мы, только гораздо лучше.
Душа, совершившая предательство, всякую неожиданность воспринимает как начало возмездия.
Если не можешь порвать свои цепи, плюй на них, пока не проржавеют.
Идеологизированный человек при всей своей амбициозности перестаёт быть личностью ровно настолько, насколько он идеологизирован.
Идеология держится на дефиците, а дефицит - на идеологии.
Клюв идеологии всегда точно попадает, когда бьёт по голове сограждан, и никогда не попадает в зерно истины.
Море - великий примиритель.
Мудрость - это ум, настоянный на совести.
Народ не может и не должен жить дальней целью, ибо дальняя цель всегда служит оправданием ближайшему мошенничеству.
Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один.
Национализм - это когда свинья, вместо того чтобы чесаться о забор, чешется о другую свинью.
Неспособные любить склонны к сентиментальности точно так же, как неспособные к братству склонны к панибратству.
Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, что не нуждаются в воспитании.
(«Стоянка человека», 1990)
Прогресс, друзья, это когда ещё убивают, но уже не отрезают ушей. («Сандро из Чегема», 1989)
План был прост: взломать дверной замок, съесть в буфете все сосиски, взять из кассы всю мелочь и скрыться.
(рассказ «Мой кумир»)
Советский псих - самый нормальный в мире.
Что может быть унизительнее для предавшего, чем сознание того, что его предательством не сумели как следует воспользоваться.
-…чтобы овладеть хорошим юмором, надо дойти до крайнего пессимизма, заглянуть в мрачную бездну, убедиться в том, что там ничего нет, и потихоньку возвращаться обратно. След, оставленный этим обратным путём, и будет настоящим юмором. (рассказ «Начало»)
Чувство юмора - это то понимание жизни, которое появляется у человека, подошедшего к краю бездонной пропасти, осторожно заглянувшего туда и тихонечко идущего обратно.
Энтузиазм не может долго подхлёстывать человека. Во всякой работе существуют естественные ритмы. Сравнительно долгое нарушение их приводит к надрыву, к депрессии.
Современную прозу возглавили женщины, пишущие детективы. Это несерьезно. Они ведут себя с читателями, как с мужьями: им важнее не понять его, а создать ему настроение.
Глупость высмеивается не для того, чтобы истребить глупость - она неистребима. Это делается для того, чтобы поддержать дух разумных.
Больше всего в женщинах ценю застенчивость. Это красиво. Основа женственности не внешность, а повышенное чувство стыда и сочувствие окружающим.
Некоторые женщины, заболев, становятся нежными. Через несколько дней вдруг начинают покрикивать с постели. О! Значит, выздоравливают!
Искусство развлечения всегда было, но оно должно занимать свое место. Расцвет индустрии развлечений свидетельствует о неправильно понятой свободе.
Когда ты вплотную приближаешься к собственной смерти, мысль о том, что ты всю жизнь трудился, успокаивает.
(Отрывок из книги Александра КАЗАКЕВИЧА «Самоучитель духовного развития»)
Популярный азербайджанский писатель Эльчин Сафарли сказал: «Когда ничего ни от кого не ждешь, помощь приходит как чудо, а если рассчитывать на других - сплошное разочарование».
По случаю сбора большого урожая жители одной деревни решили устроить общее празднование. Решено было поставить в центре деревни большую бочку и наполнить ее водкой. А заполнить ее должны были сами жители: от каждого двора - по ведру водки.
Когда бочка была заполнена, люди расселись за столы, заставленные разнообразной и вкусной едой, а староста деревни велел налить каждому по большому кубку водки - той самой, из бочки. После первого тоста, который произнес староста, люди, подняв полные бокалы, стали чокаться и произносить благодарности и здравицы в честь друг друга. Однако общий радостный гул в один миг резко оборвался - сразу же, как только были осушены первые бокалы. В бокалах оказалась не водка, а… чистая вода!
И все вдруг покраснели и опустили глаза. Дело в том, что каждый надеялся немного схитрить и принес вместо водки ведро обычной воды, полагая, что его ведро воды на сотню ведер водки других никто не заметит…
«Эффект Рингельмана». Так в психологии называется парадоксальное явление, которое хорошо знакомо многим бизнесменам и спортивным тренерам. Его суть заключается в следующем: чем больше численность группы, тем меньше вклад каждого в общее дело.
Французский ученый Макс Рингельман, открывший этот эффект, провел в далеком 1927 году несколько экспериментов с поднятием тяжестей отдельными людьми и объединенными в группу. Ученый выяснил, что «если продуктивность одного человека взять за 100%, то два человека поднимут вес не в два раза больше, а лишь 93% от веса, поднятого ими индивидуально. Коэффициент полезного действия группы из трех человек составляет уже 85%, а из восьми человек - около 49%».
Проверить выявленный «эффект» Ригельман решил на другом опыте - перетягивании каната. Результат оказался таким же. Чем выше была численность группы, тем меньше усилий делал каждый ее участник.
Вывод: чем больше людей разделяет общую ответственность, тем меньше вклад каждого. Почему? Потому что при общей ответственности резко снижается степень личной ответственности за результат, поскольку человек говорит себе: если спрос будет общий, а не персональный, если потребуют отчета не с меня лично, а с коллектива (то есть со всех), то зачем рвать себе жилы, зачем «потеть» больше? Ведь «общая» ответственность означает - ничья.
Конечный результат коллективной ответственности всегда будет уступать результату ответственности личной, персональной. Теперь вы понимаете, читатель, почему, к примеру, советские автомобили, телевизоры, магнитофоны, пылесосы и другие продукты промышленного производства никогда не выдерживали конкуренции с аналогичной продукцией высокоразвитых зарубежных стран - Германии, Японии, Англии? Я говорю не о преимуществе капитализма над социализмом, а о преимуществе индивидуальной ответственности над коллективной, которую, к сожалению, никак не хотели принять в расчет советские руководители. Ведь все дело в количестве человеческого внимания, которое и создает качество. Там, где внимательны (читай - ответственны) должны быть все, качества нет - «у семи нянек дитя без глаза». Но там, где внимателен должен быть один (или каждый), там качество есть.
«Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один», - сказал Фазиль Искандер. Как общенародное счастье складывается из счастья отдельных людей, так и общий успех любого государства, любого производственного, творческого или спортивного коллектива зависит от мотивации и ответственности каждого отдельно взятого человека. Коллективная ответственность высока лишь тогда, когда подкреплена высокой индивидуальной ответственностью. А последняя зависит от уровня духовного развития, сознательности человека. Вот почему любое человеческое общество, чтобы прогрессировать и развиваться, должно заботиться в первую очередь не о научных, экономических или технических показателях, а о духовно-нравственном воспитании и развитии человека. Будет человек духовным и нравственным - значит, будет ответственным. А там, где люди ответственны за себя и друг за друга, там и человеческое счастье, там и настоящий прогресс, там и жизнь почти как в Раю…
Однажды у знаменитой французской певицы Эдит Пиаф кто-то из журналистов спросил, в чем, по ее мнению, заключается главный секрет ее успеха. Пиаф на мгновение задумалась, а затем ответила: «Наверное, мой секрет в том, что я пою не для всех - я пою для каждого».
Право сделавшего добро забыть о сделанном добре.
Обязанность согретого добром помнить об этом. Мир рушится там, где эта связь разомкнулась, где сделавший добро назойливо памятлив, а согретый добром впадает в беспамятство.Мир, в котором ты видел хотя бы одного человека, всю жизнь благодарно помнившего о сделанном добре, даже тогда, когда сделавший добро начисто забыл о нем, да и сам сгинул, отдав свое легкое тело вечной мерзлоте, этот мир еще не окончательно протух, и он в самом деле стоит нашей отваги жить и быть человеком.
Душа, совершившая предательство, всякую неожиданность воспринимает, как начало возмездия.
Залюбовавшись миражом, прозевал оазис.
Цепенеешь перед хамством? Молодец, значит, еще веришь в человека!
Культура - это не количество прочитанных книг, а количество понятых.
Если жизнь представляется невозможной, есть более мужественное решение, чем уход из жизни. Человек должен сказать себе: если жизнь действительно невозможна, то она остановится сама. А если она не останавливается, значит, надо перетерпеть боль.
Так суждено. Каждый, перетерпевший большую боль, знает, с какой изумительной свежестью после этого ему раскрывается жизнь. Это дар самой за верность ей, а может быть, даже одобрительный кивок Бога.
С тех пор как кухарка стала управлять государством, русская мысль переселилась на кухню.
Как часто умные люди не понимают совестливых. Аппарат совести тоньше устроен, чем аппарат ума.
Скромность должна быть скромной. Скромность, слишком бьющая в глаза, это вогнутая наглость.
Был самокритичен. С язвительной беспощадностью критиковал себя за недостаточную любовь к себе.
Один русский физик, живущий в Америке, сказал, что наш раскидистый тип мышления неожиданно оказался очень полезным современным требованиям точных наук. Если это так, наша дилетантская всеохватность, источник многих наших бед, стала наконец необходимой в точных науках. На Западе много говорят о высоком уровне русской школы в изучении точных наук. А может быть, дело не в школе, а дело в нашем типе мышления?
Пророк - горевестник Бога.
Пророчество - это правда, которая всегда приходит слишком рано, а вспоминают о ней всегда слишком поздно.
Бог и дьявол играют в шахматы. Ставка - человек. Длится, длится грандиозная, многотысячелетняя партия. Пешки дьявола лезут в ферзи.
Зло может со стороны внезапно войти в человека, и он, не успев опомниться, совершает злодейство. Тогда в чём же он виноват? Он виноват в том, что ему была дана вся жизнь, чтобы не оставлять в душе свободного места для зла. Но он осторожно придерживал свободное место, не давая добру заполнить его, и это место в конце концов заняло зло. Не давал добру расширяться, и в этом был его сознательный грех.
Жестокость - это храбрость трусов.
Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один.
«Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости»
Иногда, вдумываясь в свою достаточно сложную мысль, мы вдруг обнаруживаем, что она в конечном итоге аморальна. Нам становится стыдно, хотя мы, конечно, этой мыслью не собираемся ни с кем делиться. Тогда стыдно перед кем? Значит, есть некто, кто эту нашу мысль узнал, как только она возникла в нашей голове.
Популярный азербайджанский писатель Эльчин Сафарли сказал: «Когда ничего ни от кого не ждешь, помощь приходит как чудо, а если рассчитывать на других - сплошное разочарование». По случаю сбора большого урожая жители одной деревни решили устроить общее празднование. Решено было поставить в центре деревни большую бочку и наполнить ее водкой. А заполнить ее должны были сами жители: от каждого двора - по ведру водки.
Когда бочка была заполнена, люди расселись за столы, заставленные разнообразной и вкусной едой, а староста деревни велел налить каждому по большому кубку водки - той самой, из бочки. После первого тоста, который произнес староста, люди, подняв полные бокалы, стали чокаться и произносить благодарности и здравицы в честь друг друга. Однако общий радостный гул в один миг резко оборвался - сразу же, как только были осушены первые бокалы. В бокалах оказалась не водка, а… чистая вода!
И все вдруг покраснели и опустили глаза. Дело в том, что каждый надеялся немного схитрить и принес вместо водки ведро обычной воды, полагая, что его ведро воды на сотню ведер водки других никто не заметит…
«Эффект Рингельмана». Так в психологии называется парадоксальное явление, которое хорошо знакомо многим бизнесменам и спортивным тренерам. Его суть заключается в следующем: чем больше численность группы, тем меньше вклад каждого в общее дело.
Французский ученый Макс Рингельман, открывший этот эффект, провел в далеком 1927 году несколько экспериментов с поднятием тяжестей отдельными людьми и объединенными в группу. Ученый выяснил, что «если продуктивность одного человека взять за 100%, то два человека поднимут вес не в два раза больше, а лишь 93% от веса, поднятого ими индивидуально. Коэффициент полезного действия группы из трех человек составляет уже 85%, а из восьми человек - около 49%».
Проверить выявленный «эффект» Ригельман решил на другом опыте - перетягивании каната. Результат оказался таким же. Чем выше была численность группы, тем меньше усилий делал каждый ее участник.
Вывод: чем больше людей разделяет общую ответственность, тем меньше вклад каждого. Почему? Потому что при общей ответственности резко снижается степень личной ответственности за результат, поскольку человек говорит себе: если спрос будет общий, а не персональный, если потребуют отчета не с меня лично, а с коллектива (то есть со всех), то зачем рвать себе жилы, зачем «потеть» больше? Ведь «общая» ответственность означает - ничья.
Конечный результат коллективной ответственности всегда будет уступать результату ответственности личной, персональной. Теперь вы понимаете, читатель, почему, к примеру, советские автомобили, телевизоры, магнитофоны, пылесосы и другие продукты промышленного производства никогда не выдерживали конкуренции с аналогичной продукцией высокоразвитых зарубежных стран - Германии, Японии, Англии? Я говорю не о преимуществе капитализма над социализмом, а о преимуществе индивидуальной ответственности над коллективной, которую, к сожалению, никак не хотели принять в расчет советские руководители. Ведь все дело в количестве человеческого внимания, которое и создает качество. Там, где внимательны (читай - ответственны) должны быть все, качества нет - «у семи нянек дитя без глаза». Но там, где внимателен должен быть один (или каждый), там качество есть.
«Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один», - сказал Фазиль Искандер. Как общенародное счастье складывается из счастья отдельных людей, так и общий успех любого государства, любого производственного, творческого или спортивного коллектива зависит от мотивации и ответственности каждого отдельно взятого человека. Коллективная ответственность высока лишь тогда, когда подкреплена высокой индивидуальной ответственностью. А последняя зависит от уровня духовного развития, сознательности человека. Вот почему любое человеческое общество, чтобы прогрессировать и развиваться, должно заботиться в первую очередь не о научных, экономических или технических показателях, а о духовно-нравственном воспитании и развитии человека. Будет человек духовным и нравственным - значит, будет ответственным. А там, где люди ответственны за себя и друг за друга, там и человеческое счастье, там и настоящий прогресс, там и жизнь почти как в Раю…
Однажды у знаменитой французской певицы Эдит Пиаф кто-то из журналистов спросил, в чем, по ее мнению, заключается главный секрет ее успеха. Пиаф на мгновение задумалась, а затем ответила: «Наверное, мой секрет в том, что я пою не для всех - я пою для каждого».
Секрет успеха любого общества, равно как и прогресс его, состоит в создании наилучших условий для всестороннего духовного, интеллектуального и физического развития каждого человека. А секрет успеха каждого человека всегда будет прямо пропорционален той ответственности, которую он на себя принимает.