Чтение рассказа н носова живая шляпа. Николай Носов — Живая шляпа: Сказка
этапы работы над пересказом.
В прошлой статье мы рассматривали этапы работы над пересказом. В этой статье предлагается подробный вариант работы с пересказом рассказа Николая Носова "Живая шляпа".
Первый раз рассказ читает взрослый.
Н. Носов "Живая шляпа".
Она жи-жи-живая!
Кто живая?
Шля-шля-шля-па.
По-посмотри сам!
Ай! Ой! - закричали ребята.
Пойду к себе домой.
Ну, пойди, посмотри.
Ну, я возьму лыжную палку.
Вон там, возле стола.
Эй ты, шляпа!
Но шляпа не двигалась.
Обсуждение.
– Как ты думаешь, почему писатель назвал свой рассказ "Живая шляпа"?
(Под ней был котёнок, она казалась живой. Двигалась – словно живая).
– На сколько частей можно разделить этот рассказ? Не забывай, что каждая часть должна содержать основную мысль. Давай вместе составим план рассказа.
Для чего мы составляем план рассказа? (Чтобы легче было вспоминать развитие действия в рассказе, для пересказа).
- Даем ребенку подумать самостоятельно и затем совместно делим рассказ на части и отмечаем карандашом границы.
Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось - упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.
Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу - и вдруг как закричит:
Ай-ай-ай! - и бегом в сторону.
Чего ты? - спрашивает Вадик.
Она жи-жи-живая!
Кто живая?
Шля-шля-шля-па.
Что ты! Разве шляпы бывают живые?
По-посмотри сам!
Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
Ай! - и прыг на диван. Вовка за ним.
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
Ай! Ой! - закричали ребята.
Соскочили с дивана - и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
Я у-у-хо-хо-жу! - говорит Вовка.
Пойду к себе домой.
Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?
Ну, пойди, посмотри.
Пойдем вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я ее кочергой тресну.
Постой, я тоже кочергу возьму.
Да у нас другой кочерги нет.
Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
Где же она? - спрашивает Вадик.
Вон там, возле стола.
Сейчас я ее как тресну кочергой! - говорит Вадик. - Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!
Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.
Ага, испугалась! - обрадовались ребята. - Боится лезть к нам.
Сейчас я ее спугну, - сказал Вадик.
Он стал стучать по полу кочергой и кричать:
Эй ты, шляпа!
Но шляпа не двигалась.
Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, - предложил Вовка.
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
Мяу! - закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.
Васька! - обрадовались ребята.
Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, - догадался Вовка.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Но Васька ничего не ответил, он только фыркал и жмурился от света.
Теперь прочтем первую выделенную часть (читает ребенок).
– О чём эта часть рассказа?
– Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? (Нет). А читатели? (Да)
– Значит, хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением. Как ее можно назвать (Котенок и ребята)
Вторая часть.
Читаем вторую часть рассказа.
Какое впечатление сложилось у тебя о героях рассказа?
Смелые они мальчики или трусишки?
– Сколько здесь действующих лиц? (Вадик, Вова, автор)
– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики испугались, им было страшно)
Как ты понял, что им страшно, какие строки об этом говорят, зачитай.
Кто из мальчиков, Володя или Вадик, тебе больше нравится? Почему?
Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом сами стали нападать на шляпу?
– Придумай название этой части. (Испуг)
Сколько участников диалога? (Два) Посмотри, какие слова произносит каждый герой рассказа.
– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики кидают в шляпу картошкой)
– Придумай название этой части. (Решение ребят)
Читаем четвертую часть рассказа.
– О чём эта часть рассказа? (О том, как из-под шляпы высунулся серый хвост)
– Придумай название этой части. (Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы)
Что испытали мальчики, когда узнали “секрет” шляпы? (Облегчение, радость).
Представь себя на месте героев, ты бы испугался «живой шляпы»?
Как бы ты поступил на их месте?
План рассказа "Живая шляпа" (выписываете отдельно).
- Котёнок и ребята.
- Испуг.
- Решение ребят.
- Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы.
Закрепление материала.
– Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.
Художник создал серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту происходящего действия, а вместе они рассказывают о том, что случилось.
(восстанавливаем план по картинкам)
Сейчас мы посмотрим, хорошо ли ты запомнил последовательность действий в этом рассказе. В каком порядке должны идти эти картинки, свой ответ обоснуй.
2 картинка
Объяснение выражение «тряслись от страха»(боялись).
– Как художник передаёт, что мальчики “тряслись от страха”?
Сказано ли в рассказе, в какой позе сидят герои? (Нет).
А художник смог передать в рисунке то настроение ребят в этот момент. Задача художника состоит в том, чтобы “перевести” язык писателя– слово– на свой язык, язык красок. Нам становится более понятно то, что написал автор, рассматривая иллюстрации.
Что изображено на четвертой картинке?
– Как ты думаешь, кто из ребят – Вадик, а кто – Володя? Докажи своё мнение словами из текста.
Также на проверку содержания рассказа можно провести игру
Игра “Блицопрос”.
– Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа”:
1.Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?
- Володя и Вадик видели или не видели, как котёнок попал под шляпу?
- Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик?
- Шляпа подползла к Володе или к Вадику?
- Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?
- Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха
Найди пословицу, которая подходит для описания поведения мальчиков.
- Кто смел, тот и съел.
- У страха глаза велики.
- Велика голова, да мозгу мало.
- Трусливому зайке и пенёк волк.
У страха глаза велики .
Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.
Как бы ты поступили, оказавшись на месте героев произведения?
- Так смешной или страшный этот рассказ?
Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.
Создано: 18 июля 2018 Обновлено: 25 декабря 2018 Просмотров: 1308Скачать:
Живая шляпа - маленький веселый рассказ Николая Носова с загадочным сюжетом. Он о котенке Ваське и двух ребятах - Вове и Вадике. Мальчики были дома, раскрашивали картинки. Васька сидел у комода. Внезапно позади что-то упало. Дети обернулись на звук и увидели на полу шляпу. Попробовали подойти - та сама собой стала двигаться. Поползла, наводя на них ужас. Чтобы узнать, чем все закончилась, читайте историю. Она научит не бояться необычного, искать всему разумное объяснение!
Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось — упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.
Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу — и вдруг как закричит:
— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.
— Чего ты? — спрашивает Вадик.
— Она жи-жи-живая!
— Кто живая?
— Шля-шля-шля-па.
— Что ты! Разве шляпы бывают живые?
— По-посмотри сам!
Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
— Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним.
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
— Ай! Ой! — закричали ребята.
Соскочили с дивана — и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
— Я у-у-хо-хо-жу! — говорит Вовка.
— Пойду к себе домой.
— Почему?
— Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
— А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?
— Ну, пойди, посмотри.
— Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я ее клюшкой тресну.
— Постой, я тоже клюшку возьму.
— Да у нас другой клюшки нет.
— Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
— Где же она? — спрашивает Вадик.
— Вон там, возле стола.
— Сейчас я ее как тресну клюшкой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!
Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.
— Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам.
— Сейчас я ее спугну, — сказал Вадик.
Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:
— Эй ты, шляпа!
Но шляпа не двигалась.
— Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, — предложил Вовка.
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу» Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
— Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.
— Васька! — обрадовались ребята.
— Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, — догадался Вовка.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
— Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света.
Рассказ под названием «Живая шляпа» Николай Николаевич Носов написал в 1938 году, когда его писательская карьера только начиналась. Это история о двух пугливых мальчишках и маленьком котёнке
- их домашнем животном, случайно попавшем под свалившуюся с комода шляпу. Бедный Васька не мог из-под неё выбраться, а ребята подумали, что это ожил сам головной убор. Моё сообщение подробно расскажет о произведении и его авторе.
Сюжет рассказа
Когда шляпа упала с комода, Вовка пошёл её поднимать, но от своей затеи сразу отказался, потому что та начала шевелиться. Мальчики очень испугались, а когда чудо-шляпа стала подползать к их дивану, бросились прочь в другую комнату. Оттуда Вовка сразу засобирался к себе домой - подальше от пугающего головного убора, ведь он сильно струсил. Но любопытство в итоге пересилило испуг, и ребята захотели посмотреть, не подшутил ли кто над ними, привязав к шляпе веревочку и дергая за неё.
Оказалось, что никакой верёвочки нет, но Вадик с Вовкой уже точно решили, что должны прогнать страшную ожившую шляпу. Очень весело наблюдать за тем, как они собираются воевать с ней кочергой и лыжной палкой. Когда ребята заглянули в комнату, где до этого сидели и раскрашивали картинки, пугающая шляпа лежала неподвижно на полу. Тогда они решили прогнать её картофелинами, кидая их из-за двери. Одним из «снарядов» Вадик попал точно в цель. Шляпа тогда подскочила, из-под неё раздалось мяуканье, а потом появился котенок Васька. Мальчики догадались, что шляпа просто упала на него с комода, и очень обрадовались.
Мальчики вели себя храбро, особенно Вадик, который решил выгнать ожившую шляпу из своего дома. Вовка тоже решил помочь другу, хотя ему было страшновато. В итоге смешная ситуация разрешилась, котёнок оказался в ласковых руках после плена шляпы. Жалко только, что ребята попали в него картофелиной, ведь он этого не заслужил.
История «Живой шляпы»
Рассказ «Живая шляпа» впервые опубликовали в журнале «Мурзилка», и он сразу полюбился множеству детей. Это веселое произведение выделялось на фоне других детских рассказов и книг того времени, которые описывали строительство, сельское хозяйство или авиацию. Когда автор читал этот рассказ о домашнем питомце детям в кружке молодых авторов, они с восторгом его слушали. А после не хотели отпускать писателя домой, прося его почитать и другие произведения. Позже «Живая шляпа» вошла в сборник рассказов «Тук-тук-тук».
Николай Носов и его произведения
Николай Носов считал, что писать рассказы и книги для детей - самая важная в мире работа, для выполнения которой нужно много знать и постоянно учиться. Его произведения нравятся детям, потому что они весёлые, их легко и интересно читать. «Живая шляпа» - одно из доказательств этого. После выхода рассказа Носов написал ещё много интересных и познавательных историй и книг. Всем нравятся его произведения о маленьком человечке Незнайке, который попадал в самые разные приключения и всегда оставался весёлым.
За свои произведения Николай Николаевич Носов получил много наград, его рассказы переведены на разные языки, и «Живая шляпа» не исключение. Эта весёлая история нравилась и нравится мальчикам и девочкам многих стран, ведь приключения Вовки, Вадика и котенка Васьки очень смешные и интересные.
Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя
Шляпа лежала на комоде, котёнок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что то плюхнулось – упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.
Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу – и вдруг как закричит:
– Ай ай ай! – и бегом в сторону.
– Чего ты? – спрашивает Вадик.
– Она жи жи живая!
– Кто живая?
– Шля шля шля па.
– Что ты! Разве шляпы бывают живые?
– По посмотри сам!
Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
– Ай! – и прыг на диван. Вовка за ним.
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
– Ай! Ой! – закричали ребята.
Соскочили с дивана – и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
– Я у у хо хо жу! – говорит Вовка.
– Куда?
– Пойду к себе домой.
– Почему?
– Шляпы бо боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
– А может быть, её кто нибудь за верёвочку дёргает?
– Ну, пойди, посмотри.
– Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я её клюшкой тресну.
– Постой, я тоже клюшку возьму.
– Да у нас другой клюшки нет.
– Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
– Где же она? – спрашивает Вадик.
– Вон там, возле стола.
– Сейчас я её как тресну клюшкой! – говорит Вадик. – Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!
Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.
– Ага, испугалась! – обрадовались ребята. – Боится лезть к нам.
– Сейчас я её спугну, – сказал Вадик.
Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:
– Эй ты, шляпа!
Но шляпа не двигалась.
– Давай, наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, – предложил Вовка.
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу» Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
– Мяу! – закричало что то. Глядь, из под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котёнок выскочил.
– Васька! – обрадовались ребята.
– Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, – догадался Вовка.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
– Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света.
- Рассказ: Живая шляпа
- Тип: mp3
- Размер: 6,64 МБ
- Продолжительность: 00:03:37
- Скачать рассказ бесплатно
- Слушать рассказ online
Your browser does not support HTML5 audio + video.
Шляпа лежала на комоде, котёнок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось – упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.
Вовка подошёл к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу – и вдруг как закричит:
– Ай-ай-ай! – и бегом в сторону.
– Чего ты? – спрашивает Вадик.
– Она жи-жи-живая!
– Кто живая?
– Шля-шля-шля-па.
– Что ты! Разве шляпы бывают живые?
– По-посмотри сам!
Вадик подошёл поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
– Ай! – и прыг на диван. Вовка за ним.
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
– Ай! Ой! – закричали ребята.
Соскочили с дивана – и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
– Я у-у-хо-хо-жу! – говорит Вовка.
– Пойду к себе домой.
– Почему?
– Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
– А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?
– Ну, пойди посмотри.
– Пойдём вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я её клюшкой тресну.
– Постой, я тоже клюшку возьму.
– Да у нас другой клюшки нет.
– Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
– Где же она? – спрашивает Вадик.
– Вон там, возле стола.
– Сейчас я её как тресну клюшкой! – говорит Вадик. – Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!
Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.
– Ага, испугалась! – обрадовались ребята. – Боится лезть к нам.
– Сейчас я её спугну, – сказал Вадик.
Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:
– Эй ты, шляпа!
Но шляпа не двигалась.
– Давай наберём картошки и будем в неё картошкой стрелять, – предложил Вовка.
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу» Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
– Мяу! – закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котёнок выскочил.
– Васька! – обрадовались ребята.
– Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, – догадался Вовка.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
– Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света.