Гипа тия александри йская. Ипатия…или любимый аргумент образованных людей против христиан. Изгнание иудеев из Александрии

Кто такая Гипатия Александрийская? Это гречанка, женщина-философ, астроном, математик. Считалась выдающимся мыслителем неоплатонической школы, преподавала философию и астрономию. Жила в Александрии, которая в 395 году вошла в состав Восточной римской империи (Византии). Это был период, когда набирало силу христианство, а всё языческое неуклонно оттеснялось и уничтожалось. Именно в такой отрезок времени, наполненный волнениями и смутами, и довелось жить Гипатии.

Неизвестно, когда родилась эта выдающаяся женщина. Историки называют разные годы от 350 до 370. Но все они основаны на предположениях и домыслах, так как ни в одном древнем источнике нет конкретной даты рождения. А вот дата смерти известна достоверно – март 415 года. На момент смерти женщине-философу могло быть как 44 года, так и 65 лет. Кончина её была трагической. Гипатию зверски убила толпа христианских монахов (парабаланов), а руководил ими лектор по имени Пётр.

Такой Гипатию изобразил немецкий живописец Альфред Зейферт

Отцом нашей героини был философ и математик Теон Александрийский (около 335-405). Он создал свою школу при Мусейоне, которая считалась очень престижной, консервативной и эксклюзивной. Обучали в ней плотинскому неоплатонизму. Помимо этого, Теон занимался математикой. Он разработал новое издание «Элементов Евклида». Данное издание оставалось самым популярным учебником на протяжении веков.

Нужно заметить, что о жене Теона ничего не известно. Также неизвестно, были ли у него другие дети, кроме Гипатии. А вот дочь пошла по стопам отца и стала неоплатонистом. В то время Александрийская философская школа мало чем уступала аналогичной школе в Афинах. А последняя считалась философской столицей греко-римского мира.

Поэтому у всех, кто хотел изучать философию, был равнозначный выбор: ехать в Афины или в Александрию. Очень многие выбирали второй город, а поэтому там собирались учащиеся со всего Средиземноморья. Иными словами, у Гипатии не было проблем со студентами, и она читала лекции по трудам Платона и Аристотеля. Она также читала импровизированные публичные лекции в общественных местах, а поэтому женщину-философа знал весь город.

Христианский историк Сократ Константинопольский (современник Гипатии) так описал её в своей «Церковной истории»:

«В Александрии жила женщина по имени Гипатия, дочь философа Теона. Она достигла выдающихся достижений в науке и намного превзошла других философов своего времени. Она преуспела в школе Платона и Плотина, объясняла принципы философии своим слушателям, многие из которых пришли издалека. Она ничуть не смущалась большого сборища слушателей, а все мужчины восхищались её достоинством и добродетелью».

Другой христианский историк Филосторгий, который также являлся современником нашей героини, утверждал, что она превзошла отца в математике и являлась чрезвычайно талантливым астрономом. О ней писали как о красивой женщине, но никаких её прижизненных изображений не сохранилось. Также утверждалось, что она была девственницей. Однажды один из слушателей попытался соблазнить её, но она отвергла его, а чтобы успокоить человека, сыграла ему на лире.

Из всего вышесказанного видно, что Гипатия Александрийская представляла собой блестящего философа, астронома, математика. Её знали и уважали не только в Александрии, но и во многих других городах Средиземноморья. Но тогда как же так получилось, что такую женщину, олицетворявшую собой разумную добродетель, зверски убили? Виной всему стали политика и религия. Именно религиозные и политические противоречия и погубили выдающуюся женщину-философа, которая за всю свою жизнь никому не сделала зла.

Большая часть населения Александрии в то время исповедовала христианство. А поэтому Александрийский епископ пользовался большим авторитетом. С 382 по 413 годы им являлся Феофил. Когда Александрия вошла в состав Византийской империи, то сразу же началась борьба с языческими культами. Возглавил её именно Феофил. Христиане начали разрушать языческие храмы, что спровоцировало столкновения между христианами и язычниками.

В то же время епископ терпел школу Гипатии, хотя та была язычницей. Можно даже утверждать, что Феофил считал женщину-философа своим союзником. А она расположила к себе не только епископа, но и римского префекта, и других видных политических лидеров. Со временем она стала чрезвычайно популярна в Александрии и начала оказывать весомое политическое влияние на те процессы, которые шли в городе.

Кадр из фильма «Агора». В роли Гипатии голливудская актриса Рэйчел Вайс

Всё начало меняться в 412 году, когда Феофил неожиданно умер. После этого на пост епископа Александрии стали претендовать два человека. Это Кирилл, племянник почившего Феофила, и Тимофей. В этом противостоянии победил Кирилл и тут же устроил гонения на оппозицию. Были закрыты все церкви новотарианцев, а их собственность конфискована.

Школа Гипатии сразу же проявила недоверие к новому епископу, почувствовав, что он наломает дров. И действительно, в 414 году в городе были закрыты все синагоги, а евреев изгнали из Александрии. У Ореста, который являлся префектом, то есть главой города, и был близким другом Гипатии Александрийской, такие действия вызвали чувство глубокого возмущения.

Между гражданской и церковной власть возник конфликт, вылившийся в бунт. Зачинщиками в нём были парабалани. Они чуть не убили Ореста, и тот приказал замучить Аммония, одного из главных зачинщиков, до смерти. Епископ Кирилл хотел объявить Аммония мучеником, но христиане не поддержали своего лидера. Ведь Аммоний хотел убить главу города, который также являлся христианином, а поэтому пострадал он не за веру, а за попытку совершить убийство.

Под давлением христиан Кирилл вынужден был заключить перемирие с Орестом. А в ходе переговоров последний часто консультировался с Гипатией. Ту любили и христиане, и язычники, а сама женщина-философ ни в каких конфликтах не участвовала. Она была мудрым советником с безупречной репутацией.

Епископ Кирилл быстро понял, что Гипатия Александрийская представляет серьёзную угрозу его власти. И он постарался дискредитировать эту женщину, подорвать её репутацию. По городу поползли слухи, обвиняющие её в сатанинской практике. Стали говорить, что она своей магией лишила разума префекта. А тот поддался ей, прекратил посещать церковь и начал принимать в своём доме неверующих.

Цель у этих слухов была одна – отвратить христиан от женщины-философа, подорвать её авторитет, сделать изгоем и тем самым обеспечить епископу Кириллу абсолютную власть в городе. Против Гипатии особенно рьяно начали выступать верные слуги епископа парабалани. Это была христианская община, в функции которой входили такие обязанности как уход за больными и похороны умерших. То есть парабалани были больничными прислужниками, работавшими бескорыстно, чтобы после смерти попасть в Царствие Божие.

Однако в реальности эти люди, выражаясь современным языком, представляли собой отряды боевиков. По приказу епископа они резали всех тех, кто был не согласен с его политикой. Подлинная сущность больничных прислужников и проявилась в марте 415 года.

Как писал Сократ Александрийский, известный также как Сократ Схоластик, во время мартовского христианского Великого поста парабалани, возглавляемые лектором Петром, напали на повозку, в которой ехала Гипатия. Вытащили её, волоком дотащили до ближайшего церковного храма, полностью раздели и начали сдирать с тела мясо глиняными черепками от битой посуды.

Несчастная женщина умерла в страшных муках. Но изуверы на этом не успокоились. Они потащили истерзанное тело по улицам Александрии, вытащили его за городские стены в место под названием Синарион и там сожгли. Такие действия по обычаю совершали над самыми гнусными преступниками. Их сжигали за городскими стенами, символизирую очищение города.

Женщину-философа убивают монахи-парабалани

Сократ Александрийский представил убийство женщины-философа как полностью политическое, не упомянув при этом роль церкви. Историк написал, что виной всему стала политическая ревность. Женщина восстановила Ореста против епископа и мешала их примирению. В то же время Сократ осудил действие толпы, написав: «Ничто не может быть дальше от духа христианства, чем допущение массовых убийств и сделок такого рода». Среди современных историк превалирует мнение, что епископ Кирилл если и имел к этому убийству какое-то отношение, то только косвенное.

Зверское убийство женщины-философа потрясло всё Средиземноморье. Целую тысячу лет до этого философы считались неприкосновенными личностями. Шли войны, города потрясали общественные беспорядки, но ни разу никто не посмел поднять руку на философов. Поэтому данный инцидент стали рассматривать как глубоко опасный и дестабилизирующий.

Виновником все видели епископа Кирилла. Именно его очернительная компания вдохновила убийц. Император Византии Феодосий II распорядился начать расследование и установить роль Кирилла в убийстве. В результате этого парабалани были переданы под контроль Ореста, но сам епископ избежал наказания, подкупив чиновников императора.

На этом расследование закончилось, но убийство женщины-философа сыграло на руку Кириллу. Гипатия Александрийская объединяла Ореста с оппозицией, и противостояние епископу было сильным. Но с её смертью этот союз распался. Через 2 года Кирилл опять установил контроль над парабалани, а к 420 году подчинил своей воле Александрийский совет и стал полноправным хозяином в городе. Умер епископ в 444 году и был причислен к лику святых.

В историю Гипатия вошла как выдающаяся женщина. Её именем названы кратер на Луне, астероид, в самых доброжелательных тонах о ней писали известные мыслители XVIII и XIX веков. Не забыли её и в последующие столетия. В 2009 году вышел в прокат фильм «Агора», повествующий о жизни женщины-философа. Гипатию в этой киноленте блестяще сыграла голливудская актриса Рэйчел Вайс.

- (Hypatia) Ипатия из Александрии (род. 370 – ум. 415) – женщина ученый, греч. математик, астроном и философ, глава александрийской школы неоплатоников, автор комментариев к Аполлонию Пергскому и Диофанту. В 415 была убита фанатичными христианами.… … Философская энциклопедия

- (Ипатия из Александрии) (370 415) женщина ученый, математик, астроном и философ неоплатоник. Автор комментариев к Аполлонию Пергскому и Диофанту. Убита фанатиками христианами … Большой Энциклопедический словарь

ГИПАТИЯ, Ипатия (Hypatia) Александрийская (370 415) греческий математик, философ. Руководительница школы неоплатоников в Александрии. Активно занималась просветительской и полемической деятельностью, автор комментариев к Диофанту и Аполонию… … Новейший философский словарь

Сущ., кол во синонимов: 1 астероид (579) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ГИПАТИЯ - ГИПАТИЯ (?patia) (370? 415 н. э., Александрия), математик и астроном, дочь Теона Александрийского, математика и астронома, последнего главы александрийского Мусейона, жена математика Исидора, последовательница Платона, испытавшая влияние… … Античная философия

Ипатия из Александрии (370 415), женщина учёный, математик, астроном и философ неоплатоник. Автор комментариев к Аполлонию Пергскому и Диофанту. Убита фанатиками христианами. * * * ГИПАТИЯ ГИПАТИЯ (Ипатия из Александрии) (370 415), женщина ученый … Энциклопедический словарь

- (Hypat?a) Ипатия из Александрии (370 415), женщина математик, астроном и философ неоплатоник. Преподавала в Александрийском музее. Г. принадлежали труды по толкованию произведений греческих философов, математике и астрономии. Сочинения Г … Большая советская энциклопедия

- (Hypatia) преподавательница философии в Александрии, в конце IV и начале V в. по Р. X. Дочь александрийского математика Теона, Г. преподавала математику и философию Платона и Аристотеля, занималась вычислением астрономических таблиц и написала… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Hypatia, Ypatia, дочь математика Феона в Александрии, замечательная своей добродетелью, образованием и ученостью. Получив хорошее образование в математических и философских науках, она публично выступила учительницей философии и… … Реальный словарь классических древностей

Гипатия - (Ипатия) из Александрии (370 415) Женщина философ, математик и астроном, дочь математика Теона, последоват. неоплатоновской философской школы Ямвлиха, преподавала в Александрийском музее. Г. принадлежат труды по толкованию произв.… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Книги

  • 6 женщин и непорочное зачатие , Менегетти А.. «Цель данной книги - пробудить у читателя эстетическую чувствительность к жизни. Я вижу свою задачу в том, чтобы научить человека способам самоопределения относительно высшего горизонта…

Гипа?тия (Ипа?тия) Алекса?ндрийская (др.-греч. ?p?tia ? ?lexandre?a; 370-415), женщина-ученый, математик, астроном и философ, схоларх Александрийской школы неоплатонизма
ГИПАТИЯ (ИПАТИЯ Александрийская) (370-415, Александрия, Египет) первая среди великих женщина-ученый, астроном, математик, философ-неоплатоник, дочь знаменитого астронома и механика профессора математики Феона (Теона) Младшего (Александрийского)

Глава почти дословное воспроизведение книги "Гипатия, дочь Теона" А. Штекли http://www.biografia.ru/cgi-bin/sear...n=show&id=1681)
Гипатия, дочь Теона
С детства она была окружена книгами. Папирусные свитки и кодексы из пергамента находились повсюду: и на полках и на рабочем столике отца. А главное, они жили на территории Мусейона, научного центра и высшей школы, которой гордился Египет.
Рядом с их комнатами размещалось крупнейшее книгохранилище мира - Александрийская библиотека. Основанная и собранная наследниками Александра Македонского, она во времена Цезаря, когда город подвергся разграблению, потерпела непоправимый ущерб. По свидетельству древних писателей, сгорело семьсот тысяч томов. Но славу библиотеки удалось восстановить.... .

Антоний, чтобы сделать приятное Клеопатре, приказал доставить в Александрию книжные сокровища Пергама. При императоре Аврелиане библиотека снова сильно пострадала. Кровавая междоусобица, сопровождавшаяся пожарами, уничтожила почти весь квартал, где она находилась.
Когда снова воцарился мир, ученые Мусейона с остатком книг были переселены на акрополь, в помещения, принадлежавшие Серапеуму.

Александрия славилась своими храмами, но Серапеум считался самым знаменитым. Он был столь прекрасен, что даже историк Аммиан Марцеллин, известный своим красноречием, уверял, будто бессилен его описать.

(справка от меня: Это руины Серапеума Александрийского. 27 - метровая "колонна Помпея" с коринфской капителью - одна из малочисленных деталей древнего Серапеума, разрушенного по приказу Теодосия 1.)

Особенно красивы были многочисленные внутренние дворики, окруженные колоннадой, тенистые аллеи, дышащие жизнью статуи, рельефы, фрески. "Все это украшает Серапеум в такой мере, - замечал Аммиан Марцеллин, - что после Капитолия, которым увековечивает себя достославный Рим, ничего более великолепного не знает вселенная".
Теон, отец Гипатии, был видным астрономом и знатоком механики. Он гордился, что продолжает дело великих ученых и принадлежит к Мусейону, научному обществу, в стенах которого работали прежде Эвклид, Аполлоний Пергский и Клавдий Птолемей.

Гипатия рано стала проявлять интерес к занятиям отца. Она полюбила геометрию и исписывала множество табличек, учась доказывать теоремы. Ей нравилось в звездные ночи наблюдать небо. Брат ее под руководством отца тоже успешно постигал математику, но отставал от Гипатии. Девочка отличалась удивительной сообразительностью и, что было особенно редкостным, обнаруживала незаурядные способности к механике. Она подолгу смотрела, как работают ремесленники. Подражая Теону, мастерила несложные инструменты, нужные для астрономических наблюдений.
Мусейон славился не одними математиками. Стоило в любой стране неизвестному врачу показать документы, удостоверяющие, что он учился в Александрии, как к нему тут же проникались доверием. Под кровом Мусейона в свое время наставляли мудрости многие видные ученые. И здесь, как в Афинах и Риме, расцветала философская школа неоплатоников.
За книгами древних философов Гипатия провела многие годы. Широта интересов, удивительная работоспособность, острота ума, глубокое понимание Платона и Аристотеля снискали ей уважение профессоров Мусейона. Она была еще очень молода, когда у нее появились первые ученики. Вместо обычной одежды молодой девушки она стала носить темный плащ философа. Молва о ее необыкновенных познаниях распространялась все шире и шире. Александрия, жемчужина Египта, издавна славилась своими учеными. Теперь Гипатия становилась ее новой гордостью.
Огромная библиотека, общество утонченных и знающих людей, превосходные аудитории, восторженные ученики - все, казалось, способствовало безмятежным занятиям наукой. Но настоящего покоя не было и под платанами Мусейона. Шли годы, наполненные тревогой и ожиданием несчастий. Римская империя рушилась. Внутренние распри раздирали государство, обескровленное непомерными поборами, бесконечными войнами, произволом правителей. Смятение царило не только в пограничных областях, где хозяйничали орды варваров, смятение царило в умах и душах. Уже семьдесят лет, как при Константине христианство стало господствующей религией, но чуда не произошло. Жизнь по-прежнему была полна несправедливости и угнетения. Все те же напасти губили римский мир, императоры по-прежнему оспаривали друг у друга власть, по-прежнему массы готов, гуннов и скифов опустошали цветущие земли. Люди, верные старым богам, приписывали все беды новой религии, а в христианской церкви громче и громче раздавались голоса тех, кто требовал окончательно сокрушить язычество.
Епископ Александрии Феофил был в числе самых нетерпеливых. Настойчиво добивался он от императора указа об уничтожении всех без исключения языческих храмов в Египте. Запрета поклоняться идолам и совершать жертвоприношения ему было мало. Он жаждал снесения языческих святынь. Феофила не смущало, что его рвение влекло за собой кровавые беспорядки и гибель людей. Жители Александрии и ее окрестностей нередко оказывали сопротивление фанатикам, которые пытались разрушить храмы, поражавшие своей гармоничностью и красотой. Но Феофил не мог успокоиться, пока Серапеум оставался целым. Не зная устали, хлопотал он при дворе о дозволении его уничтожить.
Этот день на всю жизнь остался в памяти Гипатии как кошмарный сон, в реальность которого трудно поверить,
Утром огромная толпа, предводительствуемая монахами, устремилась к Серапеуму. Сторожа успели поднять тревогу и закрыть ворота. Это лишь отсрочило развязку. Нападение было хорошо подготовлено. Руководил им сам Феофил. И хотя на помощь защитникам Серапеума поспешили многие горожане, возмущенные посягательством Феофила на красу и гордость Александрии, участь храма была решена.
Когда смельчаки, оборонявшие храм, сделали несколько отчаянных вылазок и потеснили людей Феофила, тот обратился к начальнику войск. Во исполнение императорского указа надо немедленно прислать солдат! Те прибыли с осадными орудиями, словно для взятия неприятельской крепости. Военные лестницы помогли осаждающим преодолеть стены. Мощный таран разбил ворота. На территорию Серапеума хлынула толпа.
Плиты, устилавшие площадь, обагрились кровью. Фанатики, обуреваемые духом разрушения, крушили все, что попадалось под руку: разбивали статуи, выламывали двери, портили фрески. Желавшие поживиться богатой добычей бросились к сокровищнице. Но там уже хозяйничали доверенные люди епископа. Под надежной охраной несметные храмовые сокровища были направлены во дворец Феофила.
В толпе раздались возмущенные голоса. Тогда кто-то из монахов крикнул, что следует немедля уничтожить всю языческую нечисть - книги идолопоклонников. Толпа ринулась к библиотеке. Безумие надо было остановить любой ценой! Горстка ученых с оружием в руках защищала подступы книгохранилищу. Некоторые из них проявили чудеса храбрости. Элладий, например, один сразил девятерых. Но все напрасно. Силы были слишком неравны. Люди, обезумевшие от убийств, ворвались в помещения библиотеки. Бесценные книжные богатства, сохраненные и приумноженные трудами многих поколений ученых, оказались добычей темных, пышущих ненавистью людей. Монахи вовсю их подзадоривали. Языческую заразу следует навсегда искоренить! Книги сбрасывали с полок, рвали, топтали ногами. Рукописи, за которые в свое время отдавали целые состояния, вышвыривались во двор. Там собирали их в кучи и раскладывали костры. Внутренние помещения Серапеума, как и книгохранилище, громили долго и основательно.
Тщетно Гипатия кричала и рвалась туда, где сражались и гибли друзья. По приказу Теона ее надежно держали крепкие руки рабов.

Храм Сераписа был разгромлен. Myсейона больше не существовало. Александрийская библиотека была почти полностью уничтожена. Это свершилось в 391 году, на шестой год правления епископа Феофила.

Ревнители христианской веры еще сбивали ломами последние рельефы с фронтонов, а по аллеям Серапеума ветер гнал клочки драгоценных рукописей, когда Teoн нанял небольшой дом в тихом квартале. На плоской крыше он установил инструменты, необходимые для наблюдения звезд. Вскоре Теон объявил, что открывает частную школу и будет обучать всех желающих механике и астрономии.
Гипатия не снимала траура по погибшим друзьям, не появлялась на людях, не выходила к столу. Теон, осунувшийся и как-то сразу постаревший, не произносил слов утешения. Но однажды он сказал "Завтра, дочь, мы возобновляем занятия, Утром к тебе придут ученики".
Варварство надвигалось со всех сторон. Германцы с окрашенными рыжей краской волосами, жаждущие плодородных земель для поселений, или стремительные кочевники, выходцы из Азии, то и дело переходили рубежи. А внутри империи все выше поднимало голову другое варварство - воинствующий фанатизм победивших xpистиан, их исступленная преданность своей вере и стремление силой подавить все прочие ненавистные религии. Добродетелью стало считаться пренебрежение к культурным ценностям, неприязнь к науке. Серапеум и сотни других храмов уничтожали не чужеземцы-варвары, одетые в шкуры, а сами же египтяне, греки, римляне, сирийцы. Сыновья народов, славных древней культурой, обратившись в христианство, разрушали здания редкой красоты, жгли библиотеки, разбивали статуи. Все это объявлялось ненужным и вредным. Надо, думая о боге, готовиться к будущей вечной жизни на том свете.
Христианские проповедники на все лады превозносили невежество. Верующий неуч, чистый сердцем, противопоставлялся лукавому язычнику-ученому. Взгляды большинства князей церкви отличались узостью. Наука годилась лишь в том случае, если сразу приносила им пользу. Какой прок от астронома, если он, углубившись в расчеты, пытается постичь загадки мироздания? Все, что нужно об этом знать, есть в библии! Другое дело, если он умело высчитывает наступление пасхи. Правда, бывает, и сочинения греческих риторов приносят пользу, помогая совершенствоваться в церковном красноречии.
Спасать надо было не тот или иной драгоценный свиток, барельеф или фреску, спасать надо было само представление о культурных ценностях, о преемственности культур, о важности науки, о назначении искусства.
После разгрома Серапеума многие ведущие ученые навсегда покинули Александрию. Но Теон с дочерью остались. Ссылаться на пословицу "Родина там, где хорошо" позволительно меняле, а не ученому. Настоящий ученый не покинет родину в годину испытаний.

Школа Теона и Гипатии продолжала работать. Все свободное от занятий время Гипатия сидела над книгами или изучала звездное небо. Она достигла совершенства в трудном искусстве наблюдать звезды. Гипатия не только развивала идеи великого астронома и математика Клавдия Птолемея.

(Справка: Птолемей (II век н.э.) - один из основоположников астрономии и астрологии. Вряд ли есть смысл перечислять все его многочисленные заслуги перед астрономией - о них можно прочесть во многих справочных изданиях. И в то же время, Птолемей является автором "Тетрабиблоса", первого полного руководства по астрологии. В "Тетрабиблосе" сделана попытка исчерпывающе объяснить астрологические принципы с точки зрения науки той эпохи.)

Постепенно от преподавания математики Гипатия перешла к чтению лекций по философии. Она излагала слушателям учения Платона и Аристотеля. Гипатия вызывала удивление. Казалось, в этой девушке воплотилась мудрость прошлого. Ее толкования греческих философов радовали обстоятельностью и глубиной. Все чаще раздавались восторженные голоса: никто так не знает философии, как Гипатия!
С годами слава о ее школе широко распространилась. Быть учеником Гипатии считалось большой честью. В Александрию ехали юноши из разных стран.
Сокрушение язычества вовсе не повело к тому, что люди, задававшие тон в христианской церкви, отказались от воинственности и прониклись миролюбием. Среди епископов шла жестокая и беспринципная борьба за власть. Те богословские учения объявлялись правильными, приверженцы которых в настоящий момент брали верх.

Епископ Феофил признавал только кулачное право.
(Справка: Феофил, Архиепископ Александрийский, с успехом правил своею Церковью с 380 г. по 412 г. Он очень много сделал для распространения христианства в Александрии, нанося язычеству особенно сильный удар разрушение идола и храма Сераписа. Его помять омрачена его ожесточенной борьбой с Иоанном Златоустом, в область которого он вторгался для суда над ним. Тут в большой мере сказывалась ревность к растущему влиянию Константинопольской кафедры.)
(никаких изображений в инете не нашел)

Когда несколько духовных лиц, прозванных за высокий рост Длинными братьями, возмутившись его порядками, пожелали возвратиться в пустыню, он воспылал жаждой мести. Он заявил, что Длинные братья держатся ложных богословских взглядов. На самом же деле Феофил еще недавно разделял эти взгляды, но теперь, дабы досадить ненавистникам, он стал защищать противоположное мнение. В Нитрийских горах, пустынной местности неподалеку от Александрии, находились многочисленные скиты. Жившие там монахи, в большинстве своем люди безграмотные, славились воинственным духом и неумолимостью. Феофил натравил их на Длинных братьев, и те едва избежали смерти.
Успех Феофила окрылил его приверженцев и послужил вдохновляющим примером для всех ревнителей истинной веры, считавших, что насаждать ее надо крепкой рукой. Богословские споры, оказывается, можно прекрасно решать с помощью грубой физической силы!
События, происходившие в Александрии и ее окрестностях, вызывали озабоченность Гипатии. Дело не в том, что здесь на епископском престоле сидел крутой и темный человек, неразборчивый в средствах. Хуже было другое. Люди, полагавшие, что христианство, став государственной религией и окончательно низвергнув язычество, обратится на путь мира и терпимости, ошиблись. Победившее христианство не проявляло ни бережного отношения к древней языческой культуре, ни к искусству, ни к научному наследию. Отовсюду шли малоутешительные вести: пастыри-ученые все больше оказывались не у дел. Их место занимали ограниченные и жадные до власти честолюбцы. Князья церкви неудержимо рвались к мирскому могуществу и хотели подчинить себе все. Слова и дела были в вопиющем противоречии. Духовные наставники превратились в расчетливых политиков. Они умели пользоваться и нарочитой торжественностью богослужений, и берущими за душу проповедями, и беседами с глазу на глаз, и благотворительностью.
Христианские пастыри научились мастерски играть на низменных инстинктах толпы, сеяли ненависть к иноверцам, взращивали суеверия. Ссылками на "божью волю" распаляли страсти, а миской дешевой похлебки завоевывали если не сердца, то желудки бедняков, чтобы натравить вечно голодных людей на лиц, не угодных церкви.
Хорошие начинания и добрые дела, еще недавно служившие самым благим целям, обращались в свою противоположность. Во время эпидемий некому было ходить за больными и убирать трупы. Смертельная зараза обращала в бегство людей и не трусливого десятка. Требовались особое мужество и самоотверженность, чтобы по собственной воле взять на себя тяжелые и опасные обязанности, необходимые для общего блага. В этом стали видеть религиозный подвиг. Смельчаки, решившиеся на это, объединялись в особую организацию. Их так и звали - "парабаланы", то есть "отважные", "подвергающие себя смертельной опасности". Они пользовались уважением и рядом привилегий. Их освобождали от налогов.
Феофил обратил внимание на парабалан. Он, даже по признанию церковных историков, был первым, кто положил начало самовластью епископов. Недаром Феофила называли "христианским фараоном". Его притязания на неограниченное господство встречали сопротивление светских властей. Частые конфликты заставили Феофила призадуматься. Расправляясь с врагами, он иногда прибегал к помощи нитрийских монахов. Но они были за пределами города, александрийская чернь оставалась разобщенной, и, чтобы поднять ее, требовалось время. А он нуждался в людях, готовых в любой момент броситься за него в огонь и воду. Он не имел права содержать солдат. Войсками в Александрии распоряжался военачальник. Тогда Феофил вспомнил о парабаланах. Великий мор случается не так уж часто, и, на худой конец, таскать трупы можно заставить и рабов! Ему сейчас нужны решительные, вышколенные, надежные бойцы.
Среди парабалан навели порядок. Созерцателей и богомольцев, мечтающих спасти душу, ухаживая за умирающими, направили работать в богадельни. Набрали новых людей, мускулистых, отчаянных. Предпочтение отдавали бывшим солдатам и гладиаторам. Когда префект, правитель Египта, спохватился и запротестовал, Феофил, посмеиваясь, сослался на давние установления: парабаланами обычно распоряжался епископ. Да и кто будет убирать трупы, если Александрию постигнет очередная напасть?

Гипатия поражала своей разносторонностью. Ее широко прославило преподавание философии и математики. Однако с не меньшим блеском читала она о Гомере или о греческих трагиках. По общему мнению, Гипатия превзошла всех современных ей философов. Недаром ученики стекались к ней отовсюду. Она примыкала к философской школе неоплатоников, но ее строгий мир чисел и геометрических фигур, мир, подчиненный законам механики, был далек от мечтаний и мистических озарений других философов этой школы.
Превосходно знала Гипатия и книги христианских писателей. Один из ее любимых учеников, Синезий, епископ Птолемаиды, не решался выпустить в свет свой богословский труд без одобрения Гипатии.
(Справка: Синезий (Synesios) - философ неоплатоник, оратор и поэт, род. в Кирене в 379 г. по Р. Х., изучал философию в Александрии у известной Гипатии (см.); ок. 401 г. принял христианство, в 410 г. сделался епископом птолемаидским (в Сев. Африке); умер в 412 г. (по другим сведениям, менее достоверным, - в 431 г.).

Ей принадлежал обширный комментарий к сочинениям Диофанта по геометрии.

(Справка: Диофант - один из величайших математиков древности, заслуженно считающийся «отцом алгебры». Основное его произведение - «Арифметика» в 13 книгах. В честь Диофанта назван кратер Diophantus на Луне.)

Следуя за Аполлонием Пергским. она посвятила специальную работу коническим сечениям.

(Справка: Аполлоний Пергский (др.-греч. лат. Apollonius; 262 до н. э.- 190 до н. э.) наряду с Евклидом и Архимедом традиционно входит в тройку «великих геометров античности», живших в III столетии до н. э.)

В школе Гипатии занимались выходцы из разных стран. Рядом с христианами сидели язычники. Бывших ее учеников можно было встретить и на епископской кафедре и при дворе в Константинополе. Слушать Гипатию было одно наслаждение. Часто на ее лекции сходилось много народу. Посещать дом Гипатии вошло в моду. Вокруг нее собирался весь цвет ученой Александрии, Сам префект нередко бывал ее гостем.
Познания Гипатии, рассудительность и скромность внушали уважение. Она всегда держалась с достоинством. Даже перед правителями появлялась в своем темном плаще философа. Ей охотно внимали магистраты. Свое влияние она никогда не употребляла во зло. Гипатию считали воплощением мудрости и к голосу ее прислушивались не только, когда речь шла о научных вопросах

А время вовсе не способствовало занятиям наукой. Математика вызывала подозрения. В ту пору в церквах нередко молили господа обрушить свой гнев на головы "математиков, колдунов и прочих злодеев". Астрономия была частью математики, а разницы между астрономом, изучающим небесные явления, и астрологом, предсказывающим судьбу по звездам, как правило, не делалось. Даже в официальных документах звездочетов называли просто математиками. В 409 году императоры Гонорий и Феодосии II издали специальный закон. Математикам вменялось в обязанность явиться к епископу, отречься от богопротивных взглядов, предать огню описок своих заблуждений и поклясться блюсти христианскую веру. Тех же, кто отказывался принести отречение, было ведено изгнать из Рима и всех прочих городов. Математиков, которые осмелились нарушить это установление, самовольно остались в городах или под прикрытием ложной клятвы продолжали тайком заниматься своей профессией, надлежало карать без всякого милосердия.
От указа этого Гипатия не пострадала. У должностных лиц Александрии хватило, к счастью, ума не причислять ее к тем математикам, которых во имя торжества веры и государственного спокойствия следовало ловить и наказывать. Даже Феофил терпел Гипатию. Ему льстило, что в его городе существует школа, равной которой нет ни в Риме, ни в Константинополе. Ученые-александрийцы не прочь были похвастаться: что, мол, Афины по сравнению с их родным городом? Слава Афин закатилась, ныне они могут гордиться лишь душистым аттическим медом, в Александрии же блистает Гипатия! Весь Египет питается ее посевом, когда в Афинах царит мерзость запустения.
Люди уже привыкли к тому, что время от времени страшные вести сотрясали Римскую империю. Натиск варваров усиливался. Хорошо, когда от них удавалось откупиться золотом или землями для поселений. Но они, чувствуя свою мощь, становились все напористей. В 378 году император Валент понес под Адрианополем жесточайшее поражение и был убит. Весь Балканский полуостров лежал незащищенным перед отрядами грозных готов. Судьба самого Константинополя висела на волоске.
Правда, Феодосию, полководцу, ставшему впоследствии императором, удалось поправить положение, но ненадолго. В вожде вестготов Аларихе империя нашла нового врага, страшного своей ненасытностью. Он тоже чуть было не взял Константинополь и опустошил Балканы до самых южных областей Греции. Несколько лет спустя несметное войско готов обрушилось на Италию. Осажденный Рим дважды откупался, но в третий раз Аларих захватил город приступом и отдал его на поток и разграбление. Римлян постигла ужасающая беда. Рассказы о торжестве варваров и их бесчинствах разнеслись по всем концам некогда единой, великой и прочной империи. На этот раз свершилось немыслимое. В августе 410 года пал Вечный город, олицетворение могущества, символ непобедимости. Пал под ударами варваров Рим!

Своего племянника, Кирилла, Феофил открыто прочил себе в преемники. Выборы выборами, но он сделает все возможное, чтобы после его смерти епископский престол достался сыну сестры, а не какому-нибудь чужаку!


Фото: Drawn by Jules Maurice Gaspard (1862–1919) - Elbert Hubbard, "Hypatia"

«Учить верить суевериям – самое чудовищное дело». (Гипатия Александрийская).

Родилась в Мусейоне – «Храме и святилище муз», который в те времена был научным центром Египта и не только. Именно в Мусейоне находилась Александрийская библиотека, основанная и собранная соратниками Александра Македонского. В стенах этого здания когда-то работали Эвклид, Аполлоний Пергский и Клавдий Птолемей.

Отцом Гипатии был Теон Александрийский, крупный учёный, принадлежащий к Александрийской школе, известный астроном, механик и математик. Он написал объяснения к астрономическому сочинению Птолемея и на геометрические «Начала» Евклида. Мать девочки, к сожалению, умерла при родах.

Основы знаний по астрономии и механики Гипатия получила под руководством отца. Гипатия была пытливым, любознательным ребёнком, она рано начала проявлять интерес к научным занятиям своего отца.

Старший брат её так же успешно изучал математику и другие науки вместе с сестрой, но уступал ей в способностях.

Отец гордился незаурядными способностями своей дочери.

По дошедшим до нас отрывкам воспоминаний современников, особенно она любила геометрию и, учась доказывать теоремы, исписывала большое количество табличек.

В звёздные ночи Гипатия увлечённо наблюдала за небом.

Она с детства внимательно присматривалась к тому, как работают мастера и сама изготавливала несложные инструменты, необходимые для астрономических наблюдений.

Многолетние наблюдения за звёздами позволили Гипатии позднее внести ряд поправок в труды известного астронома и математика Клавдия Птолемея, которого она вдумчиво изучала.

Гипатией были составлены более точные астрономические таблицы к геометрии и астрономии.

Своё мастерство по изготовлению приборов для астрономических наблюдений Гипатия довела до совершенства, возможного в то время. Известно, что Синезий, епископ Птолемея, просил помощи Гипатии в конструировании астролябии и гироскопа. И Гипатия сконструировала их на таком высоком уровне, что ими продолжали пользоваться на кораблях до XVII века.

Астрономию Гипатия считала «вершиной знаний».
Изобретениями Гипатии пользовался Коперник при расчётах времени восхода и захода светил.

Именно Гипатии Александрийской наука обязана такими понятиями, как гипербола, парабола, эллипс.

Гипатия написала подробные комментарии по теории конических сечений Аполлония Пергского и на алгебраические сочинения Диофанта Александрийского.

Интересовалась Гипатия и философией, знала труды и Аристотеля в совершенстве, много читала.

Довольно скоро она превзошла и своего отца.
Современники писали, что Гипатия была от природы «талантливее и утонченнее отца» и вскоре – слава Гипатии затмила славу Теона, чему отец только радовался.

Глубокие знания Гипатии, её острый и быстрый ум, потрясающая работоспособность принесли девушке почти всеобщее уважение.

Около 400 года Гипатию, которой было всего 20 лет, пригласили читать лекции в знаменитую Александрийскую школу, и она заняла одну из ведущих кафедр школы – кафедру философии. Обладая, казалось, безграничным кругозором, Гипатия читала лекции не только по математике, геометрии, астрономии, но и по искусству.

Она разбиралась в музыке и скульптуре, могла бесконечно рассказывать о Гомере и читать его произведения своим ученикам.

Молва о прекрасной и мудрой Гипатии распространялась по свету и к ней стекались ученики из многих стран. Её называли гордостью Александрии и сравнивали одновременно с тремя богинями – с Афиной по уму, с Афродитой по красоте и с Герой по осанке.

Гипатия была уверена, что «Учить людей верить в суеверия – самое чудовищное и преступное дело». Её девизом было: «Сохраняй своё право на размышление – мыслить неправильно лучше, чем не думать совсем».

Но то, что она в спорах и диспутах легко побеждала всех проповедников христианских доктрин, не принесло ей ничего хорошего, скорее наоборот. Ведь христианские императоры Гонорий и Феодосий II издали закон, запрещающий занятия математикой и астрономией.

Были в жизни Гипатии и романтические отношения. Избранником стал лучший из её учеников афинянин Полисфен. Правда началось всё с общности взглядов и стремления служить науке и истине.

Сначала Полисфен помогал Гипатии в её научных опытах, но постепенно отношения вышли за границы науки, астрологии и философии, хотя, естественно влюблённые не переставали отдавать им большую часть своего времени.

Тем временем беда подступала всё ближе. Христианство боролось с язычеством, а заодно и со всеми научными и культурными ценностями античного мира.

В 391 году обезумевшая от злобы толпа под руководством епископа александрийского Феофила, которого называли «христианским фараоном», ворвалась в Мусейон и принялась, остервенело уничтожать бесценные книги.

Был разграблен и разрушен необыкновенной красоты – Серапетум. Говорят, что он был настолько прекрасен, что даже историк Аммиан Марцеллин, известный своим красноречием, признавал, что не может передать словами величие и красоту этого храма.

Разграблена была и находившаяся недалеко от храма Александрийская библиотека.

Прекрасно зная свою дочь, Теон запер её в доме, чтобы она не бросилась защищать ценности, которым служила.

Потрясённая произошедшим варварством Гипатия долго не могла прийти в себя, она надела траур и полностью погрузилась в науку.

Вскоре отец заболел и перед кончиной умолял и заклинал свою дочь не вмешиваться в религиозные и политические противостояния.

Епископ Феофил, разоривший и присвоивший себе многие её ценности, добился принятия закона, который предписывал всем учёным отречься от богопротивных взглядов и покаяться. Однако при Феофиле Гипатию не тронули.

Но вот на смену прежнему епископу пришёл Кирилл Александрийский, который правил Александрией, точно царь. Гипатию он ненавидел по многим причинам – она была гением, женщиной и язычницей.

По воспоминаниям современников Кирилл не блистал умом, зато жестокости и злобы у него было через край.

Первым делом он подослал людей к дому Гипатии, которые полностью разгромили его. Гипатия была вынуждена переселиться к друзьям, где продолжала свои научные занятия, оставаясь верной старым богам.

Последней каплей подтолкнувший Кирилла к физической расправе над Гипатией было её высказывание во время публичной лекции о том, что Кирилл ложно толкует Платона.

Говорят, что узнав об этом, епископ, прикрывая чёрное дело евангельскими словами, произнёс: «Смоковницу, не приносящую доброго плода, срубают и бросают в огонь».

Сподвижники Кирилла затащили Гипатию в христианский храм. В церкви они разодрали в клочья её одежду, били великую женщину камнями и с живой сдирали кожу при помощи раковин и черепиц.
А когда гордость Александрии перестала дышать, они разрубили её тело на куски и сожгли на костре.

Гипатия Александрийская была варварски замучена во время великого поста в 415 году. А епископ Кирилл был канонизирован.

После гибели Гипатии были убиты и многие её ученики. Лишь некоторым удалось уехать из Александрии, которая из образовательного и научного центра превратилась в ничто.

Как писал Ван дер Варден в книге «Пробуждающаяся наука» – «После этих последних вспышек пламя греческой математики погасло, как догоревшая свеча».

Но Кириллу и этого оказалось мало! Он всю жизнь уничтожал труды Гипатии и преуспел в этом.

Её называют дважды убитой, а сочинения Кирилла Александрийского издают до сих пор. Но он не сумел вытравить из истории память о Гипатии.

Позднее учёным по воспоминаниям её современников удалось восстановить биографию самой мудрой женщины Александрии.

Потрясённый Полисфен продолжил было нести людям идеи Гипатии, но через год был убит ударом кинжала одного из убийц Гипатии.

Незадолго до смерти он успел написать книгу «Под звёздами Александрии», которую посвятил любимой женщине.


«В тёмной синеве расступившихся облаков я увидел алмазное скопление плеяд, которое украшала самая яркая звезда на небосклоне. Её луч вдруг коснулся моего сердца, и я с трепетом ощутил ту великую силу, которая, не умирая в веках, будет проливать на землян чудесные дары красоты, учености и героизма».

Много позднее именем Гипатии учёные назвали кратер на Луне.

Гипатия Александрийская - первая женщина - математик

Гипатия Александрийская (355-415)

Целью моей работы являлось: изучить биографию и научные достижения Гипатии Александрийской; значение ее открытий в жизни и в науке.

На рубеже 4-5 вв. н.э. - эпохи торжества христианства над греко-римским язычеством, гибели античного мира и распада Римской империи на Западную (со столицей в Риме) и Восточную (со столицей в Константинополе), вАлександрии Египетской жила женщина, которая по своей душевной и телесной красоте, по своему духовному развитию и совершенству считалась земным воплощением божественных муз.

Сравнивали эту женщину-ученого и с тремя великими греческими богинями, признавая ееАфиной по уму, Герой по статииАфродитойпо красоте. Символом высокого предназначения стало и собственное имя александрийской музы -Гипатия (Ипатия -“высочайшая”).

Гипатия, дочь математика Теона Александрийского, - первая в мире женщина-астроном, философ и математик.

Теон старался развить у подраставшей дочери соответствующий интерес к умственной, научной работе. С малых лет под влиянием учителей мусейона, отца и его ежедневных ученых занятий, в душе способной и любознательной девочки сформировалось непреодолимое и беспредельное стремление к знаниям и поиску истины.

С самого раннего детства Гипатия живо интересовалась занятиями отца. Она увлеклась математикой и даже придумывала собственные варианты доказательств известных теорем. Страсть девочки к наукам в значительной степени укрепляло и соперничество. Ее старший брат тоже постигал геометрию. Но Гипатия настолько превосходила его способностями впитывать и применять знания, что мальчик выглядел на фоне младшей сестры заурядным школяром. Девочка любила смотреть за работой ремесленников, сама по примеру отца мастерила какие-то инструменты, демонстрируя задатки отличного механика.

Познание мира стало ее единственной и пламенной страстью, ради которой она отказалась от обычного женского семейного счастья, замужества, рождения и воспитания собственных детей. Всю свою недолгую жизнь она посвятила науке и образованию мыслящей молодежи, стремившейся к знаниям в то сложное и переломное историческое время.

По свидетельству современников, Гипатия превзошла в математике своего отца.

Уже в 20-летнем возрасте Гипатия начала преподавать в мусейоне философию Платона и Аристотеля, математику, занималась вычислением астрономических таблиц.

С ледуя за Аполлонием Пергским, она посвятила специальную работу коническим сечениям, ввела термины гипербола, парабола и эллипс .

Наряду с абстрактными математическими и астрономическими теориями ей не были чужды и технические изобретения, необходимые для экспериментальных исследований. Считается, что Гипатия изобрела или усовершенствовала дистиллятор (прибор для получения дистиллированной воды), прибор для измерения плотности воды ареометр ,п ланисферу - плоскую подвижную карту неба и астролябию . Первенство в изобретении астролябии (прибора для астрономических измерений, который называют компьютером звездочета) оспаривается. Как минимум, Гипатия со своим отцом доработала астролабон Клавдия Птолемея, сохранились и ее письма с описанием устройства.

Придуманный Гипатией пузырьковый эффект позволяет с высокой точностью определять горизонтальность поверхностей и до сих пор используется в строительстве и геодезии.

Я провела анкетирование среди людей разного возраста и выяснила, что мало кто знает, кем была и чем знаменита Гипатия Александрийская, но ее открытия и изобретения знают практически все.

Гипатия - единственная женщина, изображенная на знаменитой фреске Рафаэля «Афинская школа», в окружении величайших ученых и философов. В философии ей не было равных. В 16 лет она основала школу неоплатонизма . Гипатия настолько быстро достигла совершенства во многих науках, что у нее, совсем еще юной, уже появились собственные ученики. Девушка сменила обычные одежды на темный плащ, который надлежало носить только философам. Отец по праву гордился ею. В Александрии Гипатию нередко называли умнейшей, скромнейшей, лучшей из философов. Многосторонность её познаний всех поражала. В результате своей подвижнической научной и просветительской деятельности Гипатия приобрела мировую известность. Свои лекции Гипатия обычно начинала с изложения избранных вопросов математики, затем переходила к ее приложениям и другим наукам, совокупность которых составляла древнюю философию. Послушать ее глубокие и доходчивые лекции съезжались сотни жаждущих знаний молодых людей из разных стран Европы и Передней Азии.

Все сочинения Гипатии погибли наряду с трудами сотен других античных языческих мыслителей и писателей во времена раннего средневековья. Известия о жизни и творчестве александрийской музы дошли в будущее лишь благодаря немногочисленным воспоминаниямее учеников (Синезия Киренского) исвидетельствамсовременников (Сократа Схоластика). Гипатии приписывают авторство трех трактатов по геометрии и алгебре и одного по астрономии, которые до нас не дошли. Сократ называет три работы Гипатии: комментарии к «Арифметике» выдающегося александрийского математика Диофанта (учение о неопределённых уравнениях) и комментарии к учению о конических сечениях другого александрийского математика и астронома - Аполлония Пергского, а также к «Математическому канону».

Эта женщина-ученый могла бы дать миру знаний еще много плодотворных идей, но в расцвете творческих сил, в возрасте 45 лет, былазверски убита толпой фанатиков-христиан, умело направленных к этому злодеянию властной рукойхристианского епископа Александрии Кирилла. Они расчленили ее тело и сожгли его частями на городской площади, рядом с останками когда-то величественного здания Мусейона и Александрийской библиотеки.

Гипатия стала последним знаменитым представителем многочисленной и славной плеяды александрийских ученых, трудившихся на протяжении почти 700 лет в различных сферах науки во всемирно известныхАлександрийском мусейонеиАлександрийской библиотеке. С гибелью Гипатии Александрийской фактически закатилось солнце древнегреческой математики.

Сама эта выдающаяся женщина была незаслуженно забыта, но ее открытия пережили века и используются до настоящего времени.

При жизни Гипатии современник её и земляк поэт Феон Александрийский посвятил ей теплую эпиграмму:

"Когда ты предо мной и слышу речь твою,
Благоговейно взор в обитель чистых звезд
Я возношу, — так все в тебе, Гипатия,
Небесно — и дела, и красота речей,
И чистый, как звезда, науки мудрой свет".

В 20-м веке именем Гипатии был назван один из кратеров Луны.