История создания пантеона в риме. Самый хорошо сохранившийся памятник античной архитектуры. Эдикулы с портиками

О нем слагали стихи к нему стремятся туристы, приехавшие в Италию, его изображения везут на родину на фотографиях и открытках. Расположенный в Риме Храм всех богов (или, как называется сейчас это сооружение, Пантеон) на момент своего возведения был посвящен главным богам, почитавшимся в Величественная постройка является одним из известнейших архитектурных памятников античного периода, сохранившихся до наших дней. Шли годы, менялся мир, и после падения империи языческое святилище было освящено как христианская церковь святой Марии и Новомучеников.

История. Первый Пантеон - Пантеон Агриппы

Первый Храм всех богов в Риме был построен еще между 27 и 25 годом до нашей эры. Несмотря на то что строительство велось на территории Римской империи, название Храма всех богов в Риме происходит от греческих слов: "пан" - "всеобъемлющий", и "теон", что в переводе означает "божественный". Он был посвящен главным богам римлян:

  • Юпитеру - верховному богу-громовержцу, которому в греческой мифологии соответствует Зевс.
  • Нептуну - богу морей и землетрясений, греческий аналог - Посейдон.
  • Марсу - богу войны, ему соответствует греческий Арес.
  • Венере - богине любви и красоты, Афродите в Элладе.
  • Плутону - богу подземного аналог - Аид.
  • Меркурию - вестнику богов, покровителю торговцев и путешественников (Гермес в Древней Греции).
  • Сатурну - титану времени, греческий вариант - Кронос (Хронос).

Руководство строительством взял на себя близкий друг и зять императора, консул Марк Агриппа, о чем свидетельствовала выложенная бронзовыми буквами надпись на здании. Первый Пантеон был обращен фасадом на юг и имел форму прямоугольника. Главным украшением фасада римского Пантеона были колонны и кариатиды - статуи одетых женщин, заменявшие собой колонны, впервые появившиеся в Древней Греции. Напротив Пантеона, на противоположной стороне площади, стоял храм Нептуна. По крайней мере именно это описание Храма всех богов в Риме дошло до нас.

Первый римский Пантеон сгорел во время пожара в первом веке нашей эры, но, как и множество других храмов, был отстроен при императоре Домициане, а его остатки сейчас располагаются на глубине около двух с половиной метров.

Постройка современного Храма всех богов в Риме

Восстановленный при Домициане Пантеон Марка Агриппы был окончательно разрушен при правлении из-за того, что в него ударила молния, поэтому при императоре Адриане, который хотел, чтобы "это святилище всех богов представляло земной шар и небесную сферу", он был полностью перестроен.

Согласно маркировке на кирпичах, из которых сложен храм, его строительство велось в первой половине второго века нашей эры. Архитектором выступил один из крупнейших зодчих того времени Аполлодор Дамасский, руководивший строительством значимых сооружений (среди них Термы и Триумфальная арка) не только при Адриане, но и до него, при Траяне.

Архитектурные особенности

В отличие от своего предшественника, Пантеон Аполлодора был ориентирован на север, да и размеры его существенно возросли. Более того, в новом проекте к архитектурной композиции был добавлен подиум из восьми ступеней. храма способно вместить в себя сферу - идеальную модель Вселенной - диаметром 43 метра. Сама архитектура Храма всех богов отражает представления римлян об устройстве мироздания. Стены храма достаточно толстые, а их состав меняется вместе с высотой - внизу они более плотные, а верхняя их часть состоит из более легких материалов.

Конечно, наиболее известен вид с фасада - на большинстве фото Храма всех богов в Риме можно рассмотреть шестнадцать высоких колонн, на которых покоится треугольный фронтон. На фронтоне присутствует та же надпись, что и на Пантеоне Агриппы. Под фронтоном есть отверстия, с помощью которых крепилось бронзовое изображение символа власти - орла с распростертыми крыльями, который держит в клюве дубовый венок. Множество украшавших фасад бронзовых изображений работы Диогена Афинского позднее использовали при работе над Базиликой Святого Петра, многие люди в то время считали этот поступок варварским.

Пантеон после падения империи

После краха Римской империи Пантеон избежал уничтожения только благодаря тому, что в 608 году нашей эры был превращен в церковь папой Бонифацием IV, который годом позже освятил его в честь Святой Марии и Мучеников. Название было обусловлено тем, что именно сюда перевезли мощи из римских катакомб. Примерно через сорок пять лет император Константинополя Констант II вывез из бывшего Храма всех богов бронзовые декоративные элементы и позолоченную черепицу, которую заменили свинцовой лишь спустя почти два века после визита константинопольского монарха. Кроме того, после того как Пантеон стал христианским храмом, были уничтожены все предметы языческого культа римлян, изображения римских богов. В храме воздвигли алтарь, появились скульптурные изображения святых, фрески на библейские сюжеты.

В последующие годы судьба этого величественного сооружения тоже была незавидной. Длительное время он пребывал в запустении, как, например, во время В какой-то период он оказался в центре борьбы между знатными римскими семьями Колонна и Орсини, выполняя роль крепости.

Кто похоронен в Храме всех богов?

Эпоха Возрождения принесла традицию хоронить в крупных соборах выдающихся людей своего времени. Не обошла она стороной и Пантеон, где нашли свой последний приют многие живописцы Ренессанса, среди которых один из величайших мастеров своей эпохи - Рафаэль Санти, который лежит здесь вместе со своей невестой Марией Биббиеной, архитектор Бальдассаре Перуцци, музыкант Арканджело Корелли.

Здесь же покоятся Савойской династии. В бывшем Храме всех богов похоронен первый из королей объединенной Италии - Виктор Эманнуил II, Отец Отечества, как гласит надпись на его надгробии. Он был прославлен своим усердным трудом на благо страны и своей борьбой за ее единство. Сын и преемник объединителя Италии, король Умберто, застреленный в 1900 году, также похоронен в Пантеоне, рядом со своим отцом. Спустя тридцать шесть лет в Пантеоне была похоронена и супруга Умберто, королева Маргарита. Караул у королевских захоронений обеспечивают на добровольных началах представители Национального института почетной охраны.

Экскурсии в Пантеон

В Пантеон можно прийти как с организованной экскурсией, например во время тура по Риму, так и зайти самостоятельно, своими глазами увидев величие античной архитектуры. Вход в храм открыт с половины девятого утра до половины восьмого вечера и абсолютно свободен, однако он закрывается для посетителей 1 января, 1 мая и 25 декабря - в дни государственных праздников. Находится Пантеон на Пьяцца делла Ротонда (Piazza della Rotonda). Однако есть ряд деталей, которые необходимо учитывать при посещении.

О чем следует помнить, посещая Пантеон?

Если кто-то решит посетить, находясь в Риме, Пантеон - Храм всех богов, он должен помнить о том, что нужно соблюдать некоторые правила.

  • В Пантеоне в первую очередь следует соблюдать дресс-код, поскольку он является действующим храмом. Одежда должна быть закрытой. В крайнем случае можно обернуть вокруг себя один из платков из корзины рядом со входом.
  • В храм нельзя проносить еду и напитки.
  • Обязательно нужно отключить мобильный телефон. Но при этом в храме можно фотографировать и записывать видео.

Любопытные факты

Одной из важных отличительных черт рассматриваемого нами культурного объекта был тот факт, что Храм всех богов в Древнем Риме был единственным местом, куда мог прийти абсолютно любой житель города и помолиться своим богам. Это было новшеством, потому что до этого в храмы имели доступ только жрецы.

Только раз в году - в день летнего равноденствия, 21 июня - солнечный свет, проходя через "Глаз Пантеона" (круглое отверстие в центре храмового купола), освещает входящих в храм людей. В остальные дни в полдень солнечный свет образует своего рода "столб", а в прочие часы поочередно освещает ниши со скульптурами святых, где ранее были установлены статуи богов.

Округлая форма основной части Пантеона обусловлена тем, что когда-то на этом месте располагался бассейн, чей фундамент и стал основой для храма, возведенного Агриппой.

Пантеон в Риме – это античный храм, посвященный древнеримским богам и воплощение величия Римской Империи. Предполагается, что он был построен во 2 веке н.э. на месте храма, построенного в 27 веке до н.э. Марком Агриппой. В 7 веке Пантеон был переосвящён в католический храм. Сегодня это достижение античности находится на площади дела Ротонда (Piazza della Rotonda).

Пантеон представляет собой огромную ротонду, накрытую полусферическим куполом диаметром 45 метров. Зодчие смогли достичь гармонического равновесия между высотой здания и его диаметром. Благодаря инженерным расчетам, купол не давит на посетителей своей массой, а торжественно возвышается, подобно небосводу.

Высота сооружения почти равна его диаметру и составляет 42 метра . Основной особенностью Пантеона является отверстие по центру купола диаметром 9 метров, называемое «Око Пантеона». Через него внутрь храма попадает воздух и свет.

Око Пантеона

Изнутри поверхность купола украшена 140 кессонами. Эти декоративные углубления обладают не только декоративным, но и конструктивным значением. За счет них значительно снижалась масса свода. Было подсчитано, что вес купола составляет 5 тысяч тонн . Но с увеличением высоты свода, его толщина и масса уменьшаются. Так, например толщина бетонной массы в основании равна 6 метрам, а возле Ока Пантеона – 1,5 метра.

Вход

Вход в храм подчеркивает портик из шестнадцати гранитных коринфских колон. Попасть в храм можно через римский портал, датированный римской эпохой. Стены, на которых держится купол, изнутри облицованы мрамором и разделены на 2 яруса. Нижний ярус в свою очередь разбит на 7 одинаковых ниш, для облегчения конструкции.

Место захоронения великих людей

Пантеон – одно из немногих , сохранившееся до наших дней без изменений. Все время своего существования он привлекал внимание как художников и ученых, так и простых обывателей. считал его ангельским творением. (Raffaello Santi) хотел быть похороненным в храме, который, по его мнению, соединял в себе людей и богов. Великий художник был похоронен в Пантеоне. Это событие стало новым этапом истории античного храма. Он стал местом захоронения для великих и известных людей.

С архитектурной точки зрения, Пантеон – практически единственное монументальное сооружение, гармонично сочетающее грандиозность и изящество. Его облик оказал немалое влияние на архитектуру, как своего времени, так и последующих.

Не смотря на прошедшие века с их потерями и приобретениями, Пантеон, как и раньше, остается настоящим подтверждением величия Римской империи.

Найти отель рядом с Пантеоном

Билет для посещения Пантеона не требуется, так как вход бесплатный . Время работы с 9 до 19 часов, ежедневно. Меньше всего туристов в первый час после открытия – это время мы и рекомендуем для визита нашим читателям.

??? ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ ??? ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Какую бы цель не ставил перед собой турист, выбравший Рим в качестве главного объекта для посещения, ему не миновать Пантеон по нескольким причинам:

  • это архитектурный шедевр, подобного которому нет нигде в мире;
  • это единственная античная постройка, которая избежала разрушения и перестройки, а значит по-настоящему передающая атмосферу древности;
  • это легко найти на туристической карте;
  • это совершенно бесплатно и работает без выходных;
  • это впечатляюще.

Мы постараемся, чтобы попали вы туда подготовленными, поэтому расскажем об истории этого храма, о том, что там обязательно нужно увидеть, как лучше сюда добраться, где на месте получить необходимую информацию. Отзывы бывалых туристов о Пантеоне, приведенные в конце статьи, помогут вам принять окончательное решение о посещении храма всех богов в Риме.

Чуток истории

Впервые идея создать храм, посвященный сразу всем главным богам римлян, созрела в голове консула Агриппы, родственника и соратника первого императора Октавиана Августа. Агриппа создал удивительное сооружение не столько внешне, сколько по содержанию. В отличие от других храмов, посвященных одному, максимум двум богам, первый Пантеон вместил в себя алтари всех главных божеств римлян. Юпитер, Юнона, Сатурн, Венера, Марс - здесь можно было принести жертву каждому в отдельности или всем вместе. Но даже это революционное новшество не является главным.

В античные храмы входить имели право только жрецы, все ритуалы проводились на площадях перед святилищами. Агриппа ломает эту традицию. Приказав построить вход в храм в виде триумфальной арки, он добился, что всякий входящий сюда символически становится «триумфатором», а значит «равным богам». Теперь горожане могли смело вступать туда, куда раньше им не позволяла это делать «непосвященность». Жрецы не были в восторге от подобной вольности, но спорить с влиятельным строителем не решились.

Первый храм всех богов простоял чуть больше века (27 год до н.э. — 80 год н. э.), два пожара, случившиеся с перерывом в тридцать лет, практически уничтожили первый Пантеон. На месте демократичного храма расположился банный бассейн. Так было до прихода к власти императора Адриана, человека образованного и деятельного.

Император Адриан любил строить храмы и не любил христиан. В историю он вошел, как создатель Пантеона в Риме и как мучитель, убивший сразу четырех христианских святых (Веру, Надежду, Любовь и мать их Софью). Второй поступок историками не доказан, а первый подтвержден документально.

К созданию проекта и строительным работам был привлечен гений архитектуры Аполлодор Дамасский . Гигантский купол, накрывающий цилиндрическое «тело» храма, стал чудом уже во время строительства. Расположенные по кругу алтари главных богов отвечали главной идее храма - общедоступности.

Когда христианство было провозглашено единственной религией Рима, с фронтона у входа в Пантеон сбили все скульптуры, вынесли языческие статуи из храма и закрыли тяжелые медные двери. Более двухсот лет здание просто пустовало. Почему его не разрушили или не превратили в христианскую церковь сразу? Ответы пока не найдены. Можно предположить, что это место, долгое время служившее языческим идолам, не считалось пригодным для христианского храма.

Новую жизнь Пантеон получил в начале VII века , когда был подарен византийским императором папе римскому. Новое имя храма - Церковь святой Марии и мучеников.

С XIV по XVI век Пантеон выполнял роль крепости, его стены могли выдержать самый мощный штурм, а время было неспокойное. Когда воцарился мир, Пантеон получил третью жизнь. В порыве всеобщего обновления и разгула Барокко один известный архитектор пристроил над входом в храм всех богов две нелепые башенки. Римляне тут же прозвали их «ослиными ушами» и скоро убрали. Так он и стоит до сих пор, лишенный внешних украшений, но грандиозный и монументальный.

Что посмотреть?

Перед входом в Пантеон:

  • Обелиск и фонтан - обелиск самый настоящий египетский и древний. Долгое время просто валялся в кустах, поваленный варварами. Установлен во время Возрождения, а фонтаном украшен в XVI веке.

  • Колоннада и фронтон над входом - колонны сохранились античные, а на фронтоне (треугольник под крышей) можно увидеть отверстия, в которые были вставлены крепления для скульптурной группы «Битва Титанов» (уничтожено как языческое украшение). Надпись гласит, что «это построил Агриппа». Обычное дело для храмов. Император Адриан себя не указал, считая главным в Пантеоне идею Агриппы.
  • - тяжелые, толстые. Были установлены в тот период, когда храм играл роль укрепления.

  • Скульптуры у входа - Агриппа и Адриан - отцы-основатели;

Внутри Пантеона:

  • Купол - разглядывать можно бесконечно. В храме всех богов нет окон, свет попадает через отверстие на макушке. Есть несколько легенд, связанных с этим «глазом»: христианская - когда в Пантеоне была проведена первая месса, языческие духи или демоны вырвались отсюда через вершину храма (не очень-то верится, но впечатляет многих); народная - Коперник окончательно склонился к мысли, что Земля вращается вокруг Солнца, разглядывая купол Пантеона.
  • Захоронения - здесь можно найти место упокоения Рафаэля (самое популярное место), а также могилы первых королей единой Италии.

  • Скульптуры в нишах - некоторые сохранились с древних времен и были «приспособлены» для нужд христиан.
  • Икона главного алтаря - список с главной чудотворной иконы Польши (Честноховская Божья Матерь). Утверждают, что чудесные исцеления и исполнение желаний здесь не редкость.

При входе в храм можно взять аудиогид на русском языке, заполнив форму заявки и оставив документ в залог (паспорт, кредитку и т.д.). Сама услуга стоит 5 евро. Вход и фото - бесплатно.

Время работы: с 9 утра до 19:30. В воскресенье - до 6 часов вечера. В праздники - только до часу дня.

Как добраться?

Ближайшая - Barberini (А линия). От нее нужно пройти метров 700.

Автобусная остановка «Argentina» есть у маршрутов 40, 64, 87, 492. Пройти придется метров 400.

Трамвай номер 8 - не самый удобный транспорт, разве что по дороге из Ватикана.

Осмотрев Пантеон, пора отправляться дальше, изучать и осматривать другие исторические объекты, галереи, музеи и фонтаны. Рим в буквальном смысле переполнен достопримечательностями, которые хочется увидеть. Чтобы успеть как можно больше, желательно, иметь перед собой четкий маршрут. Мы расскажем, как и ничего не упустить.

Слово «Пантеон» происходит от древнегреческого «Pantheion», которое означает «принадлежащий/относящийся ко всем богам» («pan-» это «все», а «the?on» это «принадлежность богам»). Римский консул греческого происхождения Дион Кассий (автор «Римской истории»; 155 – 235) писал, что такое название было дано храму или от того, что вокруг него стояло необычайно много статуй различных богов, или из-за схожести его купола с небесами. Он предполагал, что «Пантеон» (или «Пантеум») было лишь народным прозвищем храма, а не его официальным названием. Маловероятно, что храм действительно был посвящён всем богам – скорее всего, только к 12 богам или другой определённой группе. Единственным пантеоном, построенным раньше этого, был храм в Антиохии (Сирия).

Современное состояние Пантеона

Годфрей и Хемсолл в книге «Пантеон: храм или ротонда?» указывали на то, что древние авторы никогда не использовали в адрес Пантеона Адриана слово «эдес » («aedes» – храм как здание) и даже в надписи Северия Севера, сделанной на архитраве используется просто «Пантеум», а не «эдес Пантеи» (храм всех богов). Кроме того, сам Дион Кассий, практически современник здания, также не объяснял происхождение названия тем, что храм был посвящён всем богам. Ещё римский историк Тит Ливий (64 г. до н.э. – 17 г. н.э.) писал, что издавался указ, запрещавший посвящать храмовые здания (или, возможно, только их целлы) более, чем одному богу , чтобы было понятно, какой бог гневается, если, например, в храм ударит молния, а также потому, что жертвоприношение полагалось совершать только для конкретного божества. По мнению Годфрея и Хемсолла слово «Пантеон» «не обязательно указывает на конкретную группу богов или, и правда, на всех богов, поскольку оно могло иметь и другие значения… Слово «пантеус» или «пантеос» определённо могло использоваться для указания на конкретного бога… Также следует иметь ввиду, что греческое слово «the?os» могло означать не только «[относящийся к] богу», но также «сверхчеловек» или даже «великолепный».

Вид сверху

Древний Пантеон, его описание и архитектура

После битвы при мысе Акций в 31 году до н.э. полководец и зять императора Октавиана Августа Марк Агриппа начал в Риме широкомасштабное строительство. Храм Пантеон был частью комплекса, созданного им на его собственной земле на Марсовом поле в 29 – 19 годах до н.э. Этот комплекс также включал бани его имени и базилику Нептуна. По всей вероятности, эта базилика и Пантеон были частной собственностью Марка Агриппа, а не общественным достоянием. Это объясняет тот парадокс, что за очень короткий промежуток времени храм утратил оригинальное имя и назначение.

На протяжении долгого времени считалось, что современное здание Пантеона было построено при Агриппе, поскольку это написано на его архитраве. Однако, археологические изыскания, и, главным образом, печати на кирпичах с датами 118 и 119, показали, что Пантеон Агриппы, имевший деревянную крышу или вовсе не имевший крыши, был разрушен вместе со многими другими зданиями во время огромного пожара в 80 году . Император Домициан его восстановил, но в 110 году он сгорел вновь после удара молнии.

Пантеон с площади Минервы

Археологические раскопки конца XX века показали, что Пантеон Агриппы, вероятно, имел круглую форму и треугольный портик и, также как современный, смотрел на север. Однако возможно также, что все новые находки были следами разрушения второго храма, построенного при Домициане. В этом случае круглым был второй Пантеон, а первый был таким, каким его описал итальянский археолог Родольфо Ланчани в XIX веке – в виде буквы Т, причём вход находился на узкой части и смотрел на юг.

Плиний был единственным современником, видевшим и Пантеон Агриппы и описавшим его в книге «Естественная история» в 77 году. От него мы знаем, что «также капители колонн, которые были поставлены М. Агриппа в Пантеоне, сделаны из сиракузской бронзы», что «Пантеон Агриппы был украшен Диогеном Афинским, и его кариатиды, которые служат колоннами храма, считаются образцом совершенства: то же самое, также, со статуями, которые размещены на крыше» и что «одна из жемчужин Клеопатры была распилена на две части, чтобы каждая из них могла служить подвеской в ушах Венеры в Пантеоне в Риме».

Соотношение наружных и внутренних фасадов

Вероятно, строительство современного здания началось в 114 году при императоре Траяне (прав. 98 – 117) через четыре года после того, как оно было разрушено во второй раз. В любом случае, работы над новым зданием начали вести вскоре после 110 года и завершили около 126 года, когда римским императором стал Адриан (прав. 117 – 138). Архитектором мог быть Аполлодор из Дамасска (50 – 130 гг.).

Неизвестно, в какой степени архитекторы императора Адриана использовали планы и схемы предыдущих зданий. Предполагается, что на архитраве его фасада была сделана та же надпись, которая была на первом Пантеоне. Это было обычной практикой для строений, которые восстанавливал Адриан (единственное здание, на котором он оставил своё собственное имя, был храм божественного Траяна). Назначение этого здания неизвестно – это мог быть храм, зал приёмов, место династического культа Августов или что-то другое. «Авторы жизнеописаний Августов» считали, что Адриан посвятил Пантеон его первому строителю, однако современная надпись может и не быть копией той, что была сделана на оригинальном храме, поскольку Домициан на всех восстановленных им зданиях оставлял своё имя, поэтому упоминания Агриппы на втором Пантеоне не было. Кроме того, буквы надписи чрезвычайно большие для своего времени, а широкое использование позолоченной бронзы началось лишь после 17 года до н.э. В надписи не сказано, кому именно Агриппа посвятил этот храм, а также маловероятно, что в 25 году до н.э. он представлялся «консулом в третий раз». Такая надпись есть на монетах, отчеканенных после его смерти. Упоминание о трёхкратном консульстве было напоминанием о том, что он, единственный из своего поколения, кроме самого Августа, удостоился этой чести. В чём бы ни заключалась причина изменения старой надписи, новая свидетельствует о том, что назначение здания после перестройки также могло стать иным.

Модель Пантеона и его окрестностей времён Адриана

Консул Дион Кассий (ок. 155 – 230), написавший хорошо сохранившуюся «Римскую историю», всего, примерно, через 75 лет после третьей реконструкции Пантеона, ошибочно приписывал его Агриппе. Он является единственным из более-менее современных Пантеону писателей, который упомянул о нём в своей книге. Таким образом, уже около 200 года не было ясности ни с датой строительства здания, ни с его назначением. Кассий писал: «Агриппа закончил строительство здания, называемого Пантеоном. Он получил такое имя, возможно, потому что среди идолов, которыми он украшен, есть статуи многих богов, включая Марса и Венеру; но, по моему личному мнению, имя он получил из-за сводчатого потолка, который напоминает небо» (53.27.2).

Из-за слов Диона Кассия стало принято считать Пантеон храмом, хотя его ориентация на север была крайне необычной для храма. Например, входы в святилища греческого типа были ориентированы на восток, чтобы в определённые дни солнце могло проникать внутрь, а этрусские и италийские (дороманские и раннероманские) были ориентированы на юг.

В нижней части барабана (1) находится семь больших ниш (2), отделённых от зала парами колонн (3), поддерживающими архитектурный пояс, в которой сделаны фальшивые окна (4), не сообщающиеся с внешними стенами, но за которыми находится внутренний проход (5). В третьем уровне «барабана» купола сделаны маленькие окна, сообщающиеся с внешним миром (6), за которыми находится ещё один внутренний проход (7). У основания купола сделано утолщение в виде семи концентрических колец (8), которые первоначально были отделаны мрамором, после которых начинается сужение (9), завершающееся самой тонкой частью с окулусом (10).

Современная история

В 609 году византийский император Фока передал Пантеон папе Бонифацию IV, который 13 того же года освятил его как церковь Святой Марии и мучеников . Считается, что из римских катакомб было извлечено 28 повозок останков мучеников, которые разместили в отделанной порфиром нише под главным престолом. Превращение Пантеона в церковь спасло его от забвения и разрушения – того, чему подверглось большинство античных римских построек в Средневековье. Тем не менее, некоторых частей он лишился, например, были сняты все металлические украшения, за несколько столетий была разворована внешняя мраморная отделка (капители некоторых пилястр сейчас в Британском музее), две колонны, одна из которых стала частью примыкавшего с востока здания, были утеряны вместе со скульптурами на архитраве. При папе Александре VII (1655 – 1667) отсутствующая с XV века в третьем ряду слева розовая колонна была заменена серой, а при папе Урбане VIII крайняя левая серая колонна первого ряда была заменена розовой – обе были взяты в разрушенных термах Нерона. Из-за этого колонны выглядят перепутанными – в первом ряду среди всех серых стоит одна розовая, а в третьем ряду – среди розовых одна серая. Также при папе Александре VII был понижен уровень площади перед Пантеоном – сейчас она является самой низкой точкой Рима , поскольку находится всего в 13,4 метрах выше уровня моря. Внутренняя мраморная отделка Пантеона, в целом, сохранилась, хотя и претерпела некоторые изменения.

Крайняя левая колонна розовая, хотя должна была быть серой

После 1000 года Пантеон назывался «церковь Санта-Мария-Ротонда ». Это имя закрепилось также за площадью перед ним и сохраняется до сих пор.

В 1153 году папа Анастасий IV построил для себя дворец, примыкавший к Пантеону. При папе Евгении IV (1431 – 1447) храм был отреставрирован.

В 1270 году слева над портиком была пристроена маленькая колокольня .

Пантеон с одной колокольней в XVI веке

Когда папский двор переехал во , в Риме начались конфликты между наиболее влиятельными семьями (особенно между Колонна и Орсини). Борьба за власть привела к тому, что многие здания, включая Пантеон, были превращены в крепости внутри города. Так, например, семья Колонна владела , семья Орсини – , а семья Франджипани – . Когда резиденция папы была возвращена в Рим, началось восстановление античного Пантеона.

Начиная с эпохи Ренессанса (начало XIV в.), храм стал использоваться в качестве гробницы . В Пантеоне были похоронены художники Рафаэль и Аннибале Карраччи, композитор Арканджело Корелли и архитектор Бальдассаре Перуцци, а в XX веке – ещё и два короля Италии. В XV веке храм был украшен фресками (см. раздел про часовни и портики ниже).

Вид на Пантеон сбоку

В начале XVII века папа Урбан VIII (1623 — 1644) убрал бронзовую крышу портика , и заменил средневековую колокольню знаменитыми башнями-близнецами Бернини, называвшимися в народе «ушками осла», которые были разрушены только в 1882 году. Бронза была переплавлена и использована для обстрела замка Святого Ангела, а остатки перешли в ведение Апостольской Палаты. Существует версия о том, что из неё Бернини создал знаменитый в соборе Святого Петра, однако, более вероятно, что на него пошла бронза, доставленная из Венеции . Анонимный римский сатирик написал на папу пасквиль «quod non fecerunt barbari fecerunt Barberini», то есть, «что не сделали варвары (barbari) доделал Барберини (Barberini – фамилия папы Урбана VIII)».

Пантеон с двумя колокольнями, построенными Бернини

В 1926 году, во время реставрации римского Пантеона 1925 – 1933 годов, внутри был установлен орган . Его звучание раздаётся из-за статуи Святого Разия, стоящей в портике слева от главного алтаря.

Архитектура

Римский Пантеон состоит из двух основных частей – колонного портика и круглой ротонды (барабана с куполом). Хотя его часто изображают как свободно стоящий храм, к его заднему фасаду пристроено здание, служащее ему опорой. Оно не сообщается с Пантеоном.

Портик

Размер портика составляет 34,2 х 15,62 метров. В нём 16 колонн без каннелюр, которые делят его на три прохода – центральный и два боковых. Коринфские капители, основания колонн и часть архитрава сделаны из пентелийского греческого белого мрамора.

Коринфская капитель портика Пантеона

Портик сбоку

Пол в портике, как и внутри Пантеона, сделан из разноцветного мрамора, выложенного в форме кругов и квадратов. Первоначально пол был выше уровня улицы на один метр, и в портик вела лестница из пяти ступеней , однако во время одной из реконструкции уровень земли перед храмом был поднят, и ступени оказались под землёй. Во время последней реставрации Пантеона они были открыты, но затем вновь засыпаны.

Пол в портике Пантеона

Фронтон (треугольное пространство над входом) портика был украшен рельефными скульптурами, сделанными вероятно, из позолоченной бронзы. Судя по отверстиям, обозначающим места креплений рельефа, это был орёл с лавровым венком, от которого развивались ленты. Орёл был символом апофеоза – обожествления или превращения смертного в бога, а ленты – символом божественного царства.

Двойная надпись на архитраве

Надпись на архитраве под фронтоном :
M·AGRIPPA·L·F·COS·TERTIVM·FECIT
(Марк Агриппа, сын Луция, консул три раза, создал [это здание])
Длина этой надписи составляет 22 метра, а высота– 70 сантиметров. Буквы были сделаны из металла в 1887 году и вставлены в оригинальные вырезанные для них лакуны.

В 202 году здание Пантеона было отремонтировано императором Септимием Севером и его сыном Каракаллой, что можно узнать из второй надписи , расположенной под большой. Сейчас эти две строки едва различимы:

IMP · CAES · L · SEPTIMIVS · SEVERVS · PIVS · PERTINAX · ARABICVS · ADIABENICVS · PARTHICVS · MAXIMVS · PONTIF · MAX · TRIB · POTEST · X · IMP · XI · COS · III · P · P · PROCOS
ET IMP · CAES · M · AVRELIVS · ANTONINVS · PIVS · FELIX · AVG · TRIB · POTEST · V · COS ·PROCOS · PANTHEVM · VETVSTATE · CORRVPTVM · CVM · OMNI · CVLTV · RESTITVERVNT
(Император Цезарь Луций Септимий Север Пий Пертинакс, победитель Аравии, победитель Адиабены, великий победитель Парфии, великий понтифик, 10 раз трибун, 11 раз император, 3 раза консул, отец отечества, проконсул, и император Цезарь Марк Аврелий Антонин Пий Феликс Август, 5 раз трибун, консул, проконсул, бережно восстановили Пантеон, разрушенный временем).
Вероятно, для большей чёткости эта надпись была обведена красной краской.

Крыша портика

Потолок левой части портика Пантеона

Потолок правой части портика Пантеона

Двускатная крыша портика поддерживается деревянными балками, которые крепятся к аркам, опирающимся на внутренние колонны. До 1625 года у портика был бронзовый кессонный потолок , переплавленный папой Урбаном VIII.

Второй фронтон обозначен на стене лишь рядом кирпичей

Портик не подходит по размеру к основному зданию, что хорошо видно по наличию второго фронтона. Его можно увидеть, только если отойти и посмотреть на портик с угла. Одна из версий, объясняющих эту странность, гласит, что первоначально портик должен был быть выше и должен был стоять на монолитных гранитных колоннах 50 римских футов высотой (весом 100 тонн) с коринфскими капителями в 10 римских футов. Однако, после того как колонны нужного размера доставить не удалось, строителям пришлось изменить проект. В результате были установлены 8 колонн из розоватого и 8 колонн из серого гранита, вырезанные в в каменоломнях Монс Клаудианус (в 100 км от современной ). Каждая колонна была 39 римских футов высотой (11,9 м ), 5 футов (1,5 м) в диаметре, 60 тонн весом и имела капители высотой в 8 футов (2,8 м). От каменоломни до реки колонны тащили более 100 километров на деревянных волокушах, затем на барже, когда весной уровень воды в Ниле повысился, перевезли к Средиземному морю, где перегрузили на другое судно и доставили в римский порт Остия. Там их снова перенесли на баржи и по реке Тибр доставили в Рим. Колонны были выгружены недалеко от мавзолея Августа, откуда ещё около 700 метров их каким-то образом тащили до места строительства Пантеона. Мрамор такого цвета не добывали нигде в , поэтому одно только присутствие необычных «египетских» колонн в портике было символом необычайного могущества его создателя.

В дальней стене портика Пантеона по обеим сторонам от двери сделаны большие полукруглые ниши , в которых, вероятно, стояли статуи Октавиана Августа и Агриппы. В стенах за ними находятся две лестницы, ведущие в коридоры на втором и третьем ярусах Пантеона.

Ниша справа от главной двери пустая

В нише слева от центрального прохода находится дверь, в которую могут войти лишь члены папской академии изящных искусств

Большая двустворчатая бронзовая дверь , ведущая в целлу, которая когда-то была покрыта листами золота, является копией, сделанной при папе Пие IV (1559 – 1565). Она, вероятно, была похожа на дверь Пантеона Агриппы. Её размер составляет 7,53 х 4,45 метра.

Вход в Пантеон

Дверь открытая

Дверь закрытая

Лестница, ведущая в портик, и невидимый с узкого пространства площади купол, создавали у смотрящего иллюзию, что он находится перед храмом в греческом стиле.

Боковая дверь

Ротонда (барабан с куполом)

4535-и тонный купол из римского цемента опирается на восемь полуциркулярных сводчатых арок. Толщина свода купола сокращается от 6,4 метра в самом низу (в «барабане») до 1,2 метра вокруг отверстия «окулуса». Материалы, использовавшиеся в бетонных блоках купола, отличаются – если в самом широком месте в качестве зернистого наполнительного материала был использован тяжёлый травертин, то выше – керамические плитки и горшочки, а в самом верху – лёгкие и пористые туф и пемза. В самой высокой точке купола кольцо из клинчатого кирпича окружает окулус диаметром 8,92 метра, на котором сохранился оригинальный бронзовый ободок. Окулус, если бы он был заделан, был бы самой слабой точкой всего потолка ротонды, которая бы, кроме того, создавала чрезмерную нагрузку на опоры.

Размеры Пантеона

Окулус

Безопорный идеально полусферический купол Пантеона диаметром 43,44 метра – это один из наиболее выдающихся примеров человеческой гениальности. До сих пор он является самым большим в . Например, диаметр купола собора Святого Петра составляет 42,52 метра, диаметр купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции – 41,47 метра (хотя главная диагональ восьмигранника больше – 44,97 метра). Только в 1881 году в английском Девоншире была построена Королевская больница с куполом 44,2 метра.

Кирпичные арки , облегчающие давление, можно увидеть снаружи – они выглядят как огромные заделанные окна. Подобные арки есть не только в куполе, но и по всему зданию, например, над нишами. Все они были первоначально скрыты: внутри – мраморной облицовкой, а снаружи – покрытием из камня или штукатуркой.

Кирпичные арки снаружи

Высота ротонды от пола до окулуса равна её диаметру в нижней части (43,44 метра). Таким образом, её можно вписать в куб или же внутрь неё вписать сферу. В римских футах цифры выглядят более логично: диаметр Пантеона 150 футов, окулус — 30 футов, высота двери – 40 футов.

В 1747 году Паоло Пози по заказу папы Бенедикта XIV отреставрировал широкий архитектурный пояс с четырнадцатью поддельными окнами ниже купола так, что он перестал походить на оригинал. В 1930 году два окна справа от алтаря (выше последней ниши-портика справа) были отреставрированы по рисункам и схемам времён Ренессанса.

Небольшая часть отреставрированного оригинального пояса

Основным строительным материалом Пантеона является цемент , изобретённый римлянами. Технология его производства была забыта после падения Римской империи и была восстановлена лишь через тысячу лет. При этом такое же широкое использование цемента как в древности началось лишь в конце XVIII века.

К северному фасаду ротонды была пристроена большая базилика, посвященная Нептуну . От неё на внешней стене остались лишь небольшие фрагменты — скульптуры , трезубцев и . Базилика была построена Агриппой в 25 году до н.э. в честь победы, которую он одержал в битве при мысе Акций. Это был не храм, а, скорее, место для встреч и совещаний. Эта базилика находилась между Пантеоном и банями, также построенными Агриппой (см. модель выше).

Базилика Нептуна практически сливается с барабаном Пантеона

Базилика находилась с противоположной от портика стороны

Алтарь? в центральной нише базилики

В день Святой Троицы через окулус на прихожан рассыпают лепестки роз , что символизирует сошествие Святого Духа.


Интерьер

Потолок ротонды должен был, вероятно, символизировать небесный свод , пол – землю, а по сторонам в арках и на «небе» в окнах должны были стоять статуи богов. Через окулус Пантеон освещается, охлаждается и проветривается.

Потолок купола кессонный и состоит из пяти рядов по 28 кессонов, облегчающих вес свода. Их равное и равномерное распределение по потолку являлось для античных строителей сложной задачей, поэтому принято считать, что такая схема имела либо числовое, либо геометрическое, либо астрономическое символическое значение. Возможно, число 28 было использовано потому, что оно считалось идеальным – его можно получить, сложив 1+2+3+4+5+6+7 (7 – число идеала, потому что существует только 7 планет, видимых невооружённым глазом). Первоначально в кессоны могли быть встроены бронзовые звёзды, розетки или иные орнаменты.

Кессонный потолок и часть пояса

Кессоны также облегчают свод над наружной дверью

Пол , сделанный из полихромного мрамора с включением египетского порфира и гранита, большей частью оригинальный. Как и в портике, здесь выложены квадраты и круги в больших квадратах. По-видимому, круги символизировали небесную сферу, а квадраты – земную. Круг в квадрате это также упрощённая схема самого Пантеона. В центре, под окулусом, в полу сделано 22 маленьких отверстия для отвода дождевой воды. Как и в греческом Парфеноне, пол в центре (точнее, в 2 метрах к северо-западу от центра) на 30 сантиметров выше, чем по краям, что должно было символизировать изгиб горизонта.

Пол под куполом

Часть пола под окулусом, в которая сделаны отверстия для слива, огорожена

В Пантеоне есть семь глубоких ниш – в центральной эскадере (полукруглой нише напротив входа), находится главный престол, а в боковых – часовни. Каждая из часовен (две полукруглые и четыре прямоугольные) отделена от главного зала двумя колоннами с каннелюрами высотой 8,9 метра (всего колонн внутри 14). Они сделаны из монолитного тунисского жёлтого мрамора. Между ними с каждой стороны находится четыре небольшие эдикулы (ниши) с портиками, обрамлённые двумя колоннами по сторонам и полукруглым или треугольным фронтоном сверху. И большие и малые ниши были сделаны строителями Пантеона, вероятно, для статуй богов, и впоследствии были приспособлены для нужд христианского храма.

Главный алтарь

Копия иконы VII века

Внутреннее устройство Пантеона, его освещение и ориентация, могли быть связаны с этрусской мифологией . Например, в «Этрусской Дисциплине» боги были выстроены в определённом порядке и ориентированы по сторонам света. Это наглядно видно по бронзовой «печени из Пьяченцы» II века до н.э., которая разделена на 16 секторов, занимаемых шестнадцатью этрусскими богами. В римском пантеоне богов было намного больше, но храм Пантеон был разделён только на 16 секторов . Благодаря движению солнца внутри Пантеона освещались всего три ниши и три окна у входа (т.е. с севера). Остальные не освещались солнцем никогда. Наиболее любимыми в Римском империи были боги северной части неба и, особенно, Рома. Южная часть Пантеона, которая никогда не освещалась, должна была быть посвящена хтоническим (подземным) богам.

Вид на главный алтарь справа

Мозаика XVIII века над главный алтарём

Современный главный престол был создан при папе Клименте XI (1700 – 1721) архитектором Алессандро Спекки. Во время этих работы были найдены мощи Святых Разия и Анастасия . Они были помещены в средневековый бронзовый ящик и демонстрируются верующим только во время больших религиозных праздников. Также при Клименте XI в полукуполе главной эскадеры на месте фрески Джованни Гуэрра XVI века из плиток золота и лазурита была сделана мозаика. Над главным алтарём закреплён список с византийской иконы VII века , на которой изображена Богоматерь с младенцем. Она была подарена императором Фокой папе Бонифацию IV по случаю превращения языческого Пантеона в христианский храм. Копия заменила оригинал в начале XX века. Деревянные хоры работы Луиджи Полетти были поставлены за алтарём в 1840 году.

Вид на главный алтарь слева

Центральная ниша пантеона — «апсида»

Расположение часовен и портиков. За нишами, в которые ведут зелёные двери, находятся лестницы

Часовни

Первая справа – это часовня Благовещения , в которой находится одноимённая фреска, авторство которой приписывается Мелоццо да Форли. Справа от неё висит картина «» (1633) Пьетро Паоло Бонци, а слева – « » (1645 — 1650) Клемента Майоли. Внутри часовни также стоят две мраморные скульптуры ангелов ( и ), а в нишах в правой и левой стенах находятся четыре мраморных – всё это работы школы Бернини от 1696 года.

«Благовещение» Мерлоццо да Форли

Часовня Благовещения

Вторая часовня справа первоначально была посвящена Святому Духу , однако в конце XIX века здесь был похоронен король Италии Виктор Эммануил II (1820 – 1878). Его гробницу в 1885 году начал строить архитектор Манфредо Манфреди. Она выглядит как большая бронзовая плита, на которой сидит римский орёл. Золотая лампа над гробницей горит в память о короле Викторе Эммануиле III, умершем в изгнании в Александрии в 1947 году.

Гробница Виктора Эммануила II

Гробница Виктора Эммануила II издалека

В центре третьей часовни справа висит картина «Милосердная Дева Мария между Святым Франциском и Святым Иоанном Крестителем». Она была выполнена неизвестным представителем Умбрийской живописной школы XV века. Картина также известна как «огороженная Мадонна», поскольку первоначально она висела в нише в левой стене внешнего портика, в которой для безопасности она была огорожена решёткой. В какой-то период времени она была перенесена в часовню Благовещения, а после 1837 года – на своё сегодняшнее место. На правой стене этой прямоугольной часовни висит картина « » (1750), которая принадлежит кисти неизвестного автора. Здесь же встроена бронзовая надпись с благодарностью папе Клементу XI за реставрацию Пантеона. В полу находится ещё .

Фреска XV века

Часовня с «огороженной Мадонной». В портике справа скульптура Св. Анны и Богородицы, слева — Св. Анастастия

Красивая капитель на пилястре внутри часовни

Первая слева – это часовня Святого Иосифа в Палестине . Она является часовней братства Ценителей искусства в Пантеоне («виртуози»), которое сформировалось к XVI веку из лучших художников, архитекторов и музыкантов Рима. Среди первых членов были: архитектор Антонио да Сангалла младший, скульптор Джованни Мангоне, художник Таддео Цуккаро, художник Доменико Беккафуми и скульптор Фламинио Вакка; позже присоединились архитектор Лоренцо Бернини, художник Пьетро да Кортона, скульптор Алессандро Альгарди и многие другие. Эта организация существует до сих пор под названием «Папская академия изящных искусств» (Academia Ponteficia di Belle Arti) и располагается во дворце Канчеллерия. В этой часовне стоит алтарь , покрытый искусственным мрамором, на котором установлена статуя Святого Иосифа с младенцем Иисусом скульптора Винченцо де Росси (1525 – 1587). По обеим сторонам от неё висят картины, написанные Франческо Коцца в 1661 году: «» слева и «» справа. Лепной рельеф слева – « » Паоло Беналья, рельеф на противоположной стене – « » Карло Мональди. Во втором ряду в этой часовне висит пять картин XVII века (слева направо): « » Людовико Джиминьяни, « » Франческо Роза, « » Джованни Перуццини, « » Луиджи Гарци и «Эритрейская сивилла» Джованни Андреа Карлоне. В нижнюю часть часовни встроены в память о похороненных здесь Фламинио Вакка, Таддео Цуккаро и Пьетро Бонаккорси. Также здесь покоятся композитор Арканджело Корелли и архитектор Якопо Бароцци.

Статуя Св. Иосифа с младенцем Иисусом Винченцо де Росси

Алтарь со скульптурой

Часовня Виртуози издалека

Вторая часовня слева изначально была посвящена Святому Михаилу Архангелу , затем перепосвящена Святому Апостолу Фоме. Сейчас в ней похоронен король Италии Умберто I (1844 — 1900) и его жена Маргарита Савойская (1851 – 1926). Эта королева знаменита тем, что по случаю её приезда в Неаполь местные повара придумали пиццу «Маргарита» с цветами итальянского флага (белый – моцарелла, красный – помидоры и зелёный — базилик). Начал строительство этой гробницы архитектор Джузеппе Саккони , а завершил после его смерти его ученик Гвидо Чирилли. Она представляет собой выгнутый по форме ниши большой бронзовый лист, в который встроена алебастровая плита. Справа и слева от неё стоят женские фигуры – одна является аллегорией на (работа Эудженио Макканьяни), другая – на (работа Арнольдо Дзокки). Между колоннами установлен порфирный алтарь с « », на которой лежат символы королевской власти, созданный Гвидо Чирилли. Поддержанием в порядке обеих королевских гробниц занимается Национальный институт почётных стражей при королевских гробницах, основанный в 1878 году.

Гробница Умберто I и его жены

Гробница Умберто I издалека

Алтарь перед гробницей

Следующая – часовня Распятия . Она не отделана мрамором, как остальные, поэтому в ней видна римская кирпичная стена и кирпичная арка. На алтаре в центре стоит большой деревянный крест с распятием, сделанный в XV веке. На левой стене висит картина «» (Пьетро Лабруци, 1790), а на правой стене – барельеф «Кардинал Консальви представляет папе Пию VII пять провинций, возвращённых Святому Престолу», который был сделан в 1824 году датским скульптором Бертелем Торвальдсеном (сейчас отсутствует). Перед барельефом стоит маленький .

Распятие

Часовня Распятия издалека (в портике слева от него гробница Рафаэля, а справа — статуя Св. Разия)

Схема Пантеона — все портики и часовни (её можно распечатать и взять с собой)

Эдикулы с портиками

В первом портике справа от входа находится двойная фреска: «Пояс Богоматери » (сверху) и «Святой Николай из Бари» (1686; снизу).

Пояс Богородицы и Святой Николай из Бари

Двойная фреска издалека

Во втором портике справа можно увидеть фреску XV века Тосканской школы живописи, на которой изображено Коронование Богоматери.

Коронование Богородицы

Фреска издалека

В третьем портике стоит скульптура Лоренцо Оттони (1658 — 1736) «Святая Анна и Богородица ».

Святая Анна и Богородица

Статуя издалека

В последнем с этой стороны, четвёртом, портике находится статуя Святого Анастасия (1725) скульптора Бернардино Каметти.

Святой Анастасий

Слева от статуи находится главный алтарь, а справа — часовня Девы Марии

В первом портике с левой стороны от главного входа находится картина «Успение Девы Марии» (1638) Андреа Камассеи.

Успение Девы Марии

Слева от картины главный вход, а справа — часовня Виртуози

Во втором портике слева стоит статуя Святой Агнессы работы Винченцо Феличи (XVIII век). По обеим сторонам от портика сделаны овальные ниши. Правая пустая, а в левой находится начала XVI века Бальдассаре Перуцци, созданный по гипсовому портрету Джованни Дюпре.

Святая Агнесса

Справа от статуи видна гробница Умберто I

В третьем портике стоит саркофаг , в котором покоится прах великого художника XVI века Рафаэля Санти. Этот саркофаг был знаком уважения папы Григория XVI. Надпись на нём гласит: «ILLE HIC EST RAPHAEL TIMUIT QUO SOSPITE VINCI / RERUM MAGNA PARENS ET MORIENTE MORI» («Здесь покоится Рафаэль, которым мать всех вещей [природа] боялась быть превзойдённой когда он жил, и умирала, когда он умирал»). Этот эпиграф был написан кардиналом Пьетро Бембо. В нише над саркофагом стоит статуя женщины с ребёнком, известная как «Мадонна-дель-Сассо » (Богородица Горы), поскольку одной ногой она опирается на валун. Рафаэль заказал её венецианцу Лоренцо Лотто в 1524 году. Справа и слева от статуи сделаны две небольшие округлые ниши, в одной из которых стоит работы Джузеппе Фабиса (1833). Невеста Рафаэля Мария Биббьена , скончавшаяся до свадьбы, похоронена справа от его гроба (хотя его письма свидетельствуют о том, что, несмотря на нажим кардинала, Рафаэль был решительно настроен не жениться на ней). Здесь висят две таблички – в память о Марии и о художнике Аннибале Карраччи, которого похоронили здесь в 1609 году по его собственному желанию. Оформление этого портика было разработано в 1811 году Антонио Муньосом.

Гробница Рафаэля с надписью

Гробница Рафаэля всегда окружена туристами

Гробница Рафаэля издалека

В четвёртом портике слева стоит статуя Святого Разия (1727) работы скульптора Франческо Модерати.

Святой Разий

Слева от скульптуры находится часовня Распятия, а справа — главный алтарь

Пантеон как солнечные часы и символ апофеоза

Поскольку назначение Пантеона неизвестно, была выдвинута убедительная версия о том, что он был построен как символ апофеоза (вознесения на небо, к солнцу, причисления к сонму богов) императора и как символ божественной природы его власти. Для этого Пантеон был сделан в форме неточного гемицикла – солнечных часов, в которых не тень отбрасывается на освещённое пространство, а солнечный свет попадает в затемнённое помещение. Поскольку по Пантеону нельзя было определить точное время или день, он был лишь символом связи с солнцем.

Солнечные часы из Карфагена

Единственные природные источники освещения в Пантеоне это окулус и входная дверь. Вход с погрешностью в 5,5 градусов ориентирован на север, поэтому солнечные лучи могут проникать внутрь Пантеона только через окулус.

В полдень солнечные лучи всегда находятся на меридиане – линии, ведущей от окулуса к входной двери.

В истинный полдень солнечные лучи через окулус падают:

— во время осеннего равноденствия 23 сентября и весеннего равноденствия 21 – примерно две трети солнечного пятна приходятся на пояс с фальшивыми окнами и одна треть – на кессонный потолок. В это время лучи падают под углом 48 градусов.
— во время зимнего солнцестояния – на ровное пространство выше кессонов над дверью. В это время лучи падают под углом 24 градуса.
— во время летнего солнцестояния 21 – на пол, но никогда не достигают центра потому что солнце на широте Рима не бывает в зените. В это время лучи падают под углом 72 градуса.

Падение солнечных лучей через окулус в разные сезоны

Таким образом, точка, освещаемая полуденным солнцем, движется по меридиану от пояса вверх, достигает максимальной высоты в день зимнего солнцестояния, и затем начинает двигаться вниз, достигая минимальной позиции на полу Пантеона в день летнего солнцестояния, после чего вновь начинает движение вверх. Поэтому осенью и зимой солнечное пятно в любое время дня находится выше середины пояса с окнами, а летом и зимой – ниже.

Солнечное пятно в середине сентября

21 апреля – в день основания Рима в полдень солнечные лучи падают под углом 60 градусов прямо на входную дверь, создавая так называемую «арку света » (по другим данным истинная арка света образуется между 7 и 10 апреля – во время празднеств в честь Кибелы или Магна Матер). Когда римляне, находившиеся внутри Пантеона, смотрели через арку света наружу, то они видели стоявший невдалеке прямо напротив мавзолей императора Августа. Кроме того, император мог праздновать день основания Рима в Пантеоне и тогда он входил внутрь вместе с солнцем, что также могло создавать символическую связь между человеком и богом (идея правителя-богочеловека могла быть позаимствована у египтян). Идеальное совпадение круга света из окулуса и полукруглой арки над дверью возможно благодаря тому, что их диаметр идентичен. Второй раз «арка света» повторяется между 2 и 5 сентября , когда проходило чествование Юпитера Оптимуса Максимуса – одного из античной капитолийской триады. В дни, когда создаётся «арка света», солнечные лучи проникают также за дверь, в портик, освещая часть пола – там, где находится первый от входа квадрат с вписанным кругом.

Между весенним и осенним равноденствиями полуденное солнечное пятно можно увидеть снаружи через решётку над дверью.

Решётка над дверью в Пантеон

Входная дверь изнтури

Похожим образом был построен восьмиугольный зал в Золотом доме Нерона. У него также есть окулус, а четыре его стороны ориентированы точно по сторонам света, поэтому в полдень солнечный круг освещает северный вход в это здание. Зал был построен таким образом, что 13 , в день, когда Нерон стал императором, солнце начинало движение вверх по его стенам, а с начала марта двигалось вниз. Это делалось для создания ассоциации между Нероном и солнцем. Функции этого зала, как и функции Пантеона, точно не известны.

Кто похоронен в Пантеоне

В третьем портике слева художники Рафаэль Санти и Аннибале Карраччи, невеста Рафаэля Мария Биббьена.

В первой часовне слева: Фламинио Вакка, Таддео Цуккаро, Пьетро Бонаккорси, композитор Арканджело Корелли, архитектор Якопо Бароцци.

Во второй часовне слева: король Италии Умберто I и его жена Маргарита Савойская.

Во второй часовне справа: король Италии Виктор Эммануил II.

Также: художники Джованни да Удине и Перино дель Вага, архитектор Бальдассаре Перуцци.

Кроме того, здесь хранятся мощи Святых Разия и Анастасия.

Достопримечательности поблизости: базилика Сан-Эустакио-ин-Кампо-Марцио (8-18 в.), церковь Сант-Иво-алла-Сапиенца (1662), базилика Санта-Мария-сопра-Минерва (1370), с , палаццо Джустиньяни (16 в.), церковь Санта-Мария-Маддалена (1699)


Полезная информация о Пантеоне в Риме

Где находится:
В старой части Рима; недалеко от площади Навона

Как добраться:
Ближайшая станция метро – Барберини (Barberini, линия А) находится в полутора километрах от Пантеона.

Автобусы 30, 70, 81, 87, 130F, 492, 628, N6 или N7 до остановки Senato.

Ближайшая остановка туристического автобуса – Vaticano.

У слова «пантеон» есть несколько определений, так или иначе связанных между собой, в данной статье подробно разобраны все его значения.

Что такое пантеон?

Слово "пантеон" происходит от греческого pan ("все") и theos ("бог"), что является общим наименованием для всех богов, относящихся к какой-либо религии или мифологии. и римляне так называли храм, посвященный всем божествам. Также такое определение подходит для обозначения монументального здания, строения, где покоятся выдающиеся личности. Чаще всего данное слово употребляется для обозначения группы богов той или иной мифологии (шумерской, греческой, римской, египетской, славянской и других). Верованиям древних цивилизаций, в отличие от более современных религий, свойственно большое количество божеств, относящихся к разным сферам жизни общества.

Пантеон в Риме

На вопрос «что такое пантеон» в Риме наверняка ответят «храм всех богов». Это уникальная достопримечательность современной столицы Италии, архитектурный шедевр Древнего Рима. Он был воздвигнут во времена правления императора Адриана в 126 году н. э., в период последнего расцвета Империи. Римский пантеон стал реконструкцией "храма всех богов", который построил Марк Агриппа. Его имя как первого строителя увековечено на здании. Это самый масштабный купольный храм той эпохи, и вплоть до XIX века его не могли превзойти. Пантеон в Риме (фото представлено в статье) является образцом купольной архитектуры храмов. Многие пытались его скопировать, но не смогли обойти его в масштабности и величии. Он выглядит весьма массивно. Монолитные глухие стены по всему периметру переходят в передний портик, состоящий из двух рядов гигантских колонн, целиком вытесанных из гранита. Купол Пантеона является чудом инженерного искусства того времени. Он выполнен в виде правильной полусферы, его диаметр составляет 43 м, высота купола равна высоте стен. В центре купола находится так называемый глаз Пантеона - огромное круглое окно диаметром 9 м. Он является единственным источником света в ротонде - основной зале Пантеона. Вдоль ротонды находятся ниши, в которых изначально были статуи верховных римских божеств, а ныне - захоронения известных личностей и алтари. Когда Рим принял христианство, Пантеон был заброшен, а позолоченное бронзовое покрытие купола и портика забрали на другие храмы. Позже, в 609 году н. э., римский Пантеон отдали под христианский храм. С того времени в нем начали хоронить выдающихся деятелей культуры и искусств, а также членов королевских семей. Там находится, к примеру, усыпальница Рафаэля, первого короля Италии Виктора Эммануила II и других.

Боги Древнего Рима

Одна из версий ответа на вопрос: «Что такое пантеон?» - это совокупность божеств той или иной мифологии, в данном случае речь пойдет о римской. Ведь именно в честь богов древности построили такое чудо, как римский Пантеон, о котором говорилось ранее. Римляне были невероятно практичны и перенимали лучшее от различных народов, соседних или покоренных. Богов основного пантеона они переняли у древних греков и, переименовав, вписали их в свои основные догмы. В отличие от древнегреческих, у древнеримских божеств не было своего Олимпа, они зачастую изображались в виде символов. Юпитер, Марс и Квирин составляли главную триаду пантеона, отражающую три главных функции общества: религиозно-жреческую, военную и хозяйственную. Помимо них был целый сонм других богов, низших божеств и духов. Различные боги покровительствовали всем сферам человеческой жизни и окружающей среды. Были, например, лесов, охоты, плодородия, земледелия, скотоводства, домашнего очага; боги, которые оберегали жизнь, помогали в родах, заботились о детях, хранили брак и множество других. Из наиболее известных: Янус - сотворивший мир и человеческий род, Юпитер - верховный, покровитель императоров, Плутон - бог смерти и подземного царства, Нептун - бог морей и всего водного пространства, Вулкан - покровитель кузнечного ремесла и бог огня, Марс - воинственный, хотя изначально он был богом плодородия. Считается, что он отец Ромула и Рема - основателей Рима, посему он признан его защитником и покровителем. Также известны Меркурий, Минерва, Венера, Бахус, Феб, которые входили в основной пантеон

Древняя Греция

В древнегреческой мифологии очень важной составляющей является своеобразная и запутанная генеалогия. Также важен хронологический порядок развития событий. Изначально был Хаос как основа Вселенной, из которой с помощью Эроса появились Уран и Гея (небо и земля), они стали супругами. От них родились великаны и циклопы, которых Уран низверг в Тартар. Следом родились титаны, наиболее известные из которых: Фемида (богиня правосудия), Мнемосина (богиня памяти), Океан, Рея и Кронос, который стал править миром и женился на Рее. Согласно пророчеству его должны были низвергнуть собственные дети, поэтому он проглатывал всех рожденных своих детей. Но жена его спасла младшего, Зевса, которого она спрятала. Когда Зевс вырос, он заставил отца вернуть других проглоченных детей. Далее была война между богами и титанами, в которой Зевсу и другим богам помогли выиграть великаны и циклопы, которых он вернул из Тартара. Зевс стал верховным богом небес, грома и молний, властвующим над всем сущим. Вместе со своими братьями и сестрами он обитал на священной горе Олимп. Греческий пантеон состоит из двенадцати главных сам Зевс, Посейдон (бог морей), Гера (его жена, богиня брака и семьи), Аид (бог царства мертвых), войны), Афродита (жена Ареса, богиня любви и красоты), Афина (богиня мудрости), Деметра (богиня плодородия), Гефест (бог кузнецов и ремесленников), Артемида (богиня охоты), Гермес и красноречия), Дионис (бог виноделия). Помимо них также существуют другие божества, духи, нимфы.

Заключение

В данной статье получен развернутый ответ на вопрос: «Что такое пантеон?» - на основных его примерах. Конечно, помимо греческого и римского пантеонов, существуют также египетский, шумерский, славянский и множество других в культурах и мифологиях различных народов. Они достойны изучения и пристального внимания, однако их детальному разбору следует посвятить отдельную статью.