Жб опоры освещения. Железобетонные световые опоры: плюсы и минусы, разновидности и функции. Бетонные опоры освещения. Железобетонные столбы. Где купить. Цена

Железобетонные опоры освещения применяются в городских и загородных условиях для освещения улиц и магистралей, тротуаров, складских и промышленных площадок и прочих объектов. Железобетонные опоры также используются для подвески воздушных линий, напряжением до 10 киловольт. Для линий, напряжением от 35 кВ применяют опоры, сделанные из центрифугованного бетона.

Данный тип опор освещения производят разной формы и размеров методом центрифугирования или вибропрессования из бетона высокого качества, армированного стальной проволокой. Основные марки опор освещения:

  • СВН, С (опора железобетонная имеет форму восьмигранника). В x М - 9-10,5 метров, вес 810-1700 килограммов;
  • СЦС, СНЦс (кольцевое сечение). В x М - 9-11 метров, масса 700-1050 килограммов;
  • СКЦ (опора железобетонная круглая, коническая). Высота опор - 9-11 метров, масса - 700-1050 килограммов;
  • СВ и СНВ (трапециевидное сечение). Высота опор - 9,5-16,5 метров, масса - 800-3500 килограммов.

Преимущества и недостатки использования железобетонных стоек в качестве опор освещения

Железобетонные стойки в качестве опор для установки светильников имеют следующие преимущества:

  • Стойкость к коррозии, химическим составам, гниению;
  • Огнестойкость и сейсмостойкость;
  • Долговечность. При соблюдении технологии производства столбов, их транспортировки и монтажа они простоят более 50 лет;
  • Технологичность изготовления;
  • Низкие расходы на эксплуатацию;
  • Невысокая стоимость конструкции (дешевле только ).

Недостатки:

  • Тяжелый вес. Одна опора весит от 700 и выше килограммов. Их сложнее грузить, транспортировать и монтировать;
  • Сложность демонтажа. Не составит труда сбить опору трактором или другим транспортом, но сложности возникают при высвобождении металлического каркаса и последующей переработке кусков бетона. В первом случае надо применять дорогостоящую установку, во втором - много платить за полную утилизацию;
  • Слабая сопротивляемость механическим нагрузкам. Железобетонные опоры "боятся" резких толчков, ударов и прочих нагрузок.

Железобетонные опоры появились после деревянных и сейчас все еще активно используются. Однако все чаще их заменяют , которые по сравнению с ними имеют больше положительных свойств.

Производство опор

Опоры уличного освещения железобетонные производятся в несколько этапов:

Этот этап включает в себя рубку арматуры определенного класса по типоразмерам при помощи специального станочного оборудования, высадку анкерных головок, навивку спиралей контура, гнутье стержней заземляющего контура и петель.

Для приготовления бетонной смеси готовят инертные компоненты, химические добавки и цемент. Все это засыпают в бетономешалку, заливают водой и приступают к замешиванию. По истечении нескольких минут, когда раствор примет нужную консистенцию, его выливают в бетоноукладчик.

Для производства опор используют специальные формы. Их очищают и смазывают, после чего укладывают туда заранее изготовленные спирали. После этого приступают к приготовлению стержней. Их нагревают, протягивают через спирали, укладывают на упоры формы и фиксируют. Далее растягивают спирали и в 3 местах крепят их к стержням, на торцах фиксируют вкладыши, устанавливают технологические трубки и петли, фиксируя их к опалубке.

Теперь дело за малым. Из бетоноукладчика выливают бетон в формы, при помощи глубинного вибратора уплотняют его, после чего выравнивают поверхность при помощи мастерка или иным способом.

Сушка изделий

Изделия накрывают полиэтиленом по всей длине, предварительно проложив между залитыми формами длинные доски. Затем запускают систему прогрева заготовок и через определенное время снимают пленку.

Опоры готовы. При помощи тельфера их перемещают в определенное место, складируют и проверяют на качество. Далее приваривают к ним стержни контуров заземления, производят покраску, определяют прочность бетона, наносят маркировку и ставят штамп. Опоры готовы к использованию и продаже.

Требования к транспортировке, хранению и эксплуатации опор

Соблюдению подлежат следующие правила транспортировки железобетонных опор:

  • При разгрузке и выгрузке опор нельзя подвергать их рывкам, резким толчкам и сбрасыванию;
  • Строповку нужно производить в двух местах, на равном удалении от центра;
  • При перевозке опор под них нужно подкладывать доски на расстоянии 0,5 метра друг от друга;
  • Во время перевозки железобетонные опоры должны быть закреплены растяжками;
  • При хранении опор на складе через каждые 5 метров необходимо устанавливать прокладки, и укладывать стойки по три ряда.

До начала земляных работ нужно подготовить соответствующий проект, согласовать его с местными инстанциями. В проекте надо отразить:

  1. Особенности рельефа местности, где планируется установка опоры или опор;
  2. Тип и вид грунта;
  3. Тип используемых опор.

После подготовки и согласования проекта, рабочие выезжают на объект и приступают к установке опоры.
Установка железобетонных опор ведется в следующем порядке:

  • Размечают участок;
  • Роют траншею под силовой кабель;
  • Подготавливают яму, шириной метр на метр, глубиной - 120 сантиметров под опору;
  • В центре ямы бурят отверстие, глубиной один метр, шириной чуть больше ширины стойки;
  • Устанавливают опору в подготовленную нишу, на ее дно насыпают немного щебня и трамбуют его. Затем засыпают опору до конца, продолжая трамбовку. Перед засыпкой ямы не забывают выполнить центровку опоры.

Иногда на дно ямы заливают немного цемента, для создания надежного основания.

Установка железобетонных опор освещения может осуществляться по-другому. Для этого нужно:

  • Заказать автокран с насадкой-буром;
  • Пробурить отверстие в нужном месте, шириной, чуть более ширины опоры и глубиной полтора метра;
  • Установить опору в пробуренное отверстие;
  • Засыпать яму песком.

После монтажа опоры осуществляют установку кронштейнов, монтаж светильников, вкручивание ламп и подключение светильников к электросети. Если опора полая внутри, кабель заводится в специальное отверстие внизу опоры. В других случаях кабель крепится к столбу, или подводится воздушное питание.

Заземление железобетонных опор

На опорах воздушных линий до 1 кВ нужно выполнять заземляющие устройства, предназначенные для защиты от грозовых перенапряжений и повторного заземления. Установленное на опорах оборудование также должно быть заземлено, для этого корпуса светильников соединяют с заземляющим контуром.

Контур заземления выполняется из металлических штырей, диаметром не менее 6 миллиметров или металлических уголков. Их устанавливают треугольником и соединяют между собой металлической полосой. Сопротивление заземляющего устройства должно равняться не более 30 Ом.

Проверка состояния опор

С определенной периодичностью выполняют обслуживание железобетонных опор и их элементов:

  • Коррозия металлических частей железобетонных опор - с периодичностью 1 раз в три года;
  • Появление трещин - 1 раз в шесть лет, начиная с третьего года эксплуатации опоры;
  • Проверка болтовых соединений и гаек анкерных болтов - 1 раз в два года (на протяжении двух лет);
  • Проверка состояния пасынков и стоек - 1 раз в 3 года.

Помимо этого периодически осуществляется проверка, ремонт или замена:

  • Ламп;
  • Светильников;
  • Пускорегулирующей аппаратуры и "щитке";
  • Коммутационных аппаратов в ЩУ;
  • Счетчиков;
  • Оборванных проводов.

Выбор железобетонной конструкции почти всегда оправдан. Только стоит учитывать, что на железобетонные опоры освещения оказывают влияние внешние факторы:

  • температурные перепады;
  • атмосферные явления.

Выбор конструктивного типа опор из железобетона

Конструктивная особенность поддерживающих устройств должна подразумевать эксплуатационные условия местности. Стоит также понимать, что осветительные установки должны обеспечивать безопасность передвижения по улицам. Железобетонные осветительные приспособления могут быть применены как в городской, так и в загородной среде. Установка опор освещения считается подходящей для магистральных дорог, пешеходных улиц, промышленных территорий. Освещаются с помощью системы складские комплексы и т. д.

Опоры из железобетона подходят для линий воздушного типа с напряжением до 10 кВ. Форма железобетонных конструкций может быть самой различной. Относятся железобетонные опоры освещения к сложному конструктивному типу. Марки устройств предполагают, что конструкция ОГК может быть:

  • восьмигранной;
  • кольцевой;
  • круглой конической;
  • граненной конической;
  • трапециевидной.


Монтаж ОГК требует определенной последовательности работ.

Если проект, согласованный с местным руководством, включает установку именно железобетонных вариантов, изменять характеристики оборудования ни в коем случае не допускается. К тому же в документации изначально предусматриваются правила монтажа.

Основные способы установки предполагают применение железобетонного фундамента. Устройства крепятся фланцевыми креплениями или специальными шпильками к закладной из металла, находящейся непосредственно в фундаменте. Устройства прямостоечного типа закрепляются в земляной котлован, в который также заливается железобетонная смесь.

Иногда последовательность работ подразумевает бурение скважин. Их глубина должна составлять 1,2 м, с присутствием запаса по ширине. В это свободное расстояние заливается бетонная смесь. Этот состав подвергается тщательному уплотнению с помощью специальных строительных инструментов. К скважине предполагается подготовка траншеи, заземление опор. В нее укладывают силовой кабель.


Выбор способа монтажа железобетонных опор

Выбор способа монтажа опор освещения сугубо индивидуален. В проектах обычно учитываются такие факторы, как:

  • рельефность территории;
  • нужная степень освещенности;
  • энергетическая мощность;
  • число задействованных приборов;
  • способ установки несущих составных частей;
  • возможности местных электрических сетей.

Монтаж стоек освещения из железобетона ОГК подразумевает обязательный этап подготовки проекта. Согласование проекта требует соблюдения определенных правил. Сложившийся порядок включает:

  • нанесение разметки в условиях местности, где подразумеваются работы;
  • последующая копка ям, стандартные габариты которых - 1х1 м в ширину, 1,2 м в глубину;
  • углубление ямы - подразумевает создание метрового отверстия;
  • фиксация опорной стойки с последующей подсыпкой щебня, а также его утрамбовкой.

Для большей надежности основания дно ямы принято укреплять раствором цемента. При этом светильники положено устанавливать только после полного окончания работ по обустройству столбов. Затем в светильники вкручиваются лампы.

Установленные правила стандартизации дают возможность применения как железобетонных, так и металлических опор. Конструкция из железобетона включает в состав арматуру, которая принимает на себя растягивающие нагрузки. При этом бетон имеет способность сжиматься. Еще в состав оборудования входят вводные щитки. Они обеспечивают подключение электричества. Многие параметры данного вида опор соответствуют стандартам высокого качества. Особенно высокая прочность у столбов магистрального типа. Стоимость изделий из железобетона ниже, чем цена опор металлических.

Чтобы в результате работ система освещения получилась действительно эффективной, нужно правильное определение расстояние между опорами освещения. В этот расчет обязательно включается значение мощности самих приборов освещения, их число, а также высота опор. От опоры до бордюра должны соблюдаться также определенные параметры. Для достижения некоторых эффектов иногда применяются кобры складного типа. Эти сведения во многом взаимосвязаны с видом освещаемого объекта.

Железобетонные опоры требуют периодической проверки состояния. К примеру, металлические элементы конструкций не должны содержать коррозии. Состояние самой опоры исключает появление трещин. Болтовые соединения и анкерные болты подразумевают беспроблемную эксплуатацию на протяжении нескольких лет. Вводные электрические щитки обслуживаются службами местных РЭС.

Бетонные опоры внешнего освещения используются в городских, загородных условиях. Они предназначены для освещения автомобильных магистралей, улиц, тротуаров, промышленных зон, других объектов. Такая система уличного освещения также применяется в качестве подсветки линий электропередач, находящихся под напряжением 10кВ. Для ЛЭП под напряжением свыше 35 кВ такие осветительные опоры производятся из бетона центрифугированного.

Ж/б опоры для освещения изготавливаются различных размеров, форм по технологиям вибропрессования, центрифугирования. В качестве расходного материала используется высококачественный бетон, металлическая армированная проволока.

В этой статье:

Характеристики ж/б осветителей

Опоры из железобетона используются для освещения городских, загородных автомобильных дорог, прилегающих территорий производственных предприятий, складов, спортплощадок, городских парков, а также частных домов и загородных участков.

Преимущества осветительных ж/б опор

  • Прекрасно противостоят коррозии, гниению, химическим и механическим воздействиям.
  • Отличаются довольно продолжительным эксплуатационным периодом. При соблюдении требований, предъявляемых к производству и проведению монтажа, а также правильной транспортировки элементов конструкции такие осветители могут прослужить более 50 лет.
  • Минимальные эксплуатационные расходы.
  • Железобетонные конструкции отличаются повышенной огнестойкостью.
  • Изделия не сложны в производстве, прекрасно поддаются ремонту.
  • Для обслуживания бетонных армированных осветительных конструкций не требуется значительных финансовых расходов.

Недостатки ж/б конструкций для уличного освещения

  • Сложность погрузки/разгрузки, транспортировки и установки элементов из железобетона из-за достаточно большой массы. Для погрузочно-разгрузочных и монтажных работ необходимо задействовать специальную технику.
  • Сложность демонтажа конструкции, также необходима спецтехника.
  • Значительные затраты на утилизацию или переработку железобетонных опор.
  • Изделия из бетона достаточно чувствительны к смене погодных условий, резким температурным перепадам.
  • Приборы освещения на ж/б опорах склонны к потрескиванию, появлению сколов, которые ставят под сомнение надежность изделия.

Разновидности бетонных армированных стоек для освещения

Ж/б столбы делятся на следующие типы:

  • угловые;
  • промежуточные;
  • концевые;
  • анкерные.

Для промышленного использования стойки из бетона армируются двумя способами:

  • каркасным;
  • натяжным.

Изделия отличаются между собой технологией армирования, весом, габаритными размерами, соответственно имеют разную маркировку.

Разные конструкции железобетонных осветительных стоек отличаются между собой следующими эксплуатационными свойствами:

  • устойчивостью к ветровым, гололедным нагрузкам;
  • уровнем морозостойкости;
  • температурным режимом эксплуатации;
  • плотностью бетона;
  • уровнем влагопоглощения;
  • электрическим перепадом напряжения.

Технология производства

Сам процесс изготовления наружных световых приборов на ж/б стойках подразделяется на несколько этапов:

  • подготовка арматуры;
  • подготовка раствора бетона;
  • подготовка форм;
  • заливка в формы бетонной смеси;
  • сушка готовой опоры.

Подготовка арматуры

На данном этапе производится подборка арматуры необходимого типа, размеров. Осуществляется ее распил, для чего используется специальное оборудование, и вкручивание контурных спиралей.

Подготовка раствора из бетона

Для производства бетонной смеси берется цемент определенной марки, минеральные и химические добавки. Все компоненты помещаются в бетономешалку, заливается вода в установленной пропорции, смесь перемешивается до однородной массы.

Подготовка форм и стержней

Для изготовления непосредственно ж/б стоек под осветительное оборудование используются специальные формы, которые перед заливкой бетонной смеси тщательно очищаются и смазываются. Сначала в формовки помещаются металлические спирали, затем изготавливается стержень. Стальной стержень предварительно нагревается, далее протягивается через спираль, фиксируется в емкости.

Заливка в формы бетонной смеси

Когда в емкость заложена арматура заливается подготовленный раствор. Для уплотнения его в форме используется специальный вибратор. Поверхность выравнивается при помощи обыкновенного строительного мастерка.

Сушка готовой опоры

После выполнения всех основных этапов производства изделие подвергается сушке. Бетонное изделие в форме накрывается пленкой ПВХ (для предупреждения попадания в конструкцию влаги), включается подогрев. После установленного временного периода полиэтиленовая пленка снимается.

Монтаж стоек

Монтажные работы начинаются с подготовки проекта, предварительно согласованного с органами власти.

Порядок проведения монтажа:

  • на местности, где будут устанавливаться железобетонные опоры для осветителей, наносится разметка;
  • подготавливаются ямки следующих параметров: глубина – 1,2 м, ширина – 1х1 м;
  • по центру ямы изготавливается отверстие на 1 м в глубину;
  • бетонная армированная опора фиксируется в яме щебнем, который по мере засыпке тщательно утрамбовывается.

К сведению! В определенных ситуациях дно ямы дополнительно заливается бетонным раствором. Такое основание более надежное. После завершения монтажа на стойки монтируется осветительное оборудование, вкручиваются лампы.

Заземление ж/б стоек

На стойках из железобетона, предназначенных для ЛЭП с напряжением до 1кВ, устанавливаются устройства заземления. Они необходимы для отведения в землю грозовых перенапряжений. Само осветительное оборудование аналогично заземляется. Корпуса приборов освещения соединяют с контуром заземления.

Заземляющий контур изготавливается из стальных штырей (диаметр от 6 мм), уголков. Они устанавливаются треугольником, между собой соединяются полоской из металла. Устройство заземления должно обладать сопротивлением до 30 Ом.

Обслуживание

Конструкции из железобетона должны подвергаться периодическому обслуживанию:

  • на металлических частях конструкции удаляется коррозия – один раз в 3 года;
  • замазываются трещины в бетоне – один раз в 6 лет;
  • надежность болтовых соединений проверяется один раз в 2 года, при необходимости они затягиваются.

Вывод

Бетонные опоры освещения – это сложные конструкции, которые требуют выполнения строительных стандартов в процессе их монтажа и определенного периодического ухода. Благодаря таким осветительным конструкциям обеспечивается безопасное передвижение транспортных средств на автомагистралях, пешеходов, а также выполнение различных работ в темное время суток.