Презентация"развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности ". Развитие творческих способностей младших школьников презентация к уроку на тему Скачать презентацию развитие творческих способностей


В.А. Сухомлинскому принадлежат слова: "В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат".


Внеклассные мероприятия,походы, экскурсии, школьные предметы, в начальной школе, развивая индивидуальность каждого ребёнка способствуют: 1. сплочению детского коллектива; 2. закладывают основы нравственности; 3. вырабатывают чувство ответственности; 4. прививают эстетический вкус.


Очень большое значение имеет раннее выявление творческих наклонностей, способностей детей. У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового и необычного. Это позволяет максимально использовать все возможности для развития творческих способностей ребенка, выращивать ростки детских талантов, учитывая интерес каждого ученика.


На протяжении многих лет наблюдаю за развитием речи и способствую развитию речи учащихся, потому что речь ребенка является ключевым моментом его развития. По речи человека можно определить: 1)степень его культуры и образованности; 2) уровень мышления говорящего, а также уровень его развития. Развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи возможно: 1)становление и совершенствование мышления; 2)воображения; 3)представления высших эмоций.


Учитель должен организовать такую учебную и внеурочную деятельность, при которой учение превращается в исследовательскую деятельность, которой можно и необходимо управлять, придерживаясь следующих требований: внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей; стремиться помогать каждому ребенку понять самого себя; всячески поощрять в детях стремление высказывать и обсуждать с товарищами свои креативные идеи. Работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время. Бесценную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки математики, которые обеспечивают: 1. совершенствование личности ребенка; 2. дают целостное представление о мире и месте в нем человека; 3. способствуют развитию творческих задатков и склонностей; 4. формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию.


Изучение начального курса математики предполагает в процессе усвоения основных понятий самое важное - помощь ребенку в постепенном переходе от конкретно действенного мышления к отвлеченно – понятийному. Следовательно процесс обучения должен подойти к формуле: ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ,


Которая полностью реализуется в процессе восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации. Развитие творческих способностей на уроках математики предполагает решение (по желанию на выбор) различных типов заданий и задач. Нестандартные задачи способствуют формированию положительного отношения к заданиям проблемно - поискового характера, критичности мышления и умению проводить мини-исследования; содействуют проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений; приводят к актуализации у учащихся внутренней мотивации, что проявляется в предпочтении трудных заданий, любознательности, стремлении к мастерству и повышении уверенности в себе. (Пример: Ян)


«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие». Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса. Кому нужны творческие способности?


Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.


Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко…. Значение периода детства для развития творческих способностей Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.


Очень многие вопросы волнуют учителя начальных классов в период обучения грамоте и при дальнейшем обучении чтению, письму, пересказу, сочинительству… Работая с ребятами начальных классов, всегда задаю себе вопросы: содержательна ли речь моих учеников? Логична ли? Богат ли и разнообразен выбор слов и других средств языка? Ясна ли и выразительна речь? Чиста ли речь, правильна ли она с точки зрения грамматики, орфографии, орфоэпии?


Как же этого достичь? Совсем нелегко. Ребята чрезмерно подвижны, внимание неустойчиво, возникает много трудностей с дисциплиной. Как заставить ребёнка слушать, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Возможно ли, надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой? Думаю, что да. Поэтому, стараюсь превратить обучение моих учеников из мира оценок в мир красок, звуков, фантазии, света, сказки, творчества.


Часто использую на уроках дидактические игры. Игра – это органическая форма деятельности младшего школьника. Она способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, развивает наблюдательность, творческие способности. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Так, во время проверки домашнего задания возможно провести игру «Кто вернее и быстрее?», особенно распространены дидактические игры на этапах повторения и закрепления.


Вот несколько игр, используемых мною: «Отгадайте, кого я называю?». Цель этой игры - развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов. Я предлагаю встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков я сделаю. Например, хлопаю 3 раза, после чего должны встать дети, чьи имена состоят из 3 слогов. Например: Се – рё - жа, Ма –ри – на, На – та – ша и др.


Большим интересом у ребят пользуется игра «Подбери пару». Цель её - развитие умения правильно соотносить названия предметов и действий. У каждого ученика на парте карточка, на которой в столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака и полоски бумаги со словами капает, плывут, падает, метёт, гремит, печёт и др.




Готовясь к урокам чтения, стараюсь все виды работ продумать так, чтобы ученик активно творчески мыслил в течение всего урока. Вопросы ставлю так, чтобы ученик мог сравнить и на этом основании сделать вывод, например: Чей план из написанных на доске более удачный? Какой пункт в нашем плане вам кажется главным? Чему можно научиться, следуя сказанному в этом вопросе? Стараюсь, чтобы дети могли в знакомом по первоначальному чтению тексте открыть что-то новое для себя, ранее ими не замеченное, сосредоточить внимание на главном. Так, знакомясь с содержанием отрывка из сказки С. Маршака "Двенадцать месяцев, дети первый раз и не заметили, какой из братьев – месяцев оказался самым строгим к Падчерице. Затем, глядя на её поведение и трудолюбие, и этот братец стал снисходительным и добрым к ней. А почему? Дети нашли в тексте слова, характеризующие каждого героя, а затем сделали вывод. А когда инсценировали эту сказку, дети старались голосом и жестами показать характер каждого героя и его отношение к другим персонажам.


Дети очень любят минутки поэзии. Звучат на уроке стихи Пушкина, Есенина и других мастеров слова. Дети читают и стихи собственного сочинения. На уроке чтения традиционным стало задание "Я начну, а ты продолжи…. Игра называется: «Я начну, а ты продолжи» Осень – жёлтенькое слово жёлтенькой картинки, Потому что … (…..) Осень – вкусненькое слово, варится варенье, Потому что… (…)




"Круглый стол - игра помогает проверить, как дети могут выражать свою индивидуальность. Учитель произносит фразы, которые ребята должны закончить, например: Больше всего в себе мне нравится… Я такой же, как все, потому что… Я хотел быть… Моя любимая игра… Мне кажется, что мое имя означает… Я бы хотел узнать о… Мне грустно, когда… Я хотел бы быть более… Когда-нибудь, я надеюсь…


"Загадай желание" - так же сидят кругом и загадывают желания… Если бы я был каким-нибудь зверьком, то я бы… Если бы я стал птицей, я бы … Если бы я был деревом, я бы… Если бы я был машиной, я бы… Если бы я был нашей страной, я бы… Если я бы был иностранным государством, я бы… Если бы я был игрой, я бы… Если бы я был фильмом, я бы… Если бы я был бы цветом, я бы…


Всё вышесказанное приводит: к развитию творческого мышления школьника; оживляет учебный процесс; вызывает у ученика желание узнать что-то новое; активизирует и формирует личность. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активнее, принимают участие во внеклассной работе: конкурсах чтецов, рисунков плакатов, поделок, сочинений, газет. (Пример 4А-Экскурсия СЮТ переросла в проект « Очумелые ручки»


Только надо научить их видеть, всматриваться в жизнь. Каждому ребёнку я давала этюд о зимней природе. Звучит музыка, дети рассматривают этюд и передают в сочинении своё настроение, придумывают названия. Вот одна миниатюра 2 А класс(Анна): "Наступила красавица – зима. Ели надели свои мохнатые шапки. Везде большие сугробы. Мороз осыпает деревья серебристым инеем, окна разрисовывает причудливыми узорами, покрывает их тонким серебром.


На уроках русского языка использую составление предложений по открыткам осенним, зимним или весенним пейзажами. Начиная с 1 класса, учу детей: выражать свои мысли в письменной и устной форме; анализировать и рецензировать ответы своих товарищей; ставить отметки; вступать в беседу в дискуссию со мной. Если у ученика нет своего взгляда, не развита самостоятельность суждений, отсутствует творческий подход к изучаемым фактам, у него вряд ли разовьётся глубокий интерес к какой – либо области знаний.


Виды работ на уроках русского языка 1. Смыслосодержательная работа в устной речи – подражание рассказу учителя, придумывание устных текстов, досочинение, рисование сюжетных картин (это помогает выстроить последовательность событий, разворачивающихся в тексте). Здесь очень важно познакомить детей с жанровой организацией устной речи.


2. Параллельно проходит работа по формированию у детей идеальных представлений о письменной речи как авторском продукте. Это происходит через выразительное чтение учителем текстов, которое сопровождается рассказами об авторе, его жизни, доступными опыту ребенка. В определенный момент у отдельных ребят техническая оснащенность в письме и инициативное устное сочинительство совпадают в единой направленности творческого действия. Очень важно уловить этот момент и перевести его в увлекательную традицию. А вот здесь наступает кризисная ситуация: возможности детей придумать и записать устный текст ограничены неумением построить его по принципу письменной речи. Именно в этот момент от учителя и потребуются особые действия, помогающие ребенку создать письменный текст.




Сначала эта работа проводится как коллективная, а потом она становится индивидуальной. Например, на уроке русского языка в 3 м классе по теме «Понятие об окончании» в конце урока дети получили следующий текст с заданием вставить пропущенные окончания и дописать его: Сказка про ёлочк_. В дремучем лес_ жил_ ёлочк_. Ря_дом с ней жил_ хитр_ лис_, сердит_медвед_ и зубаст_ волк_. Но ёлочк_никого не боял_сь. Только было ей груст_но и одиноко.И вот однажды...


По мере того как у детей развивается воображение, фантазия, практически все они переходят к сочинительству. Некоторым из них переходные формы действия с письменным текстом необходимы в большей мере, другим – в меньшей. Но кроме этих «технических» средств детям необходимо привнести в свое маленькое произведение собственные чувства, мысли, настроение, переживание, «оживить» ими свое творение. Только тогда это будет настоящим творчеством. Очень хорошим подспорьем для этого служит работа по развитию творческого воображения, которую мы с детьми проводим на уроках чтения. Самые распространенные задания при такой работе с текстами – предположи, домысли, нарисуй словами, творчески перескажи – позволяют «включить» воображение, которое является основой для развития творческого познания


Отдельно хотелось бы остановиться на стихотворчестве. Сразу хочу оговориться: я не ставлю своей задачей научить детей писать стихи. Этому научить нельзя. Стихи должны рождаться вдруг, сами собой, но ввести детей в мир поэтического творчества вполне возможно.


Эта работа начинается с 1_го класса. Сначала – на уроках обучения грамоте, затем она продолжается на уроках чтения. Начинаем с того, что используем много стихотворного материала: сказки, загадки, шуточные стихи. Потом детям предлагается самим закончить фразу – зарифмовать слоги: за – за – за – на дворе стоит коза ра – ра – ра – во дворе идет игра


Все эти «пробы пера» проходят очень весело, с шутками и смехом, с большим желанием. Постепенно задания усложняются и дети переходят к сочинению двустиший. Часто делаю так: предлагаю 2 стихотворные строчки, а дальше нужно досочинить стихотворение самому или даю слово (например, картошка) и прошу придумать к нему две рифмованные строчки или четыре. Вот такие строчки получились у моих ребятишек: О, варенная картошка! Я поем тебя немножко. Может будет мне и худо, Но наполню я желудок




На уроке чтения мы проводим «творческие пятиминутки», на которых дети читают свои стихи, сказки, сочинения, ими самими придуманные. Конечно же, художественные достоинства приведенных творений не столь уж велики, видна и подражательность, и скованность в выборе изобразительно-выразительных средств, но нельзя не отметить искренности, увлеченности детей, их стремления выразить свои чувства. Как положительный фактор я хочу отметить, что при выполнении таких работ дети стали пользоваться толковым словарем, что я рекомендую и поощряю, у них возросли интерес, взыскательность, самостоятельность суждений, увлеченность при чтении настоящей поэзии. В этом, наверное, и заключается наибольшая ценность поэтических занятий моих учеников.


Особо хочется сказать о детском сочинительстве. Написанию сочинений детей надо учить. Прирожденный талант к сочинительству есть лишь у единиц, а задатки – у большинства. Но если задатки не развивать, то они могут попросту исчезнуть. И развивать их надо как можно раньше!


На русском языке большое внимание уделяю составлению творческих письменных работ. Именно сочинение – высшая форма проявления творческих способностей, занимает особое место в системе развития речи ребенка. А успехи учащихся в связной речи обеспечивают успех в работе по всем предметам. В обучении сочинению ставлю перед собой две цели: учить детей оформлять свои мысли; обогащать словарный запас школьника


Наиболее характерные виды сочинений, которые провожу, следующие: сочинения по одной картине или серии картин; сочинения на основе виденного и слышанного на экскурсии; сочинения по опорным словам, указывающим на содержание и определяющим последовательность мыслей в сочинении; сочинения по предложенному учителем началу и концу; сочинения по аналогии с прочитанным материалом;) сочинения из личного жизненного опыта ученика


Любимая игра на уроках чтения – читать голосами героев из сказки. Если на доске появляются рисунки колобка, волка, бабы – Яги, медведя, значит, наступило время разминки, и все должны говорить или читать голосами гостей. Нравится детям и подбирать слова для характеристики сказочного героя. Из написанных на доске слов выбирают нужные, доказывая свой выбор. Например, на доске слова: добрая, скупая, ласковая, грубая, злая. Ребята подходят к доске и, доказывая свой выбор, стирают слова, которые не подходят для характеристики старухи "Сказки о рыбке и рыбке Пушкина.


На специальных уроках русского языка по развитию речи я делаю акцент на пробуждение творческих сил, литературных способностей младших школьников, расширяю сферу их речевого общения, повышаю культуру письменной речи – самого сложного вида речевой деятельности. Большое значение я придаю соблюдению на этих занятиях трех условий:




В каждом классе провожу ряд занятий, которые предполагают коллективную и самостоятельную индивидуальную творческую работу. Таким образом, в сочинениях находит практический выход работа над стилистикой, культурой речи, изучается построение текстов разных жанров (к сожалению, на уроках времени на это не хватает).


В сочинениях дети делятся своими переживаниями, мыслями. Это особая форма самовыражения и действительно творческая и интеллектуальная работа для маленького ученика –рассказать о каком - то событии по- своему, передав свои настроения, чувства. На этих занятиях передо мной стоит еще одна очень важная задача – создание особой атмосферы доверия, доброжелательности, теплоты, атмосферы творчества, в которой дети «купаются» и радостно творят. Я не стараюсь критиковать, поправлять их творения, а только хвалю – даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Поощрение со стороны учителя – это признание способностей ребенка, оно стимулирует его к дальнейшему творчеству.


На уроке русского языка присутствует момент «Сочиняйка», где учу детей отбирать нужный материал, рассуждать по теме сочинения, обогащаю словарный запас провожу орфографическую подготовку. С 1 класса даю детям близкие, понятные и интересные темы. Работу провожу в устной форме. Со 2 класса сочинения учимся писать в тетради. С каждым годом обучения работа по развитию речи усложняется тем, что все сложнее и разнообразнее становятся те предметы, события, которые дети наблюдают и сравнивают. Язык сочинений тоже заметно изменяется. Успех работы над сочинением зависит в конечном итоге не только от того, насколько прочно владеют ученики определенным запасом слов, от их умения раскрыть тему, но и оттого, создан ли учителем эмоциональный настрой, появилось ли желание писать на предложенную тему. Подготовка к сочинению начинается задолго до того, как дети будут писать его. При подготовке к сочинению провожу: а) лексические упражнения по выбору синонимов и сравнений; б) упражнения, дающие представления о многозначности слова; в) трудные слова, которые ученики могли бы употребить в сочинении, записываем в тетрадях по развитию речи.


Письмо. Не надо забывать, что у детей еще недостаточно знаний по грамматике, поэтому важно предупредить ошибки. Если дети в чем– то затрудняются, они могут обращаться к учителю. Это сочинение, написанное в черновике, стараюсь проверить. Затем анализируем сочинение. Читаю лучшие. На первых уроках сама отмечаю, почему сочинение считаю удачным, подчеркиваю образность и яркость языка. Позже к анализу привлекаю ребят.






Творческие способности детей продолжаю развивать и ан уроках природоведения, во время прогулок и экскурсий в лес или парк, на луг. Многое удаётся увидеть детям, если постоянно поддерживать их интерес, вводить элементы занимательности.Традиционно прошу детей написать отзыв об экскурсии(у все воспитанников за экс. Стоит отметка, а по следам экс. Составляю тест, либо творч. работу, все уч-ся идут на экс. С блокнотами- это уже привычка. Итог: 1. хорошая дисцип.,2. все вн-но слушают, запоминают, т.к надо будет писать отзыв и провер.р. делать Н-р: Перед началом зимней экскурсии предлагаю загадку: Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица Белокожа, белолица. Как махнула рукавом Всё покрыло серебром. (зима) Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу. При подведении итогов экскурсии похвалила детей от имени зимушки – зимы за их активность наблюдательность. На следующем уроке природоведения дети получили письмо от Почемучки. Там где живёт Почемучка, нет зимы. И он просил рассказать ему о зиме, ответить на его вопросы: что такое зима? Какие месяцы считаются зимними? Как объяснить пословицы: Декабрь – год кончает, зиму начинает; Январь – году начало, зиме середина; Вьюги да метели под февраль налетели. По приготовленной заранее картинке дети рассказали о медведе, лисе и белке.


Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Внеклассные мероприятия воспитывают также и уважительное отношение друг к другу, и взаимовыручку. В 1 классе в конце первого полугодия мы проводим внеклассное мероприятие на тему: "Скоро праздник Новый год". В него мы включаем задания по учебным предметам. А помогает нам в этом песня "В лесу родилась елочка" и все герои этой песенки. Задания можно взять любые, но только на зимнюю тему.


В лесу родилась елочка, В лесу она росла. Зимой пришла в класс елочка, Загадки принесла. Метель ей пела песенку: "Спи, елочка, бай-бай!", Мороз снежком укутывал, Стихи он ей читал. Трусишка зайка серенький Задачи все решал. Порою волк, сердитый волк Все цифры расставлял. Чу! Снег по лесу чистому Под полозом скрипит. Лошадка мохноногая С шарами к нам бежит. Везет лошадка дровенки, А в дровнях - Дед Мороз. Решил проверить чтение, Устал в пути, дружок. Вот елочка нарядная На праздник к нам пришла, На шариках красивеньких Нам ребус принесла.




Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Развитие творческих способностей у детей Подготовила практический психолог Мангушской ОШ №2 Кузнецова Н.А.

2 слайд

Описание слайда:

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В.А.Сухомлинский

3 слайд

Описание слайда:

Все начинается с детства Все задатки человека формируются еще с раннего детства и в течении последующей жизни просто совершенствуются и реализуются.

4 слайд

Описание слайда:

В современном обществе очень высоко ценится творчество. К тому же творческие профессии в настоящее время практически одни из самых популярных и востребованных, а многие целеустремленные творческие люди всегда находят свое место под солнцем для дальнейшей реализации своего творческого потенциала. Его развитие должно обязательно идти в одну ногу со всеми остальными направлениями и это необходимо для каждого ребенка. И пусть он не станет в будущем успешным актером или знаменитым певцом, но зато у него будет творческий подход к решению определенных жизненных задач. И это поможет стать ему интересной личностью, а также и человеком, который будет способен преодолевать возникшие на его пути трудности. Естественно у каждого ребенка творчество проявляется по-разному: у кого-то в меньшей степени, у кого-то и в большей. Все это будет зависеть от природных задатков. И если у малыша есть хотя бы малейшие творческие способности, то ему гораздо легче будет учиться, работать и строить отношения с окружающими.

5 слайд

Описание слайда:

Составляющие креативных способностей умение познавать все новое; стремление к познанию; активность и живость ума; умение в обычных явлениях и привычных вещах находить нестандартное; стремление к постоянным открытиям; умение применять на практике полученные опыт и знания; свобода воображения; интуиция и фантазия, в результате которых и появляются соответствующие открытия и изобретения.

6 слайд

Описание слайда:

Диагностика невербальной креативности. Тест Торренса. Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку. Фигурный тест Е. Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.

7 слайд

Описание слайда:

Субтест 2. «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку. Субтест 3. «Повторяющиеся линии». Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.

8 слайд

Описание слайда:

Направления развития творческих способностей Развитие творческого воображения; Развитие качеств мышления, формирующих креативность.

9 слайд

Описание слайда:

Создание гармоничной и благоприятной атмосферы, доброжелательность. Создание хороших условий и материальной базы для творческого развития. У ребенка должна быть возможность практиковаться и упражняться. Стимулирование развития способностей, поощрение за креативные идеи. 4. Свобода в выборе деятельности. Факторы, позволяющие развить творческие способности

10 слайд

Описание слайда:

Творческие способности можно развить у детей с помощью самых простых игр и упражнений Цели и задачи развивающих занятий: 1. Развивать творческие способности учащихся, самостоятельность. 2. Развивать креативность мышления: оригинальность, продуктивность, гибкость. 3.Развивать операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение. 4.Развивать воображение, внимание, память. 5. Расширить словарный запас учащихся. 5. Формировать адекватную самооценку. 6. Формировать позитивное отношение к своей работе и других учащихся. 7. Воспитывать интерес к приобретению новых знаний, развитию своих умений и навыков.

11 слайд

Описание слайда:

Упражнения для развития творческих способностей учащихся среднего школьного возраста Упражнение «Что бы это могло означать?» Перед вами рисунки фигурок, которые похожи на несколько предметов. Подумайте, на что это может быть похоже.

12 слайд

Описание слайда:

2. Игры- фантазии «Что было бы, если ……» Представьте себе, что могло бы быть, если…(исчезли деревья; люди могли читать мысли друг друга; коровы имели крылья; вы были жителем другой планеты; дождь будет лить, не переставая; животные заговорят человеческим голосом; оживут сказочные герои.) 3. Упражнение «Придумай и расскажи» Придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев. Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

13 слайд

Описание слайда:

4. Упражнение «Придумай сказку» Посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи. 5. Упражнение «Подбери слова» Подбери слова, которые начинаются на буквы, входящие в состав слова «лимон» (можно брать любые слова) Л- лось… И- игла… М- молоко… О- орел… Н- нос…

14 слайд

Описание слайда:

7. Упражнение « Незаконченные рисунки» Попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры. 6. Упражнение «Волшебные кляксы». Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках кляксы.

15 слайд

Описание слайда:

8. Упражнение «Новое применение ненужному предмету» Все вещи рано или поздно приходят в негодность. Но некоторые люди не спешат расставаться с предметами, исполнившими свое прямое назначение. Они придумывают вещам новое применение и используют их еще долго. Попробуйте найти не менее двадцати новых применений ненужным предметам: - пустой консервной банке; - дырявому носку; - лопнувшему воздушному шарику; - перегоревшей лампочке; - пустому стержню от ручки. 9. Упражнение «Рассказ на одну букву» Вот маленькая история из современной жизни: «Авантюрист Андрей Аркадьевич Антошкин арендовал автомобиль, акционировал амбар арбузов, а Андрея арестовал атаман аборигенов». В этом рассказе все слова начинаются на одну букву - «А». Попробуйте сочинить такой же короткий рассказ, в котором все слова начинались бы на одну букву, а именно на букву... - «К»; - «М»; - «О»; - «П»; - «С».

16 слайд

Описание слайда:

10. Упражнение «Новый характер у героя старой сказки» Герои сказок бывают разные: добрые и злые, хитрые и простодушные, смелые и трусливые. Каждая сказка - это столкновение разных характеров. А что произойдет, если у одного из героев характер изменится? Наверное, все события, описываемые в сказке, будут происходить по-другому. Попробуйте по-новому рассказать некоторые старые народные сказки с учетом изменившегося характера главного героя. Представьте, что... - Колобок - жестокий и коварный; - Машенька («Машенька и медведь») - глупая и слёзообильная; - Волк («Волк и семеро козлят») - добрый и заботливый; - Емеля («По щучьему велению») - жадный и хитрый; - Курочка Ряба - капризная и высокомерная. 11. Упражнение “Клипмейкеры”. Прослушайте музыкальный клип с закрытыми глазами. Во время звучания музыки ассоциируйте и запоминайте свои ассоциации. Создайте собственный вариант клипа, опираясь на ассоциации. “Нарисуйте” созданный клип словами и продемонстрируйте свой вариант участникам группы. После демонстрации творческих продуктов участниками друг другу просмотрите авторский вариант клипа.

17 слайд

Описание слайда:

12. Игра «Что на что похоже» Данное мероприятие проводится в форме игры. В ней могут участвовать до 30 детей, роль ведущего лучше взять на себя учителю. Дети с помощью ведущего выбирают 2 человека, которые должны на несколько минут быть изолированы от общей группы. В это время все остальные загадывают какое-то слово, желательно предмет. Затем приглашаются изолированные ребята. Их задача – отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: «На что это похоже?» Например, если загадано слово «бантик», то на вопрос: «На что это похоже?» из зала могут поступать такие ответы: «На пропеллер у самолета» и т.д. Как только водящие догадываются о том, что было загадано, ведущий меняет их, и игра повторяется снова. 13. Упражнение «Рифмуем имена» Участникам необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами: «Меня зовут…» Пример: Меня зовут Никита, меня любят москиты! Меня зовут Нина, я пришла из магазина! Меня зовут Саша, у меня сгорела каша! Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте! Меня зовут Рита, в огороде все полито!

18 слайд

Описание слайда:

14. Упражнение «Развитие креативности» Найдите сходство между приведенными ниже объектами. Например: «Что общего между слоном и бананом?». Возможные ответы: толстая кожа, живут в жарком климате и т.д. На каждую пару отводится по три минуты. Что общего между кофе и жителями Лапландии? Что общего между шнурками для обуви и поездами? Что общего между горой и шоколадом? Что общего между ходьбой и говорением? 15. Упражнение «Превращения» Для развития технического интеллекта очень полезно представлять себе конструкцию различных машин и приборов, а также принципы их работы. Предлагаем вам новое и эффективное упражнение. Если вы не знаете, каков принцип работы того или иного прибора – просто придумайте его! Представьте, что вы – бензин в бензобаке автомобиля, поступающий в двигатель. Вы превращаетесь во взрывную силу и движете автомобиль. Закрыв глаза, в максимальных подробностях представьте процесс, происходящий с вами. Представьте, что вы – сигнал, излучаемый передатчиком местной телестанции. Закрыв глаза, максимально подробно представьте себе ваш путь от антенны передатчика до превращения в картинку на телеэкране. Представьте, что вы превратились в собственный голос и совершаете путь от вашей телефонной трубки через спутник связи в телефонную трубку вашего друга, находящегося на противоположном конце планеты. Закрыв глаза, представьте себе свое путешествие как можно детальнее.

19 слайд

Описание слайда:

Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы – как истории планет. У каждого особое, свое, И нет планет, похожих на неё. Творчество заразительно. Распространяйте его. А. Эйнштейн Спасибо за внимание!

Педагогический институт ЮФУ Кафедра педагогики и методики начального образования Выпускная квалификационная (дипломная) работа Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников в процессе литературного образования» Работу выполнила: студентка 4 курса Серова Надежда Васильевна Научный руководитель: к. п.н., профессор Ситько Римма Михайловна Ростов – на – Дону 2011 г


Проблема исследования: «Развитие творческих способностей младших школьников в процессе литературного образования»

Объект исследования – литературное образование младших школьников.

Предмет исследования – пространство литературного образования, обеспечивающее развитие творческих способностей младших школьников.

Цель исследования – определение путей и условий развития творческих способностей младших школьников в процессе литературного образования.


Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что развитие творческих способностей младших школьников в процессе литературного образования будет более результативно, если:

  • выявлены показатели, критерии и уровни развития творческих способностей младших школьников;
  • в процессе литературного образования будет разработана и внедрена система работы по развитию творческих способностей младших школьников;
  • педагоги начальной школы будут заинтересованными руководителями процесса творческого развития школьников.

Задачи исследования:

  • - проанализировать подходы к пониманию творческих способностей в психолого-педагогической и методической литературе;
  • - рассмотреть опыт развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения;
  • - организовать опытно-педагогическую работу по проблеме исследования творческих способностей младших школьников на уроках в процессе литературного образования и выявить е результативность.

Актуальность выбора темы

В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования. Сегодня его главные цели – развитие творческой личности ученика. Эта задача находит свое отражение в образовательных программах, в инновационных процессах, в государственных документах, стандартах нового поколения

Психологами установлено, что свойства личности человека, свойства интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Начальная школа – это мир детства, надежд, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск добра и разума.


  • Творчество высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное .

Творческие способности - совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, позволяющих в процессе ее выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные, нестандартные решения.

«… дети несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, потому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и еще надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу»

  • Ш.А.Амонашвили

Согласно теории Л.С.Выготского, в центре структуры психических процессов, происходящих в младшем школьном возрасте, стоит развитие интеллекта, которое приводит к качественной переработке – «интеллектуализации» восприятия и памяти

Наиболее важные для литературно-творческого развития младших школьников психические процессы связаны со следующими изменениями:

  • Активное развитие интеллекта, интеллектуализация восприятия и памяти;
  • - появление внутренней жизни, развитие возможности фиксировать эмоциональное состояние, видеть оттенки переживаний, прослеживать динамику эмоций;
  • - появление возможности увидеть и сопоставить разные точки зрения на явление;
  • - переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, развитие способности устанавливать причинно-следственные связи, появление смысловой ориентировочной основы поступка

В выделяемой психологами группе широких социальных мотивов литературно-творческой деятельности свойственны в первую очередь мотивы саморазвития, а именно- развитие мышления, воображения, эмоций, памяти, речи.

Основным критерием развития литературного творчества является уровень речевого развития младшего школьника, проявляющийся в самостоятельной творческой работе ребенка – устном и письменном сочинении.


Констатирующий эксперимент

Цель констатирующего эксперимента – определить исходный уровень литературных творческих способностей учащихся начальных классов.

Использована диагностика литературного творчества младшего школьника. Литературное творчество предполагает создание ребенком письменных и устных сочинений разных жанров.

Уровни литературных творческих способностей :

  • Уровень отсутствия замысла
  • Уровень формального воспроизведения замысла

Уровень отсутствия замысла

Дети не могут выстроить сюжет, герои безлики, работы детей нельзя назвать текстом, это набор предложений; речь бедная, невыразительная

Уровень формального воплощения замысла

Непоследовательность замысла, нечеткость композиции, текст не делится на части, дети затрудняются в выборе средств создания смыслового образа. Речь бедная, невыразительная

Уровень частичной реализации замысла

Замысел сформулирован и прослеживается в работе, но могут встречаться отклонения; в сочинении используется разговорный стиль, диалог, фразеологизмы; созданные образы нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Уровень образного воплощения замысла

Гармоничное единство трех сторон текста, творческая реализация замысла, собственная интерпретация предложенного сюжета. Речь богата, эмоциональна, образна, выразительна, могут встречаться недочеты.



Классификация методов и приемов начального литературного образования, способствующие развитию литературных творческих способностей

Методы

Творческое чтение

Приемы

Творческая работа по следам прочитанных произведений: анализ произведения, продолжение сюжета, словесное и графическое рисование.

Эмоционально-образное переживание произведения

Инсценирование; выразительное чтение по книге и наизусть; чтение по ролям, игра в Режиссеры

Интерпретация

Составление видеоклипа, киносценария,

драматизация, игровое взаимодействие.

Метод проектов

Литературное творчество

Литературно-музыкальные композиции;

литературно-художественные журналы (альманахи);

создание книжки-малышки.

Сочинение;

редактирование текста

Стихотворство


  • Условия формирования творческих способностей
  • Условия формирования творческих способностей
  • Условия формирования творческих способностей
  • Условия формирования творческих способностей

Систематичность и

последовательность

Свобода выбора

Благоприятная

обстановка

Неограниченность

в действиях

Увлекательность


Контрольный эксперимент

Цель контрольного эксперимента – выявить изменения в уровне развития творческих способностей учащихся экспериментального класса






Заключение

  • Развитие творческих способностей – сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам глупышами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.

  • Творческие способности не возникают на пустом месте. Для их развития нужны условия. Такие условия мы попытались создать, проводя
  • эксперимент.

    Хочу представить вам работы, проводимые на уроках литературного чтения.

    Слайд 5

    Кроме немногих, все картины к художественным произведениям в учебниках по литературному чтению сюжетного характера. Их цель иллюстративная.

    Лучше всего, если учитель будет идти от текста к иллюстрации и предложит ученикам, максимально опираясь на текст, устанавливать степень соответствия и несоответствия данной картинки содержанию того эпизода или места в тексте, к которому она относится.

    Слайд 6.

    Это наиболее трудный, но интересный вид творческой работы с детскими иллюстрациями. Делают это так:

  • каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей иллюстрации;
  • школьники обмениваются рисунками;
  • получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста;
  • сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы. Все свои замечания он подкрепляет ссылками на текст. Рецензия подписывается учеником.

Слайд 7

Этот вид детского творчества используется чаще в 1-х и 2-х классах, когда дети не воспринимаю еще критически результатов своих изображений и видят в них больше, чем дано. Дети могут слепить грибок, птичку, лодочку, зайчика, собачку, то есть отдельный предмет общей картины, а затем объединить в общую творческую работу.

Слайд 8

Одно из самых интересных заданий для ребят - это работа с книжками - самоделками, каждая из которых изготовлялась детьми с творческой выдумкой и воображением. Сами книжки дети изготовляли дома. Каждая книжка имеет свое название, которое представлял и защищал автор книжек в классе.

В этих книжках - самоделках дети записывают произведения только собственного сочинения. Это первые шаги в их творчестве, пусть не всегда удачные, но большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить себя.

Задания творческого характера речевой деятельности на уроках литературного чтения.

Слайд 9

Составление вопросов и тестов по данному тексту.

Начиная с первого класса, учу детей не только грамотно отвечать на вопросы, заданные учителем, но и составлять вопросы по данному тексту. Эта работа формирует умение выделять главное как, в общем, так и в конкретном случае составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет).

Также детям очень нравится составлять по прочитанному произведению тест, где нужно выбрать из 3-х предложенных ответов один правильный. С большим удовольствием предлагают свои вопросы и тесты на уроках литературного чтения.

Слайд 9.1

Творческое пересказывание

Цель творческого пересказывания - вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении. Для творческого пересказывания отбираются произведения позволяющие читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию, посмотреть глазами героя на тех людей и те события, о которых рассказывается в произведении. Творческий пересказ может вестись с изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора. Почти всегда требуется работа по отбору материала или по добавлению к нему так как пересказчику неизвестны какие- то факты или, наоборот, ему потребуется рассказать о переживаниях, которые не описаны автором.

Такие пересказы требуют от учеников работы воображения на основе представлений, получено при чтении и анализе произведения и поможет полноценнее воспринять художественный текст, способствуют более углубленному пониманию читаемого, развивает творческие способности учащихся и вносят интерес и разнообразие.

Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец.

Творческое сочинение

Для развития творческих способностей используют написание детьми сочинений. Творческое сочинение вводит учащихся в чтение и разбор литературного произведения особым путем: они должны попытаться разрешить задачу, близкую к той, которую разрешил писатель в своем произведении.

Значение творческого сочинения как формы вводных занятий:

  • привлечение внимания учащихся к теме изучаемого литературного произведения;
  • мобилизация всех знаний, связанных с данной темой;
  • упражнения в самостоятельном построении сочинения.

Все это должно обострить интерес учащихся к чтению и разбору произведения, повысить их наблюдательность, привлечь их внимание к таким сторонам литературного произведения, которые раньше ими не замечались.

Сочинения дети пишут на отдельных листочках и по своему желанию могут их проиллюстрировать, придавая им оригинальную форму: листка, снежинки, цветка и т.д.

Все сочинения с согласия автора мы читаем вслух и обсуждаем. Зачитываются полностью сочинения, отдельные предложения, удачно подобранные слова. Главное - отметить всех. Дети с огромным вниманием слушают сочинения своих одноклассников.

Слайд 10

Одним из важнейших сочинений, позволяющих научить ребенка высказывать собственную позицию по отношению к прочитанному произведению, является отзыв о книге. В нем ученик может не только высказывать оценку прочитанному, но и глубже усвоить смысл произведения.

Вариант структуры отзыва:

Такая организация творческой работы активизирует внеклассное чтение. Дети должны будут проявить творческий подход к художественному произведению, показать направленность своих литературных интересов и уровень художественного вкуса.

Слайд 11

Со второго класса я приучаю учащихся к ведению записей о прочитанном. Образцы этой записи показываю на отдельных уроках. В особой тетради (дневнике) ученики записывают фамилию автора и название книги, о чем рассказала книга, что понравилось.

Вся описанная работа, несомненно, поднимет интерес учащихся к книге, развивает желание учиться.

Слайд 12.

Наиболее эффективным заданием творческой работы считают составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение.

Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала доступной и интересной форме можно развивать навыки творческой работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит, самостоятельно открывать что-то новое, познавать мир. Кроссворды составляются на определенных листах, оформляются, иллюстрируются. Часть кроссвордов используются на уроках, часть на внеклассных уроках по чтению, а часть вывешивается в классном уголке для всего класса.

Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное иллюстрированное средство, притом же применяется во всех классах начальных школах.

При помощи драматизации образы произведения показываются в действии. Показ можно провести:

Детям предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, предать их характер и настроение походкой, жестами, голосом.

Драматизация - это особая форма перевоплощения в изображаемый образ. Поэтому, надо изредка поощрять обычное стремление детей к костюмированию при драматизации.

Все приемы и задания творческого характера, о которых шла речь выше, помогают мне в своей педагогической практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, стимулируют развитие, умение учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение.

Просмотр содержимого документа


Критерии и уровни развития творческих способностей младших школьников

Критерии

Высокий уровень

Когнитивный

Средний уровень

Имеет достаточный уровень знаний, хорошее речевое развитие.

Мотивационно- потребностный

Деятельностный

Низкий уровень

Имеет недостаточный уровень знаний, понятий, представлений, среднее речевое развитие.

Учащийся стремится проявить творческие способности, с интересом выполняет творческие задания.

Проявляет оригинальность, воображение, самостоятельность при выполнении заданий.

Имеет низкий уровень знаний, отрывочные, плохо усвоенные понятия, слабо развита речь.

Учащийся недостаточно активен, выполняет творческие задания под контролем учителя, однако может проявить себя как творческую личность.

Учащийся пассивен, не стремится проявить творческие способности.

Проявляет оригинальность, нешаблонность при выполнении заданий. Но часто требует помощь учителя.

Не может создавать и принимать необычные образы, решения, отказывается от выполнения творческих заданий.



  • наличие системы в использовании заданий для организации творческой работы;
  • Разработка и планирование заданий творческой работы, как по форме, так и по содержанию;
  • соответствия уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся;
  • стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности;
  • разумное сочетание творческой работы с другими формами и методами обучения.





Составление вопросов и тестов по данному тексту

Творческое пересказывание

Продолжение произведения (придумывание конца)

Творческое сочинение


  • Представление героя и выражение своего отношения к произведению.
  • Краткое изложение сюжета произведения с эмоциональной оценкой событий.
  • Характеристика героя и выражение своего отношения к нему.



  • Только с помощью слова, т. е в форме чтения в ролях и коллективной декламации;
  • Только средствами движения, т. е в виде пантомимы
  • Соединением движения и слова, т. е в форме разыгрывания сцен в классе, когда обстановка воображается, и на сцене, когда обстановка специально для этого создается.