Конспект урока "Здоровый образ жизни. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека". Влияние биоритмов на работоспособность человека

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Поповка»

«Влияние биоритмов на

работоспособность школьников»

Учитель биологии, экологии,ОЗОЖ

Кухта Наталия Александровна

2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    Основная часть

2.1.Биоритмы и работоспособность школьников.

2.2. Следуй биоритмам

2.3.Исследовательская работа, ее методика.

2.4. Результаты исследования

    Выводы

IV. Заключение

V. Используемая литература

Приложение А

Приложение В

    Введение

Все живые организмы, начиная от простейших одноклеточных и кончая такими высокоорганизованными, как человек, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы отмеряют время.

Биологические ритмы - это регулярное периодическое повторение во времени характера и интенсивности жизненных процессов, отдельных состояний и событий.

«Биологические часы» в организме - отражение суточных, сезонных, годовых и других ритмов физиологических процессов. Темпы научно-технического прогресса сейчас приобретают стремительный характер и предъявляют серьезные требования к человеку.

Проблема актуальности биоритмов является сегодня самой важнейшей. Бездумное отношение человека к самому себе, как и к окружающей природе, часто являются следствием не знания биологических законов, эволюционных предпосылок, адаптивных возможностей человека и.т.д.

Гипотеза

Планирование школьного процесса, а также режима дня школьника с учетом влияния биоритмов на организм школьника будет способствовать повышению их работоспособности.

Цель работы

Выявить влияние биологических ритмов на работоспособность школьников.

Задачи:

1.Провести тестирование учащихся МОУ «СОШ села Поповка » по определению биоритмов школьников.

    Проанализировать полученные данные и выявить их взаимосвязь с особенностями работоспособности обучающихся МОУ «СОШ с.Поповка».

    Основная часть

2.1.Биоритмы и работоспособность школьников

Внутренние причины, циклические изменения физического, эмоционального и интеллектуального состояния зависят от биоритмов. Они влияют на активность, выносливость, уровень иммунитета, мыслительные способности и прочие качества человека с момента рождения и на протяжении всей жизни. Колебания их не одинаковы и составляют: физического - 23 дня, эмоционального - 28 дней, интеллектуального - 33 дня. Стартовой точкой для всех трёх биоритмов принято считать дату рождения, она соответствует нулевому значению.

Если изобразить биоритмы графически, то каждый из них возрастает до максимума, потом убывает и в полупериоде достигает нуля; продолжая убывать, достигает минимума и снова начинает возрастать до нулевого значения.

Цикличные спады и подъёмы функций организма можно не только учитывать, но и регулировать. Во время физического спада не стоит принимать зачёты по физической культуре, в период эмоционального спада надо знать, что ребёнок более, чем обычно, раздражительный, при интеллектуальном спаде - невнимательный, не всегда способен понять, что от него требует учитель.

Каждый человек по-разному подвержен влиянию биоритмов. Это зависит от его индивидуальных особенностей, уровня развития, социальной сферы и прочих факторов. Критические дни, когда значения биоритмов переходят через нулевое значение, наиболее заметно проявляются в состоянии человека. Редко, но бывает, когда все три биоритма одновременно пересекают нуль. В такие дни нужно быть предельно внимательным, сдержанным, воздерживаться от напряжений. К счастью, такие дни редки. Но и самые благоприятные дни, когда все три биоритма одновременно находятся на максимуме, тоже бывают не часто.

Когда тот или иной биоритм находится на графике в верхней точке, человек способен наиболее полно раскрыть соответствующие способности. Так, например, высокое значение физического биоритма повышает шансы на победу в спортивных соревнованиях.

Помимо трёх индивидуальных биоритмов в жизни школьника проявляются недельные ритмы. Жизнь учащихся подчинена ритму труда и отдыха: 5-6 дней в неделю - учёба, 1-2 дня - отдых. Работоспособность в течение недели меняется: в понедельник у многих она низкая, потому что предыдущий день был выходным, со вторника по четверг - она на максимальном подъёме и в пятницу опять спадает, сказывается усталость.

Не всем одинаково работается и в течение суток. Одни легче справляются с делами в первую половину дня, другие - в послеобеденную пору. Одни рано просыпаются, легко встают и предпочитают рано ложиться спать; другим свойственно позднее и трудное пробуждение, они тяжело включаются в рабочий ритм, «расходятся» только к вечеру, спать ложатся далеко за полночь. Первых называют «жаворонками», вторых - «совами». Есть и третьи - «голуби» (аритмики) - легко адаптирующиеся во времени.

Надо ли об этом знать? Надо. Я сам «жаворонок», мне легче работается в первой половине дня. Но жизнь частенько заставляет трудиться вечером, тогда продуктивность снижается. А каково же детям-«совам»? Как им приходится перестраиваться и заставлять себя подниматься и учиться в утреннее время? Конечно, можно сказать, что всё подправляется образом жизни, создаются привычки. Но не так это просто.

И учителю, и учащимся полезно определить свою принадлежность к группам по суточным биоритмам. Для этого надо хотя бы ответить на простые вопросы: если бы вы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались исключительно личными желаниями, когда вы пред почли бы вставать? А ложиться спать? К какому типу людей - утреннему или вечернему - вы отнесли бы себя?

Даже по наблюдениям за учащимися можно выявить «жаворонков»: кто-то раньше всех приходит в школу, никогда не опаздывает на утренние встречи или соревнования и - самое важное - в утреннее время показывает результаты лучше, чем в послеобеденное время. Жалко, что неправильный образ жизни - прогулки до позднего времени, ночные дискотеки и телепередачи - заставляют ребят ложиться спать позже обычного: «ломается» то, что дано от природы.

На что влияют биоритмы? На двигательную активность, физическую силу, выносливость, устойчивость к болезням и к воздействию неблагоприятных погодных условий, на настроение, устойчивость эмоций, творческий настрой, интуицию, мышление, логику, сосредоточенность, остроумие, гибкость ума.

При желании, сделав несложные расчёты, можно составить графики своих биоритмов на любой срок. Для этого надо вычислить количество прожитых дней: 365 умножить на цифру, выражающую возраст, прибавить по 1 дню на каждый високосный год и сумму разделить на 23, потом - на 28 и на 33. Считается, что первая половина цикла - положительная фаза, вторая - отрицательная, а дни перехода из положительной в отрицательную - критические дни.

Положительная фаза биоритмов: физический цикл - со 2-го по 11-й день (характерны максимальная энергия, сила, выносливость, наивысшая устойчивость к воздействию экстремальных факторов); эмоциональный цикл - со 2-го по 14-й день (наиболее благоприятное время для прохождения тестов и испытаний); интеллектуальный цикл - с 2-го по 16-й день (творческие дни, наиболее благоприятное время для решения сложных вопросов).

Критические дни биоритмов: физический цикл - 1-й и 12-й дни (нестабильность физического состояния, вероятность травм, аварий, обострения хронических заболеваний, головная боль); эмоциональный цикл - 1-й и 15-й дни (эмоциональная неустойчивость, склонность к снижению реакций, угнетённому состоянию, спорам и ссорам); интеллектуальный цикл - 1-й и 17-й дни (склонность к снижению внимания, ошибочным заключениям, ухудшению запоминания).

Отрицательная фаза биоритмов: физический цикл - с 13-го по 23-й день (пониженный физический тонус, быстрая утомляемость, некоторое снижение сопротивляемости организма к заболеваниям); эмоциональный цикл - с 16-го по 28-й день (повышенная напряжённость, часто плохое настроение); интеллектуальный цикл - с 18-го по 33-й день (процесс мышления вялый, нестабильный).

Подчиняясь законам природы, человеческий организм реагирует на все изменения, продиктованные ритмами - многолетними, годовыми, суточными. Учитывать влияние биоритмов - значит помогать своему здоровью, а для нас, педагогов, - ещё и здоровью наших учащихся. (Приложение А)

    1. Следуй биоритмам

Организм человека подчиняется особому часовому распорядку, который определяется нашими внутренними биологическими часами.

Биоритмы влияют на нашу жизнедеятельность, поэтому иногда с самого утра бывает настроение превосходное и хочется горы свернуть, а иногда апатия и раздражительность не проходят весь день.

Хронобиологи - специалисты, изучающие биологические циклы человеческого организма, объясняют это тем, что наш организм подчиняется внутреннему часовому ритму. Если в часах случается какая нибудь неполадка, то ритм сбивается. Так и в организме, стоит только сбиться с ритма, как сразу же возникают проблемы: недосыпание, апатия, раздражение. И даже лишние килограммы могут появиться в результате нарушения биологических ритмов.

7.00 - Идеальное время пробуждения организма. Именно в это время надпочечники выделяют первую утреннюю порцию гормонов, среди которых преобладает адреналин. Именно он ускоряет пульс и кровообращение. Тело готово к пробуждению, сердце работает в дневном режиме.

7.30 - время утренней активности. В это время хорошо сделать зарядку, небольшую пробежку, заняться гимнастикой. Энергия полученная от такой разминки в эти ранние часы даст заряд энергии на весь день.

8.00 - 9.00 - Идеальное время для завтрака. Желудок на пике активности, благодаря чему и пища лучше переваривается и организм получает из нее максимум энергии, необходимой для дальнейшей работы.

10.00 - это пик работоспособности, когда и совы и жаворонки чувствуют себя отлично.

11 часов - время, когда полезны все виды самосовершенствования - йога или медитация. Полезны спа - процедуры и массаж.

12.00 - пик работы сердечной мышцы. В это время сердце работает на полную катушку, поэтому не следует перегружать его физическими нагрузками. Стоит воздержаться от употребления кофе и шоколада. Специалисты-хронобиологи рекомендуют в это время занять интеллектуальной работой -любые задачи вы будете щелкать как орешки.

13.00 - время для полноценного обеда. Желательно чтобы он содержал полноценные белки и сложные углеводы, а после обеда хорошо бы немного отдохнуть. В это время происходит спад биологических ритмов и организм нуждается в небольшом отдыхе.

14.00 - в середине дня притупляется ощущение боли и анестетики действуют вдвойне эффективней, чем утром или вечером, поэтому на это время хорошо планировать визит к стоматологу.

15.00 -16.00 - навалилась лень-матушка, так и хочется вздремнуть. Сердце и другие органы, работают медленнее обычного, кровообращение мозга и органов замедляется. Только желудок работает, он то и тянет энергию на себя. Лучше заняться какой -нибудь работой, не требующей особых усилий.

17.00 - новый виток трудоспособности. Энергетический спад уменьшается, появляется прилив жизненных сил.

18.00-19.00- Организм нуждается в покое. В это время полезны процедуры для расслабления мышц, например массаж, а также солярий, кожа загорит быстрее в эти часы.

20.30 - Самое время позаботиться о коже, поры кожи в это время особенно восприимчивы и впитают как губку крем и питательные маски, а это значит что кожа быстрее восстановится и отдохнет за ночь.

22.00- 23.00 - Сон. Для восстановления организма требуется не менее семи часов спокойного сна.

2.2.Исследовательская работа, ее методика

В настоящее время этот вопрос становится более актуален среди населения. Одной из важнейших проблем современной биологии является изучение цикличности процессов, протекающих в живом организме.

Заинтересовалась, а как обстоит дело с этим вопросом у нас, в школе.

Объект исследования: суточная активность организма обучающегося МОУ «СОШ с.Поповка». Изучение влияния биоритмов на работоспособность обучающихся проводилось в течение месяца . В исследовании были охвачены учащиеся 1-11 классов МОУ «СОШ села Поповка».

Произведено тестирование учащихся - Тест для определения индивидуального биологического профиля [Доскин В.А., Куиджи Н.Н., 1989].

(приложение В) МОУ с последующей обработкой результатов. Собран и проанализирован материал разных возрастных групп школьников, что позволило сделать общие выводы по теме исследования.

На основе полученных данных были разработаны рекомендации для обучающихся по улучшению их работоспособности с учетом биоритмов. Основной задачей исследовательской работы было выявить (при помощи тестирования, анализа, наблюдения и контроля) влияние биологических ритмов на работоспособность обучающихся.

Главная задача данного исследования - рассмотреть человека, его структурные и функциональные процессы не только в пространстве, но и во времени, в тесном взаимодействии с окружающей средой.

Вторая задача заключается в следующем - определить коллективный биологический профиль каждой возрастной группы исследуемых обучающихся, помочь им в повышении работоспособности, с учетом особенностей биоритмов.

2.3.Результаты исследовани я

Анализируя проделанную работу по выявлению взаимосвязи биоритмов и работоспособности, было выявлено, что они непосредственно влияют на успешное освоение учебного материала школьником. Так в младших классах ребята успешно овладевают знаниями, т.к. они относятся в основном к активному в утренние часы хронотипу. Занятия у них проходят в первой половине дня, что повышает проявление их работоспособности в это время. Ребята успешно овладевают знаниями, активны на уроке, подвижны во время перемен. В 5-8 классах изменение хронотипа, проведение занятий в первой половине дня, негативно сказывается на работоспособности обучающихся. Успеваемость падает, активность учащихся на уроках снижается, подростки не внимательны, пассивны. Это проявляется не только в оценках. Но и в записях в дневнике школьника. Все чаще появляются обращения к родителям детей по поводу успеваемости и поведения. Дети чаще пропускают уроки, или же опаздывают, просыпая. В старших классах ситуация становится еще более выраженной.

В проделанной работе подтвердился тот факт, что у исследуемых школьников с утренним биологическим типом работоспособность выше в утренние часы. В вечернее же время показатели работоспособности ниже, а значит, биоритмы оказывают положительное воздействие на детей в утренние часы и отрицательное - в вечернее.

На исследуемых школьниках с вечерним типом биоритмы оказывают положительное влияние в вечернее время суток и отрицательное - в утреннее. А, значит, можно порекомендовать родителям, чьи дети относятся к «совам» обращать внимание на режим дня, и планировать его с учетом индивидуальных биологических часов.

Было замечено, что у школьников при взаимодействии различных функциональных систем организма с окружающей средой, как следствие, выявляется гармоническое согласование различных ритмичных биологических процессов, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность детского организма.

Замечено также, что суточные изменения внутренних ритмов свойственные здоровому человеку, при болезненных состояниях искажаются.

    Выводы

Существует прямая зависимость между факторами времени суток и биологическим профилем детей, который оказывает позитивное или негативное влияние на работоспособность. Значит нужно учитывать биоритмы человека в планировании его деятельности в течение дня, суток, недели, и.т.д.

На протяжении школьного обучения у детей изменяется хронотип от типичного «жаворонка» до «индифферентного голубя».

    Заключение

В ходе исследований было установлено, что роль биоритмов в работоспособности школьников велика. Определение их, и разработка рекомендаций позитивно сказывается на успеваемости и активности ребят. При этом как самим детям, так и их родителям, учителям необходимо учитывать эти особенности личности. Обработка материала позволила разработать рекомендации по определении хронотипа человека, а так же по работе с детьми, относящимися к разным хронотипам. Собранный материал будет использован администрацией школы в планировании учебного процесса, учителями в планировании учебного материала на уроках, учащимися в составлении режима дня.

1. Необходимо так планировать физические нагрузки, чтобы они не превышали предельный уровень, и в то же время были стимулом для общего развития школьника. В этом случае учитывается два основных фактора, взаимодействующие между собой - нагрузка и конкретное функциональное состояние учащегося на данный момент. А, значит, ритм урока должен определяться не только внешними факторами, но и внутренними биологическими часами.

Словом, при определении оптимальной нагрузки на уроке важно учитывать взаимодействие внутренних ритмов (биологических часов) с внешними факторами воздействия. Это следует учитывать учителям при работе с учащимися разного возраста, что позволит добиваться высоких результатов в обучении школьников.

    В работе с детьми педагогам необходимо учитывать, что существует прямая зависимость между факторами времени суток и биологическим профилем детей, который оказывает позитивное или негативное влияние на работоспособность,

    Важно также учитывать и тот факт, что дети с утренним биологическим типом активнее и более работоспособны в утренние часы, поэтому заниматься умственной и физической деятельностью им лучше в первой половине дня, а детям с вечерним биологическим типом - во второй.

V . Используемая литература

1. Агаджанян Н.А. Зерно жизни (Ритмы биосферы) - М.: Сов. Россия,1977.

2. Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1989.

    Алексееве.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника. -Самара.:Учебная литература, 2005.

    Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 1967.

    Детари П., Карцаш В Биоритмы. - М.: Мир, 1984.

    Моисеева Н.И., Сысуев В.М. Вредная среда и биологические ритмы. Л. Наука, 1984.

7. Харабуга С.Г. Суточный ритм и работоспособность. -М.Знание, 1989.

Приложение В.

Тест для определения индивидуального биологического профиля

[ Доскин В.А., Куиджи Н.Н., 1989].

1. Когда бы вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?

Баллы

Часы

зимой

летом

5.00 - 6.45

4.00 – 5.45

6.46- 8.15

5.46-7.15

8.16 - 10.45

7.16 - 9.45

10.46 - 12.00

9.46- 11.00

12.01- 13.00

11.01 - 12.00

2. Когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое вечернее время совершено свободно?

20.00 - 20.45

21.00 – 21.45

20.46- 21.30

21.46-22.30

21.31 - 00.15

22.31 - 1.15

00.16 - 1.30

1.46- 2.30

1.31- 3.00

2.31 - 4.00

3. Как велика ваша потребность в будильнике, если утром вам необходимо встать в точно определенное время?
Баллы

Совершенно нет потребности 4

В определенных случаях есть 3

Потребность довольно сильная 2

Будильник мне абсолютно необходим 1

4. Если бы вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жесткого лимита времени и использовать для занятий ночь (23-2ч.), насколько продуктивной была бы ваша работа в это время?

Баллы

Абсолютно бесполезной 4

Была бы некоторая польза 3

Работа была бы достаточно эффективной 2

Работа была бы высокоэффективной 1

5. Легко ли вам вставать утром в обычных условиях?

Баллы

Очень трудно 1

Довольно трудно 2

Довольно легко 3

Очень легко 4

6. Чувствуете ли вы себя полностью проснувшимся в первые полчаса после подъема?

Баллы

Очень большая сонливость 1

Есть небольшая сонливость 2

Довольно ясная голова 3

Полная ясность мысли 4

7. Каков ваш аппетит в первые полчаса после подъема?
Баллы

Аппетита совершенно нет 1

Снижен 2

Хороший 3

Прекрасный 4

8. Если бы вам пришлось готовиться к экзаменам в условиях жесткого лимита времени и использовать для подготовки раннее утро (4-7 ч.), насколько продуктивной была бы ваша работа?

Баллы

Абсолютно бесполезной 1

С некоторой пользой 2

Достаточно эффективной 3

Высокоэффективной 4

9. Чувствуете ли вы физическую усталость в первые полчаса после подъема?
Баллы

Очень большая вялость 1

Небольшая вялость 2

Незначительная бодрость 3

Полная бодрость 4

10. Легко ли вы засыпаете в обычных условиях?

Баллы

Очень трудно 1

Довольно трудно 2

Довольно легко 3

Очень легко 4

11. Вы решили укрепить свое здоровье с помощью физкультуры, Ваш друг предложил заниматься вместе по 1 ч 2 раза в неделю. Для него лучше всего это делать от 7 до 8 ч утра. Является ли этот период наилучший и для вас?

Баллы

В это время я бы находился в хорошей форме 4

Я был бы в довольно хорошем состоянии 3

Мне было бы трудно 2

Мне было бы очень трудно 1

12. Когда вы вечером чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать?

Часы Баллы

    0- 21.00 5

21.01-22.15 4

22.16- 00.45 3

00.46 – 2.00 2

2.01 - 3.00 1

13. При выполнении двухчасовой работы, требующей от вас полной мобилизации умственных сил, какой из 4-х предлагаемых периодов вы выбрали бы для этой работы?

Часы Баллы

8.00 - 10.00 6

11.00- 13.00 4

15.00 - 17.00 2

19.00 - 21.00 0

14. Как велика ваша усталость к 23 ч?
Баллы

Я очень устаю 5

Заметно устаю 3

Слегка устаю 2

Совершенно не устаю 0

15. По какой-то причине вам пришлось лечь спать на несколько часов позже, чем обычно. На следующее утро нет необходимости вставать в определенное время. Какой из 4-х предлагаемых вариантов вы бы выбрали?

Баллы

Проснусь в обычное время и больше не усну 4

Проснусь в обычное время и буду дремать 3

Проснусь в обычное время и снова засну 2

Проснусь позже, чем обычно 1

16. Вы решили всерьез заняться спортом. Ваш друг предлагает тренироваться вместе 2 раза в неделю по 1 ч, лучшее время для него - 12-2 ч. Насколько благоприятным, судя по самочувствию, было бы это время для вас?

Баллы

Да, я был бы в хорошей форме 1

Был бы в приемлемой форме 2

Был бы в плохой форме 3

Совсем не мог бы тренироваться 4

17. В котором часу вы предпочитаете вставать во время летних каникул?
Часы Баллы

5.00 - 6.45 5

6.46 – 7.45 4

7.46 - 9.45 3

9.46 - 10.45 2

10.46 - 12.00 1

18. Иногда приходится слышать о людях утреннего и вечернего типа. К какому из этих типов вы относитесь?
Баллы

Четко к утреннему 6

Скорее к утреннему, чем к вечернему 4

Скорее к вечернему, чем к утреннему 2

Четко к вечернему 0

Заключение

Ваш тип вы сможете определить по сумме баллов.

Свыше 72: четко выраженный утренний тип.

60 - 71: слабо выраженный утренний тип.

48 - 59: аритмичный тип.

35 - 47: слабо выраженный вечерний тип.

34: четко выраженный вечерний тип.

Приложение А.

БИОРИТМЫ



Что такое биоритмы?

Человек со дня рождения на ходится в трех биологических ритмах: физическом, эмоцио нальном и интеллектуальном.

23- дневный ритм

Это физический ритм. Он оп ределяет здоровье, силу и вы носливость человека.

28- дневный ритм

Это эмоциональный ритм. Он влияет на состояние нервной системы, настроение, любовь, оптимизм и т.п.

33- дневный ритм

33- дневный ритм - это интел лектуальный ритм. Он опреде ляет творческие способности личности. Благоприятные дни 33-дневного ритмического цикла характеризуются твор ческой активностью, человеку сопутствует удача и успех. В неблагоприятные дни проис ходит творческий спад.

Каждый из трех долговремен ных ритмических циклов начинается с рождения челове ка. Дальнейшее его развитие можно изобразить как синусо иду (график). Чем выше под нимается кривая, тем выше соответствующая этой отметке способность. Чем ниже она падает, тем ниже соответствующая ей энергия. Критическими считаются периодические дни, когда кривая находится на пересечении шкалы. Это неблагоприятное время.

Счет шаг за шагом

Отталкиваясь от точной даты своего рождения, посчитайте, сколько дней Вы прожили. Аля этого 365 дней в году умножьте на количество прожитых лет, а число високосных лет умножьте на 366 дней. Висо косными были: 1920, 1924, 1928, 1932, 1936, 1940, 1944, 1948, 1952, 1956, 1960, 1964, 1968, 1972, 1976, 1980,1984, 1988, 1992, 1996, 2000, 2004, 2008 годы. Подсчитайте общую сумму прожитых дней. Теперь Вы знаете, сколько дней уже живете в этом мире. Разделите это число на количество дней того биоритма, который хоти те рассчитать: 23, 28, 33. Ос таток покажет Вам, в какой точке кривой Вы находитесь в настоящее время (см. график). Например, если остаток равен 12, то идет 12 день того био ритма, который Вы считаете. Это первая половина цикла, обычно она бывает благопри ятной. Если цикл на нуле гра фика, то это плохой день. Кроме того, дни, когда линии био ритмов пересекают горизон тальную линию в центре гра фика - это так называемые критические дни, когда Ваши способности совершенно не предсказуемы. Человек в такие дни чувствует упадок сил и от сутствие энергии.

Что означают биоритмы?

23- дневный ритм

Высокая энергия:

    Хорошее физическое самочувствие.

    Устойчивость к стрессам, болезням и высо кая жизненная энергия.

    Сильное половое вле чение.

? Опасность переоцен ки своих сил.

Низкая энергия:

    Повышенная утомля емость.

    В это время рекомен дуется больше отды хать и беречь силы

Критические дни:

    Пониженная сопротив ляемость болезням.

    Склонность к ошибоч ным действиям.

28- дневный ритм

Высокая энергия:

    Интенсивная эмоциональ ная и духовная жизнь.

    Благоприятное время для дружбы и любви.

    Повышение творческих способностей и интере са к новому.

    Склонность к повышен ной эмоциональности.

Низкая энергия:

    Неуверенность в себе.

    Пассивность.

    Недооценка своих воз можностей.

Критические дни:

? Склонность к душевным конфликтам.

?Снижение сопротивляе мости болезням.

33- дневный ритм

Высокая энергия:

? Способность ясно и ло гически мыслить.

    Способность к концент рации внимания.

    Хорошая память.

    Творческая активность.

Низкая энергия:

    Снижение интереса к но вым идеям.

    Замедленная реакция.

    Творческий спад.

Критические дни:

    Неспособность сконцент рироваться.

    Невнимательность и рас сеянность.

    Склонность к ошибочным действиям (большая веро ятность аварий).

Жизнедеятельность любой биологической системы на этой планете подвержена цикличности. И человек не является исключением. Наш организм находится в постоянной взаимосвязи с окружающим миром, обмениваясь с ним информацией и энергией. Посредством такого комплексного взаимодействия организм человека подстраивается под биоритмы окружающей среды. Получая информацию от органов чувств, центральная нервная система регулирует выделение различных гормонов, активизирующих или тормозящих работу всего организма. И таким образом биологические часы человека синхронизируются с биоритмами окружающего мира.

Рассчитать биоритмы человека несложно. Считается, что с момента рождения каждый человек начинает вращаться в трех основных биологических циклах – физическом, интеллектуальном и эмоциональном. Физический цикл обуславливается жизненной энергией человека, его силами, выносливостью, активностью и т. д. Его продолжительность - 23 дня. Интеллектуальный цикл составляет 33 дня и определяется способностями человека к познанию, осмыслению, изучению и творчеству. Эмоциональный цикл составляет 28 дней. Он обуславливается состоянием нервной системы человека, а также его настроением.

Кривая биоритмов выглядит волнообразно. Каждый цикл состоит из фазы роста и фазы спада, а также делится на положительный и отрицательный полупериоды. Фаза спада не всегда является негативной. А вот момент, когда кривая биоритма пересекает нулевую отметку, считается критическим, так как сложно прогнозировать, какое влияние окажет состояние определенной системы человека на его жизнедеятельность в целом.

Построив кривую трех энергетических циклов для двух людей, можно определить их совместимость биоритмов . Но здесь нет смысла опираться на усредненные показатели. Так как в любом конкретном случае влияние биоритмов на человека определяется особенностями его деятельности, уровнем жизни, графиком работы и т.д. Люди, занятые активным физическим трудом или спортом во многом зависят от фазы физического цикла. Интеллектуальный и эмоциональный циклы меньше определяют их состояние. А люди, занятые умственной деятельностью, чувствуют прилив сил и энергии в момент подъема интеллектуального биоритма, даже если их физические силы находятся на стадии спада Восприятие любого человека всегда субъективно.

Биоритмы и работоспособность человека

Кроме трех основных циклов, на жизнедеятельность человека влияет также суточный биоритм . Наш организм ежедневно выполняет одни и те же функции. И если мы согласуем свою деятельность с активизацией определенных процессов в организме, мы получим лучший результат. Например, утром с 7 до 12 часов активизируется работа пищеварительного тракта. Пища, съеденная в это время, полностью усваивается и превращается в энергию, которую человек использует в течение дня. Как Вы понимаете, было бы глупо не есть в это время, а потом приходить с работы и наедаться как раз в тот момент, когда организм уже перестает активно переваривать пищу и готовится к спокойному времяпрепровождению вечером.

Также в утренние часы активизируется работа мозга. Поэтому утро – это лучшее время для умственной деятельности. Еще с давних пор люди говорят: «Утро вечера мудренее». Хотя сейчас и появились новые идеи о разделении людей на жаворонков и сов, но основная тенденция все же сохраняется. Поэтому, если Вы не можете справиться с интеллектуальной работой вечером, заведите будильник пораньше, и скорее всего Вы с легкостью закончите начатое рано утром.

После 12 часов дня артериальное давление человека снижается, а мозговая активность замедляется. В это время мамы укладывают детей спать. Но ведь биоритмы действуют на всех людей, и поэтому взрослые, у которых есть возможность вздремнуть днем, также чувствуют на себе их влияние. Особенно в летнюю жару, когда организм испытывает дополнительные нагрузки, отдых полезен для всех без исключения.

В 2 часа дня артериальное давление снова повышается, и мозговая активность усиливается. Об этой особенности биоритмов хорошо знают родители, так как если не уложить ребенка спать до 2 часов, дальше он разыгрывается и его уже не усмирить.

Дневное время с 3 до 6 часов вечера – хороший период для физической и умственной деятельности. В это время сердце и сосуды работают максимально эффективно, поэтому Вы можете закончить работу, которую начали утром, а также заняться спортом или домашними делами.

В период с 6 до 8 вечера лучше всего перекусить и отправиться на прогулку. В это время гипертоники чувствуют повышение давления. Температура тела в эти два часа также максимальна. Далее организм успокаивается и начинается выработка гормона сна. Поэтому после 8 часов вечера лучше заниматься деятельность, не требующей сильной концентрации внимания.

Для любителей покушать перед сном будет полезно знать, что после 10 часов вечера работа пищеварительной системы крайне ослаблена. И к этому времени было бы идеально, если бы Ваш желудок был абсолютно пуст. Наступает время спать.

Постарайтесь засыпать и вставать в одно и то же время. Переутомления и недосыпания приводят к быстрому изнашиванию организма и преждевременному старению. Необходимый суточный минимум для здорового человека – 4-5 часов непрерывного сна. За это время проходят первые три обязательных цикла сна. Если Вы готовите важный отчет, и у Вас совсем нет времени, Вы можете выспаться с 11 вечера до 3-4 часов утра. Но часто повторять такие подвиги не рекомендуется. В норме человек должен спать 7-9 часов. При этом утренний подъем проходит легче в момент повышения температуры тела, а значит не ранее 6 часов утра.

Перед пробуждением люди обычно видят яркие сны. Не стоит пугаться, если в утренние часы Вам снятся кошмары. Таким образом, Ваша нервная система освобождается от напряжения и негатива, накопившегося в последние дни. А возможно так Ваше сознание пытается адаптироваться к определенным жизненным ситуациям, в которых Вы периодически находитесь. Главное помните, что плохие сны – это нормально. Они являются залогом Вашего спокойствия в течение дня. Хотя если Вас постоянно мучают кошмары, стоит задуматься над тем, почему в Вашем сознании столько негатива. Возможно, в Вашей жизни наступила пора что-то кардинально менять.

Во время сна наиболее чувствительным сенсором человека являются уши. Поэтому следите за тем, чтобы в комнате была полная тишина. Это очень важно для хорошего отдыха. А как доказали ученые, полноценный отдых останавливает старение мозга.

Постарайтесь учитывать влияние биоритмов на работоспособность человека в своей повседневной жизни. Всегда придерживайтесь правильного режима дня, и тогда Вам будет легче выполнять любую работу, Вы будете чувствовать прилив сил и бодрости, и вся Ваша деятельность будет максимально результативной.

Все живое, в том числе и человек, подвержены влиянию биологических ритмов. Мы не можем быть постоянно в тонусе, все процессы в нашем организме то замедляются, то активизируются, и все это проходит согласно нашим внутренним биологическим часам.

Изучением биоритмов занимается хронобиология («хронос» — время, «биос» — жизнь). Знания в этой области помогают правильно распределять свое время, наладить правильный режим питания, сна, подобрать лучшие часы для умственной и трудовой деятельности.

Наш организм начинает просыпаться уже в 4 часа. К этому времени возбуждаются центры дыхания. К 5-6 часам «включается» обмен веществ, увеличивается артериальное давление. В 7-8 часов – время усиленного сердцебиения .

С 7 до 9 часов достигает максимальной активности желудочно-кишечный тракт . Это оптимальное время для завтрака, т.к. пища в этот промежуток времени хорошо усваивается и не откладывается в организме в виде жира.

В 9 часов «на высоте» оказывается кратковременная память , что способствует интеллектуальной деятельности. В промежуток от 10 до 12 циркуляция крови по всему организму увеличивается, мозг снабжается кровью, и наступает время его максимальной работоспособности.

С 12 до 13 организм начинает испытывать чувство голода , происходит отток крови к желудку, и, умственная деятельность снижается. К 14 часам происходит спад, возникает сонливость, усталость, падает температура тела . В этот момент организм наименее чувствителен к боли. К 16 часам работоспособность восстанавливается.

Промежуток между 17 и 18 часами считается идеальным для занятий спортом , так как именно тогда у человека идеальная координация движений и хорошая реакция. К 20 часам снижается артериальное давление и температура тела, замедляется обмен веществ .

С 21 часа организм начинает готовиться ко сну , постепенно повышается количество мелатонина, гормона сна и расслабления. С 22 до 4 часов обновляются клетки в организме, отдыхает нервная система . Поэтому недостаток сна в этот промежуток делает человека менее стрессоустойчивым, слабым.

Также ученые выяснили, что организм человека подчиняется 3 основным биоритмам : физическому, эмоциональному, интеллектуальному.

Физический биоритм влияет на выносливость, силу, координацию, скорость реакции, на общее физическое состояние, уровень иммунитета. Его период составляет 23 дня. Американские исследователи доказали, что он связан с деятельностью нервной системы. В первой половине цикла человек бодр и силен, во второй половине все его показатели снижены. Но, самыми опасными считаются первый и одиннадцатый день цикла. Именно тогда случаются аварии, различные падения, травмы, напоминают о себе болезни. Специалисты советуют избегать операций, прививок во второй половине цикла, т.к. восстановление организма будет протекать медленнее.

Эмоциональный цикл влияет на творчество, любовь, чувствительность. Его продолжительность составляет 28 дней. Первые 14 дней этого цикла человек бывает чаще всего весел и оптимистичен, хорошо удаются творческие работы, вторые 14 дней – менее дружелюбен и открыт, а во время смены этих периодов многие чувствуют раздражительность, становятся вспыльчивыми и агрессивными, теряют контроль над собой.

Интеллектуальный биоритм влияет на умственные способности человека, его период составляет 33 дня. Некоторые ученые считают, что этот биоритм связан с секрецией щитовидной железы. Как и в предыдущих биоритмах, в первые дни цикла идет подъем: информация легко воспринимается и усваивается, поставленные задачи решаются мгновенно, а в оставшиеся 16,5 дней способность логически мыслить уменьшается. В 1 и 17 дни цикла лучше не браться за решение серьезных задач, отложить важные вопросы на другое время. Чтобы знать время спада- подъема ваших биоритмов, их необходимо рассчитать, опираясь на дату рождения.

Человек живет, подчиняясь целому ряду биоритмов, и, прислушиваясь к своему организму, мы можем многого добиться и достичь. Минуты слабости также естественны, поэтому следует любить и беречь себя, а не изводить мыслями о лени и тунеядстве.

Психологические науки

ВЛИЯНИЕ БИОРИТМОВ КАК ЗАКОНОВ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

И.А. Ахвердова

THE EFFECT OF BIORHYTHMS AS VITALITY LAWS UPON HUMAN EFFICIENCY

The paper is devoted to the investigation of human rhythmic cycling; interdependence of human vitality, fatigability and efficiency in different kinds of activity; the effect of different factors upon the preservation of human health higher level.

Статья посвящена изучению ритмических колебаний человека; зависимости между работоспособностью, утомляемостью и активностью человека в различных видах деятельности; влияния различных факторов на сохранение высокого уровня здоровья человека.

Один их основных законов жизнедеятельности - закон ритма. Ритмические колебания обнаружены на всех уровнях организации живой материи. Свойственны они и неживой природе. Весь окружающий нас мир непрерывно изменяется, и самая распространенная форма этих изменений - колебания. В одних случаях колебательные движения материи легко доступные для наблюдения, например: вращение Земли вокруг оси с периодической сменой дня и ночи и вращение вокруг солнца - с изменением сезонов года; 6-, 11-, 22-летние циклы солнечной активности. О других формах колебательного движения материи мы узнаем лишь косвенным путем: их период настолько велик, что несоизмерим с продолжительностью человеческой жизни. Таковы, например, ритмы движения звезд, планет и галактик.

Биологические объекты - одна из форм организации материи, и периодические колебания свойственны им так же, как неживой природе. На сегодняшний день описаны ритмические изменения более 400 физиологических функций, и список этот продолжает пополняться.

Несмотря на то, что интерес человечества к ритмическим колебаниям прослеживается на протяжении двух с половиной тысячелетий и восходит к древнегреческому поэту Архилоху, писавшему: «Познай, какой ритм владеет людьми», реальный прогресс в изучении биологических ритмов наметился лишь с 30-х годов XX века. Особенно бурно

хронобиология развивается в последнее 2-3 десятилетия - срок для фундаментальных исследований и формирования отдельной научной дисциплины небольшой. Однако сделано за это время многое, и не только накоплен фактический материал, но разработана теория происхождения биологических ритмов и создано несколько вариантов их классификации.

Наиболее распространенная из них датируется 1969 годом, когда Ф. Халберг предложил выделять околосуточные (цирка-диальные), и околонедельные (циркасен-тальные) и окологодовые (цирканнуальные) колебания. В зависимости от уровня организации биосистем описаны клеточные, органные, организменные и популяционные биологические ритмы. По частоте их разделяют на 5 классов: ритмы высокой частоты (с периодом колебаний от долей секунды до 30 минут), средней частоты (с периодом колебаний от 30 минут до 28 часов), мезоритмы (период колебаний которых составляет 28 часов - 6 дней), макроритмы с периодом от 20 дней до 1 года и мегаритмы с колебанием, продолжающимися десятки и сотни лет.

Колебания с периодами, близкими к основным геофизическим циклам, называют еще адаптивными ритмами. Роль их заключается в адаптации организма к периодическим изменениям внешней среды. К указанной категории относятся суточные и сезонные колебания физиологических показателей. Именно они представляют наибольший интерес для хронофизиологов, и неслучайно, ибо суточная и сезонная периодичность присущи всем уровням биологической организации. Об этих ритмах мы знаем уже немало - выяснена, например, их природа.

Эндогенная природа суточных биологических ритмов у большинства хронофи-зиологов не вызывает сомнений. В оценке генеза сезонных колебаний такого единодушия пока нет. Длительное время считалось, что колебания физиологических параметров от сезона к сезону являются прямым следствием сезонных изменений погодных факторов. Однако в последние годы все чаще раздаются голоса, свидетельствующие в пользу эндогенного происхождения и этой группы

колебаний. За миллионы лет эволюции живые организмы не только приспособились к периодическим изменениям окружающей среды. Но и научились «предугадывать» их заранее, начиная их перестройку. Таким образом и тут внешним факторам отводится роль синхронизаторов и регуляторов колебаний эндогенной природы.

А какой из внешних регуляторов наиболее важен? Для животных это, несомненно, колебания освещенности, продолжительности светового дня. А для человека? Он - существо социальное, и поэтому считалось, что ведущими синхронизаторами его биологических ритмов являются социальные факторы - режимы дня, работы. Но нельзя игнорировать биологическую природу человека. Исследования последних лет показывают, что цвет также участвует в регуляции биоритмов человека и предостаточно его интенсивности является их мощным синхронизатором. Отечественный ученый А. Д. Слоним еще в 1954 году описал уплощение температурной кривой у девушек, живущих в условиях искусственного освещения. А при моделировании светового режима космического корабля «Аполлон» выяснилось, что снижение освещенности до уровня общепринятых гигиенических норм вызывает сглаживание суточных колебаний температуры тела и частоты сердечных сокращений у здоровых людей. Японскими исследователями описаны особенности цир-кадианных колебаний температуры тела у слепых людей: запаздывание фазы ритма, уменьшение амплитуды колебаний. Н. Агаджанян обследовал юношей с нормальным и утраченным зрением, живущих в условиях одинакового режима дня, и обнаружили отличия как суточных, так и сезонных колебаний многих физиологических показателей.

Это, как и приведенные выше примеры, подтверждает участие света в регуляции деятельности «биологических часов».

Итак, мы знаем, какие бывают ритмы; знаем, что ритм может быть условно описан синусоидой и охарактеризован с помощью периода колебаний, амплитуды и положительное акрофаза. Теперь можно попытаться

проанализировать собственную хронограмму. Несколько раз в течение суток, например, в 7, 11, 15, 19, 23 часа, а желательно и ночью, измерьте температуру тела и посчитайте пульс. Чтобы с уверенностью говорить о ритме, необходимо проанализировать несколько периодов, потому измерения нужно повторять в течение трех дней. В результате вы сможете построить 3 кривых, отражающих изменения избранного параметра в течение суток. Сравним максимальные и минимальные значения каждого показателя. Даже при любительском анализе становится понятно, что нельзя указывать некую «норму» показателя без учета его изменений в течение суток. А если повторить исследования в разные сезоны, можно обнаружить, что суточные кривые физиологических показателей могут отличаться в разные периоды года. Для одних параметров эти различия будут большими, для других - меньшими, но факт остается фактом: физиологическая «норма» зависит от сезона. Разница в положении акрофаз в зимний и летний периоды может достигать несколько часов. Потому ученые озабочены выявлением почасовых, сезонных, региональных, возрастных нормативов физиологических показателей.

Итак, мы выяснили, что нет ни одного организма, клетки, органа, которые бы подчинялись закону ритма. Жизнь большинства организмов на земле подчинена ритмам, которые видоизменяют их активность на протяжении суток, лунного месяца или же года. Все биологические ритмы человека развивались в процессе его эволюции и за многие тысячи лет превратились в циклические процессы, протекающие в живом организме.

У человека существуют системы различных видов ритмов: дыхания, сокращения сердца, колебания температуры тела в течение суток, электрическая активность мозга, работы внутренних органов, тканей клеток -все построено на ритмах.

Различают ведущие и ведомые ритмы. Ведущие - это ритмы центральной нервной системы. Так, кора головного мозга держит связь с окружающей средой и передает сигналы времени внутренним органам. Ведаемыми являются ритмы суточного колебания

температуры тела, работа эндокринных желез. Все различные виды ритмов живого организма работают согласованно друг с другом. Так, существуют органы, работающие максимально днем, а есть органы, которые работают больше ночью.

Различают биоритмы по длине волн: суточные, недельные, месячные, сезонные, годовые и т.д. Наиболее важными являются для человека суточные и сезонные биоритмы. Конечно, эти ритмы синхронизируются временными ориентирами, такими как свет и темнота, приливы и отливы, смены сезонов. Свет, попадая на сетчатку глаз через зрительные нервы попадает в отдел головного мозга, где находится гипоталамус, который передает информацию гипофизу, который на свету - днем вырабатывает больше гормонов, чем в темноте, то есть ночью. Происходит смена процессов возбуждения и торможения. Независимо от внешних факторов эти ритмы поддерживаются внутренними ритмами, запрограммированными генетически и находящимися под контролем «биологических часов».

Выделение гормонов железами внутренней секреции также идет ритмично. Гормонов адреналина и нонадреналина вырабатывается максимум к 9 часам утра, как бы подготавливая человека к наибольшей двигательной активности в течение дня, а минимум гормонов - к 20 часам и ночью, когда функция органов снижена. Особенно неблагоприятным считается время с 2 до 4 часов ночи. Это в особенности относится к циклу сна и бодрствования, который может сохранять свою примерно суточную периодичность, даже если индивидуум не получает извне никакой информации о том, какое сейчас время суток.

Число родов также колеблется в течение суток. Максимум рождаемости приходится на время от 0 до 11 часов, минимум от 12 до 23 часов. Акушеры говорят, что родовая деятельность наиболее активна с 23 до 6 часов, а с 11 до 18 часов значительно ослабевает. Начало схваток чаще отмечается в первые три часа суток по местному времени. Однако на фоне обычного суточного ритма появляются пики рождаемости, не связан-

ные со временем суток. Вероятнее всего, их возникновение обусловлено межпланетными влияниями - в частности, фазами Луны. Предполагают, что суточный ритм рождаемости определяется организмом роженицы, а влияние планет сказывается на рождаемости, изменяя ритмы активности плода.

Биологические часы, ответственные за циркадианные (околосуточные) ритмы, регулируются при участии передней области гипоталамуса. Существуют также ритмы, период которых близок одному году, - это цирканнуальные ритмы, они позволяют различным животным программировать свою деятельность, связанную с размножением, миграциями или зимней спячкой. Таким образом, нельзя говорить о каких-то единственных биоритмах; скорее всего имеется несколько подобных механизмов, связанных друг с другом, причем каждый из них обладает своей собственной периодичностью. Цирканнуальные биоритмы позволяют человеку адаптироваться к смене времен года. Однако современная цивилизация и связанное с ней единообразие условий жизни все больше и больше притупляют чувствительность нашего организма к текучему времени и важнейшим ритмам природы.

Изучением биоритмов занимается наука хрономедицина, в соответствии с ней, сколько функций у человеческого организма, столько и ритмов. Один из них - работоспособность. Учеными доказано, что эта функция организма, как и любая другая, меняется на протяжении суток, недели или года, а за фазой активности обязательно следует фаза расслабления. Нарушение этого ритма может повлечь за собой пониженное внимание, повышенную утомляемость.

Годовые колебания работоспособности пока мало изучены, но есть версия, что в сентябре и феврале она достигает своего максимума. А самыми активными днями недели считаются вторник, среда и иногда четверг.

В суточном ритме изменяется и деятельность центральной нервной системы. Чувствительность центров головного мозга максимальна в середине дня, минимальна ночью. Считается, что возбудимость коры,

как и работоспособность человека, оптимальна в утренние и дообеденные часы; потом она снижается, начинает преобладать тормозной процесс, но к 16 - 17 часам отмечается некоторый подъем возбудимости, а затем она прогрессивно снижается, достигая минимума к моменту сна.

Впрочем, не у всех людей работоспособность выше всего утром. Вероятно, вы слышали о «совах» и «жаворонках». В основе суточных биоритмов лежит цикл «сон -бодрствование». В зависимости от того, как строится этот цикл все люди делятся на «жаворонков» (25 - 30 %), «сов» (25 - 30 %). Но специалисты определяют еще и тип «голубей» (40 - 50 %), которые в различных обстоятельствах могут вести себя по-разному. Существует версия, что в детстве почти все люди - «голуби», склонность к первым двум типам вырабатывается позднее, в зависимости от уклада жизни в семье, предрасположенности организма и т.д.

«Жаворонки» активны по утрам: в это время у них все спорится. Во вторую половину дня они становятся вялыми, быстро утомляются, им трудно заставить себя сосредоточится.

Правда, социальные условия (урбанизация, режим работ, домашние дела и не в последнюю очередь всемогущее телевидение) превратили многих из нас в «голубей», у которых из-за недосыпания утром работоспособность, как у «сов», а вечером - как у «жаворонков». Если вы можете спокойно работать только после того, как улягутся ваши домашние и в квартире установится относительная тишина, не спешите относить себя к совам, советует Н. Агаджанян. Известно, что субъективная оценка типа работоспособности очень часто противоречит данным, полученным в эксперименте. Исследования показали, что большинство «голубей» - это «разболтанные жаворонки». Попробуйте нормализовать свой режим дня, не досиживайтесь допоздна перед телевизором или за увлекательным чтивом - и результат скоро ощутите и вы сами, и ваши коллеги.

«Не пытайтесь работать против своего естественного дневного ритма (который вы

если и сможете изменить, то незначительно), а используйте эти закономерности в вашем распорядке дня!» - настаивает в книге «Ваше время - в ваших руках» немецкий исследователь Лотар Зайверт, не один десяток лет посвятивший проблеме эффективного использования времени.

Обычно пик работоспособности человека приходится на первую половину дня. В это время активно функционирует желудок, поджелудочная железа, селезенка и сердце. Во второй половине дня активно работает тонкая кишка. Наступает спад продуктивности, с которым многие пытаются бороться с помощью кофе.

По мнению медиков, если игнорировать значение биоритмов, это может привести к проблемам со здоровьем. Например, когда человек отправляется в командировку через несколько часовых поясов, с ним происходит десинхроноз - расхождение ритмов организмов и ритмов окружающей среды. Врачи утверждают, что если организм в течение длительного времени не может вновь войти в свой естественный ритм, в нем возникают изменения и повреждения, наступает кризисное состояние и даже полная остановка.

При очень напряженной работе даже дневной ритм, как правило, постоянно нарушается. В результате чего, 8 % взрослого населения страдает бессонницей, 15 % - недостаточно отдыхают во сне. Все это вызывает повышенную утомляемость и отражается на деятельности. Существует версия, что многие катастрофы, в том числе на Чернобыльской АЭС, вызваны именно утомленностью персонала. Но это происходит не столько из-за тяжелого труда, сколько из-за несоответствия индивидуальных биоритмов человека режиму работы.

К нормализации режима дня, приближению его к природным ритмам призывает и владивостокский ученый Л. Глыбин. Он обнаружил в суточном ритме работоспособности 5 подъемов (в 5, 11, 16, 20 и 24 часа) и 5 спадов (около 2, 9, 14, 18 и 22 часов по зимнему времени). Вы наверное ощущали, что если одолеть сонливость овладевающую нами в 22 - 23 часа, то после полуночи от-

крывается «второе дыхание», спать совершенно не хочется, и кажется, что можно свернуть горы - пока не наступает 2-3 часа. А вот какова работоспособность на рассвете, знают не многие. Известно, что Лев Толстой приступал к работе ранним утром и ценил эти часы творчества превыше всех прочих. Мы же, похоже, свое лучшее время просто просыпаем. Л. Глыбин предлагает сместить начало рабочего дня на ранние утренние часы и заканчивать его вскоре после полудня. Подъем в 4 часа, приемы пищи в 4, 10, 15 и 19 часов, отход ко сну не позже 21 часа - и следователь полагает, что такой режим способен существенно повысить производительность труда. Именно в таком ритме в течение многих тысячелетий жили наши предки. Рано ложиться и рано вставать -значит следовать естественному ритму, обусловленному физиологической природой человека.

Суточная и сезонная периодичность присущи всем уровням биологической организации. Есть все основания утверждать, что они не только служат целям приспособления организма к циклическим изменениям окружающей среды, но и составляют универсальную временную основу, необходимую для сочетания деятельности многих и многих физиологических систем. В зрелом возрасте здоровый человек характеризуется специфическим биоритмологическим статусом, который можно считать эталоном оптимального «количества здоровья». В процессе старения уменьшается амплитуда колебаний физиологических параметров, ритм постепенно утрачивается (причем для разных функций - с разной скоростью). Отечественный исследователь В. М. Дилман считает, что основной причиной естественной смерти человека является поломка Больших Биологических Часов, рассогласование деятельности «центра» и «периферии» - гипоталамуса и нервной и эндокринной систем. Потому и относится к биоритмологии следует не как к экзотическому модному увлечению, а с максимальной серьезностью.

Однажды с нашими космонавтами, находившимися на орбите, провели такой эксперимент. Одному из них велели спать

ровно 3 часа, потом еще 3 часа бодрствовать, потом снова засыпать и просыпаться. Через сутки у космонавта случился гипертонический криз. Американским астронавтам после подобной «экзекуции» показалось, что в иллюминатор заглянул ангел. Такое нарушение привычного режима очень вредно для здоровья человека считают медики, и прежде всего потому, что приводит к сбоям в работе вегетативной и нервной систем. Тем не менее многие идут на подобные жертвы сознательно, считая профессиональный долг важнее ночного сна.

Суточные (а вероятнее всего и сезонные, и иные) ритмы являются таким же всеобщим свойством живого, как генетический код (который тоже долгое время считали химерой). И то, что в разных регионах страны направленность суточных колебаний большинства физиологических показателей одинакова, служит дополнительным доводом в пользу эндогенной природы циркади-анных ритмов.

Совсем немного знаем мы пока о ме-гаритмах. Одним из интересных примеров многолетних колебаний может служить изменение творческой активности личности.

В 1925 году русский физиолог Н.Я. Пэрна опубликовал данные 18 летних самонаблюдений. Им были выявлены ритмы творческих «вспышек» у человека, происходящие через каждые 7 дней и с периодом около 6-7 лет. По мнению Н.Я. Пэрна, границы этих этапов или «узловые точки жизни», приходятся примерно на следующие годы: 6-7, 12-13, 18-19, 25-26 лет, 31-32 года, 37-38, 43-44, около 50 и 56-57 лет. Эти периоды характеризуются активацией духовной деятельности и особой чувствительностью организма.

Гипотеза ритмической активации духовной деятельности человека нуждается не в беглой «прикидке», а в тщательном многостороннем изучении. Эта гипотеза заслуживает внимания и исследователей, и широкой общественности, хотя до недавнего времени была почти забыта.

В этом смысле значительно больше повезло с известностью так называемой «гипотезе трех ритмов» - физического, эмоцио-

нального и интеллектуального. Она приобрела невиданную популярность. Между тем исходные данные были лишены всякого налета сенсационности. Еще в 1897 году берлинский врач В. Флисс отметил, что приступы бронхиальной астмы и некоторых других заболеваний чаще отмечаются через 28 или 23 дня. Он предположил, что настроение и физическое самочувствие человека зависят от двух различных циклов: 23-дневного цикла «силы, стойкости и смелости», т.е. «мужского» физического компонента, и от 28-дневного цикла «чувствительности любви, интуиции», т.е. «женского» эмоционального компонента.

Чуть позже исходные данные о периодичности обострений болезней получил австрийский психолог Г. Свобода, а его соотечественник А. Тельтшер обратил внимание, что способность студентов усваивать учебный материал изменяется с периодом в 33 дня. Сегодня периодичность в течении ряда заболеваний объясняют совсем иными причинами. Прошло почти 11 лет, и на волне искреннего интереса к биоритмологии разрозненные раннее сведения объединили в единую гипотезу «трех ритмов», период колебаний в 23 дня, эмоциональному - в 28, интеллектуальному - в 33. Отчитывать все три ритма рекомендуют с момента рождения. По мнению приверженцев данной теории, на протяжении всей жизни они сохраняют синосуидальную форму колебаний. Все циклы имеют две фазы - положительную и отрицательную; день начала каждой обозначается как нулевая точка. Именно в эти дни организм наиболее уязвим для внешних воздействий, что дало основание называть нулевые точки критическими. Если они совпадают для двух или тем более трех ритмов, опасность возникновения несчастного случая, крупной ошибки, болезни многократно возрастает. И это как будто подтверждается исследованиями, проведенными энтузиастами во многих странах, в том числе и в нашей. Так, большинство несчастных случаев у рабочих угольной промышленности приходилось именно на критические дни. Когда с учетом фазы ритма выделяли «опасные» для шоферов дни, преду-

преждали о них испытуемых, старались по возможности изменить их график работы, число несчастных случаев на дорогах действительно уменьшалось. В Японии даже удалось таким образом вдвое сократить число аварий в год (правда скептики полагают, что эффективность этих мероприятий связана с мобилизацией внимания и волей обследуемых).

Несомненно, есть в нашей жизни подъемы и спады, «темные» и «светлые» полосы; и ритмические колебания физической и интеллектуальной активности тоже, вероятно, есть, но описать их с точностью до дня на много лет вперед невозможно. Сторонники «гипотезы трех ритмов» исходят из того, что с рождения человека «заводятся» собственные «биологические часы» - и отмеряют периоды вдохновения и разочарования, силы и слабости, творческого подъема и хандры. Но физическая работоспособность определяется функционированием сердечнососудистой, дыхательной, мышечной, нервной систем и органов, интеллектуальная -работой многих образований головного мозга. Уже известно, что ритмическая активность всех этих и многих других систем и органов «созревает» постепенно, с разной скоростью, и процесс этот растягивается на годы. К примеру, колебания частоты сердечных сокращений с периодом около суток отмечается уже полгода; после рождения этот ритм постепенно изменяется и становится таким же, как у взрослых, примерно к 2 годам. А свойственное взрослым соотношение ритмов показателей сердечнососудистой и дыхательной систем устанавливается лишь к концу физиологического созревания человека. Если сеточные и сезонные ритмы функциональных систем «созревают» не сразу, то почему сложные «физический», «эмоциональный» и «интеллектуальный» должны существовать изначально и неизменно? И можно ли говорить об

интеллекте от рождения, ведь похвалиться его наличием может не только не каждый ребенок, но, увы, и не каждый взрослый?

Очень трудно рассказывать о предмете молодой, развивающейся науки. В биоритмологии нет еще классических канонов, незыблемых положений. День ото дня накапливаются факты, вырабатываются новые концепции. Бесспорно одно: биологические ритмы являются столь же фундаментальным, всеобщим свойством живого, как генетический код. Ритмические колебания деятельности физиологических систем запрограммированы изначально (во всяком случае, такова природа циркадианных ритмов). Ничто живое не остается неизменным, все подчиняется закону ритма. Внешние факторы позволяют лишь более тонко регулировать, подстраивать колебательные системы к условиям окружающей среды. Биологические ритмы изменяются, сдвигаются в определенным пределах. За счет этого человек адаптируется к изменяющимся внешним условиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян Н.А. Ритмы жизни и здоровья. -М.: «Знание», 1975.

2. Дильман В. Хранить постоянство ритмов // Наука и жизнь. - № 2. - 1983.

3. Куприянович Л.И. Биологические ритмы и сон. -М.: Наука, 1976.

4. Годфруа Ж. Что такое психология? - М.: Мир, 1992.

5. Агаджанян Н., Руженков В., Руженкова И. Цивилизация и здоровье. - Ставрополь, 1990.

Ахвердова Инга Альбертовна, кандидат педагогических наук, помощник ректора университета по координации работы с Министерством образования РФ и другими федеральными органами исполнительной и законодательной власти.

Биоритмы человека – это повторяющиеся ритмы в организме, которые имеют свой временной отрезок от доли секунды до пары минут.

Здоровье

Вся база биологии построена на ритмичной работе, которая непосредственно влияет на любой организм. На здоровье человека, к примеру, воздействует целый комплекс внешних факторов, которые влияют на организм ежесекундно.

Поэтому для каждого человека очень важно, во-первых, определить тип суточного биологического ритма, во-вторых, поддерживать индивидуальный суточный биоритм. Вследствие чего такая работа поможет осознать всю важность соблюдения режима дня. Такая работа также укрепит ваше здоровье. Исходя из этого можно утверждать, что биологические ритмы и здоровье человека тесно связано.

Биоритмы и их влияние на безопасность человека

То, что биоритмы сильно влияют на здоровье человека, мы уже выяснили в предыдущей части. Но, что если человек не соответствует своим биоритмам? Наверняка первые сутки несоответствия биоритмам сильно не скажутся на здоровье человека, но самочувствие может сильно пострадать, как и эмоциональный фон.

Многим известно, что эмоции человека очень влияют на предрасположенность к болезням. Из этого можно предположить, что несоответствие собственным биоритмам грозит нарушению безопасности человека.

Хронотипы голубь, сова, жаворонок

Ученые разделяют биоритмы человека на хронотипы в зависимости от активности во времени суток. Сова – это хронотип людей, которые предпочитают вечернюю активность и более работоспособны именно в это время суток. Также определяют по времени суток и следующие хронотипы: жаворонок – утро, а голубь – день.

По дате рождения и часам

Биоритмы человека сугубо индивидуальные и никак не связаны с датой рождения, а любой расчет и привязка к дате рождения является околонаучным предположением, которое не имеет никаких фактов за собою.

В статье собраны только лучшие толкование снов, которые могут быть предсказанием для свадебного торжества. Сон подготовка к свадьбе своей Различны...

В статье собраны только лучшие и проверенные временем приметы и не только они, что дает возможность понять, к чему происходят различные события в этот...