Обязательно ли протестантам нужно венчаться. Богослужение, таинства и праздники в протестантизме. Вступление в брак с духовным лицом

Я сам православный, но беру в жены девушку, которая была крещена в старообрядской церкви. Сейчас же она вообще посещает протестанскую неопятидесятницескую церковь, но крещение там не приняла. Мы после свадьбы хотели бы повенчаться, но в православном храме нам отказали, т.к. там не венчают старообрядцев, в старообрядческом также отказали, т.к. там не венчают православных. Зато в пятидесятнической "церкви" венчают всех безо всяких условий и условностей. Моя будущая жена сказала, что не хочет перекрещиваться в православие, и я выбор ее уважаю, в свою очередь я тоже не буду перекрещиваться. Я хочу задать вопрос: как церковь смотрит на то, что нас обвенчает протестант и допустимо ли это в принципе? И вообще, имеет ли право протестант совершать таинство венчания?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Правила соборов Православной Церкви (14-е IV Вселенского, 72-е VI Вселенского, 10-е и 31-е Лаодикийского, 21-е Карфагенского) строго запрещает православному человеку вступать в брак с человеком иноверным. Святые отцы исходили из христианского понимания семьи как важнейшего жизненного союза в целях спасения. Существует даже определение – малая церковь. Очевидно, что такой союз должен строиться на единой духовной основе. Брак возможен только при условии искреннего обращения иноверного лица к православию.

Остаются ли браки на небесах? Можно ли вступать в брак с разведенной? Как Церковь относится к межконфессиональным бракам? Можно ли венчаться в двух конфессиях?

На эти и другие вопросы отвечает в выпуске телепередачи «Церковь и мир «. Соведущий митрополита Илариона — Иван Семенов.

У наших зрителей много вопросов про венчание и вступление в брак. Вот, например, Лидия из города Ишим спрашивает: «Здравствуйте. Мне 19 лет. Я замужем, детей пока нет. Мы с мужем в дальнейшем хотим повенчаться. Я задумалась: а будем ли мы с ним потом вместе на небесах?»

Брачный союз заключается не на какой-то промежуток времени, а на всю человеческую жизнь. А человеческая жизнь не прекращается со . Священное Писание не говорит нам прямо о том, сохраняются ли браки на небесах. Господь сказал нам, что в не женятся и не выходят замуж. Но он и не сказал нам, что в Царствии Небесном разводятся. И в этом смысле я думаю и само чинопоследование таинства венчания свидетельствует о том, что брак заключается на всю жизнь, включая и последующую вечность. То есть те супружеские узы, которые создаются на земле, в какой-то форме будут сохраняться и в вечности.

Конечно, когда молодые люди вступают в полноценный брак, предполагается, что они будут вместе раз и навсегда.

Вот какой вопрос задает наша зрительница Екатерина: «Как же можно по-настоящему любить другого человека как самого себя, если ты и сам себя по-настоящему любить не умеешь?»

Когда Господь говорит, что надо так, как , то это, конечно, метафора. Потому что, как правило, человек любит себя, даже если он этого не осознает. Он бережно относится к своему телу, бережно относится к своим вещам, он болезненно воспринимает какие-то нападки на себя со стороны других людей.

Это естественно для человека, даже если он собой не доволен, если относится к себе критически, даже если не любит себя физически. То есть недоволен тем физическим телом, которым он обладает. Здесь уже речь идет о каких-то психологических и нравственных аспектах. Но когда Господь призывает нас любить других, как самих себя, то это на самом деле очень простой призыв воспринимать горе другого человека как свое собственное. Воспринимать радость другого человека как свою собственную. Умей с другим человеком разделить его жизнь так, как будто это твоя жизнь.

Если говорить о семейной жизни, то в Священном Писании есть такой сильный образ: тело мужа принадлежит жене, тело жены принадлежит мужу, и люди становятся совсем одной плотью. Таким образом, все и страдания, и переживания, и радости должны быть совершенно общими. Как людям, которые стремятся заключить христианский, по-настоящему духовный брак, приблизиться к этому идеалу? Ведь весь мир, на самом деле, противоречит этому?

Надо сказать, что христианский брак предполагает не только эмоциональный союз друг с другом, но и физическую близость. Если кто-то говорит, что Церковь выступает против близости, то это не соответствует действительности. Брачный союз предполагает,что супруги будут едины в духе, едины плотью, и вся их жизнь будет общей. Почему христианство называет брак таинством? Это таинственный союз, и человеческими категориями его трудно объяснить. Почему два человека настолько привязываются друг к другу, что им жизнь не мила друг без друга, что они все хотят делать вместе. Вот в этом тайна супружеского союза и .

А ещё одна тайна супружеского союза заключается в том, что это союз, который имеет потенциал роста. Очень часто бывает, что такой союз заключается на основе влечения, даже, может быть, физического влечения. И вот эта внешняя привлекательность становится основным фактором. Но так не может продолжаться вечно. Люди стареют. Причем, стареют оба супруга. Может быть, один чуть быстрее, а другой медленнее, но это старение идет одновременно. И элемент полового влечения перестает быть преобладающим. Начинают действовать какие-то другие факторы. И этими факторами как раз является совместная жизнь, способность разделять радости и горести друг друга и, что очень важно, совместное . Дети как раз и являются тем цементирующим элементом, который позволяет брачному союзу не только сохраняться, но и приобретать все новые и новые характерные черты.

Интересно, что в Евангелии с темой брака связан рассказ о чуде в Кане Галилейской. Это первое чудо Христа. Когда на браке недоставало вина, и Он превратил воду в вино. Это в христианской традиции воспринимается как один из символов того, что в браке будни человеческой жизни превращаются в постоянный праздник, потому что два человека постоянно открывают друг друга по-новому.

Вопрос по поводу брака и претворения воды в вино. Спрашивает Константин: «Хочу создать семью со своей любимой девушкой. У нее есть незамужняя сестра. Есть поверье, что младшим нельзя жениться или выходить замуж раньше старших. Так ли это? Мне очень важно это знать».

Нет, это не так. Наш зритель может совершенно спокойно жениться на любимой девушке, не думая о том, что произойдет с её старшей сестрой.

Спрашивает Денис: «Я православный, пою в хоре. Встретил девушку на приходе, мы с ней хотим обвенчаться. Но она уже однажды была замужем. Духовник, когда мы его спрашиваем благословения на брак, от ответа уклоняется. Как нам быть?»

Я думаю, что решение о вступлении в брак должен принимать не , а те люди, которые собираются заключать брак. С духовником можно советоваться, как с более опытным, или более старшим человеком, и который от лица Церкви может дать оценку той ситуации, в которой оказались молодые люди. Но все же, решение должны принимать они. Нет никаких препятствий для того,чтобы молодой человек мог вступить в брак с женщиной, которая была замужем, а теперь разведена. Препятствие может возникнуть только в том случае, если такой человек захочет стать священником. Надо понимать, что брак с женщиной, которая уже была замужем, является препятствием для принятия канонического сана. То есть человек, который женится на уже не может, согласно нормам, становиться священнослужителем. Но если такой установки нет, то тогда, конечно, может жениться.

Спрашивает Александра из города Петрозаводска: «Мы с мужем недавно расписались, но еще не обвенчались. Перед росписью наши мамы благословили нас на брак с помощью икон. Скажите, пожалуйста, что дает родительское благословение и как оно помогает в жизни и семье?»


«У протестантов едут в церковь в таком же порядке, как и у православных, — говорится в «Хорошем тоне», — но дружки и шаферы не входят в церковь, а ожидают невесту в ризнице попарно; каждая дружка со своим шафером входят в церковь вслед за невестой. Жених приезжает в церковь первый. Невеста вступает в церковь под руку с отцом. За несколько шагов до алтэоя жених встречает ее и берет за руку, и они тогда подходят к алтарю вместе. Родственники и знакомые помещаются на лавках и сидят все время службы. При обряде обмена колец присутствующие должны стоять, а жених и невеста — преклонить колени. Дружки и шаферы стоят по обеим сторонам позади: дружки — налево, шаферы — направо». Отец дочери стоит слева от нее. После прочтения молитвы пастор спрашивает четким голосом: «Кто выдает эту женщину замуж?» «Я», — отвечает отец невесты и передает ее правую руку священнику. Затем молодые клянутся в верности друг другу. Кольца, благословленные пастором, жених и невеста надевают на пальцы друг другу. После поздравлений молодые целуются и выходят из храма первыми.

Далее происходит отъезд молодых, сопровождающих их церемониала на торжественное свадебное застолье. По окончании обряда бракосочетания пастор подает новобрачным руку и поздравляет их, после чего невеста оборачивается к своей матери, которая подводит ее к свекрови. Следуют поздравления; но надо стараться, чтобы они не были продолжительны у алтаря. Поздравить можно и после, в ризнице или дома. Тесниться же у алтаря не следует.

Жених возвращается из церкви вместе с невестой». Далее — все едут на свадебный пир.

Женщина в облачении священника, да еще и на должности пастыря - такого у нас не увидишь. Первая женщина, которая получила сан священника, была датчанка Фловернс Ли. Это произошло в 1948. Именно Дания стала страной, открывшей женщине такую возможность. С тех пор эта практика получила достаточное распространение в странах Европы, но для меня это был очень необычный опыт, вместо дородного батюшки видеть у алтаря улыбающуюся приятную женщину.

Венчание в протестантской церкви мне довелось посетить на свадьбе моей сестры. Они с женихом русские немцы и исповедуют протестантство. Я далека от религии и могу ошибаться в точном указании, но на сколько я знаю эта конфессия называется Евангелическая церковь Германии. Таинство венчания для них проводила пастырь-женщина.

Сама церемония очень отличается от православной и мне было очень интересно проследить за всеми ее стадиями. Хотя, как мне рассказали друзья сестры, именно в ее случае церемониал сильно отличался от традиционного.

Сбежит ли невеста?

Мы все знаем по культовым английским фильмам эту любимую часть великосветской тусовки Лондона - сбор гостей перед церковью. Романтичный Хью Грант и вычурные шляпки дам в знаменитом "4 свадьбы и одни похороны". Это и вправду один из любимых поводов европейцев для выхода в свет.

По классическому сценарию жених должен ожидать любимую с гостями, а невесту привозит на машине ее отец. Но у моей сестры (она мне сводная) уже нет в живых родителей, поэтому молодые приехали вместе, и сразу переговорили со священником.

Опять же, традиционно священник с женихом должны ожидать невесту у алтаря. Это один из наиболее драматических моментов в процедуре венчания: отец невесты ведет дочь по красной ковровой дорожке, а она думает, сбежать или не сбежать)) Но ввиду отсутствия отца сценарий пришлось переиграть. Видимо именно этот момент молодые обсуждали с пастером.

Сама атмосфера всего этого действа мне показалась лишенной того напряжения, которое свойственно венчанию в нашей православной традиции. Оно какое-то более светское, легкое, скорее похоже на встречу друзей по торжественному поводу. Меньше условностей, гибкость во всем, любую часть процесса можно поменять для удобства участников. Ощущается, что это не гнет священной обязанности, а радость от со причастия высокому. Грань тонкая, не знаю поймут ли меня, но она есть, и мне простота и ненавязчивость исполнения всех обрядов понравилась.

Вся служба проходила на немецком, так что у меня не было возможности следить за ходом повествования, но мне объяснили, что священник должен спросить, нет ли у кого-нибудь из присутствующих возражений против этого брака, или, возможно, кто-то знает какую-то причину, по которой он невозможен. К этому пункту у всех очень серьезное отношение, это не просто повод для сценарного хода в голливудской комедии. Хорошо, что у нас никому ничего такого не пришло в голову и церемония прошла успешно.

С этого момента пара считается мужем и женой.

Следующим пунктом церемонии было поздравление друзей и родственников. Они пели псалмы. Очень трогательная традиция и обязательный пункт программы в любом протестантском венчании. У нас только пели, но мне рассказали, что эта часть также организуется каждой парой по-своему, могут духовную играть музыку, устроить небольшой банкет (без крепкого алкоголя).

А вот часть обряда за пределами чопорной церкви уже была полна веселья в совершенно русском духе и стиле.

Мне эта свадьба показалась очень душевной и счастливой... конечно же, все молодые счастливы, но не у всех есть возможность проживать этот день в истинном спокойствии и без стресса. Уж сколько на своем веку я видела невест на грани нервного срыва, не пересчитать.

В Германии ни кто не доводит себя до такого, хотя и скучной их свадьбу я бы не назвала. Соблюдается какой-то баланс между обязательным и удобным. А еще поразило участие родственников, без капризов, выяснения отношений и отстаивания прав на большее внимание к той или другой семье. Все делали все, что могли, чтобы создать молодым незабываемый праздник и хорошо провести время самим.

А как же священник-женщина? По-моему она была верхом профессионализма, мягкости и доброжелательности. Я поняла, что сестра приняла мудрое решение, доверив ей самое важное таинство своей жизни.

А вы могли бы доверить ваше венчание священнослужителю-женщине, если бы православная церковь допускала бы такую возможность?

), причем принято, чтобы священник был из белого (немонашествующего) духовенства.

В практике Православной Церкви венчание принято совершать после обряда обручения, иногда они могут быть разделены временем.

Венчание разрешается совершать и над вступающими во второй брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен, с чтением покаянных молитв. При особых ситуациях может быть дано благословение на третий брак - но уже без венчания.

В Русской Православной Церкви во все , на Пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресенья (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг). См. .

Для венчания необходимо

  • предварительное собеседование со священником;
  • венчальную пару икон – Спасителя и Божией Матери.
  • венчальные свечи – продаются в Церковной лавке;
  • рушник (венчальное полотенце) — однотонное: белое (для постилания под ноги). Достаточно длинное, чтобы стоять на нем вдвоем;
  • обручальные кольца. По Церковному уставу кольца должны быть из разных металлов: кольцо жениха – золотое, кольцо невесты – серебряное (желательно это соблюсти).

Стоимость венчания

Все церковные Таинства не могут иметь стоимости, а совершаются за пожертвование. Во многих храмах указан рекомендуемый его размер.

Жениху и невесте необходимо

  • исповедоваться накануне венчания (желательно по окончании вечернего богослужения);
  • прийти в храм в день венчания к началу Божественной Литургии и причаститься Святых Христовых Тайн;
  • быть с нательными крестиками (как всегда).

Требования к свидетелям

  • в дореволюционной России церковный брак обладал юридической силой, поэтому венчание обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружками или шаферами, а в богослужебных книгах - восприемниками; поручители подтверждали своими подписями акт венчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них;
  • в настоящее время наличие свидетелей является не обязательным, но желательным условием для совершения Таинства Брака, это традиция, а не канон: их присутствие определяется желанием жениха и невесты;
  • современная роль свидетелей — духовно поддерживать вступающих в брак молитвой и советами, основанными на опыте своего благочестивого христианского брака;
  • желательно найти свидетелей, которые православны и боголюбивы , а значит воцерковлены;
  • поручителями на венчании не могут стать разведенные супруги или люди, живущие в «гражданском» (не зарегистрированном в ЗАГСе) браке. Первые, не сохранив благодати, полученной ими в Таинстве венчания и являя собой дурной пример для брачующихся, не могут быть верными наставниками для создаваемой семьи. Вторые же, живя во , вообще не могут приступать к церковным Таинствам, пока не прекратят богопротивных отношений.

Некоторые особенности одежды невесты

  • у невесты должен быть головной убор, покрывающий голову (фата или платок);
  • плечи должны быть покрыты (накидка, платок, фата);
  • платье – белого цвета. Если же венчаются люди, уже прожившие в браке какое-то время, или вступают в повторный брак, то белого наряда невесте уже не положено;
  • косметика – в минимальном количестве.
  • т.к. вам предстоит в день венчания быть еще и на Литургии, то в совокупности, по времени, это займет несколько часов. Чтобы вам было удобно, подумайте о комфортной обуви.

Возраст венчающихся

  • нижним возрастным пределом для совершения Таинства Венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе;
  • в церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак: для женщин – 60 лет, для мужчин – 70 лет. Данное правило не применяется для уже живущих в браке.

Препятствия к браку

  • Жених и невеста перед венчанием должны зарегистрировать свой брак в ЗАГСе. Беззаконное сожительство освятить не может;
  • Жених и невеста не могут состоять: в кровном родстве (вплоть до четвертой степени родства, например, с троюродным братом или сестрой); в духовном родстве (если желающие вступить в брак являются крестными у одного и того же человека или желают вступить в брак с крестником).
  • Брак не может быть заключен, если хотя бы одно из двух лиц, желающих вступить в брак, не достигло брачного возраста.

Церковь не освящает союз между или с …

  • иноверцами – представителями нехристианских религий (например, мусульманами). Не христианин не может участвовать в православном таинстве , каким является венчание.
  • некрещеными ;
  • атеистами , пусть даже и крещёными;
  • людьми, состоящими в кровном и духовном родстве ;
  • людьми , чья официально подтвержденная душевная болезнь, лишает их возможности свободно и осознанно проявлять свою волю.
  • В особых случаях может быть сделано исключение и в отношении конфессионально-смешанных браков. Благословение на это может дать только правящий архиерей;
  • православные, при наличии разрешения, могут сочетаться браком с инославными (с католиками, протестантами, лютеранами, армяно-григорианами) при условии, что их дети будут крещены и воспитаны в Православии.

Вступление в брак с духовным лицом

  • если вашим избранником является человек, решивший стать священником, то заключение вашего брака возможно только до момента рукоположения вашего жениха, т.е. до принятия им священного сана;
  • вы не можете вступить в брак с монахом или монахиней в силу данных ими обетов Богу.

Поведение в Храме во время Таинства Венчания

  • Таинство Венчания – не просто обряд, это – молитва; отнеситесь с вниманием и благоговением к молитвам, которые произносятся священником: в течение всего Таинства почти ни о ком больше не молится, как только о женихе и невесте (и одна молитва «за воспитавших родителей);
  • все присутствующие при венчании, по мере сил (молитвами, своими словами и мыслями), должны молиться о тех двоих, кто вступает в брак;
  • по возможности воздержитесь от лишних разговоров.

Традиция родительского благословения

  • жених и его родители приходят в дом родителей невесты и просит у них руки дочери;
  • при согласии на брак, родители с обеих сторон благословляют молодых на семейный союз: жениха иконой Христа Спасителя, девушку – иконой Пресвятой Богородицы;
  • молодые осеняют себя крестным знаменем и целуют святые образа;
  • вручая иконы, родители говорят о том, что время воспитания детей для них окончено и они с верой и надеждой вверяют детей своих всесильному заступничеству Господа и Матери Божией;
  • иконы, после Венчания, ставят в красном углу, в доме, где будут жить жених и невеста — это первые иконы их семейного иконостаса.
  • Если кого-нибудь из родителей нет в живых, то благословляет оставшийся в живых;
  • Если родители против брака и не хотят давать благословения, то следует обратиться к духовнику и спросить его совета, насколько обосновано мнение родителей, основано оно на эгоизме или жизненном опыте и рассудительности.

Почему венчают в постные дни: среду и пятницу?

  • За венчанием следует брачная ночь. Если венчаться во вторник или в четверг, то брачная ночь попадает на время однодневных постов среды и пятницы, что недопустимо.
  • При венчании в среду/пятницу брачная ночь наступает в период, когда период поста закончился (вечер среды и вечер пятницы).

Краткое описание Обручения

  • Обряд обручения (предшествует Таинству Венчания) – скрепляет взаимные обещания вступающих в Брак и знаменует собой то, что Брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению.
  • Обряд начинается каждением. Священник трижды благословляет жениха, который каждый раз осеняет себя крестным знамением, затем невесту, произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и дает им зажженные свечи. Свечи знаменуют чистую и пламенную любовь, целомудрие жениха и невесты и благодать Божию.
  • Произносятся молитвы, славящие Господа; молитвы о брачующихся от лица всех присутствующих в Храме. Затем, по повелению священника, все присутствующие преклоняют свои головы перед Господом, в ожидании от него духовного благословения. Священник тайно читает молитву, после чего надевает кольцо жениху, троекратно осеняя его крестообразно, и невесте. После благословения венчающиеся обмениваются кольцами три раза в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает.
  • Произносится молитва Господу о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение и послал Ангела Хранителя жениху и невесте в их новой жизни.

Краткое описание Венчания

  • Следуя за священником с кадильницей, жених и невеста с зажженными свечами входят на середину храма. Хор встречает их пением, прославляющим благословлённое Богом супружество.
  • Перед аналоем (на котором лежат крест, Евангелие и венцы) разостлан на полу белый плат. На него становятся венчающиеся. Священник задает вопросы жениху (потом невесте) – подтверждают ли они свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.
  • Священник возглашает благословение, затем – произносится ектения.
  • Далее следуют три молитвы, в которых священник просит у Господа благословить этот брак и даровать детей.
  • По окончании молитв священник венцом знаменует жениха, дает ему поцеловать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца и произносит: «Венчается раб Божий….». На венце невесты прикреплен образ Пресвятой Богородицы.
  • Украшенные венцами брачующиеся предстоят лицу Бога, ожидая благословени Божия. Возглашение: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их! ” произносится священником трижды с троекратным благословением жениха и невесты.
  • По возможности гости безмолвно помогают священнику, повторяя: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.
  • Затем читается Послание к Ефесянам (), в котором брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви.
  • Читается Евангелие от Иоанна () о Божьем благословении супружеского союза и освящении его.
  • Произносится ектения.
  • После возглашения: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе…» все присутствующие на Таинстве поют «Отче Наш». В знак покорности и преданности Господу жених и невеста преклоняют головы под венцами.
  • Приносится чаша общения (с красным вином) и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Они троекратно, по глоточкам, отпивают общего вина, после чего священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку, знаменуя то, что муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки.
  • Знаменуя супружество, как вечное шествие рука об руку, три раза обводит священник новобрачных вокруг аналоя с пением тропарей: «Исаие, ликуй…», «Святии мученицы» и «Слава тебе, Христе Боже, апостолов похвале…». По окончании торжественного шествия, священник снимает венцы с супругов и обращается к ним с приветственными словами.
  • Далее следует молитва к Господу о воспринятии венцов новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Божием. Вторая молитва (с преклонением голов новобрачных) – эти же прошения запечатлеваются именем Святой Троицы и иерейским благословением.
  • Целомудренный поцелуй венчающихся – свидетельство святой и чистой любви друг к другу.
  • Теперь новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и снова прикладываются к иконам. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Псевдоцерковные суеверия, связанные с венчанием

  • младшим братьям/сестрам нельзя выходить замуж раньше, чем старшие;
  • нельзя венчаться будучи беременной;
  • нельзя сочетаться браком и венчаться в високосный год;
  • упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча – предвещают всевозможные неприятности, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов;
  • тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье;
  • тот, чья свеча после таинства окажется короче, тот и раньше умрет;
  • нельзя венчаться в мае, “будешь потом всю жизнь маяться”.

Как можно развенчаться?

  • Расторжение благословленного Богом Брака — большой грех, поэтому такого понятия как «развенчание» не существует. Благословить грех невозможно, Сам Спаситель заповедал: что Бог сочетал, того человек да не разлучает ().
  • Если первый брак фактически распался, то невиновной стороне может быть дано благословение на второй брак, в крайнем случае и на третий, но не более. Благословение может дать только епархиальный , но не священник.