Абстрактный. Понятие, виды и примеры абстракции. Абстрактное мышление Что такое абстрактность

Абстракция - это процесс удаления или лишения характеристик из чего-то, чтобы свести это к набору самых существенных характеристик.

То, что существует только как идея, а не как конкретный исход, ситуация, в которой нечто является очень общим и не основано на реальной ситуации.

Абстракция - это общая идея, которая не относится к одному конкретному объекту, человеку или ситуации, это итог абстрагирования и теоретическое обобщение чего-либо.

Слово абстракция произошло от латинского abs+trahere, что означает от+тянуть или от+вытаскивать.

Абстракция и абстрагирование

Абстракция

Это совершенный объект (существующий физически или нет), созданный в результате абстрагирования.

Абстрагирование

Интеллектуальный процесс рассмотрения чего-либо, при этом игнорируются несущественные детали и выделяются важные.

Абстрактное и конкретное

Это классификации, которые указывают, имеет ли обсуждаемый предмет физические характеристики. Конкретные предметы имеют физические характеристики (их можно потрогать, взвесить, купить и продать), а абстрактные - нет.

Абстрактный предмет - это тот, который не существует в каком-то конкретном времени или месте, это идея или абстракция. Эта классификация, абстрактное и конкретное, часто используется в философии. Абстрактные предметы иногда называются абстракт, а конкретные - конкретность.

Примером абстрактному могут быть дружба, философия, мир. А примером конкретному - философ Платон, дерево, планета Земля.

Абстракция в психологии

В психологии абстракцией считают не только результат процесса абстрагирования, но и рассмотрение предмета (или личности, ситуации и др.), обращая внимание лишь на основные характеристики, игнорируя мелочи или незначительные особенности. Абстракция помогает во время процесса обобщения или создания понятий.

Типы абстракции в психологии

Жан Пиаже (швейцарский психолог и философ) в своих книгах разделяет абстракцию в психологии на три главных типа.

Пиаже разделял абстракцию на эмпирическую (сосредоточить внимание на самих предметах и их свойствах) и псевдоэмпирическую (сосредоточить внимание на действии, направленном на предметы, и свойствах этих действий).

После этого происходит рефлексивная абстракция : обдумывание этих идей. Таким образом, сам мыслительный процесс становится новым предметом для размышления (Piaget, 1972, стр. 70).

Научная абстракция

Это отвлечение в операции познания от неважных аспектов исследуемого явления, с целью концентрации на главных, имеющих первостепенное значение чертах. Таким образом, абстракция представляется нужным этапом в процессе познания объективного мира.

Абстракция в программировании

В области информатики и разработки программного обеспечения принцип абстракции используется для снижения сложности и обеспечения эффективного проектирования и внедрения сложных программных систем.

Абстракция - это акт представления основных функций без учёта фоновых деталей или объяснений.

В объектно-ориентированном программировании

Абстракция является одной из пяти основных причин, которые указал Гради Буч, как те, что приводят к снижению производительности программ:

  • наследование "размывает" код;
  • динамическое связывание методов;
  • динамическое создание и уничтожение объектов;
  • значительная глубина абстракции;
  • инкапсуляция снижает скорость доступа к данным.

Абстракция в искусстве

Абстракционизм

Это направление в изобразительном искусстве, которое зародилось в начале XX века. Создавая свои произведения, мастера вместо каких-то конкретных и реальных форм изображают сочетания разных фигур, линий и/или цветных пятен.

Направление в живописи и скульптуре также называется "нефигуративное искусство".

Создание абстракции - неоднозначный процесс, который требует фантазии. Конечно, само искусство требует не только жертв, но и воображения. Однако, если мы посмотрим на картину художника, обычно можно сразу с уверенностью сказать, что это картина и написана она была именно маслом, и что именно на ней изображено.

С абстракцией часто нужно думать, какие материалы были использованы, какая необычная техника, а самое главное - какую идею пытается донести артист до общества.

Абстракция картинки

Абстракция может быть создана посредством наблюдения за окружающим миром и запечатления этого на камеру. Например, как акриловые краски растворяются в воде.

Или вариант - сочетать акварельную краску с акриловой на мольберте.

Также абстракция живёт и в более спорном виде искусства, таком как граффити.


Конечно же, не будем забывать про скульптуру и художественную резьбу по камню.
Статуя в Барселоне, музей La Pedreira

Первая абстрактная картина

Русский художник Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) считается пионером абстрактного искусства. Тем не менее Хильма аф Клинт (Hilma af Klint, 1862-1944), шведская художница и мистик, также претендует на этот титул.

По данным газеты "Нью-Йорк таймс" (апрель 30, 2013) Джулия Восс (Julia Voss) - немецкий журналист, писатель и искусствовед во "Франкфуртер альгемайне цайтунг" ("Frankfurter Allgemeine Zeitung"), сказала, что Кандинский утверждал, будто написал первую абстрактную картину в 1911 году. Джулия Восс добавила, что он был очень успешен и знаменит как "отец абстракции" 20-го века. Но при этом Хильма аф Клинт уже писала свои яркие, абстрактные образы в течение многих лет.

По нескольким источникам, Клинт написала свою первую абстракцию в 1907 году.


Кандинский, "Первая абстрактная акварель", 1911 год

"They tens mainstay IV", Хильма аф Клинт, 1907 год

Разновидности абстракционизма

    сюрреализм;

  • супрематизм;

Синонимы слова абстракция

  • обобщение;
  • отвлечение;
  • отвлечённость;
  • умозрение;
  • абстрагирование;
  • абстрактность;
  • абстракт;
  • отвлечённое понятие.

) - мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для выделения существенных признаков.

Слово «Абстракция» используется в двух смыслах:

  • Абстракция - процесс, то же что и «абстрагирование »
  • Абстракция - «абстрактное понятие », «абстракт », результат абстрагирования.

Абстрактное понятие - мысленная конструкция, представляющая собой некий концепт, или идею, способную олицетворять некие предметы или явления реального мира, но при этом отвлеченная от конкретных их воплощений. Абстрактные конструкции могут и не иметь прямых аналогов в физическом мире, что характерно, например, для математики (вообще, вероятно, являющейся наиболее абстрактной наукой).

Потребность в абстракции определяется ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности. В такой ситуации человек пользуется, например, возможностью восприятия и описания горы как геометрической формы , а движущегося человека - в качестве некой совокупности механических рычагов .

Некоторые типы абстракции, по видам несущественного:

  • обобщающая абстракция - даёт обобщённую картину явления , отвлечённую от частных отклонений. В результате такой абстракции выделяется общее свойство исследуемых объектов или явлений. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике .
  • идеализация - замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой , отвлечённой от реальных недостатков. В результате образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ », «абсолютно чёрное тело », «прямая », «сферический конь в вакууме» (из анекдота про идеализацию) и др.)
  • изолирующая абстракция - вычленение исследуемого явления из некоторой целостности, отвлечение от не интересующих вариантов.
  • абстракция актуальной бесконечности - отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества , то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные.
  • конструктивизация - отвлечение от неопределённости границ реальных объектов, их «огрубление».

По целям:

  • формальная абстракция - вычленение свойств, важных для теоретического анализа ;
  • содержательная абстракция - вычленение свойств, имеющих практическое значение.

Понятие «абстрактное» противопоставляется конкретному (конкретное мышление - абстрактное мышление).

См. гносеологический закон «Восхождение от абстрактного к конкретному ».

Абстрактное мышление подразумевает оперирование абстракциями («человек вообще», «число три», «дерево», и т. д.), что можно считать более развитым уровнем мыслительной деятельности по сравнению с конкретным мышлением, всегда имеющим дело с конкретными объектами и процессами («брат Вася», «три банана», «дуб во дворе», и т. д.). Способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, судя по всему, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку (так, нельзя было бы даже мысленно оперировать числом «три вообще», не имея для него определенного языкового знака - «три», поскольку в окружающем нас мире такого абстрактного, ни к чему не привязанного понятия попросту не существует: это всегда «три человека», «три дерева», «три банана» и т. п.).

  • В области математического обеспечения, абстракцией называют алгоритм и метод упрощения и отделения деталей для сосредоточения на некоторых понятиях одновременно.

См. также

  • Слой абстрагирования (уровень абстракции) в программировании
  • Абстракт хип хоп
  • Абстрактный

Смотреть что такое "Абстрактное" в других словарях:

    АБСТРАКТНОЕ - см. в ст. Восхождение от абстрактного к конкретному. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 … Философская энциклопедия

    АБСТРАКТНОЕ - то, что изолировано и рассматривается отдельно. Например, общая идея собаки идея абстрактная, ведь в действительности мы видим ту или иную собаку: определенной породы, определенного размера; тогда как абстрактная идея предполагает лишь общие… … Философский словарь

    АБСТРАКТНОЕ - см. АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ … Новейший философский словарь

    АБСТРАКТНОЕ - то, что изолировано и рассматривается отдельно … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    Абстрактное искусство - (от лат. abstractus отвлечённый), абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, модернистское течение, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Программа… … Художественная энциклопедия

    Абстрактное искусство - Абстрактное искусство. В.В. Кандинский. Композиция. Акварель. 1910. Национальный музей современного искусства. Париж. АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО (абстракционизм), направление в авангардистском (смотри Авангардизм) искусстве 20 в., отказывающееся от… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Абстрактное синтаксическое дерево - для Алгоритма Евклида … Википедия

    АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО - (беспредметное, нефигуративное) направление в живописи 20 в., отказавшееся от изображения форм реальной действительности; одно из осн. направлений авангарда. Первые абстр. произведения были созданы в 1910 В. Кандинским и в 1912 Ф. Купкой … Энциклопедия культурологии

    Абстрактное кино - Специфическая область кинематографа: явление пограничное и экспериментальное по отношению к самому киноискусству (изобразительному в своей основе), связано с ним не столько по художественной специфике, языку и назначению, сколько по общему… … Энциклопедия культурологии

    Абстрактное Обязательство - См. Обязательство абстрактное. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Книги

  • Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна. Как устроена кора головного мозга, почему ее возможности ограничены и как эмоции, дополняя работу коры, позволяют человеку совершать научные открытия , А. Г. Свердлик. Математика, в отличие от прочих дисциплин, универсальна и предельно точна. Она создает логическую структуру всех естественных наук. «Непостижимая эффективность математики», как в свое время… Купить за 522 руб
  • Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна Как устроена кора головного мозга почему ее возможноти ограничены и как эмоции дополняя работу коры позволяют человеку совершать научные открытия , Свердлик А.. Математика, в отличие от прочих дисциплин, универсальна и предельно точна. Она создает логическую структуру всех естественных наук. «Непостижимая эффективность математики», как в свое время…

Конкретные понятия - это понятия, которые обозначают целостные предметы или их классы, обладающие самостоятельностью. Отражают предметы, процессы, явления: вещи «стол», живые существа «человек», продукты фантазии «кентавр», события «война », явления природы «землетрясение». В русском языке слова, выражающие конкретные понятия, как правило, могут употребляться во множественном числе: алмазы, дубы, юристы, взрывы, войны. Десигнаты (объем) определить не трудно. Если известен набор признаков, которые составляют смысловое значение, то можно указать на предметы, которые обладают этими признаками.

Абстрактные понятия - это понятия, которые обозначают отвлеченные от объектов свойства или отношения, мыслимые как самостоятельные предметы. То есть мыслим не сам предмет, а какой-либо из признаков, взятый отдельно. Свойства предметов или отношения между предметами, не существуют самостоятельно, без этих предметов. Свойства: «твердость» (алмаза), «долговечность» (дуба), «компетентность» (юриста), «синева» (моря); отношения: «равноправие» (женщин и мужчин), «социальное партнерство» (между работниками и работодателями), «гражданство » (устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей), «дружба» (между людьми). В русском языке слова, выражающие абстрактные понятия, не имеют множественного числа: не говорят: «У алмаза много твердостей» или «Дуб имеет немало долговечностей », а «Юрист обладает массой всяких компетентностей».

Нельзя путать конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными и абстрактными: «посредник» - общее, конкретное; а «посредничество » - общее, абстрактное. Абстрактным может быть единичное понятие: «Организация Объединенных Наций» - единичное, конкретное; «мужество капитана Гастелло» - единичное, абстрактное.

Определить десигнаты конкретных понятий – не сложно, если известен набор признаков, составляющих смысловое значение, то можно указать на предметы, которые это понятие обозначает. А с абстрактными понятиями все иначе, то, что обозначается ими, не существует в материальной форме, они, обладая смысловым значением, не имеют предметного значения. Считается, что содержанием абстрактного понятия является то свойство или отношение, которое им обозначено, а объемом - множество предметов, которым присуще это свойство, или множество предметов, между которыми существует определенное отношение. Поэтому, белизну снега и белизну скатерти следует рассматривать в качестве десигнатов понятия «белизна», а равенство величин X и У и равенство граждан страны перед законом - в качестве десигнатов понятия «равенство».

Деление понятий на конкретные и абстрактные - относительно . Если абстрактное понятие, отражающее свойство, употребляется применительно к самим предметам, обладающим этим свойством, то оно обретает множественное число. Понятие «сладость» - абстрактное, если в нем мыслится только свойство, а «восточные сладости» - это уже конкретное понятие, применяемое к самим продуктам, которые обладают этим свойством. Абстрактные понятия могут входить в состав более сложных конкретных и наоборот. Различают их по ведущему понятию: «некомпетентность юриста» - абстрактное, хотя и включает в себя в качестве элемента конкретное - «юрист », а «жертва некомпетентности » - конкретное, хотя и содержит в себе абстрактное - «некомпетентность».

Примеры конкретных и абстрактных понятий: «гражданин» - «гражданственность», «работник» - «профессионализм», «заработная плата» - «платность», «суд» - «судимость».

Понятия безотносительные и соотносительные

Безотносительные понятия это такие понятия, которые обозначают предметы сами по себе независимо от того, в каком отношении они находятся к другим предметам: «фермер», «правило», «деревня», «правосудие», «природа». Безотносительное понятие сохраняется за предметом с момента его именования до момента его исчезновения («человек» применительно к отдельному человеческому индивиду сохраняется за ним от рождения до смерти).

Соотносительные понятия это такие понятия, которые обозначают не самостоятельные предметы, а предметы как члены какого-либо отношения. Один предмет мысли предполагает существование другого и без него невозможен, поэтому они имеют смысл до тех пор, пока существует это отношение, и теряют его, как только это отношение разрушается: понятия «родители» и «дети»: нельзя быть сыном или дочерью без родителей, в свою очередь, отцами или матерями нас делают именно дети; «жених – невеста», «начальник – подчиненный», «истец – ответчик», «право – обязанность», «судья – подсудимый», «истец – ответчик».

Пример: понятия «три» и «пять» - безотносительные, но если провести между ними горизонтальную черту, то получится дробь три пятых – 3 - «числитель», а число 5 - «знаменатель» - это уже соотносительные понятия. Чтобы возродить их в качестве самостоятельных чисел, необходимо разрушить отношение, в результате чего перестанут существовать и его моменты - числитель и знаменатель. Термины «порождение» и «уничтожение», для характеристики соотносительных понятий, имеют не физический, а логический смысл.

Abstraction; Abstraktion) - форма умственной активности, с помощью которой сознательное содержание освобождается от связи с не имеющими отношения к делу элементами путем отличения себя от них или, другими словами, дифференциации. Юнг поясняет: в широком смысле слова абстрактно все то, что извлечено из соединения с элементами, относимыми к несопринадлежащим с его значением.

"Абстрагирование есть деятельность, присущая психологическим функциям вообще. Существует абстрагирующее мышление, равно как и чувство, ощущение и интуиция. Абстрактное мышление выделяет какое-нибудь содержание, отличающееся мыслительными, логическими свойствами, из интеллектуально несопринадлежащей среды. Абстрактное чувство делает то же самое с содержанием, характеризующимся своими чувственными оценками - это относится и к ощущению, и к интуиции... Абстрактные чувства я отношу к той же группе, что и абстрактные мысли. Абстрактное ощущение следовало бы обозначить как эстетическое ощущение в противоположность к ощущению чувственному, а абстрактную интуицию - как символическую интуицию в противоположность интуиции фантастической" (ПС, пар. 678).

Юнг связывает понятие абстракции с психоэнергетическим процессом и с интроверсией (аналогично эмпатии и экстраверсии).

""Интерес" я понимаю как энергию, или либидо, которой я наделяю объект как ценностью или же которую объект привлекает к себе против моей воли или помимо моего сознания. Поэтому я представляю себе процесс абстракции наглядно, как отвлечение либидо от объекта, как утекание ценности от объекта в субъективное абстрактное содержание. Для меня поэтому абстракция сводится к энергетическому обесцениванию объекта. Другими словами, абстракция есть интровертирующее движение либидо" (там же, пар. 679).

В той степени, в какой целью абстракции является разрушение удерживающего влияния объекта на субъекта, она оказывается попыткой возвыситься над примитивным состоянием мистического соучастия.

АБСТРАКЦИЯ

процесс когнитивный - одна из основных операций мышления; состоит в выделении определенных признаков изучаемого целостного объекта и отвлечении от остальных. Результат - построение умственного продукта: понятия, модели, теории и прочее - также называется абстракцией. Первично абстракция выступает при непосредственном чувственно-образном отражении среды, когда одни ее свойства становятся ориентирами для восприятия и действия, а другие игнорируются.

Абстракция служит базой для процессов обобщения и образования понятий. Она - необходимое условие категоризации. Ею формируются обобщенные образы реальности, позволяющие выделить значимые для определенной деятельности связи и отношения объектов. При отбрасывании существенных признаков абстракция становится поверхностной и малосодержательной; здесь абстрактными называют пустые, оторванные от реальности рассуждения и понятия. Верная действительности абстракция состоит в таком упрощении нерасчлененного многообразия явлений, кое делает мысль более емкой - благодаря ее сосредоточенности на существенном для данной познавательной ситуации. Критерий истинности и продуктивности абстракции - практика. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют абстракция формальная и содержательная.

АБСТРАКЦИЯ

от лат. abstractio - отвлечение) - один из основных процессов умственной деятельности человека, позволяющий мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные свойства, стороны, элементы или состояния предмета. Иногда под А. понимается лишь результат этого процесса абстрагирования, т. е. уже вычлененное и самостоятельное, в "чистом виде" рассматриваемое свойство предмета. Способность к А. позволяет человеку мысленно ориентироваться на такое свойство, устойчивое выделение которого служит условием решения соответствующей задачи (в этом плане А. тесно связана с процессом внимания).

А. лежит в основе процессов обобщения и образования понятий. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют формальная и содержательная А.

Формальная А. состоит в вычленении таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют. Такое отчленение и изолированное выражение его результата возможно только в мысленном плане (в А.). Так, геометрическая форма тела сама по себе реально не существует и от тела отделиться не может. Но благодаря формальной А. она мысленно выделяется, фиксируется, напр, с помощью чертежа, и самостоятельно рассматривается в своих особых свойствах. Одна из основных функций такой А. заключается в выделении общих свойств некоторого множества предметов и в фиксации этих свойств к.-л. знаком (чаще всего словесным или чертежом). А. такого вида называется обобщающей. Комплекс абстрагированных свойств (формальное общее) становится представителем соответствующего класса предметов и позволяет отличить этот класс от всех др. (напр., все тела прямоугольной формы отличить от тел др. форм). Этот комплекс, фиксированный к.-л. знаком, становится его значением. На основе системы взаимосвязанных значений эмпирическое мышление строит различные классификации, каталоги и определители, которые позволяют человеку в сокращенном виде охватывать чувственное многообразие предметов сообразно их общим свойствам. Значения слов повседневного языка и специальных слов-терминов, создаваемые на основе формальной А., являются носителями таких сокращений.

"Абстрактное" как результат А. обозначает, т. о., нечто выделенное, одностороннее, простое, приобретшее относительную самостоятельность внутри сложной системы. Ему противостоит "конкретное" как нечто целостное, взаимосвязанное, многостороннее и сложное. Развитое мышление человека первоначально образует различные А., а затем на их основе путем конкретизации воспроизводит эту целостность (мысленное конкретное). Такое мышление одновременно и абстрактное (осуществляется в форме А.), и конкретное (движется к конкретному и воспроизводит его). В этом единстве противоположных моментов состоит диалектика теоретического мышления.

В психологии наиболее подробно и тщательно изучены особенности формальной, или эмпирической, А., чаще всего встречающейся в повседневной жизни и в учебной практике. Она является основой усвоения детьми знаний, описывающих предметы по их внешним свойствам. Этот вид А. служит предпосылкой собственно теоретического мышления, которое опирается еще и на содержательную А. До сих пор психологические характеристики этого вида А. и закономерности ее развития у детей изучены слабо.

В психолого-педагогической литературе правомерно отмечается необходимость повышения уровня абстрактности мышления школьников для полноценного усвоения ими современных научных знаний. Как показывают специальные исследования, у детей следует, по возможности, рано начинать формировать способность к точному вычленению и длительному мысленному удержанию к.-л. существенных свойств и отношений предметов с целью их дальнейшего изучения "в чистом виде". Особенно перспективно воспитание у уч-ся способности к образованию содержательных А. и к оперированию ими. В процессе обучения можно формировать такой уровень и такие виды А., которые соответствуют основным требованиям современного научного мышления. См. Развивающее обучение.

Абстракция

как на то указывает само слово - есть извлечение или отвлечение какого-нибудь содержания (какого-нибудь значения, общего признака и т. д.) из связного контекста, содержащего еще и другие элементы, комбинация которых, как нечто целое, является чем-то неповторимым или индивидуальным и потому не поддающимся сравнению. Единоразность, своеобразие и несравнимость мешают познанию; следовательно, другие элементы, ассоциируемые с каким-то содержанием, воспринятым в качестве существенного, будут рассматриваться как иррелевантные, "не относящиеся к делу".

Поэтому абстракция, или абстрагирование, есть та форма умственной деятельности, которая освобождает это содержание от своих ассоциаций с иррелевантными элементами с помощью отличения его от них, или, другими словами, путем дифференциации (см.). В широком смысле абстрактно все то, что извлечено из своей ассоциации с теми элементами, которые рассматриваются в качестве иррелевантных, несопринадлежащих представленному значению.

Абстрагирование есть деятельность, присущая психологическим функциям (см.) вообще. Существует абстрагирующее мышление, равно как и чувство, ощущение и интуиция (см.). Абстрактное мышление выделяет какое-нибудь содержание, отличающееся мыслительными, логическими свойствами, из интеллектуально иррелевантной среды. Абстрактное чувство делает то же самое с содержанием, характеризующимся своими чувственными оценками; это относится и к ощущению, и к интуиции. Существуют, следовательно, не только отвлеченные мысли, но и отвлеченные чувства, которые Sully (Сулли) обозначает как интеллектуальные, эстетические и моральные. /93- V.II, ch.16/ Nahlowsky (Наловский) добавляет сюда все религиозные чувства. /94- S.48/ Абстрактные чувства содействовали бы, в моем понимании, "высшим" или "идеальным" чувствам Наловского. Абстрактные чувства я отношу к той же группе, что и абстрактные мысли. Абстрактное ощущение следовало бы обозначить как эстетическое ощущение в противоположность к ощущению чувственному (см.), а абстрактную интуицию - как интуицию символическую в противоположность фантастической интуиции (см. фантазия и интуиция).

В данной работе я связываю понятие абстракции с рассмотрением связанного с ним психоэнергетического процесса. Принимая по отношению к объекту абстрагирующую установку, я не позволяю объекту, как целому, воздействовать на меня; я концентрирую внимание на одной его части, исключая все прочие иррелевантные. Моя задача состоит в том, чтобы освободиться от объекта как единого и неповторимого целого и извлечь лишь одну из частей этого целого. Хотя осознание целого мне и дано, я тем не менее не углубляюсь в это осознание, поскольку мой интерес не вливается в целое как таковое, а отступает от него, прихватывая с собой выделенную из него часть и доставляя ее в мир моих понятий, мир, который уже готов или сконстеллирован для абстрагирования данной части объекта. (Я не могу абстрагироваться от объекта иначе, как при помощи субъективного установления понятий.) "Интерес" я понимаю как энергию, или либидо (см.), которой я наделяю объект как ценностью или же которую объект привлекает к себе против моей воли или помимо моего сознания. Поэтому я представляю себе процесс абстракции наглядно, как отвлечение либидо от объекта, как утекание ценности от объекта в субъективное абстрактное содержание. Для меня поэтому абстракция сводится к энергетическому обесцениванию объекта. Другими словами, абстракция есть интровертирующее движение либидо (см. интроверсия).

Я называю установку (см.) абстрагирующей тогда, когда она, с одной стороны, имеет интровертный характер, а с другой - ассимилирует часть объекта, воспринятую в качестве существенной, абстрактными содержания-ми, имеющимися в распоряжении субъекта. Чем абстрактнее содержание, тем более оно непредставимо. Я примыкаю к кантовскому пониманию, согласно которому понятие тем абстрактнее, чем "больше в нем опущено отличий, присущих вещам" /95- Bd.8, §6/, в том смысле что абстракция на ее высшей ступени абсолютно удаляется от объекта и тем самым достигает полнейшей непредставимости; такую абстракцию я называю идеей (см.). Напротив, абстракция, которая обладает еще представимостью или созерцаемостью, является конкретным (см.) понятием.