Баба-яга - сказочный персонаж. Баба яга - мифический персонаж или реальная женщина

Баба-Яга является мифологическим персонажем древних славян. Этот образ пережил столетия и в наши дни не менее популярен, чем 1000 лет тому назад. Связан он напрямую с нечистой силой. Примечательно то, что вся нечисть имела чисто специфические функции. Оборотни занимались одними вопросам, упыры - другими. Своя специализация была у ведьм , чертей>, леших и домовых . А вот Баба-Яга во все времена обладала универсальными возможностями .

Она могла стать ведьмой, оборотнем, упырём по собственной инициативе. То есть имела гораздо большую силу, чем вся остальная братия, занимавшаяся отловом и утилизацией грешных человеческих душ. По своему статусу грозная представительница преисподней стояла всего лишь на одну ступень ниже Дьявола и считалась куратором всех ведьм. Среди них она была старшей, а потому в её силах было наказывать нерадивых ведуний, а шустрых да результативных поощрять.

Где жила Баба-Яга

Штаб-квартира у этой "бабушки" находилась в глухой лесной чаще. Представляла она собой обыкновенную крестьянскую избу на курьих ножках. Но в данном случае имеются в виду не куриные ноги, а курные. То есть представляли они собой обыкновенные деревянные столбы, окуренные дымом. Стало быть, цвет у них был чёрным. Вот на них изба и держалась. Причём вход в неё всегда был направлен в густой лес, а на лесную полянку смотрела задняя часть строения.

Если возле такой избушки оказывался заплутавший путник, то он мог сказать: "Избушка-избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом". И в противоречии со всеми законами физика неуклюжее на вид строение поворачивалось. Перед путником приветливо распахивалась дверь, а вниз опускалась лестница. Человек мог по этой лестнице подняться в избу, а уж дальше, как повезёт.

Избушка на курьих ножках

Помещение могло наполниться смрадом, и любопытный пилигрим засыпал сладким сном. Вот тут-то возле мирно похрапывающего тела и появлялась могущественная помощница Сатаны. Явиться она могла в любом образе, но чаще всего превращалась в старуху с не очень приятной внешностью. Длинный крючковатый нос, седые волосы, свисающие космами, маленькие глаза, в которых проглядывался недюжинный интеллект.

Пристрастия Бабы-Яги

Надо заметить, что эта нечистая сила тяготела к каннибализму. Она поедала людей, причём предпочтение отдавала маленьким детям. Сажала карапуза на сковородку и толкала её в печь. Но не брезговала "бабушка" и взрослыми мужчинами и женщинами. Так что заплутавший путник, оказавшись в избе на курьих ножках, вполне мог стать ужином у куратора всех ведуний.

Одевалась она всегда скромно. Одежду любила просторную и практичную. Это, как правило, лапти, платье свободного покроя, штаны, а на голове чаще всего была кика. Это головной убор, напоминающий собой кокошник. Иногда, правда, голова покрывалась платком. Вместо платья могла быть юбка, а вместо лаптей - сапоги.

Таким способом Баба-Яга перемещалась

Перемещалась Баба-Яга на ступе. Это такая большая ёмкость, в которой что-то толкут или измельчают. Для нашей "бабушки" она была самым удобным и комфортным средством передвижения. В руках при этом нечисть всегда держала пест. Им она регулировала скорость. Если же после ступы оставался след на земле, то заметался он помелом. Оно по своим размерам несколько больше и толще метлы. На мётлах только ведьмы летали. Но у них статус-то был пониже.

Иногда наша героиня людей не трогала, а даже и помогала им. Но тут надо было ей сильно понравиться. Если какой-то человек мог затронуть потаённые струны нечестивой души, то возвращался он домой живым и здоровым. К тому же мог получить тайные знания, которые в будущем облегчали жизнь и делали её счастливой. Вот такая противоречивая натура была у "бабушки".

Существует ли Баба-Яга в наши дни?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно спросить самого себя: "А существует ли в наши дни Сатана?" Конечно существует, а поэтому и Бабе-Яге есть место в подлунном мире. Может быть, она сейчас и не живёт в избушке на курьих ножках, но работу ведьм курировать продолжает. Осуществляет, так сказать, общее руководство. А главная её задача - бесперебойная поставка человеческих душ в преисподнюю .

В год на планете умирает 50 млн. человек. Это огромная цифра. Поэтому работы у нашей героини - выше крыши. Часть душ устремляется к Свету, где встречается ангелами. Другая же часть отправляется в преисподнюю. Вот именно этой братией "бабушка" и занимается. Все души нужно классифицировать по тяжести грехов, занести в соответствующие списки и реестры, присвоить номера, определить конечный пункт назначения. Адская работа в прямом и переносном смысле этого слова.

В наши дни Баба-Яга принимает в основном такой образ

Некоторые души начинают возмущаться, когда их опускают уж очень низко. Не считают они свои грехи такими уж страшными, чтобы вечно в адовом пекле гореть. Приходиться проводить с ними разъяснительную работу. Объяснять, что высокие должности, ордена да медали никакой роли в загробной жизни не играют: тут совсем иные критерии оценки личности. Всё это требует нервов, терпения и огромной работоспособности. Вот такие организационные вопросы и лежат на плечах нашей героини.

Так что не нужно торопиться с утверждением, что Баба-Яга - мифологическое существо. Она таковым представляется человеку, пока он жив и здоров. Но когда его бренный путь заканчивается, и душа оказывается в загробном мире, вот тогда и наступает прозрение, а может быть и сожаление по тем годам, которые уже нельзя вернуть и прожить по-другому.

Статью написала Зимняя Вишня

Имя: Баба-Яга (Baba-Yaga)

Страна: Россия

Создатель: славянская мифология

Деятельность: ведьма

Семейное положение: не замужем

Баба-Яга: история персонажа

Страшная ведьма Баба-Яга коротает не один век в избушке, стоящей в темном лесу. Персонаж, корни которого идут из славянской мифологии, со временем впитал множество символов, превратившись в противоречивую натуру. С одной стороны, Яга поджидает детей, чтобы изжарить их в печи, с другой – к старухе за помощью обращаются добрые молодцы и заплутавшие путники. Лесная жительница не отказывает им в мудром совете и волшебных подарках, которые облегчают задачу героев сказок.

История создания

В славянской мифологии Яга приходилась дочерью Вию, властелину Срединного царства Нави, и имела «пропуск» в верхнее царство. Девушка вечно оставалась молодой и не уступала по красоте своим сестрам Ладе и Деване. Считалась сильным воином, но в разборки богов не вступала принципиально, считая войны низменным занятием для божественных существ.


Отец не мог выдать Ягу замуж, потому что богиня Лунного пантеона поставила условие – она согласится на брак только с тем, кто ее одолеет. Победил в поединке строптивую девку на выданье мудрый бог-оборотень, покровитель искусства Велес. Между мифологическими персонажами вспыхнула любовь, и они стали супругами.

Яга заняла пост повелительницы Верхнего подземного царства – границы между миром живых и миром мертвых. По легенде, бессмертную красавицу-богиню настигло проклятие ирийских богов, и превратилась Яга в древнюю старуху. Вернуть былую красоту не помогали даже души людей, которыми она питалась.

Эта страшная старуха, коротающая век в избушке на опушке леса, и поселилась позже в сказках.


Однако версии происхождения персонажа на этом не заканчиваются. Возможно, образ Бабы-Яги получился из божества смерти – женщина с хвостом змеи охраняла подступы к подземному миру, встречая души умерших и провожая их в последний путь.

Поддерживает эту теорию и жилище Бабы-Яги. Избушка на курьих ножках является символом «проходной» в потусторонний мир. Исследователи рассматривают два варианта происхождения жилища именно такой конструкции. Возможно, «курьи» - это изменившееся слово «курные». В древности наши предки строили для умерших дома смерти, которые возвышались на окуренных дымом столбах. Возводили такие постройки и на древних пнях, чьи корни и правда похожи на куриные ноги.


Чаще всего избушка обнесена частоколом, «украшенным» светящимися в ночи черепами. Вот яркий символ границы между миром живых и мертвых. Двери домиков смерти смотрели в лес, а если заглянуть внутрь, то можно было увидеть ноги покойников. Вероятно, поэтому к имени Бабы-Яги добавилось словосочетание «костяная нога». Еще один вариант – древние славяне ягими называли людей, страдающих от заболеваний ног.

Имя и некоторые качества персонажа говорят о том, что обитательница леса была знахаркой, живущей вдали от людей, как и все ведуньи. Слово «яга» происходит от «язя» или «яза» – болезнь, немощь. А постоянное желание старухи поджарить гостей избушки в печке напоминает о языческом обряде лечения младенцев. Ритуалом «припекания» не брезговали родители маленьких детей: знахарка заворачивала малыша в тесто, помещала на хлебную лопату и три раз засовывала в топившуюся печь. Затем тесто скармливали собакам.


Только вот в сказках Баба-Яга всегда собирается съесть запеченного гостя. Исследователи полагают, что обряд лечения сменил полюс с положительного на отрицательный во время установления христианства на Руси, когда новой религии нужно было очернить язычество.

И, наконец, теория №3 – Баба-Яга олицетворяла богиню-мать всего живого, мудрую жрицу, лесную бабу, которой принадлежало право проводить обряд «инициации» подросших мальчиков. Смысл ритуала заключался в том, чтобы посвятить юношу в полноправного члена общества, а для этого ребенок должен «умереть» и возродиться взрослым мужчиной. Процедура неприятная – мало того, что проходила в дремучем лесу, так еще и сопровождалась истязаниями.

Образ

Постепенно знахарка или божество превратилась в злую, косматую, с длинным крючковатым носом ведьму, которая похищает детей или же ждет не дождется гостя, чтоб устроить себе пир из человечины. Правда, ни в одной сказке так и не съела ни одного персонажа.


Баба-Яга в мультфильме "Иван Царевич и Серый Волк"

Наоборот, чаще Яга выступает в роли наставника и помощника в переходе из царства живых в потусторонний мир – далекую волшебную страну, именуемую тридевятым царством, тридесятым государством, расположенную за огненной рекой Смородиной (река в славянской мифологии символизирует границу между миром живых и мертвых). Гость (обычно Иван-дурак) получает от радушной хозяйки избушки на курьих ножках волшебные предметы, которые выручат в сложных ситуациях. Например, клубок, сапоги-скороходы, коня или меч.


Высокая горбатая старуха с седыми нечесаными волосами одета в лохмотья – так она представлена в мультфильмах и кино. Однако в сказках одежда вообще не описывается. Художники лубочных картинок изображают престарелую женщину в лаптях, платье и жилетке, иногда лесная жительница предстает в красной юбке и сапогах.

Лютая по натуре, Яга легко предсказывает будущее, мудра и в некотором смысле справедлива.

Атрибуты, друзья и враги

Баба-Яга колесит по белу свету в ступе. Добавить скорости средству передвижения помогает железный пест или палица, а замести следы – приделанное сзади помело. Позднее в сказках автотранспорт наделили летательными способностями, где помело обрело дополнительные функции. Оно наделяет ступу маневренностью, дарит возможность повернуть в разные стороны, совершить пике или вертикально взлететь.


Неотъемлемой частью экстерьера жилища старухи стали черепа (сначала лошадиные, затем человеческие), играющие роль светильников, а иногда и оружия. Внутри избушки хранятся несметные сокровища и целый ворох волшебных вещиц.

Яга водит дружбу с различными обитателями леса – кикиморами, лешими. Часто пособничает Кащею Бессмертному (предстает его теткой, матерью или дальней родственницей) или же, наоборот, враждует с ним, всячески пакостит. На службе у лесной старухи состоят черный кот, совы и вороны, змеи и лягушки.

Баба-Яга на экране

Персонаж занял прочное место в литературе, мультфильмах и сказочных кинопостановках. Баба-Яга начала мелькать на экранах в советское время – кинозвездой старуху сделал великий режиссер-сказочник . Первым образ этого отрицательного персонажа примерил в 1939 году в сказке «Василиса Прекрасная». Зловещая Баба-Яга получилась настолько удачной, что сразу верится в ее реальное существование.


Примечательно, что Георгий Францевич самостоятельно придумал и создал костюм: нацепил грязное старое тряпье, а на седую взлохмаченную голову надел тоже не первой свежести платок, повязав его особым способом – чтобы концы торчали вперед. После славного дебюта Милляр еще несколько раз снимался в этой роли у Роу.

Список мужчин, которые сыграли киношную Ягу, пополнил , вжившись в роль в музыкальной постановке «В тринадцатом часу ночи».


Телевизионный путь Бабы-Яги оказался не так прост. В россыпи кинолент отражена противоречивость натуры жительницы леса. Добрую старушку в лице актрисы юное поколение 60-х годов увидело в сказке «Веселое волшебство». Еще ласковее образ Яги создала в фильме «Там на неведомых дорожках…». Упитанная бабушка с добрейшей душой украсила картину «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» – образ создала Мария Барабанова.


Нетривиальная старуха получилась у в фильме «Лада из страны берендеев». А коварством наделила персонаж , появившись в «Новогодних приключениях Маши и Вити».

В свои работы героиню славянских преданий с удовольствием брали и режиссеры, далекие от жанра сказок. Баба-Яга вошла в фильмы с фантастическим уклоном «Лиловый шар» (роль отошла Валентине Ховенко) и «Остров ржавого генерала» (образ блестяще воплотил ).


После распада Советского Союза хозяйка избушки на курьих ножках и не подумала покидать кинематограф. Правда, сначала сделала 15-летний перерыв в «карьере», а в 2004 году вновь порадовала зрителей, появившись на экранах молодой и красивой Ягой, влюбленной в Кащея Бессмертного. На роль Яги в молодости в ленте «Легенда о Кащее, или В поисках тридесятого царства» пригласили .


В очередной раз вспомнили о персонаже в 2009 году – неподражаемая представила Бабу-Ягу в «Книге мастеров». А спустя три года на экраны вышла «Реальная сказка», где Яга снова стала доброй в исполнении Людмилы Поляковой.

На сегодняшний день заключительной попыткой поместить в кино сказочную старуху стал фильм « » (2017 год). В волшебной режиссерской фантазии с элементами комедии в роли могущественной знахарки выступила .

Лесная колдунья с легкой руки создателей кино и мультипликаторов оказалась еще и великолепной певицей. Первую песню Бабы-Яги (видео) на экранах исполнила Валентина Кособуцкая в фильме «Новогодние приключения Маши и Вити».

  • Село Кукобой в Ярославской области в 2004 году, несмотря на критику со стороны Русской православной церкви, провозгласили родиной лесной старухи. Для привлечения туристов здесь собрали музей Бабы-Яги, в котором проходят программы с веселыми приключениями в компании любимых сказочных героев. Во владениях Яги начинается «аномальная зона» – у тех, кто переступает границу музейной территории, перестают ловить связь телефоны. Гостеприимная хозяйка поит посетителей чаем с пирогами, особенно вкусно накормит в свой день рождения – 26 июня.

  • Сказочная постановка «Последний богатырь» стала третьим русским фильмом студии «Disney». Открыла этот необычный список лента «Книга мастеров», затем сняли «Счастье – это…»
  • «Последний богатырь» быстро возглавил рейтинг лидеров проката. За две недели показа картины в кинотеатрах удалось собрать больше 1 млрд. рублей.
  • Авторы сказок не всегда строят избушку Бабы-Яги в настоящем лесу. Так, в «Книге мастеров» дом колдуньи соорудили прямо на территории Белорусского музея народной архитектуры и быта.
  • Создатели российской организации по борьбе за права потребителей «Хрюши против» придумывая название, оттолкнулись от знаменитого мультфильма 1979 года выпуска, где звучит фраза: «А Баба-Яга против!»
  • Роль Бабы-Яги Георгий Милляр в сказке «Морозко» (1965) исполнил восьмой раз. Кроме того, в этой же картине актер перевоплотился в разбойника и подарил свой голос петуху.

Цитаты

«Фу-фу, русским духом пахнет!»
«Полетел, полетел! Вот что значит экология правильная, а я отсюдова переезжать собралась. За такой участок, поди, и две дачи дать могут».
«Ох и плохо мне! Ох и худо! Не горячка у меня, не простуда! Губит бедную старушку не хвороба, губит, душит сиротинку злая злоба! Ох, я и спать не могу! Я и жрать не могу! Ох, обидел гость незваный Бабушку-Ягу!»
«Ой, не шуми! Я перед гостями выспаться должна, чтоб свежей быть и красивше».
«Я незлопамятная - отомщу и забуду. Вот только месть надо пооригинальнее придумать, а то совсем распоясались».
«Негодяи не любят умирать быстро и тихо, им размах нужен и максимум шума».
«Бабу-Ягу со стороны брать не будем. Воспитаем в своём коллективе». (х/ф «Карнавальная ночь»)
«Там ступа с Бабою-Ягой идет-бредет сама собой». (А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила»)

Во времена моего детства, когда каждая уважающая себя школа проводила предновогодние утренники (для младших классов) и «дискотеки» (для старших), непременной деталью этих действ были представления приглашенных артистов - иногда профессиональных, из местного драмтеатра, иногда любителей - мам, пап, учителей.

И таким же непременным был состав участников - Дед Мороз, Снегурочка, лесная живность (белки, зайцы и т. д.), иногда - пираты, бременские музыканты и черти с кикиморами. Но главным злодеем была Баба-Яга. В каких только интерпретациях не представала она перед изумленной публикой - и горбатая старуха, и женщина средних лет с ярким макияжем - что-то среднее между цыганкой-гадалкой и ведьмой, и сексапильное юное создание в платьице из заплат и обворожительными лохмами на голове. Неизменна была лишь ее суть - как можно больше напакостить «добрым персонажам» - не пустить на елку, отобрать подарки, превратить в старый пень - список не ограничен.

На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в странной избушке, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга. Иной раз к ней заглядывают гости с Руси. Одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Она имеет обширные знакомства в живом и мертвом царствах, свободно посещает их. Кто она, откуда пришла в русский фольклор, почему ее имя чаще встречается в сказках северной Руси, попытаемся разобраться. Можно предположить, что сказочный образ Яги возник в русском народном творчестве как результат многовекового взаимодействия на общем индоиранском фоне славянской и финно–угорской культур.

Несомненно, что проникновение русских на Север, в Югру и Сибирь, знакомство с бытом местного населения и последующие рассказы о нем оказали заметное влияние на формирование образа Яги в русских, а затем и зырянских сказках. Именно новгородские ушкуйники, казаки-первопроходцы, воины, ямщики и солдаты принесли на Русь те необыкновенные сведения о жизненном укладе, обычаях и верованиях Югры, которые, перемешавшись с древнеславянской мифологией и фольклором, наложили отпечаток на волшебные сказки о Бабе Яге.

А кто такая эта Баба-Яга на самом деле? Фольклорный элемент? Плод народного воображения? Реальный персонаж? Выдумка детских писателей? Попробуем выяснить происхождение самого коварного сказочного персонажа нашего детства.

Славянская мифология

Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице - это бесспорные следы матриархата.

Постоянное место обитания Яги – дремучий лес. Живет она в маленькой избушке на курьих ножках, такой маленькой, что, лежа в ней, Яга занимает всю избу. Подходя к избушке, герой обыкновенно говорит: «Избушка - избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!» Поворачивается избушка, а в ней Баба Яга: «Фу–фу! Русским духом пахнет… Ты, добрый молодец, от дела лытаешь или дела пытаешь?» Тот ей и отвечает: «Ты прежде напои, накорми, а потом про вести спрашивай».

Несомненно, что сказка эта придумана людьми, хорошо знакомыми с бытом обских угров. Фраза о русском духе попала в нее не случайно. Деготь, широко применявшийся русскими для пропитки кожаной обуви, сбруи и корабельных снастей раздражал чуткое обоняние таежников, употреблявших для пропитки обуви гусиный и рыбий жиры. Гость, зашедший в юрту в сапогах, смазанных дегтем, оставлял после себя стойкий запах «русского духа».

Костяная нога была змеиным хвостом?

Особое внимание привлекает костеногость, одноногость бабы-яги, связываемая с ее некогда звероподобным или змееподобным обликом: «Культ змей как существ, сопричастных к стране мертвых, начинается, по-видимому, уже в палеолите. В палеолите известны изображения змей, олицетворяющих преисподнюю. К этой эпохе относится возникновение образа смешанной природы: верхняя часть фигуры от человека, нижняя от змеи или, может быть, червя».
По мнению К. Д. Лаушкина, считающего бабу-ягу богиней смерти, одноногие существа в мифологиях многих народов так или иначе связаны с образом змеи (возможное развитие представлений о подобных существах: змея - человек со змеиным хвостом - одноногий человек - хромой и т. п.).

В. Я. Пропп отмечает, что «Яга, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею, дракону». «Как известно, общерусское „змея» не является исконным названием этого пресмыкающегося, а возникло как табу по связи со словом „земля» - „ползающая по земле»», - пишет О. А. Черепанова, высказывая предположение, что исконным, не установленным пока названием змеи могло быть яга.

Один из возможных отголосков давних представлений о таком змееподобном божестве - прослеживаемый в верованиях крестьян ряда губерний России образ огромной лесной (белой) или полевой змеи, которая властна над скотом, может наделить всеведением и т. п.

Костяная нога - связь со смертью?

По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.

Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.

Но все-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».

Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.

Сказки

В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну.

И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.
Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.

Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда.

Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.

Версия Владимира Даля

«ЯГА или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи. Стоит яга, во лбу рога (печной столб с воронцами)? Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем. Ягишною зовут злую, бранчивую бабу».
«Баба-яга или Яга-баба, сказочное страшилище, болыпуха над ведьмами, подручница сатаны. Баба-яга костяная нога: в ступе едет, пестом погоняет (упирается), помелом след заметает. Она простоволоса и в одной рубахе без опояски: то и другое - верх бесчиния».

Баба-Яга у других народов

Бабу-ягу (польскую Ендзу, чешскую Ежибабу) принято считать страшилищем, верить в которое пристало лишь малым детям. Но еще полтора века назад в Белоруссии в нее - страшную богиню смерти, губящую тела и души людей,- верили и взрослые. И богиня эта - одна из древнейших.

Этнографы установили ее связь с первобытным обрядом инициации, справлявшимся еще в палеолите и известным у самых отсталых народов мира (австралийцев).

Для посвящения в полноправные члены племени подростки должны были пройти особые, порой тяжелые, обряды - испытания. Исполнялись они в пещере или в глухом лесу, близ одинокой хижины, и распоряжалась ими старая женщина - жрица. Самое страшное испытание состояло в инсценировке «пожирания» испытуемых чудовищем и их последующего «воскресения». Во всяком случае, они должны были «умереть», побывать в потустороннем мире и «воскреснуть».

Все вокруг нее дышит смертью и ужасом. Засовом в ее избе служит человеческая нога, запорами - руки, замком - зубастая пасть. Тын у нее - из костей, а на них - черепа с пылающими глазницами. Она жарит и ест людей, особенно детей, при этом печь лижет языком, а угли выгребает ногами. Изба ее покрыта блином, подперта пирогом, но это - символы не изобилия, а смерти (поминальная еда).

По белорусским поверьям, Яга летает в железной ступе с огненной метлой. Где она несется - бушует ветер, стонет земля, воют звери, прячется скот. Яга - могущественная колдунья. Служат ей, как и ведьмам, черти, вороны, черные коты, змеи, жабы. Она оборачивается змеей, кобылой, деревом, вихрем и т.д.; не может лишь одного - принять сколько-нибудь нормальный человеческий облик.

Обитает Яга в глухом лесу или подземном мире. Она и есть хозяйка подземного ада: «Ты хочешь идти в пекло? Я - Ежи-ба-ба»,- говорит Яга в словацкой сказке. Лес для земледельца (в отличие от охотника) - недоброе место, полное всякой нечисти, тот же потусторонний мир, а знаменитая избушка на курьих ножках - как бы проходная в этот мир, потому и нельзя в нее войти, пока он не повернется к лесу задом.

С Ягой-вахтершей трудно справиться. Героев сказки она избивает, связывает, вырезает ремни из спин, и только самый сильный и храбрый герой одолевает ее и спускается в преисподнюю. При этом всем Яга имеет черты повелительницы Вселенной и выглядит какой-то жуткой пародией на Мать Мира.

Яга - тоже богиня-мать: у нее три сына (змеи или великаны) и 3 или 12 дочерей. Возможно, она и есть поминаемая в ругательствах чертова мать или бабушка. Она - домовитая хозяйка, ее атрибуты (ступа, метла, пест) - орудия женского труда. Яге служат три всадника - черный (ночь), белый (день) и красный (солнце), ежедневно проезжающие через ее «проходную». С помощью мертвой головы она повелевает дождем.

Яга - богиня общеиндоевропейская.

У греков ей соответствует Геката - страшная трехликая богиня ночи, колдовства, смерти и охоты.
У германцев - Перхта, Хольда (Хель, Фрау Халлу).
У индийцев - не менее жуткая Кали.
Перхта-Хольда обитает под землей (в колодцах), повелевает дождем, снегом и вообще погодой и носится, подобно Яге или Гекате, во главе толпы призраков и ведьм. У немцев Перхту заимствовали их славянские соседи - чехи и словенцы.

Альтернативные варианты происхождения образа

В древности умерших хоронили в домовинах - домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах.
Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, - отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга - это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей.

Еще вариант:

Возможно, что таинственная избушка на курьих ножках не что иное, как широко известный на Севере «лабаз», или «чамья», – тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов. Лабазы всегда ставятся «к лесу задом, к путнику передом», чтобы вход в него находился со стороны реки или лесной тропы.

Небольшие охотничьи лабазы иногда делаются на двух–трех высоко спиленных пнях – чем не курьи ножки? Еще больше похожи на сказочную избушку небольшие, без окон и без дверей, культовые амбарчики в ритуальных местах – «урах». В них обычно находились кук–лы–иттармы в меховой национальной одежде. Кукла занимала собой почти весь амбарчик –может, поэтому избушка в сказках всегда мала для Бабы Яги?

По другим сведениям Баба-Яга у некоторых славянских племён (у русов в частности) - жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых. Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.

И еще версия:

«Изначально Баба-яга называлась Баба-Йога (вспомните «баба-йожка»)- так что Баба-яга на самом деле - владеющая йогой.»

«В Индии йогов и странствующих садху уважительно называют баба (хинди ???? - «отец»). Многие ритуалы йогов проводятся у костра и малопонятны иноземцам, что вполне могло дать пищу для фантазий и сюжетов сказок, где баба йог мог трансформироваться в Бабу Ягу. У индийских племен нагов принято сидеть у костра, делать ягью (жертвоприношения огню), обмазывать тело пеплом, ходить без одежды (нагими), с посохом («костяная нога»), длинными спутанными волосами, носить кольца в ушах, повторять мантры («заклинания») и практиковать йогу. Наги в индийской мифологии - змеи с одной или несколькими головами (прообраз Змея Горыныча). В этой и других йндийских сектах совершались загадочные и пугающие ритуалы с черепами, костями, совершались жертвоприношения и т.п.»

Еще есть у Соловьева в «Истории Государства Российского» про бабу Ягу есть - версия - что был такой народ Яги - который растворился в русских. Людоедели по лесам, немного и пр. Известен князь Ягайло, например. Так что сказки - сказками - этносы - этносами.

А вот еще одна версия гласит, что Баба Яга - это монголо-татарский золотоординский сборщик налога с завоёванных (ну, ок, ок, союзных ) земель. Лицом страшен, глаза раскосые. Одежда напоминает женскую и не разберёшь, мужик или баба. И приближённые зовут его не то Бабай (то есть Дед и вообще старший), не то Ага (чин такой)… Вот оно и Бабай-Ага, то есть Баба Яга. Ну, и не любят его все - за что же сборщика налогов любить?

Вот есть еще версия, не заслуживающая доверия, но упорно гуляющая по интернету:

Оказывается, баба-яга из русских сказок жила совсем не в России, а в Центральной Африке. Она была королевой племени людоедов яггa. Поэтому ее стали называть королева Ягга. Позже, уже у нас на родине, она превратилась в людоедку бабу-ягу. Произошло это превращение так. В XVII веке в Центральную Африку вместе с португальскими войсками пришли миссионеры-капуцины. В районе бассейна реки Конго появилась португальская колония Ангола. В ней-то и находилось маленькое туземное королевство, которым управлял смелый воин Нгола Мбанка. Вместе с ним жила его любимая младшая сестра Нцинга. Но вот сестренке тоже захотелось поцарствовать. Она отравила своего брата и объявила себя королевой. В качестве счастливого амулета, дающего власть, любящая сестра повсюду таскала с собой в сумке кости своего брата. Отсюда, по-видимому, в русской сказке и появляется непонятное выражение «Баба-яга - костяная нога».

Два капуцина, брат Антонио де Гаета и брат Дживанни де Монтекугго, написали о королеве Ягге целую книгу, в которой описывали не только способ ее прихода к власти, но и принятие ею на старости лет христианства. Эта книга попала в Россию, и здесь из рассказа о негритянке-людоедке получилась сказка о русской бабе-яге.

Эта «версия» не имеет источника. Гуляет по интернету со ссылкой на художественную книгу некоего Г. Климова (русско-американский писатель

Кем на самом деле была Баба Яга - славянским божеством или нечистью? Ученые до сих пор не смогли прийти к однозначному выводу при ответе на этот вопрос. При этом рядом с этими двумя утверждениями есть еще и третье: Бабу Ягу также относят к неким особым силам, которые поддерживают связь между мирами живых и мёртвых.

Любопытно при этом вот что: в русском фольклоре образ Яги трансформировался со временем: в дохристианскую эпоху Руси она была безусловным положительным персонажем, выступающим на стороне Добра (сказка «Морозко»), а чуть позже столь же безусловно отрицательным («Гуси-лебеди», «Терёшечка»).

Как это ни странно, но изменение отношения к Бабе Яге, как утверждают ученые, может быть связано с постепенным сближением российской культуры с западной.

Настоящая роль Бабы Яги, о которой мало кто знает

В дохристианской Руси в деревнях наиболее уважаемыми людьми были знахари, колдуны и ведьмы («ведающие» женщины - лечащие знахарки). К ним обращались как к судьям, врачам и даже старостам. А власти, как мы знаем, необходима сакральность, которая достигается ореолом таинственности, магического величия и недосягаемости. Поэтому если князья строили себе терема с высокими заборами, то знахарки уходили жить в лес, где в то же время было легче собирать лекарственные травы, многие из которых до сих пор остаются для нас главными в категории народной медицины.

Они уходили в лес, но, как известно, человек по своей сути не терпит одиночества, поэтому знахарки и заводили себе домашних животных, с которыми коротали время - из фольклора до нас дошли только волки и черные коты, но их разнообразие, скорее всего, было больше. За магическое сближение с ними тогдашние неграмотные люди принимали обычную привязанность хозяев и домашних питомцев, которую мы можем видеть сейчас у каждого кошатника и собачатника.

И люди шли к таким знахарям в лес: за лекарственным зельем либо за заговорами. Почему за лекарствами - понятно, а вот зачем за заговорами? На этот вопрос легко ответят выпускаемые и сейчас в большом количестве журналы на соответствующую тематику. И сейчас какое-то количество людей ходит к бабке-шептухе или знахарке, узнать всё про себя и своих родных. И ходят не только неграмотные люди, но и вполне себе облеченные властью, влиянием и имеющие большое количество денег. Вспомните Джуну, на самом деле, она была классической бабой Ягой.

Люди всегда были падки на предсказания и «волшебство». Этим и занимались знахари с их магическими ритуалами, наполненными загадочностью и символизмом.

Зачем Баба Яга засовывала детей в печь?

Любопытно, но по мнению исследователей, Яга не съедала, не зажаривала их. Она проводила обряд «допекания» детей. Что это за обряд?

В Древней Руси печь всегда считалась сердцем дома, а очаг «святилищем совершенной чистоты», которому молились о душевном и телесном здравии.

Тогда появился и ритуал, смыслом которого было «допечь» недоношенного, больного или слабого ребёнка в священном огне. Женщина обычно сажала свое хворое дитя на лопату, трижды помещая его в печь, произнося заклинания. Но не все могли делать это сами, а потому и обращались к знахаркам.

Кстати, из фольклора мы знаем, что не только огонь обладал средством очищения. В соответствии со сказкой про Конька-Горбунька, такое же значение придавалось и кипящему молоку. А теперь вспомните, что мы даем заболевшим простудой детям.

Почему Баба Яга жила в избушке на курьих ножках?

Этому тоже есть объяснение. После освоения Севера у местных жителей появилась традиция ставить мельницы на специальной конструкции, напоминающей столб. Благодаря чему мельница вращалась вслед за ветром. Похоже на избушку на курьей ножке? Кроме того, на Руси мельница часто ассоциировалась с нечистью и тайными силами.

Тайная сила Бабы Яги

В первую очередь, конечно, это ее связь с миром мёртвых.

Её избушка стоит «к лесу передом», а у древних славян лес считался таинственным местом, куда уходят души мёртвых.

Избушку на курьих ножках Бабы Яги окружает тын с человеческими черепами - символами смерти.

Костяная (мёртвая) нога Бабы Яги тоже может служить подтверждением ее связи со смертью.

Яга лежит на печи, занимая собой всю избушку - «нос в потолок врос». Это говорит о том, что избушка не что иное, как её гроб.

Однако под миром мёртвых наши предки подразумевали, скорее всего, ментальный мир, мир духа и знания. То есть, то же знахарство и житейскую мудрость.

Баба Яга - на стороне Добра или Зла?

Согласно народным преданиям Яга выступает то помощницей, то злодейкой. В каком-то случае даёт совет главному герою и дарит ему волшебную вещицу, а в другом - строит всяческие преграды персонажам, похищает детей, сжигая их в печи. Эта двойственность образа с какой-то стороны понятна: пришедшее на смену языческим богам христианство также поддерживает двойственность некоторых библейских образов. Помните, что по интерпретации Даниила Андреева Иуда предал Христа потому, что больше других его любил?

Но соберем все свойственные Бабе Яге черты вместе:

Она - отшельница, которая ведете аскетический образ жизни.

У нее были прирученные животные (ворон, волк, кот, гуси-лебеди), которые подчинялись её воле.

Яга обладала известными только ей знаниями, проводила магические обряды.

Помогала персонажам сказок советами, дарила необходимые им для достижения задач вещи.

С взрослыми героями обходилась ласково, а вот детей сажала на лопату и совала в печь (зачем и почему, мы с вами уже знаем).

Собрав всё это вместе, можно ли теперь однозначно утверждать, что Баба Яга - это злой, негативный персонаж?

В сознании народа Яга выступала на стороне добра, олитцетворяла дух мудрости, целительства, и только в сказках она перешла на сторону зла.

Почему Баба Яга стала злой?

Скорее всего, это связано именно с борьбой с древними славянскими верованиями, которая проводилась после христианизации Руси. Вполне возможно, что в демонизации Бабы Яги поучаствовал и Запад во время многочисленных попыток нашего с ним сближения.

И ключевым здесь является известное всем выражение «Там русских дух, там Русью пахнет», которое употребляется в непререкаемом негативном ключе.

А теперь вспомним, кто из наших сограждан непременно употребляет при рассуждениях о России определение «эта страна», кто говорит о ней исключительно в негативном ключе?

И здесь стоит вдуматься: могла ли русская бабка-знахарка, ушедшая жить в русский лес, чтоб помогать местным жителям, говорить о Руси, не относя себя к ней?